Беседы на актуальные темы с младшими школьниками материал на тему. Примерные темы для бесед с детьми разных возрастов Этические беседы в начальной школе

Нравственное просвещение учащихся в начальных классах имеет целью формирование основ нравственно-этической культуры личности. Достижение этой цели предполагает целенаправленную педагогическую работу на уроках, во внеурочной деятельности, создание в коллективе благоприятного морального климата. Традиционно с младшими школьниками. проводятся этические беседы на классных часах или специально организованные этические занятия.

Задачи этических занятий в начальных классах:

Разъяснение учащимся норм и правил поведения в обществе, сущности нравственных качеств личности, мотивов и значимости нравственных поступков;

Помощь учащимся в осознании мотивов собственного поведения, формирование умения соотносить поступки с моральными нормами и предвидеть последствия своего поведения;

Развитие высших нравственных чувств и переживаний, гуманного отношения к людям, ко всему живому;

Выработка конкретных практических навыков и привычек культурного образа жизни и поведения.

Урок этической грамматики планируется и подготавливается заранее, посвящается определенной теме. Тематику и содержание занятий следует строить с учетом постепенного накопления учащимися знаний и представлений по вопросам нравственного поведения, а также содержания уроков чтения, курса «Человек и мир», уровня воспитанности учащихся.

Тематика занятий разнообразна. Все темы можно сгруппировать следующим образом:

1) о культуре повседневной жизни ;

Культура речи и общения;

Культура внешнего вида;

Культура поведения в общественных местах (в школе, на улице, в театре, в библиотеке, магазине, на выставке);

Здоровый образ жизни, физическая культура;

Культура поведения в природе, отношение к животным;

Отношение к созданным трудом людей материальным ценностям – личным вещам, предметам, хлебу, книге, школьному имуществу и т.п.

Отношение к прекрасному, элементарная эстетическая культура;

Культура быта;

Культура чувств (проявление гнева, радости, симпатии, благодарности и т.п.);

Элементарная финансово-экономическая культура (отношение к деньгам, разумные потребности).

2) о доступном пониманию младших школьников нравственном качестве личности (товарищество, правдивость, щедрость, вежливость, трудолюбие, аккуратность, организованность, скромность, настойчивость, смелость, чуткость, бережливость, справедливость и др.).

Определив тему урока этической грамматики, учитель подбирает необходимый материал (рассказы, сказки, стихи, пословицы, фрагменты мультфильмов, жизненные ситуации, материалы периодической печати), продумывает план занятия, необходимое оборудование (музыкальное оформление, рисунки, плакаты, атрибуты для инсценировок). К подготовке занятий могут привлекаться учащиеся.


Перед занятием возможно проведение и анализ письменного опроса учащихся, мини-сочинений, рисунков на данную тему. Это позволит выяснить уровень знаний и представлений, отношение учащихся к проблеме.

Одно из важных требований методики проведения уроков этической грамматики – логическое, последовательное построение материала, постепенное подведение учащихся к главным выводам, нравственным суждениям, осознанию мотивов поведения.

Методика построения занятия предполагает определенную логику :

Вступительная часть (введение в тему, актуализация знаний, проблемные вопросы);

Разъяснение смысла понятий, нравственной сущности качества;

Игровые упражнения, анализ ситуаций, игры;

При этом важно с учетом возраста детей разнообразить виды деятельности. На занятии учащиеся слушают и размышляют, читают стихи, играют, показывают инсценировки, слушают музыку, рисуют.

Вступительная часть, как правило, непродолжительна по времени. Здесь главное – вызвать интерес к теме. На этом этапе могут использоваться проблемные вопросы, небольшие стихотворения, пословицы, игровые приемы, рассуждение педагога о жизненных ситуациях и др.

Для разъяснения понятий, норм поведения, нравственной сущности качеств личности рекомендуются такие приемы, как рассказ учителя, слушание и анализ текста, работа в микрогруппах по формулированию понятий и правил поведения, прием «Недописанное предложение» и другие.

Задушевный и в то же время глубокий разговор невозможен без вопросов к воспитанникам. Формулирование вопросов требует высокого уровня мастерства педагога. «Вопрос, задаваемый педагогом детям, – пишет Ш.А.Амонашвили, – это клеточка не только методики, но и всей педагогики». Поэтому особое внимание в разработках этических занятий надо уделять тщательно продуманным вопросам к детям по обсуждаемой теме . Предпочтение дается не репродуктивным вопросам, а тем, которые заставляют думать, начинаются со слова «почему», стимулируют глубокие размышления над мотивами поведения.

Работа с пословицами, афоризмами традиционно широко используется на этических занятиях. Можно предложить следующие приемы работы с пословицами :

Составить маленький рассказ по пословице;

Нарисовать рисунок;

Объяснить значение пословицы;

Привести примеры, раскрывающие смысл пословицы;

Придумать пословицу или дописать;

Составить пословицу из предложенных слов.

Чем старше дети, тем больше возможностей использовать на занятии элементы дискуссии . К примеру, можно использовать прием «Опровергни абсурд» (Н.Е. Щуркова). Ученикам предлагается высказаться по поводу утверждений, абсурдных с точки зрения моральных норм. К примеру, предлагаются следующие утверждения:

Девочкам не надо учиться быть хозяйственными

Телевизор очень полезен для здоровья

Мужчина должен быть нежным и ласковым

Дисциплина в школе приносит большой вред и т.п.

Подобные утверждения можно легко сформулировать на основе стихов Григория Остера.

Важное условие успешности проведения этических занятий – отказ от прямого морализирования , назидательных увещеваний, создание благоприятной доверительной обстановки. В воспитательных беседах

необходимо избегать прямых внушений типа: "вы должны соблюдать правила поведения", "а вот некоторые дети почему-то этого не делают", "нельзя забывать волшебные слова", "давайте всегда будем вежливыми и добрыми" и т.д.

При проведении этического занятия целесообразно использовать игры, упражнения, анализ ситуаций, инсценировки и другиеактивные методы работы .

Например:

Игра « Ромашка». На сердцевинке бумажного цветка пишется ключевое понятие или фраза, а на лепестках учащиеся записывают, что означает это слово, как проявляется данное качество и т.п.

Составление в микрогруппах перечня определенных правил поведения.

Коллективное (или в микрогруппах) составление письма-послания, письма-обещания, мини-рассказа, сказки-эстафеты, панно, символического изображения определенного качества.

Игровые упражнения: «Фея Утешительница», «Министерство поздравлений», «Хозяйский глаз», « В транспорте», «На дне рождения» и др.

Прием «Свиток». Учитель задает какой-либо вопрос. Ученики передают по цепочке длинный листок бумаги, на котором по очереди записывают свой ответ, после чего загибают листок. Затем все ответы зачитываются, комментируются, обобщаются учителем.

Обсуждение ситуаций. Например, можно предложить следующие ситуации:

1).Представьте себе, что вы идете домой из школы и видите, как мальчик толкает в лужу маленькую девочку. Туфли ее намокли, бант еле держится, по лицу текут слезы. Что бы вы сделали?

2). Мальчишки поймали котенка и решили сбросить его с девятого этажа, чтобы посмотреть, как он будет лететь.

3). Олег всегда любил быть первым. Когда класс строился, он часто грубо отталкивал ребят, кричал, что это его место.

4). В классе четверо: две девочки и два мальчика. Девочки убирают класс, мальчики что-то пишут.

Что вы здесь делаете? - спрашиваю.

Мы парты моем, а эти двойки переписывают.

Да-да! - радостно воскликнула другая девочка. - У Ивана аж восемь ошибок! А у нас ни одной!

5). Витя и Саша играли в шашки. Поняв, что проигрывает, Витя начал играть нечестно. Тогда Саша рассердился и сбросил с доски все шашки. А Витя пошел и пожаловался учителю.

6). Звонит телефон:

Алло! Мне Игоря! Нету? Ну, ладно. Кто спрашивает? Так, друг один…Ладно, я позвоню позже…Разбудил??? А вы что, уже спали? Так рано? Ну, пока.

7). Дина требовала, чтобы мама купила ей джинсы, потому что у всех есть, а у нее нет. Мама объяснила, что сейчас она не может купить их, так как нет денег. Но Дина продолжала требовать, кричала, что мама ее не любит, а потом оделась и ушла, хлопнув дверью.

При анализе ситуации следует избегать прямолинейных сравнений, вопросов типа «А у нас в классе есть такие ребята?» Лучше сказать: «Я думаю, среди вас нет таких» или «Задумайтесь, ребята, и не поступайте так, как герой нашего рассказа». Особенно тактичным должен быть учитель при обсуждении случаев, касающихся личных, внутрисемейных отношений.

Методика проведения этического занятия в 1-2 классах и 3-4-м имеет свои особенности:

Во-первых, по тематике и содержанию занятий. Для малышей подбираются темы, посвященные самым элементарным нормам, простым качествам (аккуратность, вежливость, товарищество, справедливость, щедрость и т.п.) Широко используются игры, сказки, стихи.

В 3-4 классах может быть разговор о доброте, скромности, бескорыстии, деликатности, культуре общения, здоровом образе жизни, правах человека и т.п. Подбирается более глубокий и объемный литературный материал, для анализа включаются ситуации, предполагающие неоднозначное решение (ситуации-коллизии), даются определения нравственных качеств (положительных и отрицательных).

Во-вторых, по степени участия детей в поиске и подборе материала , в подготовке инсценировок, изготовлении наглядности. Естественно, чем старше дети, тем активнее их можно привлекать к подготовке занятия.

В-третьих, по методам и формам организации беседы . Если в 1-2 классах ведущее место занимают игры, упражнения, рисунки, анализ простых ситуаций, чтение стихов, то в 3-4-х занятие может быть проведено в форме устного журнала, дискуссии, спектакля, конкурса, турнира-викторины, конференции.

В- четвертых, по продолжительности . В 1-2 классах время проведения этического занятия 25-30 минут, в 3-4 классах – 45-50 минут.

Методически правильное проведение занятия по этической грамматике свидетельствует о высоком уровне общей и нравственной культуры, профессионализме педагога, его эрудиции, знании психологии детей, способности к педагогической импровизации.

Типичные недостатки в проведении этических бесед:

1.Неудачный выбор темы занятия (слишком легкая или слишком сложная; формальная, неактуальная, далекая от повседневной жизни детей, а также объединение в одну тему нескольких самостоятельных проблем).

2.Однообразные формы, приемы проведения беседы. Пассивность детей.

3.Литературный материал, содержание вопросов не интересны детям, не задевают их чувств.

4.Отсутствие логики, взаимосвязи частей беседы.

5.Назидательный характер разговора, морализирование, отсутствие проблемных вопросов, ситуаций, требующих неоднозначного решения.

6.Шаблонное начало и завершение беседы.

7.Не продуманы условия, обеспечивающие доверительный характер разговора (место, время, обстановка, атмосфера, возможность свободного обсуждения).

Беседа для учащихся начальных классов «Поведение на улице»

Цель: формировать навык культурного поведения на улице.

Ход мероприятия

Культура общения — это не только умение принять гостей, хорошо вести себя в театре или в библиотеке. Это еще и поведение на улице. А что значит вести себя на улице правильно? Какие правила мы должны соблюдать?

Ситуация 1 . Представьте, что мы с вами на улице наблюдаем за группой ребят, которые громко смеются, разговаривают друг с другом, не обращают внимания на прохожих, нечаянно задевая их...

— Воспитанный человек ведет себя на улице так, чтобы меньше привлекать внимание окружающих. Как вы это понимаете? (Ответы детей.)

Выводы : воспитанный человек не разговаривает и не хохочет слишком громко; не стоит посередине улицы, обходит встречных прохожих с правой стороны; ни в коем случае не мешает движению пешеходов, не толкается.

Ситуация 2. Пожилая женщина попросила ребят говорить тише на улице. Ребята же ответили: «А что, мы мешаем? А может, вы нам больше мешаете».

— Прокомментируйте поведение учащихся. (Ответы детей.)

Вывод: культурный человек не делает замечаний незнакомым людям, не вступает в перепалку, тем более если перед ним пожилой человек.

Ситуация 3 . Мама с маленькой Катей пришла в сквер. Кате в сквере не понравилось, потому что на газонах валялось много пустых бутылок, пакетов, ореховой скорлупы... «Как здесь грязно! Пойдем, мама, отсюда!» — попросила Катя маму и потянула ее прочь из сквера.

— Кто виноват в том, что в сквере так грязно? (Ответы детей.)

Маленький дворник с огромной метлой,

Что ты сегодня усталый и злой?

«Встал я с рассветом, метлой помахал,

Двор весь подмел я и мусор собрал.

Сел отдохнуть... Оглянулся — позор!

Снова повсюду откуда-то сор».

М. Хаткина

Вывод: культурный человек не позволит себе есть, сидя в сквере, и тут же выбрасывать на газоны обертки от конфет, орешков, чипсов и т. д.

Французские школьники, их учителя и родители придумали интересную акцию: они купили зеленые резиновые перчатки, зеленые полиэтиленовые мешки и с плакатами «Пусть Земля будет чистой!» вышли на улицы городов. Защитники чистоты собрали много мусора, а родители вывезли зеленые мешки с мусором на свалку. Прекрасная акция, но лучше давайте не сорить!

Игровой момент: восстановите пословицу.

(Чисто не там, где метут, а там, где не сорят!)

Ситуация 3. Вы приехали в чужой район крупного города. Вам трудно сориентироваться.

— Как вы обратитесь к прохожим, чтобы узнать дорогу? (Ответы детей.)

— Какими словами следует поблагодарить прохожего, давшего ответ на ваш вопрос? (Ответы детей.)

Запомните, что слова «спасибо», «благодарю вас» как нельзя лучше подходят к данной ситуации.

— А как вы ответите человеку, который обратился к вам с просьбой объяснить дорогу, если сами точно не знаете, как пройти в нужное место? (Ответы детей.)

Вывод: вежливый отказ — тоже признак хорошего тона.

Запомните: в различных ситуациях на улице нужно помнить о вежливости. Используйте чаще слова-просьбы «будьте добры», «прошу вас», «будьте любезны», «могу ли я обратиться к вам с просьбой» и др.

МОУ >

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
К ЭТИЧЕСКИМ БЕСЕДАМ
С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Из опыта работы
учителя начальных классов Игнатовой Татьяны Алексеевны

Накопление нравственных знаний составляет основу для выработки убеждений, формирования устойчивости мотивов нравственного поведения. Так как убеждения на разумном понимании нравственной необходимости лично следовать так или иным нормам морали, опираются на уверенность в правоте и справедливости нравственных принципов, на которые ориентируется человек, то успешнее их (убеждений) формирование следует отнести к подростковому и старшему школьному возрасту. Вместе с тем следует отметить, что истоки быть отнесены и к младшему школьному возрасту.
Нравственное просвещение младших школьников осуществляется прежде всего в процессе обучения, который в умелых руках педагога становится средством и ознакомления учащихся с объективными моральными требованиями общества, и формирование у них нравственных отношений и мотивов поведения.
Безусловно, не всегда учитель может развернуть беседу на уроке о моральных нормах, о сложности человеческих отношений с необходимой полнотой, как требует порой обстановка. Систематическое моральное просвещение детей целесообразно проводить на специально запланированных, тщательно продуманных и подготовленных эстетических беседах во внеурочное время. Эстетическая беседа – беседа учителя с детским коллективом на темы нравственности – занимает большое место в учебно-воспитательном процессе. В школьной практике сообщение и разъяснение знаний о нравственных нормах и правилах происходит постоянно: в процессе обучения, в повседневной жизни и деятельности детей. В совокупности все источники: реальная деятельность и свойственные ей противоречия, содержание обучения, средства массовой информации, школьного и классного коллектива, личный опыт ребенка – дают достаточный материал о нормах морали. Но наблюдения за поведением школьников и даже подростков, изучение их знаний о нравственных нормах показывают, что у многих школьников их знаний о нравственных нормах показывают, что у многих школьников эти знания бессистемны, неполны, а иногда ошибочны. Бессистемность знаний проявляется в том, что дети не знают всех основных норм морали и узнают о норме в связи с данным, конкретном случаем. Недостаточность, неполнота знаний проявляется в том, что дети могут назвать минимальное (даже для их возраста) количество признаков того или иного этического понятия, видеть только одно проявление нравственных отношений. Они самостоятельно не обобщают имеющейся у них опыт реальной отношений, личных переживаний, т.е. извлекают недостаточно знаний из собственных правильных и ошибочных поступков.
У детей существуют и сложные представления о нормах морали.
Они могут отнести, например, к истинному товариществу круговую поруку, не различают честность и ябедничество, не всегда улавливают разницу между проявлением уважения к другому человеку и >, между мужеством и ухарством. Одна из причин этих явлений заключается в том, что у детей нет достаточно целенаправленных наблюдений за явлением моральной жизни, необходимых для доступных их обобщений.

Беседы в 1-4 классах проводятся по таким направлениям

1. Преданность Родине.
2. Об отношении к труду, людям труда и народному добру.
3. О коллективизме
4. О товариществе и дружбе.
5. О доброте, отзывчивости и скромности.
6. О справедливости.
7. О честности и умении держать слово.
8. О сознательной дисциплине и культуре поведения.
9. О непримиримости к равнодушию и злу.

К беседе >

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО К.Д. Ушинский
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родные; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов... Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родина мать – одна у него родина.

ПОСМОТРЮ Я В ЭТО УТРО РАННЕЕ… М.Исаковский Посмотрю я в это утро ранее
На родине мирные края-
Нет на свете краше и желаннее,
Чем земля советская моя

Ты ветрами вешними овеяна,
Ты омыта светлою водой
И, руками нашими взлелеяна,
Наливаешь колос золотой.

Все твои богатства открываются
Для людей – в награду за труды,
И моря в пустынях разливаются,
И шумят на севере сады.

И напрасно свора людоедская
Угрожает счастью твоему:
Мы тебя, земля моя родная,
Не дадим в беду ни кому.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Тот герой, кто за Родину Герой.
Родимая сторона – мать, чужая мачеха.
Своя земля и горести мила.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.

К беседе >

Надо всегда помнить, что любая вещь – результат многих людей. Чтобы сделать самую простую вещь, надо знать и уметь. В беседе дети должны уяснить общественное значение труда, понять, какую пользу приносит труд людей разный профессий, например, труд швеи, шофера, строителя. Надо обратить внимание детей на коллективный характер труда на предприятиях, на взаимоотношениях людей в труде. Можно проследить, например, сколько людей трудилось над школьной формой, как работа одного человека зависит от работы других, как люди помогают друг другу в труде.

Эту часть беседы можно закончить чтением группой детей стихотворения:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба -
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час -
И мы трудиться будем.

Учитель подводит детей к тому, что много труда, сил умений, времени вкладывают люди не только в каждую тетрадь, учебник, не только в них, но и в другие вещи, которые окружают нас. Вот почему мы должны бережно относиться ко всем вещам. Закончить эту беседу можно словами:

Сами вещи не растут.
Вещи сделать - нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку, - береги,
Не ломай, не мни, не рви.


Учёба это главный труд школьника. Очень важно добиваться показателей в учебе не только самому, но и проявлять внимание к учебе своих товарищей. В некоторых рабочих коллективов есть замечательный девиз > Под этим девизом должны трудиться и учиться школьники.

К беседе >

ЗОЛОТЫЕ РУКИ Золотые руки у парнишки, Что живет в квартире номер пять. К мастеру приходят понаслышке
Сделать ключ, кофейник запаять.

Золотые руки все в мозолях,
В ссадинах и в пятнах от чернил
Глобус он вчера подклеил в школе, Радио соседке починил.

Нам спираль переменил на плитке,
Подновил дырявое ведро… У него гремят в карманах слитки- Олово, свинец и серебро.
Ходики собрать и смазать маслом Маленького мастера зовут. Если электричество погасло
Золотые руки тут как тут.

Мать руками этими гордиться.
Хоть парнишке десять лет,
Пробку сменит он – и загорится
В комнатах живой и яркий свет.

Не успев прочесть об этом в книжке,
До всего дошел он наугад. > -
Про него соседи говорят.

О ЧЕЛОВЕЧЕТСВЕ Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь)
Нет подходящих дел!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
А старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра)
Она не человечество,
А младшая сестра.
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь)
Нет подходящих дел.
В своём платочке клетчатом
В углу ревёт сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Тот не чего не боится, кто умеет трудиться.
Кто пахать не ленится, у того хлеб родиться.
По работе и мастера знать.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Терпение и труд - всё перетрут.
Век живи, век учись.
Работа да руки - надёжные в людях поруки.
Без труда не вынешь и рыбку и пруда.

Учитель подводит детей к мысли, что тот испытывает радость от встречи с коллективом, кто вложил немало своего личного труда, усилий, стремиться всегда быть полезным коллективу. А для этого нужно прежде всего научиться каждому добросовестно выполнять то поручении, которое доверил коллектив.
К сожалению, в коллективах встречаются ребята, которые о своих поручениях забывают, или выполняют их небрежно. Есть и такие ребята, которые отказываются выполнять порученное дело, стремясь остаться в стороне. Во время беседы надо обсудить с детьми, как вовлечь всех ребят в общую работу.
В беседе раскрывается и такая мысль: коллективно работать, играть - это значит сообща, вместе, дружно выполнять общее дело, где на первом месте - общие дела, а не личный интерес. Поэтому иногда приходиться уступить, где-то пожертвовать своими интересами в пользу общего дела.


К беседе>

В беседе о справедливости учитель говорит с детьми о том, что каждому нужно уметь видеть и замечать добрые, подлинно товарищеские поступки. Эта мысль приобретает особое значения для младших школьников, которым свойственно прежде всего видеть неправильные действия и поступки своих сверстников.
Детям надо рассказать о необходимости уважать чужое мнение и чужие привычки, быть терпеливыми и справедливыми к другим людям, но и в тоже время показать, что справедливость требует борьбы с недостатками, неправильным мнением или поведением.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ
А. Митяев На фронте хлеб нам выдавали утром – сразу на весь взвод. Надо было делить его без весов. Один солдат, у которого был хороший нож, резал буханки равными дольками и раскладывал на плащ-палатке. Когда это дело кончилось, он просил кого-нибудь отвернуться. Кому! – спрашивал солдат-хлеборез и указывал ножом кусок хлеба. Отвернувшийся называл фамилию. Названный брал свою долю.
Фашисты при случае, когда их и наши траншеи были близко,
кричали со смехом >
Мы и тогда, в голодное время, не были жадными и расчетливыми, каждый готов был пожертвовать за товарища жизнью.
Хлеб же делили с такой справедливостью потому, что он требовал к себе глубочайшего почтения: все пахари и сеяльщики воевали, хлеб для солдат растили женщины и дети.
СИТУАЦИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ С ДЕТЬМИ Сереже не везло. Играл с ребятами в > и вот уже полчаса как >. Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут ещё Димка нет-нет да и закричит из-за угла: > Ребята, видимо, заметили его состояние, после каждого > говорят: >. Совсем обидно стало Сереже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. >
Как вы относитесь к предложению Марины? Чем оно было вызвано?

К беседе >

Воспитание гуманных чувств в младшем школьном возрасте является существенной стороной становление личности. В гуманных чувствах проявляются эмоциональное отношение ребенка к другим людям, к коллективу.
С самого раннего возраста ребенка учат различать поступки людей с точки зрения добра и зла. В беседах с детьми на конкретных примерах раскрываются проявления доброты. Учащиеся из своего опыта могут привести немало примеров доброты окружающих людей, рассказать о бесценной материнской любви к детям и заботе о них. Надо дать понять детям, что для них делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость ко всем людям – взрослым, своими сверстникам, к младшим. Детей нужно научить быть внимательными и чуткими к ветеранам и инвалидам войны и труда.

(Сказка) Л. Толстой
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка.
Волк вскочил и хотел ее съесть. Стала белка просить: - Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы наверху все играете и прыгаете. Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты злой. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Пословицы и поговорки Делать добро спеши. Добрые дела красят человека. Без добрых дел нет доброго человека. Жизнь дана на добрые дела. Злой не верит, что есть добрые люди. Скромность каждому к лицу. Скромность украшает героя.

К беседе > Целесообразно обратить внимание детей на недопустимость ябедничества, проявления которого в поведении детей не так уж и редки. Младшие школьники близко к сердцу принимают требования и советы учителя, которые приобретают в них статус закона, и зорко следят за тем, чтобы они неукоснительно выполнялись всеми ребятами. В случае малейшего отклонения от этих требований дети тут же информируют учителя > и т.п. Возникают ссоры, взаимные упрёки, конфликты и драки. Учитель подводит ребят к выводу, что ябедничество – одна из причин, которая мешает установлению товарищеских отношений между детьми.
Необходимо внушать детям, что в совместных играх, труде и других занятиях не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, если что-то лучше получается, а нужно научить своего друга всему, что умеешь сам, не завидовать, а радоваться успехам других. В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать ее, порою отказываясь оттого, что хотелось бы самому, что нравится тебе. Чуткость, внимание к людям проявляется не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. Детей надо учить обращаться друг с другом, прислушиваться к тому, что говорит друг.
МОНОЛОГ О ДРУЖБЕ А. Рекемчук
Что такое настоящая дружба? Как проверяется она? Кого человек вправе называть своим другом?
Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над этим должен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говориться >. Понятие, противоположное дружбе,- эгоизм. Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга… В.И. Даль в своем знаменитом > приводит такое определение дружбы: >. На первое место знаменитый ученный и писатель ставит бескорыстие.
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он тебе близок. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это не задумываясь.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Друга ищи, а найдёшь - береги.
Без беды друга не узнаешь. Друг познается в несчастии.
С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

К беседе >

В беседах о честности учитель помогает детям уточнить и осознать важность в жизни человека этого ценного нравственного качества.
Раскрывая сущность понятия >, учитель рассказывает прежде всего о том, что каждый человек должен быть правдивым.
Честный, правдивый человек не говорит неправду, не обманывает, не допускает лжи.
Конечно, для младшего школьника быть всегда честным и правдивым – задача трудная. Учитель не раз встретится со случаями, когда дети говорят неправду, обманываю и взрослых и своих товарищей. Поэтому важно разъяснить детям, что совершив неправильный поступок, допустив ошибку в своем поведении, нужно чистосердечный признаться в своей неправоте, а последующем постараться не допускать новых проступков.
В процессе учебной деятельности школьник учится преодолевать трудности, развиваются навыки и привычки самостоятельности, добросовестности. В детском коллективе должна быть такая атмосфера, при которой каждый ученик выполняет любое дело с полной отдачей своих сил.
Честность и добросовестность человека в труде проявляются в том, что он выполняет свою часть общей работы качественно, добротно. Кроме того, такой человек активно участвует в общественной деятельности коллектива, не отказывается от сложных и трудных задач, не старается переложить выполнение на своих товарищей.
Учителю надо объяснить детям, что честный человек не хвастается незаслуженными успехами.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Правда светлее солнца, правда чище ясного солнца.
Вчера солгал, сегодня лгуном называют.
За правду не судись; скинь шапку, да поклонись. Не давши слова – крепись, а давши – держись. Нет большего позора, как не выполнить уговора.
>, - а пришло: >.

К беседе > Основное содержания воспитания культуры поведения младших
школьников – это воспитания у них культуры внешнего вида, культуры речи и культуре общения в школе, дома, на улице, в общественных местах. Во всех беседах учителю необходимо связывать конкретные правила поведения с воспитанием детей у детей гуманного отношения к людям, уважения к личности человека.
Принципиальное значение имеет осознание младшими школьниками, что правила гигиены, опрятности и аккуратности нужно выполнять постоянно, самостоятельно, на основе самодисциплины, а не только по указанию и по требованию взрослых – учителей и родителей, подавляя возникающее порой желание сделать >, >, отложить выполнение на следующий день.
Аккуратность, внутренняя собранность, организованность нужна всегда и во всем: и на уроках, и во время выполнения домашних заданий, и на занятиях во внеурочное время – спорте, занятиях музыкой, рисованием и т.п.
Невнимательный на уроках, часто опаздывающий школьник, не умеет работать сосредоточенно, доводить начатое дело до конца. Он не только не достигнет хороших результатов в учебной и общественной деятельности, но и приносит своим поведением неприятности остальным учащимся, сбивает общий ритм работы. Так, например, появление на уроке опаздывающего ученика отвлекает учащихся, и для них немало труда стоит новое включение в работу. Да и сам ученик много потерял не только времени, но и сил, так как опоздание не могло не волновать его, сопровождалось неприятными переживаниями.
Во время беседы учитель разъясняет из правил для учащихся следующее: > и >.

К беседе >

Младшими школьниками уже накоплен, пусть небольшой, но все-таки определённый жизненный опыт. Они замечают, видят, что поступки сверстников и взрослых могут быть разными в одной и ой же ситуации.
В беседе важно довести до осознания детьми того, что нужно уметь проявлять устойчивость характера, уметь не поддаваться мимолетному желанию перенять от кого-либо его дерзкую >, насмешку, грубое слово.
Учителю в беседах с детьми нужно не только раскрывать мысль о том, что каждый человек должен уметь чувствовать другого, уметь жить среди людей, помнить, что ты не один на свете, но и активно выступать против зла, нечестности, несправедливости, бороться за утверждения подлинно чутких, товарищеских отношений в классном и школьном коллективах. При расширении круга общения у каждого ребёнка проявляются симпатии по отношению к одним сверстникам, которые могут не возникнуть по отношению к другим. Однако даже при этих обстоятельствах отношения между детьми должны быть уважительными, вежливыми, деликатными.
Во время беседы обсуждается вопрос о том, каким
b должны быть отношения детей к животным.
В конце беседы учитель подводит детей к самостоятельным выводам, которые нужно запомнить. Они могут быть сформулированы примерно так: >, >.

Иванченко Ашхен Арменовна
Темы бесед по нравственно-этическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Темы бесед по нравственно-этическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

1. Зачем говорят «здравствуй»

Задачи : Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

Что вы говорите, приходя утром в детский сад?

– Кому вы говорите «здравствуйте» ?

– Что вы говорите вечером, когда уходите домой?

А ещё какие вы знаете вежливые слова?

2. Праздник вежливости

Задачи : Формировать доброжелательные отношения между детьми. Способствовать расширению словарного запаса, для выражения дружеских чувств; воспитывать понимание , что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков.

Ребята посмотрите к нам пришли медвежонок Том и мышонок Тим, у них болят животики, они объелись яблок.

Вопросы : Как зовут медвежонка? А как зовут мышонка? Почему они плачут? Что нужно сделать чтоб медвежонок и мышонок не плакали? Как вас жалеет мама? Какие ласковые слова говорит? Давайте пожалеем Тома и Тима. Как вы будите жалеть Тома и Тима? Какие слова можно сказать?

Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова : «здравствуй» , «до свидания» , «спасибо» .

3. «Ежели вы вежливы.» Задачи :: Познакомить детей с правилами поведения во время разговора, воспитывать уважение к старшим .

Чтение стихотворение :

То в разговоре с тётей

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьёте.

С. Маршак.

Как надо разговаривать со взрослыми?

Какие вежливые слова вы говорите дедушке?

А бабушке?

4. Беседа о волшебных словах .

Задачи : воспитывать у детей навыки культурного поведения, приучать детей к вежливости : на приветствие отвечать : «Здравствуйте!» . Прощаясь говорить «До свидания» .

Чтение стихотворения Л. Кудлачева «Важные слова»

Слова : «До свидания!» , «Спасибо» , «Простите!»

«Пожалуйста» , «Здравствуйте» - щедро дарите!

Дарите прохожим, друзьям и знакомым

В троллейбусах, в парке, в детсадике, дома!

Слова эти важны. Они человеку

Как воздух нужны. Без них невозможно

На свете прожить. Слова эти надо

С улыбкой дарить!

Про какие «важные слова» идет речь в этом стихотворении?

Когда нужно говорить эти слова?

Когда мы говорим «здравствуйте» ?

Когда «Списибо» , «Пожалуйста» , «Простите» ?

5.«В мире добрых слов»

Задачи : учить детей

При встречи воспитанные люди всегда здороваются. Как же здороваемся мы друг с другом?

Кому мы говорим «Здравствуйте» ?

Кому мы говорим «Привет» ?

Можно ли сказать «привет» взрослому человеку? Почему?

Приходя утром в детский сад, кому вы говорите «здравствуйте» , а кому «привет» ?

6. «Пока и до свидания»

Задачи : учить детей употреблять вежливые слова и выражения в различных ситуациях.

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья» .

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока» .

А. Н. Кондратьев

Когда мы говорим «До свидания» ?

Когда мы говорим «Пока» ?

Кому скажем «До свидания» , а кому «пока» ?

Когда ты уходишь из детского сада домой, что ты скажешь воспитателю , а что друзьям?

7 «Спасибо и пожалуйста»

Задачи : учить детей употреблять вежливые слова и выражения в различных ситуациях.

Слова «спасибо» и «будьте добры» очень важны. Они, как волшебные ключики, открывают любые двери, и люди с удовольствием исполняют твои просьбы.

Расскажите, когда нужно говорить «пожалуйста» ?

Когда нужно говорить «Спасибо» ?

За что мы говорим «спасибо» ?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

А. Н. Кондратьев

8. «Простите»

Задачи : учить детей употреблять вежливые слова и выражения в различных ситуациях.

Простите.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И что обещал- забывать.

А если я всё же забуду,

Простите, я больше не буду.

А. Н. Кондратьев

Когда мы говорим «простите» ?

Если ты обидел друга, что нужно сказать?

9. Итоговая беседа о вежливых словах

Задачи. Закрепить знания об этикете. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников . Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

Какие вежливые слова вы знаете?

Почему люди говорят друг другу вежливые слова?

Послушайте, что сказал об этом поэт В. Солоухин.

Здравствуйте

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы :

Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте» , больше ведь мы

Не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

В. Солоухин

Вы видите, дети, от волшебных, вежливых слов люди становятся радостнее,

счастливее.

Давайте поиграем и посмотрим, какие вежливые слова вы говорите.

Воспитатель вызывает двоих детей и даёт им задание :

На занятии по рисованию у тебя сломался очень нужный тебе карандаш.

Как ты попросишь карандаш?

Дети проигрывают сценку; вся группа оценивает их действия. Затем

воспитатель вызывает мальчика и девочку и предлагает им

разыграть ещё одну сценку.

Теперь поиграем так : мальчик и девочка входят в группу. Покажите, как они это сделают, что друг другу скажут.

Все дети обсуждают и оценивают их действия.

10. Беседа о вежливости

Задачи : Продолжая обучать детей вежливости ,.

Сказка «Добрая Фея» :

. «Маленькая девочка Дюймовочка увидела домик, из трубы которого шел дым. Там топилась печка. Дюймовочка обрадовалась и постучала в дверь.

– Пожалуйста, пустите меня обогреться.

В домике жила добрая Фея. Она открыла дверь и увидела дрожащую от холода девочку.

– Бедная малютка, скорее иди к печке, грейся! Дюймовочка вошла в теплый дом и поздоровалась : „Здравствуйте“. Фея ей ответила : „Здравствуй, сейчас я напою тебя горячем сладким чаем“. „Спасибо“, – сказала Дюймовочка. Вдруг с шумом и криком в дверь влетели два гнома. „Эй, – потребовали они. – Мы хотим пить“. „Уходите, – сказала Фея. – Я всегда готова помочь тем, кто в этом нуждается. Но вы ведете себя плохо , вы не умеете вежливо себя вести“».

Какие вежливые слова сказала Дюймовочка?

Почему добрая Фея прогнала гномов?

Как надо было им поступить, чтобы о них позаботились?

11.«Что такое доброта»

Задачи : Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах Воспитывать

Чтение стихотворения :

Добрые слова

Добрые слова не лень

Повторят мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, врачу, ткачу,

«С добрым утром» – я кричу.

«Добрый день» – кричу я вслед всем идущим на обед.

«Добрый вечер» – так встречаю всех домой спешащих к чаю.

О каких добрых словах это стихотворение? Какие добрые слова встречаются в стихотворении?

12. Беседа о добрых поступках .

Задачи : формировать представления о добрых поступках.

Воспитатель обращает внимание детей , на то, что кукла Катя плачет.

Кукла Катя плачет. Что ты сделаешь?

Что ты ей скажешь?

Как ее пожалеешь?

Когда еще можно пожалеть?

13. Беседа о добрых поступках .

Задачи : Учить детей быть добрыми , отзывчивыми, внимательными к взрослым и сверстникам.

Чтение стихотворения

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей :

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки

–Любимая была.

И всё –таки подружке

Игрушку отдала.

Е. Благинина

Вопросы к детям :

Кто пришел в гости?

Какая игрушка приглянулась т. е. понравилась подружке ?

Как поступила девочка? Отдала лягушку?

Как вы считаете девочка совершила добрый поступок?

14. Беседа о добре .

Задачи : Закреплять представления детей о добрых делах , понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Добрые слова

Добрые слова не лень

Повторят мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, врачу, ткачу,

«С добрым утром» –я кричу.

«Добрый день» –кричу я в след всем идущим на обед.

«Добрый вечер» –так встречаювсех домой спешащих к чаю.

О каких добрых словах это стихотворение?

Назовите добрые слова?

Когда мы говорим «С добрым утром» , «Добрый день» , «Добрый вечер» ?

15. Бееседа о добрых словах и добрых поступках

Чтение стихотворения М. Лисянского «О доброте»

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Что важней добрые слова или добрые поступки?

Какие добрые слова вы знаете?

А добрые поступки?

Пожалеть друга- добрый поступок?

Отобрать игрушку- добрый поступок?

16. Беседао капризах .

Задачи : приучать детей общаться спокойно , без криков.

Чтение :

Что стряслось?

Что стряслось?

На белом свете?

Что за топот?

Что за крик?

Это Пете, это Пете

Не купили грузовик.

Л,Яковлев

Почему Петя кричит и топает ногами?

Кто-нибудь хочет походить на Петю?

Почему не хочется быть похожим на этого мальчика?

А у нас в группе есть дети- капризули?

17. Беседа о хороших поступках Задачи : Учить детей совершать добрые поступки, понимать, что добрые поступки помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Чтение стихотворения :

Где лежало «Спасибо» ?

За ночь выросли сугробы

В парке, во дворе, в саду,

Пробираясь еле–еле,

Я по улице иду.

И на лево погляжу я,

И на право погляжу :

Это кто ж там снег сгребает?

Самого себя спрошу.

Это бабушка –соседка.

Надо бабушке помочь!

У неё беру лопату, я помочь всегда не прочь!

Всё очистил?

От работы

У меня лицо горит.

Улыбнулась мне старушка

И «спасибо» ! говорит.

Мне приятно слышать это,

Ведь порядком я устал.

Вот и вышло, что «спасибо»

Я под снегом отыскал.

Р. Тимиршин.

Вопросы к детям. Почему мальчик сказал, что он «спасибо» под снегом отыскал?

Какую пословицу можно сказать такому мальчику?

Как вы думаете, трудно ли заслужить от взрослых слово «спасибо» ?

За что вам взрослые могут сказать

«спасибо» ?

Ты поел. Что ты сделаешь? Что ты должен сказать?

У тебя развязалась лента. Алёна подошла к тебе и завязала её. Что ты

должна сказать?

Мальчики, вы сидите за столом и кушаете. Вдруг у Маши упала на пол

ложка. Как вы поступите? Что вы ей скажите? Что скажет вам Маша?

Четыре мальчика сидят за столом Они обедают. Коля просит у Кости дать

ему кусок хлеба. Как они будут поступать? Что друг другу скажут?

Два мальчика. Они играют. Один нечаянно толкнул своего товарища. Как

они должны поступать?Воспитатель попросил тебя отнести книгу в другую группу Анне Ивановне. Как ты это сделаешь? Что скажет воспитатель

18. Беседа о грубости

Сказка про грубое слово «Уходи»

Маша и Ойка построили дом из кубиков.

Прибежал Мышонок и говорит :

Какой красивый дом! Можно, я буду в нём жить?

Ой, противный мышонок! Уходи отсюда!-сказала Ойка грубым голосом.

Обиделся Мышонок и убежал.

Заплакала Маша :

Зачем ты прогнала Мышонка? Мышонок хороший.

Ой, и ты тоже уходи, Машка! - сказала Ойка грубым голосом.

Обиделась Маша и ушла.

Заглянуло в окно Солнце.

Как тебе не стыдно, Ойка! - сказало Солнце. - Маша твоя подружка. Разве можно подружке говорить "уходи"? Ойка подбежала к окну и закричала Солнцу :

И ты уходи!

Ничего не сказало Солнце и ушло с неба куда-то. Стало темно. Совсем-совсем темно.

Вышла Ойка из дома и пошла по тропинке в лес. А в лесу тоже темно. Слышит Ойка, под кустом кто-то плачет.

Ты кто? - спросила Ойка. - Я тебя не вижу.

Я Бельчонок Рыжий Хвост, - ответил Бельчонок. - Заблудился я в темноте, не могу найти своё дупло. Там меня мама ждёт.

Ходила-ходила Ойка в темноте, чуть не упала в глубокий овраг. Вдруг слышит Ойка, кто-то в лесу воет.

Увидела Ойка, блеснули между деревьев чьи-то зелйные глаза.

Ой, кто это? - испугалась Ойка.

А зелйные глаза всё ближе. Со всех сторон окружили Ойку.

Это мы, Серые Волки! - ответили Волки. - Наступила ночь! Наступила ночь! Будем рыскать по лесу и всех пугать!

Ой, теперь мы все пропали! - заплакала Ойка. - Это я во всём виновата. Ой, больше никогда не буду говорить грубое слово "уходи"!

Услышало Солнце её слова и вышло на небо. Сразу стало светло и тепло.

Серые Волки убежали далеко за глубокий овраг.

Смотрит Ойка, а по тропинке идёт Маша. Обрадовалась Ойка.

Ой, Маша, идём ко мне! Построим новый дом для Мышонка, ещё лучше. Пускай он там живёт.

С. Прокофьева

Почему обиделся мышонок? Маша? Солнышко?

Правильно ли поступила Ойка, говоря всем грубое слово «уходи» ?

Когда солнышко вышло на небо?

19. Беседа о культуре поведения.

Задачи : Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости , чуткости.

Пока они спорили

Таня и Надя сидели на лавочке у ворот и по очереди качали новую куклу, которую им купила мама. Вдруг Таня выронила куклу, и кукла упала на

пыльную дорогу.

Надя, подними! –приказала Таня младшей сестрёнке .

Вот ещё, -ответила Надя. –Ты уронила, ты и поднимай

Но ведь ты тоже с ней играла!

Ну и что же! И ты играла.

Пока сёстры спорили, к ним подошёл старенький дедушка Егор. Опираясь на

палку, он, кряхтя, наклонился, поднял куклу, отряхнул от пыли и подал девочкам :

Не спорьте, сороки. Нате, играйте.

Ох, как стыдно стало девочкам, и даже играть больше не захотелось.

Что можно сказать про девочек, какие они?

Как вы думаете, если бы Таня вежливо попросила сестрёнку поднять куклу, а не приказала, подняла бы её Надя?

Как дедушка назвал девочек?

Кто помог девочкам? А вы так поступаете?

20. Беседа о заботливости Задачи : Учить заботиться о взрослых. Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости , чуткости.

Не только взрослые заботятся о детях, но и дети должны заботиться о взрослых, особенно о старых людях.

Моя бабушка

Стала бабушка

Старой, хворою.

От ходьбы она устаёт.

Храбрым лётчиком

Стану скоро я,

Посажу её в самолёт.

Не тряхну её.

Не качну её.

Отдохнёт она

Скажет бабушка :

«Ай да внучек мой,

Ай да лётчик мой, Молодец!»

С. Капутикян.

Как по-другому можно заботиться о бабушке?

Бабушка похвалила внука и сказала : «Молодец» . Как ещё можно хвалить

21. Беседа «Моя мама»

Задачи : уважение и любовь к родным и близким людям

Чтение стихотворения

Мама! Так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Даю названье «МАМА» .

Моя мама.

Маму крепко поцелую,

Обниму ее родную.

Очень я люблю ее.

Мама- солнышко мое.

А вы любите свою маму?

Как ласково вы называете маму?

Вы помогаете маме?

22. Беседа «Мама отдыхает»

Задачи : формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Все ли умеют вести себя тихо, когда мама, бабушка или бабушка отдыхают, спят?

Чтение стихотворения.

"Мама спит, она устала. "

Мама спит, она устала…

Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу…

И мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Е. Благининой

Почему девочка не стала играть игрушками?

Послушайте другую историю, как ведет себя другая девочка, когда мама отдыхает.

«Мама спит, она нездорова. Катя играет. Она хочет налить кукле чай, но не может достать до крана. «Мама!» -кричит Катя. Мама проснулась : «Что случилось?- испуганно спрашивает она. Мама помогла Кате налить воды.

Мама опять легла. Катя одевает куклу на прогулку. Она никак не может надеть на нее пальто. «Мама!» - снова кричит Катя…»

-Понравилась ли вам девочка Катя ?

Правильно ли она поступало, когда будила маму?

Вы жалеете своих мам?

23. Беседа о жадности

Задачи : формировать у детей доброжелательные отношения друг к другу, умение делиться с товарищем.

Чтение стихотворения.

Пёс шагал по переулку,

Он жевал большую булку.

Подошёл Щеночек,

Попросил кусочек.

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал,

Подошла Кошка-Мяушка,

Попросила Кошка мякушку.

Встал Пёс,

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал,

Прискакала Лягушка,

Пошептала на ушко,

Попросила Лягушка горбушку.

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал,

Подошла Курочка.

Попросила Курочка корочку.

Встал Пёс,

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал,

Подошла Уточка,

Постояла минуточку,

Попросила Уточка чуточку,

Только попробовать!

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал.

И сказал :

Я бы дал!

У меня у самого

Больше нету ничего.

Эмма Мошковская

Пес правильно поступил, что никому не дал булочку?

Скажите, Пес жадина?

Быть жадиной –хорошо?

Как вы думаете у жадины много друзей?

А вы поделились бы булочкой?

24. Беседа о дружбе .

Задачи : формировать у детей доброжелательные отношения друг к другу, воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции.

Дружная сказка

Вот домашние зверята -

Полюбуйтесь-ка, ребята.

Вот щенок,

а вот котенок,

Вот козленок

и цыпленок.

С ними Катенька играет,

Всех их любит, уважает.

Раз поспорили зверята,

Кого сильнее любит Катя,

Стали дразниться, толкаться,

друг на друга обзываться.

Вместе больше не гуляют

В одиночестве играют…

Стал кусать щенок цыпленка,

Козлик забодал котенка…

Смотрит Катя на зверят -

Не узнает их никак….

Я - красивей,

Я – сильней!

Я послушней!

– Я – умней!

Что же делать, как тут быть?

Как зверят опять сдружить?

Их Катюша собрала,

Всем гостинцы раздала

и сказала : «Неужели,

мы друг другу надоели?.»

Тут зверятам стало стыдно,

Стало всем до слез обидно.

Катя любит всех зверят -

Щенят, котят, козлят, цыплят…

Кате все они важны,

Хочет, чтоб были дружны.

Сказку новую узнали,

Ее зверята рассказали.

Мы ее не позабудем

И дружить все вместе будем!

А у вас, ребята есть друзья?

Иметь много друзей- хорошо. Скажите, друзья толкаются, дразнятся, обзываются?

Настоящие друзья не толкаются, не дразнятся, не обзываются, а поддерживают друг друга.

Хорошо иметь много друзей?

25. Беседа «Как можно назвать человека по имени»

Задачи : воспитывать культуру общения , доброжелательное отношение друг кт другу.

Когда я шла в детский садик, то на скамеечке во дворе увидела куклу Катю. Она сидела и горько плакала. Когда я спросила ее, почему она плачет, Катя рассказала, что девочки, которые с ней играют, называют ее Катькой. А ей нравится , когда ее зовут ласково : Катенька, Катюша.

Вам нравиться , когда вас называют ласково? Как?

Будет очень хорошо, если мы будем называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми именами.

26.«Как можно пожалеть» .

Дети, вам всегда бывает весело?

Иногда всем бывает плохо, вас кто-то обидел, вы ушиблись и, наверное, так хочется, чтобы вас кто-нибудь пожалел. Так и другому ребенку или взрослому, когда ему плохо, хочется, чтобы его пожалели.

Как вас жалеет мама?

Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?

Что можно сделать?

Как будет себя вести, если у мамы болит голова? Если сестренка или братик ушиблись?

Данная разработка посвящена Дню героев Отечества. Беседа о героях- детях нашего времени, которые ценой своей жизни спасали жизни других. Разработка воспитывает чувство патриотизма и гордости за свою страну, героизм детей. Разработка предназначена для классных руководителей, воспитателей ГПД.

В настоящее время в современной школе большое внимание должно уделяться нравственно-патриотическому воспитанию школьников, так как материальные ценности у них доминируют над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Задача учителя - сформировать у школьников духовно-нравственные качества, воспитать патриотизм, развить творческое мышление. Данное мероприятие посвящено Дню героев Отечества. Задачи беседы: сформировать представление о Дне Героя Отечества, его истории; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, героизм народа; знать и чтить память героев страны. В ходе беседы названы имена героев России, вошедшие в историю. Мероприятие призывает помнить и чтить бессмертный подвиг тех, кто не жалея своей жизни выступал в защиту Родины.

Целевая аудитория: для 5 класса

Классный час «Будьте добрыми, человечными» воспитывает у детей уважение и любовь к окружающим их людям, стимулирует стремление к самовоспитанию, а также способствует развитию у них чувства ответственности за свои поступки.

Беседа учит их быть добрыми, милосердными, умеющими протянуть руку помощи тем людям, которые в ней нуждаются. Разработкой могут воспользоваться классные руководители, работающие с детьми среднего школьного возраста.

Целевая аудитория: для 5 класса

Беседу «Красная книга. Животные» могут использовать воспитатели ГПД и классные руководители для бесед с детьми любого возраста. Экологическая тема в наше время очень актуальна, т.к. многие животные находятся на грани вымирания. В беседе рассказывается о 15 животных, которые более подвержены исчезновению и позволяет расширить знания обучающихся о них. Беседа формирует нравственное отношение к окружающей среде, стремление беречь природу, любовь и уважение к миру животных. В ходе беседы учитель воспитывает чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.

Целевая аудитория: для 5 класса

В наше время когда нацизм начинает возрождаться во многих странах наиболее остро стоит вопрос памяти. .Молодое поколение должно знать и помнить все ужасы фашизма. Это не должно повториться никогда. Это презентация составлена для учащихся с 5 по 11 классы.

Целевая аудитория: для 9 класса

Беседа для воспитателей ГПД, а также для классных руководителей младших и средних классов. Презентация может пригодиться учителям начальных классов на уроке окружающего мира по теме " Что мы знаем о птицах" в 1 классе.Беседа развивает познавательный интерес. В ходе беседы учитель рассказывает учащимся о птицах, живущих в наших краях и о птицах, живущих в других странах.

Целевая аудитория: для 4 класса

Презентация из серии этические диалоги "Сказка - ложь, да в ней намёк" (о трудолюбии для 6 класса), Данная презентация помогает средствами фольклора провести коррекцию эмоционально-личностной сферы ребёнка. Беседуя с ребёнком на примере героев сказки задеваются вопросы ответственного отношения к труду и к трудовым обязанностям.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Презентация может быть использована для проведения беседы, направленной на помощь при подготовке к экзаменам. Будет полезна для старшеклассников.В ней можно найти ответы на вопросы: "Какие же продукты полезнее перед экзаменами?", "Как питаться во время подготовки к экзаменам?"