Что делать, если ребенок стесняется.

Ребенок 10 лет еще не подросток , но уже и не малыш. Считается, что предподростковый возраст — один из самых легких для родителей: ребенок уже адаптировался в школе, у него есть увлечения, постепенно ему предоставляется все больше самостоятельности... Но есть дети, которым и в этом благополучном возрасте непросто — застенчивые и с низкой самооценкой.

Самая низкая самооценка — в 9-10 лет

Что такое самооценка в психологии? Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Дети с рождения имеют завышенную самооценку. Это, конечно, явление, подогреваемое родителями, — малыш для них центр Вселенной, их мир. Им постоянно восхищаются, ему всегда демонстрируют свою любовь. По мере взросления самооценка начинает падать: родители все чаще ругаются на ребенка, он встречается с социумом, который разбивает его представления о себе.

И вот к 9-10 годам это падение достигает самой низшей точки. Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности — в старшем подростковом возрасте.

Конечно, есть факторы, которые могут как благоприятно, так и разрушающе действовать на ребенка:

  • особенности характера;
  • взаимоотношения с родителями и другими членами семьи;
  • занимаемое положение (авторитет) среди сверстников и друзей;
  • успехи в обучении и отношение учителей;
  • физиологические данные (внешность) и успехи, а также личные достижения.

Тест на самооценку

Наблюдаете ли вы у своего ребенка:

  • нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;
  • возникновение повышенной тревожности, паники;
  • уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность;
  • отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • подражание одноклассникам или экранным образам;
  • замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями (в школе или на улице).

Если вы ответили «да» более 5 раз , то имеет смысл подумать о помощи ребенку.

Как повысить самооценку: 9 правил

Как же могут помочь ребенку родители или близкие люди в такой ситуации?

  1. Не отзывайтесь негативно о внешности своего ребенка, лучше помогите ему: подберите специальные средства для борьбы с возникшими проблемами (прыщами, лишним весом, неприятным запахом).
  2. Делая замечание, не критикуйте самого ребенка, а высказывайтесь только по поводу его поведения или поступков.
  3. Регулярно хвалите, но только конструктивно, то есть за то, что не является его обязанностями или обычным делом.
  4. Не сравнивайте успехи собственного ребенка с достижениями других детей.
  5. Уважайте подростка: спрашивайте и прислушивайтесь к его мнению, считайте равным и ни в коем случае не унижайте его достоинство.
  6. Следите за его внешним видом, чтобы он не ходил в грязном и рваном, а также помогите найти собственный стиль в одежде и научите правильно сочетать вещи.
  7. Помогите достичь чего-то самостоятельно, развить свои способности, но главное — их определите.
  8. Научите ребенка отказывать: тогда его не смогут использовать в своих целях другие люди и будут больше уважать, что приведет к повышению самооценки.

Застенчивость

Застенчивость — один из частых симптомов младшего подросткового возраста. Но ее предвестники можно увидеть гораздо раньше: в возрасте 5-6 лет родители отмечают, что ребенок замыкается в себе. Он стесняется, когда в дом приходят гости, не участвует в детских спектаклях и, как правило, с трудом ходит в детский сад или многолюдные места. Некоторые дети даже заболевают перед приходом гостей или из-за необходимости идти в гости!

А когда ребенок достигает школьного возраста, эта проблема становится особо острой. Ведь сюда добавляются все те особенности развития, в том числе и физиологического, о которых мы уже говорили.

Что же такое застенчивость? Застенчивость (стеснительность, робость) — состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость, напряженность, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков. В переводе на русский язык это определение из словаря означает, что человек боится, постоянно находится в ожидании удара, потрясения от окружающего мира.

Конечно, застенчивость — это определенный стресс для организма и психики. Как же нам помочь ребенку?

  1. На помощь придет позитивное мышление. Приучайте ребенка находить плюсы в общении, в людях. Пусть он самостоятельно выделяет эти плюсы, а еще лучше — записывает.
  2. Не пугайте его сами. Часто именно от взрослых идет настрой, что весь мир опасен и кругом враги. Думайте над тем, что вы говорите, как вы отзываетесь об учителях, детях и родственниках.
  3. Учите ребенка дышать! Странный совет? Ведь все умеют дышать? Нет, это как раз один из сильных способов управления психикой. Вдох, выдох — лучше отойти в сторону, если нет возможности делать эти вдохи тихо, про себя. При этом отслеживать это время по часам. Цикл: 45 секунд дыхания — по плану и 45 секунд — в обычном режиме. Мозг отвлекается на выполнение этого задания и забывает о своей панике по поводу стресса от общения.
  4. Учите стихи. Тоже смешно? Нет! Учите с ребенком длинные стихи — вместе. А потом вставайте с ним вдвоем или вместе с другими членами семьи перед зеркалом и начинайте декламировать. Это начало тренировки для публичных выступлений. Это шаг к избавлению от излишней застенчивости. Ребенок должен оценить, как выступил он и как — вы, поставить оценку по 10-балльной шкале вам и себе тоже.
  5. Приглашайте людей в дом. На своей территории проще справляться со страхами и застенчивостью.
  6. Устраивайте спектакли, концерты — пока для своих родственников, на праздники.
  7. Введите традицию ежегодных фотосессий. На красивых снимках всем нравится смотреть на себя.
  8. Покупайте ребенку яркую одежду. Помогая ему быть «серой» мышкой, вы делаете только хуже.

Путь к исцелению и спокойствию вы сможете пройти только вместе!

Комментировать статью "Ребенок 9-10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать?"

Низкая самооценка. Перфекционизм оказывает разрушающее воздействие на самооценку. Представьте себе ребенка, которого, что бы он ни делал, постоянно критикуют и унижают. Наоборот, она его убивает на корню. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка.

Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать? Низкая самооценка. Как справиться с низкой самооценкой ребенка? Боже, это было наше обоюдное облегчение. Навязчивость и низкая самооценка. Навеяно темой ниже про навязчивость.

Насколько опасна низкая самооценка? Многие современные родители панически боятся низкой самооценки. Низкая самооценка. Детские возрастные кризисы. Детская психология. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка.

Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать? Ребенок 10 лет еще не подросток, но уже и не малыш. Считается, что предподростковый возраст - один из самых Мне кажется, внимание на стеснительность надо обращать, не стоит оставлять все как есть...

Ведь в 9 лет ребенок уже должен понимать как правильно и не правильно себя вести в подобных ситуациях. Плохое поведение детей. Что делать, если ребенок не слушает просьбы и указания родителей. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка.

Мое глубокое имхо (как оочень застенчивого ребенка в прошлом)- не считать это проблемой При этом вам нужно ребенка максимально принимать, поддерживать, подбадривать и всячески...

Застенчивый ребёнок. Отношения с другими детьми. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и...

Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что умеют делать ваши 3,5-4 летние детки? Считает на мой взгляд здОрово - просто счет до скольки угодно с 3,5 лет примерно (моего терпения слушать хватало максимум до 350 - шаги в садик одно время...

Как повысить самооценку ребенка с помощью игры с родителями. Я сама работаю воспитателем, и бывают случаи, когда можно говорить Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка.

Стеснительный ребёнок?. Характер. Детская психология. Я не знаю, стоит ли мне обращать внимание на приступы стеснительности, стоит ли что-то форсировать (групповые занятия...

о самооценке. Отношения с детьми. Детская психология. Ясно, что уши растут из сравнительно более низкой самооценки нашего Низкая самооценка. Детские возрастные кризисы. Детская психология. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать?

Нашла в Инете тест как определить степень самооценки ребенка: рисуется 10-ступенчатая лестница, ребенку объясняю, что на самой нижней стоят плохие дети, чуть выше - уже получше, и т.д., т.е. на самой Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать?

Застенчивость. Кризис 2-летнего возраста. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Застенчивый ребенок. Детская психология. Раздел: Застенчивый ребенок (Во-первых, тем, кто высказал своё мнение о моей проблеме внизу).

Детская психология. Конкурсы. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать? Неверие в себя, низкая самооценка, желание избежать лишних разочарований необходимо опредилить его векторальный набор с помощью системно-векторной психологии...

Застенчивый ребенок. . Детская психология. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики.


Дети - радость и гордость родителей. Но с возрастом их непосредственность и общительность могут постепенно перейти в застенчивость и стеснительность. Необходимо разобраться, в чем может быть причина такого перехода.

Взрослые осознанно или неосознанно сравнивают поведение своего ребенка с поведением других детей. Заметив, что чужой ребенок смело общается со сверстниками и взрослыми, родители часто задаются вопросом: как помочь своему избавиться от стеснительности?

Для анализа причин детской стеснительности, прежде всего, нужно разбираться в психологии. Один из подходов для анализа и решения проблем - системно-векторная психология Юлия Бурлана . Она рассматривает и разделяет все желания ребенка по векторам. В данном случае рассматривается зрительный вектор.

1. Дети, у которых развит зрительный вектор, ищут связь с окружающим миром, они настроены на общение, для них важно получать эмоциональный отклик.

Отрицательной чертой «зрительных» детей может быть страх (например, страх перед пустой комнатой - страх одиночества). Для них страх преувеличен по сравнению с детьми другого векторного типа, он приобретает дополнительную эмоциональную окраску. Если для ребенка с другим вектором страх является причиной эмпатии, которая позволяет психологически расти, то для «зрительника» чувство страха не переходит в его анализ. Он зацикливается на нем, страх приобретает большие размеры и может повлечь за собой стеснительность.

Зачастую «дети-зрительники» легко обучаемы, сообразительны, добры, но из-за страха становятся замкнутыми. Испытав его один раз, ребенок со зрительным вектором перестает открывать свои чувства окружающим, замыкается в себе.

Взрослым иногда кажется, что большинство детей не проявляет стеснительности. Но это зависит от того, что эти дети не относятся по-своему психотипу к «зрительникам». Они не настолько зависят от эмоционального ответа окружающих, поэтому могут проявлять свои желания без оглядки: одобрят их или нет.

Если родители замечают увеличение стеснительности у ребенка (в любом возрасте: как в садике, так и в школе), то можно предположить, что имела место травма зрительного вектора. Такие травмы могут нанести насмешки, грубость, неуместные шутки, клички. Зачастую подобную агрессию проявляют сверстники, но бывает, что взрослые, сами того не подозревая, делают какое-либо замечание, которое, с точки зрения «ребенка-зрительника», указывает на его несовершенство. Иногда этими взрослыми могут быть даже родители.

2. Эмоциональная травма у ребенка со зрительным вектором может произойти от контактов с людьми с оральным вектором . Человеку с оральным вектором характерно присваивать другим ярлыки, придумывать клички. В связи с психологическими особенностями часто «оральники» выбирают себе для эмоциональной разрядки «зрительников». Для борьбы с этой ситуацией не поможет метод осуждения ребенка с оральным вектором, нужно психологически развивать, «закалять» и развивать «ребенка-зрительника».

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

3. Также нужно учитывать, что легко перепутать стеснительность «зрительника» и робость детей с анальным вектором - это еще один психотип. Им присущи неуверенность в своих силах, преувеличение трудностей, страх порицания.

Как бороться со стеснительностью?


Обычно зрительный страх ребенка при взрослении переходит в другие качества: сострадание, сочувствие, доброту. «Взрослый-зрительник» остро чувствует эмоции другого человека и сопереживает ему . Большинство талантливых людей (врачей, писателей, актеров) можно отнести к «зрительникам». Для них очень важны любовь и общение, это наполняет его вектор и позволяет эмоционально развиваться.

Стеснительность ребенка - это показатель, что ребенок не развивается . Это может привести к тому, что и, повзрослев, он будет испытывать те же страхи. Это помешает ему контактировать с другими людьми.

При первых признаках родителям необходимо приложить максимум усилий для преодоления страхов ребенка. Не стоит пользоваться известным всем способом «клин клином». Если ребенок боится отвечать у доски, не нужно заставлять его это делать чаще в надежде, что он переборет свой страх. Если боится общаться с ровесниками, не нужно навязывать ему новых знакомых. Такая позиция может только усугубить страхи ребенка.

Насильственные способы преодоления страха не помогут «ребенку-зрительнику». Он может зациклиться на них, вред от этого будет расти в геометрической прогрессии. В подобном случае стоит обратить внимание на способы замещения страхов. Если страх «за себя» трансформировать в страх «за других», то зрительный вектор может переключиться со страха на сострадание.

Не стоит пытаться поговорить с «ребенком-зрительником» по душам, пытаться уговорить его преодолеть свой страх. Чем больше акцентируют внимание на нем, тем больше он растет. Лучше постараться переключить внимание ребенка на других людей, показать, что им нужно его сопереживание и понимание. Ребенку необходимо читать литературу, показывать примеры из жизни, дать понять, что другие существа (растения, животные, люди) нуждаются в его внимании. Если он будет чувствовать, что своими действиями, своей добротой может помочь кому-либо, его страх «за себя» будет вытесняться страхом «за других». Психологически дети со зрительным вектором устроены так, что не могут совмещать два этих чувства. Научившись видеть страдания других, проявлять сочувствие, «зрительник» уже не сможет зацикливаться на своем страхе , поэтому ему уже не будут грозить стеснительность и в дальнейшем социофобия.

9 4

Стеснительность — это, как правило, один из механизмов защиты. Многие часто замечали, как смешно малыши теряются в детском саду на утреннике, когда читают стихотворение или прячутся за мамину юбку, когда с ними пытаются заговорить чужие люди. Стеснительные детки мало говорят, мало что делают, прячутся в какое-нибудь укромное местечко, стараясь стать как можно незаметнее для посторонних глаз. С родителями, бабушками и дедушками, и с теми кого хорошо знают, такие дети легко идут на контакт, ведут себя совершенно нормально. Но стоит им оказаться в незнакомом месте, среди чужих людей, они робеют и теряются. Как побороть стеснительность у ребенка ?

Стесняются по наследству

Психологи не утверждают со стопроцентной уверенностью, существует ил ген стеснительности. Однако, у застенчивых родителей вырастает такое же потомство. Не известно, на генетическом ли уровне передается эта черта характера или дети усваивают стиль поведения родителей в процессе жизни, но факт остается фактом. Робкое поведение одного или обоих родителей воспринимается ребенком, как норма и не подлежит оспариванию.

Не путайте скромность и стеснительность

Если ребенок демонстрирует робость, его родители относятся к ней по-разному. Одни укоряют чадо за его характер. Другие не видят в этом ничего плохого и даже поощряют застенчивость, ошибочно принимая ее за скромность.

Скромность и стеснительность – это разные вещи. Человек может быть скромен, спокоен, но при этом тверд и уверен в себе. А за стеснительностью кроется заниженная самооценка и нелюбовь к самому себе.

Найти причины и помочь

Основной причиной стеснительности специалисты считают заниженную самооценку ребенка, которая чаще всего формируется именно в семье. Многие взрослые, чтобы не избаловать свое чадо, создают вокруг него атмосферу запретов и сплошного «нельзя».

Случается такое, что родители не хвалят своего ребенка, часто одергивают его, велят замолчать. Родители делают это походя, через пару минут забывая о сказанном, но в детской душе эта заноза может остаться всю жизнь. Такие дети боятся просить, зная, что им откажут, боятся заговорить первыми, ведь им непременно велят замолчать, первыми не идут на контакт со сверстниками из страха, что их оттолкнут.

Если вы замечаете, что ваш ребенок болезненно стеснителен, посмотрите на ваши с ним отношения со стороны. Не слишком ли вы строги к нему? Не слишком ли много запрещаете? Или говорите ему, что он в чем-то хуже остальных? А может вы вырастили «домашний цветочек» и не стоит так рьяно отгораживать его от внешнего мира?

Попробуйте вспомнить себя в детстве. Скорее всего, вы и сами по любому поводу также робели и прятались за маму, а повзрослев, никогда не открывали и не выражали себя, боясь быть отвергнутыми. Если бы тогда вас научили преодолеть робость и полюбить себя, кто может сказать, какой позитивной сложилась бы ваша жизнь?

Если ребенок не уверен в себе, недоволен своей внешностью, результатами собственного труда или заранее уверен, что у него что-то не получится, помогите ему ощутить свою значимость. У каждого ребенка есть множество превосходных черт, которых нет ни у кого другого, и ваша задача помочь ему найти в себе эти черты и поверить в свои силы.

Учите ребенка общаться, но помните, что стеснительные товарищи — существа невероятно ранимые, поэтому никогда не упрекайте его в застенчивости. Помогайте ребенку проявить коммуникабельность.

Например, поручите ему купить самостоятельно что-нибудь в магазине или заплатить за проезд во автобусе, если вы гуляете во дворе, где много ребятишек, помогите ему познакомиться с кем-нибудь. Таким образом, дети могут быть задействованы в любой житейской ситуации, где будут присутствовать посторонние люди. Никогда не бросайте стеснительного ребенка одного в сложной для него ситуации.

Убеждайте его, что он хороший и умный, ну или, как минимум, ни чем не хуже остальных, почаще поощряйте и хвалите своего малыша. В начале он будет внутренне сжиматься и оглядываться на вас, но как говориться, терпение и труд дадут свои результаты.

Категории

Оценки и мнение окружающих очень сильно влияют на самооценку подростка. Поэтому, важно, чтобы учителей, наставников, знакомых и т.п. способствовали поднятию самооценки подростка в его собственных глазах и глазах окружающих.

Поощряйте контакт взглядом

Зрительный контакт, контакт взглядом – важнейшая часть установления доверительного общения, говорят психологи. Неуверенный в себе человек обычно избегает смотреть в глаза собеседнику, поэтому поощряйте в общении с вами контакт взглядом. Поначалу, если подростку сложно установить контакт глаз, можно смотреть на переносицу.

Научите ребенка вступать в разговор и его заканчивать

Подросток боится начать разговор с незнакомым человеком, сказать что-то не так, чтобы не быть отвергнутым или осмеянным. Помогите ребенку отработать эти навыки в безопасной обстановке, попробуйте привести примеры ситуаций, как можно начать разговор, что спросить, предложите варианты возможных тем беседы. Также научите ребенка, как правильно заканчивать разговор. Все эти навыки можно отработать в телефонном разговоре с доброжелательным собеседником, попутчиком в транспорте и т.п. Получив успешный опыт общения, подросток сможет уже самостоятельно перенести его и применять в общении со сверстниками.

Отрабатывайте поведение в те или иных ситуациях

Помогите подростку избавиться от страха тех или иных ситуаций, разыграв их по ролям. Вы можете разыграть пример знакомства с новым учеником в классе, ситуацию в гостях, на дне рождения друга. Можете несколько раз поменяться ролями, пока ребенок не начнет чувствовать себя увереннее и будет готов применить свои навыки в реальном общении.

Тренировка навыков в общении с младшими детьми

Как правило, в общении с более младшими детьми, застенчивые подростки себя гораздо увереннее. Приветствуйте такое общение для непродолжительных игр с детьми ваших знакомых, двоюродным братом или сестрой и т.п.

Создавайте условия для игр в паре со сверстниками

Создайте условия, чтобы подросток мог пригласить кого-то одного из сверстников в гости, или для совместной подготовки домашнего задания и т.п. Постарайтесь свести внешнее, в том числе и собственное вмешательство к минимуму, также лучше отказаться от телевизора, компьютерных игр. Общение «с глазу на глаз» с со сверстником, которому подросток наиболее доверяет, позволяет застенчивому подростку чувствовать себя увереннее и станет первым шагом к настоящей дружбе и полному преодолению своей застенчивости.

Чаще всего, стеснительность является наследственным признаком, однако, если она не влияет на качество жизни малыша, не нужно считать это проблемой. По мере накопления опыта общения, застенчивость может постепенно исчезнуть, однако, родителям нужно помочь малышу и научить ребенка не стесняться.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Детские комплексы: причины и способы борьбы". Скачайте его и и узнайте как помочь малышу избавиться от психологических проблем.

Как побороть стеснительность и неуверенность у ребенка

  • Никогда не стыдите ребенка за стеснительность. Если малыш в присутствии чужих людей или детей прячется за вашу спину, не упрекайте его в этом и тем более, не оправдывайтесь перед другими. Такое поведение малыша норма. Не оставляйте ребенка наедине с чужими. Ваша задача – помочь ему преодолеть свою робость и научиться находить общий язык с посторонними. Малышу очень важно понять, что он не один и у него нет причин для тревоги. Привлекайте его к разговорам, обращайтесь к нему и спрашивайте мнение. Будьте рядом с ребенком, просто держите за руку, чтобы он смог преодолеть свою робость и наладил контакт с другими людьми.
  • Если ребенок стесняется общаться со сверстниками на детской площадке, не толкайте его на контакт и не оставлять одного. Просто возьмите за руку, подведите к другим детям и начните с ними разговаривать. Более смелые малыши поддержат разговор и смогут вовлечь и вашего ребенка. Постепенно кроха привыкнет к общению и найдет себе друзей.
  • Подготовьте ребенка к общению. Можете даже устроить репетицию, если вам предстоит отправиться в гости, на новую площадку или в детский сад. В игровой форме, проработайте ситуации, которые могут возникнуть, обсудите их с ребенком. Проговорите возможные варианты разных ситуаций, обсудите его действия, подготовьте к новым событиям, чтобы кроха меньше опасался будущего.
  • Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Не заостряйте внимание на неудачах. Их надо проговаривать, обсуждать, искать способ решить проблему. Не сравнивайте кроху с другими детьми, говоря, что кто-то лучше него справляется с задачей. Укрепляйте у малыша веру в свои силы.
  • Стеснительность, как правило, является наследственной. Если вы испытывали подобные проблемы, расскажите об этом малышу. Поделитесь с ним своим опытом преодоления похожих трудностей. Ваши рассказы помогут ребенку стать увереннее и снизят уровень тревожности. Расскажите, что испытывать стеснение –нормальное состояние и каждый человек хотя бы один раз испытал это чувство.
  • Чаще приглашайте к себе других людей, своих друзей и приятелей с детьми. Устраивайте детские праздники и . Так малыш получит массу позитива и сможет преодолеть неуверенность и стеснительность. Внесите разнообразие в свою жизнь. Посещайте больше общественных мест, детских площадок, театров. Запишите ребенка в какую-нибудь секцию или на танцы.
  • Если ребенок стесняется здороваться, не ругайте его за это. Лучше своим примером покажите, что в этом нет ничего особенного и страшного. Чаще здоровайтесь с соседями, продавцами в магазине и в других общественных местах при ребенке. Так вы не только поможете избавиться ему от стеснительности, но и научите элементарной вежливости.

Стеснительности больше подвержены интроверты. Зачастую такие дети очень талантливы, они легко могут освоить компьютер, имеют способности к рисованию, сочинению стихов или рассказов. Однако, застенчивость часто мешает им раскрыть себя полностью. Ваша задача – перед общением, а также в полной мере раскрыть свои способности.

А вы сталкивались с признаками стеснительности у своего ребенка? Как вы помогаете ему побороть лишнюю застенчивость?

Скачайте чек-лист "Детские комплексы: причины и способы борьбы"

​"Вот Ванечка – отличник, а ты никогда так не сможешь…"​, "Отойди и не пытайся даже, я сама все сделаю как надо...." "Как ты себя ведешь? Придем домой – выпорю…" Главная причина комплексов у детей - это их родители. Скачайте чек-лист и узнайте как помочь малышу избавиться от навязанных комплексов