Как развить внимание у ребенка 4 лет. Как повысить внимание и концентрацию у школьника? Занятия на развитие детской памяти

Познавательные способности по накоплению, сохранению и воспроизведению информации и навыков - это и есть память. Очень важно тренировать её с самого раннего детства. Даже без приложения особых усилий у ребенка с каждым годом улучшается эта способность. Это обуславливается тем, что в процессе взросления он учит важные и необходимые для него навыки: ползание, хождение, запоминание слов и т. д. Однако это не означает, что ему не нужно тренировать познавательные способности. В данной статье ответим на вопрос о том, как развить память у ребенка в 8 лет.

Виды познавательных способностей

Замечали ли вы, что каждый человек по-разному запоминает ту или иную информацию? Это связано с корой головного мозга и её отделами, которые при этом задействуются. Выделяют: двигательную, эмоциональную, образную, В то же время она может быть кратковременной, оперативной или долговременной. С другой стороны, способности к запоминанию также зависят от той или иной модальности - слуховой, зрительной, двигательной, тактильной.

Людям, обладающим наглядно-образным типом памяти, легче запомнить цвет, звуки, лица и любые другие наглядные образы. Словесно-логическое мышление основывается на базе языковых средств, анализе событий и ситуаций. Таким людям сложно запомнить информацию, которую они не понимают. Они привязывают её к определенным событиям и навыкам. Для того чтобы узнать, как развить память у ребенка 8 лет, нужно выяснить, какими видами познавательных способностей он обладает. Важно отметить, что любой из вышеописанных типов можно совершенствовать на протяжении всей жизни.

Какие познавательные способности необходимо совершенствовать

Существует мнение, что нужно улучшать тот тип памяти, который у ребенка слабо развит. Но данная теория не всегда находит свое подтверждение. Допустим, ребенок обладает словесно-логическим мышлением. Вся информация, которую он запоминает, поддается анализу. Есть ли необходимость в таком случае развивать образную память? В любом случае необходимо адаптировать ребенка под его мышление и развивать в этом направлении. Так, лучше всего тренировать слуховую, зрительную, двигательную и тактильную память. Для каждого из видов существует масса способов. Рассмотрим их подробнее.

Воспроизведение слуховых образов

Как развить память у ребенка 8 лет? Для начала необходимо проверить, насколько хорошо ребенок владеет этим навыком. Так, назовите подряд 10 слов, не связанных между собой. Например: стол, книжка, крокодил, чашка, телефон, майка, ковер, шкаф, чайник, тетрадь. Теперь попросите ребенка повторить их. Если больше половины слов названы - это отличный результат. Можно продолжить тренировку до тех пор, пока ребенок не будет повторять 8-9 слов.

Еще одно интересное упражнение - продолжение фразы. Вы говорите простую фразу: «мы зашли в магазин». Ребенок должен повторить и добавить что-то от себя: «мы зашли в магазин и купили банан». Теперь ваша очередь, вы повторяете то, что он сказал, и добавляете что-то от себя. Проиграет тот, кто ошибется и не сможет повторить.

Зрительная память

Зрительные образы - достаточно важная составляющая, без которой сложно обойтись в жизни. Для детей этот навык также является необходимым. делая уклон именно на зрительные образы? Для начала необходимо проверить способности. Для этого существуют специальные рисунки «найди отличия». Если ребенок отыщет меньше половины, значит, его зрительную память необходимо развивать.

Упражнений существует огромное множество. Конечно же, все они связаны с зрительными образами. Можно каждый день давать ребенку картинку. Пусть внимательно посмотрит на неё в течение 5 минут. Затем забирайте изображение, и пусть ребенок назовет то, что он запомнил, в мельчайших деталях. Вы удивитесь, но с каждым днем он будет становиться внимательнее и запоминать больше образов. Если у ребенка есть способности к рисованию, пусть изображает то, что он запомнил.

Двигательная память

Этой познавательной способности соответствуют трудовые навыки. Именно в восьмилетнем возрасте очень важно развивать у ребенка память и внимание. Как это сделать? В этом возрасте ребенку очень интересно посещать различные секции. Это и будет наилучшей тренировкой двигательной памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение двигательных операций помогут ребенку усовершенствовать свои навыки. Это может быть: плавание, танцы, волейбол, футбол и другие популярные виды спорта.

Тактильная память

Ощущения и прикосновения называют одним очень известным термином - моторика. Такая двигательная активность очень тесно связана с мыслительными процессами. Недаром для развития речи маленьким детям предлагают перебирать мелкие предметы. Как развить у ребенка память и внимание при помощи тактильных ощущений? Есть специальные упражнения. Например, на небольшие дощечки наклеивают самые разные материалы (бумагу, металл, ткань). Ребенку закрывают глаза и предлагают пощупать их. Он должен угадать, на какой из дощечек какой материал.

Еще одно замечательное упражнение: «пощупай меня». Закройте ребенку глаза и предложите потрогать любую фигурку. После этого заберите её, развяжите глаза и попросите нарисовать то, что он только что держал в руках. Данное упражнение развивает не только тактильную память, но и воображение.

Многих родителей интересует вопрос о том, как развивать память у ребенка от рождения. Именно тактильные познавательные способности помогут малышу в этом деле. В. А Сухомлинский утверждал, что «на кончиках пальцев находится ум ребенка». Так, при развитии мелкой моторики активизируются определенные отделы головного мозга, в том числе и те, которые отвечают за речь.

Развитие внимания

Данное качество характеризует процесс фильтрации поступающей информации. Ребенок, у которого хорошо развито внимание, способен выделять конкретные объекты и процессы и лучше запоминать их суть. Проблема многих школьников кроется не только в плохой памяти, но и в невнимательности. Эти два качества всегда должны развиваться одинаково.

Возьмем, к примеру, школьный предмет, который многие дети не особо любят - литературу. Учитель то и дело заставляет учить стихи, а ребенку так сложно их запомнить. Весь секрет кроется в том, что у школьника не только плохая память, но он также невнимателен. Для того чтобы легче запомнить произведение, стих или даже правило, его нужно понять. В свою очередь, необходимо выделить главный объект. Анализ произведения или стиха очень легко выполнить внимательным детям. Они быстро улавливают суть, и тогда заучить наизусть не составляет труда.

Упражнения на развитие внимания

Игры на развитие внимания и памяти у детей достаточно интересны и увлекательны. С их помощью можно не только улучшить навыки ребенка, но и хорошо провести время всей семьей.

Так, например, достаточно интересна такая игра. Для неё понадобятся карточки с рисунками (в крайнем случае можно обойтись обычными игральными, если ребенок с ними знаком). Итак, выберите 5 карт и разложите их в ряд. Пусть ребенок посмотрит и запомнит их. Теперь уберите их к остальным и попросите его разложить всё так же, как и было до этого. Такое упражнение тренирует память и внимание, ведь ребенку необходимо не только запомнить карты, но и сложить их в таком же порядке.

Как развить у ребенка память и внимание? Еще одна увлекательная и популярная игра - «Жук». Для этого необходимо нарисовать поле 6 х 6 клеточек. В одной из них нарисуйте маленького жука. Ваше задание - говорить, «куда ходит насекомое». Например: жук двигается на 2 клеточки вверх, потом одну влево и одну вниз.

Ребенок должен мысленно следить за перемещениями, не используя для этого палец или ручку. После 4-5 ходов спросите его о том, где теперь находится жучок. Такой тренажер для памяти отлично подходит детям с 5-6 лет. В эту игру можно играть и всей семьей. Один человек - ведущий, который говорит ходы, а остальные мысленно следят за перемещениями. Проигрывает тот, кто первый сбился.

Секреты хорошей памяти

Обзор способов, описанных выше, может быть полезен при ежедневных тренировках, но что если что-либо нужно запомнить срочно? Есть свои хитрости и секреты.

Задумывались ли вы, почему одни дети буквально схватывают на лету информацию, а другие, в свою очередь, не могут запомнить даже одно предложение? Всё дело в том, что у большинства деток в возрасте 8 лет преобладает образная и "Что делать и как развить память у ребенка в таком случае?" - спросите вы. Ответ лежит на поверхности. Попробуйте заинтересовать ребенка. В информации, которую нужно выучить, пусть он находит что-то интересное для себя. Конечно же, в первую очередь необходимо поинтересоваться, всё ли понятно ему из того, что требуется выучить. Согласитесь, сложно запомнить то, чему нет логического объяснения.

Задали выучить стих про птиц? Не проблема. Сядьте с ребенком перед компьютером и откройте интернет. Покажите и расскажите ему об этих птицах. Затем начинайте учить стих. Прочитали первую строку? Отлично, пусть ребенок её сам озвучит и, закрыв глаза, представит перед собой. Затем вторую, третью и т. д. Зрительные образы, возникающие в его голове, закрепят те строчки, которые он читал, и выучить будет гораздо легче.

Очень часто родители сталкиваются с проблемой плохой памяти у своего ребенка. Когда малыш неспособен заучить наизусть или рассказать текст, у него на это уходит много времени, а родители не знают, как научить пересказывать заданный материал. Винить его в этом не следует, проблема кроится в недостаточно развитой памяти и невнимательности чада. Это распространенная проблема, которая требует незамедлительного вмешательства со стороны родителей.

Критерии, помогающие выявить причины плохой памяти у ребенка:

  • Малыш находит общий язык с другими детьми, он нормально социально адаптирован.
  • Ребенку тяжело отвечать прямолинейно на вопросы родителей или окружающих.
  • Появляются трудности с выполнением задания, в котором присутствует необходимость в запоминании и при пересказе материала.
  • Ребенок невнимателен.
  • Тяжело следовать требованиям и инструкциям при выполнении задания.
  • Он не умеет решать сложные задачи, у него нет интереса к выполнению домашнего задания.

Нерешенная проблема плохой памяти у дошкольника будет расти как снежный ком и негативно скажется на учебе в будущем, так как качество памяти, остается главным критерием оценки знаний у детей в школе. Этот момент нельзя упустить, ведь развитие малыша, его успехи в повседневной и социальной жизни будут зависеть от предпринятых действий родителей.

Этапы формирования и виды памяти

Память человека работает как отражение нажитого опыта и состоит из 3 процессов:

  • запоминания информации;
  • сохранения в памяти;
  • воспроизведения.

Запоминание информации представляет собой появление и закрепление в коре мозга материала, который представлен в виде нервных импульсов, переходящих по клеткам друг к другу. В ходе этого процесса получаются связи между старыми и новыми путями. Появляется ассоциация – образование связи фактов и происходящих событий между объектами и явлениями в сознании, закрепляющиеся в памяти человека. Ассоциация необходима для развития психической зрелости человека и запоминания материала.

Сохранение информации происходит в виде энграммы. Это такой вид следа памяти или физическая привычка, в установлении которой участвуют клетки головного мозга. Энграмма сохраняется на протяжении всей жизни человека, но ее вспоминание - это тяжелый и трудоемкий процесс. Эта проблема легко решается благодаря тренировке памяти специальными упражнениями. Чем больше занятий, тем лучше растет связь между клетками нервов, они становятся устойчивыми и тогда легко извлекать энграммы из памяти.

Воспроизведение – это образование в сознании уже полученной информации, повторение выученных действий. Воспроизведение помогает лучше и без посторонней помощи вывести информацию. Но для этого понадобится многократное повторение материала.

Принято различать несколько видов памяти. В основе этих классификаций лежит 3 главных признака:

  1. Период сохранения информации. В этот признак входит кратковременная и долговременная память.
  2. Уровень регуляции памяти. Здесь память разделяют на произвольную и непроизвольную. Произвольная требует для запоминания затрат усилий человеком, непроизвольная получается сама по себе.
  3. Объект памяти. Сюда входят следующие разновидности памяти:
  • образно-наглядная – помогает запомнить внешность, звуки, цвета;
  • словесно – смысловая – помогает запомнить материал на слух;
  • эмоциональная – запоминает эмоции и чувства;
  • двигательная – запоминает движение и действия.

Особенности развития памяти у детей

Внимание и память детей зависит от ряда факторов. Сюда входит возраст, чем больше лет, тем легче ему запоминать информацию. Это происходит благодаря развитию памяти вместе с ростом и в совершенствовании способов ее применения. У детей постарше, получается, запоминать информацию без особого труда, опираясь на естественные способности.

Ребята от 12 лет и взрослые при запоминании используют специальные приемы, которые помогают найти связь между новым материалом и пережитым опытом, находят ассоциации и сопоставляют факты. Эти способы облегчают закрепление информации и помогают легче ее вспомнить.

Полученные знания также влияют на качество памяти. Чем выше уровень интеллектуальных способностей, навыков к размышлению, тем легче и больше он может запомнить. Улучшить и развить память школьник может самостоятельно в ходе взросления, повышая интеллектуальные способности и кругозор.

Почему появляется невнимательность и у ребенка плохая память:

  • Отсутствует интерес и умение правильно использовать способности к запоминанию. Развитие этих навыков тяжелый процесс. Начинать тренировку нужно с раннего детства, с возрастом меняя тактику и упражнения.
  • Психические или физические заболевания. У ребенка плохая память может проявиться вследствие перенесенного стресса, недосыпания, постоянного умственного напряжения. Это в дальнейшем приведет к рассеянности и забывчивости.
  • Неправильное питание, недостаточность кислорода. Отсутствуют регулярные прогулки и правильное питание, что негативно сказывается на памяти и нормальном функционировании мозга.

Игры и упражнения для развития памяти у детей 3–6 лет

В 5–6 лет происходит быстрое развитие внимания. Ребенок хорошо и быстро запоминает интересную ему информацию, небольшие стишки. Пытается самостоятельно поставить перед собой цель и хочет ее достичь. Чадо следует всегда поддерживать в начинаниях и при необходимости ему помогать, делать с ним домашнее задание или играть в развивающие игры.

Этот возраст лучше подходит для развития тактильной памяти и изучения иностранного языка. Улучшить память помогут специальные упражнения для запоминания.

«Игра в ассоциации»

Предложите ребенку поиграть в интересную игру – слова, которая ему обязательно понравится и поможет улучшить внимание. Для этого придумывается 10 слов пар, одинаковых по смыслу и медленно повторяются ребенку, чтобы он запомнил. Затем произносите первое слово, а ребенок должен назвать вторую пару и так со всеми словами. Например, озеро – лягушка, дача – огород, море – ракушка.

«Поход на рынок»

Поиграйте с ребенком в игру, в которой ему нужно «пойти» на рынок за продуктами. Составьте ему список из 10 продуктов, которые он там купит. Продавцом побудет один из родителей, который и проверит, как правильно запомнил продукты ребенок.

«Что это?»

Это игра на развитие тактильной памяти. Завязываем ребенку глаза и кладем ему в ручку небольшие предметы. Малыш должен отгадать, что это за предмет, не развязывая глаза. После нескольких минут отгадывания просим повторить предметы, которые он потрогал в первоначальном порядке.

Игры и упражнения для развития памяти у детей 6–10 лет

Возраст 6–10 лет характеризуется развитием непроизвольного внимания, в школе происходит первое испытание памяти и внимательности. Кругозор продолжает расти, вместе с ним расширяются интеллектуальные способности. Если у ребенка страдает внимание или не получается выполнение домашнего задания, не нужно его ругать или делать замечания, лучше выяснить причину неудач и постараться совместными усилиями их исправить.

Выполнять упражнения нужно в веселой дружной компании, ни в коем случае не заставлять делать их насильно. Это не принесет никакой пользы, только оттолкнет от занятий.

«Зоопарк»

Игра проводится в компании детей. Один ребенок начинает другие продолжают. Игра начинается с фразы «Сегодня были в зоопарке, видели там льва» и так далее по порядку каждый другой ребенок повторяет названных животных и добавляет свое. Игра длится до первой ошибки.

«Запоминаем и рисуем»

Для этого упражнения понадобится пустой лист бумаги, ручка и несложная интересная картинка. Показываем ребенку картинку, в течение нескольких минут он должен внимательно на нее посмотреть и запомнить то, что там нарисовано. Затем просим нарисовать на листке то, чего не было на рисунке. К примеру, на картинке нарисован дом без окон, значит, ребенку надо нарисовать окно.

В этом упражнении нужно проявить фантазию не только ребенку, но и родителям. Придумываем историю и на паузе делаем условный знак, хлопок или стук. В этом месте ребенок должен произнести фразу «и я», но лишь в том случае, когда это действие способен выполнить человек. Например:

Мальчик Паша пошел в гости к бабушке.

По пути он нашел кошку и взял ее с собой.

Кошка обрадовалась и замурчала (ребенок должен промолчать).

«Самый наблюдательный»

Это упражнение помогает улучшить память и внимание. Упражнение интереснее проводить с большим количеством детей. Они должны друг за другом назвать предмет, сочетающий в себе конкретный признак, например, дети называют только квадратные предметы или только красные. Тот, кто ошибается или повторяется, выбывает из игры.

«Веселая прогулка»

Игра помогает улучшить память, внимательность и воображение. Для этого понадобится тетрадь или альбом, фломастеры. После прогулки с ребенком предложите ему нарисовать все, что он видел на улице. Если ребенок что-то забыл можно ему немного помочь, задавая наводящие вопросы.

Развитие памяти в 10–12 лет

В 12 лет происходит наивысший этап развития логики и памяти у детей. Родителям следует продолжать занятия, дальше развивая внимание и интеллектуальные способности своих отпрысков. Острый вопрос как научить ребенка пересказывать в возрасте 8–12 лет можно устранить простым, но очень эффективным способом – читать больше книг. Ребенок должен меньше времени проводить за компьютером и телевизором, больше читать, играть с друзьями, рисовать.

Улучшить и развить память поможет занятие спортом. Освоение новых навыков натренирует и улучшит память намного эффективнее. Вид спорта должен нравиться ребенку, если нет желания заниматься, попробуйте отдать его в музыкальную школу.

Хорошей привычкой считается заучивание наизусть стихов или прозы. Ребенок должен периодически выучивать новые стихи и рассказывать их родителям. Есть много развивающих игр, которые помогут улучшить внимание и словарный запас, это «Судоку», «Эрудит», «Монополия». Главное для родителей это найти общий язык со своими детьми, делать с ними домашнее задание, регулярно выполнять занятия в виде игры и проблема запоминания сама сойдет на нет.

Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Хорошо слушай учителя!»

Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.

РАЗНЫЕ ПРИЧИНЫ

Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью .

Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка .

Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

Индивидуальные особенности нервной системы .

Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

Переутомление и перегрузки .

Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Возрастные ограничения в развитии внимания .

Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.
Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

К 9–10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

Недостаточная мотивация выполнения деятельности . Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.

Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка.

И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия.


Таким образом , повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий.

ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ УЧАСТИЕ

Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина и Т.А. Мешкова: «Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания».

Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной, организованной деятельности - процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития.

В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.

Приведем лишь некоторые из них.

Развитие концентрации внимания .

Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти .

Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания .

Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5–10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Развитие навыка переключения внимания.

Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер.

Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т.д. Самое главное в таких занятиях - заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.

Вот еще несколько игр для развития внимания детей:

« Что изменилось ?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

« Найди отличия ». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.

« Найди одинаковые ». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

« Ухо-нос ». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

« Карлики и великаны ». Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

« Замри ». По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.

« Повторяй за мной ». Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение,выбывает из игры.

« Платочек». Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочкомв руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет – водит второй.

« Съедобное - несъедобное ». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

« Игра с флажками ». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.


Многие родители задаются вопросом, как развить внимание у ребенка . И не даром! Достаточная концентрация внимания не только обеспечивает успех в обучении, легкую социализацию, но и обезопасит малыша от случайных падений и других неприятных вещей.

Давайте для начала разберемся с тем, что мы понимаем под вниманием. Внимание – это психический процесс, посредством которого человек концентрируется на некоторых особенностях окружающей среды относительно других объектов и событий. При этом концентрация внимания – это продолжительность времени, когда ребенок может сосредотачиваться на какой-то идее или деятельности.

В этой статье мы рассмотрим нормы концентрации внимания у детей, а также приведем примеры игр для развития внимания.

Нормы концентрации внимания у детей

У маленьких детей внимание очень непостоянно и все время переходит с одного предмета на другой. Если вы намерены заняться развитием внимания вашего ребенка, то предлагаем вам ознакомиться с нормами концентрации внимания детей по возрастам.

  • 2 года – 4-10 мин
  • 3 года – 6-15 мин
  • 4 года – 8-20 мин
  • 5 лет – 10-25 мин
  • 6 лет – 12-30 мин
  • 7 лет – 14-35 мин
  • 8 лет – 16-40 мин
  • 9 лет – 18-45 мин
  • 10 лет – 20-50 мин

Вы видите, что разброс по времени довольно значительный. Это обусловлено индивидуальными особенностями развития ребенка. При этом в норме концентрация внимания у конкретного ребенка должна увеличиваться с возрастом на 2-5 мин на каждый год жизни.

Следует отметить, что мозг ребенка не развивается сам по себе. На него оказывает большое влияние окружающая среда и характер домашней обстановки. Динамичные телевизионные программы и ультрабыстрые видеоигры, которые сегодня стали нормой, совсем не способствуют развитию внимания. Дети ими легко увлекаются, однако их избыточный просмотр может привести к ухудшению концентрации внимания и агрессивности.

Как развить внимание у ребенка: важные условия

Давайте разберемся, каким образом мы можем обеспечить ребенку среду, способствующую развитию внимания.

1. Свежий воздух. Убедитесь, что ребенок имеет достаточно времени для . Исследования показывают, что существует прямая зависимость между физическими упражнениями, коэффициентом интеллекта (IQ) и успеваемостью. Поощряйте игры на развитие крупной моторики, которые :

  • догонялки,
  • прятки,
  • футбол,
  • вышибалы и др.

2. Дыхание . Дети с плохой концентрацией часто имеют неглубокое и неэффективное дыхание. Без достаточного количества кислорода мозг и тело не могут функционировать должным образом. Игрушки, которые поощряют непрерывные выдохи, являются превосходными тренажерами для улучшения дыхательной функции ребенка. К ним относятся:

  • мыльные пузыри,
  • свистки,
  • духовые инструменты,
  • воздушные шарики (их надувание),
  • а также игры, описанные в статье .

3. Рукоделие. Ручная работа является идеальным средством, позволяющим улучшить концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию и обрести навыки решения проблем. В зависимости от увлечений и склонностей ребенка, это может быть:

  • шитье кукол,
  • вязание игрушек,
  • бисероплетение,
  • сборка и покраска деревянных моделей самолетов, кораблей и т.д.

4. развивают не только концентрацию внимания, но и социальные навыки, спортивный азарт и волю к победе. Также хорошим выбором будут: пазлы, головоломки, логические игры.

5. Чтение. ребенку как можно раньше и делайте это регулярно. Время чтения должно быть ограничено возможностями концентрации внимания вашего ребенка. После чтения просите малыша пересказать вам историю. Поощряйте его использовать слова-последовательности: потом, после этого, в это время, в прошлом, тогда. Спрашивайте о возможных вариантах продолжения истории.

Выбирайте произведения, которые нравятся малышу и вызывают интерес, чтобы чтение стало любимым ритуалом.

6. Помощь. Привлекайте ребенка к приготовлению еды и помощи по дому. Давайте ему поручения, чтобы он чувствовал себя значимым помощником. Также будет полезно завести домашнего питомца, которого хочет ребенок, и часть обязанностей по уходу за новым членом семьи возложить на ребенка.

7. Поддержка. Если у ребенка что-то не получается, не спешите выполнить это вместо него. Будьте рядом, подбадривайте, сохраняйте его веру в свои способности. Так вы научите ребенка терпеть разочарование и пробовать снова и снова, пока навык не будет освоен.

Кроме того, существует множество игровых приемов для развития внимания. Некоторые из них вы найдете в печатных изданиях: или сборниках заданий для развития ребенка различных возрастов. Это всем известные:

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

  • Сравни 2 картинки и найди 3-5-10 отличий (в зависимости от возраста ребенка)
  • Найди всех лягушек, белок, комаров и т.д. на картинке
  • Найди пары предметов
  • Соотнеси тень и предмет
  • Найди лишний предмет в ряду
  • Раскрась по цифрам
  • Графические диктанты

Игры для развития внимания ребенка

Шахматы

Эта игра помогает значительно увеличить концентрацию внимания и память. А также помогает детям развивать интеллект и познавательные способности.

Повтори ритм

Отхлопайте ребенку простой ритм ладошками и попросите его повторить. Когда малыш справится, усложняйте ритм, подключая хлопки по ногам, хлопки по мебели, притопывание, щелчки пальцами.

Соблюдай правила

Вы озвучиваете ребенку определенное правило. Например, когда я барабаню быстро – нужно ходить быстро, когда барабаню медленно – ходи медленно. Если ребенок справился, усложняем задание: когда барабаню быстро – ходи медленно, когда медленно – ходи быстро.

Другим вариантом может быть ходить или прыгать в ритм музыки. По мере усвоения навыка, давайте задание ходить/прыгать, не попадая в такт.

Если вы проводите занятие по , то подойдет следующий вариант: на слово «яблоко» поднимать руки вверх и становиться на носочки, на слово «земляника» — присаживаться. Вы говорите вразброс слова, стараясь запутать ребенка, а он старается не ошибиться.

Или такое задание: на один хлопок – прыгает зайцем, на два хлопка – ходит как уточка, на три хлопка – рычит как волк.

Три задания

Эта игра помогает расширить объем внимания. Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в той последовательности, которую вы ему задали. Например:

  • Подпрыгни два раза
  • Назови какой-нибудь цветок
  • Подойти к деревянному предмету

Когда ребенок справится, давайте задания посложнее:

  • Хлопай столько раз, сколько тебе лет
  • Назови дикое животное
  • Дотронься до предмета на букву К

Количество заданий можно увеличивать до 4-5 и усложнять их в зависимости от возраста и развития ребенка.

Зачеркни букву

Если ваш ребенок знаком с буквами, дайте ему следующее задание. Возьмите любой текст с крупным шрифтом и попросите его зачеркнуть все буквы О, или О зачеркнуть, а Р подчеркнуть. Это задание не только способствует развитию вниманию, но и подготовит ребенка к тесту «Корректурная проба» перед поступлением в школу.

Когда ребенок занимается или играет, старайтесь не отрывать его от занятий и не переключать на другой вид деятельности, пока задание или игра не будут окончены. Все дело в «прерывании деятельности», как ее именуют психологи. Это явление развивается при невозможности завершить какое-либо дело по одной из трех причин:

  1. переключение на другое занятие (ребенок рисовал, а вы включили мультики);
  2. вынужден срочно реагировать на иные сигналы ( , а сестра закричала из другой комнаты);
  3. невозможность продолжать деятельность (ребенок читал, а вы погасили свет).

Если так происходит постоянно, то нервная система истощается, и в дальнейшем сконцентрироваться будет все сложнее, то есть время концентрации внимания будет не нарастать, а падать.

Надеемся, что наши советы помогут вам весело проводить занятия с детьми и воспитывать внимательных, гармонично развитых малышей!

Как вы развиваете внимание ребенка? Расскажите в комментариях!

Как научить ребёнка внимательности? Рассеянные дети не только огорчают родителей и учителей, но и сами не в восторге от своей слабости. Хорошую память можно и нужно развивать, но не все знают, когда начинать этим заниматься и какие способы для этого существуют.

Когда начинать заниматься развитием внимательности у детей

Бывает, школьные учителя заявляют, что ученик катастрофически невнимателен, непоправимо отстаёт в учёбе, а момент, когда нужно было подтягивать память и внимательность, упущен. Родителям слышать такое неприятно, но главный вопрос - когда же нужно начинать заниматься, чтобы не было поздно?

Нервная система человека формируется примерно до пубертатного возраста, то есть до 12-13 лет. К этому возрасту головной мозг заканчивает своё органическое развитие, а значит, возможности для улучшения сознательных функций сокращаются.

Дальше придётся работать с тем, что есть - поддерживать память в тонусе, не давать концентрации падать ниже критического уровня. Львиную долю усилий родители должны направить на обучение в возрасте до 12 лет, и чем раньше начать, тем будет лучше и тем легче пойдёт процесс обучения.

Для поступления в начальную школу малышу уже нужно выработать минимальные навыки концентрации внимания и логического мышления. Ещё один важный для первоклассника момент - это стресс от потока знаний, который обрушивается на него в первом классе вместе с лавиной впечатлений.

Процесс адаптации к школьной среде отнимает много сил, в том числе умственных. Первокласснику будет намного легче учиться, если его внимание будет хорошо развито уже до школы.

Используйте простейшие приёмы с первых лет жизни, углубляйте навыки концентрации и запоминания в 3-4 года. В 5-6 лет учите вместе с будущим школьником как можно больше стихотворений, загадок и пословиц наизусть. В младшем школьном возрасте помогайте справляться с нагрузкой от занятий и поддерживайте их стремление узнавать и использовать новые знания.

Память и внимательность: как выработать их у ребёнка

Развитие внимательности тесно связано с памятью. Чтобы память хорошо работала, нужно включить в процесс три фактора: достаточное для запоминания яркое впечатление, затем повторение, и последнее - возникновение простой и понятной ассоциации, которая запустит процесс реактивного вспоминания.

На практике это выглядит примерно так. Если нужно выучить стихотворение, сначала прочтите его вслух, постарайтесь сделать это эмоционально и выразительно, насколько сможете. Затем обсудите прочитанное, задайте вопросы по тексту, спросите, что понравилось, обратите внимание на необычные слова и интересные выражения - этим вы включите логическое мышление.

Повторите стихи несколько раз. Затем, когда будете проверять школьника, используйте подсказки: мимику, жесты, помогающие вспомнить текст.

Память лучше работает через один-два канала восприятия - слуховой, зрительный, моторный. Как повысить у ребёнка внимательность? Ваша задача выяснить, каким способом он лучше запоминает информацию - когда читает, слушает или проговаривает текст. Конечно, для большего эффекта нужно использовать все три канала, но упор делать на ведущий.

Способ, как запоминать информацию рассеянным детям

Интересный метод, как повысить силу запоминания, заключается в том, чтобы повторять информацию с определёнными интервалами. Попросите школьника проговорить услышанное через 1 минуту, затем повторить через 5 и 20 минут. Напомните и заново проверьте текст через 4 часа, затем через 1 день и через 3 дня.

Этот приём работает не только со школьными заданиями, а с любым набором информации - слов, картинок или действий. Взрослые точно так же могут использовать этот мнемонический приём, чтобы запомнить важные вещи.

Учёные, разработавшие этот способ, утверждают, что если добавить к циклу ещё несколько повторений - через 1 неделю, 1 и 3 месяца, то можно запомнить информацию на всю жизнь! Не брезгуйте таким способом и в случае, когда хотите чему-то научить малыша или чтобы он запомнил ваши требования, советы и наставления.

Как привить ребёнку внимательность в быту

Хорошая концентрация и сила памяти нужна не только для учёбы. Рассеянность делает жизнь человека и всех, кто его окружает, сложнее. Часто собственная невнимательность и её последствия - ошибки, забытые поручения, потерянные вещи, неправильно понятые указания родителей - огорчают детей и отнимают у них уверенность в своих силах.


Сильная рассеянность может даже стать причиной постоянного подавленного настроения и детской депрессии. Исправить ситуацию и поддержать забывчивого малыша можете только вы, показав ему, как справляться с проблемой, и научив уважать себя даже после серьёзных промахов.

Обязательно на своём примере покажите, как пользоваться напоминаниями (записками, пометками, галочками в тетради), научите класть нужные вещи на видное место, внимательно проверять портфель, пересчитывать сдачу в магазине, уходя гасить свет, проверять, выключены ли бытовые приборы и прочее.

Такие простые и жизненные привычки помогут привить прилежание, которого так не хватает невнимательным детям.

Если вы хотите, чтобы сын или дочь росли организованными и собранными, то усилия требуются не только от них, но и от вас. Дети не умеют заботиться о том, как бы получше запомнить, что говорят им взрослые - это в данный момент ваша задача.

Старайтесь давать поручения так, чтобы их легко было принимать во внимание:

  • прежде чем сказать нечто важное, убедитесь, что малыш случает - смотрит вам в глаза, не отвлекается на игрушки, не отворачивается, не выбегает из комнаты;
  • никогда не кричите вдогонку - это гарантирует, что он забудет о сказанном вами;
  • говорите простыми словами, постоянно проверяйте, понял ли вас малыш, пусть он повторит сказанное вами, возможно, ещё и объяснит своими словами;
  • не повышайте голос и не говорите раздражённым тоном - негативные эмоции «выключают» сознание, и ребёнок, скорее всего, ничего не запомнит;
  • после сказанного добавьте мотивации: объясните простыми словами, что это очень важно для вас и обязательно должно быть сделано.

Если все пункты соблюдаются, это намного повысит вероятность, что ребёнок запомнит ваши просьбы и всё сделает правильно. Кроме того, благоприятный психологический настрой положительно влияет на самооценку, так что малышу будет комфортно и спокойно после разговора с вами, и он не станет допускать ошибок из-за того, что разнервничался.

Забота о здоровье повышает внимательность

Комплексный подход решает проблему, как развить внимательность у ребёнка.

Не ограничивайтесь одними только задачками на улучшение памяти, применяйте как можно больше из приведённых ниже полезных советов, чтобы детская способность к хорошей концентрации быстро закреплялась и росла:


  • используйте упражнения для улучшения всех видов памяти, которые вам сейчас доступны и подходят по возрасту: чтение детских и простых взрослых стихов по памяти, решение детских кроссвордов, картинок-лабиринтов, всевозможных ребусов и т.п.;
  • регулярно включайте в детский рацион натуральные источники антиоксидантов - вкусные и полезные соки, особенно виноградный, в котором ещё и много глюкозы, прекрасно питающей мозг;
  • обеспечьте малышу двигательную нагрузку, подходящую ему по темпераменту и по состоянию здоровья - спортивная секция, танцы, фитнес для детей, плавание;
  • научите его использовать мнемонические приёмы (начните с повторения вслух), сначала простейшие, затем можно освоить техники посложнее;
  • помогите соблюдать режим сна, посоветуйтесь со школьной медсестрой или педиатром, чтобы определить, сколько часов необходимо именно вашему малышу;
  • сеансы расслабляющего массажа особенно хороши при недостатке внимания в комплексе с гиперактивностью;
  • вместе с врачом обсудите, нужно ли пропить курс поливитаминов.

Эти простые и, возможно, очевидные советы помогут развить внимание малыша не только мотивацией, но и через улучшение физического здоровья.