Особенности постинтернатного сопровождения детей сирот. Методологические аспекты постинтернатного сопровождения детей - сирот

ПРОГРАММА

социальной адаптации

и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома

Одобрено: Методическим советом

ГКОУ С(К)ОШИ с.Покровка

Новосергиевского района

Протокол № ___ от «___»_______20__ г.

Составители:

Молотникова Н.Д. - социальный педагог

Квернадзе Л.Ф. - педагог-психолог

Пояснительная записка

В число наиболее актуальных задач, стоящих как перед органами государственной власти и местного самоуправления, так и интернатными учреждениями, входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения их пребывания в учреждении.

Данная проблема неоднократно находила свое отражение в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2010 и 2011 годов и направленных на их реализацию поручениях Президента РФ, в которых ставилась задача разработки и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот. В связи с этим органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также учреждениям для детей-сирот, необходимо принять исчерпывающие меры, обеспечивающие разработку и реализацию соответствующих программ.

Правовую основу деятельности по разработке и принятию программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203, от 28.08.1997 N 1117, от 30.03.1998 N 366, от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216) и другие.

Вхождение выпускников школы-интерната в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие.

Длительное пребывание в условиях школы-интерната нередко приводит к формированию у воспитанников особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.

В результате выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий и противоправную деятельность.

В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников школы-интерната является совершенствование системы работы по воспитанию и обучению воспитанников, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из школы-интерната.

Целенаправленная работа по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе должна начинаться с момента поступления ребенка в учреждение. Эта работа должна включать в себя:

    Создание в учреждении условий, приближенных к условиям семейного воспитания (включая формирование разновозрастных "семейных групп", наличие постоянных воспитателей в группах);

    Разработку и реализацию программ воспитания, реабилитации и социальной адаптации воспитанников, обеспечивающих их комплексное индивидуально-ориентированное психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение и содержащих маршруты постинтернатной адаптации выпускников, основанные на оценке их реальных потребностей и возможностей;

    Обеспечение качественного образования воспитанников, организацию работы по их профессиональному самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий;

    Формирование законопослушного поведения воспитанников.

Положительную роль в системе поддержки воспитанников и выпускников может сыграть обеспечение так называемого "наставничества", предполагающего наличие у каждого из них в предвыпускном и выпускном периоде значимого взрослого. В качестве таких взрослых могут выступать родственники или знакомые воспитанников (выпускников), работники школы-интернат или работники другой организации, занимающейся решением вопросов социальной адаптации детей-сирот (учреждения профессионального образования, предприятия, общественной организации), а также волонтеры.

На основе проведенных исследований личности выпускников, а также результатов процесса адаптации выделяют несколько групп выпускников по степени сложности проблем, с которыми они сталкиваются в период постинтернатной адаптации и, соответственно, требуемой им помощи в социальной адаптации.

Первая группа - выпускники, имеющие достаточно высокий уровень социальной компетентности, хорошо структурированные жизненные планы, получившие коррекционное образование и готовые продолжать обучение в образовательном учреждении начального профессионального образования либо устроиться на работу. Выпускники этой группы могут нуждаться в социально-педагогической и психологической поддержке в начальный период жизнеустройства по завершении пребывания в школе-интернате.

Вторая группа - выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, четкие жизненные планы, способность к самостоятельному принятию решений, они недостаточно активны, испытывают проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. Эта группа выпускников нуждается в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке, интенсивном сопровождении и оказании содействия в жизнеустройстве.

6. Контроль успешности процесса адаптации.

Педагог-наставник, соц. педагог.

7. Дальнейшая поддержка в трудных жизненных ситуациях.

Педагог-наставник, соц. педагог, педагог-психолог, администрация школы-интернат, администрация ПУ. Социальный педагог и психолог ПУ.

Сопровож

дение.

Июль-август

Социальный педагог

Врач, медсестра

3. обеспечение сезонной одеждой.

Администрация школы - интернат

По мере получения жилья.

Администрация КЦСОН

Педагог -наставник

По мере необходимости

Педагог -наставник, соц. педагог, педагог-психолог

Первые полгода – 1-2 раза в месяц, на следующий год адаптации - 1 раз в полгода

Педагог -наставник, соц. педагог.

Первые год 1 раз в месяц, на следующий год адаптации - 1 раз в полгода

10. Контакт с куратором ПУ или администрацией места работы выпускника.

Педагог -наставник

3. Помощь.

Июль-август

1. Помощь в трудоустройстве или устройстве на обучение в ПУ.

Социальный педагог

2. Помощь в прохождении медкомиссии.

Врач, медсестра

3. Обеспечение сезонной одеждой

Администрация школы-интернат

По мере получения жилья.

4. Помощь Комплексного центра социального обслуживания населения.

Администрация КЦСОН

С момента поступления выпускника в ПУ

5. Составление плана взаимодействия школы-интерната и ПУ. К плану прилагается Маршрут постинтернатной адаптации, кроме раздела «Мониторинг».

Социальный педагог, педагог-наставник, администрация ПУ

С 8 класса и до достижения выпускником 23 лет

Педагог -наставник

По мере необходимости

7. Оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки.

Педагог-наставник, соц. педагог, педагог-психолог

Первые полгода – 1 раз в неделю, на следующий год 1 раз в месяц

8. Контроль успешности процесса адаптации.

Педагог -наставник, соц. педагог.

1 раз в год до достижения возраста 23 лет

9. Мониторинг успешности адаптации.

Педагог -наставник, соц. Педагог, педагог-психолог

Первые полгода – 1 раз в неделю, на следующий год адаптации - 1 раз в месяц

10. Контакт с куратором ПУ или администрацией места работы, или учёбы выпускника.

Педагог -наставник.

11. Дальнейшая поддержка в трудных жизненных ситуациях.

Педагог -наставник, соц. педагог, педагог-психолог, администрация

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе. В результате реализации программы выпускник должен:

Владеть навыками общения со старшими, сверстниками и младшими.

Уметь осуществлять совместную деятельность в коллективе, в том числе трудовом.

Соблюдать культуру поведения в общественных местах, уметь правильно вести себя в различных ситуациях.

Иметь психо-эмоциональную устойчивость, адекватность восприятия непредвиденных ситуации, способность к саморегуляции.

Знать свое тело, уметь ухаживать за ним, иметь навыки самообслуживания.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи.

Уметь вести домашнее хозяйство.

Следить за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Уметь создать свой стиль в одежде.

Иметь знания по уходу за детьми, уметь строить и планировать семейную жизнь.

Сформировать профессиональные интересы. Ориентироваться на определенный вид профессии, иметь цель в жизни.

Являться законопослушным гражданином РФ, иметь знания о своих правах и обязанностях.

2. Профессиональная самореализация выпускников школы-интернат.

3. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.

4. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

Приложение 1

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот,

и детей, оставшихся без попечения родителей»

с. Покровка Новосергиевского района Оренбургской области.

ПРОГРАММА

индивидуальной постинтернатной подготовки воспитанника

Ф.И.О_______________________________________

__________________________

__________________________________________

Личностные данные

1. ФИО______________

2. Дата рождения:___________________________________________________

3. Время прибытия в школу - интернат:_________________________________

4. Время выбытия: __________________________________________________

5. Социальный статус (подчеркнуть):

круглая сирота оставшийся без попечения

6.Социальная защита (подчеркнуть):

Инвалидность ( I , II , III группа) получатель пенсии

7. Обеспечение жильем (подчеркнуть):

закреплено состоит на очереди собственное

8. Уровень физического и соматического развития (подчеркнуть):

8.1. Зрение:

Норма Отклонение от нормы

8.2. Слух:

Норма Отклонение от нормы

8.3. Хронические заболевания:

Есть Нет

8.4. Группа здоровья:

1 2 3 4 5

8.5. Физкультурная группа:

Основная подготовительная специальная

Социальный педагог: _____________ Н.Д. Молотникова

Педагог-наставник: ________ ________________

Карта

психолого-педагогической подготовки воспитанника

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

_____________________________________________________________________________

Опираясь на вышеизложенные данные, для работы с воспитанником в 20___-20___ учебном году составлена следующая программа:

ЦЕЛЬ: формировать навыки правильного общения и волевые качества .

План проведения работы в 20____- 20____ уч. году (8 класс):

Воспитанник: ____________ __________________

Динамика подготовки:

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендовано в следующем году:_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитанник: ____________ __________________

ЦЕЛЬ: продолжить формировать навыки правильного общения и волевые качества .

План проведения работы в 20____- 20____ уч. году (9кл):

Динамика подготовки:

_____________________________________________________________________________

(Положительная, удовлетворительная, неудовлетворительная)

За прошедший период с _______ по ________ произошли следующие изменения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог: ________ Л.Ф.Квернадзе

Воспитанник: ____________ __________________

Таблица

оценки сформированности житейских умений и навыков воспитанника

Воспитанник

Одевается чисто, аккуратно

Следит за своей одеждой, обувью

Умеет постирать свои вещи

Может выполнить мелкий ремонт и утюжку вещей

Следит за прической, ногтями, чистотой тела

Умеет поддерживать жилище в чистоте, может создать уют

Умеет готовить, сервировать стол

Итого:

2. Культура учебного труда:

умение организовать работу (планировать)

Умение пользоваться дополнительной литературой

Настойчивость, усидчивость

Трудолюбие

Организация помощи в самоподготовке другим детям

умение довести дело до конца

аккуратность.

Итого:

3. Культура общения:

Вежлив со сверстниками

Не употребляет кличек

Не сквернословит

Может наладить контакт, вести беседу

Уважителен со старшими

Отношение к малышам (может наладить игру, опекает, следит за их внешним видом).

Умеет просить помощь и оказывать ее

Итого:

4. Культура поведения

За столом

В общественных местах

В транспорте

В гостях

Итого:

5. Бережное отношение

К учебным принадлежностям

К продуктам

К мебели

Умеет распределять и расходовать денежные средства

Итого:

Средний балл:

Общий средний балл по итогам двух средних баллов:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

___________

(краткая характеристика проблем сформированности качеств, полученная по результатам проведенного исследования)

1. ФИО____________________________________________________________

2. Дата рождения:___________________________________________________

3. Место обучения: _________________________________________________

Субъекты

(указать ФИО)

Адрес местожительства

Характер взаимоотношений

Родители:

Старший брат:

Старшая сестра:

Родственники:

Иные родственники:

Иные граждане причастные к судьбе ребенка:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

_____________________________________________________________________________

(краткий вывод о возможности использования ресурса социально-поддерживающей сети воспитанника)

_________________________________

Опираясь на вышеизложенные данные, для работы в 20___-20___ учебном году составлена следующая программа:

ЦЕЛЬ: создание или реконструкция социальной сети для успешной социализации воспитанника, через формирование тесных взаимоотношений между выпускником и его родным дядей.

План проведения работы в 20____- 20____ уч. году (9 класс):

Динамика подготовки:

_____________________________________________________________________________

(Положительная, удовлетворительная, неудовлетворительная)

За прошедший период с _______ по ________ произошли следующие изменения:

Рекомендовано в дальнейшей адаптации:_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальный педагог: ___________ Н.Д.Молотникова

Воспитанник __________ __________________

Карта

изучения уровня профессионального самоопределения воспитанника

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

__________________________________________________________________

(краткий вывод об уровне готовности воспитанника к выбору профессии)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Итоги результата

дифференциально-диагностического опросника Е. Климова

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

__________________________________________________________________

(краткий вывод о результатах проведенного собеседования с воспитанником)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

На основании результата анкетирования, а также по итогам индивидуальной беседы с воспитанником можно сказать о том, что:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

(соответствует ли результат опросника личным предпочтениям воспитанника? Если соответствует, то какое учреждение ПО и какая специальность были воспитанником выбраны для дальнейшего поступления)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитанник: __________ _____________________

Социальный педагог: ____________ Н.Д.Молотникова

Педагог-психолог: _____________ Л.Ф.Квернадзе

Педагог-наставник: ___________ ______________

Приложение 2

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот,

и детей, оставшихся без попечения родителей»

с. Покровка Новосергиевского района Оренбургской области.

МАРШРУТ

индивидуального постинтернатного сопровождения выпускника

Ф.И.О. _______________________________________

____________________________

_______________________________________

Педагог-наставник: ___________________________________

1. Общие сведения о выпускнике

«____» __________ 20____ год

оставшийся без попечения

Уровень физического и соматического развития (подчеркнуть):

Хронические заболевания:

Группа здоровья:

Физкультурная группа:

Норма отклонение от нормы

Норма отклонение от нормы

Основная подготовительная специальная

Образование (подчеркнуть):

окончил 9 классов

Жилищные условия (подчеркнуть):

жилья не имеет, но поставлен на очередь;

собственное жилье с удобствами;

собственное жилье без удобств;

комната в общежитии;

Место предполагаемого проживания на момент выпуска из школы-интерната (подчеркнуть):

собственное жилье с удобствами

собственное жилье без удобств

комната в общежитии

съемное жилье

другое:_________________________________________

Чем предполагает заниматься после выпуска из школы-интерната (подчеркнуть):

учеба и работа одновременно

незанятость

учет в центре занятости населения

Название учебного заведения, профессия, которую предполагает осваивать

Место предполагаемой работы и должность после выпуска из школы-интерната:

Возможные средства содержания (подчеркнуть):

заработная плата по месту работы

случайный заработок

помощь родственников

стипендия

пособие по безработице

перепродажа жилья, имущества

другое:_________________________________________

В чем нуждается в момент выхода из школы-интерната (подчеркнуть):

медицинское обслуживание

паспорт (гражданство)

средства на ремонт жилья

другое:_________________________________________

Как предполагает проводить свободное время (подчеркнуть):

гулять по улицам

заниматься спортом

ходить в компьютерный кружок

проводить время в компании друзей

другое:_________________________________________

С кем предполагает общаться (подчеркнуть):

с родственниками

с членами замещающей семьи

с друзьями

другое:_________________________________________

Наличие вредных привычек (подчеркнуть):

Алкоголь

Токсикомания

Наркотики (какие):______________________________

Отношение к правонарушениям (подчеркнуть):

отбывал наказание в местах лишения свободы

был условно осужден

выплата административного штрафа

другое_________________________________________

родственники

супруг (супруга)

специалисты школы-интернат

другие_________________________________________

Координаты для связи с выпускником:

(адрес местожительства, телефон)

______________________________________________

______________________________________________

2. Характеристика слабых и сильных качеств выпускника

Реально оценивая имеющиеся трудности и возможности для моей дальнейшей адаптации и в целях моего благополучного приспособления к самостоятельной жизни я __________________________________________________________________________________

(ФИ выпускника)

добровольно даю (нужное подчеркнуть):

свое согласие несогласие

на помощь и сопровождение меня в самостоятельной жизни со стороны специалистов школы-интерната, а именно:

Педагога -наставника в лице _____________________________________________________.

(ФИО педагога)

Социального педагога: ______________________________________________________________

Педагога-психолога: ________________________________________________________________

Кроме того, соглашаясь на мое постинтернатное сопровождение добровольно принимаю следующие условия:

1. Выпускник, решивший принять участие в деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников школы-интернат, обязан:

В процессе вхождения в самостоятельную жизнь придерживаться рекомендаций специалистов;

Заполнять необходимую для сопровождения информацию.

2. Выпускник, решивший принять участие в деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников школы-интернат, имеет право:

Самостоятельно выбирать тип своего постинтернатного сопровождения;

Участвовать в разработке плана своего сопровождения;

Участвовать в групповой и индивидуальной работе, предлагаемой специалистами;

Обращаться к специалистам школы-интернат по личным вопросам.

Социальный педагог: _____________ Н.Д.Молотникова

Педагог-наставник: ________ ________________________

Выпускник: ____________ ___________________

    SWOT - анализ процесса адаптации

Потребности выпускника

Ожидания выпускника

Возможные проблемы

Пути предотвращения или решения проблем или «рисков»

Социальный педагог: _____________ Н.Д.Молотникова

Педагог-наставник: ________ ________________________

Выпускник: ____________ ___________________

Таким образом, благодаря полученным данным, представляется целесообразным установить над выпускником следующий тип постинтернатного сопровождения (подчеркнуть):

ПОДДЕРЖКА СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОМОЩЬ

В соответствии с выбранным типом сопровождения составлена следующая программа:

Цель: помощь выпускнику в адаптации к самостоятельной жизни.

ПЛАН

взаимодействия школы-интерната и профессионального училища образования по программе постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускника школы-интерната

Создание условий необходимых для успешной социализации выпускника в условиях ПУ (получение образования, организация досуга, общественная деятельность, содействие адаптации выпускника к условиям жизни и обучения в ПУ).

В течение срока обучения

Администрация ПУ

Продолжить развитие у выпускника жизненно важных навыков и умений.

В течение срока обучения

Педагогический коллектив и куратор ПУ,

Обеспечение прав и законных гарантий выпускника

В течение срока обучения

Школа-интернат, ПУ

Обеспечение реализации установленных закон мер социальной поддержки выпускника

В течение срока обучения

Администрация ПУ

Мониторинг успешности адаптации (по утвержденной форме).

В зависимости от типа сопровождения

Выпускник,

педагог-наставник школы-интернат, куратор ПУ

Обмен между специалистами школы-интернат и ПУ необходимой документацией, связанной с мониторингом успешности процесса адаптации, личностью выпускника.

По мере необходимости

Администрация школы-интернат, Администрация ПУ

педагог-наставник, куратор ПУ,

Обустройство собственного жилья и быта выпускника.

По мере получения жилья и запросу выпускника

Выпускник, Администрация школы-интернат, Администрация ПУ

Педагог-наставник, куратор ПУ.

Социальный педагог _________________________ \ Н.Д.Молотникова

Педагог-психолог ____________________________ \ Л.Ф.Квернадзе

Педагог-наставник ______________________________________________

Выпускник _____________________________________________________

Куратор ПУ _____________________________________________________

6. Мониторинг успешности адаптации

за период с _____________ 20____ г по ____________ 20___ г

Не знает как и куда обратиться за мед. помощью

Нет мед. полиса

Нет необходимых средств для лечения

Занимается спортом и не имеет вредных привычек

Ситуация в норме

Спортом занимается редко, но имеет вредные привычки

Ситуация со здоровьем стабильна, Иногда болеет

Спортом не занимается вообще

Ситуация со здоровьем стабильна, Болеет часто, Не знает где можно заняться спортом

Активность

Активен в обществе

Входит в общественные организации; Принимает участие в выборах; Помогает другим сиротам; Помогает другим.

Пассивен

Ведет замкнутый образ жизни, отказывается от участия в жизни общества, в социуме изгой

Активен асоциально

Неформальные группы; хулиганство; драки

Повышение образования и карьера

Получает профессию

Постоянная работа

Стремится к карьерному росту

Тратит деньги на образование

Повышает квалификацию

Постоянно учится

Смысл жизни и ценности

Имеет мечту, может ее сформулировать и понимает, что надо делать

Стремится реализоваться

Только мечтает

Ничего не делает

Есть цель жизни

Стремиться достигать

Есть положительные ценности

Стремиться создать все, что может

Отсутствует мечта и долгосрочные жизненные планы

Не знает к чему стремиться, ищет занятия; постоянный поиск друзей; ищет помощи в обществе; ищет помощь у родственников; ищет помощь в организациях

Общественно -полезная занятость

Учится или продолжает обучение в ПУ

Учится прилежно, имея цель получить знания, имеет проблемы с посещением занятий, имеет отрицательные результаты обучения, Учится ради получения мат. содержания или бесплатного жилья

Проходит службу в ВС

Ситуация в норме.

Устроился на работу официально

Работает и не имеет взысканий по месту работы

Устроился на работу неофициально

Не стабильный источник к существованию, не хочет утраиваться официально по причине отсутствия возможности (проблемы с документами, мало платят, нет работы и т.д.)

Стоит на бирже труда

Получает пособие и сам активно ищет работу

Временно не работает по уважит. причине

активно ищет работу, решает возникшие трудности

Не хочет работать

Не имеет средств к существованию и не желает работать

Проживание

Живет сам в собственном жилье

Жилье в норме

Собственное жилье требует ремонт

Собирается и занимается ремонтом; Нуждается в помощи, Не хочет делать

Живет на закрепленной площади

Жилье не в норме

Живет у друзей имея собственное жилье

Жилье сдает, Жилье простаивает

Живет, где придется

Не платит

Живет в общежитии

Жилье в норме (временно)

Устройство быта

Быт места проживания в норме

Ситуация в норме

Быт места проживания требует обустройства(приобретение мебели, техники и т.д.)

Собирается и занимается обустройством,

Требуется помощь

Отсутствуют и не созданы нормальные условия быта

Не желает заниматься обустройством

Одевается чисто, аккуратно

Ситуация в норме

Одевается без «вкуса», неаккуратно

Не умеет, не хочет, нет материальной возможности

Следит за своей одеждой, обувью

Ситуация в норме

Не следит за своей одеждой, обувью

Не умеет, не хочет

Следит за прической, ногтями, чистотой тела

Ситуация в норме

Не следит за прической, ногтями, чистотой тела

Не умеет, не хочет

Умеет поддерживать жилище в чистоте, может создать

Ситуация в норме

Не поддерживает жилище в чистоте, может создать уют

Не умеет, не хочет

Свободное время

Культурно проводит

Развивает себя

Проводит с друзьями

Неформальная группа

Проводит с родственниками

Сохранение и поддержание родственных связей

Проводит досуг у себя или друга

Нормальная адаптация в жизни

Гуляет сам по себе

Возможны случайные знакомые

У телевизора, компьютера, занимается в соответствии со своими интересами

Отсутствие желания общаться, Нет друзей, Проблемы в обществе

Досуг не организован

Не умеет распределять время, Стремиться зарабатывать больше, Не знает как организовать досуг

Семейная жизнь

Состоит в офиц. браке

Семья нормальная

Гражданский брак

Семья нормальная; Возможны проблемы в семье

Есть дети

Нормальный образ жизни

Не женился (не замужем)

Нормальный образ жизни; Возможна частая смена партнеров; Имеет трудности в устройстве семейной жизни

Экономическое благополучие

Содержит себя сам

Умеет распределять доходы, Доходы сочетаются с расходами. Помогает деньгами другим.

Денег не хватает

Не умеет распределять доходы, Расходы не соответствуют доходам

Нуждается в деньгах, подрабатывает

Ищет возможности заработать в труде; попрошайничает; ворует; берет в долг

Адаптация в обществе

Самостоятелен и рассчитывает только на себя

Не нуждается в поддержке (не обращается регулярно за помощью)

Испытывает трудности, но пытается справляться с ситуацией

Требуется моральная поддержка. Требуется помощь специалистов

Требуется материальная помощь

Не адаптировался

Попал в тюрьму; бродяжничает;

Сомнительная компания

Злоупотребляет алкоголем.

Употребляет наркотики.

Отрицательный результат

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

________________________________________________________________________________________________________________

(краткий вывод о результатах социальной адаптации выпускника)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

На основании результата проведенного мониторинга, а также по итогам индивидуальной беседы с выпускником даны следующие рекомендации:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-наставник: ________ ________________________

Выпускник: ____________ ___________________

Пример: овладение специальностью; умение оформлять документы на приватизацию жилья и получение пенсии; овладение навыками и умениями косметического ремонта жилья; достижение психологической готовности к самостоятельной жизни; умение оформлять личные документы, различные заявления, вносить платежи; умение конструктивно взаимодействовать с окружающими. Оказание психологической помощи ребенку – это услуга, а не задача. Задача - овладение навыками психоэмоционального расслабления.

Пример. Задача - Умение оформлять личные документы, различные заявления, вносить платежи.

1) Обучение выпускника производить расчет потребления электроэнергии (снять показания со счетчика, заполнить квитанцию, сходить в сберкассу – заплатить) - ответственный социальный педагог

Формы и методы постинтернатного сопровождения

выпускников учреждений для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - особая категория детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. У них нет родителей, или родители лишены родительских прав: уклоняются от воспитания детей, защиты их интересов.

Около 15000 детей ежегодно выходят из детских домов. По прогнозам Генеральной прокуратуры РФ, в течение нескольких лет после выпуска 5000 из них становятся безработными, 6000 - бездомными, у 3000 будут судимости и 1500 покончат с собой.

Перед выпускником детского дома остро встает проблема включения в социум. Он просто поставлен перед фактом радикальных перемен, новой социальной среды, к которой вынужден приспосабливаться. Представители данной социальной группы испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений, значительная их часть пополняет ряды правонарушителей.

К сожалению, в государственных структурах до сих пор отсутствует система организованной помощи детям-сиротам после выхода из детского дома. Организационная структура образовательных учреждений для детей-сирот нуждается в создании новых форм.

В Ярославской области функционируют 22 образовательных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых воспитываются 750 человек.

Постановлением Правительства Ярославской области №313-п от 12.04.2012г. утвержден порядок формирования служб постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и определены направления работы (консультирование, оказание социальной и психологической помощи, предоставление услуги временного проживания). В соответствии с этим нормативным документом, на базе 5 детских домов Ярославской области функционируют службы постинтернатного сопровождения.

С 01 января 2013 года на базе ГОБУ ЯО специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №6 на основании Приказа Департамента образования Ярославской области создана служба постинтернатного сопровождения «Содействие». Работает отделение социальной и психологической помощи. Специалисты службы сопровождают лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих на территории города Ярославля.

Целью деятельности службы является организация и обеспечение социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им социальной помощи в реализации их прав и законных интересов.

Специалистами службы создана модель сопровождения выпускников учреждений интернатного типа и приемных семей, которая включает три направления работы:

1. Информационно-аналитическое:

  • создание банка данных о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • анализ профессионально-личностного становления выпускников;
  • ведение карт сопровождения выпускников;
  • отслеживание результатов сопровождения выпускников.

2. Социально-психологическое:

  • защита личных, жилищных, имущественных прав и интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения профессионального образования и трудоустройства;
  • повышение психологической устойчивости лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • решение социально-бытовых вопросов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • реабилитационные мероприятия для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3. Организационно-методическое:

  • организация деятельности, направленной на поддержку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • организация теоретических семинаров по обучению педагогов социально-правовой и психолого-педагогической помощи лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • разработка методических материалов по организации индивидуального сопровождения и поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в процессе социализации.

Работа с выпускниками начинается со сбора информации и составления базы данных. С этой целью осуществляется связь с учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же с учреждениями профессионального образования. Полученная информация используется для расширения и развития содержания базы данных, которая составлена в программе Microsoft Office Access.

Работа с базой данных позволяет:

  • получать удобный доступ к данным выпускника (пополнение, анализ, корректировка данных);
  • производить выборку по различным параметрам;
  • проводить мониторинг жизнеустройства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На 1 мая 2015 года в базе данных находится информация о 585 выпускниках: в возрасте от 18 до 23 лет – 398 человек, до 18 лет – 85 человек, старше 23 лет – 102 человека.

Кроме информации о дате рождения, адресе регистрации по месту жительства и профессиональном образовании выпускника, указываются данные, способствующие оказанию оперативной помощи, такие как поддерживающая сеть и факторы риска. В контактной информации указаны не только телефон и адрес фактического проживания, но и адрес в социальной сети и электронный адрес (e-mail).

Контакт с выпускником осуществляется следующими способами:

  • через социальные сети;
  • при выезде специалистов по фактическому адресу проживания;
  • на встречах-конференциях;
  • через ближайшее окружение выпускника (друзья, родственники, соседи).

За каждым, обратившимся в службу постинтернатного сопровождения, закрепляется специалист из числа сотрудников. Определение вида сопровождения и составление индивидуальной программы сопровождения осуществляется на основе анализа проблем социализации выпускника.

Виды сопровождения:

  • оперативное сопровождение (если действия, предпринимаемые для решения проблем, носят срочный, неотложный характер, в качестве меры экстренного реагирования на внезапно возникающие, острые проблемы выпускника);
  • активное сопровождение (повседневная психолого-педагогическая и юридическая помощь). Данное сопровождение не включает круг вопросов, требующих скорейшего решения и, в отличие от оперативного сопровождения, применяется в стабильной для выпускника жизненной обстановке;
  • активное наблюдение применяется при наличии нормальных условий для жизни, трудоустройства на постоянную работу и другое. Отличие этого вида сопровождения от других заключается в более «спокойной» форме участия в жизни выпускника.

В соответствии с видом сопровождения определяются конкретные формы и методы работы, необходимые для достижения поставленной задачи.

Наиболее востребованными являются консультации специалистов: социального педагога, педагога-психолога, юрисконсульта.

В случае возникновения непредвиденной жизненной ситуации, предусмотрено несколько способов обращения в службу «Содействие»: он-лайн (через официальную группу в социальной сети, по скайпу), по телефону доверия, при личном визите (возможны индивидуальные и групповые обращения).

Так же востребованной является работа специалистов группы оперативного реагирования на трудную жизненную ситуацию выпускника. В состав группы входят социальный педагог и педагог-психолог, способные на месте урегулировать конфликтные ситуации выпускника с ближайшим окружением и предоставить квалифицированную помощь.

Выезды специалистов обеспечивают объективную оценку социально-бытовых условий самостоятельной жизни.

С целью решения проблем выпускников, происходит и межведомственное взаимодействие с различными организациями: Пенсионный Фонд, миграционные службы, службы судебных приставов, организации сферы ЖКХ, пр.

Проводимая работа фиксируется в индивидуальной программе сопровождения выпускника, а ее результат является неотъемлемой частью мониторинга жизнеустройства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мониторинг жизнеустройства проводится с использованием двух форм сбора информации: при непосредственном контакте с выпускником и при опосредованном контакте.

Для получения информации непосредственно от выпускников, используются методы: анкетирование и беседа.

При опосредованном контакте с ближайшим окружением выпускника происходит сбор информации и анализ результатов выполнения мероприятий индивидуальных программ сопровождения.

Еще одним источником информации является отслеживание активности в социальной сети. В результате исследования, проведенного специалистами службы постинтернатного сопровождения, информация и статусы, указанные на личных страницах в 87% случаев соответствуют реальным данным.

Работа в социальной сети активно используется специалистами и дает положительные результаты. Выпускники проводят в социальной сети практически все свободное время. Там они общаются с друзьями, смотрят видео, слушают музыку. Им комфортно использовать социальную сеть, она имеет привычный интерфейс, что обеспечивает простоту использования.

В группе размещена информация о правах и обязанностях выпускников учреждений интернатного типа, комментарии к законам, фото со встреч специалистов службы с выпускниками, с мероприятий службы постинтернатного сопровождения «Содействие», статьи о здоровье, психологическом комфорте, пропаганде здорового образа жизни.

Используя контакты группы, можно написать сообщение специалистам. Выпускникам нравится общаться со специалистами через интернет. На 1 мая 2015 года в группе состоят 136 человек, общаются со специалистами через социальную сеть более 250 человек.

В совокупности, вся вышеперечисленная информация является подтверждением того, что специализированная группа для выпускников в социальной сети должна быть востребована, а он-лайн консультации специалистов службы «Содействие» дают положительный результат.

Специалисты службы постинтернатного сопровождения, используя данные формы и методы постинтернатного сопровождения, добиваются положительных результатов работы: наблюдается положительная динамика социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, происходит оказание социальной помощи в реализации их прав и законных интересов.

Работа специалистов службы постинтернатного сопровождения «Содействие» является необходимым и востребованным инструментом для организации и обеспечения социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказания им социальной помощи в реализации их прав и законных интересов.


Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.

Покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

ведут иждивенческий образ жизни;

страдают от алкогольной зависимости;

совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.

Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

Программа рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускников детского дома.

Программа постинтернатной адаптации выпускников детского дома строится на основе пяти разделов:

Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

Социально-педагогическое консультирование

Социально-профилактическая работа

Социальное воспитание

Защита прав и интересов выпускников

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в общество.

Задачи программы:

Содействовать адаптации выпускника детского дома к условиям жизни и обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования и средне - профессионального образования.

Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника детского дома.

Создавать условия для успешной социализации выпускника детского дома после окончания им учебного заведения.

Методологические основы программы

Личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);

Концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).

Теоретическую основу программы составили:

Гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);

Теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);

Теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);

Положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);

Концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);

Исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).

Принципы, на основе которых реализуется программа

Принцип гуманизма

Принцип демократизации отношений

Принцип индивидуального личностного подхода

Принцип природосообразности

Принцип творчества и свободы

Принцип свободы и выбора

Принцип деятельности

Принцип культуросообразности

Принцип комплексности и целостности

Принцип научности.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип мультидисциплинарности

Программа основывается на социально - педагогические технологии:

Технология гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили

Технология педагогической поддержки - О.С. Газман

Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд

Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.

Методы работы, используемые в программе:

Теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;

Методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

Практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);

Метод социологического исследования по адаптации выпускников;

Методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);

Техники работы, используемые в программе:

самораскрытия;

убеждения;

установления логических взаимосвязей;

разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;

выявления социального "Я";

обучения поиску информации.

Программа состоит из 5 разделов.

РАЗДЕЛ 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.

диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;

диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, - образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);

изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);

диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;

изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;

Приложение 1.

РАЗДЕЛ 2. Социально-педагогическое консультирование

Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.

Индивидуальное консультирование - оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.

оказание помощи в затруднительных ситуациях;

совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;

работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, "социальной сети" (составление индивидуального плана реконструкции "социальной сети");

составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;

оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.

РАЗДЕЛ 3. Социально-профилактическая работа

Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.

консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;

работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой "социальной сети", если таковая отсутствует;

оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;

социально-правовое просвещение выпускников;

профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);

профилактика межличностных конфликтов.

Приложение 2.

РАЗДЕЛ 4.Социальное воспитание

Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.

работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);

коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т.д.);

коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т.д.);

коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;

работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети".

РАЗДЕЛ 5. Защита прав и интересов выпускников

Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.

решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;

помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;

представительство в правозащитных и административных органах;

оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;

оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.

Ожидаемый результат

1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе;

2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома;

3. Создание службы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома;

4. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования

5. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

Внимание к проблеме постинтернатного сопровождения выпускников в Российской Федерации стало уделяться в конце 90-х гг. XX в. Несмотря на достаточно успешный процесс деинституализации воспитания детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, сегодня в детских домах и школах-интернатах России находится более 700 тыс. детей. Каждый год около 18 тыс. воспитанников выходят во взрослую жизнь. К характеристикам выпускников данной категории следует отнести: повышенный уровень виктимности, т.е. высокую вероятность стать жертвой насилия, обмана, жестокости и т.п.; социальную изоляцию, которая, в свою очередь, приводит к таким последствиям, как депрессия, низкая самооценка, инфантилизм, низкий уровень социальной компетентности, активности, конфликтности; отклонение в поведении - при несформированности моральных норм и ценностей, навыков самостоятельного планирования жизни повышается вероятность отклонения от принятых в обществе норм поведения сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем в виде нарушения закона с целью повышения уровня жизни.

Круг проблем, с которыми сталкиваются выпускники в постинтернатный период, достаточно широк: получение жилья, поступление в учебные заведения, трудоустройство, влияние асоциальных компаний, неоднозначное отношение со стороны общества, боязнь неизвестного, одиночество и т.п.

Все это подтверждает востребованность постинтернатного сопровождения выпускников данной категории.

В современном российском законодательстве «постинтернатное сопровождение» выпускников государственных интернатных учреждений характеризуется как в широком, так и узком смыслах: в первом случае, как комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направленных на успешную социальную адаптацию выпускников учреждения для детей-сирот, их самореализацию, снижение числа правонарушений и преступлений, совершаемых как самими лицами указанной категории, так и по отношению к ним; во втором случае, как деятельность постинтернатных воспитателей (специалистов) по оказанию содействия лицам из числа детей-сирот в получении образования, трудоустройстве, защите и обеспечении реализации прав на жилое помещение, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, а также по обеспечению физического, психического, нравственного и духовного развития, осуществляемого на основе договора о постинтернатном сопровождении.

Под сопровождением в данном контексте понимается комплекс действий представителей государственных и общественных институтов, обеспечивающих интериоризацию выпускниками общественных ценностей, их включенность в значимые события, способствующие становлению субъектной жизненной позиции и самореализации в соответствии с ней.

По своей сути, постинтернатное сопровождение предполагает взаимодействие сопровождающего специалиста(ов) и сопровождаемого - выпускника учреждения государственного попечения, направленное на разрешение его проблем.

Функции постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений следующие:

  • ? диагностическая (диагностика возникшей проблемы);
  • ? информационная (информирование сопровождаемых о существе проблемы и путях ее решения);
  • ? консультационная (консультация на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы самими клиентами сопровождения);
  • ? первичная помощь на этапе реализации плана решения проблемы.

Постинтернатное сопровождение выпускников интернатных учреждений наряду с правовыми, экономическими функциями, реализует целый комплекс социально-психолого-педагогических задач, которые направлены на реализацию социального и профессионального самоопределения и способствуют преодолению трудностей их социализации. Миссия постинтернатного сопровождения заключается в том, чтобы обеспечить успешную интеграцию детей-сирот в общество в качестве его полноценных членов, отличающихся самостоятельностью, мобильностью и ответственностью в соответствии с требованием времени.

Постинтернатное сопровождение выпускников учреждений государственного попечения можно рассматривать как с содержательной, так и организационной точки зрения.

С организационной точки зрения постинтернатное сопровождение выпускников - межведомственная система помощи, структурными элементами которой являются учреждения и службы, ответственные за данное направление работы с детьми-сиротами. Общей целью деятельности системы постинтернатного сопровождения детей-сирот является интеграция выпускников данной категории в общество в качестве его полноценных членов.

Постинтернатное сопровождение выпускников данной категории может иметь разный характер включенности.

  • 1. По степени участия сопровождающего: непосредственное и опосредованное. Целью непосредственного постинтернатного сопровождения, осуществляемого в процессе взаимодействия с выпускником детского дома или школы-интерната, является конструктивный совместный поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Основная задача опосредованного постинтернатного сопровождения - стимулирование воспитанника к самостоятельному разрешению проблемы.
  • 2. По времени оказания: опережающее, актуальное (своевременное), предупреждающее последействие.

Суть опережающего сопровождения состоит в том, что воспитанник получает от субъекта постинтернатного сопровождения дополнительную информацию еще до того, как у него возникла подобная проблема. Актуальное (своевременное ) сопровождение осуществляется непосредственно в момент возникновения у выпускника интернатного учреждения потребности в поддержке, по его запросу или же по внешним признакам надвигающейся на него опасности физического или психологического плана. Характерная особенность этого вида сопровождения - вопросно-ответная форма обращенности к конкретному молодому человеку и при экстренной необходимости привлечение специалистов в той или иной области (психолога, социального педагога, медика, представителей правоохранительных структур).

Цель предупреждающего сопровождения, оказываемого после произошедшего события, способного вызвать проблему, - нивелировать первоначальный стресс, снять напряженность и предупредить возникновение и развитие возможных последствий.

3. По длительности: единовременное, пролонгированное, дискретное.

Единовременное сопровождение оказывается в том случае, когда сопровождающий специалист уверен, что выпускник способен самостоятельно справиться с возникшей трудностью, но он нуждается в психологической поддержке, вселяющей в него уверенность в собственные возможности. Пролонгированное сопровождение осуществляется в том случае, когда выпускник интернатного учреждения длительное время не может самостоятельно справиться с проблемой и требует наблюдения со стороны взрослого человека. Дискретное сопровождение применяется при необходимости корректировать развитие ситуации.

Таким образом, постинтернатное сопровождение распространяется на всех выпускников детских интернатных учреждений и планируется на весь период постинтернатной адаптации, включая различные жизненные фазы и сферы деятельности выпускника. Планирование помощи должно основываться на учете индивидуальных и возрастных особенностей выпускника, уровня его готовности к самостоятельной жизни.

  • ? выпускники, испытывающие трудности в трудоустройстве (потерявшие работу, безработные, состоящие или не состоящие на учете в службе занятости);
  • ? одинокие матери-выпускницы, воспитывающие детей;
  • ? выпускницы, имеющие детей-инвалидов;
  • ? выпускники, имеющие инвалидность;
  • ? выпускники, отбывающие наказание или вышедшие из мест лишения свободы;
  • ? выпускники, склонные к асоциальному поведению;
  • ? выпускники, имеющие проблемы с обеспечением жильем (не имеющие закрепленного жилья; имеющие закрепленное жилье, которое пришло в негодность; проживающие с кровными родителями и (или) другими родственниками, ведущими асоциальный образ жизни).

Постинтернатное сопровождение выпускников интернатных учреждений осуществляется на основе следующих принципов.

  • 1. Принцип учета возрастных особенностей (адресности) бывших воспитанников детских домов.
  • 2. Принцип доброжелательности и безоценочности. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с выпускником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении сопроводительной деятельности, когда специалист (социальный педагог, педагог-психолог и т.п.) пытается услышать выпускника, понять его трудности и проблемы, не критикуя и не сравнивая его с другими.
  • 3. Принцип сотрудничества. Этот принцип отражает как содержательную, так и технологическую суть постинтернатного сопровождения, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствий и помощь в конструктивном разрешении проблем.
  • 4. Принцип конфиденциальности. Вся информация, получаемая в процессе доверительного общения с выпускником, бесед, консультаций, особенно при диагностическом обследовании, должна быть строго конфиденциальной, т.е. доступна лишь тем, для кого она предназначена. Только при полном доверии к специалисту, осуществляющему сопровождение, помощь будет не только принята выпускником, но и, став эффективной, приведет к его активной внутренней работе.

Состояние воспитанников интернатных учреждений, стоящих на пороге выхода из детского дома, можно охарактеризовать как растерянность перед самостоятельной жизнью. Перед ними формально множество жизненных путей. В тоже время реализация этого выбора затруднена и ограничена. Выпускник находится, как правило, в состоянии психологического стресса. Это связано с увеличением психологической нагрузки. «Самостоятельность» - это слово одновременно и пугает и «желание свободы». Поэтому выпускники выходят из детского дома с чувством страха, неуверенности, одиночества. Для многих воспитанников детский дом был родным домом около десяти лет. Если в детском доме о нём заботились, его обеспечивали, то вне учреждения надо самому обеспечить условия для нормальной жизни. Им предстоит практически заново выстроить и организовать собственное жизненное пространство.

Практически отсутствует какая бы, то ни было преемственность жизни в детском доме и самостоятельной жизни выпускников. У детей из семьи такого разрыва нет. Они, как правило, осуществляют переход к самостоятельной жизни более планомерно и у них есть определённая преемственность жизненного пространства.

Таким образом, когда для детей - сирот начинается самостоятельная жизнь, перед ними стоят две первоочередные насущные задачи: перейти практически на самостоятельное жизнеобеспечение и обозначить границы своего нового пространства.

Большой проблемой для 90% выпускников является жилищная проблема. Как правило, дети, воспитывающиеся в детских домах, имеют закреплённое жилое помещение, там, где они раньше проживали со своими родственниками. За время проведённое ребёнком в детском доме родители, лишенные родительских прав, всё больше спиваются, деградируют как личности, и жить с ними в одной квартире просто невозможно. Одной из причин, усугубляющих неблагополучное положение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится сокращение доли государственного строительства. Не соблюдаются нормы жилищного законодательства, предусматривающие сохранение жилплощади за детьми, помещенными на воспитание в государственные детские учреждения, к родственникам, опекунам. К сожалению, нередко органы опеки и попечительства, администрации интернатных учреждений не принимают должных мер к закреплению жилой площади за данной категорией граждан. Это позволяет лицам, лишенным родительских прав, другим членам семьи, опекунам, жилищным органам распоряжаться ею вопреки правам и законным интересам несовершеннолетних. После выхода из детского дома подросток, у которого есть родители, часто возвращается в их квартиру и вновь погружается в асоциальную среду неблагополучной родительской семьи.

Более 50% выпускников считают, что у них не шансов найти приемлемые условия сосуществования с родителями и родственниками. В то же время отсутствие позитивного образца отношений «родитель - родитель» и «родитель - ребенок» приводит к смещению ценностных ориентаций: в системе жизненных ценностей выпускников детских домов, заботливые родители и родственные связи как самоценность фигурируют лишь у 14 %.

Психологические проблемы появляются и во время учёбы в профессиональных учебных заведениях. «Стыдно признаться, что детдомовец, боясь жалости к себе» - вот мнение одного из выпускников. Это могли бы сказать многие. Часто воспитанники детских домов скрывают от своих сокурсников, что они воспитывались в детском доме. Сказать, что тебя предали самые близкие люди - страшно стыдно.

Им сложно бывает найти друзей из числа «домашних» сверстников. «Мы разные. Они мыслят по-другому. Мы слишком выкладываем всё о себе, а потом получаешь за это насмешки», так считают некоторые выпускники.

Выражение «грызть гранит науки» часто имеет почти конкретный смысл. Для многих тяжело даётся учёба. Сегодня только 6% выпускников детских домов поступают в высшие учебные заведения, 23 - 33% - в учреждения среднего профессионального образования, 60% - в учреждения начального профессионального образования.

Радует, что сокращается доля выпускников, устраивающихся на работу без профессиональной подготовки.

В первый год после выхода из детского дома выпускники нуждаются в поддержке. Более 50% считают необходимым, чтобы с ним был кто - то рядом, иначе они испытывают беспомощность. Они надеются на покровительство без опоры на собственные ресурсы.

Очень часто выпускники не умеют правильно пользоваться самостоятельностью, хотя находясь в детском доме, стремятся к ней. Под любым предлогом прогуливают учебные занятия, не умеют правильно распоряжаться своим бюджетом.

Ощущение сиротства сопровождает выпускников детских домов на протяжении всей жизни. От того, насколько благополучно или неблагополучно сложилась их жизнь, зависят частота воспоминаний о детстве и отождествление себя с референтной группой сирот. Все свои проблемы дети-сироты заслуженно или незаслуженно объясняют одиночеством, воспитанием в детском доме и предвзятым отношением к ним окружающих.

Проблемы сироты не решаются не только до достижения им 23 лет, как это предусмотрено законом, а в течение всей жизни.