Проект «Безопасность дорожного движения. Педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей младшего дошкольного возраста «На улицах города! Летний проект по безопасности дорожного движения

муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 города Сердобска

Разработали:
учащиеся 2 - Б класса
МОУ СОШ № 4
г. Сердобска
Пензенской области
Руководитель:
учитель начальных классов
Косякова Марина Николаевна

По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети младшего школьного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от младших школьников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Вот почему уже с раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В рамках реализации работы в этом направлении был создан долгосрочный проект по теме: «Безопасное дорожное движение - главное для детей умение». К работе над этим проектом мы привлекли родителей.

практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;

Организовать на базе школы городок по Правилам дорожного движения;

Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

Вырабатывать у младших школьников привычку правильно вести себя на дорогах;

Воспитывать в детях грамотных пешеходов.

В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы.

состоит в том, что статистические данные об участии детей в ДТП, направляет нас, учителя и родителей нашего класса на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД в ходе реализации проекта способно изменить деятельность школы, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Система деятельности по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу.

Подготовительный (аналитический)

Основной (реализация намеченных планов)

Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешённых проблем)

Реализация данного проекта позволит сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Показателями эффективности работы над данным проектом станут:

Отсутствие несчастных случаев с детьми 2 - Б класса
МОУ СОШ № 4.

Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными требованиями).

Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, искать пути выхода из них.

Воспитание грамотного пешехода.

Анкетирование детей и родителей по данной проблеме;

Укрепление материально - технической базы:

Изготовление пособий, новых игр;
- изготовление светофора, дорожных знаков;
- оформление площадки для изучения ПДД.

Работа с плакатами и презентациями по безопасности дорожного движения.

Праздник по ПДД «Азбука города»;

Составление памятки «Правила езды на велосипеде»;

Семейный конкурс на лучшую газету по пропаганде ПДД;

Акция «Письмо и подарок водителю»;

Тестирование по ПДД;

Конкурс детского рисунка «Внимание! Дорога!»

Проведение детско - родительской викторины «Безопасность в наших руках»:

Проведение промежуточной и итоговой диагностики знаний и умений детей по Правилам дорожного движения.

Целевые участники проекта: Коллектив педагогов и родителей группы № 3, инструктор физической культуре, администрация ДОУ.

I этап - актуальность

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому, это называется – навыки безопасного поведения на дороге.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Проблема группы

Трехлетний ребенок знает, что дорогу надо переходить на зеленый свет. Знает – и что же? – а мама бежит с ним на красный! Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения, мы считаем, является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Если соблюдение правил безопасной жизни станет для ребенка осознанной необходимостью, дорожно-транспортных происшествий будет намного меньше. Исходя из этого, перед педагогическим коллективом группы встала проблема: выработать у детей стереотип безопасного поведения на дороге.

II этап - целепологание

Необходимость решения этой проблемы и привела педагогов и родителей нашей группы к необходимой разработке и реализации социально-педагогического проекта по безопасности дорожного движения «Делай как я!»

Цель: создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих выработке у детей стереотипа безопасного поведения на дороге.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятиями "улица", "дорога", "светофор". Дать элементарные знания о правилах дорожного движения.
  2. Развивать у малышей интерес к различным видам транспорта. Прививать через игровые образы культуру безопасного поведения на дороге.
  3. Воспитывать уважительное отношение к профессии водителя, бережное отношение к игрушкам – машинам.
  4. Выработать бессознательную привычку играть в строго определенном месте, понимание того, что одному на дорогу выходить нельзя.

III этап - основополагающие принципы

Исходя из задач социально-педагогического проекта по безопасности дорожного движения «Делай как я!» наметились следующие принципы, способствующие приобщению ребенка к безопасному поведению на дороге:

Последовательность

Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным. По сути, грамотное поведение на дороге является частью культуры поведения человека. На дороге надо вести себя так, чтобы, во-первых, избегать ситуаций, опасных для собственной жизни, а во-вторых, не создавать опасностей для других людей. Принцип последовательности в формировании навыков поведения на дороге состоит в том, что любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем опыте.

Воспитание собственным примером

Известно, что дети очень хотят быть взрослыми и начинают подражать нам уже в раннем детстве. Свои сведения об эталонах взрослого поведения дети черпают не столько из наших нравоучений, сколько из наблюдений за реальным поведением отдельных представителей взрослого мира, и прежде всего за поведением самых близких им людей, а со временем – воспитателей и учителей.
И что бы ни говорил папа, но если он сам перебегает улицу на красный свет, а сыну это делать запрещает, то в этом случае именно папино поведение становится притягательным знаком взрослости, тем самым запретным плодом, который хочется скорее попробовать.

Соответствие формы обучения возрасту ребенка

Целесообразность того или иного поведения на дороге и отработка правильных форм этого поведения должны выступать в контексте потребностей и возможностей каждого возрастного периода. Обучение ребенка будет эффективным, если оно основывается на понимании физиологических и психологических особенностей каждого возраста.

Включение обучения в контекст повседневной жизни

Безопасность детей является наиболее важной для родителей ценностью и их постоянной заботой, поэтому уделять ей внимание время от времени или только в отведенный урочный час представляется весьма легкомысленным. Чрезвычайно важно не только помочь детям выучить правила поведения на дороге, но начиная с раннего возраста, ежедневно от прогулки к прогулке закреплять их практически, регулярно расширять эти знания и проверять умение ребенка использовать их в реальных ситуациях.

Поощрение ребенка

Поощрение ребенка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. Некоторые родители в интересах безопасности ребенка не выпускают его руки из своей при переходе улицы, не только когда малышу 2, 3 или 5 лет, но и когда ему уже исполнилось 8 или 10 лет. Тем самым они полностью берут на себя ответственность за безопасность ребенка.

Ребенок, не приученный к самостоятельной ответственности и вытекающей из нее оценке ситуации, привыкший передоверять свою безопасность родителям, не сможет действовать самостоятельно в критической ситуации. Нужно помнить, что родитель не всегда сможет оказаться рядом с ребенком в минуту опасности.

Принцип сезонности

Работа должна проводиться в течение всего учебного года. Следует, по возможности, использовать местные условия и место расположения детского сада, поскольку значительная часть содержания программы связана с практическими занятиями на улице.

И зимой, и летом во время прогулок по улицам города обращать внимание детей на то, что движение транспорта и пешеходов подчинено особым правилам, которые нужно строго соблюдать.

IV этап - сроки реализации проекта

V этап - этапы реализации проекта:

  1. Исследовательский этап (июнь - июль, 2011)
  • Постановка и всестороннее изучение проблемы (изучение ППО и анализ литературы, дизайнерских решений по оформлению макета тротуара и проезжей части дороги).
  • Дифференциация потребностей педагогов и детей в рамках существующей проблемы.
  • Определение конкретных целей, подготовки, способов представления результатов.
  • Технологический этап (август, 2011 – апрель, 2012)
    • Разработка дизайн – проекта макета тротуара и проезжей части дороги.
    • Определение основных ресурсов для реализации проекта.
    • Выработка плана конкретных действий по воплощению разработанного проекта.
    • Разработка перспективного плана.
    • Практическая деятельность по реализации проекта.
  • Рефлексивно-обобщающий этап (май, 2012)
    • Подведение итогов по реализации проекта.
    • Презентация проекта (родителям, педагогам дошкольного общеобразовательного учреждения).

    VI этап - план выполнения проекта

    Перспективный план работы по социально-педагогическому проекту безопасности дорожного движения «Делай как я!»

    Вид деятельности

    Материалы оборудование

    Сентябрь

    Беседа на тему: «Труд водителя»

    Задачи: закрепить знания детей о машинах. Познакомить с трудом водителя. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, бережное отношение к игрушкам-машинам.

    Гараж, машины разных размеров. Руль для подвижной игры. Фланелеграф к дид. игре "Заправь машину".

    Консультация для родителей на тему: «Методы воспитания и обучения, используемые при приобщении ребенка к безопасному поведению на дороге».

    Ширма, папка-передвижка.

    Октябрь

    Рисование «Железная дорога для доктора Айболита»

    Задачи: учить детей рисовать длинные и короткие пересекающиеся линии с помощью кисточки. Формировать желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

    Альбомные листы, гуашь, кисти. "Поезд" для подвижной игры.

    Ноябрь

    Занятие на тему: "Грузовой транспорт", постройка гаража

    Задачи: дать детям представление о грузовом транспорте, о грузах, которые перевозят водители на грузовом транспорте. Закрепить знания о составных частях грузовой машины.

    Грузовые машины разных размеров и назначений. Дидактическая игра "Собери машину". Грузы (мебель, кубики, продукты).

    Декабрь

    Аппликация "Светофор"

    Задачи: закрепить сигналы светофора. Учить детей составлять из заранее заготовленных кругов и прямоугольника изображение предмета и наклеивать его.

    Модель светофора, альбомные листы, заготовки для работы

    Выступление на родительском собрании "Взрослые! Вам подражают!"

    Протокол родительского собрания.

    Январь

    Занятие на тему: " Пассажирский транспорт"

    Задачи: познакомить детей с разнообразным пассажирским транспортом. Отметить характерные отличительные признаки от грузового транспорта. Воспитывать вежливое, культурное поведение.

    Иллюстрации с изображением трамвая, автобуса, такси, троллейбуса. Рисунки для дорисовки недостающих деталей.

    Февраль

    Игра-инсценировка: "Безопасность на дороге"

    Задачи: познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения. Учить через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте. Закрепить знание о значении светофора на дороге.

    Плакаты по дорожному движению, жезл регулировщика, мел, макет светофора, макеты машин.

    Физкультурное развлечение «В поисках светофора»

    Цель: создать эмоциональное настроение у детей; воспитывать потребность в двигательной активности; развивать коммуникативные качества.

    Март

    Лепка "Машинка"

    Задачи: продолжать учить детей лепить из пластилина предметы, состоящие из нескольких частей. Развивать речь, мышление. Воспитывать бережное отношение к игрушкам-машинкам.

    Игрушки или предметные картинки транспорта для игры "Третий лишний", пластилин.

    Апрель

    Аппликация "Автобус для зверят"

    Задачи: закреплять принадлежность пассажирского транспорта, умение изображать предметы из готовых форм, передавать их строение.

    Силуэты автобусов, готовые силуэты животных, кисточки, клей, стульчики по количеству детей.

    Выставка детских работ в ДОУ по теме "Транспорт"

    Беседа на тему: "Не попади в беду на дороге", "Прокатим мишку на машине"

    Задачи: закрепить знание о значении светофора на дороге, развивать у детей интерес к машинам, правилам дорожного движения.

    Макет светофора, автомобилей разных цветов. Строительный материал, мелкие игрушки для игр с постройками.

    VII этап - предполагаемый результат

    Построенная таким образом работа позволит:

    • Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения.
    • Способствовать привитию через игровые образы культуры безопасного поведения на дороге.
    • Показать родителям возможности выработки у детей стереотипа безопасного поведения на проезжей части и в общественном транспорте.

    Презентация

    • Оформление в групповой комнате игровой зоны по безопасности дорожного движения.
    • Выставка детских работ в ДОУ по теме "Транспорт".
    • Выступление на родительском собрании "Взрослые! Вам подражают!"

    Приложение 4. Загадки.

    Литература

    1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2009.
    2. Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
    3. Здравствуй, друг, дорожный знак. По заказу и при содействии Управления ГАИ г. Москвы. – М.: Ансел-М, 1996.
    4. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
    5. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
    6. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
    7. Про правила дорожного движения. Для детей от 4 до 6 лет. Издание для досуга. – М.: Омега-пресс, 2005.
    8. Усачев А.А. Правила дорожного поведения для будущих водителей и их родителей. Для младшего и среднего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Самовар», 2009.

    Паспорт проекта:

    Актуальность проекта.

    Проект посвящён актуальной проблеме - обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Наш век набирает темпы, и люди справедливо замечают, что сегодня для пешеходов и водителей характерна спешка. Все куда-то спешат, бегут, едут. Общество предоставляет человеку всё более удобные и скоростные средства передвижения.

    Специалисты отмечают, что наша страна находится в фазе активного роста автомобилизации, но несмотря на то, что возросла интенсивность дорожного движения, культура взаимоотношений участников дорожного движения не сформирована: считается нормой перебегать дорогу на красный сигнал светофора, у большинства детей и взрослых отсутствует динамический стереотип безопасного поведения.

    Анализ дорожно-транспортного травматизма в России показывает, что за 2015 год произошло 19549 ДТП с детьми в возрасте до 16 лет, причем 737 детей погибло! Задумайтесь, это население небольшого поселка! Также сотрудниками ГИБДД за 2015 г. выявлено 58221 ДТП с пешеходами, из них 24857 нарушений по вине пешеходов.

    Основные нарушения пешеходов: переход проезжей части в неустановленном месте, не соблюдение требований сигнала светофора, выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта или иного объекта. В дорожно-транспортных происшествиях с участием детей 6 из 8 случаев произошли по вине самих детей, т. к. их поведение на дороге зачастую бывает непредсказуемым. Поэтому нас, педагогов волнует вопрос: как помочь детям и сделать и улицу, и дорогу безопасными для них.

    Воспитание безопасного поведения на дороге есть часть воспитания индивидуального стиля жизни человека, целью которого является подготовка к жизни в обществе, в мире людей и машин.

    Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. В этом должны принимать участие и родители.

    Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, мы особое внимание уделяем обучению детей правилам дорожного движения.

    Цель проекта:

    Создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих формированию у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о правилах безопасного поведения на улице.

    Задачи проекта:

    • расширять знания детей о правилах безопасного поведения в транспорте и около него.
    • выработать бессознательную привычку играть в строго определенном месте, понимание того, что одному на дорогу выходить нельзя.
    • формировать целостное представления об улице, транспортных средствах, которые окружают ребенка;
    • знакомить детей с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом;
    • учить сравнивать виды транспорта между собой (автобус, троллейбус, трамвай; автомобили легковой и грузовой).
    • расширять знания детей о профессии «водитель».
    • развивать мелкую моторику и творческое воображение, умение ориентироваться в пространстве, распознавать условные обозначения.
    • формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей, как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.

    Ожидаемый результат:

    • создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД (предметно-развивающая среда):
    • формирование устойчивого интереса у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге.
    • формирование у детей знаний правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге.

    Предполагаем, что к окончанию проекта дети будут знать:

    • назначение светофора и каждого его сигнала;
    • чем различаются проезжая часть и тротуар;
    • какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части);
    • составные части транспорта;
    • кто такие пешеходы;
    • об особенностях профессии «Шофер».

    ЭТАПЫ ПРОЕКТА

    Этапы проекта

    Этап Мероприятия Сроки проведения
    1. Подготовительный
    • постановка цели и задач;
    • составление тематического плана по обучению детей ПДД;
    • подбор и изучение методической литературы;
    • подбор наглядно-иллюстративного материала;
    • подбор художественной литературы по теме;
    • изготовление атрибутов для занятий и сюжетно-ролевых игр;
    • создание картотеки подвижных игр по теме ПДД;
    • создание книжек – раскрасок «Виды транспорта»;
    • создание книги сказок про ПДД;
    • создание книги загадок про транспорт;
    • создание презентаций по теме;
    • оформление настольного макета дороги с пешеходным переходом.
    сентябрь 2015г.
    2. Основной Реализация проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями. октябрь 2015г.

    Апрель 2016 г.

    3. Заключительный май 2016 г.

    План работы по проекту

    Планирование работы по проекту «На улицах города» по образовательным областям

    Образовательная область Формы работы
    Познавательное развитие

    Знакомство с окружающим миром:

    • Занятие «Грузовой транспорт»;
    • Занятие «Светофор»;
    • Занятие «Труд водителя»;
    • Занятие «Наш друг – светофор»;
    • Мульфильм «Смешарики» серия «Азбука безопасности»;
    • Экскурсия в комнату ПДД.

    Развитие элементарных математических представлений:

    • Занятие «Два гнома»;
    • Занятие «Пешеходный переход»;
    • Дидактическая игра «Что привез нам грузовик».
    Художественно-эстетическое развитие
    • Лепка на тему «Автомобиль»;
    • Аппликация на тему: «Грузовик» (2 занятия);
    • Аппликация на тему: «Автобус» (2 занятия);
    • Выкладывание из счетных палочек (пешеходный переход);
    • Самостоятельная изо - деятельность с книжками – раскрасками «Наземный транспорт»;
    • Организация выставки детско-родительского рисунка «Я и дорога».
    Речевое развитие
    • Чтение Б.Заходер «Я - шофер»;
    • Чтение С. Михалков «Если свет зажёгся красный»;
    • Чтение С.Маршак «Светофор»;
    • Чтение А.Барто «Грузовик»;
    • Чтение сказок про ПДД;
    Физическое развитие
    • Подвижные игры:
    «Ловкий пешеход»;

    «По длинной извилистой дорожке»;

    «Воробушки и автомобиль»;

    «Машины»;

    «Трамвай»;

    «Цветные автомобили»;

    • Пальчиковая игра: «Все пальчики водители».
    Социально-коммуникативное развитие
    • Дидактическая игра «Купи для машины нужную деталь»;
    • Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры трамвая - пешеходы - водители»;
    Взаимодействие с родителями
    • Консультации для родителей на темы:
    - «Приемы обучения юного пешехода»;

    - «Внимание на родителей – делай как я!»;

    - «ППД для родителей детей младшего дошкольного возраста»;

    • Буклеты и памятки для родителей на тему:

    - «Предназначения световозвращающих элементов»;

    - «Не спешите, водители, - вы ведь тоже пешеходы!»;

    - «Не спешите, водители, - вы ведь тоже родители!»;

    - «Знай правила дорожного движения»;

    • Изготовление безопасного маршрута детей «Дом-Детский сад»;
    • Создание книжки-малышки «Транспорт».

    Календарно-тематическое планирование по проекту «На улицах города»

    Тема Время проведения Планируемая работа
    Работа с детьми Работа с родителями
    «Улицы нашего города» Октябрь
    • Занятие «Знакомство с улицей»;
    • Занятие «Не попади в беду на дороге»;
    • Рассматривание сюжетных картинок по теме «Улица»;
    • Рассматривание иллюстраций по теме «Опасные и безопасные места для игр во дворе»;
    • Чтение сказок про ПДД;
    • Подвижные игры («По длинной извилистой дорожке», «Ловкий пешеход»).
    • Родительское собрание на тему: «Безопасность детей – забота родителей»;
    • Ширма для родителей «На улицах города»;
    «Труд водителя» Ноябрь
    • Занятие «Как нам транспорт помогает»;
    • Лепка «Автомобиль»;
    • Конструирование и обыгрывание постройки «Гараж»;
    • Занятие «Труд водителя»;
    • Чтение и заучивание стихотворение Б. Заходера «Я-шофер»;
    • Сюжетно-ролевая игра «Мы шоферы»;
    • Чтение сказок про ПДД;
    • Подвижные игры («Машины», «Воробушки и автомобиль»);
    • Дидактическая игра «По морю, по земле, по воздуху»;
    • Пальчиковая игра «Все пальчики водители».
    • Рассматривание коллекции машин.
    • Консультация для родителей на тему: «Приемы обучения юного пешехода»;
    • Изготовление безопасного маршрута детей «Дом-Детский сад».
    «Грузовой транспорт» Декабрь
    • Занятие «Грузовой транспорт»;
    • Аппликация «Грузовик» (2 занятия);
    • Чтение и заучивание стихотворение А. Барто «Грузовик»;
    • Самостоятельная изо-деятельность с книжками – раскрасками «Наземный транспорт»;
    • Дидактические игры («Что привез нам грузовик», «Купи для машины нужную деталь»);
    • Подвижные игры («Цветные автомобили», «Воробушки и автомобили»).
    • Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
    • Памятка для родителей на тему: «Предназначения световозвращающих элементов»;
    «Пассажирский транспорт» Январь
    • Занятие «Пассажирский транспорт»;
    • Аппликация на тему «Автобус» (2 занятия);
    • Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры трамвая – пешеходы – водители»;
    • Просмотр мультфильмов «Смешарики» серия «Азбука безопасности»;
    • Подвижные игры («Поезд», «Трамвай»).
    • Конкурс детско-родительских работ из конструктора «Транспорт бывает разный».
    • Участие в конкурсе детско-родительских работ из конструктора «Транспорт бывает разный»;
    • Консультация «Внимание на родителей – делай как я!»
    «Дорожные помощники» Февраль
    • Занятие «Незнайка в гостях у детей»;
    • Занятие «Светофор»;
    • Занятие «Пешеходный переход»;
    • Выкладывание из счетных палочек (дорогу, перекресток, пешеходный переход);
    • Чтение и заучивание стихотворения С. Михалкова «Если свет зажегся красный»;
    • Чтение и заучивание стихотворения С. Маршака «Светофор»;
    • Игра-инсценировка с макетом «Безопасность на дороге»;
    • Участие в создании книги рецептов «Транспорт может быть вкусным»;
    • Консультация «ППД для родителей детей младшего дошкольного возраста»
    «Путешествие по дорогам нашего города» Март
    • Занятие «Два гнома»;
    • Занятие «Математика на дороге»;
    • Самостоятельная изо деятельность с книжками – раскрасками «Наземный транспорт»;
    • Подвижные игры («Машины», «Ловкий пешеход», «Воробушки и автомобили»);
    • Чтение сказок про ПДД
    • Участие в акции «Не спешите водители – вы ведь тоже родители!»;
    • Буклет «Не спешите, водители, - вы ведь тоже пешеходы!»;
    • Буклет «Не спешите, водители, - вы ведь тоже родители!».
    «Правила дорожного движения» Апрель
    • Развлечение «Наш друг – светофор»;
    • Экскурсия в комнату ПДД;
    • Игры с книжкой-малышкой «Транспорт»;
    • Выставка детско-родительских рисунков «Я и дорога»;
    • Игра-инсценировка с макетом «Безопасность на дороге».
    • Участие в выставке детско-родительских рисунков «Я и дорога»;
    • Создание книжки-малышки «Транспорт»;
    • Буклет «Знай правила дорожного движения»;
    • Участие в викторине «Дорожная азбука».
    Анализ деятельности по реализации проекта. Май
    • Презентация проекта на педагогическом совете.

    01.09.16 МОУ СОШ № 7 День знаний. Старт Проекта «Город БДД» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасного дорожного движения среди детей и подростков на базе МОУ СОШ № 7 в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасного дорожного движения в 2013-2020 годах», 453 чел.
    15.08-18.09.16 Комплексное информационно-профилактическое мероприятие «Внимание дети», 453 чел
    02.09.16. Единый День БДД. МОУ СОШ № 7, 453 чел.
    15.09.17 Классные часы «Правила безопасного поведения на дорогах», 453 чел.
    05.10.16 Акция «Город БДД», посвященная международному Дню учителя, 100 чел.
    10.10-14.10.16 Конкурс рисунков «Дорожные знаки» 1-4 классы, 100 чел.
    17.10-04.12-16 Оперативно-профилактическая операция «Пешеход» в рамках Проекта «Город БДД», 200 чел
    27.10-08.11.16 Целевое профилактическое мероприятие "Осенние каникулы" МОУ СОШ № 7, 453 чел.
    16.11.16 Организация дежурства совместно с инспектором ОГИБДД МУ МВД России "Люберецкое" на перекрестке около школы. Раздача фликеров пешеходам, 15 чел.
    18.11.16 День памяти жертв ДТП, 453чел.
    25.11.16 Акция «Письмо маме» в рамках программы «Город БДД», 50 чел.
    30.11.16 Районный конкурс-соревнование юных велосипедистов «ВЕЛОМАСТЕР», 3 место, команда МОУ СОШ № 7
    06.12.17 Классные часы «Мы – пешеходы», 453 чел.
    19.12.16 -15.01.17 Целевое профилактическое мероприятие «Зимние каникулы», 453 чел.
    23.12.16 Сказка «Новогодние приключения в Городе БДД» для начальной школы, 200 чел.
    12.01.17 ШМО классных руководителей «Анализ ДДТТ на территории обслуживания отдела ГИБДД МУ МВД России «Люберецкое» за 12 месяцев 2016 года».
    24.01.17 Классные часы «Азбука города БДД», 453 чел.
    02.02.17 Районный открытый урок ПДД в 1 классе по теме «Наш друг – Светофор» в рамках школьной программы «Город БДД».
    13.02-16.02.17 Конкурс рисунков « Город безопасного дорожного движения» 1-4 классы, 180 чел.
    28.02.17 Районный фотоконкурс «Безопасность на дороге глазами детей», Малейко Ирина, 3 место.
    28.01-01.03.17 Районный слет ЮИД. 3 место в конкурсе «Агитбригада ЮИД».
    02.03.17 Общешкольное родительское собрание «Реализация Проекта «Город БДД» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасного дорожного движения среди детей и подростков на базе МОУ СОШ № 7 в рамках федеральной целевой программы « Повышение безопасного дорожного движения в 2013-2020 годах», 90 чел.
    15.03.17 Акция «Город БДД». Раздача фликеров пешеходам на перекрестке около школы.
    24.03.17 Выступление агитбригады ЮИД "Город БДД" в начальной школе, 190 чел.
    27.03-03.04.17 Целевое профилактическое мероприятие "Весенние каникулы".
    30.03.17 Семинар классных руководителей по вопросам организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на базе МОУ СОШ № 7 совместно с инспектором пропаганды БДД ОГИБДД МУ МВД России " Люберецкое" Сидоровой С.С.
    17.04.17-21.04.17 Устный журнал в начальной школе "Город Безопасного Дорожного Движения", 200 чел.
    28.04.17 Общешкольная игра по основам безопасности жизнедеятельности. Станция «Город БДД», 453 чел.
    04.05.17 Профилактические беседы ПДД в 1- 5 классах совместно с инспекторами пропаганды БДД ОГИБДД МУ МВД России «Люберецкое».
    10.05- 12.05.17 Классные часы «Мы соблюдаем ПДД», 453 чел.
    15.05-18.05.17 Конкурс рисунков «Мы за безопасное дорожное движение», 50 чел.
    1.06.17- 30.06.17 Организация профильной смены «Город БДД» по безопасному участию в дорожном движении на базе городского летнего лагеря «Солнышко».
    .06.17 Совещание классных руководителей. Подведение итогов реализации Программы «Город БДД» в 2016-2017 учебном году по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасного дорожного движения среди детей и подростков на базе МОУ СОШ № 7 в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасного дорожного движения в 2013-2020 годах», 20чел.

    Актуальность разработки и реализации проекта.

    В последнее время гораздо чаще происходят дорожно-транспортные происшествия с участием детей. К сожалению, виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют на проезжей части, переходят улицу в неположенном месте. А попросту сказать, не соблюдают правила дорожного движения.

    Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

    Но на практике дети сельской местности не сталкиваются с большим количеством транспорта, оживленным движением на дорогах, разнообразием дорожных знаков, а светофор и пешеходный переход знают только по картинкам. Исходя из всего вышесказанного, вытекает проблема обучения правилам поведения на дорогах детей сельских школ - недостаточное количество часов для непрерывного, поэтапного, планомерного, систематизированного обучения детей правилам дорожного движения на практике.

    Становясь школьниками, большинство первоклассников впервые оказываются на оживлённых улицах города. Вот почему разговор о поведении вообще начинается с правил поведения на улице. Занятия, проводимые в рамках проекта, помогут учащимся систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.

    Цель проекта – формировать у первоклассников знания элементарных правил безопасного поведения на дороге и умений применять полученные знания реальной жизни.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Социально значимый проект

    «Дорожная безопасность»

    1. Руководитель проекта: Мартыненко С.Ю.,

    воспитатель ГБС(К)ОУ школы-интерната пос.Паркового Краснодарского края.

    Участники проекта: учащиеся 1 класса ГБС(К)ОУ школы-интерната пос.Паркового Краснодарского края.

    3. Тип проекта : практико-ориентированный (социально значимый).

    4. Классификация проекта : групповой.

    6. Актуальность разработки и реализации проекта.

    В последнее время гораздо чаще происходят дорожно-транспортные происшествия с участием детей. К сожалению, виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют на проезжей части, переходят улицу в неположенном месте. А попросту сказать, не соблюдают правила дорожного движения.

    Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

    Но на практике дети сельской местности не сталкиваются с большим количеством транспорта, оживленным движением на дорогах, разнообразием дорожных знаков, а светофор и пешеходный переход знают только по картинкам. Исходя из всего вышесказанного, вытекает проблема обучения правилам поведения на дорогах детей сельских школ - недостаточное количество часов для непрерывного, поэтапного, планомерного, систематизированного обучения детей правилам дорожного движения на практике.

    Становясь школьниками, большинство первоклассников впервые оказываются на оживлённых улицах города. Вот почему разговор о поведении вообще начинается с правил поведения на улице. Занятия, проводимые в рамках проекта, помогут учащимся систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.

    7. Цель проекта – формировать у первоклассников знания элементарных правил безопасного поведения на дороге и умений применять полученные знания реальной жизни.

    8. При реализации проекта «Дорожная безопасность» решаются следующие задачи:

    • знакомство с основными правилами дорожного движения;
    • обеспечение каждого ребенка требуемым уровнем знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
    • обучение правильному поведению на улицах, применяя полученные знания;
    • формирование умений применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность;
    • развитие мотивации к безопасному поведению; умений ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
    • формирование личностного и социально–значимого опыта безопасного поведения на дорогах и улицах;
    • формирование навыков адекватной самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте;
    • развитие положительных личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности;
    • воспитание сознательного отношения к выполнению правил дорожного движения;
    • воспитание культуры поведения и дорожной этики в условиях дорожного движения;
    • активизация работы по пропаганде безопасного образа жизни и соблюдению правил дорожного движения среди родительской общественности.

    9. Краткое описание форм, методов и приёмов, используемых в ходе реализации проекта:

    Наиболее распространенным методом ведения занятий является беседа в сочетании с практическими упражнениями с использованием схем улиц и дорог, учебного перекрестка. Во время бесед необходимо доводить до сведения воспитанников сводки о ДТП на улицах вашего района, случаи нарушения ПДД учащимися школы, учить детей давать оценку таким нарушениям, но при этом беседы не должны носить характер запугивания школьников. Ребенок должен не бояться дороги и транспорта, а уметь пользоваться накапливаемым на занятиях опытом.

    Сейчас в настоящее время существует огромное количество разработок веселых занятий по ПДД. Важно, чтобы данные занятия не были скучной лекцией, но в то же время нельзя каждое занятие превращать в развлекательное мероприятие. Часть занятий может носить теоретический характер. Дети должны чувствовать серьезность данных мероприятий и знаний, которые они получают.

    Для закрепления знаний желательно широко применять настольные игры и подвижные игры в зале, викторины, конкурсы, праздники и т.д. Подвижные игры и тренировки лучше проводить на школьном дворе, на специально размеченной площадке. Занятия надо строить так, чтобы теоретические сведения по теме накапливались раньше, чем учащиеся приступят к выполнению упражнений и игр.

    Важную роль в изучении ПДД играют экскурсии. Организация их во многом зависит от хорошо продуманного плана. При планировании экскурсии надо четко определить цель, задачи, маршрут и в соответствии с этим разрабатывать план. В плане проведения экскурсии педагог должен предусмотреть: отбор и перечень объектов наблюдения, план маршрутов экскурсии и последовательность ознакомления учащихся с объектами; распределение времени по этапам экскурсии. При этом нет надобности специально проводить экскурсию по ПДД, ведь в течение учебного времени воспитатель многократно водит детей в общественные места посёлка (почта, магазины, Дом культуры, парк, детская площадка) – все эти походы можно использовать и для проведения целенаправленных экскурсий и тренингов по правилам дорожного движения.

    Планируя учебно-воспитательную работу, воспитатель должен предусмотреть различные упражнения, выполнение самостоятельных заданий, проведение профилактических игр и бесед, изготовление учебно-наглядных пособий. При этом важно продумать использование ИКТ и учебно-наглядных пособий: макетов, моделей, видеофильмов, обучающих видеопрограмм.……………………………………………………

    10. Ожидаемые результаты:

    • усвоение первоклассниками правил безопасного поведения на улицах города и посёлка;
    • осознанное отношение учащихся к вопросам личной безопасности;
    • проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
    • умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать её;
    • соблюдение правил дорожного движения родителями и образцовый пример для детей по правилам дорожного движения;
    • предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма .

    Участие школьников в реализации проекта станет средством воспитания активной жизненной позиции по отношению к негативным социальным явлениям, к каким относится нарушение ПДД.

    11. Сроки и этапы реализации проекта:

    Этап

    Название и содержание этапов

    Тематическое и практическое содержание

    Сроки

    I этап

    мотивационный

    - беседа с первоклассниками о правилах дорожного движения, дорожных знаках с целью выявления уровня сформированности знаний (заполнение диагностических карт);

    Анкетирование родителей;

    Создание проблемной ситуации;

    Формулирование темы проекта;

    Знакомство участников с целями и задачи проекта, разъяснение учащимся его актуальности;

    Определение конечного результата (создание альбома «Дорожная безопасность»; фотоотчёт о проделанной работе и проведённых мероприятиях (презентация), разработка памяток и буклетов для учащихся и родителей)

    На данном этапе формулируется тема проекта и определяется результат (продукт); создаётся проблемная ситуация и положительный мотивационный настрой; определяется объём и уровень имеющихся знаний и представлений о родном крае

    сентябрь

    2012 г.

    II этап

    подготовительный

    - знакомство учащихся и родителей с планом и сроками реализации этапов проекта;

    формирование у учащихся и родителей желания участвовать в проекте

    сентябрь

    2012 г.

    III этап

    ОСНОВНОЙ ЭТАП

    Тема занятия

    знакомство с основными правилами дорожного движения и дорожными знаками; обеспечение каждого ребенка требуемым уровнем знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах; обучение правильному поведению на улицах, применяя полученные знания; формирование умений применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность; развитие мотивации к безопасному поведению; умений ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; формирование личностного и социально–значимого опыта безопасного поведения на дорогах и улицах; формирование навыков адекватной самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте; развитие положительных личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности; воспитание сознательного отношения к выполнению правил дорожного движения; воспитание культуры поведения и дорожной этики в условиях дорожного движения

    сентябрь- ноябрь

    2012 г.

    На улицах нашего посёлка.

    Мы идем в школу (безопасный маршрут).

    Это должны знать все!

    Наши верные друзья.

    Мы - пассажиры. Мы – пешеходы.

    Знаки на дорогах.

    Опасные игры. Просмотр видеофильма.

    На загородной дороге.

    Учимся соблюдать правила движения. Настольные игры.

    Игра-практикум «Мы – пешеходы»

    Экскурсия на остановку.

    Я иду по улице.

    систематизация и контроль знаний учащихся по ПДД, развитие у школьников познавательных процессов и навыков критического мышления.

    Зачем нужны правила дорожного движения?

    закрепление знаний учащихся ПДД и дорожных знаков, умений различать дорожные знаки, повторение правил уличного движения для пешеходов, развитие умений самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

    Работа с родителями

    Анкетирование родителей «Правила дорожного движения»

    сентябрь- ноябрь

    2012 г.

    Родительское собрание «Азбука дорожной безопасности»

    Инструктажи по безопасности на дороге.

    Разработка памяток и буклетов для родителей

    IV этап

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙЭТАП

    Итоговое мероприятие- игровая программа «Азбука дорожной безопасности»

    Закрепление и обобщение знаний по теме, творческий отчёт с участием родителей, старшеклассников и учащихся 1-го класса

    ноябрь

    2012 г.

    Обсуждение результатов, самооценка деятельности (рефлексия), создание альбома «Дорожная безопасность»; оформление уголка безопасности; фотоотчёт о проделанной работе (презентация).

    Представление опыта работы по разработке и реализации социально значимого проекта на заседании ШМО и в сети Интернет.

    ноябрь

    2012 г.

    12. Оценка достижений намеченных результатов и отчетности:

    Положительные результаты проекта можно оценить по следующим показателям:

    • социальная активность учащихся, привлеченных к работе в проекте;
    • уменьшение количества детей, нарушающих ПДД (данные показатели будут получены при анкетировании в конце учебного года);
    • наличие у группы детей мотивации к самостоятельной работе по данной теме, формирование у них ответственности и организационных навыков;
    • уровень вовлеченности детей к решению данной проблемы;
    • проявление у детей негативного отношения к нарушениям ПДД и наличие устойчивой позиции сопротивления нарушениям ПДД;
    • активность детей при проведении конкурсов и различных мероприятий;
    • наличие положительных откликов на проведение конкурсов рисунков, выступления агитбригады ЮИД и другой деятельности;
    • распространение опыта работы в школе и в сети Интернет;
    • установление прочных связей в пропаганде безопасности на дорогах с родителями.

    13. Выводы:

    разработанный и реализованный проект доведён до успешного завершения, поставленные цели и задачи достигнуты, соответствуют запланированным результатам; деятельность в рамках проекта дала положительные результаты; возникли перспективы дальнейшего внедрения проекта в следующем учебном году. Совместная учебно-познавательная, творческая, практическая и игровая деятельность партнёров проекта была направлена на достижение общего результата. Ценность проекта заключается в реальности использования продуктов (рисунков, макетов, настольных игр) на практике. Выполняя проект, учащиеся учились находить и анализировать информацию под руководством педагога, получать и применять знания в различных областях, приобретать опыт решения реальных задач. Проектная технология, применённая воспитателем, открыла значительные возможности для повышения качества обучения дорожной безопасности первоклассников, формировала положительные коллективные отношения, способствовала социализации учащихся с ОВЗ.

    14. Перспективы дальнейшего развития проекта:

    реализованный практико-ориентированный (социально значимый) проект «Дорожная безопасность» предусматривает дальнейшее развитие в 2013-2014 учебном году. При возобновлении проекта возможны шаги по расширению знаний учащихся о безопасности пешеходов и пассажиров, формированию умений и навыков поведения на дороге, продолжение работы над созданием альбома «Дорожная безопасность», разработке памяток, буклетов, агитационных плакатов для учащихся и родителей.