Как научить своих детей порядку и чистоте в доме? Как приучить ребенка к порядку? Действенные методы воспитания в ребенке любви к порядку Что значит чистота и порядок в жизни успешного человека.

Этот вопрос задают себе многие родители.

Двухлетний Кирилл активно помогает убирать постель в тумбу. Пыхтит, засовывая непослушную подушку, непременно хочет справиться с нею сам и, естественно, мешает мне. От привычного: “Отойди, я сама” меня удерживает лишь опыт подруги, которая уже отчаялась приучить своего семилетнего сына самостоятельно застилать постель.

Дети не рождаются ленивыми. Ленивыми их делаем мы, родители.

Едва научившись ходить, малыш стремится навести свой порядок в шкафах и тумбах, в кастрюлях и ботинках. Подражая взрослым, он как мама размахивает веником и орудует тряпкой, до слез спорит, пытаясь отвоевать право помыть чашку или тарелку. Только в таком нежном возрасте человек способен получать искреннее наслаждение от наведения порядка. Родителям важно не упустить этот момент. Ничего, что на полу лужа воды, а мусор просыпан мимо ведра. Главное, что энтузиазм юного помощника вовремя подкрепляется вашей похвалой: “Спасибо, мой дорогой! Что бы я без тебя делала?!”

Но чаще в ответ на хозяйственную инициативу детей мы говорим совсем другое: “Не лезь”, “Не мешай”, “Тебе рано”, “Иди, поиграй. Ты еще маленький”. Пройдет всего несколько лет и диалог с ребенком будет иным: “Ты должен”, “Убери”, “Сколько можно тебе говорить, ведь ты уже взрослый”. А теперь ребенок не хочет, не убирает, капризничает, плачет, потому что не привык. “Ты уже большой. Ты должен помогать маме”, - слышит он в один прекрасный день. То, что было когда-то запретным и желанным, стало обязательным и скучным.

“Привычка - вторая натура”, - говорит народная мудрость.

Привычные ритуалы для ребенка - основа и надежность его жизни. Изменить сложившийся стереотип поведения малышу тяжело. Примерно так же, как и взрослому. Хотите, чтобы ребенок соблюдал порядок? Постарайтесь включить уборку в режим дня, чтобы она стала такой же привычной процедурой, как мытье рук или поцелуй перед сном.

Работа в компании кажется вдвое легче.

А в одиночку даже легкий труд может показаться непосильным. Помню, как мне в возрасте лет восьми предписывалось регулярно подметать пол. Какой невыносимо тяжелой казалась мне эта работа, какими огромными становились наши две небольшие комнаты! Но стоило к уборке подключиться прочим членам семьи, как дело сразу становилось намного легче и приятней.

Не бросайте малыша один на один с беспорядком. Пожалейте его, возьмитесь за работу вместе. Вы увидите, с какой радостью малыш будет наводить порядок, мыть, убирать. Не бойтесь, этим вы его не разбалуете. Наоборот, научите сопереживать и помогать.

Ох уж эта спешка!

Нам всегда не хватает пяти минут именно тогда, когда ребенок решил помочь. У кого-то нервы сдают сразу: “Не мешай, отойди!”. У кого-то через пару минут: “Вот видишь, ты плохо помыл. Лучше бы я сама”. Второй вариант даже хуже, чем первый, ведь он уничтожает не только инициативу, но и веру в свои силы у ребенка. А представьте себе, как это обидно, когда на ваших глазах кто-то переделывает только что законченную вами работу!

Не бросайтесь при малыше перемывать посуду, перестирывать вещи. Не смейтесь над его неумелостью, не ругайте, если чашка разбилась, а вода вылилась на пол: с кем не бывает! Ловкими и умелыми в одночасье не становятся. И легче приобретать этот житейский опыт, когда он сдобрен щедрой похвалой. Не бойтесь перехвалить ребенка. Благодарите за помощь, за труд, за поддержку. Они ведь действительно - самое ценное для нас.

Побольше разнообразия!

Наверно, многим знакомы “авралы”, которые периодически постигают семейство перед большими праздниками. Случались и в нашей семье такие “мероприятия”. Мама, обычно, отправлялась на кухню готовить что-то особенное, мне же всегда поручалось лишь одно - уборка в квартире. А как хотелось вместе с мамой колдовать над пирогами!..

Дети терпеть не могут однообразия. А уж сваливать на них свою самую нелюбимую работу и вовсе нечестно. Если вы хотите, чтобы ребенок с готовностью откликался на наши просьбы помочь, нужно предоставить ему право выбора. “Сегодня нам нужно вытереть пыль и навести порядок в буфете. Что ты выбираешь?”

Пусть обязанности вашего ребенка меняются.

Одна мама поручила дочери следить за отсутствием пыли в квартире. Эта девочка пришла в гости, посмотрела вокруг: “Ой, у вас на подоконнике столько пыли!” А на подоконнике кроме пыли были еще необычные минералы, красивые ракушки, глиняные поделки, цветы. Но маленькая “заведующая пылью” этого не заметила…

Возьмите ребенка с собой на кухню. Возможно, он не так мелко порежет овощи и не так тщательно вымесит тесто. Но ведь если его не пускать сейчас, то когда же он научится это делать лучше? Вы же не хотите, чтобы в 16 лет ваша дочка не умела чистить картошку, а сын не знал, как нужно держать в руках молоток?

Убирать, так с музыкой!

Ребенок не любит убирать за собой? Капризничает, ноет, отлынивает всеми доступными способами? А как относитесь к быту вы сами? Никогда не жалуетесь: “Ох, как же надоели мне эти кастрюли, уборки, стирки, готовки!” Ваше чадо расставляет вещи по местам с физиономией великомученика? Посмотрите на себя в зеркало пред тем, как заняться наведением порядка в своем шкафу. Не показалось ли вам знакомым это горестное выражение? Возможно, ваш отпрыск просто берет пример с мамы и папы?

У наших предков дело быстрее спорилось под песню. Даже рутинная, тяжелая работа становилась легче и веселее. А если по-новому разложить в старом шкафу книжки, тетрадки или одежду, даже старый шкаф станет новым и необычным. Согласитесь, ведь это уже не скучно, а интересно! Так попробуйте превратить страшное название “генеральная уборка” в праздник, “Праздник Полного Порядка”.

Когда дочка была маленькой, у нас не было стиральной машины. Все вещи мы стирали руками в большом тазу. Надя пристраивалась в маленьком передничке со своим маленьким тазиком и старательно мылила носочек или носовой платок. Плеск воды, мыльная пена, похожая на мороженое, сверкающие пузыри, сознание собственной взрослости превращало наш нелегкий труд в Праздник Большой Стирки. А вечером дочка гордо показывала папе сохнущие на веревке носочки и платочки: “Смотри, это все я сама постирала!”.

Игрушки - атрибут счастливого детства и причина семейных конфликтов. Ведь именно они, равномерно разбросанные по квартире, являются причиной несметного количества ссор и обид, капризов и наказаний. Так что же с ними, все-таки, делать?

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - обязательно приведи в порядок свою планету”, - говорил Маленький Принц у Сент–Экзюпери. Значит, для того, что бы у вашего маленького принца или принцессы была возможность наводить порядок, им необходима своя “планета”, пусть даже маленькая. Убирать свой уголок намного приятнее и интереснее.

Не пропустите периоды, когда дети сами стремятся убирать и расставлять вещи по своему вкусу. Первый, обычно, наступает в возрасте около двух лет. Малышу хочется проявить свою самостоятельность, кроме того он старается во всем подражать маме. Второй - года в четыре. У многих детей в это время просыпается чувство красоты. Если у малыша есть свой угол, ему хочется организовать его красиво и уютно. В 7-8 лет у детей появляются свои секреты, и они стремятся наводить порядок в своих вещах без участия взрослого.

Постарайтесь устроить детскую так, чтобы наводить порядок в ней было легко. Для кукол, мягких зверушек, машинок подойдут открытые стеллажи и полки. Мелкие игрушки, кубики, шишки и прочие сокровища очень удобно складывать в большие корзины или коробки.

Вместе с ребенком составьте расписание его дня. Помогите малышу вспомнить все дела, которые он делает за день; листочек с расписанием пусть он украсит и повесит на стенку. И пусть там окажется специальный пункт “Наведение порядка”. Тогда каждый вечер вы сможете апеллировать к этому свидетельству ваших договоренностей.

Для малышей уборка станет веселее, если ее сопровождать “специальной” песенкой. Вы можете выбрать ее по своему вкусу. У нас дома сигналом к началу уборки в детской служит такой напев: “Бом-бом, тили-бом, убираем все кругом. Будет чистым наш дом, тили-бом, тили-бом”.

На помощь может прийти сказка. Одно дело убирать комнату просто так, а совсем другое - готовить ее к ночному визиту эльфов. Волшебные малютки любят танцевать на ковре в детской, но если на полу разбросаны игрушки, резвиться им просто негде. А может быть вечером к вашему малышу в гости приходит Оле-Лукойе, известный сказочник? Этот добрый гномик - очень большой чистюля. Увидев беспорядок, он так расстраивается, что не может вспомнить ни одной сказки.

Не нужно угрожать: “Не уберешь - выброшу все игрушки в мусор!”. Но если ребенок не заботится о своих “друзьях”, бросает их где попало, однажды ночью (ведь по ночам игрушки оживают, вы же знаете) они могут обидеться и уйти. Потом, конечно, пожалеют хозяина и вернутся при условии, что он даст честное слово заботиться о них.

Приучение детей к порядку – процесс планомерный, требующий терпения. Чтобы научить ребенка убираться, как это регулярно делает мама, понадобится немало времени. И очень важно не привить малышу отвращение к уборке, не дать ему почувствовать, что наведения порядка – это тяжкая рутина, отнимающая силы и время и не приносящая никакого удовольствия. Лучше всего приучать детей к порядку и аккуратности как к необходимой составляющей быта в игровой форме – так легче всего сформировать устойчивую потребность содержать свое жилище в чистоте.

Советы психолога, как приучить ребенка к порядку в комнате

Большой психологический словарь определяет привычку как «автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью». Если не вдаваться во все психологические тонкости, можно сказать, что привычка - это то, что делается легко, само собой, без каких-либо волевых усилий. Ведь мы не задумываемся, чистить нам утром зубы или нет, мы просто идем и делаем это. Так же легко и логично могут выглядеть практически любые действия, например привычка, наводить порядок или соблюдать чистоту в комнате. Чем раньше выработана полезная и нужная в дальнейшем привычка, тем легче и естественнее она войдет в жизнь.

Все родители хотят, чтобы дальнейшая жизнь их детей была как можно легче, интереснее и счастливее. Хотеть мало, нужно действовать! И начать можно с формирования полезных привычек: правильное питание, спорт, любовь к чтению и новым знаниям, порядок в доме и в голове и т.д.

Как же приучить детей к порядку и чистоте и что включает в себя привычка к порядку? Прежде всего, это потребность в том, чтобы вокруг было чисто и опрятно. Внутренняя потребность в чистоте воспитывается именно в детстве. Если ребенок видит каждый день уютный дом, чистые полы, красивую мебель и т.д., «глаз привыкает» к такому положению вещей, и человеку становится неприятно и непонятно, почему должно быть по-другому. Это совсем не значит, что в доме должно быть стерильно, как в операционной. Поддержание достаточного порядка уже способствует формированию данной потребности.

Один из советов психологов, как приучить ребенка к порядку, это научить видеть беспорядок. Беспорядок - очень расплывчатое понятие. Для кого-то пара крошек на столе - это уже катастрофа, а кто-то может спокойно жить, неделями не моя посуду. Для взрослых нагромождение стульев, одеял и подушек - это бардак, а для ребенка - это секретная пещера для укрытия от инопланетян. Ваша задача в том, как приучить ребенка к порядку, - это научить малыша видеть действительно важные составные части беспорядка (грязь на полу, не заправленная постель, разбросанные вещи).

Уборка - не наказание и не каторжный труд. Для людей, у которых выработана привычка к порядку, уборка - это всего лишь часть жизни, такая же естественная и простая, как чтение книг перед сном или утренний душ. Им не нужно настраиваться или заставлять себя делать уборку, им не нужны дополнительные бонусы и мотиваторы.

Формирование привычки - это не стихийный, а целенаправленный процесс. И у взрослых, и у детей привычка вырабатывается не за один день, и ее формирование проходит несколько стадий. Основное отличие заключается в том, что у детей увеличивается срок формирования желаемой привычки и опасность «выпадения» при пропусках и перерывах.

Этапы приучения детей к порядку

В процессе того, как научить ребенка порядку, важно действовать в соответствии с этапами формирования привычки.

Первый этап – осознание. При формировании у себя привычки мы должны четко осознать, зачем она нам нужна, сделает ли она нашу жизнь лучше и легче, изменит ли она наше отношение к себе и к окружающему миру. Такая внутренняя работа пока не доступна ребенку, но мы можем помочь ему ее проделать, например, рассказать и доступно объяснить ребенку, зачем нужно заправлять кровать или поливать цветы. Если взрослым достаточно теоретических рассуждений, то для детей нужны практические доказательства. Покажите, что произойдет с растением, если его не поливать, как неудобно играть, если на кровати валяются одеяла, подушки и покрывала. Пусть ребенок осознает важность и нужность своих действий и для него, и для всей семьи.

Второй этап – планирование. Формирование привычки вносит коррективы в повседневную жизнь, и мы должны быть к этому готовы. Если вы начинаете прививать ребенку привычку застилать постель, то логично будет перенести подъем на более раннее время или несколько дел с утра на вечер, тем самым освободив время для манипуляций с кроватью. Если ваш юный садовод-огородник вырабатывает у себя привычку поливать цветы, то организуйте пространство так, чтобы он сам мог найти лейку, наполнить ее водой и полить растения.

В ходе того, как приучать ребенка к порядку в комнате, важно осознавать, что именно может выполнять ребенок по дому в зависимости от его возраста. Специалисты утверждают, что лучше сосредоточиться на одной самой важной и нужной, однако можно попробовать несколько смежных привычек, например, застилать постель и складывать под подушку пижаму, или, наоборот, совершенно не связанных друг с другом: относить посуду в раковину после еды и кормить попугайчика. Конечно, нам хочется, чтобы ребенок овладел как можно большим количеством полезных привычек, но не стоит гнаться за количеством, давайте сосредоточимся на качестве и устойчивости.

Третий этап – правильный настрой. В процессе того как приучать ребенка к уборке не нужно говорить ему о том, что вы начинаете прививать ему полезную привычку, чтобы облегчить жизнь в будущем. Мы ведь не говорим, что развиваем его творческие способности, когда даем бумагу и карандаши. Пусть это будет игрой, интересным и новым занятием, которое будет повторяться изо дня в день. С неизменным добрым и позитивным настроем мамы и уверенностью в том, что она все делает правильно. Эта уверенность поможет вам, когда захочется прекратить, когда малыш будет болеть, и вам будет казаться, что все, что вы делали ранее, не важно, когда просто будет «не ваш день». «Хороший настрой - уже полдела», и чтобы у вашего ребенка все получалось, нужно позаботиться, чтобы правильный настрой был именно у мамы, а в идеале и у всей семьи. Если мама день за днем старается привить привычку после прогулки протирать обувь, а папа или бабушка про это забывают или вообще не считают нужным и важным, то ребенку будет в несколько раз сложнее закрепить полученный навык. Формирование полезных привычек у ребенка - отличный мотиватор для того, чтобы поработать над самой собой. Не зря говорят, что вместе все делать веселее. Не расстраивайтесь, если вы сами забываете привести в порядок обувь после прогулки, но хотите, чтобы ваш ребенок это делал. Включайтесь в процесс и работайте над собой вместе с сыном или дочкой. Уверены, через некоторое время ребенок сам будет вам напоминать протереть туфли или помыть кроссовки.

Четвертый этап – воплощение. «Вижу цель - не вижу препятствий». Осознав значимость и полезность выбранной нами привычки, донесли это до ребенка и домочадцев, спланировали и внесли нужные коррективы в нашу повседневную жизнь, зарядились положительным боевым настроем, а значит, пора приступать к самому сложному, но увлекательному этапу - воплощению в жизнь. Ежедневно выполняйте то действие, которое хотите превратить в привычку.

Приучать ребенка убирать за собой как это делают взрослые нужно, опираясь на следующие принципы:

  • Постоянство. Этот принцип особенно важен для детей. Методично, настойчиво и доброжелательно напоминайте ребенку о том, что ему нужно сделать. Чтобы вам самим не забыть о привычке, которую вы формируете, можно воспользоваться напоминалками, планами, современными гаджетами (напоминалки на компьютере или мобильных телефонах), стикерами, плакатами и другими внешними средствами. Также можно вести небольшой дневничок ваших успехов или зачеркивать дни в календаре, а еще лучше сделать «адвент-календарь выработки привычки» (30 мешочков-коробочек-конвертов с небольшим подарком для себя и ребенка за то, что еще на один день ваша привычка стала ближе) - это очень мотивирует и подстегивает не останавливаться.
  • Встраивание в режим. Это еще один способ, как приучить ребенка убираться и не пропускать выполнение важных домашних дел. Малышу будет легче привыкнуть поливать цветы перед вечерней прогулкой или протирать свою обувь сразу после нее. Заметьте, мы не говорим о конкретном времени, а обращаем внимание на режимные моменты (сон, прогулки, занятия, обед, приход папы с работы и т.д.).

Как научить ребенка порядку и приучить к уборке: список дел

Многие хозяйки используют этот прием, чтобы упорядочить свои домашние хлопоты и превратить их в привычку. Они составляют список дел, которые нужно выполнить ежедневно утром и вечером. Такие списки называются рутинами. Многим не нравится слово «рутина», оно навевает скуку и тоску. Однако если посмотреть на его точное значение, то мы увидим, что рутина - это установившийся обычай, порядок, следование заведенному шаблону, превратившееся в механическую привычку. А разве не это наша главная цель? Неважно, как вы назовете свои списки дел на утро и вечер: рутины или ритуалы, главное, что это отличные помощники упорядочить бытовую жизнь, сделать ее более легкой и спокойной.

Если вы не знаете, как научить ребенка убирать за собой и выполнять другие домашние дела, составьте такие рутины для себя и для ребенка отдельно или объедините их в один список дел. Составить ваш список вам помогут следующие вопросы:

  • Какие бытовые дела я выполняю ежедневно вне зависимости от внешних факторов?
  • Что мне нужно сделать утром (вечером), чтобы предстоящий день прошел легко и без стрессов?
  • Какие привычки помогут мне оставаться спокойной в течение дня? Какие привычки облегчат мои домашние хлопоты?
  • Чем мне может помочь мой ребенок при выполнении утренней и вечерней рутины?
  • Какие привычки, связанные с домашним хозяйством и самостоятельностью, я хочу у него сформировать? Также можно представить ваше идеальное утро и вечер и подробно его описать. Какие действия вы выполняете? На что вам всегда не хватает времени, но в идеале вы бы хотели это успевать?

Составьте свой список дел! Можете написать его на отдельном листе и повесить на кухне на видное место, чтобы постоянно видеть то, что вы еще не успели выполнить. Сначала вы будете обращаться к своему списку часто, отмечать, что выполнено, а что нет, но потом эти дела просто войдут в привычку.

Вы же не спрашиваете себя, чистить вам зубы или нет. Так же не будете себя спрашивать, мыть сегодня посуду вечером или нет.

Вот так могут выглядеть ваши рутины:

Утро:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель
  • Косметические процедуры и время для себя
  • Хлопоты на кухне: приготовление завтрака заготовки для обеда и ужина загрузка вещей в стиральную машину
  • Просмотр запланированных дел на день
  • И т.д.

Утро ребенка:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель с помощью мамы
  • Сложить пижаму (в шкаф, на полку, под подушку)
  • Почистить зубы и умыться
  • Одеться в приготовленную с вечера одежду
  • Помочь маме с приготовлением завтрака (порезать овощи, намазать масло на хлеб и т.д.)
  • Покормить кота
  • И т.д.

Пусть ребенок оформит свои важные домашние дела так, как ему удобно. И не забывайте о том, что желательно встраивать дела юного помощника в его режим!

Как вы видите, рутины - это своего рода расширенный вариант режима дня, однако обратите внимание, что в этот список вносятся действительно важные и ежедневные дела, которые ребенок (или вы) уже выполняет или которые должны превратиться в привычку.

Следующее, на что нужно обратить внимание, это:

  • отсутствие перерывов. Даже небольшие перерывы в несколько дней могут перечеркнуть работу, которую вы проводили в течение нескольких недель. Болезнь, поездка в отпуск или прием у себя гостей могут оказать пагубное влияние на формирование привычки. Так что не удивляйтесь, если после отдыха в отеле и ежедневных ужинов в ресторанах и кафе, где за вами убирают официанты, ваш ребенок перестанет относить грязную посуду в раковину самостоятельно. Не стоит огорчаться, по приезду домой принимайтесь с новыми силами за вашу полезную и нужную привычку.
  • постепенность. Как же нам хочется, чтобы наши дети поскорее стали самостоятельными и помогали нам по дому! Но не гоните лошадей и не старайтесь формировать много привычек за раз. Постепенность и последовательность помогут сделать привычки более устойчивыми. Если вы видите, что ребенок выполняет какие-либо действия без вашего напоминания, можно попробовать переходить к другой привычке, но не забывайте хвалить и поощрять своего помощника за все действия вне зависимости от того, закреплена уже эта привычка или еще находится в стадии формирования.

Если вы будете руководствоваться перечисленными принципами и приемами, формирование полезной привычки должно пройти легко и безболезненно для ребенка и окружающих.

  • Последним этапом формирования привычки является результат. Ведь мы столько трудились! Мы должны видеть плоды своей работы! Результатом может являться как конкретное действие (ребенок заправляет свою кровать, относит грязную посуду в раковину после еды, протирает свои ботинки после прогулки), так и более абстрактные, но не менее важные умения - видеть беспорядок, самому проявлять инициативу, предлагая свою помощь, испытывать потребность в чистоте и организованности.

Как приучить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Наверняка вы уже хорошо понимаете: для того чтобы сформировать у ребенка привычку к порядку и научить его самостоятельно и без ваших навязчивых напоминаний приводить в порядок детскую комнату и помогать вам в домашних делах, начинать нужно едва ли не с самого рождения малыша. Понятно, что пока малыш еще даже не сидит, о том, как приучить его убирать игрушки, можно даже не помышлять – он ещё не может быть сколько-нибудь активным участником ваших домашних хлопот. Но будет совсем не лишним заниматься хозяйством у него на глазах, не упуская возможности прокомментировать происходящее и разделить с крохой вашу радость от результата. Например, вы можете сказать: «Смотри, малыш, я натираю зеркало, чтобы оно блестело! Красота, зеркало сверкает! Кто это в нем отражается? А, да это же мой малыш!» или: «Сейчас я собираюсь, как следует вымесить тесто, вот так, ты можешь тоже попробовать (отщипываем и даем малышу кусочек теста), отличная работа, теперь раскатаем, ты хочешь помочь мне разложить начинку? Здорово, так мы еще
быстрее справимся!»

Такие незамысловатые комментарии позволяют ребенку почувствовать себя участником происходящего, разделить ваш положительный эмоциональный настрой на домашние дела, а кроме того, способствуют интенсивному увеличению словарного запаса. Сплошная польза!

Оказывается, что очень многие дела по дому вполне гармонично совмещаются с развитием ребенка, и это большая помощь как для тех мам, которые не умеют придумывать специальные развивающие игры для своих малышей, так и для тех, кто разрывается между развитием ребенка и хозяйственными хлопотами, зачастую не успевая должным образом организовать ни то ни другое. Если вы относите себя к одной из этих категорий, а также, если вам кажется, что, привлекая ребенка к домашним делам, вы лишаете его детства или отнимаете у него время, необходимое для развивающих игр и занятий.

Рекомендации, как научить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям, как научить ребенка убирать за собой игрушки и свои личные вещи, примите за аксиому следующее утверждение: «Уборка и домашние дела для ребенка - такая же игра, как и все другие. Если только вы сами его не разубедите».

Что же делать? Как наводить порядок, играючи и играть в уборку вместе с ребенком? Как приучить ребенка убираться в комнате, совместить домашние дела и ребенка?

Прежде всего, сами относитесь к уборке, как к игре. Выполнять различные дела по дому - это принципиальный момент в деле воспитания маленьких любителей порядка. Если вы относитесь к уборке как к каторге, обязанности, наказанию, несправедливой участи и т.д., то рано или поздно (скорее всего, рано) ребенок скопирует у вас это отношение и будет относиться к уборке так же. Если же вы воспринимаете уборку как игру, то и ребенок будет относиться одинаково и к игре в кубики, и к игре в пылесос.

Изначально ребенок относится к уборке, готовке, домашним делам - всему, что делают по хозяйству взрослые, - как к игре. Для него все, что вы делаете, - такие же интересные игры, как лепить из пластилина, играть в куклы или катать машинки. Понятно, что если вы хотите сохранить это отношение к уборке, то вам и самой нужно постараться отнестись к этому именно так. Кстати, популярные сегодня в сети Интернет «флайвзлеты», эстафеты по «расхламлению» и прочие массовые флешмобы по наведению порядка в некотором смысле придают уборке особенный игровой контекст, который не у всех мам, получается, найти самостоятельно. Если вы н знаете, как приучить ребенка убирать за собой игрушки, и никогда не участвовали в массовых флешмобах, обязательно попробуйте. Вы не только приведете в порядок дом и познакомитесь с единомышленницами, но и сможете подсмотреть интересные приемы, которым легко найти применение в приучении к порядку вашего ребенка.

Часто на «мамских» форумах можно встретить темы, где обсуждается невозможность совмещения полноценного развития ребенка и ухода за домом: «Я постоянно готовлю или убираю, мне даже некогда позаниматься с ребенком!», «Чувствую, что я совсем забросила ребенка и не уделяю ему достаточного внимания. Если начинаю с ним играть, то даже ужин не успеваю приготовить!» и т.п. Но позвольте, что же мешает маме уделить ребенку достаточное внимание в процессе игры в уборку? Мешает как раз это отношение к уборке как к каторге, обязанности, чему-то очень тяжелому или просто скучному, после чего еще долго нужно отдыхать и приходить в себя.

Если мы осознаем в себе эти предубеждения и разрешим себе от них отказаться, то нам легко будет относиться к уборке, как к не менее развивающему занятию, чем игра в мяч с ребенком, прогулка на детской площадке, рисование, лепка, чтение книжки. Более того, если иметь в виду гармоничное развитие ребенка, то совместное выполнение домашних дел - это и есть самый естественный вариант развивающего занятия для малыша! Противоестественно, если вы занимаетесь домашними делами, когда ребенок не видит. И даже если хозяйство в вашем доме ведет кто-то другой (бабушка, помощница по хозяйству), а вы в это время «развиваете» ребенка, это лишает его огромной массы полезных навыков, знаний, впечатлений, ощущений, которые он может получить в процессе уборки, готовки, стирки вместе с вами.

Как можно приучить ребенка убираться в комнате

Ещё один прием, как можно научить ребенка убирать за собой вещи, – вплетайте предметы, игрушки, беседы, которые интересны ребенку, в домашние дела! Это ответ на вопрос, как заинтересовать ребенка уборкой, если вы уже успели погасить его естественный интерес резкими «Не мешай!», «Иди, поиграй во что-нибудь, не видишь, я занята» и т.п. Теперь вы поняли свою ошибку и хотите, чтобы ребенок присоединился к вашей игре в уборку, а он сидит, катает свои машинки и, кажется, даже не замечает, что вы собираетесь развешивать белье. Как его к этому привлечь? Возьмите одну из машинок и скажите, что прямо сейчас она собирается поехать на станцию «Стиралка-2»: «Дайте дорогу! Ожидается большой груз, нужно сопровождение - еще 2 грузовых машины». Все, поехали, не забыв при этом прихватить таз для выстиранного белья. Загрузили, приехали, начинаем разгружать, сопровождая все это комментариями, поддерживающими игровой контекст. Важно не выдергивать ребенка из той деятельности, которой он сейчас занимается. Мы аккуратно входим в игру, которой он сейчас занят, и используем ее, чтобы включить ребенка в нужное нам дело. Это был пример «здесь и сейчас», когда вам захотелось немедленно подключить ребенка к вашим домашним делам.

Если же вы вместе чем-то занимались (рисовали, лепили), а теперь пришло время сделать что-то по дому, то можно опять же использовать любую тему для беседы, которая ребенку интересна. Например, вы лепили динозавров, рассказывали ребенку о них. А теперь предложите малышу узнать, что ели динозавры. Начинаем рассуждать о том, что же ели динозавры, перебираемся на кухню и вместе готовим обед для динозавра. Можно использовать какие-нибудь игровые аксессуары. К примеру, надеть шапки или маски, которые вы сделали ранее, чтобы изобразить динозавров на кухне. В процессе «игры в приготовление обеда» предложите ребенку пофантазировать, понравились бы динозаврам рисовый пудинг и булка с повидлом или нет. Попробуйте использовать игрушки, например перчаточную куклу. Если петушок или собачка из любимой сказки позовет ребенка протереть пыль в своем домишке, малыш вряд ли устоит.

Используйте подручные средства во время домашних дел для обучения счету, цветам, формам, буквам!

Один из приемов, который помогает оживить и обыграть домашние дела, это использование любых наших действий для развития ребенка, для его обучения или знакомства с чем-либо. Например, когда мы готовим суп на кухне, а ребенок крутится у нас под ногами и откровенно нам мешает, у нас есть выбор: накричать на него и отправить поиграть, включить мультик в другой комнате, попытаться нейтрализовать его разными кухонными играми - с крупами, небьющейся посудой, тестом и т.д. (кстати, неплохой прием, и к нему мы еще вернемся в этой главе) или же активно включить его в процесс приготовления супа.

Мы можем вместе посчитать и даже отмерить необходимое для его приготовления количество ингредиентов, поговорить об овощах и фруктах, рассортировать их, повторить цвета, формы и размеры, обсудить, на какую букву начинаются названия этих продуктов, прочитать названия специй или рецепт из маминой кулинарной книги. Если ребенок еще совсем мал, можно дать ему все это пощупать, понюхать, погрызть. Таким образом, вы не отвлекаетесь от процесса приготовления обеда, но активно включаете в него ребенка, а также используете все, с чем вы в данный момент работаете, для того чтобы расширить представление о мире вашего ребенка. И чем старше ребенок становится, тем больше таких полезных развивающих занятий можно придумать во время обычных дел.

Как играючи научить ребенка убираться в комнате

Одна из самых действенных рекомендаций, как играючи научить ребенка убираться в комнате, – сделайте уборку и домашние дела темой для сюжетно-ролевых игр! Мы часто играем с детьми в больницу, стройку, автосервис, магазин, парикмахерскую и т.д., но редко кто играет с детьми в домашние дела и уборку. И совершенно напрасно, ведь в игре ребенок отрабатывает те навыки и умения, которые позже сможет применить в реальной жизни, а как раз это нам и нужно. Интересно также, что наблюдая за игрой ребенка по таким «уборочным» сюжетам, вы можете услышать его мысли по поводу уборки, его отношение к порядку, узнать, что его беспокоит, тревожит, что ему нравится, что кажется трудным и т.п.

Еще одна возможность, которую дают нам сюжетно-ролевые игры про уборку, - это демонстрация ребенку в игре желаемого варианта поведения. Например, куколки проснулись утром и обязательно заправили постельку, потому что все красивые куколки обязательно заправляют постельку по утрам, ведь это так красиво и замечательно. Если вы будете говорить что-то подобное ребенку изо дня в день, он возненавидит уборку постельки и красивых куколок. Если же проговаривать это будет куколка в игре, то это абсолютно спокойно встроится в сознание ребенка и начнет проявляться в его реальных действиях.

Ребенок должен чувствовать, что делает реальное дело для общей пользы семьи! Несмотря на очевидную пользу игрового контекста уборки, не стоит пытаться сделать из уборки какое-то шоу. Это у вас не получится, потому что мы должны убирать изо дня в день. Трудно представить себе маму, которой хватит фантазии, чтобы каждый день придумывать что-то новое, яркое и увлекательное. В конце концов, вы начнете терять качество вашего спектакля, и он ребенку надоест. Но это не главная причина, почему не стоит слишком усердствовать, превращая уборку в игру.

Важно то, что ребенок должен понимать: уборка - это не праздник. У него должно быть понимание, что это действие, которое выполняют все члены семьи, каждый вносит свой вклад в создание чистоты, комфорта, уюта. То есть вы, конечно, немного играете, немного веселите его в этом процессе, и сами в этот процесс включаетесь веселыми и увлеченными. Но не стоит ставить себе цель, чтобы каждое дело по дому имело какой-то развивающий эффект и игровой контекст. Это не самоцель. Это те приемы, которые вы можете иногда, от случая к случаю, использовать.

Статья прочитана 24 338 раз(a).

Другое дело – Всероссийская акция “Я – гражданин России”. В ней гражданско-патриотическое образование и воспитание гармонично встроено в социальное проектирование, причём тонкость заключается в том, что никого не надо убеждать в необходимости того или другого – всё это содержится, как говорится, по умолчанию. И вместо разговоров о любви к Родине и важности наличия активной гражданской позиции тут предложен набор совершенно конкретных дел для решения вполне реальных, а не выдуманных проблем!

Впрочем, понять истинные мотивы тех, кто принял решение участвовать в том или ином проекте, можно лишь расспросив их об этом.

Ниже представлены высказывания финалистов XIII Акции “Я – гражданин России”, которая прошла 29 июля – 12 августа в федеральном детском центре “Смена” (посёлок Сукко, Анапский район, Краснодарский край). А также текст обращения к участникам XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России» председателя Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации РФ, ответственного секретаря Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Зинаиды Драгункиной.

Александр Матвиенко, ученик 10 класса лицея №1, Кантемировский район, Воронежская область.

Мы в проекте уже давно, больше года. Я о нём много слышал и раньше, а потом решил принять участие сам, потому что мне просто интересно в чём-либо участвовать. Самое сложное тут, мне кажется, это чисто техническая сторона – когда мы изучали старые письма фронтовиков, которые хранятся в нашем школьном музее, было трудно разобрать почерк. Но это, конечно же, мелочи, по сравнению с опросами населения. Это было трудно физически, потому что мы опросили очень многих людей. Зато всё это помогало почувствоваться себя гораздо более самостоятельными и важными, ведь для ряда мероприятий нас даже забирали с уроков.

Алексей Пичугин, ученик 9 класса школы №17, Тверь.

Мы в проекте с 2009 года. Сначала всё организовывала команда, которая сейчас учится в университете, мы пришли ей на смену. И неизвестно, когда всё закончится, ведь в Латвии похоронено 52 Героя Советского Союза, а мы нашли лишь троих. Кстати, когда мы туда ездили, я там завёл много друзей, и мы теперь друг к другу ездим в гости. Приятно осознавать, что я помогаю сохранить историческую память о героях Великой Отечественной. Не собираюсь это бросать, но если у нас в школе решат реализовать новый проект, обязательно приму участие и в нём. Например, в той же Латвии есть понятие “гражданин – не гражданин”, это больная тема для многих русских, кто там проживает. Думаю, необходимо разработать её, чтобы помочь людям.

Анна Панова, ученица 10 класса школы №17, Тверь.

Сюда, в “Смену”, приехали не все участники проекта, их гораздо больше, включая тех, кто уже студенты. Возраст – 8-10 классы, младших не брали, потому что тема серьёзная, да они и сами не хотели. Мы участвуем в подобных акциях, потому что это общественно полезное дело, к тому же, школа и муниципальные власти награждают нас всех грамотами и премиями. Для портфолио выпускника такие документы – весомый аргумент при поступлении в вуз.

Ольга Сабардина, выпускница школы №1, село Кинель-Черкассы, Самарская область .

У нас в селе 3 школы, и в акции “Я – гражданин России” принимают участие все. Мы соревнуемся между собой, и на область выходят только лучшие из лучших. В этом году повезло нам. Хотя у других школ были тоже интересные проекты – сооружение стелы, посвящённой погибшим воинам, организация освещения улиц ночью, ограждение школы и т.д. В прошлые годы мы успешно реализовали проект, посвящённый материнскому капиталу. По законодательству РФ после рождения третьего ребёнка матери полагается 100 тысяч рублей. Ещё 100 – это региональный капитал. И мы решили сделать так, чтобы региональные деньги можно было бы направить на улучшение жилищных условий, строительство дома. И мы добились своего – теперь на уровне Самарской области законодательство позволяет часть материнского капитала направить на решение ряда важных и злободневных проблем, например, на ремонт жилища.

А вообще, те проекты, которые мы считаем реализованными, на самом деле, не прекращаются, мы постоянно из поддерживаем, пытаемся видоизменить, чтобы они приносили большую пользу. Наш нынешний проект касается чествования трудовых династий в регионе, но ведь эту идею вполне можно и даже нужно распространить и на другие территории, а ещё лучше – на всю Россию!

Кристина Евстратенко, ученица 8 класса школы №5, Дятьковский район, Брянская область.

В 2010 году я была в лагере “Орлёнок” с проектом “Я помню, я горжусь”. В 2011 году мы занимались установкой около нашего учреждения знака “Безопасная дорога”. А теперь продолжили тему проектом “Безопасная школа”. В прошлом году в соседней школе пропала ученица Валерия Устименко, которую потом нашли убитой. И мы решили сделать что-нибудь, что помогло бы нашим сверстникам хоть как-то защититься от подобных трагедий. Ведь это может произойти с каждым. В проекте участвует вся школа, каждый оказывает посильное участие. Инициативных – человек 70, но реальное ядро – 5. Получилось так, что та школа, в которой училась Лера Устименко, не приняла участия в нашем проекте. Но это не помешало нам организовать у себя клуб самообороны, который посещают дети со всего города.

Наталья Реутова, ученица 8 класса школы №763, Москва.

Нам помогают не только другие школьники, но и родители. Как правило, все они только за, потому что видят в этом общественную пользу. И когда надо, могут вместе с нами сходить, например, в управу, к местным чиновникам. Но они не делают работу за нас, оставляя нам возможность проявить себя. Тему нашего нынешнего проекта мы собираемся продолжить, ведь проблема дорог в Москве стоит очень остро, и сама собой она не разрешится. К тому же, как показывает статистика, многие ДТП происходят именно из-за неправильно спроектированных проездов. Меня саму сбила машина, причём на пешеходном переходе, и я знаю, как это ужасно, поэтому лично заинтересована в том, чтобы других ничего подобного не постигло. Другим это тоже интересно, но постольку поскольку, не у каждого получается помогать и поддерживать деятельно и эффективно. С другой стороны, все люди не обязаны заниматься чем-то одним, у них есть свои сферы интересов, своя занятость. Поэтому мы хоть и пытаемся привлечь к своему проекту, но не особо горюем, если нам отказывают. Лучше пусть с нами работают искренне инициативные и заинтересованные люди, чем будет много формальных участников.

Владимир Бакаев, ученик 10 класса школы №21, Элиста, Республика Калмыкия.

К социальному проектированию у нас относятся двояко. Поколение наших сверстников смотрит на это довольно скептически, с точки зрения подросткового максимализма. Взрослые, наоборот, очень хорошо помогают, и морально и материально. Наш класс задумал проект по созданию сайта, призванного помочь выпускникам 9 классов, именно потому, что это для нас жизненно важно и очень злободневно. Ведь ребята, которые не хотят идти в 10 класс, при этом просто не знают, куда пойти учиться. Эта проблема касается вообще всего города, потому что у нас очень многие сейчас предпочитают завершить учёбу в школе, получить где-нибудь степень бакалавра и пойти работать как можно быстрее. Вот для них мы и решили создать специальный интернет-ресурс. Когда наши команды из разных школ города встретились, чтобы защищать свои проекты, мне показалось, что конкуренция подавляет все остальные чувства – даже мой друг из соседней школы смотрел на меня, как на соперника. Но, с другой стороны, это говорит о том, что у других людей проекты тоже весьма востребованные и полезные, и они тоже хотели бы войти с ними в число победителей.

Елена Тупица, ученица 9 класса школы №5 Дятьково, Брянская область.

В нашей школе уже были социальные проекты, признанные лучшими в области. Я об этом знала, но до поры не участвовала. А в этом году решила присоединиться, потому что “Безопасная школа” касается каждого. Я помимо учёбы посещаю ещё и спортивную секцию, занимаюсь волейболом, с тренировок приходится возвращаться поздно. Но мне это ещё и просто интересно, я понимаю, что это важно для всех и для меня лично. Благодаря нашим усилиям теперь дети во всём городе знают, как себя вести, если вдруг тебе угрожает опасность. Плюс с нами теперь тесно сотрудничают полицейские, психологи, педагоги, тренера, они тоже помогают нам дельными советами.

Надежда Лебедева, выпускница Ропшинской школы, Ломоносовский район, Ленинградская область.

В проекте я участвую с 2001 года, ранее занималась другим делом – исследовательскими работами в рамках конкурсов “Отечество”, “Юность. Наука. Культура” и т.д. Но я участвовала в них не просто “до кучи”, а для своего развития и совершенствования, мне это надо как будущему историку и педагогу. Тему сохранения культурного наследия я планирую продолжить изучать и в вузе, куда уже поступила. Жаль, что акция “Я – гражданин России” касается только школ, если бы её распространили и на вузы, я была бы просто счастлива. И, абсолютно уверена, меня бы поддержали те, кто в своё время был активным участником социального проектирования, а потом отошёл от дел, поскольку поступил в университет.

Ксения Мошкова, ученица 5 класса Ропшинской школы, Ломоносовский район, Ленинградская область.

Я уже со 2 класса участвую в социальном проектировании, провожу экскурсии по школе и в отделе “Ладога”. Пока ещё не знаю, кем хочу стать, но мне интересно смотреть проекты других школ, смотреть, кто чем занимается, учиться чему-то новому.

Александр Тымчук, ученик 10 класса школы №25, Челябинск.

В акции мне нравится сама методика социального проектирования, которую можно применить в жизни где угодно. Полученные навыки помогут мне в учёбе и работе. Интересно смотреть на других, сравнивать их достижения со своими. Я – гражданин России, приятно это осознавать! Но не хочу сказать, что это как-то ставит меня выше тех ребят, которые в акции не приняли участия. Нет, у них могут быть свои интересы, я их тоже уважаю, однако мне по душе заниматься проектированием. Когда наблюдаешь проект с самого начала, с нуля, до его завершения, реализации, проживаешь целую жизнь. Интересно выбирать темы, обсуждать их, распределять роли, искать исполнителей, партнёров, помощников, приятно видеть результаты своего труда, особенно когда их положительно оценивают все окружающие.

Ирина Белянова, ученица 9 класса школы №28, Северодвинск, Архангельская область.

Я ещё не знаю, кем хотела бы стать, но, работая в проекте, поняла вдруг, что разговаривать с людьми, общаться с чиновниками, заключать договоры мне нравится! Другим это в тягость, а мне – нет. Зато они отлично выполняли то, что было трудно мне. Тем и хорош социальный проект, что в нём каждый может найти для себя место и работу по вкусу. Одним нравится работать с детьми, другим – фотографировать и снимать видео, третьим – писать статьи, четвёртым – ходить в администрацию, управление образованием, и пр. Что интересно, у нас не было ребят, которые, поработав, бросали бы всё, поняв, что это не их. К нам приходили изначально настроенные на бурную деятельность ученики, и они уже были готовы к конкретным делам, их не надо было понукать или заставлять, ведь они делали то, что им нравилось, и видели результаты своих трудов. Мы решили не раздумать штат, и определили количество участников команды в 9 человек. При этом нам помогали и другие люди – учителя, воспитатели детсадов, наш директор, классный руководитель, а также школьники. Но постоянными участниками проекта они не стали, да мы и не настаивали.

Ксения Дорожкина, ученица 9 класса Толкаевской школы, Сорочинский район, Оренбургская область.

Помимо того моста через реку, строительство которого мы инициировали в нашем проекте, есть и другие проблемы. Правда, когда мы предварительно опрашивали граждан, большинство из них сказали, что им более всего не хватает церкви, однако это нам не по силам, и мы решили делать то, что можем. Тем более, что, изучив результаты нашего опроса, местная администрация приняла компромиссное решение – организовать в деревне молельный дом вместо храма, который она тоже построить не в силах. Мы привлекаем к проекту учеников самых разных возрастов – от 6 до 11 классов, и каждому нашлось своё дело. Одни ходили в администрацию, другие опрашивали жителей, третьи расклеивали объявления, четвёртые помогали скалывать лёд с моста зимой и т.д. Я собираюсь стать психологом, и опыт, полученные в проекте, очень здорово помог мне почувствовать себя более уверенно, не бояться разговаривать с людьми.

Олег Цыбульский, выпускник школы №763, Москва.

Я уже поступил в Бауманский университет на кафедру биомедикотехнических технологий. Мне многое интересно, я читаю самые разные научные журналы, увлекаюсь психологией, мне нравится общаться с людьми, я занимаюсь спортом – реконструкцией XIV века и фехтованием на ножах. И хоть мой нынешний профиль мало связан с социальным проектированием, тем не менее, я принял активное участие в Акции “Я – гражданин России”, потому что это помогло проверить самого себя, помочь друзьям, ученикам своей школы и просто гражданам Москвы. С одной стороны, плохо, что Акция ограничена лишь рамками школы, с другой, насколько мне известно, в вузах достаточно других проектов, не менее интересных и полезных, ориентированных именно на студенческую аудиторию.

А вот что говорят об этой Акции и её участниках взрослые.

Юрий Сазонов, начальник детского лагеря “Голубая долина” ФДЦ “Смена”.

Дети смены “Я – гражданин России” приезжают сюда, пройдя жёсткий отбор на муниципальном и региональном уровнях, то есть сюда абы кто не попадает. Все они отличаются очень высоким уровнем подготовки и мотивации, инициативой, складом мышления, воспитанности, порядочности. Наверное, всё это свойственно всем, кто с гордостью заявляет о себе как о гражданине России. Не хочу ничего плохого говорить о других профильных сменах, но мы проводим анкетирование на входе и на выходе, и могу заявить: не всегда ребята бывают в курсе содержания, целей и задач мероприятий, в которых участвуют, порой попадают, мягко говоря, случайные люди. А вот здесь, в этой смене, участвуют ребята, каждый из которых кровно заинтересованы в реализации своих проектов. И это очень важно для всех – как для них самих, так и для тех, кого проект касается, прямо или косвенно. Опять же, темы для проектов ребята выбирают, исходя из реальных потребностей окружения, то есть – простых граждан, а вовсе не действуют по указке сверху, стремясь реализовать очередной каприз чиновников. Это очень ценное качество, которое характеризует вообще все проекты Всероссийской акции “Я – гражданин России”.

Инна Соколова, заместитель директора по инновационной деятельности Николаевский школы, Камчатский край.

Впервые об акции “Я – гражданин России” мы узнали с 2002 года, и с тех пор участвуем ежегодно. Вопреки мнению, что в нашем регионе главная проблема – “рыбная”, мы каждый раз предлагали новые и новые проекты очень разной тематики. Самый первый касался организации мобильного кинозала для жителей и учащихся на базе школы. Затем были проекты “Каток”, “Школьная форма”, “Памятник основателям села”, “Детская спортивная площадка” и т.д. Но выбор темы – это и есть самый сложный момент, потому что если какие-то проблемы интересуют только конкретную школу и посёлок, то вряд ли их воспримут с пониманием там, где этой проблемы нет. К тому же, важно сделать так, чтобы не бросать старые проекты, а поддерживать их, параллельно реализуя новые. Хотя, конечно, если проект успешно реализован, это значит, что он требует очень мало трудовложений в дальнейшем, ведь проблема передана соответствующим органам и ею теперь занимаются другие люди. А мы лишь помогаем время от времени.

Павел Ладухин, методист краевого Дворца пионеров и школьников, Красноярский край.

На моей памяти наше учреждение участвует в Акции с 2007 года. То есть мы и раньше участвовали, но потом был перерыв, после чего работу в этом направлении возобновили. Как краевое учреждение мы выполняем роль координатора Акции, работая сразу со многими школами региона, сопровождаем, консультируем команды детей и педагогов. Раньше мы работали по другой технологии, делая ставку на количество. Поэтому в 2007-2008 годах было очень много проектов, но качество их было сравнительно низкое. Теперь же мы значительно усилили упор на технологичность, проектов стало меньше, зато все они очень качественные, хорошо проработанные, грамотные. Поэтому мы в последние годы регулярно выходим в финал, занимаем первые места. Сейчас, у нас разработана система поддержки команд в виде дистанционного курса, выставленного на сайте Дворца, с ним может ознакомиться любой участник проекта. Есть также курсы повышения квалификации для педагогов, где мы учим их, как внедрить данную технологию в образовательный процесс. Плюс ко всему мы также проводим интернет-консультации для участников и педагогов. Помимо этого мы с каждыми командами дважды в год встречаемся очно. Учитывая то, что далеко не все интересные проекты становятся победителями, мы стараемся сделать так, чтобы не только лучшие, но и все остальные разработки стали доступными для всех, ведь темы одних команд могут быть заимствованы другими и разработаны гораздо более глубоко и успешно. Обычно это происходит на ярмарке проектов, где каждый может ознакомиться с достижениями своих коллег. Что же касается эффективности проектов вообще, то здесь у нас есть чёткое взаимопонимание с представителями администрации на местах, причём чиновники краевого уровня руководствуются не только информацией, полученной от самих участников проекта, но и проводят независимую экспертизу, выезжая на места или запрашивая муниципальные власти. То есть это всё не пустые слова, а вполне реальные дела, которые находятся под контролем региональных органов. Однако не всё так гладко, как может показаться. Например, в проекте, который мы сейчас представляем, ребята выяснили, что здание полуразрушенного бассейна, который мы очень хотели бы снести, принадлежит местному депутату, и команде пришлось преодолевать огромное количество препятствий, поскольку запросы ребят просто саботировались, и им не было предоставлено с первого раза ни одного необходимого документа. Тем не менее, благодаря запросам прокуратуры и решению суда дело сдвинулось с мёртвой точки, и теперь остаётся только дождаться исполнения.

Анастасия Истомина, педагог-организатор школы №25, Челябинск.

Этот проект мы делали весь учебный год, но лично у меня опыт куда больше – я социальным проектированием занимаюсь ещё со школы, то есть начинала как участник, а теперь как руковожу координатор. И могу посмотреть на проблему с разных сторон – изнутри и снаружи. На мой взгляд, само сложное в проекте – создание команды. Методики социального проектирования, проведения опросов, работы с документами и пр. проработаны достаточно хорошо, есть пошаговые инструкции, но если в самом начале не получится зажечь инициативную группу какой-то целью, сплотить их единой идеей, всё рассыплется. Наш актив – ученическое самоуправление – включает 5 ответственных, которые потом едут защищать проект, и остальных, которые им помогают, эти роли прописаны изначально, и проблем не возникает. Но над сплочением команды мы продолжаем работать на протяжении всего проекта. У нас никогда не было проблем с выбором темы, их всегда много, и все они – “больные”. Причём мы никогда не стремились выбирать такую тему, которая понравилась бы жюри, для нас главное – чтобы она душевно откликалась в нас самих.

Элина Пичугина, заместитель директора по воспитательной работе школы №17, Тверь.

В акции я уже несколько лет. На моей памяти мы разработали несколько отличных проектов – “Школа без курения”, “Правовая пропаганда”, “Толерантность” и пр. Все они были интересны детям, и ребята с увлечением брались за их реализацию и доводили до конца. Конечно, полностью искоренить курение невозможно, однако положительные результаты всегда были весьма ощутимы. На уровне региона нас всегда очень горячо поддерживают на всех уровнях. Один только факт: из 53 школ города в Акции принимают участие все 100%! Но у нас нет принудиловки, нет школ, которые были бы вынуждены проводить неинтересную им работу, каждый волен выбирать ту тему, которая им нравится и по силам. И это только уровень города! А ведь область тоже не отстаёт - на областном этапе в этом году было представлено 22 проекта.

Мария Котина, вожатая 4 отряда, студентка 3 курса факультета иностранных языков Красноярского педуниверситета имени В.П.Астафьева.

Я работаю в детских лагерях уже третий год, но с детьми из смены “Я – гражданин России” сталкиваюсь впервые. Первое впечатление – разница между ними и всеми остальными колоссальная! Главным образом, это касается общего настроя – ребята очень инициативные, постоянно в делах, их не нужно чем-то занимать, раскачивать, они сами себе находят занятие и развлечение, сами предлагают сыграть во что-нибудь, сходить куда-нибудь. Виден огромный потенциал. Обычные дети приезжают просто отдыхать, и у них довольно однобокое представление об отдыхе – купаться, лежать на пляже и ничего не делать. Здесь отдых воспринимают как активное действие. Например, они сами предложили провести День Нептуна, сами организовали День ВДВ и т.д.

Словом, я бы хотела и на следующий год работать с такими детьми!

P . S . Хочется верить, что благородные порывы наших детей, искусно направленные педагогами в нужное русло, помогут построить новую Россию, сделав страну чище, краше и сильнее. Это ведь лучше, чем просто сотрясать воздух горестными стенаниями или пафосными речами, верно?

Внимание! Фоторепортаж с мероприятия размещён по адресу http://fotki.yandex.ru/users/drfraus/album/210776/


Обращение к участникам XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России» председателя Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации РФ, ответственного секретаря Координационного совета по реализации Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Зинаиды Драгункиной

Приветствую финалистов и победителей Всероссийской акции «Я - гражданин России». Вы выполнили важную и серьезную работу - подготовили и реализовали социальные проекты, которые помогли сделать жизнь вокруг вас лучше, справедливее, достойнее. Ваши команды принесли людям конкретную помощь, вы сделали реальные шаги по благоустройству вашей школы, дома, района, села или города, по защите окружающей среды, сохранению музеев, памятников культуры, по укреплению межнациональной толерантности. Вы взяли на себя ответственную миссию – отдали дань памяти погибшим в Великой Отечественной войне, проявили милосердие к тем, кто в нем нуждается, сделали много других хороших и добрых дел.

Ваша деятельность направлена на поиск и конструктивное решение современных социальных проблем. Вы проводите исследование острых тем, изучаете правовую базу, при необходимости находите контакты с органами власти и общественностью, добиваетесь действенных мер от властных структур. При этом многое делаете сами, вносите посильный вклад в реализацию ваших идей и предложений. Все это и является проявлением гражданской позиции, общественной и социальной активности, деятельного патриотизма.

Чем больше у нас будет таких молодых людей, как вы, - талантливых, неравнодушных и стремящихся жить с пользой для общества, тем больше у нас будет уверенности в том, что мы справимся с любыми проблемами.

Вам предстоит завершить образование, найти свой путь в жизни, осуществить свои мечты и планы. Оставайтесь такими же настойчивыми и упорными в достижении поставленных целей, будьте ответственными по отношению к себе, к своей семье, к окружающим вас людям, к обществу, к нашей стране – России.

Вы – активные участники реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Спасибо вам за это!

Успехов вам в учебе и общественной жизни!

Как приучить ребенка к порядку? Наверняка этим вопросом задаются многие родители, ведь порой бывает очень сложно донести до своего чада, что фантики от каких-либо сладостей нужно выбрасывать, а не скапливать на полу среди игрушек. Так или иначе, аккуратность является приобретенным качеством, и им мало кто обладает при рождении. Следовательно, вся ответственность полностью лежит на родителях. Они должны вовремя донести до ребенка, что значит чистота и порядок в доме. О том, как к этому правильно подойти, мы расскажем в этой статье.

Когда и с чего начать?

Как бы это странно ни звучало, но начинать прививать ребенку аккуратность и чистоплотность нужно буквально со дня его рождения. Подумайте сами, если малыш будет расти в постоянном беспорядке, то есть среди разбросанной одежды, грязной посуды, в подросшем возрасте ему уже будет бесполезно объяснять, что он и его комната всегда должны быть чистыми. Ребенок достаточно быстро привыкает к той обстановке, в которой ежедневно находится, а также имеет абсолютно естественное качество брать пример со взрослых. Поэтому прежде всего опрятными и чистоплотными должны быть родители. Только так даже самые маленькие детки смогут постепенно привыкать и приучаться к чистоте.

Каждый родитель обязан следить за тем, чтобы его малыш всегда был чистеньким и ухоженным, а также вовремя накормленным и переодетым в сухую одежду. В детской комнате обязательно должен царить порядок, поскольку этот фактор влияет и на развитие ребенка тоже. При выполнении родителями главных требований ребенка будет проще приучить не только к чистоте, но и к дисциплине и ответственности.

Приучать ребенка к порядку рекомендуется постепенно. Не нужно ему сразу поручать тяжелую работу и тем более требовать высокого результата. Однако, если малыш сам хватается, например, за пылесос, не мешайте ему в этом. Помните, что дети имеют свойство подражать своими родителям, и, возможно, в следующий раз ребенок действительно захочет вам помочь убраться в квартире, а не просто поиграться с интересной, шумящей «игрушкой».

  1. Все детки после одного года, как правило, еще неустойчиво стоят на ногах, поэтому в таком возрасте заниматься уборкой необходимо не только в дисциплинарных целях, но и для правильного развития координации, в данном случае достаточно будет лишь собирать разбросанные по комнате игрушки.
  2. Ребенку двухлетнего возраста уже можно позволить помочь на кухне, например, заняться сервировкой стола, разумеется, посудой из пластика, а после обеда или ужина заинтересовать в последующей уборке.
  3. Трехгодовалым детям можно позволить заняться поливанием комнатных растений, устранением пыли и перебиранием постиранного белья.
  4. В четыре года ребенок, как правило, уже сам понимает, что за собой нужно застилать постель и мыть чашку после чая, в данном случае родителям не нужно «диктовать» процесс уборки, например, если малыш решил рассортировать игрушки по цветовой гамме, не стоит ему мешать.
  5. С восьми лет дети уже должны сами отвечать за порядок в своей комнате, поскольку в таком возрасте ребенок прекрасно понимает, зачем нужно регулярно мыть полы, протирать пыль, поливать домашние цветочки, стирать одежду и т. д.

Важно помнить, что прививать ребенку любовь к чистоте нужно с самого рождения, иначе в подростковом возрасте это будет сделать гораздо сложнее.

Приучаем ребенка к порядку

Каждый родитель должен понимать, что приучать ребенка к порядку нужно без криков и истерик. Последнее прежде всего может плохо сказаться на психике малыша. Ни в коем случае не ругайте его за выпачканное личико или одежду, ему и самому вряд ли нравится результат. До определенного возраста вам все равно придется убирать детскую кашу со стола или даже вымывать ее из волос вашего чада.

Как вы уже поняли, заставлять ребенка убирать за собой не нужно, поскольку он сам должен быть в этом заинтересован. Необходимо действовать так, чтобы уборка доставляла малышу только радость. Для этого можно применить некоторые хитрости, которыми мы с удовольствием поделимся далее.

  • Превратите наведение порядка в игру, например, предложите ребенку убраться в комнате наперегонки с вами. Также можете включить музыку и выставить условие, что малыш должен будет успеть собрать все игрушки за то время, пока играет мелодия. Разумеется, уборка может быть некачественной, но зато веселой и интересной.
  • Помогите вашему чаду. Коллективная уборка пройдет быстрее и качественнее. К тому же таким образом выстраиваются доверительные отношения между детьми и взрослыми.
  • Покажите пример. Если ребенку продемонстрировать, как нужно правильно, например, пылесосить, он с удовольствием скопирует увиденное. При этом обязательно малыша похвалите, чтобы ему вновь захотелось взяться за пылесос.
  • Укажите время, за которое маленький член семьи должен навести порядок, поскольку малыш обычно часто отвлекается на игрушки, заигрываясь ими.
  • Составьте распорядок дня, включив в него уборку, при этом обязательно придерживаетесь его и сами. Не включайте мультики, пока все игрушки не будут собраны.
  • Ни в коем случае не требуйте от своего чада порядка. Если вы хотите, чтобы уборка действительно началась, избегайте таких слов, как убери, сделай и т. д. Старайтесь делать акцент исключительно на результате. Например, скажите, что вам не нравится заваленная игрушками комната и вы хотите, чтобы она была уютной и чистой. Без командных фраз ребенок обязательно вас порадует.
  • Оставьте участок, в котором детки могут не наводить порядок, например, тот, в котором присутствуют их любимые развлечения.
  • Позвольте малышу складывать игрушки в те места, в которые ему хочется. Прежде всего это придаст ребенку ощущение, что он может самостоятельно принимать решения.
  • Дайте ребенку проявить креативность. Предложите ему каждый день убираться по-разному. Сегодня пусть использует один метод, а завтра другой и т. д. Чтобы было более интересно, ежедневно фотографируйте результат.

Если малышей приучить к порядку достаточно просто, то с детьми возрастом 8, 9 или тем более 12 лет все обстоит гораздо сложнее. Особенно если это качество даже не пытались привить ребенку с детства и все домашние дела постоянно делали за него. В таком случае между родителями и детьми обычно возникает много недопонимания, поскольку ребенок не может понять, почему сейчас он должен выполнять какую-либо работу по дому, если с этим прекрасно справляются родители. Однако даже в таких «запущенных» случаях можно найти подход к ребенку, если действовать по приведенной ниже схеме.

  • Прежде всего старайтесь не кричать на детей, так как чаще всего это приводит к детской истерике, и при этом тема все равно остается незакрытой. По этой же причине не нужно угрожать ребенку, что вы выбросите все его принадлежности, разбросанные по комнате. Попробуйте внести ясность, что с возрастом не только появляется больше прав, но и расширяется круг обязанностей. Напомните детям, что они уже взрослые. Возможно, это высказывание станет «ключиком» к совести вашего чада, и он больше не сможет спокойно сидеть за компьютером, в то время как вы усердно занимаетесь уборкой.
  • При необходимости организуйте список с обязанностями, которые ребенок должен выполнять ежедневно. Также можете позволить ему выбрать их самому. Однако не забывайте про ежедневное правило. Даже если ребенок принес из учебного учреждения пятерку или просто хорошо себя вел на протяжении всего дня, он все равно должен убраться в своей комнате.

Разумеется, не стоит забывать, что дети такого возраста прежде всего должны думать об учебе и о каких-либо дополнительных увлечениях, например, о музыке. Поэтому обязательно знайте меру, нагружая ребенка домашними делами.

Как не перегнуть палку?

Как утверждают психологи, главное в воспитании ребенка – вовремя остановиться и не перегнуть палку. Существуют такие семьи, в которых чистоплотность переросла в навязчивую идею. В таких случаях люди, как правило, слишком много уделяют внимания чистоте в доме и могут стать раздражительными даже из-за мелочей, например, из-за незакрытой тубы зубной пасты или из-за какого-либо предмета, поставленного не в то место. Наводя порядок в доме, не стоит забывать, что чистота хоть и создает домашний уют, но не является основной составляющей семейного благополучия.

Когда родители каждую неделю заставляют детей принимать участие в генеральной уборке и при этом осуществляют контроль за всеми движениями, исправляя каждую мелочь, у ребенка автоматически вырабатывается неприязнь к подобным занятиям.

В любой ситуации следует придерживаться «золотой середины», не придираться к каждой пылинке и в то же время не «включать» равнодушие к дисциплине ребенка. Если ваше чадо за всю неделю в школе переутомилось, отнеситесь к этой ситуации разумно. Пусть ребенок отдохнет хоть в свои законные выходные дни.

Так или иначе, дети самостоятельно решают, быть им аккуратными или неряшливыми. Родители могут лишь указать им правильный путь, после чего ребенок следует ему или идет своей дорогой. В большинстве случаев по мере роста дети уже сами начинают осознавать, что порядок – это часть домашнего уюта и комфорта.

Разумеется, родителям не обойтись и без советов психологов, ведь даже самые опытные мамочки иногда не справляются с воспитанием своего ребенка. В данном случае очень важно сохранять спокойствие и по возможности стараться не кричать на детей, но расслабляться и проявлять слабохарактерность тоже не стоит. Только так ребенку можно привить аккуратность и дисциплину. Надеемся, что приведенные ниже советы для вас будут очень полезны и познавательны.

  • Если дети не слушаются, необязательно их наказывать и ставить в угол. Просто не покупайте им новые игрушки или другие необходимые вещи в случае, если предыдущие были намеренно испорчены. Объясните, что дети их получат, если сделают какое-либо полезное дело, например, помогут убраться в доме.
  • Старайтесь после каждого конфликта жалеть детей, иначе ребенок может ощутить жестокость и недостаток любви с вашей стороны. Даже после самых ужасных поступков проявляйте любовь к детям.
  • Прежде чем поругать ребенка за двойку, обязательно узнайте причину ее появления в дневнике. Возможно, во время урока что-то произошло, что могло плохо повлиять на ваше чадо.
  • Имейте в виду, заниматься воспитанием детей гораздо проще в тихой и спокойной обстановке, поэтому приложите все усилия, чтобы создать ее у себя в доме.

Грубой ошибкой, которую допускают многие родители в процессе воспитания детей, является крик. Повышение голоса на ребенка приводит к тому, что он прежде всего ощущает чувство страха, а это, как правило, не придает стимула вести себя хорошо. Помните, что психологическое состояние ваших детей зависит только от вас, поэтому в любой ситуации будьте максимально доброжелательными.