Ребенку 4 года очень нервный и раздражительный. Почему ребенок стал раздражительным и нервным

Это наш случай.
Рассказ моего папы о своём папе (моем дедушке). Его папе около 50 лет, он по разным причинам в то время не работал, детей трое, работала только мама, естественно, на разносолы денег не было. Подают всем кашу. Тот: "А! Опять кашка! - и тарелку об пол. В общем, от деда до моего сына холерики все.
Сразу о медицине. Очень благодарна маме, что не таскала меня по невропатологам и выкинула успокоительные, кучу которых выписали сразу, в год или полтора. Когда уже в институте у меня случилось сотрясение мозга и давление стало прыгать, невропатологи, при минимальных жалобах выписывали успокоительные «тоннами», сразу отмечу, что все это бесполезно: либо в сон клонит, либо не влияет, но характера не меняет. С сыном к врачам этого профиля совсем не обращалась, разве что для медкарты и в стиле «у нас все лучше не бывает».
Что делать? Прежде всего не доводить ребенка до развернутой реакции, сворачивать действо раньше. Если с детьми, забирать из такой компании и гулять отдельно. Вообще спокойные не агрессивные движения успокаивают, адреналин нужно сжигать физической работой. Из спокойного состояния доброжелательно объяснять, чего нельзя делать НИКОГДА (драться, обижать других), разбирать случившееся, говорить как надо. Лет до 13 я играла с сыном в ролевые игры на мотив сказочной страны, вставляя в них с юмором наши реальные ситуации. Никогда не настаивать на гребне возбуждения на воспитательных: «Помирись. Извинись. Поделись игрушками». Почаще хвалить. Не говорить, что «Маша, Петя и Вова, хорошие, не то, что ты». Учить не употреблять оскорбительных слов (дурак, глупый, пошел вон и т.п.), а вместо этого подобрать что-то более политкорректное (ты не прав, я думаю по-другому, поговорим позже, мне пора уходить) или отходить без объяснений, чтобы успокоиться. Мой сын не ходил в сад, так что многое было проще: когда дома литературный русский язык, лексикон ребенка иной, чем в садике. Объясните сыну, что подначивают тех, кто заводится. Если он не будет выдавать «с полоборота» бурной внешней реакции, то и «заводить» его перестанут. Когда не получается, лучше приходить на помощь раньше, чем сорвется в крик, делать перерыв. Отвлекать («пойдем чай попьем», «вот мандаринчик, съешь, а потом продолжим», «посмотрим, что там бабушка делает»). Разучивать сложные для ребенка действия отдельно, чтобы это не вызывало такое напряжение «на людях». Чего-то «не замечать». Бросил: «Больше никогда и ни за что!». Иногда разумно не спорить и не возражать. Просто переключиться на что-то приятное. А потом начинать как бы с чистого листа, как будто этого бросания Вы не заметили. Но не в форме «сделай сам», а с какого-то другого конца и вместе. Это трудно, с одной стороны, не «доставать» в момент взрыва, с другой, показать неотвратимость необходимого. Палочки и буквы я писала с сыном больше полугода. Как раз через все: «Не хочу! Не буду! Все равно не выходит». У него был гипертонус рук. Учила расслаблять руки. Писали понемногу, по очереди, «заговаривала зубы», выдавала премии в виде изюма в шоколаде, пересчитывая вместе написанные палочки или буквы и оценивая достоинства каждой (тут разбирался вопрос педагогично подобное поощрение или нет, но сын писать научился и это главное). После письма вместе играли.
С бабушкой – особая песня. Мне мама тоже любила рассказывать прегрешения сына, а я старалась выслушивать без него и кивать да, конечно, лучше бы по другому, но не разбирать не выговаривать ребенку.
С возрастом человек учится сдерживаться, сбрасывать напряжение в разумные стороны (спорт, хобби, уединение или широкая компания). В общем, как сказал врач: «Терпите, мама, водите плавать,...».

Что касается переезда.
1.Ведите себя спокойно, как мне говорили умные люди «приведите себя в спокойное состояние», ибо состояние матери дети чувствуют.
2. Скажите, что на новом месте будет возможность начать все «с чистого листа», начать «новую жизнь», в которой его «психом» считать не будут. Что у него появятся новые друзья, а со старыми он сможет беседовать по телефону и изредка встречаться. Желательно, чтобы ребенок не переживал, а радовался переезду.
3. На вопросы: «...как мне друзей завести,...», - отвечайте подробно, без спешки и раздражения, столько раз, сколько вопрос задается, ребенку надо в беседе с вами понять стереотип поведения в новой компании. Проигрывать новые знакомства. Сын к Вам подошел знакомиться. Вы нему. Мишка, зайчик, Вы и сын в одной компании. Он за себя, Вы за всех, желательно, чтобы ребенку было весело. Сначала Мишка с зайчиком разыгрывают сценку по мотивам реального поведения сына. Потом Вы с зайчиком ту же самую, но вместо реально поведения ребенка показываете нужное. Потом что-то похожее, но уже сын с кем-то, где он должен выдать правильное поведение. Если Вам трудно, сюда можно подключить психолога (хочешь поговорить с человеком, который научит знакомиться и заводить друзей?).
4. На новом месте помогите сыну познакомиться с детьми. Например, выйдите вместе с ним во двор и дальше по обстоятельствам. Например, вынесите какую-то общую игрушку (мяч, бадминтон), познакомьтесь с родителями на площадке, предложите отметить ваше новоселье. Можно позвать к себе в гости или организовать игру с угощением прямо во дворе, пока хорошая погода, например, предложить прийти к какому-то часу с чистыми руками, разъесть вместе дыню или фрукты и поиграть во что-то интересное (роль массовика-затейника ваша или пригласите кого-то из знакомых). Вот у нас во дворе были папы, которые затевали игры в мяч в кругу или в футбол – очень хороший вариант и все были довольны.
5. Посмотрите, кто из детей «законтактировавших» с сыном подходит ему в друзья по стереотипу поведения и росту-возрасту. Желательно, чтобы это была пара лидер-ведомый, примерно похожих сил (толкаясь, ни один не должен отлетать с риском травм), и чтобы компаньон не реагировал бурно на действия сына. Попробуйте выходить гулять одновременно, познакомиться с родителями, поговорить о совместной «вылазке» в музей, зоопарк или просто в ближайший парк, пригласить к себе домой, ... (или что-то одно, в зависимости от обстоятельств).
6. Дворов в округе обычно несколько, если будет необходимость, то можно обойти разные.
7. На пике возбуждения от нового места побольше ходите с сыном, чтобы тот уставал физически (или пусть плавает, катается на велосипеде). Физическая усталость действует лучше валерьянки.
8. По возможности «скиньте» младшую бабушке (или другим родственникам) и уделите лично сыну недели 2 на новом месте, м.б. ценой отпуска за свой счет. 25.08.2007 01:33:48,

Нервная система у ребенка, в особенности младше 5 лет, еще слишком слабая. Поэтому не стоит удивляться, если малыш начинает капризничать без видимой на то причины, вздрагивать от появления любого источника шума, у него трясется подбородок. Причем успокоить его оказывается очень нелегко. С чем может быть связана подобная реакция? Как лечить и укрепить нервную систему ребенка?

У детей и взрослых особенности нервной и сердечно-сосудистой системы совершенно разные. Регуляция нервных путей до 3-5 лет еще незрелая, слабая и несовершенна, но является анатомо-физиологической особенностью его организма, объясняющей, почему им быстро надоедает даже любимое занятие, игра, им крайне сложно усидеть на одном месте во время одних и тех же монотонных занятий. Так отличается нервно-психическое развитие детей.

Примерно с 6 месяцев ребенок уже становится личностью, до того дети в основном еще отождествляют себя с мамой. Общаясь с малышом и воспитывая его, родители обязаны учитывать особенности и тип нервной системы маленького человека и, конечно же, анатомо-физиологические особенности своего ребенка.

Дети-сангвиники всегда находятся в движении, они полны сил и энергии, веселые и без труда переключаются с любого занятия, которым в данный момент занимались на другое. Флегматики отличаются работоспособностью и спокойствием, однако они чересчур медлительны. Холерики энергичны, но им сложно себя контролировать. Также их непросто успокоить. Меланхоличные дети – застенчивые и скромные, обижаются даже на малейшую критику со стороны.

Нервная система ребенка всегда начинает свое развитие еще задолго до его рождения. Еще на 5 месяце его внутриутробной жизни происходит ее укрепление вследствие обволакивания нервного волокна миелином (другое название — миелинизация).

Миелинизация нервных волокон разных отделов мозга происходит в разные периоды в закономерном порядке и служит показателем начала функционирования нервного волокна. В момент рождения миелинизация волокон еще не является законченной, ведь не все разделы мозга могут еще полноценно функционировать. Постепенно процесс развития происходит абсолютно в каждом отделе, благодаря чему устанавливаются связи между разными центрами. Подобным образом идет формирование и регуляция детского интеллекта. Малыш начинает распознавать окружающие его лица и предметы, понимает их назначение, хотя незрелость системы все еще хорошо заметна. Миелинезация волокон системы полушарий считается законченной еще на 8 месяце внутриутробного развития плода, после чего она в течение многих лет происходит в отдельных волокнах.

Потому не только миелинизация нервных волокон, но и регуляция и процесс развития психического состояния и анатомо-физиологические особенности ребенка и его нервной системы проходят в процессе его жизнедеятельности.

Заболевания

Врачи утверждают, что нельзя назвать ни одного детского заболевания с отсутствием физиологических особенностей и изменений в работе сердца либо ЦНС. Подобное утверждение в особенности касается детей до 5 лет, и чем ребенок младше, тем своеобразнее проявление реакций со стороны сосудов и ЦНС.

К подобным реакциям относятся нарушения дыхания и кровообращения, амимия лицевых мышц, кожный зуд, трясется подбородок, другие физиологические симптомы, свидетельствующие о поражении мозговых тканей. Заболевания ЦНС бывают самые разные, и каждая отличается своими признаками. Лечить ее незрелость, соответственно, их тоже нужно по-разному. И помните: заниматься самолечением ни в коем случае нельзя!

  • Полиомиелит – возникает под действием фильтрующего вируса, который попадает в организм перорально. Среди источников заражения выступают сточные воды и продукты питания, среди которых и молоко. Антибиотиками лечить полиомиелит не получится, они на него не действуют. Данному заболеванию свойственна повышенная температура тела, разнообразное наличие признаков интоксикации и различных вегетативных расстройств — зуда, дермографизма кожного покрова и повышенной потливости. Прежде всего, данный вирус негативно влияет на кровообращение и дыхание.
  • Менингококковый менингит, возбудителем которого выступает менингококк, обычно встречается у детей младше 1 года – 2 лет. Вирус является неустойчивым и поэтому обычно во внешней среде под воздействием различных факторов довольно быстро погибает. В организм возбудитель попадает через носоглотку и крайне быстро распространяется на весь организм. С началом заболевания происходит резкий скачок температуры, появляются геморрагические высыпания, вызывающие зуд кожи, который не удается успокоить.
  • Гнойный вторичный менингит – встречается наиболее часто у детей младше 5 лет. Развивается данное заболевание после среднего гнойного отита стремительно, с резким подъемом температуры тела больного, беспокойством у детей, головной болью, возможен зуд. Опасно оно вероятностью проникновения вируса в оболочки головного мозга.
  • Острый серозный лимфоцитарный менингит отличается мгновенным развитием своих симптомов. Температура тела буквально за минуты поднимается до показателей в 39-40 градусов. Больной ощущает сильную головную боль, которую не удается успокоить даже таблетками, возникает рвота и кратковременная потеря сознания ребенка. Но внутренние органы болезнь не затрагивает.
  • Острый энцефалит – появляется у ребенка в случае развития соответствующей инфекции. Вирус оказывает негативное влияние на стенки сосудов, вызывая нарушения в работе сердца и другие физиологические нарушения. Заболевание протекает достаточно тяжело. Одновременно у больного поднимается температура тела, наблюдается потеря сознания, появляется рвота, кожный зуд, а также судороги, бред и другие симптомы психического характера.

Любое подозрение на какое-либо из вышеописанных заболеваний — повод срочно вызвать врача, предварительно успокоив ребенка.

Поражение системы до рождения и после

Кроме вирусных заболеваний, сравнительно часто ставится диагноз «поражение центральной нервной системы у новорожденных». Обнаружить его возможно в любой момент: и во время внутриутробного развития плода, и в момент родов. Основными ее причинами принято считать родовую травму, гипоксию , внутриутробные инфекции, пороки развития, хромосомные патологии и наследственность. Первая оценка зрелости системы, психического состояния и анатомо-физиологических особенностей ставится сразу после рождения малыша.

Такой ребенок легко возбудим, часто беспричинно плачет, когда нервничает, у него трясется подбородок, иногда мучает кожный зуд, наблюдается косоглазие , запрокидывание головы, тонус мышц и другие физиологические симптомы психического расстройства. Во время истерик ребенка практически невозможно успокоить.

Укрепляем нервы

Существует целый комплекс способов укрепления. Он представляет собой долгий, но достаточно эффективный процесс, направленный и на успокоение малыша, и на общее улучшение его эмоционального, психического и нервного состояния. И прежде всего старайтесь окружать ребенка спокойными и уравновешенными людьми, готовыми моментально прийти ему на помощь.

Вызываем положительные эмоции

Первое, с чего следует начать – учиться контролировать и регулировать детские эмоции и его анатомо-физиологическое и нервное состояние. Есть целый ряд упражнений, которые развивают мышцы ребенка и успокаивают его. К примеру, младенцу помогает катание на мяче. Желательно, чтобы во время выполнения упражнений рядом с малышом находились оба родителя. Именно совместные действия родителей придают их малышу уверенности в своих силах, в дальнейшем лишь положительно скажется на определении его места в обществе.

Расслабляющий массаж

Следующий пункт комплекса – массаж с использованием различных масел, препятствующих зуду кожи. Сеанс массажа допустимо проводить лишь высококвалифицированным специалистом,хорошо знакомым со способами влияния на анатомо-психологическое состояние и физиологические процессы в организме человека. Благотворное влияние на детскую психику оказывает тихая и спокойная музыка, в особенности произведения Моцарта. Продолжительность одного подобного сеанса массажа должна составлять около 30 минут. В зависимости от психического состояния, нервной и сосудистой системой, ребенку назначают в разных случаях от 10 до 15 сеансов массажа. Оценка его психического состояния ставится доктором индивидуально.

Правильное питание

Правильное питание детей, особенно младше 5 лет, — один из основных способов укрепления нервной и сосудистой систем ребенка. Важно исключить из рациона малыша сладкие и газированные напитки, ароматизаторы и красители, полуфабрикаты, чье качество зачастую оставляет желать лучшего. Зато обязательно употребление яиц, жирных сортов рыбы, сливочного масла, овсянки, фасоли, ягод, молочных и кисломолочных продуктов, нежирной говядины.

Прием витаминов и микроэлементов

Укреплению нервной, сосудистой и других систем и нормальному анатомо-физиологическому и психическому состоянию организма очень способствует прием витаминов. Особенно витаминизация актуальна в сезон простудных заболеваний, когда физиологические силы организма находятся на пределе. От недостатка витаминов в организме ухудшается память, настроение, общее состояние организма. Именно поэтому настолько важна регуляция количества витаминов и минералов в организме.

К примеру, дефицит кальция негативно отражается на общем состоянии. У ребенка наблюдается гиперреактивность, возможны нервные тики, судороги, кожный зуд.

Физическая активность

Регуляция работы сердечно-сосудистой и нервной системы, миелинизация нервных волокон связаны с физическими упражнениями. Они приводят организм в тонус и способствуют улучшению настроения, общего и анатомо-физиологического развития головного мозга, чем существенно уменьшают риск развития различных недугов нервной и сердечно-сосудистой систем. Лучше всего подходят плавание и йога — детям старшего возраста.

Режим дня

Еще с детства нам твердили о важности соблюдения режима дня — и не напрасно. Режим крайне важен детям. Позаботьтесь о полноценном сне ребенка, который оказывает значительное влияние на нервную и сердечно-сосудистую систему. Ложиться спать и просыпаться надо ежедневно в одно и то же время. Также насыщению организма кислородом, необходимым в анатомо-физиологическом развитии, способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Каждый родитель должен осознавать, что нервно-психическое развитие ребенка во многом зависит от него.

Понятие «нервный ребёнок» очень ёмкое и, в зависимости от конкретных ситуаций, может охватывать разный набор поведенческих характеристик. Объединяет разных неуравновешенных детей лишь наше негативное отношение к реакциям, которые возникают у малыша в ответ на его взаимодействие с окружающим миром вообще, и с нами, его родными и близкими, в частности.

Нервный ребёнок может быть плаксивым и пугливым, агрессивным, чрезмерно раздражительным, легковозбудимым или истеричным. Какие бы из реакций ни преобладали у вашего малыша, - корень зла, как правило, всегда один и тот же - ошибки в воспитании. Соответственно «лечить» нервность следует исправлением таких ошибок.

Физиологические причины детской неуравновешенности

Для начала попробуем в коррекции нервного характера обойтись «малой кровью». Физиологические факторы тоже влияют на поведение детей, особенно младшего возраста.

Условия, которые в самую первую очередь нужно создать своему чаду для полноценного развития и формирования его как личности:

  • сложившийся режим дня;
  • достаточный сон;
  • правильное питание;
  • соразмерные физические нагрузки;
  • соблюдение личной гигиены.

Если все физиологические условия созданы, но малыш по-прежнему остаётся нервным, то корректировать нужно ваши с ним взаимоотношения.

Если малыш нервничает, значит, ему это выгодно

Дети - люди очень практичные. Если они, сознательно или неосознанно, делают свой выбор в пользу нервности, а не спокойствия и уравновешенности, - значит, им это выгодно, и значит, вы, в своё время, показали им, как пользоваться нервностью в собственных интересах.

Ситуация: мама занята, а дочке что-то от неё нужно. Малышка просит спокойно - мама отвечает «Да, сейчас, подожди» и продолжает заниматься своими делами, затем дочка просит настойчивее, и только когда она срывается на плач, мама её замечаете и даёт ей то, что нужно. Постепенно у малышки формируется понимание, что проще сразу предъявить своё требования в форме истерики - тогда оно будет выполнено быстрее.

Маме в данной ситуации следовало бы поступать так: если она может выполнить требование сына или дочки и нет причин для отказа, то сделать это нужно сразу, не дожидаясь истерики. Если требование невыполнимо, то нужно объяснить, почему оно не может быть выполнено, и не потакать капризу, даже когда ваш отпрыск плачет и истерит. У малыша не должна формироваться модель взаимодействия с окружающими «я плачу - получаю желаемое», наша цель — «я прошу нормально - меня вознаграждают». Другими словами, детям нужно создавать условия, в которых им выгодно быть спокойными и здоровыми, а не агрессивным и капризным.

Родительское хладнокровие и последовательность

Если момент давно упущен, то ваша задача сейчас быть хладнокровными и заставить механизм работать в обратном направлении, вознаграждать ребёнка, когда он спокоен и конструктивен, хвалить за то, что он смог быстро успокоиться и всячески поощрять его за уравновешенность, пусть даже это выглядит искусственно.

Следующий аспект, способствующий формированию у ребёнка нервного поведения, это непоследовательность родителей в системе поощрений, запретов и наказаний.

Имеется в виду, когда один и тот же поступок ребёнка в одной ситуации трактуется как негативный и за него наказывают, а в каком-то другом контексте - не замечается. Сюда также относим модель поведения родителей, когда они выдвигают ребёнку требование, но девять раз из десяти не следят, чтобы это требование выполнялось, а на десятый переходят сразу к наказанию, причём за первые девять тоже.

Например: сын смотрит телевизор, и мама, каждый раз проходя мимо, спокойно говорит: «Выключи телевизор». Дети трактуют такую просьбу как необязательную к исполнению.

Правильно бы было сказать: «Смотришь ещё 2 минуты и выключаешь», а через 2 минуты сообщить, что время истекло, подойти и выключить. Ребенок может выдвинуть встречные требования, попросить ещё 5 минут, и, если это не принципиально, то мама может разрешить, а через 5 минут выключить телевизор. Ребёнок,скорее всего, будет возражать, но меньше, ведь его требование выполнено, с ним считаются.

Сила родительского слова

Если родители желают видеть ребёнка уравновешенным и послушным, значит, они должны делать все для того, чтобы их слово не утратило своего значения в глазах детей.

Предъявляешь требование - будь готов идти до конца и проследить за тем, чтобы оно было выполнено, в противном случае не выдвигай.

То же самое и с угрозами - если говоришь «Ещё раз так поступишь - я тебя накажу», значит, обязан наказать. Неуверен, что сможешь реализовать обещание или угрозу, - не обещай и не угрожай.

Целесообразность запретов

Детьми самого раннего возраста указания «Не трогай!», «Посиди спокойно!» тоже трактуются как требования, необязательны к исполнению, ведь воспроизводя эти фразы, родители сами прекрасно понимают, что ребёнок будет продолжать трогать, бегать, прыгать. Фразы типа «Нельзя кричать в автобусе!» или «Нельзя есть руками!» тоже очень сомнительны, ведь как же нельзя, когда малыш успешно как раз этим и занимается, при этом думает «Я кричу и ем руками, значит, это можно», в итоге - наше «нельзя» ровным счётом ничего не стоит, у нас нервный ребёнок, что делать и как это случилось, мы не понимаем.

Запреты имеют место в воспитании только тогда, когда это действительно необходимо.

Если в сторонней обстановке или в другом настроении вы бы не стали ограничивать ребёнка, то лучше сразу объясните ему, чем эта ситуация отличается от подобных. Например, «Мы в гостях и в доме есть пожилая бабушка, у которой как раз сейчас болит голова, поэтому мы не будем петь караоке. Придём домой - тогда можно».

Соразмерные эмоциональные и умственные нагрузки

Гармоничным состоянием ребёнка является уравновешенность и склонность к компромиссам, если вы в своём ребёнке перестали это наблюдать, значит, появился сбой в процессах возбуждения и торможения. Либо один из них стал преобладать, либо они сменяют друг друга слишком быстро или неупорядоченно.

Чаще всего причиной детской нервозности является перегрузка процесса возбуждения.

Это необязательно систематическое состояние ребёнка, - нервозность может проявляться ситуативно. Для малыша это избыток информации, слишком бурная смена событий, большое количество впечатлений, которое он не может переварить. Для ребёнка школьного возраста это может быть слишком большая академическая и факультативная нагрузка. Дозируйте эмоции и нагрузки.

Моделирование смысловой нагрузки событий

Нервность очень легко развивается при неприятных или страшных впечатлениях как постоянных, так и единичных. Причём ситуация не обязательно должна быть объективно катастрофической, - более важно, какой смысл ей придаёт сам ребёнок. Здесь реакция ребёнка это полное отображение реакций его родителей и окружающих его близких людей.

Даже классическую причину детского невроза, развод родителей, ребёнок может легче перенести, если родные не драматизируют ситуацию и не нагнетают обстановку.

Искусственное понижения важности и трагизма любого самого неприятного события со стороны родителей нивелирует негативное влияние этой ситуации на ребёнка и соответственно понижает риск возникновения нервозности.

Если же ребёнок растёт в атмосфере нервозности, где родители не разговаривают, а постоянно кричат на ребёнка и друг на друга, где малыш наблюдает самые крайние проявления эмоций близкими ему людьми, - нет ничего удивительного в том, что он вбирает в себя все происходящее и воспроизводит вам то, что наблюдает вокруг себя. Ваша задача - самим научиться нести положительный заряд и тогда, не заметите, как ваш настрой передастся окружающим и в первую очередь - вашему когда-то неуравновешенному ребёнку. Будьте внимательны к своим детям ведь их нервозность может являться проявлением . Здесь уже понадобиться все ваши усилия и любовь чтобы исправить ситуацию, когда её можно было избежать. Любите и чаще обнимайте своих детей это располагает к спокойствию.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Психолог рассказывает, - как невроз ребёнка связан с проблемами в семье:

Каждый ребенок – это индивидуальность, которая не зависит от внешних факторов. Безусловно, воспитание играет не последнюю роль в становлении личности ребенка, однако гораздо большее значение имеет характер, который был заложен при рождении. Зачастую в одной семье растут два разных ребенка – спокойный, уравновешенный и нервный, непослушный. Как такое может быть, ведь воспитание и отношение родителей идентично? Что же делать в этом случае – ломать стержень крохи или махнуть на него рукой и не обращать внимания на его выходки? Сегодня поговорим о плохом поведении ребенка – почему дети становятся нервными и непослушными, как наладить контакт с ребенком и исправить ситуацию вовремя.

Почему ребенок становится непослушным

Многие мамы и папы с рождением ребенка принимают решение воспитывать кроху в атмосфере любви и доверия, особенно, если сами в детстве росли в строгости. Но зачастую излишний трепет, любовь и потакание капризам не приносит ничего хорошего. Ребенок перестает ощущать рамки дозволенного, он часто проверяет предел родительского терпения. Почему ребенок ведет себя плохо, не слушается, нервничает? Вот несколько распространенных причин.

Есть еще множество разных причин непослушания, которые так или иначе связаны с вышеперечисленными факторами. Но что делать, если причина непослушания – гиперактивность?

Гиперактивные дети

Нередко непослушание и нервозность свидетельствует не о пробелах в воспитании, а синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Это не просто характеристика, это неврологический диагноз, который может поставить только врач. Но помните, приписывать диагноз каждому хулигану нельзя, нужно четко отличать проблемы с воспитанием и нарушения по части неврологии. Гиперактивность, как правило, возникает еще во внутриутробном периоде, если мама была лишена некоторых витаминов или микроэлементов, при гипоксии плода, если женщина нервничала или принимала сильнодействующие медикаментозные препараты при беременности.

Гиперактивные дети отличаются неусидчивостью, они быстро меняют род занятий, хватаются то за одно, то за другое. Таким деткам тяжело в школе, они не могут высидеть спокойно даже нескольких минут. Проявления СДВГ заметны уже с грудничкового возраста – такие детки плохо и мало спят, постоянно ворочаются. Гиперактивные дети не могут стоять на месте, они постоянно бегут, скачут, кружатся или прыгают. Нетерпение – их главный спутник. Такие детки не могут подождать что-то или кого-то, они очень разговорчивы, часто перебивают и кричат. Дети с диагнозом СДВГ очень остро реагируют на критику, нервничают, не слушают взрослых. Если вы обнаружили у своего ребенка подобные симптомы, нужно обязательно проконсультироваться с неврологом. Поймите, ваш малыш не виноват, что его нейронные связи работают именно так, и никак иначе. Но для того, чтобы ребенок учился воспринимать информацию и хорошо учился в школе, диагноз нужно лечить. Для этого врач может прописать медикаментозные успокаивающие препараты, которые нужно пить курсами. Это поможет не только вам, но и вашему ребенку. Но самое главное – это работа с психологом и построение адекватного воспитательного процесса.

Если проблем с неврологическим здоровьем у малыша нет, то его поведение – результат вашего воспитания или его отсутствия. Вот несколько практических советов, которые помогут вам исправить ситуацию.

  1. Спокойствие, только спокойствие! Истерики и различные проявления непослушания рассчитаны на вашу реакцию. Старайтесь всегда и во всем оставаться спокойными и адекватными родителями. Малыш лег на пол и закатил истерику – не реагируйте, ведь ребенок только этого и ждет. Продолжайте спокойно заниматься своими делами, пока тот не успокоится. Конечно, это бывает достаточно сложно сделать на улице, однако вы сможете выкорчевать подобные привычки только полным игнорированием.
  2. Разговаривайте по душам. Каждый день находите время на ребенка. Выслушивайте его тревоги и переживания, выстраивайте доверительную беседу и не ругайте за правду. Если вы сегодня поругаете малыша за признание о разбитой вазе, завтра он вам об этом просто не расскажет. А в подростковом периоде и вовсе лишитесь тоненькой ниточки доверия. Чтобы ребенок прислушивался к вам в 15-20 лет, нужно прислушиваться к нему в раннем детстве и не пренебрегать его проблемами. Ведь потерянная игрушка для него так же важна, как не сданный отчет для вас. Выслушивайте ребенка, давайте ему советы, переживайте неприятности и радости вместе. И тогда у малыша не будет невысказанных претензий и затаенных обид.
  3. Не кричите! Ребенок кричит, потому что он хочет, чтобы вы его услышали, зачастую он не может выразить свои эмоции по-другому. Не уподобляйтесь ребенку, объясните все спокойно. Если малыш нервничает – скажите ему, что любите его любым, даже когда он сердится.
  4. Придерживайтесь установленных правил. Ребенок должен знать, что запретов мало, но они непоколебимы. Нельзя играть с розеткой, в любой день недели, в любое время суток, нельзя ни ребенку, ни взрослому. Будьте последовательны в своих решениях. Пригрозили отдать игрушки соседу, если ребенок не уберет их? Выполните свое обещание. И тогда в следующий раз малыш сто раз подумает, стоит ли игнорировать вашу просьбу об уборке. Родители должны быть мягкими и твердыми одновременно.
  5. Не напирайте, ищите компромиссы. Вы – взрослый человек, который не должен идти на принцип. Не хочет ребенок кушать суп – отстаньте от него, поест чуть позже. Дочка отказывается надевать красивое платье в гости – пусть наденет то, что нравится ей, а не вам. Уступайте и вы ребенку. Малыш не хочет собирать игрушки? Предложите сделать это вместе или скажите, что после уборки будете вместе пить какао. Проще всего накричать и заставить. Но ваша цель ведь не в этом. Ребенок не должен бояться родителей, он должен их уважать.
  6. Подавайте пример. Как ребенок должен выполнять какие-то правила, если вы сами их не придерживаетесь? Ребенок должен смотреть на вас и понимать, что нужно относиться уважительно к людям, чистить зубы дважды в день, мыть руки после прогулки. Как вы можете требовать от ребенка занятий спортом, если сами постоянно лежите на диване перед телевизором? Если ребенок видит, как мама и папа уважительно относятся друг к другу, он вряд ли позволит себе унизить кого-то.
  7. Не подавляйте ребенка. Очень часто агрессия рождается в тот момент, когда мама говорит – нельзя, потому что я так казала. То есть, запрет ставится только на основании вашего авторитета. Делать так не стоит ни в коем случае. Нужно объяснить малышу, почему этого делать нельзя. Обязательно при разговоре с ребенком расположитесь на его уровне – присядьте или возьмите кроху на колени. Только в положении «глаза в глаза» вы сможете добиться доверительного разговора.
  8. Займите ребенка. Часто непослушание возникает на фоне скуки или безделья, когда малыш просто не знает, как еще развлечь себя. Предложите ребенку во что-то поиграть. Прекрасным успокаивающим действием обладает рисование, составление аппликаций, лепка. Кроме того, совместная деятельность поможет вам наладить контакт.
Главное в воспитательной работе – это терпение. Постарайтесь не злиться на своего ребенка, поставьте себя на его место. Не ругайте малышку за мокрую лужу на полу – она просто старалась исправить свою ошибку и вытереть разлитый йогурт. Воспитание ребенка – целая философия. И если вы вложите в малыша понимание, терпение, заботу и любовь, ребенок ответит вам тем же. И станет человеком, который может любить, сострадать и понимать ближнего.

Не выплескивайте негатив на непослушного ребенка, даже если сделать это очень сложно. Соберите волю в кулак и воспитывайте, разговаривайте, разбирайте, дружите. Становление и воспитание ребенка – ежедневный труд, но только от вас зависит, каким станет малыш завтра, и как он будет относиться к разным людям и ситуациям. Поддержка, терпение и родительская любовь способны растопить даже самое черствое детское сердечко. Относитесь к ребенку с пониманием, и он непременно ответит вам тем же!

Видео: как справиться с неуправляемыми детьми

Непослушный ребенок – частая проблема, с которой сталкиваются родители при воспитании детей. Причин такого поведения много, и следует разобраться в них прежде, чем принимать меры. Отметим, что нужно различать нервность и непослушание детей, хотя эти понятия и тесно связаны друг с другом. В статье мы разберем причины непослушного поведения малыша в 2-3 года, рассмотрим симптомы нервозности в раннем возрасте и узнаем, как бороться с этими проблемами.

Особенности поведения ребенка в 2-3 года

Родители практически не сталкиваются с проблемой непослушания, пока малышу не исполнится два года. По мнению психологов, после двухлетнего возраста формируется личность малыша. Ребенок начинает осознанно высказывать недовольство и проверять родителей на прочность.

В три года начинается перестройка взаимоотношений малыша с родителями и окружающим миром. Этот период педиатры и психологи называют “кризисом трех лет”. Ребенок все чаще говорит “нет” и воспринимает предложения родителей негативно, даже если любит это занятие. Такой этап длится 3-4 месяца, и при грамотном поведении мамы и папы постепенно проходит, малыш становится послушным и управляемым.

Непослушный малыш – не трагедия, и такое поведение можно исправить. Педиатры выделяют семь причин непослушания ребенка. Давайте рассмотрим каждую и узнаем, что делать, если малыш не слушается родителей.

Чрезмерная любознательность

Такое поведение свойственно для детей в два года, однако периодически встречается и у малышей постарше. В этом возрасте только формируется “внутренний барьер”, ребенок только накапливает опыт. Конечно, после года малыш уже понимает слово “нельзя”, но прислушивается к нему далеко не каждый раз.

Чем больше слов знает малыш, тем легче объяснить ему, что можно делать, а что нельзя. Но будьте готовы, что беседа с малышом в два года будет не столь эффективна, как хотелось бы. Так как ребенок в этом возрасте не всегда понимает, что от него требуют.

При разговоре старайтесь не кричать и не срываться на малыша. Нужно запастись терпением и несколько раз объяснять одно и тоже. Крик только напугает младенца и не приведет к нужному результату. Включайте в объяснения действия, превратите это в игру. Если малыш разбросал вещи и игрушки, собирайте предметы вместе наперегонки.

Недостаток внимания

Дети часто плачут, капризничают и плохо себя ведут, когда хотят привлечь внимание родителей. Для каждого малыша в любом возрасте важно внимание мамы и папы. Старайтесь больше проводить времени с детьми. Ведь многие дела можно делать вместе. Вместе кушайте и гуляйте, вместе делайте зарядку и смотрите телевизор, вместе слушайте музыку. Чаще читайте книги, играйте и разговаривайте с малышом.

Дети нуждаются во внимании и общении. Общение с родителями – основа эмоционального и психологического развития детей. Важно понимать и то, что упустив воспитание малыша в 2-3 года, наладить связь между родителями и детьми в последующем будет тяжело.

Проверка реакции родителей

Частая причина плохого поведения у детей любого возраста. В 2-3 года ребенок изучает мир и иногда выбирает такой путь для поиска подходящего способа общения с папой и мамой. Малыш хочет узнать, что будет, если он не сделает то, что просят родители.

В данном случае педиатры тоже рекомендуют подождать и перетерпеть этот период. Реагировать на непослушание нужно спокойно. При этом важно не идти на поводу и не спешить выполнять каждый каприз. Дайте понять, что вы слышите и понимаете ребенка, но не можете выполнить требование сейчас. Будьте последовательны и настаивайте на своем! Через какое-то малышу надоест провоцировать вас, он потеряет к этому интерес.

Отсутствие мотивации для выполнения требований

Недостаточно просто требовать что-то от детей, нужно мотивировать и объяснять просьбы. Ребенок должен понимать, зачем он что-либо делает. Это не означает, что за каждое правильное действие он будет получать игрушки или сладости. Нужно доходчиво объяснять малышу, зачем он должен так вести себя.

Объяснить малышу, зачем что-то делать, бывает трудно. Для начала объясните это в доступной форме сами себе. Подумайте, что вас побуждает делать то или иное действие. Используйте слова, смысл которых понятен и доступен малышу. Ищите, какую выгоду можно извлечь из того или иного поступка.

Например, требование “прибраться в комнате, чтобы был порядок” непонятен для ребенка. Да и мало кто понимает в 2-3 года, что означает слово “порядок”. Объясните малышу, что если он разложит мягкие игрушки по местам, в комнате будет больше места для игры в кубики. Или что, если он не будет разбрасывать одежду, не нужно тратить время на уборку. Вместо этого можно поиграть или порисовать.

Большое количество запретов

Многие родители грешат тем, что слишком много запрещают и слишком много требуют. Даже если ребенок послушный, тихий и спокойный, он часто слышит “нет” и “нельзя”. Более того, некоторые родители ограничивают детей даже в творческом развитии. У каждого человека, даже такого маленького, просто заканчивается терпение.

Не подавляйте желания и проявления детей! Если малыш хочет играть с кубиками, не заставляйте его рисовать. Не наказывайте кроху, если он хочет надевать зеленую кофту, а не красную. Пересмотрите подход к воспитанию, меньше запрещайте и поощряйте малыша за стремление что-либо сделать, за самостоятельность и за проявление положительных качеств.

Родители требуют то, что не делают сами

Большая ошибка родителей в том, что часто они сами не выполняют то, что требуют от детей. Малыши в 2-3 года повторяют за родителями, берут пример с мамы и папы. Причем в этом возрасте они делают это безосновательно. Почему они должны выполнять то, что не выполняете вы?

Проанализируйте “больные места” в поведении ребенка с собственным поведением. Если вы редко убираетесь в квартире, не следует требовать порядка в своей комнате и от малыша. Если вы не делаете зарядку по утрам, то и дети не станут.

Помните, что личный пример – мощный мотиватор и инструмент воспитания! Когда вы что-то требуете от малыша, используйте и этот аргумент в качестве объяснения. Говорите ребенку, если он хочет быть как мама или папа, он должен сделать так же.

Недоверие к родителям

Такая причина плохого поведения не возникает в 2-3 года, она появляется после четырех лет. Если ранее малыши считают себя виноватыми в упреках родителей, то после 4-6 лет они начинают понимать, что родители тоже бывают неправы. Например, если мама привыкла “срываться” на ребенке или папа часто несправедливо наказывает. В результате дети теряют доверие к родителям, а непослушание становится целенаправленным.

В данном случае родителям нужно скорректировать поведение, пересмотреть методы и формы воспитания, внимательно рассмотреть и разобрать сложившуюся ситуацию, выявить и исправить ошибки. Подходящим вариантом для решения такой проблемы станет обращение к семейному психологу, чтобы вернуть прежнее доверие к родителям.

Чтобы избежать подобной проблемы, нужно правильно выстраивать поведение уже в раннем возрасте младенца. Старайтесь быть справедливым и спокойным. Разговаривайте с малышом и объясняйте, что и как правильно нужно делать и не срывайте злость на детях.

Что делать, если ребенок не слушается

  • Определите причину такого поведения. Чтобы это сделать, задавайте наводящие вопросы, типа “Почему ты не хочешь кушать этот суп?”, “Может быть, ты будешь кушать кашу вместо супа?”, “Этот суп не вкусный?” и пр.;
  • Предлагайте альтернативный вариант. Если малыш не хочет рисовать, предложите поиграть, если не хочет кушать суп, предложите второе блюдо и пр.;
  • Объясняйте ребенку, что вы хотите, четко и понятно. Используйте простые слова и фразы. Учитесь договариваться с малышом;
  • Разговаривайте спокойно и не кричите, не используйте повелительный тон и не показывайте власть, не пытайтесь подавить ребенка с помощью силы или авторитета. Важно, чтобы малыш “не закрылся” от родителей;
  • Детские психологи не рекомендуют наказывать детей до трех лет, так как они не понимают за, что их наказывают.;
  • Ведите себя последовательно и выполняйте обещания. Введите несколько постоянных запретов, которые ни родители, ни дети не должны нарушать. Например, каждое утро выполнять зарядку;

  • Если вы были не правы, несправедливо наказали малыша или “сорвались”, обязательно извинитесь!;
  • Не забывайте показывать ребенку, что любите его, даже если он совершил плохой поступок. Объясняйте, что вы злитесь на поступок или конкретное поведение, а не на него самого. Не угрожайте малышу, что разлюбите его или бросите, если он будет плохо себя вести!;
  • Если наказываете ребенка, убедитесь, что он понимает за что. Не следует наказывать малыша в присутствии других детей или взрослых людей. Объясните наедине, почему он неправ;
  • Иногда дети в 2-3 года плачут и истерят без видимой причины. Такое бывает, если нервная система малыша перегружена. Просто дайте ему выплакаться;
  • Переключите внимание малыша, когда тот сильно капризничает или плачет. Однако такой способ подходит только для детей до 3-4 лет;
  • Не забывайте, что вы – пример для своих детей! Составьте распорядок дня и придерживайтесь графика вместе;
  • Хвалите малыша, ищите и развивайте его способности, меньше говорите “нет”.

Нервный ребенок: болезнь или непослушание

Нервное поведение не всегда связано с формированием личности и непослушанием. В редких случаях это свидетельствует о нервном заболевании и расстройстве. Исследования показывают, что причины детской нервозности кроются в неправильном воспитании малыша еще в раннем возрасте. С нервным ребенком трудно общаться. Такое заболевание характеризует неадекватное поведение, раздражительность и излишняя возбудимость, плаксивость и беспокойный сон.

Хрупкая нервная система малышей в 2-3 года еще только формируется, поэтому она крайне подвержена неврозам и расстройствам. Постоянные стрессы и запреты, недостаток внимания могут вызвать невроз. Это заболевание проявляется к 5-6 годам, однако некоторые признаки заметны уже и в 2-3 года.

Первые признаки невроза у детей:

  • Повышенная возбудимость или, наоборот, чрезмерная замкнутость;
  • Тревожность и страхи;
  • Частая агрессия и раздражительность;
  • Нарушение сна и аппетита;
  • Частые истерики и чрезмерная плаксивость;
  • Нет стремления к общению и интереса к окружающему миру.

Причинами невроза становятся ситуации, которые травмируют неокрепшую психику младенца. Алкоголизм или развод родителей, продолжительная разлука с мамой и папой, частые переезды, нездоровая атмосфера в семье, поход в детский сад и сложная адаптация в подобных учреждениях. На поведении может негативно отразиться сильный испуг, недостаток во внимании и жестокость родителей, рождение сестры или брата. При появлении еще одного малыша в семье, обязательно уделяйте должное внимание старшим детям!

Если вы наблюдаете признаки невроза, нужно срочно обратиться к доктору. Без вмешательства эксперта, такие симптомы нередко перерастают в заболевания и нарушения, которые мешают полноценной жизни. У ребенка может возникнуть заикание, нервный тик или энурез.