Какие существуют методы оздоровления ребенка? Оздоровление детей В доме, где живут часто болеющие дети, должна быть стерильная чистота.

Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый третий ребенок имеет отклонения в физическом развитии. Сейчас положение еще больше ухудшилось: 50 – 80 % детей имеют различные заболевания. Причин тому множество: и экономических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них это не внимание взрослых к здоровью своего ребенка. Мы, конечно же, любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболевает. В повседневности же не используем весь арсенал средств и методов, исходя из условий жизни и детской деятельности.

Главной причиной большинства простудных заболеваний у детей является несоответствие одежды и обуви ребенка температурному режиму. Значит, необходимо всегда сопоставлять температуру воздуха и одежду ребенка, не допуская как перегревания, так и переохлаждения тела.

Очень важны для здоровья ребенка музыкальная терапия и терапия запаха, как компоненты в создании фона, той обстановки, где живет ребенок.

· Режим. Всегда был и остается основой полноценного физического развития детей. Не случайно замечено, что по понедельникам дети приходят в детский сад нервозные, трудные. Вероятно потому, что в выходные дни дети отходят от привычного режима и живут по расписанию взрослых; поздно встают, не гуляют, к ночи (из-за гостей) поздно укладываются спать. Дети от этого капризны, потому что нарушается устоявшийся стереотип детского организма.

· Утренняя гимнастика. Как хорошо, когда в семье существует традиция - ежедневно проводить утреннюю гимнастику.

· Прогулка. Физиологами и психологами научно доказано, что ребенок выполняет в день 6 – 13 тысяч движений. Причем замечено, что если ребенок совершает меньше 6 тысяч движений – ребенок испытывает дискомфорт. В условиях гиподинамии малыш хуже развивается, капризничает. Двигательный комфорт дошкольнику лучше всего обеспечивать на свежем воздухе. В ненастную погоду: ливень, снегопад, сильный мороз – дети, как правило, остаются дома. Тем самым дети лишаются кислорода, общения со сверстниками. В таком случае,

спортивный костюм, шапку), открыть балконную дверь и в течение 30 – 40 минут активно двигаться, играть. А на обычных прогулках практиковать походы, бег, как универсальные средства укрепления здоровья.

· Подвижные игры. Хорошо, когда родители и дети имеют свои любимые подвижные игры. Среди которых могут быть «лапта», «третий лишний», «классики». Ребенок обязательно будет играть, если увидит играющих, папу и маму, бабушку и дедушку.

· Пантомима. Немаловажную роль в обеспечении двигательной активности детей играет пантомима.

· Спортивные игры. Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр с элементами спорта вполне доступны детям 5 -6 лет (и даже более раннего возраста). Дети, как пищу, должны с ранних лет иметь свой спортивный инвентарь. Это могут быть - санки, лыжи, коньки, резиновый круг, велосипед, ракетки для бадминтона или мячи, кегли, городки, шашки и шахматы. Таким образом, физическая культура – понятие емкое. И только в комплексе процедур, с учетом здоровья детей мы сумеем добиться положительных результатов в этом первостепенном вопросе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый третий ребенок имеет отклонения в физическом развитии. Сейчас положение еще больше ухудшилось: 50 – 80 % детей имеют различные заболевания. Причин тому множество: и экономических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них это не внимание взрослых к здоровью своего ребенка. Мы, конечно же, любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболевает. В повседневности же не используем весь арсенал средств и методов, исходя из условий жизни и детской деятельности.

Главной причиной большинства простудных заболеваний у детей является несоответствие одежды и обуви ребенка температурному режиму. Значит, необходимо всегда сопоставлять температуру воздуха и одежду ребенка, не допуская как перегревания, так и переохлаждения тела.

Очень важны для здоровья ребенка музыкальная терапия и терапия запаха, как компоненты в создании фона, той обстановки, где живет ребенок.

  • Режим. Всегда был и остается основой полноценного физического развития детей. Не случайно замечено, что по понедельникам дети приходят в детский сад нервозные, трудные. Вероятно потому, что в выходные дни дети отходят от привычного режима и живут по расписанию взрослых; поздно встают, не гуляют, к ночи (из-за гостей) поздно укладываются спать. Дети от этого капризны, потому что нарушается устоявшийся стереотип детского организма.
  • Утренняя гимнастика. Как хорошо, когда в семье существует традиция - ежедневно проводить утреннюю гимнастику.
  • Прогулка. Физиологами и психологами научно доказано, что ребенок выполняет в день 6 – 13 тысяч движений. Причем замечено, что если ребенок совершает меньше 6 тысяч движений – ребенок испытывает дискомфорт. В условиях гиподинамии малыш хуже развивается, капризничает. Двигательный комфорт дошкольнику лучше всего обеспечивать на свежем воздухе. В ненастную погоду: ливень, снегопад, сильный мороз – дети, как правило, остаются дома. Тем самым дети лишаются кислорода, общения со сверстниками. В таком случае,

Спортивный костюм, шапку), открыть балконную дверь и в течение 30 – 40 минут активно двигаться, играть. А на обычных прогулках практиковать походы, бег, как универсальные средства укрепления здоровья.

  • Подвижные игры. Хорошо, когда родители и дети имеют свои любимые подвижные игры. Среди которых могут быть «лапта», «третий лишний», «классики». Ребенок обязательно будет играть, если увидит играющих, папу и маму, бабушку и дедушку.
  • Пантомима. Немаловажную роль в обеспечении двигательной активности детей играет пантомима.
  • Спортивные игры. Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр с элементами спорта вполне доступны детям 5 -6 лет (и даже более раннего возраста). Дети, как пищу, должны с ранних лет иметь свой спортивный инвентарь. Это могут быть - санки, лыжи, коньки, резиновый круг, велосипед, ракетки для бадминтона или мячи, кегли, городки, шашки и шахматы. Таким образом, физическая культура – понятие емкое. И только в комплексе процедур, с учетом здоровья детей мы сумеем добиться положительных результатов в этом первостепенном вопросе.

Какое место отдыха лучшее?

Педиатры в этом вопросе единодушны: малышам до трех лет показан отдых только в привычной для них климатической зоне. Поэтому если есть возможность поехать в деревню или на дачу, воспользуйтесь ею. Кроха прекрасно оздоровится на берегу речки или озера, а прогулки по лесу подарят массу впечатлений!

Детям-аллергикам врачи советуют в летнее время слегка изменить климат, но куда именно лучше отправиться, вам порекомендует участковый педиатр. Если же вы все-таки решитесь отдохнуть на морском побережье, то выбирайте такое время года, когда климат более щадящий. Отправляйтесь в отпуск пораньше - в мае - первой половине июня или же в сентябре - октябре.

Для маленьких деток отдых на море является небезопасным не только из-за высокой солнечной активности, но еще и потому, что по причине большого скопления людей в Крыму, например, летом регулярно происходят вспышки вирусных заболеваний.

Успешная акклиматизация

Чтобы отдых пошел ребенку на пользу, нужно правильно провести акклиматизацию. Обычно родители могут вывезти малыша на море на 10 дней, очень редко - на 3 недели. Попадая в незнакомые климатические условия, организм ребенка тратит много сил на привыкание. Для полной адаптации маленькому человечку понадобятся 2 недели. В это время поддержите иммунитет малыша: не водите в места скопления народа, ограничьте пребывание на солнце и в воде. Не предлагайте ребенку незнакомые продукты, особенно экзотические фрукты. Экскурсии тоже лучше отложить на потом. Лишь привыкнув к новому климату, организм ребенка начнет, что называется, набираться здоровья. Так что постарайтесь выбраться на море хотя бы на 4 недели.

В любом случае, перед тем как отправляться на курорт, проконсультируйтесь со своим педиатром и отоларингологом. И еще: на лимфоидную ткань носоглотки негативно влияет морской воздух, поэтому деткам с заболеваниями носоглотки (особенно с аденоидными вегетациями) отдых на море противопоказан.

Пищевая аллергия

Если у вашего малыша уже есть аллергическая реакция, вам нужно быть крайне осторожными в планировании своего отпуска. Но очень важно отличать истинную аллергию от псевдоаллергии.

Проконсультируйтесь с доктором и сдайте пробы - чтобы выяснить, является ли патологическая реакция организма ребенка на продукт истинной аллергией. Дело в том, что есть так называемая псевдоаллергия. Ее причина - это незрелость детского желудочно-кишечного тракта, недостаточная ферментативность.

Оздоровление часто болеющего ребенка в домашних условиях .

Здоровье, обучение и воспитание являются неотъемлемой частью единого процесса формирования полноценной личности ребенка и подростка. В последние годы, в связи с существенными изменениями в системе школьного образования, вызывает обоснованную тревогу состояние здоровья учащихся. По данным научных исследований 55% - 65% школьников страдают хроническими заболеваниями. При этом в структуре ее ведущее место занимают болезни органов дыхания, нервной системы и органов чувств, травмы и отравления, 50% всей детской заболеваемости определяет контингент часто и длительно болеющих детей. Из них наибольшая часто приходится на младший школьный возраст. При этом хроническим заболеваниям чаще подвержены девочки по сравнению с мальчиками.

Часто болеющие – это дети со сниженной сопротивляемостью организма по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды и высокой подверженностью респираторным заболеваниям. Такие дети болеют от 4 до 6 и более раз в год. Вероятность заболеть у них сравнительно одинаковая во все сезоны года (по отношению к редко болеющим, заболеваемость которых более высокая в осенне-зимний период), поэтому профилактические и оздоровительные мероприятия ля ЧБД должны проводиться круглогодично.

Часто болеющие школьники болеют не только чаще, но и тяжелее. Связано это с формированием особого статуса часто болеющего ребенка, прежде всего с наличием остаточных проявлений перенесенных ОРЗ, которые сохраняются от 3 до 6 недель после заболевания. Частые заболевания приводят к формированию хронической интоксикации, наиболее типичными проявлениями которой являются бледность кожи, синева вокруг глаз, желтушное окрашивание склер, увеличение лимфатических узлов, снижение гемоглобина крови. Дети могут жаловаться на плохой аппетит, периодические боли в животе, головные боли, повышенную утомляемость. Эмоциональный тонус их как правило понижен, к окружающим они апатичны, либо отличаются повышенной агрессивностью. Изменения, вызванные частыми заболеваниями, способствуют формированию отклонений в физическом развитии и возникновению различных нарушений в функции многих органов и систем , а также развитию хронических заболеваний.

Физическое развитие большинства часто болеющих детей дисгармоничное за счет дефицита массы тела. Эти дети имеют сниженную физическую подготовленность. В силу этого они испытывают значительное напряжение при выполнении общешкольной программы физического воспитания. Рассчитанной на здорового ребенка. Это определяет важность правильной организации физического воспитания ЧБД.

Длительная хроническая интоксикация организма ведет за собой развитие астено-невротических состояний, которые проявляются повышенной утомляемостью, раздражительностью, неврастенией, навязчивыми мыслями вплоть до ухода в болезнь, навязчивыми движениями: учащенное мигание, облизывание губ, наморщивание лба, покашливание и др. Эти особенности требуют бередного отношения окружающих к нервной системе часто болеющего ребенка.

Последствиями частых заболеваний у детей является формирование изменений со стороны сердечно-сосудистой системы в виде функциональных шумов в сердце , снижения артериального давления, учащения пульса, ухудшение показателей пров на физическую нагрузку.

Характерно особенность ЧБД является наличие у большинства из них аллергических заболеваний таких как респираторный аллергоз, аллергодерматозы, пищевая аллергия, отмечаются аллергические реакции ан медикаменты. На фоне аллергически измененной реактивности организма формируются хронические очаги инфекции в носоглотке (тонзиллит, аденоидит, гайморит), заболевания пищеварительной системы (холецистит, ДЖВП), мочевыводящей (пиелонефрит, цистит) систем, отмечаются патологические изменения микрофлоры кишечника, которые ведут к нарушению всасывания белка и повышенной его потере через кишечник. Недостаток белка ведет к усилению иммунной недостаточности. Возникает порочный круг частой заболеваемости.

Контингент часто болеющих детей формируется под влиянием комплекса медико-биологических и социально-гигиенических факторов. Способствуют формированию частых заболеваний у школьников неблагоприятные тенденции в образе жизни: малая физическая активность, нерациональное питание, сокращение продолжительности ночного сна и времени пребывания на открытом воздухе, использование общественного транспорта, отсутствие летнего отдыха за городом, пассивное отношение к сохранению своего здоровья. Большую роль играет заболеваемость родителей и других членов семьи, проживающих вместе с ребенком, а так же уровень из медицинской активности.

Особенности состояния здоровья часто болеющих школьников и факторы, их формирующие, определяют основные направления профилактической и медико-педагогической реабилитации этого контингента детей.

Р Е Ж И М Д Н Я.

Для того, чтобы ребенок рос здоровым, хорошо развивался, был спокойным, бодрым и жизнерадостным, нужно приучать его к определенному режиму. Особенно это важно для часто болеющих детей, так как среди них часто выявляются дети с преобладанием торможения и возбуждения в нервной деятельности.

Детям, часто болеющим ОРВИ, необходимо в течении дня выделить время для дневного отдыха. Для предупреждения заболевания необходимо больше бывать на свежем воздухе, одеваться по погоде, но ни в коем случае не перегреваться.

Правильный режим, предупреждая переутомление нервной системы, значительно повышает возможности организма, а также создает привычку делать все своевременно, так как имеет, кроме того, огромное воспитательное значение.

П И Т А Н И Е.

Не менее важным для часто болеющего ребенка является правильное, рациональное питание. Именно с пищей в организм поступают все необходимые вещества: белки, жиры, углеводы, а также минеральные соли и микроэлементы (фосфор, кальций, медь, железо, цинк и др.), активно участвующие во всех жизненно важных процессах, происходящих в органах и системах организма.

Диета часто болеющего ребенка должна быть разнообразной, высококалорийной, содержащей оптимальное количество всех основных ингредиентов. Большое значение имеет регулярное употребление свежих овощей и фруктов (салаты, соки и т.д.).

З А К А Л И В А Н И Е.

Лучшее средство профилактики частых заболеваний - это закаливание организма . Местное закаливание может дать немалый эффект при использовании следующих простых процедур.

Обмывание стоп. Эту процедуру лучше всего проводить ежедневно перед сном. Начальная температура воды 20 * (для ослабленных 25*). Продолжительность процедуры 15-30 секунд. Постепенно снижая температуру воды (на 1* через каждые 3-4 дня), со временем можно использовать воду из под крана . Привыкнув к обмыванию, можно увеличить его продолжительность до 1,5 - 2 мин., затем перейти к ножным ваннам.

Ножные ванны. Во время этой процедуры следует непрерывно переступать в воде с ноги на ногу. Применяются также местные контрастные ванны, при которых ноги попеременно погружают в воду температурой 37 и 20* (сначала в теплую- на 30 сек., затем в холодную - на 15 сек.). После 2-3 смен следует насухо вытереть ноги полотенцем. В дальнейшем температуру горячей воды можно постепенно повышать до 42*, а холодной - снижать до 15*.

Полоскание горла холодной водой - очень простая и эффективная процедура. которую надо выполнять утром во время умывания и вечером перед сном. Начинать полоскание нужно теплой водой (32*), понижая ее температуру каждую неделю на 1*.В дальнейшем можно будет полоскать горло холодной водой из под крана.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Ввиду того, что при частых острых заболеваниях у детей страдают органы дыхания (носоглотка, бронхи, легкие), закаливающие процедуры целесообразно сочетать с дыхательной гимнастикой. Она улучшает кровообращение, повышает обменные процессы, стимулирует функцию дыхания ребенка. Элементы дыхательной гимнастики рекомендуется включать в утреннюю зарядку .

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УПРАЖНЕНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

1. "Часики". Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить "тик-так". Повторить в среднем 10-12 раз.

2. "Трубач". Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, поднять вверх. Медленный выдох с громким произношением звука "п-ф-ф-ф-ф". Повторить 4-5 раз.

3. "Помаши крыльями, как петух". Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить "ку-ка-ре-ку". Повторить 5-6 раз.

4. "Каша кипит". Сидя на скамейке, одну руку положить на живот, другую на грудь. Выпятить живот и набрать воздуха в грудь - вдох, опустить грудь (выдыхая воздух) и втянуть живот - выдох. При выдохе громко произносить звук "ш-ш-ш-ш-ш". Повторить 4-5 раз.

5. "Паровоз". Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая "чух!чух!чух!". Повторить в течение 20-30 секунд.

6. "На турнике". Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой . Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад на лопатки - длинный выдох с произношением звука "ф-ф-ф-ф-ф". Повторить 3-4 раза.

7. "Партизаны". Стоя, палку(ружье) в руках. Ходьба с высоким подниманием коленей. На 2-3 шага - вдох, на 6-8 шагов - выдох с произношением слов "ти-ш-ш-ше". Повторить в течение 1,5 мин.

8. "Насос". Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить "с-с-с-с! с-с-с-с!". Выпрямление - вдох, наклон в другую сторону и опять . Повторить 6-8 раз.

9. "Регулировщик". Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохов и произношением звука "р-р-р-р". Повторить 4-5 раз.

10. "Летят мячи". Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное "ух-х-х-х". Повторить 5-6 раз.

11. "Вырасти большой". Встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Произнести "у-х-х-х-х". Повторить 4-5 раз.

Ф И З И О Л Е Ч Е Н И Е.

К любопытнейшему выводу пришли британские исследователи, они выявили прямую зависимость между отношениями в семье между супругами и регулярностью заболеваний ребенка. Оказывается, часто болеют дети в тех семьях, где родители регулярно ссорятся и выясняют отношения, эмоционально спорят. Ребенок, чувствуя разлад между папой и мамой, заболевает, после чего происходит сближение родителей. Это своего рода инстинктивная защита ребенка, направленная на скрепление семьи.

Частых заболеваний ребенка можно избежать, если ребенка правильно кормить, закаливать, заниматься с ним спортом и, как уже выяснили ученые, наладить отношения в семье. С последним по силам справиться и маме и папе, а вот к закаливанию и спорту многие родители относятся с долей небрежности. Что касается питания, зачастую дети большую часть дня предоставлены сами себе и маме с папой просто не удается проследить что и когда ест их чадо.

Оздоровить ребенка в летнее и зимнее время можно в детском лагере, достаточно зайти на этот сайт http://www.dol-orlenok.ru и ознакомиться с имеющими предложениями по путевкам. Дома так же можно заняться оздоровлением самого маленького члена семьи и в первую очередь стоит обратить внимание на питание.

Правильное питание - залог здоровья

Любой ребенок должен получать каждый день и белки и углеводы с жирами. Белок - самый важный "строительный" элемент, принимающий активное участие в укреплении иммунитета. Белок содержится в мясе, в рыбе, в яйцах и в орехах. Для малыша, весом в 20 кг, важно получать не менее 20 гр белка в день. Ребенок, весом в 30 кг, соответственно должен съедать 30 гр белка в день (один грамм на один кг веса ребенка).

Помимо этого важно давать ребенку свежие фрукты и овощи каждый день , давать качественные витамины в осенне-зимний период и сказать твердое нет чипсам, фаст-фуду, газировке и любой другой химии. Для укрепления иммунной системы ребенок должен гулять не менее одного часа каждый день, заниматься хотя бы три раза в неделю в любой спортивной секции, как минимум один раз в неделю плавать в бассейне и принимать воздушные ванны (и закаливающие водные процедуры) по возможности ежедневно.

Лето – лучшее время для оздоровления и укрепления детского иммунитета. Только спланируйте лето вашего ребенка заранее.

Многие так и поступают – планируют лето в соответствии с возможностями семьи, возрастом и состоянием здоровья ребенка. Ведь если этого не сделать, то ценное время будет безвозвратно упущено и бездарно потрачено на телевизор, и сон до обеда. А после такого времяпровождения в осень ребенок войдет не бодрым, энергичным и загорелым, а вялым и готовым сдаться без боя первому же вирусу.

.
Летние тезисы: солнце, воздух, вода и витамины

Солнце. Принимая солнечные ванны, очень важно не переусердствовать. Чем меньше ребенок, тем опаснее ему долго находиться на солнце, ведь в отличие от взрослых дети не имеют собственной защиты от ультрафиолетового облучения. Механизм защитной реакции на солнце (загар и есть та самая реакция) сформируется у ребенка только к трем годам.

Поэтому малышам, которые проживают в средней полосе, не рекомендуется ее покидать до этого возраста и выезжать куда-нибудь в субтропики, то есть, к морю. Если же вашему малышу уже исполнилось три года, и вы планируете поездку к морю, то примите во внимание основные правила «солнечной безопасности». Их, кстати, нужно стремиться соблюдать не только у моря, но в летнее время везде.

  1. Ребенку следует находиться на солнце до 11.00 утра, а вечером после 17.00.
  2. Защищайте нежную детскую кожу специальным солнцезащитным кремом для детей с максимальной степенью защиты.
  3. Приобретите ребенку солнцезащитные очки. Как привило, они выполнены в специальном «детском» дизайне и очень нравятся детям.
  4. Не забывайте про головной убор. Именно его отсутствие наиболее частая причина теплового удара.

Воздух. Важное правило лета – воздуха мало не бывает! Конечно, очень хорошо, если это будет воздух за пределами города. Например, богатый озоном чистый лесной воздух, дающий огромный заряд энергии и сил. Будет хорошо, если удастся на какой-то месяц отправить ребенка в «лесные» места: или бабушка в деревне – наилучший вариант для детей постарше.

Если малыш еще мал, а бабушки в деревне не имеется, то альтернативный (и очень, кстати, востребованный вариант в последние годы) снять дачу в сельской местности и провести там время с ребенком. И сами оздоровитесь, и малыша «напитаете» живительной энергетикой земли. А если и этот вариант по каким-либо причинам не доступен, то хотя бы запланируйте поездку-другую в лес на выходные. На самый крайний случай найдите удаленный от заводских труб парк и почаще там гуляйте.

В общем, ваша задача состоит в том, чтобы отвлечь ребенка от мультиков или компьютерных игр и максимально приобщить к природе. Тем более, что эта стратегия беспроигрышна, ведь именно сейчас вы закладываете у ребенка отношение к лету. Когда-нибудь потом он не только скажет вам «спасибо», но и станет примером для своих детей.

Вода. Ищите ее летом повсюду: море, лесное озеро или речка, сгодится даже бассейн на даче. Конечно, море – это всегда хорошо, но многие дети на первых порах боятся бурного поведения моря и его масштабов. Поэтому лучше всего начинать приучать ребенка к воде в специальном детском бассейне, установленном, например, на даче. При этом важно соблюдать температурный режим воды, для первого купания на открытом воздухе оптимальная температура составляет 22 градуса, а время пребывания ребенка в воде до 10 минут.

Следующий этап – спокойная гладь реки или озера. Конечно, ни один бассейн не идет ни в какое сравнение с природными водоемами, которые богаты микроэлементами и минералами, а влажный воздух вблизи дополнительно способствует оздоровлению и укреплению иммунитета. Только ищите чистые места и следите за тем, чтобы ребенок не нахватался речной воды – кишечные инфекции ему летом ни к чему.

Теперь, когда ребенок готов к знакомству с морем – смело отправляйтесь туда. Однако прислушайтесь к рекомендациям педиатров, а они в один голос говорят о том, что ребенок не менее, чем неделю адаптируется к новым условиям и только потом начинает «напитываться здоровьем и оздоравливаться». Поэтому лучше всего планировать поездку на 3-4 недели – в этом случае вы будете уверены, что малыш действительно не зря туда ездил.

Витамины. Это один из самых ценных и доступных практически всем подарков лета. Фрукты и овощи, которые в изобилии представлены на прилавках рынков и магазинов, не должны переводиться на вашем столе, а в детском рационе должны присутствовать обязательно. Если до сих пор вы разрешали ребенку газировку летом замените ее недорогим и очень доступным яблочным (или любым другим) . То же самое и с перекусами: вместо бутерброда – фрукты, вместо чипсов (хот-дога, шоколадного батончика и т.д.) - овощной салат.

Приучите ребенка правильно питаться витаминами и получать от этого удовольствие и не только обеспечите ему жизнь без болезней, но и сформируете полезные привычки на всю жизнь вперед. Но только следите за тем, чтобы все фрукты и овощи были тщательно вымыты – кишечная палочка – это, к сожалению, частая летняя гостья.

Если все предусмотрите и ребенок проведет лето с толком, то лучшей наградой станет отличный иммунитет, высокая работоспособность и отличные эмоции вашего ребенка. Кроме того, ему будет о чем написать в школьном сочинении на тему: «Как ты провел лето».