Окр мир 3 кл надежная защита организма. Презентация "Надежная защита организма" презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему

Надёжная защита организма

Кожа - это орган тела человека, имеющий самую большую поверхность, образующий преграду между внутренним пространством и внешним миром. Она предохраняет организм от микробов, замедляет потерю жидкости, защищает от солнечных лучей; она является также органом осязания и сохраняет тепло.
У кожи два слоя : внешний, эпидермис, защищает внутренний (он называется дерма). Эпидермис придает коже цвет; он постоянно изнашивается и обновляется за счёт молодых клеток. В дерме находятся корни волос, потовые железы и нервные окончания, которые позволяют нам чувствовать тепло, боль - то есть, используются в процессе осязания.
Ты, может быть, спросишь: хорошо ли, что кожа выделяет жир и пот? Они ведь загрязняют кожу? Оказывается, жир и пот очень важны. Жир, покрывает кожу тонким слоем, делает её более мягкой и упругой. Пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека от этого охлаждается. Так человеку легче переносить жару или выполнять тяжёлую работу. Кроме того, с потом выделяются из организма вредные вещества.
Плохо, когда на коже скапливается много жира и пота. К ним прилипает пыль. Кожа становится грязной. Вот где раздолье для бактерий, среди которых немало болезнетворных. Поэтому твоя кожа всегда должна быть чистой.

Отгадай загадки.

Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою
Что это такое?
Ответ: Полотенце

Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю.
Ответ: Мочалка

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне.
Ответ: Мыло

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень и источу.
Ответ: Вода

Вспомни стихотворение Корнея Чуковского "Мойдодыр", в котором главный герой был таким грязным, что от него убегали вещи.

Запиши правила ухода за кожей.
Мыть тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю.
Лицо, уши, шею надо мыть два раза в день - утром и перед сном.
Мыть руки с мылом несколько раз в день, особенно перед едой.
Если кожа пересыхает, смазать кремом, лучше всего детским.

Первая помощь при повреждении кожи
Ранка
Промой ранку чистой водой. Смажь кожу вокруг ранки йодом или зелёнкой (эти жидкости убивают бактерий, которые могут проникнуть в организм). Затем перевяжи ранку чистым бинтом или наклей пластырь.
Ушиб
Приложи к ушибленному месту что-нибудь холодное.
Ожог
Сразу же полей обожженное место большим количеством холодной воды.
Обморожение
Обмороженные места, если вы на улице, растереть сухой варежкой или просто рукой до тех пор, пока кожа не порозовеет. Растирать круговыми движениями.Если мерзнут ноги, надо попрыгать, побегать, пока они не согреются. Когда мёрзнут руки, быстро сжимай кулаки. Если обмороженное место не удалось отогреть на улице, немедленно возвращайся домой. Дома это место надо отогреть чуть тёплой водой, потом осторожно вытереть и тепло укутать.
Если рана, ушиб, ожог, обмораживание большие, нужно немедленно обратиться к врачу!

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема

Что защищает наш организм?

Задачи

практическим путём изучить свойства кожи, научить правильному уходу за ней; познакомить с приёмами оказания первой помощи при повреждениях кожи

Предметные результаты

Научатся

Готовить рассказ об уходе за кожей;

Характеризовать

средства гигиены и ухода за кожей;

меры первой помощи при повреждениях кожи.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

Личностные результаты

Установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках

Основные понятия и определения

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий.

Первой помощи при повреждения кожи. Гигиена кожных покровов

Подготовка к усвоению нового материала

Приготовься показать, как ты моешь руки, ли-цо, как вытираешь их.

Вы уже знаете, что кожа — орган осязания. Но она выполняет в организме и другую работу.

Главная «забота» кожи — защита внутренних частей тела от различных повреждений, от хо-лода и жары, от болезнетворных бактерий

Рассмотри фотографию. Какими средствами ухода за кожей пользуешься ты?

Изучение нового материала

Ты, может быть, спросишь: хорошо ли, что кожа выделяет жир и пот? Они ведь загрязняют кожу? Оказывается, жир и пот очень важны. Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает её более мягкой и упругой.

Пот испаряется с по-верхности кожи, и тело человека от этого охлаж-дается. Так человеку легче переносить жару или выполнять тяжёлую работу. Кроме того, с потом выделяются из организма вредные вещества.

Плохо, когда на коже скапливается много жира и пота. К ним прилипает пыль. Кожа становится грязной. Вот где раздолье для бактерий, среди которых немало болезнетворных. Поэтому твоя кожа всегда должна быть чистой.

Надо мыть всё тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю. Лицо, уши, шею надо мыть два раза в день — утром и перед сном. Руки мой с мылом несколько раз в день, особенно перед едой. Не забывай насухо выти-рать их своим полотенцем.

Если лицо и руки вытирать плохо, кожа становится обветренной: пересыхает, шелушится и даже трескается. Смажь её кремом, лучше всего детским.

Оказание первой помощи себе или товарищу при повреждениях кожи: небольших ранках, ушибах, ожогах, обмо-раживании. Проделайте упражнения по этим правилам.

Ранка. Промой ранку чистой водой. Смажь ко-жу вокруг ранки йодом или зелёнкой (эти жид-кости убивают бактерий, которые могут проник-нуть в организм). Затем перевяжи ранку чистым бинтом или приклей кусочек бинта пластырем.

Ушиб. Приложи к ушибленному месту что-ни-будь холодное, например тряпочку, смоченную холодной водой, или грелку с холодной водой.

Ожог. Сразу же полей обожжённое место большим количеством холодной воды.

Обмораживание. Обмораживание щёк, ушей, носа легко заметить у товарища: в обморожен-ных местах кожа резко бледнеет. Эти места растирают сухой варежкой, платком или просто рукой до тех пор, пока кожа не порозовеет. Растирать надо круговыми движениями. Нельзя растирать кожу снегом, чтобы не оцарапать.

Если чувствуешь, что мёрзнут ноги, попрыгай, побегай, пока они не отогреются. Когда мёрзнут руки, быстро сжимай кулаки. Если это не помо-гает, разотри пальцы сухой варежкой или рукой

Если обмороженное место не удалось отогреть на улице, немедленно возвращайся домой. До-ма это место надо отогреть чуть тёплой водой, потом осторожно вытереть и тепло укутать

Осмысление и понимание полученных знаний

Практическая работа

1.Рассмотри кожу на своей руке. Потрогай её, потяни. Что ты можешь сказать о коже?

2.Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к стеклу. Что осталось на стекле? Как ты это объяснишь?

3.Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь? Постарайся увидеть маленькие отвер-стия — поры. Как ты думаешь, какое значение они имеют

Если рана, ушиб, ожог, обмораживание боль-шие, нужно немедленно обратиться к врачу!

Вывод

Кожа защищает внутренние части тела чело-века от повреждений, от жары и холода, от болезнетворных бактерий. За кожей необ-ходимо ухаживать: содержать её в чистоте, а если кожа пересыхает, смазывать её кре-мом. При небольших повреждениях кожи нуж-но сразу оказать пострадавшему первую по-мощь.

Самостоятельное применение знаний

1. Какое значение имеет кожа? 2. Какую роль играют жир и пот, которые выделяет кожа? 3. Как нужно ухаживать за кожей? 4. Расскажи о пер-вой помощи при небольших ранениях кожи, ушибах, ожогах, обмораживании.

Задания для домашней работы

Запиши в словарик: ушиб, ожог, обмора-живание.

Запомни, как надо ухаживать за кожей, и выполняй эти правила. Расскажи о них млад-шим ребятам.

О коже человека

Строение и функции кожи

ЗАНЯТИЕ № 12. Тема: «Надежная защита организма»

Цели: учить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы; закреплять знания учащихся об органах чувств и их значении; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Повторение пройденного

– На прошлых уроках мы говорили о том, как мы воспринимаем окружающий мир. Вы знакомились с органами чувств и их значением, учились беречь эти очень важные органы.
Итак, сколько органов чувств у человека? (5.)
Перечислите их. (Глаза, уши, нос, язык, кожа.)
С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге? (Глаза.)
Расскажите о том, как беречь зрение.
Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов? (Нос.)
Когда ухудшается обоняние?
С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка? (Уши.)
Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?
С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, соленую от кислой? (Язык.)
Что интересного вы можете рассказать о языке? (Кончик языка ощущает сладкое, края – кислое, основание – горькое.)
Что помогает определить, теплая или холодная вода, гладкая или шероховатая поверхность? (Кожа.)
Ребята, а без какого органа нельзя было бы видеть, слышать, ощущать запах, вкус? (Без мозга.)
Как поступают сигналы в головной мозг? (По нервам.)
Молодцы! Вы показали отличные знания.

2. Беседа по теме

– Прочитав тему урока, вы, наверное, подумали, что мы сегодня будем говорить об одежде, о моде. Да?
Ребята, а вы никогда не думали о том, что хорошо бы приобрести такую одежду, которая не промокала бы под самым сильным дождем, не впитывала в себя влагу, но свободою пропускала воздух? И к тому же не выцветала, не менялась и ее можно было бы носить хоть сто лет?
А ведь такая одежда есть. Наша кожа – своеобразная, естественная рубашка. Это самый большой наш орган. Полтора квадратных метра живой, гибкой, самой прочной, долговечной ткани.
Сегодня на уроке мы будем говорить о том, зачем нужна кожа, о ее строении, о том, как за кожей ухаживать и как ее сохранять.
Как вы думаете: зачем нужна человеку кожа? (Ответы детей.)
Кожа – орган осязания. Мы можем в темноте или с закрытыми глазами определить размер, форму предмета. Кожа подает нам сигналы: берегись, горячо или холодно!
Кожа покрывает наше тело и предохраняет все внутренние органы от повреждений, принимая на себя удары, царапины, ожоги, обморожения. Кожа помогает нам дышать, защищает от бактерий, от жары и холода.
Как все это происходит, мы с вами сегодня узнаем.

3. Практическая работа

Наблюдение 1

– Рассмотрите кожу на кисти руки. Потрогайте ее.
Что можете сказать? Какая кожа? (Гладкая, мягкая, эластичная, тонкая, прочная.)

Наблюдение 2

– Обратите внимание, что на местах сгибов (на суставах пальцев рук, ног, коленей) кожа имеет складки. Случайно ли это?

– Положите руки на парту ладонью вниз. Правой рукой захватите складки кожи на суставах, а теперь медленно согните палец. Что происходит с кожей?

– складки нужны для того, чтобы не затруднять движение пальцев рук, ног, других частей тела. Без складок на коже руки, ноги пальцы не могли бы сгибаться.

Наблюдение 3

– Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия – поры. Как вы думаете: для чего они? (Кожа дышит.)
Через поры кожа впитывает свежий воздух, который необходим каждой клеточке.

– Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите? (Осталось жирное пятно.)
Зачем коже жир?

– жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой и эластичной.

4. Оздоровительная минутка

5. Беседа по теме

– А теперь представьте, что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть в кожу через поры. И вот что мы там увидим. (Работа по таблице «Строение кожи».)
Кожа человека состоит из трех слоев.

    Наружная оболочка это тоненький защитный слой. В нем находятся поры, через которые дышит кожа.

    Кожа более толстый слой. Его толщина составляет 1–2 мм. В этом слое находятся корни волос, сальные и потовые железы, кровеносные сосуды, нервы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой, а еще он прикрывает отверстия пор и преграждает путь микробам. По всей поверхности кожи расположены еще потовые железы. Все мы видели пот – он похож на капельки воды. Пот выступает всегда, только замечаем мы его, когда нам очень жарко. Пот выделяется, испаряется с поверхности кожи и охлаждает тело человека. В состав пота входят 99 частей воды и 1 часть солей. За сутки через кожу выделяется до 1,5 л воды. Вот почему в жару нам хочется пить. Если человек здоров, то температура его тела почти не изменяется ни ночью, ни днем, ни в жару, ни в холод. Почему? Об этом заботится кожа.

В коже расположены кровеносные сосуды и нервы, поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу и боли. Идет сигнал нервных окончаний на жару – кожа краснеет, становится горячей. Тепло идет к поверхности тела, а излишки выходят наружу. Идет сигнал на холод – сосуды суживаются, кожа бледнеет. Отдача тепла сокращается, но зато внутри тела его количество увеличивается.
Итак, кожа регулирует отдачу тепла в окружающую среду. Ученые подсчитали, что если бы организм человека не имел такой системы регуляции, то за 12 часов температура крови дошла бы до точки кипения.

    Подкожный жир предохраняет органы от ушибов, играет роль смягчителя, сохраняет тепло.

Кожа – удивительный орган, она постоянно обновляется. Ее верхний слой стареет и осыпается, а под ним уже готов новый.

6. Закрепление нового материала

(составляется схема «Значение кожи»).

7. Гигиена кожи

– Зачастую мы небрежно относимся к нашей коже. Чистая, здоровая кожа сдерживает натиск вредных микробов. Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млрд микробов.

8. Первая помощь при повреждениях кожи

– Мы с вами говорили сегодня, что кожа – надежная защита организма и все удары она принимает сначала на себя. Какие повреждения кожи вы знаете? (Ушиб, рана, обморожение, ожог.)
(Рассказ о первой помощи при получении ран, ушибов, ожогов, обморожений.)

9. Игра «Выбери ответ»

1. Кожа – это:
а) важный орган человека;
б) скелет человека;
в) наружный покров тела человека.

2. Какие функции выполняет кожа?
а) Защищает от ран, грязи;
б) переваривает пищу;
в) дышит;
г) очищает кровь.

3. Какую роль играет жир, выделяемый кожей?
Делает кожу мягкой, упругой, крепкой.

Урок: Окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: Надёжная защита организма.

Цель: познакомить детей с понятием «кожа» и её функциями.

Задачи: Рассмотреть строение кожи;

Обучить правильному уходу за кожей;

Расширить представление обучающихся о функциях кожи;

Пополнять словарный запас обучающихся.

Оборудование: презентация «Кожа – надёжная защита организма», лупа, тесты для проверки домашнего задания и нового материала, мультфильм «Лечение Василия», толковый словарь.

Ход урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

    Пересказ учащихся.

    Тест - опросник.

А) Как называется наука, изучающая строение тела человека?

Физиология зоология анатомия

Б) Сколь органов чувств ты знаешь?

7 6 5

В) Соедини линиями.

Глаза Орган осязания

Уши Орган вкуса

Нос Орган зрения

Кожа Орган обоняния

Язык Орган слуха

Г) Зачем человек моргает?

Д) С помощью какого органа ты узнаешь, что запел соловей, залаяла собака?

Уши глаза нос мозг

Е) При помощью какого органа ты отличаешь солёную пищу от горькой?

Зубы нос язык глаза губы

III. Сообщение темы урока.

Отгадайте загадку.

Тело сверху прикрываю,

Защищаю и дышу.

Пот наружу выделяю,

Температурой тела руковожу. (кожа)

Сегодня на уроке продолжим изучать организм человека.

Тема урока «Кожа – надёжная защита организма».

О коже мы говорили как об органе осязания, то есть об органе чувств. А сейчас поговорим о коже как о самом большом органе человека.

Физминутка.

(растирание ушных раковин)

IV. Строение кожи.

Что же такое кожа? Обратимся к толковому словарю.

1.Кожа – это наружный покров тела человека, животного.

2 . Оболочка некоторых плодов, кожура (разг.).

Нам понадобится первое определение.

Кожа состоит из трёх слоев.

Самый первый слой называется ЭПИДЕРМИС.

Наружный слой, очень тонкий, он постоянно обновляется. Верхние чешуйки (клетки) слущиваются, образуются новые, которые растут изнутри (показать). Таким образом, наша кожа производит миллиарды новых клеток и именно столько же мы теряем старых клеток. На протяжении всей жизни наша кожа постоянно обновляется. Полный процесс обновления кожи за всю жизнь происходит примерно 1000 раз.

ЭТО ИНТЕРЕСНО.

Поедателями нашей кожи являются микроскопические клопы САПРОФИТЫ. Невооружённым глазом увидеть мы их не сможем, но я вам их покажу. (слайды)

Данные клопы очень вредны для людей страдающий аллергией, поэтому нужно как можно чаще пылесосить пол и вовремя вытрясать мешок.

Для чего же служит верхний слой кожи?

Скажите, может ли человек промокнуть, так чтобы его можно было отжать? (Нет)

Значит можно сказать, что наша кожа водонепроницаемая. (На доску вывешивается слово – водонепроницаемость )

Возьмите лупу, лежащую на парте. Посмотрите через неё на верхний слой кожи. Что вы видите? (волоски, отверстия).

Отверстия, которые вы видите, называются ПОРАМИ. Для чего они нужны? Вспомните, когда вы приходите после бани, какое вы испытываете ощущение? (ощущение легкости, кожа дышит) Это верно, через поры в организм поступает кислород. Значит можно сказать, что кожа - это орган дыхания? (Да)

(На доску вывешивается – орган дыхания )

Это не единственное назначение пор. О других функциях пор узнаем чуть позже.

Физминутка.

Второй слой называется ДЕРМА - это и есть сама кожа. Этот сравнительно толстый слой богат железами, выраба-тывающими кожное сало. Как из тю-бика выдавливается крем и через поры в коже - кожное сало попадает на поверхность. Благодаря этому кожа сама себя сма-зывает, иначе солнце, вода, ветер и различные химические вещества быст-ро бы её высушили, и она бы рас-трескалась. Сальные железы - не единственные железы в коже. Когда нам жарко, мы потеем. Через поры выделяется пот. На вкус он солоноватый. А откуда берётся пот, как он возникает? Его вырабатывают мил-лионы потовых желёз в коже. Вместе с потом из нашего тела выделяются разные вредные вещества, а также много воды и соли, и их потери нужно постоянно возмещать. Можно ли сказать, что кожа – орган выделения? (надпись – орган выделения ).

Вспомните, выйдя летом из воды даже если на улице жарко, вам становится холодно. Точно также работают потовые железы.

Нажмите пальцем на кожу, вы увидите, что это место сначала побелеет, а потом снова станет розовым. Почему так происходит? В дерме находятся кровеносные сосуды, которые контролируют расход тепла. Если на улице жарко сосуды расширяются и излишки тепла выделяются наружу, а если на улице холодно сосуды сжимаются, и тепло сохраняется в организме.

Тем самым кожа регулирует температуру нашего тела.

(на доске надпись – регулятор температуры )

И третий слой – ГИПОДЕРМА или подкожная жировая клетчатка , состоит из “комочков” жира. Они служат “складом” питательных веществ и энергии, а также подушечкой для внутренних органов.

Итак, кожа – это самый большой и важный орган человека. Без кожи человек прожить не сможет. Кожа – защитная оболочка, принимающая первые удары и ранения на себя.

Таким образом, мы видим, что кожа – это не просто оболочка, а сложный орган.

Почему кожа у людей имеет разный цвет? (показ слайдов). Человек рождается с кожей определённого цвета, и изменить его он не может. Ведь уже при рождении кожа содер-жит определённое количество цветных зёрнышек, которые называются пиг-ментом. (на доску) А бывает и такое, что у людей отсутствует пигмент. Такие люди называются альбиносами, про них мы уже знаем.

Правда, белую кожу можно не-множко подкрасить солнышком. Солнце - источник жизни. И де-ло тут даже не в красивом загаре, а в чём-то более важном: только ко-жа способна с помощью солнца вы-рабатывать очень ценное вещество - витамин Д. Этот витамин особенно нужен детям - для нормального раз-вития их костей. Но не стоит злоупотреблять солнцем, оно может и навредить.

Кожа - хороший защитник организма от солнечной радиации.

(на доске – защита от радиации )

Итак, какую же роль играет наша кожа?

    Водонепроницаемость;

    Орган дыхания;

    Орган выделения;

    Орган осязания;

    Защита от солнечной радиации;

    Регулятор температуры тела;

    Защита от механических воздействий….

V. Гигиена и уход за кожей.

Прочитайте текст на странице 136 и ответьте на вопросы:

Как кожа становиться грязной?

Как нужно ухаживать за кожей?

От чего защищает организм кожа?

Итак, наша кожа защищает наш организм от бактерий. (на доске надпись – защита от бактерий )

Просмотр мультфильма «Лечение Василия»

VI. Первая помощь при повреждениях кожи.

К сожалению, наша кожа не настолько крепкая как нам кажется. Мы можем порезаться, удариться, обжечься, обморозиться. Через ранки в организм могут попасть микробы. Поэтому очень важно уметь оказать себе первую помощь.

Сообщения учащихся.

Порез.

Промой ранку теплой водой. Смажь кожу вокруг ранки йодом или зелёнкой. Эти жидкости убивают бактерий, которые могут проникнуть в организм. Затем перевяжи ранку чистым бинтом или приклей бактерицидный пластырь.

Ушиб.

Приложи к ушибленному месту что-нибудь холодное, например тряпочку, смоченную холодной водой.

Ожог.

Сразу же полей обожженное место холодной водой или смазать специальными мазями от ожогов. Нельзя смазывать обожженное место йодом, зелёнкой – эти вещества могут причинить ещё больше боли.

Обмораживание.

Обмораживание легко заметить. Кожа в обмороженных местах резко бледнеет. Эти места легкими движениями растирают сухой мягкой варежкой, платком или просто рукой до тех пор, пока кожа не покраснеет. Нельзя растирать кожу снегом. Если не удалось отогреть на улице нужно быстро идти домой.

Конечно, мы говорим лишь о легких поражениях кожи. Если вы получили более серьёзные повреждения нужно немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь по телефону 01.

Какую интересную особенность имеет наша кожа?

Посмотрите внимательно на пальцы рук и локти, что происходит с кожей, когда мы сгибаем и разгибаем пальцы и руку? (кожа растягивается и собирается в складки) Без складок на коже мы не смогли бы сгибать и разгибать руки и ноги. Кожа имеет возможность регенерации.

В некоторых местах кожа тонкая (веки), а в некоторых толстая – стопы, руки.

VIІ. Подведение итога.

А сейчас, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Проведем тест, нужно выбрать только один ответ и записать на листок букву.

    Из скольких слоёв состоит кожа?

а) 5 о) 3 г) 2

2) Кожа – это …

ц) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это обёртка человека

3) можно ли кожу назвать органом дыхания?

а) нет д) да г) не знаю

4) Благодаря чему кожа всегда мягкая?

ж) потовым железам т) порам м) сальным железам

5) Пот выделяется, когда человеку…

з) холодно и) просто так л) жарко

6) Кожу надо мыть…

о) по мере необходимости р) утром и вечером е) можно и не мыть

7) Может ли человек обойтись без кожи?

н) конечно ы) нет ю) может быть

Посмотрите на буквы, которые вы выписали, какое слово можно из них составить? (молодцы) У кого получилось слово молодцы, справился с тестом, у кого не получилось не беда.

Давайте похлопаем себе, ведь вы работали очень хорошо.

VІІІ. Выставление отметок. Запись домашнего задания.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

Составила: КошкинаС.В.

Класс: 3б

Киселёвск 2009г.

Учитель: Бердникова Ирина Алексеевна

Место проживания: Москва

Образовательное учреждение:

ГБОУ ЦО №1619 им. М.И.Цветаевой

Предмет: окружающий мир

Учебник: Плешаков А.А.

Тема урока: Кожа – надежная защита организма.

Класс: 3

Продолжительность урока: 45 мин.

Информационные технологии: используется программа ПервоЛого, информационная среда класса, презентация, составленная учащимися на кружке Информатики.

Комментарии к уроку: урок-практикум, построен в рамках деятельностного подхода, носит проблемно – поисковый характер, ведется опора на субъективный опыт учащихся. Создаются условия, чтобы третьеклассники сами могли определить задачи урока, учились рефлексировать, делать самостоятельные выводы, выбирать вариант домашнего задания. Используются различные формы организации деятельности детей: самостоятельная работа, работа в парах, в группах, общеклассная дискуссия. Смена видов работы на уроке: опыты, фронтальная беседа, сравнение своих знаний с материалом учебника, физминутка, переход ребят во время образования групп - помогает реализации здоровьесберегающего подхода. Для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов применяются информационные технологии, используются инструменты программы ПервоЛого, работа в информационной среде класса.

Цели урока: 1. Обучающие цели :

    обеспечить условия для формирования представлений о коже;

    познакомить детей с понятием «кожа», её свойствами и функциями ;

    раскрыть проблему целесообразности строения кожи, выделить ее значение в приспособлении организма к окружающей среде ;

    обучить правильному уходу за кожей;

    закреплять знания учащихся об органах чувств и их значении .

2. Развивающие цели :

    развивать интеллектуальные и практические умения детей;

    развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;

    развитие коммуникативных навыков;

    пополнять словарный запас обучающихся.

3. Воспитательные цели :

    воспитывать бережное отношение к своему здоровью .

Оборудование: презентация «Органы чувств», лупы, зеркала, карточки для практической работы, файл-заготовка «Органы чувств» (выполнена в программе ПервоЛого и размещена в информационной среде класса), толковый словарь, выставка книг по анатомии, физиологии, гигиене человека, таблица «Строение кожи», учебник А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс», Электронное приложение к учебнику А.Плешакова (издательство «Просвещение»).

    Оргмомент.

    Повторение изученного.

Мы продолжаем изучать раздел «Мы и наше здоровье». Посмотрите на своих товарищей. Вспомните, что относится к внешнему строению человека, а что к внутреннему?

Игра «Внутреннее и внешнее строение человека» (внешнее – дети поднимают руки вверх, внутреннее – руки в стороны):

руки, сердце, голова, головной мозг, легкие, ноги, печень, спина, спинной мозг, желудок, живот, кишечник.

    Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке мы говорили о том, как мы воспринимаем окружающий мир. Вы знакомились с органами чувств и их значением, учились беречь эти очень важные органы.

На кружке ИКТ ребята составляли презентацию, используя фото органов чувств, сделанные цифровым микроскопом.


Итак, сколько органов чувств у человека? (5.)
Перечислите их.
(Глаза, уши, нос, язык, кожа.)

1 слайд
С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге? (Глаза.)
Расскажите о том, как беречь зрение.

2слайд

С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка? (Уши.)
Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?

3 слайд
Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов?
(Нос.)
Когда ухудшается обоняние?

4 слайд

С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, соленую от кислой? (Язык.)
Что интересного вы можете рассказать о языке?
(Кончик языка ощущает сладкое, края – кислое, основание – горькое.)

5 слайд

Что помогает определить, теплая или холодная вода, гладкая или шероховатая поверхность? (Кожа.)

6 слайд

Ребята, а без какого органа нельзя было бы видеть, слышать, ощущать запах, вкус? (Без мозга.)
Как поступают сигналы в головной мозг?
(По нервам.)
Молодцы! Вы показали отличные знания.

Самостоятельная работа на компьютерах .

В информационной среде класса размещается файл – заготовка, выполненная в программе ПервоЛого. Учащиеся скачивают файл, выполняют задание и отправляют в форум на сайт класса.

    Постановка темы и задач урока.

Сегодня мы будем более подробно изучать один из органов чувств. Предположите, о чём будем идти речь на уроке?

Отгадайте загадку:

Тело сверху прикрываю,

Защищаю и дышу.

Пот наружу выделяю,

Температурой тела руковожу (кожа).

Тема урока: «Кожа - надежная защита организма» .
- Прочитайте тему урока: что является надежной защитой организма? (кожа)
- Да, разговор пойдет о коже.
- Подумайте, какие задачи вам предстоит решить на уроке? На какие вопросы найти ответы?

Зачем у нас на уроке выставка книг? (Чтобы знать, где можно взять нужную информацию, пользоваться справочной литературой).

Обратимся к Толковому словарю. Что же такое кожа?

1.Кожа – это наружный покров тела человека, животного.

2 . Оболочка некоторых плодов, кожура (разг.).

V. Изучение нового материала.

    Практическая исследовательская работа.

Чтобы узнать свойства кожи мы проведем практическую исследовательскую работу.

Работать будете в парах. У вас карточки с заданиями, которые нужно будет выполнить с использованием зеркал, луп, они тоже находятся на столах.

Карточка:

    Рассмотрите кожу своей руки. Потрогай ее, потяни. Что ты можешь сказать о коже?

Кожа мягкая, упругая, гладкая. ДА

НЕТ

    Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к зеркалу. Что осталось на стекле? Как ты это объяснишь?

Кожа жирная. ДА

НЕТ

    Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь? Постарайся увидеть маленькие отверстия – поры. Как ты думаешь, какое значение они имеют.

Наблюдение

Обратите внимание, что на местах сгибов (на суставах пальцев рук, ног, коленей) кожа имеет складки. Случайно ли это?

Опыт

Положите руки на парту ладонью вниз. Правой рукой захватите складки кожи на суставах, а теперь медленно согните палец. Что происходит с кожей?

Вывод:

складки нужны для того, чтобы не затруднять движение пальцев рук, ног, других частей тела. Без складок на коже руки, ноги пальцы не могли бы сгибаться.

Общие выводы :

Кожа мягкая, гладкая, упругая, растягивается.

На стекле осталось пятно жира. Значит кожа выделяет жир. Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает ее более мягкой и упругой.

На поверхности видны волоски и маленькие отверстия – поры. Как вы думаете: для чего они? (Кожа дышит.)
Через поры кожа впитывает свежий воздух, который необходим каждой клеточке.

Через поры выделяются жир и пот. Пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека от этого охлаждается. Так человеку легче переносить жару или выполнять тяжелую работу. Кроме того, с потом выделяются из организма некоторые вредные вещества.

Как вы думаете, хорошо или плохо, когда кожа выделяет жир и пот?

Обратимся к страницам учебника. С.130

Значит, если кожа чистая, смогут ли попасть в организм болезнетворные бактерии? Кожа – надежная защита организма от бактерий.

2. Правила ухода за кожей.

Как нужно ухаживать за кожей? Составьте сами правила гигиены.

Прочитайте в учебнике стр. 137 и найдите то, о чем еще не сказали.

У известного поэта Ю.Тувима есть стихотворение. Ваша задача внимательно прослушать и подумать почему поэт посвятил целое стихотворение гигиене.

Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
И прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какою водой:
Кипяченной, ключевой,
Из реки или колодца
Или просто дождевой.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой
Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу!
Мойтесь чаще, мойтесь чаще
Я грязнуль не выношу
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним.
Сам я моюсь очень часто
До свиданья!
Ваш Тувим.

Давайте послушаем ваше мнение о стихотворении.

Музыкальная физминутка.

3. Строение кожи.

А теперь представьте, что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть в кожу через поры. И вот что мы там увидим. (Работа по таблице «Строение кожи».)
Кожа человека состоит из трех слоев.

    Наружная оболочка это тоненький защитный слой. В нем находятся поры, через которые дышит кожа.

    Кожа более толстый слой. Его толщина составляет 1–2 мм. В этом слое находятся корни волос, сальные и потовые железы, кровеносные сосуды, нервы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой, а еще он прикрывает отверстия пор и преграждает путь микробам. По всей поверхности кожи расположены еще потовые железы. Все мы видели пот – он похож на капельки воды. Пот выступает всегда, только замечаем мы его, когда нам очень жарко. Пот выделяется, испаряется с поверхности кожи и охлаждает тело человека. В состав пота входят 99 частей воды и 1 часть солей. За сутки через кожу выделяется до 1,5 л воды. Вот почему в жару нам хочется пить. Если человек здоров, то температура его тела почти не изменяется ни ночью, ни днем, ни в жару, ни в холод. Почему? Об этом заботится кожа.

В коже расположены кровеносные сосуды и нервы, поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу и боли. Идет сигнал нервных окончаний на жару – кожа краснеет, становится горячей. Тепло идет к поверхности тела, а излишки выходят наружу. Идет сигнал на холод – сосуды суживаются, кожа бледнеет. Отдача тепла сокращается, но зато внутри тела его количество увеличивается.
Итак, кожа регулирует отдачу тепла в окружающую среду. Ученые подсчитали, что если бы организм человека не имел такой системы регуляции, то за 12 часов температура крови дошла бы до точки кипения.

    Подкожный жир предохраняет органы от ушибов, играет роль смягчителя, сохраняет тепло.

4. Помощь при повреждениях кожи.

Но ещё важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи. Какие повреждения кожи вы знаете? (ушиб, рана, ожог, солнечный ожог, обморожение).
- Сейчас мы с вами проведем конференцию. Делимся на 5 научных групп. Цель конференции – выяснить какую первую помощь можно оказать при повреждениях кожи.
Деление на группы (дифференцированные задания для групп).
В каждой группе сидят специалисты по определенной теме. Группе дается карточка с названиями повреждений, в некоторых указаны вопросы, опорные слова. Ваша задача – обсудить в группе все, что касается данного повреждения и через 5 минут выступить на нашей конференции с полным отчетом.

Карточка 1. Раны. Зеленка, йод.
Какие бывают раны?
Чем их нужно обрабатывать?
Все ли раны нужно и можно перевязывать?

Карточка 2. Солнечный ожог
При каких обстоятельствах может возникнуть солнечный ожог?
Что делать при таком ожоге? (вспомни лето)

Карточка 3 Ожог.
Покраснение, холодная вода.

Карточка 4 Обмораживание.
Первая помощь. Варежка, сухой платок.

Карточка 5. Ушиб.
Первая помощь: холод.

Выступления детей. Остальные могут задавать вопросы.

Конечно, мы говорим лишь о легких поражениях кожи. Если вы получили более серьёзные повреждения нужно немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь по телефону 0 3 .

Электронное приложение к учебнику: Как оказать первую помощь? ( уточнения рассказов детей).

VI. Подведение итога.

От чего защищает кожа наш организм?

Выводы: Кожа защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары, холода, от болезнетворных бактерий. Это очень важный чувствительный орган, принимающий информацию от окружающего мира. Тепло и холод, прикосновение, сигнал тревоги, боль – все это мы ощущаем благодаря чувствительной функции кожи.

А сейчас, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Проведем тест, нужно выбрать только один ответ и записать на листок букву.

    Какой орган защищает внутренние части тела от повреждений, холода, бактерий?

а) живот о) кожа г) мышцы

2) Кожа – это …

ц) орган осязания; б) внутренний орган; в) скелет человека

3) Какие функции выполняет кожа?

а) переваривает пищу д) защищает от ран, грязи г) не знаю

4) Благодаря чему кожа всегда мягкая?

ж) потовым железам т) порам м) жиру

5) Пот выделяется, когда человеку…

з) холодно и) просто так л) жарко

6) Кожу надо мыть…

о) ежедневно р) иногда е) можно и не мыть

7) Какая травма не относится к повреждениям кожи?

н) ушиб ы) перелом ю) ожог

Посмотрите на буквы, которые вы выписали, какое слово можно из них составить? (молодцы) Давайте похлопаем себе, ведь вы работали очень хорошо.

VII. Домашнее задание (по выбору детей).

Какое вы бы хотели получить задание на дом? (ответы детей)
- Я предлагаю на выбор одно из этих заданий:
- ответить на вопросы задания «Проверь себя» с. 139;
- попробуйте найти интересный материал про кожные образования: ногти, волосы;
- составить памятку по уходу за кожей, можно представить в виде картинок;
- подобрать стихотворение к теме.

VIII. Рефлексия.