Почему ребенка трудно усадить за уроки. Когда можно начинать сажать ребенка, с какого возраста, как подготовить малыша самостоятельно садиться

Как часто родители не могут засадить ребёнка за уроки. А он как будто специально делает всё, чтобы не начинать делать их. Взрослые злятся, ребёнок обижается, но все равно не делает. Почему? У школьника есть три причины так вести себя.

Во-первых, детям часто не нравится, как мы их заставляем учиться, и они даже из чувства противоречия отказываются делать именно то, на чем мы настаиваем.

Во-вторых, дети устают в школе и не успевают отдохнуть. Если посчитать все время, которое дети проводят в школе и тратят на задания, иногда получается, что их рабочий день больше, чем у взрослого.

В-третьих, делать домашние задания ему просто не интересно. И как бы мы не уговаривали его, как бы не объясняли необходимость знаний, это действительно скучный процесс, очень часто непонятный, и ребёнку он не нравится. Ребёнок теряет силы, делая задания. Пытаясь увильнуть от этого, он неосознанно пытается защитить себя от дела, которое не даёт ему радости, но отбирает силы.

Поэтому для того, чтобы ребёнок начинал делать уроки с удовольствием, нам надо сначала решить три задачи.

Первая задача — не заставить его учиться, а вдохновить, поднять его мотивацию. Помочь ребёнку самому захотеть учиться, почувствовать необходимость этого дела, понять, какую пользу дадут ему знания, как он сможет их применить, как грамотный человек может помогать людям. И тогда у ребёнка возникает естественное желание учиться, и к тому же он начинает чувствовать удовольствие от самого процесса.

Вторая задача – внимательно понаблюдать за состоянием ребёнка и построить режим учёбы в соответствии с его активностью. Если нам и удастся засадить уставшего ребёнка за уроки, пользы от этого все равно будет немного. Лучше начинать любое дело в хорошем настроении, отдохнувшим, тогда и учиться будет легче.

Третья задача – научить его учиться, чтобы сам процесс знаний доставлял ему удовольствие, был лёгким и понятным и давал силы. Это как раз та задача, которую наши школы решить не в состоянии, но вы можете решить её вполне. И поверьте, это не так трудно, как на первый взгляд кажется. И мы обязательно узнаете, как решать все эти задачи, раз вы уже являетесь участниками клуба «Талантливый ребёнок». Этот клуб и создан для того, чтобы помогать вам и детям, и все это будет в наших будущих уроках.

А сегодня мы поговорим о том, как решать самую первую задачу, а именно, поднять мотивацию и самооценку ребёнку для того, чтобы ему самому захотелось принять решение учиться.

И делать это мы будем с помощью вопросов.

  • Как обычно происходит разговор со школьником, который не собирается делать уроки и тянет время до вечера, лишь бы попозже начать?
  • Что говорят ему взрослые? Надо учиться, чтобы получать хорошие оценки. Ты должен учиться, должен слушать. что тебе говорят взрослые. Не будешь учиться, получишь наказание, или тебя чего-нибудь лишат. Получишь пятёрку – получишь поощрение. Или ещё вариант. Я уже потратила на тебя все силы, а ты, бестолковый, все равно не учишься. Садись сейчас же!

В общем-то, не так много вариантов. И все они – самые обыкновенные манипуляции.

Взрослые просто используют свою силу, чтобы как-то заставить ребёнка слушать себя, не задумываясь, почему же ребёнок не слушает. А не слушает он потому, что ему это не очень понятно и не очень интересно. К тому же у ребёнка, которого часто ругают, очень низкая самооценка, и она ещё больше мешает ему учиться хорошо.

Сегодня без долгих объяснений предложу вам другой способ вести разговор с ребёнком.

В этом разговоре не будет уговоров, обид, обещаний, нотаций, наказаний и поощрений, а будут вопросы.

И, когда вы научитесь вести беседу с помощью вопросов, ребёнок начнёт вас слушать с интересом и будет более ответственно относиться к своим делам.

Почему я в этом уверена? Потому что знаю, что никто не любит, когда ему диктуют условия и заставляют что-то делать, и дети не исключение. Но все любят принимать решения сами и делать то, что им хочется. Вопросы, которые я предлагаю вам, как раз помогают детям принять собственное решение и начать делать так, как они сами решили. А нам только надо умело направить их мысли и помочь принять обдуманное решение, дальше дети все сделают сами.

Взрослый, освоивший мастерство задавания вопросов, всегда сможет умело подвести ребёнка к принятию осмысленного решения и при этом поднять самооценку ребёнка. Для того, чтобы было проще понять, как задаются вопросы, я расположила их в таблице. Конечно, сразу научиться придумывать подходящие к ситуации вопросы нелегко. И мы будем обязательно этому учиться.

Но сегодня вы хотя бы увидите, сколько может быть разных вариантов задать вопрос об учёбе, вместо того, чтобы в очередной раз проворчать: «Сколько раз тебе говорить, пора делать уроки!»

Вопрос – эмоция Вопрос — предложение Вопрос — предупреждение Вопрос – игра — перевёртыш
Интересно, ты не устал слушать одно и то же? Хочешь, я помогу тебе делать уроки? Какое задание тебе сложнее всего делать Интересно, а твоей учительнице понравится, если ты не сделаешь уроки? А что она почувствует? Как ты думаешь, что она может сказать? А тебе это понравится? Хотела бы я знать, сколько ещё времени ты продержишься? Представляю, как тебе непросто. Уши у тебя замечательные. И с такими ушами делать вид, что не слышишь! Но ты герой, все равно, не сдавайся. Я ещё раз десять повторю, а ты все равно не делай! Интересно, получится у тебя?
Наверное, тебе тяжело слушать, когда я всё время повторяю это. Давай, выберем предмет, с которого тебе лучше всего начать. С того, который легче, или с более сложного? Как ты себя почувствуешь, если получишь двойку за несделанные уроки? Если бы ты был мамой, а твой сын не делал уроки, что бы ты ему сказал?
Как ты думаешь, нравится мне тебя уговаривать? Что можно сделать, чтобы я не уставала, а ты сам делал свои дела? Как ты думаешь, лучше начать вместе со мной, или ты сам справишься? Как ты объяснишь учительнице, что ты не доделал задание? И что она тебе ответит? Давай, поиграем в школу. Ты будешь учителем и объяснишь мне это задание, как будто я совсем маленькая. Сможешь рассказать мне понятно?
Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы обрадовать учительницу! Что ей будет приятно?

Ей будет нравиться, когда дети делают все задания и все знают?

Как ты будешь себя чувствовать, когда ты будешь взрослым и окажется, что ты не умеешь решать простых задач за второй класс? Если бы ты был учителем, сколько упражнений ты задал бы ребятам, чтобы они точно научились решать эти примеры. Как ты думаешь, одного упражнения хватит?
Интересно, если бы был супергерой, те было бы легко начать делать домашку или трудно?

За сколько времени ты бы её сделал?

В лесной школе есть учитель – мишка. Как он объяснит зайчикам эту задачу, чтобы они поняли?
Вопрос — подсказка Вопрос — вызов Вопрос — выбор Вопрос — размышление
Я тебе напоминаю про уроки, а ты никак не начнёшь. Подскажи, пожалуйста, как же мне сказать тебе, чтобы ты всё-таки начал их делать? Интересно, сможешь ли ты решить все задачи сегодня всего за двадцать минут? Выбор из двух вариантов.

Когда тебе лучше начать уроки, сейчас или после прогулки?

После прогулки ты будешь отдохнувший, и заниматься будет легче. Только давай точно назначим время, когда ты начнёшь. Может быть, будильник поставим?

Можешь ли ты понятно объяснить мне, почему тебе обязательно надо начать делать уроки поздней ночью, когда голова уже хочет спать?
Интересно, сколько ты сегодня сможешь решить задач? Выбор из трёх вариантов.

Когда тебе лучше начать, сейчас или после, или, может быть, завтра утром пораньше встанешь?

Как бы ты помог мне начать делать уроки, если бы мне совсем не хотелось ничего делать, а хотелось только гулять? Такой же вариант с игрушками. Как зайка объяснит друзьям, что им пора делать уроки?
Может быть, лучше начать не с математики, которую ты легко делаешь, а с русского? Сначала преодолеешь трудное дело, а лёгкое потом? Мне бы хотелось быть уверенной, что ты действительно начнёшь вовремя. Что ты сделаешь для того, чтобы это действительно получилось? Т ы уверен, что у тебя это получится? Выбор варианта даётся ребёнку.

Когда лучше начать делать уроки, сейчас, после обеда или ты можешь предложить ещё вариант?

Сможешь ли ты решать большие задачи в жизни и помогать людям, если сейчас боишься начать дело, которое кажется тебе трудным? Как ты думаешь, легко ли быть капитаном, космонавтом, лётчиком, учителем, врачом?
Давай, придумаем дело, которое тебе придётся выполнить в случае, если ты не выполнишь своё обещание. Это не наказание, это стимул к тому, чтобы быть более внимательным. Дело должен придумать сам ребёнок, и оно должно быть ощутимым и большим. То есть, ребёнок заранее решает, что ему придётся выполнить, если он не выполнит основного обещания.

Поставьте оценку этой статье!

Необходимо научить ребенка самостоятельно садитьс я правильно? Чиатйте нашу инструкцию:

Инструкция

Учим ребенка сидеть.

Итак, учим ребенка сидеть. Девочку можно начинать учить сидеть, когда ей исполнится пол года, не раньше, потому что если ее начать садить в пять месяцев, это чревато загибом матки. Мальчиков можно начинать учить чуть раньше, лучше начинать с 5 месяцев, до этого времени позвоночник ребенка еще слаб для таких нагрузок.

Перед тем, как начинать упражнения по «сидению», сделайте ребеночку расслабляющий массаж спинки, животика, ручек и ножек.

После массажа кладем ребенка на спинку, на ровную, лучше твердую поверхность. Если будет очень мягко, то малышу будет неудобно. Возьмите ребеночка за ручки и аккуратненько потяните на себя пока малютка не сядет. Пусть малыш посидит несколько секунд, после этого точно обхватите его головку и, аккуратно, положите его опять на спинку. Пусть малыш немного отдохнет. Повторите упражнение еще несколько раз. Чувствуете, малыш начинает сгибать ручки в локотках? Это он напрягает и качает мышцы пресса, с помощью которых, в будущем сядет сам.

Когда играйте с ребеночком в «сели и опять легли», напевайте какую-то песенку. Например:

«Ох, ты совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидела,
Головой вертела.
Во траву свалилась,
В яму провалилась!»

Можно петь любую другую песенку. Такая игра способствует умственному развитию малыша. В течении 2-3 недель таких упражнений ребенок научится сидеть достаточно уверено. Не садите ребенка с опорой! Не обкладывайте его подушками! Малыш должен учиться сидеть сам. Уже к 7 месяцам ребенок будет очень долго сидеть сам, а если устанет, то ляжет на спинку.

С семи месяцев, показывайте малышу, как он сможет сесть сам. Не тяните его за обе ручки, а ставьте одну руку в опору, пусть малыш на одну ручку опирается, а другой подтягивается.

Самостоятельно детки садятся к восьми месяцам, некоторые чуть раньше, другие чуть позже. После того, как малыш сядет самостоятельно, ему уже будет не интересно сидеть. Сидение сразу же станет не модным. Он начнет стараться ползти, а в кроватке будет самостоятельно вставать, и смотреть на всех свысока!!! Обычно детки в этом возрасте очень довольные, когда у них получается самостоятельно встать. Теперь каждое утро малыш будет Вас встречать или сидя, или стоя. И будет широко улыбаться, своими беззубыми деснами, или уже зубатыми!

Ребенок садится...

В 6 месяцев немногие малыши умеют сидеть, но именно сейчас самое время обучить их этому. Самое главное, что необходимо помнить - требуется помочь ребенку сесть, но при этом не травмировать его, ведь у малышей мышцы и кости могут оказаться неподготовленным к такой нагрузке. Именно поэтому, сегодня мы обсудим не только, как правильно научить ребенка садиться самостоятельно без помощи родителей, но и каким образом укрепить тело малыша для того чтобы процесс обучения прошел без проблем.

1. Перед тем, как учить ребенка сидеть, поделайте зарядку. Желательно выполнять простой комплекс упражнений ежедневно. Его суть заключается в обыкновенных поглаживаниях и растираниях, сгибании и разгибании конечностей. Во время таких манипуляций улучшается кровообращение, а это означает, что ткани и органы внутри тела малыша растут, развиваются и укрепляются. Все движения нужно сопровождать ласковыми словами, сказанными спокойным тоном, чтобы ребенок не испугался.
2. Существует отличное упражнение, которое можно выполнять, если вы задумываетесь над тем, как научить ребенка садиться самостоятельно без вашей помощи. Для этого уложите малыша на спину. Пусть он схватится за кисти ваших рук и станет подтягиваться вверх (естественно, ребенку нужно немного помочь). Упражнение повторяют 3-5 раз, постепенно увеличивая количество повторов. Помните, что малышу еще тяжело удерживать себя на весу, а потому, если видите, что он устал, прекратите занятия.

3. Отличных результатов позволяет добиться обыкновенный манеж. Многие модели производятся с крупноячеистой сеткой, которую можно использовать для подтягиваний. Покажите малышу, как это делать, и он будет самостоятельно пытаться сесть, держась руками за манеж.

4. Пришло время приучать малыша к прогулкам в коляске с поднятой спинкой. Старайтесь ежедневно приподнимать ее ненадолго - пусть малыш привыкнет к нагрузке. Но все равно сейчас большее количество времени ребенок еще должен проводить в коляске-люльке. Когда вы заметите, что чадо уже достаточно комфортно чувствует себя в положении сидя, можете гулять таким образом довольно длительное время.

5. Старайтесь ненадолго сажать ребенка к себе на колени (примерно на 5-7 минут). Обкладывать его подушками не стоит - в этом положении ребенок сидит, но его мышцы не работают.

6. Можно купить детский стульчик, положение спинки которого регулируется. Он отлично подойдет для тех малышей, которые только учатся сидеть.

Приучайте ребенка сидеть самостоятельно постепенно. Проявите терпение, старайтесь заниматься с малышом регулярно, и вскоре малыш станет сидеть самостоятельно.

Долгожданное событие случилось, и в семье появился маленький наследник и будущий мужчина. Крохотный ребенок первые месяцы только лежит и познает мир с горизонтального положения, но спустя несколько месяцев он окрепнет, и уже будет совершать вполне осознанные движения. Все родителям хочется чтобы их малыш быстрее обрел относительную самостоятельность и поэтому многих их них волнует вопрос – во сколько месяцев можно присаживать мальчиков и какие условия необходимо всегда соблюдать для того чтобы не навредить его здоровью.

Для того чтобы полностью раскрыть этот вопрос необходимо знать анатомию опорно — двигательного аппарата маленького человечка и внимательно наблюдать за его общим развитием.

Этапы развития грудничка

Все малыши рождаются с позвоночником, предназначенным только для горизонтального положения. В позвоночном столбе новорожденного ребенка нет естественных изгибов как у взрослого человека. Кифозы и лордозы формируются постепенно, и именно они отвечают за нормальную осанку в то время когда человек ходит или сидит. У малыша позвоночник не стабильный и нет нужного мышечного каркаса, поэтому ранее присаживание чревато искривлением позвоночного столба. Под влиянием этого процесса и собственного веса ребенка будет страдать не только вся двигательная система, кости и мышцы, но и основные внутренние органы, а это негативно повлияет на их функционирование.

Когда можно присаживать мальчиков решать необходимо после того, как будет заметно его общее развитие. Укрепление мышц и позвоночника зависит от того когда малыш начинает переворачиваться, поднимать головку, активно двигать ручками и ножками. Все эти незначительные для взрослого человека действия для крохи являются очень важными и приводят к постепенному и нужному укреплению всего организма. Считается, что необходимое анатомическое становление опорно – связочного аппарата достигается примерно к полугодию жизни и до этого времени предпринимать попытки сажать мальчика не стоит.

В каком возрасте нужно присаживать ребенка (видео)?

Как определить, что организм мальчика готов сидеть

Не равнодушные родители каждый день фиксируют любые изменения в поведении крохи и сверяют его развитие с обще принятыми нормами.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Некоторые малыши от природы флегматичны, неохотно переворачиваются, возмущаются, когда их переворачивают на животик. Это значит, что их мышечная система и кости позвоночника не получают активную нагрузку и укрепляются медленнее. Таких крох не стоит сажать раньше шести месяцев.

Другие груднички, наоборот, с самого рождения подвижны, самостоятельно начинают переворачиваться, вертят головкой во все стороны, машут ручками и ножками, под влиянием этих движений укрепляется и позвоночник, таких малышей аккуратно и на несколько минут можно присаживать уже ближе к 5 месяцам.

А вообще, время когда можно сажать мальчиков вам подскажет опытный педиатр после тщательного осмотра.

Самостоятельно решение о присаживании можно принять в следующих случаях:

  • Ребенок активно и без труда и обратно.
  • Малыш уверенно , приподнимает ее из горизонтального положения.
  • Кроха уверенно стоит, удерживаясь за ваши руки.
  • Малыш предпринимает попытки подняться самостоятельно, а удерживаясь за пальцы, может принять вертикальное положение.

Со скольки месяцев сажать сына нужно решать и обращая внимание на его телосложение. Плотных грудничков с большим весом рекомендуется присаживать как можно позже – их масса тела негативно воздействует на неокрепший позвоночник. Худенькие мальчики хорошо переносят присаживания на руках и в пять месяцев. Педиатры советуют сажать надолго ребенка после того как он уже начнет хорошо ползать – стоя на четвереньках малыш способствует правильному формированию позвоночного столба.

Присаживайтесть вовремя и правильно (видео)

Что необходимо учитывать, присаживая мальчика

Необходимо учитывать, что резкий переход с горизонтального положения к самостоятельному сидению не допустим. То есть нельзя ребенка сразу же посадить в подушки и оставить его в такой позе на полчаса или час, нагрузка на двигательную систему и связки должна быть постепенной.

Рекомендации педиатров (правильное присаживание)
  • Присаживать на руках малыша можно с трех – четырех месяцев. При этом положение тела ребенка должно быть полусидящим, а ножки не должны быть сильно согнуты.
  • Первые попытки присаживания ограничиваются несколькими минутами.
  • Если малыш не делает активных попыток к переворачиванию, плохо держится в вертикальном положении на ножках, не желает ползать, то присаживание в подушки или на стульчик необходимо отложить.
  • Все первые месяцы жизни нужно способствовать укреплению мышечного каркаса. Для выполнения этого условия подойдет легкий массаж, ежедневная гимнастика, выкладывания малыша на животик, стимулирование переворачивания и поднятия головки.
  • Первые попытки присаживания рекомендуется делать на маминых коленях. В такой позе спинка малыша оказывается зафиксированной, а копчик не упирается в жесткое основание, поэтому так сидеть гораздо безопаснее. Сажать на колени можно начинать с пяти месяцев на несколько секунд.

Некоторые малыши совершенно не хотят сидеть на стульчиках или на диване ни в пять, ни в семь месяцев. Если малыш плачет, пытается лечь, то сажать его не стоит – ребенок сам захочет в определенное время увидеть мир под другим углом. Многие груднички сначала

- Петя, кончай маяться дурью, пора за уроки садиться.
- Сейчас, я еще немного поиграю…
- Петя, ну что это за игра - бегать за кошкой! - в голосе матери слышится раздражение. - Тебе же не три года, а почти десять!
- Так я бы в компьютер поиграл, - живо откликается вихрастый, конопатый Петя. - Да ты мне не разрешаешь!
- Компьютер - это тебе вредно для глаз! - наставительно говорит мать. - Доктор в поликлинике сказал: не больше получаса в день. И в Интернете я тоже читала…
- А я полчаса! Вот полчаса, и всё! - лукавая Петина мордочка становится по-кошачьи умильной (тесное общение с кошкой явно не проходит даром). - Мамочка, можно?
- Сначала нужно сделать уроки.
- Тогда я еще поиграю…
- Хватит тянуть резину! - уже почти выходит из себя мать. - Так можно опять до вечера проваландаться! Сел, сделал - и занимайся потом чем хочешь! Хоть рисуй, хоть книжку читай, хоть модель собирай, которую папа тебе купил…
- А она не собирается…
- Да ты и не пробовал толком! Начал и бросил, как и всё, что ты делаешь!
- У меня правда не получается! Она сложная, я хочу, чтоб папа мне помог…
- Я, может быть, тоже хочу, чтобы папа мне помог, да где он? Где? - повышает голос мать. - Вот чтобы он вспомнил, что у него есть сын, и тебе сказал наконец по-мужски, что сначала надо дело сделать, а уже потом… Садись за уроки, я тебе сказала!
- Мам, а можно я творожок сначала съем, а потом уже сразу… Что-то есть хочется…
- Уроки! - орет мать. - Ты полтора часа назад обедал! Бери учебники и садись за стол, я тебе сказала! Иначе я не знаю, что с тобой сделаю…
- Сейчас, сейчас, только водички попью… и в туалет схожу…
Спустя час.
- Ну что, ты сделал упражнение? Еще не переписал? Да чего там переписывать, там же восемь строчек всего!.. Почему у тебя опять машинки на столе?! (машинки летят в угол). Сколько раз можно говорить: игра - игрой, а уроки - уроками! Что же мне, над тобой безотлучно стоять, как в первом классе?! Как будто у меня своих дел нет…
- Ага, - кивает Петя. - Ты постой, пожалуй. А какую букву тут вставить?
- Ты сам должен знать! Мы с тобой позавчера полдня правило учили.
- А я забыл.
- А ты вспомни. Или пролистай параграф и в учебнике прочти.
- Ты мне лучше скажи, и всё.
От безмятежности сыновьей физиономии у матери начинают трястись руки. Она сдерживается из последних сил, так как знает, что орать на детей - непедагогично.
Спустя еще час.
- Ты что, ответы в этих примерах с потолка писал?
- Нет, я решал.
- Да как же ты решал, если у тебя пять плюс три получается четыре?!
- А… Это я не заметил…
- А что задача?
- Да я не знаю, как ее решать. Давай вместе.
- А ты вообще пробовал? Или в окно смотрел и с кошкой играл?
- Конечно, пробовал, - с обидой возражает Петя. - Сто раз.
- Покажи листочек, где ты решения писал.
- А я в уме пробовал…
Спустя еще час.

А что вам по английскому задали? Почему у тебя ничего не записано?
- Ничего не задали.
- Так не бывает. Нас Марья Петровна специально на собрании предупреждала: я даю задание на дом на каждом уроке!
- А в этот раз не задала. Потому что у нее голова болела.
- С чего это вдруг?
- А у нее собака на прогулке сбежала… Беленькая такая… С хвостиком…
- Прекрати мне врать! - визжит мать. - Раз не записал задание, садись и делай подряд все задания к этому уроку!
- Не буду я, нам не задавали!
- Будешь, я сказала!
- Не буду! - Петя швыряет тетрадь, вслед летит учебник. Мать хватает его за плечи и трясет с каким-то почти нечленораздельным злобным бормотанием, в котором угадываются слова: «уроки», «работа», «школа», «дворник» и «твой отец».

Потом оба плачут в разных комнатах. Потом мирятся. На следующий день всё повторяется сначала.

Не хочу учиться
Именно с этой проблемой ко мне приходит почти четверть моих клиентов.
Ребенок уже в младших классах не хочет учиться. Не усадить за уроки. Если все-таки усаживается, все время отвлекается и всё делает тяп-ляп.
Ему вечно ничего не задано. На приготовление уроков тратится страшно много времени, и в результате ребенок не успевает погулять, поиграть, сходить в какой-то кружок, заняться еще чем-нибудь полезным и интересным.

Вот схема, которую я использую в этих случаях.

1. Ищу в медицинской карточке с самого начала, есть ли (была ли) какая-нибудь неврология. Буквы ПЭП, ППЦНС или еще что-нибудь в этом роде.

2. Выясняю у родителей, что у нас с честолюбием. Отдельно - у ребенка (переживает он хоть немного за ошибки и двойки, или ему совершенно все равно) и отдельно - у самих родителей (сколько раз в неделю они рассказывают ребенку, что учеба - это его работа и кем и как он должен стать путем тщательного приготовления уроков).

3. Подробно расспрашиваю, кто и как отвечает за это самое приготовление уроков. (Хотите верьте, хотите нет, но в тех семьях, где все пущено на «самотек», проблем с уроками, как правило, и нет. Хотя, конечно, есть другие.)

4. Как могу, объясняю родителям, что это именно им (и учителям) нужно, чтобы ребенок-младшеклассник готовил уроки. Ему самому это низачем не нужно. Вообще. Он бы поиграл лучше. Взрослая мотивация («Я должен сейчас сделать неинтересное это, чтобы потом, несколько лет спустя…») появляется у детей никак не раньше пятнадцати лет. Детская мотивация («Хочу быть хорошим, чтобы мама / Марья Петровна похвалила») обычно исчерпывает себя к 9–10 годам. Иногда, если ее очень эксплуатируют, - раньше.

Что делать?
Тренируем волю. Если соответствующие неврологические буквы в карточке обнаружились, стало быть, у ребенка собственные волевые механизмы слегка (или даже сильно) ослаблены, и родителю всяко придется над ним некоторое время «зависать» - по показаниям, вроде таблеток. Иногда просто достаточно держать руку у ребятенка на голове, на макушечке - и он в этом положении за двадцать минут все задания (как правило, небольшие) благополучно сделает.

А вот надеяться, что он их все в школе запишет, не стоит ни разу. Поэтому нужно сразу завести альтернативный канал информации. Вы сами знаете, что вашему ребенку задали, - и хорошо.
Но волевые механизмы нужно развивать и тренировать, иначе они так никогда и не заработают. Поэтому регулярно (например, раз в месяц) следует немного «отползать» со словами: «О, сын мой (дочь моя)! Может, ты уже стал так могуч, взросл, умен и т.д., что сможешь сам переписать упражнение? А задания к нему сделаем вместе?.. Сможешь сам встать в школу по будильнику?.. Сможешь решить столбик примеров?». Если не получилось: «Ну что ж, пока недостаточно могуч. Попробуем еще раз через месяц». Если получилось - ура!

Проводим эксперимент. Если тревожных букв в медицинской карточке нет, а ребенок вроде бы честолюбив, можно провести эксперимент. «Отползти» много существеннее, чем описано в предыдущем пункте, и дать ребенку «взвеситься» на весах бытия: «Что могу я сам?». Если нахватает двоек и даже пару раз в школу опоздает - ничего страшного.
Тут что важно? Это эксперимент, не мстительный («Вот я тебе сейчас покажу, что ты без меня!..»), а дружелюбный («А вот давайте посмотрим…»). Ребенка никто ни за что не ругает, но вот малейшие успехи поощряют и закрепляют за ним в пользование: «Отлично, оказывается, мне не надо больше вот тут над тобой стоять! Это была моя ошибка. Но как я рада, что все выяснилось!». Надо помнить: никакие теоретические «договоры» с младшими школьниками не работают, только практика.

Ищем альтернативу . Если нет ни медицинских букв, ни честолюбия (у ребенка), то надо школу пока оставить, учиться как есть и искать ресурс вовне - то, что ребенку интересно и что у него получается. Для каждого что-то такое есть. Если ребенок где-то будет комфортен и успешен, то школе от этих щедрот тоже достанется - от грамотного повышения самооценки все дети становятся чуть ответственнее.

Меняем установки . Если у ребенка есть буквы, а у родителей - честолюбие («дворовая школа - это не для нас, только гимназия с усиленной математикой!»), то ребенка оставляем в покое и работаем с родителями.

Таков тот алгоритм, который обычно предлагаю родителям «Пети» я сама. Но среди наших читателей есть еще и педагоги, и психологи. Может быть, они захотят что-то оспорить или, наоборот, добавить или уточнить? Ведь проблема более чем распространенная, и их опыт наверняка многим пойдет на пользу. Пишите!

Advertisements

Даже самый неусидчивый малыш может стать внимательным и сосредоточенным во время занятий, если найти к нему правильный подход. При этом надо учитывать интересы ребенка, его возраст и темперамент.

Даже самый неусидчивый малыш может стать внимательным и сосредоточенным во время занятий, если найти к нему правильный подход. При этом надо учитывать интересы ребенка, его возраст и темперамент.

«Мой трехлетний сын совсем не усидчив. Когда я занимаюсь с ним чтением или математикой, он так и норовит сбежать под любым предлогом: «Мама, я устал, я хочу есть и спать!». Как он будет учиться в школе — ведь там уроки по 45 минут, а дома он и двадцати минут не выдерживает. Что делать?»
Светлана К., Москва

Не требуйте слишком многого
Маленькие дети , как правило, неусидчивы. Или, выражаясь научным языком, не способны долго концентрировать свое внимание на тех действиях, которые им предлагают взрослые. Попробуйте заставить трехлетнего малыша в течение часа слушать сказку, даже если она и интересная. Скорее всего, через 15—20 минут он начнет ерзать на месте.
Подрастая, ребенок становится более усидчивым. Под руководством взрослых он с удовольствием лепит, конструирует, изучает школьные науки. Но родители могут перегнуть палку, если будут заниматься с ним математикой, чтением или чистописанием часами.
Существуют определенные нормы продолжительности занятий для дошкольников. По мнению психологов, большинство детей спокойны и внимательны, если уроки длятся:
n 10—15 минут — от 1 до 3 лет;
n 15—20 минут — в 3—4 года;
n 20—25 минут — в 4—5 лет;
n 25—30 минут — в 5—6 лет;
n 30—35 минут — в 6—7 лет.

Исходя из этих норм, разрабатывается сетка занятий и в . Но если ваше чадо получает домашнее воспитание, вы наверняка пристроили его в десяток секций и кружков. А ведь такая сверхзагруженность ему не на пользу — к концу дня у ребенка совершенно не остается сил. Специалисты считают, что ребенку до четырех лет хватит двух занятий в день. И между ними должен быть большой перерыв: например, одно — после завтрака, другое — после полдника. Для ребенка постарше можно планировать два предмета на утро и два — на день, только не забудьте о переменках между ними. И еще — нельзя устраивать подряд два занятия математикой или, например, английским. «Разбавляйте» их физкультурой, музыкой, рисованием, хореографией.

Делу — час, потехе — день
Многие родители полагают, что самое главное для ребенка — грызть гранит науки, а игра — это бесполезное, второстепенное занятие, которое может и подождать. Между тем психологи утверждают, что те дети, которых в детстве не ограничивали в игре, вырастают талантливыми творческими людьми. Но и занятия тоже необходимы. Поэтому совместите полезное с приятным: превратите нудный урок в увлекательное действие. Не говорите чаду: «Раз ты болтаешься без дела, сейчас пойдем заниматься математикой». Скажите лучше: «Давай поиграем в цифры» или «Хочешь, я расскажу тебе о загадочной стране, где живут буквы».
Если ваши путешествия интересны для ребенка, он будет усидчив во время занятий и не станет от них отлынивать. Оптимальное время для изучения наук — после завтрака. Можно еще в течение дня ловить «пересменки» между играми, когда одна ребенку уже наскучила, а новую он не успел придумать.
Не путешествуйте в страну знаний перед сном, когда у ребенка уже слипаются глаза. Даже если он и заинтересуется, он уже не сможет вникнуть в смысл того, что вы ему рассказываете. А ваши обвинения в неусидчивости будут несправедливыми.

Темперамент — штука тонкая
Наблюдая даже за совсем маленькими детьми, можно определить их . Одни дети с рождения спокойны и могут часами возиться с игрушкой или книжкой, а другие и пяти минут не пробудут на одном месте. Медлительные флегматики более усидчивы, активные холерики — менее. И с этим приходится считаться.
Но даже гиперактивных и возбудимых детей можно удержать. Например, пятилетний Антошка с рождения был чересчур подвижен. Он всегда находился в вечном поиске: хватал одну игрушку, другую, третью — они интересовали его лишь считанные минуты. На занятиях он разве что по потолку не ходил. Психолог предложил маме формировать у ребенка усидчивость, используя то, что ему интересно. Она стала вместе с ним играть в конструктор, потихоньку затягивая игру и удерживая тем самым внимание ребенка. Шаг за шагом мальчик приучался оставаться какое-то время на одном месте и не стремился поскорей улизнуть. Постепенно мама сумела заинтересовать его чтением, и когда он пошел в школу, то уже неплохо читал.
Неугомонным шустрикам показано собирание конструктора, мозаики, складывание из бумаги разных фигурок, лепка фигурок из пластилина. Кроме того, прекрасно формируют в детях усидчивость занятия по книгам из серии «Учимся думать. Книжки для заботливых родителей и талантливых детей».

Чего делать нельзя
Никогда насильно не заставляйте ребенка заниматься! Угрозы абсолютно неэффективны. Конечно, боясь наказания, малыш может подчиниться требованиям родителей. Но такое давление со стороны взрослых нередко приводит к нервным срывам и истерикам. А желание учиться у него уж точно от этого исчезнет.