Когда ставится диагноз недостаток физ развития. Недостаточное физическое развитие и призыв в армию в Петрозаводске


При первоначальной постановке на воинский учет или при призыве на военную службу данные лица подлежат обследованию эндокринологом. Данные лица признаются временно не годными к военной службе на 12 месяцев. При сохраняющемся недостаточном физическом развитии освидетельствование проводится по пункту «а».

Прохождение медкомиссии: недостаточное физическое развитие

Как правило, оценка физического развития в армии - это стандартная процедура медкомиссии. Врачи фиксируют вес и рост молодого человека, а на основе этих данных будет определяться индивидуальный показатель физического развития (имеется ли отклонения в стороны дистрофии или ожирения). Данный показатель называется индекс массы тела (ИМТ). Как правильно рассчитать и в какую группу относительно вашего возраста вы попадаете, можно узнать на страничке «Призывнику» на нашем сайте.

Кроме того, при оценке физического развития учитывают развитие функциональных особенностей/состояния, к которым относят выносливость, гибкость, ловкость, реакция, мышечная сила. Однако часто можно спутать с физической подготовкой. Конечно, чем лучше призывник подготовлен к будущему военному обучению, то вписаться в рабочий ритм ему будет проще. Если же у молодой человек проводит сидячий образ жизни, то в армии ему придётся не сладко. Поэтому многих интересует вопросы освобождения от армии при слабой физической подготовке и дефиците веса. Подробнее разберём этот вопрос. В Расписание болезней есть статья, по которой в армию не берут при недостаточном физическом развитии, это статья за номером 86. Читаем и видим следующие указания. Непризывную категорию годности «В» (освобождение от армии в мирное время с выдачей военного билета) получают призывники, если их масса тела менее 45 кг и/или рост менее 150 см. То есть о физической подготовке не подразумевается. Для медкомиссии важны количественные показатели (рост, вес, ИМТ), по ним и определяется годность к службе. Если вы подходите под выше описанный критерий, и думаете, что пройдёте медкомиссию с первого раза, то вы ошибаетесь. Для установления категории годности «В» призывника направят на дообследование эндокринологом при первоначальной постановке на учёт. Поэтому сначала присваивают временную категорию годности «Г» сроком до одного года. Если же за указанный промежуток времени молодой человек не устремился ввысь и его рост не превысил минимальный рубеж в 150 см, то он заслуженно получает освобождение от армии. То же самое при сохранении веса менее 45 см - не берут в армию при недостаточном физическом развитии. Для повторного прохождения медкомиссии призывник должен предоставить показатели веса и роста в динамике, то есть наблюдаться в течение года у врача, пройти обследование на наличие сдерживающего развитие заболевание и даже пройти лечение. Если причины не будут найдены, лечение не изменит ситуацию, то призывник останется дома.

  • Размер: 422.5 Кб
  • Количество слайдов: 65

Описание презентации СЕМИОТИКА нарушений физического развития детей разного возраста по слайдам

По определению ВОЗ, здоровье — — физическое, психическое и социальное благополучие

Основополагающи е е критерии пп ри комплексной оценке состояния здоровья ребенка Наличие или отсутствие хронических (в том числе врожденных) болезней Функциональное состояние органов и систем Резистентность и реактивность организма Уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития

Под термином «физическое развитие ребенка» понимается динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, отдельных частей тела) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства

Наиболее стабильный показатель физического развития – – длина тела (рост). Масса тела в отличие от длины более изменчивый признак, в связи с этим массу тела сопоставляют с д лл иной тела. Окружность груди и головы – – третий обязательный признак оценки физического развития.

Другие показатели у у глубленн ойой оценк ии морфофункционального состояния организма Соматометрические — — длина туловища, рост сидя, длина руки, ноги, ширина плеч, таза; окружность плеча, бедра, голени, живота и др. Соматоскопические — — форма грудной клетки, стоп, осанка, состояние жироотложения, мускулатура, половое созревание Функциональные — — жизненная емкость легких, сила сжатия кисти, становая сила, ударный объем левого желудочка и др.

При оценке физического развития в настоящее время принято верифицировать биологический возраст или биологическую зрелость, оценивая который у детей принимают во внимание соматоскопические и соматометрические данные, сроки появления точек окостенения, сроки прорезывания молочных и постоянных зубов и их количество, наличие и выраженность признаков полового созревания.

Ведущие показатели биологического развития детей младшего школьного возраста – число постоянных зубов, скелетная зрелость, длина тела. При оценке уровня биологического развития детей среднего и старшего возраста большее значение имеют степень выраженности вторичных половых признаков, оссификация костей, характер ростовых процессов, меньшее значение – длина тела и развитие зубной системы.

При рождении здоровый доношенный новорожденный имеет: : Длину тела от 46 до 56 см (в среднем 50, 7 см у мальчиков и 50, 2 см у девочек) Массу тела 2700 -4000 г (в среднем 3300 -3500 г) Окружность головы 34 -36 смсм Окружность груди 32 -34 смсм

Антропометрические показатели новорожденного ребенка являются достаточно устойчивыми, генетические факторы в этом возрасте сказываются незначительно. Поэтому, даже сравнительно небольшие отклонения от среднестатистических показателей, как правило, свидетельствует о неблагополучии в состоянии новорожденного. В наиболее тяжелых случаях, особенно когда страдает не только масса, но и длина плода, приходится говорить о задержке развития плода, что нередко сочетается с различными пороками развития.

Эта задержка может быть как симметричной, т. е. с равномерным снижением массы и длины тела, что свидетельствует о более тяжелом поражении, так и асимметричной. При асимметричной задержке, если п рр еваева лл ирует длина тела, можно говорить о внутриутробной гипотрофии. Избыток массы чаще характерен для отечного синдрома или для ожирения, например у детей, родившихся от матерей с сахарным диабетом.

Длина тела – показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. У детей первого года жизни ежемесячное увеличение длины тела: : в первом квартале — — 3 см во втором – 2, 5 см в третьем – 1 , 5 -2 см в четвертом – 1 см Общая прибавка за 1 год составляет 25 см. Можно пользоваться также следующей формулой: ребенок 6 мес. . имеет длину тела 66 см, на каждый недостающий месяц из этой величины вычитается по 2, 5 см, на каждый месяц после 6 прибавляется по 1, 5 см.

Масса тела — — отражает степень развития внутренних органов, мышечной и костной систем, жировой клетчатки. В отличие от длины тела масса тела является довольно лобильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин – как эндо-, так и экзогенного характера. Сразу после рождения масса тела ребенка начинает несколько уменьшаться, т. е. происходит так называемая физиологическая убыль массы тела, которая к 3 -5 дню жизни должна составлять приблизительно 5 -6%, восстановление массы тела должно произойти к 7 -10 дню жизни.

Эти изменения массы тела обусловлены механизмами адаптации новорожденного. После восстановления масса тела неуклонно начинает увеличиваться, причем скорость ее нарастания на первом году тем выше, чем меньше возраст

Ряд. Ряд формул д д ля ориентировочного расчета массы тела на первом году жизни ММ асса тела (м. т.) может быть определена как сумма: мм. . тт. . при рождении плюс 800 г г хх nn , где nn — число мес. . в в течение первого полугодия, а 800800 г – средняя ежемесячная прибавка м. . тт. . в течение первого полугодия. Для второго полугодия жизни м. . тт. . равна: м. . тт. . при рождении полюс прибавки м. . тт. . за первое полугодие (800 х х 6) плюс 400 г х (nn -6) – за второе полугодие, где nn – – возраст в месяцах, а 400400 г – средняя ежемесячная прибавка м. . тт. . за второе полугодие. . ММ. . тт. . ребенка 6 месяцев равна 8200 г, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 г, на каждый последующий прибавляется по 400 г. Но эта формула не учитывает индивидуальные колебания массы тела при рождении, поэтому менее достоверна.

Основное правило при оценке нарастания массы тела: доношенные дети, родившиеся с нормальной массой тела, восстанавливают ее уже на второй неделе удваивают к 4 -6 месяцам утраивают к 1 году

Наблюдение за изменением окружности головы является неотъемлемым компонентом врачебного контроля за физическим развитием. Это связано с тем, что окружность головы отражает и общие закономерности биологического развития ребенка, а именно первый (церебральный) тип роста; нарушения роста костей черепа могут быть отражением или даже причиной развития патологических состояний (микро- и гидроцефалии). После рождения голова растет достаточно быстро в первые месяцы и годы жизни и замедляет свой рост после 5 лет.

Ориентировочно окружность головы можно оценить по следующим формулам: Для детей до 1 года: окружность головы при рождении плюс 1, 5 см хх n n за первое полугодие и окружность головы плюс 0, 5 х х nn за второе полугодие. Окружность головы 6 месячного ребенка равна 43 см, на каждый недостающий месяц отнимаем по 1, 5 см, на каждый последующий – прибавить по 0, 5 см или в среднем на 1 см в месяц.

Окружность груди — — является одним из основных антропометрических параметров для анализа изменений поперечных размеров тела. Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно коррелируя при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. . При рождении окружность груди, примерно на 2 см меньше окружности головы, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы, приблизительно к 4 месяцам эти окружности сравниваются, после этого окружность груди неуклонно увеличивается по сравнению с окружностью головы.

Формул ы ды д ля ориентировочной оценки скорости развития грудной клетки: : Для детей до 1 года ежемесячная прибавка в первом полугодии составляет 2 см, во втором полугодии – 0, 5 см. Окружность грудной клетки 6 месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц до 6 нужно вычесть 2 см, а на каждый последующий месяц после 6 прибавить 0, 5 см.

Для детей от 2 до 11 5 лет длину тела можно рассчитать по формуле: длина тела в 8 лет – 130 см, на каждый недостающий год вычесть 7 см, на каждый превышающий -прибавить 5 см. Масса тела для детей от 2 до 12 лет: в 5 лет масса тела 19 кг, на каждый недостающий год вычитают 2 кг, а на каждый последующий прибавляют 3 кг.

Окружность головы. В 5 лет – 50 см, на каждый недостающий год вычитают 1 см, а на каждый последующий прибавляют 0, 6 см. Окружность груди в возрасте от 2 до 15 лет: до 10 лет 63 см минус 1, 5 см (10 — nn) где nn – число лет ребенка моложе 10 лет, старше 10 лет – 63 + 3 см (nn -10).

На физическое развитие детей влияют генетические и экзогенные факторы. Влияние наследственности сказывается в основном после двух лет жизни, причем выделяют два периода, когда корреляция между ростом родителей и детей наиболее значима, это возраст от 2 до 9 лет и от 14 до 18 лет. В этом возрасте распределение массы тела относительно длины тела может существенно различаться в связи с выраженными конституционными особенностями телосложения.

Экзогенные факторы, в свою очередь можно разделить на внутриутробные и постнатальные. Внутриутробные факторы -состояние здоровья родителей, их возраст, экологическая обстановка, в которой живут родители, профессиональные вредности, течение беременности и др. Постнатальные факторы – факторы, которые оказывают воздействие на физическое развитие ребенка в процессе его жизни: это условия питания, воспитания, заболевания, которые переносит ребенок, социальные условия. Так, умеренный дефицит питания задерживает нарастание массы тела, но на длину тела, как правило не влияет. Более длительное качественное и количественное голодание, несбалансированное питание с дефицитом микронутриентов приводят реже не только к дефициту массы тела, но и к низкорослости с изменением пропорций тела.

Для детей раннего возраста характерна высокая двигательная активность, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Однако физическая подвижность должна быть адекватной возрасту ребенка. Например, избыточная вертикальная нагрузка при поднятии тяжестей приводит к обратному эффекту – торможению роста. На физическое развитие детей оказывают влияние не только правильно проведенное бодрствование, но и сон, так как именно во сне осуществляются все основные метаболические изменения, определяющие рост детского скелета (и гормон роста выделяется именно во время сна).

У детей раннего возраста, особенно на первом году жизни, проявляется тесная взаимозависимость физического и нервно-психического развития. Отсутствие или недостаток положительных, а также избыток отрицательных эмоций влияет на физическое состояние, и могут стать одной из причин нарушений роста. Климато-географические условия относятся к средовым факторам, влияющим на рост и развитие. Например, отмечено ускорение роста весной, торможение в осенне-зимний период. Жаркий климат и высокогорье тормозят рост, но могут ускорить созревание детей.

В постнатальный период большое значение имеет эндокринная регуляция роста. Гормонами, способствующими росту, являются соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы и инсулин. . Гормон роста стимулирует хондрогенез, в то время как тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез. Влияние СТГ сравнительно мало сказывается на росте ребенка до 2 -3 лет и особенно велик оо в период с 7 до 10 лет. Наибольший ростовой эффект тироксина определяется в первые 5 лет жизни, а затем в препубертатном и пубертатном периодах. Тироксин стимулирует остеогенную активность и усиление созревания костей. Андрогены, действующие в препубертатном и пубертатном периодах, усиливают развитие мышечной ткани, эндохондральное окостенение и хондропластический рост кости. Действие андрогенов как стимуляторов роста является кратковременным.

На протяжении детства интенсивность роста детей неодинакова. Фаза интенсивного роста и первичного увеличения массы тела продолжается до 4 летнего возраста. Наиболее выражено увеличение массы тела. Нормально питающиеся дети приобретают округлые формы. Первая фаза бурного роста (вытягивание) – – возраст от 5 до 8 лет. Масса тела увеличивается пропорционально, но отстает от показателей длины тела. Вторая фаза — — прибавление массы тела – – возраст от 9 до 13 лет. Масса тела увеличивается быстрее, чем длина тела. Вторая фаза бурного роста – между 13 и 16 годами. Рост прекращается у девушек около 17 лет, у юношей – в 19 лет.

Изменения длины тела с возрастом характеризуется разной степенью удлинения различных сегментов тела. Так высота головы увеличивается только в 2 раза, длина туловища -–в 3 раза, а длина нижних конечностей – в 5 раз. Наиболее динамичны изменения двух сегментов – верхней части лица и длины ноги. Скорость роста имеет выраженный краниокаудальный градиент, при котором нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопа растет быстрее голени, а голень быстрее бедра, это сказывается на пропорциях тела. В практике нередко используются различные индексы пропорциональности развития.

Наибольшее распространение получило определение соотношений между верхним и нижним сегментами тела (индекс Чулицкой IIII).). Кроме изменения соотношений между длинниками тела, возрастное изменение пропорций существенно сказывается и на соотношениях между длиной тела и различными поперечными размерами (например- окружностью груди и длиной тела – индекс Эрисмана) –) – Индекс Чулицколй II (окружность плеча, голени бедра и длина тела). Снижение индекса подтверждает недостаточность питания ребенка. При использовании различных индексов существенно уточняется представление о степени гармоничности телосложения ребенка.

В практической работе физическое развитие ребенка обычно оценивается путем сопоставления его индивидуальных показателей с возрастными стандартами. . В настоящее время для этой цели используется центильный метод, который прост в работе, так как при использования центильных таблиц или графиков исключаются расчеты. Двумерные центильные шкалы «длина тела – масса тела» , «длина тела – окружность груди» , в которых рассчитываются масса тела и окружность груди на должную длину тела, позволяют судить о гармоничности развития. Гармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела, т. е. попадают в 25 -75 -ю центили. При дисгармоничном физическом развитии эти показатели отстают от должных (10 -25 – 10 -3) или превышают их (75 -90 – 90 -97) вследствие повышенного жироотложения.

В настоящее время все шире используется комплексная схема оценки физического развития детей. В ней участвуют как биологический уровень, так морфофункциональное состояние организма. Физическое развитие детей оценивается в такой последовательности: вначале определяют соответствие календарного возраста уровню биологического развития, который отвечает календарному возрасту, если большинство показателей биологического развития находятся в средневозрастных пределах (М 11). Если же показатели биологического развития отстают от календарного возраста или опережают его, это свидетельствует о задержке (ретардации) или ускорению (акселерации) темпов биологического развития.

Затем оценивают антропометрические и функциональные показатели. Для оценки первых используют центильный метод и и функциональные показатели, как уже отмечалось, сравнивают с возрастными стандартами. Функциональные показатели у детей с гармоничным развитием находятся в пределах от М 11 до М 22 или больше. У детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным физическим развитием эти показатели, как правило, ниже возрастной нормы. Также для оценки антропометрических показателей используют соматограммы.

Современные антропометрические показатели у молодых людей в период завершения роста значительно выше, чем они были 100 лет назад. Этот процесс, получивший название акселерации и наблюдающийся на протяжении последних 100 лет, коснулся преимущественно молодых групп населения в развитых и благополучных странах. Акселерация наиболее выражена у городских детей и среди более обеспеченных слоев населения. Известные причины акселерации заключаются в хорошем ии более полноценном питании, в разнообразном наборе раздражителей (спорт, путешествия, средства коммуникации), а также в снижении частоты инфекционных заболеваний, задерживающих развитие ребенка.

Акселерация рассматривается как результат сложного взаимодействия экэк зо- и эндогенных факторов: : изменение генотипа из-за большой миграции населения и появления смешанных браков, изменившихся характер аа питания, клинических условий, научно-техническ огоого прогресс аа и его влияни яя на экологию. Акселерация отмечена во всех возрастных группах, начиная с внутриутробного. ЗЗ а последние 40 -50 лет — — длина тела новорожденных увеличилась на 1 -2 см, детей 2 года – на 4 -5 см. Средний рост 15 летних детей за 100 лет стал больше на 20 см. Происходит также и более быстрое развитие мышечной силы, ускорился срок биологического созревания. .

Различают гармоничный и дисгармоничный тип акселерации. К первому относят детей, у которых и антропометрические показатели и биологическая зрелость выше показателей для данной возрастной группы. Ко второму относят детей, у которых отмечается усиленный рост тела в длину без ускорения полового развития или раннее половое созревание без усиления роста в длину.

Но если ранее процесс акселерации рассматривался только как положительное явление, то в последние годы появляются сведения о более частой диспропорции развития у таких детей отдельных систем организма, особенно нейроэндокринной, сердечно-сосудистой. По свидетельству многочисленных публикаций, в настоящее время процесс акселерации в экономически развитых странах замедляется. Нет основания полагать, что в будущем ожидается значительное снижение возраста полового созревания, а также увеличение длины тела выше установившейся в течение тысячелетий нормы среднего роста.

Если говорить об оценке показателей длины тела, то низкий рост – это рост ниже средних, для данного возраста величин более 22 , или ниже третьего процентиля, что соответствует отклонению от них на 10%. Карликовый рост: показатели роста ниже средних на 3 и соответственно ниже 0, 5 процентиля. Большой рост, макросомия: показатели роста превышают средние на 1 -3 , или оказываются выше 97 -го процентиля. Гигантский рост, гигантизм: показатели роста превышают средние более чем на 3 . .

Около 3%3% детей и юношей относятся к категории низкорослых. Большинство из них соматически вполне здоровы. Они могут обнаруживать психическую ранимость, когда дело касается их низкого роста. Низкий рост может быть обусловлен семейными, конституционными факторами, когда оба родителя или хотя бы один из них имеют низкий рост. Конституцион альаль ный карликовый рост всегда связан с особой патологией генов или хромосом независимо от того, удается это подтвердить научными методами или нет.

Причин ы ы патологической низкорослости: Первичный низкий рост с малой массой тела при рождении Вторичный низкий рост из-за нарушений обмена веществ (включая патологию желез внутренней секреции), которые проявляются лишь после рождения Нарушения роста, связанные преимущественно с развитием длинных трубчатых костей

Две. Две основные группы нн изкорослост и: и: Пропорциональный низкий рост при общем замедленном развитии. Возрастные физиологические пропорции при этом сохраняются (отношение размеров головы к туловищу, конечностям). У новорожденного соотношение длины головы и туловища соответствует 1: 4, в возрасте 6 лет – 1: 5, к 12 годам – 1: 7, у взрослых – 1: 8. Диспропорциональный низкий рост обычно бывает при изолированных нарушениях в наиболее активных зонах роста. Нормальные соотношения между размерами головы, туловища и конечностей нарушаются.

Наиболее частые причины пропорционального низкого роста Конституцион альаль ный (семейный) низниз кий рост. В данную группу входят здоровые дети здоровых родителей, рост которых ниже средних величин. Такие дети остаются ниже своих сверстников. Масса и длина тела при рождении могут быть нормальным и, и, окостенение скелета (появление ядер окостенения) происходит в обычные сроки. Уровень гормона роста в крови бывает нормальным.

Наиболее частые причины пропорционального низкого роста Первоначальная низкорослость. Частота явления определяется распространенностью низкорослости в предыдущих поколениях и преимущественными браками между лицами низкого роста. Ее признаками уже при рождении служат низкие показатели массы и длины тела. Ребенок рождается со всеми признаками зрелости, беременность обычно имеет нормальную продолжительность. Пропорции тела у детей соблюдены, оссификация скелета и психическое развитие, а также пубертатный период протекают нормально, что позволяет исключить патологию обменных процессов.

Наиболее частые причины пропорционального низкого роста Алиментарная низкорослость. Причины алиментарной низкорослости заключаются либо в неполноценном питании, либо в нарушении усвояемости питательных веществ. . Наиболее неблагоприятно влияет нехватка белков. Такие дети особенно восприимчивы к инфекционным заболеваниям.

Следстви я я количественного и качественного недостаточного питания Анорексия при тяжелых психических или физических нарушениях. Сахарный диабет, трудно поддающийся компенсации и регулированию. Синдром Мориа кк аа (сахарный диабет, низкорослость, гепатомегалия, застой в системе воротной вены, ожирение, хроническая ацетонурия, гиперхолестеринемия). Несахарный диабет. Низкий рост является следствием нарушения обмена веществ в связи с недостатком антидиуретического гормона (адиуретин). Одновременно почти всегда бывает поражение передней доли гипофиза (гормон роста) и лили гг ипоипо таламуса (вегетативные центры). .

Следстви я я количественного и качественного недостаточного питания Недостаточное питание при беспризорности, запущенности детей, как проявление тяжелого госпитализма (не только в детских домах, но и в некоторых семьях), при квашиоркоре, связанном с хронической нехваткой белков в пище. Частая рвота на почве психогенных нарушений или в результате анатомических аномалий (стеноз пищевода или 12 -перстной кишки, грыжа диафрагмы, болезнь Гиршпрунга, ЯБЯБ желудка и 12 -перстной кишки). Нарушения пищеварения (мальдигестия) , в том числе при муковисцидозе и других заболеваниях. Нарушение всасывания (мальабсорбция) , частичная или полная после обширной резекции тонкой кишки, прпр и и болезни Крона, целиакии и т. д.

Наиболее частые причины пропорционального низкого роста Низкорослость при трех последних группах причин объединена в понятие низкорослость интестинального происхождения. . Низкий рост, обусловленный гипоксией. . Встречается при хронических заболеваниях легких и дыхательных путей, болезнях сердца, хронических тяжелых анемиях (дети привлекают внимание бледностью и постоянным цианозом либо цианозом при движении). Они страдают одышкой, имеют хронический кашель, пальцы в виде барабанных палочек.

Наиболее частые причины пропорционального низкого роста Низкий рост при нарушении полового созревания: : гипог оо надотропный гипогонадизм, позднее половое созревание адипозогенитальная дистрофия Фрелиха овариальная дисгенезия (синдром Шерешевского-Тернера)

Низкий рост на почве церебральной и гормональной патологии. . Церебральные причины: : медленно растущие опухоли мозга остаточные явления стволового энцефалита, туберкулез ного менингоэнцефалита и нейросифилиса микроц ее фалия, гидроц ее фалия алкогольная эмбриопатия

Гормональная патология Гипофизарная низкорослость вызванная гипофункцией передней доли гипофиза прежде всего недостаточностью СТГ, причем очень значительной (рост начинает замедляться с 2 летнего возраста, к концу школьного возраста формируется карликовый рост) Гипопиту ии таризм (б(б — нь Симмондса) – снижение всех функций гипофиза Гипот ии реоз. Важные признаки — — струма, микседема, замедленное окостенение скелета, слабоумие Адреналовая низкорослость (дисфункция коры надпочечников, с — м Кушинга, адреногенитальный сс — м, длительная кортикостероидная терапия)

Низкий диспропорциональный рост Хондродистрофия (ахондроплазия, хондродисплазия). Преимущественно наследственная патология хрящевых клеток, проявляется нарушением роста длинных трубчатых костей и основания черепа. Несовершенный остеогенез. В основе заболевания лежит наследственная неполноценность остеобластов, ведущая к повышенной ломкости костей при минимальных поводах и укорочению конечностей именно из-за многократных переломов.

Низкий диспропорциональный рост Мукополисахаридозы. . Пороки развития позвоночника. Характерно уменьшение размеров туловища при нормальной длине конечностей. Витамин Д – – рр езистентные формы рахита (рахитоподобные заболевания). . Наследственная гипофосфатазия (синдром Ратбана). Цистиноз (болезнь Абдергальдена-Фанкони). Рахитическое изменение костей и низкий рост.

Высокий рост Высокий первоначальный рост. Как правило, бывает семейная предрасположенность к высокому росту. Во многих предыдущих поколениях отмечается значительное число высокорослых людей, как в случаях примордиальной низкорослости. Арахнодактилия (синдром Марфана) – – наследственная (аутосомно-доминантная) распространенная мезодермальная дисплазия: высокий рост, тонкие длинные кости, выраженная картина лептосомной астении, длинные кисти и стопы, часто деформация грудной клетки, общая мышечная гипотония. Нередко эктопия хрусталика и расширение аорты.

Высокий рост Гипофизарный гигантизм (эозинофильная аденома передней доли гипофиза у детей). У взрослых акромегалия. У детей высокий рост и стройное телосложение. Высокий рост при раннем половом созревании (раннее половое созревание является сильным стимулом к росту, но это временно, а затем рост прекращается). Хромосомные аберрации. Синдром Клайнфелтера (ХХУ – хромосомопатия) с первичным недоразвитием яичек. Синдром Хеллера-Нельсона. Синдром ХУУ, ХХХХУ.

Отклонение в увеличении м. . тт. . Гипотрофия — — сниженная масса тела. Эйтрофия – состояние, при котором нарастание массы тела и увеличение длины тела не выходят за пределы физиологических соотношений (т. е. это состояние нормального питания). Дистрофия – состояние у детей, масса тела которых на 15 -20% ниже нормальной. Они привлекают внимание худоба, тонкими конечностями, слабым развитием мышц и подкожно-жировой клетчатки. Атрофия – состояние ребенка, масса тела которого на 30 % ниже средних показателей или ниже 3 процентиля.

Конституционные факторы Недоношенность, новорожденные с внутриутробной дистрофией (имеют значение и другие моменты – эмбриопатии, хромосомные аномалии). . Астеническое телосложение. (дети при этом, как правило, здоровы.).) Синдром Марфана. . Прогрессирующая липодистрофия.

Экзогенные факторы Неправильное низкокалорийное питание. . Неправильный уход. . Тяжелые (подострые и хронические) инфекции.

Поражения, связанные с нарушением обменных процессов Злокачественные опухоли. . ДЦДЦ ПП спастического типа. . Цирроз печени. . Нефроз (преимущественно нефрозонефрит). . Продолжительная цитостатическая терапия. . Хроническая почечная недостаточность. . Галактоземия.

Хронические нарушения пищеварения Муковисцидоз, целиакия, с индром мальабсорбции, панкреатическая недостаточность при хроническом панкреатите, гепатит, врожденная недостаточность липазы, синдром Швахмана – экзокринная недостаточность поджелудочной железы, сопровождающаяся нейтропенией, тромбоцитопенией и низким ростом. . Мальабсорбция вследствие аллергии к коровьему молоку или белкам сои. .

Хронические нарушения пищеварения Нарушение всасывания моносахаридов, дисахаридов. . Врожденная недостаточность энтерокиназы. . Нарушение всасывания триптофана (синдром Хартнупа). . Энтеропатический акродерматит (нарушение усвоения цинка). .

Избыточная масса тела Избыточной следует считать массу тела (с учетом длины тела) на 15%15% превышающую средние показатели, что превышает 97 перценти льль. . При ожирении масса тела превышает средние показатели для данного возраста на 25% и больше. .

Причины избыточной массы тела Конституциональные факторы. Неразумное высококалорийное питание (избыток белков, углеводов, жиров и жидкости). Неблагоприятные психич есес кие и социальные условия, которые наиболее сильно влияют на детей в состоянии депрессии, а также на безропотных и безвольных детей со слабым самосо знанием, и на слабоумных. Церебральные заболевания. Диэнцефальное или диэнцефально-гипофизарное ожирение, адипозогенитальная дистрофия.

Причины избыточной массы тела Эндокринные нарушения: гипотиреоз, гиперк оо ртицизм, синдром Кушинга. Первичные нарушения обмена веществ: гликогеноз II типа, синдром Мориа кк а а (сахарный диабет). Ожирение при других синдромах: ПП икик викский синдром; синдром Прадера-Вилли; синдром Альстрема-Хальгрена (ожирение + слепота + дистрофия сетчатки) снижена толерантность к глюкозе с развитием сахарного диабета, тугоухость из-за поражения внутреннего уха.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА РФ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Карцева Т.В., Дерягина Л.П.,

Тимофеева Е.П.

Физическое развитие детей и факторы, его определяющие. Методы оценки. Семиотика нарушений физического развития.

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов

Новосибирск – 2008

Физическое развитие детей и факторы, его определяющие. Методы оценки. Семиотика нарушений физического развития.

Карцева Татьяна Валерьевна – д.м.н., доцент, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней НГМУ.

Дерягина Людмила Петровна - к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ.

Тимофеева Елена Петровна – к.м.н., ассистент кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ.

Рецензенты:

Щедрина Анна Григорьевна – д.м.н., профессор кафедры восстановительной медицины НГМУ.

Лопушинский Алексей Болиславович – доцент, заведующий методическим кабинетом НГМУ

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов медицинских ВУЗов, изучающих курс пропедевтики детских болезней.

I ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..2

II ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

1. Закономерности физического развития детей………………………………..2

2. Факторы, определяющие рост…………………………………………………4

3. Изменение антропометрических показателей в процессе роста и развития детей …………………………………………………..….……..8

4.Методы определения физического развития……………………….………..10

5. Соматоскопия…………………..

6. Методика антропометрических исследований………………….………….12

6. Оценка физического развития детей…………………………….…………..17

7. Оценка уровня биологической зрелости…………………………………….20

III ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

1. Формирование пола………………………………………………….……….41

2. Гормональная регуляция………………………………………………….….43

3. Половое развитие мальчиков………………………………………….……..44

4. Половое развитие девочек…………………………………………..….…….47

5. Методика исследования полового развития…………………………...……50

6. Оценка полового развития……………………………………………….…..54

IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…….70

V СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….70

Предисловие

Кафедра пропедевтики детских болезней на педиатрическом факультете медицинских ВУЗов – одна из первых начинает профессиональную подготовку педиатра. В результате изучения пропедевтики детских болезней у студентов формируются важные профессиональные навыки обследования здорового и больного ребенка, основы клинического мышления, а также медицинской этики и деонтологии.

Учебно-методическое пособие составлено на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040200 «Педиатрия». Учебно-методическое пособие для студентов составлено в соответствии с учетом требований к методическим пособиям педагогических кафедр высших учебных заведений.

Целью настоящего учебно-методического пособия является оказание помощи студентам медицинских ВУЗов в освоении навыков оценки физического развития у детей в связи с учётом их возрастных анатомо-физиологических особенностей, выявления ведущих синдромов нарушения физического развития и их своевременной коррекции.

Цель занятия: Овладеть методикой оценки индивидуального физического развития детей клиническим и антропометрическим методами, определения особенностей телосложения, биологической зрелости детей различного возраста, выявления своевременности появления вторичных половых признаков.

Студенты будут:

1-й уровень – ЗНАТЬ:

    Факторы, оказывающие влияние на физическое развитие.

    Законы увеличения роста и массы детей в различные периоды детства.

    Пропорции тела.

    Сроки полового созревания.

    Признаки нарушения физического развития и факторы, их вызывающие.

    Семиотику нарушений физического развития.

2-й уровень – ПОНИМАТЬ:

    Роль физического воспитания для гармоничного развития ребенка.

    Значение антропометрических измерений в оценке индивидуального физического развития.

    Основные закономерности роста и развития детей.

    Причины нарушений физического развития детей.

3-й уровень – УМЕТЬ:

    Выполнять методику соматоскопии и антропометрии.

    Оценить индивидуальное физическое развитие ребенка по ориентировочной карте, разработанной на кафедре, клиническим и антропометрическим методами, по эмпирическим формулам, центильным методом, методом сигмальных отклонений.

    Оценивать тип телосложения, тип конституции.

    Оценивать биологическую зрелость.

    Оценивать своевременность появления вторичных половых признаков.

Прежде чем говорить об основных причинах нарушения развития организма у детей, важно разобраться с ключевыми понятиями, связанными с этой, к сожалению, часто встречающейся в наши дни проблемой. Под нарушением развития в медицине понимают любые отклонения от нормы, которые могут возникнуть как в младенчестве, так и в процессе взросления ребенка.

При нормальном развитии ребенка биологические и психические функции его организма на различных этапах взросления соответствуют предусмотренным специалистами нормативам. Ребенок растет без задержки в развитии, как на физическом, так и на психоэмоциональном уровне. Это означает, что малыш вовремя начинает ходить, разговаривать, а также быстро учиться писать, читать, и овладевает всеми первостепенными навыками, необходимыми для дальнейшей самостоятельной жизни.

Существует достаточно причин нарушения развития организма. По результатам исследований мальчики более подвержены нарушениям физического развития, чем девочки. Однако при правильном подходе со временем ребенок начинает развиваться, как следует. Во избежание более серьезных последствий при подозрении на наличие нарушений физического развития у ребенка, родители должны немедленно обратиться к врачу.

Что нужно знать о нарушении физического развития у детей

Современные врачи-педиатры выделяют два основных вида нарушений развития у детей – всеобъемлющий, а также специфический. Если ребенок отстает в развитии по большинству основных медицинских показателей, то у него всеобъемлющее нарушение. Примером такого нарушения в развитии ребенка можно считать аутизм. При наличии отклонения от какого-то одного конкретного медицинского показателя - ребенок страдает специфическим нарушением.

Дислексия может служить примером специфического развития ребенка. При данном заболевании нарушается способность ребенка овладеть навыком чтения. При дислексии наблюдается общая способность детей к обучаемости. Однако ребенок учиться читать с большими сложностями. Примечательно то, что, как в случае с дилексией, так и с аутизмом, можно отметить одну и ту же причину нарушения развития организма у детей.

Нарушение в работе головного мозга может стать причиной и в нарушении физического развития. Правда не стоит сбрасывать со счетов и генетические заболевания, а также наследственность. Причинами возникновения нарушений в развитии организма у детей могут стать травмы, а также тяжелые заболевания.

Медики не зря уделяют такое пристальное внимание здоровью женщин во время беременности. Именно в период формирования плода может быть нанесен непоправимый вред здоровью будущего малыша. Так, гормональный фон матери влияет на нормальное развитие ребенка. Современная медицина помогает на ранних стадиях выявить нарушения физического развития у детей.

Специалисты выделяют еще одну вескую причину возникновения нарушений в развитии детского организма - экологическую среду, в которой рождается и живет ребенок. Помимо того, на нарушение физического развития у детей влияет качественный состав употребляемых ими продуктов. Чем богаче и разнообразнее рацион питания малыша, чем больше он употребляет в пищу богатые витаминами и полезными соединениями продукты, тем меньше вероятность столкнуться с проблемой нарушения физического развития. Отклонения в физическом развитии ребенка можно определить по массе тела и росту. Если ребенок чересчур быстро растет, он может болеть гигантизмом, низкие для своего возраста дети страдают нанизмом. Церебральный паралич относиться к тяжелым нарушениям физического развития детского организма.

Отклонение от нормальной массы тела ребенка на 10% в меньшую (гипотрофия) или большую (паратрофия) сторону, специалисты также причисляют к отклонениям в физическом развитии. Важным параметром оценки физического развития ребенка считается окружность головы. Особое внимание педиатры уделяют и развитию грудной клетки ребенка.

Нарушение моторного развития

Нередко специалисты называют излишнюю детскую неуклюжесть «моторной неловкостью». За этим названием скрывается достаточно серьезная проблема – нарушение моторного развития ребенка. Родители часто с нетерпением ждут того счастливого момента, когда их малыш сделает первые шаги. Дети начинают сидеть примерно в одном и том же возрасте, чего не скажешь о первых шагах.

Организм человека представляет собой уникальный механизм, в котором природой наперед предусмотрены многие детали. Ваш малыш не начнет ходить пока его тело не будет к этому готово. Именно в неготовности организма малыша освоить вертикальное положение в данном случае заключается основная проблема. Симптомами нарушения моторного развития можно считать как раз то, что ребенок поздно научился ходить. Если малыш при ходьбе часто падает и передвигается неуклюже, постоянно роняет игрушки, как будто не может удержать их в руках, скорее всего у него присутствует нарушение моторики.

Нарушение моторного развития может наблюдаться и у детей, которые не только ходят неуклюже, но и одеваются неловко и медленно. При нарушении моторики малыши могут неправильно пользоваться столовыми приборами, а также бояться подыматься или спускаться по лестнице. В подавляющем большинстве случаев дети с нарушениями моторного развития ведут себя беспокойно, постоянно ломают игрушки, а также злятся и даже бьют других.

К сожалению не все родители сразу же замечают нарушения в моторном или в общем физическом развитии ребенка, как впрочем, и отклонения психического характера. А в таких случаях нужно действовать незамедлительно и сразу же обращаться к специалистам. Без помощи профессионалов в одиночку вы не сможете помочь своему ребенку.

Однако это не значит, что родители должны самоустраниться и возложить всю ответственность на врачей. Только забота и поддержка родителей в совокупности с профессиональной медицинской помощью смогут помочь ребенку при нарушениях физического или моторного развития. Уделяйте больше внимание своему чаду, играйте в развивающие игры, разучивайте детские песенки, считалочки и стишки.

Прекрасно помогает обтирание жестким полотенцем после ванны, массаж, а также занятия спортом. Активные игры на свежем воздухе поднимут ребенку не только настроение, но и помогут справиться с серьезной проблемой играючи. Современные детские магазины предлагают широкий выбор игрушек, которые развивают не только ум, но и тело ребенка.

Домашние детские спортивные комплексы могут стать отличным профилактическим и лечебным средством в борьбе с нарушениями физического развития. Кроме того, спортом заниматься полезно, тем более нужно приучать ребенка к физическим нагрузкам с самого детства. Родителям стоит только очень сильно захотеть и приложить все усилия, чтобы подарить своему малышу счастливое и здоровое детство.

Каждому из родителей хочется видеть своего малыша умным, красивым, жизнерадостным, а главное, здоровым. Вот только одного желания родителей здесь недостаточно. К сожалению, статистика последних лет говорит о том, что на свет нередко появляются детишки с нарушениями физического развития. Почему это происходит, как определить, имеется ли у ребенка нарушение физического развития, и что делать родителям? На все эти вопросы ответим в данной статье.

Прежде всего, скажем, что говорить о нарушении физического развития можно лишь в том случае, если врачи проведи ряд диагностических мероприятий и поставили соответствующий диагноз. До этого момента родители могут делать лишь предварительные умозаключения, основываясь на поведении крохи, но не сравнивая его с другими детьми.

Классификация нарушений физического развития

Отклонения в физическом развитии малыша могут быть обусловлены различными неблагоприятными факторами, которые в общем смысле можно разделить на два вида:

  • Эндогенные – нарушения, вызванные генетическими причинами, а также внутренние воздействия.
  • Экзогенные – нарушения, спровоцированные воздействием внешней среды.

Кроме того, все патологические факторы, которые могут воздействовать на ребенка, медики привычно делят на 3 группы:

  • Пренатальные – факторы, действующие на зародыш или же на плод во время развития в материнской утробе.
  • Натальные – факторы, действующие в период родовой деятельности.
  • Постантальные – факторы, действующие на кроху после появления на свет.

Причины нарушения физического развития у малышей в пренатальном периоде

1. Различные наследственные патологии. Сюда можно отнести муковисцидоз (дефект фермента поджелудочной железы), галактоземию (нарушение усвоения галактозы) и миопатию (нарушение обменных процессов в мышцах). Кроме того, к наследственным заболеваниям относят нарушения слухового и зрительного анализатора, ринолалию и другие патологии.

2. Хромосомные нарушения. К ним относят синдром «кошачьего крика» или болезнь Дауна.

3. Генетические патологии. Это такие заболевания, как тирозиноз или фенилкетонурия.

4. Нарушения питания зародыша или плода. Данные нарушения возникают в том случае, когда беременная женщина питается неправильно, т.е. хаотично, несбалансированно и нерационально. Зародышу или плоду в этом случае не достает питательных веществ (белков, жиров и углеводов, витаминов и минералов).

5. Инфекционные заболевания беременной. Сюда стоит включить: сифилис и микоплазмоз, токсоплазмоз и различные вирусные поражения (грипп, гепатит, герпес или цитомегалию).

6. Интоксикации организма. Этот патологический процесс вызван химическим воздействием на организм вследствие курения или алкоголизма будущей мамочки, употребления наркотических веществ, длительного приема медикаментов или радиоактивного облучения.

7. Температурное воздействие на беременную женщину, в частности, ее сильное переохлаждение или перегрев.

8. Психические либо соматические заболевания будущей мамы. Сюда можно отнести патологии сердца, гипертонию, радикулит или сахарный диабет.

9. Несовместимость групп крови или резус-факторов у матери и малыша.

10. Механические травмы зародыша и плода в утробе матери из-за внешнего воздействия (падения, удары в живот).

Кстати, имеется взаимосвязь между временем воздействия негативного фактора и возникающими последствиями. Доказано, чем раньше повреждается эмбрион в процессе внутриутробного развития, тем тяжелее оказываются последствия.

Факторы, которые угрожают развитию малыша в натальный период

1. Стремительные или наоборот, затяжные роды. Действие этих факторов грозит ребенку асфиксией, т.е. кислородным голоданием.

2. Травмы, полученные новорожденным в процессе родовой деятельности.

3. Инфекции, полученные новорожденным в процессе родоразрешения.

Причины нарушения развития после появления на свет

В этот период на малыша негативным образом влияют и биологические и социальные факторы.

К биологическим факторам относятся:

1. Травмы.

2. Различные инфекции (менингит и скарлатина, грипп и корь, отит, полиомиелит, энцефалит и другие).

3. Нарушения питания ребенка.

4. Интоксикации организма (курение, алкоголизм или наркомания кормящей грудью матери, передозировка антибиотиков, радиоактивное воздействие).

К социальным факторам относятся:

1. Неблагополучные условия проживания ребенка.

2. Психологические травмы.

3. Тяжелые переживания малыша вследствие неблагоприятной обстановки дома или в детском учреждении (детский сад, школа), сопровождающиеся постоянными стрессами.

4. Недостаточность речевого общения с малышом.

5. Подражания неправильной речи.

6. Педагогическая запущенность.

Виды нарушений физического развития у детей

А теперь рассмотрим несколько наиболее часто встречающихся нарушений физического развития в детском возрасте

Гипотрофия и паратрофия

Масса тела – один из самых нестабильных показателей у детишек младшего возраста. Отклонения в одну из сторон на 10% не должно пугать родителей. Такая проблема легко устраняется коррекцией питания, которую назначает педиатр. Когда же процент отклонения гораздо больший, да к тому же прогрессирует с ростом малыша, крохе ставится диагноз «гипотрофия» либо «паратрофия», то есть недостаток веса или ожирение.

Для определения этих показателей часто используется индекс Кетле. Высчитывается он сразу после появления ребенка на свет и свидетельствует о питания плода внутри утробы матери. Индекс Кетле представляет собой отношение массы тела (г) к росту малыша (см) при рождении. В норме данная величина варьируется в пределах 60–70 единиц. Превышение данного показателя будет свидетельствовать о внутриутробном ожирении, а занижение скажет о недостатке веса у плода.

Для детишек первого года жизни применяют индекс Чулицкой или индекс упитанности. Для его вычисления к 3 окружностям плеч (см) прибавляют окружность бедер (см), а также окружность голени (см), после чего отнимают рост (см). Нормальным показателем в этом случае является 20–25 единиц.

Детишкам с гипотрофией специалисты назначают диетотерапию, проводят симптоматическое лечение, с назначением поливитаминов и недостающих ферментов, а также находят причину, вызвавшую гипотрофию (в том числе и инфекционную), и принимают меры по ее устранению.

Однако наибольшую опасность для ребенка представляет детское ожирение. Оно может развиться в любое время, но чаще настигает детишек в возрасте 5–7 лет, а также в пубертатный период. Опасность этого состояния в том, что у ребенка появляются заболевания, характерные исключительно для взрослых: сахарный диабет, остеоартрит, высокое давление или повышенный уровень холестерина. Более того, ожирение в детском возрасте грозит плоскостопием, проблемами позвоночника, а во взрослой жизни – бесплодием и ранней смертностью.

Детишками с такими проблемами должны заниматься врачи совместно с родителями. Малышам с ожирением необходима коррекция питания, подвижный образ жизни, а в случае нарушения выработки ферментов – прием лекарственных средств.

Гигантизм

Данное заболевание у детей возникает из-за нарушения работы эндокринной системы, в частности, по причине аденомы гипофиза. В результате этого нарушения начинает усиленно вырабатываться соматотропный гормон. Это приводит к чрезмерному росту костей и серьезному превышению роста ребенка в сравнении с нормальными показателями. Кроме того у малыша с таким заболеванием увеличивается нос, губы, надбровные дуги, а сами черты лица приобретают грубые очертания. Первые симптомы развития гигантизма становятся заметны через 5–7 лет после начала развития недуга.

Кроме внешних проявлений у таких детей диагностируются частые головные боли, апноэ, ухудшение памяти, патологическое увеличение селезенки и наличие диффузного зоба.

Неудивительно, что лица с таким заболеванием, как в детстве, так и во взрослой жизни, испытывают массу проблем, начиная от отсутствия подходящей обуви, до развития заболеваний опорно-двигательной системы. Длительность жизни таких больных также существенно ниже средних показателей.

Для борьбы с этой проблемой используются консервативное, хирургическое, лучевое, а также комбинирование лечение. Все они направлены на стабилизацию уровня соматотропного гормона. При отсутствии эффекта от лечения препаратами и лучевой терапии, ребенку может быть назначена операция для удаления опухоли гипофиза. Для минимальной травматизации проводится такая операция трансназально, т.е через нос.

Нанизм

В противоположность гигантизму у детей может наблюдаться такое нарушение физического развития, как нанизм. Причины этой патологии могут быть самыми разными:

  • эндокринные (дефицит гормонов: соматотропина, половых гормонов, инсулина или гормонов «щитовидки», а также повышенный синтез глюкокортикоидов).
  • соматические, т.е. не связанные с гормональной системой (хроническая анемия или гипоксия, патологии печени, почек и костной системы, нарушение всасывания питательных веществ, а также болезнь Дауна).

Родители с детства замечают развитие у ребенка нанизма, ведь рост малыша не дотягивает до нормальных возрастных показателей, лицо крохи становится кукольным, а голос – высоким.

Учитывая, что в большинстве случаев к нанизму приводит недостаточная выработка гормона соматотропина, юному пациенту назначают гормонотерапию, которую проводят до приемлемого роста. Лечение может варьироваться в зависимости от причин, вызвавших нанизм.

Рахит

Эта проблема у ребенка связана с дефицитом витамина D, в результате чего в организме происходит нарушение минерального обмена. Чаще всего с таким заболеванием сталкиваются детишки первого года жизни, причем в большинстве своем недоношенные малыши или «искусственники».

Если своевременно не начать лечение, у крохи могут образоваться заметные невооруженным глазом деформации скелета, а именно, выпуклый лоб, горб на спине, «лягушачий живот» и искривленные ноги.

Для борьбы с этим заболеванием ребенку назначается витамин D. Причем, назначать витамин должен специалист, ведь слишком малая доза не даст необходимого эффекта, а слишком большая спровоцирует гипервитаминоз. Кроме того, больному назначают препараты кальция и фосфора, а также диетотерапию. Наконец, учитывая, что витамин D человек получает под воздействием ультрафиолета, каждому ребенку с данной проблемой назначаются ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Гидроцефалия

Это заболевание нередко называют «водянкой головного мозга», а все потому, что болезнь представляет собой скопление спинномозговой жидкости в головном мозге. Данная проблема может обнаружиться в первые дни жизни, а может появиться позже, в любом возрасте.

Гидроцефалию у ребенка можно заметить невооруженным глазом. Окружность головы у такого малыша значительно превышает нормальные параметры, да к тому же прирастает ежемесячно на 1,5 см. У ребенка большой лоб, выпирающий родничок, малыш часто срыгивает, страдает от косоглазия, нарушения зрения и слуха.

Лечение в этом случае достаточно сложное и направлено на понижение выработки ликвора. Для этого могут применяться медикаментозные препараты или оперативное вмешательство. Хирургическое вмешательство является более действенным способом лечения, ведь с его помощью достигается снижение внутричерепного давления и активизируется ликворосорбция.

Микроцефалия

Это неизлечимое заболевание характеризуется патологическим уменьшением размеров головного мозга и малой окружностью черепа при нормальных параметрах тела. Микроцефалия может быть врожденной, при которой заболевание диагностируют сразу после рождения, или приобретенной, а значит, появившейся в первый год жизни ребенка.

Заболевание может иметь наследственную природу, а также развиться в результате инфекции, перенесенной будущей мамочкой в первом триместре беременности. Кроме того, микроцефалия может появиться из-за нарушения обменных процессов.

Ребенка с таким пороком легко распознать по внешним признакам. У него узкий лоб и большие уши, выступающий нос, а также выпуклые надбровные дуги. Детям с микроцефалией свойственна умственная недостаточность различной степени тяжести, у них развивается косоглазие, мучают судороги и нарушена координация движений.

Для облегчения стояния таких пациентов назначаются препараты, улучшающие функции тканей головного мозга, средства, снимающие повышенный тонус мышц, успокоительные и противосудорожные медикаменты. Кроме того, облегчению симптоматики хорошо помогает нетрадиционное лечение.

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Детский церебральный паралич представляет собой комплекс двигательных нарушений, обусловленных поражением центральной нервной системы во внутриутробном периоде. Чаще всего к заболеванию приводит гипоксия плода (недостаток кислорода), а также внутриутробные инфекции (вирус герпеса). Тем не менее, ДЦП может развиться вследствие генетических причин, травм головного мозга внутри утробы, а также из-за токсического поражения мозга.

У ребенка с таким заболеванием наблюдается укорочение конечности на стороне поражения, сколиоз и искривление тазовых костей. Суставы такого ребенка характеризуются тугоподвижностью и ограничением объема движений. К тому же ребенка часто одолевают судороги, он страдает от нарушения глотания, проблем с речью и слухом. Нередко у таких больных наблюдается задержка умственного развития.

Реабилитация детишек с ДЦП включает работу педагогов и врачей. Малыши от 1 года до 3 лет посещают занятия, где обучаются говорить, выполнять повседневные действия, учатся самообслуживанию и взаимодействию со сверстниками. Кроме того, посредством специальных устройств ребенку помогают развить правильные моторные навыки, тренируют артикуляцию и зрительную функцию. А еще каждому ребенку с ДЦП назначают курсы массажа и лечебную физкультуру.

Профилактика нарушений физического развития у малыша

Чтобы не допустить отклонений в развитии младенца, беременная женщина должна помнить, что отказ от посещения врача, попытки лечиться самостоятельно, а также голодание, нерациональное и неправильное питание, самым негативным образом отражаются на внутриутробном развитии малыша и могут привести к его гибели. Женщина должна консультироваться с акушером-гинекологом при любом недомогании и не принимать препаратов без назначения специалиста. Кроме того, еще перед зачатием ребенка будущей мамочке следует вылечить хронические и острые заболевания, которые также могут отразиться на состоянии здоровья малыша.

С появлением ребенка на свет женщина должна регулярно посещать педиатра, который проводит антропометрическое обследование малыша, т.е. измеряет его рост, окружность головы и груди, а также взвешивает кроху. Кроме того, специалист осматривает ребенка, оценивая его физическое состояние. После этого делается заключение о состоянии ребенка. Все это необходимо для своевременного выявления отклонений и предотвращения нарушения физического развития.

Берегите своих детей!