Проект по духовно нравственному воспитанию в старшей группе. Проект "духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры""

Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, выражающихся в экологических, демографических, нравственных переменах. конфликтов и т.п. Все это говорит о духовном дефиците человечества. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста.

Детская картина мира - это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ, особенно у мальчиков, в негативную сторону. Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Традиционно преимущество отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. В чем может заключаться работа педагогов в детском саду по духовно-нравственному развитию ребенка? Как выстраивать взаимодействие с семьей в столь тонком направлении деятельности? Наличие этих и ряда других вопросов говорит об актуальности возникшей темы работы.

Детство - уникальный период человеческой жизни . То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственные становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества. Развитие, обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.

Наша задача, т.е. задача педагогов ДОУ – помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи.

Формулирование проблемы, на решение которой направлен проект.

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение, будет потеряна система преемственности поколений. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость изучения, осмысления основ культуры, быта родного края, родного поселка, механизмов передачи его грядущим поколениям, а также в воспитании у дошкольников уважения к культуре общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром.

Предполагаемое сотрудничество по реализации проекта:

МОУ СОШ №15

ЦДО «ЛИРА»

Национальная библиотека Республики Коми

Библиотека пгт.В.Максаковка

ГБУ РК Национальный музей Республики Коми

« Перед всеми нами общие цели – формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению все более усложняющихся задач, которые ставит жизнь. Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отеческих традиций» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II






Цели проекта: 1.Сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. 2. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию. 3. Формирование толерантности, чувства милосердия и сострадания к ближнему.


Задачи проекта: * Воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, приобщение обучающихся к ценностям духовной культуры через сотрудничество с настоятелем православного Храма «Прихода церкви Новых Мучеников и Исповедников Российских», воскресной школой города Апатиты. * Воспитание у обучающихся уважительного отношения к социальному институту семьи. Формирование представлений о семейных ценностях (уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей). Формирование понимания сущности основных социальных ролей в семье. Ориентация семьи на духовно-нравственное воспитание.


Договор о сотрудничестве муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 15 и «Прихода церкви Новых Мучеников и Исповедников Российских г.Апатиты» Мурманской и Мончегорской епархии Русской Православной церкви г. Апатиты 5 декабря 2008 г. 1.Общие положения Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 15 г.Апатиты в лице директора МОУ СОШ 15 Кудюмовой Галины Ивановны и «Приход церкви Новых Мучеников и Исповедников Российских г.Апатиты» Мурманскойи Мончегорской епархии Русской Православной церкви в лице Настоятеля Данилец Василия Васильевича, именуемые далее "Стороны",основываясь на принципах: государственной политики в области образования, свободы совести и свободы вероисповеданий; признания особой роли православия в истории России, становлении и развитии ее духовности,культуры; уважения христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России; приверженности высоким духовным ценностям, всегда занимавшим приоритетное место в образовательно-культурной традиции российского общества; наиболее полного использования возможностей, предусмотренных Законами Российской Федерации "Об образовании", "О свободе совести и о религиозных объединениях"; солидарной ответственности за морально-психологическое состояние детей и молодежи Российской Федерации; почитания памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, заключили настоящий договор о сотрудничестве с целью обмена информацией, взаимодействия в учебно-методических вопросах, анализа и обобщения накопленного опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания. 2.Предмет договора. Предметом договора является осуществление сотрудничества по воспитанию детей и молодежи в духе высоких моральных ценностей, обмену информацией, взаимодействию в учебно-методических вопросах, анализу и обобщению опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания.


3. Цели настоящего договора Стороны осуществляют сотрудничество в следующих направлениях: Содействие реализации программ, направленных на развитие духовности образования в России; Оказание поддержки развитию православного образования в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации, Закона «Об образовании» и Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"; Совершенствование содержания духовно-нравственного просвещения, образования и воспитания; Продолжение сотрудничества, начавшегося в 2008 году, в проведении совместных конференций, "круглых столов", семинаров по научным, педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения учащихся и студентов; Противодействие распространению в среде детей, подростков и молодежи пороков: табакокурения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности и насилия; Содействие организации преподавания основ православной культуры в составе вариативного компонента учебного плана; Содействие совершенствованию подготовки, переподготовки педагогических кадров в области духовного просвещения, преподавания религиоведения, истории христианства и православия, основ православной культуры; Своевременное информирование сторон о проектах, нормативно-правовых актов, регулирующих сферу духовно-нравственного воспитания, светского и религиозного образования; 3.2. Стороны обязаны незамедлительно информировать друг друга об обстоятельствах, препятствующих исполнению обязательств по настоящему договору.






При обучении по программе «Основы православной культуры» учитель определила основные задачи: научить слышать и слушать других; развивать творческие способности, расширять кругозор детей; формировать у обучающихся нравственные качества, умение высказывать свою нравственную позицию: милосердие, сострадание, любовь, отзывчивость, смирение, послушание.








Разнообразны формы работы по духовно- нравственному воспитанию: уроки: «Традиции народов России из глубины веков», «Светоч Земли русской – Сергий Радонежский» и др. конференции «Наука и религия» участие педагогов в Трифоновских чтениях экскурсии на природу, в монастыри участие в различных творческих конкурсах выступления с концертами перед ветеранами ВОВ, в хосписе












«Несмотря на то, что для нашей семьи это был совершенно новый опыт, мы с одобрением отнеслись к данному проекту. И теперь понимаем, что все это было не зря. Дети с радостью ходят в школу, у них хорошие отношения между собой вне зависимости от того, кто как учится» Ольга Евгеньевна, мама Маркина Владимира






«Если упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви, искания правды Божией – и не будет России на свете» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Для русской культуры и русского человека определяющую роль в его мировоззрении играет православная вера и православный уклад жизни, но за семидесятилетний период советской власти мы на своем опыте познали разрушительные последствия атеизма. В настоящее время общество пытается возродить утраченные ценности и традиции, происходит переосмысление значения духовности в воспитании подрастающего поколения. Самое первое, что необходимо сделать для создания системы духовно-нравственного воспитания в России, – это ввести в образовательные учреждения, начиная с дошкольных, полноценный курс основ православной культуры. Детские сады в нашей стране созданы для выполнения конкретных целей и поэтому должны выполнять социальный заказ. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса, основанного на приобщении к Божественному огню Православия.
Проблема духовного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Православное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Однако создать систему духовно-нравственного воспитания искусственно невозможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Поэтому построение такой системы воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании - восстановление системы традиционных духовно-нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей!

Основная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.

Задачи проекта:

  • создание системы духовно-нравственного воспитания обучающихся и условий для её успешной реализации;
  • осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей;
  • координация действий социокультурного окружения школы при проведении мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Масляевой А. И.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образованияМОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...

«Инновационная деятельность Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №91 с углубленным изучением отдельных предметов по проектированию здоровьеформирующего пространства»

Данная статья раскрывает работу инновационной площадки МБОУ СОШ №91 "Инновационная деятельность на основе реализации здоровьеформирующих педагогических технологий в образовательных учреждениях г...

Рабочая программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школы с углубленным изучением отдельных предметов № 879» на 2015-2016 учебный год по курсу «Русский язык» для 6 класса

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего обра...

Рабочая программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школы с углубленным изучением отдельных предметов №879» на 2015-2016 учебный год по курсу «Литература» для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, ...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя татарского языка и литературы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» муниципального образо

Мой план на 2016-2021 годы. Здесь отражена методическая тема, цели, задачи творческого плана....

ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося основной школы (5-8 классы) в условиях введения ФГОС ООО в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обуче...

Рабочая программа среднего общего образования по праву Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Когалыма

Рабочая программа среднего общего образования по праву Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1...