Дети группы риска и работа с ними в условиях дошкольного учреждения. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми «группы риска» Группа риска в детском саду

Государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, «Детский дом(смешанный) № 24»

ст. Григорополисская

Методы работы

с детьми «группы риска»

Воспитатель 1 группы: Бригадирова В.Г.

2015 г

«Дети - это наше будущее, наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Сухомлинский:

Оптимизация методов работы с трудными детьми

В настоящее время одним из самых важных и наиболее сложных направлений работы школы, является социально-педагогическая деятельность. Работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют их при этом по-разному:

Проблемные,

Дезадоптированные,

Беспризорные,

Дети с девиантным поведением

Дети «группы риска».

Дети, относящиеся к «группе риска »- это дети с отклонениями психофизического и социального развития. В силу генетических, биологических, социальных причин, дети «группы риска» имеют малозаметные отклонения в деятельности организма, прежде всего, нервной системы, что мешает им адекватно адаптироваться к школьной деятельности и социальным условиям жизни. Как узнать относится ли ваш ребёнок к «группе риска»? Это можно сделать по следующим признакам:

Непосещение или систематический пропуск занятий по неуважительной причине;

Самовольно уходящие из семьи и школы;

Занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

Неуспевающие (трудно обучаемые) и недисциплинированные (трудновоспитуемые),

Имеющие вредные привычки,

Уклоняющиеся от обучения,

Состоящие на учёте в детской комнате милиции

Перед воспитателем стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку, установить взаимодействие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. Он должен знать обо всех появлениях психических отклонений у подростков: вспыльчивость, драчливость, повышенная внушаемость, истеричность, заторможенность, низкая трудоспособность, гиперактивность и т.д.

Одним из приемов воспитания является оценка поведения подростка. Важно, чтобы она совпадала с мнением как детей, так и взрослых, то есть была объективной. Объективная оценка взрослыми успехов ребенка способствует формированию у него правильной самооценки, у него развиваются уверенность в себе, самоуважение.

Большую роль играет вовлечение воспитанников в трудовую деятельность . Стимулом в работе может являться оплата труда. Важную воспитательную роль в детском доме играет библиотека . Работа с книгой -метод приобщения их к знаниям . При формировании у детей стремления к знаниям используется индивидуальный подход , который предполагает:

· соотнесение уровня развития детей д/д с уровнем развития детей данного возраста;

· положительную оценку успехов;

· учет склонностей и возможностей ребенка;

· занимательность и наглядность материала в процессе воспитания;

· помощь в налаживании отношений со сверстниками и воспитателями;

· обучение владению словом.

Воспитателями 1 группы ведется педагогическое сопровождение воспитанников, где отражаются поведение ребенка, учеба, настроение и его развитие. При работе с трудными детьми д\д воспитателями 1 группы используются следующие методы воспитания:

Метод предупреждения нацелен на изменение мотивов оправдания неправильного поведения у учащихся, на формирование социально-ценных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребенком, необходимо руководствоваться следующими приемами:

    создание положительного общественного мнения;

    Воздействие на ребенка с помощью слова и деятельности;

    Создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта;

Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребен­ка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода педагог может добить­ся, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложив­шейся ситуации.

Метод переучивания нацелен на преодоление отрицательных привычек уч-ся, нездоровых потребностей, неправильных действий; изменение жизненного опыта. Используя метод переучивания, необходимо руководствоваться следующими приемами:

    включение ребенка в активную социально-ценную деятельность;

    оценка и поддержка положительных проявлений со стороны уч-ся;

    контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребенку требований;

    предъявление четких запретов на негативные проявления уч-ся.

Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения . Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки помогут обратить внимание и на пассивных.

Чаще всего педагог прибегает к методу беседы . Важно, чтобы к беседе педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов.

Все выше перечисленные методы должны применяться в сочетании методов поощрения и наказания.

Целью этих методов является стимулирование положительного поведения воспитанников, сдерживание отрицательного поведения.

Приемами положительного воспитательного воздействия на детей могут быть:

  • благодарственные письма

    неожиданные сюрпризы положительного свойства

    различные поощрения в виде поездок, путевок, участия в праздничных мероприятиях.

Каждый метод воспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с другими методами, а главным условием действенности данных методов явл-ся системное четко выстроенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспитания и самовоспитания. Каждый воспитатель должен набраться терпения, быть последовательным в своих требованиях, чтобы все его усилия привели к положительному результату.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов.

Педагогу в работе с подростками следует стимулировать у них процесс самопознания, поощрять ведение дневников , обучать этому. Дневник способствует самоанализу, самоутверждению, развитию внутреннего мира, автономности представлений подростка о себе, их независимости от суждений и оценок окружающих. Педагогу следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, способностям, регулярно проводить с ними профессиональные консультации, развивать интерес к профессии.

Можно составить план будущей жизни подростка , учитывая его профессиональные намерения, жизненную позицию. В плане определяются ближние и дальние цели, этапы их осуществления, возможные препятствия и пути их преодоления. План может решить проблему ранней профессиональной подготовки подростка, обрести ему уверенность в своем будущем.

В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком , педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»:

Не навреди.

Принимай человека таким, каков он есть.

Соблюдай конфиденциальность.

Соблюдай меру взаимного откровения с ребенком, но сохраняй некоторую дистанцию.

Не отнимай у ребенка право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.

Минимум специальных терминов.

Соблюдай принцип добровольности.

Я думаю, что весь наш коллектив хочет видеть у своих воспитанников только сияющие глаза, и чтобы в их сердцах пылала искра жизни к светлому будущему.

(приложение1)

Работа с «трудными» в функционалах руководителей и воспитателей

Директор

Совместно с администрацией, педагогами продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого детского коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением «трудных» детей.. Создает атмосферу взаимопонимания и добропорядочности.

Заместитель директора по учебной работе

Заботится о получении школьниками базового образования. Организует дополнительные занятия, вовлечение в кружки, корректирует обучение и воспитание, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определением подходов в работе с ним, создает атмосферу доброжелательности в детском доме, детской среде.

Заместитель директора по воспитательной работе

Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Организует работу с «трудными» подростками и их наставниками. Заботится о микроклимате в детском доме и группах.

Воспитатель

Знает детские проблемы, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи детям. Он изучает личность «трудного» ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентации подростка и воспитательных ситуаций и нравственной переориентации личности, реализует воспитание «трудного» на основе координации воспитательных усилий среды и анализирует полученный результат. Ведет дневник наблюдений.

Решает задачи разрешения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с «трудными», педагогами, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в группе.

Заботятся о рационально организованном порядке жизни в детском доме, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.

Психолог

Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т.д., что позволяет углубить первоначальный диагноз.

Психолог предлагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

Наставники

Назначаются педагогическим советом из наиболее опытных преподавателей, изучающих вопросы трудновоспитуемости. Положительно влияют на «трудных» детей, помогая преодолевать эгоизм и лень, что способствует исправлению других отрицательных свойств и самоперевоспитанию.

У наставника и подшефного формируются общие духовные интересы, совместные переживания, подростком по-новому воспринимаются воспитательные влияния окружающей среды. Наставник хорошо осведомлен о жизни подростка, чутко и внимательно относится к его проблемам. Он принимает активное участие в судьбе ребенка.

Инспектор по делам несовершеннолетних отдела профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетними

С каждым «трудным» школьником, уклоняющимся от учебы и труда, проводит следующую работу:

Лично беседует о причинах поведения подростка и предупреждает его о последствиях с позиции закона, помогает подростку в трудоустройстве и контролирует учебу;

Информирует администрацию о принятых мерах к «трудным» подросткам, стоящим на учете в милиции;

Выявляет факты антиобщественного поведения лиц, которые вредно влияют на подростка, готовит материал по этому вопросу для комиссии по делам несовершеннолетних;

Совместно с воспитателями, администрацией определяют меры индивидуального воздействия на «трудных»;

Ведет картотеку лиц, взятых на учет, непрерывно осуществляет наблюдение за ними лично, предупреждает воспитателей о негативных тенденциях в поведении того или иного подростка о последствиях, которые его ожидают, если тот не исправится;

Входит в состав комиссии по профилактике правонарушений.

Приложение № 2

Индивидуальная работа с «трудными» детьми.

ЦЕЛЬ : - предупредить отклонения в поведении подростков; помочь преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь.

ЗАДАЧИ : - помочь познать самого себя;

Приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества;

Достичь нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками;

Сформировать творческие увлечения.

I этап:

Изучение подростка и окружающей его среды;

III этап:

Обеспечении психологической готовности подростка к перевоспитанию

а) беседы;

б) вхождение в доверие к подростку;

в) пробуждение интереса к деятельности.

III этап:

Копилка подростка

а) положительные качества;

б) поступки;

в) поощрение ребенка;

г) важно чтобы воспитанник сам мог оценивать свои поступки;

д) ориентация на идеал с помощью педагога.

1V этап :

Самовоспитание:

а) ученик должен самостоятельно выйти из кризиса;

Метод реконструкции характера.

Спортивные секции;

Технические кружки;

Производительный труд;

Творческая деятельность;

Вовлечение в правоохранительную деятельность;

Составить психологическую карту;

Воспитание сдержанности, терпеливости, терпимости;

Установление контакта с подростком

· Нахождение точек соприкосновения во взглядах;

· Обнаружение увлечений подростка и особенности поведения;

· Определение отрицательных качеств его личности и реакции на постороннее влияние;

· Выработка общих норм поведения и взаимодействия.

Работа с детьми,

склонными к правонарушениям.

1. Поддерживать тесную связь с КДН.

2. Привлекать работников КДН для проведения бесед на правовую тему с учащимися и родителями.

3. Взаимодействовать со школьным психологом в работе с подростками, склонными к правонарушениям.

4. Взаимодействовать с классными руководителями.

5. Ежедневно контролировать учебу, поведение и посещаемость учебных занятий учащихся, склонных к правонарушениям.

6. Собирать материал о поведении подростков, склонных к правонарушениям в школе и вне школы.

7. Охватить всех подростков, склонных к правонарушениям, занятиями по интересам в секциях и кружках.

8. Задействовать подростков, склонных к правонарушениям, в подготовке и проведении школьных мероприятий.

9. Проводить беседы с родителями подростков, склонных к правонарушениям.

10. Посещать подростков на дому.

11. Наладить совместную работу со школьным психологом в работе с подростками, склонными к правонарушениям.

12. Постоянно проводить индивидуальные беседы с подростками.

13. Еженедельно проводить заседания Совета помощи.

14. Изучать психологический климат в семьях подростков.

15. По необходимости установить контакт с руководством предприятий, на которых работают родители подростков из неблагополучных семей.

16. Контролировать проведение бесед на правовые темы на классных часах.

17. Постоянно проводить профилактическую антиалкогольную, гигиеническую работу.

18.Вести необходимую документацию (анкеты, психолого- педагогический паспорт учащегося, журнал).

19.Выступать перед педагогическим советом школы с информацией о работе по данной категории учащихся.

Профилактические мероприятия

Классные часы : «Семья в моей жизни», «О вреде курения и алкоголизма», «Здоровье человека - главная ценность», «Культура общения в семье»

Конкурс стенных газет:

«НЕТ! – вредным привычкам»

Курение и токсикомания

Я – за здоровье!

Наркомания.

Лекторий «Профилактика раннего курения».

Цикл бесед инспектора ОВД по теме : «Курение, пивной алкоголизм, правонарушения и ответственность за них».

Лекторий по гигиене:

    Культура питания;

Основы личной гигиены.

Тренинги зависимого поведения.

Профилактика вредных привычек –беседы:

Детско-подростковый алкоголизм (лекции просмотр фильма)

«Любовь и дружба» (интерактивный тренинг)

Диспут: «Будущее в твоих руках»

(Профилактика наркомании).

Гигиена девушек

Профилактические беседы : «Мы за здоровый образ жизни».

Беседа в рамках акции «Без прав не бывает обязанностей, без обязанностей не бывает прав!»

Круглый стол : «Вступая во взрослую жизнь»

Цикл лекций по предупреждению правонарушений.

Участие в конкурсе плакатов :«Антинаркотическая пропаганда»

Занятия «Преступление против здоровья и общественной нравственности»

Заседания дисциплинарной комиссии

Статистика воспитанников, состоящих на учете КДН,

количество детей снятых с учета.

По итогам 2010-2013гг, в группе нет воспитанников, состоящих на учете в КДН, также отсутствуют самовольные уходы воспитанников из детского дома.

Уровень сформированности и мотивации на здоровый образ жизни воспитанников 1 группы (воспитатель – Бригадирова В.Г.) – на конец 2012 уч.г. 70%, просматривается повышение в сравнении с началом 2011-12у.г. на 2%. За 1-е полугодие 2012-2013уч.года высокий уровень сформированности представлений и мотивации на здоровый образ жизни – 81%, в сравнении с концом 2011-12уч.года просматривается повышение на 11%. Все воспитанники проявляют большое внимание о своем здоровье, занимаются спортом, девочки танцами, выполняют утреннюю зарядку, физические упражнения отрицательно относятся к вредным привычкам, и этим дают положительный пример самым младшим воспитанникам, также вовлеченным в оздоровительные мероприятия. В группе проводятся занятия направленные на борьбу с вредными привычками и укрепление здоровья воспитанников. Каждый год воспитанники принимают участие в месячниках по сохранению и укреплению здоровья, повышению мотивации к ЗОЖ.

Май 2015г

Зам. директора по ВР Н.В. Панина

Группы критерий Критерии, определяющие «группу риска» Ф.И. ученика
Медицинские Имеют хронические заболевания внутренних органов
Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи
Часто и длительно болеют
Состоит на учете у психоневропотолога
Перенесли сложные медицинские операции
Перенесли стрессы
Леворукие дети (левша)
Другое
Социальные Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку
Живут в малообеспеченной семье
В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые)
Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса
Самовольный уход из дома
Другое
Учебно-педагогические Имеют стойкую неуспеваемость
Пропуски занятий без уважительных причин
Пропускают отдельные предметы без уважительных причин
Поведенческие Нарушение поведения
Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями
Повышенная тревожность
Употребление наркотических веществ
Табакокурение
Токсикомания
Гиперактивность
Другое

Данная проблема особенно актуальна именно с детьми 10 – 15 лет. Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью подростков как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики. В этом возрасте организм подростка более уязвим и повышается риск соматических заболеваний, в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В этом возрасте происходит расширение социальных отношений, которые дают новый социальный опыт. Одним из факторов, которой переводит учащегося в учащегося «группы риска» – это дисгармоничная семья. Жить постоянно в психологическом напряжении очень сложно. Ребенок становится замкнутым, подает успеваемость и качество обучения. В этот момент классный руководитель должен мобилизировать свои силы и помочь ребенку, для этого нужно привлечь дополнительных специалистов – социального педагога, психолога, инспектора. Вторым фактором можно назвать продолжительные заболевания и тяжелые травмы. Для помощи такому ребенку можно подключить одноклассников, которые помогли бы усвоить пропущенный материал. Третий фактор риска - неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками. Сегодня рыночные отношения приоритетным образованием рассматривает личностно-ориентированное образование, тогда и педагоги в своей работе должны опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Личностно-ориентированное воспитание, сущность которого состоит в преодолении противоречий между воспитанием «для всех» и воспитанием «для каждого» на основе поворота к личности, ее индивидуальному сознанию, жизненному опыту, индивидуальному творческому потенциала. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития (устранение главных причин, сопутствующих причин, помощь и поддержка одноклассников). Гиперактивных дети или дети с синдромом дефицита внимания невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Гиперактивность можно рассматривать как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. Гиперактивность влияет не только на успеваемость, но и на взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения. В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Рекомендации психолога и тесное взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой. В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов. Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью детей. (неврозы и невротические состояния). В последние годы школа отказалась от практики переучивания детей и они пишут удобной для них рукой. Вопрос о переучивание ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка. Одной из наиболее важных особенностей таких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: зрительно – моторной координации, точности пространственного восприятия, зрительной памяти, наглядно – образного мышления, способности к целостной переработке информации, моторики. При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога. В психологической литературе выделяются различные типы неправильного воспитания. Рассмотрим наиболее распространенные типы неправильного воспитания:

1. Неприятие. Это те семьи, где рождение ребенка было нежелательным, или в случае, если планировался мальчик, родилась девочка, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет душевного контакта.

2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неверной ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять эмоции, сдерживать свои желания. Отсюда может возникнуть агрессия или замкнутость.

3. Тревожно-мнительное воспитание, наблюдается в тех семьях, где ребенок единственный или очень болезненна тревога за ребенка. В таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок.

4. Эгоцентрический тип восприятия – ребенку, часто единственному, долгожданному навязывают представление о себе как идеальному ребенку. В результате ребенок не принимает во внимание интересы окружающих.

Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей «группы риска», решение которых способствует получению позитивных результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка. Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности становятся: помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка, помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления, привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий, изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий, индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций, пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей, организация летних трудовых смен для детей «группы риска».

Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу. Основными факторами, влияющими на эмоциональные нарушения, являются: природные особенности (тип темперамента), социальные факторы (тип семейного воспитания, отношение учителя, отношения окружающих. Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку. Родителям таких детей нужно рекомендовать соблюдение режима дня. Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог. Классный руководитель в работе с детьми «группы риска» не должен пользоваться догадками, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством профилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей и успешной социализации.

Ольга Маскина
Семинар «Формы работы с родителями «группы риска» в ДОУ»

"Формы работы с родителями "группы риска " в ДОУ"

Подготовила :

Педагог – психолог

Маскина О. Н.

Вводная часть

Прошло время, когда считалось, что главная обязанность родителей состоит только в материальном содержании ребёнка, а его воспитанием должны заниматься воспитательные и образовательные учреждения. Такая позиция родителей давно показала свою несостоятельность. В такой семье, где взаимоотношения между взрослыми и детьми строятся на безразличии и равнодушии, ребёнок оказывается предоставленным самому себе и идёт на улицу к своим «единомышленникам» . Дети в таких семьях тревожны и испытывают различные страхи, для них характерны низкая самооценка, повышенное чувство вины, стыда, агрессивность, конфликтность, упрямство, плаксивость, замкнутость, робость, они не умеют общаться.

В семьях "группы риска ", как правило, формируется личность ребёнка противоречивая, импульсивная, лишённая устойчивых ориентиров. Оградить ребёнка от антипедагогического воздействия такой семьи, сгладить патологические процессы внутри семей "группы риска " - одна из задач образовательной организации.

С целью профилактики и коррекции социального и психологического неблагополучия семей педагогом-психологом и воспитателями нашего детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей , включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе , участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта. Родители зачастую испытывают определённые трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

В нашем детском саду широко применяются такие формы работы , как родительские собрания , консультации, посещения семьи на дому, беседы, индивидуальные формы работы , а также формы работы , связанные с оформлением стендов , буклетов и папок-передвижек. Однако предложенные формы работы оказываются не всегда эффективными. Родители , в силу своей занятости на работе (посменная работа , не всегда посещают родительские собрания , не имеют возможности прочитать консультации на папках-передвижках и стендах, в силу большого объёма информации и маленького промежутка времени, отводимого на эти цели родителями . Поэтому работа с родителями по повышению педагогической культуры должна планироваться и проводиться таким образом, чтобы каждый родитель имел возможность ознакомиться, принять участие в этой просветительской работе .

Так же, в нашем детском саду используется такая форма работы , как тренинг. Основная цель тренингового занятия – осознание отношения к ребенку и анализ стиля взаимодействия с ребенком. Ожидаемыми результатами считаются :

сформированность позиции безусловного принятия ребенка родителем ;

повышение педагогической компетентности родителей ;

овладение техниками активного слушания;

овладение стилем конструктивного взаимодействия в семейном конфликте.

В качестве примера сейчас вам будут продемонстрированы некоторые упражнения тренингового занятия «Безусловная любовь : познание и принятие ребенка» .

Ход тренингового занятия

Вашему вниманию предлагается просмотр мультфильма «Тигренок в чайнике»

Вопросы для обсуждения :

Есть ли, на ваш взгляд, сходство между семьей, которую вы увидели в мультфильме, и вашей семьей?

Какие традиции существуют в вашей семье?

Кто, по вашему мнению, был прав в отношении тигренка – мама, бабушка, старшая дочь, близнецы, папа? (Обсудить поведение каждого члена семьи.)

Как вы поступили бы в похожей ситуации?

Какой вывод можно сделать из увиденной истории?

Всегда ли это эффективно?

Упражнение «Социограмма» (кинетический рисунок семьи)

Цели : диагностика семейных взаимоотношений; определение места, которое занимает ребенок в семье.

Участникам предлагается на листе бумаги изобразить схематично, в виде планет, звезд свою семью и взаимоотношения в ней. Можно использовать карандаши (фломастеры) любых цветов.

Вопросы для рефлексии :

Как вы охарактеризуете взаимоотношения в вашей семье?

Как в вашей семье чувствует себя ребенок?

Какое место он в ней занимает? Почему?

Обратная связь от ведущего. С точки зрения психологии вы создали мир, в котором живете, и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось. Обратите внимание на местоположение планеты (звезды) Я, её размер… Если планета (звезда) самая большая и находится в центре листа или выше, это говорит об эгоцентричности, желании всегда быть в центре внимания, о высокой самооценке. Если она маленькая, размещена в уголке, вдали от других, следует задуматься о том, не преуменьшаете ли вы собственную значимость, проанализировать свои отношения с окружающими.

Обратите внимание на цвет планеты (звезды) : синий – вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; розовый – нежным, чувствительным, уязвимым; оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

А теперь выясните, где находится звездочка вашего малыша. Какого она размера?. Цвета?. Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка : значимая ли он фигура в вашем мире или нет?. Как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне?. Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где – то далеко?. А может, ваша и его звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных?. Подумайте, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочка вашего ребенка находится далеко от вас, то чьи звезды его окружают?. Как эти люди влияют на вашего ребенка?. Таким же образом проанализируйте местонахождение звезды вашего мужа. Если она находится рядом с вашей и звездой вашего ребенка, значит, всё в порядке. А если нет. Какую роль играет ваш муж в семье?. Не думаете ли вы, что он отстранился от выполнения своих обязанностей?. Достаточно ли времени он проводит с семьей?.

Рассмотрите все звезды своей галактики… Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они достались?. Какие отношения у вас с этими людьми?. Почему?. Нужны ли вам такие отношения?.

Домашнее задание

Родителям предлагается :

посмотреть, насколько им удается принимать своих детей. Для этого в течение дня (а лучше двух – трех дней) подсчитать, сколько раз они обратились к ребенку с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой, а сколько - с отрицательными (упреком, замечанием, критикой) ;

ввести в привычку обнимать ребенка не менее четырех раз в день;

выполняя два предыдущих задания, обратить внимание на реакции ребенка и на свои собственные чувства.

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная , планомерная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Все мы немного психологи и психотерапевты. Проверьте тембр и громкость своего голоса, манеру поведения; помните : чтобы быть интересным детям, надо быть интересным самому себе.

состоящими на учете (ВШК, ПДН)

В современном обществе вследствие недостаточного влияния на детей всех социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, учреждений культуры, средств массовой информации), прогрессирует отчужденность, цинизм, жестокость и агрессивность детей. Сформировавшиеся в детстве эгоизм, лживость, грубость, лень, скрытность, лицемерие могут привести к различным психическим аномалиям, которые напрямую связаны с различными видами девиантного поведения. Наибольший рост отклонений в поведении наблюдается в подростковом возрасте при переходе из детства во взрослое состояние, выходе на новую социальную позицию, формировании сознательного отношения к себе как члену общества.

Начало многих проблем взрослых идет из их детства от несовершенных воспитательных воздействий родителей. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения.

В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому, часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.

Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей - психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.

Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость.

Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.

Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте.

Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными.

Также причиной “отверженности” может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.

Работа с детьми «группы риска» - целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. Он предполагает всестороннее психолого-педагогическое изучение личности подростка (диагностику личности), выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды (диагностику среды), коррекцию среды (в том числе, неадекватных методов воспитания), психокоррекцию дисгармоничных черт личности подростка, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.

Известно, что любые изменения в одной из подсистем личности (как системы отношений) вызывают изменения и в других подсистемах.



Эффективность коррекционной работы зависит от различных факторов. Особое место принадлежит взаимодействию взрослого и подростков, так как известно, что успешность любого вида деятельности зависит от установления взаимодействия между участниками. В процессе взаимодействия взрослый может воздействовать на мотивы, цели, принятие решений, выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности ребенка, включая стабилизацию и коррекцию поведения.

Процесс взаимодействия складывается из совместных действий, духовного вербального контакта и невербального информационного контакта.

Говоря об особенностях взаимодействия подростка и взрослого в процессе коррекционной работы, необходимо отметить, что отношения между ними асимметричны: взрослый относится к ребенку иначе, чем ребенок к взрослому. Неравенство в отношениях определяется тем, что подросток чаще всего не самостоятельно обратился за помощью, обычно педагог сам первым идет на контакт (беседу).

Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным детям.



  1. Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями; говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

2. Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон.

3. Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; быть искренним, не лицемерить с трудным ребенком, не морализировать, не унижать его.

4. Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков подростка.

5. Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.



6. Влиять на трудного прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям детям; беречь ребячьи тайны, не предавать их, требовать от себя больше, чем от окружающих.

Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости, любви и уважения, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед учениками или панибратство. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике, должны соблюдаться определенные границы.

Организация педагогической помощи

1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.

2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома неудачника".

3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.

4. Формирование положительной Я-концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

5. Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация медицинской помощи

1. Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами "трудных" школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т. д.

3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

4. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.

Организация психологической помощи

1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного раз. вития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т. д.

3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Организация свободного времени "трудных" школьников

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

1. Изучение интересов и способностей детей.

2. Вовлечение "трудных" в кружки, секции, общественно-полезную деятельность.

3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

4. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

6. Определение одним из главных направлений работы территориального социально-педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с "трудными" детьми.

7. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.

Функциональные обязанности администрации образовательного учреждения,

педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя,

учителей-предметников в работе с детьми «группы риска»

Директор школы

Совместно с администрацией, педагогами школы продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением "трудных" детей, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимопонимания и добропорядочности.

Заместитель директора по учебной работе

Заботится о получении школьниками базового образования. Организует работу ГПД, дополнительные занятия по предметам, материальную помощь, медицинскую помощь, вовлечение в кружки, корректирует обучение и воспитание на уроке, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определение подходов в работе с ним, создаст атмосферу доброжелательности в школе, детской среде.

Заместитель директора по воспитательной работе

Организует работу с "трудными" подростками и их наставниками (классными руководителями). Координирует взаимодействие специалистов ОУ в работе с "трудными". Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Заботится о микроклимате в школе и классах.

Социальный педагог

Знает детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся и детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации. Он изучает личность "трудного" ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентаций подростка и воспитательных возможностей семьи и коллектива, делает выбор методов, приемов, форм перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности реализует воспитание "трудного" на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат. Ведет личное дело, следит за посещаемостью занятий обучающихся, состоящих на учете (ВШК, ПДН), контролирует внеурочную занятость.

Классный руководитель

Хорошо осведомлен о жизни подростка, чутко и внимательно относится к его проблемам. Он принимает активное участие в судьбе ребенка. Решает задачи устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с "трудными" и их семьями, педагогами, работающими с данным ребенком, коллективом сверстников, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

Педагог-психолог

Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т. д., что позволяет углубить первоначальный диагноз.

Психолог предполагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

Учителя - предметники

Создают "ситуацию успеха", формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке.

Родители

Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.

Совет по профилактике правонарушений

Осуществляет контроль за реализацией школьной программы работы с "трудными" детьми, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за ее исполнение, оказывает помощь, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростков.

Литература:


  1. Н.К.Тихомирова, Г.К. Селевко, И.Н. Закатова «Работа с трудными детьми» Методические рекомендации для учителя М.1996г.