Образовательная программа шаг за шагом. Программа «Сообщество» («Шаг за шагом»)

МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»

Программа воспитания

«Шаг за шагом»

Период реализации: 2015 - 2019г.

Учитель начальных классов Мурзина Светлана Николаевна

Мухоршибирь, 2015

    Пояснительная записка.

    Информационная карта программы воспитания.

    Аналитическая справка о классном коллективе.

    Ведущие направления деятельности.

    Формы работы.

    Социальные партнёры.

    Сотрудничество с родителями.

    Практическая значимость воспитательной системы класса «Шаг за шагом».

10. Список используемой литературы.

1. Пояснительная записка.

Данная программа адресована учащимся 1-4 классов МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2». Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с её основными направлениями, целями и задачами.

Актуальность.

По концепции ФГОС НОО, становление личностных характеристик выпускника начальной школы отражает его ценностные ориентации: «любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».

Целью создания воспитательной программы класса стала необходимость организации непрерывного воспитательного процесса в отдельно взятом классе в соответствии с требованиями нового стандарта ФГОС НОО к достижению личностных результатов в освоении образовательной программы начального общего образования. В основу данной системы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, обеспечивающие формирование у обучающихся гражданской идентичности.

2. Информационная карта программы воспитания

Название программы

«Шаг за шагом»

Мурзина Светлана Николаевна, МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2», первая кв. категория

Период реализации системы

2015 – 2019 годы

Сроки этапов реализации системы

2015 – 2016уч.год: 1 класс

2016 – 2017уч.год: 2 класс

2017 – 2018уч.год: 3 класс

2018 – 2019уч.год: 4 класс

Участники

Администрация школы; классный руководитель; учащиеся класса и их родители; педагоги дополнительного образования, представители социума.

Создание психолого-педагогических условий для формирования личности ученика, ориентированной на устойчивое развитие и самосовершенствование.

    создать условия для системной и многоаспектной деятельности обучающихся класса, включающей построение межличностных отношений, выбор форм общественного поведения, формирование побуждающих мотивов, как потребности действовать в соответствии с нравственными образцами;

    создать условия для развития и реализации творческого и интеллектуального потенциалов личности каждого обучающегося;

    создать условия для формирования активной позиции по каждому из реализуемых направлений деятельности.

Ожидаемые результаты

3. Аналитическая справка о классном коллективе.
(По состоянию на 1.10.2015г)

Дети 1 «а» класса поступили в МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2» 1 сентября 2015 года в составе 23 человек. Из них 8 девочек и 15мальчиков.
Большинство детей воспитывается в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. В классе 3 многодетные семьи. Трое детей проживают в неполной семье, но их воспитанию уделяется большое внимание. Имеется семья, требующая особого внимания, как многодетная и малообеспеченная.
Все родители обеспечили детей необходимыми принадлежностями для учебы, регулярно интересуются жизнью класса и достижениями своих детей.
Учащиеся имеют хорошие успехи в освоении учебных дисциплин. Большая часть класса имеет положительную мотивацию учения. Есть дети, которые испытывают трудности, хотя, все имеют неплохой потенциал и способны добиться хороших результатов в освоении образовательной программы.
Некоторые учащиеся обладают хорошими творческими способностями, имеют опыт публичных выступлений, участия в различных конкурсах ДОУ.
Взаимоотношения между учащимися дружеские, доброжелательные, т.к. многие были знакомы друг с другом ещё до школы, посещали одно и то же дошкольное учреждение. Проблемы во взаимоотношениях между мальчиками и девочками не выявлены. Но были случаи проявления немотивированной агрессии в отношении друг к другу, однако это не имеет систематического характера и не связано с антипатией по отношению к одноклассникам. Дисциплина на уроках удовлетворительная. Но есть серьёзные проблемы в поведении некоторых учащихся вне уроков, культура поведения требует серьёзной корректировки.
Состояние здоровья учащихся – находящихся на инд.обучении нет, инвалидов нет. 87% детей имеют основную группу здоровья.

Вывод: необходимы мероприятия, направленные на

    Поддержание и укрепление здоровья;

    сплочение детского коллектива;формирование уровня культуры класса;

    духовно-нравственное воспитание учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки, воспринимать окружающий мир.

    выявление умственного и творческого потенциала детей;

    организацию эффективной работы с родителями.

4. Ведущие направления деятельности

В работе с классом выделено5 приоритетных направлений :

    «Здоровье»

    «Духовно-нравственное воспитание»

    «Мои способности»

    «Культура»

Цель: создание психолого-педагогических условий для формирования личности ученика, ориентированной на устойчивое развитие и самосовершенствование.
Каждое из направлений призвано решать свои задачи :

    « Здоровье»

Формировать физически здоровую личность через: участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы и класса, экскурсии, походы, клубы выходного дня. Прививать гигиенические навыки. Направить работу на воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.

Использовать различные формы работы для воспитания гражданского чувства школьников: уважения к своей семье, своему народу, интерес духовным ценностям современного мира, формирования нравственного отношения к человеку, труду, природе, Родине, развития коммуникативных качеств личности.

    «Мои способности»

Создавать условия для продвижения каждого ребенка в интеллектуальном развитии, через сотрудничество с внешкольными учреждениями (ЦДОД, РДК, ДЮСШ, библиотеки села). Расширять круг знаний и интересов путем вовлечения во внеклассную работу, обогащать представления детей об окружающем мире, выявлять индивидуальные творческие способности детей.

    «Культура»

Создавать условия для сплочения детского коллектива. Строить отношения в классе на принципах доброжелательности, ответственности, взаимном уважении. Прививать этические нормы поведения и общения.

    «Семья»

Организация психолого – педагогического просвещения родителей через родительские собрания, тематические и индивидуальные консультации и беседы.Создание благоприятной атмосферы на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик - родитель». Организация внеклассной работы и совместного досуга.

Воспитательная работа построена по принципу концентричности : по выбранным направлениям ученикам предлагаются мероприятия и виды работ от простых -1 класс к более сложным по содержанию во 2-м, 3-м, 4-м

1 класс. Образовательный уровень начально-адаптивный. Основа его познавательная деятельность. Учащиеся приобретают знания умения и навыки о себе, о своих товарищах, о сохранности здоровья, о своей стране, селе, семье, и т.д. Уровень коммуникации в образовательном процессе - демонстративный: смотри, как делаю я.

2 класс. Образовательный уровень: поисковый. Основа его практическая деятельность. Уровень коммуникации репродуктивный, частично-поисковый: делай как я. Накапливается опыт исполнительной деятельности, который вместе с практикой приводит к мастерству.

3 класс. Образовательный уровень лабораторно-исследовательский. Уровень коммуникации продуктивный: делай сам. Учащиеся накапливают опыт творческой деятельности. Идет коррекция развития интересов и способностей.

4 класс. Уровень коммуникации креативный. В образовательном процессе ведущая роль отводится сотворчеству, прослеживается выражение собственного «Я». Идет подготовка к адаптации в 5 классе.

Вся работа соотносится с общешкольным воспитательным планом. В течение учебного года воспитательная работа может корректироваться с учетом школьных, районных, региональных мероприятий и рекомендаций Министерства образованияи науки РФ, Министерства образования и науки Республики Бурятия.

«Здоровье»

Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

В течение всего года

Гигиена каждый день. Опрятный внешний вид. Чередование труда и отдыха. Правила безопасного поведения. Инструктажи по технике безопасности.

Сентябрь

Общешкольный поход.

День здоровья. Конкурс букетов.

Общешкольный поход.

День здоровья. Конкурс

Общешкольный поход.

День здоровья. Конкурс фотографий «Золотая осень».

Общешкольный поход.

День здоровья. Кулинарный конкурс.

Праздник

«В гостях у Мойдодыра»

Встреча с работниками ЦРБ

«Болезни грязных рук»

Интерактивная игра

«Если хочешь быть здоров»

Стенгазета

«Здоровье – это здорово!»

Беседа «Осторожно, гололёд»

Азбука безопасности. Тематическая подборка сюжетов про обращение с электроприборами.

Нужные и ненужные тебе лекарства. Поговорим о домашней аптечке.

Азбука безопасности

Классный час

«Некультурные автомобили»

«Что такое перекрёсток»

Классный час

«Как рождаются опасные ситуации на дороге»

Экскурсия по селу

Классный час.

Пожарная безопасность в школе и дома.

Урок-презентация

«Когда огонь друг»

Классный час.

«Детские шалости с огнём»

«Огонь – друг,

огонь - враг»

Зимние забавы.

Час здоровья, катание на лыжах, санках.

Вредные привычки.

Взросление без курения.

Эстафета

«А, ну-ка, мальчики!»

Спортивные состязания

«Богатырская наша сила»

Участие в мероприятиях месячника патриотического воспитания.

Игра-путешествие с Карлсоном

«Наше питание»

«Что мы знаем о вредных продуктах»

Экскурсия

на предприятие

(отв. Родители)

Встреча с медсестрой «Генномодифицирован

ные продукты и их влияние на организм человека»

Весёлый урок здоровья.

Что вокруг нас может быть опасным.

Путешествие в страну здоровья.

Устный журнал

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Игры на свежем воздухе «Весёлые старты»

Урок-практикум

Мы – водители (управление велосипедом)

На водоёме, в лесу, в горах.

Природа и безопасность.

«Духовно-нравственное воспитание»

Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Классный час

«Мы школьниками стали»

Классный час

«Мои права и обязанности»

Классный час

«Учёба-наш главный труд»

Единый классный час

«Начинаем учебный год»

«День добра и уважения»

открытка для бабушки

Классный час с приглашением бабушек, дедушек.

Акция «Согрей теплом своей души»

Неделя добрых дел

«Спешите делать добро»

День народного единства

Конкурс рисунков

«Портрет моей мамы»

Праздник

«День матери»

Праздник для мам. Концерт, подарки. Чаепитие.

Письмо маме.

Классный час

Россия – Родина моя

Классный час

Классный час

«Люби и знай свой край»

Наш край. Живём в мире и согласии.

Классный час

«Друг – это слово большое»

Викторина

Мои четвероногие друзья

Классный час
«О дружбе и друзьях»

«Мир мальчишек и девчонок»

Праздник

«День защитника отечества»

Традиции нашего народа

«Сагаалган», «Масленица».

«Широкая Масленица»

участие в школьной ярмарке.

Конкурс чтецов

Стихотворения о маме.

Поздравление девочек и мам с праздником. Чаепитие.

«А, ну-ка.девочки!»

Стенгазета

«Маме с любовью».

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Экскурсия в Центральную детскую библиотеку.

Классный час

От добрых слов к добрым делам.

Доверительный разговор

«Хочу» и «Надо»

Классный час

«Детям о Великой Отечественной войне»

Тематическая презентация

Юные герои сороковых

Герои нашего села.

Заочная экскурсия «Памятники землякам»

Классный час.

Герои Республики Бурятия

«Мои способности»

Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

В течение всего года

Запись в кружки по интересам в ДК, ЦДОД, ДЮСШ, МСОШ №2, Школы искусств. Участие в школьных конкурсах. олимпиадах, занятия на учебном портале Учи.ру,

Сентябрь

Общешкольный праздник «Осенний калейдоскоп» - конкурсы поделок, букетов.

Сентябрь

Викторина

«В гостях у сказки»

Выставка поделок

«Ах, какая осень!»

Викторина

«Её величество природа»

Операция «Листопад»

(трудовые дела)

Проект «Моя малая родина»

(с помощью родителей)

Экскурсия в школьную библиотеку «Как хорошо уметь читать»

Интерактивная игра

«Своя игра»

Проект «Моё село»

Конкурс рисунков «Зимушка-зима»

Интеллектуальная игра

Путешествие в страну Снежной королевы

Изготовление кормушек

Каждой пичужке наша кормушка

Час логики «Эрудит»

Разучивание стихов, песен и игр к празднику

Классный час

«Новый год в разных странах»

Конкурс новогодних украшений.

«Новогодняя мишура»
подготовка к празднованию Нового года

Конкурс загадок о профессиях.

«Большая книга профессий»

Классный час

«В мире профессий»

Экскурсия на предприятия села

«Все работы хороши»

Изготовление сувениров для пап.

Посещение библиотеки.

Знакомство с выставкой книг.

Конкурс рисунков

«Честь и слава защитникам Отечества»

Беседа с мальчиками «Настоящие мужчины»

Презентация

Моя земля-

земля отцов и дедов

«Я мамин помощник»

Чтение книг о маме

«Милым мамам»
выставка творческих работ

Выпуск стенгазеты

«Легко ли быть мамой»

Мы рисуем космос.

Классный час

«Полёт в космос»

Викторина

«Что я знаю о космосе»

Подготовка презентаций«Покорители космоса»

Путешествие в

«Книжкино царство»

Читаем книги

о родном крае

Познавательная игра «Возникновение фамилий на Руси»

«Я талантлив»

«Культура»

Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Как мы приветствуем друг друга.

Культура поведения на перемене

«Вежливость помогает или мешает жить?»
(чтение-рассуждение)

День добрых дел

Такое нужное слово «спасибо»

Классный час

Путешествие по городу вежливости и доброты

Игра-практикум

«Будь внимательным к тем, кто рядом»

Классный час«Добро не должно быть с кулаками»

Ролевая игра

«Школа вежливых наук»

Классный час

«От улыбки хмурый день светлей»

«Что такое честность?»

Классный час

Я и общество. Как мы общаемся.

Неделя хороших манер. Маленькие леди и джентльмены.

Классный час

«Культура речи»

«Особенный мир»

(ко дню инвалида)

Тренинг общения.

Давайте говорить друг другу добрые слова

Весёлые перемены.

Игры для сплочения коллектива.

Доверительный разговор

«Чем опасно сквернословие»

«Умение владеть собой»

«Нет друга – ищи»

«Уважай старших»

Час общения

«Интернет в моей семье»

Выпуск стенгазеты.

Мой класс-моя семья

«Учимся правильно жить и дружить»

(Практические игры)

Круговая беседа

«За что дразнят?»

«Сказка о вежливости»

Виртуальная экскурсия

«Встреча с прекрасным»

Конкурсная программа

«Приключения в стране доброго волшебника»

Игровое занятие

«С другом веселее»

Классный час «Возьмёмся за руки.друзья»

Презентация

«Мы-одноклассники»

Игровая программа

Вот и стали мы на год взрослее.

Классный час

«Пойми меня правильно»

(язык жестов)

Экскурсия на предприятие (организуют родители)

Прощание с начальной школой «Парад Звёзд»

Направление «Семья» рассмотрено в разделе «Сотрудничество с родителями»

    Формы работы.

Во внеклассной деятельности используются различные формы работы, такие как:

    Классный час

  • творческие конкурсы

    экскурсии

    спортивные игры и соревнования

    общешкольные мероприятия

    олимпиады

    интерактивные игры

    ролевые игры

    трудовые десанты

    занятия внеурочной деятельности

    проектная деятельность

Это позволяет глубоко рассматривать обозначенные вопросы, вызывать интерес у младших школьников, находить разнообразные подходы к достижению поставленных воспитательных и образовательных целей и задач.

    Социальные партнёры.

Для всестороннего развития личности школьников, для получения учениками возможности реализовать свои интересы и потребности, предполагается использовать другие ресурсы, внутренние и внешние связи.

    Сотрудничество с родителями

Включает три основных направления:

    психолого-педагогическое просвещение родителей;

    вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

    участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Основные направления

Формы работы с семьёй

психолого - педагогическое просвещение родителей

индивидуальные и тематические консультации

тренинги

родительские собрания

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

творческие конкурсы

открытые уроки и внеклассные мероприятия

помощь в организации и проведении внеклассных дел

шефская помощь

участие в управлении учебно-воспитательным процессом

участие родителей класса в работе родительского комитета

участие в работе общественного совета школы (Управляющий совет, родительский комитет школы.)

Родительские собрания.

Срок проведения

Тема собрания

Подготовительный период

Условия приёма детей в 1 класс.

1 класс

I четверть

В семье ребёнок первоклассник. Что меняется?

Трудности адаптации первоклассников.

II четверть

Родителям о внимании и внимательности.

III четверть

Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними?

IV четверть

Перелистывая страницы учебного года.

2 класс

I четверть

Особенности обучения во 2 классе.

II четверть

Давайте начнём с себя.

III четверть

Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

IV четверть

Трудовое воспитание в семье.

3 класс

I четверть

Развиваем самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий.

II четверть

Как не отбить у детей желание учиться.

III четверть

Формирование у детей ответственности.

IV четверть

Плохие слова.

4 класс

I четверть

Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье.

II четверть

Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.

III четверть

Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей.

IV четверть

Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!"

    Практическая значимость воспитательной системы класса «Шаг за шагом».

В данной воспитательной системе прослеживается системный подход к формированию личности. Прослеживается культурный рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных качеств учащихся.

Ожидаемые результаты:

    Приобретение и присвоение каждым обучающимся социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе нравственных категориях и т.д.);

    Получение каждым обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям российского общества;

    Получение каждым обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.

Критерии оценки эффективности воспитательной системы:

    Уровень сформированности классного коллектива.

    Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик, наблюдения, тестирования.

    Уровень вовлеченности учащихся в коллективно-творческую деятельность.

    Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.

    Уровень удовлетворенности учащихся и их родителей.

Литература.

    Архарова Л.И. . Гребенкина Л.К./Сценарии классных часов для начальной школы/. - М.: Центр «Педагогический поиск»

    Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. / Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко. – М.: «ВАКО», 2015.

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

    Посошенко Е.В. /Сборник занятий по воспитанию гражданских качеств у младших школьников/- М: АРКТИ, 2011.

    Интернет-ресурсы.

Диагностика детского коллектива.Приложение 1.

Мониторинг формирования коммуникативных УУД.

1 класс.

Методика «Рукавички» (Г.Л. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществле­ния сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия : коммуникативные действия.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Критерии оценивания:

Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

    умение детей прийти к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

    взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

    взаимопомощь по ходу рисования;

    эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания :

Низкий уровень

(не пытались договориться, каждый сделал своё)

Средний уровень

(частичное сходство)

Высокий уровень

(рисунок одинаковый или очень похож)

Трухан М. и Павлов М.,

Щербаков М. и Казарян А.,

Марданова Г. и Багаева П.,

Антонов Т. и Дульский С.

Мальцев Д. и Путинцев Д.

Головачева С. и Симухина Н,

Фёдоров С. и Нимав А.

Соловьёва Н. и Томилов Г.

Сажин Ю. и Гусляков Д.

Богомазов А. и Евхузин А.

Брылёва р. И Варфоломеева А.

Приложение №2

Диагностика изучения детского коллектива «Аукцион»

2 класс (конец года)

Цель: изучение социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов.

Из этих слов ребята должны выбрать такие, которые лучше всего характеризуют их класс.
Примерный список слов: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный, неактивный.
Если ребята класса не до конца понимают значение какого-либо слова, учитель должен разъяснить его. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах.
Если многие учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны, то это говорит о том, что классному руководителю есть над чем поработать.

Результат: 2 а класс, 22 учащихся.

недружный

грустный

организованный

неорганизованный

ответственный

безответственный

активный

неактивный

Преобладает положительная характеристика класса.

Приложение 3.

Методика для выявления школьной мотивации Н. Г. Лускановой

«Анкетирование» 3 класс

1. Тебе нравится в школе или не очень?

Не очень

Нравится

Не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Чаще хочется остаться дома

Бывает по-разному

Иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

Остался бы дома

Пошёл бы в школу

4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

Не нравится

Бывает по-разному

Нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Хотел бы

Не хотел бы

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Не хотел бы

Хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

Не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

Точно не знаю

Хотел бы

Не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоём классе?

Нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

Нравится - не очень - не нравится.

Ключ для анализа анкеты:

Вопросы Оценка за 1ответ за 2 ответ за 3 ответ

Характеристика

Ведущий мотив

Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявленные школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сольно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал.

Познавательный мотив.

Хорошая школьная мотивация

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень является средней нормой

Социальный мотив

отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебны-

ми сторонами

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации

Позиционный мотив

10 – 14 баллов

Низкая школьная мотивация

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе

Игровой мотив

Ниже 10 баллов

Негативное отношение к школе, школьнаядезадаптация

Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью. Дети испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимодей-ствии с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Среди школьников 3 – 4-го классов это, прежде всего дети, находившиеся в ситуации хронического неуспеха в учёбе

Игровой мотив

«Анкетирование» 3 класс (начало года)

Кол-во баллов

Багаева Полина

Богомазов Андрей

Брылёва Руслана

Варфоломеева Арина

Головачева Александра

Гусляков Дима

Дульский Саша

Евхузин Артём

Казарян Артём

Мальцев Данил

НимаевАмгалан

Павлов Максим

Путинцев Дмитрий

Сажин Юрий

Симухина Анастасия

Соловьёва Анастасия

Томилов Глеб

Фёдоров Сергей

Фёдорова Ангелина

Хомяков Георгий

Щербаков Максим

4 учащихся

но среди них есть дети, которые не соответствуют харатеристике прилежного и успешного ученика.

10 учащихся

4 учащихся

3 учащихся

но эти дети занятия не пропускают и даже вполне успешно учатся (Казарян А., Фёдоров С.)

Но не все учащиеся, имеющие хорошую школьную мотивацию, являются успешными учениками и не все успешные ученики имеют хорошую школьную мотивацию.

Программа «Шаг за шагом» («Сообщество») — это международный проект, реализуемый в настоящее время в 25 странах мира. Написана она коллективом авторов «Центра международных детских программ», который находится в Вашингтоне и занимается внедрением успешных педагогических методик. В основу данной программы положены идеи Л.С.Выготского, Э.Эриксона и Ж.Пиаже, М.Монтессори.

Важным моментом в реализации Программы является наличие механизма ее внедрения, который предполагает поэтапность и определенную последовательность.

Целью Программы является развитие таких способностей у ребенка, которые были бы востребованы в быстро меняющемся мире, а именно: постоянно учиться, критично мыслить, уметь делать выбор и нести за него ответственность, ставить и решать проблемы, заботиться о людях, обществе, стране, окружающей среде, быть творческим, проявлять изобретательность.

В основе Программы лежит твердое убеждение в том, что ребенок обучается не тогда, когда он что-то повторяет за взрослым, а когда он непосредственно вовлечен в процесс познания, что дети строят свои собственные знания о мире, опираясь на свой личный опыт и непосредственное взаимодействие с предметами, веществами и явлениями окружающего мира.

Это становится возможным, благодаря предметно — развивающей среде, которая организована особым образом. Все оборудование и материалы размещены в так называемых «центрах активности», основные из них — Искусство, Наука и природа, Песок и Вода, Литература, Драматизация, Строительство, Кулинария. Манипулятивные игры. В этих центрах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности. Очень важно, что ребенок имеет возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре и чем именно ему заниматься. Задания в центрах подобраны таким образом, что каждому ребенку гарантирован успех.

Важным принципом реализации Программы является принцип индивидуализации, который означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает интересы и потребности каждого ребенка, при этом он сам может выбирать вид деятельности, активные действия или отдых.

Одной из сильных сторон Программы является полноправное участие семьи в жизни ребенка в детском саду. Посредством Программы в практике дошкольного образования семья приобретает статус главного педагога, оказывающего решающее влияние на развитие ребенка. При этом на первый план выходят принятие и уважение уже сложившихся отношений ребенка в семье, обеспечение преемственности воспитания «семья — детский сад» за счет участия всех членов семьи во всех аспектах Программы. В этом смысле особую ценность в Программе представляют подробно расписанные стратегии и технологии взаимодействия педагогов и семьи.

В России Программа начала срою работу в 1994 году, она начиналась как проект для детей 3-7 лет. В настоящее время существует программа, ориентированная на ребенка от рождения до 10 лет и состоит из трех блоков: «Ранний возраст», «Дошкольный проект», «Начальная школа», что обеспечивает преемственность в рамках «Детский сад-школа».

В 1995 г. по заказу Управления дошкольного воспитания МО РФ была произведена экспертиза программы на предмет соответствия государственному образовательному стандарту. Анализ показал не только соответствие Программы требованиям стандарта, но и во многих случаях его превышение.

24 декабря 1998 года учебно-методический комплекс «Сообщество» («Шаг за шагом») получил гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации».

Ключевые положения Программы:

- конструктивизм —

Обучение происходит, когда дети пытаются осмыслить мир вокруг себя. Дети конструируют или строят свое понимание мира. Они осмысливают происходящее, синтезируя новый опыт с тем, что они поняли ранее. Обучение становится интерактивным процессом, в который вовлечен сам ребенок, другие дети, взрослые, а также окружающий мир.

- учет особенностей развития ребенка —

Вся деятельность дошкольного учреждения основывается на знании этих особенностей, то есть понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но при этом каждый ребенок индивидуален и уникален. Программа включает такие виды деятельности, которые отвечают интересам детей, уровням их когнитивного функционирования, степени их социальной и эмоциональной зрелости. Такие виды деятельности обращены к природному любопытству детей, к удовольствию, которое они получают от сенсорного опыта и желанию проверить на практике собственные идеи.

- прогрессивное образование —

Образование рассматривается не как подготовка к дальнейшей жизни, но как сама жизнь. Методы прогрессивного обучения опираются на принципы развития и конструктивизма. Особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах.

Рамочный принцип

  • Любая «рамочная» программа включает педагогические технологии, однако они представлены в виде общих подходов к решению педагогических задач. В программе «Сообщество» такими технологиями можно считать планирование и наблюдение, которые вместе призваны обеспечить основную задачу образования в дошкольном возрасте - индивидуализацию.

Термин <индивидуализация> часто используется в российском дошкольном образовании и хорошо известен педагогам. Им обозначен один из ведущих принципов, который, к сожалению, носит лишь декларативный характер, поскольку должным образом не обеспечен конкретными педагогическими технологиями. Программа <Сообщество> выгодно отличается от других дошкольных образовательных программ, поскольку значительная её часть посвящена психолого-педагогическому обоснованию индивидуализации образования и очень подробному описанию различных техник, в том числе, наблюдения и планирования.

Ещё раз подчеркнём: с точки зрения развития ребёнка такая образовательная стратегия не только правомерна, но и совершенно необходима - особенно в дошкольном возрасте.

Это, разумеется, не означает, что процесс развития протекает стихийно и определяется исключительно самим ребёнком.

Согласно программе <Сообщество>, развитие в дошкольном возрасте - это совместное движение педагога и ребёнка. Задача педагога заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребёнка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития.

Конечно, в реальной жизни совсем не приходится так уж сильно акцентировать индивидуальность содержания образования буквально для каждого ребёнка. Как правило, если дети развиваются нормально, то существует некое магистральное русло, и в него обычно вписываются те варианты содержания, один из которых будет интересен конкретному ребёнку. А поскольку, согласно программе, темы планируются педагогом совместно со всеми детьми, то вероятность возникновения такого интереса многократно повышается.

Для того, чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность, в группах созданы центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.

В центре строительства дети имеют возможность конструировать из различных строительных элементов как фантастические, так и реалистические сооружения.

Строительство помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

В этом центре можно проявить творческий подход и приучиться концентрироваться на выполняемой работе.

В центре литературы дети могут спокойно посидеть и посмотреть книжку, почитать друг другу, или воспитатель может почитать им вслух.

Детям предлагают делать книжки-самоделки, придумывать и разыгрывать сюжеты, слушать рассказы.

В центре сюжетно-ролевой игры находятся костюмы и другие предметы, которые пробуждают в детях желание разыграть сценки из реальной жизни.

Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.

В центре манипуляции дети могут собирать и разбирать головоломки и конструкторы, а также играть в игры, которые помогают научиться сопоставлять одинаковое, классифицировать разное, считать.

Занятия в этом центре развивают интеллектуальные способности, тонкую моторику, координацию.

Необходимость делиться материалами, договариваться и решать проблемы приводит к развитию социальных навыков.

Центр науки используется для поддержки увлечения детей природными явлениями, найденными на улице предметами, а также для исследований этих маленьких <сокровищ>

Открытая площадка - это важное дополнение к группе. Улица предлагает детям неограниченные возможности исследования окружающего мира и нахождения своего места в нем. На улице можно заниматься чем-нибудь необычным: выращивать цветы, участвовать в соревнованиях, играть в подвижные игры и многое другое

Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.
В процессе работы в центрах у детей активно развивается речь, математические представления, дошкольники быстро учатся читать и писать.

Еще о программе

I . Роль педагога
Педагог Step by Step (воспитатель дошкольного учреждения или учитель) осуществляет функцию фасилитатора, т.е. его роль состоит в том, чтобы направлять и оптимизировать обучение каждого отдельного ребенка. Педагог мотивирует детей учиться и предоставляет им возможности для индивидуального обучения и исследования окружающего мира. Педагог использует каждую возможность для того, чтобы узнать больше о детях, и соответственно планирует учебный процесс, увязывая его с индивидуальными потребностями ребенка. Для педагогов Step by Step профессиональное развитие играет важную роль для того, чтобы постоянно обновлять свои методические навыки и приспосабливать их к реальным потребностям детей.

II . Среда обучения
В Step by Step классах дети учатся в учебных центрах, где мебель и материалы соответствуют уровню развития детей. В каждом Step by Step классе имеются различные учебные центры – письма, чтения, математики, искусства и естествознания (науки). В центрах имеются в свободном доступе материалы, необходимые для занятий в данном центре. Помимо материалов, которые обычно используются в классе, у детей также имеется доступ к их собственному «ящику сокровищ», самодельным играм, растениям, террариуму или аквариуму – для того, чтобы обогатить процесс обучения на основе опыта. Групповые занятия (такие как групповые обсуждения, рассказывание историй, утренний и вечерний сбор) происходят в классе на большом ковре. Помещение класса украшено работами детей, которые размещены на уровне их глаз.

III . Планирование
В программе Step by Step временные рамки являются гибкими и изменяются в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка. В классе вывешивается список ежедневных и еженедельных занятий, который создается с участием детей. Во время утреннего обсуждения, а также во время обсуждения, завершающего день, дети рассказывают о том, что с ними произошло, делятся мнениями; это помогает развивать их социальные и коммуникативные навыки, а также устанавливать и поддерживать правила общения детей в классе и их поведения во время занятий. Обучение происходит и в ходе выполнения различных тематических проектов, с использованием интересных занятий и различных методов работы в разных контекстах. Дети ведут собственные дневники-журналы, изготавливают свои собственные книги, участвуют в различного рода инсценировках и ролевых играх – все это делает процесс познания творческим, приятным и привлекательным для детей, а кроме того, таким образом у детей развиваются коммуникативные навыки. Работа обычно происходит в парах или в группах с использованием методов совместной работы, что имеет большое значение для обучения принципам социально-приемлемого поведения. Индивидуальному развитию детей способствует проведение занятий различного типа: дети участвуют в занятиях обязательных, обязательных с возможностью выбора, и в занятиях по выбору, причем работа может быть дифференцированной и индивидуальной.

IV . Оценка
Оценка основана на непрерывном наблюдении детей, которое служит основой для разработки индивидуальных планов, учитывающих потребности каждого ребенка. Разные занятия (чтение, письмо, занятия для социализации детей и т.д.), проводимые с учетом уровня развития детей, помогают педагогу собрать информацию для оценки. Запись конкретных случаев, проведение оценки по перечню контрольных вопросов, ведение папок, собеседования с ребёнком, а также проведение самооценки способствуют эффективной коммуникации в классе. Оценка основывается на позитивной обратной связи, не выставляются никакие отметки или баллы. Развитие каждого ребенка сравнивается только с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. Самооценка детей играет важнейшую роль в оценке и помогает им принимать на себя ответственность за свои собственные поступки и достижения.

Образовательная программа

«Шаг за шагом»

Музыкальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хоровым и ансамблевым пением приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус, учат детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Эти занятия хорошо снимают напряжение, усиливают эмоциональную реакцию, повышают жизненный тонус детей. Выступления перед зрителями являются мощным воспитательным средством: переживания успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитывается чувство единения, сопереживания, дружбы, ответственности за себя и товарищей по искусству. Ребенок знакомится с разными жанрами вокального искусства: классикой, народной музыкой, современными песнями. Совместное пение воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться желаемой цели, развивает ассоциативное мышление, укрепляет память. Эстрадный вокал-один из самых актуальных и востребованных жанров в современном музыкальном мире.

^ Программа «Шаг за шагом» относится к художественно- эстетическому направлению. Уровень освоения: общекультурный.

Цель программы: Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и развитие вкуса и музыкальных способностей детей через обучение вокально-хоровому пению.

Задачи образовательной программы:

Образовательные.


  • Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам вокального пения

  • Познакомить с приемами и терминами музыкального языка

  • Научить различать жанровые особенности и средства музыкальной выразительности (стиль, темп, ритм, интонация).
Развивающие.

Развить:


  • Общую музыкальность ребенка

  • Эмоциональную отзывчивость на разные музыкальные жанры и характерные особенности музыкальных произведений.

  • Творческое воображение

  • Устойчивый интерес к музыке

  • Укрепить голосовой и дыхательный аппараты
Воспитать:

  • Хороший музыкальный вкус

  • Чувства коллективной и индивидуальной ответственности

  • Трудоспособность

  • Толерантное отношение к ошибкам других

  • Критическое отношение к собственным ошибкам.
Срок реализации программы: 4 года

Возраст детей: 4 - 8лет

Условия реализации программы:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Группа формируется из детей, желающих заниматься эстрадным вокалом на базе ДДТ" Град чудес". Форма приема: прослушивание детей в присутствии родителей.

Наполняемость групп: 1 г. обучения - 15 человек

2 г. обучения - 12 человек

3 г. обучения - 10 человек

4 г. обучения - 10 человек

^ Формы и методы проведения занятий:

1. Словесные методы обучения : устное изложение, беседа, анализ музыкального произведения

2. Наглядные методы обучения: показ голосом песенного материала, прослушивание музыкального произведения.

^ 3. Практические методы обучения: работа над дыхание, артикуляционная гимнастика, работа над музыкальным произведением (проговаривание литературного текста, повторение за педагогом мелодии, пропевание трудных интонационных мест)

^ Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповая

Формы проведения занятий: а) учебное занятие,) занятие- игра, занятие – репетиция, контрольный урок, итоговый концерт, праздник

^ Ожидаемые результаты:

1 год обучения:

Ребенок должен знать: Основные правила охраны голоса

Овладеть: понятиями артикуляции и дикции, звукообразования

Получить опыт: интонирования в пределах октавы

^ 2 год обучения: Знать артикуляционные упражнения

Овладеть понятиями «опора звука»

Уметь отрабатывать дикционные упражнения, петь фразами

Иметь опыт работы с микрофоном

^ 3 год обучения: Знать правильное произношение гласных и согласных звуков

Уметь поставить и выполнить актерскую задачу

Различать разные виды атаки

Иметь представление о резонаторах

Закрепить навык работы с микрофоном

^ 4 год обучения: Знать актерскую задачу, воплотить её в исполнении песни

Уметь выполнить упражнения для распевания самостоятельно

Использовать при пении резонаторы

Уметь справляться со стрессовой ситуацией

Иметь опыт работы на сцене в ансамбле и сольно.

^ Форма подведения итогов:

1 год обучения: Участие в концертах, организуемых ДДТ «Град чудес» в течение года (календарные даты). Итоговые занятия для родителей – 1 раз в полугодие.

2 год обучения: Участие в творческих фестивалях и конкурсах города и района.

3 год обучения: Выступления с собственными творческими программами (шоу, мюзиклами).

4 год обучения: Концертное выступление коллектива с исполнением каждым учащимся песен разных жанров, мюзикл совместно с другими коллективами (хореографическими, театральными).

– полезное, обучающее андроид приложение, которое научит вас выполнять разнообразные прически поэтапно. Эта бесплатная программа обладает отличным набором материалов, которые подробно описывают всю процедуру выполнения той или иной прически. Каждый пункт пронумерован, поэтому пользователь не перепутает последовательность и сможет сделать все точь-в-точь. Проявите немного упорства, практики, чтобы добиться желаемого результата.

Функционал:
- Софт не обладает дополнительным функционалом, но при этом выполняет все требования тематического андроид приложения. Удобное и понятно меню позволит быстро добраться до нужной категории, где располагаются только соответствующие требованиям прически. Встроенная система рейтинга обеспечивает создание собственного списка понравившихся материалов, к которым можно получить доступ в любой момент. Здесь присутствует примеры причесок на все случаи жизни, начиная от первого класса и заканчивая торжественными мероприятиями.

Управление:
- Для работы с андроид программой достаточно перейти в меню, выбрать категорию, а дальше просто изучать предоставленные изображения с инструкциями. Для опытных девушек некоторые из примеров могут быть как легкими, так и заставят помучиться. Несмотря на это результат стоит того. Каждый пример можно либо скачать, либо добавить в собственный рейтинг, что очень удобно при частом использовании приложения, как источника вдохновения.


Актуальность:
– софт, который позволит избавиться от творческого кризиса или сомнений в выборе прически на каждый день. Из представленного материала всегда можно найти что-то интересное, свежее, оригинальное. Проявите фантазию, изменяя исходные версии под свой вкус, придавая еще больше уникальности своему образу.

Оформление:
- Приложение имеет приятный лаконичный интерфейс, с которым удобно работать и взаимодействовать. Все изображения имеют высокое разрешение, поэтому любые детали хорошо видны. Никакого звукового и музыкального сопровождение не имеется, ведь в таком непростом деле нужна полная концентрация, внимательность.


Особенности:
Большой выбор идей
Высокое разрешение
Хороший интерфейс
Легкое управление
Возможность создавать закладки
Загрузка изображений на устройство

Вывод:
– хорошее творческое android приложение, которое направлено на вдохновение представительниц женского пола и людей, активно придумывающих образы для других персон.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Авторы Программа разработана коллективом Дошкольного проекта Сороса в Центре развития ребенка Джорджтаунского университета. Исполнительный директор программы доктор наук Памела А. Коглин. Национальный координатор программы №Шаг за шагом» в России Г.П. Козлова, кандидат педагогических наук.

3 слайд

Описание слайда:

Цель программы Главная цель программы- подготовить ребенка к жизни в быстроменяющемся мире (социуме, политике, в окружающей среде, науке, технике, индустриальной сфере), сформировать устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно.

4 слайд

Описание слайда:

Особенности программы Особенности являются неизменимыми, обязательными элементами программы. - индивидуализация для каждого ребенка; - помощь детям в осуществлении выборов посредством планирования деятельности и организации центров активности; - участие семьи.

5 слайд

Описание слайда:

В качестве базовых определяется развитие способностей: - принимать и быть инициатором изменений в тех или иных жизненных ситуациях; - критически мыслить, уметь осуществлять выбор; - ставить и решать проблемы; - быть творческим, находчивым, обладать воображением; - заботиться об обществе, стране, окружающей среде.

6 слайд

Описание слайда:

Основа В основе программы лежит идея о том, что развитие маленького ребенка должно быть совершенно свободным. Методология программы построена на принципе спонтанного естественного процесса обучения ребенка, осуществляющегося в его реальной жизни. Хотя дети сами должны сформировать свое собственное миропонимание, роль взрослого как посредника и помощника значительна. Коллектив воспитателей обеспечивает ребенка различными средствами, оказывает помощь, руководит его действиями и поддерживает интерес, чтобы повысить эффективность обучения.

7 слайд

Описание слайда:

Методы, предлагаемые программой «Шаг за шагом», направленны на то, чтобы занятия в классе были ориентированы на детей с целью предоставить им возможность быть «Исследователями», делать продуманный выбор и достигать успеха. Педагоги должны уметь видеть сильные и слабые стороны каждого воспитанника. Индивидуализированное обучение дает детям возможность расти и развиваться со своей собственной скоростью. Обязательным неизменным элементом программы является многоаспектное сотрудничество с семьей. Педагогический коллектив должен приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение трех главных участников педагогического процесса: детей, воспитателей, родителей.

8 слайд

Описание слайда:

Программа помогает детям выстроить собственное понимание: - физического мира: благодаря выполнению таких видов деятельности, как измерение, взвешивание, строительство из блоков и веревок; работа по дереву, игра с песком и водой, смешивание красок; -социальной и культурной действительности: через игры, приготовление пищи, чтение рассказов, драматизацию, прогулки и дискуссии по поводу общественных событий; -логики и математики: через измерение, сравнение, счет, нахождение тождеств, выявление последовательностей, сортировку и классификацию; - устного и письменного слова: через чтение, письмо, рисование, диктовку, слушание, выражение собственных идей.

9 слайд

Описание слайда:

Программа стимулирует: -физическое развитие: через движение, лазание, бросание, резание, шитье, рисование, письмо и одевание; -социальное и эмоциональное развитие: через преодоление различий и несогласованности, выражение чувств, сдерживание импульсов, проявление заботы и уважение друг к другу и ко взрослым, проявление собственной инициативы и следование чужой, распределение игрушек и материалов, проявление бережливости и совместное достижение целей.

10 слайд

Описание слайда:

1 блок. Участие семьи. Идеология программы основана на преемственности воспитания, сложившихся уважительных отношениях к ребенку в семье. -посещение воспитателем семьи ребенка. Принято проводить в начале и в конце года. Цели визитов могут быть различными. Посещение приносит пользу как родителям, так и воспитателю. -Во время прихода и перед уходом ребенка из детского сада проводятся беседы воспитателя с родителями. Это является обязательной частью расписания. Педагог обязан проводить такую работу с каждым родителем. -В группе создаются условия для свободного пребывания родителей: от получаса один раз в неделю до ежедневных посещений и игр с детьми в группе или на прогулке. Время пребывания в группе не ограничивается. Принимается любая форма сотрудничества.

11 слайд

Описание слайда:

Родительские собрания являются важной частью работы. Они проводятся не реже 1 раза в месяц. - Подготовке к встрече с детьми и семьей придается важное значение в программе и посвящается специальный раздел, где определяются цели и задачи, даются рекомендации в организации работы: - по созданию условий для постепенного перехода ребенка из семьи в детский сад; - по более детальному знакомству с каждым ребенком с целью получения представлений о его интересах и склонностях, умении играть и общаться со сверстниками; - по созданию атмосферы доброжелательности в группе.

12 слайд