Роль конструктора в формировании личности и развитии ребенка. Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов Влияние лего на развитие детей

Трудно представить более популярную и увлекательную детскую игру, чем конструкторы LEGO . Начиная с 1949 года, когда первые наборы LEGO появились в магазинах, цветные пластмассовые кубики помогают родителям по всему миру растить смышленых, развитых и увлеченных малышей.

Игрушки Лего не является токсичным, поскольку в своем составе содержит микс натуральных веществ, таких как шерсть, янтарь, смола и протеин. Благодаря отсутствию цинка, кадмия и ртути в составе конструкторов Лего, они полностью соответствует всем международным стандартам качества детских товаров.

Лего произведены специально для моделирования разнообразных житейских ситуаций, а также всевозможных вариантов их разрешения.

Игровые наборы Лего

ЛЕГО-ДУПЛО - дети могут примерить различные профессии, побыть пожарниками, врачами, гонщиками, летчиками, водителями, фермерами. Девочки могут заняться устройством дома из нескольких комнат;

ЛЕГО-ТЕХНИКА - представляет наборы транспортных средств: гоночные автомобили, вездеходы, машины-амфибии, вертолеты, подводные лодки и т.д.

ЛЕГО-ГОРОД - можно выстроить город с полицией, телевизионной съемочной группой, мастерскими, пляжем, космодромом.

Польза Лего-конструкторов для детей:

  • Игры с конструкторами Лего развивают мелкую моторику рук.
  • Благодаря занятиям с конструкторами Лего развивается структурно-логического мышления, необходимого для построения объемных конструкций и понимания приложенной к конструктору схемы.
  • Собирая конструктор, ребенок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели.
  • Стимулирование логического и образного мышление и развитие памяти в игровой форме.
  • Большим достоинством конструктора Лего является возможность собирать его по своему вкусу, не ограничиваясь формами, предложенными изготовителями. Детали разных наборов сочетаются между собой, что дает неограниченный простор для фантазии и воображения.
  • Стимулирование конструктивного воображения при создании построек по собственному замыслу.
  • Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями.

Преимущества конструкторов Лего

  • Разнообразие (большое количество деталей - кирпичики, кубики, овальные формы, столбики, колеса, панели, горки и т.д.)
  • Своеобразие креплений (крепление происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно; постройки мобильны, устойчивы)
  • Детали (прочные, легкие, нетравматичные, яркие, привлекают детей)

Редко можно встретить ребенка, которому были бы неинтересны конструкторы. Но даже если ваш ребенок по каким-то причинам не заинтересовался игрушкой - не спешите убирать ее в дальний ящик. Разложите конструктор на полу и начните сами строить из него дома, города и крепости - и через какое-то время ваш непоседа подсядет к вам и начнет помогать.

Подготовила Марьяна Чорновил

Консультация для родителей

«Как LEGO - конструирование влияет на развитие ребёнка»

Современное дошкольное образование предполагает интегративный подход к воспитанию и образованию дошкольников, основанный на взаимодействии методов и приемов воспитания и обучения в синтезе различных видов детской деятельности. Принцип интеграции реализуется во всех видах детской деятельности, в том числе охватывает конструктивную деятельность с использованием конструктора LEGO.


Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение.

Влияние конструктивной деятельности на развитие детей изучал А.Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, «что упражнения в конструировании оказывают влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер интеллектуальной деятельности».


Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу».

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
LEGO в переводе с датского языка означает «умная игра». LEGO - конструирование один из наиболее любимых детьми вид деятельности. LEGO – это всегда новая идея, путешествие, открытие!

Занятия по LEGO - конструированию способствуют:

  • развитию мелкую моторику рук;
  • формированию образного, пространственного мышления;
  • получению математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;
  • расширению представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте;
  • развитию внимания, способность сосредоточиться, память, мышление;
  • развитие познавательной, художественно-эстетической способностей;
  • умению воображать, фантазировать, творчески мыслить;
  • овладению умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
  • умению общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

LEGO служат прекрасной средой для режиссерских игр детей. Замечательно и то, что в обновлении этих игровых пространств, а значит и в создании новых сюжетов, участвуют сами дети. Сюжеты успешно переносятся в сюжетно – ролевые игры, сюжетосложение, где дети пользуются не только « LEGO », но и другими предметами – заменителями.
Подготовительная к школе группа - это этап в работе по развитию конструктивной деятельности. Занятия носят более сложный характер в них включали элементы экспериментирования, дети становятся в условия свободного выбора стратегии работы, проверки способа решения творческой задачи и его исправления.

В результате у детей формируются:

  • моторные навыки,
  • навыки конструирования,
  • умения выбирать оптимальные пути решения творческих заданий,
  • успешно функционировать в социуме.

Lego (Лего) - самый популярный конструктор в мире. Впервые детальки Лего появились в 30-х годах 20-го века.

Создаются кирпичики Лего по единому стандарту с высокой точностью измерения до микрометров и из высоко качественной пластмассы, которая применяется и для производства емкостей пищевых продуктов. Это дает основное преимущество конструкторам Лего - все детали прочно соединяются между собой без усилия и безопасны для игры детей даже 3-х летнего возраста.

Каждый набор конструктора оснащен яркой цветной инструкцией, в которой с легкостью разбираются дети, что уж говорить, когда взрослые помогают детям в сборе и игре с Лего.

Влияние конструкторов на развитие ребенка:

  • Многофункциональность и разнообразие деталей по форме, цвету, материалу и предназначению. Главное что все эти элементы могут соединяться и элементы конструктора, выпущенные в начале 2000 годов легко подойдут к элементам конструктора сегодняшних наборов.
  • Взаимодействие ребёнка и родителя: во-первых, совместный выбор набора с ребенком в магазине, затем помощь ребенку, если требуется, в изучении инструкций и схем, и конечно же похвала ребёнка при достижении результата.
  • Конструкторы Лего хотя и являются весьма дорогими, но даже здесь в зависимости от количества деталей и серии представлен широкий диапазон цен, помогая в выборе наиболее доступного набора для семейного бюджета.
  • Развитие фантазии и творчества у ребёнка - простор для фантазии неограничен, модель можно собрать, как по инструкции, так и придумать самому, так в серии Криэйтор (Creator) в каждой коробке лежит инструкция для сборки 3-х разных моделей из представленных элементов. А при объединении нескольких наборов ребенок может создавать совершенно новые модели, которые будут ограничены лишь его воображением. В конечном итоге такая игра будет больше представлять из себя игру в конструктора.
  • У ребёнка также развивается умение сортировать мелкие предметы, различать их по форме, цвету и размерам, а также приучает к порядку и дисциплине.
  • Конструктор помогает заинтересовать ребёнка, отвлечь, успокоить, развить умение сосредотачиваться, а также самое главное развивать мелкую моторику, что доказано, способствует развитию речи.
  • В конструкторе лего можно найти серии как для самых маленьких, так и для подростков интересующихся либо программированием (серия программируемых роботов), либо тех кто увлечен техническим конструированием (серия техник).
  • Привитие ребёнку навыка чтения чертежей и развитие у него абстрактного мышления.

Все конструкторы Лего можно разделить на несколько групп:

Самый простой вариант конструктора - это наборы кирпичиков разных цветов и размеров.

Конструкторы серии Криэйтор (Creator) - отличается наличием сразу трех инструкций для сборки разных моделей из одного комплекта деталей. Это серия представлена как небольшими по числу элементов наборами, там и большими конструкторами, которые нужно собирать не один час.

Серия Город (City) - одна из самых популярных, здесь представлены разнообразные ролевые наборы: погоня полицейских за преступником, тушение пожара командой доблестных пожарных, добыча ресурсов на шахте и даже космические станции.

Для девочек конструкторы лего предлагают не меньше чем для мальчиков - это и дома с мебелью, замки для принцесс, а также целая увлекательная серия наборов Подруги (Friends), которая поведает увлекательную историю о подружках, живущих в Хартлейк Сити.

Фабрика героев (Hero Factory) - это специальная серия для активных мальчиков посвященная боевым роботам. Герои фабрики очень подвижны, в серии есть как добрые герои, так и злодеи. Персонажей можно комбинировать, создавая своего уникального персонажа.

Для любителей мультфильмов или фильмов - лего предлагает большое количество тематических лицензированных наборов: Звездные войны, Властелин колец, Одинокий Рейнджер, Черепашки нинзя, Супер Герои (Бэтмен, Супермен, Железный человек и др.)

И две серии конструкторов для детей подросткового возраста это серия Техник и Роботы. Практически каждая модель данной серии может иметь двигательную функцию, а с помощью серии Роботы - можно программировать определенные программы выполнения.

Конструкторов много не бывает – такого мнения придерживаются в нашей семье. У нас их много, разных. Но самым универсальным и самым любимым у моих разновозрастных детей (9 лет и 2 года), к которому они всегда возвращаются после не столь долгого переключения на другие конструкторы, является конструктор Лего.

Придуманный в Дании в 1932 году, сейчас конструктор Лего занимает прочное место в детских комнатах мальчишек и девчонок из всех уголков мира. Конструктор Лего прост и универсален: маленькие кубики могут превратиться в любую игрушку, в любой предмет, стоит только добавить немного фантазии. И творческий порыв увлеченного ребенка остановить будет уже невозможно. А ? Легко!

Когда начинать играть

Как указывает производитель, играть в Лего можно с 1,5 лет и уже не останавливаться. Так, например, наш папа с удовольствием «играет» в Лего-роботы (LEGO MINDSTORMS). Для деток от года и до 5 лет прекрасно подойдет серия DUPLO с самыми крупными кирпичиками. После 3 лет можно добавлять к играм и «мелкое» Лего (крупное и мелкое Лего хорошо соединяются между собой). В играх только с «мелким» Лего нужно учитывать сложность заданий, чтобы не отбить интерес.

Простой и универсальный, конструктор Лего является прекрасным пособием для развивающих игр, и не только потому, что из него можно построить все что угодно . Его можно использовать как угодно и практически где угодно. В любых видах деятельности, которыми занят малыш или дошкольник. Кубики Лего можно добавлять практически к любым играм: простым (например, построить башню или забор) и сюжетным, математическим, к играм на физическое развитие и играм на чтение.

Давайте посмотрим, в какие развивающие игры с конструктором Лего можно играть в зависимости от возраста вашего малыша:

Развивающие игры с конструктором Лего от 1 года до 2 лет

С года до двух лет ребенок бурно развивается физически и активно познает мир. Он активно и по-разному манипулирует с предметами, строит первые причинно-следственные связи.

Игры на складывание, бросание, доставание

Кубики Лего можно складывать в коробки , ведерки, кузов грузовика или вагон поезда, в пакеты – бумажные с ручками или обычные целлофановые. Мой младший сын больше всего любит складывать Лего в обычные целлофановые пакеты и носить их потом по квартире, очень собой довольный.

В закрытой коробке можно проделать отверстие, подходящее для ручки малыша, и положить в коробку несколько кубиков Лего разных по цвету и / или форме. Малыш будет с интересом доставать кубики из коробки по одному через это отверстие. И каждый раз «добыча» будет другой.

Кубики можно пересыпать из одного ведерко в другое . Можно научить ребенка говорить при этом «Ба-бах». А еще кубики из нескольких контейнеров можно ссыпать в один и устроить «Легопад». Это когда кубики с грохотом высыпаются из контейнера на пол (только подберите такой контейнер, чтобы ребенку было удобно его поднимать самому). Эту игру большинство детей в этом возрасте предпочитают всем остальным.

Знакомство с цветом, формой, размером. Сортировка

Играя в конструктор Лего с ребенком, проговаривайте цвета и размер кубиков. Сначала с маминой или папиной помощью, а потом и самостоятельно ребенок может сортировать кубики по цвету и размеру . Только не надо так говорить ребенку: «Давай подели кубики». Придумайте антураж для игры, это совсем не сложно. Можно грузить маленькие кубики в маленькую машину, а большие – в большую, или селить рыбок в красное или синее море (в качество красного или синего моря прекрасно подойдут листы цветного картона).

Можно играть в эти игры с небольшими постройками из кубиков: палочками или кубами (делается из четырех кирпичиков 2*4, для прочности второй ряд кирпичиков ставьте поперек), «грибочками» или «пирожными». Например, палочки могут состоять из одноцветных или чередующихся кубиков или быть собраны «как попало».

Башенки из кубиков различного цвета, разной высоты и толщины позволят познакомить ребенка с цветом, объяснить ему такие понятия как «высокий» – «низкий», «толстый» – «узкий». Высокую и низкую башню ребенок может потрогать, он или его любимая игрушка могут ее перешагнуть. Толстую и тонкую башню можно попробовать сломать. Какая сломается легче? Такое знакомство ребенка с окружающим миром через действие более эффективно, чем простое рассматривание развивающих книжек, и просто незаменимо для гиперактивных детей.

Одинаковый – разный, такой – не такой, похожий. Выборка

С использованием небольших построек можно наглядно объяснить ребенку понятия «одинаковый» и «разный» . Например, попросить найти две одинаковые палочки – конфетки для куклы. Можно показать малышу два одинаковых куба, а потом заменить в кубе один кирпичик. И вот – кубы уже разные.

Ребенка ближе к двум годам можно попросить выбрать из кучи предметов предметы с одним признаком . Например, попросить собрать в корзинку грибы только с желтой шляпкой, потому что только они на нашей полянке съедобные, а грибы с красной шляпкой – мухоморы – кушать нельзя.

Физическое развитие и крупная моторика

Конструктор Лего можно использовать не только для развития мелкой моторики, но и для развития крупной моторики. При наличии достаточного количества кубиков DUPLO из них можно построить дорожки, через которые нужно перешагивать, или столбики (для устойчивости лучше с основанием 2*2 кубика), которые нужно обходить или даже «классики». Только в такие классики нужно играть по облегченным правилам: не перепрыгивать, а перешагивать.

Перепрыгивать дорожки и играть в «классики» может не только сам ребенок, но и любимая игрушка в его руках. Столбики может объезжать машина-грузовик. А еще машина может проехать под мостом или заехать в гараж, который построили папа или старшие братья и сестры. Выполнение различных движений с игрушками также очень полезно для развития двигательных навыков малышей.

Кубики Лего можно кидать в таз , тренируя меткость. Красные – в красный таз, а синие – в синий.

Первые самостоятельные постройки из конструктора Лего

Ближе к 1,5 годам можно научить ребенка ставить кубики рядом : это может быть дорожка, забор или поезд. Пусть маленькая игрушка походит по дорожке или проедет на поезде. Положительные эмоции малыша – и через какое-то время по такой дорожке будет ходить игрушка уже не вашей, а в его руке.

Держа малыша у себя на коленях или сидя сзади него и взяв его руки в свои, научите его скреплять кубики между собой – строить башенки.

Очень подогревает интерес к игре наличие блоков с колесами : можно построить машину, поезд, автобус… и кого-нибудь покатать или что-нибудь куда-то отвезти.

Потом можно научить ставить кубики на Лего-пластину и снимать их – сажать цветочки и собирать упавшие яблоки. Почти все дети любят разбирать Лего-постройки . Не спешите останавливать малыша, эти действия тоже полезны для его ручек и дают ему информацию о возможности изменения формы предметов. А построить что-то заново можно попросить старшего брата или сестру, особенно если разница в возрасте достаточно большая, и в другие игры дети вместе не играют. А в конструктор можно играть всем вместе.

На пластине можно строить в высоту , а можно выкладывать мозаики : чередовать кубики по цвету и/или размеру, выложить синий дом с желтыми окнами или выложить машинку (правда, колеса у нее будут квадратные). Выложить сам орнамент малыш сможет только ближе к 4 годам, но поучаствовать – вполне.

Мозаику из кубиков Лего можно выгладывать и на бумаге . Обведите на листе бумаги кубики по контуру фломастерами соответствующего цвета или наклейте квадраты подходящего цвета или размера. Шаблон готов. Можно выкладывать мозаику прямо на нем или рядом (для деток ближе к 3 годам).

Научившись скреплять кубики между собой, ребенок сделал первый шаг к использованию конструктора по его прямому назначению . Теперь очередь фантазии. Покажите ребенку пример: постройте простенький замок с башенками, или машинку, или кого-то живого с туловищем и выступающей головой. Не нужно сложных построек, лучше добавьте эмоций. Обыграйте свою постройку. «Ой, что-то у нас машина не заводится… Уфф» или «Кто это там так громко лает?!» Малыш запомнит эмоции и будет пробовать строить сам, раз это так весело!

Развивающие игры с конструктором Лего от 2 до 4 лет

С 2 до 4 лет ребенок еще активнее познает окружающий мир, осваивает расположение предметов в пространстве, постигает азы математики, учится сравнивать и обобщать. Он начинает играть в сюжетные игры. В этом возрасте можно пробовать играть вот в такие игры.

Лего–сортеры

Для деталей Лего различной величины можно сделать сортер . Желательно только, чтобы он был не слишком высоким, чтобы детали не могли войти в него торцом, и не было соблазна засунуть их всех одинаково. При наличии большого количества кубиков сам сортер можно также сделать из Лего.

Для тренировки мелкой моторики и, чтобы младшему не было обидно, что ему не дают «мелкий» Лего, мы делали для младшего сына такой сортер из «мелкого» Лего, ему очень нравилось (только играть нужно под строгим присмотром взрослых).

Учим ориентированию в пространстве

Начните заниматься творчеством с ребенком с удовольствием!

Строя с ребенком башенки, домики, заборчики, обращайте внимание ребенка на слова «верх» – «низ», «вверху – внизу», «над» – «под», «справа» – «слева», «в середине», «рядом», «внутри» – «снаружи», «видно» – «не видно» . Добавление к игре игрушек из киндер-сюрпризов , наборов мелких зверей «Домашние и дикие животные», маленьких машинок или просто картинок на картоне позволит обыграть эти понятия более ярко. Через некоторое время Вы увидите, как ваш ребенок в своей самостоятельной игре делает те же самые действия.

С маленькими фигурками можно сыграть в игру «Домики» . Возьмите листок бумаги и карандаши. Обведите по контуру понравившуюся деталь Лего. Это будет домик, посадите в него игрушку. Попросите ребенка нарисовать домик для какой-то другой игрушки или гараж для машины. Рисунок можно дополнить другими деталями. Нарисуйте или выложите дорожку от домика к домику из кубиков Лего, и игрушки смогут ходить друг к другу в гости.

Игра «Обезьянка»

Ближе к трем годам с ребенком можно поиграть в игру «Обезьянка», предложенную Никитиными в своей книге «Интеллектуальное развитие». Сделайте два одинаковых набора из 2-3 кубиков. Один возьмите себе, другой отдайте ребенку. Расскажите ребенку о том, что обезьянки любят все повторять. Сначала обезьянкой будет он: вы строите, он повторяет за вами (сразу или после того, как вы закончили). Потом можно поменяться местами. Постепенно количество кубиков можно увеличивать.

Математические игры

В математических играх простор для конструктора Лего просто не ограничен. Понятия «больше» – «меньше», «выше» – «ниже», «длиннее» – «короче», «один» – «много», счет, сравнение . Попробуйте измерить рост любимых мягких игрушек малыша или длину его машин не в попугаях или мартышках, а в кубиках Лего. Или разделить три яблока (кубики Лего) между двумя игрушками.

Лего–игры с сюжетом

После двух лет малыши с удовольствием играют со взрослыми в сюжетные и тематические игры. В эти игры также можно добавить развивающие элементы с конструктором Лего .

Кубики Лего можно грузить в кузов грузовика или вагоны поезда и возить на стройку – к старшему брату или сестре. На пластине или без нее можно построить из кубиков Лего лестницу или гору и покорять ее. Кормите куклу или мягкие игрушки? Кубики Лего могут быть печеньем, ягодами, да всем чем угодно. Палочку из кубиков – «булочку» – можно «поделить» поровну между всеми игрушками, и нож вам не понадобится, достаточно просто разъединить детали. Из кубиков Лего можно сварить в кастрюле «суп»: желтые кубики – это картошка, оранжевые – морковь, красные – свекла… Все зависит только от вашей фантазии.

Лего и тематические недельки

Мой младший ребенок очень любит Лего, но мне самой скучно просто так строить. Я стараюсь добавлять игры с конструктором Лего в . Тематическая неделька ? Стройте машины, автобусы, поезда. Катайте зверей, возите грузы. При проведении тематической недельки или «Лето» грибы и ягоды из кубиков Лего с удовольствием окажутся в корзинке юного грибника. Тематическая неделька «Овощи – фрукты» или ? Поделите между игрушками оранжевый куб – апельсин – на дольки или соберите с грядки огурцы – зеленые кирпичики. У вас тематическая неделька ? Сделайте цветочную клумбу на пластине Лего: размещайте кубики Лего в произвольном порядке или чередуя цвета.

Заниматесь ? Стройте из кубиков Лего исторические достопримечательности. Сделайте объемные Лего-пазлы. Подходящую картинку разрежьте поперек на несколько частей и наклейте на подходящие детали Лего (желательно одного типа). Предложите ребенку собрать особенных зверей, которые живут в Австралии, Африке или Южной Америке.

Во время тематической недельки «Музыка» мы строили из Лего клавишные инструменты: пианино, орган. И младший, и старший были в восторге. Младший одновременно со мной построил свою версию органа и потом ее несколько дней всем демонстрировал.

Тематические наборы Лего

У Лего огромный ассортимент тематических наборов, в том числе и для самых маленьких. Ребенок обожает поезда? Вот вам поезд. Любит машины – пожалуйста. Зверей – и для него найдется тематический набор. Дома тематические наборы обычно не живут в отдельных коробках. Смешав тематический набор с набором основных кубиков или два тематических набора, ребенок испытывает обычно взрыв воображения и творческий порыв.

Развивающие игры с конструктором Лего о т 4 до 5 лет

Лего и впечатления из жизни

После 4 лет постройки ребенка из конструктора Лего становятся еще более «узнаваемыми». Зачастую дети переносят в игры с конструктором свои недавние впечатления . Ребенок смотрел мультфильм про кота Леопольда? И вот уже две Лего-мыши делают пакости рыжему Лего-коту. В этом возрасте ребенок способен построить уже целую сюжетную композицию. Поддерживайте его в этом начинании. Не всегда нужно давать ребенку узнаваемого кота или мышку. Ребенок способен сам «найти» их в окружающей его среде, главное, чтобы она была развивающей.

Попробуйте из конструктора Лего построить героев книжки , которую вы сейчас читаете с ребенком. Обыграйте несколько сцен из книги или придумайте свой, неожиданный поворот сюжета. С младшим сыном мы в неполные два года с восторгом обыгрывали сказку «Колобок» (эта сказка всегда вызывает у него восторг, даже при обыгрывании без ничего, просто на пальцах.)

Лего–загадки

Можно загадывать Лего–загадки . Вы строите из Лего персонажа с узнаваемыми деталями или ситуацию, с которой ребенок хорошо знаком. Он должен угадать. Потом можно поменяться местами. Некоторым детям куда больше нравится загадывать загадки, чем их отгадывать.

В этом возрасте ребенок уже может начать строить , если вы при нем несколько раз сделаете это сами. Первые инструкции можно делать для ребенка самим, но не по шагам, а просто сфотографировав постройку с разных сторон. Это даст ребенку возможность творчески подойти к заполнению постройки внутри.

Лего–арифметика

Наверное, не будет преувеличением сказать, что игры с конструктором Лего могут заменить учебник арифметики. Строя башни и лестницы, изучаем счет. Играя в сюжетные игры, складываем, вычитаем, делим . Из скольких кубиков будет башня, если зайчик принес три, а мишка – два кубика? По сколько яблок достанется зайке и мишке, если с яблони упало 4 яблока?

Ближе к пяти годам можно играть с ребенком в магазин . Деньгами будут кубики Лего. Для начала можно условиться, что каждая деталь стоит единицу. Потом можно договориться, что каждая деталь стоит столько, сколько выступов на ней. Научите ребенка давать сдачу в магазине. Еще один вариант для деток постарше – стоимость детали зависит от ее цвета.

Лего–геометрия

Во время игр с конструктором Лего ненавязчиво можно познакомить ребенка с симметрией , понятием «наоборот» . На игровое поле положите палку или линейку. Это зеркало. С одной стороны зеркала выложите фигуру, попросите ребенка повторить ее со своей стороны зеркала. Это осевая симметрия. Постройте вместе с ребенком мандалу из деталей Лего . Это центральная симметрия. Соберите палочку из разноцветных кубиков, попросите ребенка повторить ее «наоборот» – сверху вниз.

Также игры с конструктором Лего подводят ребенка к понятиям «периметр » и «площадь» . Постройте контур бассейна из кубиков Лего. Понадобилось 16 кубиков – это периметр. Заполните его водой (синими или прозрачными кубиками Лего в один ряд). Хватило 8 кубиков – это площадь. Или можно сделать для бабушки ковер из кубиков Лего – это тоже площадь. Аккуратно складывая кубики в контейнер, вы заполняете его объем. Заставлять заучивать понятия «периметр», «площадь», «объем», а тем более устраивать тестирование совершенно не нужно. Ребенок просто должен почувствовать эти понятия руками .

Использование одновременно «мелкого» и «крупного» Лего дает играм разнообразие и подводит ребенка к понятию подобия.

Лего-кубики и чтение

На грани кубиков можно наклеить буквы или слоги и составлять слова. С этими словами можно много чего придумать. Их можно дарить» игрушкам или возить на поезде. С детками ближе к 5 годам – играть в «Поле чудес» (аналогично одноименной телепередаче). Переверните кубики с буквами так, чтобы ребенок их не видел. Скажите, что означает загаданное вами слово. Пусть малыш называет буквы. Если угадал, вы «открываете» букву.

Дайте свободу фантазии!

Как видите, развивающие игры и с конструктором Лего – это совсем не сложно. Более того, играя с кубиками Лего не совсем обычным способом, вы не только весело и с пользой проведете время с ребенком, но и научите его получать удовольствие от фантазирования и придумывания того, чего, казалось бы, не может быть. Начав, вы вскоре и сами уловите это вдохновляющее чувство творческой свободы. И не только в играх с ребенком…

Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: "Не можешь рассказать - покажи".

Ольга Торбик
«Лего-конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». (Из опыта работы)

Тема : «Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста ».

Ребёнок – прирождённый, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

В настоящее время в системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения . Дети легко осваивают информационно – коммуникативные средства , и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Один из видов - это конструктора «ЛЕГО » . Конструирование из Лего – конструктора полностью отвечает интересам детей , их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Актуальность Лего - конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как :

Являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников , обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание , коммуникация, труд, социализация) ;

Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре) ;

Формируют познавательную активность , способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Необходимость использования ЛЕГО конструирования в обучении детей дошкольного возраста неоспорима . То, что дети обучаются «играючи» , заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.

Одним из важных направлений работы нашего детского сада является и

Лего - конструирование , оно занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом , в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей : ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

С 2016 года я занимаюсь данной темой по самообразованию : чтением специальной литературы о Лего – конструировании , изучением образовательных программ по данной теме, и сейчас хочу представить свой опыт работы .

Основная цель моей работы по Лего – конструированию это : развитие познавательной , конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством лего – конструкторов .

Через Лего – конструирование я решаю следующие задачи :

Формировать умение анализировать конструкцию объекта, ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться.

Развитие индивидуальных способностей ребенка;

Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

Развивать познавательную активность детей , воображение, фантазию и творческую инициативу;

Развивать мелкую и крупную моторику, ориентировку в пространстве;

Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.

Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре , коллективе, распределении обязанностей;

Основная идея и новизна состоит в том, что данная тема отражает концептуально новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность .

В ходе образовательной деятельности осуществляются разные формы организации обучения Лего – конструированию : конструирование по образцу, детям предлагаю образцы построек, выполненных из деталей Лего – конструктора , использую конструирование по модели, в качестве образца предъявляется модель, в которой очертание отдельных составляющих её скрыто от ребёнка, конструирование по условиям, не давая детям образца постройки, определяют лишь условия которым постройка должна соответствовать (например, возвести мост через реку определённой ширины, конструирование по замыслу, дети обладают большими возможностями для проявления творчества, самостоятельности.

Всю деятельность с детьми в младшем дошкольном возрасте провожу в игровой форме, так как создание игровой ситуации вызывает у детей повышенный интерес к выполнению того или иного задания.

Дети сначала знакомятся с деталями конструктора, способами крепления двух кирпичиков, затем соединяют много кирпичиков, учится работать в коллективе . На последующем этапе вносится образец постройки, дети учится анализировать образец и соотносить с ним свои действия. Далее –используются образцы на карточках. Дети делают анализ образца, изображенного на карточке, подбирают необходимые детали и воспроизводят постройку. Потом идёт усложнение через 2-3 темы - например : сборка машинки по карточке. Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции : дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета , закрепляют понятия : «высокий - низкий» , «широкий - узкий» . Игра с красочными кубиками, декорациями, животными и машинами помогает маленьким участникам создавать свои неповторимые истории. На примере тем : «Огород» , «Осень» , «Мебель» , «Мишка в гости идёт» и др. Используются конструкторы с деталями крупных размеров. Немаловажную роль в работе по данному направлению играет заинтересованное отношение родителей. Для них в моей работе предлагается некоторые варианты игр с Лего : «Найди все кубики» , «Найди пару» , «Найди предмет такой же формы» , «Расскажи, где находится деталь» и др.

Процесс овладения приемами Лего - конструирования и развитие творчества , осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей , образовательной деятельности, совместная деятельность в ходе режимных моментов. Непрерывно-образовательная деятельность организуется интегрировано, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей предполагают проведение индивидуальной работы с детьми , досугов (развлечений ) .

В заключении хотелось бы сказать, что Лего – конструирование предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте . Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет

уверенности в себе.

Публикации по теме:

Центр природы как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) Актуальность. Ознакомление с природой - одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Для развития мышления и речи ребенка.

Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития Ребенок рождается исследователем. Им хочется все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность-желание познать закономерности.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста Месяц Тема образовательной деятельности Дидактическая игра Сентябрь Мониторинг Мониторинг Октябрь Осень. Явления природы. Звери. Игра с.

LEGO-конструирование как средство развития мышления детей дошкольного возраста Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связанно с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка.