Как заставить делать уроки ребенка - советы психолога. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно

Благодаря психологу Людмиле Петрановской и ее книге о таком явлении, как привязанность ребенка ко взрослому, узнало уже очень много родителей. Для тех, кто сейчас в самом начале родительского пути, будет полезно краткое объяснение привязанности и ее противоположности - гиперопеки - от семейного психолога Ларисы Сурковой, мамы пяти детей.

Теория привязанности (авторства Боулби) была создана почти сразу после войны, и ее задача состояла в социальной реабилитации детей-сирот. Тогда, пожалуй, впервые психология и педагогика серьезно подошли к тому, что для нормального хотя бы один человек должен быть с ним в стабильно постоянном контакте (не обязательно мама). Тогда же был введен термин "четвертый триместр беременности", который подразумевает первые месяцы жизни малыша. О чем еще говорит нам теория привязанности?

  • Малышу очень нужна мама, особенно в первые три месяца. Если он плачет - ласкайте его, берите на руки. Младенцу не надо "разрабатывать легкие", ему нужна близость и безопасность. Это базовые потребности человека, а новорожденному без них и не выжить. Вы не разбалуете его и не приучите к рукам: на следующем этапе развития он захочет ползать, потом - ходить, а после вы сами будете просить: "Посиди у меня на ручках!". Все дети разные: одни спят с рождения в кроватке, другим нужны руки (на это у них есть причины), и главное - дать им эти руки.
  • Привязанность формируется постепенно. Обычно ее первые признаки мама начинает замечать в возрасте 6–8 месяцев ребенка. Эта психологическая особенность развития ребенка нормальна. Привязанность имеет для ребенка определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ему чувство безопасности при освоении окружающего мира , в столкновении с новым и неизвестным.

Привязанность ярче всего проявляется у младенца в ситуациях, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимания на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но стоит только чем-либо напугать или взволновать малыша, как он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу.

С помощью своего объекта привязанности ребенок оценивает опасность новой ситуации. Например, малыш приближается к незнакомой яркой игрушке, но останавливается и смотрит на мать. Если на ее лице отразится тревога или ее голос будет испуганным - ребенок также проявит настороженность.

  • Важный момент: в изобилии предоставляя ребенку общение с мамой, помните, что надо вводить в его жизнь и других людей, с которыми ему предстоит иметь дело. С 9–12 месяцев круг привязанностей уже так хорошо сформирован, что на вновь прибывших ребенок реагирует очень тяжело - как правило, резко отказываясь от общения.
  • Когда ребенок начинает ходить, у окружающих возникает иллюзия, что он менее привязан к взрослым. Это не так. Очень важно поддерживать у ребенка ощущение безопасности, находясь рядом с ним, защищая его интересы . Не начинайте играть с ним в "ты уже большой, не ной, сделай сам". Нельзя избаловать человека безопасностью и заботой. Но в отсутствие всего этого взрастить в нем ощущение опасности, страха потери и одиночества - можно.
  • Ближе к трем годам ребенок вступает в период "я сам, но вместе с мамой" . Ему требуется больше свободы, но при этом остается необходимость иногда сделать "шаг назад" и ощутить, что опора (близкий человек) - в разумной досягаемости.

Мы забыли один важный нюанс: привязанность - это то, что возникает и у взрослых. И порой ребенку уже необходимо увеличить дистанцию, он показывает это всем своим поведением, но мама не может отпустить его от себя... Тут и начинается явление, которое называется гиперопекой.

Согласно словарному определению, гиперопека (или гиперпротекция) - это такой стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при котором ребенка чрезмерно опекают и контролируют. Ключевое слово - "чрезмерно". Несомненно, детям нужны забота и любовь, поддержка и контроль со стороны родителей. Однако точно так же им необходимо пространство для развития и постижения собственных возможностей. Проблемы начинаются тогда, когда родители игнорируют вторую половину условий роста.

Если ребенок хочет есть или спать, и мы помогаем ему решить эту потребность - это забота. Если мы пытаемся сами убедить его в том, что он хочет есть, спать, гулять, играть - это чрезмерно. Пока ребенок маленький, такая опека не выглядит страшной. Но время идет - и вот мы уже решаем, как ему общаться со сверстниками, кого выбирать в друзья, как он должен думать, что говорить, чувствовать, действовать...

В 1965 году британский психоаналитик и педиатр Дональд Винникотт ввел в оборот термин "достаточно хорошая мать". Он утверждал, что обязанность матери - создать среду, в которой ребенок сможет выработать с течением времени истинное и аутентичное ощущение себя. Эта обязанность может быть выполнена достаточно хорошей, но не совершенной матерью, которая способна удовлетворять потребности ребенка большую часть времени. Из-за регулярных, но не чрезмерных перерывов в материнской заботе ребенок будет обращаться к собственным ресурсам и развивать способность самостоятельно удовлетворять свои потребности.

Стараясь оградить ребенка от окружающего мира, мы прежде всего мешаем его развитию. Психологи давно сошлись во мнении: гармонично развиваться и формироваться личность может только через преодоление - не важно, преграда ли это на ковре при ползании или отстаивание своего мнения в споре.

Любой ребенок имеет право на самоопределение, самоощущение, даже если ему нет еще и года. Нам только кажется, что мы знаем все лучше него, поэтому отрываем его от собирания пирамидки и несем кормить или спать. Ничего, что он плачет, - мама лучше знает. Если в пять лет он занят игрой в Лего, а мы решили, что ему пора спать, он должен мгновенно подчиниться, ведь мама снова знает лучше, что ему надо!

Конечно, иногда дети вырываются из-под гиперопеки, и все заканчивается хорошо, как в любимом всеми психологами примере с самым известным гиперопекаемым ребенком в истории - Буддой Шакьямуни. Его родители, по легенде, решили во что бы то ни стало оградить свое чадо от любых страданий.

Принц Гаутама рос во дворце, окруженный заботой и беспрестанным весельем, не ведая ни горя, ни болезней - до тех пор, пока однажды не отважился выйти за пределы дома. Обнаружив, что жизнь простых людей полна страданий, он отправился скитаться по миру в поисках универсального средства, способного принести избавление от страдания всем живым существам. Поиски эти, как известно, увенчались успехом: Будда обрел просветление и стал великим учителем.

Однако в наши дни для простого смертного подобные воспитательные эксперименты заканчиваются совсем иначе. Вырастая, такие люди либо остаются большими детьми, зависимыми от мнения окружающих, мягкими и слабовольными, либо, полностью переняв родительскую модель, начинают так же воспитывать своих детей, при этом вычеркивая из своей жизни родителей как травмирующее воспоминание.


Как же не перейти тонкую грань между заботой и гиперопекой?

  • Первое и самое главное - дайте ребенку время на самоопределение с самого раннего возраста. Если малыш лежит, гулит и смотрит по сторонам - позвольте ему это .
  • Если ребенку не нравится прикорм - не заставляйте , дайте ему время привыкнуть.
  • Если малыш увлеченно играет, а ему пора ложиться спать, то предупреждайте его о том, что игру пора завершать, заранее! После того как вы объяснили план действий, дайте ребенку время на осознание этого плана. Есть даже специальная формула: возраст ребенка надо умножить на 2 - именно столько минут потребуется малышу, чтобы сделать то, что вы просите (например, в 3 года - это 6 минут).

Что такое норма?

  • Дайте ребенку принимать ответственность за свои поступки .
  • Предоставьте малышу возможность самому решать, нужна ли ему ваша помощь, и просить о ней. Не сидите над ним, когда он хочет играть сам, а в дальнейшем разрешайте ребенку . Приходите на помощь только по его зову.
  • Не вмешивайтесь в отношения ребенка с ровесниками , пока он сам вас об этом не попросит.
  • Дайте ребенку право выбора в одежде, еде, игрушках и книгах. Пусть сначала его наряды будут выглядеть смешно и нелепо - со временем он всему научится.

Живите ради себя, а не ради ребенка. Ему нужна счастливая и полноценная мать, удовлетворенная собой и своей жизнью. Дети не станут благодарить вас за то, что вы свою жизнь положили на их алтарь. Поэтому живите рядом с ребенком, а не вместо него!

Комментировать статью "Как не приучить ребенка к рукам? Секреты самостоятельности от рождения до 3 лет"

Приучать ребёнка к самостоятельности надо с младенчества. Пусть он остаётся в кроватке или манеже 3 Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня Секреты самостоятельности от рождения до 3 лет.

Как не приучить ребенка к рукам? Секреты самостоятельности от рождения до 3 лет. про гиперопеку и про похвалу. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет Подросток и родители: как стать ближе? Укрепляем привязанность.

От привязанности до гиперопеки – один шаг. Секреты самостоятельности от рождения до 3 лет. про гиперопеку и про похвалу. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет Подросток и родители: как стать ближе?

Гиперопека. Отношения с родителями. Взрослые дети (дети старше 18). Взаимоотношения со взрослыми детьми: учеба, высшее образование, любовь, армия, свадьба.

глубокое нарушение привязанности. в понедельник дочке поставили этот диагноз, с прогнозом, что никогда не пройдёт, но можно научится с этим жить. Конечно имеете. Более того- обязаны. Именно родители и выставляют рамки, которые дают детям понятия- что такое хорошо и что...

приучение к самостоятельности. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. приучение к самостоятельности. привет, девочки, очень ребко пишу сейчас, ноан конференции с Колиного рождения уже В августе ребенку будет 10 лет.

Гиперопека.Как справиться?. Детско-родительские отношения. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Особенностью привязанности ребенка “с недифференцированными привязанностями ” ко взрослому является то, что она тесно переплетена с привязанностью к другим детям. Дети привязываются ко взрослому не каждый по отдельности, а небольшой группой.

Самостоятельность малыша. Капризы. Ребенок от рождения до года. 90% времени бодрствования Алиса проводит либо у меня на руках /в рюкзаке, либо держу ее подмышки, а она "ходит". В коляске не сидит совсем:((Как приучить хоть немного времени проводить самой?

Конференция " Ребенок от рождения до года " " Ребенок от рождения до года ". Вот задумалась на эту тему. Как не приучить ребенка к рукам? С какого возраста это делается? У меня еще месяца нет сыночку, пока маленький спокойно засыпает в своей кроватке.

Когда ребенок закрывает глаза и трогает рукой. 10 правил: как научить ребенка правильно говорить. ?? В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она... Как научить ребенка самостоятельности?. Капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим...

О моей привязанности к ребенку..:(..(длинно). Родительский опыт. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание Как бороться с такой привязанностью к ребенку? Или ничего в этом ненормального нет? Может кто-то со старшими уже перживал...

Что такое РАД, простите? Что вы понимаете под нарушением привязанности? Насчет привязанности в этом возрасте. Нормальная или нет. Попробую разъяснить. Если ребенок привязан к маме (нуждается в ее присутствии большее время суток) это нормально.

про гиперопеку и про похвалу. Родительский опыт. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и про гиперопеку и про похвалу. улька как-то стремительно стала взрослеть. проявляются потихоньку и зависимость от похвал, и оглядка...

как не приучить к рукам? вот не понимаю я. все говорят - не приучай... я тоже учащийся человек, для меня было проще приучить ребёнка к самостоятельности...она родилась у меня во время сессии, выбора особого Привыкание к рукам.. Сон. Ребенок от рождения до года.

С трех лет ходила, никогда не плакала, с первого дня уходить не хотела. Всегда просила забрать ее попозже. Про второго еще не знаю. Просто учителю неплохо бы было как то контролировать ситуацию. Ступеньки адаптации. Как приучить ребенка к самостоятельности.

Как приучить ребенка к самостоятельности. Самостоятельный ребенок – до рождения брата или сестры: потом будет некогда. Как приучить спать в кроватке. Капризы. Ребенок от рождения до года. Не хочет лежать на спине.

Развитие привязанности у приемного ребенка. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Развитие привязанности у приемного ребенка. Представляю пред ваши очи свой перевод попавшей ко мне американской статьи.

Чрезмерная привязанность ребенка к маме? «Сверхконтроль и гиперопека родителей, приводят к подавлению инициативы и самостоятельности и, как следствие, чрезмерной зависимости ребенка от взрослого». Периодически нападаю на такие фразы, и просто...

Как учить ребенка самостоятельности?. Нужна консультация психолога. Детская психология. Вы знаете, только после двух- трех лет наш ребенок действительно может сам себя занять какое-то время. Как приучить ребенка к самостоятельности.

Малыш спит отдельно

Как только малыш понял, что он спит на своем месте, доступ к маме и маминой груди ограничен и у него есть отдельная территория для сна. Можно отодвигать кроватку дальше от родительской и восстанавливать бортик.

Есть несколько важных правил:

  1. Сформируйте и поддерживайте хорошее отношение кроватке

Чаще всего мама использует кроватку как манеж когда ей нужно заняться хозяйственными делами или отлучиться ненадолго в душ. Ребенок начинает боятся места, куда мама кладет его на сон, потому что кроватка для него равно тому что мама уходит.

Для того, чтобы ребенок не боялся кроватки и не высказывал сопротивления, когда мама пытается его уложить туда на сон, старайтесь поддерживать хорошее отношение к своей кроватке:

  • никогда не используйте кроватку как манеж
  • избегайте ситуаций, когда малыш плачет один
  1. Сделайте место сна малыша максимально скучным

Старайтесь создать ассоциацию «сон в кровати, игра вне», сделайте место, для сна малыша максимально скучным:

Не помещайте туда малыша для игры

Избегайте хранения игрушек, не используйте мобиль - это небезопасно и отвлекает малыша от сна

Разместите место сна малыша в дальней от окна части комнаты

Уберите из поля зрения малыша все, что может пугать и отвлекать от сна - игрушки, картинки, электроприборы, заклейте световые индикаторы

  1. Научите засыпать и просыпаться в кроватке на утренний сон

Все эксперименты со сном всегда легче проходят на утренний сон. Малыш, отдохнувший после длительного промежутка ночного сна, еще непереутомленный, легче принимает нововведения. Попробуйте поместить сонного, но неспящего малыша на первый дневной/утренний сон в кроватку. Посидите рядом, помогите заснуть. Если эксперимент не удался, положите уснувшего малыша в кровать и научите его сначала просыпаться в кроватке.

  1. Ночной сон отдельно от родителей

Малыш понял, что кроватка - это дружелюбное место, где можно заснуть, спать и проснуться? Тогда можно попробовать перейти на отдельный ночной сон. Только не оставляйте малыша одного, будьте рядом, помогайте ему успокоиться и уснуть.

Как приучить малышей старше 1,5 лет спать отдельно?

По мере взросления и развития воображения, к нежеланию изменений может добавиться страх воображаемых ночных чудовищ, или обостренная боязнь разлуки с мамой.

  1. Если малыш уже может говорить, обсудите с ним все изменения заранее. Спросите, что его беспокоит, если речь идет о переезде в собственную кроватку, что нужно сделать, чтобы ему там понравилось.
  2. Предложите брать с собой на сон одну из любимых Так малыш будет чувствовать себя не одиноким и более защищенным ночью.
  3. Чтобы предотвратить боязнь разлуки в течение дня чаще играйте с ребенком в спальне, чтобы у него возникала ассоциация, что место, где малыш спит - это не только место, где происходит маленькое «расставание» с мамой, но часть его собственного уютного мира.
  4. Уделите ребенку больше времени вечером, Подготовка ко сну в это время может занимать до 1 часа.
  5. И главное, проявите Чем меньше вы смущаете малыша отступлением от оговоренных правил, тем легче и быстрее произойдет его привыкание к новому порядку.

Все перечисленное выше совсем не означает, что вам нужно прямо сейчас «отселять» малыша, потому что спать раздельно это «нормально». Решение, когда это сделать - это ваше семейное решение.

Учитывая, что вы будете все объяснять ребенку заранее в спокойной доброжелательной обстановке, все пройдет легче и быстрее, чем вы ожидаете. Вы будете укладывать малыша не в страшный темный угол, а в уютную кроватку, где ему все нравится, где его ждет «друг» - игрушка, которую вы вместе выбрали, где можно зажечь маленький волшебный ночничок, который распугает все страхи и тревоги.

Период ношения на руках малышей занимает, в среднем, 1 год. Как только ребенок начинает ходить самостоятельно – ему уже не нужны дополнительные средства передвижения в виде маминых и папиных рук. Но как же быть до года? Учитывать некоторые особенности детей этого возраста.

Почему ребенок просится на руки

Что наиболее всего интересует ребенка в этот период? Мир. Пусть даже пока ограниченный стенами собственной комнаты. Согласитесь, это очень удобно: попроситься к маме на руки и указывать пальчиком, в каком направлении двигаться дальше для познания окружающего. Время от времени можно предоставить ему такую возможность, ведь как только малыш научится ползать, он залезет всюду уже сам, да еще и туда, куда не надо.

Наибольшую сложность доставляет засыпание. Вот где и так измученные родители теряют остатки свои последних сил, вынужденные укачивать его и ночью. Конечно, легкое покачивание способствует засыпанию. Альтернативой может служить кровать с . Специальное крепление поможет зафиксировать кровать после того, как ребенок уснул.

Часто бывает так, что малыша надо укачать после кормления. И он не очень радостно воспринимает желание мамы убрать его от груди. Тогда будьте рядом с ним: лежите или, в крайнем случае, стойте, держа на руках, но не ходите, покачивая его. Пусть ребенок привыкает, что мама и покачивания – это не .

Если малыш уже ручной, тогда постепенно заменяйте ношение на руках пребыванием вместе с ним. Ведь нередко желание побыть на руках вызвано страхом, что мама ушла (а для ребенка первых месяцев жизни мама, находящаяся в соседней комнате – это тревожный сигнал. Не вижу мамы – значит, мамы нет: ушла далеко и неизвестно, когда вернется). Читайте ему книжки, пойте песенки или просто занимайтесь домашним хозяйством в поле зрения малыша.

Научиться понимать ребенка без слов

В настоящее время считается, что ручным ребенок становится неспроста: ему крайне важно заявить о себе. Причины могут быть различные: недоношенный ребенок, колики, вообще любое недомогание. Даже голод может быть причиной. Маме кажется, что малыш капризничает, а ему просто не хватает молока, и пора бы докармливать смесью.

Нет ничего удивительно в том, что мало кому из детей хочется спокойно в одиночестве лежать в кровати. Таким образом, заботясь о своем малыше, помните о золотой середине. Материнское и отцовское сердце подскажет, когда и на какое время малыша стоит взять на руки.

Нежных материнских прикосновений и добрых объятий так не хватает давно уже выросшим детям. В отличие от взрослых новорожденному повезло – он наслаждается теплом и любовью родного человека, ведь мама носит его на руках почти все время. Эту идиллическую картину нарушают лишь причитания бабушек: «Нельзя приучать ребенка к рукам! Балованным вырастет!». Стоит ли слушать советы представительниц старшего поколения или лучше довериться своему инстинкту любящей матери и брать на руки своего малыша при первом его требовании?

Почему младенец «просится на руки»?

Естественная реакция мамы на плач крохи – желание взять его на руки и успокоить. Женщине, недавно ставшей матерью, на первых порах трудно распознавать причины беспокойства ребенка по характеру плача. А они могут быть разными:

  • малыш голоден;
  • у него мокрые или грязные пеленки;
  • он начинает заболевать, его мучают ;
  • кроха замерз или, наоборот, ему жарко;
  • от перевозбуждения и усталости малыш не может заснуть;
  • ему одиноко, не хватает впечатлений.

Пока мама не возьмет свое чадо на руки, она может не понять, в чем нуждается малыш. Как только кроха оказывается в объятиях матери, он, чувствуя защиту, комфорт и любовь, успокаивается на первые мгновения. А затем уже маме становится понятно, в чем причина плача, и она устраняет ее – переодевает, кормит, согревает, убаюкивает.

Такое стремление младенца ощущать тепло материнских рук и тела вполне объяснимо: он долгих девять месяцев не расставался с мамой, был с ней одним целым, и когда новорожденного что-то начинает беспокоить, он ищет защиты у родного человека.

Чем плох «ручной» ребенок?

Почему же некоторые взрослые придерживаются мнения, что «приучать к рукам» вредно? Их аргументы просты: ребенок, привыкая, что по первому требованию его берут на руки, начинает в будущем манипулировать родителями, используя плач и капризы для удовлетворения своих прихотей.

В чём-то такое мнение оправдано, ведь слишком быстро реагируя на беспокойство крохи, мама рискует оказаться целиком поглощенной ребенком, и тогда у нее не останется времени на себя и домашние заботы. К тому же постоянно носить малыша на руках тяжело, особенно когда он уже набрал приличный вес.

Как найти «золотую середину» – не приучить ребенка к рукам и одновременно сохранить его психологический комфорт?

Как не носить ребенка на руках?

Существуют способы, позволяющие маме оставаться с младенцем в тесном контакте, которого он так жаждет, и не выработать у него привычку добиваться исполнения своих желаний криком и плачем:

  • . По своей функциональности и удобству устройство для ношения ребенка не уступает ни маминым рукам, ни коляске. Младенец, находясь в непосредственной близости с матерью, чувствует себя защищенным и любимым, в то же время мама может спокойно передвигаться и заниматься своими делами. Если размеры слинга подобраны правильно, спина от ношения младенца не устает.
  • Разнообразие тактильных контактов с ребенком. Необязательно брать плачущего кроху на руки сразу. Если причина крика в неудобном положении, невозможности уснуть, можно поправить пеленки, разгладить постельные складки, повернуть малыша на другой бочок, погладить его по спине, плечикам, побыть некоторое время рядом, пока он не успокоится и не уснет.
  • Разнообразие впечатлений. Младенцу скучно лежать в кроватке долгое время – ему необходимы новые интересные впечатления. Для этого родители могут приобрести подвесные игрушки, мобиль в кроватку. Хорошо помогают звучание музыки (лучше, если это будет классика в обработке), смена освещения. Чтобы маме не отвлекаться от домашних дел, можно переместить кроху в коляску и возить его за собой – на кухню, в другие комнаты.

Носить малыша на руках можно и нужно, особенно если он в этом на самом деле нуждается. Ведь только любовь, ласка и забота помогут вырастить уверенного в себе и психологически уравновешенного человека.

(9 голосов : 4.0 из 5 )

Аккуратность редко бывает врожденной чертой характера, скорее, это приобретенное качество. Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям. Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы. Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности. Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой как для старших членов семьи, так и для младших.

Объяснить ребенку, для чего нужен порядок в делах и вещах – задача не из легких. Дети не любят нотации, а причины, которые имеют значение для взрослых, могут не срабатывать с детьми. Поэтому в каждом индивидуальном случае нужно почувствовать, какая мотивация может сработать:

Порядок – это удобно. Когда ничего не забываешь, а нужные вещи находятся на своих местах. Подскажите ребенку, что важный номер телефона не потеряется, если его записать не на клочке бумаги, а занести в записную книжку или телефонный контакт-лист. Купите несколько папок с разделителями, в которых можно хранить художественные работы, и пусть во время следующего приезда бабушки с дедушкой ребенок продемонстрирует им свои рисунки, а вы порадуетесь вслух: как удобно показывать гостям альбом, в котором рисунки хранятся аккуратно.

Порядок – это необходимо. В учебе аккуратность пригождается при умении писать в прописях, обводить по пунктиру, проверять ошибки в диктанте и при выполнении многих других заданий. Похвалите малыша за то, что не зашел за контур, раскрашивая картинку, а школьника – за то, что обошелся без помарок, переписывая упражнение из учебника. Получив хорошую оценку за аккуратное выполнение работы или услышав учительскую похвалу за красивый почерк, дети прочувствуют всю важность тщательного подхода.

Порядок – это приятно. Отличная мотивация для детей – это гости-сверстники, которых им нравится приглашать в свою чистую комнату. Пусть ваш дом будет открыт для друзей, и тогда детям будет в удовольствие наводить порядок перед их визитом.

С аккуратным человеком комфортно окружающим. Приятно общаться с тем, кто опрятно одет, не забывает, во сколько нужно прийти на дружескую встречу и не устраивает беспорядок на территории, которую делит с другими (например, за школьной партой или в общей комнате летнего лагеря). Может быть, вы вспомните, как недавно пришлось пропустить начало мультфильма в кинотеатре, а затем, извиняясь, пробираться через половину ряда из-за того, что дома долго не могли найти ключи, не повешенные на привычный крючок, а почему-то оказавшиеся в варежке. Или в вашем семейном опыте найдется другая похожая история. Иногда детям необходимо увидеть минусы от невнимательного отношения к вещам, ко времени или к порядку, чтобы в будущем быть аккуратнее.

Как помочь ребенку навести порядок

Родители могут быть удивлены тому, что у детей существует собственное представление о порядке, которое отличается от заданного в семье. Однажды знакомая призналась, что ее восьмилетний сын, у которого талант – захламлять пространство вокруг себя, во время семейного путешествия и проживания в отеле убирал вещи на место. Когда его спросили, почему дома он не делает то же самое, ребенок ответил, что ему нравится, что в отеле мало лишнего, поэтому не хочется загромождать красивый номер беспорядком. Это откровение стало для родителей поводом подумать, что, возможно, в домашней детской комнате слишком много вещей. Так было принято решение избавляться от лишнего. Если похожая проблема существует и в вашем доме, нужно просто с чего-то начать:

— вместе с ребенком разделить комнату на квадраты и убирать по квадрату в день. При таком способе большое задание, которое сначала представляется невыполнимым, разбивается на маленькие, и их удобно делать по шагам. Помогите ребенку в начале пути: покажите, куда сложить машинки, а куда мягкие игрушки, рассортируйте несколько предметов вместе, а затем оставьте малыша заканчивать дело;

— предложить детям украсить комнату по их вкусу: с большей охотой они будут поддерживать порядок в комнате, если им будет нравиться, как она выглядит. Также важно, чтобы дети чувствовали, что это их территория, даже если речь идет не о целой комнате, а об игровом или творческом уголке в квартире. Признавая ответственность за порядок в своем уголке, дети могут организовать хранение вещей по своему вкусу, а не только так, как подскажут взрослые;

— отказаться от большого количества игрушек. Скопление машинок, кукол и разных мелочей обычно и является главной причиной хаоса в доме. Если сократить общее количество покупаемых игрушек не удается, договоритесь о том, чтобы держать на виду лишь часть игрушек, а остальные убирать на антресоли или балкон, периодически меняя их местами;

— определить для каждой вещи свое место. Чтобы у ребенка был ориентир – что и куда класть, родители могут сфотографировать комнату с правильно разложенными вещами и повесить фото на стену;

— организовать пространство так, чтобы уборка была простой, а вещи можно было легко найти. Используйте контейнеры с понятными ребенку надписями или наклейками, папки с файлами для школьных бумаг, перегородки для носков и белья, чтобы они были сложены отдельно и аккуратно, а также ящики для строительных инструментов с прозрачными отсеками, в которых удобно хранить мелкие детали конструкторов;

— ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться;

— прибегать к помощи электронных устройств и наглядных помощников: маркерных досок, ярких стикеров, календарей, органайзеров в компьютере или телефоне. Подскажите, что оповещения в телефонном календаре помогут не забыть о днях рождения друзей и родственников, стикеры удобно использовать как текстовые закладки-напоминания в книгах, учебниках или дневнике, а на доске можно написать распорядок дня или список дел и заданий которые необходимо сделать.

Также можно постепенно научить детей некоторым приемам, благодаря которым поддерживать порядок будет не так утомительно:

— убирать по пути, класть на место то, что взял, закрывать то, что открыл, уроненную вещь поднимать с пола, а снятую с вешалки форму вешать обратно после учебного дня;

— сделать традицией ежевечерние пять минут легкой уборки перед сном, чтобы утром было приятно заходить в комнату;

— перед тем как начать новую игру, убрать на место ту, которую только что закончил;

— начинать уборку с того, что больше нравится. Например, сначала расставить музыкальные диски, а потом разобраться с одеждой и т.д.

Часто умение организовать свой быт удобным образом переходит от родителей. У ребенка с детства впечатывается в подсознание то, что вы после подъема заправляете постель, а перед сном убираете мелочи, оставленные на поверхностях мебели. Или дети видят, что родители ежедневно принимают душ, и воспринимают эту привычку как естественную и для них тоже.

И хотя положительный пример – это всегда первый шаг, бывает, что и простые правила дети отказываются соблюдать, просто потому что это им неинтересно. С малышами в таком случае срабатывает выдумка и игра. Тогда чистка зубов по таймеру превращается в борьбу с микробами, которых разноцветная щетка выгоняет за две минуты, а уборка игрушек становится соревнованием: кто получит больше очков, метко забросив мягких зайцев и мишек в корзину.

С детьми постарше можно придерживаться следующих стратегий:

— сохранять непринужденное отношение к наведению порядка. Если дети видят, что родители вздыхают и долго собираются с силами, прежде чем пропылесосить комнату, то и они будут воспринимать уборку как мучительное мероприятие. Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным;

— определить вместе, что для вас и детей означает «чистая комната» и попросить их придерживаться этого списка. Он, например, может состоять из следующих пунктов: заправленная постель, аккуратно сложенная одежда, чистый письменный стол;

— просить детей не просто выполнить что-то, а помочь вам – набрать воду в ведро для мытья пола или рассортировать одежду по цвету для будущей стирки. Так они, во-первых, учатся от взрослых, как именно наводить порядок, а во-вторых, чувствуют взаимную вовлеченность в общее дело.

Как не перегнуть палку

Тяжело, когда для кого-то из членов семьи аккуратность – навязчивая идея. В этом случае уборка висит над остальными домочадцами дамокловым мечом. Психологи считают, что одна из причин чрезмерного внимания к чистоте и порядку – неуверенность в себе и желание защититься физическим порядком от любого внешнего воздействия. Для таких людей характерна повышенная раздражительность из-за незакрытого тюбика зубной пасты или чашки, поставленной не на ту полку. Устанавливая правила чистого дома, необходимо помнить о том, что порядок – хотя и важная, но все-таки не главная составляющая семейного уюта и благополучия. Должно оставаться и свободное время и радость от того, что в домашней обстановке можно расслабиться.

Когда родители применяют авторитарный подход и ставят порядок главной целью, устраивая еженедельные генеральные уборки, контролируя мельчайшую деталь и со вздохом вмешиваясь в то, что, по их мнению, у ребенка получается плохо, дети начинают сопротивляться и демонстративно отказываться от уборки. Так они выражают протест против жесткого контроля и давления.

Лучший вариант — придерживаться золотой середины. Не быть диктатором, проверяющим пальцем пылинки на книжном шкафу, но и не оставаться равнодушным к детской аккуратности. Можно с пониманием отнестись к тому, что у ребенка была сложная школьная неделя, и не загружать его поручениями в выходные. А можно спокойно напоминать о том, чтобы он убрал посуду со стола в мойку, собрал с вечера школьный рюкзак, приготовил одежду на утро – все в порядке естественных просьб, которые вы озвучиваете детям и на которые отзываетесь сами.

Многие дети не желают заниматься уборкой из-за того, что ставят в приоритет массу других интересных вещей: компьютер, друзей, книги, прогулки. В таких случаях некоторые родители применяют метод последствий. Например, договариваются, что, пока письменный стол не будет очищен от скопившихся бумаг, на компьютере играть нельзя. С одной стороны, может показаться, что это ультиматум, против которого ребенок может восстать. Но с другой стороны, дети – члены семьи, в которой каждый своим малым вкладом обеспечивает общий комфорт. Важно, чтобы они осознавали это с малых лет.

Выбор – быть аккуратными или нет – дети делают сами. Иногда глядя на родителей и беря с них пример (мама перед приходом гостей заставляла протирать посуду до блеска, скорее всего, и дочь будет наводить лоск перед визитом друзей). Часто дети сами дорастают до понимания того, что порядок – синоним комфорта. В некоторых счастливых случаях аккуратность – просто черта характера. Но пока дети маленькие, родители подсказывают, как стремиться к аккуратности, и это лучшее, что они могут сделать. Есть вероятность, что дети все-таки возьмут данные советы на вооружение, когда в будущем сами станут хозяевами собственного дома.