Конспект логопедического занятия скоро новый год. Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе на тему: Новый год

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Новый Год». Подготовительная группа.

Составление творческого рассказа «Новый Год» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета.

Цель :

  • обобщить занятия детей по лексической теме «Новый Год».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • активизировать словарь по теме «Новый год»;
  • упражнять в согласовании имен существительных, прилагательных и глаголов;
  • упражнять в подборе слов-действий к заданному предмету;

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления;
  • развивать наблюдательность;
  • способствовать развитию творческого воображения;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любознательность, интерес к теме;
  • способствовать развитию самостоятельности детей.

Оборудование :

  • сюжетные картинки по теме «Новый Год», мяч.

Ход занятия

1.Орг. момент.

Игра «Подбери действие».

  • Зима что делает – приходит, наступает, морозит.
  • Снег – валит, идет, покрывает, блестит, хрустит, летит, падает.
  • Снежинки- падают, кружатся, блестят, сверкают, искрятся.
  • Ветер – дует, свищет, метет. Бушует.
  • Лед- блестит, сверкает.
  • Дети – катаются, лепят, веселятся, играют.
  • Птицы — ищут корм, мерзнут, греются.
  • Метель – бушует, воет. Метет.

2. Игра «Составь предложение».

  • К, мы. Приходить, Новый, год.
  • Ребята, украсить, елка, красивый, бусы.
  • С, небо, падать, пушистый, снежинки.
  • На, новогодний, елка, гореть, красный, звезда.
  • Ребята, приготовить, стихи, для, Дед Мороз.

3. Игра с мячом «Что нам нужно к празднику?»

4. Рассматривание картин. Расставление их по порядку.

5. Беседа по картинкам.

Как вы думаете, какой праздник приближается?

Как вы можете это доказать?

Чем заняты ребята?

Посмотрите внимательно и назовите, какие елочные украшения у них получатся?

Чем пользуются дети для изготовления елочных игрушек?

Они работают с удовольствием или нет?

Какие у них получились украшения (разноцветные, яркие, красочные, забавные)?

Куда они повесили свои игрушки?

Как дети проводили праздник?

Во что они были одеты?

Какой сюрприз ждал их в конце праздника?

6. Рассказ педагога.

«Новый Год»

Приближался любимый детский праздник — Новый год. А елка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на елку и предложила: « Давайте украсим ее не только шарами, но и сами сделаем игрушки!» Ребята работали с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на елку свои игрушки. Елка сверкала и светилась. Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к елке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну и конечно же, к ребятам пришел дедушка Мороз с долгожданными подарками.

7. Физкультминутка.

Ждут красавицу колючую – рисуем елку руками
В каждом доме в декабре ДОМ
На ветвях зажгут фонарики
Искры брызнут в серебре.
Сразу станем в доме празднично, закружится хоровод
Дед Мороз спешит с подарками – наступает Новый год.

8. Рассказы детей по опорным картинкам.

9. Подведение итога занятия.

О каком празднике мы сегодня говорили?

Как вы будете готовиться к этому празднику?

Марусина Е.А.,
учитель-логопед

Статьи по теме:

Развлечение в старшей логопедической группе детей с ФФНР.

Развитие графических навыков подготовка руки к письму

Тема: «Новогоднее приключение в лесу»

Закреплять умение правильно держать карандаш и выполнять графические рисунки.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивать речь, умение правильно и чётко отвечать на поставленные вопросы.

Развивать память, внимание, мышление.

Развивать мелкую моторику, координацию движения.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, доводить начатое дело до конца.

Оборудование: Картинки с животными, сказочными персонажами, листочки с графическими заданиями, простые, цветные карандаши.

Ход занятия

Логопед: Дети, какой приближается праздник «Новый год» вы его любите. Что бы встретить новый год, что нужно для этого? Рассказ детей.

Отправимся мы с вами в лес посмотреть, как Дед Мороз украсил ёлку для лесных жителей. А поможет нам в этом один наш всеми любимый друг.

По бумаге я бегу

Всё умею, всё могу

Хочешь, домик нарисую

Хочешь ёлочку в снегу

Хочешь дядю, хочешь сад,

Мне любой ребёнок рад.

Картинка карандаша.

Логопед: весёлый карандаш, ты нам поможешь?

Логопед: говорит текст от имени карандаша: « Конечно помогу. Рисовать вы любите, значит, со всеми заданиями моими справитесь. Я был в лесу и видел ёлочку, но вот беда налетела метель и все мои следы замела. У меня есть друг, он нам поможет.

Загадка

Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы как спицы,

Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мышь его боится

Угадали? Это (кот.)

Рисуем котёнка

У него есть тёплая шубка, и лёгкая походка он быстро добежит до ёлочки, и нам поможет с помощью клубочка, нарисуем ему клубочек. Он покатит его впереди себя, и мы пойдём по его подсказке.


Рисуют клубочек

Логопед:Отправляясь в лес нужно тепло одеться, что оденем. Разогреемся перед прогулкой.

Массажная гимнастика

«Холода»

Да – да – да – наступили холода.

(потереть ладошки друг о друга)

Да – да – да – превратилась в лёд вода.

(провести пальцами рук по шее сверху вниз)

Ду ду д у – поскользнулась я на льду

(указательными пальцами помассировать крылья но са)

Д у - ду - ду – я на лыжах иду.

(растереть ладонями уши)

Ды ды ды – на снегу есть следы.

(приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растереть лоб движениями в стороны – к середине лба).

Что нужно, что бы пойти в лес не проваливаться в сугробах? (лыжи)

Наш котёнок побежал уже в лес. Мы вспомним, какие животные в лесу не впадают на зиму в спячку. Как о них заботиться человек? Рассматривание картинки, беседа.

Логопед: Котёнок бежит впереди, а мы за ним.

Логопед: кто это там, в сугробе спрятался под ёлочкой?

Заяц Загадка

Угадайте что за шапка

Меха целая охапка

Шапка бегает в бору

У ствола грызёт кору

Попросим зайчика помочь нам найти дорогу к ёлочке, он знает, где она стоит. За его помощь угостим морковкой.

Рисуют дорожку и заштриховывают угощение.

Логопед: Ой, зайка кого-то испугался, кто же это?

Загадка

В серой шубе неприметен,

Осторожен, не заметен,

Он идёт и лес примолк

Знают все: крадётся (волк)

Штриховка волка

Волк сегодня добрый ведь скоро новый год и он тоже ждёт подарка от Деда Мороза

Попросим волка нас пропустить. Волк даёт задания детям.

Игра «Найди по тени» Найти для каждой картинки соответствующую ей тень.

Отдохнем, сделаем зарядку.

Физминутка «На водопой»

Осенним днём лесной тропой (дети спокойно идут по кругу друг за другом)

Звери шли на водопой.

За мамой- лосихой топал лосёнок, (Идут, громко топая)

За мамой –лисицей крался лисёнок, (Крадутся на носочках)

За мамой – ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются в перёд)

За мамой – медведицей шел медвежонок, (Идут в вперевалочку)

За мамою белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку)

За мамой – зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках)

Все мамы и звери напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком –

Лакают)

Логопед: В лесу кроме животных, есть ещё и птицы им тоже голодно и холодно, человек должен помогать им. А как помогает, рассказ детей. Рассматривание картинки.

Покормим птиц и мы. Пальчиковая гимнастика.

. «Горошки»

Раскатились по дорожке (пальчики бегут по столу)

Разноцветные горошки,

Птички весело клюют (пальчики, вместе изображая клюв птицы)

Нам горошки не дают (показывают пальчиком и качают головой)

Дайте мне горошинку (протягивают ладошку)

Я такой хорошенький (гладят себя по голове)

Дети рисуют горошки около птиц. Нарисовав, говорят «Я покормил сороку …»

Логопед: Кто там впереди на дереве сидит?

Загадка

Я весёленький зверёк,

прыг с ёлки на дубок,

Шубка серая на мне

И живу я в дупле.

Белочка приготовила задание

«Зашумлённые предметы» дети отгадывают, какие предметы нарисованы.

Цель : Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка». Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Закреплять умение составлять предложения с двумя определениями по предложенному образцу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию

лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Новый год».

Составила учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 175»

Кустова И.Н.

Г. Пермь

Конспект занятия в старшей группе (II период).

Лексическая тема «Новый год».

Цель : Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка».

Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

Закреплять умение составлять предложения с двумя определениями по предложенному образцу.

Продолжать учить употреблять в речи предлоги «под» и «за». Развивать произвольное внимание, память, пространственное восприятие, умение согласовывать движения со словами.

Словарь : Новые слова и словосочетания - лесная красавица, зеленая красавица, новогодняя красавица.

Активизировать - высокая елка, низкая елка, ветвистая, первая, последняя, серпантин, мишура, наряжать, украшать, развешивать.

Оборудование : магнитная доска, плоское изображение елки, искусственная елка, елочные игрушки, карточки с изображением елочных игрушек, мелкие игрушки, индивидуальные карточки с контурным изображением елок и зеленые карандаши (по количеству детей).

Предварительная работа : рассматривание елочных игрушек и украшений, разучивание стихов и песен о новогодней елке, вырезание бумажных снежинок, украшение елки в группе, дидактическая игра «Кто больше назовет слов-признаков?».

Ход занятия :

  1. Введение в тему.

Дети стоят около наряженной елки.

  1. Посмотрите, какая у нас в группе красивая елка. Для какого праздника мы ее нарядили? (Для Нового года).
  2. Значит, можно ее назвать новогодним деревом?
  3. Зачем люди украшают новогоднее дерево?

Чем украшают новогоднее дерево? (шарами, игрушками, бусами, огоньками, дождем, ...).

2. Подбор эпитетов.

  1. На Новый год елка стоит нарядная, красивая. Можно ее назвать красавицей - елкой? Откуда привозят эту «красавицу»? (из леса).
  2. Значит, ее можно назвать лесной красавицей?
  3. А какого цвета она зимой и летом? (зеленого).
  4. Можно назвать елку зеленой красавицей?

Елка нарядилась для новогоднего праздника. Значит, ее можно назвать новогодней красавицей?

Дети повторяют придуманные эпитеты, затем садятся за столы.

3. Задание по карточкам. Упражнение «Елочка».

Детям предлагается последовательно заштриховать зеленым карандашом:

  1. самую высокую елку;
  2. елку, которая нарисована последней;
  3. елку, которая нарисована между самой ветвистой и самой высокой;
  4. елку, которая стоит рядом с первой.
  1. Какая елка осталась незаштрихованной? (самая низкая).
  2. Какая она по счету? (первая).

4. Составление предложений с двумя однородными
определениям
и.

На магнитной доске изображен контур елки. Рядом стоит искусственная елка. У детей карточки с изображение елочных украшений и предметы: мишура, дождик, серпантин, бумажные снежинки.

Мы будем наряжать елочки игрушками.

Какие игрушки? (красивые, яркие, блестящие, разноцветные, новые, нарядные, новогодние, ...),

Детям предлагается составить предложение с 2 словами-признаками о елочной игрушке, изображенной на карточке или лежащей на столе; сказать, куда они ее повесят. Детям дается образец:

Я возьму блестящий красный шар. Я повешу блестящий красный шар на елку.

- Я возьму разноцветные длинные бусы. Я повешу разноцветные длинные бусы.

Дети составляют предложения. Индивидуальная работа.

Какими игрушками мы украсили елки? (Мы украсили елки яркими новогодними игрушками).

5. Физкультминутка «Наша елочка».

Любим елочку мы нашу. Поднять руки, тянуть вверх.

Нет ничего на свете краше. Руки на пояс, наклоны в стороны.

Мы подарим ей игрушки: руки вытянуть вперед, поклон,

Руки опустить.

Звездочки, шары, Выпрямиться, руки в стороны.

Хлопушки. Руки на пояс.

Будем прыгать, веселится. Прыжки на месте.

Прилетят снегирь, синица. Машут руками («крыльями»).

Придет множество гостей. Ходьба на месте.

Пригласим мы всех друзей! Руки в стороны, поклон гостям.

6. Согласование имен прилагательных с именами существительными в разных предложно-падежных формах.

Упражнение «Закончи предложение и повтори его».

Пояснение: закончить предложение словосочетанием «елочные игрушки».

  1. У пас дома не было... (елочных игрушек).
  2. Мы с мамой пошли в магазин и купили ...(елочные игрушки).
  3. Чтобы повесить их на елку, мы привязали ниточки к... (елочным игрушкам).
  4. Мы всей семьей любовались... (елочными игрушками).

Мы рассказываем своим друзьям о красивых... (елочных игрушках).

7. Употребление в речи предлогов «под» и «за».

Детям предлагается поставить игрушки под (за) елку и рассказать о своих действиях.

Например: «Я поставил(а) зайчика под елку».

«Я поставил(а) лисичку за елочку».

Дети поочередно выходят, выполняют задание и садятся за столы.

8. Преобразование словосочетаний.

Игра «Озорные игрушки».

Игра проводится по типу «Чего не стало?». Детям предлагается закрыть глаза. В это время убирается одна из игрушек. Дети открывают глаза и угадывают, какая игрушка спряталась.

Не стаю красного шара; пушистого зайчика; бумажной снежинки; блестящего дождя; разноцветных бус и т.д.

9. Итог занятия.

10. Хоровод «В лесу родилась елочка». (вокруг елки)

Упражнение на согласовании слов и движений.


Конспект логопедического занятия " Скоро, скоро Новый год"

Коррекционно-образовательные цели

Активизация и расширение словаря по теме "Новый год" , закрепление умения называть слова-признаки.

Коррекционно-развивающие цели

Развивать артикуляционную моторику, общую, мелкую моторику. Развивать слуховое и зрительное внимание, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные цели

Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Организационный момент

Логопед: отгадай загадки, и ты узнаешь, о чём мы будем сегодня говорить.

Вот идёт какой-то дед, В шубу тёплую одет. На плече его – мешок, В бороде его – снежок. (Дед Мороз)

Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная! На новый год я главная! (Новогодняя ёлка)

Она в серебро С жемчугами одета, Волшебная внучка Волшебного деда. (Снегурочка)

Какая игрушка Стреляет, как пушка? (Хлопушка)

Расписные цепи эти - Из бумаги клеят дети. (Гирлянды)

Логопед: Догадалась, о чём мы сегодня будем говорить на занятии? А, что принято делать перед Новым годом? (украшать ёлку).

Утром в пришло письмо как думаешь от когого (от Дедушки Мороза). "Здравствуйте, дорогой друг! Уже скоро наступит весёлый и радостный праздник - Новый год. И мы со Снегурочкой приедем к вам на праздничный карнавал. Но чтобы праздник состоялся ты нам должны помочь, украсить Новогоднюю ёлочку. Моя внучка Снегурочка приготовила новогодние задания. За каждое правильно выполненное задание ты получишь 1 ёлочную игрушку, которой и сможете украсить ёлку. Удачи." Дед Мороз

Основная часть занятия Логопед:
1.Вот первое задание. Нам нужно размять язычок, чтобы он всё красиво смог ответить.

Сказка о язычке Жил – был язычок (рот открыт, показ языка) в большом домике. Встал он рано утром потянулся вверх, вниз, влево, вправо и выглянул в окно. (язык тянется к носу, подбородку, к левой и правой щеке) А на улице идёт снег, весь домик засыпало. Вышел язычок на улицу снег с двери, с крыши убирает. (упражнение "Маляр", "Вкусное варенье") Захотел язычок из снега слепить снеговика. (упражнение "Часики") Слепил и пошёл язычок домой, выпил он чашку чая (упражнение «Чашечка») и лёг отдыхать. (упражнение "Накажи непослушный язычок").

Упражнение сдуй снежинку.
Логопед: Вот и первая игрушка для ёлочки

2"Назови погоду". Какая погода бывает зимой если: - идет снег (снежная)
- на улице холодно (холодная)
- мороз (морозная)
- метель (метельная)
- светит солнце (солнечная) -дует ветер(ветряная)
- Логопед:

Молодец, вот и вторая ёлочная игрушка.
Повесь игрушку на ёлку.

3.Игра "Какой? Какая? Какие?"

Снеговик (Какой?)
Игрушки (Какие?)
Дед Мороз (Какой?)
Снежинка (Какая?)
Ёлочка (Какая?)
Гирлянда (Какая?)
Подарок (Какой?)

вот и третья ёлочная игрушка.

4.Игра "Назови наоборот"

Добрый – злой
Старый - молодой
Сладкий – кислый
Слабый – сильный
Храбрый – трусливый
Весёлый – грустный
Физминутка зимний лес

5. Д/и чего не хватает

Молодец получай игрушку

Вот тебе ещё одна игрушка.

5.Развитие мелкой моторики "елочка из счетных палочек"

6.Дорисуй снежинку

Логопед: Закройте глаза, а я уберу некоторые игрушки. (дети закрывают глаза, логопед убирает любую игрушку.

Игра повторяется несколько раз. В последний раз под ёлку ставятся угощения от Деда Мороза.) Логопед: Откройте глаза. Чего не стало? Что изменилось?

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Новый год»

Цель : расширить представления детей о новогоднем празднике.

Задачи :

Коррекционно-образовательные : Активизация и расширение словаря по теме «Новогодний праздник». Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие : Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику. Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные : Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Оборудование : цветные карандаши, тетради, картинки с изображением новогоднего праздника, презентация к конспекту.

Словарь : обогащение словаря знаниями о ёлочных игрушках, активизация номинативного, атрибутивного словаря и словаря антонимов, синонимов.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.

Красавица какая

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана!

Скажите, кто она? (Новогодняя ёлка )

Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес,

Кто же это? ( Дед Мороз )

Он на резвой тройке мчится,

Сам пока что маленький.

Громко в двери к нам стучится,

Снег сметая с валенок. (Новый год )

2. Упражнение «Скажи наоборот»

Догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

А сейчас рассмотрим нашу ёлочку:

У нас ёлочка низкая, а бывает - высокая.

У нашей ёлочки ствол тонкий, а бывает - толстый.

У нашей ёлочки иголки длинные, а бывают - короткие.

3. Упражнение «Украсим елку»

А что принято делать перед Новым годом?

И мы с вами сегодня будем украшать елочку.

4. Игра «Ёлочные игрушки»

Но прежде чем мы начнём украшать, давайте вспомним, из чего могут быть сделаны наши ёлочные игрушки. Итак, какие игрушки, если они:

Из картона - …(картонные)

Из бумаги - ...(бумажные)

Из пластмассы - ...(пластмассовые)

Из фарфора - …(фарфоровые)

Из дерева - …(деревянные)

Из стекла - …(стеклянные).

- Со стеклянными игрушками нужно обращаться аккуратно, они могут упасть и … (разбиться, можно пораниться ).

5. Упражнение «Исправь ошибку» Работа с деформированными предложениями

Елочка получилась у нас очень нарядная. А пока мы с вами украшали нашу сказочно красивую ёлочку, мне из леса пришло письмо. Но оно оказалось с ошибками. Вы сможете понять, что там пишут?

Маска любит надевать Машу.

Елка пляшет возле Снегурочки.

Дети нарядили игрушки елками.

Елка зажглась на лампочках.

Дед Мороз принес мешок в подарках.

6. Физкультминутка «Наша елочка»

Любим елочку мы нашу. Поднять руки, тянуть вверх.

Нет ничего на свете краше. Руки на пояс, наклоны в стороны .

Мы подарим ей игрушки: руки вытянуть вперед, поклон ,

руки опустить .

Звездочки, шары, Выпрямиться, руки по очереди в стороны .

Хлопушки. Хлопнуть руками.

Будем прыгать, веселится. Прыжки на месте .

Прилетят снегирь, синица. Машут руками («крыльями»).

Придет множество гостей. Ходьба на месте.

Пригласим мы всех друзей! Руки в стороны, поклон гостям.

7. Работа в тетрадях

Послушайте загадку об одном из этих предметов.

Хлопушки. Конфеты. Сосульки.

Шары золотистого цвета.

Песни и пляски. Смех без умолка.

Что это будет, по-вашему?…(ёлка ).

А теперь каждый откройте свои тетради, возьмите зеленый карандаш и обведите елочку и игрушки по контуру.

8. Упражнение «Чего не стало?»

Теперь закройте глаза. Я уберу с нашей елочки одну игрушку, а вы скажете, чего не стало.

9. Игра «Какой? Какая? Какие?»

Ребята, посмотрите внимательно на картинки, и скажите как можно больше слов об этом предмете.

Снеговик (какой?) - большой, белый, круглый, веселый

Гирлянда (какая?) - новая, красивая, блестящая, разноцветная

Мишура (какая?) - блестящая, новогодняя, серебристая

Игрушка (какая?) - красивая, стеклянная, круглая, новогодняя

Дед Мороз (какой?) - сказочный, огромный, добрый, веселый

Снегурочка (какая?) - красивая, добрая, веселая

10. Итог занятия .

Какое у вас настроение?

О чём мы говорили на сегодняшнем занятии?

Какие из игр вам запомнились и понравились больше всего?

Молодцы, все активно и дружно работали, помогали друг другу.