Формы организации художественной деятельности дошкольников. Организация изобразительной деятельности в доу по фгос консультация на тему

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность способствует наиболее широкому раскрытию творческих и эстетических способностей дошкольника.

Для обогащения содержания обучения и воспитания важна интеграция не только видов искусства, но и видов изобразительной (художественно-продуктивной деятельности: рисование — аппликация, лепка — рисование, конструирование – рисование, лепка – аппликация и тому подобное.

В изобразительной деятельности заложены большие возможности для развития творческих способностей детей, реализация которых во многом зависит от эффективного педагогического руководства.

Если раньше изобразительную (художественно-продуктивную) деятельность педагоги направляли на получение технических умений и навыков, то на современном этапе главным для ребенка должны быть радость, удовольствие от самого процесса изобразительной (художественно-продуктивной) деятельности.

Оценивая работу, педагог учитывает не только ее качество, но и какими усилиями был достигнут результат.

Формой организации изобразительной деятельности являются занятия. Это особая форма общения педагога с ребенком, которая традиционно считается формой организованного обучения.

Вообще любое общение педагога с детьми можно назвать «занятием», ведь оно предполагает прямое или косвенное обучение, образование, развитие.

Формы организации детей

Образовательное, обучающее, коррекционно-развивающее, арт-терапевтическое общение предполагает определенные формы организации детей:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • фронтальное.

Форма индивидуального обучения

Индивидуальное общение является диалоговой формой, которая является целесообразной во время наблюдений в окружающей среде («Посмотрим красоту вместе»), рассматривания бытовых предметов, объектов природы, арт-объектов (произведений искусства, в продукте творчества ребенка); проведение изобразительных упражнений и экспериментирования с материалами.

Форма группового обучения

Групповое общение преимущественно является формой совместных упражнений, действий, направленных на уточнение, осмысление способов действий. Педагог объединяет нескольких детей в группу по собственной инициативе (например, заметив типичные особенности в способах действия с изобразительным материалом), по инициативе и желанию детей (например, в общении с одаренными детьми).

Форма фронтального обучения

Фронтальное общение предполагает работу воспитателя со всей группой детей (например, введение нового информационного и изобразительного материала, способа, вида художественной практики; творческие проекты, диагностика достижений детей).

Что такое личностно-ориентированная модель в образовательном процессе?

Личностно-ориентированная модель образования требует адекватных подходов к классификации занятий изобразительной деятельностью. Главное требование к ним — обеспечение диалектической связи сознания и деятельности, реализация полифункционального, интегрированного подхода.

Как организуется изобразительная деятельность на занятиях?

На занятиях дети прорабатывают тему, предложенную воспитателем (новая информация, уточнение известной, поиск собственного способа решения), или творчески реализуют полученные навыки и умения в самостоятельно выбранной теме.

Тип занятия обусловлен его целью: диагностическое, информационное, коррекционно-развивающее, творчески-реабилитационное (арт-терапевтическое).

Личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании ребенка предусматривает диалектическая связь ее развития изобразительной деятельности с активным ознакомлением с теорией и практикой изобразительного искусства, художником в качестве образца креативного поведения.

Типы занятий изо деятельности

По характеру деятельности и содержанию можно различать следующие занятия:

  • теоретические (искусствоведческие);
  • практические (изобразительные);
  • комбинированные (взаимосвязь художественной теории и эстетической практики);
  • комплексные, интегрированные (основанные на синтезе и взаимодействии искусств).

На что направлено теоретическое занятие изо деятельности?

Теоретические занятия главной целью имеют введение ребенка в мир искусства, знакомство с понятием «искусство», его видами и жанрами, творческим процессом и прочее.

Эти занятия проводят с раннего возраста, рассматривая с детьми арт-объекты (игрушки, книги, произведения искусства), рассказывая о них (искусствоведческая рассказ); разворачивая беседу (искусствоведческая беседа), художественно-дидактическую игру или арт-терапевтическую сессию («Художественным салоп», «В музее скульптур», «Путешествие в картину», «Народная игрушка», «Что такое архитектура»).

Цель и задачи практических занятий

Практические занятия предполагают активное погружение детей в мир художественной практики: изобразительных материалов, способов художественной обработки материалов, действий с изобразительными средствами, оборудованием для этой деятельности.

На этих занятиях педагог транслирует ребенку другую информацию: о материалах и способах работы с ними. Он ссылается на образ художника и собственными действиями демонстрирует ребенку образец креативного (творческого) поведения.

Например, «Давайте подумаем вместе: как художник осень рисовал», «Где народные умельцы узоры искали», «Как скульптор в глине будущую скульптуру увидел».

Дети знакомятся с различными изобразительными техниками, материалами и способами действий ими. Педагог побуждает детей с раннего возраста к активному манипулированию красками, фломастерами, карандашами, глиной, воском, тестом, строительным материалом, бумагой, тканью, выкидным материалом (коробки, лоскутки, пуговицы, баночки), природным материалом (перья, камни, ракушки-ракушки, ветки, корни, сухостой, кора).

Также он приглашает детей к совместным с ним действиям для осознания более сложных техник (например, оригами, вытыкание, вышивание, флористика, интарсия, плетение).

Как осуществляется изобразительная деятельность на занятиях комбинированного типа?

Комбинированные занятия являются особым видом организованного учебно-развивающего общения педагога с детьми. Они сочетают в себе теоретически-искусствоведческую и практически-творческую части.

Например, дети уточняют информацию о жанре пейзажа и рассматривают репродукции пейзажных картин, обсуждают, обмениваются мнениями о выразительных средствах, цвете, композиции, осуществляют «Путешествие в картину» и выполняют игровые упражнения на развитие воображения, образного мышления, переживания эстетических эмоций, воспроизводят в собственном воображении творческий процесс художника.

Практическую часть занятия могут составлять упражнения на смешивание цветов, например, «Цвета золотой осени». «Цвета поздней осени», «Осеннее небо», или «Рисуем осенние деревья».

Можно предложить творческую работу: «Рисуем пейзаж».

Изобразительная деятельность на занятиях интегрированного типа

Комплексные (интегрированные) занятия предоставляют педагогу возможность развивать у детей целостное, категориальное мировосприятие, а детям - формировать обобщенные способы рисования, целостные представления об искусстве как форме существования красоты, о художественной практике как способе познания мира и его освоения.

Комплексные занятия превращаются в интересные развлекательные представления, шоу, арт-терапевтические сессии и обеспечивают в полной мере идею полифункционального личностно-развивающего подхода, создание полихудожественной среды в дошкольном образовательном учреждении. На этих занятиях педагог является активным участником процесса сотворчества.

Юлия Кузьмина
Современные подходы и формы организации работы по художественно-творческому развитию в изобразительной деятельности

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность , тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка , реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены, и это сказывается и на образовании. Изменяется содержание, усложняются функции современного ДОУ и условия воспитания. И появляется потребность в поиске новых современных подходов и форм организации работы по художественно – творческому развитию в изобразительной деятельности .

Ведь - Художественно-эстетическое развитие /по ФГОС/ предполагает :

- Развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия произведений искусства, мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

- Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной , конструктивно-модельной и др.) .

2 слайд - Современные подходы

Хочется выделить следующие подходы , которые чаще всего используются в работе :

Личностно – ориентированный подход ,

Полихудожественный подход ,

Интегрированный подход ,

Системно – деятельностный подход ,

Индивидуальный подход ,

Гендерный подход .

Давайте обсудим выше перечисленные подходы . Как они влияют на развитие и формирование творческой личности .

3 слайд - Личностно – ориентированный подход

Проявляется в ориентации всего педагогического процесса на решение задачи содействия развитию основ личностной культуры ребёнка.

Проявляется в построении способов взаимодействия с детьми, ориентированных :

На принятие ребёнка таким, каков он есть, сотрудничество с ним;

Веру в позитивное развитие ребёнка ;

Понимание его эмоционального состояния, сопереживание и поддержку;

Признание права ребёнка на свободу, инициативу, права выбора.

Мы должны принимать ребёнка таким, каков он есть, сотрудничать с ним, поддерживать, давать возможность проявлять себя в игре, творческой работе . Также поддерживать право выбора : хочет использовать в своей работе цветные карандаши , пусть ими и выполняет творческую работу .

4 слайд - Полихудожественный подход

Рассматривается как своеобразное погружение в искусство, предполагающее тесное соприкосновение дошкольника с его образами, обогащающими эстетический опыт и развивающими способность восприятия образно-символического языка искусства.

Включает активизацию эстетических способностей (чувство формы , способность к одушевлению и преображению формы ) и развитие детского художественного творчества .

Каждый ребёнок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества . Сущность полихудожественного подхода заключается в организации художественного образования детей . Следует проводить беседы об искусстве, рассматривать произведения искусства /например : картину И. Т. Хруцкого «Натюрморт» и выражать своё отношение к ней/.

5 слайд – Интегрированный подход

Важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусства на уровне творческого процесса, их следует отличать от привычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого по их сюжету и содержанию.

Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом развитии детей обеспечивает разностороннее воздействие на ребёнка, способствует познанию предметов и явлений на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребёнка в разных формах художественной деятельности с использованием специфических средств выразительности. То есть, наряду с рисованием, лепкой и аппликацией предлагается заниматься с детьми оформительским искусством .

6 слайд - Системно – деятельностный подход

Ключевым моментом этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

В основе системно - деятельностного подхода в обучении лежит задача научить пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной деятельности : ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка. Поэтому итогом творческого процесса должна стать способность через восприятие многовекового культурного опыта человечества сделать попытку создать свое произведение искусства. Например : рассмотрев картину И. Т. Хруцкого «Натюрморт» , обсудив или выразив своё отношение к ней, педагог предлагает создать своё произведение, свой натюрморт.

7 слайд - Индивидуальный подход

Основан на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребёнка.

Для осуществления такого подхода надо внимательно наблюдать за каждым ребёнком в процессе его деятельности , выделяя для себя характерное для каждого : что получается, а что нет.

Необходимо оказывать помощь, если в этом нуждается ребёнок, тактично направлять те или иные действия детей.

Роль воспитателя оказывать детям в процессе творческой работы индивидуальную помощь (задаются вопросы по содержанию рисунка, уточняется подбор изобразительных материалов ). Педагог поощряет инициативу, даёт деликатные советы в индивидуальной форме .

8 слайд - Гендерный подход

Мальчики и девочки. Они такие разные, и следует учитывать их особенности обучения в современном детском саду .

У мальчиков эмоции выражаются через действие, а у девочек – эмоции выражаются словами.

У мальчиков меньше объём внимания и глубина сопереживания, а у девочек – больше объём внимания и глубина сопереживания.

У мальчиков игры связаны с физическим контактом, непрерывным действием, а у девочек в играх большую часть времени занимают поочерёдные действия и скрытая конкуренция.

Мальчики ориентированы на информацию , чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа, а девочки отдают предпочтение восстановлению контактов.

Как мы видим, рассмотренные современные подходы тесно

взаимосвязаны между собой.

Наиболее часто используемые формы работы по художественно - творческому развитию в изобразительной деятельности

9 слайд - Формы организации работы по художественно - творческому развитию в изобразительной деятельности

Совместная творческая деятельность в организованно образовательной деятельности .

Совместная творческая деятельность в ходе режимных моментов.

Творческая деятельность в самостоятельной деятельности .

Проектная деятельность .

Праздники, досуги.

Выставки детских работ .

10 слайд - Игра – основная форма работы с дошкольниками

Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение , мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.

11 слайд - Совместная творческая деятельность в организованно образовательной деятельности /занятия/

Основная задача организованных форм образовательной деятельности по развитию художественно-эстетической деятельности – формирование у детей структуры самой деятельности /обучение детей лепке, рисованию, аппликации/.

И очень важно, чтобы деятельность ребенка на занятии была разнообразной, содержательной. Радостным должен стать процесс познания мира с неизбежными трудностями, успехами, неудачами.

Детские творческие работы по теме «Натюрморты» .

В самостоятельной творческой деятельности каждый ребёнок получает конкретное задание, выполняет его, а в конце деятельности из детских работ составляется композиция или панно.

Коллективная творческая работа детей старшей группы.

Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании дошкольников, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы , развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности .

14 слайд – Проектная деятельность

Именно его использование характеризует поиск педагогами новых форм организации процесса обучения и проведения организационных форм образовательной деятельности с детьми в детском саду / Например : проект «Что такое натюрморт?» /

15 слайд - Выставки детских работ

Все детские работы обязательно сохраняем в отдельных папках. Они используются для проведения групповых, персональных и коллективных выставок.

С одной стороны, это способствует тому, что дети начинают дорожить своими работами , стремиться к хорошему результату; формирует эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности ;

С другой – выставки детских работ позволяют проследить динамику обучаемости ребёнка от младшей до подготовительной к школе группы, наглядно представить результаты работы в группе .

Хочется сделать вывод : - Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик» , который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность способствует наиболее широкому раскрытию творческих и эстетических способностей дошкольника.

Для обогащения содержания обучения и воспитания важна интеграция не только видов искусства, но и видов изобразительной (художественно-продуктивной деятельности: рисование — аппликация, лепка — рисование, конструирование – рисование, лепка – аппликация и тому подобное.

В изобразительной деятельности заложены большие возможности для развития творческих способностей детей, реализация которых во многом зависит от эффективного педагогического руководства.

Если раньше изобразительную (художественно-продуктивную) деятельность педагоги направляли на получение технических умений и навыков, то на современном этапе главным для ребенка должны быть радость, удовольствие от самого процесса изобразительной (художественно-продуктивной) деятельности.

Оценивая работу, педагог учитывает не только ее качество, но и какими усилиями был достигнут результат.

Формой организации изобразительной деятельности являются занятия. Это особая форма общения педагога с ребенком, которая традиционно считается формой организованного обучения.

Вообще любое общение педагога с детьми можно назвать «занятием», ведь оно предполагает прямое или косвенное обучение, образование, развитие.

Формы организации детей

Образовательное, обучающее, коррекционно-развивающее, арт-терапевтическое общение предполагает определенные формы организации детей:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • фронтальное.

Форма индивидуального обучения

Индивидуальное общение является диалоговой формой, которая является целесообразной во время наблюдений в окружающей среде («Посмотрим красоту вместе»), рассматривания бытовых предметов, объектов природы, арт-объектов (произведений искусства, в продукте творчества ребенка); проведение изобразительных упражнений и экспериментирования с материалами.

Форма группового обучения

Групповое общение преимущественно является формой совместных упражнений, действий, направленных на уточнение, осмысление способов действий. Педагог объединяет нескольких детей в группу по собственной инициативе (например, заметив типичные особенности в способах действия с изобразительным материалом), по инициативе и желанию детей (например, в общении с одаренными детьми).

Форма фронтального обучения

Фронтальное общение предполагает работу воспитателя со всей группой детей (например, введение нового информационного и изобразительного материала, способа, вида художественной практики; творческие проекты, диагностика достижений детей).

Что такое личностно-ориентированная модель в образовательном процессе?

Личностно-ориентированная модель образования требует адекватных подходов к классификации занятий изобразительной деятельностью. Главное требование к ним — обеспечение диалектической связи сознания и деятельности, реализация полифункционального, интегрированного подхода.

Как организуется изобразительная деятельность на занятиях?

На занятиях дети прорабатывают тему, предложенную воспитателем (новая информация, уточнение известной, поиск собственного способа решения), или творчески реализуют полученные навыки и умения в самостоятельно выбранной теме.

Тип занятия обусловлен его целью: диагностическое, информационное, коррекционно-развивающее, творчески-реабилитационное (арт-терапевтическое).

Личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании ребенка предусматривает диалектическая связь ее развития изобразительной деятельности с активным ознакомлением с теорией и практикой изобразительного искусства, художником в качестве образца креативного поведения.

Типы занятий изо деятельности

По характеру деятельности и содержанию можно различать следующие занятия:

  • теоретические (искусствоведческие);
  • практические (изобразительные);
  • комбинированные (взаимосвязь художественной теории и эстетической практики);
  • комплексные, интегрированные (основанные на синтезе и взаимодействии искусств).

На что направлено теоретическое занятие изо деятельности?

Теоретические занятия главной целью имеют введение ребенка в мир искусства, знакомство с понятием «искусство», его видами и жанрами, творческим процессом и прочее.

Эти занятия проводят с раннего возраста, рассматривая с детьми арт-объекты (игрушки, книги, произведения искусства), рассказывая о них (искусствоведческая рассказ); разворачивая беседу (искусствоведческая беседа), художественно-дидактическую игру или арт-терапевтическую сессию («Художественным салоп», «В музее скульптур», «Путешествие в картину», «Народная игрушка», «Что такое архитектура»).

Цель и задачи практических занятий

Практические занятия предполагают активное погружение детей в мир художественной практики: изобразительных материалов, способов художественной обработки материалов, действий с изобразительными средствами, оборудованием для этой деятельности.

На этих занятиях педагог транслирует ребенку другую информацию: о материалах и способах работы с ними. Он ссылается на образ художника и собственными действиями демонстрирует ребенку образец креативного (творческого) поведения.

Например, «Давайте подумаем вместе: как художник осень рисовал», «Где народные умельцы узоры искали», «Как скульптор в глине будущую скульптуру увидел».

Дети знакомятся с различными изобразительными техниками, материалами и способами действий ими. Педагог побуждает детей с раннего возраста к активному манипулированию красками, фломастерами, карандашами, глиной, воском, тестом, строительным материалом, бумагой, тканью, выкидным материалом (коробки, лоскутки, пуговицы, баночки), природным материалом (перья, камни, ракушки-ракушки, ветки, корни, сухостой, кора).

Также он приглашает детей к совместным с ним действиям для осознания более сложных техник (например, оригами, вытыкание, вышивание, флористика, интарсия, плетение).

Как осуществляется изобразительная деятельность на занятиях комбинированного типа?

Комбинированные занятия являются особым видом организованного учебно-развивающего общения педагога с детьми. Они сочетают в себе теоретически-искусствоведческую и практически-творческую части.

Например, дети уточняют информацию о жанре пейзажа и рассматривают репродукции пейзажных картин, обсуждают, обмениваются мнениями о выразительных средствах, цвете, композиции, осуществляют «Путешествие в картину» и выполняют игровые упражнения на развитие воображения, образного мышления, переживания эстетических эмоций, воспроизводят в собственном воображении творческий процесс художника.

Практическую часть занятия могут составлять упражнения на смешивание цветов, например, «Цвета золотой осени». «Цвета поздней осени», «Осеннее небо», или «Рисуем осенние деревья».

Можно предложить творческую работу: «Рисуем пейзаж».

Изобразительная деятельность на занятиях интегрированного типа

Комплексные (интегрированные) занятия предоставляют педагогу возможность развивать у детей целостное, категориальное мировосприятие, а детям - формировать обобщенные способы рисования, целостные представления об искусстве как форме существования красоты, о художественной практике как способе познания мира и его освоения.

Комплексные занятия превращаются в интересные развлекательные представления, шоу, арт-терапевтические сессии и обеспечивают в полной мере идею полифункционального личностно-развивающего подхода, создание полихудожественной среды в дошкольном образовательном учреждении. На этих занятиях педагог является активным участником процесса сотворчества.

В методической литературе встречаются различные названия занятий по изобразительной деятельности: предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация). При этом нередко добавляют: «и по замыслу». Хотя занятие «по замыслу» может быть на любую тему. Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности. Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах:

  • - занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;
  • - занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений;
  • - занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов. Безусловно, процесс творчества включает и репродуктивную деятельность, но она подчинена творчеству и входит в структуру творческого процесса. Выделение разных типов занятий в определенной мере связано с решением проблемы обучения, ориентированного на развитие самостоятельности, творчества. Обучение, предполагающее прямую передачу дошкольникам «готовых» знаний, умений, преобладает на занятиях первого типа. Общие дидактические методы обучения, прямо соотносятся с этими типами занятий: информационно-рецептивный - с занятием по сообщению новых знаний, репродуктивный - с занятиями по упражнению в применении знаний и умений, частично поисковый (эвристический) и исследовательский - с творческими. Эти методы, организуя весь процесс обучения на занятии, интегрируют в себе все другие, более частные методы и приемы (обследование, беседа и т.п.), определяя характер познавательной деятельности детей в каждом из них .

Таким образом, в каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности. В педагогическом процессе все эти типы занятий имеют место. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению, индивидуальный опыт выявить не всегда легко. Именно поэтому в системе работы занятие третьего типа (творческое) может не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае у педагога есть возможность выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его изображения. Иногда такая информация приобретается педагогом в процессе наблюдения за самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольников. При наличии такой информации педагог может дифференцирование строить индивидуальную работу с детьми, целенаправленно объединяя их в подгруппы. Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения. Так по содержанию изображения различают предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация). По методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры. По характеру выбора темы: на тему, предложенную воспитателем, и на свободную тему, выбранную ребенком (так называемые занятия «по замыслу») .

По источнику тем замыслов: занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения); на музыкальные темы; на темы окружающей действительности.

Остановимся на их характеристике более подробно. Итак, занятия, выделенные по методу, способу изображения, по представлению, памяти, с натуры. Изобразительная деятельность по представлению (иначе можно назвать по воображению) строится в основном на комбинаторной деятельности воображения, в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются как можно более точно изобразить. Изображение с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления.Все эти виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного). Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу.Есть занятия на тему, предложенную воспитателем, и на тему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему. Воспитатель определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными («Кем я буду», «На чем хочу покататься», «Радостный денек» и т.п.). В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность, при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно.

В методике обучения детей изобразительной деятельности под термином «рисование по памяти» понимается процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия. Смысл их в развитии восприятия, наблюдательности, зрительной памяти; приучении детей к наблюдению и запоминанию увиденного, а затем воспроизведению. Изображение (рисование) с натуры. Возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи долгое время оспаривалась в дошкольной педагогике. Н.П.Сакулина одна из первых обратилась к этому виду рисования. Наиболее глубокое исследование на эту тему проведено Р.Г.Казаковой.В исследовании Р.Г.Казаковой показано, что ребенку-дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линейным контуром, строение, относительную величину частей в предмете, цвет, расположение в пространстве.Задачи обучения в таком виде занятия: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой в процессе изображения. Последнее действие особенно трудно удается детям. Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.Разновидностью таких занятий может быть рисование натюрмортов. Рисование с натуры натюрмортов, пейзажей желательно сочетать с восприятием дошкольниками произведений изобразительного искусства этих жанров. Рассказы о художниках, восприятие художественных картин вызывают у детей соответствующие эстетические чувства, рождают мотивы собственной изобразительной деятельности, делают ее более осмысленной. Лепка с натуры принципиально не отличается от рисования. Виды занятий, выделенные по источнику замыслов, тем. К ним относятся занятия на темы непосредственно воспринимаемой окружающей действительности; на литературные темы (по стихотворению, сказке, рассказу, малым фольклорным жанрам, загадке, потешке); по музыкальным произведениям. Соответственно источнику тем строится методика таких занятий, в частности отбор ведущих методов. Изображение на темы из окружающего ребенка мира требует в первую очередь непосредственного восприятия предметов и явлений. Изобразительная деятельность на занятии на основе литературного произведения, при всех особенностях разных жанров, предполагает создание изображения с опорой на словесный образ. То есть окружающий мир и отношение к нему уже воплощено в литературном образе с помощью специфических средств. Создание изобразительного образа требует своеобразного понимания и анализа этих специфических средств. Поэтому важно, чтобы ребенок за словом увидел образ, а затем воплотил его изобразительным языком, передав свое отношение. То же самое требуется при создании образа на основе музыкального произведения. Методика таких занятий как бы двухэтапная: сначала необходимо обеспечить полноценное эстетическое восприятие детьми литературного (музыкального) образа на основе непосредственных впечатлений от подобных явлений в жизни, а затем вести работу по формированию изобразительного представления на основе восприятия и анализа самого художественного образа. В беседе, предваряющей исполнительскую часть деятельности, целесообразно заслушать примерный целостный замысел одного из ребят: определение содержания (что нарисует), внешней характеристики образов (как будет выглядеть персонаж), где будет располагаться то или иное изображение, с чего удобнее начать рисунок, в какой последовательности будет он воплощаться, в каком материале. Широко распространены занятия рисованием (лепкой) по стихотворению. Методика таких занятий подробно разработана и представлена в работах Л.В.Компанцевой .

Особо стоит остановиться на так называемых комплексных занятиях, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыкальная (пение, танец, слушание), художественно-речевая. Таких занятий не может быть много, это, скорее, праздник, своеобразный спектакль-отчет, устраиваемый вместе с детьми. Очень важно, чтобы у детей рождались эстетические чувства, радость от того, что они делают. Это возможно, если интегрирование разных видов художественной деятельности будет строиться не только на основе единого тематического содержания, но и с учетом характера тех чувств, которые призваны вызвать занятия такого рода. Полезно использовать произведения искусства, вызывающие эти чувства. Восприятие искусства и создание собственных образов, по сути, разные виды деятельности со своими довольно сложными задачами. При объединении их в одном занятии что-то должно быть доминирующим, главным для обучения, другое - более свободным, близким к самостоятельной художественной деятельности. Восприятие сочетается со слушанием музыкальных произведений, чтением стихов. Доминирует при этом изобразительное искусство. Эмоциональная насыщенность занятия должна быть высокой. Нужно, чтобы у детей осталось яркое впечатление от общения с искусством. Затем можно предложить им рисовать зимний пейзаж по настроению, так, как они хотят, находясь под впечатлением от восприятия искусства. Такое рисование не утомляет детей, оно проводится в оставшееся время, дети как бы «выплескивают» свои чувства. Эти рисунки в то же время дают педагогу информацию об уровне их умений, о чувстве, вызываемом этой темой.

Изобразительная деятельность - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине, как в стихотворении В.Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности. Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогической меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений.

При характеристике изобразительной деятельности мне хотелось бы обратить внимание на ее воспитательную ценность: работы, выполненные коллективно, могут быть использованы для оформления группы, применены в качестве декорации для игр-драматизаций по художественным произведениям, послужить украшением зала к праздникам, досугам или развлечениям. В этом случае художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка. Различные попытки возможных объединений детей в группы вызваны стремлением преодолеть несоответствие между фронтальной работой воспитателя с коллективом и осуществлением индивидуального подхода к каждому ребенку.

Изобразительная деятельность в детском саду - является своеобразным итогом обучения детей определенным изобразительным навыкам.

В процессе проведения коллективной работы педагог решает большое количество задач нравственного воспитания.

Создание изображений следует организовывать в разных возрастных группах. Можно выделить несколько форм таких занятий. Первый - наиболее простой, когда ребенок выполняет своё изображение, а затем всё созданное детьми, объединяется в общую композицию. Например, каждый вырезает и склеивает какой-то объект и из этих изображений составляется картина: «Птицы на ветке», «Цыплята гуляют по травке», «Улица города» и т.д. Или каждый ребёнок рисует осенние деревья. Соединённые вместе рисунки составляют общую композицию: «Осенний лес» и др. Такие общие картины производят на детей яркое впечатление, буквально завораживают детей, вызывают желание заниматься.

Для создания общих композиций воспитанники могут быть объединены в несколько подгрупп, каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет узор для середины ковра, другая - разрабатывает украшение поля, третья - готовит части узора для каймы, углов. В создании такой композиции могут принять участие дети разных возрастных групп, и каждому найдётся дело по силам, что особенно актуально в летний период. Воспитателю необходимо уметь распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребёнку было, по силам создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя лучшим образом, мог достигнуть высокого результата.

Может быть, и другая классификация форм организации коллективных работ детей. А.И.Савенков, проведя с детьми старшего дошкольного возраста исследование, предложил такую классификацию, которая позволяет систематизировать и затем постоянно усложнять процесс совместной деятельности детей от совместно-индивидуальной к более сложной совместно-последовательной и, наконец, совместно-взаимодействующей. Взаимодействие детей может осуществляться в паре, в небольшой группе (3-5человек) и большой, фактически включающей всех детей группы. Воспитанники могут создавать изображения одновременно или работая над изображением по принципу конвейера.

В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:

  • 1. Совместно-индивидуальная.
  • 2. Совместно-последовательная.
  • 3. Совместно-взаимодействующая.

Изобразительная деятельность работы может быть разной не только по форме организации работ, но и по видам, которые можно определить по тематическому критерию:

  • · Изготовление художественных панно и макетов;
  • · Выполнение подарочных плакатов;
  • · Изготовление атрибутов к совместным играм;
  • · Иллюстрирование сказок и рассказов;
  • · Художественное оформление выставок;
  • · Изготовление костюмов, театральных декораций.

Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия с детьми? Прежде всего, следует подчеркнуть, что выбор той или иной формы организации коллективной деятельности зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповой образовательной деятельности или в свободное от неё время, в процессе самостоятельной художественной деятельности. Сложность содержания и отдельных изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы.

В организации работы есть 3 этапа:

  • · Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких художественных образов.
  • · Основной - выполнение работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.
  • · Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.

Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся договариваться между собой о совместной работе и её содержании. Вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.

Коллективные работы можно проводить в любой возрастной группе, на любом виде занятий по изобразительной деятельности.

Легче всего организовать коллективную работу по лепке или аппликации, сложнее - по рисованию. Формы организации зависят от возраста и коммуникативных навыков детей.

В младших группах дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы объединяются в одну - две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них получиться общая композиция.

Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место - кладет ладошки на бумагу так, чтобы локти соседа не мешали. Затем все дети выполняют одинаковое задание, а потом дополняют рисунок деталями по желанию. Может быть и такой вариант: каждый ребенок выполняет изображение на листе такого же цвета, как общий фон композиции, после выполнения задания, маленькие листочки наклеиваются на общий лист, который объединяет все работы. Этот вариант может быть использован и в младших группах.

В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после выполнения задания соединить все части в том же порядке.

Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по сложности изображения, далее группа может быть увеличена до трех - четырех и более детей.

Легче выполнять коллективные работы в аппликации. Каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем - наклеивает его на общий лист.

С детьми старшего дошкольного возраста в рисунке или аппликации создаются коллективные работы по мотивам народного искусства. Организовать такую деятельность можно по-разному. Например, каждый ребенок рисует узор на полосе или квадрате. Когда составление узора закончится, все рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевающие рисованием. Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого-то вида народного искусства: городца, павловских платков, а в подготовительной группе такую композицию можно предложить детям выполнить в стиле жостовских подносов, хохломы и других росписей. Надо шире использовать в работе с детьми народное искусство той местности, в которой живут дети. Работу над декоративной композицией можно организовать по-другому. Вместе с детьми воспитатель на большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом надо активно привлекать детей к обдумыванию, обсуждению содержания изделия, предлагая им показать, где и как будет размещён узор, обсудить колорит и декоративные компоненты. Затем все вместе советуются, кто будет рисовать узор в центре, по углам, по краям. Композиция создается последовательно (по типу конвейера): сначала рисуется узор в середине, затем по углам и кайме. Такой узор могут выполнить от 2 до 4 детей. Для этого лист удобнее разместить на столе, к которому можно подойти с разных сторон. Затем рисуется узор по углам, так же оформляется и кайма.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить детям украсить пару варежек, сапожек. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь ребятам надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу.

В лепке дети могут выполнять персонажей композиции. Но здесь, очень важно договориться, кто кого будет лепить, уметь соотнести величину фигурок, определить дополнения, которые сделают композицию общей.

Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа.

Многие коллективные картины могут создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на занятии, а затем в свободное от занятий время композиция может обогащаться, расширяться, дополняться. Постепенно картина становится более полной, содержательной, интересной, выразительной. В окончательной доработке композиции могут принимать участие не все дети, а те которые выражают желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно со всеми.

Интересными для воспитанников являются и такие формы создания коллективных композиций, в которых вместе с детьми работают и воспитатели, последние выполняют ту часть работы, которая не по силам детям. Так, например, воспитатель, предлагая детям создать композицию «Птицы на ветке», заранее вырезает и наклеивает изображение дерева и приносит на занятие, детям же предлагается вырезать и наклеить птиц. Было бы лучше, если бы дети приняли участие, пусть даже пассивное в подготовке такого изображения.

Вместе с тем, в таком виде работы и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате, естественнее осуществляется обсуждение предстоящей работы, её хода, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. Взаимодействие детей и педагога осуществляется более свободно, вместе с тем, дети имеют возможность видеть, как действует воспитатель, обучаться без прямых указаний педагога, часто сковывающих детей, лишающих их самостоятельности, возможности высказать свое мнение.

В коллективной форме организации работы могут быть подготовлены детали костюмов, декорации, атрибуты для игр-драматизаций по литературным произведениям. Коллективная изобразительная деятельность детей может быть органично связана со всеми сторонами жизни детей, и особенно с другими художественно-творческими деятельностями (с разными видами игр, музыкальной, художественной, коммуникативной).

Теория и практика художественной педагогики определяют различные формы организации художественной деятельности детей с отклонениями в развитии в образовательном учреждении. Они раз-

"Неменский Б.М. Пути очачовечивания школы //11овое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1989. - С. 132.

личны в специальном детском саду и школе, поскольку отвечают требованиям возраста и специфике ведущей деятельности.

Основной формой обучения дошкольников каждому конкретному виду искусства (музыкальному, изобразительному, художественному слову, театральному) является занятие. Художественные Отличительной чертой художественных заня-занятия с тий с детьми с проблемами является то, что они дошкольниками решают как образовательные и воспитательные, так и коррекционно-развивающие задачи. Содержание, организация, методика проведения занятий определяются природой и характером нарушений в развитии ребенка.

Занятия, приобщающие ребенка с проблемами к искусству, начинаются с первого года жизни. Эта форма обучения обеспечивает целенаправленное развитие ребенка с проблемами в соответствии с программой, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей. Занятия, организованные педагогом, направлены на приобретение тех знаний и умений, которые имеют наибольшее значение для общего и художественного развития детей и которые не могут своевременно сформироваться без специального обучения.

В младенческом возрасте первыми занятиями по художественному развитию с малышами с проблемами являются музыкальные занятия, которые проводятся индивидуально по 5-7 мин 3 раза в неделю. Музыкальный руководитель (или мать дома) побуждает ребенка находить источник звучания: погремушку, колокольчик, поющего взрослого; вызывает «комплекс оживления», двигательную реакцию на звучащую музыку, голос. Во второй половине года занятия проводятся с подгруппой детей. В занятии выделяются отдельные виды музыкальной деятельности: слушание коротеньких музыкальных произведений в манеже - 1,5-2 мин, с перерывами; пение взрослого и гуление ребенка, музыкально-ритмические движения (пляска под пение взрослого) - с каждым ребенком индивидуально по 5 - 7 мин.



В это время музыкальный руководитель побуждает детей подражать отдельным певческим интонациям взрослого («а-а-а...»), откликаться на игровые действия взрослого с игрушкой под музыку (кукла идет - топ-топ-топ, пляшет, уходит - «до свидания»; звукоподражания животным: кошка мяукает, собака лает).

В раннем возрасте с ребенком с проблемами формирование художественной деятельности осуществляется на занятиях по изобразительному искусству, музыкальному развитию, знакомству с художественной литературой. В этом возрасте малышам трудно заниматься тем, что не вызывает интерес, поэтому все занятия проводятся в игровой форме. Интерес к занятию поддерживается эмоциональным отношением педагога к тому, что он показывает детям, о чем рассказывает. Важным моментом в формировании художественной деятельности в этом возрасте является речь педагога, кото-

рая должна быть интонационно выразительной, четкой, грамотной, с короткими фразами, понятной детям, при этом большое значение имеет использование художественного слова педагогом. Не менее значимым в развитии ребенка с проблемами в этот период является предметно-игровое звучащее поле (музыкальные образные игрушки, погремушки), используемое в занятии. Полисенсорный ансамбль воздействия (звук, цвет, форма, тактильное прикосновение к звучащей игрушке, мягкой, двигающейся) обеспечивает комплексное развитие малыша с проблемами на занятии.

В раннем возрасте ведущим методом обучения художественной деятельности ребенка с проблемами в развитии является наглядно-действенный. Детям должна предоставляться возможность не только смотреть, слушать, но и действовать с предметом, включаться в речевое общение с педагогом, проявлять эмоциональное отношение к предмету.

Организуя музыкальное занятие или занятие по знакомству с художественной литературой, по изобразительной деятельности с малышами с проблемами, педагог должен помнить, что чем больше анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, тактильный) участвуют в восприятии, тем глубже впечатление ребенка, прочнее запоминание, а значит выше обучающий эффект занятия.

Нервная система малыша с проблемами характеризуется слабой выносливостью, быстрой утомляемостью, поэтому занятия по художественному развитию должны быть не более 7-10 мин на втором году жизни и 10-15 мин на третьем году жизни. Нельзя насильно заставлять малыша заниматься искусством, так как это может надолго вызвать отрицательное отношение к занятиям. Такие занятия всегда должны сопровождаться состоянием радости и успеха для малыша с проблемами.

В дошкольном возрасте занятия, связанные с искусством, являются основной формой обучения художественной деятельности (художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, театрализованно-игровой).

По организации они подразделяются на индивидуальные занятия, подгрупповые и фронтальные занятия.

Индивидуальные занятия по разным видам искусства являются обязательными для специального дошкольного учреждения. Если ребенок не усваивает программный материал, если он болел и пропустил занятия, тогда ему нужна не только направляющая помощь, а обучающая каким-либо навыкам в художественной деятельности. Такие занятия разными видами искусства может проводить и де-фектолог (художественно-речевая деятельность), и музыкальный руководитель (музыкальная, театрализованная деятельность), и воспитатель (изобразительная деятельность).

Подгрупповые и фронтальные занятия проводятся в соответствии с программой обучения и воспитания как обязательные. Объе-

диненные общими переживаниями, стремлением выполнить общее задание, дети лучше проявляют свои способности. Педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого. При этом он использует положительный пример сверстников, помогающий отстающему преодолеть трудности.

По структуре и содержанию занятия по художественным видам деятельности могут быть традиционными, тематическими, доминантными и комплексными. Характерной особенностью занятий в дошкольном возрасте является наличие пропедевтического и основного этапов, обязательное присутствие игровых моментов, создание атмосферы радости, поддержка даже незначительных положительных проявлений в художественной деятельности, смены разных видов деятельности на одном занятии (рисуют мячик - поют песенку, слушают колыбельную - качают кукол, рассказывают знакомую сказку - смотрят или совместно с педагогом показывают ее на фланелеграфе или в настольном театре).

Занятия по художественному развития дошкольников с проблемами должны отвечать определенным требованиям:

Учитывать специфику нарушения в развитии ребенка;

Иметь коррекционно-развивающую направленность;

Осуществлять дифференцированный подход к детям, учебный материал должен быть различной степени трудности;

Соблюдать преемственность в усвоении материала и формировании умений и навыков по художественным видам деятельности;

Активизировать самостоятельные проявления детей в художественной деятельности и творчестве;

Обеспечивать гибкость и вариативность в структуре занятий;

Использовать в художественных занятиях с детьми разные виды помощи взрослого;

Использовать на занятиях разные виды опор (наглядную, звуковую, словесную, тактильную и т. д.), обеспечивающие успешное овладение навыками в художественной деятельности.

Занятия по художественным видам деятельности проводятся в соответствии с программой обучения и воспитания по каждому виду искусства. Они направлены как на художественное развитие ребенка, так и на коррекцию психических функций, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств ребенка с проблемами.

Музыкальные занятия в специальном детском саду проводятся 2 раза в неделю по 20-25 мин в младшей и средней группах, по 30-35 мин в старшей и подготовительной группах. Один раз в неделю проводится коррекционное занятие по ритмике. Кроме этого, обязательными являются индивидуальные занятия по 10 -15 мин с детьми, требующими дополнительного внимания.

Занятия по изобразительной деятельности и конструированию, а также по знакомству с художественной литературой проводятся

не менее двух раз в неделю на каждое направление в соответствии с программой воспитания и обучения для конкретного вида нарушения развития ребенка. Ведущая роль на занятии принадлежит педагогу. От его профессионализма, понимания особенностей развития ребенка, от умения чувствовать внутреннее состояние, способности увлечь его творческой работой, умения создать доброжелательную атмосферу в процессе художественной деятельности детей с проблемами зависит успех коррекционно-развивающего обучения средствами искусства.

Другой формой использования искусства в специальном детском саду является организация воспитателем художественной деятельности детей вне занятий. Она имеет важное Художественная значение для дошкольников с проблемами, по-деятельность до- скольку воспитатель имеет возможность в ин-школышков с дивидуальной форме средствами искусства проблемами вне осуществлять художественное развитие ребен-занятий ка с проблемами. Художественная деятельность детей вне занятий организуется:

- в музыкальной деятельности: музыкально-игровая (музыкально-дидактические игры, игры с пением, включение песни в сюжетную игру или различные бытовые моменты жизни в группе); музыкально-театрализованная деятельность (инсценирование взрослым песен на фланелеграфе, в настольном театре, на ширме, разыгрывание песен по ролям с детьми, пантомимические игры руками под музыку); мини-концерты по слушанию музыки в сюжетной форме;

- в художественно-речевой (чтение сказок, рассказов, разучивание стихотворений, потешек, разыгрывание их содержания с педагогом в настольных режиссерских играх, в играх со словом и движением);

- в изобразительной деятельности (в групповой и индивидуальной формах; индивидуальная работа педагога с ребенком по рисованию, лепке, аппликации используется, когда ребенок не усвоил программный материал на фронтальных занятиях и ему требуется помощь в овладении навыками в изобразительной деятельности);

- в художественно-ручном труде (совместное изготовление с педагогом поделок, ремонт книжек, изготовление игрушек, обучение ребенка вышиванию, разным видам плетения шнура, изготовление украшений к празднику и т. д.).

Третьей формой использования искусства в Культурно-досу- специальном дошкольном образовательном уч-говая деятель- реждении является культурно-досуговая дея-ность дошколь- тельность. Это праздники и развлечения, кото-ников рые запоминаются детям надолго. Красочное

оформление помещения, где проводится праздник, особо торжественная музыка, яркие детские костюмы, родители, зрители - все это обеспечивает сильные, незабываемые впе-

чатления ребенка с проблемами в развитии. Но праздник и развлечение - важное средство художественного воспитания, которое формирует эстетический вкус ребенка.

Праздники - это торжество, объединяющее детей и взрослых общностью переживаний, эмоциональным настроем. Тематика и форма их проведения может быть различной. Народные праздники Масленица, Рождество с колядками по своей природе педагогичны, поскольку включают в единое действие и взрослых, и детей. Такие праздники, сохранившие традиции прошлого, уходящие корнями вглубь веков, создают духовную атмосферу, оказывающую положительное влияние на духовно-нравственное развитие детей. К. Д. Ушинский отмечал, что воспитание, лишенное народных корней, - бессильно.

В практике специальных дошкольных учреждений отмечаются традиционные праздники «Нового года», «Выпуска детей в школу», «Мамин день - 8 Марта». Форма их организации может варьироваться. Это может быть концерт, музыкально-театрализованное представление или детский спектакль, открытое занятие и т. д. Однако нужно помнить, что содержание, объем материала должны соответствовать особенностям и возможностям детей с проблемами. Праздники не должны быть длительными, так как ребенок с проблемами быстро утомляется, возбуждается. В ткань праздника может вводиться как выученный материал, так и свободная игровая импровизация. Важно только, чтобы педагоги проявляли творчество в выборе форм проведения. Музыкальное оформление праздника предполагает как «живую музыку» на фортепиано, баяне, аккордеоне, так и использование звукозаписей, фонограмм. Желательно, чтобы звуковой фон не утомлял ребенка с проблемами, а создавал радостное, приподнятое настроение, соответствовал тематике праздника, возрасту детей. На детском празднике всегда звучит художественное слово и взрослого и детей, придающее торжеству цельность и гармоничность. Однако, используя этот вид искусства, нужно помнить, что обилие стихов, многословие ведущего делают праздник скучным, утомляют детей. Если словесного материала будет меньше, но он понятен детям по содержанию и выразителен по исполнению, он будет для них интересным.

На детском празднике должны сочетаться разные виды музыкальной, художественно-речевой деятельности: пение, движения, стихи и др. Главное для ребенка с проблемами - активное участие в общем торжестве. К сожалению, в практике дошкольных специализированных учреждений часто можно встретиться с неверной организацией и проведением праздников, где основной целью ставится воздействие на взрослого зрителя, погоня за показной стороной, использование сложного материала, обилие номеров, натаскивание детей, активное участие только способных. Недопустима на празднике для детей с проблемами заорганизованность, чтение стихов,

пение, пляски до изнеможения, в результате чего дети уходят с праздника или утомленными, или чрезмерно возбужденными. Такое построение праздника не может положительно влиять на художественно-эстетическое развитие ребенка и, конечно, не является кор-рекционно-направленным.

Интересной и достаточно приемлемой для специализированного детского сада формой культурно-досуговой деятельности может быть детский спектакль, где совместно со взрослыми дети с проблемами могут продемонстрировать свои возможности в разных видах художественной деятельности. Театральное искусство синтетично по своей природе, в нем сочетаются разные виды художественной деятельности: речевая, музыкальная, вокальная, двигательно-плас-тическая, танцевальная, изобразительно-оформительская. Атмосфера, создаваемая театрализованно-игровой деятельностью, ее размеренность, выстроенная литературной основой, благоприятна для детей с проблемами. Украшенные афиши, декорации, костюмы, музыкальное оформление, игра на «сцене» - все это создает приподнятость настроения ребенка. Драматизация позволяет детям проявить свои способности в разных видах художественной деятельности, занять в спектакле всех детей, распределив роли по их возможностям. Такая форма праздника может предполагать и активную художественную деятельность детей, не занятых в спектакле, а демонстрирующих свои возможности в художественной деятельности в импровизированном «фойе» театра. Это может быть чтение стихов отдельными детьми, индивидуальное пение, общая пляска для гостей, выступление детского ансамбля инструментов и т. д.

Досуговая деятельность не ограничивается только праздниками, она может быть организована и в форме развлечений самой различной тематики и направленности (зрелища с участием самих детей). Это могут быть тематические досуги, в том числе связанные с временем года, фольклорные, дни рождения, концерты самодеятельности, вечера по творчеству композиторов, писателей, КВН, конкурсы и др. Развлечения имеют большую педагогическую ценность. Они обогащают ребенка с проблемами новыми впечатлениями, закрепляют их умения в художественной деятельности, развивают их инициативу, учат использовать речь в свободном общении, формируют художественный вкус.

В организации и проведении развлечений детей с проблемами в дошкольном образовательном учреждении активно задействован весь педагогический коллектив (музыкальный руководитель, де-фектолог, воспитатель, руководитель физического воспитания, изобразительной деятельности). Также привлекается медицинский и даже технический персонал, они могут принять участие в исполнении отдельных номеров, быть жюри или зрителями. Планировать развлечения следует заранее, примерно за месяц, при этом исходить из общего плана всей коррекционно-направленной работы с детьми,

Уроки искусства в специальной школе

учитывать их возможности, степень подготовленности, интересы, условия, наличие оформления развлечения, досуга. Виды досугов для дошкольников с проблемами следует чередовать (зрелища и с участием детей), начиная с более легких, не требующих большой подготовки и сложного оформления. Необходимо, чтобы в каждом специализированном дошкольном учреждении развлечения занимали должное место в системе коррекционно-развивающей работы и проводились систематически.

В связи с тем, что ведущей деятельностью в школе является учебная, основной формой обучения видам искусства является урок. Его продолжительность в первом классе - 35 мин, в других классах - 45 мин. Структура урока по художественным видам деятельности (литературе, рисованию, музыке, ритмике) в специальной школе или классах определяется дидактическими, образовательными, воспитательными, коррекционно-раз-вивающими целями и задачами, его местом в системе уроков по теме. Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим материалом, а также со всей предшествующей работой учащихся и готовит школьников к изучению последующего материала. На уроках по разным видам искусства решение поставленных задач достигается как общедидактическими, так и специальными приемами, обеспечивающими усвоение материала школьниками с проблемами. Наиболее распространенной формой обучения школьников является комбинированный урок, где присутствуют различные компоненты деятельности учителя и ученика: информационно-познавательная часть урока, практическая деятельность детей, а также обобщающая и систематизирующая знания школьников. На уроках по искусству в младших классах широко применяются игровые моменты, разные виды опор (наглядная, слуховая, звуковая, словесная). В зависимости от вида искусства определяются и компоненты, и структура урока.

Так, урок музыки и пения включает знакомство с элементами музыкальной грамоты, слушание музыки и формирование вокально-хоровых навыков через пение детей.

Курок по изобразительному искусству предполагает как восприятие художественных произведений, объектов для изображения, беседу об изобразительном искусстве или о его жанре, анализ увиденного, так и практическую изобразительную деятельность детей: рисование (предметное, сюжетное, по замыслу, декоративное) или лепка, аппликация.

Своеобразием отличаются и уроки чтения в младших классах (и литературы в старших), где младшие школьники, например с нарушением слуха, не только учатся читать сказки, но и пишут слуховой диктант, действуют, разыгрывают ее содержание по ролям с фигурками персонажей.

Урок по художественно-ручному труду предполагает как знакомство с образцами, готовыми изделиями, так и изготовление самими детьми различных художественных поделок. Сенсорное развитие школьников с проблемами обеспечивается использованием комплексных, синтетических уроков, в которых сочетаются разные виды искусства (рисование и музыка, литература и музыка и т. д.). Особенности организации и содержания уроков по искусству определяются в специальной школе спецификой нарушений, имеющихся у детей, возрастными особенностями, необходимостью формирования умений и навыков, обеспечивающих дальнейшее обучение, художественное развитие и адаптацию в социальной среде.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью коррекци-онно-развивающего процесса в специальной школе. Среди направлений внеклассной работы художественно-эс-Внеклассная тетический блок выделяется как самостоятель-художественная ный. Он призван углублять, обобщать художе-деятельность ственно-эстетические знания учащихся. Вмес-в коррекционной те с тем он образует с процессом обучения еди-школе ный непрерывный коррекционно-развиваю-щий и воспитательный комплекс.

В практике работы со школьниками с проблемами выделяются несколько форм организации внеклассной художественно-эстетической работы:

Культурно-досуговая общешкольная деятельность;

Художественно-факультативная, кружковая работа;

Индивидуально-художественная работа с отдельными учащимися в разных видах искусства.

Выбор тех или иных форм работы, а также их сочетание зависит главным образом от целей и содержания работы по художественно-эстетическому воспитанию в специальной школе, от характера нарушений в развитии детей, их возможностей и интересов. Практика существования специальной школы для детей с проблемами убеждает в возможности и целесообразности организации для школьников с разными отклонениями в развитии хоровых, вокальных, танцевальных кружков, театральных и изостудий.

Исключительно большое образовательное, воспитательное и кор-рекционно-развивающее значение имеют для школьников с проблемами все формы внеклассной художественно-эстетической работы в школе. Система внеклассного художественно-эстетического воспитания включает два направления взаимосвязанных задач:

Всемерное использование специфических возможностей каждого вида искусства с целью многостороннего художественно-творческого развития личности школьников, расширения форм его духовных потребностей;

Обогащение на этой основе общеэстетических представлений и знаний учащихся, необходимых для формирования у них художе-

ственно-эстетических вкусов, мировоззрения, художественной культуры.

Во внеклассной работе в специальной школе театральное искусство получило распространение в виде драматических и кукольных кружков. Театр обладает большими возможно-Театр в специаль- стями многогранного воздействия на школьни-ной школе ка в силу своей синтетической природы. Театр - это и литературный текст, и звучащее слово; это пластика и действия актера, его костюм, грим; это музыка, цвет и свет; это изобразительное пространственное искусство художника. Причем каждое из искусств, выступая в театре в союзе с другими видами искусств, обретает новые, дополнительные возможности воздействия на школьника с проблемами. Однако воспитание у школьников потребности в театре как источнике духовного обогащения, развития зрительской и исполнительской культуры не происходит само собой. Для этого требуется систематическая целенаправленная работа, накопление опыта, театральных впечатлений.

Во внеклассной работе театрализованная деятельность организуется в двух вариантах: посещение спектаклей в театре и практическая театрализованная деятельность самих детей в театральном школьном кружке или студии.

Воспитание мотивационного компонента, накопление впечатлений, а также развитие способности воспринимать и оценивать показанное на сцене как художественное отражение жизни осуществляется в процессе посещения с детьми театра. Привлечение внимания учащихся к специфическим средствам сценической выразительности помогает осмыслить значение пластического, ритмического и пространственного решения спектакля.

Приобщение в начальных классах к основам театрального искусства может органически сочетаться с комплексом учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач, решаемых педагогом на уроках по развитию речи, чтению, музыкальному воспитанию, изобразительному искусству.

В более старших классах художественно-эстетическое воспитание средствами театра осуществляется как в процессе обогащения школьников более сложным и разнообразным в жанрово-тематическом отношении репертуаром (романтическая и сатирическая сказка, спектакль о современном герое-сверстнике, красоте труда, дружбе), так и путем расширения круга художественно-образовательных задач. Впечатления о посещении спектаклей у школьников закрепляются. Многообразие форм творческой работы по спектаклю (рисунки, письменные работы, сочинения, беседы) могут использоваться для того, чтобы закрепить в эмоциональной памяти, воображении, в сознании детей конкретные образы, мысли, вызванные спектаклем.

Другой формой использования театра во внеклассной работе является театральный кружок или факультатив. Такая практическая

форма работы в художественной педагогике рассматривается как элемент общей системы воспитания, поскольку формирование художественной культуры средствами театра строится на активизации собственной театрализованной деятельности детей.

Театр - искусство действия, и овладевать основами сценической грамоты с младшими школьниками с проблемами можно только в самом театральном действии. Передовая практика в поисках наиболее эффективных путей не случайно обращается к наследию К. С. Станиславского, где вопросы профессионального обучения рассматриваются в непрерывной связи с задачами коррекционно-развивающего обучения и воспитания качеств творческой личности, необходимых в любой деятельности.

Опыт показывает, что театральное искусство в той или иной мере привлекает к себе школьников всех возрастных групп, а использование этого вида художественно-творческой деятельности в общевоспитательных и коррекционно-развивающих целях плодотворно как для младших школьников, так и старшеклассников с проблемами в развитии. Театрализованная деятельность предполагает всемерное развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей. В то же время занятия - не только удовольствие, но и труд, требующий пытливости, умения преодолевать сложности, критически относиться к себе.

Театрализованная деятельность в специальной школе присутствует в форме кукольного театра, в репертуаре которого могут быть сказки, басни, рассказы, песни. Этот вид театра способствует развитию речи, ее выразительности, пластичности и дифференцированное™ мелкой моторики руки, формированию памяти, произвольного внимания школьников. Под руководством педагога учащиеся овладевают техникой владения куклами би-ба-бо, учатся сочетать действия с речью, что очень затруднено у школьников с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Важное место занимают во внеклассной работе и драматические образно-ролевые спектакли, где дети сами исполняют роли. В процессе обучения технике перевоплощения педагог добивается у детей в передаче сюжета и образа осмысленности, правдивости, целенаправленности действий в условиях сценических обстоятельств, непосредственного, эмоционального отношения к происходящим по сюжету событиям, подлинного общения с партнерами-сверстниками, выразительной речи, посильного овладения основами сценической грамотности как необходимого условия формирования театрализованно-художественной деятельности. Свои театральные успехи школьники показывают зрителям: родителям, сверстникам, гостям. Это имеет значение для ребенка с проблемами, поскольку в этот момент он наполняется чувством своей социальной значимости. Театральное искусство - лишь одно из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс формирования личности школь-

ника с различными формами недостаточности развития. Осуществление этой работы является важным компонентом всей системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания в специальной школе и одним из направлений формирования художественной культуры у школьников с проблемами в развитии.

Другой важной формой внеклассной работы со школьниками с проблемами являются занятия хоровым или сольным пением. Хоровое и сольное пение - не только средство Вокально-хоро- воспитания и развития школьников, но и сред-вая деятельность ство коррекции различных отклонений у де-вне урока тей, связанных с развитием речи, артикуляционного аппарата, дыхания, слуха, с формированием произвольного внимания, памяти, а также с развитием личностных качеств, чувства ответственности, коллективизма, самостоятельности. Использование хоровой работы с детьми с проблемами как одного из путей приобщения к художественной, вокальной культуре продиктовано новыми задачами наиболее полного раскрытия способностей каждого ребенка в условиях комплексного обучения, а также необходимостью его адаптации в дальнейшем в макро-социальных условиях.

Занятия основами танцевального искусства для школьников с проблемами является одной из любимых форм кружковой работы. Целью таких занятий является обучение ре-Танцевальное бенка в силу его возможностей свободно, неискусство в спе- принужденно двигаться, быть интересным, циальной школе привлекательным в танце, не стесняться сверстников. Поэтому основным направлением кружковой танцевальной работы оказывается не столько подготовка исполнителей отдельных танцев, сколько посильное развитие в каждом ученике творческих способностей, овладение танцевальными движениями как формой невербального общения. Танцевальное искусство помогает школьникам с проблемами удовлетворить свои эмоционально-двигательные потребности, обеспечить развитие ритмопластической выразительности, культуры тела. Формируя у подростка через «танец» умение разумно организовывать свободное время, педагог влияет на эффективность решения школьником проблемы свободного времени в будущем, когда он станет взрослым.

Важное место в формировании художественной культуры в условиях специальной школы занимают массовые школьные мероприятия. Это и внутришкольные вечера, неде-Культурно-досу- ли музыки, детской книги, музыкальный лек-говые мероприя- торий и др., организованные силами педагогов тия и детей. Это и внешкольные мероприятия художественно-эстетического содержания, связанные с посещением выставок, театров, музеев. Массовые мероприятия художественной направленности в специальной школе мо-

гут решать задачи эстетического развития школьников, если репертуар и исполнение номеров соответствуют художественным требованиям, если разработан единый сценарий или план праздника, вечера и в него включены разные виды художественной внеклассной деятельности школьников, если дети и педагоги в процессе сотворчества готовятся к проведению такого мероприятия, если создается зрителями ситуация доброжелательности и успеха по отношению к участникам выступлений - детям с проблемами в развитии.