Как сделать алфавит для ребенка. Азбука для детей: необычные варианты от увлеченных мам

В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "Живая азбука" или "Живая Буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква Ж превращается - в жука, буква М - качели и т.д.

Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается живой АЛФАВИТ.

ВНИМАНИЕ!!!

На нашем сайте объявляется конкурс проектов, выполненных учащимися первых классов по теме "Живая азбука"

Уважаемые учителя начальных классов и родители первоклассников! Приглашаем Вас к участию.

Всем участникам высылаем грамоты, а победителям и призёрам дипломы I, II и III степени.

Свои работы присылайте администратору сайта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Проект Живая Азбука 1 класс

Маленькая ящерица

Быстро от вас спрячется

Средь травы найдет лазейку

Промелькнет пронырой-змейкой

А от страха ой-ё-ёй

Потеряет хвостик свой

Проект "Живая Буква"

Дети нашего класса приняли участие в проекте "Живая Буква". Они инсценировали стихотворения известных поэтов современности. Выполнили костюмы в форме букв русского алфавита. Первоклассникам очень понравился наш праздник.

Хочу отметить, что проект - это не только рисунки, но и театрализованные представления.

Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается

Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.

Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком

Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!

Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная

Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж

Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука.

Проект "Живая буква" Иванова Миши, 1 А класс, город Москва

По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок

Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К

Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш

Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем

На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки

Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.

Посмотри на колесо
А увидишь букву О

На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле

Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом

Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"

У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У

Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки

Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′

Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя

Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл

На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы

Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась

Над лугами в синеве
Пролетает буква Э

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я.

Проект "Живая Буква", 1 класс, город Нижний Новгород

Оживить букву можно в проекте "Живая буква" инсценируя стихотворение Бориса Заходера "Буква Я". Костюмы для букв можно сделать своими руками и у вас получится проект "Костюм для буквы"

Всем известно:
Буква Я
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?

Неизвестно?
- Неизвестно.
- Интересно?
- Интересно! -

Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.

Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.

Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква Я!

Я, -
Сказала буква Я, -
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду! -

Говорят ей:
- Встань на место! -
Отвечает: - Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы
В сравнении со мною -
Недоразумение!
Недоразумение -
Не более не менее!

Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
- Фу-ты ну-ты! -
Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.
- Срам! -
Сердито С сказало.
В кричит:
- Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам - предлог! -
Проворчало П:
- Попробуй,
Потолкуй с такой особой!

Нужен к ней подход особый, -
Вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.

Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! -
Закричали Гласные. -
Не хватало только драки!
А еще Согласные!

Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
Буква Я
Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду
Я
Совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме! -

Я
Затопало ногами:
- Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! -
Буквы тут переглянулись,
Все - буквально! - улыбнулись,
И ответил дружный хор:
- Хорошо,
Идем на спор:
Если сможешь
В одиночку
Написать
Хотя бы строчку, -
Правда,
Стало быть,
Твоя!

Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь,
А Я!
...Буква Я взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела, -
Написать она сумела
Только
«...яяяяя!»

Как зальется буква X:
- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! -
О
От смеха покатилось!
А
За голову схватилось.
Б
Схватилось за живот...

Буква Я
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
- Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы Ю!

Что ж, - решил весь алфавит, -
Если хочет - пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы - вместе!
В том, чтоб все -
От А до Я -
Жили, как одна семья!
Буква Я
Всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы Я!

Фавзана Аюпова

Я несколько лет руковожу кружком дополнительного образования "АБВГДейка", организованного с целью развития интеллектуальных способностей в процессе обучения грамоте.

Дети, посещающие данный кружок, знают не только все буквы алфавита и умеют хорошо читать, у них ещё и очень высокий творческий потенциал . Они могут придумать много слов на определённую букву ; придумать предложения, слова которых начинаются на эту букву и даже целые рассказы. И у нас возникло желание проиллюстрировать свои рассказы. Несколько занятий кружка были посвящены составлению рассказов и выполнению рисунков по теме "Живая буква ". Вы здесь можете познакомиться с процессом рисования, рассказами и рисунками детей и выставкой "Живая буква ".

Желаю приятного просмотра!




Рассказ Кати

У петушка Пети - день рождения. Повар пек пирог с повидлом. Поросёнок Паша пел ему песни. Песня прекрасная!


Рассказ "Про Ваню и Вову" Ангелина с бабушкой сочинили дома.

Ваня с Вовой вместе весело играли в викторину в воскресенье. Ваня выбежал на веранду и воскликнул : «Вова, выходи и воду выноси, вверху ведро с водой висит!» Вова влез в войлочные валенки, взял ведро с водой и вылил воду. Ваня веником вымел мусор с веранды. На столе ваза. Там вишни и виноград.





Рассказ Максима на букву "Р"

Буква "Р" ухаживает за растениями , поливает розу и ромашку. Роботы Роу и Ри смастерили ракету и полетят на планету Ровера.



Когда в семье появляются дети – это большая радость для их родителей. Вместе с тем, чем старше ребенок становится, там больше требуется интересных пособий для его развития. В магазинах имеется разнообразный перечень интересных книг и пособий, но не редко они не отвечают нашим запросам. Поэтому, в этой статье мы расскажем, как сделать книжку азбуку с плотными страницами для своего ребенка самостоятельно.

В создании подобной книжки не используется плетеный переплет. Все основано на работе с клеем и, при этом, ребенку будет сложно порвать такую азбуку.

Для того чтобы сделать интересную азбуку книжку необязательно владеть какими-то особенными навыками или знаниями. Главное – желание и аккуратная работа.

Список необходимых материалов

Для того чтобы сделать азбуку нам потребуется:

  1. Плотные листы бумаги формата А4 или А3 для основы азбуки (в зависимости от формата и толщины страниц будущей книжки азбуки);
  2. Стандартная бумага для ксерокса формата А4 (А3) для печати изображения;
  3. Клей ПВА или «Момент Кристалл»;
  4. Принтер цветной формата А4 (А3);
  5. Компьютер с интернетом;
  6. Ножницы;
  7. Карандаш;

Принцип подбора материалов для работы

Материалы для книжки – это важная составляющая проекта. Они подбираются индивидуально для ребенка. Для работы над азбукой и при подборе бумаги для самой книжки необходимо учитывать:

Возраст ребенка

От этого зависит, насколько плотные листы потребуются, чтобы сделать азбуку. Если Вы знаете, что ребенку еще сложно листать книжки с тонкими листами, то нет смысла брать стандартную тонкую бумагу для ксерокса. Лучше использовать плотные листы как в папках для черчения.

Количество времени

Количество времени, которое вы готовы потратить на работу. Как ни удивительно, но вопрос «сколько времени уйдет, чтобы сделать самим книжку азбуку» редко кто задает. Ответ на него зависит от того, насколько творческим будет создание и оформление книжки азбуки своими руками.

Отвечая на это вопрос Вы должны учитывать какую бумагу выбрать:

1. уже порезанные листы для черчения А4 (А3) формата в папках. Они выпускаются стандартных размеров, и резать ничего не придется;

2. ватман формата А1. Его можно разрезать на необходимое количество листов, самостоятельно выбрать формат книжки для сборки азбуки. В том числе можно придумать форму (не просто прямоугольник), например гриба или бабочки. В этом случае максимально отражается вся индивидуальность и творческая задумка. Книжка азбука становится своего рода авторским шедевром, а так же может служить оригинальным подарком ребенку;

3. ненужные плакаты или обои. Этот вариант позволяет сделать листы не такими плотными как из ватмана или бумаги из папки для черчения. При этом простор для творчества сохраняется. Этот вариант подходит для детей 3-4 лет, когда у ребенка более развита мелкая моторика рук.

Тип бумаги

Этот пункт напрямую связан с предыдущим вопросом о времени, т.к. от выбранной бумаги зависит и выбор клея для работы.

1. Если Вы выбрали для создания основы книжки плотную шершавую бумагу (например гост знак), то Вы можете брать любой клей на ваше усмотрение: клей ПВА или «Момент Кристалл». В первом случае сохнуть изделие будет дольше и его придется поместить под пресс, во втором – все на много быстрее, минусом является сильный запах клея в процессе работы.

2. Если Вы остановились на плотной глянцевой или мелованной бумаге (например ненужные плакаты), то в этом случае рекомендуется использовать клей «Момент Кристалл». Это связано с тем, что глянцевая бумага ведет себя не предсказуемо при работе с клеем ПВА, т.е. он имеет водную основу.

3. Если Вы решили сделать все-таки книжку азбуку из тонкой бумаги для ксерокса, то лучше брать для работы клей «Момент Кристалл», хотя может быть использован и клей ПВА. Минус: бумага при нанесении клея очень быстро размягчится и с ней будет сложно работать. Во избежание подобного рекомендуется использовать клей ПВА в виде карандаша.

Формат книжки азбуки

Здесь следует исходить из того, что любой выбранный формат при работе будет складываться пополам. Например, выбирая бумагу формата А4, Вы получите азбуку формата А5, бумага формата А3 – азбука формата А4. Также необходимо обратить внимание на то, что чем больше формат, тем тяжелее будет книжка азбука, т.к. страницы у нее будут плотные. Следовательно, чем больше формат книжки, тем сложнее ребенку ее носить. Наиболее оптимальный вариант – это формат азбуки А5.

Подготовительные работы для книжки азбуки

Чтобы сделать свою уникальную книжку азбуку, необходимо подобрать содержание и картинку. От этого зависит, насколько ребенку будет интересно читать и захочется ли ему пересматривать Ваше творение снова и снова.

Самым простым способом для подбора материала и картинок является поиск в интернете. В современной действительности нет недостатка в электронных версиях азбук различного профиля и уровня сложности. Сейчас встречаются:

  • Логопедические азбуки;
  • Тематические азбуки(морские, с растениями, для мальчиков и девочек и т.д.);
  • Азбуки с иностранным алфавитом и многие другие.

Самое главное в этом разнообразии определиться, что именно Вы хотите получить в финале, сколько картинок и страниц будет на каждую букву (Половина страницы, одна или более). От этого зависит толщина книжки. Если страниц в ней выходит более 35, то лучше разделить азбуку на две отдельные части. Так же учитывайте, будет ли какая-то не стандартная форма у азбуки.

Если Вы имеете навыки работы в графических редакторах, то можете сделать книжку с индивидуальной азбукой с картинками и текстом, которая будет отвечать интересам конкретного ребенка.

Все действия по подготовительным работам для книжки азбуки выполняются в следующей последовательности:

  1. Расчет количества листов в книжке = число листов А4 — 1. Например, если Вы делаете по? листа на каждую букву русского алфавита. На А4 будет размещено 2 страницы, значит 33/2=16,5-1=15,5, иного нам потребуется 16 листов А4 + дополнительные 2 листа на обложку (если было бы четное число листов, то потребовался бы 3-й пустой лист).
  2. Сложить все листы А4 пополам, один лист оставить не согнутым.
  3. Подготовка на компьютере всех страниц азбуки.
  4. Печать страниц азбуки по 2-е на одном листе формата А4 с одной стороны.
  5. Сложить все листы пополам так, чтобы чистая сторона оказалась внутри.

В независимости от того, сами Вы сделали азбуку или взяли стандартную, для фигурной книжки необходим трафарет. По нему размечаются и вырезаются плотные листы и напечатанные страницы с картинками. Если фигура сложная, для упрощения задачи можно перенести этап вырезания и сделать это после склеивания книжки.

Склеивание книжки

После всех подготовительных работ можно приступать к сборке основы для книжки азбуки. В приведенном примере используется клей «Момент Кристалл» (с ним работать проще и быстрее), и глянцевую бумагу (она разрезана под нужный формат).

Для начала, необходимо взять первые 2-а плотные листа, сложенные пополам. Клеем намазать две половинки, подходящие друг другу (то есть на одном сложенном листе это будет правая часть, на другом – левая). Подождать, когда клей высохнет и аккуратно соединить их.

Таким образом, у нас получится начало основы для книжки азбуки. Так же склеиваем остальные плотные листы. В итоге у нас должна получиться книжка основа для будущей азбуки из 34 листов (33 – для азбуки, 1 – передняя обложка, последняя страница в нашем случае получается пустая).

После склейки всех страниц, необходимо взять последний не согнутый лист. Его необходимо приклеить так, чтобы он закрыл корешок книжки и максимально заходил на первую и последнюю страницу основы. Недостающие полосы до полного закрывания страниц можно доклеить вырезанными листами такой же бумаги. Если есть возможность, можно сразу вырезать лист нужного размера и приклеить его на необходимое место.

При использовании трафарета, после склейки книжки можно обвести его и ножницами (или острым макетным ножом) вырезать фигуру.

Когда ребенок только начинает интересоваться буквами, лучше преподносить ему новые знания в виде игры. Вместо скучных прописей можно использовать цветные карточки с картинками или яркие схемы. Кроме того, ускорить процесс запоминания букв можно, если незнакомые для малыша символы (т.е. буквы) будут все время перед глазами. Для этого в детской можно повесить специальный плакат с напечатанной азбукой в картинках. А можно сделать уникальный детский алфавит быстро и просто своими руками.

Мастерим красивый алфавит своими руками из картона

Пожалуй, алфавит из картона - это самый простой вариант, т.к. этот материал можно купить в любом канцтоварном магазине. Для изготовления такого алфавита необходимо вырезать карточки по числу букв и на каждой из них маркером или красками написать по одной букве алфавита. Можно проявить фантазию и отметить красным и синим гласные и согласные звуки.

Еще интереснее такой алфавит будет выглядеть, если на каждую карточку наклеить картинки с животными или предметами, начинающимися на соответствующую букву. Либо же при наличии художественных способностей можно нарисовать такие картинки самостоятельно.

Алфавит из фанеры.

При наличии соответствующего материала можно попробовать вырезать буквы алфавита из фанеры. Для этого необходимо подготовить бумажные заготовки, повторяющие контур каждой буквы, затем перенести их на фанерный лист и выпилить лобзиком. Плюсы такого материала в том, что дети смогут нагляднее видеть формы букв, вертеть их в руках, а, значит, и быстрее запоминать.

Алфавит из фетра.

Вырезанные из фетра буквы являются практически идеальным вариантом для занятий с ребенком. Не секрет, что многим детишкам не нравится осваивать чтение, но игры с мягким алфавитом им наверняка придутся по душе.

Для того чтобы сделать такой алфавит необходимо, как и в случае с фанерой, сначала сделать черновые эскизы из бумаги, а потом уже перенести их на ткань в двойном экземпляре, оставляя припуски на швы. Не бойтесь использовать цветастый материал, дети любят яркие краски. Затем аккуратно сшиваем буквы, набирая их через маленькое отверстие нарезанным синтепоном или синтепухом.

Вышитый алфавит.

Если же вы все-таки хотите сделать алфавит не в виде отдельных букв, а в формате панно, очень элегантным вариантом станет картина с вышивкой крестом. Конечно, над таким алфавитом придется долго поработать, чтобы буквы получились достаточно крупными, но зато его не стыдно будет повесить не только в детской комнате, но в любом другом месте квартиры.

Несколько упростить задачу можно, если использовать специальные схемы для вышивальной машины. Можно подобрать подходящий шрифт, размер букв и достаточно быстро оформить желаемое полотно. При этом важно, чтобы все буквы легко читались, т.е. лучше ориентировать на простые типографские шрифты.

Алфавит, связанный крючком.

Любительницы вязания могут попробовать оформить буквы при помощи крючка. Каждая буква вывязывается отдельно и представляет собой, по сути, вязанную крючком фигурную подушечку, которая потом набивается через небольшое отверстие. С такими буквами очень приятно играть и детям они наверняка понравятся. А даже после того, как малыш освоит навыки чтения, буквы не обязательно прятать в ящик – они станут отличным декором для детской комнаты.

Буквы-подушки.

Пожалуй, это самое популярное решение. Яркие подушки давно уже используются в качестве способа оживления интерьера или придания индивидуальности фотосессии. Их можно сделать практически из любой ткани и украсить по желанию бантиками или кружевами. На швейных форумах можно найти бесплатные схемы по пошиву каждой буквы, но в целом их совсем не сложно нарисовать самостоятельно.

Однако для букв подушек требуется много места, поэтому, если сделать алфавит целиком, то он может занять не только диван, но и всю комнату. Поэтому лучше ограничиться несколькими буквами, например, составляющими имя или инициалы ребенка.

Алфавит из пластилина.

Когда уже ребенок начинает узнавать некоторые буквы, нужно всячески поддерживать дальнейший интерес к изучению алфавита. Отличным помощником в этом станут различные лингвистические игры и использование изображений букв в поделках.

Например, можно предложить слепить знакомые буквы из глины или из пластилина. Так ребенку нужно будет не только вспомнить, что это за буква, но и суметь изобразить ее. Это упражнение позволяет закрепить уже изученный материал, т.к. малыш будет автоматически ассоциировать букву с выбранным цветом пластилина и процессом лепки. Кроме того, это занятие стимулирует мелкую моторику, пространственное мышление и помогает раскрытию творческого потенциала.

Видео по теме статьи

Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие ролики, подробно демонстрирующие, как смастерить алфавит быстро и легко своими руками для детей 3 4 лет из различных материалов.