Почему дети не хотят кушать. Если ребенок плохо ест: что делать и чего не делать

Немногие из родителей могут сказать, что у их ребенка отменный аппетит. Большинство мам и пап сталкиваются с проблемой плохого аппетита у ребенка тогда, когда он отказывается принимать пищу вовсе или кушает какой-то определенный продукт. Какие меры стоит предпринять в этом случае? Попробуйте воспользоваться нижеследующими советами, которые помогут Вашему ребенку поднять .

  • В первую очередь, избавьте Ваш рацион и рацион Вашего малыша от всей нездоровой пищи: не в коем случае не давайте ее ребенку и сами не употребляйте всякую гадость (Вы ведь понимаете, что для любого ребенка его родители - это пример для подражания);
  • Садитесь за обеденный стол всегда строго по режиму: дети быстрее, чем взрослые привыкают к нему. Не позволяйте Вашему ребенку перекусывать между приемами пищи;
  • Большой ошибкой будет, если Вы разрешите Вашему ребенку кушать перед экраном телевизора или монитора. Во время еды ничего не должно отвлекать. Это правило относится, между прочим, и к взрослым людям.
  • Выбирайте еду в супермаркете вместе с ребенком, и приготовление блюд может показаться Вашему малышу весьма увлекательным и творческим процессом. Можете не сомневаться, что он обязательно съест то, что готовилось с его участием.
  • Можете поступить «по-хитрому»: спрячьте нелюбимую еду в любимую.
  • Еще один совет: преобразуйте еду в напиток «смузи». Дайте ребенку выпить эту смесь через трубочку.
  • Следует отметить, что такой прием подходит не для всех продуктов питания.
  • Дабы повысить интерес ребенка, подавайте еду в яркой цветной посуде, или в посуде, на которой красуются любимые герои Вашего чада.
  • Приветствуются эксперименты с формами, украшением еды, оригинальной подачей блюд на стол, выдумывайте необычные названия для Вашей стряпни;
  • Не стоит ругаться за столом: Вашему малышу это может испортить аппетит;
  • Для всех членов семьи готовьте одни и те же блюда: разделение семьи в этом плане будет лишним. Так или иначе, а со временем Ваш ребенок будет есть то, что и Вы. Если Вы будете предоставлять право выбора в этом плане, то желаемого результата Вы никогда не добьетесь. Рано или поздно он начнет есть то, что едят все.
  • Не перебивайте аппетит сладкими соками;
  • Не лишним будет пригласить в гости ребенка такого же возраста или чуть постарше, у которого хороший аппетит. Но, ни в коем случае не ставьте в пример приглашенного гостя, просто пусть Ваш ребенок понаблюдает за ним.
  • Не вздумайте заставлять силой ребенка кушать: так Вы добьетесь диаметрально противоположного результата.

Если Ваш малыш кушает мало, но он абсолютно здоров, подвижен, активен, то перестаньте беспокоиться: значит, такого количества еды ему вполне достаточно. Если же ситуация выглядит с точностью наоборот, то есть смыл обратиться к врачу.

«Почему мой ребенок не хочет кушать », «что делать », «как повысить детский аппетит» – темы повышенного внимания и беспокойства многих мам. Чем сильнее тревожная родительница пытается накормить кроху, тем упорнее он сопротивляется.

Реальная проблема или гиперопека?

«Ребенок не хочет кушать » – психологический конфликт или чрезмерная опека взрослых? Почему ребенок не хочет кушать , в чем загвоздка, какие последствия несет? «Статистка – упрямая вещь»: почти половина детей с года до 7 лет считаются малоежками. Практики выделяют два понятия: «пищевое поведение», «пищевое насилие».

Часто непрофессионалы ставят знак равенства между «формированием правильного пищевого поведения» и «обучение культурным правилам этикета». Психологи считают главной задачей мамы – закрепить в ощущениях крохи устойчивую связь «голод – еда – удовольствие».

Выделяют два принципиальных момента:
  • голод первоначален, живое существо ищет еду, питается только после того, как ощутит желание поесть;
  • получать удовольствие от еды – базовая потребность любого индивида.

Игнорировать биологические законы – идти против природы человека. «Хоровое пение» родни с добавочными порциями над сытым крохой – насилие, имеющее последствия, как любое психологическое давление.

Почему ? Чаще всего по естественным причинам:

1) Малыш сыт – главный фактор отказа от еды. Отдельные родители считают, что знают лучше малыша, когда и сколько он должен есть. Особенно, если телосложение крохи субтильно. Часто не задумываются или игнорируют факт, что:

  • малыш в сутки тратит больше энергии, чем взрослый, но меньше есть, потому что размер и вес крохи существенно уступает старшим;
  • плохой аппетит малоподвижного ребенка – это нормально, поскольку затрачивается меньше сил.

Срабатывает заклинание ортодоксальных бабушек: «надо больше кушать, иначе не вырастешь». Между едой и ростом существует причинно-следственная связь. Но причиной является не еда, а как раз рост крохи. У малыша повышается аппетит, когда он начинает усиленно расти. Но не наоборот, ребенок не ускорится в развитии, если увеличатся порции. Только вширь. Растет малыш неравномерно, аппетит у него неровный в разные периоды жизни.

Большинство родителей считают, если ребенок не хочет есть, то накормить его надо обязательно. Чадо должно быть всегда сыто-накормлено и стараются это сделать любой ценой. Вот только цена эта часто оказывается высокой.

В ход идёт всё – от нежного присюсюкивания (ложечку за маму и т.д.) до жесткого ограничения (пока не съешь, не выйдешь из-за стола и т.д.). Если родителям удалось достигнуть цели, то считается, что всё в порядке…все довольны. Но именно в этот момент родители наносят психологическую травму своему ребенку. Именно в этот момент родители реализуют не потребность ребенка в еде, а свое желание. Отсюда и начинается большинство проблем, в том числе и будущих.

Некоторые дети идут на протест. Некоторые – более послушные – становятся плаксивыми, упрямыми, капризными и даже агрессивными. Благодаря такому насильственному кормлению, у них развивается невроз.

Что делать когда ребенок не хочет есть?

Запомните! Любое насилие не пройдёт бесследно, даже если пока нет никаких тревожных симптомов. Став взрослым, ребёнок простит родителям такое их рвение по поводу питания. Но в подсознании навсегда закрепится то, что эти люди могут совершить насилие, совсем не считаясь с его чувствами и нуждами. И разве возможны будут в такой семье по-настоящему доверительные и близкие отношения? Построить их будет нелегко!

Исследования показали, что никакой пользы от насильственного кормления нет. Наоборот, такие дети в будущем страдают от проблем с желудочно-кишечным трактом, щитовидной железы. К этому присоединяются различные страхи, неврозы, неспособность осознавать свои потребности и удовлетворять их должным образом.

Человеческий организм является системой саморегулирующей, и если ребёнок не хочет есть то и заставлять его не имеет смысла. Он будет принимать пищу в таком количестве, которое требуются для его развития и здоровья.

Что пугает родителей когда ребенок не хочет есть?
  • Прежде всего, это то, что очень живуч стереотип « упитанность, сытость = здоровье».
  • Большую роль ещё играет наше традиционное отношение к ребёнку, как к существу неразумному, не понимающему, что хорошо для него, а что плохо.
  • Некоторые родители чувствуют свою неспособность дать ребёнку достаточно ласки и внимания и стараются компенсировать это такой вот усиленной заботой о питании.
  • Существуют и тревожные родители, которым всё время кажется, что с их ребёнком что-то не так – часто болеет, слишком худенький, отстаёт в развитии и так далее. И они стараются как могут создать иллюзорную картинку для себя – картину благополучия, заглушая таким образом свою тревогу.
  • Авторитарные и властные родители. Отказ ребёнка от еды они воспринимают, как непослушание, нарушение порядка и дисциплины. И отсюда все вытекающие последствия.
  • Ребенок не хочет есть. Что же делать?

    А давайте будем перестраиваться? Давайте откажемся от насильственного кормления! И начнём с самого главного – с осознания мотивов, побуждающих нас к насилию над маленьким и самым родным человечком. Без этого мы не сможем контролировать своё поведение. Необходимо осознать, что если ребёнок не хочет есть , то это совсем не значит что он собрался умереть от голода.

    Организм сам способен регулировать свои потребности, в том числе и в пище. И чем дольше организму в этой возможности отказывали, тем больше времени ему потребуется на восстановление. Но постепенно все восстановится и придёт в норму. И приняв такое правильное решение, как отказ от насильственного кормления, не отступайте от него.

    Неплохо было бы обсуждать с ребёнком его меню. Заставлять есть продукты, вызывающие у ребёнка отвращение, нет необходимости. Любой самый питательный и полезный продукт всегда можно заменить чем-то другим.

    Режим дня помогает упорядочить питание. Не захотел или плохо поел во время завтрака – ну и не надо. НО! Никаких перекусов до обеда! Не захотел обедать – следующий приём пищи только во время ужина!

    Еда должна приносить удовольствие. Малышам во время кормления можно рассказывать сказку или читать книжку. Дети с повышенной подвижностью не могут долго находиться-сидеть на одном месте, а рассказ или чтение поможет им сосредоточиться и успокоиться.

    Здоровья Вам и Вашим деткам!!!

    Принятие пищи может быть развлечением, во всяком случае, оно должно доставлять удовольствие и детям, и взрослым. Мы все приходим в этот мир с отличным аппетитом. Естественное, что в детстве мы едим больше, чем в зрелом возрасте. И все же, несмотря на прирожденный аппетит и удовольствие, какое мы получаем от еды, нередко ситуация может измениться. В какой-то момент мы вдруг замечаем, что наши дети проявляют равнодушие или даже выражают отвращение к пище, которую предлагаем им. Мы начинаем тревожиться, беспокоиться, возмущаться и, наконец, выходим из себя. Придумываем разного рода уловки, чтобы заставить ребенка поесть, и постоянно проигрываем сражение, потому что единственное, что здесь может принести пользу, - это НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗРЕШИТЬ ЛЮБУЮ ПРОБЛЕМУ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ ИМЕННО В ТОМ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ, ЧТО НЕ НУЖНО НИЧЕГО ДЕЛАТЬ.

    Оставим ребенка в покое. Ели он ощутит голод, он поест, а не захочет есть, то ни за что не будет этого делать. Перестанем упрекать его, заставлять, кричать, ругать, угрожать, что лишим фруктов и сладкого. ЛУЧШЕ ВООБЩЕ БОЛЬШЕ НЕ ВСПОМИНАТЬ О ЕДЕ. Не будем совсем говорить о ней за столом. И надо поступать так не день и не два, а добрых два месяца.

    Однако осознать и применить этот совет на практике крайне трудно. Гораздо легче хоть что-то предпринимать, чем вовсе ничего не делать. Мы убеждены, что должны заставлять ребенка принимать пищу, иначе он похудеет, побледнеет, заболеет. Так нередко считают даже те мамы, чьи дети весьма упитанны. Иные родительницы видят в отказе ребенка от пищи пренебрежение к столь очевидному доказательству любви и понимания, какую заботу проявляют их близкие, предлагая им эту еду. Другая причина, которая побуждает нас действовать решительно, а не оставаться пассивным, заключается в том, что всегда легче идти проторенным путем, чем новым. Очевидно, мы полагаем вопрос питания ребенка настолько важным, что он не может не превратиться в проблему. И было бы наивно ожидать, что после знакомства с нашими советами родители на следующее утро уже изменят своё мнение и станут спокойно относиться к проблеме, которая еще вчера считалась столь значительной.

    Одному моему знакомому, известному педиатру, нередко удавалось повлиять на убеждения обеспокоенной матери самым несложным приемом – он переносил разговор о проблеме питания с ребенка на домашнюю собаку. В самом деле, ведь никому обычно и в голову не приходит тревожиться из-за того, что наша собака отказывается от еды. Просто предполагается, что она где-нибудь что-нибудь перехватила. И ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНОГО ПОЯВЛЯЮТСЯ КАКИЕ-ТО ДРУГИЕ ЗАМЕТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, НАЧИНАЮТ БЕСПОКОИТЬСЯ, ПОЧЕМУ ОНО НИЧЕГО НЕ ЕСТ. Те же самые встревоженные мамы не могут не признать, что собака, если голодна, может даже укусить того, кто вздумает отбирать у нее еду. Вот в этом-то всё и дело! Если мы станем обращаться с ребенком подобным же образом, к нему вернутся и первоначальный аппетит, и удовольствие от еды. Питание человека столь тесно связано с разными правилами и условностями, что мы легко забываем о главном: потребность в еде врожденное, инстинктивное чувство и никуда от нас не уйдет.

    В заключение следует посоветовать: ЕСЛИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА, ОТКАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ОТ ЕДЫ, НЕТ СЛЕДОВ АПАТИИ И ОН ДОСТАТОЧНО АКТИВЕН, МЫ ДОЛЖНЫ НАЧИСТО ЗАБЫТЬ О ПРОБЛЕМЕ ПИТАНИЯ. Только так мы добьемся того, что наше дитя будет любить и нас, и еду, и самого себя еще сильнее прежнего.

    Аллан Фромм
    Глава из книги «Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации».

    Добавить комментарий

    Совет врача таков: не заставлять есть насильно, а выяснить, что же случилось с малышом. Однако родители иногда видят болезнь там, где ее нет. Таким образом, самое элементарное объяснение плохого аппетита, который, попросту говоря, нужно «нагулять», подменяется заботливыми мамами и папами поиском несуществующих причин.

    Классические ошибки в питании ребенка

    Ребенок не может изменить образ жизни самостоятельно. Это требует определенных и немалых усилий от родителей. Но, создав все условия для того, чтобы ребенок энергию не тратил, родственники искреннее огорчаются отсутствию у дитя аппетита. И пытаются не замечать очевидного, действуя в трех направлениях: ищут у ребенка болезни, пытаются успокоить собственную совесть, накормив дитя "любой ценой", и апеллируют к нормам.

    Поиск болезней

    Немножко повторимся: резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды возникают лишь при очень тяжелых, длительно текущих и опасных болезнях. И снижение аппетита при этом лишь один из многочисленных симптомов. Ситуация, при которой нет никаких жалоб, врач не видит никакой патологии при осмотре ребенка, нет изменений в стандартных анализах крови и мочи, но где-то таится скрытая болезнь, выраженная настолько, что это приводит к потере аппетита, - совершенно нереальна. Тем не менее осознать тот факт, что отказ от еды обусловлен "ненормальностями" системы воспитания очень сложно - это равносильно тому, чтобы признать собственную родительскую несостоятельность или, что еще сложнее, пересмотреть сложившуюся в конкретной семье систему жизненных ценностей. Встать пораньше и вместе с ребенком заняться гимнастикой… Вместо просмотра очередной мелодрамы, прогуляться перед сном... Провести выходной не на диване, а на природе… Это очень непросто. Этим и заниматься не очень хочется. Это не с нами что-то не так, это с ним беда. К врачу! Возможен такой диалог: - Доктор, он не ест! Плюется. Вчера уговорили поесть, чуть не вырвало. - Так может он не голодный? - Он у нас никогда не голодный! Если не предложишь, сам не попросит никогда. Он наверняка болен. Очень болен! Ситуация состоит в том, что:

  • не всякий врач найдет в себе силы не поддаться на уговоры и не стать союзником родителей в процессе поиска болезней;
  • указания на то, что надо жить по-человечески, а не дитя насиловать, скорее, приведут к поиску другого врача, чем к действительной коррекции образа жизни;
  • при отсутствии реальных жалоб, вероятность обнаружения при осмотре ребенка тяжкой скрытой болезни - очень мала;
  • всегда могут помочь анализы и обследования.
  • Это вылечится сложно, а найти заболевание, при современном уровне развития медицины, - элементарно. Вот и появляются на свет диагнозы, с одной стороны ничего не значащие, с другой - позволяющие расставить точки над "i", обозначить присутствие якобы болезни и предоставить родителям возможность отвлечься от темы аппетита в пользу искоренения обнаруженной хвори. Проще всего сдать анализ кала - в нем обитает множество бактерий, количество какой-нибудь обязательно выйдет за отведенные ей нормы, и тогда станет ясно, что у дитя "страшный дисбактериоз" (нарушение баланса микроорганизмов, заселяющих кишечник). Можно мазок из горла взять: у 80% людей там живет стафилококк - чем не болезнь! Если произвести ультразвуковое исследование печени, а перед этим настоятельно обратить внимание врача на полное отсутствие аппетита, появятся, вполне реальные шансы обнаружить дискинезию желчевыводящих путей (нарушение функции желчевыводящих путей, отвечающей за поступление желчи в желудочно-кишечный тракт)… Перечень таких болезней велик и вполне способен удовлетворить потребности самых привередливых родителей. А можно и не искать. Можно обратить внимание на болезни реально существующие, коих у любимого современного дитя достаточно - аллергии, хронический тонзиллит, аденоиды, частые простуды и т.д. и т.п. Другой вопрос в том, что никакой прямой связи между этими болезнями и аппетитом нет, но косвенных связей - сколько угодно. Да и как им не быть: малоподвижный образ жизни, дефицит свежего воздуха снижают не только аппетит, но и общие запасы здоровья.

    Кормление "любой ценой"

    Кормление "любой ценой" - самый распространенный способ решения проблем с пониженным аппетитом, родительская фантазия способна в этом направлении творить чудеса. Стратегическая задача - сломить сопротивление не желающего кушать ребенка, а тактические приемы - весьма и весьма разнообразны. Превратить процесс еды в процесс игры: ложка - автомобиль, а рот - гараж, у-у-у - поехали…. Отвлечь: чтение книги, параллельный просмотр любимого мультфильма, пение бабушки, танцы дедушки. Пообещать награду за пустую тарелку: прогулка, покупка игрушки, воскресный поход в цирк. Пригрозить: вот не буду тебя любить, вот придет папа с работы, ты у него получишь и т.д. во множестве вариантов. Печальность такой ситуации состоит, прежде всего, в том, что аппетит - это ведь не только желание есть, это отражение самой возможности, готовности организма к перевариванию пищи. Накопились желудочный и кишечный соки, управились с работой печень и поджелудочная железа, освободился от большей части съеденного тонкий кишечник - вот и аппетит появился. А его-то как раз и нет! Следствие очевидно - значительная часть без аппетита съеденного, толком не переваривается и не усваивается. И формируется своеобразный замкнутый круг - система пищеварения перегружена лишней едой, а дитя продолжают активно кормить, жалуясь при этом на отсутствие аппетита.

    Нормальный аппетит у ребенка

    Теоретической основой и поиска болезней, и стремления во что бы то ни стало дитя накормить очень часто является ложная трактовка понятия "нормы". Ребенок бодр и весел, но вот в книге написано, что в годик он должен весить 12 кг, а наш еле до 10-ти дотянул. "Я сама читала, что в таком возрасте дитя должно питаться 5 раз в сутки, а у нас 4 с трудом получается…". "На баночке со смесью ведь ясно указано: объем порции 180 мл. Никогда больше 150 не съедал". И все перечисленное - реальные поводы для переживаний и суеты. Следует знать, что нормы ориентированы все-таки на некоего среднестатистического ребенка. Абстрактную цифру нельзя воспринимать и анализировать изолировано, без учета индивидуальных особенностей именно вашего дитя. Признаки здоровья очевидны - физическое и психическое развитие, двигательная активность, настроение, аппетит. Да, да, аппетит, но не книжными нормами обусловленный, а реальными потребностями, состоянием здоровья и образом жизни конкретного ребенка. Еще один аспект - народные представления о нормальности или ненормальности ребенка. С одной стороны, соседи, знакомые, бабушки на лавочки и прохожие на улице имеют собственные мнения о том, как должно выглядеть сытое и здоровое дитя. Это было бы не так печально, если бы не другая сторона вопроса - вышеупомянутые соседи-прохожие сплошь и рядом не держат это мнение при себе, а охотно делятся им с родителями ребенка. Фразы: "какой он у вас худенький" или "вы что, его не кормите?!" - способны не только породить сомнения у самых здравомыслящих родителей, но и побудить их к незамедлительным действиям по откармливанию "несчастного" младенца.

    Избирательный аппетит у детей

    Суть проблемы избирательного аппетита состоит в том, что ребенок предпочитает определенные продукты - их он ест с аппетитом, от других - отказывается. На первом году жизни избирательный аппетит очень часто отражает реальную потребность организма в определенных продуктах. Многие дети в возрасте 6-10 месяцев категорически отказываются от овощных блюд, предпочитая им молочные, - такая ситуация вполне естественна, может быть обусловлена повышенной потребностью организма в кальции, который нужен для роста костей и зубов и которого больше всего именно в молочных продуктах. Повторимся: это естественно, нормально и не должно служить поводом для суеты и попыток непременно накормить дитя овощным супом на основании того факта, что соседский ребенок этот суп ест. Принципиальная особенность человеческой цивилизации, в отличие от животных, состоит еще и в том, что поглощение пищи из процесса биологически необходимого трансформировалось в один из самых популярных способов получения удовольствия. Ребенок может не захотеть обедать, поскольку отсутствует естественная потребность в пище, но охотно согласится съесть что-нибудь сладенькое-вкусненькое. Даже когда аппетита нет вообще, от шоколадки мало кто отказывается… Когда же аппетит все-таки присутствует, а у дитя при этом имеется возможность выбора между супом, колбасой и манной кашей, то ребенок отдает предпочтение совершенно конкретным продуктам. Родители часто поощряют такое положение вещей (пусть ест, что хочет, лишь бы ел), а потом горько сетуют - дескать, наш, кроме жареной картошки и колбасы, ничего в рот не берет… Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надумана, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами. Если вы, именно вы, решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение - не ругать, не причитать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное "лекарство", в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, - это чувство голода. Важно только, чтобы через 2-3 часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Сложность этого лечения - состояние здоровья того, кто кормит. Сплошь и рядом, после двух подряд отказов от супа, кормящие мамы-бабушки нуждаются в неотложной психотерапевтической помощи и готовы согласиться на требуемую жареную картошку. Еще одна проблема - когда избирательность аппетита состоит не в выборе самой еды, а в выборе способа поглощения пищи. Не хочет ложкой есть кашу или пить кефир из чашки - только из бутылки с соской. Охотно открывает рот, когда бабушка кормит супчиком, но самостоятельно взять в руки ложку отказывается наотрез. И в этом случае чувство голода способно помочь. Частный случай избирательного аппетита - еда в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать сладкое (конфетки, печенье, шоколадки и т.п.), то в интервале между обедом и ужином дитя вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий для того, чтобы исчезла потребность не только в ужине, но и в завтраке. С одной стороны, польза такого питания весьма сомнительна. С другой - в этом нет ничего опасного, но при условии, что родители не склонны драматизировать ситуацию и совершать уже упомянутые нами классические ошибки (заставлять есть, искать болезни и т.д.). Если отсутствие аппетита реальная проблема, следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями еда ребенком не обнаруживалась.

    Что делать, если ребенок плохо ест?

    Отказ ребенка от еды, ни при каких обстоятельствах нельзя воспринимать, как трагедию. Не волнуйтесь - человеческий организм биологически приспособлен к тому, чтобы не принимать пищу в течение нескольких дней. Это взрослые превратили еду в привычку, в удовольствие. Завтрак, обед, ужин. Завтрак, обед ужин… И так годами. Без учета реальной потребности организма, просто потому, что время пришло, потому, что с детства внушили: надо! Детский организм, еще не испорченный нормами цивилизации, живет по другим законам. Законам естественным, мудрым и целесообразным. Главный закон - количество еды эквивалентно количеству затраченной энергии. Природа имеет универсальный механизм реализации этого закона - аппетит. Обмануть природу можно, превратив еду либо в привычку, либо в способ получения удовольствия. Но это путь однозначно ошибочный, неестественный, способный, как это ни печально, провоцировать возникновение болезней. Нельзя руководствоваться инстинктами. Нельзя кормить ребенка только потому, что его родственники испытывают потребность кормить. Не надо искать болезни. Не надо возводить тему еды в культ. Ребенок лучше, чем его родственники, знает, когда и сколько ему надо есть. Не суетитесь. Оставьте в покое кастрюли, медицинские справочники и книги по детской кулинарии. Оторвитесь от телевизора. Идите гулять. Прыгайте, бегайте, дышите свежим воздухом - это и вам пойдет на пользу. Только, пожалуйста, не вспоминайте про еду. Ребенок сам вспомнит, можете не сомневаться. И все станет на свое место. И ваше инстинктивное желание насытить детеныша не будет противоречить естественным его потребностям. И это будет хорошо.