Одежда древнего Египта. Мужская и женская одежда

Цивилизация Древнего Египта существовала практически 3 000 лет. История Древнего Египта увлекательна и таинственна. То, что было сделано в Древнем Египте, неповторимо.


Это и пирамиды, которые не боятся времени, и величественные скульптуры, и оригинальные украшения. были хорошими врачами, отличными строителями, великолепными художниками. Не менее интересной была и одежда древних египтян.



Вся история Древнего Египта делится на три периода – Древнее царство (приблизительно 3000-2400 годы до н.э., именно в это времени были построены знаменитые египетские пирамиды, в том числе и самая высокая из них – пирамида Хеопса), Среднее царство (приблизительно 2400-1600 годы до н.э.) и Новое царство (1600-1100 годы до н.э.).


Именно к Новому царству относится правление единственной женщины-фараона Хатшепсут, а также именно в это время жила царица Нефертити, обладающая, по мнению ее современников, невероятной красотой. Еще один период в истории Древнего Египта – это эпоха Птолемеев, которая продлилась до 30 года н. э. Именно в этот год Египет был окончательно завоеван Римом и превращен в одну из провинций Римской Империи. Последней царицей Древнего Египта стала Клеопатра.



Скульптура Рахотепа (наследника фараона) и его жены Нофрет
Рахотеп одет в схенти, Нофрет – в калазирис


Традиционная для египтян на протяжении всей их истории одежда появляется в период Древнего царства. И как все то, что появилось еще во времена древности (к примеру, обряд мумификации, культ загробного мира, поклонение фараонам, которые считались потомками бога солнца Ра), практически неизменно будет существовать на протяжении всего времени существования самого Древнего Египта.


Египтяне не любили перемен, все 3000 лет своей истории они оставались верны традициям. И лишь в Новое царство были попытки с этими традициями бороться, к примеру, реформа фараона Эхнатона (супруга Нефертити), который пытался утвердить культ единого бога.


После его смерти египтяне вновь вернулись к своим традициям. То же самое происходило и с одеждой – лишь в Новое царство в одежде египтян, неизменной тысячелетиями, появятся новые элементы.



Древнеегипетские росписи


Климат Древнего Египта был достаточно жарким. Египтяне не знали ни холодных зим, ни сезонов дождей. И одежда их была очень проста. Мужчины всех сословий – от фараона до рабов – носили передник-схенти, очень похожий на набедренную повязку первобытных людей. Схенти могли делаться как из кожи, так и изо льна.


Отличалась данная одежда лишь по своей длине. Более длинные передники носили фараоны, тогда как схенти рабов представлял собой полоску очень узкой ткани.


Женщины носили одежду, которая называлась калазирис. Это была длинная плотно прилегающая к телу рубашка на бретелях. При этом во времена Древнего царства грудь оставалась открытой. И по сей день среди африканских племен можно увидеть племена, одежда которых, как и у мужчин, так и у женщин прикрывает лишь нижнюю половину туловища.


На ногах жители Древнего Египта носили сандалии. Это была обувь, сделанная из коры, папируса и волокон пальмы. Сандалии были не очень прочны, и поэтому чаще всего их носили в руках, одевая лишь в храме или во время проведения торжественных обрядов.


Был у египтян и любопытный обычай, связанный с обувью. На подошве своих сандалий они могли рисовать портрет своего врага и, таким образом, топтать его при ходьбе.


Калазирис (каласирис) – кусок материи,
который оборачивается вокруг тела,
длиной от щиколотки до груди.
Основа древнеегипетского костюма.


В Среднее царство фараоны начинают носить более нарядные одежды. Так, фараон одевал два схенти. Первый обычный однотонный из простой ткани. Второй передник-схенти был из позолоченной кожи, он подвязывался широким поясом, украшенным цветной эмалью или же расписанным узорами.


Далее фараон накидывал на плечи небольшой плащ из легкой ткани. На шею одевалась украшение в виде ожерелья – ускх. Такое ожерелье носили не только фараоны, но и царицы. Делалось оно из крупной смальты или бисера, покрытого цветной пастой.



Статуэтка фараона Тутанхамона в высоком головном уборе Верхнего Египта, на статуэтке можно увидеть схенти и ускх


Также фараоны и царицы носили браслеты, ожерелья, перстни, диадемы и серьги. Браслеты изготавливались из золотых пластин, шнуров или бусин. Женщины могли носить браслеты не только на руках, но и на ногах. Если для фараонов, цариц и чиновников, а также их жен украшения делались из золота и драгоценных камней, то простые египтяне чаще всего носили украшения из бронзы и керамики.



Статуэтка Тутанхамона в короне Нижнего Египта,
одежда – схенти и ускх


Но на этом туалет фараона не заканчивался. Облачившись в два схенти, плащ-накидку и надев украшения, фараон должен был еще водрузить на голову парик, а к лицу прикрепить небольшую тоненькую бородку, в которую очень часто могла быть вплетена позолоченная змейка-урей.


Символ змеи считался символом власти фараона. Как и искусственная борода – она указывала на то, что фараон владеет всей землей Древнего Египта. Единственная в истории Древнего Египта женщина-фараон Хатшепсут также носила искусственную бороду – символ власти.



Скульптура голова Тутанхамона


Что же касается париков, то все египтяне носили прически на париках, за исключением рабов, а также детей. Парики надевались на бритые головы. Так что и Нефертити, и Клеопатра были с выбритыми головами.



Посмертная маска фараона Тутанхамона
На ней изображен полосатый платок клафт


Ну и последний штрих к костюму фараона – это корона. Корона называлась пшент и состояла она из двух частей (ранее самостоятельных корон Верхнего и Нижнего Египта), символизирующих Верхний и Нижний Египет соответственно – две части, из которых возникло древнеегипетское государство. Могли фараоны в качестве головного убора носить и полосатый платок клафт.



Статуя писца Каи


Также в Среднее царство появляется и костюм царицы. Если символом фараона считалась змея, то символом царицы – сокол. Царицы Древнего Египта носили короны в виде птицы сокола. Исключением стала лишь Нефертити, которая носила корону цилиндрической формы.


Основной одежой царицы был калазирис – длинный и плиссированный из прозрачной ткани, поверх которого надевался шитый золотом легкий плащ, а также ожерелье-ускх. Помимо изображений птицы сокола, в украшениях царицы также встречались изображения лилий, скипетр царицы был в форме лилии, и жука-скарабея – символа плодородия.



Бюст Нефертити, цилиндрическая корона



Клеопатра (в роли Клеопатры Элизабет Тейлор)
Корона по бокам оформлена в виде перьев птицы сокола


В период Нового царства изменения происходят в мужском костюме. На смену схенти приходит сусх. Сусх состоял их двух частей - калазириса, заимствованного из женского гардероба, и синдона – большого куска ткани, который обертывался вокруг бедер.


Синдон пришел на смену схенти. Что же касается самого схенти, то он стал в это время обрядовой одеждой, которую надевали фараоны. Фараоны повязывали схенти поверх синдона, который в свою очередь надевался на калазирис.



Нагрудная пектораль Тутанхамона «Рок Бога» (1300-е гг до н.э.) хранится в Каирском музее


Скарабей на данном украшении сделан из необычного материала – так называемого ливийского стекла. Встречается этот материал только в ливийской пустыни. По одной из версий он возник из-за мощного удара разряда молнии в песок, который оплавился. Есть и более фантастические версии, приверженцы которых считают, что ливийское стекло – это материал инопланетного происхождения.



Нагрудное украшение, найденное в гробнице Тутанхамона


Последним штрихом к костюму древних египтян всегда был макияж – и мужчины и женщины обязательно подводили глаза, так как египтяне верили, что через глаза могут проникнуть злые духи и завладеть человеком. Также египтянки красили губы, румянили щеки, оранжевой краской могли подкрашивать кисти рук и ступни, красили ногти хной.


Были известны египтянам и ароматические масла, различные рецепты целебных и омолаживающих мазей, а также масок для лица. Славилась своей любовью к косметике и , которая даже написала целый косметический справочник – «О лекарствах для лица».



Сосуд для косметики
Материал - кальцит, золото, слоновая кость.
На крышке – изображение льва, который скорее всего был символом фараона, при этом изображения четырех главных врагов Египта представлены в виде голов у основания.

Суренкова Кира

Если взглянуть на историю Древнего Египта с точки зрения современной моды, то раздел "Женская одежда в Древнем Египте" сделает намного интереснее изучение истории Древнего мира.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская средняя общеобразовательная школа №4

Проект на тему:

« Женская одежда в Древнем Египте».

Выполнила: Суренкова Кира

обучающаяся 5А класса

Руководитель: Бычихина

Ольга Борисовна

учитель истории

Апрелевка

2017 год

Введение

  1. Идеал красоты.
  2. Ткани.
  3. Одежда.
  4. Аксессуары.
  5. Обувь.
  6. Разновидности причесок древних египтян.
  7. Украшения.
  8. Макияж.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

Я с интересом наблюдаю за современными модными тенденциями. Так получилось, что когда мы начали изучать Древний Египет, то изучая дополнительный материал я прочла слова современного английского археолога Леонарда Котрелла о древнеегипетских красавицах:

Как бы радовались египетские дамы, если бы знали, что даже спустя 5 тысяч лет они могут вызывать восхищение! (…) Красавицы Греции и Рима восхищают, но не волнуют нас. Они кажутся такими же холодными, как мрамор, из которого они изваяны. Но если надеть на Нефертити платье „от Диора“, и она войдёт в нём в фешенебельный ресторан, то будет встречена восхищёнными взглядами присутствующих. Даже её косметика не вызовет пересудов» *

Слова Котрелла произвели на меня огромное впечатление, и я решила заняться изучением одежды древних египтянок.

Актуальность проекта что заключается в том, что именно египтянам мы обязаны фасонами и деталями костюма, которые носим до сих пор. Ведь именно их одежда оставила уникальный след в культуре и истории, а современные дизайнеры черпают вдохновение из прошлого.

Практическая значимость моего проекта заключается в том, что он может быть использован школьниками для повышения образовательного уровня, расширения кругозора, а также сделает процесс изучения интересным. А современные модница найдут в нём практические советы по нанесению макияжа и использованию аксессуаров и украшений.

Цель : узнать о женской одежде в Древнем Египте.

Задачи:

Создание презентации «Женская одежда Древнего Египта»

Выбрать форму выступления, чтобы моим одноклассникам было интересно.

Изготовить элементы одежды, похожие на древнеегипетскую.

Объект исследования : Женская одежда Древнего Египта.

Одежда древних египтян продумана до мелочей - в ней отсутствуют лишние детали, а наряды поражают своей красотой и практичностью!

Я изготовила такую модель, по опыту детской игры в бумажные куклы.

* http://egyptopedia.info/o/807-odezhda-drevnikh-egiptyan

  1. Модные тенденции в период Древнего, Среднего и Нового царств.

Историю Древнего Египта делят на основные периоды. Пользуясь этой периодизацией можно показать, как менялась мода и какие модные тенденции соответствуют данным историческим эпохам.

Древнее царство (3000-2400 гг. до н. э.)

Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазарис» - длинную полотняную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до самых ступней и оставляющую грудь открытой.

Среднее царство (2400-1710 гг. до н. э.)

В эпоху Среднего Царства принято надевать на себя несколько одежд, что сильно меняет силуэт и увеличивает его объем. Во главе угла – по всей вероятности, это критерий совершенства для древнего египтянина, – находится форма пирамиды. Чтобы придать такую форму женскому платью, юбку плиссируют. Плиссированную одежду носят и мужчины, и женщины.

Новое царство (1580-1090 гг. до н. э.).

В результате завоеваний увеличивается территория Египта, происходит знакомство с новыми народами. Появление тонких прозрачных тканей дало возможность носить несколько одежд. Легкие ткани закладывали мелкими складками или драпировали. Под влиянием Востока появляются новые элементы кроя.

Происходит сближение форм женского и мужского костюма. Для одежды характерна высокая подчеркнутая талия и плиссировка ткани в разных направлениях.

К традиционному женскому цветному (шафрановый, голубой, красный) калазирису делают бретели контрастных цветов или украшают ткань чешуйчатым узором (как в Среднем царстве), имитирующим крылья кобчика (символ Исиды), являющиеся ритуальным одеянием царицы – жрицы Исиды.

Знатные египтянки часто покрывали плечи небольшой пелериной из плотной или тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди. Существовали и большие покрывала, они окутывали всю фигуру или изящно драпировались на бедрах.

И в мужском и в женском костюме в эпоху Нового Царства появляется широкое полупрозрачное одеянье, белое с красными полосами, напоминающее рубаху. Сверху она прилегала к телу, книзу расширялась, расходясь складками. Эту рубаху носили сверху всей одежды. Полотно, из которого ее шили, было так тонко, что сквозь него просвечивало всё нижнее одеянье, драгоценности, богато украшенный пояс и смуглое тело.

В период Нового Царства появляется новый вид одежды – сусх, которая состоит из рубашки – калазириса и синдона (куска прямоугольной ткани). Синдон – плиссированная ткань. Ее обертывали вокруг бедер, спереди завязывали полу узлом и один конец спускали до низа калазириса.

Одежду теперь принято украшать золотыми пластинами, бусами или, если он сделан из ткани, вышивать золотыми узорами. Вообще украшений в эпоху Нового Царства носят много, это бусы и ожерелья, к которым на золотых нитях подвешивают кулоны с изображениями богов или портретные, тщательно выписанные миниатюры. Браслеты на руках и ногах теперь носят и мужчины, и женщины, носят также серьги; в волосы вплетают золотые украшения, унизывают пальцы перстнями и кольцами. В поясе одежду перехватывают дорогими поясами, состоящими из золотых пластин.

  1. Идеал красоты.

Идеальными у женщин считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги.

Египтяне следили за чистотой и часто мылись в реке или дома

с помощью тазика и кувшина. Богатые египтяне принимали душ: слуги лили на них воду из сосудов. Вместо мыла египтяне использовали специальную мазь, изготовленную из масла, извести благовоний. Египтяне часто использовали эти масла чтобы оберечь кожу от ожогов.

На протяжении тысячелетий египтяне следовали традиционному стилю - внешний вид одежды практически не изменялся, а наряды сохраняли точный крой и изящную декоративную отделку.

  1. Ткани.

Египет считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. Единственной тканью, в которой можно спокойно пережить жару в Египте, всегда был лен. Для изготовления одежды использовали только льняные ткани. Мастерство древнеегипетских прядильщиц и ткачей поражает до сих пор. 240 метров такой нити весили всего 1 грамм.* Легчайшие, почти прозрачные ткани, изготавливаемые египетскими мастерами из таких нитей, ценились буквально на вес золота. Роскошные полотна Древнего Египта стали известны во всем мире, а тонкий египетский лен стал главным конкурентом восточного шелка.

Хотя в долине Нила с давних времён занимались овцеводством, овечья шерсть считалась ритуально нечистой.

* http://egyptopedia.info/o/807-odezhda-drevnikh-egiptyan

Древнеегипетские ткани окрашивались в различные цвета, чаще всего в красный, зелёный и синий; позже появились жёлтые и коричневые красители. В чёрный цвет ткани не окрашивали. Ткани могли быть как однотонными, так и узорчатыми. Излюбленными орнаментальными мотивами были перья (символ богини Исиды) и цветы лотоса. Рисунок наносился на ткань с помощью вышивки или особого способа окраски с применением различных протрав.

Головные уборы, обувь и одежду желтого, голубого и коричневого цвета разрешалось носить только аристократам.

  1. Одежда.

Пошив одежды в Древнем Египте был достаточно трудоемким процессом и требовал мастерства. Платье подгонялось под фигуру так, чтобы сделать ее визуально стройнее. Многие из них шились из прямоугольного куска ткани, оформлялись в виде драпировки вокруг талии и скреплялись поясом. Иногда добавлялись декоративные детали, как рукава или погоны. Швы, как правило, были простыми. Шили тремя видами стежков. Применялись инструменты: ножи и иглы.

Древние египтяне бережно относились к своей одежде, которой, впрочем, было не много относительно нарядов европейцев. Если платье рвалось, то хозяйка брала нитку и иголку, и начинала шить заплаты. В ходе археологических раскопок было найдено множество вещей, которые зашивались несколько раз.

Древние египтяне носили два типа традиционной одежды: набедренные повязки схенти и длинный узкий сарафан под названием калазирис. Были также и закрытые калазарисы с круглым вырезом горловины, с короткими и узкими рукавами или с клиновидным вырезом и длинными рукавами.

Калазарис держался на одной или двух бретельках и доходил до лодыжек, оставляя грудь открытой. Калазирис закрепляли лентами под грудью, оставляя ее открытой. Лентами же могли закрывать одну или обе груди. Эту одежду носили женщины всех слоёв общества, только крестьянки для удобства движений делали на своих калазирисах разрезы по бокам. Одежда была точно сшита по фигуре, облегая женское тело, как футляр. Узкая юбка длиной до половины икры заставляла египтянок делать маленькие семенящие шажки, и их походка на протяжении тысячелетий всегда оставалась удивительно женственной и грациозной.

Со временем древнеегипетская одежда заметно усложняется. Традиционные калазирисы сохраняются лишь в обиходе простолюдинов; в костюме знати они начинают играть роль нижнего белья. В эпоху Нового царства у мужчин и женщин в моду вошёл заимствованный у сирийцев нарамник - длинная и широкая накладная одежда из тонкой ткани. Его покрой был очень простым: полотнище ткани, прямое или расширенное на концах, длиной в два человеческих роста, складывали пополам и на месте сгиба делали прорезь для головы, а по бокам сшивали, оставляя отверстия для рук. Его надевали поверх калазириса и подпоясывали таким образом, что получались как бы широкие рукава. Иногда к нарамнику пришивали настоящие рукава, и он превращался в рубашку.

Женщины поверх нарамника накидывали тонкий плащ, затянутый узлом на груди и оставлявший открытым правое плечо. Лёгкие, полупрозрачные ткани, окутывавшие тело человека словно бы дымкой, придавали ему черты изящества и изнеженности. Такая одежда видоизменяла облик своего хозяина, украшала его, позволяла скрывать недостатки фигуры. В качестве отделки для нарядов древние египтяне использовали плиссировку, бахрому, золотые блёстки и фаянсовый или стеклянный бисер.

В современной версии схенти можно сравнивать разве что с обычными юбками с запахом, а вот калазирис однозначно мог бы стать прародителем повседневного платья-футляр.

  1. Аксессуары.

Костюм древних египтян состоял из небольшого числа элементов, благодаря чему особое значение приобретали аксессуары. Именно они, наряду с украшениями, служили основными носителями информации о социальном статусе своего владельца.

Самым распространённым из аксессуаров был пояс. Простолюдины подпоясывались узкими кожаными ремешками; состоятельные люди, напротив, носили длинные тканые пояса-ленты (чаще всего - красные или синие, иногда - узорчатые).

Древним египтянам были известны перчатки и рукавицы. Рукавицы изготовлялись из полотна и применялись для защиты рук от мозолей и травм при стрельбе из лука или управлении колесницей. Перчатки (матерчатые или кожаные) имели, видимо, церемониальное назначение.

  1. Обувь.

Долгое время единственным видом обуви у древних египтян были сандалии. Очень простые по форме, они представляли собой лишь подошву (иногда с загнутым кверху носком), к которой крепились два ремешка: один ремешок начинался у большого пальца и соединялся с другим, охватывавшим подъём ноги, благодаря чему обувь напоминала стремя. Изготовлялись сандалии обычно из кожи или листьев папируса.

В период Нового царства появились и другие фасоны обуви. Так, в одном из сундуков, обнаруженных исследователями в гробнице Тутанхамона, среди прочих вещей оказались самые настоящие шлёпанцы без каблуков, с кожаными носками, расшитые мелкими золотыми блёстками.

Несмотря на то, что обувь была такой простой, египтяне её очень берегли. Крестьяне, отправляясь в город по делам, часто несли свои сандалии в руках и обувались только на месте. Знатные люди тоже часто ходили босиком, особенно у себя дома.

  1. Разновидности причесок древних египтян

Характерной чертой всех древнеегипетских причёсок была строгость и чёткость линий, за что они получили название «геометрических». Большинство египтян из-за жаркого климата носило простые причёски из коротко остриженных волос. Всё свободное население Египта носило парики. Их форма, размеры и материал указывали на социальное положение владельцев. Парики изготовлялись из натуральных волос, шерсти животных, растительных волокон и даже верёвок. Их окрашивали в тёмные тона, причём самыми модными считались тёмно-коричневый и чёрный цвета. Судя по сохранившимся изображениям, известно было множество фасонов париков. Чаще всего они доходили до плеч, но в торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Причёски обильно пропитывались душистыми маслами, эссенциями, клейкими составами.

Женские причёски во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые. Древнеегипетские аристократки, как и их мужья, нередко брили голову и надевали парики. Самыми типичными причёсками на париках были две: первая - все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая причёска имела форму шара. Со временем получил распространение большой завитой парик, три пряди которого спускались на грудь и спину. Причёски делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине и украшая концы кисточками или шариками из ароматических смол. Широко применялась завивка, которая делалась при помощи холодной укладки (для этого пряди волос наматывали на деревянные палочки и обмазывали илом, а когда он высыхал, его стряхивали, а волосы расчёсывали). Часто волосы завивали мелкими волнами - такая завивка получалась после расчёсывания мелких тонких косичек.

Ввиду того, что большинство египтян носило парики, их головные уборы были довольно простыми. Рабы и крестьяне, работая в поле, покрывали головы косынками или маленькими полотняными шапочками. Знатные люди носили такие шапочки, вышитые бисером, под париками.

У женщин самыми распространёнными головными уборами были ленты и диадемы, одноцветные или украшенные орнаментом.

Таким образом можно сделать вывод, что парик не только дань моде, а своеобразная шапка, которую надевали для защиты головы от перегревания.

  1. Украшения.

Для изготовления ювелирных изделий чаще всего применяли золото, богатые месторождения которого были открыты в Египте ещё в глубокой древности. При этом больше всего ценили не столько стоимость материала, сколько его живописные свойства. Египетские мастера умели с помощью различных присадок придавать золоту разнообразные оттенки - от белого до зелёного. Широко применялся также электр - сплав золота с серебром; из него изготовляли повседневные предметы, а также крепления и связующие элементы в браслетах и ожерельях. В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты. Предпочтение отдавалось камням, окрашенным в яркие и чистые тона - сердолику, лазуриту, сардониксу, малахиту, бирюзе и т. п. Тех камней, которые сейчас считаются драгоценными - рубинов, сапфиров, алмазов, изумрудов - древние египтяне не знали.

Самыми распространёнными из всех видов украшений были всевозможные ожерелья, особенно т. н. ускх - большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине. Бусины самого нижнего ряда чаще всего имели каплевидную форму, остальные - круглую или овальную. Нередко бусины перемежались с золотыми рыбками, раковинками, скарабеями. Зачастую такое ожерелье было настолько широким, что целиком закрывало плечи и верхнюю часть груди, и очень тяжёлым - царское золотое ожерелье могло весить несколько килограммов. Чтобы оно красиво лежало, его обычно закрепляли на подкладке из кожи или полотна, так что оно превращалось в своеобразный воротник. Ожерелья были не только частью наряда - они служили также почётными знаками. Фараоны награждали золотыми ожерельями особо отличившихся военных и чиновников.

Помимо ожерелий, любимыми украшениями и мужчин, и женщин были браслеты, которые носили на руках (на предплечьях и запястьях) и на щиколотках. Браслеты могли быть самыми разнообразными - в виде двух чеканных пластин, соединённых застёжками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Носили также кольца со вставками из полудрагоценных камней. В ходу были кольца-печатки с выгравированными на них именами владельцев и изображениями богов. Чрезвычайно популярны были кольцевидные серьги (с подвесками или без них). Они иногда были такими большими и тяжёлыми, что деформировали ухо.

Конечно, украшать себя золотом и самоцветами могла только знать. Но и люди скромного достатка любили украшения ничуть не меньше. Их украшения делались, как правило, из сравнительно дешёвых материалов - керамики, стекла, кости и т. п. Но по красоте и изяществу они порой ничуть не уступали ювелирным изделиям. Например, фаянсовым бусинам для ожерелий придавали форму бутонов и лепестков лотоса, васильков, маргариток, виноградных гроздьев, листьев и т. д., и окрашивали их в разные цвета. Чаще всего использовались различные оттенки голубого и зелёного, а также белый цвет. Такие ожерелья, надо полагать, очень красиво смотрелись на смуглой коже.

В качестве украшения древние египтяне охотно применяли живые цветы, из которых делали букеты, венки и гирлянды. Больше всего любили белые, голубые и розовые лотосы. Египетские дамы вставляли цветы лотоса в свои причёски так, чтобы они свисали надо лбом, и вдыхали их аромат.

Древнеегипетские украшения служили одновременно и амулетами, призванными защищать от болезней и дурного глаза, отгонять злых духов и т. п. Самой большой магической силой, как считалось, обладали «око Гора» (символ солнечного божества), «анх» - крест с петлёй наверху, обозначавший жизнь, а также фигурка жука-скарабея (символ воскрешения, мира и солнца).

  1. Макияж. *

Египетский макияж глаз имел некоторые характерные особенности. При его нанесении широко использовались два цвета: черный и зеленый. Зеленый вырабатывался из малахита с добавлением оксида меди.

Макияж наносили на брови, подрисовывая толстые длинные брови. и обводили уголки глаз, удлиняли их к вискам. Зеленой краской также красили ногти и ступни ног.

С наступлением Нового царства было отмечено, что египетский макияж претерпел изменения, разные цвета заменены полностью на черный (кохль ), который, как правило, изготавливался из галенита, сульфида свинца. Однако для его нанесения часто использовалась сажа. Малахит и галенит измельчали, затем смешивали с водой. Предполагается, что в древнем Египте кохль (современная сурьма) наносился с помощью пальцев, затем появляются карандаши. Они представляют собой тонкие палочки и закругленным. К палочке часто прилагался контейнер, в который помещался кохль.

Египтянки изобрели особые белила, придававшие темной коже светло-желтый оттенок. Едкий сок ириса употребляли в качестве румян, раздражение кожи этим соком вызывало красноту, сохраняющуюся продолжительное время.

Краска для макияжа глаз хранилась в различных сосудах и растворялась в воде, вероятно, непосредственно перед использованием. Большинство из них были сделаны из камня, особенно алебастра, но также использовались и другие материалы: стекла, стеатита, керамики и дерева.

Кохль наиболее часто использовался в косметологии древнего Египта . За счет краски глаза казались больше и ярче. Однако зеленая краска имела символическое значение, представляя глаза Гора (Хора). Египетский макияж для глаз носил и профилактическую функцию по борьбе с конъюнктивитом и для защиты от ожогов. Состав красок был включен в состав лекарств для глаз, которые будут найдены в медицинских папирусах. Также краска для век применялась как средство отпугивания насекомых (репеллент).

Египтянки славились своим искусством изготавливать всевозможные лаки, притирания, краски и пудры, которые по своему составу близки к современным. Пожилые женщины красили волосы жиром черных быков и вороньими яйцами, а для улучшения роста волос использовали жир льва, тигра, носорога.

* http://drevniy-egipet.ru/makiyazh-glaz-v-drevnem-egipte/

  1. Современная одежда в египетском стиле.

Современная одежда в египетском стиле - длинные туники с металлическими пластинами и нагрудниками, головные уборы фараонов и другие элементы одежды простого кроя, расшитые сложными вышивками. Самые роскошные образцы «высокой» моды, которые создают известные европейские дизайнеры и Дома Моды, украшаются золотом, яркими лазурными украшениями или декорируются кристаллами Swarowski.*

Заключение.

Не каждый знает, что египтянам мы обязаны фасонами и деталями костюма, которые носим до сих пор. Именно их одежда оставила уникальный след в культуре и истории. Поэтому неудивительно, что современные дизайнеры черпают вдохновение из прошлого.

Специалисты утверждают, что все основные виды украшений: кольца, серьги, браслеты, диадемы были изобретены именно в Египте. А современные мастера-ювелиры говорят, что до сих пор никто не превзошел изделия египтян по технике исполнения и художественной выразительности.

Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем на земле очаге цивилизации - Древнем Египте.

Если характеризовать в целом моду этой древней цивилизации, то можно выделить несколько основных особенностей:

  1. Особую роль отводили египтяне аксессуарам, различные пояса, браслеты, ожерелья, головные уборы применялись с целью выделить и подчеркнуть свою классовую принадлежность, а также украсить одежду незатейливого кроя.
  2. По своему фасону одежда низших и высших слоев общества практически не отличалась. В этом случае основной акцент делался на качество ткани и декоративную отделку, с помощью которой было легко определить статус ее владельца.
  3. Хорошо прослеживается в крое одежды и украшениях геометрическая тематика – это пирамиды, треугольники, трапеции.
  4. В особом почете находилась обувь и головные уборы – однозначно привилегия элиты и приближенных лиц фараона.

В качестве основного материала использовался лен, производство которого достигло своего совершенства на то время.



Идеал красоты в Древнем Египте.

Всевозможные картинки (фрески, рельефы, фотографии скульптур) позволяют сделать выводы о мужском идеале красоты в Древнем Египте: высокий рост, крупные черты лица, узкие бедра, но широкие плечи. По бюсту Нефертити, статуям и изображениям можно судить и о женской привлекательности: тонкие черты лица, миндалевидные глаза, стройное тело, смуглая кожа, черные жесткие волосы.

Древние египтяне считали красавицами обладательниц огромных блестящих глаз, ярких губ и алых щечек. Но не все рождаются с такими данными, поэтому египтянки были вынуждены закапывать в глаза белладонну для придания блеска и расширения зрачков, а лицо постоянно протирать соком ириса. Это было вредно, вызывало сильнейший кожный зуд, но, как следствие, появлялось желанное покраснение щек, поэтому женщины терпели все неудобства.
Тело должно было быть стройным, с небольшой грудью и спортивными длинными ногами.

Древнее царство (2900-2400 гг. до н.э.)

Древнее царство - это молодость Египта. Именно в этот период начали создавать пирамиды. Столицей Древнего царства был Мемфис.

Египтяне уже с глубокой древности умели производить хорошие, прочные ткани из льна и хлопка и шить из них удобную одежду. Для изготовления одежд египтяне также использовали шкуры животных.

В сущности, у всех сословий одежда была одинаковой по фасону, различалась она только качеством материала. Красители, которые изобрели только в конце эпохи Древнего царства, стоили дорого. Позднее ткани стали красить в разные цвета, появилась одежда с пестрыми узорами. Но за весь период существования египетского царства любимым цветом египтян оставался белый.

Мужской костюм


Основной одеждой мужчин с древности был передник -«схенти». Схенти носили все - от рабов до вельмож.

Различались они только размерами и качеством ткани. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом. Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани, средняя часть которого драпировалась впереди в складки, остальное же обертывалось вокруг бедер и подпоясывалось на талии. Средней части схенти придавали разную форму: трапециевидную, треугольную, веерообразную.

Помимо передников, знатные египтяне Древнего царства носили узкие плащи, тигровые или леопардовые шкуры, которые накидывали на плечи.


Варианты «схенти».

Женский костюм

Женская одежда гораздо больше закрывала тело. Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазирис» -длинную полотняную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходив-шую до самых ступней и оставляющую грудь открытой. Были также и закрытые калазирисы с круглым вырезом горловины, с короткими и узкими рукавами или с клиновидным вырезом и длинными рукавами. Носили египтянки и пестрые рубахи-передники с широкими бретелями белого цвета. Одежда знатных женщин украшалась вышивкой и плиссировкой. В их гардероб входил и плащ.
Рабыни ходили практически нагими.

Обувь
Обувь древние египтяне не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Делали их из коры, папируса и волокон пальмы. К ноге они прикреплялись двумя ремешками. Обувь египтяне берегли. Знатные египтяне, отправляясь по делам, часто несли сандалии в руках, а надевали их только на месте. К своей обуви они прикрепляли золотые или позолоченные украшения, а на подошвах нередко изображали врагов, чтобы при ходьбе топтать их ногами.

Среднее царство (2000- 1700 гг. до н.э.)

Расцвет Среднего царства пришелся на правление XII династии. Столицей в это время стали Фивы. Египет постоянно воевал с соседними племенами, покорил Северную Нубию. В самом конце Среднего Царства Египет захватило племя гиксосов, которые и стали править страной.

Одежда значительно усложнилась. Появились новые ткани и фасоны.

Мужской костюм

Схенти знатных египтян-мужчин удлинился, изменилась его форма, все чаще применялась плиссировка. Для простолюдинов передник по-прежнему оставался повседневной одеждой, а знать использовала его как обрядовый костюм. Поверх передника иногда надевали полотняный треугольник, а на шею воротник с подвесками.

Женский костюм

Калазирис остался прежнего покроя, но у богатых египтянок он становится более нарядным и украшается различными отделками, узорами. К началу Нового царства у знатных женщин вошли в моду тонкие прозрачные одежды - легкие драпированные покрывала, которые завязывались узлом под обнаженной грудью.

Костюм фараона

Одежду фараона определял старинный придворный церемониал.

Фараон надевал два схенти. Второй представлял собой передник из золотой парчи или позолоченной кожи, который подвязывался широким поясом, расписанным узорами, с золотыми украшениями и цветной эмалью. Во время некоторых церемониалов фараон надевал еще длинную одежду из дорогой прозрачной ткани.

Знаками царского достоинства фараона были скипетры в виде изогнутого жезла и бича, золотая подвязанная борода и корона.

Главным символом царской власти был урей - особый знак в виде змеи. Изготовленный из золота и эмали, он украшал царское убранство - корону и пояс. Урей символизировал власть фараона над жизнью и смертью. В некоторых особых случаях фараоны носили его даже на бороде.

Фараон никогда не появлялся с непокрытой головой. Головным убором царской особы был специальный платок - клафт. Полосатая ткань выкраивалась особым образом и закладывалась складками. Платок накладывали на лоб поперечной стороной, укрепляли лентой, а сверху - металлическим обручем, украшенным уреем. Сзади клафт собирали, стягивали и обматывали концами ленты, а по бокам ткань вырезали полукругами - так, чтобы она ровно лежала по обеим сторонам груди.

Парадным головным убором фараона была корона. До объединения Верхнего и Нижнего Египта, которое произошло примерно в 3200 г. до н.э., правители этих стран имели свои короны. В Верхнем Египте она была высокая, килеобразная, белого цвета, а в Нижнем Египте - в виде ступки красного цвета

После объединения, с началом эпохи Древнего царства египетские фараоны стали носить сдвоенную корону, в которой использовались элементы оформления этих обеих корон.

Важным элементом костюма был пояс из золотых пластинок с разноцветной эмалью. К нему спереди прикреплялось особое украшение - золотой треугольник с изображением восходящего солнца. Иногда к поясу подвешивали передник в форме трапеции, изготовленный из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на раму. Передник с обеих сторон украшали урей. Когда фараон выступал в роли жреца, он надевал только широкий царский передник, пояс с украшениями, сдвоенную корону и ожерелье-ускх, оставаясь при этом босым.

Костюм царицы

Одежда царицы также определялась придворным церемониалом. Она носила длинный плиссированный калазирис из прозрачной ткани. А поверх надевала шитый золотом легкий плащ и драгоценное ожерелье.
Царица была наместницей богини Исиды на земле, поэтому, помимо урея, знаками ее достоинства были предметы, символизирующие Исиду: скипетр в форме лилии и золотая корона в виде ястреба. Форма короны могла меняться. Помимо короны, царица носила диадему.

Костюм древнеегипетской царицы (калазирис с геометрическим орнаментом, воротник из фаянсовых бус, парик, украшенный цветком лососа) и костюм фараона (схенти и верхний передник, полосатый клафт, скарабей - символ плодородия)

Новое царство (1580-1085 гг. до н.э.)

В период Нового царства Египет занимает место в ряду мировых держав. Культура его достигает небывалого расцвета. Быт египтян стал богаче и утонченнее, что нашло свое отражение и в их костюмах.
Одна из самых характерных особенностей египетской одежды этого времени - сближение женского и мужского костюма. В одежде все более заметны сословные различия.

Мужской костюм

Одежда уже не только прикрывала тело, но и украшала его. Мужчины начали носить одежду из пестрых цветных тканей.
Среди богатых людей становятся особенно модными легкие, тонкие прозрачные ткани, позволяющие делать драпировку и плиссировку. В это время широко распространился новый вид одежды - «сусх», который состоял из калазириса и «синдона», большого куска прямоугольной ткани.

Плиссированный синдон обертывали вокруг бедер поверх калазириса и завязывали спереди.
К переднику постепенно добавлялись другие элементы одежды, прикрывающие верхнюю часть тела.
Фараон и знатные египтяне носили калазирис, а поверх него - плиссирова-ный схенти, или же надевали на нижний схенти из плотной ткани второй, из прозрачной материи, ниспадающий складками. Пояса украшали драгоценными камнями и эмалью.

Женский костюм

В эпоху Нового царства калазирис по-прежнему в моде. Калазирисы знатных египтянок шились из дорогих прозрачных плиссированных тканей. Нередко их украшали чешуйчатым узором - рядами вышивки, имитирующей оперенье ястреба
(кобчика) - символа Исиды.
На плечи женщины набрасывали небольшие драпированные пелерины или большие покрывала, которыми окутывали всю фигуру, драпируя их особым образом. Плиссировку стали располагать в различных направлениях, и это создавало совершенно новую ритмическую структуру одежды.

Женщины низших сословий одевались в льняные или хлопчатобумажные калазирисы, у которых были рукава или бретели. Знатные египтянки носили довольно узкую одежду, оставляющую открытым только одно плечо, и широкий, ниспадающий плащ, который завязывался спереди. На такой костюм шли прозрачные ткани.

Костюм фараона (набедренная повязка с передником и накидкой из тонкой ткани) и костюм царицы (калазирис с передни-ком из прозрачной плиссированной ткани; клафт)

Костюмы знатных египтян.


На мужчине - схенти и верхняя прозрачная одежда с колоколообразной юбкой.
На женщине - калазирис и прозрачная накидка, парик со множеством кос.

Обувь


Если прежде египтяне ходили преимущественно босыми, то теперь и среди мужчин, и среди женщин обретают популярность сандалии, по-разному украшенные.
Египетские башмачники периода Нового царства стали пользоваться успехом. В Фивах им даже выделили для проживания особую часть города.
Именно египтяне изобрели прототип сапог: сандалии с голенищами.

Прически и головные уборы

Головные уборы и прически египтян Древнего и Среднего царства так же, как и обувь, служили более яркими признаками сословных отличий, чем одежда.

С древнейших времен египтяне брили головы: это было обусловлено жарким климатом. А отсутствие натуральных волос заменяли париком. Поверх парика иногда надевалась головная повязка.
Парики могли быть и двойные с воздушной прослойкой для вентиляции. Некоторые египтяне ограничивались короткой стрижкой и не покрывали голову ни париком, ни головным убором.

Бороды, как правило, тоже брились. Форма бороды служила знаком сословного различия. Богатые люди и некоторые жрецы носили маленькие бородки, остриженные в форме куба. Знатные сановники подвязывали к ушам длинные искусственные бороды как знак высокого положения. Право иметь самую длинную бороду принадлежало фараону. Фараоны носили искусственные бороды особой формы или заплетенные в косичку.


Женщины тоже стали брить голову и носить парики, но гораздо позже мужчин. В эпоху Нового царства женские парики отличались особенным разнообразием

Мужские парики были с короткими и более плотными завитками, а у женщин - с длинными и пышными спиральными локонами. Женщины среднего и низшего сословий головы не брили. Они носили натуральные волосы - длинные и пышные. Во время празднеств прически украшали цветами и перьями. В период Нового царства среди мужчин распространился обычай покрывать голову. Они носили круглые, плотно прилегающие к голове шапки. Простолюдины изготовляли их из кожи, бумажной ткани или плели из стеблей растений. Египтяне высших сословий носили такие же головные уборы, но либо полосатые, либо однотонные.

Знатные сановники носили клафт, а особо приближенные к фараону придворные - блестящую, богато украшенную повязку, которая спускалась с темени до плеч.

Юные наследники фараона носили парик с «локоном юности» - небольшой косой, заплетенной сбоку из части волос, с завитком на конце.

Парики женщин Нового царства укреплялись металлическими венцами, а на темени помещались небольшие керамические сосуды в форме конуса, из которых медленно, по каплям сочились благовония. Эти сосуды прикреплялись к парику лентами. Более пышные женские волосы удерживали головные повязки. Носили египтянки и большие головные платки, которые повязывали особым образом.

Украшения и косметика

Древние египтяне отличались чистоплотностью и были весьма искусны в изготовлении косметики. Они славились во всем античном мире умением изготовлять всевозможные мази, притирания, пудры, краски.

Египтянки подводили брови и ресницы черной краской, а веки - зеленой. Позже вместо зеленой они стали употреблять оранжевую краску, которой подкрашивали еще кисти рук и ступни. Ногти на руках красили в красный, зеленый или золотистый цвет.
Еще в эпоху Древнего царства царица Шеш создала средство для ращения волос, а Клеопатра написала книгу «О лекарствах для лица». Сохранились древние папирусы с различными советами о том, как избавиться от морщин, покрасить волосы, удалить бородавки и др.

Египтяне применяли компрессы, паровые маски, ванны, бани, массаж. Они изобрели рецепт для окраски седых волос в черный цвет и особые румяна и белила для осветления темного цвета лица, они умели придавать блеск глазам специальными каплями и знали, как защитить кожу от лучей палящего солнца.

Ароматические масла, благовония, мази и другие косметические средства хранились в красивых амфорах и флаконах.
Косметикой в Египте пользовались и мужчины, и женщины всех сословий.

Любили египтяне носить разнообразные украшения и драгоценности.

Запястья и плечи украшали золотыми с эмалью браслетами, женщины надевали такие же браслеты на ноги. Браслеты изготовляли из золотых пластинок, соединенных застежками, из нанизанных бусин или золотых шнуров.

Мужские браслеты обычно представляли собой массивные кольца или обручи из золота и других металлов. Они могли быть также плоскими с узором из цветной эмали.

Женщины украшали все части тела, и даже бедра. В ушах у них были серьги в виде колец, на голове - золотые диадемы, украшенные лазуритом и бирюзой, узорные повязки, сетки.

Египтяне верили, что драгоценные камни и золото обладают таинственной силой и способны влиять на жизнь человека.

Особенно высокого уровня ювелирное искусство достигло в эпоху Нового царства. Украшения стали особенно изысканными и изящными.

В более древние времена египтяне украшали шею разноцветной тесьмой. Затем стали носить длинные ожерелья, составленные из цветных стеклянных шариков, металлических фигурок, камней (сердолика, яшмы и др.). К этим ожерельям подвешивали амулеты в богатых оправах. Особенно распространенным украшением были скарабеи из ляпис-лазури и других драгоценных камней. Эти жуки почитались как символ плодородия. На скарабеях вырезались иероглифы, и они становились амулетами, которые носили на шее. Скарабеев использовали еще в качестве печати.

Традиционным украшением египтян был ускх - широкое плоское ожерелье-воротник, изготовленное из множества рядов бус или разноцветного бисера. Ускх символизировал солнце, дающее жизнь. Особенно широкими и нарядными становятся такие ожерелья в эпоху Нового царства. Их стали делать из золота с украшениями из эмали; из сетки, по ячейкам которой нашивались бусы, золотые фигурки, имевшие символическое значение; из полотна, расшитого золотом. Ускх фараона состоял из нескольких рядов золотых пластинок и бусин и застежки в виде двух соколиных голов. Иногда к застежке крепилась золотая кисть из цепочек с цветами. Еще в эпоху Древнего царства египтяне научились делать крупный цветной бисер. Из него плели сетки, которыми украшали калазирисы, браслеты и др.

История моды. Египет

Климат Египта с жарким летом и мягкой зимой благоприятствовал ношению легкой одежды из растительных волокон. В римский период самым популярным материалом был хлопок, который импортировали из Индии. Шерсть для изготовления материалов использовалась редко.

Материал одежды древнего Египта

В небольшом количестве одежда древнего Египта шилась из шелка, которым торговали преимущественно в восточной части Средиземноморья уже со второй половины II тыс. до н.э. Изделия из шелка находили в египетских гробницах.

Шкуры диких животных, прежде всего леопарда, носиди жрецы и фараоны. Такие наряды были найдены в усыпальнице Тутанхамона и достаточно часто изображались в сценах на стенах царских гробниц. В особых случаях представители династии одевали декоративную церемониальну одежду, украшенную перьями.

Производство одежды в Древнем Египте

Сундук из гробниц Тутанхамона с одеждой

Изготовление одежды было женской работой. Она производилась не только в домашних условиях, но и в мастерских, которые держали дворяне и состоятельные люди.

Наиболее важной частью текстиля было белье. Лен считался самым лучшим тканым полотном. Расписанный драгоценными камнями он использовался в ежедневном гардеробе представителей царской семьи. Из грубого материала шили одежду для крестья. В мастабах и гробницах хоронили состоятельных граждан и фараонов, завернутых в белье самого высокого качества.

В гробнице царя Пепи указано:

«… принимаемые небесами те, кого любит Бог, опираются на скипетры. Хранители Верхнего Египта должны одеваться в самое лучшее белье. Пусть пьют они вино и мажут себя самыми лучшими маслами…»

Впервые льняная одежда была мужского кроя. Растение собиралось на полях, из него извлекались волокна, которые собирались в нити. Этот этап работы выполняли женщины. Деревяные колышки вбивались в землю, так был сделан первый ткацкий станок. Ко времени Нового царства главным изобретением стало открытие вертикального ткацкого станка. Для работы на них требовалась физическая сила, поэтому работу стали выполнять, в основном, мужичины.

Пошив одежды в Древнем Египте был достаточно трудоемким процессом и требовал мастерства. Платье подгонялось под фигуру так, чтобы сделать ее визуально стройнее. Многие из них шились из прямоугольного куска ткани, оформлялись в виде драпировки вокруг талии и скреплялись поясом. Иногда добавлялись декоративные детали, как рукава или погоны. Швы, как правило, были простыми. Зигзаг и оверлог практически не применялся. Шили тремя видами стежков.

Применялись инструменты: ножи и иглы. Лезвия делали из камня, затем из меди и в период Нового царства – из бронзды и железа. Кремниевые ножи использовались вплоть до римских времен. Иглы затачивали из дерева, кости или металла. Их ширина достигала одного миллиметра, и в иглах также было ушко для нити. Ножницы стали важным элементом швейного дела только к концу существования древнего египетского государства, хотя были известны уже начиная со II тыс. до н.э.

Древние костюмы Египта

Египтяне носили туники из льна с бахромой, расклешенной у колен. Такой покрой назывался «каасирис». Также встречались плащи из шерстяной ткани.

В было найдено множество предметов одежды Древнего Египта: клетчатые юбки, туники, рубашки, пояса, фартуки, носки, головные уборы, руковицы, перчатки, шарфы и шапки. А также нижнее белье в виде треугольной набедренной повязки.

По традиции, представител царской династии всегда должны были закрывать все части тела, хотя глядя на статуи и рельефы мы видим их в трапецевидных юбках, называемых «килт» и с диадемой.

Из-за жаркого климата древние египтяне носили как можно меньше одежды. Если посмотреть на изображения слуг и рабынь, то можно увидеть, что они были одеты чаще всего только в нижнее белье и украшены ювелрными изделиями. Женщины, занятые на производстве или в сельском хозяйстве, чаще всего носили тунику каласирис.

Мужчины, занятые на сложных физических работах, носили набедренную повязку и широкую одежду – галабею. А если они работали в воде – то были без одежды. В течение жарких летних месяцев дети бегали в нижнем белье. В зимний сезон температура могла опускаться ниже 10С, поэтому в обиходе появлялись плащи.

При посещении религиозных мест было принято хорошо одеваться. Только небольшому количеству высших жрецов разрешалось войти в храм, где находилась статуя идола, без костюма. В обязанности Несухора, коменданта крепости на острове Элефантина на юге Египта, входило обеспечение культов все необходимым: слугами, ткачами, горничными и омывателями.

Костюмы были достаточно простыми: короткая набедренная повязка для женщин с ремнем. Одежда в Древнем Египте отражалась социальный статус и состоятельность граждан на протяжении всей истории существования государства.

Мужская одежда Древнего Египта

Армия Древнего Египта

Со времен Раннего до Позднего царства, мода была неизменной. Ткань обертывались вокруг тела и удерживалась с помощью ремня. Основными цветами был белый и украшенный египетскими изображениями. Красители для ткани тогда еще не были известны.

Нижнее белье было простого покроя. Платья высших чиновников плиссировали по горизонтали. В период Среднего царства существует три вида складок: одна часть с плиссировкой со складками в 1-2 см, другая часть – с узкими складками, третья – с узорами и складками по горизонтали и вертикали. Процесс изготовления таких костюмов был очень трудоемким. Дополнением к килте служили рукава и длинные одежды, хотя и не обтягивающие фигуру. Подол был заужен снизу.

Женская одежда Древнего Египта

Женщины носили тунику каласирис с одной или двумя лямками, перекинутыми через плечо или оба плеча. Верхняя чать могла находится от шеи до шеи, нижняя – касаться колен или лодыжки. Некоторые одежды были пошиты с рукавами, другие – без них. Силуэт фигуры подчеркивался поясом.

Шили платье из прямоугольного куска ткани. В центре делали проем для головы, затем складывали ткань вдвое. Нижние части сшивали, оставив отверстия для рук.

Слуги носили набедренные повязки или длинные платья с ремешками и ошейниками. Грудь оставалась наполовину голой.

Состоятельные особы могли позволить себе украсить платье бисером. Грудь была закрыта одеждой, хотя в некоторые периоды истории, была мода на открытую часть тела.

В период Древнего царства также можно встретить рисунки с изображением круглой накидки. Их делали, как правило, из льняного полотна, оставляя вырез для головы. Одежду декорировали. Во время Нового царства возникла мода на платки

В Египте с древних времен было известно, как добыть крахмал. Его получали из пшеничной муки, смешанной с кипящей водой. В крахмал замачивали бинты, который становились твердыми и жесткими после просушки.

Как стирали одежду в древнем Египте?

Геродот, посетивший Египет около VII в до н.э., рассказывал: «Чистота, по-видимому, стояла рядом с благочестием в Древнем Египте. Кто мог быть ближе к Небу, чем сам фараон. Одной из самых важных должностей при дворе был держатель королевской одежды, обязанностью которого было отбеливание царской одежды» (Эвтерпа, 2.37.1)

Ручная стирка была достаточно тяжелым физическим трудом. Состав мыла стал известен благодаря смешиванию касторого масла и селитры. Одежду тщательно намыливали, отжимали под паром. Около 1200 г. до н.э. были изобретены прачечные, которые облеглачи процесс стирки.

Бедные люди не имели доступа к таким услугам и стирали вещи на берегу реки или канала. Вода доставлялась в тяжелых глиняных сосудах. Особая опасность заключалась в том, что встретить мимо проплывающего крокодила. Отмечались несчастные случаи.

До появления промышленных технологий, труд в прачечной оценивался в гроши. Древние египтяне бережно относились к своей одежде, которой впрочем было не много относительно нарядов европейцев. Если платье рвалось, то хозяйка брала нитку и иголку, и начинала шить заплаты. В ходе археологических раскопок было найдено множество вещей, которые зашивались несколько раз.

Головные уборы Древнего Египта

Головные уборы древнего Египта

Если на фресках гробниц можно обнаружить фрески с изображением мужчин и женщин, головы которых украшены диадемами, то простые граждане обычно не нуждались в такой роскоши. Ношение тяжелых головных уборов было принято у народов юга: нубийцев и эритрейцев. Зажиточные граждане в Египте носили парики. Эта деталь гардероба служила признаком богатства, успеха и высокой должности. Порой они достигали огромных размеров во времена Нового царства. Гардероб дополняли всевозможные аксессуары: ожерелья из драгоценных металлов, кольца, браслеты, диадемы, перчатки, пояса. Для представителей царской династии характерно наличие на головном уборе урея — символа власти фараона Древнего Египта. Он изображался в форме кобры с поднятой головой и служил целью защиты для своего обладателя и обладал религиозным значением. Самые популярные в Египте цвета для украшений — золотой, синий, красный, черный, зеленый.

Обувь в Древнем Египте


Обувь Древнего Египта. Золотые сандалии Тутанхамона. Египетский музей древностей.

Народности, живущие вдоль побережья Средизнемного моря, обычно не носили обувь, за исключением хеттов, которые жили в анатолийском нагорье. Их сандалии имели поднятые носки.

Египтяне большую часть времени ходили босиком и в исключительных случаях для защиты ног одевали обувь.

Сандалии делали из тростника, закрепляли их двумя ремешками. Нос был обычно заострен вверх. Их делали из кожи и ткани. Через большой палец обязательно передевался ремешок.

Самая дешевая обувь была доступна для всех, кроме бедняков. Тот, кто мог их себе позволить, владел богатствами.

Цари одевали искусно украшенные расписанные сандалии зачастую из драгоценных материалов. Иногда они одевали декоративные перчатки.

В было найдено 93 пары обуви. Были среди них и изготовленные из дерева с изображением врагов на подошке.

Во времена Нового царства туфли вошли в широкий обиход. Наиболее широко они использовались солдатами и путешественниками.

Фараон Тутмос III говорил о странах, которые он завоевал, что они «были землей под моими сандалиями».

Среди самых интересных образов династического периода был сандаловый знаменосец фараона. А при царе Вени VI династии, эта должность имела важный этап в государственной карьере.

Слыша словосочетание "Древний Египет", мы сразу же вспоминаем гигантские пирамиды, сфинкса и скарабеев. А что мы знаем о людях Древнего Египта, их вкусах, одежде, в конце концов? Эта информация для многих из нас остаётся тайной, и не потому что её не возможно нигде найти, вовсе нет, просто об этом мало говорят. Давайте попытаемся приоткрыть завесу таинственности и выяснить, что же носили в то далёкое время египтяне, какие ткани использовали.*"...На начало 3000 г. до н.э. Древний Египет был рабовладельческим государством с высокоразвитой культурой. История Древнего Египетского государства насчитывает более чем 2,5 тысячелетия её становления и развития. Первоначально это Древнее Царство, затем – Среднее Царство (расцвет и зрелость государства); Новое Царство и в итоге Позднее Царство, в исторический период которого происходит падение и закат экономической и культурной жизни государства. В результате иноземных войн с персами (525 г. до н.э.), А. Македонским (332 г. до н.э.), Римской Империей (30 г. до н.э.) древне–египетское государство, в конце концов, окончательно теряет свою самостоятельность.Весь этот долгий путь исторического развития общества египетский костюм оставался неизменным. Это связано с неизменными основами социального уклада Древнего Египта. На протяжении тысячелетий государство оставался централизованным рабовладельческим государством с неограниченной властью монарха фараона.

Рабовладельческая знать, могучая каста жрецов, жестоко эксплуатировали крестьян и рабов. Лишь во времена Нового Царствования, в период максимального расширения внешних связей вследствие беспрерывных воин и развития внешней торговли в египетский костюм начали частично проникать элементы одежды других стран и в первую очередь Передней Азии.Классовая дифференциация общества способствовала появлению некоторых новых форм одежды. Но все равно древняя традиционная одежда существовала долгое время наряду с «современной» одеждой египтян. Практически традиционная египетская одежда сохранилась до эллинистического периода в истории Египта. Лишь после завоевания Египта А. Македонским, и особенно после превращения Египта в римскую провинцию, древнеегипетский костюм, вытесненный античным, полностью исчез с мировой арены как исторический костюм....Основным признаком одежды в период древних культур является низменность, постоянство и однообразие. Общий вид одежды и каждая деталь египетской одежды подробнейшим образом продумана. И хотя весь костюм построен на контрастах, это не снижает его выразительности, гармоничной целостности. Фигура человека всегда точно геометрически стилизована и вместе с ней всегда стилизована одежда. Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной. В четвертом тысячелетии до нашей эры она остается такая же, как во втором. В принципе речь идет только о двух видах одежды: мужской и женской. Разницу между отдельными общественными классами создает только отделка одежды. Но и здесь действуют точные социальные разграничения. Например, цвет кожи для мужчин – коричневый, для женщин и рабынь – желтый.Женский костюм периода Древнего царствования чисто функционален. Платье сшито по мерке из очень тонкого полотна. Оно представляет собой как бы облегающий «футляр», точно обрисовывающий фигуру.Идеалом женской фигуры является высокая, стройная, плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами. Юбка плотно облегала икры, не позволяя делать большие шаги, а это означает, что и походка была строго предписана. Грудь обнажена, но эта натуралистическая подробность не выставляется явно на показ. Сохраняется естественность и гармоничность костюма.Строгая стилизация фигуры и наряду с этим обнаженная грудь - такое сочетание в историческом женском костюме встречается нередко. Чем белее стилизована одежда, тем больше должна быть выражена натуралистическая деталь одежды. Мужская и женская одежда основаны на контрасте, как цвета, так и материала. На мягкой гладкой ткани женской одежды или на обнаженном теле выделяются рельефные цветные бусы из фаянса, которые образуют как бы воротник и дополняют как мужскую, так и женскую одежду. Красные украшения контрастируют чаще всего с белым цветом.Одежда жителей Древнего Египта относится к числу древнейших видов одежд. Это напоясный (мужская одежда) или оберточный (женская одежда) тип одежды. Рельефные изображения и фрески, скульптура древней цивилизации дают представление об эстетическом идеале человеческой красоты, основных типах и формах одежды этого времени. Идеальный образ древнего египтянина – высокий рост, широкие плечи, узкие бедра и талия, крупные черты лица.

Для женского облика характерны стройные пропорции тела, тонкие черты лица.Одежда в Древнем Египте была очень функциональна. Климат в долине Нила вообще не требовал одежды как таковой. Достаточно было, как говорится «прикрыть срам». Уже в ранний период существования Египта, вплоть до Нового Царства мужчины пользовались примитивной драпировкой, прикрепленной спереди посередине к поясу. Первоначально это были узкая полоска кожи или сплетенные тростниковые стебли. В дальнейшем пояс с полоской был вытеснен передником – схенти, который представляет собой кусок ткани, средняя часть которого собранная в складки, прикладывалась спереди, остальная – оборачивалась вокруг тела, а свободный конец ткани пропускался под средней частью. Передник носили и фараоны и земледельцы. Размер схенти был различный. Форма прямоугольная или треугольная.

Женская одежда калазирис – прямая рубашка на лямках – состояла из прямоугольного куска ткани обернутого вокруг фигуры и закрывавшего тело от груди до щиколоток (грудь открыта).Форма платья была одинаковой и для царицы и для рабыни. Сословные различия в одежде выразились в качестве тканей и наличии украшений. В период Нового Царства (около 1580-1090 гг. до н.э.) достижения в изготовлении тончайших тканей привели к распространению плиссированной одежды. Классовые различия в одежде стали более заметны. Аристократический костюм того времени характеризовался тонкими тканями, обилием золотых и эмалевых украшений.

Как женщины, так и мужчины носили воротник-ожерелье - ускх, из разноцветных бус, к которому питали особое пристрастие. Мужчины и женщины также носили браслеты выше локтя, на заплечьях и на лодыжках.

Знаком царского достоинства фараона были золотая борода, корона и посох. Двойная корона являлась символом объединения Верхнего и Нижнего Нила. Посох – символ власти народов, которые занимались скотоводством. Символом власти так же являлся головной убор клафт, состоящий из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с уреем. Головной убор царицы Нефертити назывался атеф.

Калазирис, который носили женщины, стали носить и мужчины. Видоизменённый мужской калазирис – это узкая и длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам и по линии проймы. Сверху надевали одну или несколько плиссированных юбок, а на плечи покрывало.

Одежда Нового Царства стала служить украшением человека, она видоизменяла его облик, позволяла скрывать и скрашивать недостатки фигуры, в то время как примитивный схенти Древнего Царства оставлял тело обнаженным и служил лишь некоторой защитой от жары. Под влиянием Востока появляются в одежде Египта элементы кроя.В период Нового Царства появляется новый вид одежды – сусх, которая состоит из рубашки – калазириса и куска прямоугольной ткани, названного греками синдон. Синдон – плиссированная ткань. Ее обертывали вокруг бедер, спереди завязывали полу узлом и один конец спускали до низа калазириса. Эту часть синдона иногда скрепляли пластинами ювелирной работы.

Жрецы, по-прежнему, носили одежды древних форм – треугольный передник схенти и леопардовую шкуру, наброшенную на одно плечо. Для воинов был предписан передник и кожаный нагрудник.

Обувь у египтян была очень простой – сандалии, состоящие из кожаной подошвы и нескольких охватывающих ногу ремней. Женская обувь не отличалась от мужской. И мужчины и женщины носили парики из овечьей шерсти или из растительных волокон предохраняющих голову от жары. Знать надевала длинные парики с многочисленными косичками, крестьяне – маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Женщины высших сословий украшали головы прическами. Мужчины брили бороды. Но надевали иногда искусственные, обычно из шерсти, покрывая их лаком. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме треугольника или куба, её крепили на ушах, подобно дужкам современных очков.

Тканью для одежды служили бело-льняное полотно и хлопковая ткань....Эпоха Нового Царства – расцвет египетской культуры. Во всех предметах быта египтяне стремятся к изысканным пропорциям и плавным линиям, будь то мебель, или туалетная ложечка для косметики с изображением плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Эти же черты утонченности и изысканности появляются в настенных в предметах прикладного искусства, фресках и по-своему звучат и в новом решении и дизайне египетского костюма. Например, в эпоху Нового Царствования к традиционному цветному женскому калазирису (шафрановому, голубому или красному) делают бретели контрастных цветов или украшают ткань калазириса чешуйчатым узором, имитирующим крылья кобчика (хищная птица из семейства рябчиков), являющегося символом царицы Изиды. Ткань калазириса, как правило, лён, хлопок, белый или натурального цвета.После эпохи Нового Царства Египет становится добычей иноземных завоевателей. Остатки египетской культуры в одежде тщательно сохраняются, но она попадает под влияние Нового мира. Это влияние прежде всего сказывается в крое. Одежда получает мягкие формы. Любимые египтянами плиссировки заменяются драпировкой. Синдон превращается в плащ и его драпируют подобно греческому гиматию.Официальный торжественный костюм фараона все еще остается традиционным, но все чаще царица Клеопатра появлялась в легких драпированных одеждах и головном уборе богини. Покрывало, задрапированное вокруг стана, перекинутое со спины на правое плечо, скреплялось под обнаженной грудью узлом. Оно вошло в обиход египетских женщин в эпоху Римской Империи.

Египтяне гримировались как мужчины, так и женщины, и согласно установленной традиции красили глаза, брови, губы.Изящную египетскую одежду дополняли драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней. Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и по художественной выразительности, никто и никогда не превзошел. Оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству.

Египетский метод мумификации сохранил до нашего времени множество памятников культуры, в том числе и ткачества. Археологами найдены останки льняных тканей, деревянных и глиняных фигурок с изображениями ткачей и сновальщиков за работой. Ткани, в которые были завернуты египетские мумии, свидетельствуют, что в Египте владели в совершенстве ткацким мастерством. При современном оборудовании мы не можем достичь результатов, полученных когда-то древними мастерами...

Интересна ткань, датированная 16-15 в. до н.э. Эта ткань состоит из 4-х слоев:1 слой - полотно, пропитанное прозрачным веществом желто-охристого цвета; 2 слой - белый грунт, напоминающий по цвету и блеску рыхлый снег; 3 слой - краски зеленого, красного и желтого цветов; 4 слой - прозрачный лак светловато-серого цвета....Найденный образец ткани свидетельствует о том, что египтяне могли изготавливать прочные полотняные ткани, знали способ их предохранения от тления, им был известен лак, сохраняющий яркость и свежесть красок длительное время....С дошедших до наших времен памятников материальной культуры можно систематизировать виды орнамента, которые наиболее часто использовали египтяне для украшения своих тканей.

Например, ковер гробницы фараона Тутмоса (4 в до н. э.) имел орнаментацию в виде цветов лотоса, полукругов, крестообразного амулета; подушки с изображением дочерей фараона Эхнатона были украшены параллельно расположенными ромбами голубого цвета на розовом фоне.; узор ткани из гробницы Пареннефера выполнен в виде дорог из ромбов разных размеров.В основном египтяне использовали геометрический и растительный золотой орнамент, с темно-синими полосами по краям....Наиболее часто в орнаменте древних египтян встречаются следующие цвета: голубой, желто-коричневый, темно-коричневый, черный цвет применялся только лишь для контрастности орнамента.В гробнице Тутанхамона обнаружено несколько изделий из цветной гобеленовой льняной ткани....Египтяне владели мастерством гофрирования льняных тканей. В гробницах найдены образцы ткани с двойной плиссировкой под прямым углом.Ткани различных структур использовались египтянами для изготовления одежды и как украшения на различных празднествах. Из них делали драпировку, шили знамена. Основа была крученой в 2,3 и даже 4 сложения, уток – одиночный.Новых высот достигает ткацкое искусство Египта в греко-римский и особенно коптский периоды развития Древнего Египетского Царства. Среди дошедших до нашего времени тканей - гладкие ткани полотняного и саржевого переплетения; мелкоузорчатые ткани; крупноузорчатые, махровые ткани и даже ткани, выполненные в гобеленовой технике.

Наиболее распространенной одеждой египтян Позднего Царства были туники. Они ткались на станке целиком в виде прямоугольных полотен. Интересной была технология изготовления туник. Работу начинали с рукава, пробрасывая челнок в средней части основы по ширине рукава, и оставляли свободными крайние участки основы. Дойдя до плеч, ткач начинал прокидывать челнок по всей ширине основы. Для выработки ворота использовались два челнока пробрасываемых попеременно в левой и правой частях основы. После снятия ткани со станка, висящие нити основы обрезались или связывались. Обрабатывали тунику по линии ворота и сшивали по боковым сторонам. Если станок был недостаточно широк, по линии пояса пришивали еще два лоскута необходимой длины.В зависимости от размера и количества узорных частей схема ткачества усложнялась. Узорные части делали в основном накладными, в виде аппликаций. Большинство узорных тканей были уточнонастилочными (с длинными прокидками утка).Вырабатывали также махровые ткани. Техника ткачества очень похожа на современную. Ее суть заключается в следующем. Через определенное число грунтовых уточных нитей прокидывали уточную нить, которая обвивала специальные стержни. После вытаскивания стержней на поверхности оставались петли.

Среди многих видов ткачества существовало ткачество ремизных и двухслойных тканей.Для ткачества египтяне использовали вертикальные гобеленовые станки, горизонтальные льноткацкие станки, в том числе станок с педалями. Ткачество было царской монополией....Основным сырьем, из которого изготавливали ткани для одежды, был лён. Высокая техника обработки льна и техника ткачества обеспечивала производства разных по качеству тканей – от грубых до прозрачных (виссон). Шерсть для изготовления тканей использовали в более поздний период Египетского Царства и только для верхней одежды. Хлопчатобумажная ткань и шелк в Древнем Египте не были известны до позднего Царства.

Распространенным цветом древнеегипетской одежды был белый. Наитончайшие полупрозрачные льняные ткани были всегда белые. Широко использовались неотбеленные ткани серовато-желтого и кремовых оттенков. Издавна развитое в Древнем Египте крашение тканей обеспечивало довольно широкую гамму и других цветов, среди которых характерными были синий, голубой, коричнево-красный, вохристо-желтый, зеленый. Эти цвета редко использовали для однотонного окраса одежды, чаще их соединяли в разнообразных узорах. Наиболее любимым соединением цветов были голубой и желтый; синий и зеленый; зеленый и красный. Черный цвет вообще не использовался для одежды. Его использовали лишь в узорах, для подчеркивания тона. Почти не использовались пурпурный и фиолетово-лиловый.Многие ткани особенно женские в период Нового Царства покрыли узорами или вышивкой. Чаще на ткань наносили полосы, зигзаги, узор в виде перьев птицы, чешуйчатые узоры. Узор покрывал всю поверхность ткани. Каймовый узор наносили реже. Использовался также узор в виде стилизованного орнамента растений и цветов, которые произрастали в данной местности: бутоны и листья лотоса, тростника, папируса, рогозы, камыша, пальм.

Одежду фараонов и знати украшали изображениями животных. Среди них типовыми были змея урей – эмблема царской власти, жук скарабей, ястреб или кобчик с распростертыми крыльями, рога, перья, стрелы – символ солнечных лучей. Часто эти изображения комбинировали с изображениями солнечного или лунного диска. Декор древнеегипетского костюма оформляется лишь цветом, шириной или площадью орнамента....Суть древнеегипетского стиля в одежде - монументальность, простота, строгость форм, любовь к спокойным линиям, гладким поверхностям тканей. Древнеегипетская одежда принадлежит к типу оберточной одежды, которая драпируется. Так же типична для Древнего Египта накладная одежда (женская юбка-сарафан и туники). Одежда не прикрывала всего тела. Оголенность тела, торса, рук, ног – характерная черта как мужского, так и женского костюма.Знать, а также танцовщицы, рабыни имели полупрозрачное одеяние. Частичная или полная оголенность допускалась у рабынь, которые прислуживали на банкетах. Их одежда ограничивалась узкой повязкой с украшениями.

Древнеегипетский костюм простой по форме и крою. Он, как правило, был узким и очень туго обтягивал тело, особенно сзади. Даже простая верхняя одежда египтянина драпировалась так, что её складки группировались спереди, а спина и бедра оставались обтянутыми. Одежд, которые волочилась по полу, и шлейфов в египетских костюмах не было совсем.Рассматривая костюм египтян и называя их искусными ювелирами, превосходными красильщиками, прядильщиками, ткачами, портными, парикмахерами, следует отметить, что древнеегипетскому искусству в целом свойственно чувство меры, умение отображать главное, убрать ненужное. Наиболее ярко это выражалось в одежде, где гармония ткани, формы костюма и тел, сливались воедино.