Школьник: составляем ему распорядок дня. Режим дня первоклассника: как помочь ребенку Примерный распорядок дня для первоклассника

Многие задаются вопросом: а стоит ли составлять и следовать распорядку дня? Конечно стоит! Ведь даже взрослый человек, если не выспится, будет утомлённым и разбитым весь последующий день. А теперь подумайте, каково будет состояние школьника, которого вытащили из тёплой постельки, когда он совершенно не готов к этому. Поэтому очень важно помочь ребёнку составить правильный режим, соответствующему всем биологическим нормам и стандартам.

Почему режим так важен?

Как известно, человеческий организм является системой, подчиняющейся различным ритмам. В нём всё работает слаженно и ритмично: сердцебиение, работа внутренних органов, частота дыхания, работа головного мозга и т.д. Подобная регулярность и последовательность действий позволяют человеку чувствовать себя хорошо. Поэтому для здоровья и развития ребёнка продуманный режим отдыха, питания, физических и умственных занятий имеет большое значение.

Благодаря правильному распорядку у школьника вырабатываются ответные реакции. Ежедневные повторения и определённая последовательность действий благоприятно влияют на отдых, желание учиться и заниматься спортом, а это, в свою очередь, облегчает процесс выполнения всех других дел. Что касается привычки ложиться спать вовремя, то она также имеет важное значение. Выспавшийся ребёнок сможет лучше усваивать получаемую информацию, а также быстрее реагировать и выполнять задания.

Школьникам необходимо выработать привычку ложиться спать вовремя

Говоря о своевременном поступлении пищи в организм, следует отметить, что дети, которые с малых лет едят в одно и то же время, чувствуют себя голодными намного реже, нежели остальные, поскольку пища у первых усваивается куда лучше.

Как составить идеальный распорядок дня?

Всегда помните следующее: если школьник учится в первую смену, утром он должен иметь достаточный запас времени, чтобы не торопясь собрать вещи и пойти в учебное заведение. Вставать с постели в таком случае рекомендуется за час-полтора до начала уроков. Говоря об учащихся второй смены, стоит отметить, что им желательно просыпаться за 3–4 часа до начала занятий, поскольку большинство этого времени будет занимать выполнение домашнего задания. Безусловно, вышеуказанные часы необходимо корректировать в зависимости от того, насколько близко вы находитесь к школе.

Для того чтобы быстро и эффективно избавиться от сонного состояния и настроиться на работу, нужно провести утреннюю гимнастику, на выполнение которой не должно уходить более 10–15 минут. Рекомендуем выполнять упражнения вместе с ребёнком, ведь это будет куда энергичнее и веселее. Подберите весёлую и заводную музыку и начинайте заниматься. После позаботьтесь о том, чтобы комната была проветрена.

Довольно-таки часто рано утром дети отказываются завтракать, особенно если не привыкли этого делать. Конечно, лучше, чтобы ребёнок перекусил хоть что-то, но при этом не будьте уж слишком настойчивыми. Будет идеально, если вы приготовите любимую пищу, от которой он просто-напросто не сможет отказаться.

Если школа находится в 20–25 минутах от дома, не спешите садиться в тесную маршрутку. Советуем совершить небольшую утреннюю прогулку, во время которой вы сможете помочь ребёнку собраться с мыслями перед занятиями. Если имеется возможность, выберите маршрут, который находится далеко от проезжей части.

Будет идеально, если ребёнок вместо поездки в маршрутке дойдёт до школы пешком

Организация после учебной половины рабочего дня является важнейшей в правильном распорядке. Ни для кого не секрет, что после занятий единственным желанием ребёнка является полноценный отдых. Более того, как показывает статистика, около 40 процентов учеников заканчивают учебный год с признаками усталости. Вывод очевиден: учёбу необходимо чередовать с хорошим отдыхом!

Однако не стоит волноваться и вести ребёнка, который устаёт после уроков, к доктору. В утомлении нет ничего странного и ужасного, поскольку это всего лишь результат работы (как умственной, так и физической). Восстановить свои силы ученик первой смены сможет путём дневного сна, однако не забывайте следить за тем, чтобы школьник не спал до вечера, иначе весь режим быстро собьётся. Что касается учащихся во вторую смену, то им просто можно отправиться спать чуть раньше, нежели обычно.

Также позаботьтесь и о том, чтобы ваш ребёнок принимал пищу каждые 4–5 часов, а его продолжительность сна колебалась в районе 8–10 часов. Даже небольшое недосыпание может привести к усталости и переутомлению, поэтому отнеситесь к данному вопросу предельно серьёзно.

Примерный режим для школьника

Первая смена

Правильный режим дня должен быть приблизительно следующим: вставать с кровати необходимо примерно в 7 утра, после чего ребёнку даётся 30–40 минут на уборку постели, умывание и утреннюю зарядку. До 7.30 вы должны приготовить завтрак, на который уйдёт около 15 минут. Затем следует получасовая дорога в учебное заведение, ну и ориентировочно до 12.30 ученик будет находиться в школе.

С учебного заведения ваше чадо вернётся примерно в 13.00. Опять же, постарайтесь к этому времени приготовить обед. На дневной приём пищи у школьника уйдёт около 30 минут. С 13.30 до 14.30 ему полагается отдых, ну, а в случае необходимости – часовой сон. Затем, с 14.30 до 15.30 отправьте своё чадо на прогулку, на улице ребёнок сможет встретиться с друзьями и поиграть в различные игры.

После школы ребёнок должен хорошенько отдохнуть

С 15.30 до 17.30 ученик будет выполнять домашнее задание. Однако помните, что первоклашкам после 35–40 минутной работы нужно давать отдыхать 15–20 минут. Затем есть полтора часа на посещение секций и кружков. С 19.00 до 20.30 школьник может поужинать и заниматься своими делами. А к 21.00 он должен принять душ и приготовиться ко сну.

Распорядок дня должен быть приблизительно следующим

Вторая смена

День учащихся во вторую смену начинается примерно в 8 утра. Уборка постели, зарядка и завтрак занимают около часа, поэтому в 9.00 ребёнок должен быть готов к выполнению уроков, на которые ему отводится приблизительно два часа. Таким образом, с 11.00 до 12.30 у школьника появляется свободное время, которое он может потратить на посещение дополнительных кружков или прогулку с друзьями. Затем отводится 30 минут на обед и столько же времени на поход в школу.

Занятия у учеников второй смены заканчиваются примерно в 18.00, по их окончанию ребёнок идёт домой. С 18.30 до 19.30 есть свободное время, после чего следует ужин. Следующие два с половиной часа ученик, опять же, может заниматься своими увлечениями, готовить форму и обувь к следующему дню и совершать гигиенические процедуры. В 22.00 - сон.

Во время учёбы во вторую смену не стоит заставлять школьника выполнять уроки сразу после школы, поскольку его организм в это время перегружен и нуждается в отдыхе. В противном случае информация будет усваиваться достаточно плохо.

Несколько слов о «жаворонках» и «совах»

Как известно, каждому человеку свойственны определённые биоритмы. Именно поэтому некоторые детки могут с лёгкостью проснуться в 7 утра и уже через несколько минут чувствовать себя бодро и свежо (их называют «жаворонками), а кому-то достаточно трудно открыть глаза даже в 9–10 часов (их называют «совами»). И то, после пробуждения в столь позднее время, завтракая, они будут клевать носом.

Как вы уже наверняка поняли, ритм отхода ко сну у «жаворонков» сдвинут на более ранний вечер. Как правило, им достаточно комфортно учиться как в первую, так и во вторую смены, поскольку в обоих случаях ребятам приходится просыпаться довольно-таки рано (в 7 утра в первую смену и 8 во вторую). Главное, не допускайте, чтобы «жаворонки» не «зарабатывались» и не ложились спать поздно, потому что в противном случае следующий день окажется для них крайне непродуктивным.

«Совы» предпочитают ложиться поздно и спать вплоть до обеда

С «совами» дела обстоят по-другому. Идеальным выходом для них будет обучение во вторую смену. Ребята этого типа предпочитают ложиться спать ближе к полуночи и вставать лишь к обеду, поэтому не стоит нарушать их биоритм и гнать в кровать в 9 вечера. Вы не сможете заставить «сову» уснуть в столь ранний для неё час. Таким образом, подыскав школу, в которой есть возможность заниматься во вторую смену, вы точно повысите успеваемость меленьких «сов».

Как видите, организовав правильный и здоровый распорядок дня для ученика, вы создадите все условия для позитивного настроения, хорошей работоспособности и укрепления здоровья ребёнка!

Режим дня первоклассника

Учитель начальных классов Краснова З.А.

Под режимом дня понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем.

Режим - основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития.

Для первоклассников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны - новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам.

Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.

Если у ребенка отмечаются раздражительность, беспокойство, плохой аппетит, нарушения сна, отставание в физическом развитии, то причина чаще всего заключается именно в несоблюдении режима дня. Рационализация режима - одна из самых эффективных мер профилактики заболеваний и оздоровления детей.

С гигиенических позиций четко нормируются все виды деятельности и отдыха детей. Чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима осуществлялись строго последовательно и в одно и то же время. Когда предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для осуществления последующего, это способствует закреплению системы устойчивых условных рефлексов. Школьники, неукоснительно соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, эффективнее трудятся, быстрее засыпают и меньше устают.

Для того, чтобы без ущерба для здоровья справляться с многочисленными нагрузками, ребенку необходимо соблюдать рациональный режим дня, т.е. целесообразно установленный и постоянно выполняемый порядок чередования труда (умственного и физического), отдыха, приема пищи и сна. Хорошо составленный и соблюдаемый режим дня повышает работоспособность, успеваемость, дисциплинирует школьника. Систематическое выполнение режима дня способствует нормальному росту и развитию организма.

Основные режимные моменты - это учебные занятия в школе и дома, занятия в учреждениях дополнительного образования, кружках и т.д., подвижные игры и спорт, прогулки, помощь в семье и самообслуживание, свободное время, прием пищи и ночной сон. С возрастом соотношение отдельных компонентов режима по времени меняется, более продолжительными становятся учебные занятия, менее продолжительными прогулки.

Главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной и физических нагрузок и труда и отдыха при этом всякая деятельность, как интеллектуальная, так и физическая, по характеру и длительности должна быть посильной для ребёнка, не превышать пределов его работоспособности, а отдых - обеспечивать полное функциональное восстановление организма.

Примерный режим дня для первоклассника:

Подъём 7.00

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00 – 7.20

Завтрак 7.20-7.40

Дорога в школу 7.40-7.55

Занятия в школе 8.30-11.45

Горячий завтрак в школе 9.30 – 9.45

Дорога из школы или прогулка после занятий 12.00 – 12.30

Обед 12.30 – 13.00

Послеобеденный сон или отдых 13.00 – 15.00

Прогулка, игры на воздухе, помощь семье 15.00 – 16.00

Полдник 16.00 – 16.15

Выполнение домашних заданий (со второго полугодия) 16.30 – 17.15

Прогулка, общественно полезный труд 17.15 – 19.00

Ужин, свободное время, помощь семье, ручной труд, тихие игры 19.00 – 20.00

Приготовление ко сну 20.00 – 20.30

Сон 20.30 – 7.00

________________

Многим семьям, в которых появились первоклашки, думаю, знакома ситуация, когда уже в начале сентября маленький школьник по вечерам еле-еле доползает до своей кровати, а утром очень долго и мучительно просыпается. Почему так происходит, неужели ребёнка так сильно перегружают в школе? А если малыш ещё ходит в какие-либо кружки, или в спортивные секции… Неужели занятия спортом придется отменять?

На самом деле, происходит это, в большинстве случаев не из-за перегрузки, а из-за неправильно спланированного режима дня, или из-за его полного отсутствия. Первоклассник ещё не в состоянии сам распланировать свой день так, чтобы успеть сделать все необходимое, отсеять второстепенные, или вовсе ненужные дела и ещё оставить время на отдых.

Задача родителей помочь малышу, и научить его рационально выстраивать график на каждый день, т. е. организовать режим дня ребенка.

Организация режима дня позволяет ребенку:

легче справиться с учебной нагрузкой;

защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.

Точный распорядок занятий - это основа любого труда.

Сразу следует отметить, что работоспособность у детей, не одинакова на протяжении дня. Специалисты говорят о двух, так называемых пиках трудоспособности: с 8 до 11 часов утра, и с 16 до 18 часов вечера. Затем, наступает резкий спад. Основываясь на этих данных и необходимо выстраивать оптимальный режим маленького школьника.

Просыпаться ребёнок должен приблизительно за час до выхода из дома. Сразу зарядка, затем горячий завтрак. Не стоит рассчитывать на то, что ребёнок покушает в школе - завтрак должен быть обязательно.

С 08.30 и приблизительно до 11.45 – занятия в школе. Первое время в расписании первоклассников всего 3 урока по 35 минут, чтобы им легче было привыкать к новому виду деятельности - учебе. После школы стоит погулять на улице. Пусть первоклассник побегает, попрыгает, активно проведет время.

Когда ребёнок приходит из школы, не стоит сразу усаживать его за уроки. Во-первых, как мы уже знаем, работоспособность ребёнка в это время сильно понижается. Во-вторых, малышу просто необходимо отдохнуть после занятий в школе.

Самым идеальным вариантом была бы прогулка с играми на свежем воздухе. Если выйти на улицу нет возможности, позвольте малышу порезвиться дома. Если ребёнок сильно устаёт, нужно сохранить дневной сон, к которому ребёнок привык в детском саду.

Лучшее время для подготовки домашнего задания приблизительно с 16 до 18 часов. Начинать нужно с более простых, затем переходить к более сложным. Каждые 25-30 минут нужно давать возможность ребёнку отдохнуть. Лучше всего сделать с ним пальчиковую зарядку, или несколько упражнений. Если ребёнок, занимается в какой – либо секции, занятия там тоже должны заканчиваться не позднее 18 -19 часов, чтобы малыш успел вернуться домой, поужинать и вовремя лечь спасть.

Ужинают все школьники дома за 1,5-2 часа до сна. Ужин, принятый непосредственно перед сном, мешает ночному отдыху.

А вот вечер можно посвятить домашним играм или прогулке всей семьей. Если вы заняты хлопотами по дому, постарайтесь вовлечь в них и ребенка. Ведь он соскучился за день и сейчас особенно стремится к общению с вами. Но вот дела завершены. В каждой семье к телевизору свое отношение.

В одних семьях дело сводится к прямому запрету - в будни детям смотреть телепередачи не разрешают. В других обсуждают программу передач на неделю и отбирают передачи, которые будут смотреть дети, стараясь не превысить рекомендуемой нормы - до 7 часов в неделю. В третьих семьях взрослые сами бездумно оказываются пленниками телевидения. И дети здесь все свободное время проводят у телевизоров и сильно устают. Особенно от просмотра недетских передач. Этот вид сидения перед телевизором, по утверждению врачей, особенно опасен для младших школьников.

Следите за тем, чтобы первоклассник не ложился спать слишком поздно. Спать желательно ложиться не позже 21 часа, так как первоклассник должен спать около 11,5 часов в сутки (включая 1,5 часовый дневной сон). Хороший, спокойный сон - это основа здоровья. Даже совсем большие дети очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

Важный вопрос в организации режима дня - это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время.

Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность, ребенок не прекращает играть. Под влиянием учения, новых знаний об окружающем мире, под влиянием дальнейшего физического укрепления организма в игру школьника вносится много новых и интересных моментов. Игра оказывает по-прежнему большое влияние на воспитание у ребенка положительных личностных качеств.

Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д. Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.

Выходные дни постарайтесь разгрузить от домашних хлопот и уделить побольше внимания ребенку. Чем заняться? Куда пойти? В кино, цирк, в музей, на выставку. Большое удовольствие доставят вам совместные прогулки с детьми. Все это сближает нас с ребятами, закладывает прочные и глубокие узы дружбы, без которой трудно строить отношения с подрастающими детьми. Нужно только планировать все заранее и так, чтобы не перегружать ребенка зрелищами.

Должен ли ребенок в выходные дни соблюдать режим дня? На первых порах - обязательно. До того момента, пока первоклассник не привыкнет к новому ритму. Но бот процесс привыкания закончился. После этого не будите ребенка утром! Он и сам долго не заспится. Завтрак в этот день проходит, как правило, чуть позже. И обед затягивается-за столом собирается вся семья. А вот лечь спать первоклассник должен вовремя; ведь завтра в школу!

Конечно, начинать приучать малыша к новому режиму дня нужно постепенно, на это может уйти от двух недель до двух месяцев. Все зависит от характера и темперамента ребёнка, а также от родителей, но поверьте – эти нововведения пойдут ребёнку только во благо.

Девять подсказок для родителей первоклассника.

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до поступления в школу.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры.

Грамотно распланированный режим дня для школьника-первоклассника, который адаптируется к новому ритму жизни, оказывает положительное влияние на преодоление огромного количества проблем и трудностей, которые ожидают ребенка в начале обучения. Родителям, дети которых уже закончили первый класс, хорошо известны нагрузки, испытанные ребенком на первых этапах школы. Они могут вызывать хроническое переутомление, а в ряде случаев становятся причиной возникновения и более серьезных проблем – опасных заболеваний. Правильно организованный изначально режим дня школьника 1 класса если и не поможет избежать трудностей, то уж точно значительно их облегчит. Еще один чрезвычайно важный момент: ребенок с помощью режима приучается к дисциплине, а это полезно как для него самого, так и для всех, кто его окружает.

Последствия отсутствия режима дня

Первым звоночком при отсутствии у первоклассника распорядка дня станет быстрое снижение общей работоспособности, которое проявляется и в беспокойстве двигательного характера. Если школьник на уроках не способен спокойно высидеть больше пятнадцати минут не отвлекаясь, а выполнение домашнего задания становится пыткой для него и родителей, то это повод для действий. Но не стоит бороться с невнимательностью упреками, криками или оскорбительными словами о том, какой он «бестолковый», ведь ребенок и сам не может понять причины своего состояния. В действительности же такое поведение является прямым доказательством того, что пора составлять расписание дня для первоклассника, чтобы упорядочить учебный процесс.

Примерный режим дня

Составить расписание дня для собственного ребенка – задача не такая уж простая. Сегодня первоклассники, кроме школы, обычно посещают несколько кружков, занимаются в спортивных и музыкальных школах, осваивают иностранные языки. Предлагаем вам примерный режим дня первоклассника, который поможет избежать быстрого переутомления. Время, конечно же, может варьироваться, потому что уроки начинаются как в 08.00, так в 08.30, 9.00 и даже 10.00, что зависит от расписания занятий в конкретной школе.

  • подъем;
  • прием водных процедур;
  • завтрак (обязательно сытный, полезный, легкоусвояемый);
  • дорога в школу;
  • занятия (с перекусом на большой перемене);
  • дорога домой;
  • обед (наличие первого блюда – обязательно!);
  • сон, если ребенок еще нуждается в дневном сне;
  • выполнение домашнего задания;
  • активные игры, желательно на свежем воздухе;
  • ужин;
  • свободное время (спокойные игры, чтение, общение с родителями);
  • вечерние водные процедуры;
  • ночной сон.
Важные моменты

Современные педагогические правила запрещают давать первокласснику задания на дом. Однако некоторые педагоги полагают, что небольшие и несложные задания, которые следует выполнять дома ежедневно, – это залог автоматизации навыков школьника. То есть смысл «домашки» не в том, чтобы научить, а в том, чтобы научить учиться. Кроме того, уровень знаний некоторых первоклашек требует выполнения дополнительных индивидуальных заданий.

Еще одно важное правило состоит в том, что правильный режим дня без режима питания первоклассника невозможен. Если организм не подпитывать «топливом» изнутри, то он достаточно быстро станет мишенью для переутомления, авитаминоза, упадка сил и, как следствие, полной неспособности нормально учиться.

Не переживайте, пройдет немного времени и ваш школьник освоится с новой ролью. Но сейчас ваша обязанность – помочь ему и сделать так, чтобы учеба была не тяжелой обязанностью, а способ узнать много полезного, интересного, нового.

Режим дня

первоклассника

Распорядок дня школьника, первоклассника значительно отличается от дошкольного возраста. Родители, в первую очередь вы должны понимать, что перестроиться придется и вам. Если в дошкольном возрасте (в садике), можно было и проспать, и не пойти в садик, то теперь такие погрешности недопустимы. И здесь вы должны проявиться всю свою настойчивость.

Уважаемые родители, помните, что регулярное выполнение назначенного распорядка дня подымет жизненный тонус вашего ребенка, сделает его более активным. Распорядок дня позволяет ребенку легче воспринимать информацию, легче проходить школьную программу. И еще один огромный плюс. При исполнение распорядка дня, у ребенка вырабатываться соответственные рефлексы, которые позволят ему легче заснуть в вечернее время, и довольно бодро проснуться сутра.

Невыполнение же распорядка дня чревато повышением уровня заболевания (снижением иммунитета), ребенок становиться вялым, неактивным физически, плохо воспринимает информацию, успеваемость в школе так же падает). В этом вы можете убедиться, буквально в течение пары недель, если достаточно серьезно будете наблюдать за вашим школьником.

Двигаемся дальше. Подъем ребенка по утрам. В школах нашей доблестной страны, в большинстве своем, занятия начинаются в 8.30. (Хотя есть и другие варианты). Ребенок должен встать так, что бы он мог спокойно, не торопясь, собраться в школу, позавтракать, желательно помыть за собой посуду, и неспешным темпом прибыл в школу за 15 минут до начала занятий. Ребенку важно знать, что он никуда не опаздывает, что бы он спокойно переоделся, переобулся и марш на занятия!

Сразу же по окончанию школы дайте ребенку минут 40 на прогулку, желательно на свежем воздухе, конечно же если погода позволяет. А далее за уроки. Оптимальное время выполнение уроков (с точки зрения физиологии) с 16 часов. Так как физиологи утверждают, что в период 14-15 часов, мозговая активность падает, и к 16.00 обратно набирает обороты.

Так же старайтесь приучать ребенка делать уроки в одно и то же время каждый день. Первое время будет конечно непросто, но я верю в вас, вы справитесь. В дальнейшем это будет огромный плюс.

Так же не забывайте следить за осанкой первоклассника, сменой устных и письменных занятий. Желательно разнообразить школьнику выполнение домашнего задания. Так же не советуем тратить на выполнение уроков более 1 часа в день, думаем этого вполне достаточно. Оставшиеся же дырки в распорядке дня вашего школьника можете забить разнообразными секциями как спортивными так и творческими. В таком юном возрасте это просто необходимо!

В течение рабочей недели к телевизору школьника подпускать практически нельзя. Не больше 30 минут в день, и не более 3 раз в неделю. Хоть это и не легко, но все же постарайтесь, не зомбируйте ребенка с детства. И помните, сами перед этим ящиком не сидите сутками, вы вить показываете пример своему ребенку.

Отбой у первоклассников не позже 9 часов вечера, и тут так же проявите всю свою настойчивость. Это оптимальное время для сна в его возрасте. У школьника обязательно должен быть здоровый сон.

И помните, главное добиться регулярности исполнения распорядка дня школьника.

Под режимом дня понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологиче­ского равновесия организма со средой, в которой осуществля­ются воспитание и обучение, так как он основан на всесторон­нем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребен­ка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический ха­рактер, регулярность отдельных элементов режима и их чере­дование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем. Режим - основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высо­кую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повы­шает общую сопротивляемость организма, создает благоприят­ные условия для физического и психического развития.

Для первоклассников соблюдение режима дня имеет осо­бое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны - новые условия жизни, необходимость адап­тации к нелегким для организма ребенка физическим и психиче­ским нагрузкам, связанным с систематическим обучением, лом­ка старых стереотипов поведения и деятельности и создание но­вых предъявляют повышенные требования ко всем физиологи­ческим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адапта­ции к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным от­клонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.

Если у ребенка отмечаются раздражительность, беспо­койство, плохой аппетит, нарушения сна, отставание в физи­ческом развитии, то причина чаще всего заключается именно в несоблюдении режима дня. Рационализация режима - одна из самых эффективных мер профилактики заболеваний и оз­доровления детей.

С гигиенических позиций четко нормируются все виды деятельности и отдыха детей. Чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима осуществлялись строго последовательно и в одно и то же время. Когда предыдущий этап дневного ритма яв­ляется условным сигналом для осуществления последующего, это способствует закреплению системы устойчивых условных рефлексов. Школьники, неукоснительно соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, эффективнее трудятся, быстрее засыпают и меньше устают. На родительских собрани­ях, во время индивидуальных бесед с родителями учитель дол­жен пропагандировать необходимость обязательного соблюде­ния режима дня, пояснять значение каждого элемента режима для успеваемости и сохранения здоровья учащихся.

Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные иг­ры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное вре­мя), прием пищи, личная гигиена.

Для того, чтобы без ущерба для здоровья справляться с многочисленными нагрузками, ребенку необходимо со­блюдать рациональный режим дня, т. е. целесообразно уста­новленный и постоянно выполняемый порядок чередования труда (умственного и физического), отдыха, приема пищи и сна. Хорошо составленный и соблюдаемый режим дня повы­шает работоспособность, успеваемость, дисциплинирует школьника. Систематическое выполнение режима дня спо­собствует нормальному росту и развитию организма.

Основные режимные моменты - это учебные занятия в школе и дома, занятия в уч­реждениях дополнительного образования , кружках и т. д., подвижные игры и спорт, прогулки, помощь в семье и само­обслуживание, свободное время , прием пищи и ночной сон. С возрастом соотношение отдельных компонентов режима по времени меняется, более продолжительными становятся учебные занятия, менее продолжительными прогулки. Мо­гут появляться новые виды деятельности, например, сейчас достаточно распространена трудовая деятельность школьни­ков во внеурочное время. Однако главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной и физиче­ских нагрузок и труда и отдыха, при этом всякая деятель­ность, как интеллектуальная, так и физическая, по характе­ру и длительности должна быть посильной для подростка, не превышать пределов его работоспособности, а отдых - обеспечивать полное функциональное восстановление орга­низма.

Примерный режим дня для первоклассника

Подъём

Утренняя зарядка, водные процедуры,

Уборка постели, туалет

7.00 – 7.20

Завтрак

7.20-7.40

Дорога в школу

7.40-8.10

Гимнастика до занятий

8.15-8.25

Занятия в школе

8.30-12.30

Горячий завтрак в школе

10.00 – 10.15

Дорога из школы или

Прогулка после занятий

12.30 – 13.30

Обед

13.30 – 14.00

Послеобеденный сон или отдых

14.00 – 15.00

Прогулка, игры на воздухе, помощь семье

15.00 – 16.00

Полдник

16.00 – 16.15

Выполнение домашних заданий

(со второго полугодия)

16.15 – 17.15

Прогулка, общественно полезный труд

17.15 – 19.00

Ужин, свободное время, помощь семье,

ручной труд, тихие игры

19.00 – 20.00

Приготовление ко сну

20.00 – 20.30

20.30 – 7.00

Педиатры утверждают, что семилетние малыши должны спать 10 часов в сутки. Будить школьника нужно примерно за час до начала занятий, иначе на уроке ребёнок будет просто спать.

Приводить ребёнка в школу нужно хотя бы за 15 минут до начала занятий, а в первый месяц - за полчаса.

Школа - штука для них непривычная, поэтому они ещё плохо ориентируются в школьных коридорах и могут просто опоздать к началу занятий. Кроме того, переодевание в раздевалке занимает у семилеток довольно много времени.

Кормить ребёнка завтраком необходимо. Нужно постепенно приучить малыша к тому, чтобы съедать перед выходом из дома хотя бы фрукты, пить сок, сладкий чай или какао. Этого хватит, чтобы продержаться до школьного завтрака, которым обычно первоклашек кормят после первого или второго урока.

Если ваш ребёнок уже до школы научился писать и читать, это очень хорошо. Однако главное качество, которое должно быть сформировано у ребёнка - это произвольность, то есть умение управлять своим поведением.

Очень полезно немного поиграть с ребёнком в школу ещё летом. Купите маленькую доску для мела (на крайний случай сойдет и белый лист бумаги). Посадите за «парту» ребёнка и его любимые игрушки.

Самое главное, что должен усвоить ребёнок - это элементарные правила поведения в классе. Объясните ему, что учительницу нужно называть по имени-отчеству; если необходимо что-то сказать, встать или выйти, надо поднять руку и попросить разрешения.

Часто детей трудно убедить готовить дома уроки. Это связано с тем, что ребёнку ещё трудно сосредоточиться на одном деле дольше 5-10 минут подряд. Он вертится, отвлекается, встает из-за стола. Чтобы избежать подобного, возьмите за правило ежедневно, лучше в одно и то же время, заниматься с ним чтением, письмом, счётом. Занятия должны быть достаточно короткими (около 20 минут), увлекательными, с весёлыми переменками.

Главное, чтобы ребёнок понял: занятия отныне обязательны, и хотя бы час он должен посвятить урокам.

Чтобы научить ребёнка концентрироваться, можно поиграть с ним в игру. Вы пытаетесь его отвлечь, а он, взрослый и сосредоточенный, не дает этого сделать.

Чтобы суметь помочь своему малышу в случае необходимости, нужно иметь с ним постоянный контакт. Спрашивайте его, как прошёл день в школе, пусть он привыкнет рассказывать обо всём, что с ним происходило, пока вас не было рядом. Ведь совсем без проблем бывает крайне редко. Ребёнку на пороге новой жизни очень важно понимать, что любые проблемы можно решить, и родители - его самые лучшие друзья.

Физиологической основой режима дня является выработка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок настраивает на учебу, отдых, физиче­скую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел, успешнее идет учеба. При соблюдении режима дня у ребенка формируются условные рефлексы. Привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время спо­собствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшийся ребенок лучше воспринимает учебную информацию, объяснения учителей на уроке, быстрее справляется с приготовлением домашних заданий, его работоспособность выше.

Наш организм нуждается в поступлении пищи в определенном ритме. Существует суточный ритм выделения пищеварительных соков и активно­сти ферментов. С полной уверенностью можно говорить о том, «что чело­век - это не только то, что он ест, но и когда он ест». Дети, приученные есть в одно и то же время, реже страдают плохим аппетитом или его отсутстви­ем. Пища усваивается наилучшим образом, оказывается более полезной и даже кажется вкуснее.

Начало школьной биографии меняет привычный уклад жизни малыша. Может, в меньшей степени это происходит у детей, посещавших детский сад. И от того, насколько родители, бабушки и дедушки организованны са­ми и готовы помочь ребенку (вовремя разбудить, научить делать зарядку и правильно подобрать упражнения для нее, проследить за всем распоряд­ком дня и при этом создать положительный настрой, не встав в позу управ­ляющего послушным роботом), зависит не только учеба ребенка, но и его здоровье.

Важно помнить, что нет и не может быть универсального режима дня для всех детей. Распорядок дня ребенка должен обязательно учи­тывать его индивидуальные особенности и иметь некий «люфт», то есть запас времени в соблюдении режимных моментов.

И если мы осознаем важность правильной организации жизни ребенка, мы постараемся сделать так, чтобы это осознали наши дети.

Что для этого нужно сделать? Во-первых, очень правильно поступают те родители, которые начинают приучать ребенка к соблюдению режима дня еще до поступления в школу. У малыша ведь легче выработать привычку к организованности и порядку, которая постепенно станет чертой характера. Особое значение это приобретает в том случае, если ваш ребенок не отли­чается усидчивостью, умением концентрировать внимание или имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Как же строить режим дня первоклассника? Утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы не спеша собраться в школу. Встать с по­стели нужно за час - полтора до начала занятий, то есть в 7-7.30. Это вре­мя следует скорректировать в зависимости от того, как далеко от школы находится ваш дом. Чтобы стряхнуть остатки сна, настроиться на рабочий лад, утренней гимнастике необходимо уделить не менее 10 минут. На первых порах, если ребенок еще не привык, лучше делать ее вместе с ним. Советуем подобрать соответствующую музыку для утренней гимнастики, может быть, с учетом музыкальных пристрастий сына или дочери. Прове­рено: дело пойдет веселее и с большей охотой. Не забудьте при этом от­крыть форточку или проветрить комнату. Не все дети в столь ранний час, особенно если нет привычки, с удовольствием завтракают. В этом случае ваша настойчивость не должна быть чрезмерной. Важнее сохранить хоро­шее настроение и доброе отношение между вами. Постарайтесь подобрать из продуктов то, что ребенок съест с удовольствием. Чтобы избежать этих утренних проблем, может быть, заранее, с вечера оговорить с ребенком его утреннее меню.

Дорога в школу , если идти не торопясь, в течение 15-20 минут, может стать прекрасной прогулкой. По возможности выберите маршрут подальше от проезжей части.

Если вы не оставляете ребенка в группе продленного дня и забираете его из школы после занятий, то очень важно помочь ему организовать вто­рую половину дня.

Пребывание в школе, особенно в первые месяцы, когда ребенок еще только адаптируется к новому окружению и новым требованиям, весьма утомительно. Специальными исследованиями установлено, что достаточно большая часть первоклассников - 37,5 % - заканчивают учебный день с признаками сильного утомления, а среди посещающих школы с углублен­ным изучением предметов, гимназии, количество таких детей достигает 40%. Еще больше детей - от 68 до 75%, - у которых непривычные школь­ные нагрузки, недосыпание проявляются в неврозоподобных реакциях (на­рушение сна, страх перед школой, учителем и т. д.). Вывод напрашивается сам: учебу необходимо чередовать с полноценным отдыхом.

Утомление - закономерный результат любой работы и не должно нас пугать. А вот его накопление, кумуляция, чревато неприятностями. Прекрасным отдыхом и хорошим способом восстановления сил служит дневной сон. Детей, которые испытывают такую потребность, в первую очередь ослабленных, недавно перенесших болезнь, привыкших спать днем, не стоит лишать такой возможности. А если речь идет о первокласс­никах-шестилетках, то врачи настаивают на обязательной организации дневного сна для тех из них, кто остается в группе продленного дня. Другой способ восстановления сил - прогулка на свежем воздухе , желательно с подвижными играми.

Интервалы между приемами пищи у ребенка 6-7 лет должны быть не более 3-4 часов. Если обед у вашего первоклассника был в 13.00-13.30, то примерно в 16.30 - время полдника. В этот прием пищи целесообразно включить фрукты, соки, молочные продукты (молоко, кефир, йогурт).

Понятно, что ребенок должен привыкнуть к изменившимся требованиям и психологическим нагрузкам.

Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это и есть физиологическая адаптация.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.

Первые 2-3 недели называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.

Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.

Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.

Может быть, помогут усиленные дозы витаминов или "средства для профилактики школьных неврозов", которые продаются сейчас в аптеках без рецепта?

В отношении лекарств я бы не советовала никакой самодеятельности. Любое изменение состояния ребенка, которое вызвало у вас тревогу, должно стать поводом для консультации с врачом. Витамины и БАДы действительно полезны, но лучше все равно спросить врача, потому что бывает не только витаминная недостаточность, но и витаминная избыточность, которая порою намного опаснее.

Режим? Режим!

Продленка для первоклассников - мера настолько вынужденная, что даже говорить о ней тяжело. Если есть хоть малейшая возможность, постарайтесь избежать ее. Понятно, что большинство родителей работает, и далеко не у всех деток есть бабушки и дедушки, готовые подставить плечо в этот труднейший момент. Однако из любого положения есть выход. И не всегда этот выход - продленный день. Многих деток сейчас забирают из школы няни. Найти пенсионерку, которая за 50-70 рублей в час согласится обихаживать наше чадо, достаточно несложно. Бывают и вовсе интересные варианты. На одном родительском форуме мама с восторгом рассказывает, как их семью выручает четырнадцатилетний подросток, сын их друзей. Он забирает девочку-первоклассницу из школы после шестого урока (до трех часов, пока мальчик учится, она обедает и гуляет с группой продленного дня), водит в кружок, кормит, помогает делать уроки и с рук на руки сдает родителям, вернувшимся с работы. И платят они ему по 150 рублей в день, и все довольны!

После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. Домашние задания - те самые, которых по закону в первом классе не должны задавать! - вечером перед сном готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня. Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.

Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Потому как непроснувшееся чадо будет благополучно спать первые два урока в школе.

Все это ясно, как день, и всем давно известно! - Известно - да. Выполняется - нет. По данным исследований, первоклассник недосыпает полтора-два часа. Говорить о хорошем физическом состоянии ребенка, который не бывает на воздухе, не двигается, ест когда попало и что попало, и сидит за письменным столом или за компьютером в течение нескольких часов, а потом два-три часа у телевизора, не приходится.

Физкульт-ура, ура, ура!

Говорят, что мышцы человека за последние сто лет стали получать нагрузку в сто восемьдесят раз меньшую, чем прежде. А от их деятельности напрямую зависит работа отдела мозга, который заведует работой желез внутренней секреции, системы кровообращения и пищеварения. Между тем достаточно два раза в неделю хотя бы по тридцать минут поиграть, например, в футбол - и в мозгу человека возникнет новый очаг радостного возбуждения, который со временем, если занятия физкультурой станут систематическими, подавит очаг застойного отрицательного возбуждения, откроет путь к выздоровлению.

С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым.

Но если родители не хотят быть готовыми к тому, что любимое чадо станет хворым и болезненным , что тогда? Тогда все просто, настолько просто и давно всем известно, что даже и напоминать-то неловко. В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки (перед выполнением домашнего задания и перед сном общей продолжительностью 3-4 часа). Да, обеспечить такие долгие прогулки, причем это должны быть именно подвижные игры на как можно более чистом воздухе - крайне сложно. Но именно на такой продолжительности настаивают педиатры и невропатологи. Между тем подсчитано, что обычно первоклассник гуляет в среднем 29 минут в день!

А как же уроки физкультуры, разве их мало? Да, физкультура - дело неплохое. Но двух уроков в неделю мало, катастрофически мало, и проблемы они не решают. Даже три урока физкультуры, как считают специалисты, компенсируют лишь около 10% необходимой двигательной активности детей. Ребячьему организму, который растет активно только в движении, необходимо не менее восьми часов занятий физкультурой в неделю - по полтора - два часа в день! Иначе дети не смогут восстановить свои силы. Вот и начинают болеть первоклашки - потому что такую интенсивную физическую нагрузку имеют лишь единицы из них. Что же делать?

Прививать ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора, а в движении. Запишите его в бассейн, приучите к совместным утренним пробежкам, к прогулкам перед сном - все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания. Как организовать помощь первокласснику в учёбе?

1. Следите за тем, чтобы ребёнок занимался в одно и то же время и придерживался режима для первоклассника.

2. Не отчаивайтесь, если у ребёнка не сразу получается так, как вам хочется. Вспомните свои переживания в 1 классе .

3. Научитесь точно ставить перед ребёнком учебную задачу, но не более одной, ведь ему трудно удерживать внимание на нескольких объектах. Например: “Постарайся плавно соединить слоги в слова”, “Попробуй аккуратно написать новую букву” и т. д.

4. Главным для учебных тренировок является положительный эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, при которой обязательно будет, достигнут качественно новый результат.

5. Никогда и ни с кем не сравнивайте своего ребёнка, ведь он – личность. Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию ребёнка предполагает изучение его личных успехов, его личного роста относительно самого себя. Поддержите ребёнка в трудной ситуации словами: “Я уверена, что у тебя всё получится”.

6. Организуйте действенную помощь первокласснику. Например, покажите ему, как аккуратно вырезать сигнальные карточки для работы в классе..

7. Приучайте ребенка ежедневно собирать портфель, лучше накануне вечером, но не делайте это за него.

Уважаемые родители, ваш ребёнок скоро войдё т в новую жизнь под названием «Школа». Соблюдение режима дня первоклассника играет большую роль для его самочувствия и успехов в учёбе.

Педиатры всего мира рекомендуют придерживаться подходящего под возраст вашего ребёнка режима дня. По мере взросления ребёнка этот распорядок дня меняется. Ещё до начала уроков в школе продумайте, какие дополнительные занятия вы планируете организовать для вашего первоклассника, когда начинается первый урок, какая нагрузка в день допустима для ребёнка данного возраста, сколько времени вы будете тратить на дорогу, – всё это позволит составить распорядок дня, который подойдё т именно вам.

При соблюдении режима дня первоклассником его нервная система будет легче адаптироваться

Примерный распорядок дня ученика первого класса:

7: 00 Подъём

Если ребёнок учится в первую смену, то просыпается около 7 утра. От момента пробуждения до выхода из дома должно пройти минимум 40 минут. Этого времени первокласснику будет достаточно, чтобы собраться школу. Постарайтесь привить ребёнку любовь к спорту, даже пятиминутная зарядка может укрепить здоровье и помочь проснуться. Постарайтесь организовать режим заранее, лучше сделать это за месяц до начала занятий, чтобы ребёнок успел привыкнуть к новому ритму.

7: 20 Завтрак

Утренний приём пищи очень важен для первоклассника. Он запускает работу пищеварительной системы, глюкоза организует работу мозга. Для завтрака идеально подойдут каши, блюда из яиц или творога. От магазинных сладких хлопьев лучше отказаться, они содержат слишком много сахара. Врачи рекомендуют для питья использовать воду, какао или некрепкий чай. Кофе и газировка недопустимы! Правильный режим питания даст ребёнку необходимое количество энергии и сведёт к минимуму перекусы.

7: 50 Дорога в школу

Если школа недалеко, до неё можно дойти меньше чем за двадцать минут, – откажитесь от машины или автобуса. Конечно, в современном, постоянно куда-то спешащем мире утренняя прогулка кажется чем-то сверхъестественным. По дороге в школу ребёнок подышит свежим воздухом, ходьба заменит физическую нагрузку, и на занятиях первоклассник будет полон сил.

8: 30 – 13: 00 Время в школе

Распорядок дня первоклассника в школе строго регламентирован. В первом полугодии в школе практикуется использование «ступенчатого» режима обучения (в сентябре, октябре – не более 3 уроков в день по 35 минут каждый; в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь май – по 4 урока в день по 40 минут каждый). Обязательны и весёлые физкультминутки во время урока.

При выборе школы, ещё до поступления в первый класс, ответственно принимайте решение относительно образовательной программы. Узнайте, какую программу использует учитель в выбранной вами школе. Родители, которым важны не только знания, но и индивидуальный подход к ребёнку, мягкая адаптация в первом классе, интересные, развивающие задания, выбирают систему учебников «Начальная школа XXI века». Благодаря дифференцированному подходу к каждому ребёнку, поощрению детского любопытства, заложенного разработчиками этой системы, первоклассники без стресса и усталости, с интересом и желанием изучают школьную программу.

Перемена. Посоветуйте ребёнку на переменах играть с одноклассниками в спокойные игры, научите им ребёнка заранее. Объясните, что интерактивные игры на телефоне или планшете не лучший вариант для отдыха, к тому же мешают общению со сверстниками. Если школьник ходит в группу продлённого дня, то домой он приходит около 16: 30. Позаботьтесь, чтобы у ребёнка был с собой комплект сменной одежды, перекус и вода.

13: 30 Дорога из школы

Непродолжительная прогулка по дороге домой – лучший вариант переключения с умственной деятельности. Школьнику надо чуть более получаса, чтобы полностью отвлечься от учёбы и перестроиться на другой вид деятельности. Разрешите ребёнку бегать и прыгать. Представьте, как сложно первоклассникам выдерживать принятый порядок поведения на уроках: внимательно слушать учителя, не крутиться, не вскакивать, не болтать. Куда же деться неуёмной энергии из детского организма? Разрешите ей выплеснуться наружу, это даст возможность легче переносить школьные нагрузки.

14: 00 Обед

Помните известную фразу короля Пруссии Фридриха Вильгельма Первого «Война войной, а обед по расписанию»? Старайтесь, чтобы обед начинался в одно и то же время. Обед по расписанию полезен для пищеварения. Организм привыкает, начинает готовиться к приёму пищи заранее, например выделять желудочный сок буквально за 10 минут до предполагаемого времени обеда. Питание школьника должно быть сбалансировано, обед не должен быть всухомятку. Пусть это будут простые сытные блюда: супы, паровые котлеты, рыба или мясо с гарниром, овощной салат, полезный напиток.

15: 00 Время после школы

К сожалению, этим временем мало кто умеет грамотно распоряжаться. Родители ещё в дошкольном возрасте нагружают ребёнка кружками и секциями, часто начало школьной жизни воспринимается родителем как обязательная необходимость записать первоклассника в школу искусств, спортивные секции, что создаст непосильную нагрузку на организм ребёнка в сложный период адаптации к школе.

Лучшим временем для начала серьёзных занятий вне школы будет период за год-два до школы либо начиная со второго класса. Откажитесь на этот год от обилия кружков, которые требуют усидчивости, длительной концентрации внимания, занимают много времени. Дайте школьнику адаптироваться и привыкнуть к учебной нагрузке.

Конечно, непросто представить первоклассника, у которого не было бы смартфона, планшета или игровой приставки. Напомним, что продолжительность непрерывного использования устройств с жидкокристаллическими экранами для учащихся 1 – 2 классов – не более 20 минут. Выполнение режима использования электронных устройств в течение дня поможет избежать первокласснику многих неврологических и офтальмологических проблем.

18: 00 Время на подготовку к школе

В первом классе не задают домашних заданий, однако многие дети проявляют инициативу и самостоятельно повторяют изученный в школе материал. Родителю важно не вмешиваться, не нагружать первоклассника дополнительными прописями, отработкой техники чтения. Современные педагоги и психологи неоднократно предупреждали, что это приводит к нервным срывам, полной потере мотивации к занятиям.

Приучайте первоклассника к самостоятельности. Первое время собирайте портфель вместе, затем, когда ребёнок немного освоится, доверьте ему самому это занятие. Лучше всего подготовить всё необходимое для школы накануне вечером, таким образом утром удастся избежать излишней суеты и потери времени. Напомните о важных мелочах: носовом платке, влажных и сухих салфетках, сменной обуви, перекусе. При необходимости принимать лекарства проверьте их наличие.

19: 00 Ужин

Детские диетологи рекомендуют придерживаться режима приёма пищи. Главное условие – ужин должен быть не позднее чем за 4 часа до сна, а непосредственно перед сном предложите ребёнку стакан напитка или фрукты (яблоко, банан, грушу). Не стоит злоупотреблять жирными, мясными блюдами. Такая еда способна вызывать тяжесть в желудке и негативно влиять на сон.

19: 30 Время семьи

Проведите этот час с ребёнком. Если у вас несколько детей, постарайтесь уделить внимание персонально каждому. Спросите о делах в школе, желаниях, печалях и радостях, планах на завтрашний день, поделитесь своими новостями. Если никак не получается обойтись без телевизора, посмотрите добрый мультфильм или семейный фильм вместе. Идеально, если найдётся время на семейную прогулку.

20: 30 Подготовка ко сну

Очень важное время, которое влияет на качество сна. Педиатры советуют как минимум за час до сна ограничить просмотр телевизора и активные игры. Отлично, если у вас есть вечерний ритуал, который помогает подготовиться ко сну. Чтение книги, обсуждение прошедшего дня хорошее занятие для завершения дня. Лучше это делать, когда ребёнок уже закончил водные процедуры и готов ко сну. Первые несколько дней может быть непривычно придерживаться такого режима, но чем дольше ребёнок его соблюдает, тем лучше для организма. Уже через неделю не будет проблем с засыпанием вовремя, значит, школьник будет спать, сколько ему положено. Главное правило ребёнок должен высыпаться. Запомните, ученик младшей школы должен спать не менее 10 часов. Дети, которые соблюдают режим, реже страдают от нервного перенапряжения и усталости.

21: 00 Сон

Пора спать. Идеально, если ваш первоклассник готов ко сну, он завершил все свои дела и уже 5 – 10 минут находится в кровати. Так он успеет настроиться на сон. Для полноценного сна не забудьте проветрить комнату, оптимальная температура воздуха в помещении должна быть в районе 18 градусов. Зимой, когда работают отопительные приборы, контролируйте влажность воздуха, показатель 60% является нормой. Старайтесь, чтобы ребёнок спал в полной темноте, важные для организма кортизол и меланин вырабатываются при полном отсутствии света.

В выходные, когда утром можно как следует выспаться, старайтесь не нарушать режим более чем на 20–30 минут. Конечно, весь режим невозможно освоить сразу. Позаботьтесь о правильном распорядке дня заранее, лучше начать подготовку к нему до начала учебного года, и тогда весь учебный процесс будет первокласснику в радость.


Ольга Фатеева