Папка передвижка семейные традиции культура общения. Консультация на тему: Папка передвижка "Семейные традиции"

Галина Ивановна Кузнецова
Детско-родительский проект «В каждой семье свои традиции»

Детско-родительский проект «В каждой семье свои традиции»

1. Актуальность

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября – Дня октябрьской революции 1917 года, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталась - трансформировавшись, часть канули в небытие, ну и, конечно же появились новые.

Изменились и взгляды на понятие "семьи", на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.

Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи дружной и крепкой,

у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

В нашей группе была проведена опрос-беседа с детьми и их родителями о том, что такое семейные традиции и существуют ли они в их семьях. На основе данного опроса был сделан вывод, что многие родители даже не знают, что такое семейные традиции и не понимают их значения в воспитании детей. Что же тут говорить о детях?

В связи со всем выше сказанным возникла необходимость в разработке данного проекта, направленного на приобщение детей к семейным традициям и на просвещение родителей по данному вопросу.

2. Концепция

Семья, по признанию учёных, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство. В крепкой, надёжной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».

Психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношений с сыном или дочерью.

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка» (Закон РФ «Об образовании»).

Традиция – это множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой или функциональной семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.

Семейные традиции – это:

В первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка;

Торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз;

Традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку;

Это традиция вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи;

Это совместные игры;

Поздравление родственников;

Традиционные походы, прогулки и пикники на природе;

Составление своей родословной и семейных альбомов;

Коллекционирование;

Проведение семейных концертов.

2.2 Вид и типология проекта

· Информационно-творческий

· Краткосрочный

· Совместный с родителями

· Групповой

2.3 Участники проекта

Участниками данного проекта являются дети 4-5 лет, педагоги, семьи воспитанников.

2.4 Цель и задачи проекта

Цель проекта:

Формирование у детей 4-5 лет желания поддерживать и приумножать традиции своей семьи.

Задачи проекта:

Для детей:

Формировать элементарные представления о семейных традициях;

Развивать познавательные навыки;

Воспитывать интерес к традициям своей семьи.

Для педагогов:

Создать условия для формирования у детей 4-5 лет устойчивого интереса к традициям своей семьи;

Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Для родителей:

Повысить уровень знаний по теме проекта;

Активно взаимодействовать с педагогами в процессе приобщения детей к семейным традициям.

2.5 Предполагаемые результаты реализации проекта

По окончании проекта дети:

Познакомятся с традициями своей семьи;

Будут поддерживать и приумножать семейные традиции.

2.6 Продукт проекта

Продуктом данного проекта является альбом «Семейные традиции».

3. Стратегия и тактика проектных действий на всех этапах реализации проекта

I Этап – Концептуальный.

Выбор темы проекта, мотивация выбора.

Формулирование целей и задач проекта.

Определение содержания проекта (проектно-тематический план).

II Этап – Формирующий.

Выполнение проектно-тематического плана.

III Этап – Заключительный (рефлексия)

Презентация проекта (оформление альбома).

Анализ достижения поставленных целей, результатов. Самооценка степени реализации проекта.

Проектно-тематический план.

Работа с детьми

«Моя семья»

пальчиковая игра

«Колыбельные»

НОД – коммуникация

«Уложим куклу спать»

сюжетная игра

«Папа, мама, я…»

НОД – художественное творчество

«Мамины помощники»

«Мой день рождения»

«Семейный праздник»

сюжетно-ролевая игра

«Любовь, доброта, забота»

«Счастливый выходной»

составление детьми небольших рассказов

Взаимодействие с семьями воспитанников

«В каждой семье свои традиции»

родительское собрание

«Как организовать семейный праздник»

папка-передвижка

«Не забывайте народные игры»

консультация

«Семейные традиции»

подбор материала для альбома (работа в микрогруппах)

Соблюдая семейные традиции, следуя опыту и обычаям своих предков, люди духовно обогащаются, их неизменными чертами становятся доброта, отзывчивость и самопожертвование ради близкого человека, и эти качества сопровождают их всю жизнь, передаваясь от родителей детям, которые, в свою очередь, тоже выстроят крепкую и любящую семью с добрыми традициями своих предшественников.

Список литературы

1. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М. : УЦ «Перспектива», 2013.

2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.

3. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4 – 6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов / Г. Н. Жучкова. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.

4. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

5. Коломийченко Л. В., Воронова О. А. Семейные ценности в воспитании детей 3 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2013.

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2012.

«Роль народных традиций

в семейном воспитании».

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, любовь к Родине.

Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

Наше время – это время новых отношений. Сейчас нашему обществу особенно нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие рационально и трезво мыслить.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

Необходимость семейного воспитания будущего семьянина через народные традиции не нуждается в доказательствах.

Особенность домашнего воспитания состоит в том, что оно осуществляется в ходе повседневного взаимодействия взрослых и маленьких членов семьи, без специальных "уроков".

Современные научные данные доказывают, что образ семьи формируется у ребёнка в первые годы его жизни. Между тем обследование дошкольников свидетельствует о скудной информированности детей о своих близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов своей семьи.

Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, - причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких.

Именно в семье складывались и сохранялись народные воспитательные традиции и поддерживались коллективным, общественным мнением.

Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции,

обычаи, праздники и обряды, с помощью которых

народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и

психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. В семейном воспитании четко выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной. Вся народная этика сводится, главным образом, к семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом залог преемственности связи поколений, сохранения фамильной чести, уважения к предкам.

Одной из характерных черт народной педагогики, является культ матери, культ родителей, культ старшего человека вообще. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает», - говорится в русской пословице. "Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют", - подмечают казахи.

Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью. Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок.

Во все времена велико и ничем незаменимо было место отца в семье. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. О роли отца в семье в народе говорится: "Отец жив - смотри на его поступки, отец умер - помни о его воле".

Большое значение в воспитании детей традиционно играло старшее поколение - бабушка и дедушка со стороны отца.


Дедушки и бабушки считались

в народе лучшими педагогами,

хранителями многовековых педагогических

традиций. Воспоминания стариков представляли собой ознакомление детей с историей родной страны, и одновременно словесное воздействие на их сознание с целью формирования нравственных взглядов. У почитавшего стариков эти рассказы вызывали патриотические, национальные чувства, воспитывали миролюбивые черты.

Народной педагогикой было установлено, что дети имеют большую склонность к подражанию, особенно родителям и старшим в семье. Народ пришел к верному выводу: достоинство человека не передается по наследству, все зависит от воспитания. Это наблюдение закреплено, например, в такой пословице: "У хорошей чашки и содержимое хорошее, у хорошей матери и дочь хорошая".

Наблюдая за поведением родителей и старших в домашней обстановке, он запоминал неписаные правила взаимоотношений между членами семьи, семейно-родственных отношений, обхождения с гостями и посторонними, учатся семейно-обрядовой культуре, культуре межличностных отношений, искусству народного воспитания.

Какие требования предъявляет народная педагогика

родителям и старшим в семье, чтобы они могли предстать

перед детьми положительным нравственным примером?

Прежде всего - создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, оно отличается обоюдным уважением и дружбой родителей. "В дружной семье благодать, где раздоры - там погибель". Такой воспитательный подход не только создает атмосферу гуманных отношений в семье, но и позволяет старшим обрести тот авторитет, на основе которого они получали право давать детям советы, наставления, приказания.

Самым важным, высоким моральным качеством человека всегда было его трудолюбие. Труд - главное средство воспитания в семье. Глубокое уважение к труду, понимание значения его в жизни человека находят отражение во многих пословицах казахского народа .

Воспитание в семье детей без труда народ не представляет. В семье дети обучаются, готовятся к жизни, совместному труду с родителями, взрослыми. Трудиться начинают с малых лет. В семье каждому ребенку, с учетом его возраста, находится вид труда, и он имеет постоянные трудовые обязанности.

Весьма важным качеством у народа является гуманизм и вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства . Умение принимать гостей - большое искусство, которому старшие с любовью обучают молодежь. Гостеприимство у народа означает не просто кормление гостя - главным образом, это признак уважения к человеку.

В современном обществе наблюдается возрождение интереса к истории народа и национальной культуре . Люди вновь стали отмечать народные праздники. В чем же их привлекательность? Во-первых, в эмоциональной насыщенности. Во-вторых, в комплексности, так как каждый праздник обязательно предполагал словесные, музыкальные, песенно-танцевальные и игровые формы. В-третьих, в огромном нравственном потенциале. В-четвертых, в их познавательной ценности.

На праздники или другие важные события в семье принято было дарить подарки, изготовленные своими руками. Праздники интегрировали нравственные и эстетические представления, формировали у подрастающего поколения знания об окружающей действительности, помогали включиться в реальную социальную жизнь.

Трудное дело - воспитать человека, оно требует заботливого и внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одним выводом:

"Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка".

Народное воспитание имеет одно неоценимое

преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво

формирует у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.

С самого рождения семья оказывает на ребёнка определенное влияние, закладывается фундамент всех поведенческих реакций. Именно родители, бабушки, дедушки дают первые уроки жизни в обществе, ведь дети являются маленькими копиями своих родителей.

И ошибочным является мнение о том, что образовательные учреждения должны формировать нравственные качества. Только сотрудничество семьи и сада может дать благотворные всходы на этой почве.

ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ

Традиция 1. «Семейные праздники»

Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (Ответы)

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник - это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от о важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», – писал Константин Ушинский.

Как вы устраиваете детские праздники в своей семье? (Ответы)

Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.

Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка ставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам выразит желание спеть или станцевать, если это выпадет игре или по фанту.

Как думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку? (Ответы)

Да, желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.

В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.

Какие подарки вы дарите своим детям? (Ответы)

Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, скакалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного или в кругу семьи.

Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка на косяке двери – пусть он видит, на сколько, он подрос за год.

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы, будут наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарков для родственников. Это посеет семена доброты у вашего ребенка.

Традиция 2. «Составление родословной своей семьи»

В качестве примера показывается чья-либо родословная в готовом виде.

Попробуйте сейчас составить родословную своей семьи. Начните с себя.

У кого получился самый многочисленный род?

Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, дедушки, бабушки?

Кто придумал имя, которое вы носите?

Кто придумал имя вашему ребенку? Знает ли он об этом?

О чем говорят ваши инициалы?

Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите свое семейное дерево вашего рода. Это станет самой драгоценной частицей наследства, которое мы можем и должны оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. И в этом может оказать хорошую помощь семейная книга «Это я, твоя бабушка».

Традиция 3. « Семейные архивы»

Это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.

Есть ли в вашем доме семейный альбом?

Традиция 4. «Семейный альбом»

Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда листали его в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция 5. «Семейный отдых на природе»

Скажите, у кого из вас в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?

Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей за город, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей живой природы, провести с ребенком игры природного содержания («Кто где живет», «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет»). Можно предложить ребенку нарисовать с натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенек. Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги, а дома изготовить забавные поделки. И просто великолепно перекусить на лесной полянке (уходя не забыть забрать свой мусор, приучая ребенка правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом – лес).

Традиция 6. «Семейное посещение музея, выставок»

Кто из вас постоянно ходит с детьми в музей, кинотеатр?

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Традиция 7. «Коллекционирование»

Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Да, конечно, можно посадить ребенка за стол и учить писать буквы и цифры, но мы должны при этом помнить, что обучение – это задача начальной школы, что раннее обучение ведет к ухудшению психического развития детей (интеллектуального и личностного), что проявилось в массовой неготовности дошкольников к школьному обучению. Наша задача – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.

Что можно коллекционировать в семье?

Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т.д. Посещение различных выставок и музеев может дать вам толчок в этом виде деятельности.

Традиция 8. «Игры с ребенком»

Скажите, в какие игры и как часто вы играете с ребенком? Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?

Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизни начала свое движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности.

Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание, выделять в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию во время игры в соответствии со взятой на себя ролью.

Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, шахматы. Советуем вам обязательно играть с ребенком в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т.д.

Традиции в ДОУ

  • Утренние 5-минутки: «Рассказ о прочитанной дома книге» - каждый день.

Белорусские традиции обусловлены многонациональностью этой удивительной страны: издавна здесь соединились культуры литовских племен, русского, польского, еврейского и украинского народов. Однако, несмотря на это, у белорусов есть свои, присущие только им, обычаи и традиции. Особенно почитаемы в стране обряды, связанные с древнеславянскими языческими праздниками, такими как Ивана Купала, Масленица, Встреча весны, и другие. В наше время, такие традиции, связанные с явлениями природы и временами года, тесно переплелись с христианскими, и сформировали общую национальную культуру Белоруссии.

Знаете ли вы, откуда произошло название «Белоруссия»?

Белоруссия раньше называлась «Белой Русью». Это название дал ей царь Алексей Михайлович, во второй половине 17 века, оккупировав эти территории. Слово «белая» в данном случае означает «законная», то есть часть Руси, которая официально присоединена к ней.


Семья в Белоруссии, это – основа всего, и воспитанию ребенка в семье уделялось самое пристальное внимание. В семьях белорусов приветствуется многодетность. Считалось, что чем больше детей родит женщина, тем счастливей будет весь род. Большое внимание уделялось тщательному уходу за малышом в первые годы жизни. Ему пели песенки, рассказывали сказки, потешки, старались всячески сделать так, чтобы дитя почаще улыбалось. Воспитание в белорусской семье было требовательным и строгим, а родители личным примером учили детей трудолюбию, терпению, и уважению к старшим. Физическое наказание применялось крайне редко, а ребенку, который плачет, готовы были купить любую игрушку. Характерным было равное отношение ко всем детям, которые находились большую часть времени под опекой матери. Непререкаемым был авторитет бабушек и дедушек, их слушались, старались угодить во всем, и всегда обращались только на «вы». Детей же было принято называть ласково и нежно: солнышком, зайчиком, ласточкой или цветочком. В целом, семья для белорусов была и есть главным богатством, которым только может обладать человек.


Традиции Белоруссии

Свадебные белорусские традиции


Свадьбы были разрешены лишь в определенные периоды года. В другое время они были под строгим запретом, например в период с 7 по 21 января, а также во время постов и в период сбора урожая.


Обряд женитьбы проходил у белорусов в три этапа:

  • предсвадебный (сватовство и помолвка);
  • сама свадьба (вяселле);
  • послесвадебный (пироги и медовый месяц).

Каждый этап сопровождался своими обязательными ритуалами. Свататься, к примеру, можно было лишь в понедельник, четверг или субботу. Сваты, в количестве 5-6 человек, приходили в дом невесты с подарками и сладостями. Шутливый разговор заканчивался прямым вопросом: согласна ли девушка на свадьбу, и если все прошло успешно, будущие родственники с двух сторон выпивали бутылку, после чего в нее засыпали зерно, в честь будущей богатой жизни молодых.


Перед свадьбой у невесты обязательно проходил девичник, на котором будущая жена прощалась со своей свободой, беззаботной жизнью и плела вместе с подружками красивые венки. В день свадьбы в доме жениха накрывали стол белоснежной скатертью На столе должны были стоять хлеб, вода и свеча. В это время невесту одевали в свадебный наряд, и готовили к выкупу. С шутками, прибаутками и песнями молодые ехали венчаться, после чего праздновали это событие весело и шумно. Медовый месяц начинался с 9 дня после бракосочетания, и продолжался 30 дней.


Кулинарные традиции белорусов


Белорусская кухня – это сочетание сытости, простоты и многообразие способов приготовления одних и тех же (желательно местных) продуктов. До наших дней дошло большое количество древних рецептов, которые являются основой кухни белорусов. Картофель появился в Белоруссии лишь в конце 17 века, а до этого здесь были популярны зелень, бобовые, злаки, ягоды и фрукты, а также большое количество приправ – тмин, льняное семя, горчица, кориандр и хрен. Мясо не было основной пищей, предпочтение отдавалось овощам и изделиям из муки. Блюда из речной рыбы готовили на праздники или в выходные.


Кулинарные изыски белорусского народа

Совет

Если вам посчастливится побывать в Белоруссии, обязательно попробуйте традиционный местный бездрожжевой хлеб. Это необыкновенно вкусно, ведь в него добавляют лен, орехи или семена подсолнечника. Пекут такой хлеб в печах, подкладывая для ароматности кору дуба или листья фруктовых деревьев.


Вывод:

Белоруссия – самобытная древняя страна, в традициях которой пересеклись культурные обычаи многих народов. Уникальное сочетание языческих и христианских ритуалов находит свое воплощение в обрядах этой страны. Белорусы – гостеприимный, доброжелательный и веселый народ, бережно хранящий свою историю, и оберегающий свои обычаи.


Традиции и обряды Белоруссии