Одна из лучших притч царя соломона. Цитаты священных писаний – о муже Притчи соломона о плохом муже

Кто найдет добродетельную жену?
цена ее выше жемчугов (Притч. 31, 10).

Царь Соломон, автор книги Притчей, оставил нам множество Писаний. Однако последняя глава книги Притчей написана как бы не им самим, но здесь он изложил советы своей матери, относительно того, какой должна быть благочестивая женщина. У Соломона было множество жен, они были богаты и знатны. Но от них великий израильский царь ожидал совсем не пышных одежд, внешней красоты, сановитости и знатных родственников. Кокой же образ женщины изобразила мать Соломона для своего сына? Давайте вместе узнаем, какой должна быть благочестивая христианка.

В библейском богословии отрывок Притчи 31, 10-32 принято называть «Золотой грамотой женщин». В еврейском тексте каждый стих расположен по алфавитному порядку — попробуем и мы составить своего рода нравственный алфавит православной женщины.

А. Она — основа взаимного доверия в семье: Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. Доверие к ней основано на ее добродетели. Если всем известно, что она правдива во всем и не умеет лгать, то каждое слово ее правда, и нет оснований не доверять ей.

Б. Она — не злопамятна и умеет прощать: она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Многие семейные пары распадаются из-за неспособности прощать другу другу даже мелкие обиды. Но благочестивая христианка никогда не поднимет скандал из-за ерунды.

В. Она — хорошая хозяйка и любит трудиться: Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.

Здесь мы видим образ женщины, занимающейся различными домашними делами. Но упомянуты здесь не только домашние дела: «Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник». Здесь благочестивая женщина изображена как самостоятельно участвующая в сделках с недвижимостью, порой даже ночью занимается домашними делами, все дела свои продумывает заранее. Она сильна и самостоятельна, но все это ради семьи.

Г. Она — милосердна и не скупа: Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. При всей своей хозяйственности благочестивая христианка не скупа, она щедро творит милостыню и помогает нуждающимся всем, чем может, помня заповедь Христову «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Д. Она заботится о детях и о благе всей семьи: Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. В первую очередь благочестивая женщина заботится не о своей внешней красоте, но об одежде и других нуждах своих детей и мужа. Но и внешняя красота также не чужда ей. Виссон и пурпур — символы добродетелей благочестивой женщины, которые украшают ее лучше любых драгоценных тканей.

Ж. Она — основа репутации ее мужа: Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее.

Что за купцы Финикийские, скажете вы? Здесь образ благочестивой женщины возвышается до образа Церкви Христовой (как говорит свт. Кесарий Арелатский), ведь в христианском браке по учению апостола Павла муж — образ Христа, а жена образ — Церкви. Купцы Финикийские — прообраз обращающихся ко Христу языческих народов, а покрывала и ковры, которые продает им жена-церковь, — это христианское учение.

З. Она — не болтлива, но говорит мудро: Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Благочестивая христианка должна внимательно следить за тем, что она говорит. Сквернословие, клеветничество и сплетни не свойственны ей.

И. Она — не любит безделье: Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Она не требует похвалы от мужа, но муж и дети сами хвалят ее.

К. Красота ее — в благочестии: Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! (Притч. 31, 10-32).

Святитель Иоанн Златоуст о женщине по книге Притчей:

Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная (Притч. 11, 22).

Почему привел в пример это животное, а не взял другого? Потому что, как свинья, этою частью по преимуществу поднимая грязь, портит это золотое украшение, так и эта женщина бесчестит красоту. А почему она явилась красивою? Зачем и не говорит, почему сделалось злоумною? Бог попускает и безумным женщинам быть красивыми, чтобы разумная и мудрая не удивлялась этому качеству, а понимала настоящую красоту. Попустил глупым быть и богатыми, чтобы разумный видел недостаток и не смущался этим, а стремился к тому, что создает эти блага.

Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его (Притч. 12, 4).

К сожалению, все данные о мудреце Соломоне сохранились лишь в библейских источниках. Поэтому некоторые считают, что исторически эта фигура не существовала. Однако неважно, существовал Соломон на самом деле или нет: важно то, что притчи, авторство которых приписывается царю Соломону, действительно мудры и полезны.

Притчи Соломона - это назидательные истории, которые он якобы оставил последующим поколениям с советами о том, как нужно правильно жить. Книга притчей Соломоновых учит слушать свой внутренний голос перед тем, как поступать опрометчиво и позже сожалеть о содеянном.

Притча о кольце Соломона

Легенда рассказывает о страшном голоде в стране, которой правил Соломон и о том, как царь, желая помочь своему народу, распродавал царские сокровища. Но все было тщетно, и тогда обратился Соломон к жрецу за советом. Жрец вручил царю кольцо, символ власти, и повелел в минуты беспокойства просто держать его в руке.

Когда правитель пришел домой, и очередная волна отчаяния снова настигла его, узрел он надпись на кольце, которая гласила: «Все пройдет». И все прошло, мудрость восторжествовала.

Но однажды, когда умерла горячо любимая жена царя Соломона, он вновь обратился к кольцу. Увидев надпись на кольце, царь разгневался и хотел бросить украшение в огонь, но вдруг разглядел ниже той надписи ещё одну: «И это пройдет тоже».


Через несколько лет на смертном одре приказал царь принести ему кольцо, но прежние надписи не утешали его, тогда он взглянул внимательнее и на ребре обнаружил надпись: «Ничто не проходит».

Притча о настоящей матери

Однажды к Соломону за советом обратились две женщины, чтобы он рассудил, чей ребенок остался жить. Якобы вышло так, что одна из них во сне случайно задавила новорожденного младенца, а после, обнаружив это, подменила мертвого на живого своей соседки.

Споры и ругань не привели ник какому согласию двух отчаянных женщин. Тогда царь предложил им единственно возможный выход - разрубить живого младенца пополам и вручить каждой по половине. Настоящая мать ребенка упала в ноги царю и просила не рубить ребенка, а отдать другой женщине, лишь бы ее чадо осталось живым. Вторая претендентка лишь обрадовалась такому раскладу, ее младенец-то был мертв.


Так Соломон раскрыл правду и отдал ребенка в руки истинной матери.

Притча о моральном выборе

Однажды к царю Соломону за советом пришел человек, спрашивая, что ему делать, если перед каждым жизненно важным решением его одолевают сомнения, как поступить было бы правильнее. Он страдал от бессонницы и беспокойства из-за постоянного страха поступить неправильно.


Тогда Соломон обратился к нему с таким вопросом – что бы он сделал, видя тонущего ребенка? Тот сразу же ответил, что, не раздумывая, бросился бы за ним в реку. И тогда Соломон спросил – поступил ли бы этот человек по-другому, если бы это событие произошло вчера или завтра. И человек отвечал, что нет – и в прошлом, и в будущем он спас бы тонущего ребёнка.

Царь разъяснил ему, что поступать надо ситуативно, главное – чтоб поступки не шли в разрез с моралью и совестью человека. Таким образом, вся наша жизнь строится не на выборе, а на составляющих нашей души. Внутренне состояние определяет и внешние поступки человека в мире.

Видео

На видео, представленном ниже, вы сможете послушать и другие притчи мудрого царя Соломона.

Мужчинам и женщинам

Именно к мужчинам обращено гневное пророчество Иисуса Христа в Евангелии от Матфея:


«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердцем своем.» (Матф.6.27-28) .

Этим пророчеством Иисус провозгласил связь времен и пророчеств древних мудрецов Ветхого Завета и еще раз объявил прелюбодейство грехом:


«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.» (Матф. 29-30) .


1.9.1. Вот притча с наставлениями об избежании греховности соблазнения:


«Дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Дом ее ведет к смерти, и стези ее - к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.»(Притч. 2. 16-20) .

1.9.2. Вот притча с наставлениями об избежании супружеской измены:


«Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезной ланью и прекрасною серною: грудь ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее наслаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?» (Притч. 5. 18 - 20) .

Сюда же относится и цитата из книги премудрости Иисуса, сына Сирахова по Ветхому Завету:


«Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути через красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь. Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя, и чтобы ты не поползнулся духом в погибель.» (Сир. 9.6-11) .

«…чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, да не уловлен будешь очами твоими, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины. Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего. Кто же прелюбодействует с женщиной, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.» (Притч. 7. 24-35) .

В Послании Апостола Павла из Нового Завета говорится так:


«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.» (Евр. 13.4)

1.9.4. Вот притча с проповедью об уклонении от легковесных интимных связей:


«Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему: «мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои; поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и - нашла тебя; …зайди будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью, потому что мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу …Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Тотчас он пошел за ней, как вол идет на убой, и как пес на цепь и как олень - на выстрел.…Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее, потому что многих повергла она ранеными и много сильных убиты ею: дом ее - пути в преисподнюю, нисходящие во внутрь жилища смерти.

Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.» (Притч. 7. 13-27; 5.2-5; 8-11) .

1.9.5. Вот притча, предупреждающая мужчин и женщин, что внешность бывает обманчива:


«Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная.» (Притч. 11.22) .

«Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее» (Притч.31.31) .


1.9.9. Вот притча с проповедью об избежании супружеских ссор:


«Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась он.» (Притч. 17.14) .

1.9.10. Вот притча с проповедью об избежании излишних алкогольных возлияний, что может привести к греху прелюбодеяния, случающееся в нетрезвом виде:


«Вино - глумливо…всякий увлекающийся ими неразумен.»(Притч. 20.1)

1.9.11. Вот притчи с проповедью о необходимости установления высокодуховных отношениях в семье:


«Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его.» (Притч. 12.4) .

«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.» (Притч. 14.1) .


«Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив.» (Притч. 19.23) .

«Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей…с охотою работает своими руками,…она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем… Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью…Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся…Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои раскрывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, - муж, хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их»(Притч. 31.10-29) .


«…если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.» (2 Тим.2.13) .



«Не пожелай жены искреннего твоего …».

Тот, кто пытается соблазнением супруга или супруги, разрушить гармонию в такой семье, совершает грех. Обычно тот, кто соблазняет, старается себя оправдать влюбленностью. На самом деле, чаще всего за этим стоит совсем другое чувство - зависть к чувствам испытываемые другими: «А чем я хуже?».

Регистрационный номер 0009618 выдан для произведения:

Мужчинам и женщинам

В этом разделе приведены проповеди в Притчах Соломона, посвященные взаимоотношениям между мужем и женой, мужчиной и женщиной. Читайте, думайте и делайте самостоятельные выводы из советов ветхозаветного мудреца. Наставления для мужчин полезно воспринимать женщинам, а наставления женщинам, полезно воспринимать мужчинам.

Притчи, которые будут приведены ниже, в основном касаются прелюбодейства, что есть грех. В притчах на первом месте упоминается женщина, но это в равной мере относится и к мужчинам.

Именно к мужчинам обращено гневное пророчество Иисуса Христа в Евангелии от Матфея:
«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердцем своем.» (Матф.6.27-28) .

Этим пророчеством Иисус провозгласил связь времен и пророчеств древних мудрецов Ветхого Завета и еще раз объявил прелюбодейство грехом:
«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.» (Матф. 29-30) .

Если первая часть пророчества Иисуса напрямую касается мужчин, то последующая часть Его пророчества относится как к мужчинам, так и к женщинам.
Проповеди в Притчах Соломона помогают в понимании этой греховности людей обоего пола в интимных взаимоотношениях:

1.9.1. Вот притча с наставлениями об избежании греховности соблазнения:
«Дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Дом ее ведет к смерти, и стези ее - к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.»(Притч. 2. 16-20) .

1.9.2. Вот притча с наставлениями об избежании супружеской измены:
«Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезной ланью и прекрасною серною: грудь ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее наслаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?» (Притч. 5. 18 - 20) .

Сюда же относится и цитата из книги премудрости Иисуса, сына Сирахова по Ветхому Завету:
«Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути через красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь. Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя, и чтобы ты не поползнулся духом в погибель.» (Сир. 9.6-11) .
1.9.3. Вот притча с проповедью необходимости остерегаться соблазнения женатых мужчин и замужних женщин:

«…чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, да не уловлен будешь очами твоими, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины. Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего. Кто же прелюбодействует с женщиной, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.» (Притч. 7. 24-35) .

В Послании Апостола Павла из Нового Завета говорится так:
«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.» (Евр. 13.4)

1.9.4. Вот притча с проповедью об уклонении от легковесных интимных связей:
«Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему: «мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои; поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и - нашла тебя; …зайди будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью, потому что мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу …Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Тотчас он пошел за ней, как вол идет на убой, и как пес на цепь и как олень - на выстрел.…Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее, потому что многих повергла она ранеными и много сильных убиты ею: дом ее - пути в преисподнюю, нисходящие во внутрь жилища смерти.
Не внимай льстивой женщине; ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.» (Притч. 7. 13-27; 5.2-5; 8-11) .

1.9.5. Вот притча, предупреждающая мужчин и женщин, что внешность бывает обманчива:
«Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная.» (Притч. 11.22) .

«Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее» (Притч.31.31) .
1.9.9. Вот притча с проповедью об избежании супружеских ссор:
«Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась он.» (Притч. 17.14) .

1.9.10. Вот притча с проповедью об избежании излишних алкогольных возлияний, что может привести к греху прелюбодеяния, случающееся в нетрезвом виде:
«Вино - глумливо…всякий увлекающийся ими неразумен.»(Притч. 20.1)

1.9.11. Вот притчи с проповедью о необходимости установления высокодуховных отношениях в семье:
«Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его.» (Притч. 12.4) .

«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.» (Притч. 14.1) .
«Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив.» (Притч. 19.23) .

«Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей…с охотою работает своими руками,…она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем… Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью…Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся…Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои раскрывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, - муж, хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их»(Притч. 31.10-29) .

В сущности, в проповедях притчей Соломона мужчинам и женщинам говорится о добродетели верности. Добродетель верности - никогда не нарушать свое слово, не изменяет своей любви.
Пример этому дает Сам Бог Отец. Он совершенно верен Своему слову. Дав это слово в форме завета, Он его соблюдал несмотря на то, что люди Его отвергали. Люди могут быть лживы и неверны, но Бог пребывает верным.

«…если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.» (2 Тим.2.13) .
Этот же пример верности явил собой Иисус Христос, который до конца выполнил порученное Ему Отцом.
Различия в признаках полов, накладывают на людей большие обязательства и ответственность в своих взаимоотношениях.

В Десяти Заповедях Закона Божия, последняя десятая Заповедь говорит именно об этом:
«Не пожелай жены искреннего твоего …».
В этой заповеди запрещаются нечистые мысли против чести ближнего, как мужчины, так и женщины. Нарушение этой заповеди может быть и зависть во всех видах, в том числе благополучию чьей-то семьи, той любви и гармонии, которая там царит.

Тот, кто пытается соблазнением супруга или супруги, разрушить гармонию в такой семье, совершает грех. Обычно тот, кто соблазняет, старается себя оправдать влюбленностью. На самом деле, чаще всего за этим стоит совсем другое чувство - зависть к чувствам испытываемые другими: «А чем я хуже?».
Именно об избежании греха зависти и говорится в Заповеди Закона Божия - не пожелай жены (или мужа) искреннего твоего!

5 Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, 2 чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. 3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; 4 но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; 5 ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. 6 Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их. 7 Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих. 8 Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, 9 чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; 10 чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома. 11 И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, - 12 и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, 13 и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: 14 едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»

15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. 16 Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; 17 пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. 18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, 19 любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да уповают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. 20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? 21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его. 22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:

6 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. 7 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; 8 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. 9 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? 10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: 11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.

20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; 21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. 22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: 23 ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни, 24 чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. 25 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; 26 потому что из-за жены блудной [обнищевают] до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. 27 Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? 28 Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? 29 То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины. 30 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; 31 но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего. 32 Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: 33 побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, 34 потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, 35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.

Премудрость Соломона

3 15 Плод добрых трудов славен, и корень мудрости неподвижен. 16 Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет. 17 Если и будут они долгожизненны, но будут почитаться за ничто, и поздняя старость их будет без почета. 18 А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда; 19 ибо ужасен конец неправедного рода.

Премудрость Иисуса сына Сирахова

7 21 Не оставляй умной и доброй жены, ибо достоинство ее драгоценнее золота. 22 Не обижай раба, трудящегося усердно, ни наемника, преданного тебе душею. 23 Разумного раба да любит душа твоя, и не откажи ему в свободе. 24 Есть у тебя скот? наблюдай за ним, и если он полезен тебе, пусть остается у тебя. 25 Есть у тебя сыновья? учи их и с юности нагибай шею их. 26 Есть у тебя дочери? имей попечение о теле их и не показывай им веселого лица твоего. 27 Выдай дочь в замужество, и сделаешь великое дело, и подари ее мужу разумному. 28 Есть у тебя жена по душе? не отгоняй ее. 29 Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. 30 Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе?

22 Грязному камню подобен ленивый: всякий освищет бесславие его. 2 Воловьему помету подобен ленивый: всякий поднявший его, отряхнет руку. 3 Стыд отцу рождение невоспитанного сына, дочь же [невоспитанная] рождается на унижение. 4 Разумная дочь приобретает себе мужа, а бесстыдная - печаль родившему. 5 Наглая позорит отца и мужа, и у обоих будет в призрении.

42 9 Дочь для отца - тайная постоянная забота , и попечение о ней отгоняет сон: в юности ее - как бы не отцвела, а в замужестве - как бы не опротивела; 10 в девстве - как бы не осквернилась и не сделалась беременною в отцовском доме, в замужестве - чтобы не нарушила супружеской верности и в сожительстве с мужем не осталась бесплодною. 11 Над бесстыдною дочерью усиль надзор, чтобы она не сделала тебя посмешищем для врагов, притчею в городе и народе и не осрамила тебя перед обществом.

От Матфея

19 3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? 4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? 5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. 7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? 8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; 9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. 10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. 11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, 12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Послание Павла к Ефесянам

5 25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. 28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. 29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. 31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. 32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. 33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.