Проект по окружающему миру про семью. «Моя семья» — проект для начальной школы

Татьяна Лифанова
Творческий проект на тему: «Я и моя семья»

Творческий проект на тему :«Я и моя семья »

Цель проекта : Формирование у детей понятия «семья » . Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям.

Семья – это труд , друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно ! Семья – это сложно ! Но счастливо жить одному невозможно.

В наше время иметь большую и дружную семью очень и очень тяжело. Так как родители зачастую много работают и дети предоставлены сами себе. И конечно, родители забывают о том, что у них есть очень важная обязанность воспитывать детей! Уделять им как можно больше внимания, дарить детям свою любовь, ласку и доброту! Наставлять своих детей на верный (правильный) жизненный путь! Ведь вашему чаду совсем немного нужно от вас! Ребенку очень важно знать, что родители любят и ценят его! В век информационных технологий дети очень часто, не находя внимания и понимания родителей, находят его в компьютере. В интернете заводя себе виртуальных друзей, ребенок зачастую начинает погружаться в виртуальный мир все глубже, забывая о реальном! Тем самым забывая о своей семье и семейных ценностях… Так что же такое семья и семейные ценности ? И почему ребенку просто необходимо не только зрительный контакт с родителями. Но и тактильный?.

Уважаемые родители! Прошу Вас, как можно чаще уделяйте свое внимание детям! Ведь малыш растет очень быстро и детство вернуть нельзя! Хочется, чтобы наши дети выросли такими людьми, которые знают истинную ценность семьи и которые воспитают достойное поколение! А каким человеком вырастет ваш ребенок, полностью зависит только от Вас, уважаемые родители!

Публикации по теме:

«Методическое обеспечение взаимодействия ДОО и семьи» Проект на тему: «Моя семья» (первая младшая группа) Актуальность темы: Давно доказано,.

Социально-практический творческий краткосрочный проект для первой младшей группы «Моя семья» Социально-практический творческий краткосрочный проект для 1 младшей группы «Моя семья» Подготовила: воспитатель Бойко Л. А. Ростовская.

Краткое описание проекта: Для каждого периода развития ребёнка характерна своя ведущая деятельность, которая определяет интересы и соответствующее.

Актуальность темы Проект «Седой-седой Каспий» может быть приурочен к Всемирному дню моря, который отмечается 29 сентября. Кто живет на.

Позновательно-творческий проект «Осень в гости к нам пришла» Тип проекта:педагогический,познавательно-творческий Классификация долгосрочный (Сентябрь-ноябрь) Участники проекта: дети,родители, воспитатель.

ель проекта: - формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях; - расширять представления.

Творческий проект. «Моя семья. Моя родословная» Руководитель проекта: Булатова Н. М. Макарова С. Ю. Участники проекта: дети, педагоги,.

Презентация и конспект урока по окружающему миру.

Тип урока:комбинированный.
Вид урока: урок систематизации знаний.

Цель урока:

  • сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи;
  • изготовление лэпбука «Моя семья».

Задачи урока:
. Образовательные:

  • уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;
  • помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;
  • учить работать по образцу.

Воспитательные:

  • формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким;
  • способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью;
  • воспитывать аккуратность, внимание, терпение, бережливость;

Развивающие:

  • развитие мышц пальцев рук;
  • развитие внимания, памяти, речи.

Личностные УУД:
Ценностно-смысловая ориентация учащихся, действие смыслообразования.

Коммуникативные УУД:
Умение выражать свои мысли, обсуждать выступления учащихся.

Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, волеваясаморегуляция, оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; оценивать значение семьи для человека и общества; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Познавательные УУД:
Общеучебные: работать с информацией, называть по именам, отчествам, фамилиям членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.

Оборудование:
Доска, рисунки и фотографии учащихся «Моя семья», основа для лэпбука, цветные карандаши, фломастеры, раздаточные карточки, скотч, степлер, клей.

Оформление доски:

  1. Основа лэпбука и эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте».
  2. Солнышко настроения.

Ход урока:

СЛАЙД 1
1. Орг. момент
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Ребята, сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты. Улыбнитесь друг другу и отметьте на экране свое настроение.
Мы рады, что на нашем уроке присутствуют гости. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Гости в доме - хозяевам радость!».

СЛАЙД 2
2. Актуализация темы урока
- Ребята, послушайте отрывок из песни и подумайте, о чём сегодня будет наш урок.

СЛАЙД 3
- Правильно, речь пойдет о семье.
- Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа:
- Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми.
- Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.

СЛАЙД 4
А чтобы узнать, чем мы будем заниматься на уроке, отгадайте загадки:
1) Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить,
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
(Папа)

2) В них играют все дети (игРушки)
3) Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле (мамОчка)
4) Он все умеет, все знает. С ним всегда советуются ваши родители. (дЕд)
5) Она вяжет всем носки и печёт самые замечательные пирожки и булочки (бабушКа)

6) Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сесТрёнка)
- А теперь, соедините, выделенные буквы в ответах и прочитайте, что получилось: (проект)
Папа
игРушки
мамОчка
дЕд
бабушКа
сесТрёнка

СЛАЙД 5
— Что такое проект? (Ответы детей.)
-Запомните: Проект - это дело, в результате которого получается продукт.
-Продуктом может быть что угодно:
стихотворение, картина, портрет, музыка, песни, газета, коллаж.
А на сегодняшнем уроке я предлагаю вам составить лэпбук о семье. А что можно положить в лэпбук?
(В лэпбук мы сможем добавить загадки, фотографии, рисунки, добрые слова о семье).

СЛАЙД 6
- Как вы понимаете слово «семья»? (ответы детей).
ЩЁЛК
В словаре Ожегова говорится, что семья - группа живущих вместе близких родственников, а также объединение людей, сплочённых общими интересами.

СЛАЙД 7
Коллективное оформление лэпбука
1)- Семья - это дом. Дом... Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни. Давайте построим дом своей мечты.
Строительство дома начинается с закладки фундамента.

Что же будет у нас фундаментом, узнаем, если нарисуем звездочку.
Ответы учащихся. (На звезде было написано слово «понимание»).
- Это и будет фундаментом нашего дома.
- Ребята, давайте достроим дом. Обсудите в парах, что должно царить в доме, чтобы всем членам семьи жилось хорошо? Выберите только 1 желтый кирпичик для строительства дома, из чего, по вашему мнению, строится семья. Занесите в лэпбук свои кирпичики и называйте, из каких слов вы построили домик.
(Дружба, труд, любовь, забота, счастье, единство, честность, помощь, дисциплина, вежливость, общие интересы, уважение, поддержка, богатство, зло, вредность, жадность, мир, доброта)

Слайд 9
А сейчас я проверю ваше внимание. Послушаем стихотворение, которое расскажет нам Даша.
-Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою,
Папа и я,
Мы называемся вместе - семья.
Каких членов семьи назвала Даша? А теперь ответьте на мои сказочные вопросы:
- Кто был Внучкой Деда Мороза?
-Кто у нас многодетная сказочная мама? Почему она многодетная?
- Как зовут трудолюбивую сестру из сказки Шарля Перро?
- Как звали папу Буратино?
- Кем являются друг другу Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф?
- Кем являешься ты, Даша, для своей мамы? А ты, Вова?
- Кем ты являешься для своей бабушки? А кто тебя называет дочкой? У твоего папы есть мама. А кто она для тебя? У мамы есть сестра. Кто она для тебя?
- Давайте поселим в наш дом членов семьи. У вас на парте зеленые карточки. Выберите из них слова, обозначающие родственников.
(Брат, папа, мама, племянница, внучка, дедушка, бабушка, дочь, сын, сосед, директор, дядя, тётя, сестра, племянник, внук, незнакомец, прохожий).
После проверки - вкладываем в конверт нужные слова.
- Вот какая дружная у нас получилась семья.

СЛАЙД 10
- Ребята в нашемлэпбуке есть красивый конверт с подписью ЗАГАДКИ. Давайте поработаем в группах и найдем в него загадки о наших членах семьи (карточки с загадками, находят, читают, вкладываем в конверт.Конверт вносим в лэпбук).
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... Борщ в тарелке вкусный самый,
Так готовит только…
Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говоpит
Иигpyшки вам даpит? Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый... В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо -
Лучше всех на свете…
Никогда не унывает,
Что мне надо, точно знает.
Если, вдруг, случится драма,
Кто поддержит? Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная… Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший...
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... Фотография стоит
В золотистой рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой... Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая...
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я».
Что получится? Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя старшая... Кто же трудную работу
Может делать по субботам?
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш...
Свяжет тёплые перчатки,
Поиграет в ладушки.
В волосах седые прядки,
Это моя … Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без... Кто сидит на кресле в зале,
Знает все, что есть в журнале?
На футбол и на охоту
Очень с ним пойти охота.
Нам на все он даст ответ.
Это наш любимый...

Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой! Весь я сделан из железа, У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпу в доску влезу,
А по мне всё тук да тук…
Инструмент в руках у нас,
В огороде - высший класс!
Можем грядки им копать.
Подскажите, как назвать?..

Жёсткая, грызучая,
Дырявая, колючая:
Что на спину ей положат,
Всё она тотчас изгложет… И белить, и красить можно,
Ею можно рисовать,
Только надо осторожно
Чтоб себя не замарать...

СЛАЙД 11
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (звучит музыка «Бабочки-мотыльки»)
- Вы очень красиво изобразили бабочек. А что любят бабочки? Нектар из чего любят бабочки?

СЛАЙД 12
Составление ромашки "Дружная семья"
- Теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи: Написаны они на лепестках ромашки - ведь именно ромашка является символом семьи. У меня есть маленькие лепестки, я буду их наклеивать в лэпбук.

  1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
  2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.
  3. Живут в одной квартире.
  4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
  5. Вместе занимаются домашним хозяйством.
  6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.
  7. Вместе распределяют деньги на покупки.
  8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.
  9. У каждого свой кошелек.
  10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

Молодцы, у нас с вами получилась ромашка дружной семьи.

СЛАЙД 13
Календарь семейных праздников
- А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции. Традиционно семья вместе собирается на праздники. А если в вашем доме любимые праздник? Назовите их.

Поработайте в группах и составьте календари. (Составляем календарь, приклеиваем).

СЛАЙД 14
В Ваших портфолио есть генеалогические древа. Вы, наверное, заметили, что и наш лэпбук украшает дерево.
Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне — семья,
И оно мне — родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной
До утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы,
Когда у меня
Появились птенцы.

Ребята, как вы думаете, а наш класс - это семья? (ответы детей).

Это тоже семья, но школьная. Давайте сделаем наше школьное семейное древо, украсив его фотографиями своих семей. Вот это- моя семья. (Я и дети приклеивают свои семьи на листочки от дерева и прикрепляют их в лэпбук).
-Посмотрите, какой замечательныйлэпбук у нас получился. Видно, что мы сделали его с любовью. Ваши глаза светятся счастьем, когда вы говорите о своих близких, самых родных, самых любимых людях для вас.

СЛАЙД 15
Если бы к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то чтобы вы могли им сказать (помогут нам в этом предложения, но они не закончены). Ваша задача: закончить предложение.

  • Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
  • Я люблю, когда бабушка …
  • Мои мама и папа самые ….
  • Я люблю своих родителей за то, что …
  • Я доверяю своим родителям …
  • Я люблю своего дедушку за то, что…
  • Я хочу своим родителям пожелать …
  • Свою семью я считаю …
  • Моя мамочка для меня самая …

Итог урока.
— Какой теме был посвящен наш проект?
- Понравилось ли вам заниматься проектной деятельностью?
- А что понравилось больше всего?

СЛАЙД 16
Посмотрите на слайд и зажгите светофор.
-А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь - левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке - соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились.
-Наш урок оказался очень плодотворным. И в благодарность мне хочется подарить вам Сертификат участника проекта в вашиПортфолио.
Семья - это главное, что есть в жизни у каждого человека. Ни какие ценности и богатства не заменят семью, ради которой все и живут.

Я желаю вам, чтобы ваш семейный очаг всегда был наполнен теплом, уютом и настоящей любовью! Пусть в каждом доме царит мир, добро, радость и счастье!

СЛАЙД 17
- УРОК ОКОНЧЕН. Спасибо вам за работу.


Полный текст материала Урок-проект по окружающему миру "Моя семья"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Учащийся в современной школе должен быть готов к выполнению проектов. Для понимания нужно разобрать, а что же такое? Это продукт, полученный ребенком в ходе его деятельности на определенную тематику.

Что-то нужно создать и показать.Более привычные для родителей слова: поделки, стенгазеты, рисунки и новое слово - презентация.

Для учеников первого класса первые задания лучше всего создавать с родителями. Первоклассник не сможет без посторонней помощи разобраться в том, что от него требуют. Родителям нужно набраться терпения.

Начало выполнения

Это интересно: Занятия по математике в саду, подготовительной, средней, старшей группе по ФГОС. Конспекты, темы, задачи, числа для 1,2,3,4,5 классов

Перед началом работы нужно вместе с ребенком решить, а о ком конкретно будет рассказ. Это нужно обсудить обязательно вместе, первоклассник должен САМ выбрать героев проекта. Для первого класса объем задания небольшой, поэтому стоит выделить только основных представителей фамилии, 3-5 человек будет вполне достаточно.

Например:

  • сам ребенок;
  • папа;
  • мама;
  • брат или сестра (при наличии);
  • бабушка и дедушка (при желании).

Следующий этап - это выбор формата. Здесь можно выбрать несколько вариантов: презентация, генеалогическое древо или плакат. Здесь нужно исходить их желания ребенка, его творческого потенциала и технических возможностей.

Способ изображения семьи в виде дерева известен всем. В проекте такого формата можно представить семью из трех и более поколений. Чем больше членов семьи, тем больше ветвей на дереве.

Ребенок должен знать каждого представителя семьи, о котором будет рассказывать. Это нужно для того, чтобы он не запутался при выступлении.

Правило выполнения проекта «Моя семья» в виде генеалогического древа:

Внизу, практически у корней дерева помещается фотография самого ребенка . Обязательно нужно подписать. Рядом находятся фотографии братьев или сестер (если они есть).

Две веточки вверх должны изображать родителей: папу и маму . Каждая фотография подписывается: Фамилия, Имя, Отчество.

Третья ступень - бабушки и дедушки со стороны каждого родителя. Также с фотографиями и подписями. Трех поколений для ребенка 1 класса будет достаточно, но если есть прабабушки, которые тесно общаются, то можно и больше.

Нужно составить вместе с ребенком связный текст, в котором будет маленькая информация о каждом представителе семьи: место работы, увлечение, чем он самый лучший.

Проект такого формата лучше оформить на отдельном листе формата А4 или А3. Работа должна включать в себя фотографии или другие изображения. Если, к примеру, ребенок прекрасно рисует, то он может самостоятельно изобразить каждого члена семьи.

Проект в виде плаката или стенгазеты

Подобный формат проекта также может быть. Лучше всего для выполнения взять лист А3 или А2. Здесь на один лист можно разместить фотографии членов семьи, подписав каждую фотографию.

В центре лучше всего разместить фотографию самого ребенка. Вокруг расположить снимки близких родственников: мама, папа, брат, сестра (при наличии). Дальше можно указать бабушек и дедушек. Под каждой фото: имя, отчество.

На плакате, для привлечения внимания, гармонично впишутся совместные снимки с отдыха. Их также нужно будет подписать.

Например: это мой брат, зимой мы любим вместе лепить снеговиков. Это мой папа, вместе с ним интересно собирать конструктор. Это моя бабушка, с ней здорово печь пирожки.

Разбавить снимки помогут четверостишься на тему семьи.

В работе такого формата допускаются упоминания и о любимых домашних питомцах, которые также запечатлены на снимках.

Коллаж

С использованием новых технологий проект можно создать красивый и красочный, используя для этого современную технику. Для этого всего лишь нужно скачать программу на телефоне или ноутбуке, выбрать несколько фотографий и совместить. Минимум усилий, а результат отличный.

Такой вид деятельности не способен развивать у ребенка коммуникативные способности.

Защита проекта

После выполнения проекта нужно составить план его защиты. Это обязательное условие представления своего продукта. Для защиты нужно детально разработать план ответа. Лучше всего использовать некоторые шаблонные фразы.

Рассмотрим пример:

Вводная часть

Тема моего проекта:

Цель моей работы: обобщить информацию про всех членов семьи

Задача моего исследования: собрать информацию про близких родственников.

Я выдвинула гипотезу: что семья это единый механизм.

Творческим продуктом будет: презентация (генеалогическое древо, плакат, коллаж…)

Моя работа актуальна , потому что семья в жизни каждого человека занимает первое место.

Основная часть

Я начала свою работу с того, что решила о ком именно буду писать в проекте. Выбрала самые красивые фотографии. Решила в каком порядке буду их размещать и что расскажу про каждого члена моей семьи.

Потом приступила к созданию самой презентации. Здесь в работе с компьютером мне помогала мама. Мы вместе размещали фотографии и делали подписи.

Это я. Меня зовут Катя. Я занимаюсь танцами и рисованием. Люблю ходить в школу.

Например: это мой папа. Его зовут Илья Андреевич. Он работает зубным врачом, это была его мечта с детства. Мой папа самый веселый, он главный в нашей семье.

Это моя мама. Ее зовут Ксения Игоревна. Она работает дизайнером. Моя мама прекрасно готовит, любит спорт. Она отвечает у нас дома за чистоту и порядок.

Это мой старший брат Денис. Он спортсмен, занимается легкой атлетикой. У Дениса уже есть несколько медалей.

Я завершила работу стихотворением про семью.

Например:

Начинается семья
С мамы, папы и меня,
Из домашней суеты,
Из стоянья у плиты,
Из прогулок в выходной,
Из дураченья со мной,
Из любви счастливых глаз
И из снимков, что про нас.

Заключение

Закончив проект , я могу сказать, что поставленная цель была достигнута. Вся информация о моих близких была собрана в одном проекте. И я убедилась, что семья это единый механизм, где важна каждая деталь.

Примерно так будет выглядеть защита. Главное составить связный рассказ, который бы раскрывал гипотезу и подтверждал ее.

Огромную роль в школьной жизни играет проект на тему "Моя семья". Данный раздел очень нравится и детям, и учителям, и даже воспитателям в детских садах. Семья - неотъемлемая часть нашей жизни, поэтому ей придется уделить особое внимание. Но как правильно организовать по данной тематике? На чем акцентировать внимание? Какие приемы пользуются самым большим успехом в начальной школе в данной области? Обо всем этом далее.

Цели и задачи

Проект на тему "Моя семья" точно так же, как и любой другой, преследует определенные цели и задачи. Без них вся деятельность не имеет никакого смысла вообще. Так что нужно четко понимать, для чего вы проводите те или иные занятия, чему нужно научить детей.

Вообще, "Моя семья" - это тема, которая сама по себе призвана научить детей осознавать себя членом общества, ценить узы родства. Она должна отражать всю важность принадлежности к той или иной "ячейке общества". Любовь и уважение к - это тоже те направления, которые должны реализовываться в ходе проведения проекта.

Разумеется, "Моя семья" - область, которая демонстрирует детям ценность близких людей. Она учит нормам морали и показывает, как в жизни стоит Кроме того, среди можно найти еще и пункты, которые подразумевают развитие навыков общения, составления рассказов, а также совершенствование исследовательских действий. Ведь придется хорошенько изучить свою семью, дабы рассказать о ней в классе.

Классный час

В принципе, как именно проводить занятия по нашей сегодняшней тематике, выбирает каждый учитель сам. Лучшие советы и рекомендации будут представлены вниманию позже. Как мы уже выяснили, проект направлен на приобщение детей к семье, на расставление приоритетов и ценностей в жизни, а также на развитие ребят. Ничего особенного, не так ли?

В самом начале рекомендуется провести с детьми так называемый классный час. "Моя семья" - это та тема, которая требует, как правило, обсуждения. В данный период вашей задачей будет разъяснить, кто в нее входит. Ведь не всегда в начальной школе дети четко понимают, о чем идет речь. Для первой беседы этого будет достаточно. А вот дальше придется хорошенько подготовиться, чтобы проект показался интересным и полезным. Какие приемы следует использовать?

Рассказ

В обязательном порядке пусть дети подготовят рассказ "Моя семья". Неважно, о каком именно классе идет речь - о первоклашках или уже более взрослых детях. Рассказывать о происходящем и об окружении все способны к первому классу.

Так что поручите детям составить рассказ "Моя семья". Пусть каждый перед классом расскажет о том, с кем он живет, кто из родственников у него есть. Необязательно требовать длинных речей, достаточно всего нескольких фраз от каждого ребенка. Обычно слово предоставляется на классном часе, проводимом в самом начале изучения темы.

Такой прием используется всегда и всеми. Проект на тему "Моя семья" без рассказа о "ячейке общества" просто немыслим. Всем детям будет интересно и поведать о своих родственниках, и послушать одноклассников. Во всяком случае в начальной школе это еще так. А вот у более взрослых детей рассказы не пользуются особым успехом.

Традиции

Каждая семья - это отдельная ячейка общества. И у нее есть свои правила поведения, какие-то свои обряды и принципы. Это очень важно для проекта под названием "Моя семья". "Мои традиции" (а точнее, "Традиции в моей семье") - довольно интересная тема для представления перед классом.

Поручите детям составить рассказ или как-то иначе поведать о том, какие обычаи есть у них в семьях. Может быть, это еженедельный воскресный поход в парк на прогулку, совместные субботние ужины или что-нибудь еще. Пусть все это будет включено в рассказ о семье.

Такой подход учит не только слушать, но и добывать информацию, излагать ее правильно. Кроме того, детям в младшей школе будет действительно интересно послушать рассказы на тему "Моя семья - мои традиции". Да и рассказать о них - тоже. Ведь чем более нестандартные обычаи в семье, тем интереснее. Дети как бы хвастаются друг перед другом. Это прекрасный шанс приобщить их к нашей сегодняшней теме.

Фото

Еще один прием - это просьба принести фотографии своей семьи на урок. Пусть дети не просто рассказывают о своих родственниках, традициях и обычаях, а еще и показывают это. В начальной школе такой прием встречается не слишком редко, но он многих способен заинтересовать.

Использование реальных фотографий - оригинальное и современное решение для того, чтобы проект "Мой мир - моя семья" заинтересовал детей. Все они любят не только слушать, но и смотреть. И реальные изображения привлекут внимание малышей к процессу. Как раз то, что так необходимо.

Древо

После того как вы поговорите с детьми о составе семей, можно поручить им некоторые домашние задания. Проект на тему "Моя семья" нередко подразумевает создание стенгазеты, причем индивидуальной. Она называется генеалогическим древом.

Поручите детям составить их фамильное дерево. Пусть родители тоже примут в этом участие. Ни в чем не ограничивайте детей, ведь родственников у каждого полно. А может, и не очень. Во всяком случае, так вы сумеете привлечь к вашему проекту не только учеников, но и их родителей. А это сближает людей.

После того как дети представят вам свои генеалогические древа, устройте выставку. Или попросите составить рассказ о семье с использованием "деревца". Тоже креативный подход к беседе с детьми по выбранному направлению.

Сочинение

Для более старшего возраста неплохо было бы поручить еще и - лучшая". Так ребенок будет развивать не только творческие и речевые навыки, но еще и письменные.

Не обязательно требовать от детей каких-то длинных речей. Пусть они просто напишут, считают ли они свою семью лучшей и почему. Несколько абзацев хватит. Можно после попросить прочитать сочинения перед классом. Особенно если у вас не очень много детей в группе. Дети должны в ходе проекта понимать, что их семьи на самом деле для них - это лучшее, что только может быть. И при этом учиться обосновывать свою точку зрения.

Не только по крови

Семья - понятие растяжимое. Под ней обычно подразумевают только кровнородственные связи. Но любой уважающий себя учитель сможет объяснить, что родство по крови - это не единственный критерий, который помогает понять, что такое семья на самом деле. Иногда бывает и так, что не родственник может стать частью вашей ячейки общества.

Так что данный момент придется объяснить малышам. Например, провести аналогию "Мой класс - моя семья". Ведь говорят, что школа - это второй дом. А значит, и общество, в котором ребенок пребывает здесь, - это тоже семья. Хоть и не кровнородственная. Вообще, для начальной школы понимание данной темы может быть слегка затруднено. Но придется постараться, чтобы дать детям понять - мало быть кровным родственником, чтобы считаться настоящей частью семьи. Иногда даже посторонний человек способен стать вам ближе кого-либо. А вот с более старшими детками все проходит куда проще. Скорее всего, они уже сталкивались с тем, что некоторые члены семьи (кровные) не в лучших отношениях друг с другом. Поэтому и осознание родства в разных смыслах придет быстрее.

Рисунки

Проект на тему "Моя семья" - это то, что привлекает многих. Особенно детей. Ведь можно похвастаться своим семейством, какими-то традициями и обычаями, особенностями, которые есть только в пределах одной "ячейки общества".

Чтобы вовлечь детей в проект, рекомендуется провести урок ИЗО на данную тему. Рисунки "Моя семья" прекрасно подойдут для выставок, а также для детских рассказов. Поручите любым способом изобразить, как представляется детям их семья. Это может быть рисунок или аппликация.

Что именно можно изобразить? Все, что дети посчитают нужным, но связанное с семьей. Например, можно нарисовать, как у них проходит празднование какого-то события. Или просто можно изобразить членов семьи, которые больше всего любимы ребенком. Тут позвольте малышам выбирать самостоятельно.

После того как рисунки и аппликации будут собраны, проведите родительское собрание или просто выставку. Пусть взрослые члены семей посмотрят на творчество своих детей. Это не только интересно, но и полезно.

Беседа с родителями

Семья - это, конечно же, хорошо. Но только не всегда и не у всех взаимоотношения дома с родственниками складываются хорошие. Так что не помешает в конце проекта провести так называемую воспитательную без детей. Хорошо бы пригласить детского психолога, который сможет помочь, если выяснится, что в какой-то семье что-то идет не так.

Самым информативным моментом окажется именно детский рисунок/аппликация. Психолог сможет быстро проанализировать каждое изображение, после чего выдаст информацию о том, как же на самом деле представляется семья в глазах ребенка. Если будут выявлены проблемы или их зачатки, то беседа с родителями поможет устранить оные. Постарайтесь сделать так, чтобы все присутствовали на данной беседе.

В принципе, без психолога тоже можно обойтись. Хотя в начальной школе таких детских специалистов еще активно приглашают. Запомните, что проект на тему "Моя семья" без подведения итогов и анализа не может считаться завершенным с успехом.

Презентации

Что ж, на этом, в принципе, заканчивается обсуждение с детьми и родителями нашего сегодняшнего направления. Только вот и учителю придется правильно готовиться к каждому занятию. "Моя большая семья" - это то направление, которое требует от нас особой подготовки. Что может потребоваться на уроках?

Самым лучшим приемом будет использование презентации при рассказах и диалогах с детьми. В них можно поместить несколько примеров семей (счастливых, это важно), а также разнообразные мысли о "ячейках общества", пословицы и поговорки. "Моя большая семья" - это тема, которая требует особой подготовки.

Можете самостоятельно подготовить презентацию или взять уже готовую. Существенной разницы нет. Главное, чтобы слайды могли объяснить детям всю важность и ценность семьи. Как кровной, так и нет.

Также рекомендуется подготовить к концу проекта отдельную презентацию, на которой будет изображен весь процесс, пройденный с детьми. Пусть тут будут даже одни фотографии, но этот прием - прекрасный вариант подведения итогов. То, как дети рассказывают о семьях, выставки, сочинения, генеалогические древа - все это должно поместиться на ваших слайдах. Прекрасное представление итогов темы. В начальной школе детям будет интересно посмотреть, как именно они выглядели со стороны. Да и для родителей такой прием годится. Можно быстро и наглядно продемонстрировать, чем именно занимались дети на уроках, как они старались.

Вот и все. Обсуждение проекта на тему "Мой мир - моя семья" подошло к концу. Теперь нам известны самые актуальные и успешные приемы, используемые в данном направлении. Главное - объяснить детям всю важность семьи, привить им семейные ценности. Если вы правильно и интересно организуете тематические занятия, то быстро добьетесь желаемого результата. "Моя семья - моя жизнь" - вот то понятие, которое должно отложиться у детей в памяти.

Большой привет маленьким школьникам и их родителям тоже! Приветствую вас на страницах блога «Школала»!

Сегодня будем готовиться к очередному проекту. Одному, на мой взгляд, из самых интересных. Задают его детям в рамках курса «Окружающий мир». Это проект в начальной школе на тему Семья, в основном появляется он в первом классе.

В рабочих тетрадях по «Окружающему миру» при обучении по программе « » есть специальные страницы этой теме посвященные. Можно, конечно, пойти простым путем и просто приклеить фотографии на эти странички и придумать к ним подписи. А можно выполнить более серьезную работу, которую наверняка по достоинству оценят и учитель, и одноклассники.

План урока:

С чего начать?

С какой же стороны подойти к проекту под названием «Моя семья»? С чего начать? Предлагаю для начала разделить наш будущий проект на части:

  1. вступительная;
  2. основная;
  3. заключительная;
  4. практическая.

И теперь рассмотрим, что же конкретно можно разместить в каждой из этих частей.

Вступительная часть

Ее в свою очередь можно разделить на следующие пункты:

  • обоснование значимости проекта;
  • постановка целей и задач (ведь не просто так мы этот проект делаем);
  • раскрытие источников информации, которые ученик собирается использовать во время работы.

Обоснование значимости проекта

Как можно обосновать значимость проекта «Моя семья»?

Современные дети плохо знают историю своей семьи. Часто они даже не знают отчества своих родителей. А ведь семья — это основа основ! Как растение не может нормально существовать без почвы, так и человек не может существовать без семьи. Семья – это история человека! А человек, который не знает своей истории, не имеет будущего.

Вот вам и значимость! Вот вам и важность исследуемой темы!

Постановка целей и задач

Давайте поставим перед собой следующие задачи:

  1. Узнать значение слова семья, его происхождение.
  2. Узнать фамилии, имена и отчества, а также даты и места рождения, места жительства, род деятельности своих родственников до третьего колена (то есть углубимся до прабабушек, прадедушек).
  3. Создать свое семейное дерево (это, кстати, и будет практическая часть).

Источники информации

Здесь прямо так и говорим:

«При работе над проектом я использовал(-а) следующие источники информации:

  • семейные альбомы;
  • семейные архивы (старые письма, может быть документы сохранились какие-нибудь или еще что-нибудь интересное);
  • рассказы родственников;
  • сеть интернет;
  • книги (журналы, газеты)".

Вот и вся вступительная часть, переходим к основной.

Основная часть

Давайте посмотрим на наши цели, которые мы наметили чуть выше.

Цель первая: узнать происхождение слова семья.

Вот этим сейчас и займемся. Для того, чтобы привлечь внимание слушателей, можно предложить им разгадать ребус, например, такой.

Ребус простой. Все сразу хором скажут, что зашифровано слово «семья». А мы именно этого и ожидали. Здесь мы и говорим: «Правильно, семья! А знаете ли вы что такое семья, и откуда появилось это слово?" Пусть слушатели дадут несколько своих вариантов. Ну а потом мы им расскажем всю правду про это слово.

Всю правду найдете , в специальной статье посвященной слову «семья».

Ну а теперь переходим непосредственно к нашим дорогим родственникам.

Здесь главное не переборщить. Важно помнить, что урок в школе не резиновый, что время ограничено, и что краткость — сестра таланта.

Начать лучше всего с себя. Например, так:

Меня зовут Климкович Артем Денисович. Я родился 15 ноября 2008 года в городе Ухта в Республике Коми, я жил там 3 года, а потом вместе с родителями переехал в Липецк. Теперь мы живем здесь. Я учусь в первом классе и увлекаюсь плаванием.

Если у школьника есть братья и сестры, то про них тоже можно рассказать. Ну а потом спускаемся на уровень ниже по нашему семейному дереву и рассказываем:

  • про папу и маму;
  • затем про двух бабушек и двух дедушек;
  • ну и потом про четырех прабабушек и четырех прадедушек.

Итого, в проекте мы расскажем про четырнадцать наших родственников, это не считая братьев и сестер. Так что постарайтесь быть краткими, ведь если даже уделить одному человеку всего одну минутку, то проект уже растянется минут на 15, если не больше.

Заключительная часть

Заключительная часть должна содержать в себе вывод.

Вывод может быть таким:

Благодаря работе над проектом я узнал много интересного из истории моей семьи, узнал имена моих предков. У меня очень большая семья и теперь я знаю, что в трудную минуту мне обязательно помогут мои близкие люди, а я обязательно помогу им. А о своих прабабушках и прадедушках я смогу когда-нибудь рассказать своим детям и внукам. Чтобы связь времен не прерывалась.

Если в процессе поиска информации обнаружатся какие-нибудь интересные факты, которые связывают школьника с его предками, то их так же можно включить в вывод. Какие это могут быть факты? Ну, к примеру:

Мой прадедушка Василий Иванович родился ровно на 100 лет раньше меня.

Я очень похожа внешне на свою прабабушку Марию Ильиничну.

В нашем роду кроме меня есть еще три левши. Это моя бабушка Галина Васильевна, дедушка Геннадий Иванович и прадед Семен Федорович.

Практическая часть

Практическая часть предполагает изготовление того, что поможет визуализировать, наглядно подкрепить рассказ школьника. Можно, к примеру, сделать альбом, в который наклеить фотографии родственников и написать о них небольшие рассказы. Тогда, во время защиты проекта перед классом, ученик сможет перелистывать странички, показывая слушателям фотографии.

Но мы то с вами замахнулись на кое-что поинтересней! У нас в целях проекта было записано: изготовление семейного дерева. Помните? Например, такого:

Это такой плакат – поделка. Это дерево примечательно тем, что листочки на которые и приклеены фотографии членов семьи, с деревца можно снять. И тогда, во время выступления перед классом, ученик сможет постепенно эти листочки к дереву приклеивать. И семейное древо вырастет прямо на глазах у его одноклассников. А это уже намного интересней! Согласны?

О том, как сделать такой плакат-поделку, очень подробно написано . Правда на этом примере сделано семейное дерево лишь до 2 колена, а вы можете его продолжить до того уровня, до которого вам необходимо.

И отдельно хотелось бы сказать о фотографиях. Очень жалко резать старинные фотографии. Ведь они в единственном экземпляре. Настоящий раритет! Но выход есть, можно эти старенькие фотокарточки с помощью сканера перевести в электронный вид. А потом уже распечатать и использовать при изготовлении дерева.

Чем еще дополнить работу?

Отличным и интересным дополнением к проекту станет демонстрация каких-либо семейных реликвий. Например, можно принести с собой и показать классу салфетку, которую вязала еще ваша прабабушка и которой уже больше 80 лет. Или медали, которыми был награжден ваш прадед за участие в Великой отечественной войне.

Но только помните, это настоящие реликвии, ваши семейные драгоценности, так что потерять их или поломать вы не имеете права!

Так же уместным творческим дополнением к вашей работе станет красивое стихотворение. Пару таких произведений найдете на видео ниже.

Друзья, если при подготовке вашего «семейного» проекта вы будете придерживаться данных рекомендаций, то пятерка вам будет обеспечена. Но оценка – это не главное. Вы имеете замечательный шанс узнать много интересного о родных вам людях. Так что используйте эту возможность! Будет интересно!

Удачи в учебе!

Евгения Климкович.