Исторические формы брака и семьи. Семья и брак: историческое разнообразие форм семьи и брака

Формы брака, которые присутствуют в разных странах и государствах, со временем подвергаются изменениям. Обычно в современном социуме двое людей, решивших образовать семью, вместе вести домашний быт и воспитывать совместных детей, сочетаются браком. Вот форма заключения брака может быть разной, как официальной, согласно с законодательством государства, в котором проживают молодожены, так и церковной, - ведь для многих верующих людей религиозная церемония имеет огромное значение. Рассмотрим некоторые особенности этого феномена сквозь пелену столетий.

Исторические формы брака

Чтобы понять сущность того или иного явления, следует вернуться к его истокам. Каждый народ имеет собственные исторические формы брака. Они были связаны с некоторыми традиционными обрядами и обычаями этой нации.

Древний Рим

Понятие формы семьи и брака в эпоху Древнеримской империи обладало признаками святости и нерушимости. Уже в тот период бракосочетание происходило в виде специального юридического договора между двумя свободными людьми, хотя часто бывало, что желание женщины не учитывалось, и семья выдавала ее замуж за кого хотела.

Римские формы брака предусматривали проведение религиозного ритуала, похожего на обряд венчания у христиан. Но, как уже указывалось, помимо традиций, брак регистрировался в виде документа, который потом могли использовать дети для унаследования материальных благ своих родителей.

Византия

До 11 века Византия признавала две формы браков и формы семей, а именно - церковное венчание и обыкновенное сожительство. Интересным является тот факт, что свободные мужчины и женщины могли жить вместе, и это приравнивалось к образованию новой семьи.

Несмотря на то что церковный обряд не проводился, брак считался действительным, если сожительство длилось более года, и это могли подтвердить свидетели, а также муж предъявлял документы о получении приданого от семьи жены. А начиная с 11 столетия Византийская империя признавала только церковные формы брака.

Современный период

На сегодняшний день исторические формы брака и семьи являются только лишь примерами из человеческого прошлого. Много людей в европейских и постсоветских государствах не хотят регистрировать свои отношения согласно с законодательством, другие же расписываются в соответствующих органах, например, в ЗАГСе.

Византийское сожительство или церковное венчание в современном обществе не имеют юридической силы, поэтому для установления нормальных правовых отношений в случаях получения наследства от супруга отношения должны быть официально зарегистрированы.

Но зато сейчас процветают иные формы брака. Мы можем говорить об открытом, неравном, временном, гостевом и фиктивном союзе. Бывает, что некоторые семьи не хотят менять стиль жизни после регистрации и предпочитают оставаться гостями. Для них комфортным будет проживание в разных квартирах, отсутствие совместного быта и встречи раз в неделю или раз в месяц по договоренности.

Если рассматривать открытые формы брака, то они предусматривают наличие взаимного согласия о том, что и мужчина, и женщина могут вести свободную сексуальную жизнь, и это не считается изменой.

В последнее время в мире появляются диковинные для восприятия многих людей браки, например, гомосексуальные союзы или постсмертная регистрация в случае смерти одного из супругов. Некоторые страны признали действительность таких бракосочетаний, но все-таки однополые союзы незаконны в большинстве государств мира.

Ситуация посмертной регистрации возможна в том случае, если супруг или супруга умирает прямо перед свадебной церемонией. Такая процедура необходима для овдовевшей стороны, чтобы получить выплаты или специальные пособия по факту трагического случая. Все формы браков и формы семей предусматривают вступление в них без принуждения, по собственной воле и взаимному согласию.

Виды семьи

В прошлом человечества были актуальны несколько типов брачно-семейных отношений :

  • Групповая семья - одновременно несколько мужчин и женщин пребывали в близких отношениях (характерно для первобытных племен).
  • Полигамная семья - ярким примером является гарем, когда один мужчина содержит несколько женщин (скотоводы-кочевники отличались таким устройством).
  • Полиандрия - это редкий пример семьи, ведь она встречалась только в одном индокитайском народе и предусматривала одну женщину и несколько мужчин.
  • Моногамная семья - характерна для земледельческих народов, где в отношения вступают один мужчина и одна женщина.

В чем суть каждой формы?

Моногамия представлена в двух видах - пожизненном и допускающем развод. В древний период сложно себе представить неполную семью. Это явление было крайне редким. Полиандрии как таковой в современном мире нет, она просто исчезла. Групповой брак характерен для некоторых племен, а полигамию мы можем наблюдать в мусульманских странах. Также увеличилось количество семей неполных.

Ученые антропологи удивляются, что в обществах, где были разрешены разные браки и семьи, люди выбирали моногамию, и объясняют это с точки зрения экономической целесообразности. Также этнографы вместе с другими научными работниками выделили 2 базовые системы, определяющие родство. Это классификационная и описательная системы.

Характеристика систем родства

Классификационная система свойственна первобытному обществу. Все представители мужского и женского пола обозначаются одними и теми же терминами, а в описательной системе, характерной для классового общества, каждый родственник имеет свое название: мать, дочь, сын, отец, сестра, брат и т. д.

Первую можно использовать для объяснения группового родства или брака. Например, люди из племени Западной Виктории, Австралия. Это общество поделено на две группы и носит название Белый и Черный какаду. Все мужчины одной части племени считаются мужьями второй половины, куда входят женщины. Для них свойственны не два, а даже четыре или восемь брачных уз.

Конечно, для современного человека вряд ли это явление станет примером настоящей семьи, но благодаря таким примерам эволюции сейчас у нас развивается теперешняя форма семьи, такая как моногамия или полигамия. Важно помнить, что ничего не происходит просто так, и даже форма брака отвечала тем требованиям адаптации к изменчивым условиям среды.

Мы не можем категорически оценивать то или иное явление, ведь тогда оно помогло нашим предкам выжить и предать свой генетический материал наследникам. С улучшением экономического и политического положения, с достижениями технического прогресса брак и семья тоже переживают изменения, и кто знает, что будет через несколько десятков лет. Возможно, то, что приемлемо для нас, будет повергать в ужас наши последующие поколения.

В настоящее время практически невозможно встретить человека у которого не было бы конкретно сложившегося понятия о семье. Каждый, или почти каждый представляет ее как союз мужчины и женщины, у которых также могут быть дети, для некоторых культур общая семья - совокупность нескольких поколений таких семей. Но представление о семье на протяжении человеческой истории не всегда было таковым. Мировоззрение людей меняются. Меняются нормы морали и нравственности. Сложно представить какие изменения претерпевает понятие о семье. Семья менялась на протяжении долгих столетий и самая ранняя форма семьи невероятно отличается от современной.

Для того, чтобы приступить к рассуждению о семье, ее формах и эволюции семьи, необходимо, прежде всего, обсудить методы изучения. Несомненно, основным методом будет исторический. Ведь рассматривается история эволюции формы семьи, а без сравнения нескольких поколений или семей из разных веков это делать попросту невозможно. К этому вопросу уже обращались некоторые социологи. Один из них - Максим Ковалевский - социолог эволюционистского направления и общественный деятель. Он сопоставляет эволюцию человека и эволюцию семьи, говоря, что вторая является таким же естественным процессом, как и первая. "Предмет этот тесно соприкасается с открытием великого закона эволюции, которым Чарльз Дарвин обогатил биологию. С успехом применённое к наблюдению общественных явлений, это открытие стремится теперь распространить своё влияние, или, лучше сказать, всецело охватить философию истории и науки о религии, праве и нравственности. Помимо области теоретических построений идея эволюции приобретает всё большее и большее теоретическое значение" - пишет Максим Ковалевский в своём труде "Очерк происхождения семьи и собственности" .

Основным методом изучения Ковалевский называет историко-сравнительный, суть которого состоит в параллельном сравнительном анализе форм совместного проживания древних и современных народов. Этот метод скорее ищет сходства, чем различия, важно выявить общие черты развития. Основная цель - иллюстрация общих закономерностей эволюции. Также, не менее интересным методом изучения подобных процессов является метод переживаний. Он основывается на выявлении остатков прошлых традиций и обычаев с помощью анализа какого-то периода времени. Этот подход также заслуживает внимания, ведь не существует такого общества, которое способно в одночасье меняться кардинально, "отголоски прошлого" будут оставаться неотъемлемой частью любого локального промежутка времени в существовании любой группы людей. Однако "слияние" нескольких методов изучения М. Ковалевский называет наилучшим способом изучения. С этим невозможно не согласиться, лишь комплексное рассмотрение проблемы с различных точек зрения, непохожих, а порой и вовсе противоречащих друг другу мыслей может привести к положительному результату.

Заметим, что семья и система родства - разные вещи. Система родства более пассивна, в то время как семья динамично развивается. "В то время как семья продолжает развиваться, система родства окостеневает, и пока последняя продолжает существовать в силу привычки, семья перерастает ее рамки" - пишет Фридрих Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" . То есть если в нашем обществе мы можем назвать братьями или сёстрами только ближайших кровных родственников - детей собственных родителей, то в других обществах с иными системами родства эти понятия могут распространяться и на другие круги лиц. Например, согласно гавайской системе родства или системе родства некоторых индейских племён, брат и сестра могут быть отцом и матерью одного ребёнка, у ребёнка может быть больше, чем двое родителей и братьями зовутся не только самые близкие кровные родственники, но и гораздо более дальние. При этом форма семьи и система родства несколько противоречили друг другу. Ф. Энгельс пишет: "так же как и у всех американских индейцев, родственные отношения, вытекающие из существующей формы семьи, также находятся в противоречии с системой родства. Система родства, действовавшая на Гавайских островах, опять-таки не совпадала с фактически существовавшей там формой семьи". Сознание людей менялось, менялось ощущение семьи. Не только современному человеку но и людям прошлых столетий трудно было бы представить семью, основанную на сексуальной связи между родителями и детьми, а в более ранних, точнее сказать, в самых ранних формах семьи это считалось вполне приемлемым.

Для нас это может казаться странным, хотя для других людей это вполне нормально и считалось естественным порядком вещей. В данной ситуации уже можно судить об относительности понятий о семье в различных обществах.

Следует отметить такой факт, что чем более ранней является система родства, тем меньше преград между родственниками. Я имею в виду присутствие огромной связи между неблизкими родственниками. Например, двоюродные и троюродные братья и сёстры находятся в статусе наравне с родными. Следовательно, чем более ранняя стадия развития общества рассматривается, тем шире семьи. В современном обществе нормой является нуклеарная семья, в то время как в гораздо более раннее время нормой была очень и очень многочисленная, многопоколенная семья. Интересно то, что сам Ф. Энгельс сравнивает сообщества людей и животных. Млекопитающие легко образуют стада именно потому, что их система семьи не развита практически никак. В человеческих обществах также, пока не появляется чётко ограниченная отдельная семья, общее семейное племя имеет очень мало границ и многие из соплеменников - родственники. Если появляется отдельная семья - общая начинает разобщаться на такие локальные семьи и связь между ними становится всё слабее и слабее.

Основываясь на труде Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" можно отметить три глобальных акта, которые совершило человечество на протяжении своей истории. 1 шаг - основывается на ограничении половых связей между родителями и детьми (кровнородственная семья) - один из самых важных в истории человечества. 2 шаг - пуналуальная семья - ограничение половых связей между братьями и сёстрами - также очень важен так как значительно ограничил круг людей для вступления с ними в половую связь. 3 шаг - появление парной семьи. 4 шаг во всём этом процессе был завершающим - появление моногамной семьи. До сих пор большинство людей живут моногамными семьями и считают это взаимодействие мужчины и женщины для создания семьи естественным.

Параллельно с этим процессом оформления семьи шел также процесс ее внутреннего построения, устроения определенной структуры. В групповой семье у мужчин и женщин было несколько детей, причем некоторые из низ могли быть не "родными" в современном понимании этого слова, этих детей "делили" с другими родителями, в своё время у детей было больше пары родителей. В такой ситуации неизбежны беспорядочные половые связи. Следовательно, установить родство между родителем и ребёнком можно только по материнской линии. Торжествовала эра так называемого матриархата, материнского права, как его называет Ф. Энгельс, материнские линии были доминирующими.

Существует мнение, что в первобытных обществах женщины были рабынями своих мужчин. На самом деле всё происходило несколько иначе. За основу в обществе принимали физическую силу и физический труд. В некоторых обществах женщины занимали вполне уважаемое и почётное место. Но при этом они работали наравне с мужчинами, то есть использовался женский физический труд, в малой степени уступающий мужскому. На основании этого можно сделать вывод о том, что в какой-то степени все отношения и в племени, и локально между мужчиной и женщиной основываются на отношении к физическому труду и степени задействованности в нём сторон.

Но доминирование физического труда постепенно сменилось обладанием богатством. И в большинстве обществ складывалась ситуация, когда богатство сосредотачивалось именно в руках у мужчины. Вполне вероятно, что это происходило из-за той же приобщённости в физической силе. Ведь женщины к физическому труду были приобщены лишь в очень малочисленных племенах, и это было скорее исключением, чем правилом.

А если в руках мужчины сосредотачивается богатство, следовательно, ему необходимо было иметь наследников. Но в прежних условиях мужчина не мог с точностью определить собственного ребёнка. Это служило причиной для возникновения парной семьи. Это не исключало появления полигинии, или, в более редких случаях, полиандрии, но так как на протяжении всей человеческой истории соотношение мужчин и женщин было сравнительно одинаковым, то широкое распространение подобных явлений не могло осуществиться по понятным причинам - становилось либо слишком много свободных мужчин (в случае с полигинией) или слишком много свободных женщин (в случае с полиандрией).

Фридрих Энгельс утверждает, что женщины, после упразднения "материнского права" были порабощены мужчинами, установился патриархат. Патриархальная семья - переходная ступень от групповой и матриархата к индивидуальной семье современного типа. Это предположение выдвинул и доказал Максим Ковалевский в "Очерке происхождения семьи и собственности". Энгельс довольно интересно приурочивает борьбу между полами и классовую борьбу, говоря: "первая появляющаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским". Действительно, взглянув на примеры из истории различных народов, можно сказать, что женщины - жены зачастую использовались мужчинами в быту. Служили как надобность, как необходимость для продолжения рода, не пользовавшаяся ни малейшим уважением со стороны общества. Парадоксально - древние греки стыдились любого проявления любви к собственным женам. Почетным считалось посещение гетер, а любить собственную жену - постыдно.

Ход истории вносил свои изменения. В эпоху средневековья браки были моногамными, в основном по расчёту. Все стремились преумножить своё богатство и в этом видели один из самых быстрых способов достичь своей цели. Как следствие отсутствия любви между супругами - гетеризм мужчин, блуд женщин. Романтическая любовь не отсутствовала как таковая, но она редко распространялась на супругу или супруга. Никто не выбирал себе жену или мужа. Можно даже заявить, что в какой-то степени, невольные люди - будь то рабы или крепостные - пользовались, если можно так сказать, большей свободой в отношениях между полами. Они не решали судеб государства, от них не зависело практически ничего. Поэтому эти люди во многих случаях имели возможность вступать в брак с теми, с кем хотели того сами. То есть в данном случае уже можно говорить о проявлении любви, если не в современном ее понимании, то хотя бы схожей с ней в какой-то степени.

Переход же к современному типу семьи осуществился после индустриализации. Когда женщины стали иметь возможность работать и зарабатывать, если не наравне, то хотя бы в малом уступая мужчинам, именно тогда появилась возможность заключения браков на относительно равных условиях. Появилась возможность заключать браки "по любви", на которых основываются новые семьи.

Но, ведь, семья состоит не только из женщины и мужчины. Союз двух, или, как мы рассматривали ранее, более людей - основа для дальнейшего воспитания детей. Этот момент стоит рассмотреть детальнее. На протяжении истории эволюционировало общество, естественно, вместе с ним эволюционировала семья. А так как дети - безусловная неотъемлемая часть семьи, отношение взрослых родственников к ним менялось с течением времени. Поколения сменяли одно другое, изменения же, даже самые малейшие, можно увидеть только сравнивая несколько поколений, более глобальные перемены реально можно разглядеть лишь с помощью исторического анализа, значительные переменяя происходят с течением долгих столетий. Это непосредственно связано с культурой. Именно детям человечество обязано появлению парной семьи и патриархата. Когда у мужчины в руках сосредотачивалось некое количество богатства, он должен был передать его по наследству своим детям. При групповой форме семьи определить отцовство по сути не представлялось возможным. Поэтому такая форма семьи с течением времени стала исчезать, на ее место пришла другая - центральное место в которой занимает отец. В обществах с наиболее ранней формой родства так называемых "преград" между родственниками существовало довольно мало. И если можно так сказать, то дети в определенном роду были общими. Соответственно, их воспитанием занимались многие члены такой большой семьи. В традиционных обществах, как правило, воспитанием детей занимается мать, причём, в связи с типичным образом жизни это воспитание основывается на опыте предыдущих поколений и жизнь "ориентирована" на интересы именно родителей. Это общества, в предыдущие поколения даже не могут представить себе, что жизнь последующих может сложиться как-то иначе, чем их собственная. Здесь дети, прежде всего, учатся своих предшественников. Такие общества известный американский антрополог и этнограф Маргарет Мид в своей работе "Культура и мир детства" называет постфигуративными .

После на место постфигуративных встают конфигуративные. Эта классификация занимает как бы промежуточное положение между теми обществами, где дети учатся у родителей и теми, в которых родители черпают знания у детей. Общества, в которых старшее поколение учится у младшего, полностью ориентированы на детей. Если в постфигуративных культурах больше учитывались интересы родителей, теперь же наоборот - в приоритете интересы детей. Такая ориентация на интересы, в первую очередь, ребёнка может возникнуть лишь в парных семьях партнерского типа, когда несколько угасает приоритет отца. Такой уже можно назвать современную семью. Всё больше и больше внимания уделяется детям.

Таким образом, семья прошла долгий путь, исчисляемый несколькими тысячелетиями, прежде, чем достигла современных форм. История эволюции семьи и понятий родства, несомненно, один из интереснейших моментов для анализа учёными-социологами. Это вызывает неподдельный интерес и у людей, не занимающихся наукой. Это так именно потому, что с понятием семьи люди сталкиваются ежедневно. Оно в определенных рамках закреплено в сознании каждого. А масштабы ее изменения и эволюции на протяжении веков немало впечатляют.

семья эволюция матриархат патриархат

Библиографический список

1. Максим Максимович Ковалевский, "Очерк происхождения и развития семьи и собственности" [Электронный ресурс] // URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/? art=494265, (дата обращения: 19.03.2012)

2. Маргарет Мид, Культура и мир детства [Электронный ресурс] // URL: http://www.countries.ru/library/culturologists/midm. htm, (дата обращения: 19.03.2012)

3. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1980, 23-94.

Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Поэтому по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно».

Первой исторической формой семьи можно считать материнскую семью в составе рода в эпоху матриархата ; иногда ее называют тотемической семьей. Это была сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых четырех-пяти поколениях. В семье такого типа сущест- вал групповой брак, отец детей не всегда мог быть установлен, и потому происхождение определялось по материнской линии.

Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов и дожила до наших дней (Южная Индия, Тибет). Она отличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина, то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья женщин - членов общины живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в определенных случаях. В этих общинах часто встречалась полиандрия (т.е. многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линиям.

Моногамная патриархальная семья - это семья, в которой главой семьи и собственником имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к такому типу семьи считается появление частной собственности и связанного с нею вопроса о наследовании.

Индивидуальная (нуклеарная , моногамная) семья - самая распространенная форма семьи в современном мире. Она отличается тем, что является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта - бракосочетания гражданского или церковного либо того и другого.

Надо отметить, что число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Типичная современная семья - муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, способствует возникновению новых проблем в обществе.

Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе. Современная семья все больше трансформируется в социальную общность, в основе которой - брачная связь, построенная на любви и взаимном уважении.

Брак - это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Первой формой общественного регулирования половых отношений считается дуально-родовой, или групповой, брак, характерный для ранней стадии первобытного общества. Групповой брак был отношением между родами (а не между лицами). Всякие половые связи внутри рода были строжайше запрещены (экзогамия), т.е. групповой брак выражался в том, что муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хозяйственно-бытовому коллективу.

В дальнейшем групповой брак между членами разных родов сузился до лиц, принадлежавших одному поколению, и затем постепенно сменился парным браком. Вначале при парном браке супруги, вероятно, жили отдельно, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный брак), а позже жена - в род мужа (патрилокальный брак), имущество было раздельным, сохранялись пережитки группового брака.

Переход к земледелию и скотоводству повысил хозяйственную роль мужчины, в результате чего парный брак упрочивается и дает начало моногамному браку, укрепляющему целостность семьи. В ходе исторического развития основной формой брака становится именно моногамия; у ряда народов она сочетается с полигамией, однако распространение последней сокращается.

Заключение браков и выбор брачного партнера происходит под определяющим влиянием социальных и экономических факторов.

В рабовладельческих государствах брак был признан лишь для свободных граждан, резко осуждались брачные связи свободных с рабынями.

В феодальных обществах господствовали гомогамные браки, особенно среди правящих классов или сословий. Браки между крепостными обычно заключались по воле помещика. Усиление социальной и особенно экономической функции семьи способствовало усложнению порядка заключения брака, которому предшествовала договоренность о его материальных условиях (выкуп, приданое). Ответственность и инициатива при заключении брака, а также выбор брачного партнера становятся функциями главы семьи.

Развитие индустриального общества, сопровождающееся ростом образования и втягиванием женщины в общественное производство, привело к новым изменениям брака:

  • 1) процесс секуляризации (освобождение от церковного влияния в общественной деятельности) приводит к постепенной замене церковного брака гражданским браком;
  • 2) заключение брака упрощается, облегчается процедура развода;
  • 3) рост общего и специального образования повышает брачный возраст;
  • 4) растет число мужчин и женщин, не вступающих в брак, увеличивается число добрачных связей и незаконнорожденных детей.

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности между мужем и женой.

С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер.

Брак в древности. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья - управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.

История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род.

В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство.

Так Клеопатра (69-30 гг. до н.э.) сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти, - младшего. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.

Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей - управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.

В период рабовладения в Древней Греции было известно четыре типа женщин: 1) жрицы - служительницы различных культов, «мистические» женщины; 2) матроны - респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называла на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) гетеры - образованные и одаренные женщины (так называемые женщины для наслаждения).

Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

С появлением частной собственности женщина становится бесправной домашней прислугой с многочисленными хозяйственными обязанностями, она не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а в случае его смерти власть в доме переходила к сыну.

По свидетельствам историков, женщина могла делить с мужем ложе, но не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота.

Европейский брак в эпоху Средневековья и Возрождения. На протяжении IV и V вв. Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу, брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны, девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, а с другой - мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. То же отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и купечества.

Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время, как женатый мужчина пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах Средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.

В эпохи Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

Семья в библейские времена. Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей и он имел абсолютную власть над потомством.

Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Могла осуществляться кровная месть - вендетта.

«Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар (выкуп, компенсацию) - отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.

В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами.

И мужчины, и женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака было укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену или блуд полагалось наказание.

Существовало четкое различие значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социального статуса у женщины практически не было, и все решения принимались мужчинами. Многие женщины, чтобы высказать свои требования, пользовались во внутрисемейных ситуациях психологическими средствами, высказывая свои претензии, однако идеалом всегда оставалась женщина покорная.

Языческая семья. Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская семьяХ-XII вв. Отношения мужа и жены строились не на отношениях «доминирования- подчинения», а «на изначальной конфликтности», как подчеркивает В.Н. Дружинин в своей работе «Психология семьи».

Женщина обладала свободой, как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» - старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве - доме и семье.

Аналогичную картину можно увидеть, как считает В.Н. Дружинин, в большинстве других языческих цивилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу.

В отношениях же родителей и детей дети занимали подчиненное положение.

Христианская модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.

В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират - обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.

Патриарх - глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей отца и вождя, как и отца и учителя, является характерной чертой патриархальной культуры.

Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии, напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было ее роль. Семья протестантов - это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер (1485-1546) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Вместе с тем к XVII в. в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.

Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях, принятые в Европе, были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго господствовали в колониях. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из соображений удобства. Женщины занимали бесправное, подчиненное положение.

По мере того как в США женщины получали все больше прав, отношение к браку радикально менялось. Этому способствовали сначала борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение.

В христианском писании большее внимание уделяется взаимоотношениям супругов, нежели родителей и детей, и тем более сексуальным отношениям. Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в некоторых стихах мы можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений.

Внутрисемейные отношения по «Домострою». Термин «семья» в ее современной трактовке «Домострой» не знает. Он использует слово «дом», обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма.

Обязанность главы семьи - забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу, с тем чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей - обязанность отца). Все решения, связанные с «домовым строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.

Роль жены и матери в «Домострое» оценивалась высоко. Жена в «Домострое» - регулятор эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», т.е. поступать сообразно его желаниям и представлениям. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство».

Любовь к детям в «Домострое» рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей - любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.

Введение

Для общества и государства брак и семья, детство, отцовство и материнство составляют высшую социальную ценность, ибо обеспечивают воспроизводство человека как биосоциального существа. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей. "Брак и семья являются объектом изучения различных наук: философии, социологии, права, медицины, психологии и др. с учетом их направленности и специфики изучаются разные стороны, признаки, свойства данных феноменов. Для юридических наук представляют интерес лишь те стороны жизнедеятельности семьи, которые могут быть подвергнуты правовому регулированию". Институт семьи и брака постоянно изменяются вместе с общественными процессами, происходящими в мире. В этом и весь интерес данной темы, а именно - динамика развития и изменения института брака.

Исторические аспекты становления брака

Исторические формы брака и семьи

"Брак и семья как социальные институты общества зародились очень давно, и прошли в своем развитии несколько стадий". В племенной период, когда общество делилось на ячейки по родовому признаку, существовал так называемый период промискуитета, т.е. беспорядочных половых связей. Рождались дети, которые впоследствии воспитывались всем родовым объединением. Исчисление рода, возможно, было только по материнской линии, так как отца однозначно установить было невозможно. Такое исчисление рода получило название матриархат. Как долго длилась эта стадия семьи - сейчас даже примерно определить сложно. Может несколько веков, а может тысячелетия.

Развивалось общество - развивалась мораль; люди стали приходить к мысли, что брачные связи родителей и детей аморальны. В итоге "человечество пришло к новой форме брачных отношений: групповому браку. Он, согласно исследованием ученых (историков, философов и др.), пережил две формы: кровнородственную семью и семью пуналуа (слово "пуналуа" означает "мой партнер по браку"; отсюда и название этого вида брака). В кровнородственной семье брачные круги строились по поколениям, т.е. поколения родителей и детей состояли каждое в своем брачном сообществе. Иными словами, как правильно указывал Ф. Энгельс, сестра была женой, и это было нравственно. Но постепенно из круга брачных партнеров стали исключаться кровные родственники, т.е. родные братья и сестры; появились пуналуальные семьи. В них группа сестер одного рода являлась коллективными женами группы братьев другого рода. Видимо, такой вид брака возник с целью избежать кровосмешения (инцеста)".

Развитие орудий производства, первое разделение труда на земледелие и скотоводство, а затем и последующие прогрессивные изменения в обществе позволили производить излишки продукции, которые оставались после потребления. Это "позволило развиться следующей стадии брака - парному браку. Его основу составляли один мужчина и одна женщина; но, не имея устойчивого экономического благополучия, они не могли выделиться в самостоятельную имущественную ячейку, и зачастую вынуждены были проживать и, соответственно, получать средства к существованию в своем родовом объединении. Лишь часть людей, состоящих в парных браках, могли обособляться в самостоятельные семьи (как правило, старейшины, жрецы и иные лица, имеющие определенный социальный статус). На стадии парного брака зародился патриархат, т.е. исчисление рода начали осуществлять по отцовской линии. Но и то не во всех случаях можно было с достоверностью определить биологического отца ребенка, так как парные браки были непрочными, легко расторжимыми".

С дальнейшим развитием экономических отношений, возникновением позитивного права появляется потребность в узаконении брачных союзов. И, как следствие, возникает освященный религией или легализованный в светском порядке моногамный брак. Это уже устойчивый союз мужчины и женщины, которые в отличие от состоявших в парном браке имеют не только брачную, но и имущественную общность. Моногамный брак как наиболее предпочтительный с правовой и нравственной позиций, является единственно признаваемым в нашей стране.

"Параллельно с названными формами брака существуют и иные. Это, в частности, полигамные и однополые браки. Полигамный брак - союз с множественностью его участников (3 и более лица). Если это брак одного мужчины с двумя или более женщинами, то его именуют полигинией; когда наоборот - одна женщина и несколько мужчин - полиандрией. Полигинийные браки чаще всего заключаются в мусульманских странах, полиандирические практически не встречаются (пожалуй, кроме островных африканских государств)". Однополые браки (брачный союз двух мужчин или двух женщин) в мире пока встречаются редко, но все больше государств склоняются к их узаконению (ряд из них уже сделали это).

Семья как институт общества развивается вместе с обществом. На протяжении трёх ступеней развития общества возникли 3 исторические формы семьи и брака :

1) дикость – полигамия (групповой брак, матриархат);

2) варварство – парная семья (господство мужа);

3) цивилизация – моногамия (индивидуальная половая любовь).

1.Полигамия. Люди жили общинами. Отец был неизвестен, родословная велась по матери. Труд женщины по ведению домашнего хозяйства является общественно необходимым.

2.Парная семья . Выделение пары в отдельную семью. Промежуточная ступень.

3.Цивилизация . Существует 2,5 тыс. лет. Равноправие, добровольность вступления женщин в брак. Индивидуальная половая любовь появляется в середине века.

Семья как малая группа и социальный институт. Основные функции семьи.

Семья - это социальный институт и малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья (Антонов) - основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства, родства, осуществляющая воспроизводство населения социализацию детей и т.д.

Основа семьи - брачный союз между мужчиной и женщиной в формах, санкционированных обществом. Своим возникновением и существованием семья обязана общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботу о детях.

Семья как малая социальная группа, состоящая из индивидов, связанных между собой отношениями брака или родства. При анализе семьи как малой группы можно выделить два типа характеристик:

1. Характеристики группы в целом (цели и задачи семьи, состав семьи, структура власти);

характеристики связей и отношений семьи с более широкими социальными системами

Различают семью (наличие триединства) и "семейные" группы (люди, ведущие совместное домохозяйство и объединенные только родством, либо родительством и супружеством).

Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.

Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья - это более сложная система взаимоотношений, чем брак.

В зависимости от эволюции общества и изменения требований, предъявляемых к семье как к социальному институту, изменялись и функции семьи :

1. репродуктивная,

2. воспитательная,

3. хозяйственно-экономическая,

4. рекреативная (взаимопомощь),

5. коммуникативная,

6. регулятивная.

Для современной cемьи характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Происходит процесс усложнения отношений между старшим и средним поколением в семье и одновременно с этим растет число нуклеарных семей. Изменяются отношения между родителями и детьми. Традиционные нормы и ценности становятся сегодня менее значимыми.

Изменяется структура лидерства в семье. Основой современной семьи становятся не экономические отношения, а эмоциональная сторона межличностных отношений. Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Первоначально отношения в семье регулировались племенными и родовыми обычаями, затем регуляция приобретает нравственный, религиозный и правовой характер.

Специфические функции семьи отражают ее особенности как социального явления (т.е. к выполнению которых семья оказалась принуждена в определенных исторических условиях) - репродуктивная и содержание и социализация детей - сохраняются во всех исторических условиях.

Неспецифические функции связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства, отдых и т.д. - отражают исторический характер связи между семьей и обществом. В начале XX века cоциальные институты все более совмещают с семьей выполнение функций образования - школы; защиты и охраны - армия; досуга - сфера обслуживания.

Огборн считает, такой перехват семейных функций прогрессивным, а Сорокин -негативным, так как семья превращается в бездетное сожительство, "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения".

СЕМЬЯ (Харчев) – это конкретно-историческая система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой соц. группы, которые связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Соц. сущность семьи раскрывается в функциях семьи.

Функции семьи:

1. репродуктивная (воспроизводство);

2. реализация личности человека, удовлетворение его потребностей;

4. социализация (процесс обучения и воспитания);

5. хозяйственно-бытовая;

6. культурно-просветительская.

Структура семьи:

1. Основывается на количестве детей:

Малодетная (1-2);

Среднедетная (3-4);

Многодетная (свыше 5);

2. Неполная семья (отсутствует один из родителей);

3. Бездетная семья;

4. Нуклеарная (одно поколение родители и дети);

5. Расширенная (несколько поколений живут в одной семье).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основные функции и типы современной семьи

На сайте сайт читайте: 3.основные функции и типы современной семьи...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: