Тефтели с морковью – полноценный обед. Что малыш умеет

Режим дня для ребенка в 9 месяцев практически идентичен режиму . Некоторые изменения можно заметить лишь в рационе питания, содержании развивающих игр и обновлении массажного комплекса.

Примерный распорядок дня для ребенка в 9 месяцев. Основные режимные моменты

  • 6:00-6:30 Пора пробуждения и первой трапезы малыша.
  • 6:30-8:30 Утренний отрезок бодрствования с обязательным выполнением : умывания, смены подгузника, приема воздушных ванн и легкого массажа.
  • 8:30-10:00 Первая прогулка, совмещенная со сном на свежем воздухе.
  • 10:00-10:30 Пора второго кормления.
  • 10:30-14:00 Период активного познания окружающего мира, включающий выполнение зарядки и множество развивающих игр.
  • 14:00-14:30 Очередное кормление крохи.
  • 14:30-16:00 Время поспать. Поспать не прогулке.
  • 16:00-18:00 Проснувшийся кроха полон энергии и готов к выполнению физических упражнений и познавательным играм.
  • 18:00-18:30 Время подкрепиться.
  • 18:30-20:30 Очень удачный момент для совместной семейной прогулки, на которую могут отправиться все члены семьи.
  • 20:30-22:00 Пора общения с домочадцами, благоприятная для спокойных игр; вечерний .
  • 22:00 Вечерняя трапеза ребенка.
  • 22:30-6:00 Сон до утра.

Еще несколько дополнительных вариантов с распорядком дня (вы уже подберете оптимальный вариант учитывая особенности вашего крохи):

Представленная таблица составлена с учетом физиологических потребностей ребенка в 9 месяцев: в ней выдержаны четырехчасовые интервалы между кормлениями, предусмотрено две прогулки, а промежутки, отведенные для активного досуга, оставляют время для развивающих занятий и выполнения физических упражнений .

Сон

Нормальная продолжительность сна малыша этого возраста составляет от одиннадцати до четырнадцати часов в течение суток. Самым продолжительным является период ночного отдыха .

Учитывая разнообразие индивидуальных особенностей девятимесячных малышей, физиологи установили, что чаще всего их дневной сон бывает:

  1. Двухфазным, состоящим из двух полуторачасовых периодов . Это – наиболее оптимальный вариант дневного отдыха, свидетельствующий о нормальном психическом и эмоциональном развитии малыша.
  2. Трехфазным, включающим два кратковременных сорокаминутных промежутка утреннего (в 9:00) и вечернего (в 19:00) отдыха и продолжительного дневного сна, длящегося не менее двух часов . Если этот период совпадает со временем прогулки, малыш может проспать и три часа. Будучи вариантом нормы, такой график сна свидетельствует о чрезмерной утомляемости крохи, еще не готового к продолжительному бодрствованию.

Периоды дневного сна чрезвычайно важны для малыша: они дают ему возможность восстановить истраченную энергию и являются гарантией его хорошего настроения.

О нарушениях сна

Родители нередко становятся свидетелями различных нарушений нормального графика сна:

  1. Некоторые крохи могут нуждаться в отдыхе не 2-3, а 4-5 раз в течение дня, причем продолжительность их сна составляет не более получаса.
  2. Другие детки очень плохо спят по ночам: постоянно ворочаются, вздрагивают (), часто просыпаются, плача () и капризничая, а после пробуждения очень долго не могут заснуть. Успокоившись на руках у мамы после долгих уговоров и укачивания, они ненадолго забываются тревожным поверхностным сном, чтобы вскоре вновь проснуться.

Чтобы нормализовать сон малыша, необходимо найти и устранить причину, спровоцировавшую нарушение его качества и цикличности .

Виновником нарушения дневного сна чаще всего является сильное переутомление малыша, произошедшее из-за обилия внешних раздражителей: большого количества людей в доме, навязчивых игр старших детей, слишком громкой музыки, а также слишком высокая температура и сухость воздуха в детской комнате ().

Для нормализации ночного отдыха необходимо выполнение следующих условий:

  • Перед укладыванием малыша следует хорошо проветрить детскую комнату. Сон с приоткрытой форточкой, гарантирующей постоянный приток свежего воздуха, является идеальным вариантом поддержания комфортного микроклимата;
  • Если спящий кроха имеет обыкновение сбрасывать одеяльце, нет необходимости стоять всю ночь над его кроваткой. Достаточно всего лишь правильно одеть его перед сном. Помимо одноразового подгузника на малыше должна быть легкая пижама и носочки;
  • Отличными вариантами подготовительных процедур, способствующих продолжительному ночному отдыху, являются: выполнение гимнастики, сопряженной с расслабляющим массажем и ритуал вечернего купания малыша;
  • Игры, предшествующие засыпанию, должны быть спокойными;
  • Очень хорошо, если в процедуру укладывания ребенка родители включат традицию чтения добрых сказок. Подросший кроха уже способен выслушать 2-3 не слишком длинных текста;
  • Отличным звуковым фоном для засыпания младенца является негромкое пение колыбельных.

Родителей зачастую тревожит беспокойный ночной сон ребенка. Жалобы разные: малыш плохо засыпает, часто просыпается, плачет во сне. Почему так происходит и что нужно делать?

О рационе питания

Зная, что режим питания 9-месячного ребенка включает пять кормлений, а суточный объем съедаемой пищи (не считая питья) должен составлять не менее одного литра, нетрудно подсчитать, что за одно кормление он должен получать не менее 200 мл продуктов, предназначенных для детского питания.

Начиная с этого возраста, у многих мамочек грудное вскармливание начинает отходить на второй план (грудь малышу дают при пробуждении и при укладывании на ночь). Основу детского рациона отныне составляют супчики, каши, овощные и фруктовые пюре. Для увеличения питательности блюда в легкие супчики и овощные пюре целесообразно добавлять мясо, нарезанное мелкими кусочками. Поскольку у малыша к этому времени есть несколько () зубов, необходимость в его протирании отпадает .

Не меньшей питательностью обладает и отварной яичный желток, его точно так же добавляют в супы и пюре, внося тем самым разнообразие в детское меню. Следует лишь помнить о том, что не следует давать крохе мясо и желток в один и тот же день.

В этом возрасте можно познакомить ребенка с блюдами из нежирных сортов океанической рыбы (трески, минтая, пикши, хека, камбалы). Учитывая высокую аллергенность этого продукта, вводить его следует постепенно и очень осторожно , начав с половины чайной ложечки приготовленного на пару или отварного рыбного филе (можно также дать рыбное пюре из баночки).

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Если покормить кроху рыбой в утренние часы, можно пронаблюдать за реакцией его организма. При этом не следует давать ему никакие другие новые продукты. Если после знакомства с новым блюдом у него не покраснели щечки и не выступила сыпь, это свидетельствует об отсутствии у него аллергической реакции на рыбу. Значит, в следующий раз порцию рыбки можно будет немного увеличить.

Очень важно, чтобы в рационе растущего крохи было достаточно свежих овощей и фруктов: насыщая его организм витаминами и микроэлементами, в ряде случаев они могут решить проблемы с нормализацией стула. При возникновении запора персиковое или сливовое пюре может исполнить роль безопасного природного слабительного. Кусочки фруктов (персики, бананы, яблоки) и ягоды можно добавлять в каши и детский творожок: это улучшит их вкус и повысит питательную ценность.

Молодым мамам будет полезно взглянуть на примерный план суточного рациона подросшего крохи:

  • 6:00 Проснувшегося грудничка прикладывают к груди, а искусственнику дают бутылочку с молочной смесью.
  • 10:00 Отличным вариантом завтрака будет кашка и пюре из свежих фруктов.
  • 14:00 На обед можно предложить малышу овощной супчик с кусочками мяса или яичным желтком. Неплохим вариантом трапезы может стать овощное пюре с мясом, а в качестве десерта подойдет тертое яблоко. Полноценной заменой мясу со временем могут стать блюда из океанической рыбы.
  • 18:00 Лучшее время для перекуса из детского творожка и фруктового сока. Крохи, любящие более сытную пищу, могут поужинать кашкой с кусочками мелко нарубленного мяса.
  • 22:00 Засыпающего малыша снова прикладывают к маминой груди или дают молочную смесь.

Для поддержания правильного водного баланса в организме малыша мама должна позаботиться о том, чтобы он получал необходимое количество жидкости: детского чая, питьевой воды, морсов и соков .

Моя таблица прикорма в 6-9 месяцев

О физическом развитии

Девятимесячные ребятишки без проблем встают на ножки и при поддержке за обе ручки или держась за какую-либо опору. Для того чтобы способствовать укреплению их мышц, необходимо не менее двух раз в день заниматься гимнастикой , включая в комплекс упражнения:

  • с круговым вращением ручек;
  • на сгибание и разгибание ножек (одновременное и поочередное);
  • с поочередным сгибанием и разгибанием ручек малыша, держащегося за мамины пальцы;
  • стимулирующие ползание;
  • с выполнением скользящих шагов;
  • на приседания (при поддержке за подмышки);
  • с наклонами корпуса вперед (при выпрямленных ножках).

Перед выполнением следующего упражнения необходимо снимать напряжение с мышц при помощи легкого расслабляющего массажа. Каждое движение следует повторять не менее пяти раз, а общая продолжительность комплекса не должна превышать десяти-пятнадцати минут.

Стремясь как можно быстрее научить кроху ходить, многие мамы используют ходунки, не подозревая о том, что этот нехитрый тренажер является слишком большой нагрузкой для неокрепших ножек .

Даже опытный педиатр не может точно сказать, какая именно нагрузка необходима для правильного развития того или иного ребенка, а у некоторых мам, увлекшихся хлопотами по хозяйству, малыши находятся в ходунках неоправданно долго. Именно поэтому от использования ходунков лучше отказаться, дав малышу возможность самостоятельно осваивать новые навыки.

О развивающих играх и занятиях

  • Любимыми играми малышей по-прежнему остаются «Ладушки», «Сорока-ворона»;
  • Девятимесячный возраст – время активного развития мелкой моторики, именно поэтому малыши начинают проявлять интерес к мелким предметам, пытаясь сорвать цветок или подобрать камешек во время прогулки. Зная об этом, мама должна контролировать своего кроху, пресекая все его попытки отправить находку в рот. А вот во время кормления этот интерес нужно всемерно поддерживать, давая малышу возможность удерживать в ручках кусочки хлеба или ломтики фруктов. Так же полезно давать ему ложку – раз за разом пытаясь управлять ею, кроха через какое-то время научится есть самостоятельно ();
  • Развитию мелкой моторики чрезвычайно способствуют занятия, состоящие во вставке (и последующем извлечении) горошин, зерен фасоли или чечевицы в комочек соленого теста. Можно предложить крохе собрать в коробочку рассыпавшиеся пуговицы, крупные бусины или камешки. Во время этих занятий взрослый должен очень внимательно наблюдать за малышом, тянущим в рот каждый предмет;
  • Ребятишкам этого возраста очень нравится игра в прятки. В игре могут принять участие оба родителя. Один, спрятавшись за угол, должен произнести «ку-ку» и на мгновение показаться крохе. После этого, взяв малыша на руки, мама может спрятаться вместе с ним и точно так же выглянуть из-за угла. Восторгу крохи не будет предела;
  • Настала пора познакомить малыша с представлением о цвете. На протяжении нескольких дней можно вместе с ним выкладывать башенку из одноцветных кубиков, все время акцентируя его внимание на названии их цвета. Потом можно добавить один кубик контрастной окраски. Пусть кроха запомнит и осознает различие цветов. Через некоторое время можно попросить его подать кубик определенного цвета. Вариантом игры является работа с размерами (большой-маленький) и количеством (один-много) предметов (учим с ребенком цвета — ).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: и читаем о

Ежедневное следование одному и тому же режиму дня дисциплинирует кроху, формирует у него ряд полезных навыков и привычек (например, процедура утреннего умывания, стремление мыть руки перед едой, обыкновение просыпаться и принимать пищу по часам, ритуал ежевечернего приема ванны), которые пригодятся ему в дальнейшем.

ВИДЕО ГИД

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Раньше говорили, что активный ребенок – здоровый ребенок. Но активность бывает разная. Наблюдая за своим внуком, замечаю много таких моментов, о которых не могла даже догадываться.


Да при этом еще и «Би-би-ииии» и другие звуки говорит, не останавливаясь. Лепечет постоянно. Дома, за время бодрствования может посидеть минут 5 – 10 максимум. Постоянно в движении, сам находит себе игры и может заиграться некоторое время.

Вчера, например, уложил кубик на большую 6-ти литровую бутылку и, толкая перед собой, лазил по коридору.


Мы стараемся иногда отвлекать его от игры, чтобы отдохнул и успокоился. Получается с переменным успехом. При этом малыш плохо спит по ночам.


Наша «умная врач» сказала, что ребенок гиперактивный и его надо лечить. Это потому, что увидя ее он заплакал и не дал себя послушать.


Прочитала в интернете:


По утверждению детских психиатров, гиперактивные дети — это дети с ярко выраженным гипердинамическим синдромом. В психиатрической практике гипердинамический синдром – это не что иное, как синдром двигательной расторможенности, проявлениями которого являются чрезмерная неусидчивость, суетливость и двигательная подвижность ребенка.

Гиперактивный ребенок имеет нарушенную тонкую моторику. Его движения неточны, угловаты и размашисты. Такого ребенка взрослые часто называют «неумехой». Ему бывает сложно самостоятельно выполнить гигиенические процедуры — почистить зубы, умыться и сходить в туалет. Этот синдром наиболее характерен для дошкольников и учащихся младших классов.

….. Если ваш ребенок по своему поведению похож на гиперактиного ребенка, то вам стоит как можно скорее обратиться с этой проблемой к детскому психиатру. Как правило, квалифицированный специалист может справиться с гиперактивностью довольно легко.


Просто ужас. Как можно в таком возрасте поставить подобный диагноз? Да еще и лечить у психиатра.


Сегодня же считается, что если ребенок слишком подвижен, то это означает, что он является «психически больным, страдающим ADD (сокращение американской формулы «Отсутствие пристального внимания» - Attention Deficit Disorder), болезнью, которая была изобретена американскими психиатрами совместно с лабораториями с целью поднятия уровня дохода последних.
Это «чудесное» открытие и до сих пор является достаточно популярным.

Нормально? Значит гиперактивность – это уже не признак здорового ребенка, а болезнь?

И ее надо лечить?

Конечно, тихий и молчаливый ребенок удобнее и для родителей и для учителей. Но что с ним будет дальше — никто не задумывается. Ведь в активных и подвижных играх ребенок развивается. И физически и умственно.



Мне сложно что-то сказать по этому поводу, но стараясь к вечеру переключить внимание малыша на более спокойные игры, задумалась, как это сделать?

И сказки рассказываем, и песни поем, и колыбельные ставим, ничего не помогает. Усидчивости у малыша не хватает. Иногда приходится подключать. Учим ребенка поглаживать животное, вместо того, чтобы тянуть за уши или хвост. А она уже привыкла к малышу и терпит все.

Перечитала массу информации о ночном сне детей. Поняла, что врачи и психологи, которые все это пишут, не знают что делать с подобными малышами. Или я предвзято отношусь к их советам.


О том, что ребенка не надо укачивать, а сразу укладывать спать в кроватку знают многие. А кто-то пробовал? Я только представила себе ситуацию в нашей семье и поняла – это издевательство над малышом. Он же так прижимается к маме, или бабушке. Ну как я его оставлю самого спать? Это же истерика обеспечена!

Спит, пока гладишь. Да и при этом может раз 50 перевернуться и покрутится. Только перестала – глазки, как будто и не спал. И веселый такой – обманул всех!


И мягкие игрушки давали, и пледик пушистый – ничего не помогает. Засыпает только на руках. А ночью плохо и беспокойно спит.


Оказывается, что неспокойные, очень активные дети, как правило, спят очень чутко и просыпаются от малейшего шума. Им надо достаточно немного времени, чтобы пополнить свои силы, и они просыпаются с первыми петухами


Сейчас, после перевода часов, внук просыпается около 7 утра. А до перевода – соответственно около 6…

И что делать? Посоветуйте, мамы.

В 9 месяцев ребенок умеет многое: он активно ползает, пытается вставать или уже стоит самостоятельно с опорой. Некоторые малыши, держась за руку родителей, могут делать первые неуклюжие шаги, путешествуя по помещению.

Девятимесячные дети начинают показывать характер, например, могут отвернуться от каши, требуя вкусное пюре, или протестуют против коляски, пытаясь из нее выбраться. Малыши меньше спят днем и больше бодрствуют, а также требуют немало родительского внимания и активно познают мир.

Физическое и психическое развитие 9-месячного ребенка

Масса тела ребенка за девятый месяц жизни увеличивается примерно на 500 г. В среднем малыш, родившийся на 3,2-3,5 кг, сейчас весит 9-9,5 кг. Рост 9-месячного ребенка составляет 70-72 см. Мальчики, как правило, на 1-2 см выше девочек.

На девятом месяце дети уже умеют хорошо сидеть, могут без труда лечь из положения сидя, а потом так же легко сесть. Руки малыша окрепли до такой степени, что он может вставать, держась за манеж, кресло или диван, но долго стоять на ножках ему пока тяжело, поэтому он часто падает, отпуская опору, а затем снова встает, повторяя одни и те же действия много раз.

Продолжается развитие речи ребенка, и в его словарном запасе появляются новые слова: «ам», «баба», «дай» и т.д. Малыш пробует моделировать собственный голос, разговаривая тихо или громко.

В воспитании ребенка в этом возрасте выделяются две главные задачи:

  • Развитие речи и языка;
  • Формирование целенаправленных движений.

Общаясь с малышом, читая ему книжки, необходимо стараться, чтобы ребенок повторял определенные звуки и слоги.

У детей в 9 месяцев ярко выражены наблюдательность и подражательная реакция, они смотрят на родителей и пытаются повторять за ними. Используя эту возможность, можно научить ребенка новым, более сложным действиям, например, складывать в ведерко игрушки или доставать их из шкафа.

В 9 месяцев ребенок умеет совершать такие действия:

  • Хлопать в ладоши;
  • Стоять с маминой помощью;
  • Играть двумя игрушками в обеих руках;
  • Ползать, держа в одной руке предмет;
  • Копировать поведение и эмоции других детей;
  • Говорить «мама», «баба», «папа», «ам», «дай»;
  • Выполнять несложные просьбы;
  • Имитировать чей-то кашель, смех или чиханье;
  • Внимательно выбирать игрушки для игры.

Режим 9-месячного ребенка

В режиме дня малыша 9 месяцев изменений практически нет. Ребенок все так же просыпается около 6-7 часов утра, а засыпает примерно в 22 часа. Количество кормлений в сутки остается прежним – 5 раз.

В режиме 9-месячного ребенка сохраняется три дневных сна по 1,5-2 часа, но некоторые дети могут перейти и на 2-х разовый, при этом длительность каждого несколько увеличивается и составляет 2-2,5 часа.

Периоды бодрствования становятся все более продолжительными, и после кормления малыш не спит по 1,5-2 часа, а иногда и больше. Это время заполнено игрой и общением с родителями.

Утро крохи традиционно начинается с умывания, с 9 месяцев можно пробовать сажать малыша на горшок по утрам.

В первой половине дня проводятся закаливающие процедуры, утренняя гимнастика и массаж.

Гулять с ребенком следует не менее 2-3 раз в день. Продолжительность прогулки, особенно летом, должна составлять 2,5-3 часа.

Традиционное купание перед сном можно проводить реже, ведь малыш уже подрос. Но водные процедуры для крохи в этом возрасте становятся настоящей радостью. Поэтому многие родители продолжают купать детей каждый день.

После купания необходимо придерживаться определенного ритуала отхода ко сну – спеть колыбельную песню, погладить по головке или покачать ребенка. Так малыш будет быстрее засыпать.

Особенности режима питания и меню 9-месячного ребенка

До года малыш питается 5 раз в день, причем с каждым месяцем рацион должен становиться более разнообразным и приближенным к взрослой пище.

Основой меню 9-месячного ребенка по-прежнему является грудное молоко или адаптированная молочная смесь. К ним добавляют различные каши, особенно полезны гречневая, кукурузная, овсяная и рисовая. В овощном меню малыша присутствуют цветная капуста, морковь, брокколи, тыква, кабачок, зеленый горошек, а также картофель и салатные листья.

Допускаются только полезные способы приготовления пищи: на пару, отваривание или запекание. Малышу в этом возрасте еду лучше не солить, а чтобы сделать ее менее пресной, можно добавить в блюдо свежую зелень. Например, тщательно измельчить петрушку и смешать ее с пюре.

В 9 месяцев ребенок умеет жевать пищу, но это не значит, что ему можно давать еду кусочками. Достаточно изменить консистенцию пюре, протирая его не через сито, а разминая вилкой или ложкой.

Следует продолжать приучать малыша кушать ложкой, но необходимо запастись терпением, ведь, стараясь подражать взрослым, дети не всегда сразу справляются со сложным навыком управления столовыми приборами.

Примерное меню 9-месячного ребенка выглядит так:

  • 6.00 – 200 г грудного молока или молочной смеси;
  • 10.00 – 120-130 г молочной каши с фруктовым пюре или сливочным маслом;
  • 14.00 – 150 г пюре из овощей, паровая котлета из мяса или рыбы, яичный желток (через день), компот или фруктовый сок;
  • 18.00 – 120 г грудного молока или смеси, 50 г творога, печенье и фруктовый сок;
  • 22.00 – 200 г грудного молока или молочной смеси.

При составлении меню следует ориентироваться на ребенка, так как аппетит и вкусы у всех детей разные.

Развивающие игры для 9-месячного малыша

В режиме 9-месячного ребенка все больше времени, когда он бодрствует. Умея ползать, малыш без труда добирается в разные уголки квартиры, поэтому за ним необходим постоянный присмотр. Территория, по которой передвигается кроха, должна быть максимально безопасной.

Удовлетворить потребности ребенка в познании можно постоянными играми, рассматриванием иллюстрированных книг о животных, насекомых, бытовых предметах. Также очень познавательны прогулки на природу, особенно весной и летом. Малышу нужно рассказывать обо всем, что его окружает.

Очень полезно с помощью игр развивать мелкую моторику рук, используя в качестве подсобных материалов крупные бусины, пуговицы, камешки, крупу и другие предметы. Так как дети в этом возрасте склонны пробовать все на вкус, следует внимательно наблюдать за малышом, чтобы он случайно не проглотил какой-либо мелкий предмет.

В 9 месяцев с ребенком вполне можно играть в прятки. Особый восторг у крохи вызывает ситуация, когда взрослый прячется за углом, а затем, показываясь на секунду, издает звук «ку-ку».

Правильный режим дня не только улучшает настроение ребенка, но и дает свободу его родителям. Малыш приобретает полезные привычки и навыки, например, умывание по утрам и вечернее купание, приемы пищи в определенное время, сон и утренний подъем «по часам». Все это пригодится ребенку в жизни, а у родителей не возникнет проблем с обучением его новым правилам в старшем возрасте.

Видео с YouTube по теме статьи:

Не только эмоции 9-месячного ребенка с каждым днем ярче и богаче. Самое главное — это перемещение в вертикальное положение. Первые попытки сделать самостоятельные шаги вызывают желание подтолкнуть, помочь сориентироваться, вполне понятны. Но все же до самостоятельной ходьбы ножками ему еще придется месяц-два подождать, передвигаясь ползком. Удивленный и радостный малыш постоянно удивляет и взрослых. Он плачет и смеется, выражает гнев, отвращение или пытливое любопытство. То он внимательно следит за вами, повторяет ваши действия, пытается достать предметы, заметьте – уже двумя руками. То требует идти на прогулку или в другую комнату. У него хорошо развита память – он помнит, где вы храните игрушки, нужные вещи.

Он карабкается на колени и тянется к медальону, висящему на шее, в кармане пиджака найдет спрятанный мобильник. А если ему не нравится. Как вы вытираете ему носик — будет недовольно капризничать, отворачиваться, сердито отталкивать ваши руки. Зона обследования малыша расширяется, в нее включаются двор, парк, где вы гуляете, детская площадка. Если вы выбираете «неправильное» с его точки зрения направление – будьте готовы к протесту, недовольству. Малыш может снимать неудобный головной убор, и вы ни за что не уговорите его снова надеть. Ощупывая предметы, малыш засовывает в отверстие пальчики, пробует на «зуб». А зубов у него уже достаточно, чтобы кусать, грызть, жевать.

Развитие ребенка в 9 месяцев (что должен уметь)

А еще малыш умеет:
— подолгу лепетать и «петь серенады»;
— на вопрос где? показывать носик, ротик, мамины и свои части тела, игрушки и их части;
— просовывать пальчики во все дырочки;
— рвать бумагу, салфетки, разминает глину или пластилин;
— листать страницы книги;
— сидеть, стоять, делать шаги с опорой, хорошо ползать, вставать;
— приседать, держась за опору или мамины руки.

Умный малыш постоянно повторяет за вами слоги, произносит гласные и согласные, привязывая их к любимым предметам и родителям.

Уход за ребенком в 9 месяцев

Процедуры ухода остаются прежними, но эмоционально проходят совершенно по-другому. Ребенок прекрасно знает, как проводится купание, подмывание, умывание и с удовольствием включается в эти процессы. Он сидит на горшке, а если достигает успеха, то радуется одобрению взрослых. Он имитирует движения взрослых. Например, сам вытирает носик, трет мочалкой. Привычные водные процедуры можно разнообразить обливанием сильной струей воды, на расстоянии 25-30 см. Затем ребенка следует растереть полотенцем.

Это отличный способ закаливания, чтобы кроха меньше болела простудными заболеваниями. Продолжайте делать массаж и заниматься физическими упражнениями не менее 30 минут в день. Маленький человечек уже вполне понимает просьбы лечь на животик, перевернуться на спинку, сесть. Включаясь во все игры и манипуляции с ребенком, старайтесь давать малышу действовать самостоятельно, пусть он проявляет инициативу. Помогайте ему, если он не справляется, но не делайте действий за него, сопереживайте ему, выражайте положительные эмоции.

Питание ребенка в 9 месяцев

Рацион питания 9-месячного малыша напоминает взрослый, хотя многие все еще получают грудное молоко. С этого возраста к мясу, яйцам, фруктовым и овощным блюдам и кашам добавляется рыба. Следите за тем, чтобы не возникали аллергические реакции, новые виды пищи добавляйте через неделю. Обед малыша уже состоит из трех блюд: мясо, овощи, фруктовое пюре. Иногда он может внезапно отказаться от всякой еды, и требовать молоко или грудь.

Сидя за столом, он может старательно черпать еду с тарелки ложкой, и хотя большая часть еды будет разлетаться по сторонам, лучше дать возможность малышу самостоятельно учиться. Для развития жевательных навыков давайте ему измельченную, но не пюрированную пищу — например, суп, кашу, отварные или тушеные овощи, бананы и другие мягкие фрукты, помидор, печенье или булочку. Вместо кормлений грудным молоком можно давать кружки – неваляшки с жидкой кашей — манной, гречневой, овсяной, рисовой.

Режим дня ребенка в 9 месяцев

В этот промежуток времени у ребенка бывает пять кормлений в день с интервалом 4-4.5 часов, сон два раза в день, примерно по 2-2. 5 часов. Ночной сон 10-11 часов малыш проводит, почти не просыпаясь. Вряд ли девятимесячный ребенок будет спать днем по часам, хотя, засыпая, он прекрасно успевает отдохнуть и набраться сил и энергии. Подвижные дети могут перейти на одноразовый дневной сон, при этом на ночь он спать ложится раньше, и встает немного позже. Меняется также и продолжительность кормления — требуется больше времени на кормление, больше можно гулять на улице и знакомиться с общественной жизнью. Время и продолжительность купания также зависит от самочувствия малыша. Проводите его в игровой форме – дождик во время мыться, море с корабликами и так далее.

Занятия с ребенком в 9 месяцев

Пальчики малыша окрепли до такой степени, чтобы легко рвать бумагу. Это занятие доставляет ему неподдельное удовольствие. Сминая и разрывая старые газеты или журналы, он должен понимать, что нельзя так поступать с книгами. Объясняйте ему это категорическим тоном, давайте книги в картонном исполнении, чтобы в сознании ребенка отложилось – многие нужные вещи рвать ни в коем случае нельзя. Книги из толстой бумаги или картона нужны еще и для того, чтобы переворачивая, маленький старатель не порвал листки случайно.
Ведь его пальчики не так послушны.

Развивать моторику можно простыми действиями — перебиранием орехов, камушков, фасоли, постепенно переходя на более мелкие предметы. Следите, чтобы они не попадали в рот. В 9 месяцев вполне можно учить малыша самостоятельно снимать и одевать одежду. Конечно, проще всего ему будет научиться стягивать с себя шапочку или штанишки, но он вполне может протянуть вам руку, чтобы просунуть ее в рукав, сжать ее в кулачок или поднять ножку. В ванной учите его умываться и мыть ручки.

Хвалите его за то, что он чистый, но не за то, что он помыл ручки — чтобы у малыша не образовывалась зависимость от чрезмерной похвалы. Проделывайте «умывательные» процедуры вместе с ним, чтобы он учился всему на вашем примере. С 9 месяцев можно заниматься лепкой, аппликацией, рисованием мелками или фломастерами. Давайте малышу лепешку из глины или теста и лепите вместе с ним разные фигурки. Пусть он выковыривает из мягкой массы фасолину или макаронину, орешки. Собирайте вместе с ним рассыпанные спички или зубочистки, собирайте в корзиночку мелкие предметы. Это прекрасно развивает пальчики.

Игры и игрушки для детей в 9 месяцев

Ребенок в 9 месяцев еще не настолько самостоятелен, но уже намного отличается от 6-7 месячного. Он с удовольствием играется с мягкими игрушками, куклами, световыми или движущимися игрушками, музыкальными инструментами. Подходят резиновые и надувные мячи, игрушечные молотки, пирамидки с кольцами, конструкторы, пищалки, неваляшки, колокольчик. Шагающие куклы в цветных ярких одежках, говорящие, заводные животные. Пирамидки и конструкторы должны быть ясными и простыми, приготовленные по правилам безопасности — кольца должны быть с широкими отверстиями и главное — не должны содержать штырей, острых концов и углов. Старайтесь оборудовать игровые уголки в каждой комнате — в спальне ребенка, на кухне, во дворе (если дом частный).

Интересная игра – перевернутые игрушки. Разложите перед малышом куклы и животных вверх ногами, и вместе с ним переворачивайте их в правильное положение. Перед зеркалом дайте малышу надеть и снять шляпу – ему понравится наблюдать за своим отражением. Покажите ему в зеркале куклу или плюшевую игрушку, сравнивайте изображение с оригиналом. Дети, знакомясь с предметами, любят рассматривать большие картинки. Можно сделать самодельную книжку – вырезать изображения животных, телефона, посуды, и так далее.Не забывайте и о физических упражнениях – развивайте координацию, покачивая ребенка, качайте его вверх и вниз, играйте с надувным мячом и перетягивайте канат.

Медицинское наблюдение в 9 месяцев

В девять месяцев визит к врачу нужен только для оценки психомоторного развития малыша. Он необязателен, но желателен. Педиатр оценит двигательные навыки — как ходит, ползает, перебирает пальчиками, держит предметы. Кроме обязательных осмотров, особое внимание уделяется выявлению возможной анемии. Анализ крови на установление уровня гемоглобина проводится только с согласия матери. Если выявлены какие-либо проблемы, назначается консультация врача – невролога, ортопеда, хирурга, уролога.

Первая стрижка

Существующая традиция стричь малыша в годик часто нарушается. Действительно, волосики у детей растут по-разному. Многие считают, что первая стрижка должна быть наголо, но специалисты утверждают, что мнение может быть ошибочным – количество и качество волос определяется генетически. На рост волос влияют волосяные луковицы, а они настолько нежные, что стрижка наголо может даже навредить. Просто подровняйте отросшие волосы — в процессе саморегуляции волосинки постепенно будут заменяться другими.

Любознательность

С подвижным пытливым чадом справляться намного сложнее, но поверьте – это намного лучше. Чем бездействующий вялый ребенок. Смелость и находчивость подвижного малыша, его любознательность свидетельствует об активном развитии. Одевайте его в свободную одежду, не ограничивающую в движениях, позаботьтесь об интересных играх и игрушках — разложите их по всей комнате, и пусть он стремится их достать, пролезть, подтянуться к ним и ползти – в общем, благополучно осваивает пространство. Одобряйте его навыки добиваться цели.

Слово «Нет»

Малыши не могут еще принимать это слово совершенно серьезно, поэтому следует провести ревизию квартиры, и не только тех мест, которые опасны для малыша сейчас, но предусмотреть на будущее — как только он начнет ходить, контролировать его будет намного сложнее. Шкафчики, ящики, провода, продукты, посуда – все должно быть тщательно организовано так, чтобы малыш не повредил свое здоровье. Старайтесь отвлекать его внимание разрешенными игрушками, сделайте ему склады игрушек в доступных местах, постоянно подкладывайте себя что-то новое — бигуди, ключи, видеокассеты, сухофрукты. В места, куда попадать малышу нельзя, пусть ваше «нет» будет непреклонным.

Как узнать, правильно ли развивается малыш? Что должны уметь дети в 9 месяцев? Эти вопросы волнуют родителей, имеющих детей грудничкового возраста. Чтобы быть спокойным за своего ребенка, важно знать, какого уровня физического и психического развития он может достигнуть к 9 месяцам, сопоставив наблюдения со среднестатистическими показателями. При этом родителям нужно иметь в виду, что в поведении мальчиков и девочек появляются отличия, так как первые становятся более энергичными и активными, у вторых больше проявляется эмоциональность.

Некоторые различия в восприятии мира мальчbками и девочками могут проявиться уже сейчас - так, малышки нередко отличаются повышенной эмоциональностью

Физические показатели и навыки

При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 - 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).

Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.

Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.

Не нужно форсировать события, всеми силами стараясь научить малыша ходить. Лучше пусть обучение будет мягким - возможно, малышу пока что доставляет большое удовольствие ползать, поэтому он сам не настроен на резкие перемены.

Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.

Сводная таблица с навыками

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !



- В 9 месяцев я уже очень многое могу!

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Двигается от одного объекта у другому, немного придерживаясь за них руками. Также направляется к взрослому - смотрит и идет медленным приставным или чередующимся шагом, держась за опору. Уверено сидит около 15 минут. Хорошо ползает. Подражает действиям другого ребенка.
Действия с предметами Подолгу играет сам: манипулирует игрушками разнообразными способами (катает машинки, открывает, вынимает предметы из коробки и т.д.)
Навыки Пьет из чашки (сам пока не держит ее). Если родители приучали к горшку, может уже уверенно на нем сидеть.
Эмоции Всему учится у взрослых и всячески привлекает их к своей деятельности. Испытывает самые разные эмоции: интерес, радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение и др.
Понимание речи Может выполнять поручения взрослых: «Покажи, как летает птица», «Помаши ручкой», «Покажи привет/пока» и др. Понимает запреты и указания типа «сядь», «подойди сюда», «встань», «обними маму». Знает свое имя и отличает его от других.
Самостоятельная речь Говорит самые разные слоги и начинает говорить простые слова (рекомендуем прочитать: ). Это автономная речь - т.е. носит указательный ситуативный характер, она понятно только близким.
Интеллект Умеет предугадывать события. После 8-ми месяцев может вспомнить какой-то предмет (см. также: ). Пока что ребенок на все смотрит только с точки зрения себя, т.е. не может дифференцировать предметы - все они «крутятся» относительно него. Так проявляется детский эгоцентризм.

Формирование мелкой моторики

Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу - для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.



Сенсорные коробки с крупами или бобами - отличный вариант развития мелкой моторики 9-месячного малыша

К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:

  • развивающие мелкую моторику: пирамидки, вкладыши, матрешки;
  • формирующие двигательную активность: мячи, кубики, каталки, фигурки животных, машинки.

Чтобы помочь крохе разрабатывать пальчики, руку, родители могут выучить потешки и играть с ним в интересные пальчиковые игры. Например, в такие, как классические: «Ладушки», «Сорока», «Пальчик, где ты был?» с перебиранием пальчиков, чему малыши очень радуются и охотно повторяют движения за взрослым.

Полноценному физическому развитию ребенка согласно средним нормам поможет правильное соблюдение режима дня. Родителям полезно знать, что период бодрствования грудничка составляет ежедневно до 3 часов и даже больше. Время для сна ‒ до 15 часов, количество периодов сна днем до 2 раз. В день проводится 5 кормлений, перерывы между которыми доходят до 4,5 часа.

Развитие психики ребенка

В период 9 месяцев интенсивно идет нервно-психическое развитие малыша. Каждый день важен для крохи, так как добавляются новые успехи и достижения, что делает его более эмоциональным, интересным в общении, игре.

Главным достижением становится появление осмысленных слогов. К 10 месяцам дети не только произносят определенные звуки, но уже начинают обозначать ими конкретные предметы или действия, например, слоги «ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба», «дай».

  • Кроха легко учится выполнять несложные действия при кормлении, одевании, игре по просьбе взрослого: например, «дай игрушку», «открой ротик», «возьми в ручку».
  • Дети понимают много слов, обращенных к ним. При вопросе взрослого пальчиком показывают предметы в картинках, поэтому их знакомят с книжками.

Но, несмотря на разнообразие игрушек, ребенок предпочитает играть с бытовыми предметами, бумагой, посудой . Ничего здесь страшного нет, такие действия помогают развивать познавательную активность. Просто нужно сделать так, чтобы предметы окружения были безопасными и чистыми. Существуют даже специальные игры на кухне, которые позволяют родителям за повседневными делами играть вместе с малышом.

Важно, что грудничок в этом возрасте очень эмоционально воспринимает настроение окружающих людей . Так, малыш смеется, когда все вокруг веселятся, и грустит, когда взрослый не в настроении. Родителям надо знать, что у крохи появляется любимая игрушка, которая становится важной для него. Игрушка помогает ему улучшить настроение, нужна для засыпания, утешает при заболевании.

Формирование социальных навыков

Большие изменения происходят в социальном поведении детей. Родители с удивлением узнают, что после закрепления навыков сидения и ползания, малыши 9-месяцев становятся довольно самостоятельными. Часто это отражается на поведении детей - отстаивая свою первую самостоятельность, они могут капризничать, отказываться выполнять просьбы взрослых.



Дитя становится все более самостотельным, и несмотря на капризы, малыш активно повторяет движения взрослых, обожает проводить с ними время

Здесь взрослым важно правильно повести себя - с одной стороны проявить разумную твердость, учить малыша слову «нет», а с другой, не подавлять его стремления к самостоятельности. Для этого можно предложить крохе проявлять полезную самостоятельность : за едой предлагать ложку, пить из чашки, мыть ручки, помогать надевать и снимать одежду, обувь.

Малыши 9 месяцев активно стремятся к общению с взрослыми и знакомыми детьми, с удовольствием участвуют в совместных играх. В такие игры хорошо включать музыку, песенки с движениями, поощряя действия детей.

У детей к 10-месячному возрасту должны быть сформированы следующие действия: (рекомендуем прочитать: )

  • может сидеть самостоятельно;
  • из положения сидя подниматься, стоять, держась за опору;
  • выполнять просьбы взрослых;
  • действовать с кольцами пирамидки, кубиками, захватывать рукой мячик, бросать его;
  • выговаривать части слов, слоги, означающие знакомые предметы или действия;
  • по просьбе взрослого показать, где носик, ушки, другие части тела;
  • может узнавать на картинках знакомые предметы, фигуры животных;
  • эмоционально показывать отношение к происходящим событиям.