Конспект урока окружающего мира "Такие разные праздники" (4 класс). План – конспект урока «Такие разные праздники Государственные праздники конспект урока

Логузов Сергей Александрович

учитель истории

ГБОУ СОШНО № 388 г. Москвы

Тема: «Государственные праздники Российской Федерации».

Цель занятия:

Формирование гражданского мировоззрения учащихся через обращение к памятным датам государства Российского, к государственным праздникам, посвященным Конституции РФ, символике РФ;

Патриотическое воспитание на основе изучения исторического прошлого России, яркие страницы которого отразились в государственных праздниках;

Основные понятия: праздник, государственный праздник, государственная символика, дни памяти, дни воинской славы.

План занятия:

I . Понятие «государственный праздник».

II . Памятные даты России.

III . Дни воинской славы.

IV . Дни памяти.

Фронтальная беседа:

1.что означает понятие «праздник»?

2.какие праздники вы знаете?

3.чем они отличаются друг от друга?

4.какие праздники являются любимыми?

I . Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник – есть свободное время. Праздник – день торжества, установленный в четь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.

Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника – социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции.

Типология праздника разнообразна: народные (национальные); религиозные, профессиональные, международные, государственные.

Цель государственных праздников – сплочение граждан вокруг официальных лидеров на фоне знаменательных дат, событий; деть возможность почувствовать себя частицей общности «народ»; ощутить сопричастность к важным историческим вехам. Для праздников характерна обрядность.

Обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий.

Какие современные обряды вы знаете? (свадебный обряд, посвящение в студенты, торжественная присяга воина)

Для государственных праздников, существующих в России сегодня характерно сочетание тех, которые остались в наследство от предыдущих периодов и новых, вызванных в жизни обретением страной суверенитета и изменением общественно-политического строя. Это восемь национальных праздников:

День независимости России – один из самых «молодых» государственных праздников в стране. В 1994 году первый президент России Б.Н. Ельцин своим Указом придает 12 июня государственное значение – День принятия декларации о государственном суверенитете России. Сам документ был подписан четырьмя годами ранее на первом съезде народных депутатов РСФСР, в условиях, когда бывшие республики советского союза одна за другой становились независимыми. Именно 12 июня страна обрела первого всенародно избранного президента.

4 ноября – День народного единства. В ноябре 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от поляков. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царем Михаила Романовича, первого русского царя династии Романовых.

Согласно православному церковному календарю, в этот день отмечается «Празднование Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляк (в 1612 года)».

Что вы знаете о Дне защитника Отечества, дне Победы?

Почему эти дни особо чтимы?

II .Памятные даты России.

Памятные даты – это официально установленные памятные даты, которые отмечены в истории России.

Федеральным законом от 29 ноября 2010 года №320-ФЗ ст. 1.1 установлены следующие памятные даты:

15 февраля – день памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (15 февраля – годовщина вывода советских войск из Афганистана).

12 апреля – день космонавтики (12 апреля 1961 полет первого человека в космос Ю.А. Гагарина, 108 мин. на орбите).

22 июня – день памяти и скорби. Начало Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года.

29 июня – день партизана и подпольщика (партизанское движение внесло огромный вклад в Великую Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Огромную роль сыграли партизанские отряды в разгроме войск Наполеона в 1812 году).

28 июля – Крещение Руси (988 год князь Владимир крестил Русь. Киевская Русь вошла в европейскую христианскую цивилизацию).

22 августа – день государственного флага РФ (праздник был учрежден на основании Указа президента РВ в 1994г. В 1991 22 августа правительство только что созданного нового государства приняло указ о том, что за государственные флаг принято считать «полотнище из… белой, лазоревой и алой полос». Флаг стал заменой советского красного флага с серпом и молотом).

3 сентября – день солидарности в борьбе с терроризмом (в память о трагических событиях 1-3 сентября 2004 года в Беслане).

9 сентября – день героев Отечества в России (в 11769 году Екатерина II издала указ об учреждении высшей воинской награды Св. Георгия).

12 декабря – день конституции РФ (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

III . Дни воинской славы.

Дни воинской славы – военные праздники. Установлены в ознаменование побед российских войск. Которые сыграли решающую роль в истории государства.

11 сентября – день победы русской эскадры у мыла Тендра под командованием контр-адмирала Ушакова – 1790 год.

21 сентября – Куликовская битва 1380 года. Разгром Дм. Донским войска хана Мамая.

4 ноября – день народного единства и день празднования казанской иконы Божией Матери.

7 ноября – день военного парада на красной площади 1941 года в период Московской битвы.

1 декабря – день победы русской эскадры у мыса Синоп под командованием Нахимова.

5 декабря – начало контрнаступления советских войск под Москвой в 1941 году

24 декабря – взятие турецкой крепости Измаил под командованием Суворова в 1790 году.

Вспомните ещё дни воинских побед не вошедшие в этот перечень?

(27 июня 1709 – Полтавская битва, 19 ноября 1700 – Нарвское сражение, 5 апреля 1242 – ледовое побоище)

IV . Особые страницы календаря занимают дни памяти. Дни памяти устанавливаются в четь выдающихся дат и знаменательных событий в мировой истории или истории России.

27 января – день памяти жертв Холокоста (установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года).

Второе воскресенье сентября – день памяти жертв фашизма.

15 декабря – день памяти журналистов, погибших при исполнении служебных обязательств.

V . Подведение итогов.

Памятные даты календаря сопровождают общественную и личную жизнь человека. Мы вспоминаем о них на уроках истории. О государственных праздниках напоминают флаги на улицах города. Государственные праздники являются нерабочими днями календаря. А знание содержания праздника свидетельствует об эрудиции человека, его гражданской позиции.

Использованная литература:

1.Вилинбахов Г.В., Калашников Г.В., Шендрик А.Н. Государственные символы России., М., 2011.

2.Захарова Е.Н. Преподавание вопросов конституционного права в курсе обществознания и истории// О преподавании обществознания в 2010/2011 учебном году. Методическое пособие. Под редакцией Буряковой В.В. и Козленко С.И., М; МИОО, 2010.

3.Календарь знаменательных дат на 2011-2012 учебный год//Вестник московского образования, №14., 2011.

4.Конституция Российской Федерации.

5.Сергеева В.П. Методологические основы духовно-нравственного воспитания//Вестник московского образования, №14.,2011.

Дать представление о праздниках, которые отмечают в зимние месяцы;

Познакомить с историей праздников, их особенностями, обычаями и обрядами, связанными с зимними праздниками;

Расширить представление учащихся о культурном наследии;

. работать над развитием речи;

Продолжить воспитание чувства любви к родному краю;

Развивать навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты:

Уметь различать государственные и церковные праздники;

Знать особенности зимних праздников;

Формировать интерес к самостоятельному поиску материала.

Оборудование: кластеры, запись колядок, репродукции картин, зашифрованный квадрат, видеозапись мультфильмов, маленькая новогодняя елка, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к восприятию темы

Учитель читает стихотворение И. Сурикова "Зима".

О каком времени года идет речь в стихотворении? (О зиме)

По каким признакам вы определили, что это зима? (Снег, короткие дни, солнце мало греет)

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

Как вы могли бы описать зиму? (холодная, снежная, красивая, волшебная, нарядная, праздничная)

Зима дарит нам не только чудо преображения природы. Зима - еще и веселое время года, потому что дарит нам много праздников. Вот о зимних праздниках мы сегодня и поговорим.

III. Объяснение новой темы

Итак, зима. Дни стали короче, и солнце уже совсем не пригревает, а светит тускло и уныло. Но мы как-будто не замечаем этого, потому что декабрь связан с самым торжественным и значимым праздником православных. Это Рождество.

Что вы знаете об этом празднике?

Какой это праздник - церковный или гражданский? Почему вы так считаете?

Рождество на Руси стали праздновать больше тысячи лет назад. Официально этот праздник появился после того, как князь Владимир принял крещение, а Русь стала православной.

Давайте разберемся с датами. В Европе Рождество празднуют 25 декабря. А в России - 7 января. Это расхождение связано с тем, что русская церковь отмечает церковные праздники по григорианскому календарю (по новому стилю). А в Европе церковные праздники до сих пор отмечают по юлианскому календарю (по старому стилю). Разница составляет 13 дней.

Что же такое Рождество? И чье рождение мы празднуем так празднично?

Считается, что в этот день в далеком городе Вифлееме родился Иисус Христос.

Показ отрывка из мультфильма "Рождество Христово"

Праздновали Рождество широко, с размахом, несколько дней. И каждый день праздника обязательно был связан с каким-либо обычаем.

Начиналось все накануне. День перед Рождеством назывался Сочельник. В этот день нельзя было ничего есть, пока в небе не зажжется первая звезда. К вечеру накрывали столы, готовили разные угощения. А детям обязательно дарили подарки.

Ночь перед Рождеством считалась магической, волшебной. Наши предки полагали, что в эту ночь оживает вся нечисть - черти и ведьмы, вампиры и русалки. Они празднуют последнюю ночь на земле, потому что с рассветом все должны будут исчезнуть.

Показ отрывка из мультфильма "Ночь перед Рождеством"

Раз ночь такая волшебная, и черти пляшут, и ведьмы летают, то люди придумали, как защитить себя от нечистой силы. Они проводили обряд колядования.

Знаете ли вы, что такое колядки?

Юноши и девушки собирались вместе, ходили по домам и пели особые песни, в которых всем желали счастья, здоровья и богатства. За это хозяева дома награждали колядующих угощением. А чтобы нечистая сила не смогла поймать колядующих, молодые люди наряжались: кто в черта, кто в козла, кто в ведьму. Считалось, что в таком обличие нечисть не узнает человека.

Словарная работа :

Колядки - задорные, веселые песни, в которых прославлялось рождение Иисуса и звучали пожелания здоровья и счастья.

1) Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

2) Вам звоночками позвоним
С пожеланьем и поклоном.
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять!

Звучит запись песен-колядок.

Оформление кластера: Сочельник (день перед Рождеством, угощение, подарки, колядки)

После Сочельника наступал великий церковный праздник - Рождество. В этот день принято было угощать всех, поздравлять, веселиться и прославлять рождение Иисуса. Обязательно надевали все новое, столы устилали богатыми скатертями, избу к Рождеству обязательно убирали и наряжали. Нельзя было в этот день шить, плести или вязать - считалось, что это привлечет неудачу.

С Рождеством связаны и другие традиции.

Работа по картине

Посмотрите на картину:

Что знакомое вы видите на картине? (наряженная елка, огни, звезда на макушке)

Яркая звездочка символизировала ту самую звезду, которую увидели пастухи в ночь, когда родился Христос.

А вот обычай наряжать ель пришел к нам из Германии. Елочка считалась символом природы, ведь она и зимой остается такой же зеленой и пушистой. Одна из легенд гласит, что в ночь рождения Иисуса все деревья на земле стали плодоносить. И елочка - не исключение. Вот почему было принято украшать ель мандаринами, орехами, яблоками. А позднее вместо фруктов и конфет на елку стали вешать разноцветные шарики.

Зимой мы празднуем еще один праздник, который по праву читается самым веселым и самым любимым.

Посмотрите на таблицу:

Сможете ли вы догадаться, что в ней зашифровано?

Зашифрована фраза "С Новым Годом!"

Любите ли вы Новый Год?

Как вы отмечаете этот праздник?

Какие традиции, связанные с самой волшебной ночью в году, вы знаете?

Новый год празднуют 31 декабря, потому что, согласно нашему календарю, с 1 января начинается отсчет уже другого года. Но так было не всегда. Давным-давно на Руси начало нового года отмечали 1 сентября. А еще раньше, в Древнем Риме начало года отмечали 1 марта. А декабрь был всего лишь десятым месяцем. Отсюда и его название: "decem" в переводе в латинского означает "десять".

Все переменилось в 1700 году. Император российский Петр I издал указ, что начало нового тысячелетия будут отмечать именно с 1 января. В Указе же было отмечено, как следует праздновать этот день.

Указ:

"1 января украсить улицы ветками еловыми и сосновыми. Учинить стрельбу из пушек, пускать ракеты и палить из мушкетов, зажигать огни и в веселии поздравлять друг друга с началом нового века".

В начале ХХ века в России запрещали праздновать Рождество. И постепенно этот церковный праздник сменил праздник гражданский - Новый год. Тоже украшали елку, только звездочка на елке стала красной - как та, что горит на главной башне Кремля в Москве. Также стало принято дарить подарки, готовить угощение.

И появился очень веселый персонаж, без которого Новый год сейчас трудно и представить. Вы уже догадались, о ком идет речь?

(Это Дед Мороз)

Есть у него и славная помощница. Кто это?

(Снегурочка)

Чем же заняты Дед Мороз и Снегурочка на Новый год? (дарят подарки, зажигают елочку, веселят детей)

Показ отрывка из мультфильма "Маша и медведь: Раз, два, три, елочка-гори!"

Давайте вместе споем песенку про Деда Мороза.

Поют песню "Дед Мороз, что ты нам принес".

IV. Закрепление темы

У нас тоже есть ёлочка. Я украсила ее хлопушками. Но каждая хлопушка особенная: в них спрятаны вопросы, на которые вы должны ответить.

Учащиеся по очереди снимают шары и отвечают на вопросы.

Вопросы:

Что такое колядка?

Назовите самый главный церковный и гражданский зимний праздник.

Когда отмечают Сочельник?

Откуда пришла традиция наряжать ёлку?

Расскажите стихотворение про Новый год.

V. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

О каких зимних праздниках вы хотели бы узнать больше?

Что было непонятно?

VI. Домашнее задание

Выучите стихотворение на выбор (про Рождество, колядку или про Новый год)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)
Тема: Праздники народов России.
Цели урока
 В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и
религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним;
сформировать представление о праздниках «Пасха», «Курбан­байрам»,
«Рамадан­байрам», показать ценность достижения культуры для человечества.
 В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и
традиций, связанных с праздником «Пасха», «Курбан­байрам», «Рамадан­
байрам»,; дать детям эмоционально­ полноценное представление о праздновании
«религиозных» и других праздников в России;
 В области формирования УУД:
 познавательные ­ умение выделять существенную информацию из различных
источников;
 регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и
удерживать ее в процессе всего урока;
понимать цель выполняемых действий
 коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту
полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию
коллективного творчества.
Основные понятия: государственные, светские (общественные), семейные, школьные,
профессиональные, религиозные праздники.
Планируемые результаты:
у ребят возникнет представление о разных группах праздников, освоят тему
Методы: практические, проблемно­поисковые, методы самостоятельной работы,
словесные, наглядные, репродуктивные, сравнение, синтез, эвристический
Формы работы: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, групповая
Оборудование: Необходимое техническое оборудование – компьютер,
мультимедийный проектор; презентация урока, учебник «Основы светской этики»,

автор М, Т. Студеникин, выступления детей о праздниках «Рамадан­байрам», «Пасха»,
«Курбан­ байрам», « Толковый словарь» Ожегова, иллюстрации с символикой
праздников, аудиозаписи мелодий, характерных для разных праздников, карточки для
рефлексии.
Ход урока
1. Организационный этап
Здравствуйте. Сегодня у нас очередное занятие по ОРКСЭ. К нам пришли гости,
поздоровайтесь с ними, садитесь.
Улыбнёмся друг другу глазами.
Взгляд наш чистый и добрый.
Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно. И для вас уже не секрет, что
уроки по данному предмету не столько для ума, сколько для сердца, для души.
Откройте тетради и изобразите своё настроение в виде смайлика на полях
тетради.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся к учебной деятельности.
­ Вы любите ходить в гости? Назовите правила поведения в гостях.
­ А какие вы знаете правила приёма гостей?
­Когда вы принимаете дома гостей?(в праздники) А в какие праздники? А какие
вы знаете праздники нашей страны? Хотели бы вы узнать больше информации о
праздниках, которые празднуют разные народы, проживающие в России?
Сформулируйте тему нашего урока. (Праздники народов России)
­ С какой целью мы будем изучать эту тему? (Вспомним, какие праздники
бывают, какие являются главными в каждой религии) Что бы вы хотели узнать о
праздниках России?(Как празднуются праздники России, какие существуют
традиции празднования)
Запишем в тетрадь число и тему нашего урока.
3. Актуализация знаний.
Работа с понятием «Праздник»
­Какие ассоциации возникают при слове праздник?
(Радость, угощение, подарки, веселье, отдых) СЛАЙД 2
Праздник! Подберите прилагательные к каждой букве этого слова. (почётный,
радостный, актуальный,задорный, добрый, необычный, интересный, коллективный)Мы
их подбирали не случайно. Все эти прилагательные подходят к смыслу слова
«Праздник». Они более точно характеризуют это радостное событие. Слайд 3
Прочитаем в словаре Ожегова, что такое праздник. (Это нерабочий день, день радости,
установленный в честь какого­либо события.)

Для чего же нужны праздники? (ответы детей) чтобы больше узнать, для чего же нужны
праздники, выполним сам. работу.
Необходимо прочитать предложения на карточке и отметить те предложения, с
которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое
Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:
“Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
Праздники никогда не поднимают настроение.
Праздники помогают узнать традиции своего народа.
Праздники учат уважать культуру других людей.
Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой
народ, свою страну.
Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что­то очень важное
для семьи, города, страны.”

(Проверка. Спросить нескольких.) _­А какое предложение осталось неотмеченным?
. Виды праздников.
­ Какие праздники у вас самые любимые?
­Я загадаю вам загадки о праздниках, отгадки записываем в столбик в тетрадь
Этот праздник в воскресенье.
Ей подарим мы мозаику.
Не у всех, а лишь у Таньки.
Будет дома угощенье,
В школе мы заранее
Проявим все старание.
Будут яйца расписные,
Храма купола златые.
Таня нынче с угощеньем.
Что за праздник? (День рожденья)
Ранцы, бантики мелькают,
Каждый свой букет несет,
Школа двери открывает
Клеим, лепим, вырезаем,
Нам в учебный новый год. (День знаний)
Дома близких поздравляем.
У меня в мешке подарки
В душах свет, добро и ласка
Карамели, шоколадки
В этот ясный праздник... (Пасхи)
Вокруг елки хоровод
В нашем классе у ребят
Что за праздник? (Новый год)
Нынче праздник, говорят.
Праздник добрый, школьный, славный –

Всех учителей мы славим.
учителя)
Этот праздник ­ праздник весны,
День пораженья жестокой войны,
День пораженья насилья и зла,
День воскрешенья любви и добра...
(День Победы)
Принесем подарки им
И букет цветов вручим.
Хвалим мы учителей.
Что за день, скажи скорей? (День
Настал день жертвоприношения!
На столах напитки, угощения,
И ходят в гости тут и там,­
Сегодня праздник мусульман!
Все друг друга поздравляют,
Счастьем лишь глаза сияют!
Что за праздник?
Скажешь нам???
Светлый день … (КУРБАН­БАЙРАМ)
Названия праздников вывешиваются на доску.
Разделим все праздники на несколько групп. Как назовём праздники, которые
отмечают в семье? (Семейные)
Общие для всей страны, отмечаемые всем государством (Государственные)
Праздники, связанные с религией. (Религиозные)
Какие праздники остались без группы? Как м­о назвать эти праздники? (Школьные)
Названия групп в столбик, в тетради тоже записывают в столбик рядом. Слайд
Соедините название праздника и группу, к которой он относится. (один ученик
работает у доски) Проверим
А какие ещё могут быть праздники? (Профессиональные, корпоративные)
Об одном из главных государственных праздников расскажет нам Владик.

(Слайды)
ФИЗМИНУТКА
А сейчас отдохнём – наша физминутка тоже связана с одним из праздников.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре
Вот летит ракета ввысь! (стойка на носках, руки вверх, ладони образуют купол
ракеты; основная стойка.)
Движения под музыку.
Религиозные праздники
­ С какими религиями связаны религиозные праздники?
­(Многие праздники связаны с той или иной религией ­ верой в Бога. В России
проживает более 180 национальностей, имеющих свои обычаи, культуру, и разные
религии. Самые распространенные религии в нашей стране ­ Христианство,
мусульманство (ислам), буддизм. А в нашей Республике Башкортостан –
Христианство и Ислам. О праздниках этих религий мы будем говорить подробнее, а
о буддизме на следующем уроке.
Какой религ. праздник празднуется весной и в воскресенье? В этом году он был 12
апреля.
Поднимите руки, у кого в семье отмечается пасха?
­ Что означает слова «Пасха» (избавление, переход, освобождение)
­ _Полина С. __________ расскажет историю этого праздника? Слайд.
Иисус был распят на кресте, был прибит большими гвоздями к деревянному
Кресту. Эта казнь была очень мучительной. И вот Иисус – Бог и человек
одновременно умирает на Кресте. Его отнесли в погребальную пещеру. Вход закрыт
огромным камнем. У входа приставлена стража. Через три дня свершилось чудо,
Христос воскрес! Первыми о Воскресении Христа узнали жёны – мироносицы,
пришедшие ранним утром ко гробу и увидели, что огромный камень отвален от
пещеры. Войдя внутрь пещеры, они увидели ангела, сидящего у гроба. Ученики
разошлись по разным сторонам, повсюду возвещая радостную весть о том, что
больше не надо бояться смерти, её победил Христос – спаситель мира. Он воскрес
Сам и воскресит дух каждого, кто поверит ему и будет любить людей так же,
как любит он. Такова история праздника.

Что предшествует пасхе?
(За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого
поста).
­ А что такое пост?
Пост ­ это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни.
Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм,
воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.
­ Что празднуют в день Воскресения Христова?
Православные христиане называют этот день «Великим днем­ Пасхой Христовой». Это
самый главный день православного церковного года. В этот день отмечают воскресение
из мертвых Иисуса Христа, победу добра над злом, света над тьмой.
­ Есть ли у этого праздника определённая дата?
Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок
природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило ­ это
первое воскресенье после первого весеннего полнолуния
­Какие символы пасхи вы знаете?
У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.
Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.
Пасха ­ символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница.
Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир
заново родился через Воскресение Христово
­ Кто знает почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? (возможные
ответы детей)
Сообщение (Настя Б)
По преданию Мария Магдалина пришла к императору, а так как нему не принято
было приходить без подарков, а Мария нечего не имела, она пришла с простым
куриным яйцом. Яйцо всегда было символом жизни. Придёт час и вырвется из
плена в виде маленького цыплёнка новая жизнь. Но когда Мария стала говорить
императору о том, что Христос тоже вырвался из смертельных оков и воскрес, то
император только рассмеялся, « это также невозможно, как твоему белому яйцу
превратиться в красное» сказал император. И не успел император закончить фразу,
как яйцо в руках Марии сало совершенно красным. Слайд
На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»
В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»­ и расцеловаться в знак прощения и
любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами.

Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.
С давних времен к нам пришли разные виды пасхальных яиц. Это – «писанки»,
«крашенки», « Крапанки». Слайд. Почему так называются крашеные яйца?
«Крашенки» ­ это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей
(луковой шелухой, листьями березы, дуба, крапивы, еловых шишек)
« Писанки» ­ яйца, которые красились любыми красителями, с выведением
символических знаков, узоров,орнаментов.
«Крапанки» ­ узоры в виде капель, точек.
Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в
гости,а так же помогают больным, немощным и обездоленным.
На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом,
поддерживая радостное, праздничное настроение. (фонограмма звона колоколов)
Слайд.
Групповая работа – Пасхальные игры.
Учитель.
Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано
задание рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры
приготовила нам каждая группа.
1 группа показывает игру « Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом
крашенного крутого яйца о яйцо соперника, ­ также древняя традиция. Выигрывает
тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.
2 группа показывает игру « Вертушка», по команде дети одновременно
раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.
Девочки, которые посещают воскресную школу, исполнят песню о пасхе.
­ Какие ещё христианские праздники вы знаете? (слайды) Главные, большие
праздники?
Исламские праздники
­Какие мусульманские праздники вы знаете? (Ураза­Байрам, Курбан­ Байрам)
­Что вы знаете об этих праздниках?
Один из крупных праздников ислама Рамадан – байрам (Ураза­байрам)
отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. (17 июля)
В течение месяца соблюдается строгий пост, который подразумевает под собой
отказ от воды, еды, от того времени когда « черная нитка начинает отличаться от
белой» до полного захода солнца. Смыслом поста является укрепление

веры, духовный рост, переосмысление образа жизни, приоритетов.
Накануне праздника Рамадан – байрам собираются обязательные платежи (закят)
мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаются ­
продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Рамадан – байрам
мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие
поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному
столу. Праздник продолжается три дня. В это время принято навещать родителей,
старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.
­ Когда начнётся пост у мусульман? (18 июня)
­ Курбан­байрам (Праздник жертвоприношения) – празднуется через 70 дней после
праздника Ураза байрам.
История священного праздника Курбан Байрам и традиции (24 сентября)
История праздника имеет библейские корни, когда Авраам или Ибрахим решил
принести в жертву Богу своего сына Исаака или, согласно мусульманским источникам,
Исмаила. Но Бог решил вознаградить Авраама за его верность и заменил
жертвоприношение (сына на барана).
Начинается праздник Курбан Байрам утром, с ранней молитвы. Затем верующий
должен хорошенько вымыться, облачиться в чистую одежду и помазаться
благовониями. Но никакой еды, пищу принимать запрещено.
После утренней молитвы, мусульмане отправляются домой или же собираются в
большие группы, чтобы петь песни, восхваляя Аллаха. После оды Аллаху верующие
должны вернуться в мечети, или, выходят на улицы города, образуя огромную толпу.
По завершении проповеди, верующие идут на кладбища, вспоминать ушедших и уже
после начинается обряд жертвоприношения. Интересно, что перед тем, как принести
животное в жертву, его хорошенько откармливают.
После того, как жертвоприношение на Курбан Байрам произошло, мусульмане
разделывают тушу специальным образом и раздают угощение. Без подарка в этот
мусульманский праздник не остается никто: жертвенное мясо получают бедняки и все
нуждающиеся в качестве подаяния, а лучший кусок окажется на столе и будет разделен
между самыми близкими и друзьями.
Какие нац. Блюда мусульманские вы знаете?
­ Являются ли даты празднования постоянными? (Нет, определяются по лунному
мусульманскому календарю)
Какие ещё мусульманские праздники знаете? (21 ­ 22 марта ­ Новруз ­ мусульманский
праздник весны, праздник весеннего равноденствия. Сабант йуу
(тат. сабантуй, сабан
туе, башк. һабантуй - «праздник плуга»)

Какие традиционные развлечения бывают на сабантуе?
(Видео – лазание по столбу.) На каком празднике встречали вы такое же развлечение?
(масленица)
Народы в России живут дружно и некоторые праздники отмечают вместе, дружно. Н­р
масленица, сабантуй.
3. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
. Нахождение сходства в религиозных праздниках.
На каких традициях основаны религиозные праздники? В чём сходство?






Соблюдают пост.
Дата празднования подвижная. (Не всегда в одно и то же время)
Дарит веру в победу добра над злом.
Поминают усопших.
Помогают малоимущим.
Основаны на чистых, светлых порывах души.
­Сейчас перед вами будут рисунки, нужно объяснить, что они символизируют. И к
какому виду праздников относятся. (4 ученика работают у доски)
Прозвучат мелодии. Каждому ряду поочерёдно нужно узнать, на каком празднике
можно услышать эту мелодию, песню.
У нас на столе стоят подарки, которые сделаны своими руками. Определите по
подарку название праздника.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке
активно / пассивно
доволен / не доволен
я
3. Урок для меня
показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне
был
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
4.Рефлексия (подведение
итогов занятия)
Чем же был полезен материал
данного урока? Достигли ли
мы целей, которые ставили в
начале урока?
У вас на партах лежат
листочки, отметьте в правой

колонке свое отношение к уроку по вопросам. Подчеркните нужные слова.
Нарисуйте своё настроение в конце урока.
4. Дом. задание
Приближается великий праздник в мае. Какой? К какому виду праздников он
относится?(Государственный) Кого поздравляют в этот день? А как поздравляют?
Сделайте и вы приятное для ветеранов –нарисуйте открытку или сделайте какую­то
поделку и подарите этот подарок от всего сердца любому ветерану на Празднике. ­­­­­­
­Ребята, я желаю, чтобы в ваших душах сохранилась радость, светлое
настроение и пусть везде вам сопутствует удача. Спасибо за урок.

(2мин)

Цели:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания

эмоциональной обстановки.

1. Ситуация.

По электронной почте пришло письмо на английском языке от американских школьников. Прочитайте и переведите фрагмент этого письма.

(Фрагмент письма на английском языке на экране.)

Здравствуйте ребята!

Хочется больше познакомиться с вашей страной.

Расскажите о государственных символах России.

Вы готовы ответить на вопрос американских детей?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельностимин)

Цели:

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия

нового материала.

1. Ответы детей (дом. задание).

Кто ответит на этот вопрос?

(Ученик отвечает у доски показывая символы РФ на экране.)

Как выглядит ваш флаг?

(Следующий слайд. Ученик читает и переводит следующий вопрос.)

Что изображено на гербе России?

(Ответ ученика и оценка остальными детьми.)

(Следующий слайд. Ученик читает и переводит следующий вопрос.)

Что можете рассказать о гимне России?

(Ответ ученика и оценка остальными детьми.)

(Следующий слайд. Ученик читает и переводит следующий текст.)

праздник. А какие еще праздники есть у вас? Спасибо. Ждем ответа.

3. Постановка проблемы. (3 мин)

Цели:

Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляются задачи урока.

1. Как вы думаете, чем займемся на уроке?

Найдем значение слова праздник.

2. Работа со словарем Ожегова.

3. - Какие праздники знаете?

Как отмечаете этот праздник?

Как называются такие праздники? Ваши предположения.

Где можем найти точную информацию об этом?

4. Проектирование и фиксация новых знании. (7 мин)

Цели:

Сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.

1. Первичное чтение детьми по цепочке.

Обратимся к учебнику стр.175.

5. Первичное закрепление. (7 мин)

Цели:

Зафиксировать первичные знания учащихся по теме.

1. Беседа.

Какие еще есть группы праздников?

Почему они так называются?

Теперь я вижу, что вы готовы ответить американским детям. Но ответы я предлагаю вам приготовить красочные. Создать свои странички по каждой группе праздников. У меня уже есть начало, а вы сделаете продолжение. Все необходимое есть у вас в конвертах и даже лишнее. Будьте внимательны. Приготовьте защиту своей странички.

6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. (8 мин)

Цели:

Проверить знания детей по новой теме, их умения группировать по общему признаку.

1. Работа в группах.

Группа «Семейные праздники».

Группа «Народные праздники».

Группа «Профессиональные праздники».

Группа «Государственные праздники».

2. Кто готов к защите своей странички?

3. Защита своих работ.

7. Реализация построенного проекта. (5 мин)

Цели:

Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

1. Объединение работ в один проект.

2. Просмотр готового проекта.

Ребята, мы в проекте упустили один очень любимый детьми праздник. Какой?

К какой группе можно отнести Новый год?

Это праздник всенародный. Его празднуют все народы и в Африке, и в Америке, и в Европейских странах. А как можете узнать дополнительно по желанию.

8. Рефлексия учебной деятельности. (3 мин)

Цели:

Оценивать результаты учебной деятельности.

Согласовать домашнее задание.







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: освоение учащимися этического смысла праздников традиционных религий России, формирование толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с обычаями празднования в религиозных традициях мира (в иудаизме и христианстве);
  • познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;
  • создать условия для формирования ценностного отношения к религиозным традициям, толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.

Ожидаемые результаты урока.

  • Учащиеся закрепят знания о главных праздниках иудеев; узнают: какие праздники существуют у христиан.
  • Учащиеся научатся: использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.
  • Учащиеся усовершенствуют умения в области коммуникации,
  • чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания, изобразительное искусство.

Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника и электронного приложения, фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов религиозных праздников), карточки с названиями главных праздников иудеев и христиан, индивидуальные карточки-таблицами с основными религиозными терминами христианства.

Основные термины и понятия: Песах, Шавуот, Суккот, Ханука, Рождество Христово, Пасха, Вознесение, Троица, Крещение.

Ход урока

I этап. Вводный (мотивационно-организационный)

1. Организация деятельности учащихся (проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой)

Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте соседу удачи.

2. Проверка результатов выполнения домашнего задания.

Вспоминаем названия главных праздников иудеев

Прочитайте слоги и составьте из них слова.

На доске:

Что они означают? (главные иудейские праздники)

Вспоминаем особенности иудейских праздников

Подготовленный ученик предлагает слайды с иллюстрациями к каждому иудейскому празднику и просит ответить по ним на вопросы.

Как называется это блюдо и когда иудеи его готовят? (Это мацу - пресные лепешки. Их готовят на Песах)

С каким событием в жизни евреев связана данная традиция? (Согласно Библии евреи бежали из Египта в спешке и не успели заквасить тесто. Поэтому напекли пресных лепешек.)

Что изображено на этом слайде? (Синагога, украшенная зелеными ветвями)

В какой день по традиции евреи так украшают свои священные сооружения? (В праздник Шавуот)

Да. В память о даровании Моисею Богом Десяти заповедей на горе Синай.

Расскажите об этой праздничной традиции иудеев. (В праздник Суккот они должны построить шалаш - сукку и прожить в нем некоторое время).

Какой праздник дал название этому предмету? (Праздник Ханука. Это Ханукальный светильник.)

В первый день праздника зажигают 1 свечу, во второй - 2 и так до восьмого дня, в который зажгут все 8 свечей.

Как ведут себя присутствующие во время этого веселого праздника? (Они начинают шуметь, трещать специальными трещотками).

Этот веселый праздник называется Пурим.

Гимнастика для глаз

  • “Ленивые восьмерки” (нарисуйте глазами в воздухе в горизонт.плоскости “восьмерки” 3 раза),
  • “Зоркие глазки” (глазами нарисуйте 3 круга по часовой стрелке и 3 круга против часовой стрелки),
  • “Стрельба глазами” (двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 3 раза)

3. Подготовка к восприятию нового. Сообщение темы и цели урока. (Запись на доске темы урока).

Работа со словами-символами

Подготовленный ученик предлагает найти в каждой строчке таблицы и подчеркнуть знакомые слова и понятия.

Напоминает уч-ся класса толкования данных слов.

Предлагает по вертикали найти слово, объединяющее все эти слова и понятия.

1. Евхаристия – главное богослужение, Благодарение.

2. Грех – непослушание человека Богу.

3. Крещение – это таинство вхождения в церковь.

4. Христос – сын божий.

5. Молитва - общение с Богом, разговор с ним.

6. Библия – священное писание христиан.

7. Завет – договор с Богом.

8. Икона – священное изображение Христа или святых.

9. Апостол – ближайший ученик Христа.

10. Алтарь – самое священное место в христианском храме.

11. Евангелие –книга о жизни Христа.

12. Церковь -христианский храм.

Найдите по вертикали слово, объединяющее все эти понятия.

Христианство - мировая религия, основанная на жизни, учении и воскресении Иисуса Христа.

Сообщение учителем темы и цели урока (на доске запись: “Праздники христианства”)

Как вы думаете, о чем сегодня вы узнаете.

II этап. Основной (информационно-аналитический)

1. Комментированное чтение статьи из учебника (о праздниках христианства, с.63-64).

Чтение 1 абзаца

Как называются главные праздники христиан? (Рождество и Пасха или Вознесение Христово). Перечитайте слова-названия и запомните, как они пишутся. (Уч-ся на доске выкладывают буквами эти слова).

Как верующие готовятся к этим праздникам (соблюдают посты). Как вы думаете, почему пост перед Пасхой называется Великим? (Великий - потому что самый большой по продолжительности, по строгости жизни он также считается Великим).

Чтение 2 абзаца

Найдите в тексте и прочитайте, как называется неделя перед Пасхой (страстная седмица). Как образовано слово “седмица”? Седмица - церковнославянское название недели.

На какой день недели всегда приходится Пасха? (воскресенье)

Как называется вся последующая неделя? Прочитайте. (пасхальная)

Чтение 3 абзаца

О каких христианских праздниках узнали? (о Вознесении и Троице)

(Уч-ся составляют слова на доске).

Как православные христиане объясняют название праздника Вознесения? (Христос взошел на небо и сел по правую сторону Бога Отца).

Что свершилось в день Пятидесятницы? (Дух Святой сошел на апостолов в виде языков пламени.)

Как на Руси стали называть этот праздник? (Троицей)

Чтение 4 абзаца

Какой праздник имеет 2 название - Богоявление? (Крещение).

Когда христиане празднуют Рождество? А Крещение?

Как называется время (дни) между Рождеством и Крещением? (святки)

Чтение 5 абзаца

Физкультминутка

III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

1. Работа с иллюстративным материалом и заданием рабочей тетради (с.65-66)

Задание 4

Найдите картинку, имеющую отношение к христианскому празднику. Выберите название этого праздника. Напишите его.

Расскажите с помощью этой иллюстрации о том, какое блюдо является главным на Пасху. Проверим свои знания, прочитав текст рубрики “Это интересно”.

Задание 6

Если бы вы получили задание нарисовать религиозный христианский праздник, что бы вы изобразили?

(Например, ...)

2. Работа с заданиями теста в информационном пространстве класса.

3. Задание на дом.

  • Расскажи членам семьи и друзьям о религиозных праздниках иудаизма и христианства. Задай им вопросы.
  • Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
  • Задания в печатной тетради.
  • Творческое (по выбору).