Основные направления социально личностного развития детей. Педсовет в доу "социально-личностное развитие ребенка - дошкольника"

В сфере социально-личностного развития основными направлениями педагогической работы являются:

  • формирование у ребенка положительного отношения к себе и представления о себе;
  • формирование социальных навыков;
  • развитие игровой деятельности;
  • общение со сверстниками..

Формирование положительного отношения ребенка к себе

Для формирования и поддержки у ребенка положительного отношения к себе педагоги должны создавать такие условия, чтобы он чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь, был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь с их стороны. Все это формирует доверие ребенка к миру и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.

Поэтому желательно как можно чаще создавать такие ситуации, где центром внимания является каждый ребенок. Детей обязательно нужно называть по имени, используя имя ребенка в играх, потешках, песенках. В групповом помещении желательно разместить фотографии детей так, чтобы каждый мог увидеть и узнать себя на фотографии, показать ее детям и взрослым. Можно оформить альбом, в котором собраны семейные фотографиями детей, групповые снимки и пр. Необходимо также экспонировать рисунки, поделки каждого ребенка, показывать их родителям, сотрудникам, детям, хвалить их в его присутствии. Хороший способ поставить малыша в центр внимания - отмечать дни рождения, изготавливать и дарить подарки.

Очень важно проявлять интерес к его чувствам и предпочтениям, разговаривать с ним о родителях, о событиях в его жизни, любимых играх, игрушках. Взрослые должны чутко реагировать на все переживания ребенка, радоваться вместе с ним, сочувствовать при огорчении, помогать ему понять причину того или иного переживания, выразив его словами.

Взрослые должны способствовать развитию у ребенка представления о своем внешнем облике. Следует обращать внимание на цвет его глаз, волос, одежду, подчеркивать его достоинства. Это можно делать как в непосредственном общении, так и разглядывая вместе с ним его отражение в зеркале, где можно рассмотреть детали, обычно невидимые малышу, например, бантик на спине, рисунок на заднем кармашке и пр. Как правило, малыши с удовольствием рассматривают себя в зеркале, улыбаются своему отражению, называют себя по имени, стараются поправить что-то в своем облике. Это свидетельствует о том, что первичный образ самого себя у ребенка уже достаточно оформлен, стабилен, что у него сформировано положительное отношение к себе.

Если же, рассматривая себя в зеркале, он напряжен, проявляет признаки тревоги, испуга или недоумения, отводит взгляд от своего лица, это может послужить сигналом о неблагополучии в развитии личности ребенка. Возможно, родители или воспитатели мало интересуются им, недостаточно общаются с ним, мало играют. Из-за того, что отношение взрослых к ребенку как к личности слабо развито, отношение малыша к себе тоже не имеет яркой положительной эмоциональной окраски, образ себя недостаточно четок и определен, что и находит отражение в поведении перед зеркалом. В целях коррекции образа себя следует восстановить в полноценном объеме ведущие линии психического развития ребенка на первом году жизни - эмоционально-личностное общение и практическое сотрудничество с ним. Начинать надо с тех контактов, которые для него предпочтительны в данное время. Если малыш предпочитает совместную предметно-практическую деятельность с взрослым и избегает эмоциональных контактов, их следует постепенно вводить в процессе совместной игры. Если же он предпочитает эмоциональные контакты, следует, удовлетворяя потребность в эмоциональном общении, постепенно вводить совместные действия с предметами. Этим рекомендациям воспитатель должен следовать сам и советовать придерживаться их родителям ребенка.

На протяжении раннего возраста происходит все более отчетливая дифференциация представлений ребенка о своих возможностях, способностях и действиях, уточняется отношение его к себе как к действующему субъекту с одной стороны и определенной уникальной целостности, обладающей постоянством черт и характеристик,- с другой. Все эти изменения образа себя у ребенка наглядно проявляются в его поведении. К концу второго года все дети безошибочно показывают свой носик, глазки, ротик, узнают себя на фотографии, знают, где их место за столом, какую одежду надевать на прогулку. Для формирования у ребенка представлений о своих возможностях необходимо отмечать успехи каждого малыша, комментировать его действия, поощрять настойчивость в деятельности. Обращать внимание ребенка на ошибки следует деликатно; помогая исправить их, взрослый должен обязательно поддержать в малыше уверенность, что он вскоре все научится делать правильно.

На третьем году дети обычно имеют отчетливое представление о себе как о мальчике или девочке, а поэтому уже в этом возрасте следует уделять внимание формированию у ребенка поло-ролевой идентификации: указывать на особенности прически и одежды мальчиков и девочек, предлагать в играх девочкам быть мамой, тетей, няней, мальчикам - папой, дядей, шофером и т.п. Как правило, в группах раннего возраста находятся преимущественно игрушки "для девочек" (куклы и предметы ухода за ними) и игрушки, "нейтральные" с точки зрения поло-ролевой принадлежности (кубики, мячи, пирамидки). Такие традиционные игрушки для мальчиков, как машинки, солдатики, рыцари, всадники, игрушечные молотки, плоскогубцы и т.п. часто отсутствуют. Однако в групповом помещении и на участке должны быть игрушки, как для девочек, так и для мальчиков. Это не значит, что девочки могут играть только с куклами, а мальчики с машинками. Каждый в праве играть с теми игрушками, которые ему нравятся, но ассортимент надо подобрать таким образом, чтобы стимулировать игры, способствующие поло-ролевой идентификации.

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Сама по себе социализация направлена не столько на обучение, сколько на воспитание личности, приобретение социальных навыков.

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Проблема социально-личностного развития и воспитания дошкольников - один из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п.

Обязательный минимум требований к социально-личностному развитию воспитанников:

  • Развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.
  • Формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (право иметь свое личное мнение, выбирать друзей, игрушки, вид деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
  • Воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям – уважение и терпимость к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личного и поведенческого своеобразия, уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, взглядам, желаниям;
  • Приобщению детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планирование совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами своих мнений и действий;
  • Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
  • Создание коммуникативной компетентности ребенка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражений собственных переживаний;
  • Формирование у детей социальных навыков – освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, устанавливать новые контакты.

Социально-личностное развитие многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно.

  • Сбор информации об индивидуальных личностях особенностях воспитанников;
  • Перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
  • Систематическая работа по социально-личностному развитию;
  • Коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой предлагает реализовать решение задач социально-личностного развития воспитанников в следующих образовательных областях: «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Педагоги должны ясно понимать, что при планировании любой деятельности с детьми необходима максимальная интеграция всех 10 областей. Современный подход к развитию воспитанников требует новаторства, повышенной ответственности и гибкого подхода приобщении детей к общепринятым нормам.

Необходимо исключить из практики нравственный формализм, когда знания расходятся с практикой взаимоотношений детей с окружающими людьми. Дошкольник активно в мир социальных отношений, приучается их выполнять. Происходит это в соответствующих возрасту видах деятельности.

Организуя игру, труд, общение детей, приобщая к безопасному поведению, необходимо создать максимум для регуляции отношений со сверстниками, воспитание у детей личностных качеств.

Решению задач социально-личностного развития способствует организация педагогического процесса на основе личностно-ориентированной модели, которая предусматривает тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений, предложений, несогласий. Существенное значение имеет эмоциональная регуляция поведения соответствующего нормам морали.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, специалистов. Воспитатели формируют представления детей о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведет работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности, формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

В целях обеспечения социально партнерства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые мероприятия, совместные праздники, но и конечно же должен работать сайт и блог ДОУ.

МБДОУ – детский сад № 42 «Лукоморье» активно участвует в экспериментальной деятельности. Первый эксперимент по программе «Здоровье творение» основной целью предполагал сохранение и восстановление здоровья. Уже в 2008 году штат ДОУ дополнили ставки педагога-психолога, социального педагога.

С этого периода начались наши первые шаги по социализации детей ДОУ. Уже в те годы мы понимали необходимость решения этой задачи. Социальный педагог в тесном контакте с педагогом-психологом организовали кружок «Социально-психологическая адаптация детей в окружающем мире», в которых красной нитью проходило направление: забота о здоровье и социально-эмоциональном развитие.

Разделы: Работа с дошкольниками

Проблема социально-личностного развития детей является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выговский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной действительности. По Л.С. Выговскому, социальная ситуация развития “определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным”. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. Эта ситуация может быть изменена человеком подобно тому, как он старается изменить свое место в окружающем мире, осознав, что оно не соответствует его возможностям. Если этого не происходит, то возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностям. Главное направление в эмоциональной сфере – способность управлять чувствами. В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Через эмоции и чувства мы показываем и проявляем любовь к людям, совершаем контролируемые и не контролируемые действия.

В дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, начинают формироваться личностные механизмы поведения. Воля и произвольность становятся важнейшими личностными новообразованиями. Развитие воли связано со становлением мотивационной сферы ребенка, развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности поведения. В дошкольном возрасте формируется ядро личности– Концепция. У дошкольников она остается весьма пластичной, подверженной воздействию многочисленных факторов. Для ребенка становятся важными такие составляющие самосознания, как представителя определенного пола, представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), оценка себя в отношении прав и обязанностей. Ребенок, рождаясь как индивид, постепенно приобретает черты личности и субъекта социальных отношений. Вхождение ребенка в социум называется социализацией. Способности к социальному взаимодействию развиваются прижизненно, в процессе взаимодействия со взрослым. Общение со взрослым на протяжении дошкольного детства развивается и принимает разные формы.

Социально-личностное развитие – это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

В учебном пособии Бабуновой Т.М. приводится следующее понятие “социально-личностное развитие в дошкольной педагогике рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Основными качествами, определяющими успешное социально-личностное развитие дошкольника, является: положительное отношение ребенка к себе (адекватная самооценка, сформированное самосознание, уверенность в себе); положительное отношение к другим людям (адекватные межличностные отношения). Большое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется формированию целостного представления о себе: педагог побуждает детей прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Организуемая совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего Я, противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания, решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников. Начиная с 4 лет, у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать. Необычайно энергичной и настойчивой становится познавательная деятельность ребенка, главной движущей силой которой является любознательность. Ребенок может уже свободно передвигаться и достаточно владеет речью, чтобы задавать вопросы и осмыслять полученные ответы. Крайне важно, чтобы родители не подавляли познавательную активность ребенка. Главной опасностью этого периода Э. Эриксое считает возможность появления у ребенка чувства вины за свою любознательность и активность, которое может подавить чувство инициативы. Уже у пятилетних детей имеется способность управлять своим поведением в связи с ситуациями морального выбора. После пяти лет дети живо интересуются нормами и правилами взаимоотношений людей, их поведением и вполне осознанно следуют нормам и ситуациям морального выбора, что отражено в исследованиях С.Н. Карповой и Л.Г. Лысюк (1986), а так же Е.В. Субботского (1977). Представления ребенка о социальном мире формируются на основе знаний, которые он получает. Знания могут выполнять разные функции в формируемом у детей социальном опыте. Одна из функций информативная, то есть знания несут в себе информацию о разных сторонах социальной действительности. В отличие от других знаний, которые получает ребенок, знания о социальном мире, о людях, их взаимоотношениях, деятельности обязательно должны быть эмоциогенными-порождающими эмоции. Они должны быть окрашены чувством, нести в себе потенциал, порождающий эмоции, так как главное назначение таких знаний -влиять на формирующиеся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к окружающему. Влияние на ребенка эмоциогенной функции проявляется в интересе к изучаемому объекту, в ярких экспрессивных реакциях (смеется, плачет), в просьбах много раз повторять (чтение сказки и др.). Дошкольник как бы наслаждается переполняющими его впечатлениями, эмоциями. Такое состояние чрезвычайно важно для воспитание социальных чувств, их развития. Некоторые социальные чувства в полной мере недоступны ребенку (чувство долга, национальной гордости, патриотизма и др.). Не всегда дети могут понять причину огорчения или радости взрослых, т. е. ребенок располагает далеко не всей гаммой человеческих чувств. Дети дошкольного возраста эмоционально, с большим интересом воспринимают знания о героизме взрослых людей в период войн (регуляторная функция – она как бы проецирует знания на конкретные поступки и деятельность). Деятельность является важным условием приобщения дошкольника к социальной действительности и развития личности. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, как взаимодействуют между собой взрослые, какие правила и нормы делают взаимодействие приятным. Ребенок имеет возможность в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками наблюдать за ними в естественных условиях. В деятельности ребенок не только объект воспитания, но и субъект этого процесса. Дошкольник учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных возрасту формах и продуктах деятельности. Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение трудно досягаемой для него действительности (А.Н. Леонтьев). В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у детей. Отражая в игре события окружающего мира, дошкольник как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, то что воображает в игре. Особое место в познании ребенком социального мира занимает наблюдение. Часто наблюдение осуществляется дошкольником неосознанно. Процесс наблюдения всегда активен, даже если внешне эта активность выражена слабо. Именно из наблюдения дошкольник черпает материал для формирующегося миропонимания, оно (наблюдение) стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства, подготавливает почву для поступков. Общение объединяет ребенка и взрослого, помогает взрослому передать дошкольнику социальный опыт, а ребенку – принимать этот опыт. Общение способно удовлетворить разнообразные потребности ребенка: в близости со взрослым, в его поддержке и оценке, в познании и др. В дошкольном возрасте зарождается учебная деятельность. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который и организует сообщение знаний, и контролирует их освоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что в раннем детстве у ребенка параллельно с познанием окружающего мира продолжается познание самого себя. В этом процессе самосознание выполняет центральную и регулирующую функцию. Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом определяют морально– нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе его возрастного развития. В дошкольном возрасте возникают первые этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. Таким образом, каждый вид деятельности вносит свой вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому важен и сам по себе, и во взаимосвязи с другими видами.

На базе Дворца творчества детей и молодежи были открыты группы раннего развития детей. В эти группы вошли дошкольники 3–5 лет не посещающие детские сады. Многие дети не имеют возможности посещать детские сады, а общение со сверстниками и новыми людьми очень важны в любом возрасте. Наша программа поможет ребенку научиться понимать и оценивать поступки других людей, развить такие важные качества, как сочувствие и переживание, укрепить нравственные ориентиры. Комплексы психологической тренировки помогут детям снять мышечное и эмоциональное напряжение. Программ по предмету “Социализация” не существует. Даннаяобразовательная программа “Социализация” составлена на основе примерной общеобразовательной Программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. (Под редакцией Л.А.Парамоновой, М., 2004.) Ориентирована на детей 3–5 лет, не посещающих детский сад. Цель программы “Социализация” – формирование эмоционально-волевой сферы дошкольника и развитие коммуникативных навыков. Задачи: развивать коммуникативные навыки ребенка через подвижные игры, песочную терапию, сказкотерапию; формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления; развивать эмпатию, а именно понимание, сочувствие и содействие другим людям; способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество; формировать базис личной культуры и собственной индивидуальности.

Сроки реализации программы – 2 года; количество часов – по каждому году обучения – 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут.

Программа разделена на 4 основных блока:

1-й блок “Развитие коммуникативных навыков”.

Его цель: адаптировать детей от 3–5 лет к новым условиям (дети, приходящие в группу развития не посещали детские сады и имеют проблемы адаптации), способствовать формированию положительных черт характера. С помощью данного блока ребенок научится сотрудничать и уважать интересы других, уметь находить общие решения в конфликтных ситуациях; научится умению слушать и слышать другого, использовать мимику, пантомимику и голос в общении.

2-й блок. Формирование эмоционально-волевой сферы.

Цель: Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, проявление эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами. С помощью данного блока дети познакомятся с основными эмоциями: интерес, радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд, вина, научатся распознавать эмоциональное проявление других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос).

3-й блок. Сказкотерапия.

Работа со сказками через ролевые игры, позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, примерить на себе роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.

4-й блок. Песочная терапия.

Цель: проживание и разрешение некоторых психологических проблем детей (работа со страхами, несамостоятельностью, агрессивностью, обидами). Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. (Методика: Проигрывание тревожных ситуаций с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка). Ребенок освобождается от напряжения. Он приобретает опыт символического положительного разрешения жизненных ситуаций. Этот опыт попадает в бессознательное, перерабатывается там. И наступает момент, когда мы можем заметить в поведении ребенка изменения. Он начинает применять в реальности свой “песочный” опыт.

Программа построена в форме психотренинга, цель которого – развитие навыков конструктивного общения, обеспечении чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности.

Педагог создает непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Никаких оценок, порицаний!

Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяют научиться делиться своими проблемами.

Список литературы

  1. Гераскина Ю. Н. “Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.” Магу – 2005 г.
  2. Дубровина И. В., Лисина М. И . “Возрастные особенности психического развития детей”. М – 2005 г.
  3. Выготский “Психология”. М – 2007 г.
  4. Петровский В. А. “Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста”. М – 2006 г.
  5. Смирнова Е. О. “Детская психология”. М – 2003 г.
  6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. “Практикум по дошкольной психологии". Академия – 2000 г.
  7. Л.Ф.Обухова “Детская психология". М – 2000 г.
  8. Козлова С.А. “Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью”. 1998 год.
  9. Козлова С.А. “Я – человек”: Программа приобщения ребенка к социальному миру//Дошкольное воспитание. – 1996. – № 1.
  10. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. “Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. –2000.
  11. Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти своё Я. – 2000.
  12. А.В.Петровский . К пониманию личности в психологии//Вопросы психологии. – 1981. – № 2
  13. Бабунова Т.М. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. Пособие. МаГУ, 2005.
  14. Коломийченко Л.В. “Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста”, Пермь, 2002.
  15. Ю.Н. Гераскина “Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста”, Магнитогорск, 2005 г.

Социально-личностному развитию дошкольников уделяется большое внимание в детских садах, потому что того требует и ФГОС, и жизненные обстоятельства. Молодая мама, ничего не зная про ФГОС, начинает развивать и воспитывать своего малыша с самого рождения. Ей важно, чтобы ребёнок вырос хорошим, добрым, порядочным человеком, правильно выходил из сложных ситуаций, умел общаться со своими сверстниками и с взрослыми. Мама старается показать малышу, что такое хорошо, и что такое плохо, что делать можно, а чего нельзя. Она уберегает его от опасностей и показывает, как надо их обходить. С раннего возраста мама играет со своим ребёнком и наблюдает, какие таланты у него проявляются.

Малыш должен воспитываться в любви, тогда он будет точно знать, что родители его любят. В дальнейшем он будет копировать действия своих близких и поступать таким же образом с посторонними людьми: сверстниками и взрослыми. Малыш растёт и уже старается помогать маме. У него появляются первые поручения и даже домашние обязанности: нажать на кнопку стиральной машинки, убрать посуду со стола. Ребёнок с раннего возраста должен видеть и ценить труд взрослых. Такое воспитание в семье это идеальные условия выполнения ФГОС.

Программные моменты

В чём состоит стратегия требований ФГОС по социально-личностному развитию дошкольника? Для детских садов разрабатываются программы, учебные пособия, методики по данному направлению. Всё это сводится к следующим аспектам:

  • ребёнок должен быть воспитан в соответствии с нормами, правилами, ценностями общественной жизни;
  • уметь общаться с близкими, чужими взрослыми, детьми, своими сверстниками; воспитывать у дошкольника доброжелательность, сопереживание, отзывчивость, умение выходить из сложных ситуаций;
  • формировать у ребёнка правильную самооценку; учить контролировать свои действия, правильную мотивацию своих поступков;
  • воспитывать гордость принадлежности к своей семье, чувство коллективизма; ребёнок должен ощущать себя частью детского и взрослого коллектива; уважать труд и творчество других людей;
  • формировать у детей навык безопасного поведения в быту, на природе, в обществе; воспитывать готовность помочь другому человеку; это достигается через совместные игры или выполнения общих поручений в детском коллективе.

Детское учреждение и семья должны создать благоприятные условия для реализации ФГОС и воспитания ребёнка как развитую социально-адаптированную личность. Так ребёнку легче будет проявить себя в жизни, добиться успеха, уважения со стороны других людей. Он будет соблюдать и ценить общественные правила, научится избегать опасности. Развитие личности дошкольника в социуме один из важнейших аспектов ФГОС.

Развитие детей 1-2 лет

Социально-личностное развитие ребёнка начинается с самого рождения.

К 2 годам он уже многое умеет и знает:

  • своё имя, как зовут родителей;
  • начинает говорить;
  • реагирует на поведение взрослых и детей;
  • проявляет эмоции в зависимости от удовлетворения его потребностей; ему дали, что он хотел - смеётся; он не получил желаемого - кричит, плачет; в речи появляется выражение «я хочу»;
  • играет с мамой, со своими сверстниками; решает, делиться игрушкой или нет;
  • оценивает себя и других детей; у него появляются понятия «хороший», «плохой»;
  • имеет первоначальное представление о себе; он может рассмотреть себя в зеркало; у него есть тело, 2 руки, 2 ноги, голова, глаза, уши, волосы;
  • проявляет желание сделать что-то самостоятельно; говорит - «я сам».

К 2 годам начинает формироваться личность ребёнка. Он понимает, что его окружают здания, люди, животные. Развитие личности малыша, его социально значимая адаптация идёт через игры. Мама может приобрести учебные пособия серии «Школа 7 гномов». В них используется игровые методы.

Серия учебных пособий «Школа 7 гномов» для детей до 2 лет

  1. Пособие «Мой Дом» (из серии «Школа 7 гномов») познакомит ребёнка с предметами комнат. Он узнает, что в его доме есть прихожая, кухня, спальня, гостиная, туалет, ванная. Ребёнок будет искать кошечку и собачку, которые всё время прячутся. Продолжить игру мама сможет уже без книги. Прятки малыши любят. С помощью этой игры ребёнок ощутит себя дома. У него начнёт формироваться чувство защищённости.
  2. Книга «Прогулки по городу» (из серии помогут ребёнку увидеть, что его окружает на улице. В городе есть дорога с перекрёстком, парк, детская площадка, магазины и много других объектов. Малыш научиться понимать, что, выходя из дома, необходимо соблюдать определённые правила: как переходить дорогу, как вести себя в магазине. Начинает формироваться социализация ребёнка. Он вышел из дома в общественное место. Все занятия мама должна закреплять на практике.
  3. «В деревне и на даче» - это пособие покажет малышу, что кроме дома, города, есть ещё и другие места. Там живут люди, животные, есть грядки с овощами и фруктовые деревья. Ребёнок накормит в игре кошечку и собачку, а значит, поделится с другими. Узнает, как выращивают овощи и фрукты. У малыша начнёт формироваться уважение к труду другого человека. Родители могут приобрести ребёнку пластиковые инструменты, набор фруктов и овощей. Он будет «сажать огород» у себя дома или на улице.

Воспитание детей 3-4 года

Серия пособий «Школа 7 гномов» для деток 3-4 лет

С учебным комплексом «Школа 7 гномов» малыш научится сопереживать. Он узнает, что существуют разные эмоции: радость, горе, удивление. Мама должна стараться формировать у малыша правильное отношение к эмоциям: пожалеть другого ребёнка, если он плачет. Кроме развивающих занятий используют методы: беседы, чтения книг. Ребёнок уже способен определить отрицательных и положительных героев.

В книге «Кто это? Что это?» ребёнок узнает о животных, растениях, птицах. Он будет разгадывать загадки. Научится определять различия между неживыми предметами и живыми существами. У ребёнка начнёт формироваться ощущение своей значимости. Он может сорвать цветок, и тот погибнет. Пусть лучше растёт. Мама с малышом будет приходить в парк и наблюдать, как он цветёт. Они могут покормить голубей и воробьёв.

Всю серию книг Школы 7 гномов можно бесплатно скачать .

Что знает ребенок в 4 года?

К 4 годам малыш уже знает некоторые профессии. С ним можно играть в доктора, продавца, воспитателя, водителя автобуса, трамвая. Ролевые игры всегда социально значимые.

  • Малыш помогает больному: воспитывается сопереживание к другому человеку, чувствует в себе силы оказать помощь, выполняя несложные действия.
  • Ребёнок укладывает куклу или мишку спать: он знает режимные моменты, умеет ухаживать за другими, показывая свои навыки. Малыш может взять книжку и почитать её кукле: показывает ей рисунки и объясняет действия героев. Он уже даёт оценку поступкам, а значит, у него уже сформировалось понятие «хорошо» и «плохо».
  • Если он сидит в воображаемой машине в роле водителя, то он уже знает, что ехать надо по дороге, соблюдая правила. Можно приобрести или сделать для малыша светофор.
  • В игре «магазин» малыш чередует роли продавца и покупателя: ранее он усвоил правила поведения в магазине, культуру общения.

В интернете широко представлена картотека сюжетно-ролевых игр по социально личностному воспитанию дошкольника. Игры можно придумывать самим, подготавливая ребёнка к какому - либо событию.

Если семья собралась в лес за грибами, то можно «пойти по грибы». Малыш не только научится различать грибы, но и усвоит правила поведения в лесу. Если необходимо постричь малыша, отвести его к парикмахеру, то можно придумать игру «в салоне красоты». Социально адаптированному ребёнку будет легче выполнять новые правила общения.

Дети 5-6 лет

Это возраст подготовительной группы к школе, последний год дошкольного периода. Скоро наступит момент истины, и выявятся все ошибки и достоинства социально значимого воспитания ребёнка. К личностному подходу в этот период уделяют особое внимание.

Необходимо сформировать поведение с посторонними людьми. Ребёнок здоровается с соседями, с продавцом магазина и может не стесняться задавать ему вопросы. Малыш благодарит за оказанную ему услугу.

  • Он должен уже проявлять навыки общения с детьми. Необходимо создать условия, чтобы ребёнок без стеснения и страха умел входить в новый коллектив, научиться знакомиться с новыми детьми и начинать игру.
  • Дошкольник понимает слова-просьбы, указания взрослых. Это особенно важно в первые дни обучения в школе. Многие дети не могут воспринимать слова учителя и не выполняют задания.
  • Ребёнку надо рассказать о стране, в которой он живёт: название, флаг, герб, главный город, значительные достопримечательности. Он должен ощущать принадлежность к своей Родине.
  • Дошкольнику надо рассказать основную информацию о своём городе, деревне: название, примечательные места.
  • В классе его будут окружать дети разных национальностей. Ему необходимо увидеть, что рядом с ним проживают взрослые и дети с иными традициями. У них другой разрез глаз и цвет кожи. Ребёнок может собирать фото национальных костюмов. У него получится большая картотека традиций других народов. Воспитатель и родители обязаны создать ребёнку условия для формирования терпимости и уважения к человеку другой национальности.

Стратегия ФГОС заключается в том, что дошкольник должен быть хорошо социально адаптирован к правилам общества, уметь анализировать свои поступки, не бояться показывать свои личные качества и достижения взрослому и детскому коллективу. Ребёнок должен быть готов принимать новые требования учителя в школе, уметь взаимодействовать со своими будущими одноклассниками. Быть осторожным и соблюдать правила дорожного движения, поведения в общественном месте, дома, на природе. Необходимо, чтобы в социально личностном развитии ребёнка принимали участие не только воспитатели в детском учреждении, но и родители.

Социально-личностное воспитание дошкольника выражается в развитии способности ребенка ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, проявлять свое отношение к миру и людям в соответствии с культурными традициями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи социально-личностного воспитания ребенка:

– становление первоначальных ценностных ориентаций и гуманного отношения к миру (к людям, природе, рукотворному миру, к своей семье, детскому саду)

– развитие социальных чувств, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности проявить заботу и участие к людям;

– воспитание дружеских взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками;

– воспитание культуры поведения и общения со взрослыми и детьми;

– развитие основ самосознания, внутреннего мира ребенка и начал гражданских чувств, толерантности к людям разной национальности.

В содержании социально-личностного воспитания выделяются два взаимосвязанных аспекта: социально-эмоциональное и социально-нравственное воспитание. При этом «социальное» раскрывает процесс социализации ребенка, т.е. его становление как члена общества. Социализация выступает как процесс освоения социальных норм, правил, взглядов, идей, традиций, что позволяет индивиду успешно войти в социум и отношения людей (И.Кон, Г.М. Андреева). «Нравственное» раскрывает ценностный аспект воспитания поведения и отношений ребенка, регуляцию его поступков и действий с позиции моральных критериев, правил и оценок, принятых в обществе. «Эмоциональное» раскрывает область чувств и переживаний ребенка, связанных с поведением и взаимоотношениями в обществе.

Опора на чувства и эмоции детей является обязательным условием социально-личностного воспитания. Социальное развитие ребенка, его контакты с окружающими людьми развиваются успешно при условии определенной эмоциональной «грамотности», т.е. умении не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других людей. У детей развивается способность понимать эмоциональное состояние человека, «прочитывать» эмоцию и адекватно реагировать (разделить радость, проявить сочувствие, помочь), регулировать собственные чувства. Умение сопереживать, проявлять эмпатию, представляет собой неотъемлемую часть формирования личности и культуры межличностных отношений. Под влиянием воспитания у дошкольников развиваются умение разнообразно передавать свои чувства и эмоциональные состояния в общении, играх, в движениях, в танцевальной, художественно- театральной деятельности.

В детском саду у детей воспитывается привычка доброжелательного отношения к людям, готовность к проявлению сочувствия и заботы, стремление находить самостоятельно и с помощью воспитателя пути справедливого разрешения возникающих проблем.

Дети активно осваивают правила и норм культуры поведения и общения. Область осваиваемых детьми правил постоянно расширяется, что приводит в старшем дошкольном возрасте к становлению привычек культурного поведения в семье, в детском саду, в общественных местах, на улице. Старшим дошкольникам доступно освоение правил этикета, правил безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому и как можно обратиться, если потерялся на улице, в случае непредвиденных или угрожающих жизни обстоятельств и п.т.).

Условием успешного социально-личностного развития дошкольников является установление дружеских доброжелательных отношений со сверстниками. Старшая группа детского сада это уже довольно сложный социальный организм, в котором дети связаны системой межличностных, деловых, эмоционально-оценочных, избирательно дружеских отношений. Задача воспитания состоит в том, чтобы у детей с младшего возраста формировался положительный опыт дружелюбного, открытого отношения со сверстниками.

Это связано с организацией педагогом разнообразных совместных увлекательных дел, принимая участие в которых, дошкольники приобретают ценный опыт личного поведения и взаимоотношений, сотрудничества со сверстниками. В результате к старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. Детский коллектив это очень важная для личностного развития дошкольников социо-культурная среда. Общество сверстников, в котором ребенок общается «на равных», побуждает дошкольников проявлять инициативу, самостоятельность, саморегуляцию своих действий и поступков, добиваться взаимопонимания, регулировать взаимоотношения на основе общих правил.

В процессе социально-личностного воспитания дошкольников особое внимание уделяется развитию гуманных чувств и отношений к людям. Опыт гуманного поведения дети получают в конкретных делах и специально создаваемых педагогом ситуациях, побуждающих детей к проявлению помощи, заботы, участия, взаимопомощи, уважения к старшим. Участие в гуманистически направленной деятельности (помощь слабым, больным, престарелым, забота о младших детях, уход за животными, взаимопомощь и поддержка) обогащает нравственный опыт детей, пробуждает чуткость к окружающим людям. Все содержание воспитательного процесса в детском саду помогает ребенку постепенно придти к мысли о единстве живого на земле, о ценности каждой жизни, о недопустимости проявления равнодушия и разрушительного отношения к людям, природе, тому, что создано человеческим трудом.

Социально-личностное воспитание решает задачу расширения социального кругозора дошкольников, представлений о людях, семье, семейных и родственных отношениях, культурных традициях семьи, детского сада, города, страны. Взрослые помогают детям понять, что все люди разные, что необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Под влиянием воспитания у дошкольников формируются нравственные ориентиры, связанные с развитием интереса к жизни разных народов, к событиям истории страны, желание участвовать в народных играх, национальных праздниках.

Основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод. В результате у детей формируется положительного образа «Я», включающий:

Ø Образ «физического Я»: кто я - мальчик или девочка, какой я, мой возраст, мое здоровье, мои двигательные возможности, мой внешний облик, на кого я похож в семье и пр.

Ø Образ «социального Я»: я в семье и в кругу сверстников, мои родные и друзья, мое настроение, чувства, мои отношения с людьми, чему я могу научить других.

Ø Образ «реального Я»: что я умею делать, чему научился, мои любимые занятия, игры, книги.

Ø Образ «моего будущего Я» – кем я хочу стать, о чем мечтаю, мое отношение к школе, к учителю, моя уверенность в будущем. и пр.

Задачи физического, умственного, эстетического, трудового, социально-личностного воспитания тесно взаимосвязаны. Следует подчеркнуть, что социально-личностное воспитание выполняет ведущую объединяющую роль в воспитательном процессе дошкольников. Особенность социально-личностного воспитания состоит в том, что его нельзя ограничить каким-то определенным временем или местом в образовательном процессе, рамками какой-то одной детской деятельности или специально проводимых мероприятий. Социально-нравственный опыт накапливается ребенком непрерывно, как под руководством взрослого, так и в самостоятельном поведении.

Каждое направление воспитания обладает особыми возможностями для социально-нравственного и эмоционального развития дошкольника. Но всех их объединяет формирующееся у детей представление о человеке как главной ценности культуры. Во всех направлениях и областях воспитательного процесса ребенку раскрываются нравственные основы деятельности и отношений человека. Эмоционально привлекательно для дошкольников раскрываются соответствующие культурные нормы общения людей. Формируются коммуникативные умения, связанные с осуществлением взаимодействия с взрослыми и сверстниками. В каждом образовательном моменте педагог акцентирует задачу развития чувств, сознания и поведения детей, создает условия для становления и обогащения культурного опыта ребенка.

В результате дошкольный возраст становится временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в сохранении окружающей среды.

Содержание воспитания дошкольников постоянно обогащается, появляются новые аспекты и направления воспитания с учетом изменяющихся социокультурных условий и потребностей, субкультуры детства и развивающихся интересов детей. Возникает необходимость осуществления элементарного правового и экономического воспитания, осуществления гендерного подхода в воспитании сознания и поведения дошкольников, элементов компьютерной культуры, этнокультурного и гражданского воспитания дошкольников.

Принципы воспитания

Принципы воспитания это основные требования к эффективному построению воспитательного процесса; основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответственно организуют его содержание, формы, методы и средства.

Принципы воспитания можно считать своего рода законами педагогической деятельности каждого воспитателя (Н.Ф.Голованова). В принципах воспитания отражаются современные подходы к пониманию закономерностей воспитательного процесса, его оптимальной структуре, задачам, содержанию и технологии осуществления воспитания. Изменение цели воспитания, углубление теоретического обоснования закономерностей воспитательного процесса влияет на принципы воспитания. Современные принципы реализуют гуманистическую парадигму воспитательного процесса.

Принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса . Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на ребенка через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса. Осуществляет единство и взаимосвязь основных направлений развития личностной базовой культуры с учетом целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия.

Принцип гуманизации воспитания . Данный принцип реализует идею самоценности дошкольного возраста и личности каждого ребенка, уважения его прав и свободы саморазвития. Принцип гуманизации воспитания регламентирует отношения педагогов и детей и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип ориентирует воспитателя на проявление искреннего интереса к жизни ребенка, его радостям, огорчениям, готовность оказать помощь и поддержку каждому ребенку. Принцип требует от воспитателя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон общения детей.

Принцип педагогического оптимизма. Иначе этот принцип можно назвать принципом опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания., подхода к каждому ребенку с «оптимистической гипотезой» (А.С.Макаренко), оказания педагогической поддержки и помощи в стремлении освоить новое, давать ребенку пережить радость новых успехов, воспитывать уверенность и стремление к достойным поступкам, положительную самооценку. Опытные воспитатели щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении результатов, оказывают доверие детям, ободряют их при неудачах.

Принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности.

Успех воспитания зависит от меры активности воспитанников, которые должны быть не просто объектами воспитательного влияния, а активными участниками воспитательного процесса. Педагогу необходимо максимально опираться на собственную активность ребенка, стимулировать и развивать его самостоятельность, инициативу, творчество. Под влиянием воспитания ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, поверить в свои силы, научиться быть успешным. Создание воспитателем заинтересованности детей, личной мотивации, стремления к самостоятельности и творчеству помогает дошкольнику успешно освоить новый опыт, подняться на новую ступень социально-нравственного развития.

Принцип создания перспектив движения к новым целям. В воспитательном процессе необходимо ориентировать детей на новые дела и свершения. Не должно быть застоя и однообразия в организации образа жизни дошкольников. Дети должны видеть и ощущать свое движение вперед. Перспектива движения к новым целям (поступление в школу, участие в проекте, в подготовке спектакля), мобилизует активность детей. Задача педагога помочь дошкольникам осознать свои достижения, ощутить свое взросление, растущую самостоятельность и нацелить на решение новых задач. В детском саду необходимо создать возможность субъективной самореализация детей посредством активного освоения нового личностного опыта в обогащенном образовательном пространстве

Принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, полоролевых особенностей детей . Этот принцип направляет педагогов на решение задачи развития уникальных, самобытных особенностей каждого ребенка. Современный педагог должен хорошо знать возрастные особенности, половые и индивидуальные различия детей дошкольного возраста, уметь изучать их и в соответствии с ними выбирать средства и методы воспитания, создавать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Профессионализм современного педагога, проявляется в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами педагогической диагностики и проектирования индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников в детском саду.

Принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников . Данный принцип реализует требование единства и согласованных действия всех участников воспитательного процесса в целях оптимального развивающего влияния на детей, нацеливает воспитателей на повышение педагогической культуры родителей и эффективности семейного воспитания. Взаимодействие с семьей эффективно при условии доверия между педагогами и родителями, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально- личностного развития. Воспитателю необходимо показать родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию. Это станет основой для совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании отношений с социальным миром.

В реальной практике принципы воспитания конкретизируются с учетом обстоятельств воспитательной деятельности. В этом проявляется творчество и педагогическое мастерство воспитателя.

Методы воспитания

В современной педагогике под методами воспитания понимаются способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы воспитания являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают эффективное взаимодействие педагога и детей в решении задач воспитания. В состав метода воспитания входят методические приемы. По отношению к методу приемы носят частный характер и подчиняются основной задаче, которую реализует данный метод

Методы воспитания это пути, избирает педагог для достижения воспитательных целей. Современный педагог решает проблему выбора методов воспитания с учетом общих и конкретных целей и задач воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, конкретных обстоятельств развития дошкольников в группе детского сада, уровня воспитанности детей и перспектив их развития. Методы воспитания отбираются с учетом профессиональной компетентности и мастерства педагога. Все современные методы воспитания имеют гуманистическую ориентацию, опираются на положительные качества ребенка, способствуют развитию его самостоятельности, активности и общей культуры.

В педагогике наблюдаются разные подходы к методам воспитания, нет единой, универсальной классификации. Исходя из особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социо-культурного опыта, выделяются несколько групп методов воспитания, отличающихся по решаемым задачам, содержанию и механизмам реализации.

Ø Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников

Ø Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности.

Ø Методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей.