Чтобы научить ребенка красиво писать нужно. Как научить ребенка красиво писать: хитрости домашнего обучения

С проблемой, которую специалисты называют дисграфия (нарушение почерка), сталкиваются многие родители. Ребенок может быстро развиваться, опережая сверстников, но иметь при этом ужасный почерк. Несмотря на то, что навыки письма постепенно теряют актуальность в связи с переходом в электронную форму, от умения разборчиво, быстро и красиво писать во многом зависит успеваемость ребенка в школе.

Ребенок и обучение красивому почерку

В выработке разборчивого почерка школа имеет малое значение, так как тренировке почерка отводится совсем немного времени. По этой причине родители должны брать инициативу в свои руки и заниматься с малышом самостоятельно. Здесь появляется принципиально важный вопрос – стоит ли обучать навыкам письма дошкольника? Специалисты и учителя говорят о том, что рука дошкольника не сформирована достаточно для письменных занятий. Кроме того, в каждой школе способы написания букв могут немного отличаться – в этом случае малышу придется переучиваться. В дошкольном возрасте следует в первую очередь уделять внимание развитию мелкой моторики.

Как выработать разборчивый и аккуратный почерк?

  • Залог красивого почерка – в развитой мелкой моторике. Развивать ее нужно начиная с самого раннего возраста. Крайне эффективны такие занятия, как лепка , плетение и вышивание , вырезание аппликаций , изготовление оригами , а также рисование любыми способами. Продолжать заниматься этими творческими и развивающими мелкую моторику занятиями следует и после того, как ребенок пошел в школу.
  • В дальнейшем необходимо будет приобрести карандаш с мягким грифелем, удобную для детской руки шариковую ручку и прописи , в которых буквы изображены пунктирными точками. В первую очередь необходимо научить малыша правильно держать ручку – в этом деле могут помочь ручки с углублениями под пальцы – а также контролировать то, как ребенок сидит во время письменных упражнений. Спина должна быть прямой, а локти расположены на столешнице. Очень важно иметь место для занятий, оборудованное подходящим столом и стулом.
  • Ни в коем случае не торопите ребенка. Выработать красивый почерк сложно, но при условии регулярных занятий результат обязательно появится. Также нельзя заставлять ребенка заниматься каллиграфией – ничего хорошего из этого не выйдет. Заинтересуйте ребенка, найдите способы мотивации. Само собой, нельзя ругать малыша за неудачи, равно как и требовать переписывать неудачную работу по несколько раз.
  • Занятия каллиграфией начинаются с обводки прописей с элементами и буквами, напечатанными пунктирными точками. Как правило, дети любят работать с такими прописями. Начиная с отдельных элементов, таких как овалы, черточки и линии, через какое-то время малыш может переходить к обводке букв.
  • После работы с обводкой начинается этап копирования букв и цифр. Ребенок смотрит на напечатанный образец и пытается повторить его. Как в любом другом деле, важна последовательность – сначала необходимо освоить правильное написание всех букв и лишь затем переходить к написанию слогов и слов.
  • После того, как у ребенка стали получаться отдельные слова, можно переходить к закреплению навыков, а именно к ежедневному написанию нескольких строчек текста из какого-либо детского произведения.

Мнение эксперта

Начинать учить малыша письму в любом случае необходимо с печатных букв. Для их написания, как правило, вполне достаточно мелкой моторики 5-летнего ребенка. Кроме этого, начальный этап подготовки к занятиям каллиграфией включает в себя работу с раскрасками и рисунками, в которых малыш должен дорисовывать мелкие детали.

Специалист интернет-магазина «Дочки-Сыночки»
Антонова Екатерина

Выводы

Вырабатывание красивого почерка может занять много времени – все зависит от индивидуальных особенностей. Об этом следует помнить, не ожидая от малыша сиюминутного результата. Терпение и умение заинтересовать ребенка – главное, что требуется от родителей во время обучения письму.

В эпоху компьютеров и электронных гаджетов умение разборчиво, аккуратно и красиво писать кажется почти анахронизмом. В самом деле, стоит ли заставлять собственного отпрыска упражняться в чистописании, тратя силы и время на это бесполезное, по сути, занятие? Стоит, утверждают специалисты и объясняют, почему.

«Процесс писания относится к мелкой моторике, которая непосредственно связана с мозгом, — говорит Ольга Туровцева, детский психолог, педагог. — Когда ребенок старательно учится выводить буквы, у него просыпается интерес к познанию, учебе и окружающему миру в целом. Обучение письму является частью активного развития личности малыша, эффективным инструментом, который помогает воспитать усидчивость, терпение, внимание к деталям, способность к концентрации».

Но слишком торопиться с обучением тоже не стоит. По наблюдению педагогов, у детей, научившихся писать в раннем детстве, почерк быстро портится из-за того, что рука еще не устоялась. Некрасивый почерк может закрепиться как навык, и когда малыш станет первоклассником, переучить его будет сложно. К тому же родители могут не знать требований к правописанию букв, обучая отпрыска по своим правилам. Поэтому время перед школой разумнее будет посвятить не письму, а занятиям на развитие мелкой моторики, которые станут хорошей базой для овладения искусством каллиграфии в будущем.

Учим ребенка писать красиво

Ваш маленький ученик без труда научится красиво и аккуратно выводить на бумаге самые сложные буквы, если принять во внимание несколько важных моментов.

* Развитая мелкая моторика. Подготовленные мышцы кисти руки — одно из условий красивого, аккуратного почерка. «Для развития мелкой моторики отлично подходят такие виды деятельности, как рисование, плетение из бисера, лепка из пластилина и глины, сборка предметов из конструктора, — говорит Ольга Туровцева. — Пусть ребенок самостоятельно завязывает шнурки, застегивает пуговицы. Готовить мышцы к письму, развивая мелкую моторику, рекомендуется уже с трех лет». О том, как правильно развивать мелкую моторику у ребенка, читайте

* Комфортное рабочее место. Вряд ли ваше чадо будет стремиться заниматься, если ему не комфортно. Обустройте для него уголок с удобным столом и устойчивым стулом правильной высоты. О том, как правильно организовать рабочее место школьника читайте

* Удобная ручка. Часто родители упускают из виду этот важный момент, а он является одним из ключевых. Выбирая инструмент для письма, стоит отдать предпочтение шариковой, а не гелевой ручке, которая может царапать бумагу, а гель — размазываться. Не подойдут также толстые и тяжелые пишущие предметы — для них у ребенка еще не достаточно большие и крепкие пальцы. Абсолютно гладкие ручки — тоже не лучший выбор, желательно поискать со специальной резиновой накладкой в месте захвата, чтобы пальцы не скользили. Обратите внимание на специальные ручки для обучения письму. У них имеется особое углубление для пальцев. Такое приспособление поможет закрепить навык правильно держать пишущий инструмент.

«Идеальным инструментом для овладения искусством каллиграфии является перьевая ручка, — говорит Ольга Туровцева. — В процессе письма пером пластические усилия чередуются с расслаблением. В то время как, выводя буквы обычной шариковой ручкой, ребенок испытывает постоянное мышечное напряжение, и не только в кистях рук, но и в области спины и плеч».

Научите ребенка правильно держать пишущий инструмент с помощью большого и среднего пальца, лишь придерживая указательным ручку сверху. Кончик ручки должен смотреть в плечо. Кисть при письме свободно движется, локоть рабочей руки при этом неподвижен.

Как построить занятие

Приступайте к тренировке, когда ребенок достаточно отдохнул после школы и приготовления уроков. Не заставляйте малыша тренироваться писать больше получаса. В процессе занятия делайте небольшие перерывы. «Начинать упражняться маленький ученик должен в хорошем настроении и в спокойной обстановке, — говорит Ольга Туровцева. — Спешка и нервозность дадут результат противоположный желаемому — буквы будут выходить неровными, строчки — прыгать. Даже если вы не удовлетворены тем, что получается, не раздражайтесь и не заставляйте ребенка по нескольку раз переделывать. Так вы отобьете у него желание заниматься. Не забывайте, что процесс письма должен вызывать у вашего чада интерес и удовольствие».

Приготовьте все необходимое. Кроме ручки вам понадобятся специальные прописи с выделенными пунктиром буквами и с отведенными строками для самостоятельного письма. А через некоторое время будет нужна и школьная тетрадь в косую линейку. Пропись или тетрадь должна быть расположена под углом 25 градусов к краю стола.

Обучение следует разделить на несколько этапов.

* Начните с обведения пунктиром в прописи палочек, фигур и волнистых линий. Затем можно пробовать обводить буквы. Когда ребенок будет чувствовать себя достаточно уверенно, переходите к отработке написания букв.

* На этом этапе ребенок пишет в прописи буквы, постоянно сверяясь с образцом в начале строки. К каждой новой букве следует приступать после того, как будет хорошо получаться предыдущая. Затем переходите к освоению написания целых слов.

* Переходите к написанию небольших предложений. Сначала тренируйтесь в прописи, затем — в обычной тетради в косую линейку. Чтобы закрепить навык, ежедневно уделяйте несколько минут, чтобы выписать небольшое количество предложений из книги в тетрадь.

На начальном этапе обучения в перерыве или после занятия желательно делать ребенку несложный массаж. Это поможет мышцам расслабиться, снимет спазмы. Вот несколько эффективных, простых и безопасных приемов, которые в состоянии освоить каждая мама.

* Мягко похлопайте тыльную сторону предплечья в направлении от локтевого сгиба к запястью;

* Пощипайте большим и указательным пальцами зону предплечья в направлении от локтя к кисти руки, постепенно усиливая силу нажима;

* Сделайте в быстром темпе несколько легких ритмичных рубящих движений ребром ладони поперек мышц предплечья.

Ребенок начал делать первые робкие шаги к написанию букв. Это повод для радости? Разумеется. В то же время это звоночек для родителей, что пора ознакомиться с материалами на тему, как научить свое чадо писать красиво, понятно, разборчиво. Заложенные с детства азы облегчат жизнь маленькому человечку, его любящей семье, а также учителям. «Сейчас все печатают на компьютере» – скажут многие. Да, но это не исключает диктантов, сочинений, заполнения тетрадей по математике и так далее. Неразборчивые каракули могут привести к негативным последствиям:

  • Занижение оценок (влияет на успеваемость, моральное состояние ребенка, его психику и уверенность в себе);
  • Ухудшение мозговой деятельности (письмо развивает мыслительные процессы, улучшает память, восприятие новой информации).

Объяснить маленьким детям всю важность чистописания невозможно, поэтому процесс становления красивого почерка лучше максимально облегчить, превратить в увлекательную игру.

Развитие мелкой моторики

Чтобы писать каллиграфическим почерком, ребенку следует развить мелкую моторику рук. Для этого подходят игры с предметами разного размера, текстуры. В магазине представлен широкий выбор развивающих игр, ковриков. Отсутствие финансов – не повод расстраиваться, ведь в каждом доме найдутся бусины, монетки, пуговицы, крупа, макароны и так далее, а на улице легко отыскать шишки, каштаны, желуди. Из них можно всей семьей делать поделки, перебирать, сортировать. В зависимости от возраста рекомендуется:

  • рисование, лепка, раскрашивание;
  • занятие с крупами (помощь маме на кухне);
  • игры с мозаикой, пазлами, конструкторами;
  • поделки (оригами, вырезание снежинок, фигурок и так далее);
  • бисероплетение, плетение из резиночек, использование наборов для творчества.

Совместные занятия в игровой форме объединят семью и помогут ребенку не только научиться красиво писать, а также будут способствовать развитию нервной системы, мышления, памяти, воображения, творческих способностей.

Как научить писать ребенка с помощью «тренажеров»?

Правильный захват ручки напрямую влияет на качество почерка. Именно от него зависит нажим, направление, следовательно, скорость написания текста и утомление руки. Выработать привычку держать ручку правильно помогут несколько способов:

  • использование специальных ручек, которые пишут исключительно при верном захвате;
  • применение накладок;
  • выполнение упражнений, с использованием точек, резиночек;
  • использование перьевой ручки и чернил.

Чтобы научиться красиво и разборчиво писать, ребенок должен заинтересоваться процессом, поэтому использование «тренажеров» лучше обыгрывать, окутывать захватывающими историями, добавить соревновательный момент и так далее. Например, обратите внимание на тексты 18 века, насколько они ровные, одинаковые по высоте и наклону, какие в них завитки. Можно обратить внимание ребенка на то, сколько истории несут в себе надписи и насколько они бы были непонятны, если бы их писали «как курица лапой».

Еще одним вспомогательным элементом являются прописи, которые демонстрируют внешний вид каждой буквы и позволяют потренироваться в ее написании по трафарету. Для первоклашек и дошкольников не помешает запастись специально разлинованными тетрадками, которые знакомы нам с советских времен.

Еще одним «тренажером» могут стать тетради с заданиями по штриховке, разукрашиванию. Небольшие тексты, которые необходимо переписать, также развивают чистописание.

Как выбрать ручку, чтобы научиться красиво писать?

Теперь подходим к наполнению пенала. Основная классификация ручек следующая:

  • шариковые (на конце стержня имеется шарик, с помощью которого чернила переносятся на бумагу);
  • гелевые (наполнены чернилами гелевой консистенции);
  • перьевые (старинный вариант, когда для письма потребуются чернила).

Каждый вид представлен в корпусах разного размера, цвета, формы. Также существуют обычные и автоматические ручки, созданные для «правшей» и «левшей». Среди всего многообразия лучше остановиться на простых шариковых ручках, которые не будут царапать бумагу, прекращать писать, отвлекать. В области захвата ручка должна иметь специальную противоскользящую область из резины, пластика с шероховатой или текстурированной поверхностью.

Подробнее о ручках для «правшей» и «левшей». Раньше было принято переучивать детей и заставлять их писать исключительно правой рукой. Сейчас такой тенденции нет, поэтому на рынке канцтоваров можно найти варианты, специально созданные для «левшей». Здесь представлены не только ручки, а также ножницы, карандаши и другие письменные принадлежности. Дело в том, что обычные ручки, если их переложить в левую руку могут перестать писать, оставлять царапины на бумаге и приносить массу неудобств и попросту портить нервы. С правильной ручкой писать ребенку будет удобно и спокойно.

В магазине обязательно проверьте ручку, чтобы она была в рабочем состоянии. Также оцените ее по простым критериям: легко ли она скользит по бумаге, не требуется ли особых усилий при письме.

Правильное положение тела

Чтобы обеспечить оптимальный нажим и захват, потребуется обратить внимание на положение тела, а именно на спину. Прямая осанка позволит снизить усталость глаз, предотвратит сколиоз. Ежедневная утренняя зарядка поможет укрепить мышцы спины. Для гимнастики можно выбрать несколько простых упражнений:

  • наклоны стоя в разные стороны, сидя;
  • вращение головой;
  • упражнение «мельница»;
  • ходьба или бег;
  • «ласточка», «мостик», «березка» и другие упражнения.

Если ребенок во время письма все равно «клюет носом» в тетрадь, то можно использовать бабушкин метод: широкой ленточкой соединить плечи и спинку стула таким образом, чтобы при движении вперед и попытках согнуться лента его останавливала.

Моим дочкам 5,5 и 4г. И я считаю, что животных не надо заводить до того, как младшему исполнится 7 лет. Даже почти в 6 лет дочь причиняет боль кошке, сама того не осознавая. Она считает, что просто играет с ней. И я также, как автор однажды солгала детям о смерти кошки, я сказала, что мы увези её в больницу, там ее вылечат и отдадут хорошим людям, у которых нет домашних животных. Я так сказала только потому, что у дочки началась истерика, когда мы хотели унести кошку в лес, чтобы похоронить. Она кричала: "Мамочка, пожалуйста, не уноси в лес, ее там волки съедят". У любой матери сожмется сердце от такого. Поэтому, когда через год с небольшим, нам снова пришлось пережить смерть животного, я усадила детей рядом с собой и постаралась им объяснить о том, что такое смерть, почему умер котенок, как надо и как не надо поступать, чтобы свести такие ситуации к минимуму. Истерики не было. Они поняли и приняли ситуацию.

Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.

«Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо? И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.

Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.

Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.

И пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. Чтобы буковка к буковке, циферка к циферке, и все одинакового роста и прям как по линеечке. И тетрадки все хоть на выставку отправляй.

План урока:

Основные составляющие каллиграфического успеха

Развитая мелкая моторика

Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.

Для этого подходят такие задания-развлечения как:

  • рисование и раскрашивание карандашами;
  • лепка из пластилина;
  • конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
  • бисероплетение;
  • оригами;
  • работа с ножницами;
  • перебирание круп и т.п.

Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.

Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.

Крепкая спинка

Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надежная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.

А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалясь на столешнице или согнувшись в три погибели.

Так что, «На зарядку становись!» Ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребенка к красивому почерку. Зарядке на блоге «Школала» посвящена , обязательно почитайте.

Правильная ручка

Ручки бывают разные:

  • гелевые и шариковые;
  • тоненькие и толстенькие;
  • гладенькие и шершавенькие;
  • красивые и не очень.

Какую же выбрать для младшего школьника?

В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.

Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.

Вибирая между гелевыми и шариковыми предпочтение стоит отдать последним. Гелевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.

Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.

Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручечку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.

Ну и еще, учитель наверняка будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.

Правильный захват ручки

Если ребенок держит ручку вот так

или вот так

Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.

А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.

Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.

К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу. Специально сняли с моим сыном первоклассником Артемом для вас видео.

Способ «Пинцет»

Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.

Способ «Контрольная точка»

Прежде чем приступать к выполнению каких-либо письменных работ нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.

Способ «Резиночка»

Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.

Способ «Салфетка»

Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.

Способ «Ручка-самоучка»

Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.

Тренажер для правшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Тренажер для левшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.

Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?

Тренировки

Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса. Тут вам на помощь придут различные прописи. Для учеников 1 класса можно взять прописи по возрасту, можно даже приобрести дополнительный набор прописей таких же как и в школе.

Ну а для детишек постарше для учеников 2, 3 и 4 класса прекрасно подойдет упражнение на списывание. Просто берете любой текст и переписываете его в тетрадку. Это упражнение, ко всему прочему, поможет ребенку привыкнуть к списыванию. Ведь в школах сейчас не только сочинения, изложения и диктанты пишут, но и периодически проводят так называемые контрольные списывания.

Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. О них подробнее можно почитать .

Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Да, и еще, советую почитать статью о дисграфии, она может сделать невозможным красивый почерк.

Желаю вам терпения и упорства, а вашим маленьким школьникам успехов в учебе и крепкого здоровья.

До новых встреч, в новых интересных статьях!

Всегда ваша, Евгения Климкович