Рисование капустным листом на тему зима. Ещё раз о рисовании капустным листом

Галина Карпова

Рисование капустным листом .

Ну очень понравилась мне техника рисования капустным листом , о которой нам рассказала так, что я не могла не попробовать с детьми эту замечательную технику. Дети сразу увлеклись этой идеей. Сначала приготовили фон. Рисовали по-мокрому акварельными красками. Попросила детей представить, какое время суток они хотят изобразить : утро, день, вечер или ночь, к тому же, подсказала, что и погода может быть разной. Быть может, это яркое солнечное утро или пасмурный денёк. В зависимости от этого, предложила подумать, какие цвета они возьмут для фона. Затем ещё мокрый лист накрыли мятой плёнкой, придавили, дали немного подсохнуть. Получились примерно такие фоны.


О самой технике писать не буду, о ней очень подробно рассказано в блоге Марины Якуриной. Вот наши работы. Мелкие детали дорисованы тонкой кисточкой и фломастерами.






Но это ещё не всё. Уже после занятия мне пришла в голову одна идея, и я сама решила сделать свой вклад в «капустное творчество » . Если капустный лист перевернуть верх тормашками и отпечатать сначала зелёным цветом, а затем поверх него - белым, получится замечательная заснеженная ёлочка.


Я попробовала, и у меня получилось! Ещё раз спасибо Марине!

Рисование капустным листом. Деревья.

МБОУ СОШ № 1

Учитель начальных классов

Мишина Юлия Евгеньевна



Сегодня ребята мы с вами будем рисовать

необычной техникой. А называется она

«Рисование капустным листом»

Нам понадобится:

Капустный лист

Краски гуашь или акварель,

Толстая кисточка,


Поэтапное выполнение

1.Раскладываем ровный лист капусты


Поэтапное выполнение

2. Кисточку мочим в воде, затем в зелёной краске и начинаем закрашивать наш лист. Воды должно быть немного, а то дерево получится смазанное. Чем обильнее намазано краской, тем насыщенней будет дерево.


Поэтапное выполнение

3. Берём наши листья, переворачиваем и делаем отпечаток на листе бумаги. Можно сделать несколько отпечатков разных размеров, оттенков цветов и форм.


Поэтапное выполнение

4. К готовым отпечаткам пририсуем ствол и травку. Травку можно просто сделать, прижимая кисточку к бумаге.


Поэтапное выполнение

Получились красивые деревья, очень

похожие на настоящие.

Также вы можете экспериментировать с

цветами, размерами, формами.



Тема: «Зима. Зимний лес».(старшая группа)
Воспитатель Е.В. Гилева
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально - художественная, продуктивная.
Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнение и обобщение знания детей о зиме.
Программные задачи:
Обучающая:
-Познакомить с приемом - отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой.
-Учить прижимать капустный лист к цветной бумаге и наносит оттиск на бумагу;
Развивающая:
-Развивать творческую индивидуальность.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.
. Воспитательная:
- Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
- Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
-Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Техника: Рисование отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой.
Материалы и оборудование: мольберт, иллюстрации с изображением зимнего леса; гуашь белого цвета; листы тонированной бумаги, кисти; баночки с водой, салфетки, ватные палочки; капустные листы, снежный ком с сюрпризом внутри. Ноутбук, ленточки, «дождик»
Обогащение и активизация словаря:
Старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей;
Ход НОД
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Подарим улыбки друг другу.
Воспитатель:
Предлагаю вам совершить путешествие в царство зимней природы…
Ребята, послушайте стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя, на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель :
Ребята, скажите о каком времени года говориться в стихотворении? (Зима) (выставляю картинку с изображением зимы)
Да, но зима, к сожалению, заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня вспомнили о зиме и поговорили, об этом замечательном времени года.
Воспитатель:
У каждого времени года есть свои 3 месяца. А вы знаете зимние месяцы? Назовите пожалуйста.

Ответы детей :
Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, что в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, дни били хмурыми и бессолнечными.
А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, и именно в это время выпадает больше всего снега.
Воспитатель:
Мы с вами узнали старинное название каждого зимнего месяца!
Воспитатель:
-В какие игры зимой больше всего любят играть дети?
Игра: «Снежок»
Я предлагаю вам поиграть в снежки, я буду кидать вам снежный ком, а вы должны дать характеристику зимы одним словом. Например: «Какая зима? - снежная, холодная… » и кинул снежный ком обратно.
-Скажите, какая же у нас зима?
Ответы детей:
Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.
Воспитатель:
Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
Воспитатель:
Поэты, художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам о зиме. Поэты - в словах (стихи, рассказы, композиторы - в звуках (музыка, художники - в красках (картинах) .
Воспитатель:
Композиторы в своих произведениях передают характер, настроение зимы в музыке. Я предлагаю станцевать вам импровизированный танец под музыку Свиридова «Метель. Вальс» и создать образы, где мальчики будут зимние деревья, а девочки снег.
(Детям раздают ленточки и «дождик», дети исполняют импровизацию под музыку Свиридова «Метель. Вальс». По окончании музыки дети садятся на стульчики и убирают атрибуты.
Молодцы ребята вы замечательно танцуете.

3. РАССМАТРИВАНИЕ ОДНОЙ ИЗ КАРТИН.
Давайте полюбуемся на картины
Из чего нам понятно, что изображена зима?
Что изобразил художник?
Какого цвета краски использовал художник?
Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?
Ребята, а вам понравилась художественная галерея?
А хотите, мы организуем свою маленькую галерею?
Дети: ДА!
Ребята, мы попробуем сами передать характер, настроение зимы.
Прошу занять свои места
4. ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ У ДОСКИ.
Посмотрите, что необычного лежит у вас на столах? (капустный лист и ватные палочки) .
Ребята, сегодня я хочу познакомить вас необычной техникой рисования. Техника рисования с которой я вас сегодня познакомлю, называется отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой. Посмотрите, как выполняется работа по этой технике.
Сначала нужно выбрать более рельефную, выпуклую сторону капустного листа. С помощью кисти наносим белую краску на капустный лист.
Отпечатываем.
Дерево почти готово! Потом прорисуем ствол и веточки чуть по выразительнее.
Можно взять несколько холодных оттенков, мы решили взять синий и тоже нанести его на капустный лист, получается очень интересно.
В конце можно нарисовать запорошенную снегом землю.
И используя ватную палочку, рисуем снежок. Сначала окунаем ватную палочку в воду, затем в краску. Рисуем снежинки.
Но сначала подготовим пальчики к работе.

5. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз — подбросим, "Подбрасывают".
Два — поймаем, "Ловят".
Три — уроним "Роняют".
И... сломаем. Топают.
Н. Нищева

6. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ДЕТЬМИ.
Ребята, с чего мы начнем работать? А теперь, ребята, давайте приступим к работе и попробуем нарисовать свой сказочный лес. (Дети работают под музыку «Рисуем»)
7. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА.
Ребята, я предлагаю вам выставить все работы на доску, и создать свою галерею, и полюбоваться бесконечным, зимним лесом.
8. АНАЛИЗ РАБОТ:
Как вы думаете, у кого получилась самая заснеженная работа?
У кого самый густой лес? У кого самые высокие сугробы? А кого самая аккуратная работа?
9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Итак, ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? Каким способом мы рисовали деревья? С помощью чего мы изобразили падающий снег? Что вы нового узнали?
Закончить наше сегодняшнее занятие я хотела бы известным вам стихотворением поэта Ивана Захаровича Сурикова «Зима»
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес - что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки
Солнце светит мало
Вот пришли морозы
И зима настала.
(Во время чтения стихотворения подбрасываю вырезанные снежинки вверх)
Воспитатель:
- Я хочу, чтобы частичка нашего занятия осталась в вашем сердце, и чтобы вот этот необычный волшебный, снежный комочек вас порадовал (открываю снежный ком - достаю конфеты для детей).

Конспект занятия для младшей группы

(от 3 до 4 лет)

Тема: «Прогулка в зимний лес»

Техника: « рисование капустным листом в стиле монотипия ».

Цели и задачи:

Познакомить детей с методом нетрадиционной техники рисования – рисование капустным листом в стиле монотипия ;

Обобщить знания детей о том, как зимуют звери в лесу, чем питаются, что происходит с ними зимой, как они готовятся к зиме;- уметь отгадывать загадки, расширять словарный запас;

Формировать в детях эстетические чувства : умение видеть красивое в повседневной жизни, умение создавать «красоту» своими руками при помощи природного материала, применяя метод монотипии ;

Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изодеятельности.

Оборудование: Елочки, снежинки, следы животных, аудиозапись « Зимняя мелодия » , тонированный лист ватмана, гуашь белая, капустные листы, салфетки для рук, кисти.

Приветствие «Здравствуйте»

Под тихую музыку дети заходят в группу.

Педагог читает стихотворение :

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, беленький снежок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Звучит аудиозапись « Зимняя мелодия»

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (зима) . Да, правильно, наступила зима.

Ребята, зима принесла нам холод, снег, ветер. Как дует ветер зимой? (Дети делают глубокий вдох носом и, надув щеки, с силой выдыхают воздух на четыре счета. 3-4 раза.)

Игра-имитация «Снежинки»

Ветер принес снежинки. Они полетели, закружились! (Воспитатель предлагает детям «превратиться» в снежинки и полетать под музыку.)

Ветер утихает, снежинки медленно опускаются на землю. (Дети в произвольных позах садятся или ложатся на ковер) .

Снег укрыл теплым одеялом дороги, поля, лес. А кто же в лесу зимой не спит? (Ответы детей.)

Педагог: Я предлагаю вам совершить прогулку по зимнему лесу , и самим увидеть какие животные зимой не спят. Хотите отправиться вместе со мной? Тогда пора собираться в дорогу.

Игра с воображаемыми предметами

Педагог обращается к детям:

Мы наденем валенки, шапки, шубки, застегнем их на все пуговички, завяжем шарфы и обязательно наденем рукавички. (Дети, подражая воспитателю, имитируют движения.)

Теперь мы все одеты, и можно идти на улицу.

Имитационное упражнение «Мы шагаем по сугробам»

Мы шагаем по сугробам, (Дети идут, высоко поднимая ноги)

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

И в лесу мы оказались.

Ребята, вот мы с вами и пришли в лес. Посмотрите, как красиво кругом! А вы знаете, как называются деревья, которые растут в нашем лесу?

Да, правильно, это елочки.

Ребята, скажите мне, что же еще вы увидели на нашей лесной полянке? (снежинки) Молодцы, посмотрите, какие они красивые. Их нападало столько много, что засыпало нашу полянку снегом.

Но, что это, ребята? Я вижу какие-то отпечатки на снегу. Как вы думаете, что это? Правильно, это следы. А вы знаете, чьи они? (нет) Сейчас мы пойдем по следу, и все вместе попробуем отгадать, кто же оставил этот след.

Дидактическое упражнение «Узнай животное по следу, отгадав загадку»

Ой, ребята, здесь какие-то конверты. Читаю загадку.

Хозяин лесной, просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

(После каждой загадки педагог открывает конверт и показывает фото с отгадкой).

Правильно, это медведь. Кто скажет, как называется его дом? (берлога) . Правильно, медведь уже лег в спячку в своей берлоге.

Посмотрите, какие у него большие следы. Они немножко похожи на следы человека, только у медведя длинные, острые когти.

А как медведь готовится к зиме? (Он накапливает много жира, и всю зиму спит в берлоге) .

Пойдем, посмотрим, чей же следующий след. Читаю загадку.

Прыг да скок – исчез трусишка,

Это маленький …. (зайчишка)

Да, правильно, молодцы. Это зайчишка оставил свои следы.

Кто хочет рассказать, как зимует заяц? (К зиме меняет шубку на белую, прячется под кусточком, всех боится, кушает веточки деревьев.) А есть ли у зайчика свой дом? (нет, он спит под кустом) .

Чьи же еще следы остались на снегу? Читаю загадку.

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – ее краса.

Этот зверь лесной? (лиса)

Правильно, это лиса. Посмотрите, у нее следы похожи на цветок.

А, кто хочет рассказать, как зимует лиса? (Одевается в теплую шубку, живет в норе, охотится на мышек и зайчиков) . Кто знает, как называется домик лисы? (нора) .

Педагог:

Снежинки в небе закружились

И к нам на плечи опустились.

Вокруг красота и покой,

Ну, а нам пора домой.

Педагог: Ребята, вот и подошла к концу наша прогулка по лесу , я предлагаю вернуться в изостудию и всем вместе нарисовать то , что мы с вами видели в лесу, но рисовать мы будем не обычным способом, а с помощью капустного листа согласны? Тогда в путь:

Тропка змейкой под ногами,

Мы домой вернемся с вами.

Коллективное рисование « Зимний лес »

(объяснение техники рисования )

Для начала положим капустный лист рифленой стороной вверх, наносим на него белую краску, потом аккуратно лист переворачиваем и прикладываем к альбомному листу, прижимаем хорошенько, не забывая про края. Лист убираем. Получилось красивое зимнее дерево, осталось только подправить ствол и веточки.

Рядом можно сделать ещё одно дерево, а чтоб разнообразить наш лес, можно добавить пару мазков другой краски. Ребята, какая краска больше подойдёт для зимнего леса? Правильно –синяя, голубая.

Также можно добавить белые сугробы и снег. Снег рисуем с помощью ушной палочки методом тычка.

Педагог: Посмотрите, какая замечательная картина у нас получилась, похожа на полянку, где мы были?

Педагог: Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу ? Чем она запомнилась?

Как можно сказать, какая прогулка получилась ? (веселая, радостная, зимняя )

Спасибо вам, ребята, за то, что вы согласились пойти со мной в лес.

Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее) .

Давайте подарим наше хорошее настроение другим. (Дети сдувают настроение с ладошки) .

МБДОУ №95

«Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Рисование листьями пекинской капусты»

Цель: знакомство педагогов с методами и приёмами нетрадиционных техник рисования и использованием их в работе с детьми.

Задачи: демонстрация методов и приемов работы по ознакомлению детей с нетрадиционной техникой рисования листьями пекинской капусты. Способствовать применению педагогами нетрадиционных техник рисования в работе с детьми.

Материалы: бумага тонированная, кисти, гуашь белая и зеленая, листья пекинской капусты.

Этапы мастер-класса.

1 этап. Вступительное слово мастера.

Мастер: "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка. " (Сухомлинский)

В дошкольном возрасте процесс познания окружающего мира у ребенка носит характер эмоционально-практического познания. Ребенок этого возраста открывает для себя мир, окружающий его, он радуется и удивляется своим открытиям, хочет действовать активно, проверять свои способности в практике собственной деятельности. Изобразительная деятельность дает ему такие возможности в полном объеме.

Большое значение для формирования личности ребенка имеет изобразительная деятельность. Она развивает мелкую моторику, интеллектуальные способности детей. Благодаря ей дети могут отражать свои впечатления, передавать свое настроение дошкольники получают огромное удовольствие от своих действий с изобразительными материалами.

Рисование с использованием нетрадиционных материалов и нестандартных техник дает уникальную возможность развить творческие способности дошкольников. При содействии взрослого они учатся мыслить, находить необычное применение обычным вещам. Такие техники, как рисование ладошкой, монотипия, кляксография, коллаж – развивают воображение. Тычок жесткой кистью, различные оттиски, обрывание бумаги и др. – развивают координацию движений, глазомер, мелкую моторику руки. Дети начинают экспериментировать и творить не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и во время самостоятельной деятельности. У них возникают новые идеи, связанные с комбинированием разных техник рисования и материалов.

Нетрадиционные техники рисования эффективны для создания выразительных образов, т. е. для проявления и развития детской одаренности в рисовании. Я решила углубленно работать по теме «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности дошкольников» потому, что она помогает детям успешно овладеть изобразительной деятельностью, развивает их творчество.

За основу по данной теме взяла методику Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование». Выборочно использую методики и статьи, опубликованные в журналах, интернете.

(Показываю презентацию)

В своей работе я использую разнообразные материалы для рисования: штампы, сухие листья, свечи, трубочки для коктейля, ватные палочки, мятую бумагу и др. Большой интерес у детей вызвало рисование оттисками листьев пекинской капусты. Сначала дети просто закрашивали лист капусты и печатали им. Сколько восторга было в глазах детей, когда подняв лист, они видели изображение. А потом все вместе мы фантазировали, на что это похоже? Затем у детей возникло желание создать определенное изображение.

Сначала педагогу необходимо провести предварительную работу. Попросите детей представить, какое время суток они хотели бы изобразить на своем рисунке? В зависимости от этого предложите подумать, какие цвета красок они возьмут для фона? Приготовьте фон любым известным вам способом. Сначала просто закрашивайте лист пекинской капусты гуашевыми красками и печатайте им на листе. Дети сами увидят, что им напоминает оттиск листа. Кто-то крутит лист бумаги, кто-то – лист капусты, кто-то обрывает кусочки от листа и так далее. В результате появляются цветы, бабочки, рыбки.

Если капустный лист отпечатать сначала зеленым цветом, а затем поверх него белым – получится замечательная зеленая елочка!

В итоге, когда дети войдут во вкус, они научатся управлять процессом, рисовать частью листа капусты или именно в том месте, где отпечаток необходим по замыслу рисунка.

2 этап. Основной .

Мастер: А сейчас я хочу познакомить вас с методами и приёмами техники рисования листьями пекинской капусты и ватными палочками. Приглашаю ко мне 4 человека.

Послушайте отрывок стихотворения Ф. Тютчева.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит.

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Что поэт описывает в стихотворении? (лес)

Как бы вы назвали этот лес? (сказочный, очарованный, заснувший)

Предлагаю вам нарисовать картину к данному стихотворению.

Педагоги выполняют работу: подготовленные листья капусты закрашивают гуашью, прикладывают лист капусты на синий лист бумаги, сильно прижимают, оставляя штамп. После того как все сделали штамп своих листьев, педагоги дополняют общую композицию снежинками, изображая их ватными палочками.

3 этап. Моделирование.

Мастер: Какие из описанных приёмов на ваш взгляд, развивают мелкую моторику пальцев? Как вы считаете, стоит уделять большое внимание технической стороне работы или делать упор на творческой составляющей этой деятельности? Какие еще нетрадиционные техники рисования можно использовать для изображения зимнего пейзажа?

4 этап. Рефлексия.

Мастер: А сейчас предлагаю вам оценить мастер-класс. Для этого я предлагаю использовать снежинки. Белая снежинка будет обозначать – что вам понравилось, и такие техники рисования вы могли бы использовать в своей работе. А красная снежинка – что вам было сложно или не понятно. (Высказывания педагогов, вопросы) .

Мастер: Спасибо за внимание. Желаю всем успехов и удачи!