Сказка про бактерии. Петька-микроб — повесть Григория Остера

Жила-была на свете маленькая бактерия по имени Биффи. По правде говоря, это только так, для красного словца, говорится "на свете". На самом деле жила Биффи на стенке толстого кишечника, и о том, что такое свет, понятия не имела.

Нам, людям, кажется, что у бактерий очень короткий век - всего несколько дней. Но в нашем мире все относительно. Наверное, звездам, горам и старым-престарым деревьям тоже кажется, что человеческая жизнь не длиннее вспышки молнии.

Биффи же не о чем таком не думала, тем более что в ее жизни постоянно что-нибудь происходило. Маленькая бактерия знала, что она живет внутри Человека, который заботится о ней - кормит и дает "крышу над головой". А еще Биффи знала, что ее задача - защищать организм человека от разных опасностей. И храбрая маленькая бактерия старалась изо всех сил. Например, в кишечнике нередко появлялись Опасные Чужаки. Они тоже хотели поселиться там, в тепле и уюте, но взамен принести Человеку одни неприятности. Когда это случалось, Биффи со своими сестренками набрасывалась на непрошенного гостя и тут же уничтожала его.

Но однажды Биффи почувствовала - что-то не так. Ей стало жарко… ну и, в общем, сами знаете, как чувствует себя приболевшая бактерия. Конечно, маленькая бактерия не могла знать о том, что Человек заболел ангиной - она даже не знала, что у него есть горло. Но вредные вещества, которые выделяли Злые Бактерии, поселившиеся в горле и вызвавшие заболевание, вместе с кровью приносились и в кишечник.

Но самое страшное случилось через некоторое время, когда в кишечнике появилась таблетка ! Внезапно Биффи почувствовала, что ей стало очень плохо, и она едва успела спрятаться в складочку на стенке кишечника и зарыться в спасительную слизь. И уже оттуда она наблюдала, как гибнут ее подруги и сестренки, не успевшие спрятаться.

Через некоторое время этот кошмар повторился. Да, вредных веществ с кровью стало поступать намного меньше, но Биффи чувствовала, что еще одной таблеточной атаки она не выдержит. Она и так чувствовала себя хуже некуда. Не было вокруг привычной защитной среды, а живых бактерий становилось все меньше. Поэтому Биффи практически смирилась с тем, что в скором времени ее ждет та же участь.

Так бы все и случилось, если бы мама Девочки (ведь Человек, в кишечнике которого жила Биффи, была именно маленькой Девочкой), не дала ей пробиотик .

Биффи просто не могла поверить, когда рядом с ней вдруг оказались сотни тысяч таких же, как она, бактерий, только здоровых, энергичных, исполненных жизненной силы. Она почувствовала, что ее вновь окружает защитная среда, привычная ей с рождения. Скоро Биффи совсем поправилась, а еще через несколько дней она дала жизнь двум маленьким дочкам. А от них произошли тысячи и тысячи других бактерий. Все они, как и Биффи, верно служили своей хозяйке, защищая ее от болезней. Если бы Биффи знала, в чем дело и кто пришел ей на помощь, она непременно бы сказала бы пробиотику спасибо.

Ситуация, описанная в сказке, - болезнь и прием антибиотиков, к счастью, не каждый день встречается в нашей жизни. Тем не менее, есть факторы, которые изо дня в день плохо влияют на нашу микрофлору - экологические проблемы, стрессы, неправильное питание. Поэтому и наши бактерии нуждаются в регулярной поддержке и защите.

Особенно важно, чтобы микрофлора была здоровой у будущих мам. Здоровье женщины в период беременности подвергается серьезному испытанию: все органы и системы вынуждены работать в режиме двойной нагрузки. Обостряются хронические или выявляются скрытые заболевания. Даже простуда, которая еще недавно казалась пустяковой, теперь не на шутку беспокоит будущую мать - вызовет ли болезнь осложнение, как она отразится на здоровье малыша? Кроме этого, у беременной женщины резко снижается общий и местный иммунитет, а, значит, защитная микрофлора всего организма, в том числе и влагалища, подавляется внешними вирусами и инфекциями. Поэтому дают о себе знать и гинекологические заболевания, в том числе и бактериальный вагиноз.

Врачи выделяют несколько групп беременных женщин, микрофлора которых нуждается в особенном внимании:

  • перенесшие воспаления влагалища, острые респираторные, вирусные и бактериальные инфекции, обострения заболеваний мочевыводящей, пищеварительной систем;
  • с бактериальным вагинозом, дисбактериозом кишечника;
  • страдающие аллергическими заболеваниями;
  • с ранним и поздним (токсикозом);
  • страдающие анемией;
  • женщины, которым планируется кесарево сечение;
  • женщины, получавшие во время беременности антибиотики или гормональную терапию.

На слизистой оболочке влагалища здоровой женщины живет множество бактерий, из них 90-92% - это защитная микрофлора (лактобактерии, бифидобактерии и пептококки), которая противостоит болезнетворным бактериям, грибкам, вирусам. Помимо защитной флоры во влагалище живут и другие бактерии, которые в небольшом количестве не опасны для здоровья, это так называемая условно-патогенной флора. Когда защитная микрофлора численно сокращается или погибает, ее место занимает патогенная или условно-патогенная флора, вызывая не только дискомфорт, но и воспалительные процессы.

Беременные женщины, которым планируется кесарево сечение, должны максимально укрепить свою защитную микрофлору. Во время операции будет травмирована слизистая оболочка влагалища и матка, существует риск попадания в организм "видавшей виды" больничной микрофлоры. Кроме этого, после операции будут обязательно назначены антибиотики, которые убивают и полезные бифидо- и лактобактерии.

Сегодня в большинстве родильных домов ребенка сразу после рождения выкладывают на живот матери. Это нужно для того, чтобы его кожу заселила "родная" микрофлора, а не больничные микробы. Поэтому так важно для матери иметь здоровую микрофлору на коже, и особенно в области сосков. После начала кормления у многих женщин на сосках появляются трещинки. А если на их поверхности нарушена микрофлора, в ранки может попасть инфекция, что грозит развитием .

По последним данным, после лечения антибиотиками нарушается состав бактерий, живущих на коже, а на восстановление уходит не меньше 5-ти лет. Поэтому если женщина незадолго до беременности или во время ее употребляла такие препараты, то после рождения ребенка могут возникнуть серьезные проблемы.

Если вы планируете беременность или уже пребываете в столь прекрасном и трогательном положении, позаботьтесь о себе, ребенке и вашей с ним микрофлоре.

Для этой цели используются пробиотики - препараты, которые помогают восстановить естественную флору. Они бывают в сухой и жидкой форме. Бактерии в сухих препаратах находятся в высушенном состоянии - такой препарат удобно хранить в течение длительного времени. Но когда такие бактерии попадают в организм, они начинают работать не сразу. Требуется 6-10 часов, чтобы они перешли в активную форму. Образно говоря, разница между этими формами, как между сухим и свежим молоком.

При этом в жидком пробиотике есть не только бактерии, но и вещества, которые они вырабатывают. Эти продукты жизнедеятельности бактерий помогают создавать в кишечнике среду, благоприятную для жизни защитных бактерий.

Раньше недостатком жидких пробиотиков считался короткий срок их хранения - меньше месяца. По истечении этого срока бактерии начинали слабеть и погибать. Новое поколение жидких пробиотиков, препараты "Биовестин" и "Биовестин-лакто" сохраняют бактерии живыми и активными почти три месяца.

Чтобы попасть в состав этих препаратов, бактерии проходят строгий "отбор". Для чего это нужно? Научными исследованиями доказано, что лучшими защитными свойствами обладают бактерии молодые, но достаточно зрелые. Именно такие бактерии особым образом "отбираются" и включаются в состав "Биовестинов". В 1 мл этих препаратов содержится более 10 в 10-й степени бактерий. Например, 12 мл флакона "Биовестина" достаточно, чтобы приготовить более 20 литров бифидокефира.

Для восстановления защитной микрофлоры организма мы рекомендуем дважды в течение беременности - в первом и последнем триместре - принимать "Биовестин" или "Биовестин-лакто", длительность одного курса - 4 недели. Рекомендуется принимать по 1,5-2 мл. 2 раза в день, за 30 минут до приема пищи.

Беременным, у которых в мазках найдены нарушения микрофлоры влагалища, рекомендуется применять "Биовестины" внутривагинально: вводить во влагалище шприцом без иглы по 2 мл один раз в день. Лактобактерии - а это лучшие защитники влагалища, поэтому в этом случае используйте "Биовестин-лакто". Если у вас есть предрасположенность к молочнице или в мазках обнаружены грибки Candida, рекомендуется использовать "Биовестин". Для профилактики мастита рекомендуется за две недели до родов смазывать соски "Биовестином" по 1 мл два раза в день.

Лимончик — очень активный желтый бегемотик, как все дети 4-5 лет. Он любит прыгать, лазать и трогать на улице все-все! И камешек подберет, и в лужу руки окунет, и листок на дереве сорвет. А однажды поймал лягушку и принес ее показать маме. Мама, конечно, испугалась и чуть на стул не запрыгнула. Хотя лягушка была добрая и смешная.

После каждой прогулки мама настаивала на том, что Лимончик должен помыть руки. Не просто сполоснуть их водой, как он часто делал, а взять мыло, хорошенько намылить свои ладошки, потереть каждый пальчик, и только потом смыть пену. Мама говорила, что мыло убивает все бактерии. И болезни Лимончику будут не страшны. Мытье рук очень раздражало бегемотика. Ладоши выглядели абсолютно чистыми. Какие такие микробы? Что мама придумывает?

И вот однажды Лимончик маму обманул. Он не мыл руки. Вот совсем. Заходил в ванную комнату, включал воду, потом выключал и выходил. Бегемотик все ждал, когда же вредные микробы и бактерии нападут на него. Все было спокойно. Прошла неделя, потом вторая. Мама ничего не замечала, а Лимончик радовался.

Вечером Лимончик как всегда лег спать. Ночью ему приснился Микроб. Он громко смеялся и потирал свои грязные руки. Лимончик даже не думал, что у микробов тоже есть руки. Но Микроб хлопал в зеленые ладоши и звал бактерии посмотреть на желтого бегемотика, который не моет руки. Микроб и его подружки бактерии сели на кровать к Лимончику и рассказывали, как теперь им хорошо живется в животе бегемотика.

Утром у малыша заболел живот. Мама переживала и все удивлялась, что же произошло. К вечеру поднялась температура. Было совсем нехорошо. Бегемотик ничего не мог есть, его рвало и не было сил даже выпить воды. Мама вызвала скорую помощь. Врачи сделали укол, и Лимончик наконец уснул. Теперь Микроб был не один. Он привел к бегемотику всю свою семью: страшных зубастых микробов, которые становились все больше и злее. Все трогали животик маленького бегемота и противно хохотали. Лимончик расплакался и проснулся.

Он рассказал маме о страшных микробах, которые приходят к нему. И о том, как он ее обманывал. Стыдно было очень, но живот болел сильно и микробы пугали.

Мама развела в стакане лекарство и сказала:

— Когда Микроб придет в гости и сядет на кровать, дай ему выпить это лекарство. Если ты уговоришь его, он больше не будет к тебе возвращаться. А еще обязательно расскажи, что ты подружился с мылом.

Лимончик снова уснул. Микроб явился очень быстро. Он как-то даже подрос и стал еще противнее. А на голове у него выросли небольшие рожки. И тоже были грязные и зеленые.

— Я приготовил тебе вкусный лимонад. Почти как Кока-Кола, — сказал Лимончик.

— А что это ты такой добренький и не плачешь? — удивился Микроб.

— Просто решил угостить тебя, раз ты все равно приходишь ко мне каждую ночь.

Микроб взял стакан, понюхал, покрутил и выпил. Что тут началось! Микроб кричал, ругался, надулся как шарик и лопнул. Все его родственники и друзья испугались и начали выпрыгивать через окна и убегать в дверь.

— И не забудьте, мой лучший друг теперь — мыло!

Лимончик проснулся. Комната была пуста. И живот перестал болеть. И температура больше не поднималась. Бегемотик почувствовал, что проголодался и радостно прибежал к маме на кухню.

— Мама, они все убежали.

— Прекрасно, — улыбнулась мама, — думаю, мне больше не надо будет напоминать тебе о мыле?

С того дня Лимончик после улицы всегда тщательно мыл руки. Он очень хорошо запомнил как болел живот, какой неприятный укол и какие страшные и противные микробы и бактерии.

А вы моете руки после улицы?

(С) Яна Горбунова

Редактор: Ангелина Мельник

Ольга Иванникова
Сказка «Как витамины с микробами воевали»

Мы со своей дочуркой сочинили сказку . Может кому-нибудь пригодится .

В одном городе жила одна маленькая девочка. Она любила рисовать, петь, танцевать, но у неё была одна вредная привычка, любила чипсы. И вот однажды когда её мамы не было дома,у неё сильно заболел живот. Она не знала, что ей надо делать и вдруг какой-то голосок позвал её. Он исходил из-под кровати и девочка посмотрела туда и вдруг она очутилась в каком-то страшном месте, с ужасными монстрами. Она спросила, кто вы?

И страшные существа ответили :

Мы, микробы – существа могущественные. Стоит нам только пробраться в тело человека, сразу же начинаем разбойничать и размножаться внутри. Человеку становиться плохо он заболевает.

Вы микробы , я вас не могу видеть. Да,да мы маленькие,нас видно только под микроскопом . А почему тогда я вас вижу? А ты такая маленькая, меньше чем мы. Когда человек заболевает он становится маленьким, ему хочется спрятаться, вот тут- то мы и приходим па помощь. Нет, вы мне не поможете и девочка стала кричать.

Поблизости с этим зловещем местом была мышка и она услышав писк побежала на помощь. Прибежала, а там маленькая девочка она еле-еле разглядела её. Девочка забралась на спину к мышке, и они пошли тихонько подальше от этого места. Но их стали догонять микробы и им пришлось спрятаться. Они попали в замок, но кто жил там они не знали. И вдруг к ним приблизилось существо похожее на чеснок. По кресту на шапке определили, что он врач,что с вами приключилось. У неё болит живот. A от чего он болит? И девочка рассказала всё чесноку . Он сказал ,разве ты не знаешь, что их есть нельзя. Я знаю, но мне так их хотелось. И вдруг на ворота замка стали нападать микробы , они требовали, чтобы отдали им девочку. Но тут на защиту встали все овощи и фрукты. Они боролись, боролись и победили. Каждый фрукт и овощ полезен поэтому и победа была за ними. И девочка поняла, что нужно побольше кушать овощей и фруктов тогда микробы не придут к ней . Дети, чтобы все наши органы хорошо работали, кости, и мышцы нормально росли и развивались. Нам необходимы – витамины .

Эти витамины находятся в полезных продуктах,

И очень много витаминов в овощах , фруктах, ягодах. Кириешки, чипсы есть нельзя, а также пить газированную воду, так как это все продукты, содержащие различные химические соединения, разрушающие наш организм. Надо есть больше овощей и фруктов. Там много витаминов . Они помогают расти и быть сильными.

Тут и сказки конец , а кто всё понял, Молодец!

«Личная гигиена и здоровье» - Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15-20 % из белков, на 20-30 % - из жиров, оставшиеся 50-55 % должны приходиться на углеводы. Одежда должна быть легкой, удобной, не стеснять движений и не нарушать кровообраще-ние и дыхание. Правила личной гигиены и здоровья. Предупредить кариес можно регулярной чисткой зубов.

«Требования личной гигиены» - Очень распространенная проблема - это потливость. Вы всегда будете здоровыми, чистыми, опрятными. Следует всячески избегать потертостей ног. При переноске грузов правильно заполняйте рюкзак. Виды бактерий. Гигиена одежды и обуви. Здоровье и гигиена. Разрушение и потерю зубов с возрастом не избежать.

«Гигиена одежды и обуви» - Зимой гигиене одежды следует уделять особое внимание. Одеваться следует так, чтобы не замерзнуть, и обуваться - чтобы не промочить ноги. В холодный период больше подойдет одежда прилегающих силуэтов из шерстяных тканей. Гигиенические качества одежды зависят от физических свойств тканевых волокон. В холода важно носить достаточно теплое белье, лучше - трикотажное.

«Правила личной гигиены для детей» - Чисти зубки каждый день. Создание таблицы под руководством учителя. Длительность проекта. Результаты проведения. Приглашаем к сотрудничеству. Этапы реализации проекта. Критерии оценивания реферата. Направления работы. Результаты проведения проектной работы. Знакомство с рефератами. Критерии оценивания буклета.

«Правила личной гигиены подростков» - Закаливание организма. Уход за ушами. Осанка. Тест "Правила для курящих". Правила личной гигиены - основа образа жизни. Уход за кожей ног и ногтями. Уход за кожей лица. Личная гигиена подростка. Правила закаливания организма. Уход за полостью рта. Правила ухода за кожей лица с помощью косметических средств.

«Личная гигиена» - Зачем надо коротко стричь ногти. Прочитайте стихотворение. Регулярный уход. Руки,кроме того,надо мыть ещё перед каждым приёмом пищи. Чищу зубы утром и вечером. Мытьё. После занятий физическими упражнениями необходимо принять душ. Сомкнутые зубы. Личная гигиена. Уход за зубами. Что делают дети на рисунках,чтобы быть чистыми.

Всего в теме 25 презентаций

План урока.

1. Сообщение темы и цели занятия.

Сказка о микробах

Загадки

Чтение стихотворение Ю. Тувима.

Физкультминутка.

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Ход урока.

1.Сообщение темы и цели занятия.

Гигиена. (С.Таратута)

Что такое гигиена,

Знают кошка и гиена,

Бурый мишка, мишка белый,

Еж, собака и пчела,

Что всегда не грех помыться,

Вымыть лапы и копытца,

Ну, а после можно смело

Приниматься за дела!

И пчелу не пустят в улей,

Окажись она грязнулей,

А всего-то обнаружат

Пять пылинок средь пыльцы.

И всегда отыщет птица

Полминуты, чтоб умыться,

И спешит спуститься к луже,

Даже если есть птенцы!

Как не вспомнить тут енота:

Для него мытье работа.

Для него основ основа –

Прежде мой, потом грызи.

Да и каждый поросенок

Чистым хочет быть с пеленок,

И бедняга не виновен,

Что содержится в грязи.

Представьте себе людей, которые перестали заботиться о чистоте и порядке. Они перестали умываться, чистить зубы, следить за чистотой в своих квартирах. Эти люди перестали бы чистить обувь, следить за одеждой, разучились пользоваться чистым носовым платком. Можно ли назвать таких людей красивыми? Здоровыми?

Люди, которые всегда следят за своей чистотой, имеют опрятный вид и никогда не болеют, а если болеют, то очень редко.

Ведь если перед едой мыть руки, микробы не попадут к нам в кишечник; если умываться утром после сна, днем, когда приходишь с улицы, и вечером, когда будешь ложиться спать, наши поры, которых много в коже, будут дышать легко и наше тело не будет болезненным. Оно будет крепким и здоровым.

Чистота - залог здоровья. (На доске тема занятия, а также цветные иллюстрации из журналов, фотографии на тему:“Здоровый образ жизни”.)

Как вы понимаете смысл этого высказывания? Объясните.

Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о том, как сохранить свое здоровье, соблюдая чистоту своего тела, чистоту в квартире, чистоту на улице, в природе.

Сказка о микробах

Послушайте сказку о микробах.

Жили-были микробы - разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем приятнее и тем их становилось больше.

Вот как-то раз на столе мальчик, по имени Вася оставил за собой не вымытые тарелки, чашки и ложки, не убрал крошки и кусочки хлеба со стола. Тут как тут налетели мухи. А на их лапках сотни микробов и бактерий. Полетали мухи над столом, посидели на посуде и на хлебе. Вася увидел их и прогнал. Мухи улетели, а микробы и бактерии остались на тарелках, на ложках и на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи!» И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот человеку, а там уж и до болезни рукой подать!

Как вы думаете, действительно ли мухи переносят микробов, заразу и болезни? Как нужно было поступить мальчику? Что помогает нам победить микробов?

Правильно, ведь без воды, мыла, мочалок мы превратимся в грязнуль.

А кто такие грязнули?

Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся, не любят писать в своих тетрадях, читать книжки. Они не воспитывают в себе привычку трудится, помогать друзьям, родителям. Плохо относятся к своим вещам: их портфели, книги, тетради в ужасном состоянии.

Ребята, а знаете ли вы, что

-Чистота- это залог здоровья

-Грязь и неряшливость в одежде - это пренебрежение к своему здоровью.

-Нечистоплотность – это не уважение не только к самому себе, но и к окружающим людям.

- Давайте будем соблюдать чистоту и аккуратность во всем.

Загадки

Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки:

Ускользает как живое, но не выпущу его

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (Мыло)

Дождик теплый и густой:

Этот дождик не простой,

Он без туч, без облаков,

Целый день идти готов. (Душ)

Костяная спинка, жесткая щетинка.

С мятной пастой дружит, нам усердно служит (Зубная щетка)

Я не море и не речка,

Я не озеро, не пруд,

Но как утро или вечер -

Люди все ко мне бегут. (Ванна)

Белая река в пещеру затекла

По ручью выходит с собою грязь выводит (Зубная паста)

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и мышей. (Расческа)

Лёг в карман и караулит реву, плаксу и грязнулю

Им утрет потоки слез и не забудет он про нос (Носовой платок)