Что такое рождество краткое и интересное. Детям о рождестве христовом


Рождество Христово – один из самых светлых и прекрасных дней в году. Пожалуй, такой богатой и загадочной истории нет ни у одного другого праздника. И, пожалуй, никакой другой праздник не объединяет так сильно между собой представителей разных вероисповеданий и национальностей.
Истоки Рождества Христова скрываются в еще более древнем празднике, Богоявлении, который был посвящен рождению младенца Иисуса. День Богоявления начали праздновать во втором веке в Египте. К 4 веку традиция распространилась и на восточные страны, а еще спустя столетие пришла и на Запад. Любопытно то, что День Богоявления был посвящен трем событиям из жизни Иисуса: его рождению, явлению пред ним волхвов с дарами и крещению в реке Иордан.
Рождество Христово как отдельный праздник начали отмечать только в конце 5 века.
По григорианскому календарю Рождество выпадает на 25 декабря. Именно в этот день праздник отмечают представители римско-католической и протестантской церкви. Православная церковь григорианский календарь до сих пор не признает, поэтому Рождество Христово отмечается по новоюлианскому календарю, на две недели позже, в ночь с 6 на 7 января.

События Рождества Христова

Все события рождения младенца Иисуса, потомка царя Давида и Мессии, подробно описаны в Евангелии от Матфея. В своих комментариях к Евангелию, исследователь Нового Завета Баркли утверждает, что Мария и Иосиф, родители Иисуса, направлялись в Вифлеем на перепись населения. Не найдя места в гостинице, они решили переночевать в пещере, недалеко от города. Когда у Марии начались схватки, Иосиф побежал в город за помощью. Но, вернувшись с лекарем, он увидел, что его жена уже родила. Так на свет появился человек, который стал центральной фигурой Христианства.

Символы Рождества Христова

О рождении нового Пророка и царя Иудейского возвестила всему миру Вифлеемская звезда, которая и указала волхвам дорогу к маленькому Иисусу. Некоторые исследователи утверждают, что Вифлеемская звезда – это комета Галлея, которая пронеслась по небу в ночь, когда родился Иисус Христос. Именно поэтому Вифлеемская звезда является одним из главных символов праздника и ее часто можно увидеть на иконах, где изображен младенец Иисус и Дева Мария.
Еще один важный атрибут праздника – это елка. Когда царь Иудеи узнал о рождении Иисуса, он приказал убить всех младенцев мужского пола, которые родились в тот день. Мария, спасая от смерти младенца Иисуса, отправляется в Египет. На ночлег они спрятались в пещере, а вход в нее закрыли еловыми ветками. Именно поэтому ель до сих пор является символом Рождества, ведь еловые веточки спасли маленькому Иисусу жизнь.

Кто отмечает рождество?

Рождество отмечают представители православной, католической и протестантской церквей. У мусульман Рождество – это совершенно другой праздник, который продолжается 7 дней. В наши дни Рождество Христово – это официальный праздник и выходной день во многих странах мира, в том числе, и в России.

Рождество - пожалуй, самый радостный христианский праздник. Рождественская радость не омрачена ничем. Родился не просто Человек, но и Бог. А значит, наша дорога к спасению стала открыта. Это трудно понять, но давайте попробуем разобраться и рассказать детям об этом христианском празднике — Рождестве Христовом…

Иисус - и Человек, и Бог одновременно. Каким образом Он родился как Бог - нам знать не дано. Так же, как мы не знаем, как произошло непорочное зачатие Девой Марией Своего Сына: Архангел Гавриил лишь принес Ей благую весть о будущем рождении Спасителя.

Зато мы точно знаем, что Христос родился как Человек, как один из нас, то есть - во плоти. Вот почему полное название праздника - Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Дева Мария со своим мужем, Иосифом Обручником, жила в городке Назарет (он существует в Израиле и сейчас). Из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе, они пошли в Вифлеем. Согласно указу императора, для облегчения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как и Мария, и Иосиф были дальними потомками царя Давида, они направились в Вифлеем. Поскольку именно в этом городе родился Давид - один из величайших правителей Израиля, из рода которого, согласно обетованию, то есть - обещанию Божию, и должен был произойти Мессия. Вифлеем находится буквально в паре километров от Иерусалима (cейчас - в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан), а вот от Назарета это довольно далеко - примерно 170 километров. Сложно представить, каких трудов стоило Деве Марии на последнем месяце беременности преодолеть такое большое расстояние.

Поскольку людей в Вифлеем пришло много, Деве Марии и Иосифу не досталось мест в гостинице, а близких у них в городе, видимо, не было. Поэтому им пришлось заночевать в пещере - её пастухи использовали как хлев для укрытия скота от непогоды. Здесь и родился Тот, Которому суждено было стать Спасителем мира. «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице», - пишет евангелист Лука.

О том, что на свет появился не просто младенец, знали не только Дева Мария и святой Иосиф. Первыми пришли поклониться Спасителю пастухи - они были неподалёку. Пастухам явился ангел, который сказал им: «…я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2:8-14).

Пастухи оставили свои стада, пошли в сторону Вифлеема и обнаружили в пещере Деву Марию, Иосифа и Младенца в яслях. Пастухи рассказали Марии о том, что сказал им ангел. Богородица была поражена, ведь ровно девять месяцев назад Ей являлся Архангел Гавриил и говорил точно такие же слова - о том, что у Неё родится Спаситель мира. Тот день мы сейчас отмечаем как праздник Благовещения. Позже Святое семейство перебралось в город - то ли освободились места в гостинице, то ли кто-то пустил их на постой, точно неизвестно. А в это время где-то на востоке, далеко от Палестины, трое мудрецов (их называли волхвами) увидели в небе необычную звезду

Они посчитали это знаком. Ведь волхвы знали, что в скором времени в мир должен прийти Царь Израиля. Волхвы не были иудеями, они были язычниками, но понимали, что такое глобальное событие коснётся всех народов (именно так, как мы знаем, и случилось - сейчас в мире нет ни одной страны, где нет хотя бы одной христианской общины). Поэтому, увидев в небе необычную звезду, волхвы отправились в Иерусалим, пришли прямо во дворец к правившему тогда царю Ироду и спросили у него - а где, собственно, они могут увидеть только что родившегося Иудейского Царя. Они, хотя и были мудрецами, но не могли предположить, что будущий, по их мнению, Царь родился не во дворце, а в хлеву.

Царь Ирод не знал, где находится Иисус, и был крайне встревожен известием восточных мудрецов. Ведь раз родился новый Царь, то старый, вроде бы, уже ни к чему. Он был очень жестоким и мнительным правителем, неслучайно его имя стало нарицательным. Однако волхвам Ирод своей тревоги не показал, вежливо проводил их из дворца и попросил, если они найдут новорожденного Царя, сообщить Его местонахождение.

Звезда привела волхвов к вифлеемскому дому, где они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф.2:9-11). Ладан и смирна - это благовония, которые тогда стоили очень дорого.

Поклонившись Христу, волхвы «…получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф.2,12), то есть не открыли Ироду тайну местонахождения Спасителя. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов», - повествует евангелист Матфей.

Жестокий царь, опасаясь конкуренции за трон и не найдя Того, Кто, как всем казалось, должен его занять, приказал убить всех младенцев в Вифлееме. Однако Иисуса в тот момент в городе уже не было.

Иосифу явился ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13).

Святое семейство находилось в Египте до тех пор, пока царь Ирод не умер. Вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф поселились в Назарете.

Оттуда и начался Крестный путь Спасителя. А от Рождества Христова началась новая эра человечества - наша эра.

Составлено по материалам православного сайта «Пасха.ру»

Снег ровным покровом ложится на землю… Морозная звёздная ночь…

Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.

Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества!

Рождество Христово — удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда… И это чудо происходит!..

«Христос рождается, славите!» — несётся над Вселенной, — «Христос с небес, встречайте!» — весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род — вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».

Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное — ближе к Богу.

Мира и радости всем в светлый праздник Рождества Христова!

А вот рождественские открытки дореволюционной России:

Детям про Рождество

Многие родители частенько задаются такими вопросами, как же рассказать детям о таком замечательном празднике, как Рождество. Конечно, есть очень много способов, для того, чтобы поведать маленьким деткам о таком празднике, как Новый год, а также и Рождество. Можно придумать самые различные способы. Например, отправиться с ними в сказочную страну. Конечно вы можете преподнести свой рассказ в виде волшебной и чудесной сказки, а можете и в виде игры, при этом рассказывая о заколдованных и загадочных существах, которые оживают, именно, в рождественскую ночь. Также можно рассказать о традициях.
Впоследствии можно разнообразить литературными источниками: "Детство Никиты" А. Н. Толстого, "Детство" Л. Н. Толстого, "Лето Господнее" И. С. Шмелева, рассказов А. П. Чехова, поэмы В. А. Жуковского "Светлана", романа "Евгений Онегин" А. С. Пушкина. Много стихов: у Бунина, Фета, Лермонтова, Пастернака, Саши Черного, у Бродского цикл Рождественских стихов.
С детьми постарше, которым уже объяснили азы, можно проводить разговоры в игровой форме: устроить викторины, фанты на вопросы или игры наподобие «Угадай, что...».
Можно инсценировать предание о Рождестве, предварительно раздав роли детям.
Особенно когда, люди украшают помещения различными гирляндами, игрушками и другими яркими праздничными атрибутами. После чего, можно рассказать ребенку о дедушке Морозе и его помощниках, которые приходят каждую рождественскую ночь к хорошим ребятам и, конечно же, оставляют подарки. А это значит, что каждый ребенок должен хорошо себя вести, чтобы на рождество получить что-то и себе в подарок. В особенности, хороши и традиции, когда седьмого января вся семья собирается за столом, а детям за колядки дают подарочки.

Здорово, когда зимним вечером всей семьей делают сувениры или открытки своими руками. Мы с внучками изготовили уже рождественские открытки. Для изготовления нам понадобилась цветной картон, цветная бумага, бумага с рисунками, ленточки,блестки, пуговки, клей или двусторонний скотч, ножницы. Рождественские открытки радуют своей простотой и доступностью. С данной работой справились пятилетние девочки.




Как рассказать детям о Рождестве Христовом

Что-то случилось в мире – так Б.Пастернак сказал о Рождестве Христовом. С отдельной человеческой жизни началась новая эра в истории человечества.
Но в наши времена по многим причинам – и мировоззренческим, и запутанно-календарным – свет Рождественской звезды был затенен плюшевой шубой и ватной бородой Деда Мороза, китайскими гороскопами и канонадой новогодних петард. И наши дети на вопрос: «Какой нынче год от Рождества Христова?» бодро отвечают «Год Лошади!» А увидев случайно вертепное действо, с жадностью спрашивают нас: «Что это? А почему ты мне никогда об этом не рассказывала?» Не рассказывала, потому что в глубине души мама и сама порой не знает – как поведать ребенку о Чуде, которое свершилось более двух тысяч лет назад.
Для того, чтобы события тех далеких лет предстали перед вами сегодня, для начала найдите вместе с ребенком древнюю Палестину на карте. Расскажите, какую одежду тогда носили, какие строили дома, на каких судах плавали по морю и какие театры строили в городах огромной Римской империи.

Младенец в яслях

В Назарете (это один из городов древней Палестины) жила давным-давно девушка по имени Мария. Ее обручили с плотником Иосифом, происходившим из великого рода царя Давида. И вот однажды Марии явился ангел Гавриил и возвестил ей: «Радуйся! Из всех женщин Бог избрал тебя. Он благословил тебя родить Сына, Которого ты назовешь Иисусом, Он будет вечно царствовать над Израилем, и называть Его будут Сыном Божьим». «Но как же у меня родится сын, если я не замужем?» «Дух Святой сойдет на тебя, и поэтому Сына твоего назовут Сыном Божьим».
В те времена император Август приказал устроить перепись населения. Для этого каждый житель Иудеи должен был явиться в то место, откуда он был родом. Родным городом Иосифа был Вифлеем. И вот Иосифу и Марии (которой уже вот-вот пора было родить) пришлось отправиться туда. Но когда они прибыли в Вифлеем, оказалось, что свободных мест в городской гостинице уже нет. Одна за другой закрывались перед ними двери – никто не хотел пускать их на ночлег. Лишь в хлеву нашлось для них место. И вот холодной зимней ночью в хлеву родился Божественный Младенец.
В ту ночь по окрестным полям ходили пастухи, охраняя свои стада. Вдруг перед ними явился блистающий Ангел. Пастухи, конечно, испугались, но Ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю о великой радости. Родился Господь-Спаситель! Он лежит спеленатый в яслях». И в тот же миг на поле появилось множество ангелов, славящих Бога и разносящих повсюду радостную весть (греческое слово «ангелос» и означает «вестник»). Пастухи решили, что им нужно поспешить в Вифлеем и увидеть Младенца, о котором возвестил Ангел. И вот, подойдя к хлеву, они увидели Марию, Иосифа и Младенца в яслях. Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос...

Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком...

Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...

А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!» (Саша Черный. Рождественское)

Путеводная звезда

А в тот момент, когда Он родился, на небе появилась новая яркая звезда. Волхвы (так называли восточных мудрецов) увидели ее в небе и поняли, что она возвещает о рождении Царя Иудейского. Царь, по их мнению, должен был родиться в столице – Иерусалиме. Однако, когда волхвы пришли в Иерусалим, чтобы поклониться Божественному Младенцу, об этом узнал царь Ирод. «Как? Родился Царь Иудейский?» – Ирод был очень испуган такой вестью, ведь она заставила пошатнуться его трон. Знатоки Закона и первосвященники поведали ему, что Младенец родился в Вифлееме. «Найдите Младенца, а потом сообщите мне – я тоже хочу Ему поклониться» – так сказал Ирод волхвам (а на самом деле он задумал убить Иисуса).

Оседлав верблюдов, волхвы тронулись в путь, а чудесная звезда указывала им дорогу, пока не остановилась над тем местом, где родился Иисус. Волхвы очень обрадовались. Они вошли в хлев, увидели Марию с Младенцем и поклонились Ему до земли. Потом волхвы поднесли Иисусу свои дары – золото и драгоценные благовония: ладан и смирну.

Этой же ночью Бог повелел волхвам не возвращаться к царю Ироду. Они отправились домой другой дорогой. Вскоре Иосифу во сне явился Божий ангел. Он велел Иосифу вместе с Марией и маленьким Иисусом бежать в Египет – Иисусу угрожала смертельная опасность. Ведь когда царь Ирод узнал, что волхвы обманули его, он очень разгневался. Полный решимости избавиться от новоявленного Иудейского Царя, Ирод отдал страшное приказание – истребить в Вифлееме всех младенцев мужского пола. Иосиф и его семья бежали в Египет и оставались там до смерти Ирода.

Традиции и реальность

В память о дарах, которые волхвы принесли новорожденному Иисусу, люди до сих пор дарят друг другу подарки на Рождество. Увы, порой за блестящими разноцветными обертками пропадает главное – воспоминание о том, ради чего приносятся эти дары. Обсудите с малышом события, которые произошли более двух тысяч лет назад, рассмотрите картины великих художников, которые повествуют о Рождестве. Как вы думаете, почему в Новое время волхвы изображались в завитых париках и камзолах, а в эпоху Возрождения Мадонна причесана так же, как и современницы Боттичелли?
А на Украине до сих пор поют такую колядку: пастухи, приближаясь к Божественному Младенцу, пели так хорошо, что Богоматерь спросила, не с Украины ли они.
И это не случайно. Все дело в том, что во все времена Рождественское чудо происходит каждый год ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, и каждый год загорается путеводная звезда, ведущая к милосердию и добру.

Добрый свет Рождества

Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы думаете, оно доступно только взрослым, а дети способны лишь снисходительно принимать дары? На самом деле, даже двухлетний карапуз может и хочет быть щедрым, заботливым, добрым. Ваша задача – лишь чуть-чуть помочь ему и порадоваться вместе с ним. Ребенок тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.

Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него необмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто – устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.

Найдите на школьном дворе или на участке в детском саду небольшую елочку, повесьте на нее кусочки хлеба, сала, внизу, под елкой, насыпьте зерен и крошек. И вскоре на вашу елочку слетятся маленькие гости – голуби, воробьи, синички.

  • Традиции празднования
  • Чудеса на праздник

Рождество является одним из важных празднований в жизни христианского верующего. Вся семья принимает в нем участие, не исключая и детей. Любознательным чадам интересно узнать историю этого события, и долг православных родителей состоит в удовлетворении этого благочестивого намерения.

История праздника Рождество Христово для детей должна быть простой и легкой, потому что традиционная библейская история несколько сложна для раннего восприятия.

Рождение Иисуса Христа в Вифлееме.

Когда празднуют Рождество Христово

В центре повествования стоит Иисус Христос, Сын Божий, который пришел на землю, чтобы спасти души людей. Судьбой ему была уготована смерть на кресте ради искупления греховности всего человечества. Христос жил в первом веке нашей эры, но память о нем сохраняется до сегодняшнего дня.

Православные и католические верующие с особой любовью и смирением вспоминают деяния Сына Господа и стремятся приобрести такое же мировоззрение.

У Иисуса Христа был день рождения, как и всех живых существ: он появился на свет 7 января. Это число является официальным для православной традиции. Однако во многих западных странах праздник отмечает по старому стилю - 25 декабря. На священное Рождество вспоминают именно появление Спасителя на земле.

О других Великих православных праздниках:

  • Вознесение Господне
  • День Святой Троицы
  • Преображение Господне
Интересно! Первые сообщения о практике празднования 25 декабря можно найти в летописях середины IV столетия. Христианская церковь стремилась вытеснить распространенный на римской земле языческий культ Непобедимого Солнца, который отмечался именно в этот день.

О Рождестве Христовом для детей

Родителей маленького Иисуса звали Марией и Иосифом. Господь возложил на них великую миссию - воспитать Спасителя человечества.

Перед рождением богобоязненные родители отправились в Вифлеем, потому что император дал указ о проведении переписи населения, и каждый житель должен был прибыть в родной город (отец Иосиф был из Вифлеема). Отцу и матери Иисуса пришлось ночевать в пещере, так как все гостиницы города были полностью забиты. Здесь же Мария и родилась Божьего сына. Младенца положили в ясли, наполненные сеном для скота.

В это время неподалеку проходили мудрые волхвы (пастухи) со стадом. Они увидели ослепительный свет и представшего ангела, который возвестил о рождении Спасителя человечества. Небесный посланец рассказал, где находится младенец и велел навестить его с особенными дарами.

Детям о православии:

  • Как привить ребенку любовь к Богу и вере
  • Как рассказать ребенку, что такое смерть
  • Беседы с детьми о необходимости носить крестик

Путь пастухам, которые были глубоко верующими, указала Вифлеемская звезда.

Коварный и жестокий царь Иудеи Ирод, услышав о рождении Мессии, воспылал яростью и страхом за собственное правление. Этот безумный властелин приказал умертвить всех новорожденных в Вифлееме. Усилиями сверхъестественных сил младенец Иисус избежал смерти.

Важно! Детей этот рассказ о Рождестве Христовом учит возлагаться на милость Сына Господа, потому что Он смог победить все трудности жизни.

Когда и кем установлен праздник Рождества

Почему 7 января празднуется православное рождество, ведь дата рождения Иисуса точно не установлена? Обоснований этой даты несколько.

По историческим данным почти 300 лет христиане не отмечали эту дату как религиозный праздник.

Климент Александрийский утверждал в своих трактатах, что Иисус родился вообще весной, где-то в 20 числах мая.

25 декабря было выбрано Римской церковью не случайно. По языческим обрядам, этот день знаменовал возрождение солнца. Так Иисус стал Солнцем Правды.

Восточные христианские церкви, в том числе и Армянская, приурочили рождение Иисуса к его обрезанию, поэтому 7 января стал праздником Богоявления.

На правах церковного закона Рождество было введено Иоанном Златоустом в 386 году. Константинопольский собор по поручению Василия Великого установили день празднования Рождества Христова - 25 декабря.

Объяснение такому выбору основывается на предании пророков, что Иисус должен был прожить на земле полное количество лет. Дата смерти Христа была известна всем, от нее отняли 9 месяцев и вычислили время зачатия. В день Благовещения архангел Гавриил явился Деве Марии и сообщил, что через 9 месяцев она родит сына от Святого Духа.

Отсчитав от этой даты девять месяцев, священнослужители пришли к согласию, что именно 25 декабря является датой рождения Спасителя.

Православный праздник Рождество Христово является празднованием новой эры в человеческой истории. Жители всего земного шара стараются в это время дарить особую любовь друг другу, подражая Всевышнему. Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Своего Сына за вечную жизнь каждого, уверовавшего в Него. (Иоан. 3:16-21)

Традиции празднования

Колядование на Рождество.

Богослужения на этот праздник значительно отличаются от множества других. Многие обычаи стали забываться, но самые преданные верующие стараются их соблюдать, потому что празднование объединяет сердца и дарит огромную радость всем собравшимся.

Традиций существует большое количество, а способы проведения различаются в зависимости от религии и месторасположения.

Детям об истории Рождества излагают простым языком, а после необходимо упомянуть о соответствующих традициях.

  • За 40 дней до празднования необходимо соблюдать строгий пост, исключив из рациона мясные изделия, яйца и молочную продукцию. Такое воздержание призвано очищать телесную оболочку от материальной скверны и вечную душу от греховных помыслов. В пост нельзя проявлять злобу, держать обиду, ссориться с людьми и думать о негативном.
  • Ночь (вечер) перед Рождественским праздником называют сочельником. В это время верующие усиленно готовятся к торжествам. В церкви проходит служба с чтением Священных текстов, молитв и литургии.
  • В Рождество наряжают ёлку. Традиция известна давно, но утвердилась она только столетие назад. Сегодня принято наряжать хвойное дерево на Новый Год, но впервые этот обычай совершался именно на Рождество Христово. Елки украшали не разноцветными шарами, а сочными яблоками, ароматными пряниками, маленькими колокольчиками и свечами. Каждое из этих украшений несло в себе особенную мысль. Звезда на верхушке дерева символизировала то небесное светило, возвестившее о появлении на свет младенца Иисуса Христа. Также наряжают вертеп.
  • Рождество является семейным праздником, где родные собираются за одним столом. Дети носят угощения взрослым, которые отвечают на заботу сладкими дарами. Самое популярное лакомство - кутья из пшеницы или риса. Существует большое количество рецептов, включающих сухофрукты, шоколад или молоко с маслом.
  • У славян существует традиция колядования, которая продолжается 12 дней перед Рождественскими праздниками. Дети и молодежь облачались в наряды из шкур рогатого скота, одевали маски и шли давать представление перед домами людей, которые одаривали их сладостями, различными продуктами, деньгами или другими полезными вещами.

Чем больше приходило колядующих, тем счастливее был последующий год. Сегодня этот обычай стал забываться, поэтому важно рассказывать детям про празднование Рождества и сопутствующие традиции.

На заметку! На Руси этот светлый праздник отмечался уже в X столетии, когда христианство только начинало распространение по русским землям. Рождество Христово неоднозначным образом объединилось со Святками - языческой традицией воздаяния древним духам.

Чудеса на праздник

Есть поверие, что в этот день открываются Небесные Врата, которые исполняют самые сокровенные и добрые желания, а также спасают от материалистического видения реальности.

  • Одна девушка принялась посещать церковь после знаменательного сна, в котором на открытке было написано: «Спеши к Спасителю!». Она расценила его как высшее наставление, поменяла собственное мировоззрение и отныне живет по христианским канонам.
  • Во время коляды мальчик, спускаясь по замершей лестнице, поскользнулся и упал затылком на грань ступени. После такой травмы редко остаются в живых, но он сумел избежать гибели и серьезной травмы черепа. Мальчик ощутил небывалую любовь Господа, когда смог подняться. Вскоре чудесно спасенный от смерти понял, что должен благодарить Бога, и начал ходить в храм.
  • Женщина болела с самого детства, врачи говорили, что шанс понести ребенка приближается к нулю. На Рождество девушка гуляла вместе с подругами, кругом стояла необыкновенная тишина. В это время женщине послышался сильный голос, говорящий о том, что её ждет ребенок. Через два месяца она познакомилась с хорошим человеком и вскоре родила.

Светлый праздник Рождества особенно любим христианскими семьями. Дети получают вкуснейшие сладости и получают возможность наряжаться в интересные костюмы. В доме воцаряется необыкновенная атмосфера, прославляющая появление Спасителя человечества, принявшего смерь ради искупления всех грехов.

Посмотрите видео о Рождестве Христовом

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2).

Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11).

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта). Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана – в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока – Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: «не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «бе Иисус лет яко тридесять» (Лк. 3, 23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных – до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. «Се благовествую вам, – сказал Ангел вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша» (Лк. 2, 10 – 20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.