Девочка в семье: особенности воспитания гармоничной и счастливой личности. Момент одиннадцатый: «Здоровая и активная»

Превращение маленькой принцессы в настоящую королеву , то есть воспитание девочки, – процесс очень сложный. Он должен учитывать как её психологические, так и индивидуальные особенности. Что именно должны знать родители, воспитывая дочь, какая роль в воспитании маленькой принцессы отводится каждому родителю и каковы особенности воспитания девочек, в ы узнаете на самом женском сайте «Красивая и Успешная».

Чем девочки отличаются от мальчиков?

Здесь речь пойдёт не о физиологических, а о психологических отличиях девочек.

Дело в том, что их психологические потребности немного отличаются от мальчишеских. Всем детям независимо от пола необходимо доверие, принятие, одобрение, но девочкам для нормального развития необходимо ощущать больше заботы со стороны родителей.

Мальчикам же наоборот хочется чувствовать себя более самостоятельными. Именно забота и помощь со стороны взрослых воспринимаются девочкой как проявление настоящей любви.

Итак, первая и главная особенность воспитания девочки в семье – это дать ей почувствовать, что родители о ней искренне заботятся и никогда не оставят её наедине с трудностями.

Поэтому как бы вам ни хотелось с ранних лет привить девочке самостоятельность, не спешите с этим. Если она будет расти с ощущением, что ей всё нужно делать самой, она не почувствует родительскую заботу и не научится никому доверять.

Вполне вероятно, что в будущем она сделает успешную карьеру, но в личной жизни она вряд ли будет счастлива. Не научившись доверию в детстве, во взрослой жизни она не будет способна строить близкие отношения.

Особенности воспитания девочек: личный пример важнее

Какими бы воспитательными приёмами ни пользовалась мама для того, чтобы вырастить из своей дочери настоящую женщину, все они не принесут пользы, если не будут подкреплены личным примером .

Именно мама является для дочери образцом женского поведения. То, как ведёт себя мама каждый день, и есть лучшее воспитание для девочки.

Отсюда вывод: если мама не чувствует себя женственной и привлекательной, то у неё просто не получится научить свою дочь быть настоящей женщиной!

Однако не стоит отчаиваться, просто всем мамам, которые растят дочерей, нужно постоянно работать над собой – это вторая, не менее важная особенность воспитания маленькой девочки. Выработав нужную модель поведения, у мамы получится , а у сайт на эту тему есть отдельная статья, которая и поможет ей справиться с этой задачей.

Только маме под силу…

Необходимость развивать в девочке чисто женские качества – отличительная особенность воспитания девочки, реализовать которую может только мама.

  • Воспитание аккуратной хозяйки

Девочка, во всём подражая маме, будет помогать ей во всех домашних хлопотах. Задача мамы не оттолкнуть её, а поощрять её хозяйственность. Однако не стоит взваливать на маленькие плечики слишком много обязанностей, иначе домашняя работа превратится в наказание.

  • Превращение девочки в помощницу

Пока девочка маленькая, важно не просто принимать от неё помощь, но ещё и создавать такие ситуации, в которых её помощь окажется вам необходимой. Важно учить девочку заботиться о тех, кто в этом нуждается, например, о младшем братике. С этой же целью можно завести небольшое домашнее животное (попугая, хомяка), главное – обязательно хвалить девочку, даже если помощь была не к месту. Впрочем, эта особенность воспитания девочки в семье в равной степени относится и к воспитанию мальчиков.

  • Формирование хорошего вкуса

Настоящая женщина должна обладать хорошим вкусом. Приобретая новую одежду для девочки, обязательно учитывайте её мнение. Даже детская одежда должна быть женственной и немного кокетливой, покажите маленькой моднице, как можно сочетать разные стили или играть цветом. Не стоит запрещать девочке пользоваться косметикой, наоборот, приобретите ей набор детской косметики. Девочка должна с детства уметь ухаживать за собой. Не стоит упускать из виду эту особенность воспитания девочки: неухоженная и безвкусно одетая, в будущем она не сможет претендовать на право называться настоящей женщиной.

  • Выбор любимого занятия

Классическое воспитание девочки предполагает выбор ею традиционно женского занятия. Помогите ей определиться с таковым. Вязание, бисероплетение, бальные танцы – не важно, что это будет, главное, чтобы ей нравилось. Нельзя не признать тот факт, что девочки сегодня всё чаще выбирают далеко не женские занятия, и это вариант нормы. Чем бы она ни увлекалась, помните, главное для девочки – чувствовать мамину поддержку.

Особенности отцовского воспитания девочки

Не менее важна в воспитании дочери и роль отца. Папа – главный мужчина в жизни каждой девочки.

  • Для её эмоциональной жизни очень важно то, насколько внимательным, любящим и заботливым будет отец. Недостаток внимания со стороны папы может вылиться в проблемы с личной жизнью или неудачную карьеру.
  • Именно от папиного одобрения напрямую зависит то, будет ли его маленькая принцесса ощущать себя женственной. Папам стоит серьёзно отнестись к этой особенности воспитания девочки и уже с малых лет говорить своей малышке комплименты и всячески подчёркивать то, как она хороша.
  • От папы зависит и то, какой у дочери будет муж. Его она будет выбирать бессознательно, ориентируясь на то, какие отношения у неё были с отцом.
  • Не менее важно и отношения между родителями. Если отец тиран, а мать жертва, то во взрослой жизни девочка обязательно примерит на себя образ жертвы. И наоборот, если отношение отца к матери поистине королевское, то с большой долей вероятности личная жизнь у девочки сложится так же удачно, как и у её родителей.

Особенности «мужского» воспитания девочки предполагают обязательное присутствие рядом с ней членов семьи мужского пола. Если папы в семье нет, его могут заменить дедушка или дядя.

Что ещё нужно знать о воспитании девочки?

  • Девочки очень чувствительны, поэтому не стоит их ругать за проступки. За этим последует бурная эмоциональная реакция , из-за которой девочка так и не сможет понять, почему её ругали. Если девочка провинилась, постарайтесь спокойно указать на её проступок и объяснить, почему так нельзя делать. Так она быстрее поймёт, в чём была её ошибка, и постарается больше её не допускать. Учитывать эту особенность воспитания вашей девочки нужно, чтобы укреплять её самооценку.
  • Девочки от природы очень старательны и аккуратны. Всё, что ими начато, они стремятся довести до конца. Главное – не заглушить эти замечательные качества ещё в детстве, приветствуйте любые её начинания и задумки, пусть пробует, так ей будет легче определить своё место в жизни.
  • Так как для девочки очень важен пример для подражания, а таковым может оказаться не только мама, то следует следить за тем, с кем она общается, какие фильмы смотрит, какие книги читает.
  • Несмотря на то, что девочку нужно всячески оберегать, заботиться о ней и уделять ей «двойную порцию» внимания, сайт не рекомендует её излишне баловать. В противном случае она вырастет не нежной, ласковой и заботливой, а расчётливой и эгоистичной.

Вот, пожалуй, и все особенности воспитания девочек. «Красивая и Успешная» надеется, что они помогут вам воспитать из своей маленькой принцессы настоящую королеву, то есть жизнерадостную, счастливую и уверенную в себе женщину.

Копирование этой статьи запрещено!

Введение

Роль матери в воспитании девочки

Роль отца в воспитании девочки

Заключение

Список литературы

Введение

Воспитание независимых, уверенных в себе девочек критически важно, но и очень сложно для родителей. Низкая самооценка, как это ни грустно, становится проблемой многих девушек. Далекие от реальности картины, навязываемые средствами массовой информации, а также сильное давление со стороны сверстников касательно внешнего вида и поведения приводят к тому, что многие девочки к подростковому возрасту начинают испытывать смущение и боязнь.

Девочки с высокой самооценкой, напротив, скорее будут верить в себя, и обладать более твердым чувством собственного достоинства. Также менее вероятно, что они начнут употреблять наркотики и алкоголь или увлекаться другими опасными занятиями. К тому же они с большей готовностью берутся за сложные задания и преодоление трудностей и не отступают и не сдаются, когда дела начинают идти не так, как надо. Вы можете сыграть значительную роль в воспитании своих дочерей самоуважения, если дадите им почувствовать себя ценимыми и любимыми.

Таким образом, основная проблема нашего поколения в воспитании девочек - это воспитание женственности и хранительницы семейного очага.

Особенности воспитания девочки в семье

воспитание девочка дочка характер

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я".

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какой вырастет девочка. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Девочка очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать девочка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Особенности семейного воспитания изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

А.Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая "кумира в семье", ситуация, создающая "золушек" в семье).

В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Задача семьи - воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах, воспитывать дочку всесторонне развитой личностью.

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своей дочки. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, - это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своей дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение дочки, специальное выявление её интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущей малышки, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

В изучении дочери родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе - в общении с товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет - ответы на эти и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят учителя. Но оценка посторонних людей может быть и необъективной, неверной. Доверие - вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли.

Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности.

Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим; половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцентом в пределах характеристики человека вообще. Знать об этом и иметь в виду психологические особенности личности, обусловленные ее половой принадлежностью, - значит располагать возможностью опираться на все положительное, учитывать возможные негативные проявления и, следовательно, более эффективно осуществлять семейное воспитание.

Некоторые значительные различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в первые месяцы их жизни. Так, например, девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и в психологическом отношении, они примерно на 2-4 месяца раньше начинают говорить. В среднем к трем годам девочки с помощью родителей и окружающих уже знают о своей половой принадлежности, различают пол других детей и взрослых.

По мере роста ребенка половые психологические особенности постепенно усиливаются. Они проявляются в уровне эмоциональных реакций, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам и т.д.

Рассмотрим особенности психики девочки.

У девочек уже в раннем возрасте проявляется "инстинкт материнства", выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.

Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков.

Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками, и отчасти поэтому именно они, как правило, преобладают в ученическом активе, являются старостами.

В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, учителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.

Краткая характеристика психологических особенностей девочек позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации относительно того, как надо воспитывать их в семье с учетом этих особенностей и какова при этом роль отца и матери.

Появление в семье ребенка, прежде всего, требует создания нормальных бытовых условий для его жизни и развития, надлежащей обстановки. Заботясь о здоровье малыша, родителям с первых недель важно помнить о необходимости стимулировать его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Регулярное доброжелательное общение, разговоры с маленькими детьми, ласка как матери, так и отца, колыбельные песни, использование доступных игрушек - все это служит интересам такого развития.

Роль матери в воспитании девочки

Главным воспитателем дочки в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своей малышке. Естественно, что и девочки отвечают матери соответствующим образом, между ними - особенно в раннем возрасте ребенка - обычно устанавливаются более близкие отношения, чем между детьми и отцом. Это обстоятельство имеет существенное значение, которое следует учитывать и использовать в целях воспитания как девочек, так и мальчиков.

Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогают соответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде.

Появление в семье младшего ребенка предоставляет богатые возможности для воспитания и развития у девочки многих типично женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности.

Роль отца в воспитании девочки

Рассмотрим роль отца в воспитании дочери.

Папа же выступает в роли главного мужчины ее окружения, своеобразного эталона мужественности. И дочка ждет от этих двух самых главных людей в ее жизни любви, внимания, нежности и заботы. Оправдывая эти ожидания, как можно чаще интересуйтесь мыслями и чувствами дочки, расспрашивайте ее о впечатлениях минувшего дня, о том, что порадовало или расстроило ребенка. Приучая девочку с детства делиться своими бедами и победами с родителями, Вы тем самым установите доверительные и близкие отношения с ней. Впоследствии всегда сможете своевременно оказать необходимую поддержку и дать полезный совет.

Формируйте у ребенка ощущение вашей постоянной готовности прийти на помощь и принимайте активное участие в решении проблем ребенка. Поддержка и одобрение родителей, взаимопонимание в семье помогут девочке вырасти открытым и дружелюбным человеком, без страха использующим свои способности и проявляющим таланты в повседневной деятельности. Если родители не учитывают такую зависимость ребенка от поддержки и участия, то у дочки может сформироваться заниженная самооценка, чувство своей никчемности, слабости и беззащитности. Девочка может замкнуться в себе и начнет избегать общения с окружающими людьми.

В любой деятельности для девочек важно кто оценит их труд и как оценит. Если мальчиков интересует сама суть оценки, то девочки ожидают эмоциональной реакции родителей на то, какое произвели они впечатление. Они ожидают восхищения своими умениями и навыками, внешним видом: нарядами, прической, красотой и т.д. Формирование самооценки у девочки напрямую зависит от оценок, которые ей дают окружающие люди. И мнение их о себе является для девочки очень важным. Позитивная оценка ее поступков, действий или внешнего вида повысит ее уверенность в себе, придаст дополнительную энергию для продолжения нужных действий.

Воспитывая девочку, чаще используйте комплименты. Умение подметить качества и черты характера ребенка, важные детали его внешнего вида помогут вызвать положительные эмоции малышки, утвердиться в правильности совершенного действия и сформируют позитивное мышление. Например, "Какая красивая у тебя кофточка, она очень идет к твоим глазам", "Какие чистые и опрятные у тебя куклы, ты очень аккуратно с ними играешь". Хвалить ребенка можно за все - за помощь по дому, за учебу в школе, за опрятный внешний вид. Но при этом важно чувствовать и меру. Не переступите грань, за которой восхваляемое достоинство превращается в недостаток. Так, постоянно акцентируя внимание девочки на ее внешней красоте, можно сформировать у ребенка завышенную самооценку, которая в дальнейшем вызовет проблемы в общении с другими детьми.

Для девочек характерно проявление интереса ко взаимоотношениям между людьми, к их переживаниям, поведению, эмоциям. С возрастом интерес ко внутреннему миру, своему собственному или же окружающих ее людей, только возрастает. Проявляется этот интерес в стремлении познать саму себя, проанализировать поступки других. В подростковом возрасте девочки заводят дневники-анкеты для своих подруг, или же начинают вести личный дневник, записывая волнующие их мысли. Находитесь всегда рядом, помогайте найти ответы на волнующие их вопросы, найти пути выхода из сложных ситуаций. Участие родителей в воспитании ребенка не должно проявляться в виде стихийных акций. Это постоянный процесс. Дети учатся жизни, отталкиваясь от наших собственных взглядов. Чем больше мы их поощряем и хвалим, чем больше поддерживаем и любим, тем больше радости они видят в окружающем их мире, и большего успеха достигают в жизни.

Отец, олицетворяя мужское начало в семье, главным образом закладывает рациональные основы в детях. Его общение с дочерью дает ей представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и четче осознать свою женскую природу. Учитывая присущую девочкам привязанность к дому, к тому, что их непосредственно окружает, отец должен уделять специальное внимание воспитанию любознательности, стремиться расширить кругозор дочери, знакомить с тем, что выходит за рамки уже известного ей. Этому помогает чтение сказок, разучивание стихов, рассматривание и раскрашивание картинок, рисование, слушание музыки, общение с природой, просмотр детских телепередач. Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениями, а также контакты со сверстниками.

Воспитательные усилия и отца, и матери по отношению к девочке дошкольного возраста в значительной мере должны быть направлены на то, чтобы как следует подготовить ее к обучению в школе. Это значит: настойчиво продолжать развитие и поощрение у детей любознательности, желания учиться, воспитывать интерес к школе, учению, формировать уважительное отношение к учителю. Важно заранее ориентировать девочек на хорошие, добрые отношения с мальчиками в школе, делать акцент на необходимости дружных совместных занятий, игр, взаимопомощи. Наличие брата в семье, естественно, в значительной мере облегчает решение этой задачи.

Поступление дочери в школу - большое событие для неё и её родителей. Став школьницей, девочка активно включается в систему общественных отношений, что большинству из них обычно импонирует. Она принимает на себя вполне конкретные обязанности - добросовестно учиться, вместе с тем обретая определенные права как член школьного коллектива. С появлением школьницы в семье верным союзником и квалифицированным помощником родителей может стать учитель. Поэтому первоочередная забота родителей - установить с ним деловые контакты и совместными усилиями решать актуальные задачи воспитания.

В семье ребенку-школьнику необходимо создать надлежащие условия для занятий и отдыха. Большое значение имеет четкая организация режима, который предусматривал бы все основные моменты, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность. В этом отношении родители имеют возможность проконсультироваться в школе с учителем, школьным врачом, учитывая при этом специфические особенности жизни своей семьи.

Сознавая, что для начинающей школьницы учение является не только новым занятием, но и серьезным трудом, нелегким и ответственным делом, родителям следует уделять повседневное внимание ее учебе, интересоваться успехами, вникать в затруднения, в случае надобности оказывать помощь разъяснениями и советами, дополнительными упражнениями. Бывают полезны дидактические и другие игры, наглядные пособия, как приобретенные, так и изготовленные вместе с дочкой. Наряду с предметной помощью школьнице в учении важно по прежнему расширять ее кругозор, развивать самостоятельность, поощрять познавательную активность, используя беседы, совместное чтение, экскурсии и т. п.

Опираясь на все положительное в характере своей дочери, отец и мать должны стремиться осуществлять ее всестороннее развитие, совершенствовать важнейшие личностные качества, одновременно выявляя отрицательные черты и преодолевая их. С этой целью используются объяснение, приучение - девочке рассказывают и показывают, как нужно поступать в том или ином случае, а затем при необходимости напоминают об этом. Повышенная внушаемость девочек благоприятствует эффективному воздействию таких методов.

Целесообразно применять и поощрения, если ребенок их заслуживает хорошим поведением, успехами в учении, добрыми поступками. Это может быть похвала, разрешение на развлечение, желанный подарок. В необходимых случаях возможны и наказания: замечание, лишение удовольствия. С учетом впечатлительности, обидчивости девочек применение наказаний по отношению к ним требует особого такта и осторожности.

Разумеется, совершенно исключаются какие-либо физические наказания, унижающие достоинство и того, кто подвергается такому наказанию, и того, кто наказывает. Не решая проблем, они препятствуют нормальному воспитанию, так как вызывают у ребенка страх, стремление скрыть свой проступок, приводят к отчуждению, а иногда их последствием могут быть серьезные физические или психические травмы.

В подростковом возрасте воспитание девочек заметно усложняется.

Претендуя на взрослость, они предпочитают по многим вопросам иметь собственное мнение, далеко не всегда совпадающее с мнением старших, предъявляют повышенные требования к окружающим. Круг их интересов расширяется, возрастает активность, обостряется желание иметь более обширный круг общения как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.

Испытывая определенные трудности с учебой в 5-6-х классах, вызванные, в частности, началом полового созревания, девочки в дальнейшем справляются в основном с этими трудностями и в большинстве своем учатся более ровно, чем мальчики-подростки. Сравнительно лучше обстоит дело у них и с дисциплиной.

Подростковый возраст школьника связан с проблемой выбора им будущей профессии. Вместе со школой отцу и матери следует уделять этой проблеме специальное внимание, с одной стороны, выявляя склонности и способности дочери, а с другой - знакомя с различными сферами деятельности, специальностями, профессиями. В принципе, представительницам женского пола доступны очень многие, почти все существующие профессии, но немало таких, которые наиболее отвечают женской натуре, соответствуют их физическим и психологическим особенностям. Например: воспитательница, учительница, врач, медсестра, машинистка, портниха, продавщица, парикмахер, повар, доярка и т.д. При выборе профессии наряду с личными интересами девочки имеют значение состояние ее здоровья, семейные традиции и другие обстоятельства, с которыми необходимо считаться. В любом случае нельзя забывать, что верный и обоснованный выбор призвания, жизненного пути - весьма важная предпосылка человеческого счастья, материального и морального благополучия.

В среднем и старшем школьном возрасте становится особенно актуальной задача подготовки дочери к семейной жизни. Создание семьи, выращивание и воспитание детей - естественный долг каждого здорового человека. В процессе семейного воспитания необходимо исподволь, постепенно, но и неуклонно при удобном случае внушать девочке, а затем и девушке мысль о том, что у нее со временем будет своя собственная семья, дети. Такая психологическая установка имеет существенное значение, помогает сформировать положительное отношение к семье, стимулирует целенаправленную подготовку к будущей семейной жизни.

Конечно, при этом надо иметь в виду, что очень многое определяется примером родительской семьи.

Если девочка изо дня в день видит, как хорошо и дружно живут отец и мать, помогают друг другу во всем, какая теплая и доброжелательная атмосфера постоянно царит в доме, насколько легче преодолеваются любые трудности общими усилиями, у нее закономерно будет складываться впечатление о том, что именно семья создает все условия для счастья, что она действительно нужна каждому.

Заключение

Когда в семье рождается девочка, родителям кажется, что их жизнь будет спокойной, умиротворенной, полной нежности и ласки. Но вскоре оказывается, что крошка обладает бойким и настойчивым характером, справиться с которым не так уж и просто. Она капризничает, кричит, толкается, рвет книжки и ломает игрушки. И мама лишь недоуменно разводит руками, даже не предполагая, как же воспитать из своей непоседы настоящую леди.

На самом деле воспитание девочек может отличаться в зависимости от их характера. Если одни малышки довольно усидчивые и тихие, то другие могут дать фору даже самым резвым мальчуганам. Но это вовсе не означает, что маленькие непоседы в будущем не захотят иметь семью, детишек, любимую работу и стабильную жизнь. Поэтому каждая мама должна суметь вырастить из своей крохи добрую и открытую девушку с хорошими манерами и правильными взглядами на жизнь.

Почти каждая женщина мечтает, чтобы у нее родилась доченька. Когда же наступает долгожданный момент, маму в первую очередь интересует, как назвать малышку, создать ей необходимые условия и как воспитать из нее истинную женщину, уверенную в себе, порядочную, хозяйственную, заботливую и самодостаточную. Ведь любая мать желает видеть свою взрослую дочурку счастливой, любящей и любимой, хорошей женой и матерью.

Слишком мала, чтобы воспитывать

Пока дети находятся в младенческом возрасте, то особых различий в воспитании мальчиков и девочек нет. Можно отметить лишь некоторые различия в осуществлении туалета и гигиены младенцев разного пола , а в остальном важно, чтобы они были окружены любовью. Приблизительно до двух лет малыши не обладают достаточным самоконтролем, они слишком малы и все ими совершаемое является не чем иным, как исследованием внешнего мира, поэтому придерживаться каких-либо правил воспитания бессмысленно, кроме одного - бить такую крошку нельзя. Все что могут родители это обучать и наставлять свое чадо.

Полезно знать: устанавливать границы дозволенного нужно начинать, когда ребенок становится разумнее, а его потребности трансформируются в желания.

Следовательно, в заботе и внимании нуждаются все дети, но принципы и подходы к воспитанию мальчиков и девочек несколько разнятся. Когда в семье растет дочка, родители должны принимать во внимание, что девчушки развиваются быстрее мальчишек, опережая их в развитии в среднем на 2-3 года. А это значит, что понимать и воспринимать все вокруг происходящее они учатся значительно раньше.

У маленьких детей есть одно интересное свойство: они во всем подражают самым близким людям - родителям. Причем мальчики во всем стараются походить на отцов, а девочки - на мам.

Совет: малышка все время должна видеть перед собой пример той истинной женщины, которой бы хотела видеть ее мать в будущем.

Значит, матери самой необходимо стать такой женщиной. При этом умение растить детей заложено в женщине природой, поэтому ей в первую очередь следует прислушаться к своим материнским инстинктам и следовать им.

В первые годы жизни ребенка основными воспитательными приемами являются игры и книжки . Маленькие девочки очень любят слушать сказки о прекрасных принцессах и принцах. Некоторые родители используют их, пусть даже невольно, чтобы привить дочке некую модель поведения, когда, будучи уже девушкой, она ищет идеального мужчину и не может быть счастлива с обычным среднестатистическим парнем, который далек от созданного образа - идеала. Или возможен другой вариант развития событий, когда избранник только с виду галантен, а на самом деле просто будет пользоваться доверчивой простушкой.

Полезно знать: кроме материнского примера девочка должна видеть еще и образец настоящего мужчины.

Это особенно актуально, если мать растит ребенка одна, без отца. Неправильно, если малышка будет постоянно видеть в доме разных посторонних мужчин. Это однозначно неправильно отразится на ее восприятии и поведении. Дочке о личной жизни матери лучше не знать до тех пор, пока последняя не встретит достойного человека, способного стать другом и отцом для ее ребенка. Причем приводить его в дом можно, только после знакомства с малышкой на нейтральной территории.

Но даже в полноценных семьях не все бывает гладко, хотя родителям ни в коем случае нельзя забывать, что именно их взаимоотношения являются примером и наглядным уроком для дочери. Исходя из того, что девочка видит ежедневно, у нее формируется представление о семейной жизни. Поэтому папа должен относиться к маме с вниманием и заботой. И женщина тоже должна проявлять к мужу любовь.

Особенности воспитания дочери

Дочка - это не только платья и бантики. В первую очередь родители должны постараться сделать ее счастливой и помочь освоить навыки, которые пригодятся ей в будущем. Психологи выделили несколько основных моментов, которым нужно уделить внимание при воспитании девочки, учитывая более тонкую психику, фантазию и способности, заложенные природой в представительниц прекрасного пола.

Момент первый: «Всегда любима!»

Материнская любовь не должна быть средством поощрения, ребенку не нужно ее заслуживать своим поведением или действиями, такая любовь безусловна, всепонимающа и всепрощающа . Если девочка ее не получает, то в будущем это отрицательно скажется на ее взаимоотношениях, способности любить, становлении как личности, самооценке. Отцовская любовь необходима девочкам для гармоничного развития и уверенности в своих силах не меньше материнской, но она, как правило, более требовательна, ведь именно отец первым дает оценку женским качествам своей дочери.

Важно: отсутствие проявлений любви и излишняя строгость со стороны родителей формирует в ребенке комплекс жертвы.

Такие девочки всю жизнь проявляют чрезмерную старательность в попытках получить одобрение, игнорируют собственные желания и потребности, не осознают себя любимой. Из малышки, которую баловали и лелеяли просто потому, что она есть, а не за какие-то заслуги, непременно вырастает девушка, интуитивно умеющая распознавать атмосферу истинной любви и отличать фальшь от искренности. Никакой проходимец не сможет ее обмануть парой ласковых слов. Но все должно быть в меру. Если при отсутствии любви ребенок приобретает массу комплексов, то при ее избытке из девочки вырастает капризная принцесса. Но еще хуже воспитания в строгости безразличие со стороны родителей по отношению к дочери. Такой ребенок уйдет из семьи при первой возможности, даже с незнакомым человеком, который проявит капельку внимания, участия и понимания.

Момент второй: «Самая красивая!».

Так каждая девочка должна думать о себе, поскольку сомнения в собственной привлекательности непременно накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Важно: даже когда внешние данные дочери далеки от идеала, мама должна говорить, что она прекрасна.

Пусть она пухленькая или природа наградила ее веснушками. Все это можно превратить в достоинства, неповторимые и только ей присущие очаровательные черты.

Если все же мама хочет указать дочке на некоторые нюансы во внешности, которые требуют корректировки, то делать это нужно не двузначно, без обидных намеков и слов.

Лучше просто показать ей, как завуалировать тот или иной недостаток или, если девочка имеет лишний вес, вдохновить ее на занятия спортом. полезны в любом возрасте.

Кроме того, мама и сама должна следить за собой, чтобы стать примером женственности, элегантности и красоты для своей дочурки.

Момент третий: «Женственная»

Несколько десятилетий назад это понятие включало в себя умение создавать уют, вести домашнее хозяйство, воспитывать детей и угождать супругу. Нынче многое изменилось и женщина с хранительницы очага превратилась в добытчицу. Трансформировалось и понятие женственности. Теперь оно подразумевает умение быть привлекательной, наличие хорошего вкуса, ухоженность, изящество, эмоциональность и искренность, вежливость и нежность.

Для того чтобы привить эти качества своей дочери женщина должна следить в первую очередь за собой , ведь не исключено, что малышка скопирует поведение матери, ее манеру одеваться. Также не нужно упускать из виду состояние одежды ребенка. Она должна быть всегда чистой и выглаженной, но навязывать свои предпочтения в стиле одежды не стоит. Девочка должна сама понять чего она хочет. Это сделает ее более уверенной в себе.

Момент четвертый: «Примерная»

Чрезмерная строгость в воспитании, проявление силы сделают малышку послушной, тихой и спокойной, но кроха будет расти, зная, что тот, кто сильнее имеет больший авторитет. Кроме того, такое послушание, когда подавляются все проявления собственного «Я» в ребенке, делает ее безвольной, легко управляемой, лишает собственного мнения и возможности отстаивать свою точку зрения.

С малых лет в своем ребенке . Раскройте внутренний потенциал малышки и привейте ей правильные моральные и этические нормы.

Таким образом, перейдя из-под родительской опеки под опеку мужа, девочка никогда не будет себя защищать. Поэтому дочке иногда полагается пошалить. Причем за этим не должны следовать наказания. Лучше, когда в ее шалостях поучаствуют и родители. Это только укрепит доверие и любовь ребенка к ним, а также желание быть примерной девочкой в другое, свободное от шалостей время.

Момент пятый: «Благоразумная»

Девочка не должна быть чрезмерно доверчивой. Следует рассказать ей, что учиться необходимо на чужих, а не на своих ошибках. Примером могут служить сами родители, их знакомые, люди, которые стали объектом обсуждения в газетных статьях и новостных программах. Родители должны научить дочку разбираться в людях , отличать плохих от хороших, определять границы благих и худых поступков, избегать ситуаций, которые могут быть опасными для жизни, угрожать здоровью, спокойствию или репутации.

Момент шестой: «Юморная»

Чувство юмора формируется у детей довольно поздно. В раннем детстве смехом они реагируют на неожиданные ситуации, когда герои мультиков падают, спотыкаются или сталкиваются. Также им нравятся словесные каламбуры, поэтому малыши сами часто коверкают слова, придумывая разные абракадабры. Но чувство юмора очень пригодится девочке, ведь от него не так далеко до оптимизма. Особенно если малышка научится смеяться над самой собой.

Во многом способность юморить и шутить зависит от . Однако, независимо от того подрастает в семье сангвиник или флегматик, в шестилетнем возрасте ни один ребенок не способен воспринимать самоиронию.

Но она обязательно дорастет до этого момента. Если же девочка не сможет шутить в силу своего характера, то ее нужно научить воспринимать шутки других и наслаждаться чужим юмором.

Момент седьмой: «Хозяйственная»

Мужчина в первую очередь ждет от женщины умения заниматься готовкой и уборкой. Навыки кулинарии, стирки и глажки привить девочке нетрудно. Гораздо сложнее научить делать все это с удовольствием. На выручку маме в этом приходит желание дочери во всем на нее походить.

Важно: не упустите момент, когда в свои три года малышка неумело будет мести пол или елозить тряпкой по полу, криво разложит свои игрушки или разобьет тарелку. В это время нельзя ее ругать и тем более запрещать помогать по хозяйству.

Напротив, это стремление необходимо всячески поддерживать. Постепенно девочка научится приемам рационального ведения хозяйства, сможет управляться со всем легко и привычно. Выполнение некоторых задач требует участия не одного, а нескольких человек, поэтому нужно научить кроху, что она может просить о помощи , не стесняясь привлекать других домочадцев и не страшась трудностей.

Момент восьмой: «Милосердная»

Чувство сострадания к слабым должно быть в каждой девочке, ведь без него она не сможет стать истинной женщиной. Современные девчонки могут быть очень жестоки, гораздо более жестоки, чем мальчишки, ведь они ранят не в драке, а словами, высмеивая чьи-то недостатки.

Совет: с самого рождения нужно учить малышку замечать чужую боль, сопереживать, приходить на помощь близким, пожилым, больным людям, младшим членам семьи.

Отличным воспитательным моментом в этом вопросе являются домашние и бездомные животные, уход за ними. Но в то же время милосердие не должно быть направлено на недостойных его людей , оно должно находиться в неком балансе с благоразумием, ведь вокруг много тех, кто готов воспользоваться чужой добросердечностью.

Момент девятый: «Деятельная»

Поскольку девочки развиваются быстрее мальчиков, то именно они становятся лидерами в детсадовском или школьном коллективе. Во взрослом обществе сложилась и закрепилась совершенно противоположная ситуация, поэтому не стоит мешать дочке проявлять инициативу . Напротив, стоит позволить ей почувствовать, каково это — быть лидером, всячески поощрять и отмечать ее успехи. В связи с этим нельзя оценивать поступки дочери исходя из полового признака, говоря, что девочки так себя не ведут, необходимо рассказать малышке, что лидер не должен быть безапелляционным, категоричным, он должен иметь свое мнение, но и уметь выслушать чужие, приспосабливаться к коллективу, вести диалог, приводить доводы и аргументы. Лидерство воспитывает в ребенке силу духа и дипломатию. В дальнейшем девочка сама решит, как ей применять свои лидерские навыки.

Момент десятый: «Сильная и слабая одновременно»

Это мудрость, которую мама просто обязана помочь освоить своей дочери. Девочка может быть образованнее, мудрее и сильнее духом, чем мальчишки, но если будет это демонстрировать им, то очень обидит представителей сильного пола. Для них она должна быть хрупкой и слабой, чтобы побуждать заботиться о себе .

Полезно знать: крайне важно развивать интеллект дочери, научить ее добиваться своих целей самостоятельно, но никогда не отказываться от помощи, которую предлагают мужчины.

Момент одиннадцатый: «Здоровая и активная»

Здоровье никому еще не помешало, но для девочки, как для будущей матери, оно чрезвычайно важно. Поэтому нужно с раннего детства приучать ее к принципам правильного питания , ухода за собой и своим телом, приобщать к спорту. В целях профилактики следует периодически показывать ребенка докторам.

Момент двенадцатый: «Личность»

Часто родители навязывают дочери свое мнение, принимают за нее важные решения, таким образом удовлетворяя свои амбиции за ее счет, не давая развиться ее индивидуальности.

Полезно знать: если ребенок мягкий и покладистый по натуре, то родительские решения для нее становятся единственно верными, что делает девочку фактически подобием своих родителей, лишая ее возможности стать личностью.

Это, пожалуй, самая трудная задача в воспитательном процессе - выявить особенности своего чада , ее склонности и предпочтения. Поэтому, следуя правилам, нужно учитывать качества конкретного ребенка, ведь с рождения в каждом малыше заложены определенные способности, свой характер и темперамент, который может отличаться от родительского в корне.

Воспитание девочки-подростка

Начинать воспитывать дочь в подростковом возрасте уже поздно. О правильном воспитании и отношении к ребенку следует волноваться и думать заранее. Это намного облегчит жизнь как родителям, так и подростку в сложный для нее переходный период.

Совет: в первую очередь матери нужно приложить все усилия, чтобы стать самой близкой подругой для своей дочурки.

Для этого не следует выказывать недовольства по поводу того, как она одевается, нужно хвалить ее таланты, замечать даже самые мелкие достижения и что очень важно никогда не лгать ей и всегда быть искренней .

Если дочка ведет себя слишком развязно, остается глуха к ненавязчивым материнским советам, то чтобы не разрушить дружеские отношения с ребенком можно и нужно привлечь к воспитанию папу .

В связи с трудностями воспитания в этот период встает вопрос, следует ли применять наказание за проступки? Наказывать нужно умеючи. Следует постараться корректировать поведение дочери максимально мягко, сдерживая свой гнев . Нужно объяснить девочке, где и в чем она была неправа, как следовало поступить в той или иной ситуации.

Основные правила воспитания девочек. Видео

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Воспитание независимых, уверенных в себе девочек критически важно, но и очень сложно для родителей. Низкая самооценка, как это ни грустно, становится проблемой многих девушек. Далекие от реальности картины, навязываемые средствами массовой информации, а также сильное давление со стороны сверстников касательно внешнего вида и поведения приводят к тому, что многие девочки к подростковому возрасту начинают испытывать смущение и боязнь.

Девочки с высокой самооценкой, напротив, скорее будут верить в себя, и обладать более твердым чувством собственного достоинства. Также менее вероятно, что они начнут употреблять наркотики и алкоголь или увлекаться другими опасными занятиями. К тому же они с большей готовностью берутся за сложные задания и преодоление трудностей и не отступают и не сдаются, когда дела начинают идти не так, как надо. Вы можете сыграть значительную роль в воспитании своих дочерей самоуважения, если дадите им почувствовать себя ценимыми и любимыми.

Таким образом, основная проблема нашего поколения в воспитании девочек - это воспитание женственности и хранительницы семейного очага.

1. Особенности воспитания девочки в семье

воспитание девочка дочка характер

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я".

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какой вырастет девочка. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Девочка очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать девочка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Особенности семейного воспитания изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В "Книге для родителей" Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

А.Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая "кумира в семье", ситуация, создающая "золушек" в семье).

В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Задача семьи -- воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах, воспитывать дочку всесторонне развитой личностью.

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своей дочки. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, -- это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своей дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение дочки, специальное выявление её интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущей малышки, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

В изучении дочери родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе -- в общении с товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет -- ответы на эти и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят учителя. Но оценка посторонних людей может быть и необъективной, неверной. Доверие -- вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли.

Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности.

Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим; половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцентом в пределах характеристики человека вообще. Знать об этом и иметь в виду психологические особенности личности, обусловленные ее половой принадлежностью, -- значит располагать возможностью опираться на все положительное, учитывать возможные негативные проявления и, следовательно, более эффективно осуществлять семейное воспитание.

Некоторые значительные различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в первые месяцы их жизни. Так, например, девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и в психологическом отношении, они примерно на 2--4 месяца раньше начинают говорить. В среднем к трем годам девочки с помощью родителей и окружающих уже знают о своей половой принадлежности, различают пол других детей и взрослых.

По мере роста ребенка половые психологические особенности постепенно усиливаются. Они проявляются в уровне эмоциональных реакций, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам и т.д.

Рассмотрим особенности психики девочки.

У девочек уже в раннем возрасте проявляется "инстинкт материнства", выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.

Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков.

Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками, и отчасти поэтому именно они, как правило, преобладают в ученическом активе, являются старостами.

В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, учителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.

Краткая характеристика психологических особенностей девочек позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации относительно того, как надо воспитывать их в семье с учетом этих особенностей и какова при этом роль отца и матери.

Появление в семье ребенка, прежде всего, требует создания нормальных бытовых условий для его жизни и развития, надлежащей обстановки. Заботясь о здоровье малыша, родителям с первых недель важно помнить о необходимости стимулировать его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Регулярное доброжелательное общение, разговоры с маленькими детьми, ласка как матери, так и отца, колыбельные песни, использование доступных игрушек -- все это служит интересам такого развития.

2. Роль матери в воспитании девочки

Главным воспитателем дочки в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своей малышке. Естественно, что и девочки отвечают матери соответствующим образом, между ними -- особенно в раннем возрасте ребенка -- обычно устанавливаются более близкие отношения, чем между детьми и отцом. Это обстоятельство имеет существенное значение, которое следует учитывать и использовать в целях воспитания как девочек, так и мальчиков.

Близость отношений благоприятствует воспитательному воздействию матери на ребенка, и поэтому очень важно, чтобы мать была во всем настоящим образцом для своей дочери. Природная восприимчивость девочек, их непроизвольное внимание, подсознательный интерес ко всему наглядному, конкретному помогают им как бы автоматически усваивать то, что они видят, слышат, чувствуют, общаясь с матерью. И если мать, помня об этом, в своем поведении, образе жизни, внешнем облике будет стараться служить достойным примером для дочери начиная с первых недель -- успех его воздействия в большой степени будет гарантирован. Это касается и отношения к людям, вещам, к труду и характера проявления эмоций, и манеры говорить, и многого другого. Дочь прежде всего у матери перенимает внешние формы поведения, да и немало внутренних черт, определяющих облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, именно благодаря ей это качество становится свойством дочери.

Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогают соответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде.

Появление в семье младшего ребенка предоставляет богатые возможности для воспитания и развития у девочки многих типично женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности.

3. Роль отца в воспитании девочки

Рассмотрим роль отца в воспитании дочери.

Папа же выступает в роли главного мужчины ее окружения, своеобразного эталона мужественности. И дочка ждет от этих двух самых главных людей в ее жизни любви, внимания, нежности и заботы. Оправдывая эти ожидания, как можно чаще интересуйтесь мыслями и чувствами дочки, расспрашивайте ее о впечатлениях минувшего дня, о том, что порадовало или расстроило ребенка. Приучая девочку с детства делиться своими бедами и победами с родителями, Вы тем самым установите доверительные и близкие отношения с ней. Впоследствии всегда сможете своевременно оказать необходимую поддержку и дать полезный совет.

Формируйте у ребенка ощущение вашей постоянной готовности прийти на помощь и принимайте активное участие в решении проблем ребенка. Поддержка и одобрение родителей, взаимопонимание в семье помогут девочке вырасти открытым и дружелюбным человеком, без страха использующим свои способности и проявляющим таланты в повседневной деятельности. Если родители не учитывают такую зависимость ребенка от поддержки и участия, то у дочки может сформироваться заниженная самооценка, чувство своей никчемности, слабости и беззащитности. Девочка может замкнуться в себе и начнет избегать общения с окружающими людьми.

В любой деятельности для девочек важно кто оценит их труд и как оценит. Если мальчиков интересует сама суть оценки, то девочки ожидают эмоциональной реакции родителей на то, какое произвели они впечатление. Они ожидают восхищения своими умениями и навыками, внешним видом: нарядами, прической, красотой и т.д. Формирование самооценки у девочки напрямую зависит от оценок, которые ей дают окружающие люди. И мнение их о себе является для девочки очень важным. Позитивная оценка ее поступков, действий или внешнего вида повысит ее уверенность в себе, придаст дополнительную энергию для продолжения нужных действий.

Воспитывая девочку, чаще используйте комплименты. Умение подметить качества и черты характера ребенка, важные детали его внешнего вида помогут вызвать положительные эмоции малышки, утвердиться в правильности совершенного действия и сформируют позитивное мышление. Например, "Какая красивая у тебя кофточка, она очень идет к твоим глазам", "Какие чистые и опрятные у тебя куклы, ты очень аккуратно с ними играешь". Хвалить ребенка можно за все - за помощь по дому, за учебу в школе, за опрятный внешний вид. Но при этом важно чувствовать и меру. Не переступите грань, за которой восхваляемое достоинство превращается в недостаток. Так, постоянно акцентируя внимание девочки на ее внешней красоте, можно сформировать у ребенка завышенную самооценку, которая в дальнейшем вызовет проблемы в общении с другими детьми.

Для девочек характерно проявление интереса ко взаимоотношениям между людьми, к их переживаниям, поведению, эмоциям. С возрастом интерес ко внутреннему миру, своему собственному или же окружающих ее людей, только возрастает. Проявляется этот интерес в стремлении познать саму себя, проанализировать поступки других. В подростковом возрасте девочки заводят дневники-анкеты для своих подруг, или же начинают вести личный дневник, записывая волнующие их мысли. Находитесь всегда рядом, помогайте найти ответы на волнующие их вопросы, найти пути выхода из сложных ситуаций. Участие родителей в воспитании ребенка не должно проявляться в виде стихийных акций. Это постоянный процесс. Дети учатся жизни, отталкиваясь от наших собственных взглядов. Чем больше мы их поощряем и хвалим, чем больше поддерживаем и любим, тем больше радости они видят в окружающем их мире, и большего успеха достигают в жизни.

Отец, олицетворяя мужское начало в семье, главным образом закладывает рациональные основы в детях. Его общение с дочерью дает ей представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и четче осознать свою женскую природу. Учитывая присущую девочкам привязанность к дому, к тому, что их непосредственно окружает, отец должен уделять специальное внимание воспитанию любознательности, стремиться расширить кругозор дочери, знакомить с тем, что выходит за рамки уже известного ей. Этому помогает чтение сказок, разучивание стихов, рассматривание и раскрашивание картинок, рисование, слушание музыки, общение с природой, просмотр детских телепередач. Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениями, а также контакты со сверстниками.

Воспитательные усилия и отца, и матери по отношению к девочке дошкольного возраста в значительной мере должны быть направлены на то, чтобы как следует подготовить ее к обучению в школе. Это значит: настойчиво продолжать развитие и поощрение у детей любознательности, желания учиться, воспитывать интерес к школе, учению, формировать уважительное отношение к учителю. Важно заранее ориентировать девочек на хорошие, добрые отношения с мальчиками в школе, делать акцент на необходимости дружных совместных занятий, игр, взаимопомощи. Наличие брата в семье, естественно, в значительной мере облегчает решение этой задачи.

Поступление дочери в школу -- большое событие для неё и её родителей. Став школьницей, девочка активно включается в систему общественных отношений, что большинству из них обычно импонирует. Она принимает на себя вполне конкретные обязанности -- добросовестно учиться, вместе с тем обретая определенные права как член школьного коллектива. С появлением школьницы в семье верным союзником и квалифицированным помощником родителей может стать учитель. Поэтому первоочередная забота родителей -- установить с ним деловые контакты и совместными усилиями решать актуальные задачи воспитания.

В семье ребенку-школьнику необходимо создать надлежащие условия для занятий и отдыха. Большое значение имеет четкая организация режима, который предусматривал бы все основные моменты, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность. В этом отношении родители имеют возможность проконсультироваться в школе с учителем, школьным врачом, учитывая при этом специфические особенности жизни своей семьи.

Сознавая, что для начинающей школьницы учение является не только новым занятием, но и серьезным трудом, нелегким и ответственным делом, родителям следует уделять повседневное внимание ее учебе, интересоваться успехами, вникать в затруднения, в случае надобности оказывать помощь разъяснениями и советами, дополнительными упражнениями. Бывают полезны дидактические и другие игры, наглядные пособия, как приобретенные, так и изготовленные вместе с дочкой. Наряду с предметной помощью школьнице в учении важно по прежнему расширять ее кругозор, развивать самостоятельность, поощрять познавательную активность, используя беседы, совместное чтение, экскурсии и т. п.

Опираясь на все положительное в характере своей дочери, отец и мать должны стремиться осуществлять ее всестороннее развитие, совершенствовать важнейшие личностные качества, одновременно выявляя отрицательные черты и преодолевая их. С этой целью используются объяснение, приучение -- девочке рассказывают и показывают, как нужно поступать в том или ином случае, а затем при необходимости напоминают об этом. Повышенная внушаемость девочек благоприятствует эффективному воздействию таких методов.

Целесообразно применять и поощрения, если ребенок их заслуживает хорошим поведением, успехами в учении, добрыми поступками. Это может быть похвала, разрешение на развлечение, желанный подарок. В необходимых случаях возможны и наказания: замечание, лишение удовольствия. С учетом впечатлительности, обидчивости девочек применение наказаний по отношению к ним требует особого такта и осторожности.

Разумеется, совершенно исключаются какие-либо физические наказания, унижающие достоинство и того, кто подвергается такому наказанию, и того, кто наказывает. Не решая проблем, они препятствуют нормальному воспитанию, так как вызывают у ребенка страх, стремление скрыть свой проступок, приводят к отчуждению, а иногда их последствием могут быть серьезные физические или психические травмы.

В подростковом возрасте воспитание девочек заметно усложняется.

Претендуя на взрослость, они предпочитают по многим вопросам иметь собственное мнение, далеко не всегда совпадающее с мнением старших, предъявляют повышенные требования к окружающим. Круг их интересов расширяется, возрастает активность, обостряется желание иметь более обширный круг общения как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.

Испытывая определенные трудности с учебой в 5--6-х классах, вызванные, в частности, началом полового созревания, девочки в дальнейшем справляются в основном с этими трудностями и в большинстве своем учатся более ровно, чем мальчики-подростки. Сравнительно лучше обстоит дело у них и с дисциплиной.

Поскольку многие девочки-школьницы предпочитают гуманитарные учебные предметы, в целях всестороннего развития родителям имеет смысл привлекать их внимание и к естественно-научным дисциплинам, раскрывать значение таких предметов, как математика, физика, химия, для совершенствования мышления, повышения общей культуры. Вместе с тем, учитывая их интерес к внутреннему миру человека, важно оказывать им содействие в этом отношении путем непринужденных бесед на соответствующие темы, обсуждения художественных произведений, рекомендации доступной литературы по психологии. Девочки-подростки охотно читают популярные книги, посвященные проблемам нравственности, конкретным вопросам взаимоотношений между людьми, между полами, культуре поведения, что оказывает положительное влияние на их нравственное и общее развитие.

Подростковый возраст школьника связан с проблемой выбора им будущей профессии. Вместе со школой отцу и матери следует уделять этой проблеме специальное внимание, с одной стороны, выявляя склонности и способности дочери, а с другой -- знакомя с различными сферами деятельности, специальностями, профессиями. В принципе, представительницам женского пола доступны очень многие, почти все существующие профессии, но немало таких, которые наиболее отвечают женской натуре, соответствуют их физическим и психологическим особенностям. Например: воспитательница, учительница, врач, медсестра, машинистка, портниха, продавщица, парикмахер, повар, доярка и т.д. При выборе профессии наряду с личными интересами девочки имеют значение состояние ее здоровья, семейные традиции и другие обстоятельства, с которыми необходимо считаться. В любом случае нельзя забывать, что верный и обоснованный выбор призвания, жизненного пути -- весьма важная предпосылка человеческого счастья, материального и морального благополучия.

В среднем и старшем школьном возрасте становится особенно актуальной задача подготовки дочери к семейной жизни. Создание семьи, выращивание и воспитание детей -- естественный долг каждого здорового человека. В процессе семейного воспитания необходимо исподволь, постепенно, но и неуклонно при удобном случае внушать девочке, а затем и девушке мысль о том, что у нее со временем будет своя собственная семья, дети. Такая психологическая установка имеет существенное значение, помогает сформировать положительное отношение к семье, стимулирует целенаправленную подготовку к будущей семейной жизни.

Конечно, при этом надо иметь в виду, что очень многое определяется примером родительской семьи.

Если девочка изо дня в день видит, как хорошо и дружно живут отец и мать, помогают друг другу во всем, какая теплая и доброжелательная атмосфера постоянно царит в доме, насколько легче преодолеваются любые трудности общими усилиями, у нее закономерно будет складываться впечатление о том, что именно семья создает все условия для счастья, что она действительно нужна каждому.

Заключение

Когда в семье рождается девочка, родителям кажется, что их жизнь будет спокойной, умиротворенной, полной нежности и ласки. Но вскоре оказывается, что крошка обладает бойким и настойчивым характером, справиться с которым не так уж и просто. Она капризничает, кричит, толкается, рвет книжки и ломает игрушки. И мама лишь недоуменно разводит руками, даже не предполагая, как же воспитать из своей непоседы настоящую леди.

На самом деле воспитание девочек может отличаться в зависимости от их характера. Если одни малышки довольно усидчивые и тихие, то другие могут дать фору даже самым резвым мальчуганам. Но это вовсе не означает, что маленькие непоседы в будущем не захотят иметь семью, детишек, любимую работу и стабильную жизнь. Поэтому каждая мама должна суметь вырастить из своей крохи добрую и открытую девушку с хорошими манерами и правильными взглядами на жизнь.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика - СПБ.: Изд-во "Питер", 2011.

2. Васильева Э.К. Семья и её функции. - М., 1975

3. Дружинин В.Н. Психология семьи - М., 1996

4. Ковалев С.В. Психология современной семьи - М., 1999.

5. Семья как общественное явление, Воронеж, 1989 г.

6. Семья, М., 1993 г.

7. Семья - 500 вопросов и ответов, М., 1991 г.

8. http://www.all4kid.net/

9. http://razvitiedetei.info/psixicheskoe-razvitie/kak-pravilno-vospitat-rebenka.html

10. http://www.e-ng.ru/pedagogika/osobennosti_vospitaniya_v_seme_malchikov.html

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема воспитания мальчиков в семье без отца. Способны ли современные отцы быть отцами? Причины неполных семей. Психологические основы неправильного воспитания ребенка. С чего начать воспитание мужчины. Воспитание мальчика в женском коллективе.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2010

    Понятие семьи и типы семейного воспитания. Закономерности развития личности. Особенности воспитания подростка в семье, специфика общения со сверстниками и родителями. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии. Проявление эмпатии подростками.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2013

    Характеристика воспитательного процесса в семье. Типы, стили и факторы воспитания и функции семей. Особенности и трудности воспитания детей в полной и неполной семье. Проблемы детско-родительских отношений и благополучие ребенка, рекомендации родителям.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2010

    Культурно-исторический анализ становления семьи: ее основные концепции и жизненный цикл, роль отца и матери, общение родителей и развод. Значение семейного воспитания в социализации личности. Оценка анкет детей, воспитывающихся в детском доме и в семье.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    Определение понятий характера и акцентуации, стиля семейного воспитания на основе анализа исследований зарубежных и отечественных авторов. Специфическое расстройство личности. Типы психопатий и акцентуаций характера. Динамика (жизненный цикл) семьи.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2015

    Понятие и структура характера. Типы акцентуаций характера по А.Е. Личко. Анализ подходов к изучению влияния стилей семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков в психолого–педагогической литературе, результаты проведённого опроса.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Обзор литературы с целью выявления особенностей личности младшего школьного возраста, влияния семейного воспитания на ее развитие. Семейное воспитание как условие формирования застенчивости у детей школьного возраста. Анализ стилей семейного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2012

    Семья как малая социальная группа. Стили семейного воспитания: гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жесткие взаимоотношения, повышенная моральная активность. Методы воспитания. Особенности физиологического и психологического развития подростков.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2011

    Анализ взаимосвязи методов воспитания в семье и внутрисемейных отношений. Методы и средства семейного воспитания, их влияние на эмоциональное состояние ребенка в семье. Методы поощрения и наказания детей. Диагностика семьи, анкетирование родителей.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2013

    Условия успешного воспитания ребёнка в семье. Роль авторитета родителей в воспитании. Виды ложного авторитета родителей. Типы семьи (полная - неполная, благополучная - неблагополучная). Требования к организации взаимодействия педагога с родителями.