Темы бесед по нравственно-этическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Этическая беседа как средство нравственного воспитания младших школьников Этические беседы для младших школьников

Приблизительные темы для духовно-нравственных бесед для детей младшего, среднего и старшего возрастов со списком необходимой литературы.

Предпросмотр тем

Младшие классы.
Как прекрасен этот мир, посмотри.


Купель 3/97
Книги о природе для детей (Сладков, Чарушин, Бианки и др.)
Прекрасный божий мир. Пособие по катехизации. Изд-е Моск. Свято-Даниловского м-ря и миссионерского отдела Элладской правосл. церкви. - М., 1996.
Любые фотоальбомы с репродукциями (природа, животный мир)
Янушкявичене О. Древо доброе. Учебное пособие для младших классов.
2-е изд. - М., 1996.

Русские праздники.

Высоцкая с. Чистый понедельник. - Нижний Новгород, 1997.
Купель 3/97.
Пчелка 1/91.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Шмелев И. Лето Господне, - (любое издание)
Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых - в 2-х книгах. - М.: ООО "Изд-во АСТ", 1997.

Мама, папа, я.

Жития святых для детей (о преп. Сергии, о свв. Ксенофонте и Марии и др.)
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Уроки о здоровье и добродетели. - М.: "Паломник", 1999.

Троице-Сергиева Лавра.


Что такое хорошо и что такое плохо?
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Паустовский "Теплый хлеб", - (любое издание)
Иванова С.Ф. Введение во храм слова - М.: Школа. - Пресс, 1994.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких / сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Пляцковский М. солнышко на память. - М., 1975.
Воспитание детей дошкольного возраста в православной вере. - М.: "Отчий дом":, 1998.

Как мы дружим с животными.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Житие св. Герасима (любое издание)
Житие св. Сергия (любое издание)
Чудо в пустыне - м., "Паломник", !997.
Любые книги о животных для детей (Сладков, Чарушин, Бианки)

О сотворении мира.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост Куломзиной С.М. - М.:"Паломник", 1997.
Киселев А. Семь дней творенья. - "Про-пресс", 1998.
Тарасар К. Наша жизнь с Богом. Пособие для катехизации детей младшего возраста. - М.: Госпел лайт, 1999.

Рассказы о русских святых.
Федотов Р.П. Святые древней Руси, (любое издание)

Любые жития, адаптированные для детей.
Купель 3/97
Супрун В.И. Православия святые имена. - Волгоград,1996.
Подвиг Ильи Муромца. - М.: подворье ТСЛ, "Новая книга", 1996.

Я рисую храм.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
С нами Бог 3/94
Пчелка 1/91
Янушкявичене О. Древо Доброе. Учебн. пособие для младших классов.
Марченко В. Дом Божий (устройство храма). - Рос. отделение Валаамского общества Америки. - М., 1996.
Православные богослужения, Таинства и обычаи. - Белосток, 1992.

Когда поет душа.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)

Средние классы.
Где я живу?
Житие св. Сергия (любое издание)
Тургенев Н. О подвижниках и Троице-Сергиевой Лавре // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. - М.: Книга,!990.
Любые краеведческие сборники, публикации в прессе.

Преподобный Сергий Радонежский.
Житие - любое издание.
Федотов Г.П. Святые древней Руси (любое издание)
Чарская Л. Один за всех. Повесть - ТПО "Светоч" всерос. фонда культуры, б. г. (репринт 1909г.)
Ключевский В.О. Значение преп. Сергия для русской истории // Ключевский В. О. Церковь и Россия. Три лекции. - "ИМКА-Пресс",1969.
Ключевский. Благодатный воспитатель русского народного духа // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.

Преподобный Серафим Саровский.
Алмазов Б. Житие преп. Серафима, Саровского чудотворца. - С-Пб.: Лицей, 1993.
Житие батюшки Серафима Саровского. - Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1996.
Зайцев Б. Около св. Серафима // Купель 1/2000.

Святые защитники Отечества.
Федотов Р.П. Святые древней Руси. - любое издание.
Купель 3/97
Пчелка, 1996.
Жития святых для детей. - любые издания.

Икона и картина.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985 (есть переиздания)
Купель 3/97
Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - Новосибирск, 1991.

Евангелие и древнерусская литература.
Давыдова В.Н. Евангелие и древнерусская литература. - М.: Мирос,1992.
Притчи. Учебная книга Александра Княжицкого. 8-9 классы. - М.: Мирос, 1994.
Петров В. Евангелие в истории // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Давыдова В.Н. Повесть о Борисе и Глебе. - М.: Мирос,1993.

Уклад жизни русской семьи.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Домострой - любые издания.
Шмелев И. Лето Господне - любое издание.

Любовь и дружба.


Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками).

Чудеса, святость, святые мощи.
Протопопов Д.И. О нетлении святых мощей. - М: Интердиалект, 1997.
Отец Арсений. - М.: Братство Всемилостивого Спаса, 1993.
Жития святых на усмотрение рассказчика.

Музыка духовная и светская.
Мартынов
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
Прот. Василий Металлов. Очерки истории православного пения в России.

Старшие классы.
Зачем я живу?
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.

Две модели истории земли.
Тростников В. Наука становиться религиозной // Православная беседа, 3/96.
Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука о сотворении мира. - М.: Изд-во имени свт. Игнатия Ставропольского, 1997.
Свящ. Тимофей. Православное мировоззрение и современное естествознание. - М.: "Паломник", 1998.
Свящ. Тимофей. Две космогонии. - М.: "Паломник", 1999.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

10 заповедей - основа нравственности человека.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.
Свящ. Николай Успенский. Как жить православному христианину по заповедям Божиим. - Изд. отдел Владимирской епархии, 1997.
Зависть гибельнее войны. - б.м.: "Рарогъ", б.г.
Свящ. Тимофей. Пособие по аскетике для современного юношества. - М.: "Паломник", 1999.

Выбор веры Великим Князем Владимиром.
Прот. Петр Смирнов. История христианской Церкви. - М.: "Православная беседа", 1994.
Тальберг Н. История Русской Церкви. - М, 1997.
Даркевич В. Христианство на древней Руси // Наука и жизнь, 11/1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Добро и зло.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.

Совесть.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иванова С. Ф. Введение во храм слова. - М.: Школа-пресс, 1994.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Любовь и влюбленность.
Прот. В Зеньковский. На пороге зрелости. - М., 1997.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками). Как правильно выйти замуж.
Митр. Антоний (Блюм). Таинство любви.

О дружбе в современном мире.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Жития святых, давших нам образцы дружбы.

Семья. Отцы и дети.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Проф. прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь. - М.: Изд-во Зачатьевского м-ря,1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Отцовский крест.

Смерть. Жизнь после смерти
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иером. Серафим (Роуз). Душа после смерти. - М., 1997.
Василиадис Н. Таинство смерти. - ТСЛ, 1998.
О правде Божией или предание о том, что ждет нас за гробом. // Путь к храму. - Самара, №3/99 .
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Беседы о нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Общая информация

Темы духовных бесед формулируются в соответствии с возрастными особенностями детей. Они предназначаются для учащихся светских общеобразовательных школ в рамках внеклассной работы. Библиотека педагогического кабинета подготовила список литературы для каждой из предлагаемых тем.

Разработчик nickhram.ru

Данные для воскресной школы

Возраст младший, средний, старший

Дисциплина Классный час, лектории духовно-нравственной тематики

Проводит Священнослужитель, обученный верующий педагог

Данные имеющегося файла

Формат Документ формата doc

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодёжи «Гармония»

Этические беседы с учащимися

Лунёва С.Н.

Сборник предназначен педагогам дополнительного образования для оказания практической помощи в проведении этических бесед на занятиях (как часть занятия) в рамках нравственного воспитания подрастающего поколения.

Введение

Психологические особенности первоклассников. Особенности проведения этических бесед.

Беседа « О дружбе »

Беседа « Школьный этикет »

ВВЕДЕНИЕ

В учреждениях дополнительного образования воспитательная работа является одним из основных видов деятельности. Правильная организация воспитательного процесса невозможна без закрепления у учащихся базовых моральных знаний, полученных в школе, невозможна и без усвоения ими основ нравственности.

В настоящее время требуется новый подход к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания школьников в связи с изменившимися условиями жизни общества. Необходима разработка и иного содержания нравственного воспитания в образовательных учреждениях.

Одним из таких подходов к формированию моральной стороны личности учащегося и его нравственного сознания является забота о его систематическом образовании в течение всего периода обучения как в школе так в учреждениях дополнительного образования.

Для каждой ступени средней общеобразовательной школы (начальной, основной и полной) разработаны учебные программы специальных занятий по основам морали в соответствии с возрастом: «Азбука нравственности» (1-4 классы), «Нравственная грамматика» (5-9 классы), «Основы морали» (9, 10-11 классы). Программы изучаются на классных часах, во время организации внеклассной работы и на таких предметах как «Окружающий мир», «Граждановедение», «Обществознание», где мораль является неотъемлемой частью.

Для закрепления успеха полученных знаний в учреждении дополнительного образования такую работу рекомендуется проводить как часть занятия по 5-10-15 минут в зависимости от возраста обучающихся. Главную роль здесь имеет личность самого учителя (педагога дополнительного образования), возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Возможно, во время осенних (зимних, весенних) каникул организовывать праздники, театрализованные инсценировки или мероприятия типа «Классного часа» на темы нравственного воспитания. Длительность таких мероприятий может достигать 40-50 минут. Но требуется подготовка самого педагога и воспитанников. Тематика праздников и мероприятий может совпадать с темами этических бесед, но содержать более глубокий материал по данной теме.

Развитие у детей нравственных представлений является основой осмысленного поведения, построения отношений со сверстниками и со взрослыми.

Психологические особенности первоклассников

Так как практически у каждого педагога дополнительного образования Дворца обучаются первоклассники, то считаю необходимым напомнить их психологические особенности:

Во-первых, они очень эмоциональны.

Во-вторых, у них преобладает конкретное наглядно-образное мышление.

В-третьих, у них неустойчивое внимание.

В четвертых, они отличаются непроизвольной памятью.

В-пятых, у них преобладает игровая деятельность.

Поэтому, нравственное воспитание таких детей начинаем с формирования у них (начинаем закреплять формирование после школьного обучения) с нравственных представлений. Нравственные представления в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил. Такую работу с учащимися начального звена рекомендуем проводить в форме этических бесед.

Особенности проведения этических бесед

Чтобы проводимая Вами этическая беседа с первоклассниками имела положительный результат, необходимо соблюдать некоторые «правила» проведения бесед.

    Будьте эмоциональны с детьми.

    Стройте беседу на непроизвольном внимании и памяти детей, включайте игровые моменты.

    Используйте наглядность (иллюстрации книг, картины, др.)

    Давайте детям домашнее задание: нарисовать рисунок по теме беседы, прочитать с родителями (или самостоятельно, если умеют) конкретный рассказ по теме беседы. На следующий раз обязательно проверьте выполнение такого задания. Если задание кто-то не выполнил, не следует ругать таких учащихся за это, но важно публично отметить тех, кто домашнюю работу принес или выполнил.

    Привлекайте учащихся к разговору, к обсуждению, здесь важно обеспечить их активность.

    Разъясняйте, объясняйте и учите первоклашек.

    Длительность беседы не должна превышать 15 минут.

    Тема разговора должна быть понятна детям.

    Говорите коротко и доступно.

Главная задача проведения этических бесед - пробудить у школьников интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель бесед - сформировать у школьников отношение к своему поведению, сформировать представление об определенных нравственных понятиях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании поведения и поступков людей.

Беседа «Что такое «Добро и зло»

Цель беседы: Объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия “добро”- “зло” (синонимы “хорошо”- “плохо”) на примере знакомых школьникам жизненных ситуаций или на примере литературных произведений.

Вопросы к школьникам: - Приведите примерок сказок, (рассказов, стихов), в которых действуют добрые и злые герои.

Как вы разделили героев на положительных (хороших) и отрицательных (плохих)?

Какие качества добрых героев вам особенно нравятся? Почему?

На каких литературных героев вы хотели бы быть похожими?

Дискуссия:

Чей герой лучше?

Докажите, какие достоинства есть у вашего сказочного (литературного) героя.

Хотели бы вы быть похожими на такого героя?

Хотели бы вы, что бы над вами смеялись из-за какого-то поступка?

Педагог: Сообщить о роли смеха в оценке поступков человека: он помогает искоренить тот или иной недостаток в человеке.

Например, почему мы смеемся над Волком из мультфильма «Ну, погоди!»?

Хотим мы быть на него похожим?

Над какими отрицательными качествами Волка смеется автор мультфильма?

Роль педагога в ходе беседы:

    Следить за ходом рассуждения школьников.

    Давать учащимся нравственные ориентиры: нравственные явления делятся на две противоположные категории – добро и зло . Они выступают как действия людей (направлены на пользу или во вред людям). Добро и зло могут быть и мотивами этих действий (каждый сам решает, как ему поступить в той или иной ситуации, каждый сам несет ответственность за свои поступки).

    Делать вывод: каждый человек свободен в выборе действий и поступков. В отношениях с людьми нравственные нормы проявляются в культуре их поведения, общения.

    Учитывать, что, вступая в те или иные отношения со сверстниками, школьник ориентируется прежде всего на свой опыт и знания, полученные от родителей и учителя в школе.

    Анализировать вместе с воспитанниками нравственную сторону отношений, представленных в конкретной ситуации.

    Формировать правила и нормы, в соответствии с которыми всегда надо поступать.

    Не давать детям готовых ответов, лучше искать их вместе.

Домашнее задание: Изобразите в рисунке, какими вы видите добро и зло.

Литературные произведения

А. Крапивин «Алька ищет друга», Е.Пермяк «Пичугин мост».

Беседа «О дружбе»

Цель беседы: Раскрыть сущность нравственных отношений между людьми на конкретных, доступных детскому восприятию примерах.

Значение беседы: В ходе беседы первоклассник испытывает этические переживания. Выявляется нравственный идеал, система нравственных оценок.

Расскажите коротко о себе, своей семье, увлечениях.

Есть ли у тебя друзья?

Кто такой друг? (Кого можно назвать хорошим другом?)

С кем в классе ты дружишь? Почему?

На кого ты хотел бы быть похожим? Почему? (способствовать тому, чтобы ребенок постепенно начинал оценивать себя - свои мысли, поступки, отношения с другими детьми, продвигаясь к пониманию, что рядом существует человек со своим внутренним миром, который скрыт, но проявляется в его действиях и поступках.

Что, по-вашему, значит «дружить»? (быть вежливым, внимательным, приветливым, приходить на помощь, сочувствовать, переживать, помогать делом,

делиться, навещать во время болезни, защищать, вместе гулять и др.)

Давайте познакомимся с «Правилами дружбы» :

Дискуссия:

- Как ты понимаешь поговорку: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Педагог обобщает ответы детей, основываясь на личном наблюдении за отношением детей друг к другу.

Роль педагога в ходе беседы:

    Учитывать, что первоклассники только начинают постигать новые для них отношения, расширяют контакты и постепенно привыкают к школьной среде.

    Знать, что внутренний мир сверстника закрыт для первоклассника, поэтому он не вызывает у него интереса. Одноклассник как личность не привлекает внимания первоклассника.

    Знать, что нравственные взаимоотношения первоклассников друг с другом заключается в умении постичь внутренний мир другого человека через собственное мировоззрение.

    Знать, что отношения первоклассников сбудут строиться, если им предшествовали взаимное уважение, взаимопомощь, сотрудничество.

    Иметь индивидуальный подход к каждому воспитаннику, т.к. не каждый пойдет на откровенность, особенно дети из неблагополучных семей.

Домашнее задание: Нарисовать рисунок на тему «Мой друг».

Литературные произведения ,

С.Косол «Терешка», О. Высотская «Ежик», С.Маршак «Друзья-товарищи», Е.Пермяк «Самое страшное», «Бумажный змей», А.Барто «Сонечка», Ел. Лившиц «Два козла», Г. Мамлин «Федя в лифте», С.Михалков «Хорошие товарищи», В.Осеева «До первого дождя», А.Барто «Кто наказал его», «Не за это и не за это», Н. Сакинская «Подружки», сказка «Два Морозко», И.Турчин «Дружба», Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (глава 9),

Беседа «О добросовестном отношении к учебе»

Цель беседы: Помочь воспитанникам уяснить, зачем нужно получать дополнительное образование (учиться) во Дворце, какую роль играет образование в жизни людей.

Что случится, если люди разучатся что-то создавать, производить, чинить, готовить и т.д.?

Кто создал все, что нас окружает, - дома, машины, предметы быта, одежду?

Кто выращивает овощи, готовит пищу?

А откуда он это знает и все умеет делать?

Зачем нужно учиться?

Чему можно научиться во Дворце? (танцевать, рисовать, лепить, шить, вышивать и т.д., т.е. получить дополнительное образование)

Где эти знания и умения могут пригодиться? (после окончания школы при выборе профессии. Часто случается, что на выбор профессии влияет увлечение чем-то в детстве, т.е. во Дворце творчества. Если кто-то занимался танцами, то теперь он - хореограф; если рисовал, то стал художником или учителем рисования и т.д.).

Какие пословицы и поговорки вы знаете об учебе?

«Век живи - век учись»; «Грамоте учиться-всегда пригодится»; «Белое поле, черное семя - кто его сеет, тот разумеет», «Ученье - свет, а неученье -тьма».

Дискуссия:

    Хочется ли кому-либо быть похожим на Незнайку?

    Почему, что бы ни задумывал Незнайка, у него ничего не получалось?

Роль педагога в ходе беседы:

1. Убедить детей в том, что без знаний, старания в учении мечты никогда не сбудутся.

Беседа «О культуре внешнего вида»

Цель беседы: Объяснить, что называют культурой внешнего вида и одежды.

Значение беседы: Приобщение детей культуре внешнего вида.

Культура человека начинается умения следить за внешним видом. Внешний вид имеет большое значение в жизни человека. Трудно себе представить человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками.

Вопросы к воспитанникам:

Почему внешний вид является не только твоим личным делом? (Потому что общаясь с другими людьми, ты своим внешним видом выказываешь уважение не только к себе, но и к ним).

Почему это касается других? (Приятно общаться с человеком красивым, опрятным. Грязные руки, лицо, неряшливая одежда отталкивают окружающих от их обладателя).

Что нужно делать, чтобы поддерживать чистоту и опрятность внешнего вида? (Надо знать и соблюдать правила чистоты и гигиены).

Какие правила чистоты и гигиены вы знаете?

    Постоянно следи за чистотой своих рук, лица и шеи.

    Утром и вечером умывайся, чисти зубы.

    Мой руки перед едой.

    Следи за своими волосами. Растрепанные волосы-признак неряшливости.

    Содержи в порядке ногти.

    Всегда пользуйся носовым платком.

    Утром делай зарядку, проветривай свою комнату.

Почему одежда человека то же должна быть чистой и опрятной?

Почему надо смотреться в зеркало, выходя их дома? (Все лив порядке в твоем внешнем виде?)

Как надо следить за состоянием одежды? (Своевременно чистить, гладить, стирать)

Педагог: Надо научиться красиво носить одежду. Большое значение для внешнего вида имеет походка и осанка человека. При ходьбе некрасиво размахивать руками, топать или шаркать ногами. Некрасиво сидеть развалясь, вытянув ноги по полу, навалившись на стол. Ходить надо прямо, не сутулясь, не держа руки в карманах.

Одежда должна соответствовать виду деятельности. Для занятий в школе-одна, для игры-другая, для занятий спортом-третья, для выхода в гости-четвертая, для труда-пятая.

Как вы ухаживаете за своей одеждой?

Вывод: Чистота - друг опрятности, красоты и здоровья .

Литературные произведения , которые можно рекомендовать воспитанникам для прочтения и дальнейшего обсуждения по данной теме: Ю.Тувим «Письмо всем детям по одному очень важному делу», К.Чуковский «Мойдодыр», Г.Остер «Советы наоборот».

2. Подвести воспитанников к мысли о том, что человек, прежде чем что-то создать, должен получить необходимые знания, овладеть умениями, приобрести навыки в работе. Для этого нужно учиться.

Домашнее задание: Нарисовать «Кем я хотел бы стать в будущем».

Литературные произведения , которые можно рекомендовать воспитанникам для прочтения и дальнейшего обсуждения по данной теме:

С.Маршак «Книжка про книжку», «Кот и лодыри», «Мастер-ломастер», «От автора», «Песня библиотечных книг», «Про одного ученика и шесть единиц», «Разговор с первым классом». Н.Носов «приключения Незнайки и его друзей».

Беседа «О прилежании и старательности»

Цель беседы: Объяснить значение слов «прилежание», «старательный» применительно к ученику. Дать понять, что эти качества являются положительными.

Значение беседы: Приобщение воспитанников к прилежанию и старательности.

Что означают слова «прилежание», «старательный»?

Обобщение педагога: прилежный, старательный ученик - это тот, кто трудится, вовремя выполняет любое задание, бережет свое время, чувствует ответственность за порученное дело. У такого ученика везде порядок-и дома, и в портфеле, каждая вещь знает свое место. И пишет он старательно.

Что значит «стараться»? (стараться - значит трудиться так, чтобы результаты труда были ощутимыми, заслуживали положительной, высокой оценки).

Все ли из вас стараются хорошо учиться?

В чем это выражается?

Если ты не постарался и плохо сделал работу, как поступить в таком случае?

Вывод: Лучше сразу постараться не торопясь сделать задание, чем несколько раз выполнять одну и ту же работу.

Все ли стараются хорошо учиться?

Как можно назвать ученика, который не любит трудиться и учиться? (лодырь, лентяй, нерадивый, бездельник).

Дискуссия: Учение - это тоже труд, который требует выдержки, терпения и старания. Далеко не все дела даются легко, без усилий. Любое дело требует немалой затраты сил, чтобы его освоить.

Вывод: Т рудолюбие - это одно из главных достоинств человека. Все великие люди были очень трудолюбивы, поэтому многого достигли. Есть такая поговорка «Терпенье и труд-все перетрут», т.е. все преодолеют.

Роль педагога в ходе беседы:

1.Задавать вопросы.

2. Давать объяснения

3. Делать обобщения и выводы

Домашнее задание: Прочитать какие-либо произведения о прилежности и старательности.

Литературные произведения , которые можно рекомендовать воспитанникам для прочтения и дальнейшего обсуждения по данной теме:

    С.Баруздин «Стихи о человеке и о часах», С.Маршак «Кот и лодыри», Б.Заходер «Петя мечтает», Л.Квитко «Кто чего желает», Я.Аким «Неумейка», В.Осеева «Сыновья»,

Беседа «Правила культуры поведения на улице»

Цель беседы: Закрепить основные правила поведения на улице.

Значение беседы: Воспитывать культуру поведения детей на улице.

Содержание беседы:

Вступительное слово педагога: Хорошее поведение людей на улице - признак культуры человека. Безобразное поведение-признак безкультурия, его можно считать хулиганством, а это уже нарушение закона.

Вопросы к воспитанникам:

Какое поведение можно назвать хулиганством? Почему?

Встречали ли вы на улицах людей с плохим поведением?

- Как ведете себя вы на улице?

Что надо делать, чтобы у вас не было проблем, когда вы гуляете?

Правила поведения на улице

    Гуляй в одно и тоже время, дома скажи, где ты гуляешь. Не играй на проезжей части, для этого есть двор и специальные детские игровые площадки. Не забывай прийти домой вовремя.

    На улице можно бегать, прыгать, играть в шумные игры. Будь с другими детьми дружелюбен, соблюдай правила игры и не ссорься из-за пустяков.

    Запомни свой адрес, узнай названия близлежащих улиц и какие учреждения, магазины здесь находятся, умей объяснить, как туда пройти.

    При встрече с товарищем не останавливайтесь посреди тротуара, чтобы пообщаться. Вы будете мешать прохожим.

    Никогда не обижай маленьких.

    Во дворе поддерживай порядок; не сори; не ломай деревья и кустарники, не рви цветы с клумб; не забывай про птиц, которым нужен корм, особенно зимой.

    На детской площадке бережно обращайся со всем, что для вас построено. Играть надо так, чтобы не мять цветники, не мешать прохожим, гуляющим.

    Следи за тем, чтобы другие соблюдали порядок во дворе и берегли его.

    Не смейся, не разглядывай пристально людей с физическими недостатками.

    Будь внимателен ко всем, кому нужна помощь.

    Выработать с детьми основные правила поведения на улице.

Вывод:

Домашнее задание: Нарисовать картинку на одно из правил по выбору.

Литературные произведения , которые можно рекомендовать воспитанникам для прочтения и дальнейшего обсуждения по данной теме:

В.Осеева «Просто старушка», Р.Зеленая, С.Иванов «Страшная история».

Беседа «Правила культуры поведения во Дворце»

Цель беседы: Познакомить с основными правилами поведения во Дворце.

Значение беседы: Воспитывать культуру поведения детей в общественных учреждениях.

Содержание беседы:

Вступительное слово педагога: Дворец творчества детей и молодежи «Гармония» - это образовательное учреждение, как школа. Здесь учатся много детей. Чтобы во Дворце был порядок и чтобы у вас не было конфликтов с окружающими надо соблюдать определенные правила:

Правила поведения во Дворце

    Поддерживай чистоту и порядок, который наводят взрослые.

    При входе в здание говори «здравствуйте», «доброе утро». Со взрослыми надо здороваться первым.

    Если тебе оказали услугу, что-то дали, надо сказать «спасибо».

    Приходи всегда со сменной обувью. Переобуваться надо в гардеробе. Храни обувь в специальном мешочке (пакете).

    Во время разговора будь вежлив, важно, каким тоном ты говоришь, обращаясь ко взрослым или к друзьям, смотришь ли ты на него во время разговора. Вежливые слова, сказанные грубо, небрежно, отвернувшись о того, кому они адресованы, перестают быть вежливыми.

    Заходи в кабинет только с разрешения педагога.

    Во время занятия нельзя кричать, громко разговаривать.

    Когда просишь о чем-нибудь, не забудь произнести слова: «Прошу вас...», «Я хочу попросить у вас...».

    Если надо обратиться к беседующим взрослым, начни со слов «извините, пожалуйста» и только после этого изложи свою просьбу.

    Если нечаянно задел кого-то, совершил неловкость, надо извиниться («Извините, пожалуйста», «Простите меня, пожалуйста»).

    На занятия приходи вовремя, не опаздывай. Если ты заболел или не можешь прийти по уважительной причине, заранее извести об этом педагога.

    На занятия приходи в опрятной одежде и чистой обуви. Необходимые материалы, инструменты для занятия храни в сумке (пакете, портфеле). Соблюдай порядок на столе.

    Бережно относись к мебели и другому имуществу Дворца.

    С сотрудниками Дворца будь вежлив и приветлив.

Роль педагога во время беседы:

    Направлять беседу в нужное русло.

    Поощрять активность воспитанников.

    Выработать с детьми основные правила поведения во Дворце.

Вывод: У культурно ведущего себя человека никогда не бывает проблем с окружающими.

Домашнее задание: Рассказать родителям о том, что узнали нового во Дворце.

Беседа « Школьный этикет »

Цель беседы: Научить воспитанников как приветствовать людей и знакомиться с ними (со взрослыми и со сверстниками). Дать понятие «Этикет».

Значение беседы: Приучать воспитанников к существующим порядкам и традициям.

Вступительное слово педагога:

Этикет - это правила внешнего поведения и формы общения и приветствия людей друг другу, их «обхождения» с окружающими.

Вопросы к воспитанникам:

Когда вы обращаетесь ко взрослым, то говорите им «Вы» или «Ты»? Почему? (это свидетельствует о вашей культуре. Обращением на «Ты» можно пользоваться, если ты беседуешь с близким человеком, обычно в неофициальной обстановке, при его согласии).

Когда вы знакомитесь с новыми людьми, как себя надо вести? (Улыбаться, смотреть собеседнику в лицо, быть доброжелательным, четко называть себя).

Как надо здороваться со взрослыми? (Не очень громко, на «Вы»; приветствие можно сопровождать жестами: кивком головы, поклоном. Взрослые – рукопожатием, т.к. это старинный обычай. Смысл подачи правой руки для приветствия в том, чтобы показать, что в ней нет оружия).

Когда люди знакомятся или приветствуют друг друга, мужчины и женщины делают это по-разному. Первым с женщиной здоровается мужчина. Мальчики -это будущие мужчины, а девочки – будущие женщины, поэтому мальчики должны первыми здороваться с девочками. Мальчики и девочки должны быть взаимно вежливыми и уважать друг друга.

Мальчики должны быть приветливыми, внимательными и предупредительными по отношению к девочкам. Они должны уметь подать пальто, пропустить вперед себя в дверь, уступить место в автобусе и т.д.

Если вы в гостях и сидите за столом, а вас знакомят с новой девочкой, мальчик должен встать и стоя поздороваться с девочкой.

Расскажите как надо знакомиться и здороваться? (Не забывать про вежливость и хорошие манеры, нельзя обижать знакомящихся:

«Познакомьтесь: это Ленка, у нее на шее шрам. А вот этот «карлик» - Генка… так знакомить - стыд и срам!»).

Как вы знакомитесь с новыми друзьями?

Какие правила отношений вы еще знаете и применяете?

Вывод: Знакомясь и приветствуя взрослых или сверстников, не забывайте про вежливость и хорошие манеры, нельзя обижать знакомящихся!

Литературные произведения , которые можно рекомендовать воспитанникам для прочтения и дальнейшего обсуждения по данной теме:

«Что такое этикет? (Увлекательное путешествие в страну хороших манер). Ч.1 и 2.-М., 1998; С.А. Насонкина «Уроки этикета»; Л.Васильева-Гангнус «Правила этикета. Краткий справочник » .

    Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. //Воспитание школьников. № 6, 7, 8, 9, 10. -2004; № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. – 2005.

    «Что такое этикет? (Увлекательное путешествие в страну хороших манер). Ч. 1 и 2.- М., 1998;

    С.А. Насонкина. Уроки этикета. - М., 1997.

    Л.Васильева-Гангнус. Правила этикета. Краткий справочник.

    Л.Васильева-Гангнус. Азбука вежливости.

Беседа «Труд в объединении Дворца»

Цель беседы: Объяснить, в чем выражается ответственное отношение к труду для всех, забота о нуждах коллектива, других его членов.

Значение беседы: Воспитание чувства товарищества, коллективизма. Формирование нравственных понятий.

Вступительное слово педагога: Чтобы у вас появились трудовые навыки, вам надо заниматься разнообразным трудом. В том числе участвовать в генеральной уборке кабинета, в котором вы занимаетесь. Это значит: мыть столы, доску, наводить порядок на полках, аккуратно складывать инструменты. (другое, в зависимости от профиля объединения).

Вопросы к воспитанникам:

Если вам поручили что-то сделать, нужно ли выполнять задание? Почему?

Например, если я приглашу всех вас прийти на генеральную уборку нашего кабинета, вы придете?

Как говорят про ученика, который выполнил порученную работу? (ответственный)

Какую пользу для всех принесет ваш труд во время уборки кабинета (уборки листьев около Дворца)?

О чем вы заботитесь, когда трудитесь в коллективе?

Нравится ли вам трудиться всем вместе одновременно? Почему?

Вывод: Когда все вместе выполняем порученное дело, время проходит быстро и весело. Рядом трудится твой друг. Если ты что-то не смог, он пришел тебе на помощь и помог справиться с тем, что у тебя не получается. Вместе мы -коллектив. Только труд на пользу людям делает каждого Человеком.

Если кто-то не пришел из группы на уборку без уважительной причины, это хорошо или плохо? Почему? (Формирование нравственного понятия о пользе труда во благо всего коллектива).

Как поступают те ученики, которые не любят трудиться?

К каким способам они прибегают, чтобы не трудиться?

Герои каких литературных произведений являются для вас примером?

На кого вы хотите быть похожими?

Роль педагога в ходе беседы:

1. Подвести воспитанником к мысли, что в общественном труде рождается чувство коллективизма, ответственности не только за себя, но и за других. (Чистота и порядок в кабинете радуют всех, но зависят они от каждого ученика. Для этого нужно научиться распределять работу между всеми, добросовестно ее выполнять, быть справедливым в оценке своего труда и труда товарища, доброжелательными по отношению друг к другу).

Домашнее задание: Придумать правила дружной совместной работы.

Литературные произведения , которые можно рекомендовать воспитанникам для прочтения и дальнейшего обсуждения по данной теме:

Л.Толстой «Сколько людей», Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (главы 18, 18, 24, 26).

Беседа «Мой каждодневный труд дома»

Цель беседы: Показать на конкретных примерах важность труда дома и в чем его ценность.

Значение беседы: Воспитание трудолюбия, желания помогать родителям, рационально использовать свое время.

Вступительное слово педагога: По дому всегда судят о людях, которые в нем живут. Порядок в доме свидетельствует об аккуратности, чистоплотности, добросовестности его хозяев, об их бережливости. Старательности, умении и каждой вещи найти свое место. Обстановка в доме рассказывает о культуре живущих там людей, об их вкусах и привычках.

Вопросы к воспитанникам:

Если дом теплый, гостеприимный, уютный, то что можно сказать о их хозяевах? (хорошие хозяева)

Почему в такой дом всегда хочется прийти? (в нем царит доброжелательная атмосфера)

Хотите ли вы, что бы ваш дом был таким же?

- Что надо сделать, чтобы у вас то же был такой же уютный дом?

- Что делаете вы в своем доме для создания в нем уюта?

- Кто убирает ваш дом?

Чем вы помогаете своей маме?

Кто наводит порядок в вашей комнате? Почему?

Вывод: Кто научился много делать сам, тот никогда не будет в тягость другим и не окажется беспомощным. Когда в комнате порядок, чистота, то и настроение хорошее, и работа лучше спорится. Привычка трудиться, приобретенные в школе, дома пригодятся во взрослой самостоятельной жизни.

Роль педагога в ходе беседы:

    Совместно с воспитанниками формирует в виде правил их обязанности по дому:

Научись красиво застилать свою постель и делай это каждое утро.

После занятий убирай книги и другие учебные предметы на свое место.

Если насорил - собери мусор, вытри пыль.

Следи за своими вещами, и в первую очередь за чистотой обуви.

Старайся не ждать, когда тебя попросят о помощи.

Если видишь, что родители устали, будь к ним особенно внимателен, спроси, надо ли что-нибудь сделать.

Домашнее задание: Нарисуй свою комнату.

Литературные произведения , которые можно рекомендовать воспитанникам для прочтения и дальнейшего обсуждения по данной теме:

Я.Аким «Неумейка», сказки «Два Мороза», «Золушка», В.Лифщиц «Разговор», Л.Толстой «Сколько людей?», В. Донникова «Канавка», Е.Пермяк «Пичугин мост», «Чужая калитка».

Беседа «Добрые и недобрые дела»

Цель беседы: Научить школьников выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

Значение беседы: Воспитанник постепенно накапливает представления о хороших и плохих поступках, учится устанавливать их взаимосвязь с определенными ситуациями и нравственными качествами. Отношение школьника к нормам и правилам проходит путь от информации о них до понимания их смысла и обязательности выполнения на основе внутреннего принятия. Внутренний мир школьника формируется через анализ и оценку своих действий и действий окружающих людей.

Вступительное слово педагога: Ежедневно мы сталкиваемся с различными ситуациями, совершаем действия, поступки, общаемся друг с другом. Давайте разыграем сценку: вы едете с родителями в автобусе. Видите, что сидит мальчик, а рядом стоит пожилая женщина. Как вы оцените такую ситуацию?

Примерные ответы детей: Надо уступить место; кто-то из нас уступит место; мой папа встанет и уступит место женщине; надо сказать мальчику, чтобы он уступил место женщине; я не вижу ничего плохого в этой ситуации – они едут домой.

Дискуссия:

Как следовало поступить мальчику? Почему?

Какое качество проявилось здесь в мальчике?

Если дети затрудняются ответить, написать на доске несколько качеств, предложить воспитанникам выбрать наиболее подходящие к данному мальчику.

Как бы вы поступили на месте мальчика? Почему?

Какую оценку вы можете дать себе? (т.е. оцените свой поступок, свое отношение к окружающим людям).

Роль педагога в ходе беседы:

    Обратить внимание на нравственную сторону предлагаемой ситуации.

    Научить воспитанников анализировать, оценивать поступки, действия («хорошие», «добрые») людей, которые совершают их.

    Подводить детей к постепенному обобщению, формулировке нормы, правила: одни нормы содержат четкое указание на действие (обращаясь с просьбой, надо говорить «пожалуйста»), другие - на то, как поступать нельзя (нельзя громко разговаривать на уроке, без разрешения учителя выходить из класса), третьи – на определенное качество (надо быть добрым, справедливым, вежливым).

    Делать вывод: Всякая помощь хороша вовремя.

Домашнее задание: Вспомните, какие добрые дела совершали вы на этой неделе.

Литературные произведения , которые можно рекомендовать воспитанникам для прочтения и дальнейшего обсуждения по данной теме:

И. Крылов «Чижа захлопнула злодейка-западня...»; Е.Пермяк «Пичугин мост», «Чужая калитка»; Сказка «Пузырь, соломинка да лапоть»; Л.Толстой «Девочка без матери зашла в погребцу и выпили молоко», «Сливы», «Два козлика»; Д. Тихомиров «Две козы».

Л.Каминский «Чья помощь лучше»

Л. Квитко «Бабушкины руки»

Сказка «Белка и волк»

Когда кому-то трудно жить,

Должны мы знать об этом.

У меня закон простой:

Побеждаю тех, кто злой!

Кто же слабый - помогу,

Я иначе не могу.

Если грянет вдруг беда,

Друг поможет вам всегда.

Будь вежлив со своими товарищами,

Не забывай им говорить «волшебные» слова.

Не ссорься, будь справедливым.

Не зазнавайся.

Не перекладывай свою вину на другого.

Беседа «Каждой вещи – свое место»

Цель беседы: Научить воспитанников бережному отношению к вещам, соблюдению порядка при их использовании.

Значение беседы:

Предложить детям инсценировать произведение Л.Воронцовой «Маша-растеряша».

Вопросы к воспитанникам:

Похож ли кто-нибудь из вас на Машу-растеряшу?

Что надо делать, чтобы не походить на эту девочку?

- Как и когда (утром, вечером) вы собираете в школу свой портфель?

- Почему лучше собирать портфель вечером? (Можно спокойно, не торопится, проверить, все ли положил, если что-то забыл, доложить).

- Бывает ли у вас, что вы забыли дома ручку или карандаш (другой предмет)?

- К чему может привести такая забывчивость?

- Как мы называем человека, похожего на Машу? (несобранный, неаккуратный, неряшливый, недисциплинированный, безответственный, разболтанный, ленивый, неорганизованный).

Как добиться того, чтобы стать собранным человеком? (Соблюдать порядок во всем, как говорится разложено «по полочкам»).

Вывод: Аккуратный, организованный человек экономит много времени для полезных дел.

Роль педагога в ходе беседы:

Выработать вместе с воспитанниками Правила организованного человека :

    Содержи в порядке свои школьные вещи, одежду, игрушки.

    Перед уходом в школу, (во Дворец, в музыкальную школу, в спортшколу) проверь, все ли приготовил для занятий там.

    Поверь, в порядке ли твоя специальная одежда, обувь. Если нет, промой, почисти.

    Соблюдай дома порядок и чистоту. Помни: каждая вещь должна знать свое место!

Домашнее задание: Прочитать стихотворение «Все в порядке».

Литературные произведения , которые можно рекомендовать воспитанникам для прочтения и дальнейшего обсуждения по данной теме:

С. Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку», Л.Воронцова «Маша-растеряша», В.Лифшиц «Перчатки».

МОУ >

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
К ЭТИЧЕСКИМ БЕСЕДАМ
С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Из опыта работы
учителя начальных классов Игнатовой Татьяны Алексеевны

Накопление нравственных знаний составляет основу для выработки убеждений, формирования устойчивости мотивов нравственного поведения. Так как убеждения на разумном понимании нравственной необходимости лично следовать так или иным нормам морали, опираются на уверенность в правоте и справедливости нравственных принципов, на которые ориентируется человек, то успешнее их (убеждений) формирование следует отнести к подростковому и старшему школьному возрасту. Вместе с тем следует отметить, что истоки быть отнесены и к младшему школьному возрасту.
Нравственное просвещение младших школьников осуществляется прежде всего в процессе обучения, который в умелых руках педагога становится средством и ознакомления учащихся с объективными моральными требованиями общества, и формирование у них нравственных отношений и мотивов поведения.
Безусловно, не всегда учитель может развернуть беседу на уроке о моральных нормах, о сложности человеческих отношений с необходимой полнотой, как требует порой обстановка. Систематическое моральное просвещение детей целесообразно проводить на специально запланированных, тщательно продуманных и подготовленных эстетических беседах во внеурочное время. Эстетическая беседа – беседа учителя с детским коллективом на темы нравственности – занимает большое место в учебно-воспитательном процессе. В школьной практике сообщение и разъяснение знаний о нравственных нормах и правилах происходит постоянно: в процессе обучения, в повседневной жизни и деятельности детей. В совокупности все источники: реальная деятельность и свойственные ей противоречия, содержание обучения, средства массовой информации, школьного и классного коллектива, личный опыт ребенка – дают достаточный материал о нормах морали. Но наблюдения за поведением школьников и даже подростков, изучение их знаний о нравственных нормах показывают, что у многих школьников их знаний о нравственных нормах показывают, что у многих школьников эти знания бессистемны, неполны, а иногда ошибочны. Бессистемность знаний проявляется в том, что дети не знают всех основных норм морали и узнают о норме в связи с данным, конкретном случаем. Недостаточность, неполнота знаний проявляется в том, что дети могут назвать минимальное (даже для их возраста) количество признаков того или иного этического понятия, видеть только одно проявление нравственных отношений. Они самостоятельно не обобщают имеющейся у них опыт реальной отношений, личных переживаний, т.е. извлекают недостаточно знаний из собственных правильных и ошибочных поступков.
У детей существуют и сложные представления о нормах морали.
Они могут отнести, например, к истинному товариществу круговую поруку, не различают честность и ябедничество, не всегда улавливают разницу между проявлением уважения к другому человеку и >, между мужеством и ухарством. Одна из причин этих явлений заключается в том, что у детей нет достаточно целенаправленных наблюдений за явлением моральной жизни, необходимых для доступных их обобщений.

Беседы в 1-4 классах проводятся по таким направлениям

1. Преданность Родине.
2. Об отношении к труду, людям труда и народному добру.
3. О коллективизме
4. О товариществе и дружбе.
5. О доброте, отзывчивости и скромности.
6. О справедливости.
7. О честности и умении держать слово.
8. О сознательной дисциплине и культуре поведения.
9. О непримиримости к равнодушию и злу.

К беседе >

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО К.Д. Ушинский
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родные; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов... Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родина мать – одна у него родина.

ПОСМОТРЮ Я В ЭТО УТРО РАННЕЕ… М.Исаковский Посмотрю я в это утро ранее
На родине мирные края-
Нет на свете краше и желаннее,
Чем земля советская моя

Ты ветрами вешними овеяна,
Ты омыта светлою водой
И, руками нашими взлелеяна,
Наливаешь колос золотой.

Все твои богатства открываются
Для людей – в награду за труды,
И моря в пустынях разливаются,
И шумят на севере сады.

И напрасно свора людоедская
Угрожает счастью твоему:
Мы тебя, земля моя родная,
Не дадим в беду ни кому.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Тот герой, кто за Родину Герой.
Родимая сторона – мать, чужая мачеха.
Своя земля и горести мила.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.

К беседе >

Надо всегда помнить, что любая вещь – результат многих людей. Чтобы сделать самую простую вещь, надо знать и уметь. В беседе дети должны уяснить общественное значение труда, понять, какую пользу приносит труд людей разный профессий, например, труд швеи, шофера, строителя. Надо обратить внимание детей на коллективный характер труда на предприятиях, на взаимоотношениях людей в труде. Можно проследить, например, сколько людей трудилось над школьной формой, как работа одного человека зависит от работы других, как люди помогают друг другу в труде.

Эту часть беседы можно закончить чтением группой детей стихотворения:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба -
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час -
И мы трудиться будем.

Учитель подводит детей к тому, что много труда, сил умений, времени вкладывают люди не только в каждую тетрадь, учебник, не только в них, но и в другие вещи, которые окружают нас. Вот почему мы должны бережно относиться ко всем вещам. Закончить эту беседу можно словами:

Сами вещи не растут.
Вещи сделать - нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку, - береги,
Не ломай, не мни, не рви.


Учёба это главный труд школьника. Очень важно добиваться показателей в учебе не только самому, но и проявлять внимание к учебе своих товарищей. В некоторых рабочих коллективов есть замечательный девиз > Под этим девизом должны трудиться и учиться школьники.

К беседе >

ЗОЛОТЫЕ РУКИ Золотые руки у парнишки, Что живет в квартире номер пять. К мастеру приходят понаслышке
Сделать ключ, кофейник запаять.

Золотые руки все в мозолях,
В ссадинах и в пятнах от чернил
Глобус он вчера подклеил в школе, Радио соседке починил.

Нам спираль переменил на плитке,
Подновил дырявое ведро… У него гремят в карманах слитки- Олово, свинец и серебро.
Ходики собрать и смазать маслом Маленького мастера зовут. Если электричество погасло
Золотые руки тут как тут.

Мать руками этими гордиться.
Хоть парнишке десять лет,
Пробку сменит он – и загорится
В комнатах живой и яркий свет.

Не успев прочесть об этом в книжке,
До всего дошел он наугад. > -
Про него соседи говорят.

О ЧЕЛОВЕЧЕТСВЕ Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь)
Нет подходящих дел!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
А старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра)
Она не человечество,
А младшая сестра.
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь)
Нет подходящих дел.
В своём платочке клетчатом
В углу ревёт сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Тот не чего не боится, кто умеет трудиться.
Кто пахать не ленится, у того хлеб родиться.
По работе и мастера знать.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Терпение и труд - всё перетрут.
Век живи, век учись.
Работа да руки - надёжные в людях поруки.
Без труда не вынешь и рыбку и пруда.

Учитель подводит детей к мысли, что тот испытывает радость от встречи с коллективом, кто вложил немало своего личного труда, усилий, стремиться всегда быть полезным коллективу. А для этого нужно прежде всего научиться каждому добросовестно выполнять то поручении, которое доверил коллектив.
К сожалению, в коллективах встречаются ребята, которые о своих поручениях забывают, или выполняют их небрежно. Есть и такие ребята, которые отказываются выполнять порученное дело, стремясь остаться в стороне. Во время беседы надо обсудить с детьми, как вовлечь всех ребят в общую работу.
В беседе раскрывается и такая мысль: коллективно работать, играть - это значит сообща, вместе, дружно выполнять общее дело, где на первом месте - общие дела, а не личный интерес. Поэтому иногда приходиться уступить, где-то пожертвовать своими интересами в пользу общего дела.


К беседе>

В беседе о справедливости учитель говорит с детьми о том, что каждому нужно уметь видеть и замечать добрые, подлинно товарищеские поступки. Эта мысль приобретает особое значения для младших школьников, которым свойственно прежде всего видеть неправильные действия и поступки своих сверстников.
Детям надо рассказать о необходимости уважать чужое мнение и чужие привычки, быть терпеливыми и справедливыми к другим людям, но и в тоже время показать, что справедливость требует борьбы с недостатками, неправильным мнением или поведением.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ
А. Митяев На фронте хлеб нам выдавали утром – сразу на весь взвод. Надо было делить его без весов. Один солдат, у которого был хороший нож, резал буханки равными дольками и раскладывал на плащ-палатке. Когда это дело кончилось, он просил кого-нибудь отвернуться. Кому! – спрашивал солдат-хлеборез и указывал ножом кусок хлеба. Отвернувшийся называл фамилию. Названный брал свою долю.
Фашисты при случае, когда их и наши траншеи были близко,
кричали со смехом >
Мы и тогда, в голодное время, не были жадными и расчетливыми, каждый готов был пожертвовать за товарища жизнью.
Хлеб же делили с такой справедливостью потому, что он требовал к себе глубочайшего почтения: все пахари и сеяльщики воевали, хлеб для солдат растили женщины и дети.
СИТУАЦИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ С ДЕТЬМИ Сереже не везло. Играл с ребятами в > и вот уже полчаса как >. Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут ещё Димка нет-нет да и закричит из-за угла: > Ребята, видимо, заметили его состояние, после каждого > говорят: >. Совсем обидно стало Сереже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. >
Как вы относитесь к предложению Марины? Чем оно было вызвано?

К беседе >

Воспитание гуманных чувств в младшем школьном возрасте является существенной стороной становление личности. В гуманных чувствах проявляются эмоциональное отношение ребенка к другим людям, к коллективу.
С самого раннего возраста ребенка учат различать поступки людей с точки зрения добра и зла. В беседах с детьми на конкретных примерах раскрываются проявления доброты. Учащиеся из своего опыта могут привести немало примеров доброты окружающих людей, рассказать о бесценной материнской любви к детям и заботе о них. Надо дать понять детям, что для них делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость ко всем людям – взрослым, своими сверстникам, к младшим. Детей нужно научить быть внимательными и чуткими к ветеранам и инвалидам войны и труда.

(Сказка) Л. Толстой
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка.
Волк вскочил и хотел ее съесть. Стала белка просить: - Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы наверху все играете и прыгаете. Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты злой. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Пословицы и поговорки Делать добро спеши. Добрые дела красят человека. Без добрых дел нет доброго человека. Жизнь дана на добрые дела. Злой не верит, что есть добрые люди. Скромность каждому к лицу. Скромность украшает героя.

К беседе > Целесообразно обратить внимание детей на недопустимость ябедничества, проявления которого в поведении детей не так уж и редки. Младшие школьники близко к сердцу принимают требования и советы учителя, которые приобретают в них статус закона, и зорко следят за тем, чтобы они неукоснительно выполнялись всеми ребятами. В случае малейшего отклонения от этих требований дети тут же информируют учителя > и т.п. Возникают ссоры, взаимные упрёки, конфликты и драки. Учитель подводит ребят к выводу, что ябедничество – одна из причин, которая мешает установлению товарищеских отношений между детьми.
Необходимо внушать детям, что в совместных играх, труде и других занятиях не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, если что-то лучше получается, а нужно научить своего друга всему, что умеешь сам, не завидовать, а радоваться успехам других. В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать ее, порою отказываясь оттого, что хотелось бы самому, что нравится тебе. Чуткость, внимание к людям проявляется не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. Детей надо учить обращаться друг с другом, прислушиваться к тому, что говорит друг.
МОНОЛОГ О ДРУЖБЕ А. Рекемчук
Что такое настоящая дружба? Как проверяется она? Кого человек вправе называть своим другом?
Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над этим должен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говориться >. Понятие, противоположное дружбе,- эгоизм. Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга… В.И. Даль в своем знаменитом > приводит такое определение дружбы: >. На первое место знаменитый ученный и писатель ставит бескорыстие.
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он тебе близок. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это не задумываясь.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Друга ищи, а найдёшь - береги.
Без беды друга не узнаешь. Друг познается в несчастии.
С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

К беседе >

В беседах о честности учитель помогает детям уточнить и осознать важность в жизни человека этого ценного нравственного качества.
Раскрывая сущность понятия >, учитель рассказывает прежде всего о том, что каждый человек должен быть правдивым.
Честный, правдивый человек не говорит неправду, не обманывает, не допускает лжи.
Конечно, для младшего школьника быть всегда честным и правдивым – задача трудная. Учитель не раз встретится со случаями, когда дети говорят неправду, обманываю и взрослых и своих товарищей. Поэтому важно разъяснить детям, что совершив неправильный поступок, допустив ошибку в своем поведении, нужно чистосердечный признаться в своей неправоте, а последующем постараться не допускать новых проступков.
В процессе учебной деятельности школьник учится преодолевать трудности, развиваются навыки и привычки самостоятельности, добросовестности. В детском коллективе должна быть такая атмосфера, при которой каждый ученик выполняет любое дело с полной отдачей своих сил.
Честность и добросовестность человека в труде проявляются в том, что он выполняет свою часть общей работы качественно, добротно. Кроме того, такой человек активно участвует в общественной деятельности коллектива, не отказывается от сложных и трудных задач, не старается переложить выполнение на своих товарищей.
Учителю надо объяснить детям, что честный человек не хвастается незаслуженными успехами.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Правда светлее солнца, правда чище ясного солнца.
Вчера солгал, сегодня лгуном называют.
За правду не судись; скинь шапку, да поклонись. Не давши слова – крепись, а давши – держись. Нет большего позора, как не выполнить уговора.
>, - а пришло: >.

К беседе > Основное содержания воспитания культуры поведения младших
школьников – это воспитания у них культуры внешнего вида, культуры речи и культуре общения в школе, дома, на улице, в общественных местах. Во всех беседах учителю необходимо связывать конкретные правила поведения с воспитанием детей у детей гуманного отношения к людям, уважения к личности человека.
Принципиальное значение имеет осознание младшими школьниками, что правила гигиены, опрятности и аккуратности нужно выполнять постоянно, самостоятельно, на основе самодисциплины, а не только по указанию и по требованию взрослых – учителей и родителей, подавляя возникающее порой желание сделать >, >, отложить выполнение на следующий день.
Аккуратность, внутренняя собранность, организованность нужна всегда и во всем: и на уроках, и во время выполнения домашних заданий, и на занятиях во внеурочное время – спорте, занятиях музыкой, рисованием и т.п.
Невнимательный на уроках, часто опаздывающий школьник, не умеет работать сосредоточенно, доводить начатое дело до конца. Он не только не достигнет хороших результатов в учебной и общественной деятельности, но и приносит своим поведением неприятности остальным учащимся, сбивает общий ритм работы. Так, например, появление на уроке опаздывающего ученика отвлекает учащихся, и для них немало труда стоит новое включение в работу. Да и сам ученик много потерял не только времени, но и сил, так как опоздание не могло не волновать его, сопровождалось неприятными переживаниями.
Во время беседы учитель разъясняет из правил для учащихся следующее: > и >.

К беседе >

Младшими школьниками уже накоплен, пусть небольшой, но все-таки определённый жизненный опыт. Они замечают, видят, что поступки сверстников и взрослых могут быть разными в одной и ой же ситуации.
В беседе важно довести до осознания детьми того, что нужно уметь проявлять устойчивость характера, уметь не поддаваться мимолетному желанию перенять от кого-либо его дерзкую >, насмешку, грубое слово.
Учителю в беседах с детьми нужно не только раскрывать мысль о том, что каждый человек должен уметь чувствовать другого, уметь жить среди людей, помнить, что ты не один на свете, но и активно выступать против зла, нечестности, несправедливости, бороться за утверждения подлинно чутких, товарищеских отношений в классном и школьном коллективах. При расширении круга общения у каждого ребёнка проявляются симпатии по отношению к одним сверстникам, которые могут не возникнуть по отношению к другим. Однако даже при этих обстоятельствах отношения между детьми должны быть уважительными, вежливыми, деликатными.
Во время беседы обсуждается вопрос о том, каким
b должны быть отношения детей к животным.
В конце беседы учитель подводит детей к самостоятельным выводам, которые нужно запомнить. Они могут быть сформулированы примерно так: >, >.

Данная разработка посвящена Дню героев Отечества. Беседа о героях- детях нашего времени, которые ценой своей жизни спасали жизни других. Разработка воспитывает чувство патриотизма и гордости за свою страну, героизм детей. Разработка предназначена для классных руководителей, воспитателей ГПД.

В настоящее время в современной школе большое внимание должно уделяться нравственно-патриотическому воспитанию школьников, так как материальные ценности у них доминируют над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Задача учителя - сформировать у школьников духовно-нравственные качества, воспитать патриотизм, развить творческое мышление. Данное мероприятие посвящено Дню героев Отечества. Задачи беседы: сформировать представление о Дне Героя Отечества, его истории; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, героизм народа; знать и чтить память героев страны. В ходе беседы названы имена героев России, вошедшие в историю. Мероприятие призывает помнить и чтить бессмертный подвиг тех, кто не жалея своей жизни выступал в защиту Родины.

Целевая аудитория: для 5 класса

Классный час «Будьте добрыми, человечными» воспитывает у детей уважение и любовь к окружающим их людям, стимулирует стремление к самовоспитанию, а также способствует развитию у них чувства ответственности за свои поступки.

Беседа учит их быть добрыми, милосердными, умеющими протянуть руку помощи тем людям, которые в ней нуждаются. Разработкой могут воспользоваться классные руководители, работающие с детьми среднего школьного возраста.

Целевая аудитория: для 5 класса

Беседу «Красная книга. Животные» могут использовать воспитатели ГПД и классные руководители для бесед с детьми любого возраста. Экологическая тема в наше время очень актуальна, т.к. многие животные находятся на грани вымирания. В беседе рассказывается о 15 животных, которые более подвержены исчезновению и позволяет расширить знания обучающихся о них. Беседа формирует нравственное отношение к окружающей среде, стремление беречь природу, любовь и уважение к миру животных. В ходе беседы учитель воспитывает чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.

Целевая аудитория: для 5 класса

В наше время когда нацизм начинает возрождаться во многих странах наиболее остро стоит вопрос памяти. .Молодое поколение должно знать и помнить все ужасы фашизма. Это не должно повториться никогда. Это презентация составлена для учащихся с 5 по 11 классы.

Целевая аудитория: для 9 класса

Беседа для воспитателей ГПД, а также для классных руководителей младших и средних классов. Презентация может пригодиться учителям начальных классов на уроке окружающего мира по теме " Что мы знаем о птицах" в 1 классе.Беседа развивает познавательный интерес. В ходе беседы учитель рассказывает учащимся о птицах, живущих в наших краях и о птицах, живущих в других странах.

Целевая аудитория: для 4 класса

Презентация из серии этические диалоги "Сказка - ложь, да в ней намёк" (о трудолюбии для 6 класса), Данная презентация помогает средствами фольклора провести коррекцию эмоционально-личностной сферы ребёнка. Беседуя с ребёнком на примере героев сказки задеваются вопросы ответственного отношения к труду и к трудовым обязанностям.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Презентация может быть использована для проведения беседы, направленной на помощь при подготовке к экзаменам. Будет полезна для старшеклассников.В ней можно найти ответы на вопросы: "Какие же продукты полезнее перед экзаменами?", "Как питаться во время подготовки к экзаменам?"

Формирование нравственных качеств сегодня проходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Для общения необходима при этом глубокая общекультурная основа — нравственная культура, которая является условием осмысленной и плодотворной жизни, душевного здоровья личности. Какой должна быть культура человека, в двух словах не сказать. Это целая программа воспитания общества. Все начинается с детства, когда мама улыбается ребенку. Далее — школа, где от педагога зависит будущее общества.

Несмотря на то что правила приличия не всегда едины, подчас условны и относительны, их соблюдение необходимо, так как это предупреждает недоразумения между людьми и делает общение более приятным. Среди правил вежливости есть обязательные, соблюдаемые в интересах общества, и необязательные, которые каждый может соблюдать по своему усмотрению, сообразуясь со своими тактом и вкусом.

Правила поведения необходимо соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени.

Цель этических бесед — помочь школьникам в усвоении общих моральных норм и норм поведения, в соответствии с которыми следует строить свое поведение в конкретной ситуации, оценивать опыт свой и товарищей, общаться бесконфликтно и уметь принимать другое, отличное от своего мнение. Нравственные нормы — своеобразный регулятор поведения. Этические беседы, разумеется, не исключают обсуждения отдельных вопросов в связи с различными поступками детей и отношением их друг к другу и к взрослым.

К этической беседе готовятся и учитель, и дети. Учитель продумывает вопросы к беседе, предлагает детям что-то прочитать или вспомнить из прочитанного, припомнить известный им случай, касающийся отношений между людьми, и оценить различные поведенческие ситуации. Естественно, если атмосфера беседы будет непринужденной, и дети будут свободно высказывать свои мнения, хоть они могут оказаться противоречивыми. Пусть ошибочное мнение подвергнется обсуждению, не следует только осуждать ребенка за ошибку, нужно его и других детей подвести к правильному выводу. Но ни в коем случае учитель не должен преподносить детям готовый вывод. Очень важно, чтобы дети учились самостоятельно думать, сравнивать различные факты, характеризующие взаимоотношения людей, события, видеть их противоречивость и давать правильную оценку, связывая ее с этическими нормами. Если же дети не в состоянии сделать вывод самостоятельно, учитель может прибегнуть к иллюстрациям, примерам, которые помогут сформулировать нравственное правило. Нравственная норма, выработанная в опыте, прошедшая через эмоциональную сферу и осмысленная в беседе, а не просто преподнесенная готовой, становится регулятором отношений детей в их практической деятельности.

В ходе бесед о личной ответственности, доброжелательности, честности, справедливости важно с детьми сформулировать конкретные правила, регулирующие их отношения между собой и со взрослыми.

Эти правила можно поместить в классе:

Умей держать свое слово и обещание.

Не обещай, не подумав, можешь ли ты выполнить то, что обещаешь другому человеку, группе, коллективу.

Если пообещал и потом понял, что не можешь выполнить обещанное, сразу честно скажи об этом.

Если не научился держать слово, выполнять обещания и порученные тебе обязанности, начни с небольшого, но обязательно доведи дело до конца.

Не перекладывай свою вину на другого.

Не будь равнодушен к людям.

Не бойся предлагать свою помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным, пожилым.

Познакомьтесь с некоторыми «не» повнимательнее.

«Не» (А. Маркуша)

1. Не спеши первым сесть за стол.

2. Не разговаривай во время еды.

3. Не забывай закрывать рот, когда жуешь.

4. Не чавкай.

5. Не рвись первым выбегать в двери.

6. Не перебивай говорящего.

8. Не размахивай руками.

9. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

10. Не передразнивай говорящего.

11. Не садись раньше старшего без его разрешения.

12. Не протягивай руку первым, подожди, пока старший поздоровается с тобой.

13. Не забудь снять шапку, входя в дом.

14. Не повторяй слишком часто «я».

15. Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

16. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

17. Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

18. Не чихай в пространство, чихай в носовой платок или закрывай при чихании рот ладошками.

19. Не держи руки в карманах.

20. Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе, туалетная комната.

21. Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

22. Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

23. Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.