Родственные родственно контрастные. Цветовые гармонии родственных цветов

Сочетания родственно-контрастных цветов представляют, пожалуй, самый обширный вид цветовых гармоний. В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это теплые желто-красные и желто-зеленые цвета, холодные сине-зеленые и сине-красные цвета, теплые желто-зеленые и холодные сине-зеленые цвета, теплые желто-красные и холодные сине-красные цвета. Всего, как нетрудно убедиться, мы имеем четыре группы родственно-контрастных цветов.

Рассмотрим несколько подробнее цвета первой группы – желто-красные и желто-зеленые. С одной стороны, они несут в себе признак родственности, поскольку и в тех, и в других имеется некоторое количество общего чистого желтого цвета: все они в какой-то мере желтоваты по сравнению с другими цветами. Одновременно с этим в желто-красных цветах в разных количествах присутствует чистый красный, а в группе желто-зеленых – чистый цвет, контрастный и дополнительный красному цвету. Таким образом, эти цвета в известной мере несут признак контрастности.

Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов различных групп характеризуются повышенной цветовой активностью и сложностью.

Далеко не все сочетания родственно-контрастных цветов в одинаковой степени гармоничны. Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд (на рис. 22 несколько таких хорд показаны пунктирными линиями; обозначения цветов в цветовом круге те же, что и на рис. 20, 21). Это объясняется тем, что между такими парами родственно-контрастных цветов существует двойная связь: они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов.

Рис. 22. Схема гармоничных родственно-контрастных сочетаний цветов
(по хорде)

Художественная практика свидетельствует о том, что родственно-контрастные цвета даже в чистом виде, без примесей к ним ахроматических цветов, гармонично соединяются один с другим при условии, когда количество объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в двух сочетаемых цветах одинаковы. Но художник чаще имеет дело с цветами более сложных оттенков, разбеленными или затемненными. Ощущение эмоциональной выразительности родственно-контрастных цветов, естественно, меняется в зависимости от того, из какого цветового круга выбраны цвета для сочетаний.

Здесь возникает вопрос, можно ли один из цветов для сочетания взять из одного цветового круга, а другой из другого?

Рассмотрим в качестве примера сочетание желто-зеленого цвета 22 из главного круга и 4 из круга 1 (см. рис. 20, 21, 22). Оранжевый затемненный цвет содержит меньше чистого желтого цвета по сравнению с желто-зеленым из главного круга. Согласно принятому ранее условию, чтобы создать наиболее гармоничное равновесие в сочетаемых цветах, нужно желто-зеленый цвет 22 несколько разбелить, что уменьшит количество чистого желтого и чистого зеленого в нем, ослабит его насыщенность. Однако при этом следует учесть, что уравновешенность цвета таким способом будет связана с увеличением его светлоты. Если этот факт в композиции нежелателен, можно к чрезмерно высветленному желто-зеленому цвету добавить такое количество черного, чтобы визуально цвета были гармонично уравновешены.

Заметим, что в практике художественного творчества сравнительно редко приходится сталкиваться с композициями, которые содержат всего два цвета. Это и понятно: два цвета не могут составить пропорциональное отношение. Простейшее гармоническое сочетание двух родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении к ним одного ахроматического цвета, особенно белого или черного. Аналогично приведенному другое решение, когда к сочетанию двух родственно-контрастных цветов добавляются цвета из теневых рядов этих цветов.

В последнем случае мы имеем один из видов гармонических сочетаний двух теневых рядов родственно-контрастных цветов. В целом эти гармонические сочетания подразделяют следующим образом:

два чистых родственно-контрастных цвета, которые дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов;

два чистых родственно-контрастных цвета, дополняемых цветами из обоих теневых рядов;

один чистый и остальные из теневых рядов родственно-контрастных цветов.

При этом целесообразно чистый цвет окружить цветами теневого ряда данного цвета, а остальные брать из теневого ряда другого цвета и располагать их на некотором отдалении;

Все родственно-контрастные цвета или затемненные, или разбеленные (гармония приобретает более сдержанный колорит, поскольку полярные свойства цветов смягчены).

Подчеркнем: только три, минимум три цвета позволяют в полной мере судить о сочетаниях и отношениях цветов в орнаментальной композиции. В этой связи назовем некоторые другие гармонические связи 3–4 цветов.

Цветовая гармония может образовываться сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в цветовой круг равностороннего треугольника. У этого треугольника одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру; в противостоящей указанной стороне вершине расположен главный цвет, контрастно-дополнительный тому главному цвету, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов (рис. 23). В цветовом круге мы имеем четыре таких равносторонних треугольника, в системе пяти кругов – 20.

Рис. 23. Схема гармоничных родственно-контрастных сочетаний цветов
(по равностороннему треугольнику)

У каждой триады цветов два родственно-контрастных цвета уравновешены двойной связью объединяющих и контрастирующих главных цветов. Третий главный цвет лучше затемнить или разбелить.

Другой вид гармонических сочетаний трех цветов: два родственно-контрастных цвета и третий цвет – главный – объединяет первых два цвета. Для примера на рис. 24 показано несколько соответствующих треугольников.

Рис. 24. Схема гармоничных родственно-контрастных сочетаний цветов
(по равнобедренному треугольнику)

Чтобы придать большую гармоничность сочетанию цветов данной триады, можно уменьшить количество чистого главного цвета его затемнением или высветлением.

Еще один вид гармонических триад образуют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников, при условии, что два катета соединяют пары родственно-контрастных цветов (катеты параллельны горизонтальному и вертикальному диаметрам цветового круга). На рис. 25 показаны два таких прямоугольных треугольника. В каждом из них цвет, который расположен в вершине, противолежащей гипотенузе, является родственно-контрастным по отношению к двум другим цветам, а последние, в свою очередь, связаны между собой контрастными отношениями. Всего таких треугольников в одном цветовом круге можно построить четыре, в системе из пяти кругов – 20.

Рис. 25. Схема гармоничных родственно-контрастных сочетаний цветов
(по прямоугольному треугольнику)

Сочетания четырех родственно-контрастных цветов образуют на базе прямоугольника, каждая из сторон которого связывает два родственно-контрастных цвета (рис. 26).

Рис. 26. Схема гармоничных родственно-контрастных сочетаний цветов
(на базе квадрата и прямоугольника)

Наиболее тесные и активные связи возникают между цветами, когда прямоугольник заменяется квадратом. Цвета, расположенные по диагонали прямоугольника или квадрата, являются контрастно-дополнительными (другие пары цветов – родственно-контрастны).

Гармонические связи родственно-контрастных цветов из трех и четырех компонентов главного цветового круга на практике применяются сравнительно редко. Художники отдают предпочтение сочетаниям родственно-контрастных цветов из системы цветовых кругов. Во-первых, все рассмотренные выше виды гармонических сочетаний остаются в силе для любого затемненного или высветленного цветового круга. Во-вторых, любые три или четыре родственно-контрастных цвета могут быть сочетаемы с цветами теневых рядов любого из этих родственно-контрастных цветов.

Завершая этот параграф, отметим, что именно в сочетаниях родственно-контрастных цветов со всей полнотой и наглядностью проявляются два основных принципа построения цветовых гармоний: принцип одинаковости и тождественности цветов и принцип противопоставления цветовых тонов.

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание. Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как

Цветового тона;

Светлоты;

Насыщенности;

Размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

Выделяют четыре группы цветовых сочетаний:

Это такая гармония, которая заключается в выборе одного цветового тона, и в сочетании его оттенков, разных по насыщенности. Гармония нескольких тонов одного цвета, богаче, чем одноцветная композиция, например белый, светло-голубой, синий и темно-синий или коричневый, светло-коричневый, бежевый, белый (рис.1.10).

Рис.1.10

Родственная цветовая гармония - это гармония цветов расположенных в одной четверти цветового круга и имеющих в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный). Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.

Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в своем составе общий главный цвет. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и близки по светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый) (рис.1.11).

Рис.1.11

Родственно-контрастная - это цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие.

Родственно-контрастные цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные (рис.1.12).

Рис.1.12

Контрастно-дополнительная гармония - это диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой.

Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. При соприкосновении этих цветов возникает неприятная для глаза пестрота. Но существует способ согласования контрастных цветов. Для этого к основным контрастным цветам добавляют промежуточные, которые гармонично соединяют их (рис. 1.13).

Рис.1.13

Правила сочетания цветов в одежде

При выборе платья можно ошибиться не только с фасоном, но и с цветом. У каждой из нас есть свои любимые цвета, но проблема в том, что цвета и краски, которые нравятся нам, не всегда совпадают с теми, которые нам реально подходят и делают нас более привлекательными.

Итак, чтобы эффект соответствовал нашим ожиданиям, необходимо соблюдать законы колористики, учитывать сочетаемость цветов между собой и с элементами окружения, нашим типажом, с ароматами, которыми мы пользуемся. В умелых руках цвет становится эффективным инструментом осознанного формирования индивидуального имиджа.

Для начала расмотрим главные характеристики цвета, так как это основа правильного его использования.

Все цвета делятся на хроматические , содержащие в себе красный, синий или другие цвета, и ахроматические —оттенки серого в диапазоне от белого к черному.


Из-за изменений яркости и насыщенности появляются оттенки цвета. Например, если к насыщенному красному добавить белый, получится бледный розовый, а если к отражаемому свету добавить черный, получится коричневый—все это изменения яркости и насыщенности цвета. Оттенки очень важны для гармонии в сочетании цветов.

3 характеристики цвета:

Яркость — указывает на то, светлый цвет или темный. Цвет с самой высокой явкостью—белый, это самый светлый цвет. Цвет с самой низкой яркостью—черный, это самый темный цвет. Среди хроматических цветов цвет с самой высокой яркостью—желтый.

Насыщенность — указывает на насыщенность или бледность. Два оттенка одного и того же тона могут отличаться степенью блеклости. Например, при уменьшении насыщенности синий цвет приближается к серому.

Цветовой тон — указывает на различия оттенков красного, синего, желтого.
Указывает на оттенки спектральных цветов. Оттенки, плавно преходящие друг в друга от красного к фиолетовому, как в радуге, и замкнутые в кольцо, называют цветовым кругом . В этом круге показаны все цвета, которые можем увидеть в повседневной жизни, исключая ахроматические—белый и черный.

Цветовым кругом называют красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый цвета (цвета радуги), замкнутые в кольцо. Цвета спектра, плавно переходящие друг в друга, образуют огромное количество других цветов. Благодаря представлениям о цветовом круге, нам будет легче подбирать сочетания цветов.


Родственные цвета — это цвета, расположенные на цветовом круге в пределах 30 градусов от того или иного цвета, становящегося основой для подбора цветов (ключевого цвета). При подборе цвета используется изменение яркости и насыщенности. Если в цветовом круге из 12 цветов в качестве ключевого цвета взять желтый, родственным цветом будет, собственно, желтый.

Контрастные цвета — это цвета, находящиеся в пределах 90 градусов от цвета, находящегося напротив цвета, являющегося основой подбора цветов (ключевого цвета). Подчеркнутые различия тонов дают эффект поддержки друг друга. Ели в качестве ключевого цвета взять желтый, контрастными цветами будут синий, сине-фиолетовый и фиолетовый. Цвет, находящийся напротив ключевого, также называют дополнительным, для желтого дополнительным цветом является синий.


Родственно-контрастные цвета — это цвета, расположенные на цветовом круге в пределах 90 градусов, включая цвет, становящийся основой подбора цветов (ключевой цвет). Совмещение похожих цветов дает гармонию. Если в качестве ключевого цвета взять желтый, родственно контрастными цветами будут желто-зеленый, зеленый, желто-оранжевый и красно-оранжевый.


1. Родственно-контрастные цвета 2. Дополнительныц цвет

Теплые цвета: красный, оранжевый, желтый. Они дают заряд бодрости, вызывают положительные эмоции.

Холодные цвета: зелено-синий, синий, фиолетовый. Они навевают меланхолию, тихое, задумчивое настроение.

Выбирая свой цвет, мы, сознательно или нет, учитываем свой тип внешности. Типов, как известно, четыре - Зима, Весна, Лето, Осень. Рекомендуют использовать максимум три цвета. Один из них будет преобладать в образе, второй — подчеркивать его и оттенять, а третий — расставлять акценты, в зависимости от того, что мы хотим подчеркнуть. Однако, бывают очень кстати и другие сочетания красок.

1. Монохроматическое сочетание

Используется только один цвет, но со всем многообразием тонов, от самых светлых до самых темных.

Очень важна так называемая созвучность оттенков. Они должны быть в одном цветовом ряду.

2. Ахроматическое. Используем черный, серый и белый. И расставляем яркие цветные акценты с помощью аксессуаров - броши, браслетов, шарфика. Самое приятное здесь то, что эти цвета гармонируют абсолютно с любым цветом. Для классического варианта хватит белого и черного.

3. Комплиментарное

Такое сочетание особенно нравится творческим людям, ведь оно позволяет сочетать контрастные цвета.
Творческие люди, как показывает практика и опросы, предпочитают в одежде три основные пары цветов: оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый. Объединяя такие контрастные цвета, вы придаете образу динамику, привлекаете внимание к себе. Однако, многие, считают, что соединение красного и зеленого в одежде смотрится слишком безвкусно. Но в данном случае важно правильно подбирать оттенки.

4. Гармоничное. Такое сочетание цветов всегда строго выдержанно и радует глаз. Цвета уместно дополняют друг друга, создают баланс и гармонию в образе.

6 законов цветовых сочетаний в одежде, которые не следует нарушать

1 закон: Сочетание не более 4-х цветов
В образе должно быть использовано от 2-х до 4-х цветов. В случае использования только 1-го цвета создаётся ощущение скучности и бледности. Используя более 4-х цветов, можно стать похожи на попугая. При виде такого образа взгляд людей перескакивает с одного цвета на другой, не зная, где остановиться. Бессознательно это повышает тревожность людей и заставляет называть вашу одежду «наляпистой».

2 закон: Соотношение цветов не в равной степени: 1 или 2 основных цвета + дополнительные цвета.
В одежде обязательно должен быть основной цвет, которого больше по площади и какие-то дополнительные цвета, которых меньше.
Например, синее платье до колена, голубой шарф и чёрные туфли (синий — главный).
Имейте в виду, что большую роль играет не только цвет одежды, но и цвет колготок, волос, сумки, даже пакетов, которые держим в руках. Т.е. всего того, что в данный момент с нами или на нас.

3 закон: Чёрное, белое, серое сочетаются со всеми цветами.
Универсальные цвета, которые могут дополнять любой другой цвет-это серый, чёрный, белый. Имейте в виду, что визуально белый цвет расширяет, чёрный сужает.
Эти цвета лучше всего использовать для базовых вещей, которые потом будут дополнять яркие аксессуары или цветные вещи. Выбирая между красными, синими и чёрными туфлями, лучше выбрать чёрные. Они будут сочетаться со всеми вещами в гардеробе.

4 закон: Все пастельные тона сочетаются между собой независимо от оттенка.
Пастельные цвета- это бежевый, персиковый, розовый, светло-голубой и т.п. Т.е. все цвета, в добавлении которых очень много белого. Такие цвета можно комбинировать между собой в любом порядке. Будьте осторожны с розовым- единственный цвет, который полнит.

5 закон: Низ должен быть на 1-3 тона темнее верха (белый цвет-исключение) .
Важно правило, которое позволяет визуально сделать фигуру лёгкой и более стройной. Основание (низ) должен быть прочнее, устойчивее, а значит темнее. Верх должен быть легче, прозрачнее, светлее. Как, например, в природе: дерево, которое имеет коричневый ствол и светло-зелёные листья. Нарушая это правило, вы выглядите как перевернутый треугольник с широкими тяжёлыми плечами и узким тазом.

6 закон: Сочетаются родственные или контрастные цвета.
Между собой можно сочетать либо родственные, либо контрастные цвета. Все остальные варианты- негармоничные.

Родственные -это цвета, которые отличаются друг от друга по оттенку (красный, розовый, тёмно-красный)

Хорошо сочетаются между собой бежевые оттенки разной светлоты, кремовый, оттенки какао и кофе, насыщенные оттенки коричневого (шоколадным, каштановым).

Выбрать свой цвет, принт, фактуру и правильно сочетать цвета поможет таблица сочетания цветов.

Бежевый





Глухой желтый



Здравствуйте! Сегодня мы постараемся разобраться как правильно подбирать и сочетать цвета при работе над разворотами фотокниг. В том числе, и при создании элементов для скрап-наборов.

В нашей повседневной жизни нам очень часто приходится сталкиваться с проблемой сочетания цветов. По большому счету, мы эту проблему решаем ежедневно: выбирая, какой комплект одежды надеть, как правильно нанести макияж, какие аксессуары подобрать, какие шторки повесить в спальню или какого цвета подушку положить на диван:). Это же касается и фотографий (на каком фоне лучше встать в зеленом платье), или оформления разворотов фотокниг (сочетание элементов в кластере, подбор подходящего к фотографиям фона и т.д.).

Для того чтобы достаточно грамотно сочетать цвета так, чтобы наш образ, фотографии и фотокниги смотрелись гармонично, очень полезно использовать ЦВЕТОВОЙ КРУГ. В этой статье мы рассмотрим основные правила чтения цветового круга.

Вот один из примеров цветового круга.

Как же им пользоваться?

Существует 3 основных цвета: красный, синий, жёлтый. При смешивании этих цветов в разных вариантах получаются вторичные цвета: зелёный (синий + жёлтый), оранжевый (жёлтый + красный) и фиолетовый (синий + красный). Все это помнят еще с детства.

Какие же цвета сочетаются друг с другом?

Два противоположных цвета на цветовом круге

А точнее, это вторичный цвет и тот основной цвет, который не содержится в составе этого вторичного.

Чтобы проще было запомнить, приведу такие примеры.

  • Зеленый (вторичный) = желтый (основной) +синий (основной)

Красного в составе нет, следовательно, зеленый и красный образуют контраст.

  • Оранжевый (вторичный) = желтый (основной) + красный (основной)

Синего в составе нет, поэтому оранжевый и синий образуют контраст.

  • Фиолетовый (вторичный) = красный (основной) + синий (основной)

Желтого в составе нет, а значит фиолетовый и желтый контрастны.

Итак, это пары противоположных цветов, сочетания которых высоко контрастны и дают очень интересный эффект.

— красный и зеленый;

— синий и оранжевый;

— желтый и фиолетовый.

Пример: красный и зеленый.

Пример: синий и оранжевый.

Пример: желтый и фиолетовый.

Три цвета на цветовом круге, которые образуют треугольник.

Пример: зеленый + фиолетовый + оранжевый. На этой страничке зелено-фиолетовый кластер на бледно-оранжевом фоне.


Два цвета родственных и один контрастный.

Пример: зеленый + розовый + желтый. Здесь (в бордюрах) зеленый и желтый родственные цвета, а розовый – контрастный, то есть стоит в цветовом круге напротив них.


Три цвета родственных и один контрастный.

Пример: желтый + оранжевый + красный + синий (контрастный)

Три родственных цвета.

Пример: Зеленый + синий + голубой цвета в кластере.

Также цвета делятся на теплые и холодные.

Теплые: красный, оранжевый, желтый.

Холодные: зеленый, синий, фиолетовый.

Дизайнеры и фотографы очень часто используют это разделение в своих работах, чтобы усилить восприятие пространства. Например, чтобы маленькая комната визуально выглядела больше, они используют холодные цвета. И наоборот, теплые цвета визуально уменьшают пространство.

Что касается фотографии, то более выгодно смотрятся фото, где на переднем плане выступают теплые цвета, а на заднем холодные. Если же наоборот, то картинка будет очень неприглядной.

Это, конечно же, касается и наших фотокниг. Прежде чем подбирать фон для разворота, необходимо определить, что же будет у нас на странице, какого цвета кластеры, рамочки, фотографии. Поэтому фон лучше всего подбирать в последнюю очередь.

Если мы хотим получить более контрастный разворот, то фон должен быть в холодных тонах, а остальные элементы – в теплых тонах контрастного цвета. Если нам хочется чего-то более спокойного, то лучше подбирать родственные цвета.

Пример: в кластерах превалирует теплый цвет (красный) + фон холодного цвета (синего) .

Пример более спокойного разворота, оформленного в родственных цветах (оттенки синего и зеленого)

Вопрос сочетания цветов очень интересный, в рамках марафона изучить досконально этот вопрос не представляется возможным. По этому вопросу написаны десятки книг и трудов. Мы лишь затронули верхушку этой интересной и очень нужной темы. Дальше вы можете продолжить изучение этого вопроса самостоятельно. Кроме прочтения книг, вам полезно будет заглянуть сюда))) Это ресурс Adobe Kuler, где вы можете не только найти огромное количество цветовых схем, но и создать свои.

Урок подготовлен командой сайта «Фотокниги для души». Исполнитель — Юлия.

В этот раз как такого задания вы не получите. Я бы советовала вам проанализировать данный материал, если для вас осталось что-то непонятным, найти еще материал в интернете. Уже в следующем уроке вы сможете применить эти знания на практике.

Участницы марафона и читатели сайта, не забывайте комментировать статьи, высказывать свое мнение, мысли и т.д. Нам интересно ваше мнение!

И не забывайте нажимать на соц. кнопочки, расположенные чуть ниже, если вам интересно участвовать в марафоне.

Цветовая гармония — это созвучие цветов, их сочетаемость, красивое соотношение. Часто художники достигают гармонии в своих произведениях, опираясь на интуицию и внутреннее чувство цвета. Это чувство равивается в процессе постоянной работы. Однако, гармония в цвете основывается на определённых законах. Для того, чтобы понять эти закономерности нужно воспользоваться спектральным кругом или цветовым кругом.

Три основных цвета.

Цветовой круг представляет собой шкалу из оттенков цвета, расположенных по окружности. Эти цвета располагаются в определённой последовательности — также как и в радуге. Поэтому цветовой круг для художника — почти то же самое, что таблица Менделеева для химика. Среди всех цветов этого круга есть три, которые называются основными: жёлтый, красный и синий. Всё огромное множество других цветов образуется путём смешения этих трёх (это применимо для отражённого от предметов света цветовой модели CMYK; если же свет излучается как на мониторе, то это цветовая модель RGB и здесь смешение происходит по другим законам, между зелёным, красным и синим). Но на практике, не всегда получается достичь нужного звучания цвета т. к. пигменты красок имеют определённые ограничения. Например, если смешать красный (алый) и синий (лазурь), то получится грязно-лиловый цвет. Если красный (краплак) и синий (ультрамарин), то образуется уже чистый фиолетовый цвет. Но этого не всегда достаточно, поэтому ещё производят кобальт фиолетовый или краплак фиолетовый. Его цвет очень интенсивный и чистый. Таким образом, несмотря на то, что в теории можно получить все цвета всего из трёх основных, на практике художники пользуются большим количеством красок. Тем не менее, основные — это синий, красный и жёлтый. На цветовом круге их позиции образуют равносторонний треугольник. Эти цвета получить путём смешивания других невозможно.

Насыщенность и яркость цвета.

Любой цвет имеет ряд характеристик. Главными для художника можно назвать насыщенность и яркость. Это разные понятия. Яркость подразумевает насколько выбранный цвет освещён. Т. е. любой цвет может быть светлее или темнее при одинаковой насыщенности (приближаться к белому или чёрному). Под насыщенностью подразумевается сила цвета, так сказать, его «сочность». Она может быть разной при одинаковой яркости цвета (или освещённости). Чем меньше насыщенность цвета, тем больше он приближается к серым оттенкам. В приведённой таблице цветов это можно наглядно увидеть.

Гармония контрастных цветов.

В цветовом круге есть цвета, которые располагаются друг напротив друга. Это контрастные цвета. Они образуют самые контрастные сочетания. Например, если красный цвет расположить рядом с оранжевым, то он не сильно будет выделяться. Но если тот же красный цвет будет соседствовать с зелёным, то он будет словно «гореть». Т. е. зелёный и красный усиливают друг друга, создают контраст. Если приглядеться, то красный и зелёный расположены в цветовом круге именно друг напротив друга. Есть три пары контрастных цветов: красный-зелёный, жёлтый-фиолетовый, оранжевый-синий. Это противоположные цвета, образующие самые контрастные сочетания.

Гармония родственных цветов.

Цвета, расположенные в пределах одной четверти цветового круга и имеющие в себе один общий оттенок называются родственными. Их словно «роднит» общий цвет, содержащийся в них. Родственных цветов много. Например, красный, красно-оранжевый, оранжево- жёлтый. В них всех присутствует красный цвет. Это их объединяет. Поэтому они называются родственными. Существуют следующие четыре группы родственных цветов: жёлто-красные, красно-синие, сине-зелёные, зелёно-жёлтые.

Гармония родственно-контрастных цветов.

Родственно-контрастными называются контрастные цвета, содержащие в себе один общий цвет, который их объединяет. Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга. Существуют четыре группы родственно-контрастных цветов: жёлто-красные и красно-синие, красно-синие и сине-зелёные, сине-зелёные и зелёно-жёлтые, зелёно-жёлтые и жёлто-красные.

Хроматические и ахроматические цвета.

Хроматическими называются все цвета, кроме чёрного, белого и серых оттенков. Соответственно ахроматические цвета — это серые оттенки, белый и чёрный.

Тёплые и холодные цвета.

Тёплые цвета — это жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, бежевый и множество подобных им оттенков. Эти цвета ассоциируются с теплом огня. Холодные цвета: синий, голубой, фиолетовый, зелёный, а также большое количество производных от них цветов. Холодные цвета ассоциируются с холодом, свежестью, простором…