Детская стопа и ее развитие: без естественной тренировки ничего не выйдет. Почему увеличивается размер ноги? Почему у девочек выросли большие ступни

Стопа изменяется на протяжении всей жизни человека под влиянием многочисленных факторов.

Если стопа ребенка изменяется главным образом в результате роста и формирования, то условия функционирования нижних конечностей взрослых людей специфичны, так как к общим факторам воздействия присовокупляются условия и характер трудовой деятельности человека, инволютивные и другие факторы, накладывающие определенный отпечаток на сформировавшуюся стопу.

Общие закономерности роста стопы детей и подростков . Неравномерность роста стопы детей выявлена довольно четко при массовых обследованиях (78, 79]. От 2 до 17 лет длина стопы, как и общий рост (длина тела) детей, изменяется неравномерно. Кривые абсолютного приращения длины стопы и роста детей по годам показаны на рис. 36. Характер приращений обоих параметров довольно близкий, что указывает на их тесную связь. Это подтверждается и другими исследованиями . Установлено, что в среднем отношение длины стопы к росту составляет 15-16%.

Рис. 36. Кривые абсолютного приращения длины стопы (а) и роста (б) детей по годам: 1 - мальчики; 2 - девочки

До 7 лет у мальчиков и девочек приращение стопы по длине за год составляет в среднем 11 мм; с 7 до 11 лет - до 4 мм, затем годовое приращение стопы вновь возрастает, постепенно снижаясь с 11 лет (рис. 37). К 12 годам рост стопы девочек замедляется, а к 15 годам он в основном заканчивается. С этого возраста средняя длина стопы мальчиков становится больше, чем средняя длина стопы девочек.


Рис. 37. Кривые зависимости длины стопы от возраста детей: 1 - мальчики; 2 - девочки

Неравномерное изменение размеров стопы по возрастным группам носит трансгрессивный характер: концы кривых распределения признаков далеко заходят в области смежных возрастных групп (рис. 38). Но перемещение средних значений основных признаков происходит в основном равномерно. Учитывая это, принято, что увеличение основных параметров стопы, за исключением периметра в пучках, происходит равномерно . Из рис. 39 видно, что соотношение отдельных параметров стопы неодинаково в разных возрастных группах. Так, соотношение величин Ш 7 и В 3 остается постоянным с изменением возраста, чего нельзя сказать о величинах Д и О 11 . С возрастом отношения величин Ш 7 и В 3 к Д и О 11 уменьшаются, следовательно, стопа становится относительно уже и ниже. Кроме того, стопа девочек вообще уже и ниже, чем стопа мальчиков.


Рис. 38. Вариационные кривые длины стопы мальчиков в возрасте от 2 до 6 лет (возраст указан цифрами)

Рис. 39. Кривые изменения средних параметров стопы детей Москвы по возрастным группам (жирные линии - группа мальчиков, тонкие линии - группа девочек)

Соответствие эмпирических и теоретических линий регрессии основных признаков (рис. 40) послужило основанием для установления связи изменчивости их по уравнению регрессии у=АХ+В. Выявленная при этом корреляционная связь показывает, что Д наиболее тесно связана с продольными размерами стопы (r = 0,83-0,94). На втором месте стоит связь Д с объемными размерами О 11 и О к (r = 0,81-,85), на третьем месте- связь Д с поперечными размерами (r=0,63-0,72).Размеры по высоте с длиной стопы связаны довольно слабо (r = 0,44 - 0,58). Отмечено, что объем в пучках не имеет достаточной связи с объемом в средней части стопы, что объясняют особенностями морфологии скелета .


Рис. 40. Эмпирические (1-3) и теоретические (1"-З") линии регрессии параметров стопы (мальчиков Москвы): 1, 1" - Д - В 3 ; 2, 2"- Д -О 11 ; 3, 3" -Д - Ш 7

Учитывая установленную связь признаков, за основной размер принята при определении типов длина стопы, а за второй признак - ширина Ш 7 , которая более тесно связана с другими признаками стопы. При этом соотношения Ш 7 и Д, О 11 и Д могут быть выражены следующими уравнениями регрессии: Ш 7 = 0,30Д +15 - для мальчиков дошкольного возраста; Ш 7 = 0,28Д+17 - для девочек дошкольного возраста и соответственно О 11 = 0,61Д + 61 и О 11 = 0,51 Д + 74.

Для определения подтипов распределяют стопы по признаку Ш 7 выраженному в долях а при соответствующих значениях Д. В табл. 12 приведено это распределение для двух размеров стоп.

Таблица 12. Распределение стоп по признаку Ш 7 при соответствующих значениях Д

Общая форма стопы складывается в основном в пубертатном периоде. Абсолютные размеры стопы детей в дальнейшем хотя и изменяются, но соотношения их в норме остаются постоянными.

Разница в соотношениях размеров стоп мальчиков и девочек школьного возраста указывает на необходимость для них создавать стандарты на колодки и обувь отдельно. Однако для групп школьников одного пола, но разного возраста можно проектировать одну колодку для обуви по основным размерам.

Наряду с общими закономерностями роста стопы детей имеются и значительные колебания в большую и меньшую стороны. Иногда под влиянием, например, болезни ребенка рост стопы приостанавливается на довольно длительный период или, наоборот, за небольшой промежуток времени размеры ее резко увеличиваются. В целом колебания коэффициентов корреляции признаков в зависимости от возраста не выходят за пределы утроенной ошибки опыта. Неравномерность роста стопы чаще проявляется в весенне-летний период, когда дети особенно подвижны.

Таким образом, позднее окончание формирования стопы человека в онтогенезе требует для правильной оценки ее состояния дифференцированного подхода к характеристике по возрастным периодам.

Наряду с этим рост, развитие и формирование детских стоп должны изучаться с учетом условий развития организма, иначе любые отклонения от нормального развития стопы ребенка могут быть ошибочно отнесены к возрастным особенностям. В результате не будут своевременно приняты меры для предотвращения развития патологических отклонений.

Стопа взрослого человека . Сформировавшаяся стопа взрослого человека не остается неизменной как по форме, так и по размерам. Общие закономерности соотношений размеров стопы, установленные для детей, в основном справедливы и для стоп взрослого человека .

1. Распределение стоп по размерам выражается кривой нормального распределения, характеризуемой средней статистической М и ее отклонениями (±3σ).

2. Все длиннотные размеры пропорциональны длине стопы.

3. Поперечные размеры связаны с длиной стопы прямолинейной зависимостью. Связь этих параметров выражается уравнениями регрессии: Ш 7 = 0,27Д + 29 (для мужчин) и Ш 7 = 0,23Д+32 (для женщин). Следовательно, замыкающие ряд стопы будут несколько отличаться: при малой величине Д стопы будут относительно шире, чем при большой Д.

4. Ширина и обхваты стопы связаны пропорциональной зависимостью.

При утомлении человека под влиянием продолжительной или чрезмерной нагрузки размеры стопы изменяются. Так, при длительных переходах с нагрузкой размеры стопы изменились следующим образом: у 73% стоп свод понизился в среднем на 4,5% от первоначальной высоты; длина стопы увеличилась в отдельных случаях до 10 мм; объемные размеры увеличились в среднем на 7,1 мм . Следовательно, изменение размеров указывает на распластывание стопы. Но у 11 % стоп обнаружено повышение свода, что привело М. А. Петрова к заключению о зависимости изменения параметров стопы при нагрузке от ее анатомического строения. Так, наиболее выносливой является стопа среднеширокая и наименее выносливой - узкая стопа (долихоморфная). Считают, что размеры стопы изменяются в результате изменений ее переднего отдела, а общая длина стопы Д - в основном из-за распластывания мягких тканей. Во всех случаях после длительного отдыха эти изменения исчезают.

В зависимости от реакции на нагрузку стопы подразделяют на гипотонические, свод которых при нагрузке уплощается, гипертонические, свод которых при тех же условиях увеличивается, и нормотонические, свод которых при нагрузке не изменяется. Гипотонические стопы, очевидно, обладают небольшими резервными функциональными возможностями, а у гипертонических благодаря большим резервным возможностям при увеличении нагрузки повышается свод при стоянии на одной ноге и незначительно изменяется свод при стоянии на двух ногах .

Возрастные изменения стоп установлены при сравнении двух групп мужчин и женщин в возрасте 17-34 и 35-49 лет (всего 3735 чел). Полученные данные показывают заметные изменения размеров стоп в старших группах, причем у мужчин и женщин изменения этих размеров по абсолютной величине, а некоторых параметров и по направлению неодинаковы (табл. 13).

Минус - уменьшение размера, плюс - увеличение.

Неодинаковый характер изменения стоп можно объяснить влиянием на стопу одновременно нескольких факторов: с увеличением угла отклонения α 1 первого пальца уменьшается проекционная длина стопы Д, но понижение сводчатости одновременно увеличивает Д и Ш 7 и уменьшает В 3 . Изменения в стопах женщин больше, чем изменения в стопах мужчин.

Таким образом, с возрастом сформировавшаяся стопа человека становится ниже, ее проекционная длина уменьшается, увеличивается угол отклонения первого пальца, а у женщин и ширина плюснефалангового сочленения.

Изучение возрастной изменчивости морфофункциональных признаков организма имеет общую с геронтологией цель - борьба с развитием патологических отклонений и преждевременным угасанием творческой жизнедеятельности человека.

Изменения ростовых характеристик в начале этого периода не зависят пола,.однако в дальнейшем пол начинает играть главную роль. Необходимо помнить, что у мальчиков этот период оканчивается приблизительно в 12-13 лет, у девочек - в 11-12 лет.

Варианты различны, но в среднем для обоих полов возраст окончания определенных ростовых процессов, из-за которых и выделен этот период, составляет 12 лет.

В этом возрасте ребенок независимо от того, девочка это или мальчик, вступаает в фазу подготовки организма к следующему ростовому и весовому скачку из-за гормональных сдвигов, обусловливающих будущее строение, поведение и реактивность ребенка.

Рассматривая организм ребенка через призму сухих научных фактов, можно выделить несколько видимых глазу параметров и показателей, которые называются антропометрическими и соматоскопическими:

    длиннотные параметры, такие как длина тела, длина руки, ноги, длина отдельных сегментов тела и конечностей;

    широтные параметры, такие как ширина плеч, ширина таза;

    окружностные параметры, такие как окружность головы, груди, конечностей в проксимальных (приближенных) и дистальных (удаленных) участках;

    толстотные параметры, такие как толщина подкожно-жировой складки на уровне пупка, конечностей в проксимальных и дистальных отделах;

    массовые параметры, такие как вес тела, вес различных компонентов (мышечного, костного и жирного).

Изменения длиннотных параметров в этом возрасте не столь значительны по сравнению с изменениями остальных параметров. Если раньше длина тела ребенка увеличивалась в среднем на 6-8 см в год, то теперь ваш любимый человечек будет прибавлять лишь каких-то 3-4 см в год. Длина тела в этом возрасте косвенно отражает принадлежность национальности, похожесть на отца или мать, подверженность к определенным эволюционным трендам. И повлиять на длину тела мы не в состоянии.

Существует формула, по которой можно рассчитать, каким будет рост вашего ребенка, когда он станет взрослым. Для этого нужно сложить рост матери и отца, эту сумму разделить пополам. Затем, если нужно вычислить рост сына, то надо прибавить 6,5 см, а если рост дочери, то отнять 6,5 см. (Пример: рост мамы - 164 см, рост отца - 176 см, в сумме это составляет 340 см, делим пополам, получаем. Для сына средний конечный рост будет около (170 + 6,5). Для дочери - около (170 - 6,5). Необходимо пристально наблюдать за асинхронностью увеличения длины конечностей в этом возрасте, так как дети, подверженные эволюционным трендам, таким как акселерация, ретардация и грацилизация, очень часто имеют асинхронность роста, амбидекстрию и леворукость. Раскроем значения этих терминов: акселерация - это увеличение скорости роста в длину по сравнению со скоростью роста в ширину, ретардация - замедление окончания ростовых процессов, грацилизация - уменьшение костного комнонента и соответствующее уменьшение окружностных параметров конечностей, амбидекстрия - способность управления обеими руками. Наличие данных признаков начинает проявляться в этом возрасте по асинхронности роста, что в итоге приводит к нарушению осанки. Внимательно присматривайтесь к своим детям и помните, что дети с наличием эволюционных трендов имеют очень высокий уровень интеллекта, склонны к математическим наукам и очень организованны.

Изменения широтных параметров в этом возрасте происходят более интенсивно по сравнению с длиннотными. Увеличивается ширина плеч, ширина таза. У мальчиков эти изменения выражены не сильно, и, как правило, ширина плеч не намного превышает ширину таза к концу этого периода.У девочек же наблюдается более интенсивное увеличение ширины таза, и к концу периода можно видеть, что ширина таза уже превышает ширину плеч.

Увеличение окружностных параметров у девочек выражено сильнее, чем у мальчиков. Необходимо помнить, что полноценное питание, режим труда и отдыха будут в первую очередь отражаться именно на этих показателях.

Окружностные параметры наряду с толстотными очень сильно изменяются в этом периоде в сторону увеличения. Увеличивается толщина подкожно-жирового слоя и в целом увеличивается масса тела. Костная, мышечная и жировая составляющие организма претерпевают изменения по качеству и количеству. Мышечный компонент нарастает больше у мальчиков, чем у девочек, костные компоненты одинаково увеличиваются, что нельзя сказать о жировом компоненте, который более значительно увеличивается у девочек. Увеличение жирового компонента у девочек имеет огромное значение в связи с начинающимся половым развитием. Часто недостаточное содержание жира в организме девочки ведет к задержке полового развития. Существует порог содержания жирового компонента, ниже которого менструальный цикл у девочек не начинается. Этот порог составляет порядка 15-17 % от массы тела.

Родители могут помочь своему чаду, если будут знать нормативы развития здорового человека. Зная их, можно внести необходимые коррективы в детский рацион.

Наш эксперт – врач-педиатр Марина Волкова .

Младший школьный возраст

Ускорение роста у девочек наступает после 6 лет, у мальчиков первое ускорение роста приходится на возраст около 5 лет.

Второй период ускоренного роста наблюдается у девочек с 8,5 лет с максимумом в возрасте 11–12 лет. У мальчиков в младшем школьном возрасте сначала происходит стабилизация роста, а затем до конца периода – умеренное равномерное вытяжение примерно до 13 лет. Причем рост у детей в этот возрастной период идет преимущественно за счет нижних конечностей, а с 11–12 лет наступает пик роста для туловища. За время ростового скачка абсолютный прирост длины тела у мальчиков составляет 47–48 см, у девочек – 36–38 см.

Чем помочь

Обеспечить ребенку полноценное питание, богатое витаминами и микроэлементами, с достаточным количеством белковых блюд.

Для роста костей особенно полезны кальций, содержащийся в молочных и кисломолочных продуктах, и фосфор, которого много в рыбе.

Виды спорта с интенсивной нагрузкой на позвоночник в этом возрасте могут стать причиной замедления роста, гораздо полезнее гармоничные виды спорта – игровые и плавание.

Подростковый период: перестройка организма и половое созревание

Повышение скорости роста у мальчиков достигает максимума в возрастном интервале от 13,5 до 15,5 лет, а затем резко замедляется, причем, если в младшем школьном возрасте рост увеличивался за счет вытяжения нижних конечностей, то между 14 и 15 годами ноги перестают расти и наступает пик скорости роста туловища. Ежегодные прибавки составляют 10–12 см, подростки за этот период набирают почти 25% своего взрослого роста. К 15–17 годам, когда длина тела и ног достигает размеров взрослого человека, темпы физического развития несколько снижаются.

В конце этого возрастного периода быстрое увеличение роста заканчивается как у мальчиков, так и у девочек: средний возраст прекращения роста у девочек составляет 16,25 года, а у мальчиков – 17,75. После 15 лет у девочек масса тела нарастает больше, чем увеличивается рост. Этот процесс связан в первую очередь с увеличением массы мышц, развитием костей скелета, увеличением подкожной жировой клетчатки.

После 15 лет интенсивно развиваются мелкие мышцы, совершенствуются двигательные реакции, точность и координация мелких движений, развивается чувство пространственных и мышечных ощущений. При этом временно нарушается гармоничность движений, что проявляется угловатостью, резкостью, неловкостью. Интенсивно возрастает мышечная сила, максимум увеличения которой наступает примерно через 1,5 года после достижения максимального роста. Рост мышц и увеличение мышечной силы интенсивнее происходят у мальчиков, что связано с влиянием андрогенов (мужских половых гормонов).

Чем помочь

Питание в этом возрасте должно быть интенсивным, полноценным, с большим количеством белка, кальция и фосфора.

Возможны занятия интенсивной физической нагрузкой, они способствуют развитию скелета и нарастанию мышц, однако должны сочетаться с равномерным и полноценным отдыхом, релаксацией.

Полезны занятия танцами, плаванием, теннисом и другими видами физической нагрузки, тренирующими координацию движений.

Половое созревание имеет свои критические возрастные точки, различные у мальчиков и девочек. В среднем в 12–14 лет у девочек наступают первые менструации, но регулярный менструальный цикл в норме устанавливается примерно в течение года. К 15–16 годам вторичные половые признаки у девушек полностью развиваются, однако гормональный фон и репродуктивная функция яичников еще не такие, как у женщин зрелого возраста.

Половое созревание у мальчиков начинается в среднем на 1,5–2 года позже, чем у девочек. Первый признак – оволосение на лобке, затем мутация голоса, изменение формы и увеличение хрящей гортани, рост волос на лице. С 11 лет начинается увеличение яичек, что является первым признаком начала полового созревания, в 12–13 лет происходит увеличение длины и диаметра полового члена. К 16–17 годам размеры наружных половых органов становятся такими же, как у взрослых.

Чем помочь

В 10–11 лет девочку желательно показать детскому гинекологу, чтобы убедиться в гармоничности развития, а с наступлением менструаций важно научить правильной интимной гигиене.

В 12–13 лет мальчика можно сводить к детскому андрологу или детскому хирургу, который подтвердит правильное развитие половых органов, исключит наличие крипторхизма, фимоза и других отклонений в половом развитии.

Смена зубов . К концу подросткового периода присутствуют уже все постоянные зубы, за исключением третьего коренного («зуба мудрости»), который появляется позже.

Чем помочь

Важно следить за правильной сменой и развитием постоянных зубов у ребенка в это время, регулярно посещая стоматолога. Если есть необходимость, заняться исправлением прикуса – потом это будет сделать гораздо труднее.

Научить правильному уходу за ротовой полостью.

Обеспечить питание с достаточным содержанием кальция, который является строительным материалом для зубов, и фтора, предохраняющего от развития кариеса.

Развитие печени . Ее масса увеличивается к 16–17 годам в 10 раз, причем у девочек печень достигает максимального размера к 14–15 годам, а у мальчиков – к 15–16. Работа всей пищеварительной системы отличается большей, чем у взрослых, изменчивостью, поджелудочная железа работает более интенсивно.

Чем помочь

Питание должно быть щадящим, с минимумом острых, жареных, консервированных блюд.

Полезно принимать пищу регулярно, 4–5 раз в день, в одно и то же время, чтобы не вызвать обострений со стороны пищеварительных органов.

Уже давно сказано:

Стопы – это фундамент нашего тела

Изо дня в день наши стопы совершают подвиги, хотя мы этого и не осознаем в полной мере. Стопы удерживают массу тела, дают нам возможность бегать, прыгать, скакать и держать равновесие. Вместе с нами каждый год они делают 5 миллионов шагов, и в течение нашей жизни мы четыре раза обходим на них вокруг всего земного шара. Чтобы все это совершать без каких-либо проблем, наличие хорошо тренированных стоп – это альфа и омега. Несмотря на то, что 98% новорожденных появляются на свет со здоровыми стопами, около 60% взрослых имеют с ними проблемы. И уже в школьном возрасте наблюдаются такие отклонения в развитии как вальгусная, опущенная и полая стопа. Ведь, если фундамент больше не соответствует, это имеет последствия для всего тела. Так могут начаться проблемы с коленями, бедрами или позвоночником.

На всем протяжении развития от милых, маленьких детских стоп до взрослых стоп ряд факторов может значительно помешать их здоровому формированию. Одной из главных причин приобретенных повреждений стоп является ношение «неправильной» детской обуви – слишком маленькая, слишком узкая иногда даже и слишком большая. Следующей проблемой со все возрастающей тенденцией является избыточный вес. Он способствует уплощению и, тем самым, деформации свода стопы. Между тем от 15 до 20 процентов детей в Германии весят слишком много, а 6% даже страдают ожирением (= болезненная тучность).

Чтобы детские стопы развивались здоровыми, им в первую очередь необходимо движение. Однако все признаки говорят об обратном. По причине нашего современного стиля жизни около 14% детей двигаются в настоящее время от силы 3 часа в неделю.

Чтобы проблемы избыточного веса, недостатка движения и подходящей обуви (только 20% граждан Германии носят обувь, которая им подходит) не сопровождали и во взрослом возрасте, необходимо своевременно предпринять встречные меры путем просвещения. При этом вам задают вопросы как профессионалу по стопам. Вам выпало сложное задание пробудить у родителей, а также у детей внимание и восприимчивость к уходу и сохранению стоп в здоровом состоянии.

Детская стопа и ее развитие:

Без естественной тренировки ничего не выйдет

Плоские стопы у младенца, вальгусное плоскостопие у маленького ребенка, сначала О-образные, потом Х-образные ножки, при этом мягкие, гибкие, деформируемые и в достаточной степени невосприимчивые к боли при давлении, детские стопы – это не маленькие стопы взрослых. В течение многих лет они совсем не хотели соответствовать нашему представлению о «нормальной» стопе.

Для родителей вопрос, развиваются ли у детей здоровые стопы, имеет большое значение. В конце концов, стопы дают нам свободу, чтобы мы всю жизнь могли самостоятельно ходить и независимо двигаться вперед. Во время роста детские стопы непрерывно изменяются. Развитие стоп заканчивается только в юношеском возрасте.

Когда ребенок совершенно самостоятельно делает свои первые шаги, родители гордятся этим и запоминают эту дату на всю жизнь. Если маленький ребенок в возрасте от года до полутора лет в состоянии самостоятельно ходить, он выполнил интенсивную тренировку в течение нескольких месяцев.

Шаг за шагом к умению ходить

Вертеться (= круговые движения тела, лежа на животе), перекатываться, ползать на животе, позже ползать на четвереньках, потом постепенно учиться стоять и пытаться ходить – все это служит тренировке мышц и двигательного аппарата, а также умению держать равновесие и координацию. Еще до того, как ребенок сможет стоять, ноги и стопы готовятся к этому. Так полугодовалый ребенок хватает свои стопы и пальцы и играет с ними. Если при этом он засовывает пальцы стоп себе в рот, это больше чем веселое времяпрепровождение. Движение – это замечательное упражнение, чтобы вращением наружу, отведением ног и сгибанием в бедре способствовать формированию тазобедренного сустава как подвижного сочленения.

Умение ходить является генетической программой, которая происходит сама по себе и проходит успешнее тогда, когда «опытные в ходьбе» взрослые меньше вмешиваются в этот процесс. Девиз звучит так – ждать, пока ребенок собственными силами не начнет стоять и ходить. Первые попытки стоять, подтягиваясь за предметы, например, решетку детской кроватки или опираясь о лестничную площадку, дети начинают с 10-и месячного возраста. Свободно ходить они могут уже через 4-6 месяцев. К этому времени ребенок перебирает различные поддерживающие ходьбу варианты, например, боком он опирается на предметы (так называемая ходьба с поручнями) или толкает перед собой предметы, чтобы подготовить стопы к удерживанию массы тела. Наконец он стоит, хотя сначала неуверенно и с широко расставленными ногами, и уже готов делать первые шаги.

Игра со стопами и пальцами также тренирует мышцы стоп. Когда ребенок хватает руками стопы, слегка приподнимается внутренний край стопы, она приводится в положение супинации (супинация через вращение). Вследствие этого происходит тренировка как функциональной длины, ширины и высоты стопы, так и всего свода стопы.

Детские стопы растут быстро

Необходимо приблизительно 16 лет до момента, когда из мягких, хрящевидных детских стоп сформируются полностью развитые стопы. При этом уже 98% стоп у девочек в возрасте 12-13 лет и 98% стоп у мальчиков в возрасте 15 лет достигают своей окончательной длины.

Особенно стремительно детские стопы растут в первые годы жизни. Если длина стоп новорожденных составляет около 1/3 длины стопы взрослого, то длина стоп трехлетних детей составляет уже 2/3 их окончательной длины.

Как по-разному быстро растут детские стопы в зависимости от возраста, было отражено в первом немецком отчете о детских стопах, для которого было измерено 20000 детских стоп в 60 населенных пунктах Германии и Швейцарии: «У 2-х летних детей стопы могут расти до двух сантиметров в год, т.е. это почти три размера обуви. Как у мальчиков, так и у девочек до 7-и летнего возраста стопы вырастают на 10-15 миллиметров в год. Затем скорость роста у девочек падает до 10 миллиметров, а у мальчиков до 8-9 миллиметров. После этого скорость роста у девочек быстро понижается до 12-и летного возраста, а у мальчиков, наоборот, только с 15-и летнего возраста». Таким образом, вполне естественно, что детям в школьном возрасте каждые полгода необходима новая обувь, а маленьким детям – даже один раз в квартал.

Не мешать естественному развитию!

Чтобы стопы детей развивались здоровыми и не имели никаких повреждений, важно, чтобы дети могли полностью развивать свою естественную потребность в движении. Поэтому порекомендуйте родителям обратить особое внимание на следующее.

Стопы детей требуют большой свободы движения. Потому родители должны как можно чаще позволять маленьким детям быть босиком и играться со своими стопами и пальцами. Это доставляет не только удовольствие, но и очень полезно для моторного и психического развития. И когда дети уже могут ходить должно действовать правило – как можно больше ходить босиком.

Т.к. в первые годы жизни детские стопы еще формируются и достаточно гибкие, ни в коем случае нельзя стеснять и наносить им вред не только неправильной обувью, но и слишком узкими ползунками и носочками.

Чтобы не мешать естественному движению, родители должны немного повременить с «усаживанием» детей, пока сам ребенок самостоятельно не сядет и не сможет изменить это положение также самостоятельно. В среднем в возрасте от 9 до 10 месяцев дети уже могут это делать самостоятельно.

Обязательно необходимо предостеречь от того, чтобы слишком рано заставлять ребенка вставать. Поэтому рекомендуется не предлагать детям предметы для подтягивания и ни удерживать ребенка слишком долго в положении стоя. Т.к. маленькие О-образные ножки не в состоянии удерживать вес тела.

Крайне спорной является широко распространенная практика ставить 6-и месячных детей в так называемые ходунки. Так называют пластиковый каркас на роликах со встроенным сидением. Федеральное зарегистрированное общество «Больше безопасности для детей» предостерегает от использования таких приспособлений по причине сопутствующего риска несчастных случаев, которые часто имеют следствием серьезные повреждения. И при этом дети не учатся ходить, наоборот, чем чаще их усаживают в такие приспособления, чтобы кататься по квартире, тем ощутимее нарушается их естественное моторное развитие, что мешает тренировке естественных шаговых движений.

Также как можно меньше надо укладывать ребенка в чашеобразную кроватку или люльку. Заданное сидячее положение ограничивает ребенка в состоянии бодрствования его двигательные возможности и, тем самым, естественное развитие движения. Например, в лежачем положении в люльке ноги не могут сгибаться в тазобедренном и коленном суставе, не поворачиваются наружу и не отводятся. Также ребенку невозможно брать в рот стопы, что важно для тренировки их мышц и их осознания, т.е. не хватает тренировки и укрепления мускулатуры.

Сначала плоские стопы

Для младенцев и маленьких детей абсолютно нормальными являются плоские стопы и О-образные ноги, что во взрослом возрасте может доставлять значительные проблемы. Типичным для постановки ноги у младенца является сгибание тазобедренного и коленного сустава, О-образные ноги, а также супинация стоп. Подошвы стоп плоские. С одной стороны это объясняется толстой медиальной жировой подушкой, которая доходит от сустава таранной и ладьевидной кости вплоть до плюснефаланговых суставов. У нее задача защищать мягкие, хрящевидные структуры стоп от перегрузки и повреждений, и она служит как распределитель давления. Жировая подушка уменьшается в течение первых лет жизни и исчезает в возрасте 4-5 лет.

С другой стороны, свод стопы, развитие которого уже началось при рождении, формируется постепенно со все возрастающей нагрузкой стопы. Т олько в 3-х летнем возрасте в отпечатке стопы начинает узнаваться, как правило, видимое медиальное углубление.

Отступление: Медиальную подушку маленьких стоп также называют «острой жировой подушкой».

С умения ходить стопа изнутри переносит трехмерное изменение формы. Сюда относится выпрямление заднего отдела стопы, а также скручивание стопы, т.е. смена положения супинации стопы в младенческом возрасте во внутреннее вращение переднего отдела стопы. Это спиральное свинчивание, при котором пятка поворачивается наружу, а передний отдел стопы вовнутрь, является альфой и омегой стабилизации свода стопы.

Проведенное в университетской клинике г. Мюнстер «Исследование детской стопы», в котором наблюдалось развитие детской стопы у здоровых детей с начала момента их умения ходить до девятилетнего возраста, показало, что продольный свод стопы формируется уже в первый год после того, как ребенок научился ходить. Формирование продольного свода стопы заканчивается, впрочем, только в возрасте 6-7 лет.

Отступление: В течение третьего года жизни стопы меняют свою форму.

От О-образных ножек до прямых ног

Положение ног младенца напоминает наших предков в давние времена. Тазобедренные и коленные суставы согнуты, коленные чашечки повернуты наружу, а расстояние между внутренними сторонами коленей больше, чем между медиальными лодыжками. В течение второго года жизни, искривленные О-образные ноги становятся прямыми, которые потом у детей 2-4 лет чаще всего изменяются в Х-образные ноги.

Причиной этого является вес тела и прямая осанка, из-за которых колено нагружается в медиальном направлении возрастающим давлением, а в латеральном – усиливающимся вытяжением. Следствием этой ассиметричной нагрузки является ассиметричный стимул роста на близких к коленному суставу зонах роста кости (метафизы) бедра и голени (большая берцовая кость). Вследствие этого эпифизарные хрящи на шарнирах коленного сустава бедра (мыщелки бедра) и на площадях коленных суставов голени (мыщелки большеберцовой кости) растут в длину по-разному быстро – на внутренней стороне (медиально) быстрее, чем на наружной стороне (латерально). Линия нагрузки, как называют линию соединения между бедром и стопой, при этом перемещается к середине коленного сустава пока, наконец бедро, колено и стопа не станут вертикально друг над другом, а нога выпрямится.

При избыточной реакции, однако, рост в длину продолжается на внутренней стороне с тем эффектом, что линия нагрузки смещается от середины коленного сустава наружу и в конечном счете проходит снаружи мимо сустава. Так из О-образных ног младенца получаются Х-образные ноги маленьких детей, у которых колени соприкасаются с внутренней стороной, а медиальные лодыжки нет. В сильно выраженных формах расстояние друг от друга может составлять более 7 сантиметров. При нормальном развитии Х-образное положение ног пропадает еще до школьного возраста (приблизительно в семь лет), и ноги растут прямо. Медиальные лодыжки и внутренние стороны коленей соприкасаются в положении стоя. Правда, фактором риска того, что Х-образная форма ног сохранится, является избыточный вес, которым в настоящее время страдают многие дети.

Обусловленные возрастом деформации

Х-образное положение ног влияет также на положение стоп в младшем детском возрасте, потому как пяточная кость подминается вовнутрь. Вальгусное плоскостопие в большинстве случаев обусловлено возрастом и должно исчезнуть, как и Х-образное положение ног, до наступления школьного возраста.

Следующим наблюдением уже упомянутого исследования детской стопы стало то, что определенно и полая стопа может быть обусловленной возрастом фазой развития детской стопы. В группе, состоящей из 45 детей, которые наблюдались в течение более чем 6,5 лет, у 13% детей в течение первых пяти лет с момента умения ходить контактная площадь плюсны уменьшалась непрерывно, а потом в течение следующих двух лет снова увеличивалась, так что полая стопа больше не различалась.

Разнообразие стоп

Развитие здоровой детской стопы поразительно и отличается неожиданным разнообразием. Так исследование детской стопы в городе Мюнстере показало, что в первый год, когда ребенок пошел, девочки проявляли более динамичный процесс переката стопы, чем мальчики. В соответствии с первым немецким отчетом о детской стопе дети в 6 лет могут еще носить обувь 25 размера, но могут носить и обувь 35 размера. По сравнению с девочками мальчикам такого же возраста в среднем необходима обувь, которая больше на полразмера и даже на размер. После 12-и летнего возраста разница увеличивается. Кривая роста стоп девочек сходит на нет, в то время как у мальчиков увеличивается и дальше. Однако отчет о детской стопе указывает на то, что также и у ширины подошвы или обхвате в пучках при одинаковой длине стопы есть большой разброс. Например, у 5-и летних мальчиков, у которых в среднем длина стопы 172 миллиметра, ее ширина может быть от 62 до 78 миллиметров. (Средняя ширина составляет 70 миллиметров.)

Обхват в пучках в среднем составляет 173,5 миллиметров. Стопа длиной 172 миллиметра может иметь обхват от 157 до 190 миллиметров. Из этого же отчета также следует, что детская стопа стала шире.

Вес тела как причина играет роль только у детей дошкольного возраста. Чем старше дети, тем меньше вес тела оказывает влияние на ширину стопы. Исключением, правда, являются дети с избыточным весом! Но действительным все же является то, что маленькие стопы шире, чем большие. Кроме того, важным для всех, кто имеет дело с детскими стопами, является знание о том, что детские стопы растут постоянно. Они не делают паузы, чтобы потом скачкообразно вырасти на 3 или четыре размера обуви.

С началом школьного возраста и до конца первого десятилетия жизни стопы совершенствуются с целью свободного взаимодействия всех тканей и органов, в том числе мышц, связок и кровеносных сосудов.

Стопы и ножки младенцев и маленьких детей…

… еще не имеют своей окончательной формы; и даже скелет стопы состоит преимущественно еще из хрящевых частей, которые окостеневают окончательно только в юношеском возрасте.

Типичным для стоп младенцев является отклонение большого пальца вовнутрь.

Продольный свод стопы заполнен жировой подушкой, и стопа стоит на полу плоско.

На втором году жизни жировая подушка рассасывается, продольный свод стопы формируется постепенно.

Если стопа нагружается, ее легкое положение наружу вполне нормальное. У маленького ребенка вальгусная стопа выражена сильнее.

Типично О-образное положение ног маленького ребенка. Примерно в 6-и летнем возрасте ось ног медленно выпрямляется.

Если Вы имеете в виду рост стопы во взрослом состоянии, поделюсь собственным опытом.

Много лет я носила 38-й размер обуви, и как-то вдруг поняла, что ВСЯ обувь мне стала мала. Без переходов, был 38 - стал 39 размер. Первое время было не до размышлений, надо было срочно менять гардеробчик. Позже задумалась что и как. И вот что надумала.

Однажды в отпуске случилось мне попасть в поход, довольно тяжелый, особенно для совершенно неподготовленного человека. Там еще в кровь стерла ноги, и долго ходила в открытых шлепках. Дело было летом, а к осени - сюрприз... Что произошло? Да просто от перегрузок опустился свод стопы, плоскостопие т.е. Подъем меньше - размер больше. Все просто.

Это случай острый, если размер увеличивается постепенно, скорее всего, потихоньку прогрессирует плоскостопие. Возникает вопрос что делать. Тренировать стопу специальными упражнениями и носить ортопедические стельки. Другого тут не придумаешь. Рост ноги у взрослого - явление не нормальное, если такое происходит - надо действовать.

Здоровья нам всем.

Увеличивается размер обуви и по более простой причине. При отёчных ногах (летом, при беременности или сердечно-сосудистых болезнях). Если не менять полноту покупаемой обуви (а ведь наиболее распространена обувь для ноги средней полноты), то остаётся лишь покупать больший размер.

Приведя сосуды в порядок, смены всей обуви можно избежать.

Почему увеличивается размер ноги?

С возрастом многие люди замечают увеличение размера ноги.
В большинстве случаев топа увеличивается по причине травм, при повреждении мягких тканей, укрепляющих свод стопы, при нарушении микроциркуляции или, как следствие, отёка. Кроме того, увеличение размера стопы возможно при возрастных артрозах и артритах, из-за опущения свода стопы. Еще одной распространенной причиной роста стопы является ношение тесной и неудобной обуви. При ношении тесной обуви нарушается кровоснабжение стопы, в результате нарастает костная ткань и, соответственно, увеличивается размер ноги.

Американские ученые после ряда проведенных исследований пришли к выводу, что у большинства будущих мам в период беременности изменяется геометрия свода стопы. Вследствие этого ступня становится длиннее и шире. Поэтому многим женщинам после родов приходится покупать обувь на размер больше. Ученые отмечают, что такая ситуация характерна только для первой беременности. Изменение геометрии стопы происходит преимущественно во второй половине беременности, когда плод оказывает наибольшую нагрузку на организм матери.

Подведем итог. Самыми распространенными причинами увеличение размера ноги является беременность, травмы, возрастные изменения в организме, ношение тесной и неудобной обуви. Для профилактики разрастания стопы нужно выбирать удобную качественную обувь с супинатором или отдельной профилактической стелькой.