Райков в л мозаичная теория сознания. В.Л

Поскольку тема, затронутая Theliving кажется мне принципиально важной, свой ответ на ее последний комментарий я вынесу (частично) на всеобщее обозрение.

“Почему выйдя из транса, человек не становится Аллой Пугачевой, Веркой Сердючкой или Витасом? (Витаса, кстати, не пробовали внушить? было бы интересно послушать…) Видимо, еще реже он становится Моцартом или Бетховеном. Или Тарковским, хотя бы, например”.

Вы, очевидно, все напутали. Человек, который «играл» в гипнотическом трансе «Аллу Пугачеву» не должен оставаться Аллой Пугачевой, выйдя из транса. Так же, как и Максим Галкин, пародируя Аллу Пугачеву, не остается ею после своего выступления. Суть пользы феномена внушенных ролей абсолютно в другом!

Внушая роли активных личностей в трансе, я хочу продемонстрировать самому гипнотику то, что он может вести себя (чувствуя себя легко и комфортно) так, как никогда бы не смог (как ему казалось) вести себя ранее. Когда я вывожу из Состояния застенчивую, закомплексованную женщину, которая только что уверенно пела и танцевала на сцене, искрометно шутила, веселила зрительный зал, обычно это вызывает удивление не только у зрительного зала, но и у самой женщины-гипнотика. Сам факт того, что человек в одночасье может избавиться от комплексов и страхов убеждает людей в том, что «застенчивость», «неуверенность», «закомплексованность» – не суть их характера, а всего лишь Модели Поведения, укорененные в подсознании. И эти модели легко заменяются и фиксируются. На этом-то и основан феномен самогипноза. Вся гипнотерапия на этом феномене основана. Все, так называемое кодирование на этом основано! На реализации постгипнотических программ. (Я уже не буду здесь касаться известного психотерапевтического метода И. Е. Вольперта “Имаготерапии” – ролевой психотерапии, или “Психодрамы” Якоба Морено).

Однажды на гастролях в Каунасе очень весело и правдиво роль Аллы Пугачевой исполняла молодая девушка. Она бойко и уверенно отвечала на вопросы зрителей о своих взаимоотношениях с Киркоровым, о своих «гонорарах» и т. д. «Алла Пугачева» зажигательно танцевала и пела. Когда на авансцене я вывел ее из состояния, оказалось, что девушка (которую звали Диана) очень сильно заикается. Этого я совсем не ожидал! Девушке было 19 лет. (Наверняка вы знаете исполнителей, которые читают стихи и поют не заикаясь, а в обычной речи испытывают затруднения. Т. е., например, известный бард Вадим Егоров в роли “певца” не заикается, а в “роли” Вадима Егорова говорит с трудом).

– Диана, Вы помните, как буквально 3 минуты назад вы давали интервью, очень быстро и свободно разговаривали? – спросил я.
– Пппп-омню. Но эээээ-ттт-о бббыла не я…
– Это были Вы! Только Вы играли роль уверенной, нормально говорящей женщины!
Скажите, Диана, вы можете представить себе в своем воображении, как вы берете у меня этот микрофон, как вы обращаетесь к залу и говорите свободно? Только представить?!
– Ммм-огггг-у.
– Тогда слушайте: сейчас вы войдете в транс, как я только что вам показал, и представите себе, находясь в трансе, как вы свободно разговариваете со зрительным залом. «Прокрутите» этот образ так, чтобы он слился с вами. Слейтесь с этим образом так же, как только что вы слились с образом Аллы Пугачевой. И потом, сосчитав до трех, выходите из Состояния. Так, как я только что всем показывал. И всё. Ок?
– Поппп-ппп-пппробую.

Диана входит в Состояние. Минуту стоит с закрытыми глазами – программирует себя. Через минуту открываются глаза. Диана берет микрофон, подходит к краю сцены.

– Добрый вечер, дамы и господа. Впервые в своей жизни я стою на сцене и говорю в микрофон. Мне очень нравится, что я могу говорить с вами, и при этом, совсем не волноваться…. – и так далее.

Наверняка, половина зрительного зала была уверена, что все это подстава. На следующий день Диана зашла в гримерку с родителями и с букетом цветов. Диана разговаривала без запинки. А главное: она знала, что то что случилось, сделала она сама. Я ей только помог понять механизм работы психики в Гипнотическом Трансе. Вот для чего иногда человеку полезно побывать в роли «Аллы Пугачевой».

Теперь о талантах. Талант – это когда что-то (творчество) вырывается наружу, и человек чувствует потребность творить. «Если можете не писать – не пишите» – рекомендовал Л. Н. Толстой молодым писателям.
За время своей гастрольной деятельности я получил сотни писем со стихами, рассказами, рисунками. Люди утверждали, что после концертов их просто «пробивает» на творчество. Им хочется ТВОРИТЬ! Если вы усомнитесь в моих словах, надеюсь, не будете сомневаться в результатах исследований профессора В. Л. Райкова, который долгое время исследовал процессы творчества в гипнозе. В. Л. Райков утверждал (опираясь на огромное количество экспериментов), что гипнотический транс стимулирует творческую активность, раскрывает «зарытые» таланты, активирует «творческое» правое полушарие. Не поленитесь, поищите работы В. Л. Райкова! Вам станут понятны механизмы раскрытия ТАЛАНТА.

Вот вам список работ профессора В. Л. Райкова, касающихся исследований творчества в гипнозе:

1. Райков В.Л. Исследование сомнамбулической стадии гипноза с феноменом внушенной роли при активной деятельности загипнотизированного. – Терапия психических заболеваний. М., 1968. С. 457-463.
2. Тихомиров О.К., Райков В.Л., Березанская Н.М. В кн. Психологические исследования творческой деятельности. М., 1975. С. 140-205.
3. Райков В.Л. О возможности улучшения запоминания в гипнозе. – Новые исследования в психологии. 1976, № 1. С. 15-19.
4. Райков В.Л. Неосознанные проявления психики в глубоком гипнозе. -Вопросы философии. 1978, № 4. С. 107-114.
5. Райков В.Л. Гипнотическое состояние сознания как форма психического отражения. – Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 4. С. 104-114.
6. Райков В.Л. Роль гипноза в стимуляции психологических условий творчества. – Психологический журнал. 1983. Т. 4, № 1. С. 106-115.
7. Райков В.Л. Гипноз и постгипнотическая инерция как модель исследования творчества. – Психологический журнал. 1992. Т. 13, № 3. С. 102-111.
8. Райков В.Л. Творческая самореализация человека во Вселенной. – В кн.: В.Л.Райков: гипнотизер, ученый, художник, поэт. М., Ассоциация творческого и лечебного гипноза, 1995. С. 3-5.
9. Райков В.Л. О неоднородности сомнамбулической стадии гипноза. – В сб.: Проблемы психоневрологии. Под ред. В.М. Банщикова. М., 1969. С. 405-409.
10. Райков В.Л. О гипнозе не по Павлову. – Медицинская газета. № 35 от 11.5.94.
11. Райков В.Л. Чтобы спастись, человеку надо стать Богом. – Медицинская газета. № 7 от 3.3.95.
12. Райков В.Л. Психологические резервы личности в гипнозе. – 2-й Международный коллоквиум по социальной психологии. Тбилиси, том 2, 1970. С. 224-227.
13. Райков В.Л. Опыт применения высшей ступени аутогенной тренировки для снятия усталости и мобилизации творческого процесса. – “Физиология труда”, Научная конференция, Москва, 1973. С. 306-308. Октябрь 14-16.
13. Райков В.Л. О формировании способностей к изобразительному творчеству с помощью гипноза. – Психологические проблемы юности. Ученые записки Мос. гос. Пед. Института им. В.И. Ленина. № 331. М., 1969. С. 140-142.
14. Райков В.Л. Влияние глубокого гипноза на резервные возможности памяти и регистрация уровня гипнотического состояния с помощью электроэнцефалограммы. – “Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы”. Сборник научных трудов под ред. В. Когана. М., 1969. С. 127-137.
15.Райков В.Л. Гипнотическая форма сознания и творчество. – 5-й семинар по проблемам методологии и творчества. Симферополь, 1986. С. 115-116.

Райков Владимир Леонидович (1934г. - 2007г.) - врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор. Являлся членом американской ассоциации лечебного и экспериментального гипноза, профессором Миланского университета новой медицины. До 1998г. - заведующий лабораторией по гипнозу в Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины и одновременно сопрезидент Международной ассоциации теоретического и экспериментального гипноза.

До 2006г. читал лекции о природе и применении гипноза на Психологическом факультете МГУ, в Московском Институте нормальной физиологии и некоторых других ведущих отечественных и зарубежных ВУЗах.

Мировую известность В. Л. Райкову принесли фундаментальные исследования природы и возможностей гипноза, и, прежде всего, развитие интеллектуальных и творческих способностей в гипнозе, ставшие уже классикой.

Помимо научной работы публиковал труды по философии, писал стихи, занимался изобразительным искусством, снимался в кино.

В. Л. Райков - единственный участник многочисленных всемирных и европейских конгрессов по гипнозу как специалист гипнолог от нашей страны. Он также является единственным отечественным специалистом публиковавшимся в Международном Журнале Клинического и Экспериментального гипноза, а также Американском журнале Клинического Гипноза и Японском Журнале Клинического Гипноза.

Основоположник развития творческих способностей в гипнозе. Ввел в науку новые теоретические концепции понимания гипноза и новые практические возможности его применения. Считал, что гипноз есть одна из форм неосознаваемого переживания творчества. Им открыт (выделен из целостной процедуры гипнотерапии), тщательно теоретически разработан и практически опробирован метод профилактики и лечения соматических болезней, свидетельствующий о громадных биологических ресурсах организма. Им разработан также специальный метод самовнушения для мобилизации психики, который человек может использовать для своего саморазвития, творческой мобилизации и лечения.

Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.

Научные исследования по активизации творческих способностей в гипнозе. Сомнамбулизм как катализатор психической активности.

Глубокий гипноз дает ключ доступа к творческим ресурсам

Многие из профессий, которые сегодня пользуются уважением и популярностью, завтра выйдут из употребления. По утверждению ученых Оксфорда изменения охватят до 45 % сегодняшних профессий, и это произойдет в течение ближайших 20 лет. В прошлое будет уходить не только физический, но и умственный труд, если речь идёт о деятельности в рамках заданного алгоритма. На место человека придут роботы, которые уже сегодня способны написать в несложную программу или выдавать справочную информацию.

Чего не коснется компьютеризация? Провидцы говорят о профессиях, ориентированных не столько на эффективную деятельность в рамках известных парадигм, сколько на изменение самих парадигм. Кроме того, интернет полон списков узких специальностей будущего, среди которых можно увидеть такие как «укрепление старых сооружений», «космобиология», «киберэнергетик», «цифровой куратор», «оператор дронов» и так далее. Их всех объединяет круг задач на стыке различных дисциплин, что само по себе требует творческого начала.

В общем, эпоха искусственного интеллекта повышает значимость человека-творца, способного открывать новые законы и постигать новые истины. Есть ещё одна фишка, которая в ближайшем будущем начнет делить людей на успешных и лузеров. Дело в том, что уплотнение вокруг нас цифровой среды, требует от нас ускорения динамики решений. Если раньше на решение требовались месяцы, потому что, например, доставка информации занимала дни и месяцы, то сегодня письмо приходит к адресату за секунду. Уже сегодня люди становятся похожи на белку в колесе, потому что обуреваемы мыслью успеть. Им надо либо плюнуть на все и жить в своём биологическом ритме, либо расширить собственные ресурсы.

А что? Пластические операции уже давно стали обыденностью, и никого не удивляет пожилая леди с внешностью второкурсницы. Почему нас должен удивлять внутренний обгрейт? Тем более, что в этом ничего нового нет. Еще в 1857 году Дюран де Кросс писал про необходимость внедрения в школах интеллектуальной и нравственной ортопедии, которую позволяет осуществлять гипноз. Такой же позиции придерживался русский гипнолог А. Токарский, написавший в 1890 году статью «Гипнотизм в педагогии». Для раскрытия творческого потенциала гипноз использовал П. Бауэрс, внушавший своим реципиентам отсутствие защитных установок и достигавший в результате очевидного эффекта. О.К. Тихомиров шел другим путем: он внушал своим подопечным образ великого человека, и если те располагали необходимыми представлениями о последнем, то перевоплощался в него со всеми профессиональными последствиями. Например, внушенный образ выдающегося шахматиста прошлого Поля Морфи заставил гроссмейстера Михаила Таля, сыгравшего с испытуемым до и после гипноза, заявить: «До гипноза я играл с человеком, едва передвигавшим фигуры. В состоянии гипноза передо мной сидел совсем другой человек, экспансивный, энергичный, смелый, который играл на два разряда лучше». Студенты Московской консерватории при внушении им образов выдающихся исполнителей С. Рахманинова и Ф. Крейслера, не только улучшали свои исполнительные качества, но и частично сохраняли их в постгипнотическом состоянии. Особенно наглядно расширение творческих способностей методом суггестивной примерки модельной личности было видно в изобразительном искусстве. В образе Репина или другого великого художника испытуемые даже в однократном гипнотическом сеансе повышали качество изобразительной деятельности. Успехи экспериментальной группы рисования были настолько значительны, что ученые в ноябре 1972 г. организовали выставку людей, обучившихся рисовать в гипнозе, в Центральном выставочном зале в Москве (Кузнецкий мост, 11).

Мне самому довелось прикоснуться к этой теме, когда занимался развитием идеомоторной связи у спортсменов. Вместе с гипнологом Антоном Квитчастым мы обучали их, как за счёт воображения легче и точнее заучивать требуемый элемент технического приема. И надо сказать, эффективность тренировок резко увеличивалась, следом имел место рост показателей на соревнованиях. Например, юная перворазрядница по скелетону после семи сеансов гапноза настолько улучшила свои результаты, что вошла в резерв юниорской сборной России.

Вывод: “подтяжка” творческого потенциала - дело реальное и абсолютно перспективное. Особенно, когда есть необходимость в «мозговом штурме», в немедленном решении какой-либо творческой задачи. Абитуриентам, после расшивания творческих резервов, будет легче адаптироваться в вузе.

В ближайшее время я намерен заняться разработкой программы увеличения творческого потенциала в интеллектуальных и художественных профессиях. Очевидно, задача по высвобождению дремлющих творческих сил за счет суггестивного воздействия на человека вполне выполнима. Другое дело, сохранение амнезированного раппорта, или проще говоря - закрепление достигнутых изменений в человеке после выхода его из гипноза. Я знаком с техниками зомбирования, и полагаю, кое-что из этого инструментария может пригодиться в деле ментального преобразования человека. Желающих принять участие в кастинге на экспериментальный обгрейт прошу зайти на мой сайт и ознакомиться с информацией, как записаться на первичный прием.

Гипноз - магия, искусство, лекарство? Краткий ликбез по гипнозу и гипнотерапии.

Гипноз без мистики. Воспоминания профессора Звоникова об исследованиях Л. П. Гримака

Райков, Владимир Леонидович (1934-2007) - врач-психотерапевт, доктор медицинских наук. Особое внимание привлекли его эксперименты по развитию творческих способностей человека, с использованием методов гипноза. Проводил фундаментальные исследования природы и возможностей гипноза . Кроме научной работы имел труды по философии, писал стихи, занимался изобразительным искусством, снимался в кино.

  • Искусство и сознание. (Зеркало Вселенной). Москва, 2000 г.
  • Сознание и познание в III тысячелетии. Москва, 1999 г.
  • Биоэволюция и совершенствование человека. Гипноз, сознание, творчество, искусство. Москва, 1998 г.
  • Множественность сознания. Москва, 2000 г.

Владимир Леонидович Райков - открыл новую страницу в развитии знаний об активации творческих способностей в гипнозе . Испытуемые Райкова после нескольких сеансов гипноза начинали значительно лучше и содержательнее рисовать или играть на музыкальных инструментах. Но это удавалось только тогда, когда им внушался образ хорошо им знакомого выдающегося деятеля искусства: «Ты - Репин» или «Ты - Рахманинов», и дальше следовала инструкция: «Рисуй» или «Играй». Это не означало, что испытуемые начинали писать картины так же блестяще как Репин или играть как Рахманинов. Тем не менее отождествление себя с выдающимся художником намного улучшало мастерство испытуемого. Любопытен при этом уровень перевоплощения испытуемого. Когда загипнотизированному внушили образ Репина и предложили ответить на вопросы, содержавшие предметы современного быта, отсутствовавшие во времена Репина, он не понимал значения таких вещей, как телевизор, телефон и др. Когда студенту внушили, что он англичанин, и заговорили с ним по-английски (разумеется, он немного знал язык), то на неожиданный вопрос: «Do you like пиво?» («Любишь ли ты пиво?») последовал ещё более неожиданный ответ; «What’s mean пиво?» («Что такое пиво?»), т.е. степень отождествления себя с внушенным образом была так велика, что парень «забыл» значение русских слов.

Когда одному испытуемому внушили, что он Поль Морфи - гениальный американский шахматист, - и предложили сыграть в шахматы, первой его реакцией было требование огромного гонорара - миллиона долларов. Ему вручили пачку чистой бумаги, объявив, что это и есть вожделенный миллион, и в этот момент на энцефалографе был зарегистрирован мощный всплеск электрической активности кожи, свидетельствующий о выраженной эмоциональной реакции. Кстати, играл с этим испытуемым сам Михаил Таль, и он же сыграл с ним партию в его обычном состоянии вне гипноза. На фотографиях было видно, как уверенно держался во время игры испытуемый, пока считал себя Полем Морфи, для которого имя Таля ничего не значит, - и как робко вжался в стул тот же испытуемый вне гипноза, хорошо представляя себе, с кем он играет. Между прочим, Таль признал, что хотя «в образе» испытуемый играл, конечно же, не на уровне Морфи, но все же примерно на два разряда выше, чем без гипноза. Спустя несколько месяцев на вопрос журналиста, какая партия за последнее время запомнилась ему больше других, Таль ответил: «Встреча с Морфи» - и объяснил ошеломленному репортеру, что галлюцинаций у него ещё нет.

Итак, именно внушение образа высокоталантливой личности позволяет выявить в гипнозе уникальные возможности, о которых сам человек не догадывается. Разумеется, эти возможности именно выявляются, а не привносятся состоянием гипноза. То, что не содержится в опыте, приобретенном человеком на протяжении жизни, то, что не опирается на потенциальные ресурсы мозга (которые намного превосходят наши самые смелые мечты) - в гипнозе получить не удается.

Переживание внушенного образа обладает огромной силой, по-видимому, потому что включает все потенциальные возможности образного мышления, которым в обычной жизни, кроме сновидений, мы в нашей культуре пользуемся очень мало .

Итак, В. Л. Райков исследовал активизирующую роль внушенного в сомнамбулической стадии гипноза образа высокоталантливой личности. И как оказалось, это не только устраняет защитные тенденции личности испытуемого, сковывающие её творческие возможности, но и перестраивает её мотивационную структуру, меняет установки и уровень притязаний. Внушение активного образа в гипнозе имеет следствием значительную активизацию творческих процессов, в том числе и вербального характера. При этом изменяется сам «стиль» мышления, появляется «новое видение» старых объектов. Изменение представлений испытуемого о своей личности приводит к актуализации иной стратегии мышления, к другому набору приемлемых и неприемлемых решений, к иной системе рассуждений.

1. Тихомиров О. К., Райков В. Л., Березанская Н. А. Об одном подходе к исследованию мышления как деятельности личности. В кн: Психологические исследования творческой деятельности. М. 1975.
2. Тихомиров О. К. Психология мышления М. 1984.
3. там же, с. 158-169.

Гипноз. Что такое классический гипноз? Гипнотерапия в медицине www.сайт

Что такое гипноз? Интервью Кашпировского, Райкова и Звоникова.

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОД ГИПНОЗОМ

Корр. - Кто из нас в школьные или студенческие годы не мечтал выучить английский, сопромат, органическую химию во сне? Записываешь все необходимое на магнитофон, включаешь и ложишься спать. А утром о чудо! - и выспался, и все знаешь наизусть... И как же мы были разочарованы, когда чудо не происходило.

Райков В. Л. - И не могло произойти. Ведь для запоминания необходимо, чтобы мозг, психика работали активно, а не пассивно, как это бывает во время сна. Под гипнозом - дело другое...

Корр. - Но гипноз в переводе с греческого....

Райков В. Л. - ... Означает сон. Правильно. Многие ученые и по сей день полагают, что у человека в состоянии гипноза возникает частичное торможение функций коры головного мозга, т.е. частичный сон. Но это мнение, считавшееся еще не так давно чуть ли не бесспорным, сегодня просто не выдерживает никакой критики. Наши исследования доказали: гипноз вовсе не сон и даже не его форма. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить энцефалограммы обоих состояний: они совершенно разные. Попробуйте спящему человеку что-нибудь внушить или скомандовать - в лучшем случае вы его разбудите. Под гипнозом же возможно все то, о чем вы говорили, - выучить, например, английский, научиться рисовать, писать стихи. Впрочем, лучше сказать иначе: не под гипнозом, а с его помощью, и не пассивно научиться (проснулся и - о чудо!..), а максимально активизировать свои же собственные способности.

Корр. - Значит, если активизировать нечего, если кто-то вообще, абсолютно лишен творческих способностей, то тут уже и гипноз не поможет?

Райков В. Л. - Да, но таких людей практически нет. Зато не подозревающих о своих талантах - сколько угодно. В гипнотическом состоянии, в его глубокой фазе, эти таланты (или, скромнее, способности) становятся очевидными и могут развиваться. Более того, они сохраняются и после окончания сеанса, закрепляются в так называемой постгипнотической инерции. Что это такое? Это интереснейшее явление, открытое нами в результате многолетних исследований. Прежде считалось, что человек полностью забывает все то, что он делал в гипнозе. В принципе он действительно не помнит этого, но если во время сеанса он, скажем, рисовал, то после окончания сеанса он начинает видеть мир как бы глазами художника, а после двадцати-тридцати сеансов он уже и без гипноза рисует так, что его работы можно смело показывать на выставках. Кстати, мы и организовали такие выставки произведений художников, научившихся рисовать под гипнозом.

Творческий гипноз. Исследования профессора Райкова В. Л. Часть 1

Гипноз в спорте. Идеомоторная тренировка. Боевой транс.

Корр. - На недавнюю выставку попали лучшие работы, основная масса же картин все же не выдержала конкуренции. Значит ли это, что для их авторов занятия в вашей не совсем обычной изостудии прошли впустую?

Райков В. Л. - Ни в коем случае. У всех без исключения буквально после первых сеансов вдруг возникает сильный интерес к искусству, появляется или усиливается желание ходить в музеи, посещать выставки, концерты. Появляется тяга к творчеству, к творческой деятельности. И тут дело даже не в том, что именно делали данные люди под гипнозом - рисовали или играли на скрипке, изобретали вечный двигатель или учили английские слова. В период постгипнотической инерции (он длится вначале до пяти дней, а затем может увеличиваться) у них уже в обычном, бодрствующем состоянии появляется способность управлять творческим состоянием собственной психики, моделировать его. Причем эту способность можно оттренировать в течение определенного количества сеансов. Человек легко настраивает себя на режим наибольшей творческой активности, и тогда у него все легко получается, ему все интересно. Он по-настоящему наслаждается процессом работы и, что очень важно, может легко сконцентрировать внимание только на творческом процессе, отключившись от внешних помех. У человека в этот период повышается работоспособность и снижается чувство усталости. Причем, повторяю, работоспособность увеличивается не только по отношению к тому делу, которым он занимается в гипнозе, но и вообще.

Корр. - Состояние, которое вы описываете, очень похоже на вдохновение талантливого ученого или поэта, когда тот тоже работает без устали, у него все получается, он тоже отключается от внешнего мира так, что хоть в колокол над ухом бей - не услышит. Состояние, которое вы описываете, очень похоже на вдохновение талантливого ученого или поэта, когда тот тоже работает без устали, у него все получается, он тоже отключается от внешнего мира так, что хоть в колокол над ухом бей - не услышит. Но у него это происходит без гипноза...

Райков В. Л. - Вы правы, такая параллель напрашивается сама собой. И, очевидно, существует специальное состояние сознания, особое состояние психики, когда наши психофизиологические функции, связанные с творчеством, активизируются максимально. Известный со школьной скамьи пример: Архимед был настолько погружен в свои математические расчеты, что не заметил взятия Сиракуз, в которых находился. Наши испытуемые в глубоком гипнозе, в его так называемой сомнамбулической фазе, тоже этого не заметили бы. Но этот пример, конечно, чрезвычайно узок и не отражает всего сходства описанных состояний. А сходство здесь огромное. Я не знаю более близкого гипнозу состояния психики, чем творческое. И тут, и там - новое видение мира, эмоциональный и физический подъем, мобилизация ассоциативного и интуитивного мышления, фокусировка внимания. Да, как вы верно заметили, творческий процесс вовсе не обязательно включает в себя гипноз, хотя это и возможно. Однако гипноз неизбежно вводит человека в творческое психическое состояние, причем максимально активное. И это чрезвычайно важно и ценно: ведь таким образом перед нами открываются широчайшие перспективы исследований и анализа механизмов творчества - как художественного, так и технического. А что это значит? Значит: мы сможем узнать, как именно рождаются великие открытия, изобретения, неповторимые произведения искусства. И это будет научное знание. На его основе можно будет создавать методики обучения творческому мышлению не только вообще, но и в частности - в любом конкретном направлении - уже без гипноза...

Корр. - Все это только в будущем или уже сегодня есть какие-то результаты?

Райков В. Л. - К сожалению, говорить о научном знании механизмов творчества пока рано, мы лишь в начале пути. Но кое-какие результаты уже есть, так сказать, побочные продукты. Например, в ходе экспериментов с рисованием под гипнозом нам удалось разработать особый, сверхбыстрый метод обучения основам художественного восприятия тона и цвета. По этому методу можно быстро научить людей рисовать и без гипноза. Те же, кто в наших экспериментах изучал иностранный язык (вначале - под гипнозом), впоследствии благодаря специальной методике смогли ускорить процесс прочного запоминания новых слов почти в двадцать раз. Это, правда, максимальный результат, но ведь и в восемнадцать, думаю, было бы неплохо...

Лекция по гипнозу в Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиге.

Лекция по гипнозу для медиков в Первом МГМУ им.И. М. Сеченова. Гипнотерапевт Геннадий Иванов.

Корр. - Гипноз сегодня - один из методов лечения, применяемый, кстати, уже довольно широко. Существует и специальность врача - психотерапевт, в обязательном порядке требующая владения гипнозом. Но где границы этого владения? Или, может быть, расширять их больше некуда?

Райков В. Л. - Чтобы лишний раз убедиться, что поведение наших испытуемых не игра, мы провели один интересный опыт. Глубоко загипнотизированному молодому человеку внушили, что он... новорожденный младенец, и его нейрофизиологические реакции тут же стали соответствовать, так сказать, нулевому возрасту: детское десинхронное плавание глаз, специальные рефлексы стопы и рук, свойственные только новорожденным. Подобные вещи взрослый человек сыграть просто не в состоянии... Таким образом, наш эксперимент лишний раз подтвердил известную гипотезу о том, что человек ничего в своей жизни не забывает, хотя и не все может воспроизвести. Можно даже говорить об особой, бессознательной, физиологической памяти, свойственной человеку, но скрытой в глубоких тайниках. А это открывает перед медициной поистине колоссальные возможности. Представьте себе: мы внушаем, скажем, сорокалетнему больному, что ему двадцать лет (возраст, когда он был абсолютно здоров), внушаем ему это в течение двадцати-тридцати сеансов, и - вспомните постгипнотическую инерцию! - он сперва привыкает чувствовать себя здоровым, а затем и становится таковым. Уже сегодня таким способом можно лечить многие виды неврозов, начальные формы язвы, гипертонии, астмы, болезней сердца. Впрочем, лечит здесь не врач, не гипнотизер - организм сам под воздействием гипнотического внушения лечит себя, мобилизует на борьбу с недугом свои же скрытые силы.

Интервью выдающегося советского гипнотерапевта, ученого, исследователя В. Л. Райкова о развитии человеческих способностей с помощью трансового состояния.

Корр. — Кто из нас в школьные или студенческие годы не мечтал выучить английский, сопромат, органическую химию во сне? Записываешь все необходимое на магнитофон, включаешь и ложишься спать. А утром о чудо! — и выспался, и все знаешь наизусть… И как же мы были разочарованы, когда чудо не происходило.

Р. — И не могло произойти. Ведь для запоминания необходимо, чтобы мозг, психика работали активно, а не пассивно, как это бывает во время сна. Под гипнозом — дело другое… Корр. — Но “гипноз” в переводе с греческого ….

Р. — … Означает “сон”. Правильно. Многие ученые и по сей день полагают, что у человека в состоянии гипноза возникает частичное торможение функций коры головного мозга, т.е. частичный сон. Но это мнение, считавшееся еще не так давно чуть ли не бесспорным, сегодня просто не выдерживает никакой критики. Наши исследования доказали: гипноз вовсе не сон и даже не его “форма”. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить энцефалограммы обоих состояний: они совершенно разные. Попробуйте спящему человеку что-нибудь внушить или скомандовать — в лучшем случае вы его разбудите. Под гипнозом же возможно все то, о чем вы говорили, — выучить, например, английский, научиться рисовать, писать стихи. Впрочем, лучше сказать иначе: не “под гипнозом”, а с его помощью, и не пассивно “научиться” (проснулся и — о чудо!..), а максимально активизировать свои же собственные способности.

Корр. — Значит, если активизировать нечего, если кто-то вообще, абсолютно лишен творческих способностей, то тут уже и гипноз не поможет?

Р. — Да, но таких людей практически нет. Зато не подозревающих о своих талантах — сколько угодно. В гипнотическом состоянии, в его глубокой фазе, эти таланты (или, скромнее, способности) становятся очевидными и могут развиваться. Более того, они сохраняются и после окончания сеанса, закрепляются в так называемой “постгипнотической инерции”. Что это такое? Это интереснейшее явление, открытое нами в результате многолетних исследований. Прежде считалось, что человек полностью забывает все то, что он делал в гипнозе. В принципе он действительно не помнит этого, но если во время сеанса он, скажем, рисовал, то после окончания сеанса он начинает видеть мир как бы глазами художника, а после двадцати-тридцати сеансов он уже и без гипноза рисует так, что его работы можно смело показывать на выставках. Кстати, мы и организовали такие выставки произведений художников, научившихся рисовать под гипнозом.

Корр. — На недавнюю выставку попали лучшие работы, основная масса же картин все же не выдержала “конкуренции”. Значит ли это, что для их авторов занятия в вашей не совсем обычной изостудии прошли впустую?

Р. — Ни в коем случае. У всех без исключения буквально после первых сеансов “вдруг” возникает сильный интерес к искусству, появляется или усиливается желание ходить в музеи, посещать выставки, концерты. Появляется тяга к творчеству, к творческой деятельности. И тут дело даже не в том, что именно делали данные люди под гипнозом — рисовали или играли на скрипке, изобретали “вечный двигатель” или учили английские слова. В период постгипнотической инерции (он длится вначале до пяти дней, а затем может увеличиваться) у них уже в обычном, “бодрствующем” состоянии появляется способность управлять творческим состоянием собственной психики, моделировать его. Причем эту способность можно оттренировать в течение определенного количества сеансов. Человек легко настраивает себя на “режим” наибольшей творческой активности, и тогда у него все легко получается, ему все интересно. Он по-настоящему наслаждается процессом работы и, что очень важно, может легко сконцентрировать внимание только на творческом процессе, “отключившись” от внешних помех. У человека в этот период повышается работоспособность и снижается чувство усталости. Причем, повторяю, работоспособность увеличивается не только по отношению к тому делу, которым он занимается в гипнозе, но и вообще.

Корр. — Состояние, которое вы описываете, очень похоже на вдохновение талантливого ученого или поэта, когда тот тоже работает без устали, у него все получается, он тоже “отключается” от внешнего мира так, что хоть в колокол над ухом бей — не услышит. Состояние, которое вы описываете, очень похоже на вдохновение талантливого ученого или поэта, когда тот тоже работает без устали, у него все получается, он тоже “отключается” от внешнего мира так, что хоть в колокол над ухом бей — не услышит. Но у него это происходит без гипноза…

Р. — Вы правы, такая параллель напрашивается сама собой. И, очевидно, существует специальное состояние сознания, особое состояние психики, когда наши психофизиологические функции, связанные с творчеством, активизируются максимально. Известный со школьной скамьи пример: Архимед был настолько погружен в свои математические расчеты, что не заметил взятия Сиракуз, в которых находился. Наши испытуемые в глубоком гипнозе, в его так называемой сомнамбулической фазе, тоже этого не заметили бы. Но этот пример, конечно, чрезвычайно узок и не отражает всего сходства описанных состояний. А сходство здесь огромное. Я не знаю более близкого гипнозу состояния психики, чем творческое. И тут, и там — новое видение мира, эмоциональный и физический подъем, мобилизация ассоциативного и интуитивного мышления, фокусировка внимания. Да, как вы верно заметили, творческий процесс вовсе не обязательно включает в себя гипноз, хотя это и возможно. Однако гипноз неизбежно вводит человека в творческое психическое состояние, причем максимально активное. И это чрезвычайно важно и ценно: ведь таким образом перед нами открываются широчайшие перспективы исследований и анализа механизмов творчества — как художественного, так и технического. А что это значит? Значит: мы сможем узнать, как именно рождаются великие открытия, изобретения, неповторимые произведения искусства. И это будет научное знание. На его основе можно будет создавать методики обучения творческому мышлению не только вообще, но и в частности — в любом конкретном направлении — уже без гипноза…

Корр. — Все это только в будущем или уже сегодня есть какие-то результаты?

Р. — К сожалению, говорить о научном знании механизмов творчества пока рано, мы лишь в начале пути. Но кое-какие результаты уже есть, так сказать, побочные продукты. Например, в ходе экспериментов с рисованием под гипнозом нам удалось разработать особый, сверхбыстрый метод обучения основам художественного восприятия тона и цвета. По этому методу можно быстро научить людей рисовать и без гипноза. Те же, кто в наших экспериментах изучал иностранный язык (вначале — под гипнозом), впоследствии благодаря специальной методике смогли ускорить процесс прочного запоминания новых слов почти в двадцать раз. Это, правда, максимальный результат, но ведь и в восемнадцать, думаю, было бы неплохо…

Корр. — Гипноз сегодня — один из методов лечения, применяемый, кстати, уже довольно широко. Существует и специальность врача — психотерапевт, в обязательном порядке требующая владения гипнозом. Но где границы этого владения? Или, может быть, расширять их больше некуда?

Р. — Чтобы лишний раз убедиться, что поведение наших испытуемых не игра, мы провели один интересный опыт. Глубоко загипнотизированному молодому человеку внушили, что он… новорожденный младенец, и его нейрофизиологические реакции тут же стали соответствовать, так сказать, “нулевому” возрасту: детское десинхронное плавание глаз, специальные рефлексы стопы и рук, свойственные только новорожденным. Подобные вещи взрослый человек “сыграть” просто не в состоянии… Таким образом, наш эксперимент лишний раз подтвердил известную гипотезу о том, что человек ничего в своей жизни не забывает, хотя и не все может воспроизвести. Можно даже говорить об особой, бессознательной, физиологической памяти, свойственной человеку, но скрытой в глубоких тайниках. А это открывает перед медициной поистине колоссальные возможности. Представьте себе: мы внушаем, скажем, сорокалетнему больному, что ему двадцать лет (возраст, когда он был абсолютно здоров), внушаем ему это в течение двадцати-тридцати сеансов, и — вспомните постгипнотическую инерцию! — он сперва привыкает чувствовать себя здоровым, а затем и становится таковым. Уже сегодня таким способом можно лечить многие виды неврозов, начальные формы язвы, гипертонии, астмы, болезней сердца. Впрочем, лечит здесь не врач, не гипнотизер — организм сам под воздействием гипнотического внушения лечит себя, мобилизует на борьбу с недугом свои же скрытые силы.