Что такое Кааба? Фото, история, местонахождение. Кааба

Черный камень Каабы

Это самый известный камень (предположительно, метеоритного происхождения), который считается наиболее священным сокровищем в исламе. Мусульмане верят, что он является окаменелым ангелом-хранителем Адама, которого вместе с первыми людьми выдворили из Рая за то, что не уберег их от соблазнов и нарушений Божественного запрета. Поклонники ислама также считают, что когда настанет Судный день, Черный камень вновь превратится в ангела. Он призван рассказать Аллаху о тех людях, которые свято исполняли свои обязанности, строго соблюдали мусульманские обряды, т. е. вели праведную жизнь и достойны Рая.

Накануне Курбан-байрама, одного из главных мусульманских праздников, миллионы верующих из разных стран мира совершают паломничество (хадж) к Каабе в Мекку. Кааба (араб. - «куб») - «Священный дом», в сторону которого правоверные мусульмане обращаются во время молитвы пять раз в день. Этот дом расположен в центре главной мечети Мекки (Аль-Масджид аль-Харам, или аль-Масеж аль-Харам, что по-арабски означает «Священная мечеть») и представляет собой каменное здание в форме куба с основанием 12 м на 10 м и высотой 15 м. В его северо-восточный угол на высоте 1,5 м вмонтирован окаймленный серебряным ободом Черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад) - главный предмет поклонения, символ могущества Аллаха. Видимая поверхность камня - примерно 16,5 на 20 см. По преданию (которое фиксируется еще за 200 лет до Мухаммеда), этот райский камень (белый яхонт) был дан Богом и принесен ангелом Джабраилом Адаму после его раскаяния. Черным он стал позже от многочисленных людских пороков.

Каабу окружает мощеная дорожка, по которой паломники семь раз обходят вокруг и целуют Черный камень или хотя бы прикасаются к нему, снимая, таким образом, с себя все грехи. Возле угла здания, где вмонтирована главная святыня мусульман, во время хаджа стоят полицейские, прикованные к стене мягкими ремнями, чтобы их не унес людской водоворот.

Ныне священная реликвия представляет собой гладкую поверхность с несколькими полосами и небольшими вкраплениями кристаллов. Ее многие ученые считают метеоритом, хотя камень, вероятно, не может быть ни железным метеоритом, если принять во внимание его трещины; ни каменным метеоритом, так как плавает в воде.

Метеоритам в разные времена поклонялись, как богам. Скажем, в Древнем Египте метеориты опускали с покойником в могилу как пропуск на небо. В одной из египетских пирамид было найдено ожерелье из железных метеоритов. Древние египтяне ценили такое железо в пять раз дороже золота и в 40 раз дороже серебра. В древнегреческом храме Артемиды конической формы большой метеорит был центральным идолом. Упавший в 1200 г. до н. э. «небесный подарок» древние греки назвали «Божьим домом» и поместили его в храме в Орхомене (Аркадия). Древние евреи назвали метеориты «обителями Бога» и совершали обрезание метеоритными ножами, сделанными из метеоритного железа. Железный «подарок» весом более 1,5 тонн, обернутый в грубую ткань, был обнаружен учеными в подобном лабиринту древнем храме в Мексике. За 400 лет до н. э. в Сирии упал метеорит, который назвали «Эллагабалом» (на ассирийском «Элла» - Бог, «габал» - Создатель) и почитали как символ Солнца. Через несколько столетий его перевезли в Рим, где для него построили храм Метеора, а римский император стал верховным жрецом этого храма. Во II–III ст. до н. э. в Средиземноморье было уже более 30 храмов с метеоритами. Индейцы считали упавший в центральном Техасе с неба кусок металла весом 742 кг способным исцелять людей и совершали периодические паломничества к нему. В 1853 г. метеорит, который упал в восточной Африке недалеко от Занзибара, племенем уаника был провозглашен богом. А христиане на местах падения метеоритов, которые называли «Христовыми камнями», служили молебны, совершали крестные ходы, строили поминальные часовни. Интересно, что собор Св. Петра в Риме построен на том месте, где раньше находился храм с метеоритом.

14 августа 1992 г. десятки камней упали с неба на африканский город Мбале в Уганде. Местные жители собрали некоторые метеориты и принимали порошок из них в качестве лекарства. Они полагали, что камни были посланы Богом для избавления людей от СПИДа.

В 1980 г. ученые высказали предположение, что Черный камень - ударной природы (расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом), он взят из кратера Вабар, расположенного в 1080 км к востоку от Мекки. Таким образом, священная реликвия ислама представляет собой застывшее пористое стекло, поэтому оно достаточно твердое и хрупкое, и может плавать в воде: имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Противники этой теории говорят, что, судя по некоторым измерениям, возраст кратера в Вабаре всего несколько веков, хотя есть легенды, утверждающие, что метеоритному кратеру от пяти до девяти тысяч лет. Энергия, выделившаяся при падении «небесного подарка», была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, т. е. была сравнима с взрывом в Хиросиме. Правда, это был не самый мощный из всех ударов, потрясших нашу планету за время ее существования.

Согласно арабскому преданию, Адам и Хавва (Ева) были не только изгнаны из рая, но и разлучены: Адам попал на остров Цейлон, а Хавва - на побережье Красного моря, в район, где расположен ныне порт Джидда. Они встретились только через два столетия в районе Мекки и у горы Арафат впервые познали друг друга после столь продолжительной разлуки. Адам очень страдал из-за того, что лишился храма, в котором привык молиться в раю. Бог смилостивился, и копия храма была спущена на землю в пустыне близ нынешнего источника пресной воды Замзам. После смерти Адама этот нерукотворный храм якобы был унесен обратно на небо.

Похоронив свою мать Хаджар (библ. - Агарь), Ибрахиим (Авраам - он считается общим предком арабов и евреев) стал подолгу гостить в окрестностях Мекки. В одно из его посещений на том самом месте, где некогда находился храм Адама, Ибрахиим вместе с сыном Исмаилом выстроил храм, который ныне известен как Кааба. Для его сооружения были взяты камни от пяти священных гор: Синайской, Ливанской, Оливковой (Елеонской по Библии), Джуди (на которую, согласно Корану, опустился Ноев ковчег) и Хиры (где впоследствии пророк Мухаммед получил первое откровение и был призван на пророческое служение).

Когда здание было почти готово, Ибрахииму понадобился заметный камень, чтобы обозначить на стене место, с которого следует начинать ритуальное обхождение вокруг Каабы. В раю ангелы и Адам, наученные Всевышним, совершали семикратное обхождение вокруг храма, и Ибрахиим хотел, чтобы и на Земле богослужение происходило так же. Тут-то ангел Джибриил (библ. - архангел Гавриил) и принес ему знаменитый Черный камень, который был вмурован в северо-восточный угол здания.

Правоверные считают Каабу первым на земле храмом Всевышнего, который был создан руками человека задолго до возникновения ислама. Во время Всемирного потопа, гласит легенда, храм был поднят в воздух, а затем разрушен. Потом Бог повелел Ибрахииму и Исмаилу найти исчезнувшее под песками основание храма и построить новый. По преданию, для облегчения строительства Каабы ангел Джибриил принес Ибрахииму плоский камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строительных лесов. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрахиима, также является священным для мусульман и носит название «Макам Ибрахиим» («место стояния Ибрахиима»). Он находится в нескольких метрах от Каабы, напротив входа в святилище.

Как свидетельствует история, Кааба служила центром поклонения арабов в доисламскую языческую эпоху. От старшего сына Исмаила «заведование» храмом перешло к южноарабскому племени джурхумитов, пользовавшихся поддержкой вавилонян. В III ст. н. э. их вытеснило другое племя - хузаиты. Джурхумиты, покидая Мекку, разрушили Каабу и засыпали источник пресной воды Замзам, а хузаиты расчистили источник и восстановили храм. Тогда здесь кроме Черного камня были сосредоточены 360 идолов, среди которых находились также изображения Авраама и Девы Марии с младенцем Иисусом. В 630 г., после 23 лет призывов, основатель вероучения пророк Магомет, овладев Меккой, наконец-то очистил храм от идолов, но почтительно прикоснулся посохом к Черному камню, сохранил все обряды хаджа, и верующие стали поклоняться единому Богу - Аллаху.

В наши дни Кааба покрыта черным шелковым покрывалом, которое называется кисва. Покрывало ежегодно меняют и орошают розовой водой. Старая кисва разрезается на лоскутки и продается паломникам. Многие хранят кусочки покрывала как священные реликвии. Право на облачение Каабы считается величайшей честью, которую с давних времен оспаривали престолонаследники и великие люди.

Верхнюю часть покрывала украшают вышитые золотом и серебром изречения из Корана (суры). Они же украшают и покрывало, закрывающее дверь в Каабу, которая возвышается над землей примерно на два метра и сделана из чистого золота (ее вес 286 кг). Во время посещения и очищения внутренностей Каабы к двери приставляют лестницу. Внутри находятся три колонны, висят многочисленные лампы, расписанные эмалью, хранятся списки Корана.

С крыши северо-западной стены Каабы выступает позолоченный сток для воды. Часть Каабы между ним и западным углом считается собственно киблой. У северо-восточной стены полукруглая стенка отгораживает аль-хиджр - особое место, куда паломники не заходят во время обхода (тавафа) вокруг Каабы: считается, что при Пророке Ибрахииме оно якобы было частью Каабы и там, по легенде, похоронены сын Ибрахиима Исмаил и его мать Хаджар.

Вокруг Каабы построена священная мечеть Харам, которую иногда еще называют Запретной мечетью. Строительство первой мечети на этом месте относят к 638 г., а нынешняя мечеть известна с 1570 г. Последний раз она реконструировалась в конце 1980-х гг., когда к ней с юго-западной стороны пристроили огромный корпус с двумя минаретами.

Вблизи мечети в свое время появилось много различных зданий и сооружений. Были там и кафедры основных мусульманских религиозно-правовых школ, уничтоженные во время больших ремонтных работ в 1950 - 1960-х гг., которые провели саудовские правители. В 1980 г. Кааба и мечеть Аль-Масджид аль-Харам были захвачены группой религиозных фанатиков, посягнувших на Черный камень. Через две недели нарушителей порядка уничтожили саудовские войска, которые штурмом взяли святыню.

Интересно отметить, что еще в 930 г. Черный камень выкрали карматы, обосновавшиеся в Бахрейне, и лишь через 21 год его нашли, убедившись предварительно в его подлинности по свойству не тонуть в воде. А в 1050 г. безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 г. ее затопило. После всех этих несчастий, камень раскололся на 15 кусков, которые сейчас скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление.

Черный камень - загадка храма Кааба. Некоторые исследователи считают его, как и все метеориты, энергетическим «аккумулятором» с очень высоким уровнем энергии, посланным Высшими силами на Землю для «подстраховки». Мусульмане верят, что в День Страшного суда Черный камень превратится обратно в белый жемчуг.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Русская мифология. Энциклопедия автора Мадлевская Е Л

Из книги Словарь славянской мифологии автора Мудрова Ирина Анатольевна

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Камень Камень, как и земля, вода, воздух, огонь, является одним из первоэлементов мира. Из многочисленных письменных источников, преданий, мифологических рассказов известно, что у славянских народов издавна существовало почитание камней, особенно тех, которые отличались

Из книги автора

Агат-камень С древних времен людям были известны целительные свойства камней. В XVI–XVII веках появились сборники, в которых описывались эти свойства камней, а также трав, деревьев и всего, что окружало человека. В эти древние «Лечебники» вошел опыт многих поколений

Из книги автора

Алатырь-камень Волшебный камень, который находится на острове Буяне. Его эпитет - «бел-горюч камень», считается, что он на делен самыми чудесными свойства ми. Он белого цвета и огромных размеров. «Алатырь - всем камням камень, всем камням отец!» Как гласят легенды, он упал

Из книги автора

Алмаз-камень Как лекарь, алмаз полезен для глаз, он улучшает зрение и дает необычную зоркость, очищает ум от излишнего попечительства и тревог, усиливая его остроту к важным предметам жизни, врачует печень, желчные протоки, заболевания кожи. При этом его надо носить на

Из книги автора

Аметист-камень Он способствует исцелению от ожогов, дает неплодным детей, восстанавливает душевную гармонию и равновесие, активизирует умственные способности, увеличивает и усиливает силу владельца. Этот камень в умелых руках превращается в спасение от подагры. Вода, в

Из книги автора

Змеевик-камень Значительно повышает силы организма, служит мощным противоядием. При умении общаться с камнем, он предупреждает хозяина о подступающих заболеваниях: он как бы меняет теплоемкость (хотя на самом деле этого не происходит!), становится в руках более теплым,

Из книги автора

Кремень-камень С давних пор считался способным к избавлению от очень тяжелых болезней, таких, как рожа, туберкулез, проказа, зоб, энцефалит, помогает восстановлению костей, восстанавливает минеральный баланс в организме человека. Кремневая вода, насыщенная энергией,

Из книги автора

Магнит-камень Если муж этот камень носит при себе, бывает мил он своей жене, если носит жена - то же доставляет он и ей. По этому камню можно узнать о верности или неверности супругов. Его следует положить в изголовье жене, которая мужу верна, - та и сквозь сон мужа своего

Из книги автора

Черный камень Форум окончательно стал вотчиной археологов в конце XIX века, и с тех пор эта ситуация практически не менялась. В 1899 году перед курией раскопали плиты черного мрамора, а под ними - несколько памятников разного времени: U-образный алтарь, небольшой пьедестал,

Из книги автора

За Камень Первое сообщение о переходе новгородцев на восточный склон Урала, а затем в Сибирь, в Новгородской летописи появилось примерно в 1364 году. Перевалив Урал, путешественники достигли Оби и вышли к Северному Ледовитому океану. Этот северный путь от Новгорода был

Кааба носит символическое имя «аль-Бэйт аль-Харам» , что означает в переводе с арабского «священный дом» .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Фильм "Заповедная мечеть" | "Кааба за кулисами... Как проходит уборка, чистка и все остальное

    ✪ Исторический 3D видео ролик История чёрного камня Каабы в Мекке

    ✪ Составные части Каабы. Документальный фильм ๑۩۞۩๑

    ✪ Что находится внутри Каабы? Видеосъемка!

    Субтитры

История

С глубокой древности Кааба не единожды перестраивалась. Считается, что первое здание Каабы было возведено небесными ангелами [ ] . Следующими её строителями стали, последовательно, пророки Адам и Ибрахим, о чём упомянуты в Коране слова Аллаха: «…Вспомни, как закладывали Дом Священный Ибрахим и Исмаил…» (Аль-Бакара, 2:127). В четвёртый раз Каабу отстроили курайшиты (засвидетельствовано пророком Мухаммадом, когда ему было 35 лет), в пятый раз Кааба была перестроена Ибн аз-Зубайром .

Возрастающее число паломников во время хаджа вызвало необходимость в расширении мечети Масджид аль-Харам. Одно из таких расширений было произведено в 1925 году, во время правления короля Абдель Азиза ибн Абдуррахмана . В 1953 году в мечети Масджид аль-Харам появилось электрическое освещение и электрические вентиляторы. В результате масштабных строительных работ, проведенных во время правления королей Сауда IV , Фейсала и Халида , площадь мечети вместе с площадью вокруг Каабы увеличилась до 193 000 кв. м, а вместимость - до 400 000 человек. При короле Фахде мечеть получила системы кондиционирования воздуха, пожаротушения, ливневой канализации. Общая площадь мечети составила 356 000 кв. м, а вместимость выросла до 600 000 человек. В 2007 году начат очередной этап реконструкции мечети, в результате которой она сможет вместить 1,6 млн верующих. В рамках этой реконструкции площадь вокруг Каабы внутри мечети расширяется с 20 метров в радиусе до 50 метров, в результате чего её пропускная способность должна увеличиться с 52 тысяч до 130 тысяч тавафов (обходов Каабы) в час.

В один из углов Каабы вмонтирован Чёрный камень . Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф . Кааба служит киблой - ориентиром, к которому обращают своё лицо мусульмане всего мира во время молитвы .

Этимология

Буквально слово الكعبة ‎ в арабском языке означает «кубический дом», в свою очередь произошедшее от الكعب ‎ - «куб». Другое названия Каабы - «Аль-Бейт аль-Акдам», то есть «самый древний Дом». Мусульмане также называют Каабу словом «Бейту-Ллах», что означает «Дом Аллаха» :

Оригинальный текст (ар.)

إِنَّ أَوَّلَ بَيْتٍ وُضِعَ لِلنَّاسِ لَلَّذِي بِبَكَّةَ مُبَارَكًا وَهُدًى لِّلْعَالَمِينَ ‎

Составные части Каабы

Святыня покоится на основании из мрамора. Углы ориентированы по сторонам света и имеют название «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный). Кааба изготовлена из блоков мекканского гранита на мраморном фундаменте. Снаружи стены Каабы постоянно покрыты особым покрывалом из чёрного шёлка, называемым кисва . Покрывало меняется раз в год, в 9/10 день месяца зу-ль-хиджа (месяца хаджа) по исламскому календарю . Внутри Каабы имеется помещение, однако оно открывается лишь два раза в год (и только для почетных гостей) в ходе т. н. церемонии «Очистки Каабы». Высота Каабы сегодня составляет 13,1 м. Длина и ширина, соответственно, 11,03 и 12,86 м. При пророке Ибрахиме размеры Каабы были иными:

Восточная стена - 14,80 метров; стена со стороны Хатем - 10 метров; сторона между Чёрным камнем и Йеменским углом - 9,15 метров; западная сторона - 14,2 метров.

Согласно преданию, когда Чёрный камень был послан Аллахом пророку Адаму, он был белым, но постепенно почернел, пропитавшись человеческими грехами. Хотя, по другим сведениям, камень был послан пророку Нуху (Ной), видимо, в знак памяти о потопе и долгое время хранился на горе Абу-Кубейс . Когда пророк Ибрахим (Авраам) искал камни для строительства Каабы, он принёс его и установил на нынешнем месте, чтобы совершить прогулку вокруг него (таваф), которая и стала по традиции считаться элементом поклонения Аллаху во время хаджа.

Дверь (Шаблон:Lang-ar-link) расположена в Восточной стене Каабы, находится на высоте 2,5 метра от земли, а доступ к ней осуществляется с помощью приставных ступеней. Вероятно, это было сделано для защиты от редких наводнений . Высота самой двери 3,06 метра, а ширина - 1,68 метра. При производстве двери было использовано около 280 кг золота 999-й пробы стоимостью 13 420 000 риалов . Двери подарены королём Халидом ибн Абдель Азизом. Со времён пророка Мухаммеда ключи от дверей Каабы хранятся у семейства Бани Шайба .

Мизаб ар-Рахма (Шаблон:Lang-ar-link - водосточный жёлоб милости ) - жёлоб для стока дождевой воды, добавлен в ходе восстановления 1627 года после дождей, вызвавших обрушение стен. Вода с крыши, символизируя благодать, направляется на могилы Исмаила и Хаджар.

Цоколь (Шаблон:Lang-ar-link), на котором стоят стены Каабы, добавлен в 1627 году для защиты фундамента от грунтовых вод.

Мультазам (Шаблон:Lang-ar-link) - часть стены между Чёрным камнем и дверьми Каабы длиной около 2 метров.

Макам Ибрахима (Шаблон:Lang-ar-link) - стеклянное и металлическое огороженное место, на котором находится отпечаток ступней пророка Ибрахима. Ибрахим стоял на этом камне при строительстве верхней части Каабы, поднимая Исмаила на своих плечах для строительства самой высокой части.

Угол Чёрного камня (Шаблон:Lang-ar-link) - угол в восточной части Каабы, в которой вмонтирован Чёрный камень .

Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза ; в центре Каабы находился идол Хубала - божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Культ камней самый древний у первобытных племен и существовал также у финикийцев и ханаанеян.

Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов.

Около них приносили жертвы. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь - арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы - аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) - благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие.

Ремонтные работы в мечети

Реконструкция Каабы курайшитами

Исходя из религиозного предания, Пророк Мухаммед участвовал в восстановлении Каабы за пять лет до того, как на него была возложена миссия пророка. После внезапного наводнения Кааба была повреждена, её стены растрескались, и потребовался ремонт. Право на проведение ремонта было возложено на четыре племени курайшитов, и пророк Мухаммед принял участие в этом строительстве. Когда были возведены стены, настало время вставить Чёрный камень (аль-хаджар аль-асвад) в восточную стену Каабы, и возник спор о том, кто заслуживает этой чести. Когда была готова разгореться междоусобная война, Абу Умайя, самый старый житель Мекки, предложил, что первый человек, который войдет в ворота мечети на следующее утро, разрешит этот спор. Этим человеком оказался пророк. Жители Мекки восторжествовали: «Ему можно доверять (аль-амен), - кричали они хором, - это Мухаммед». Когда Мухаммед подошел к ним, они попросили его разрешить этот вопрос. Пророк Мухаммед предложил решение, с которым все согласились - положить Чёрный камень на плащ и внести его старейшинам четырёх кланов, держась за его концы. Затем пророк взял камень и вставил его в стену Каабы. Так как у племени Курайш не хватило средств, эта реконструкция Каабы не охватила всю площадь сооружения, построенного пророком Ибрахимом. Так появилось здание кубической формы вместо прямоугольной, как оно было раньше. Та же часть, которая осталась снаружи, теперь называется Хатем.

Реконструкция после эпохи пророка - Абдулла ибн аз-Зубайр

Сирийская армия разрушила Каабу в Мухаррам в 64 году по Хиджре (683 г.), и перед следующим хаджем Абдулла ибн аз-Зубайр заново построил Каабу. Ибн аз-Зубайр хотел сделать Каабу такой, какой её видел пророк Мухаммед, на основании, заложенном пророком Ибрахимом. По словам Ибн аз-Зубайра, он слышал, как Айша сказала: "Пророк изрек: «Так как твои люди отказались недавно от заблуждения (Неверия) и так как у тебя достаточно средств для её восстановления [Каабы], я бы добавил пять локтей от Хиджра. Я бы также сделал две двери: одну - для входа, а другую - для выхода». Ибн аз-Зубайр сказал: «Сейчас я могу так сделать, и я не боюсь мнения людей».

Как было сказано выше, Ибн аз-Зубайр построил Каабу на основании, заложенном пророком Ибрахимом. Крыша покоилась на трех колоннах из особой древесины Аоуд (ароматизированная древесина, которая обычно сжигается как благовоние в Аравии), и были сделаны две двери: одна - на восток, а другая - на запад, как того хотел пророк. В Каабу был включен Хатем (Хатем - полукруглая часть, примыкающая к Каабе, окруженная низкой стеной). Абдулла аз-Зубайр также сделал следующие изменения: - сделал небольшое окошко в крыше Каабы для проникновения в неё света; - опустил дверь до уровня земли и сделал ещё одну дверь; - увеличил высоту Каабы на девять локтей (4 метра), и её высота стала 20 локтей (9 метров); - ширина её стен составляла 2 локтя (90 см); - сделал внутри три колонны вместо шести, которые были построены курайшитами.

Во время строительства Ибн аз-Зубайр соорудил вокруг Каабы четыре колонны и повесил на них занавес, который был снят только после завершения работ. Однако люди могли совершать Таваф вокруг этих колон, поэтому Таваф вокруг Каабы был всегда разрешен, даже во время её восстановления.

Кааба во времена Абдул-Малика ибн Марвана

В 693 г. Хаджадж ибн Юсуф , известный тиран того времени, с одобрения халифа Омейяда Абдул-Малика ибн Мервана разрушил здание, построенное Ибн аз-Зубайром, и создал Каабу такой, какой она была во времена курайшитов. Изменения, которые он сделал, были следующими:

  • он уменьшил объём сооружения, который не изменился до сегодняшнего дня;
  • он отделил Хатем;
  • он замуровал западную дверь (до сих пор заметны её следы), но оставил восточную;
  • разрушил стену, окружавшую Хатем;
  • убрал деревянную лестницу, установленную ибн аз-Зубайром внутри Каабы;
  • уменьшил высоту двери на пять локтей (2,25 метра).

Когда Абдул Малик ибн Мерван приехал для Умры, он услышал Хадис о том, что сам пророк пожелал, чтобы Кааба была воссоздана в таком виде, в каком её построил Абдулла аз-Зубайр, и пожалел о своих действиях.

Халиф Харун аль-Рашид захотел перестроить Каабу согласно желанию пророка Мухаммеда, как это сделал Абдулла ибн аз-Зубайр. Но когда он посоветовался с имамом Маликом, имам попросил халифа изменить своё решение, потому Кааба не должна быть игрушкой в руках правителей, каждый из которых хотел разрушить, а потом заново отстроить её. Послушавшись его совета, Харун аль-Рашид не стал перестраивать Каабу, и она оставалась в той форме, в какой её построил Абдул Малик ибн Мерван, на протяжении 966 лет, не считая мелких ремонтных работ.

Реконструкция в эпоху султана Мурада Хана

В 1629 г. из-за сильных дождей, наводнения и града две стены Каабы были разрушены. Уровень воды поднялся почти на 3 метра, что составляло половину высоты стен Каабы. В четверг 20 Шабана восточная и западная стены упали. Когда уровень воды уменьшился в пятницу 21-го Шабана, началась подготовка к реконструкции здания. Как и во времена Абдуллы ибн аз-Зубайра, были установлены четыре колонны, на которых был повешен занавес, а 26-го Рамадана началось строительство. Остатки стен, кроме тех, которые были рядом с Чёрным камнем, были снесены.

Ответ:

Хаджаруль-Асвад ("черный камень") получил это название за свой черный цвет. Этот камень располагается на высоте полутора метров от земли в восточном углу Каабы, недалеко от ее двери. Хаджаруль-Асвад состоит из трех больших и нескольких маленьких частей. Черный камень обрамлен серебряной оправой.

Этот камень имеет внеземное происхождение, и он был принесен Джибрилем (алейхи салям) пророку Ибрагиму (алейхи салям). До того, как Хаджаруль-Асвад был помещен в угол Каабы, он хранился на горе Абу Кубайс. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Я знаю и помню тот камень, который приветствовал меня в Мекке еще до того, как я стал пророком». Этим камнем как раз и является Хаджаруль-Асвад. Однажды Умар (радыйаллаху анху) поприветствовав и поцеловав этот камень, сказал: «Я очень хорошо знаю, что ты всего лишь камень, не наносящий вреда и не приносящий пользы. Если бы я не видел, как посланник Аллаха целует тебя, то никогда не сделал бы этого».

Хаджаруль-Асвад был ниспослан из Рая?

Существуют достоверные хадисы о том, что Хаджаруль-Асвад, находящийся слева от дверей Каабы и являющийся начальной точкой для совершения тавафа, был ниспослан из Рая. В одном из хадисов говорится: «Хаджаруль-Асвад был ниспослан из Рая. Он был белее молока, но грехи людей сделали его черным» (Тирмизи, Хадж, 49 ).

В другом риваяте говорится: «Хаджаруль-Асвад был ниспослан из Рая. Он был белее снега, но грехи мушриков сделали его черным» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад ).

Да, Хаджаруль-Асвад был ниспослан из Рая. Но тогда как можно увязать это с тем, что при строительстве Каабы Ибрагим (алейхи салям) принес этот камень с горы Кубайс. По этому поводу в книге «История Каабы и Мекки » говорится: «Когда Адам (алейхи салям) был низведен из Рая на землю, Аллах Всевышний ниспослал ему посредством ангелов шатер из Рая. Хаджаруль-Асвад был внутри этого шатра, и был белым. Когда Ибрагим (алейхи салям) вместе со своим сыном Исмаилом (алейхи салям) строил Каабу, то попросил Исмаила (алейхи салям) принести ему какой-либо камень, чтобы сделать его местом, с которого начинается таваф. Исмаил (алейхи салям) пошел искать камень, но вернулся ни с чем.

В это время Джибриль (алейхи салям) принес Ибрагиму (алейхи салям) камень. Во время потопа, произошедшего во времена пророка Нуха (алейхи салям), когда Кааба была затоплена, Аллах Всевышний вверил хранение этого камня горе Кубайс, сказав: «Когда увидишь, что мой друг отстраивает Каабу, то яви ему этот камень». Этот камень, принесенный Джибрилем (алейхи салям) был ослепительно белым. Однако затем, как было упомянуто в хадисе, от прикосновения рук идолопоклонников этот камень стал черным. В соответствии с другим риваятом, этот камень почернел после пожаров» (Абуль-Валяд аль-Азраки, История Каабы и Мекки, стр.36-54 ).

Ка́аба (араб. الكعبة‎‎ «куб») - это мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Заповедной Мечети (Мекка). Кааба содержит чёрный камень. Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф. Кааба служит киблой - ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы.

Внутри него есть черный камень. Тот самый камень, который стремятся целовать паломники. Чёрный камень (араб. الحجر الأسود‎‎ - аль-хаджар аль-асвад) - это камень прощения, согласно легенде, посланный Адаму и Еве Богом, вмонтирован в восточный угол Каабы на высоте 1,5 м и заключён в серебряную оправу. Видимая поверхность камня имеет площадь примерно 16,5×20 см. Согласно преданию, Чёрный камень был белым, но постепенно он почернел, пропитавшись человеческими грехами. Существуют различные гипотезы происхождения Чёрного камня. По одной из версий, это метеорит.

Дословно слово «Кааба» в арабском языке означает «высокое место, окруженное почетом и уважением». Это слово может также быть производным от слова «куб». Другие названия Каабы включают в себе такие слова, как «Байт аль Атек», первое значение которого «самый ранний и древний». Согласно второму значению, это слово переводится как «независимый и освобождающий». Оба значения сочетаются в слове «Байт аль-Харам» — «священный дом». Высота Каабы составляет 13,1 м. Длина и ширина, соответственно, 11,03 и 12,86 м. Святыня покоится на основании из мрамора. Углы ориентированы по сторонам света и имеют название «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный), где вмонтирован черный камень. Кааба изготовлена из мекканского гранита на мраморном фундаменте. Кааба постоянно покрыта особым покрывалом из чёрного шёлка, называемым кисуах. Покрывало меняется раз в год, в 9/10 день месяца Зу-ль-хиджа (месяца хаджа) по исламскому календарю. Внутри Каабы имеется помещение, однако оно открывается лишь два раза в год (и только для почетных гостей) в ходе т. н. церемонии «Очистки Каабы».

По мусульманским преданиям первое здание или палатку над черным камнем построил пророк Адам, а собственно первую Каабу построил его сын Сиф. После потопа во времена Ноя постройка и её место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы. Согласно текстам, ему помогал Джабраил (Архангел Гавриил). Он принёс Ибрахиму камень, стоя на котором, он мог подниматься на любую высоту. Камень по сей день хранится рядом с Каабой внутри небольшого монумента Макам Ибрахим (стоянка Ибрахима). На камне остались отпечатки ступней, приписываемые Ибрахиму. Последователи веры пророка Ибрахима, утвердившего единобожие, совершали паломничество к Каабе, она символизирует небесную Каабу, вокруг которой совершают таваф ангелы.
Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза; по некоторым традициям, в центре Каабы находился идол Хубала - божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Культ камней самый древний у первобытных племен. Культ камней существовал также у финикийцев и ханаанеян.

Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения Ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов. Около них приносили жертвы и гадали. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь - арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы - аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) - люди, исповедовавшие единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие. Родившийся в Мекке, новый пророк по имени Мухаммад (по Корану - потомок пророка Ибрахима) повелел разрушить все идолы и очистил от них территорию вокруг Каабы. В настоящее время вокруг Каабы воздвигнута гигантская Заповедная Мечеть.

После внезапного наводнения Кааба была повреждена, ее стены растрескались, и потребовался ремонт. Право на проведение ремонта было возложено на четыре племени курайшитов, и Мухаммад принял участие в этом строительстве. Когда были возведены стены, настало время вставить Черный камень (аль-хаджар аль-асвад) в восточную стену Каабы, и возник спор о том, кто заслуживает этой чести. Когда была готова разгореться междоусобная война, Абу Умайя, самый старый житель Мекки, предложил, что первый человек, который войдет в ворота мечети на следующее утро, разрешит этот спор. Этим человеком оказался Мухаммад. Жители Мекки восторжествовали: «Ему можно доверять (аль-амен)», — кричали они хором, — «это Мухаммад». Когда Мухаммад подошел к ним, они попросили его разрешить этот вопрос. Мухаммад предложил решение, с которым все согласились – положить Черный камень на плащ и внести его старейшинам четырех кланов, держась за его концы. Затем он взял камень и вставил его в стену Каабы. Так как у племени Курайш не хватило средств, эта реконструкция Каабы не охватила всю площадь сооружения. Так появилось здание кубической формы вместо прямоугольной, как оно было раньше. Та же часть, которая осталась снаружи, теперь называется Хатем.

Сирийская армия разрушила Каабу в Мухаррам в 64 году по Хиджре (683 г.), и перед следующим хаджем Абдулла ибн аз-Зубайр заново построил Каабу. Ибн аз-Зубайр хотел сделать Каабу такой, какой ее видел Мухаммад, на основании, заложенном Ибрахимом. По словам Ибн аз-Зубайра, он слышал, как Айша сказала: «Пророк изрек: «Так как твои люди отказались недавно от заблуждения (Неверия) и так как у тебя достаточно средств для ее восстановления [Каабы], я бы добавил пять локтей от Хиджра. Я бы также сделал две двери: одну — для входа, а другую — для выхода». Ибн аз-Зубайр сказал: «Сейчас я могу так сделать, и я не боюсь мнения людей». Как было сказано выше, Ибн аз-Зубайр построил Каабу на основании, заложенном Ибрахимом. Крыша покоилась на трех колоннах из особой древесины Аоуд (ароматизированная древесина, которая обычно сжигается как благовоние в Аравии), и были сделаны две двери: одна – на восток, а другая – на запад, как того хотел Мухаммад. В Каабу был включен Хатем (Хатем – полукруглая часть, примыкающая к Каабе, окруженная низкой стеной). Абдулла аз-Зубайр также сделал следующие изменения: — сделал небольшое окошко в крыше Каабы для проникновения в нее света; — опустил дверь до уровня земли и сделал еще одну дверь; — увеличил высоту Каабы на девять локтей (4 метра), и ее высота стала 20 локтей (9 метров); — ширина ее стен составляла 2 локтя (90 см); — сделал внутри три колонны вместо шести, которые были построены курайшитами. Во время строительства Ибн аз-Зубайр соорудил вокруг Каабы четыре колонны и повесил на них занавес, который был снят только после завершения работ. Однако люди могли совершать Таваф вокруг этих колон, поэтому Таваф вокруг Каабы был всегда разрешен, даже во время ее восстановления.

В 74 году Хиджра (или в 693 г.) Аль-Хаджай бин Юсуф аль-Тагафи, известный тиран того времени, с одобрения халифа Омейяда Абдула Малика бин Мервана разрушил здание, построенное Ибн аз-Зубайром, и создал Каабу такой, какой она была во времена курайшитов. Изменения, которые он сделал, были следующими: — он уменьшил объем сооружения, который не изменился до сегодняшнего дня; — он отделил Хатем; — он замуровал западную дверь (до сих пор заметны ее следы), но оставил восточную; — разрушил стену, окружавшую Хатем; — убрал деревянную лестницу, установленную ибн аз-Зубайром внутри Каабы; — уменьшил высоту двери на пять локтей (2,25 метра). Когда Абдул Малик бин Мерван приехал для Умры, он услышал Хадис о том, что сам Мухаммадпожелал, чтобы Кааба была воссоздана в таком виде, в каком ее построил Абдулла аз-Зубайр, и пожалел о своих действиях.

Халиф Харун аль-Рашид захотел перестроить Каабу согласно желанию Мухаммада, как это сделал Абдулла ибн аз-Зубайр. Но когда он посоветовался с имамом Маликом, имам попросил халифа изменить свое решение, потому Кааба не должна быть игрушкой в руках правителей, каждый из которых хотел разрушить, а потом заново отстроить ее. Послушавшись его совета, Харун аль-Рашид не стал перестраивать Каабу, и она оставалась в той форме, в какой ее построил Абдул Малик бин Мерван, на протяжении 966 лет, не считая мелких ремонтных работ. В 1039 году по Хиджре (1629 г.) из-за сильных дождей, наводнения и града две стены Каабы были разрушены. Наводнение, во время которого это произошло, случилось в 19-го Шабана 1039 по Хиджре. Уровень воды поднялся почти на 3 метра, что составляло половину высоты стен Каабы. В четверг 20 Шабана 1039 г. по Хиджре восточная и западная стены упали. Когда уровень воды уменьшился в пятницу 21-го Шабана, началась подготовка к реконструкции здания. Как и во времена Абдуллы ибн аз-Зубайра, были установлены четыре колонны, на которых был повешен занавес, а 26-го Рамадана началось строительство. Остатки стен, кроме тех, которые были рядом с Черным камнем, были снесены. Форма здания, построенного под покровительством и при поддержке султана Мурада Хана, была такой же, как и во времена Абдула Малика ибн Марвана, которая, в свою очередь, соответствовала размерам здания, воздвигнутого курайшитами. Большая реконструкция Каабы была проведена в период между маем и октябрем 1996 года, спустя почти 400 лет после эпохи султана Мурада Хана. Во время этой реконструкции из первоначальных материалов остались только камни, а все другие элементы были заменены, включая крышу.

Черный камень Каабы, как уже говорилось выше, по преданиям упал с неба еще во времена Адама - по одной из версий, это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как он допустил грехопадение своего подопечного. Ученые же считают Черный камень Каабы метеоритом, хотя существуют и иные точки зрения. Он не может быть ни железным метеоритом, исходя из его трещин, ни каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Аналогичные аргументы опровергают и неметеоритную природу этого камня, вроде базальта или агата. Интересно отметить, что в 930 году карматы, обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году, его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 г безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 г ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление.

В 1980-м году Elsebeth Thomsen предположила, что Черный камень ударной природы (расплавленный песок смешанный с метеоритным веществом), взятый из кратера Вабар, расположенного в 1080 км к востоку от Мекки в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из Вабара — застывшее пористое стекло, поэтому оно достаточно твердое и хрупкое, и может плавать в воде; имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Существенная проблема, противоречащая этой теории состоит в том, что судя по нескольким измерениям кратер в Вабаре имеет возраст всего несколько веков, хотя существуют также измерения, утверждающие что возраст кратера 6400 +/-2500 лет. Кратер в Вабаре (в действительности их, по крайней мере, три раскиданных на площади около 500 на 1000 метров — 116, 64 и 11 м в диаметре) — место уникальное и заслуживает отдельного рассказа о себе. На площади пол квадратных километра, полузасыпаны песком множество обломков черного стекла, белых камней из спёкшегося песка и железных кусков. Кочевники-бедуины называли это место аль-Хадида («железные предметы»). Железные камни, найденные в окрестности кратеров Вабар, имеют гладкие поверхности, покрытые черным налетом пустынной копоти. Самый большой кусок железа и никеля — так называемый Верблюжий Горб — был найден экспедицией 1965 г и экспонируется сейчас в Королевском Университете в Эр-Риаде. Он весит 2200 кг, имеет гладкую конусообразную форму и представляет, по-видимому, кусок метеорита, который развалился на несколько фрагментов перед падением на землю.

В коране существует рассказ о царе по имени Аад, который насмехался над пророком Аллаха. За нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесшим на крыльях ураган. Когда английский исследователь Harry St. John Philby («Абдулла»), поехал в запрещенный Пустой квартал, он полагал что увидит место где находился этот легендарный город, который в его варианте был назван Вабар. Он не нашел потерянный город, зато увидел место, где несомненно произошел катаклизм, связанный с падением метеорита. Судя по тому следу, который он оставил, энергия, выделившаяся при падении была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, сравнимому со взрывом в Хиросиме. Это был не самый мощный из всех ударов, потрясших нашу Землю за время ее существования. Но Вабар занимает особое место в исследовании метеоров. Почти все известные столкновения происходили с твердыми скалистыми поверхностями, или с твердыми поверхностям, покрытыми тонким слоем земли или воды. Падение в Вабаре, наоборот, произошло в середину самого большого в мире непрерывного моря песка. Сухое изолированное место, оно представляет собой идеальное естественное хранилище, простое для изучения его геологической структуры. Более того, это одно из всего 17 известных мест среди почти 160 известных ударных структур, которые до сих пор содержат упавший метеорит. Является Черный камень Каабы осколком этого самого метеорита? Вполне возможно.

Метеоритам поклонялись как богам в разные времена. Один такой священный камень был обнаружен в 1808 г, когда группа исследователей обнаружила кусок металла весом 742 кг недалеко от Красной реки в центральном Техасе. Индейцы пауни поклонялись этому метеориту, считая его способным исцелять людей, и совершали периодические паломничества к нему. Исследователи, полагая, что он из платины, вернулись в город запастись провизией и снаряжением. Жажда наживы поссорила людей и они разбились на две соперничающие группы, каждая из которых пыталась первой завладеть сокровищем. Первая группа второпях не взяла должного количества лошадей для перевозки груза и лишь пыталась спрятать кусок «платины» под плоским камнем. Через несколько дней вторая группа разыскала спрятанный метеорит и повезла его по направлению к Красной реке. В течении долгого пути на них постоянно нападали доведенные до отчаяния индейцы. Метеорит на лодке был доставлен на лодке в Новый Орлеан, а затем в Нью Йорк. Benjamin Silliman из Йельского университета определил его кометную природу по содержанию никеля. В этом университете он сейчас и находится.

Другой пример находился в храме Артемиды в Эфесе — одного из семи чудес Света в древности. Большой, конической формы метеорит был центральным идолом в храме. Изображение Венеры на Кипре было также сделано из метеорита. Археологи обнаружили метеориты в кирпичном алтаре в гигантских курганах в Огайо (США). Другой пример — железный метеорит весом больше 1.5 тонн был обнаружен в подобном лабиринту древнем храме в Casas Grandes (Мексика), обернутый в грубую ткань. В 1853 г метеорит, который упал в восточной Африке недалеко от Занзибара, был провозглашен богом племенем Уаника. Однако последовавшие затем голод и резня, устроенная масаями, привела к разочарованию поклонников этого камня. 2-го декабря 1880 г 3-х килограммовый метеорит упал к ногам двух браминов недалеко от Андры (Индия), которые сразу провозгласили себя министрами «чудодейственного бога», тем самым привлек к себе до 10000 паломников в день. 14-го августа 1992 г десятки камней упали на африканский город Мбале в Уганде (Sky&Telescope: June 1993, p.96). Местные жители собрали некоторые метеориты и принимали порошок из них в качестве лекарства. Они полагали, что камни были посланы богом для избавления от СПИДа.

Один из этих камней:

В 205 г армия Ганнибала из Карфагена вторглась на территорию Священной Римской империи, занимаясь в течении нескольких лет грабежами. Один из наиболее интенсивных в то время метеорных потоков, напугал римских судей, которые проконсультировавшись с книгами Сибиллины, предсказали возможность защиты от Ганнибала странным для нашего времени способом. Все что требовалось для этого — привезти в Рим священный камень, олицетворявшим «мать богов». Это был большой метеорит конусообразной формы, который хранился в замке Пессинус в центральной Турции. К королю Атталусу была послана пышная римская делегация с просьбой отдать священный камень. Король дал согласие только после землятресения, которое посчитали знамением. Вскоре он был доставлен на корабле в Рим и помещен в храм Победы. Возможно, «мать богов» оказывала моральную поддержку римлянам, вскоре изгнавшим Ганнибала из Италии, а затем захватившим Карфаген. В благодарность римляне построили специальный храм на Дворцовом холме, где метеориту поклонялись в течении 500 лет. Затем о нем забыли. В 1730 г н.э. его, по-видимому, вынули из часовни и метеорит затерялся.

В истории были еще факты поклонения черному камню. Для примера можно привести поклонение богу Солнца, называемого по-разному: Аполлон, Гелиос, Сол или Элагабул. Культ сирийского бога Солнца Элагабул был известен в Риме задолго до времен царствования Юлия Цезаря, но наибольшее распространение получил во времена царствования Римского императора Марка Аврелия Антония. Центром поклонения богу Солнца был Черный камень в Эмесе, представлявший собой большой конусообразный метеорит. Впоследствии он был перевезен в Рим, где было построено два великолепных храма в честь него. Сам император Антоний проводил ежедневные службы в честь бога Солнца. Усыпанные драгоценностями служители приносили в жертву многочисленных быков и овец, и танцевали с сирийскими девушками вокруг Черного камня. Специальная колесница, украшенная золотом и жемчугом, ведомая четверкой больших белых коней, перевозила камень из одного храма в другой. Никто из смертных не имел права сидеть в этой колеснице, управлял лошадьми сам император, пятясь назад, чтобы видеть все время своего бога, которого олицетворял Черный камень. В те времена, поклонение метеориту было официальной религией Римской империи. Напоминает некоторые обряды Каабы. Все авраамические религии многое заимствовали друг у друга, а также в них просто пересказываются истории древних мифов. Поклонение черному камню тоже существовал задолго до ислама. Этот обряд немного в иной форме перешел в ислам. Далее я приведу некоторые сравнения атрибутов ислама с другими религиями.

Это Анк — жизнь — иероглиф Египта, составленный из женского и мужского символов.

В Каабе в Мекке хранится символ Богини Матери доисламких аравийцев. Kaaбу также называют «Бейт аль Харам» (священный дом). Кааба — Кибела — Kупaлa — Кумбaлa — Хумбaлa.
Kaaбa с ее символами задолго до Мухаммеда находилась под защитой племени Курайш.

Этому же символу поклоняются и в Индии. Ёни:

Во многих индийских храмах поклоняются фаллосу в Ёни, как символу:

Эти символы также сохранились и в Исламе. Паломники Мекки посещают долину Мина, чтобы бросить камень в Столб Шайтана:

Этот символ очень похож на символ Рыбы. Символу рыбы поклонялись ранние христиане. Этот символ до сих находит свое отражение в христианской символике.

Сравним с этим:


Символ на переднем плане и на голове Шивы.

Наверное, каждый человек, который побывал в хадже, видел священную Каабу, которая находится внутри мечети под названием «аль-Харам» (Запретная мечеть), и вокруг которой совершают обхождение все паломники. А кто-то видел её в разных картинках на телефоне или в социальных сетях.

Да, это Кааба, покрытая чёрным материалом, которую многие ошибочно считают одним большим камнем. Однако это священная Кааба, главная святыня мусульман. Вот в его стенах и расположен знаменитый «аль-Хаджар аль-асвад».

Очень многие мусульмане, подходя к Каабе, стремятся поцеловать и обнять её, и обратиться к Аллаху с мольбой в таком состоянии. Но есть особый камень в углу Каабы, он чёрного цвета и вокруг серебряный круг, внутри которого он находится, а от касания людей он уже стал как ямка в углу святыни.

«Аль-Хаджар аль-асвад» (Чёрный камень) или «аль-Хаджар аль-асаад» (камень счастья), как любят говорить мекканцы, самый ценный камень в мире. А та сторона Каабы, в которой находится этот камень, самый лучший и достойный угол – «рукн аль-Хаджар аль-асвад». Поэтому его целуют, ставят на него лоб, касаются его руками, дабы получить благодать. Он расположен где-то в полутора метрах от земли в углу Каабы.

Кто первым поставил Чёрный камень в стену Каабы

Первым построил Каабу Пророк Адам (мир ему). Это согласно мнению Саида ибн аль-Мусайиба, Ибн аль-Джавзи, Ибн Хаджара аль-Аскаляний. Есть и другие мнения учёных, что первым священную Каабу построил Пророк Ибрахим (мир ему).

Но мнение, что Пророк Адам (мир ему) первый построил её – более вероятное, потому как Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَعَهِدْنا إِلى إِبْراهِيمَ وَ إِسْماعِيلَ أَنْ طَهِّرا بَيْتِيَ

Смысл: «И мы возложили на Ибрахима и Исмаиля (сына Ибрахима) очистить (от идолов, которым поклонялись люди, помимо Аллаха) Мой дом (т.е. священную Каабу) » («аль-Бакара», 125). То есть Кааба уже существовала ещё до рождения пророка Ибрахима (мир ему), но во время всемирного потопа, случившегося в эпоху пророка Нуха (мир ему), она была вознесена, а Чёрный камень был скрыт в горе Абу Кубайс.

Во времена пророка Ибрахима (мир ему) он заново отстроил его по повелению Аллаха. Построив Каабу, Ибрахим (мир ему) обнаружил, что не хватает камня в одном из углов, который указывает начало круга при обходе Каабы. Тогда со стороны горы он услышал голос: «Возьми Чёрный камень из меня!» (т.е. во мне) и раскрылась. Рассказали, что ангел Джибриль (мир ему) достал этот камень и принёс его пророку Ибрахиму (мир ему), вот так завершилось строение Каабы.

Оказывается, изначально этот камень был белым, а чёрным он стал из-за грехов сыновей Адама (людей). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

نزل الحجر الأسود من الجنة وهو أشد بياضاً من اللبن، فسودته خطايا بني آدم

«Чёрный камень ниспосылался из Рая, будучи очень белым, и он стал чёрным из-за людских грехов » (ат-Тирмизий).

В последующем разные народы и племена пытались своровать этот камень, а другие пытались присвоить себе. В этом нет ничего необычного, потому как все мусульмане всех времён знали, что этот камень из Рая, а тот, приобретал его, имел авторитет и почтение в обществе.

Однако волю и решение Аллаха никто не сможет изменить, и последние бану Хузаа за-брали его у племени Джурхум и поставили обратно. А когда курайшиты времени Посланника Аллаха (мир ему и благословение) решили отреставрировать Каабу, то сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был удостоен чести принять участие в установлении этого камня в угол Каабы. После этого и до сегодняшнего дня были ещё реставрации и некоторые реконструкции Каабы.

Достоинство Чёрного камня

Это величайший камень, принесённый из Рая, который человек может увидеть воочию и до которого он может дотронуться. Помимо того, что этот камень в углу главной святыни всех мусульман, есть и изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о его достоинстве. В хадисе сказано:

الحجر الأسود من حجارة الجنة

«Чёрный камень – это камень из Рая » (ат-Тирмизий, достоверный хадис).

В другом хадисе говорится:

إن الركن والمقام ياقوتتان من ياقوت الجنة طمس الله تعالى نورهما ولو لم يطمس نورهما لأضاءتا ما بين المشرق والمغرب

«Поистине, Рукн (т.е. Чёрный камень) и макам (камень, на котором стоял Ибрахим, когда строил Каабу) Ибрахима (мир ему) – драгоценные камни (яхонт) из драгоценных камней Рая, и Аллах скрыл их сияния. Если бы Аллах не скрыл это, то они озарили бы запад и восток (весь мир)» (ат-Тирмизий, Ахмад).

Экспертиза камня

Один британец, когда услышал, что Пророк (мир ему и благословение) говорил, что это камень из Рая, решил проверить. Он изучил арабский язык, вылетел в Мекку и с помощью принадлежностей взял частицы камня и увёз их на экспертизу. То, что он узнал, поразило его, и он принял Ислам, потому как утвердился в том, что данный камень не имеет аналогов на этой земле по своему составу и т.д. Этот человек не был мусульманином, ему не было смысла врать в поддержку Ислама. А также принять другую веру очень сложно, и для этого должны быть очень сильные аргументы, а этому человеку Аллах раскрыл эти убедительные аргументы и наставил посредством этого на путь Ислама.

Чёрный камень – лучшее лекарство

Этот камень исцеляет любую болезнь, кроме смерти. В хадисе сказано:

لولا ما مس الحجر من أنجاس الجاهلية ما مسه ذو عاهة إلا شفي وما على الأرض شيء من الجنة غيره

«Если бы этого камня не коснулась нечисть джахилийи (доисламских времён невежества, т.е. руки многобожников), то больной (физические болезни или порча), который дотронулся бы его, непременно исцелился бы, и нет на земле ничего из Рая, кроме этого камня » (Ахмад, ат-Тирмизий).

Целование и касание Чёрного камня

Целовать этот прекрасный камень – значит целовать частичку из Рая. Миллиарды и миллиарды мусульман до сегодняшнего дня и до Дня Суда почитают этот камень, как завещали нам Посланники и Пророки Аллаха (мир им), четыре праведных халифа и праведные предки (саляфу салих). Поистине, это есть чудо, чудо от Самого Аллаха и знамение для всех разумеющих.

Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) подошёл к этому камню и поцеловал его, а далее сказал: «Я знаю, что ты просто камень, который не вредит и не приносит пользу (т.е. сам по себе), и если бы я не увидел, что Пророк (мир ему и благословение) целовал тебя, то я не поцеловал тебя » (аль-Бухари).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إن لهذا الحجر لسانًا وشفتين يشهد لمن استلمه يوم القيامة بحق

«У этого камня в День Суда будет язык и губы, и он будет свидетельствовать в День Суда в пользу того, кто поцеловал его » (привёл Ибн Хузайма в книге «Сахих»).

Это милость Аллаха и ходатай в день Великого Суда. Да сделает нас Аллах из числа паломников, совершающих хадж на священную землю. Аминь!

Ибн Мухаммад