Как ожидание благодарности приводит к страданиям. О новых героях, драконах и потребности быть нужным


У мудреца Такуана было много последователей. Среди них был старик, имени которого никто не помнил. Он был немного чудаковат. Однажды послал к Такуану своего слугу, чтобы после окончания церемонии пригласить мастера на трапезу.

Как бы скромна ни была моя пища, я хочу, чтобы Такуан в моем доме отведал вареный рис с ячменем, - сказал старик слуге.

Такуан, любивший это блюдо, с готовностью принял приглашение и отправился в гости к старику. Там ему предложили большую тарелку, полную каши из риса и ячменя. Никаких приправ к каше у старика не было.

Обычно неприхотливый, Такуан в этот раз подумал: «Неужто старик не подаст к рису никакого соления?», но задавать вопросы было некогда, поскольку рот был занят вкусной кашей.

Старик спокойно сидел перед гостем, ожидая конца трапезы. Когда живот мудреца наполнился, он поднялся, чтобы уйти, но старик остановил его и спросил:

Такуан-сан, я угостил вас вареным рисом, а вы уходите, даже не поблагодарив меня. Разве монахи так поступают?
- Вы пригласили меня отведать вареного риса с ячменем. Вы не приглашали меня говорить вам «спасибо», - без промедления ответил Такуан и быстро вышел из дома.

Этот ответ задел старика, и он решил когда-нибудь отыграться на Такуане.

Однажды старик задумался, как ему поймать мудреца на слове. В этот самый миг к нему в дом вбежал Такуан и воскликнул:
- На улице льет, как из ведра! Одолжите мне, пожалуйста, зонтик и гэта (деревянные туфли).

Старик обрадовался возможности отыграться и очень вежливо предложил ему то, что тот попросил. Старик был уверен, что на этот раз Такуан поблагодарит его, но этого снова не случилось. Такуан быстро вышел из дома и вскоре прислал молодого монаха, чтобы вернуть взятые вещи.

Через несколько дней Такуан и старик встретились за чаем. Старик решил, что пришло время поговорить обо всем, и начал издалека:
- Вам не повезло в тот день, когда дождь застал вас на улице, правда?
- Да, не повезло. Надеюсь, молодой монах вернул вам зонтик и гэта!
- Конечно, вернул. Это было очень мило с вашей стороны, - сказал старик, заметив, что невольно сам благодарит Такуана.

Такуан сидел напротив старика и улыбался. Старик не мог больше сдерживаться и выпалил:
- Такуан-сан, вы плохо воспитаны. Вы могли бы по крайней мере сказать мне «спасибо»!
- Если я скажу вам «спасибо», тем самым я выплачу вам свой долг, - сказал Такуан спокойным голосом. - Я всегда про себя благодарю вас и никогда не забываю вашу доброту. Если же человек ожидает благодарности за свою доброту, это не настоящая доброта. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.


Вы обманываете себя, если делаете что-то доброе из тщеславия или самодовольства. При этом вы позволяете заблуждению войти в вас. Люди склонны к корыстолюбию. Делая одолжение другим, они стремятся получить что-то взамен. Ничего не понимает в людях тот, кто не видит различия между добротой и заинтересованностью. Если вы делаете добро, руководствуясь только своими личными интересами, вы совершаете ошибку. Если же вы каждым своим действием стараетесь помогать другим, вас никогда не постигнет разочарование.

Больше всего мы благодарны за благодарность.
Мария Эбнер – Эшенбах

Кто принял благодеяние с благодарностью, тот уплатил уже первый взнос за него.
Сенека

Мы не так благодарны тем, кто нам помог, как тем, кто нам мог навредить, но воздержатся.
Мария Эбнер-Эшенбах

Лучше пусть тебя просят, чем благодарят.
Бальтасар Грасиан

После неблагодарности самое мучительное - это благодарность.
Генри Уорд Бичер

Кто приносит благодарность, удаляя свидетелей, тот человек неблагодарный.
Сенека

Мы не до конца прощаем дающего. Рука, которая кормит, может быть и укушена.
Ралф Уолдо Эмерсон

Блаженны не ожидающие благодарности, ибо они не разочаруются.
У. Беннетт

Для умного человека благодарность не является тягостным чувством.
Эдвард Джордж Булвер-Литтон

Благодарность тем, кто делает нам добро, - это общепризнанная добродетель, и проявить благодарность в той или иной форме, пусть даже несовершенно, - это долг человека как перед самим собой, так и перед теми, кто помогает ему.
Фредерик Дуглас

Благодарность - одна из самых больших добродетелей. Но еще большая добродетель - чувство меры в претензии на благодарность.
Кристиан Фридрих Хеббель (Геббель)

Благодарность забывчивей всего.
Иоганн Фридрих Шиллер

Благодарность - прекраснейший из цветков души.
Генри Уорд Бичер

Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности - глупость; не быть благодарным - подлость.
Василий Осипович Ключевский

Нет на свете излишества прекраснее, чем излишек благодарности.
Жан де Лабрюйер

Благодарность - это тяжкое бремя, лежащее на нашей несовершенной природе.
Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд

Признательность не всегда красноречива.
Вольтер

У кого доброе сердце, того благодарность не тяготит.
Пьер Огюстен Бомарше

Благодарность - это то немногое, что нельзя купить… Негодяю и мошеннику ничего не стоит изобразить благодарность, но с истинным чувством благодарности рождаются.
Джордж Савил Галифакс

Благодарность быстро стареет.
Аристотель

Благодарность – это переваривание благодеяния, процесс, вообще говоря, тяжелый.
Адриан Декурсель

Тонкой душе тягостно сознавать, что кто нибудь обязан ей благодарностью; грубой душе – сознавать себя обязанной кому либо.
Фридрих Ницше

Признательность – это добродетель, которая проявляется чаще до, чем после.
Маргарита де Блессингтон

Первый шаг неблагодарности – это исследование побуждений благотворителя.
Пьер Буаст

Не то важно, кто оказал тебе услугу, а то, кого наиболее выгодно поблагодарить.
Веслав Брудзиньский

Признательность большинства людей порождена скрытым желанием добиться еще больших благодеяний.
Франсуа Ларошфуко

Чрезмерная поспешность в расплате за оказанную услугу есть своего рода неблагодарность.
Франсуа Ларошфуко


Уршула Зыбура

Ошибки людей в их расчетах на благодарность за оказанные ими услуги происходят оттого, что гордость дающего и гордость принимающего не могут сговориться о цене благодеяния.
Франсуа Ларошфуко

Бывают услуги настолько бесценные, что отплатить за них можно только неблагодарностью.
Александр Дюма отец

Зачем кусать нам груди кормилицы нашей; потому что зубки прорезались?
Александр Пушкин

Давай по порядку: сперва ты подашь мне руку, потом я подставлю тебе ногу.
Влодзимеж Счисловский

Если кто нибудь от кого нибудь (от человека, учреждения, правительства) получил взятку, тепленькое местечко или другое даяние, то он благодарен давшему не только по соглашению, из лояльности или из вежливости, но даже идейно, по убеждению, – за что уже не заплачено.
Кароль Ижиковский

Размеры моей благодарности будут безграничны в пределах разумного.
Семен Альтов

Взаимоотношения усложнились: ты – мне, я – ему, он – тебе.
Семен Пивоваров

Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам.
Сомерсет Моэм

Благодарность приятна вовремя.
Менандр

Благодарность большинства людей – не что иное, как тайное желание получить побольше выгоды.
Ф. Ларошфуко

Благодарность подобна добросовестности купцов: мы расплачиваемся не потому, что считаем несправедливым не остаться в долгу, а чтобы легче найти потом людей, которые могут нам одолжить.
Ф. Ларошфуко

Личная благодарность есть более или менее выгодное помещение капитала, обещающего хорошие проценты, и потому ее следует отнести не к области нравственной философии, а скорее причислять к разряду коммерческих предприятий.
М. Нордау

Нет более мимолетного чувства, чем благодарность.
X. Маккей

На долг благодарности набегают проценты обязательств.
У. Зыбура

Почти все люди охотно расплачиваются за мелкие одолжения, большинство бывает признательно за немаловажные, но почти никто не чувствует благодарности за крупные.
Ф. Ларошфуко

Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают.
Н. Шамфор

Вы обманываете себя, если делаете что-то доброе из тщеславия или самодовольства. Это не настоящая доброта

Если же человек ожидает благодарности...

У Такуана было много последователей от Иэмицу, третьего сёгуна сёгуната Токугава, до простых крестьян. Среди них был старик, имени которого никто не помнил. Он был немного чудаковат. Однажды этот старик послал к Такуану своего слугу, чтобы после окончания церемонии пригласить мастера на трапезу.

Как бы скромна ни была моя пища, я хочу, чтобы Осё в моём доме отведал варёный рис с ячменём, - сказал старик слуге.

Осё, любивший это блюдо, с готовностью принял приглашение и отправился в гости к старику. Там ему предложили большую тарелку, полную каши из риса и ячменя. Никаких приправ к каше у старика не было. На столе не было даже квашеной редиски такуан-дзукэ, приготовленной по рецепту Осё.

Обычно неприхотливый, Такуан в этот раз подумал: «Неужто старик не подаст к рису никакого соления?», - но задавать вопросы было некогда, поскольку рот был занят вкусной кашей. Старик спокойно сидел перед гостем, ожидая конца трапезы. Когда живот Осе наполнился, он поднялся, чтобы уйти, но старик остановил его и спросил:

Осё-сан, я угостил вас варёным рисом, а вы уходите, даже не поблагодарив меня. Разве монахи так поступают?

- Вы пригласили меня отведать варёного риса с ячменём. Вы не приглашали меня говорить вам спасибо, - без промедления ответил Осё и быстро вышел из дома.

Этот ответ задел старика, и он решил когда-нибудь отыграться на Осё. Однажды старик задумался, как ему поймать Осё на слове. В этот самый миг к нему в дом вбежал Осе и воскликнул:

На улице льёт, как из ведра! Одолжите мне, пожалуйста, зонтик и гэта (деревянные туфли).

Старик обрадовался возможности отыграться на Осё и очень вежливо предложил ему то, что тот попросил. Старик был уверен, что на этот раз Осё поблагодарит его, но этого снова не случилось. Осё быстро вышел из дома и вскоре прислал молодого монаха, чтобы вернуть взятые вещи. Монах был похож на своего мастера - он не поблагодарил старика, а только оставил вещи и ушёл восвояси.

Через несколько дней Осё и старик встретились за чаем. Старик решил, что пришло время поговорить обо всём, и начал издалека:

Вам не повезло в тот день, когда дождь застал вас на улице, правда?

Да, не повезло. Надеюсь, молодой монах вернул вам зонтик и гэта!

Конечно, вернул. Это было очень мило с вашей стороны, - сказал старик, заметив, что невольно сам благодарит Осе. Как он мог допустить такую оплошность?

Осё сидел напротив старика и улыбался. Старик не мог больше сдерживаться и выпалил:

Осё-сан, вы плохо воспитаны. Вы могли бы, по крайней мере, сказать мне спасибо!

- Если я скажу вам спасибо, тем самым я выплачу вам свой долг, - сказал Такуан спокойным голосом. - Я всегда про себя благодарю вас и никогда не забываю вашу доброту.

Если же человек ожидает благодарности за свою доброту, это не настоящая доброта. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.

Вы обманываете себя, если делаете что-то доброе из тщеславия или самодовольства. При этом вы позволяете заблуждению войти в вас. Люди склонны к корыстолюбию. Делая одолжение другим, они стремятся получить что-то взамен . Ничего не понимает в людях тот, кто не видит различия между добротой и заинтересованностью. Если вы делаете добро, руководствуясь только своими личными интересами, вы совершаете ошибку. Если же вы каждым своим действием стараетесь помогать другим, вас никогда не постигнет разочарование. опубликовано

У Такуана было много последователей от Иэмицу, третьего сёгуна сёгуната Токугава, до простых крестьян. Среди них был старик, имени которого никто не помнил. Он был немного чудаковат. Однажды этот старик послал к Такуану своего слугу, чтобы после окончания церемонии пригласить мастера на трапезу.

Как бы скромна ни была моя пища, я хочу, чтобы Осё в моём доме отведал варёный рис с ячменём, - сказал старик слуге.

Осё, любивший это блюдо, с готовностью принял приглашение и отправился в гости к старику. Там ему предложили большую тарелку, полную каши из риса и ячменя. Никаких приправ к каше у старика не было. На столе не было даже квашеной редиски такуан-дзукэ, приготовленной по рецепту Осё.

Обычно неприхотливый, Такуан в этот раз подумал: «Неужто старик не подаст к рису никакого соления?», - но задавать вопросы было некогда, поскольку рот был занят вкусной кашей. Старик спокойно сидел перед гостем, ожидая конца трапезы. Когда живот Осе наполнился, он поднялся, чтобы уйти, но старик остановил его и спросил:

Осё-сан, я угостил вас варёным рисом, а вы уходите, даже не поблагодарив меня. Разве монахи так поступают?

Вы пригласили меня отведать варёного риса с ячменём. Вы не приглашали меня говорить вам спасибо, - без промедления ответил Осё и быстро вышел из дома.

Этот ответ задел старика, и он решил когда-нибудь отыграться на Осё. Однажды старик задумался, как ему поймать Осё на слове. В этот самый миг к нему в дом вбежал Осе и воскликнул:

На улице льёт, как из ведра! Одолжите мне, пожалуйста, зонтик и гэта (деревянные туфли).

Старик обрадовался возможности отыграться на Осё и очень вежливо предложил ему то, что тот попросил. Старик был уверен, что на этот раз Осё поблагодарит его, но этого снова не случилось. Осё быстро вышел из дома и вскоре прислал молодого монаха, чтобы вернуть взятые вещи. Монах был похож на своего мастера - он не поблагодарил старика, а только оставил вещи и ушёл восвояси.

Через несколько дней Осё и старик встретились за чаем. Старик решил, что пришло время поговорить обо всём, и начал издалека:

Вам не повезло в тот день, когда дождь застал вас на улице, правда?

Да, не повезло. Надеюсь, молодой монах вернул вам зонтик и гэта!

Конечно, вернул. Это было очень мило с вашей стороны, - сказал старик, заметив, что невольно сам благодарит Осе. Как он мог допустить такую оплошность?

Осё сидел напротив старика и улыбался. Старик не мог больше сдерживаться и выпалил:

Осё-сан, вы плохо воспитаны. Вы могли бы, по крайней мере, сказать мне спасибо!

Если я скажу вам спасибо, тем самым я выплачу вам свой долг, - сказал Такуан спокойным голосом. - Я всегда про себя благодарю вас и никогда не забываю вашу доброту. Если же человек ожидает благодарности за свою доброту, это не настоящая доброта. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта. Вы обманываете себя, если делаете что-то доброе из тщеславия или самодовольства. При этом вы позволяете заблуждению войти в вас. Люди склонны к корыстолюбию. Делая одолжение другим, они стремятся получить что-то взамен. Ничего не понимает в людях тот, кто не видит различия между добротой и заинтересованностью. Если вы делаете добро, руководствуясь только своими личными интересами, вы совершаете ошибку. Если же вы каждым своим действием стараетесь помогать другим, вас никогда не постигнет разочарование.

Съезд волонтеров проходил в Москве 5–7 декабря, его главным событием стала церемония вручения премии «Волонтер года - 2013» (о победителях «РР» расскажет в следующем номере). Съезд проходил под патронатом департамента культуры правительства Москвы, его участники разрабатывали законодательную базу для развития добровольческого движения. Все дни работали экспозиции организаций и центров, активистов волонтерства: «Студенческой общины», движения «Даниловцы», региональной организации «Поддержка молодежных инициатив», благотворительного фонда «Мозаика счастья», общественного движения «В деле», «Всероссийского студенческого корпуса спасателей». Волонтеры общались, обменивались опытом, проводили тренинги и привлекали на светлую сторону новобранцев. Насколько заразительны в своем воодушевлении были волонтеры и восприимчивы те, кто пока не участвует в добровольческом движении или делает первые шаги на благородном поприще?

О новых героях, драконах и потребности быть нужным

Анастасия Ясеницкая, 19 лет, студентка филфака МГУ: С волонтерами я никогда не сталкивалась. Может быть, потому, что в Красноярске, откуда я родом, таких людей не очень много. У меня было «все как у людей»: окончила художественную школу, учила иностранные языки, играла в студенческом театре… И еще писала рассказы о Герое. Который, облачившись в сияющие доспехи, вырывает принцессу из пасти дракона. При этом никогда не задумывалась над банальной истиной - что в нашем, реальном мире тоже есть место подвигу. Маленькому, трудному, но настоящему. Например, искать пропавших без вести людей, заботиться о малышах из детских домов, собирать средства на лечение онкологических больных.

Сегодня я задаю себе вопрос: каково это - день за днем идти к цели, не ожидая аплодисментов и благодарности? Наверное, гораздо труднее, чем побеждать выдуманных монстров. Мне кажется, волонтеры - это герои нашего времени, трудного и жестокого. Они делают то, что действительно имеет смысл. Когда я спросила одного из организаторов движения «Поиск пропавших детей» Дмитрия Второва, почему он выбрал такую работу, он ответил: «Если не я, то кто же? Я просто не мог пройти мимо. За девять лет работы наша организация нашла более тысячи пропавших детей. И это для меня самая большая награда».

Хочу ли я быть волонтером? Этот вопрос звучит для меня как укор. Он задевает мой эгоизм, если хотите - гордыню… Умом я понимаю, что надо меньше говорить и больше делать. Когда я пойму это всей душой, тогда, наверное, решусь на свой маленький подвиг. Уже настоящий, не выдуманный.

Владислав Кузьменко, 20 лет, студент факультета журналистики МГУ: Пообщавшись с ребятами на съезде, поучаствовав в тренингах и семинарах, я нашел свое определение волонтерства. Это способ почувствовать себя человеком, помогая другим. Отдавая себя, мы удовлетворяем свою глубинную потребность быть нужными. Еще в школе я состоял в волонтерской организации «Михеенковцы», названной в честь партизанки Лары Михеенко. Мы помогали ветеранам, занимались организацией встреч со школьниками, устраивали различные мероприятия, так что волонтерство для меня дело знакомое.

Но этот съезд заставил взглянуть на движение по-иному, почувствовать его масштабность. Он разубедил меня в том, что волонтерство в России не так развито, как в Европе или Америке. У нас есть много некоммерческих организаций, инициативных групп, которые серьезно относятся к делу, которые готовы и рады принять в свои ряды новобранцев. Лично я для себя решил, что попробую свои силы как волонтер, помогая беспризорным детям.

Елизавета Дмитриева, 20 лет, студентка филфака МГУ: На казанской Универсиаде, где я впервые надела майку со словом Volunteer, я познакомилась с Гульнарой. Она была точно в такой же майке и… готовилась к свадьбе сына, на которую из-за своей занятости на Универсиаде боялась опоздать. Гульнаре 52 года, и это меня поразило! Позже я поняла, что волонтерство не имеет возрастных границ.

Сейчас в Москве на съезде я встретила женщину, которая по возрасту годится в матери той Гульнаре. А мне - в бабушки! Пожилые волонтеры подходят к доске, на которой программист пишет названия компьютерных программ для сбора пожертвований. При этом они с трудом понимают, что такое «Яндекс.Деньги», а иногда вообще без понятия, как обращаться с компьютером…

С другой стороны, на вручении премии «Волонтер года» я не видела ни одного пожилого лица, все были молоды. Не старше тридцати. Конечно, для молодежи волонтерство - это не только цель кому-то помочь (хотя это главное), но и способ пообщаться со сверстниками, проще говоря, потусоваться.

…Я ездила волонтером в Казань и поеду в Сочи, потому что с детства влюблена в спорт. Но потратить 18 тысяч, чтобы посмотреть один хоккейный матч, я, студентка, позволить себе не могу. Поэтому в куртке волонтера. Спортивный праздник закончится, и я знаю, что с ним закончится и мое волонтерство. Мне есть чем заняться: я изучаю литературу в университете, увлекаюсь музыкой. Теперь попробуйте сами ответить на вопрос, кто из волонтеров нужнее - я или моя знакомая Гульнара?

Олег Егоров, 20 лет, студент МГИМО:

Ответить на вопрос, хочу ли я стать волонтером, сразу у меня не получается. Вроде бы надо сказать «Хочу!», но вместо этого выходит типа «Да, было бы неплохо, но…» И этих «но» я насчитываю все больше и больше. Волонтерство - дело хорошее, но ведь и работать надо, то есть зарабатывать, и учиться, и на личную жизнь время оставлять. В общем, пытаюсь как-то оправдываться, юлить... При этом я бесконечно уважаю ребят, у кого хватает воли для волонтерской деятельности. Я снимаю перед ними шляпу! На III съезде волонтеров я с удивлением обнаружил, как много таких людей.

Анна Поздеева, 18 лет, студентка журфака МГУ: На съезде я успела познакомиться с солнечными людьми. Разговаривая с ними, вспомнила свои школьные годы. В старших классах я состояла в волонтерской организации. Никогда не забуду, как каждый раз плакала, выходя из детского дома.

Мой первый опыт в качестве волонтера - поездка в дом престарелых и инвалидов. Мы устраивали концерт, где мне предстояло спеть пахмутовскую «Нежность». Выхожу на импровизированную сцену: ноги как ватные, в руках дрожь, открываю рот - ни звука! Проглотив комок в горле, я начала петь… И тогда в глазах зрителей я увидела искреннюю, неподдельную радость. И счастье.

Знаете, на съезде я поняла, что волонтер волонтеру рознь. К моему огорчению, встречались люди, которые не получают радость от того, что делают. Они лишь плывут по течению, работают «для галочки». Сделал добро - спи спокойно. Но хороших людей больше! Мне очень понравились слова одной девушки: «Можно рыдать по ночам в подушку от вселенской несправедливости и жалости к несчастным детям, а можно просто прийти в больницу, провести с ребенком несколько часов - и сделать его немного счастливее».

Зинаида Мишина. 27 лет, слушатель Школы журналистики «РР»: Я работала волонтером в Крымске во время наводнения и вот что поняла. Иногда объяснять близким и коллегам, «зачем ты прешься на другой конец страны», бывает тяжелее, чем разгребать завалы разрушенного дома. Наверное, именно поэтому многие волонтеры - одиночки, без семьи и детей.

Поговорив на съезде с другими волонтерами, тоже поработавшими в зонах бедствий, получила подтверждение своей теории: основная задача волонтеров-спасателей - моральная поддержка людей, которые лишились всего за несколько часов. Им очень важно знать, что их беда небезразлична жителям десятков городов, и выражается это не на словах, а на деле. Приехали же к ним добровольцы на поездах, автобусах, автостопом - значит, они не одиноки в этом мире.