Значение мысли в жизни человека. Мыслеобразы и их влияние на жизнь человека

настоящее имя Агне́с Го́ндже Бояджи́у ; алб. Anjezë Gonxhe Bojaxhiu, арум. Agnesa (Antigona) Gongea Boiagi

католическая монахиня

Мать Тереза

Краткая биография

Святая Тере́за Кальку́ттская (настоящее имя Агне́с Го́ндже Бояджи́у ; алб. Anjezë Gonxhe Bojaxhiu, арум. Agnesa (Antigona) Gongea Boiagi; 26 августа 1910, Скопье, Османская империя - 5 сентября 1997, Калькутта, Индия), известная во всём мире как Мать Тереза - католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сёстры миссионерки любви», занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира (1979). В 2003 году причислена Католической Церковью к лику блаженных, 4 сентября 2016 года - канонизирована (причислена к лику святых).

Агнес Гондже Бояджиу родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье и была младшим ребёнком в семье косовских албанцев Дранфиле и Николы Бояджиу. Позднее сама Мать Тереза называла своим «настоящим днём рождения» 27 августа - день её крещения. Ее родители были католиками. У неё была сестра Агата и брат Лазарь. Семья была весьма обеспеченной. Дранфиле много времени посвящала молитве и богослужениям, а также делам милосердия. Бедных радушно принимали в семье Бояджиу, кроме того, Дранфиле с детьми посещала несколько бедных семей. Никола был убит во время нападения на сербскую деревню в 1919 году. Дранфиле осталась с тремя детьми, зарабатывала на жизнь шитьём, вышивкой и разной другой работой. Позже она взяла к себе шестерых сирот.

Гонджа с 12 лет стала мечтать о монашеском служении и о том, чтобы поехать в Индию и заботиться там о бедных.

В восемнадцать лет она уехала в Ирландию и там вступила в монашеский орден «Ирландские сёстры Лорето». В 1931 году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.

Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину: монашескую конгрегацию «Сёстры Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.

В 1973 году мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии.

В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

Она умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте (Индия) на 88-м году жизни. 19 октября 2003 года беатифицирована (причислена к лику блаженных) католической церковью. 4 сентября 2016 года причислена к лику святых Римской католической церкви.

Религиозная жизнь

Мать Тереза однажды сказала о своем служении, что оно основано на её вере в Христа.

Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить Ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели Его.

Согласно некоторым источникам, в частном порядке Мать Тереза переживала сомнения и борьбу по поводу своих религиозных убеждений, которые продолжались на протяжении почти пятидесяти лет, вплоть до самой её смерти, в течение которых «она не ощущала присутствия Бога вообще, ни в сердце, ни в Причастии» как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком (англ. Brian Kolodiejchuk). Мать Тереза испытывала глубокие сомнения в существовании Бога и боль из-за отсутствия в ней веры:

Где моя вера? Даже глубоко внутри … нет ничего кроме пустоты и тьмы … Если Бог существует – пожалуйста, прости мне. Когда я пытаюсь обратить мои мысли небесам, возникает такое осознание там пустоты, что эти самые мысли возвращаются как острые ножи и ранят мою самую душу… Как болезненна эта неизвестная боль – у меня нет веры. Отвергнутая, пустая, без веры, без любви, без рвения, ... Для чего я борюсь? Если нет Бога, не может быть и души. Если нет души, тогда, Иисус , ты тоже неправда.

Ухудшение здоровья и смерть

В Риме в 1984 году во время визита к папе римскому Иоанну Павлу II у Матери Терезы случился сердечный приступ. После второго приступа в 1989 году ей вживили искусственный кардиостимулятор. В 1991 году после сражения с пневмонией в Мексике она страдала от дальнейших проблем с сердцем. Мать Тереза предложила отказаться от своего положения в качестве главы Ордена милосердия. Но монахини ордена на тайном голосовании проголосовали против.

В апреле 1996 года мать Тереза упала и сломала ключицу. В августе того же года она заболела малярией, а также страдала недостаточностью левого желудочка сердца. Она перенесла операцию на сердце, но было ясно, что её здоровье ухудшается. Когда Мать Тереза заболела, она приняла решение, что будет лечиться в хорошо оборудованной больнице в Калифорнии, а не в одной из своих клиник. Архиепископ Калькутты Генри Себастьян Д’Сауза, говорит, что когда мать Тереза впервые была госпитализирована с сердечными проблемами, он приказал священнику выполнять над ней с её разрешения обряд экзорцизма, потому как считал, что она может быть под угрозой со стороны дьявола.

13 марта 1997 года Мать Тереза сложила с себя обязанности руководителя Ордена милосердия. Она умерла 5 сентября 1997 года. На момент её смерти было более 4000 миссионеров ордена Матери Терезы, работающих в 610 представительствах в 123 странах.

Награды

  • Падма Шри (1962, Индия).
  • Премия Рамона Магсайсая (1962, Филиппины).
  • Премия имени Джавахарлала Неру за международное взаимопонимание (1969, Индия).
  • Премия мира Иоанна XXIII (1971, Ватикан).
  • Темплтоновская премия (1973, США).
  • Международная премия Альберта Швейцера (1975, США).
  • Премия «Pacem in Terris» (1976, США).
  • Медаль Ла Сторта за службу человечеству (1976, США).
  • Орден Британской империи степени офицера (1977, Великобритания).
  • Премия Бальцана (1978, Италия).
  • Нобелевская премия мира (1979, Швеция).
  • Патрональная медаль (1979, США).
  • Бхарат Ратна (1980, Индия).
  • Почётное гражданство Скопье (1980, Македония)
  • Орден «Легион Почёта» (1980, Гаити).
  • Орден Австралии степени компаньона (1982, Австралия).
  • Орден «Охотник буйвола» (1982, Канада).
  • Орден Заслуг (1983, Великобритания).
  • Президентская медаль Свободы (1985, США).
  • Золотая медаль «Борцу за мир» от Советского комитета защиты мира (1987, СССР).
  • Золотая медаль имени Льва Толстого от Российского детского фонда (1990, СССР).
  • Почётное гражданство Загреба (1990, Хорватия)
  • Премия ЮНЕСКО за мирное образование (1992, ООН).
  • Орден Королевы Елены (1995, Хорватия)
  • Почётное гражданство США (1996, США).
  • Орден Улыбки (1996, Польша).
  • Орден «Честь нации» (1996, Албания).
  • Золотая медаль Конгресса США (1997, США).

Память о Матери Терезе

  • Крупнейший международный аэропорт Албании назван в честь Матери Терезы.
  • В 2010 году в Индии выпущена в обращение монета достоинством в 5 рупий, посвящённая Матери Терезе.
  • 26 сентября 2011 в Москве на территории Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был открыт памятник Матери Терезе.

Фильмы о матери Терезе

О матери Терезе снято несколько документальных и художественных фильмов:

  • В 1969 году вышел документальный фильм, а в 1971 году и книга «Something Beautiful for God» Малкольма Маггериджа о Матери Терезе.
  • Документальный фильм 1994 года «Ангел из ада (Hell"s Angel)» с критикой деятельности Матери Терезы.
  • В 1997 году снят художественный фильм с Джеральдиной Чаплин в роли Матери Терезы. Картина называлась «Мать Тереза: Во имя беднейших Господа», режиссёром выступил Кевин Коннор. Лента завоевала премию на Фестивале Киноискусств в 1998 году.
  • В 2003 году вышел фильм: «Мать Тереза Калькуттская (Madre Teresa)», который получил награду «CAMIE award» 2007 года. Главную роль исполнила известная британская актриса Оливия Хасси. Режиссёр картины - итальянец Фабрицио Коста.

Критика

Согласно докладу канадских ученых Сержа Лариве, Женевьев Шенар и Кэрол Сенехал, клиники Терезы получали пожертвования на миллионы долларов, но их пациенты не получали медицинской помощи, систематической диагностики, необходимого питания и достаточного количества анальгетиков для страдающих: «Мать Тереза ​​считала, что больной должен страдать, как Христос на кресте».

Когда 26 июля 1963 года её родной город Скопье в результате землетрясения сильно пострадал (там погибло 1070 человек и было разрушено 75 % зданий), Агнес Бояджиу отказалась выделять ему финансовую помощь от своего монашеского ордена.

Во время природных катаклизмов в Индии, жертвами которых становились сотни тысяч людей, мать Тереза призывала молиться о пострадавших, однако ни разу не пожертвовала деньги для помощи. Исследователи обращают внимание на сомнительные политические связи, огромные суммы денег, проходящие через её руки, и плохой уход за больными и умирающими в созданных матерью Терезой 517 миссиях в 100 странах. Прославленная монахиня придерживалась весьма жёстких и догматичных взглядов, полагая, что участь больных - страдать, поэтому запретила применять обезболивающие средства, а также резко возражала против разводов, абортов и контрацепции.

Приюты Миссии Милосердия зачастую отличались крайне удручающим состоянием, были оборудованы в плохо подходящих помещениях, в них было грязно, а больные не получали достаточного питания и обезболивающих. Это нельзя было списать на недостаток средств - Мать Тереза получала деньги в избытке со всего мира. Робин Фокс (редактор медицинского журнала Lancet в 1990-1995) ещё в 1994 году отметил, что фонд имеет множество волонтёров, но практически не привлекает врачей и, по всей видимости, занимается скорее бурной имитацией здравоохранения, чем реальной помощью в современном понимании.

Миссия Милосердия не делала различия между излечимыми и неизлечимыми больными, так что люди, которые могли бы выжить, подвергались риску смерти от инфекции и отсутствия лечения. Сама Мать Тереза называла свои объекты «Дома для умирающих» (Houses of the Dying). В отличие от условий, созданных в приютах, сама Мать Тереза обращалась за квалифицированной медицинской помощью для себя в известные медицинские клиники в Соединенных Штатах, Европе и Индии, что вызвало обвинения в лицемерии от критиков, таких как Кристофер Хитченс.

В 1981 и 1983 она посетила Гаити, где правил диктатор Жан-Клод Дювалье, и выступила со словами одобрения в его адрес, заявляя, что «покорена любовью Дювалье к своему народу» и что «народ платит ему полной взаимностью». За это она получила от гаитянского диктатора деньги в размере 2,5 миллиона долларов и была награждена высшей наградой страны - орденом Легиона славы.

Когда в 1993 году в индийской провинции Латур произошло землетрясение и погибло 8000 человек, а 5 миллионов остались без крыши над головой, её монашеский орден никаких денег пострадавшим не выделил и даже отказался послать туда своих монахинь.Можно найти подробнейшие описания её посещения Армянской ССР после землетрясения в Спитаке, но нельзя найти информацию, сколько и кому денег фонд тогда выделил.Когда в 1998 году был составлен рейтинг финансовой помощи от организаций в Калькутте, то ордена «Сёстры миссионерки любви» не было даже среди 200 первых. Хотя мать Тереза при вручении ей Нобелевской премии заявила, что была оказана помощь 36000 жителям Калькутты, проверка, проведенная индийскими журналистами, установила, что таких было не больше 700.

Одним из самых популярных критиков Терезы был английский журналист, литературовед и антитеист Кристофер Хитченс, автор эссе Миссионерская позиция: мать Тереза ​​в теории и практике (англ. The Missionary Position: Mother Teresa in Theory and Practice)(1995). В статье 2003 года он писал: «Это возвращает нас к средневековой коррупции церкви, которая продавала индульгенции богатым, проповедуя адский огонь и сдержанность для бедных. Мать Тереза не была другом бедных. Она была другом бедности. Она говорила, что страдание является подарком от Бога. Она посвятила свою жизнь препятствию освобождения женщин от принудительного деторождения аналогичного скотоводству, а также препятствию женской эмансипации, что является единственным действенным способом предотвращения нищеты в мире».Хитченс обвинил Терезу в лицемерии, когда она выбрала передовую клинику для лечения состояния её сердца.


Человек - част природы. Ему, в отличие от другого животного мира, присущ
интеллект, мыслительная деятельность. И важно, как мы будем осознанно пользоваться тем, чем нас наделил Бог, в отличие от другого природного мира.

Мысль – эта невидимая психическая деятельность. является самой могущественной энергией. Любая энергия может быть созидательной, но может быть и разрушительной.
Соответственно и мысль обладает созидательной и разрушительной силой.
Соответственно за свои мысли нужно быть ответственными.
Мысль есть источник мироздания, первоисточник всего сущего, ибо всякое творчество зарождается и начинается в мысли.
Необходимо разумно пользоваться этой великой силой, не для разрушительных эгоистических целей, а для блага ближнего и на пользу эволюции.

Человек является отражением вселенной или малым Космосом. И ставляющими началами человека являются:

1. Физическое тело
2. эфирное тело
3. Астральное тело
4. Низший или инстинктивный ум
5. высший ум или интеллект
6. духовный ум, или чувствознание - интуиция
7. Дух – наша бессмертная сущность.

Человек проявляет свою сущность на физическом плане – своими поступками, на астральном плане своими желаниями, на ментальном плане – своими мыслями.

Астральный мир есть мир желаний, поэтому, когда человек уходит из физического тела, а желания остаются - это и есть ад.

Ментальный мир – мир наших мыслей.

Дух наш – издает излучение, которое называется аурой, которая в свою очередь зависит от степени развития духовности человека. Чем духовно человек, тем более он развит, тем аура его больше и богаче оттенками, ярче, светлее, чистая и ясная и блещет всеми оттенками, в результате чего Космос по нашей ауре читает наши мысли, наше внутреннее содержание.

Человек обладает низшим умом или инстинктом,

Средним умом или интеллектом (современный человек).

Высший ум или способностью прозрения. Это люди будущего времени.

Все потребности тела – голод, жажда, сон, половое влечение, страсти - ненависть, злоба, ревность мщение и другие подобные – это проявление низшей природы человека – инстинкты. Инстинктивный ум – подсознание.

Сознание, то есть знание себя, здесь проявляется интеллект. Как и любое знание.– Это интеллект (5-ое начало нашей сущности).

Сверхсознание - это способность прозрения. Высшее начало человеческой сущности – или Дух пребывает в сердце человека и поэтому все, что исходит из этой области веет задушевностью, сердечностью, теплотой и искренностью.

Интеллект не есть мудрость.

Чувствознание есть мудрость. Интеллект есть рассудок, преддверие мудрости. Его развитие полезно только до тех пор, пока он прислушивается к голосу высшего начала, которое есть мудрость. Самое большое заблуждение при этом в том, когда по мере его развитием он начинает считать себя высшим началом.

Современный мир погибает из-за чрезмерного развития интеллектуального ума, от преобладания рассудочности в ущерб духовности.

Владеть своим умом важно. Лишь профессиональные мыслители и люди умственного труда отчасти владеют своим умом. Ум, на самом деле, должен быть под контролем. От того, какие мысли в нашей голове находятся постоянно- положительные или негативные зависит наше здоровье. Наше настоящее, да и наше будущее.
Большинство людей и не подозревают даже о том, какого опасного сотрудника мы имеем в голове, когда от беспорядочных мыслей отрицательного характера происходит разрушение духовного начала личности, а затем и физическое разрушение личности. Поэтому, вопрос контроля мысли, является вопросом первостепенной важности и самой насущной необходимостью.
Наш мыслительный аппарат, помимо нашего желания, все время излучает мыслительную энергию, при чем или созидательную или разрушительную, которая наполняет пространство. Отсюда наш ум является поставщиком или добра или зла в окружение. Это можно сравнить или с благоухающим цветком, если мысли прекрасны, или излучать злобу, ненависть, зависть и прочие отрицательные качества.

Потенциал мысли велик, для мысли не существует ни пространства, ни времени. Каждая мысль может или затемнить или очистить пространство. Действие мысли будет сильнее, чем больше в ней заложено мысленной силы.

Мысль есть основа творчества. Она может быть видна, и измерима. Она есть существо духовного плана, а поэтому она не может быть уничтожена.

Мысль сильная, яркая, с определенной целью посланная создает из ментальной материи живое пространственное существо – мыслеобраз, который будет стремиться осуществить заложенную в него идею.

Но не следует думать, что только яркие мысли могут творить окружение, и не яркие мысли тоже себя реализуют, когда во Вселенной действует закон « Притяжение подобного подобным»

В результате чего, мысли по своему содержанию концентрируются и творят разные вещи, или творения совершенствования, или в виде стихийных всевозможных бедствий – как – то эпидемии, наводнения, голод, землетрясений или других неблагоприятных следствий.

Человек не может получить лучше того, что он посылает. В новом Учении Учитель говорит своему ученику: «Можно просить человека, друг не устраивай землетрясение».

Чем выше мысль по своему содержанию, тем она сильнее.

В пространстве мысль накапливается как во времени, так и в пространстве. Расцвет страны всегда творится с космическими действиями. Поэтому когда человек ищет ответ, на какой- либо вопрос, он долго мыслит, и чем дольше он ищет пути, то в один прекрасный момент, когда мысли текут рекой в его голову, он находит нужное решение. Это значит, мысль человека достигла пространственной мысли такого же содержания, которая и явилась ему на помощь.

Все что существует на ментальном плане должно когда-либо осуществиться на физическом.

Если мы в своей мыслительной деятельности посылаем кому-либо благие мысли и пожелания, соприкасаясь на ментальном уровне, они воспринимаются и претворяются. В этом случае благая мысль приносят двойную пользу, « ибо сеющий пожинает сторицей». И если мы посылаем злобную мысль в адрес какого либо человека, а человек, принимающий её по духу выше вас, тогда прием заблокирован, и эта злобная мысль возвращается к вам как бумеранг. Поэтому злобная мысль и проклятья по чьему то адресу опасны прежде всего сказавшему их.

Существуют места, которые концентрируют определенные мысли и накапливают их. например, на кладбище нас посещают мысли о бренности нашей жизни. В церкви – о более духовном, когда приводятся мысли и чувства в порядок. Вот почему первое время очень трудно привыкать к рабочему месту, к новому кабинету, вроде и работу знаешь, а что- то мешает выполнять её в соответствии с твоими профессиональными качествами.

Ответственность за слово, за действие, есть ответственность за мысль, ибо и слово и действие есть выражение мысли и имеет свое начало в мысли.

Главное для каждого человека научиться мыслить наедине. Помнить об ответственности мышления. Истинно. мысль разрушает любые стены. Сомнения, раздражения, и самосожжения могут и должны быть сознательно удалены.

Все человеческое горе происходит от невежества знания. Знания – путь к спасению. И Знания есть путь освобождения от страданий.

Нужно стремиться к совершенствованию самой сущности человека, человек новой эпохи будет управлять своими мыслями настолько, что ни одна эгоистическая, безобразная мысль не будет загромождать пространство своей разрушительной силой, он будет видеть мысли людей, как и обратное, и будет посылать в пространство прекрасные мысли, и мир, наверное, будет более совершенен.

Материал взят из моего многолетнего домашнего архива. Что он дает в отношении нашего здоровья? Текст дан тезисами, для более понятного усвоения материала.

Наполняя свое внутреннее состояние положительными мыслями, мы формирует свое здоровье, духовную, физическую сторону своего «Я». Но и не только. Даже материальная, бытовая сторона нашей жизни практически зависят от того, как устроено у нас мышление. Во всех случаях жизни, от того, как мы мыслим, то есть, находим пути решения создавшихся ситуаций, зависят их положительное решение.

Золотое правило питания гласит: «Мы – то, что мы едим» . Если бы мы состояли только из тела, тогда да, но человек материален только наполовину, на вторую же половину – духовен, т.е. - НЕматериален, и духовный аспект, на мой взгляд, всё-таки первичен. Поэтому верным было бы правило: «Мы – то, что мы думаем».

Мысли видоизменяют чувства, рождают эмоции, которые, в свою очередь, формируют нашу жизнь и судьбу. То, что мы думаем, и как относимся к себе и ситуациям сегодня, находится в прямой связи с тем, как мы будем жить завтра.

Поэтому навык управления мыслями очень и очень важен для всех без исключения. Сегодня поговорим не о технической стороне вопроса, а о том, почему им так важно заняться. Можно сколько угодно много прочесть книг и пройти тренингов об управлении своей судьбой, но ничего не делать для перемен. Проблема в мотивации. Когда мы не до конца осознаём важность и необходимость действия, у нас никогда не будет на него ни времени, ни энергии.

Мы живём и постоянно о чём-то думаем . По большей части это какие-то неоформленные обрывки, это не так важно, важно, чтобы мысли не носили негативный характер. Потому что, если представить, что дневная порция мыслей помещается в какой-то сосуд, и бОльшая часть сосуда заполнена тёмными, неприятными мыслями, то бОльшая часть нашей жизни (и будущей судьбы) будет окрашена аналогично. Какие мысли сильнее, больше, ярче, дольше сидят у нас в голове, так мы и живём. Теперь резонный вопрос – кто в доме хозяин, вы или ваши мысли? Если сейчас вы осознали, что мысли управляют вами, то можно и важно научиться самим управлять ими. Мысли – это не какие-то наши враги, это индикаторы внутренних проблем, с которыми нужно поработать. У меня нет отдельного курса по управлению мыслями, но в рамках обучения в «Школе любви к себе», среди прочего, мы учимся и этому.

Начиная управлять мыслями, начинаете видеть, как идёт управление эмоциями , потому что эмоция рождается мыслью. Пример: вам чего-то недодали; если выключить мысли, то вы быстро и легко выстроите свою жизнь дальше, основываясь на том, что этого «чего-то» у вас нет и не будет; если же мыслям позволить подключиться, возникнет обида (от сравнения – кому-то дали, а мне нет), которая породит недовольство и претензии, т.е., уже целый букет эмоций негативного плана, которые, конечно, окажут влияние на вашу последующую судьбу. Человек, полный обид и претензий, и человек, свободный от негативного багажа, проживают качественно совершенно разные жизни, в т.ч., и по здоровью. Уинстон Черчилль мог сколько угодно курить, сохраняя здоровые лёгкие, если при этом умел полноценно радоваться жизни. И мог, даже не будучи курильщиком, получить онкологию лёгких, если бы жил без радости и в претензиях. Этот аспект – влияние мыслей и рождённых ими эмоций на здоровье – тоже надо учитывать, особенно тем, у кого уже имеются хронические серьёзные заболевания.

Я предлагаю вам проанализировать, какими мыслями заполнен ваш дневной сосуд. В течение дня обращайте внимание, а лучше – записывайте, о чём думаете, и в конце посмотрите, каких мыслей было больше, какие из них занимали вас дольше (т.е., были сильнее), и сделайте выводы. Если больше добрых, тёплых, радостных мыслей, то и замечательно. Если их меньше, то имеет смысл с этой темой поработать, это можно сделать, прочитав статьи по ссылкам выше, либо самостоятельно, либо с тренером. Если нужна помощь, напишите мне.

Цель этой статьи – показать, что между качеством жизни и мыслями существует прямая зависимость. Мы не можем залезть в чужую голову и подсмотреть, о чём думают другие люди, но, слушая, о чём они говорят, и – главное – как они это делают, можем сложить примерное представление. Если не получается проследить эту связь на примере своей жизни, можно попробовать сделать это на примере других людей. Как живут вечно недовольные люди? Кто их окружает? Кто их любит? А любят ли они кого-то? Сколько добра и пользы они приносят миру? Понимают ли, для чего живут? Нравится ли им жизнь, или так, тянут лямку? Понаблюдайте, и если придёте к выводам, созвучным моим, знайте, что мыслями можно и нужно управлять, и наука эта не столь уж и сложная, было бы желание. А вот перемены это может принести кардинальные.

– прославления Бога;

– взаимного общения и назидания.

«Христианин язык свой должен направлять к славословию Бога».

«Язык наш дан, чтобы прославляли Бога и говорили то, что служит к назиданию, пользе». «Для того ты имеешь язык и уста, чтобы исправлять ближнего». «Уста дал для того, чтобы ты бросал полезные семена, распространял через них благословение и любовь».

«Слово дано, чтобы соединить нас узами взаимного общения и человеколюбия и украсить жизнь нашу кротостью».

Отец Иоанн делает вывод, что слово нужно употреблять для прославления Творца и на пользу ближних (4, с. 164).

3. Каково происхождение слова ?

С одной стороны, слово порождает ум.

«Слово – воплощенная мысль» (2, с. 24).

«Наши слова, – пишет святитель Амвросий Медиоланский , – зеркало, видимое обнаружение нашего ума» (1, с. 192).

«Слово есть слуга ума. Что хочет ум, то и слово выражает».

С другой стороны: «Двигатель языка – сердце».

«Слова открывают содержимое сердца: что в сердце человека имеется, добро или зло, во вне чрез слово проявляется».

Отец Иоанн подчеркивает, что «доброе, ласковое слово простого сочувствия имеет великую ободряющую и успокаивающую силу» (1, с. 152).

Отрицательное действие слова

Отец Иоанн особо отмечает, что более всего человек грешит словом. Он приводит яркое выражение святителя Тихона Задонского : «О необузданный язык! Сколько ты миру делаешь зла!» (3, с. 1177)

«Христиане должны «язык» свой «хранить», так как ничем так не грешит человек, как языком необузданным. Язык бывает причиной войн и кровопролитий, церковных нестроений, «язык клянет человека; язык злословит отца и матерь; язык учит убийству; язык советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, хищении, неправде всякой; язык лжет, льстит, обманывает; язык празднословит, буесловит, кощунствует, сквернословит; язык виноватых в суде оправдает и правых обвиняет... Язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим никому не вредят; язык отрыгает хулы на великое, святое и страшное имя Божие; словом, ничего язык не оставляет, но на все отрыгает яд, который кроется в сердце человеческом» (3, с. 1177).

Какие же виды грехов, совершаемых языком, рассмат­ривает отец Иоанн?

Празднословие и многословие

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) призывает всех обратить особое внимание на слова Христа Спасителя: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» ). Но многие ли из нас воздерживаются в слове? По мысли отца Иоанна, чаще всего «мы отверзаем свои уста для празднословия и даже буесловия, тем самым наносим великий вред своей душе...». Ведь «человек создан для прославления Бога, но, к сожалению, он часто не только не прославляет Его, но и оскорбляет злоречиями и праздными словами» (4, с. 162). Отец Иоанн ссылается на слова Священного Писания : «Умножаяй словеса мерзок будет» (). А благоразумный в словах ублажается святым апостолом Иаковом: «Аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздать и все тело» () (4, с. 162).

Свои рассуждения о слове о. Иоанн связывает с таким понятием, как время, и поясняет: «Любящий празднословить напрасно губит время – этот драгоценный талант, данный человеку для приобретения блаженной вечности» (4, с. 162).

Старец раскрывает, насколько вредно для нас празднословие. Ведь «оно изгоняет из нашей души добрые мысли и благие намерения, удаляет от нас Духа чистоты и святости, а вместо добрых мыслей и чувств входят в нашу душу злые помыслы и нечистые пожелания, которые скоро пленяют все существо человека... Мы знаем, что этими грехами оскорбляем Бога, удаляем Его из своего сердца, однако расстать­ся с ними не хотим, потому что возлюбили более тьму, нежели свет» (4, с. 162). По слову преподобного Иоанна Лествичника, «многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, слуга лжи, истребление сердечного умиления, помрачение молитвы» (4, с. 164).

Схиархимандрит Иоанн показывает, какой великий вред причиняет любящий празднословить не только себе, но и своему ближнему. По выражению старца, празднословящий наполняет душу ближнего «пустыми мечтаниями, неблаговидными образами, которые делают его наклонным к злым делам. Ввести другого в соблазн – что может быть пагубнее этого? «Горе человеку тому, имже соблазн приходит» (), – говорит Христос Спаситель» (4, с. 162).

Старец Иоанн убедительно показывает значение слова в судьбах многих людей. Отец Иоанн говорит: «Слово праздное... идет по умам, по устам многих людей производит неисчислимое множество дурных мыслей, чувств и поступков». «Блюдись, человек, – говорит преподобный Антоний Великий , – возьми власть над языком своим, и не умножай слов, чтобы не умножить грехов» (4, с. 163).

Что же должен иметь в виду педагог, для которого слово – главный инструмент его деятельности? Многословие, которое часто «загораживает» собою суть, незаметно уводит от истины. Многословием страдают не только люди, но и книги, ими написанные, в первую очередь учебная литература. От умения точ­но и кратко выразить суть явления, события, дока­зательства зависит эффективность образовательного процесса и качество знаний, которые преподаются обучающими педагогами, а также учебной литературой. Здесь мы видим для педагогических работников широкое поле деятельности: не только уметь самому правильно пользоваться словом и речью, избегая многословия и празднословия, но и научить этому наших воспитанников.

Осуждение

Слово человека служит средством выражения тяж­кой страсти – осуждения. «Свое начало она берет не от одной страсти, а из нескольких: гордости, зависти, злобы» (5, с. 326).

Клевета

Чем страшен и опасен несдержанный на язык, клевещущий человек? Святитель Тихон Задонский сравнивает клевещущего с убийцей: «Многие не убивают руками человека и не уязвляют, но уязвляют и убивают языком, как орудием, по писанному: «Сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр» () (3, с. 423). По меткому сравнению святителя, «как во время сильного ветра пожар бывает очень опасным, сожигающим дома и находящиеся в них вещи, так и необузданный язык всякое зло разносит по всему миру» (5, с. 325). «Клевета есть мерзкий порок не только перед Богом, но и перед людьми. Зараженный ею человек теряет всякое доверие и уважение со стороны окружающих. Его презирают как лжеца и возмутителя мирной жизни. Клеветник постоянно носит в сердце смертоносный яд, повреждающий бессмертные и искупленные бесценной Кровью Сына Божия души» (5, с. 325).

Отец Иоанн говорит, что «многие, живя беспечно, не считают клевету за , но она – указывает отец Иоанн, – хуже моровой язвы, ибо... клевета заражает и даже умерщвляет гораздо большее число людей. Деятельность клеветника направлена на распро­странение зла в мире, а значит на служение диаволу и на гибель своей души» (5, с. 325). «У человека- клеветника помрачается ум и ослабевает бдительность» (5, с. 325) – пишет отец Иоанн.

О том, как трудно исправлять последствия клеветы, отец Иоанн говорит в своей «Проповеди о празднословии», рисуя следующий пример: «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по- христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот сказал ему: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне». Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: «Теперь иди и собери до единой пушинки». На это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей вселенной». На это ответил ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которую ты нанес мне своей клеветой» (4, с. 162–163).

Отец Иоанн объясняет, что «клеветник опаснее страждущего проказой, поскольку больного многие знают и удаляются от него, клеветника же не сразу можно распознать, так как он старается прикрыть свое злодеяние ложным благочестием и, подобно Иуде, предавшему Христа, предает неповинных на уничижение и поругание» (5, с. 325).

Работая над умом и сердцем ребенка, педагог должен показывать ему, как тот или иной порок влияет на самого человека, на ближних, на общество. Так, говоря о клеветниках, следует раскрыть мысль святителя Тихона о том, что клеветник вредит:

– тому человеку, о ком говорит,

– вредит себе,

– вредит тому, кому говорит (3, с. 423).

Значит, от одного клеветника многие души заражаются и погибают. Сам же клеветник будет страдать от помрачения ума. Это – очень тяжелое следствие греха.

6. Методы искоренения словесных грехов

Кратко укажем методы, предложенные в трудах отца Иоанна.

«Язык укротить без помощи Божией невозможно», поэтому следует как можно чаще обращаться к Богу с молитвой, чтобы Он «положил хранение устам нашим» (4, с. 164).

Страх Божий удерживает человека от многих пороков. «Очень было бы хорошо обуздать страхом Божиим наши телесные, греховные чувства, особенно глаза, уши и язык – двери греха, уводящиесвои жертвы, подобно блудному Евангельскому сыну, «на страну далече» (4, с. 112). «Страх Божий, как верный страж, хранит от всякого зла. Страх Божий остерегает, исправляет нас и отвращает от зла» (5, с. 271). Это общее положение, которое важно для педагога в его деятельности. В русской педагогике с раннего детства специально воспитывали страх Божий.

«Пост делает человека умеренным, трезвым, молчаливым и целомудренным. Разум истинно постящегося христианина, подчас незаметно для него самого, становится светлым, способным судить о предметах духовных. Такой человек отчетливо слышит голос своей совести, который постоянно ограждает и удерживает его от нарушений закона Божия, управляет его поведением» (5, с. 290).

7. Некоторые правила владения словом

Прежде всего необходимо рассуждать, а только потом говорить.

Отец Иоанн приводит по этому поводу слова митрополита Московского Филарета: «Ни в коем случае не расточай безрассудно слова ... давай себе размыслить, во благо ли тебе и другому будет слово, которое ты рождаешь в мир и которое, как бы ни казалось малым и ничтожным, будет жить до последнего Суда и предстанет на нем во свидетельство или о тебе или против тебя» (4, с. 162).

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) советует беречься споров и ссор, чтобы не согрешить языком (3);

В приступе негодования против другого человека воздерживаться от слов, способных обидеть человека: «…прежде всего воздерживаться от ответных обвинений и в самом начале приступа гнева и раздражительности не произносить обидных слов и грубостей, потому что эта страсть побеждается не злом, но противоположными ей добродетелями – любовью, кротостью и смирением» (5, с. 324).

Особенно много пишет отец Иоанн о необходимости контролировать все свои слова (3, с. 169–170; 4, с. 164).

Хранить зрение и слух, чтобы не согрешить языком (7).

Во избежание клеветы не верить ложным слухам, особенно о начальствующих (7). Во избежание осуждения избегать многословия, то есть «стараться не видеть злобы человека» (6, с. 118).

«Не будь упрям и не настаивай на своем слове, чтобы не вошло в тебя зло».

По слову преподобного Исидора Пелусиота , тем, кто учит, надлежит быть скромными в слове и в наружности, и в голосе, и во взоре, и в походке . .. «Голос и обращение с ближними да показывают паче скромность, а не кичливость» (1, с. 216).

Святитель Амвросий Медиоланский говорит о том, же, что «самый голос... должен быть естественный, не слишком громкий и не слишком тихий; сколько чужд сельской или простонародной необработанности, столько и театральности», «не особенно слаб и прерывист, не плаксив, как у женщин, как многие для выражения какой-то нежности стараются изменить его» (1, с. 192).

Святитель Тихон Задонский учит: «Искусные учители, преподавая правила наук, показывают и образ, как по правилам тем поступать; ибо правило само без показания образа и дела немного и почти ничего не пользует: хотящие научить учеников своих, и делом самым показывают, чему

правила учат, да на правила и дело взирая, лучше научатся по правилам поступать (3, с. 457).

Добрая и примерная жизнь педагога должна быть признана первым, главнейшим и непременным средством педагогического воздействия, потому что метод наглядного обучения есть самый естественный и действенный. «Или вовсе не учи, – говорит святой Григорий Богослов , – или учи доброй жизнью. Иначе будешь одной рукой притягивать, другой отталкивать... Меньше потребуется слов, если делаешь, что должно, живописец больше учит картинами... Всякое слово можно оспаривать словом, но жизнь чем оспоришь!» (1, с. 209). «Всякое слово, – говорит преподобный Исидор Пелусиот, – оставляемое без дела, мертво и бесполезно. Слово, когда не сопровожда­ется делом, не идет далее слуха, одушевляемое же делом, как сильное и действенное, проникает в глубины и касается души» (1, с. 223). Если же «тот, кто учит, связан страстями и пороками, то и сам язык его будет связан. Его слова будут пустым звуком... Сама порочная жизнь истощит его духовные силы и отнимет у него способность учить (1, с. 224).

Излагая учение святых отцов, схиархимандрит Иоанн (Маслов) указывает на одну из причин низкой результативности в образовании: безнравственная жизнь учителя лишает его способности учить.

Тот, кто учит нравственности, по мысли святого Исидора Пелусиота , «должен обладать умственным любомудрием, т.е. учить словом, которое должно произноситься с целью уцеломудрить слушающих, а не по желанию показать себя». Только тот проповедник, по словам преподобного Исидора, будет иметь успех, «будет сладкозвучным органом», приятным Богу и людям, который своим поучением не слух услаждает, а питает душу словом живым, когда говорит со властью, обличая порок и восхваляя добродетель» (1, с. 214).

Таким образом, отец Иоанн на основании учения святых отцов выделяет следующие основные правила хорошей речи.

Это уместность, поучительность, содержательность, краткость, ясность, логичность, выразительность, воспитательное воздействие.

Заметим, что современные представления о коммуникативных качествах речи включают такие требования, как ясность, правильность, чистота, точность, уместность, логичность, богатство и выразительность (Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. – М.: Логос, 2001). Подчеркнем, что современные требования не включают такое важнейшее качество, как содержательность речи.

13. Методы педагогического воздействия словом по учению святых отцов

Методы педагогического воздействия нужно тщательно отбирать для каждого конкретного случая и человека. От неправильного лекарства можно не только не выздороветь, но сильнее впасть в болезнь. Преподобный Исидор Пелусиот приводит пример, когда «одни исцелены были выговором, а иные ожесточены и доведены до того, что стали еще хуже; другие же посмеялись и над самым словом и вменили его ни во что. Посему невозможно в столь многих недугах употреблять одно врачевство» (1, с. 224).

Драгоценный бисер педагогической премудрости мы обретаем в учении святителя Григория Богослова , у которого читаем: «Как телам неодинаковые даются лекарства и пища, так и души врачуются различным образом и способом... Одних назидает слово, другие исправляются примером. Для иных нужен бич, а для других узда, ибо одни ленивы и неудобоподвижны к добру, и таких должно возбуждать ударами слова; другие сверх меры горячи духом и неудержимы в стремлениях, подобно молодым, сильным коням, бегущим далее цели, и таких может исправить обуздывающее и сдерживающее слово. Для одних полезна похвала, для других укоризна; но та и другая – вовремя; напротив того, без времени и без основания они вредят. Одних исправляет увещание, других выговор, и последний – или по всенародному обличению, или по тайным вразумлениям. Ибо одни привыкли пренебрегать вразумлениями, сделанными наедине, но приходят в чувство, если укорять их при многих; другие же при гласности обличения теряют стыд, но их смиряет теп­лый выговор... Иные, надмеваясь мыслию, что дела их тайны, о чем они и заботятся, считают себя умнее других, и в таких надобно тщательно наблюдать все, даже самые маловажные, поступки; а в других лучше иного не замечать и, как говорится, видя не видеть и слыша не слышать... Иногда нужно гневаться, не гневаясь» (видимый, а не действительный гнев), «оказывать презрение, не презирая, терять надежду, не отчаяваясь, сколько сего требует свойство каждого; других должно врачевать кротостию, смирением и соучастием в их лучших о себе надеждах... Хвалить или осуждать должно у иного достаток и могущество, а у другого – нищету и расстройство дел» (1, с. 209).

К этому следует добавить, по слову преподобного Исидора Пелусиота, совет, порицание, сострадательность, обличение с дерзновением, запрещение, наказание, снисходительность и проч. (1, с. 228).

Все эти педагогические воздействия должны быть применяемы с особой осторожностью, чтобы никому не повредить.

Ища к каждому свой подход, учителю понадобится немало приложить труда, чтобы хорошо узнать души своих учеников.

Святые отцы большое внимание уделяют замечаниям, которые требуют наибольшего искусства. Потому преподобный Моисей Оптинский (Путилов) учит, что «если кому нужно сделать выговор или замечание, то надобно прежде в сердце помолиться за него», тогда тот «и замечание выслушает спокойно, и исправление бывает» (5, с.109). По своей должности учитель обязан делать замечания. «Соль горька, но черви выгоняет и к гнилости не допущает. И лекарство хотя горькое, да принимаем к сохранению здравия нашего: так и обличительное слово страстной плоти нашей не любо, да душе полезно». Обличать же ему подобает грехи, а не лица: «Обличительное слово подобно зеркалу, которое показует нам пороки на лице, да очистим их: так и слово обличительное представляет грехи, да, усмотревше их в совести на­шей, потщимся покаянием изгладить» (3, с. 485).

14. Педагогическое воздействие словом

В рамках педагогического взаимодействия учителя и ученика нам важно уяснить двоякое действие слова:

1) Во-первых, слово – выражение мысли.

Отсюда следует задача учителя – научить ребенка переводить мысли в слова, то есть четко изъяснять свои мысли.

2) Во-вторых, слово – средство к возникновению определенной мысли (т.е. когда ученик слышит или сам произносит (читает) слово, то оно возбуждает его мысль. От слова рождаются мысли. Исходя из второй особенности слова, задачей учителя становится – с помощью слова насадить в умах детей добрые мысли, но, главное, формировать с помощью слова правильное видение мира – мировоззрение. И, во-вторых, научить детей ответственно относиться к их собственным словам, больше молчать и быть внимательными к своим мыслям.

Таким образом, учителю надлежит научить ребенка:

говорить только то, что понимаешь, то есть осознанно. То же относится к чтению. Преподобный Амвросий Оптинский наставляет читать, что понятно. «Читать надо меньше, но понимать». То, что прочитал, «потом целый день жевать, как овца жвачку» (6, с.138);

сначала думать, затем говорить. Ведь большей частью бывает так, что если подумаешь, то и не начнешь говорить. И «польза наша бывает не от количества слов, а от качества. Иногда и много говорится, а слушать нечего, а в другое время и одно услышишь слово, и оно остается на всю жизнь в памяти» (преподобный Амвросий Оптинский) (1, с. 378). Имея рассуждение прежде всякого слова, ребёнок научится говорить благоразумно и каждое слово, прежде, нежели сказать, будет обдумывать;

не говорить, пока тебя не спрашивают. К сожалению, это правило почти забыто современными родителями и педагогами. Однако его польза неоспорима. Во-первых, соблюдение его учит добродетелям смирения и послушания. Во-вторых, обучает быть внимательным. Многословие не дает возможность правильно сделать вывод о ситуации, об окружающем мире, потому что человек более видит себя, чем других и мир; это мешает принять правильное решение.

Наши предки всегда считали важным не только умение говорить, но и умение выслушивать собеседника. Это отражено в многочисленных поговорках, пословицах и афоризмах;

логике изложения и красноречию. Учитель должен обогатить речь ученика. Ребенок часто затрудняется выразить свою мысль потому, что запас слов у него еще очень мал. Учитель должен помогать детям обогащать словарный запас и объяснять значение слов, чтобы с ними связывалось определенное понятие в сознании детей. Не нарисовать даже и талантливому художнику роскошного пейзажа, если нет в его распоряжении богатого запаса красок или если нет умения пользоваться ими. Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть богатство высоких состояний человеческой души (честь, достоинство, ликование, благоговение, милосердие, кротость, благородство и т.д.). Словарный запас современных людей обеднел и постепенно утрачивает эти слова, оттого, видимо, что сами эти состояния уходят из жизни современ­ного человека. Учителю обязательно нужно развивать интерес ученика к указанным духовно-нравственным понятиям.

Богатство языка свидетельствует и о богатстве внутреннего мира человека. Человек с грубой душой и говорит грубо, речь его примитивна. Следовательно, помогая ученикам обогащать свой словарный запас, учитель способствует и обогащению их внутренней жизни.

Богатство языка говорит о богатстве души и внутреннего мира народа, который его сформировал. Духовность и нравственность русского народа, стремление к святости выразились в его языке, ибо язык есть хранилище не только практического, но и духовного опыта. Очень важно в деле духовно-нравственного воспитания сохранить богатство языка, а значит, и богатство внутренних состояний.

Методы, средства работы со словом, собранные и описанные схиархимандритом Иоанном (Масловым), безусловно, помогут в решении этой задачи.

Литература

1 . Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. – М., 2001.

2 . Порфирий (Левашов), иеромонах. О безсмертии / журнал «Странник»

3 . Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. – М.,1995.

4 . Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные письма и проповеди . – М.,2004.

5 . Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. – М., 1995.

6 . Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. – М.,1995.

7 . Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Личный архив.

8 . Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Благодатный старец.

Экология сознания. Психология: Человек двойственен по своей природе. Его дуальность объясняется присутствием в нём двух начал - Духовного и Животного (материального). Эта аксиома не требует научного подтверждения. Каждый день мы сталкиваемся с проявлением этих начал в своём сознании: поступить по-доброму или «подсидеть» коллегу, рассказать всю правду или утаить важную информацию.

Человек двойственен по своей природе. Его дуальность объясняется присутствием в нём двух начал - Духовного и Животного (материального). Эта аксиома не требует научного подтверждения.

Каждый день мы сталкиваемся с проявлением этих начал в своём сознании: поступить по-доброму или «подсидеть» коллегу, рассказать всю правду или утаить важную информацию.

В нашей голове возникают тысячи мыслей, порождая собой сотни непредсказуемых желаний. Большинство из нас просто не осознают важность этих тонкоматериальных инструментов управления нашей жизнью. Давайте попробуем разгадать тайну возникновения человеческих мыслей и желаний.

Что же такое «мысль»?

В толковом словаре Даля «мысль» определяется как «всякое одиночное действие ума». «Мысли - это очень тонкая, но очень мощная форма энергии», - говорит в своей книге известный писатель Нил Доналд Уолш.

Природа зарождения мыслей в голове у человека и по сей день является предметом активных научных исследований , проводимых, к слову, исключительно в плоскости физической материи.

Недавно учёные из Массачусетского технологического института и Бостонского университета заявили о том, что им удалось приоткрыть тайну зарождения мыслей в нашей голове. Они утверждают, что знают, как колебания электрической активности позволяют мозгу формировать мысли и воспоминания, и что новое исследование сможет пролить свет на то, как нейронные ансамбли позволяют нам мыслить.

Это довольно громогласное заявление, приукрашенное прессой. На самом деле они пытаются увидеть уже готовые картинки, которые задаются мозгом. А кем они задаются и как на самом деле рождаются мысли, откуда и по каким законам - это до сих пор ученым непонятно.

Так что наука пока что очень далека от понимания этого процесса, чего не скажешь о людях древности, которые оставили свои трактаты о духовном. Читая их, понимаешь, что научное, сугубо материалистическое определение процесса мышления и мысли как таковой не отвечает внутреннему запросу человека в желании получить истинное понимание сути происходящих мыслительных процессов, а также их следствий.

Иными словами, каждый человек на интуитивном уровне ощущает, что для того, чтобы получить объективное понимание, необходимо рассматривать каждую ситуацию не только с позиции материалистических убеждений, но и с позиции духовного познания.

Мысль нельзя взвесить или пощупать, но она существует, раз она появилась в нашем сознании. Мысль не имеет массы, но может иметь колоссальные последствия в материальном мире, ведь она является неким мотивационным рычагом для человека, трансформируясь затем в желания личности.

Многие психологические проблемы возникают у человека из-за того, что он не умеет ещё определять в себе источник происхождения своих мыслей и желаний. «Главная ошибка в том, что человек наивно полагает, что все мысли - „его личные“, и даже не удосуживается разобраться в своей природе. Обычно он говорит: „я так думаю“, „мне стыдно за мои мысли“, „это мои мысли“, „моя идея“. На самом деле, если внимательно отследить этот процесс, все мысли приходят к человеку извне и не являются его собственными.

Человек волен лишь выбирать между ними и наделять их силой своего внимания. Пока у людей нет ещё привычки говорить и думать: „ко мне пришла мысль, явно от Животного начала“, или „полагаю, что пришедшая сейчас мысль имеет духовную природу“.

А жаль, ведь подобная форма общения упредила бы возникновение многих конфликтных ситуаций между людьми и сделала бы их жизнь качественнее в духовном аспекте» , - утверждает автор популярной книги «АллатРа» Анастасия Новых.

А что если действительно предположить, что образ мыслей человека формируется в зависимости от того, какое начало - Животное (материальное) или Духовное - доминирует в его сознании на данный момент? Если рассматривать личность человека как проводника воли одного из начал?

Тогда получается, мы несём полную ответственность за все происходящие в нашей жизни события, поскольку именно мы выбираем ту или иную мысль, определяющую дальнейшее их развитие!

Именно наш внутренний выбор формирует наше восприятие какой-либо жизненной ситуации, и в зависимости от того, какую мысль, какое суждение мы выберем - негативное или позитивное - эта ситуация может быть для нас проблемой, неразрешённым конфликтом, либо станет удачным опытом или же вовсе останется незамеченной для личности.

«Желать или не желать - вот в чём вопрос!»

Огромное влияние на судьбу человека оказывают его многочисленные желания. В психологии желание «является одним из важнейших моментов тех психических состояний личности, которые предваряют её поведение и деятельность; оно характеризует прежде всего мотивационную и волевую сторону этих состояний. Желание понимается как стремление, точнее, импульс к достижению какой-либо цели, идеала, мечты. Осуществление этого поступка переживается как удовлетворение желания». (Блонский П. П., «Психология желания»).

Итак, желания человека, являясь следствием мысли, проявившейся в сознании человека, определяют его образ жизни, модель поведения, его отношения с окружающим миром ; выстраивают чёткую причинно-следственную связь, которую легко можно отследить благодаря глубокому анализу происходящих событий в жизни отдельной личности. Не многовато ли власти для эфемерного, практически «виртуального» понятия?

Человек с доминацией в своём сознании Животного (материального) начала, поддерживающий и поощряющий в себе возникновение бесконечного количества желаний, подвержен неминуемому состоянию всё возрастающей нервозности из-за того, что удовлетворить все возникающие человеческие желания - просто невозможно. А вслед за этим появляется естественная неудовлетворённость, чувство безысходности, уход в себя и как итог - глубокая депрессия (что также является проявлением «животного разума»).

Если посмотреть со стороны, то можно увидеть, каким мощным инструментом управления и порабощения человека являются возникающие в его сознании мысли и желания. И лишь сам человек является их проводником и воплощает их в своей жизни.

Как и во всех сферах человеческого бытия, доминация одного аспекта является угнетением другого. Таким образом, поощряя в себе любые проявления Животного начала (негативные мысли, множественные желания, зависть, ревность, осуждение, страх, гордыня, превознесение себя, жажда власти и т. д.), мы блокируем в себе наше Духовное начало, устанавливаем преграду для нашего духовного развития, совершенствования нашей личности.

Если сила мысли используется для удовлетворения материальных желаний, то за них наступает обязательная расплата духовностью. Получается, что собственным выбором не в пользу Духовного, мы перекрываем доступ к нашей Душе, а также ко всем богатствам, ей присущим - искренней, безусловной любви и душевному теплу.

Если человек хочет всерьёз заняться собственным духовным развитием, ему нужно в первую очередь дисциплинировать свои мысли. Как можно чаще давать себе отчёт в испытываемых эмоциях, образе мышления, анализировать, какова их природа, механизм возникновения. Уметь быть выше обстоятельств, обыденности. Уметь воспринимать мир с позиции Наблюдателя от Духовного начала, а не с привычной позиции Наблюдателя от Животного начала.

Это Вам будет интересно:

Универсальная схема для гармонизации и счастья в любой сфере жизни

Равновесные силы: Если вы чего либо сильно боитесь - вы это и получаете

Человеку свойственно постоянно быть в поиске: в поиске счастья, ответов на интересующие его вопросы, в поиске Себя…

С одной стороны, в процессе поиска Личность человека приобретает необходимый опыт, однако жизнь человека проходит, подобно сну. Чтобы понять её смысл, нужно проснуться. Перемены во внешнем полезны лишь тогда, когда они исходят из внутреннего мира человека. Всё, что есть и чего нет в этом мире, есть в Душе человека. Познание этой истины есть смысл жизни. опубликовано