Открытое занятие кружка волшебный лоскуток. Программа "волшебный лоскуток" рабочая программа на тему

Учебно-методический план занятия

Тема: Волшебный лоскуток.

Цель урока: познакомить учащихся с основами техники лоскутного шитья, выполнить мини-проект «Корпе».

Задачи урока:

Образовательная:

1. Познакомить учащихся с одним из видов народных ремесел, получившего распространение у многих народов мира.

2. Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроке.
3. Проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

Развивающая:
1. Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся.

2.Развивать эстетический вкус.

Воспитательная:
1.Воспитывать уважительное отношение к народным обычаям и традициям.

2.Воспитывать толерантность.

3. Воспитывать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.

Методы обучения: проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.

Формы учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование урока: образцы изделий из лоскутов, презентации«Что нас объединяет и делает разными», «История лоскутного шитья», «Лоскутные одеяла в картинах художников» , экран, записи народной музыки, таблицы гармонирующих цветов, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, линейка.

Ход урока

I.Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствия учащихся (по журналу), проверка готовнос­ти учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока.

Девочки, для того, чтобы определить тему урока, поставить его цель и задачи, я хочу предложить вам посмотреть презентацию, которая называется «Что нас объединяет и делает разными?». /Просмотр мотивационной презентации/.

1 слайд. «Что нас объединяет и делает разными?».

2 слайд. Мы – люди, наш общий дом планета Земля.

3,4 слайд. Самое главное в жизни человека это семья.

5-10 слайд. Мы рождаемся, ходим в детский сад, школу, университет, на работу, создаём свою семью.

11 слайд. Мы разной национальности.

12 слайд. У нас разная культура, обычаи, традиции.

13-24 слайд. Каждый народ славится своим ремеслом.

25 слайд. Всё это делает нас индивидуальными.

26слайд. Но всех нас объединяет любовь к творчеству, желание создавать красоту своими руками. Мы любим свою культуру, с уважением относимся к культуре других народов. Мы хотим жить в мире!

Учитель: тема нашего урока «Волшебный лоскуток». (Слайд 27) На уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов – поджаги, пэчворк, или курак, или квилт, или лоскутное шитье. Девочки, а как вы думаете, почему техника лоскутного шитья носит разные названия? /Ответы детей/. Совершенно верно, этот народный промысел был распространен у народов разных национальностей. Это искусство нас объединяет и делает одновременно разными, а почему мы узнаем в течении урока. Ещё вы выполните минипроект «корпе».

Записать в тетради тему урока и ключевые слова: пэчворк, курак, квилт, лоскутное шитье.

III. Изучение нового материала. Актуализация знаний.

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. (слайд №28). Вероятно везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.

Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники - Patchwork*. (Слайд № 29-31). Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в России, в музее имени А. Кастеева в Казахстане. (Слайд №32-34). По всему миру созданы ассоциации мастеров лоскутного шитья.

В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом, правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно. Так появился Patchwork.

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию - защищали от холода.

В подготовке этого урока принимала участие творческая группа девочек, которая занималась исследовательской работой. Девочки решили выяснить, как изделия из лоскутов нашли отражение в творчестве поэтов, художников, какие техники лоскутного шитья известны. Давайте предоставим им слово. /Выступление группы девочек. Они демонстрируют презентацию, где на картинах художников запечатлены лоскутные одеяла. Все картины наполнены теплом, уютом, радостью, светом. Также девочки декламируют стихотворения и презентацию о технике лоскутного шитья /.

ОДЕЯЛО /Лена/

Шила бабушка внучатам
Из лоскутьев одеяло.
В сундучишке небогатом
Разбирала, узнавала:

Вот горошек старой шторки,
Вот остаток покрывала…
Вот кусок от гимнастёрки –
В ней когда-то воевала.

В этом – радостно плясала…
В этом – горько голосила…
В небольшое одеяло
Жизнь нелёгкая вместилась.

Гелия Маура.

Я лоскутное шью одеяло
Из озер, рек, травинок и тучек.
Шью такое, каких не бывало,
Чтобы мир стал нарядней и лучше.
За стежком шью стежок кропотливо.
Солнце – верный помощник мой светит.
Я стараюсь, чтоб было не криво,
И не смог разорвать его ветер.
У природы расцветки, что надо,
Много зелени и голубого.
Есть вкрапленья цветущего сада
И чего-то давно дорогого.

Я лоскутное шью одеяло.
Подмигнули мне с ткани цветочки.
Я в единое ловко спаяла
Слишком разные эти кусочки.

Зинаида Маркина

С полки бабушка достала
Непростое одеяло:
Развернул его я... Ах!
Всё в цветастых лоскутках!

Разлетелись лоскутки,
Точно это мотыльки:
Желтый, красный, полосатый,
Фартук, галстуки, халаты,
Занавески, покрывало -
Что здесь только ни бывало!

Шерстяные и из ситца -
Всё для дела пригодится.

Вот, пришит наискосок
От костюма лоскуток;
Пиджаком была когда-то
Темно-синяя заплата.
Вот, букетик васильков
На одном из лоскутков.

Вот, зеленый, мягкий самый -
Лоскуток от платья мамы!
Рядом с ним (случайно вдруг...)
От моих парадных брюк,
Чтоб я помнил каждый раз,
Что с гвоздем в заборе лаз!..

А вот этот лоскуток
Выцвел вдоль и поперёк,
Он за много-много лет
Потерял свой прежний цвет.

Вот, еще один, большой;
Полюбуйтесь, он какой -
Треугольный, из фланели,
Мой любимый, в самом деле.

Ох, какое одеяло!
Все секреты рассказало;
Лоскуточек к лоскутку,
Уголочек к уголку!

Подрасту еще чуток
И пришью свой лоскуток!

Мария Федоренкова

Учитель: я тоже хочу прочитать вам стихотворение Татьяны Ковальчук, которое называется «Оберег».
Сошью в подарок детям одеяла,
Укрывшись ими будут сниться только радостные сны-
Ведь каждый шов и яркий лоскуточек
Хранят тепло моей руки, души.

И пусть прослужит рук творенье
Красивый свой лоскутный век,
Согреет самых дорогих мне
С любовью сшитый оберег.

Вот такие замечательные картины и стихи были созданы в честь лоскутных одеял. Слово предоставляется Даше, она расскажет нам о техниках лоскутного шитья.

/Записать в тетради техники лоскутного шитья/

Ну а мы продолжаем наш рассказ о лоскутном шитье. Слово предоставляется Анофриевой Наде, она подготовила сообщение о лоскутном шитье в Казахстане.

« Техника пэчворк у казахов называется курак. От тюркского «кура», означающего «сшитый вместе – собранный из отдельных кусков» Из лоскута в старину казахские рукодельницы шили головные уборы, одежду, конские попоны, коврики для сидения – корпе, принадлежности для колыбели, одеяла, подушки, наволочки. (слайд №19, 20). Куракам казахи приписывали магические свойства. Считалось, что чем большее количество лоскута использовано в изделии, тем больше у его хозяина будет детей, скота, богатства. Поэтому кураки часто преподносили в подарок. Чтобы защитить новорожденного ребенка от злых духов, ему шили одеяло из 40 лоскутов, а детям постарше – халатики и тюбетейки. Много кураков заготавливалось и в приданое невесте».

Учитель: Я хочу подробнее рассказать о корпе. /Просмотр презентации 36-46/. Казахские корпе – традиционный вид народного прикладного творчества. Яркие лоскутки собранные вместе напоминают о ярких цветах в весенней казахской степи, о тихой глади озер. В бескрайних степях каждую весну зеленеет трава, расцветают подснежники, красные и желтые тюльпаны, в горах цветут колокольчики и эдельвейсы. Когда смотришь на яркие корпешки, понимаешь, что в них собрана вся красота казахской природы и именно поэтому, они зажигают дом энергией и счастьем.

Несмотря на то, что казахи уже давно не кочуют так, как предки, традиции сохранились, и казахские умелицы так же шьют в приданое своим дочерям как минимум шесть напольных корпе и два больших одеяла. Как правило, все эти корпе складываются в стопку до возникновения надобности, причём, чем выше стопка, тем выше «рейтинг» невесты. И ещё одна интересная особенность: кроме стандартных напольных корпе (в среднем 2,5 м* 0,75м), в приданом невесты обязательно есть шай-корпе (0,75*0,75 м) - это личная вещь невестки-снохи, на которой сидит только она, когда разливает гостям и домочадцам чай. Лоскутные одеяла, корпе, стелили на полу, поверх текемета (казахский ковер ручной работы, сделанной из войлока), рядом с невысоким столиком во время обеда, для того, чтобы было мягче и теплее сидеть за столом. Корпе использовали на кроватях вместо или поверх матраса или, большого размера – в качестве одеяла.

Для изготовления корпе используют шерсть овец или верблюжью шерсть для внутреннего заполнения. Для этого шерсть предварительно очищают от мусора, стирают, сушат, чешут и затем используют для заполнения корпе. Для создания чехлов для корпе используются разные способы: аппликация и вышивка по бархату или плюшу, лоскутное шитье, с мозаичным, растительным, геометрическим, зооморфным орнаментом. Само собирание в лоскутном шитье отдельных частей в единое целое имеет положительный импульс, отличный настрой в будущее, это символ единения. Лоскуты вырезались в форме ромба, квадрата, треугольника, в виде полос и сшивались. У каждой рукодельницы свой орнамент и способ лоскутной техники или вышивки. Изначально предполагалось, что такие корпе не только будут использоваться замужней женщиной в быту, но и будут напоминать об отчем доме и родном крае.

IV. Практическая работа.

Я предлагаю вам выполнить мини – проект «Корпе» из цветной бумаги. Я предлагаю вам для корпе выбрать технику «квадрат». Быстро подобрать цвет бумаги, а в дальнейшем ткани для из­делия из лоскутков, поможет цветовой круг (Слайд №47). Цвет имеет ре­шающее значение в зрительном восприятии композиции. (Учащимся раздается материал в виде карточек с примерами цветового сочетания.)

Родственное цветовое сочетание имеет общий цветовой тон с раз­личной насыщенностью. Это цветовое сочетание вызывает в компо­зиции состояние покоя, равновесия. Контрастное сочетание - не имеют общего цветового тона. Создают яркие, сочные, живые компо­зиции. Родственно - контрастные сочетания имеют один общий цве­товой тон и два различных цветовых тона. Вызывают чувство тепла, веселое настроение.

Работа проводится в парах, необходимо сделать эскиз в цвете и наклеить квадраты в соответствии с эскизом. Соблюдайте технику безопасности при работе с клеем. Если клей попал в глаза, необходимо сразу промыть в большом количестве воды.

V. Защита проектов.

Учащиеся демонстрируют свою работу, дают ей название. Рассказывают, какое сочетание цветов и почему использовали, что хотели передать.

VI. Закрепление нового материала. (слайд № 48).

Какое название получило лоскутное шитьё в Англии? (Пэчворк).

Как называется лоскутное шитьё в Казахстане? (Курак).

Какие изделия можно выполнить в технике лоскутного шитья? (Одеяла, подушки, одежда).

Что такое корпе? (Коврик для сидения на полу за столом).

Какую ткань используют для изготовления корпе? (Бархат, велюр, ситец).

Лоскуты какой формы используют мастерицы для корпе? (Квадраты, ромбы, полоски).

VII. Анализ урока.

Девочки, вам понравился урок?

Что было интересным?

Что вызвало затруднение?

Вы справились с поставленной целью урока?

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: принести разноцветную ткань для изготовления корпе, картон, швейные принадлежности.

« Техника пэчворк у казахов называется курак. От тюркского «кура», означающего «сшитый вместе – собранный из отдельных кусков». Из лоскута в старину казахские рукодельницы шили головные уборы, одежду, конские попоны, коврики для сидения – корпе, принадлежности для колыбели, одеяла, подушки, наволочки. Куракам казахи приписывали магические свойства. Считалось, что чем большее количество лоскута использовано в изделии, тем больше у его хозяина будет детей, скота, богатства. Поэтому кураки часто преподносили в подарок. Чтобы защитить новорожденного ребенка от злых духов, ему шили одеяло из 40 лоскутов, а детям постарше – халатики и тюбетейки. Много кураков заготавливалось и в приданое невесте. Выполненные вручную лоскутные произведения приносят в дом ощущение устойчивости, традиционности и спокойствия. Такие изделия и раньше были незаменимым атрибутом быта кочевников и теперь не выходят из моды в среде современных казахов, являясь гордостью каждой семьи. ».

Накануне Дня защитника Отечества в Доме ученых ННЦ состоялся праздник с концертом и выставками творчества клубов по интересам. Благодарные зрители, в основном пожилые люди, были растроганы таким вниманием до слез. Понравилось все. А зрительницы подолгу рассматривали изделия клуба "Витраж", который ведет Людмила Ивановна Щеглова.

В семидесятых годах Людмила Ивановна начала вести в Доме ученых курсы вязания. Оригинальные, со вкусом выполненные модели, обращали на себя внимание и занимали призовые места на выставках. Сама Людмила Ивановна, инженер по образованию, ее специальность "гироскопические приборы и устройства", закончила Томский политехнический. Из-за детей вынуждена была оставить работу, но мириться с положением домохозяйки не хотелось. Что она умела делать? Немного рисовала, хорошо вязала. Этому ее научила бабушка. Вои и решила она предложить свои услуги Дому ученых.

Желающих учиться вязанию оказался полный зал. На курсы записывались заранее. В то время умение вязать было и ремеслом и творчеством. Вязали все -- от детских шапочек до пальто, ковров и покрывал. Вся интеллигенция ходила в вязаных свитерах и пуловерах. Главная забота была -- достать пряжу, в дело шли любые нитки. Вязали на остановках, на работе, в гостях. Помните, в "Служебном романе" вяжущую секретаршу Верочку? Зарплата маленькая, а одета во все заграничное... Это штрих времени.

В общем, интерес у Людмилы Ивановны перерос в профессию, она закончила факультет общественных профессий НГУ, отделение искусствоведения, Московский народный университет искусств. Ее стараниями многие женщины Академгородка овладели искусством одеваться стильно, имея зарплату 120 рублей. Со временем кружок превратился в клуб: встречи, обсуждения, общение, но само вязание уже не приносило прежнего удовлетворения.

Года три назад на глаза Людмиле Ивановне попался журнал "Quilt", по технике изготовления изделий из лоскутков -- "пэчворку", и она загорелась: вот чем бы я с удовольствием занялась. Поделилась своими мыслями в клубе, ее поддержали. Она выписала все книги, журналы, узнала кажется все об этом старинном прикладном искусстве. Лоскутное шитье с подстежкой сначала имело утилитарные цели -- утеплить изделие. Потом приобрело декоративную окраску: холст, шерсть украшали кусочками ситца, шелка, бархата. Ткани были дорогими -- берегли каждый лоскуток. Особенно в создании лоскутных изделий преуспели американские переселенцы. В Американском Национальном музее до сих пор хранятся знаменитые одеяла. Да и в нашем детстве души согревались, когда мы видели на фоне убого быта яркое лоскутное одеяло.

В последнее время интерес к пэчворку возродился во всем мире. Старый рисунок приобрел новую форму. Появились различные технологии и приспособления -- лекала, линейки, машинки для стежки. Даже компьютеры стали использовать для разработки рисунка. Вместе с шитьем из лоскутков используются аппликации, стежка, вышивка, подключается фантазия -- и готова прихватка или салфетка для кухни, штора, занавес. Скатерть, семплер -- большое покрывало или панно требуют очень много времени.

Для того, чтобы освоить технику "пэчворка", Людмила Ивановна изучила большинство современных методик кроя. На первом же занятии женщины взялись за изготовление мини-квилта "звездная тропа", состоящий из блоков размером в 1 см, который шьется из 24 деталей. Пришлось повозиться, но получилось. Как потом выяснилось, это был один из самых сложных вариантов изделий. В всего существует около 300 блоков -- картинок, из которых составляются изделия.

Пэчворк -- это возможность выразить себя, постоянный поиск. Рисунок, сочетание цветов, тщательность отделки -- во всем чувствуется вкус и фантазия мастера. Чем бы Людмила Ивановна не занималась, вязанием или пэчворком, -- она создает особый стиль, который можно назвать "академическим". Это умение не приносит денег, но дает радость и душевный комфорт, ощущение осуществленной мечты. В клуб ходят женщины разных возрастов, разной судьбы -- молодые и те, кто вынужден был уйти на пенсию. У них есть время заняться домом, но сначала этот дом нужно полюбить, сделать уютным и теплым, в том числе и с помощью волшебного лоскутка.

В.Михайлова.

Различные техники лоскутного шитья, называемые общим словом пэчворк, давно стали популярны по всему миру. Изначально этот вид рукоделия появился как способ экономии и повторного использования остатков тканей. А теперь это целое направление, в технике лоскутного шитья создаются не только полезные и удобные вещи, но и целые шедевры. Множество людей в разных странах выбрали пэчворк своим хобби и вовсю совершенствуют свои навыки, охотно делясь идеями и выкройками. Как можно применить техники пэчворка дома? Необычные лоскутные идеи:

Отличным решением для новогоднего и рождественского оформления дома могут быть различные вещицы, выполненные в технике лоскутного шитья. Таким образом можно своими руками изготовить подарки для родных и друзей, а также праздничный декор. Пэчворк идеи на новогоднюю тематику включают в себя различные панно с традиционными орнаментами, всевозможные сувениры, а также новогодние чулки для подарков. Можно сшить необычную и яркую декоративную юбку для елки. Самые разные лоскутные идеи во множестве представлены в интернете, выпускаются специальные книги. Там вы найдете фото для вдохновения.

Для оформления праздничного стола тоже можно использовать пэчворк. Подставки под столовые приборы, выполненные из лоскутков, украсят застолье и придадут комнате нарядный и необычный вид. Можно изготовить также и елочные игрушки, и гирлянды, и даже звезду на макушку рождественского дерева. Ваша фантазия не ограничена ничем!

Итак, новогодние лоскутные идеи для вдохновения:

  • Елочные игрушки;
  • Гирлянды на елку;
  • Гирлянды для оформления комнаты;
  • Носки для подарков;
  • Юбка под елку декоративная;
  • Подставки под тарелки;
  • Грелка для чайника;
  • Диванные подушки;
  • Одеяла и покрывала.

Идеи для детской

Более всего лоскутное шитье уместно в детской комнате. Именно там хочется видеть яркие, уютные и эмоционально теплые вещи. Выполненные своими руками вещи всегда получаются особенными, не может быть двух одинаковых. Шитье вещей для детской может стать отличным занятием для будущей мамы. Для детской комнаты лучше выбирать теплые, спокойные цвета и традиционные узоры. Также чудесно будут смотреться в детской различные лоскутные изделия с аппликациями.

Чаще всего оформление детской спальни предполагает шитье одеял в технике пэчворк или квилтинг.

Квилтинг – это стеганное лоскутное изделие, имеющее наполнитель. Чаще всего – одеяло.

Возникает ощущение, что лоскутное шитье создавали специально для оформления и украшения комнат, в которых живут дети. Именно там наиболее уместны яркие цвета и необычные фактуры. Можно своими руками сшить лоскутные вещи в стиле любимых вашим ребенком мультиков и сказок, а также выдержать общий цветовой стиль. Фото также можно почерпнуть из сети или книг.

Итак, пэчворк идеи для детской:

  1. Одеяла: мозаичные или же выполненные в квилте;
  2. Покрывала;
  3. Подушки;
  4. Игрушки;
  5. Занавески;
  6. Коврики;
  7. Корзинки для хранения игрушек;
  8. Карманы для мелочей;
  9. Декоративные панно;
  10. Мягкие бортики для кроватки.

Вы можете придумать еще множество способов применить лоскутное шитье в интерьере детской.

Лоскутные новинки

Огромное разнообразие изделий в технике лоскутного шитья можно применить почти в любом интерьере. Фото для вдохновения легко отыскать на тематических сайтах. Подарки для друзей и родных, вещицы для дома, изготовленные своими руками, различные предметы интерьера, аксессуары, даже одежда – все, что подскажет вам вдохновение.

Новинками является то, что теперь производят и продают множество специальных товаров для пэчворка. Если раньше для лоскутного шитья применяли остатки тканей от других, более крупных изделий, то теперь ткани частенько покупают специально. Впрочем, это не обязательно, тут уж как вам будет угодно.

Также для серьезных занятий лоскутным шитьем рукодельницы нередко покупают специальные швейные машинки – распошивальные, или плоскошовные. Эта техника дает больше возможностей и свободы в шитье из лоскутков. Но если возможности приобрести специальное оснащение нет, или если пэчворк пока не стал для вас настолько серьезным увлечением, обычная швейная машинка тоже вполне подойдет.

Идеи для вдохновения, вещи для дома своими руками и прочие рукодельные радости:

  • Сумки, пляжные и повседневные;
  • Лоскутные юбки, яркие и веселые. В модном стиле бохо шик, либо хиппи;
  • Косметички;
  • Органайзер в сумку;
  • Пенал для ручек и карандашей;
  • Карманы для хранения различных мелочей;
  • Покрывала;
  • Одеяла;
  • Коврики;
  • Накидки на диваны и кресла;
  • Чехлы на стулья;
  • Декоративные подушки;
  • Скатерти;
  • Занавески;
  • Мягкие подушки на табуретки, с держателями;
  • Прихватки и рукавички для кухни;
  • Подставки под горячее;
  • Грелки на чайник;
  • Декоративные панно.

Новое в пэчворке: свежие идеи (видео)

Пэчворк – это постоянно развивающееся направление творчества. Постоянно появляются новые рисунки и орнаменты, различные техники. Выпускаются специальные ткани, появляются новые принты и фактуры. Лоскутное шитье прочно вошло в нашу жизнь. В каждом доме наверняка есть хотя бы одно лоскутное изделие. Это могут быть подаренные вам вещи, сделанные своими руками, или купленные в художественных салонах. А может быть, это какая-то вещь, передающаяся в вашей семье из поколения в поколение? Так или иначе, завораживающий калейдоскоп лоскутков не оставит равнодушным ни взрослого, ни ребенка. Традиционные орнаменты разных стран, а также новые веяния и техники и гарантируют увлекающемуся пэчворком человеку интересное занятие на долгие годы.

Пэчворк в интерьере (фотогалерея)

Художественные проекты ознакомления дошкольников с региональными художественными ремёслами.

Проблема: Показать разнообразие художественных ремесел Симбирского края и их отличительные черты.

Цели:

1. Показать особенности лоскутной техники шитья и возможности ее использования для убранства дома, украшения интерьера.
- путем погружения в быт русского народа;
- знакомство с современной мастерицей г. Димитровграда О. Вукаловой.

2. Формирование потребности создавать изделия по мотивам работ симбирских мастериц.

Задачи:

1. Знакомство с орнаментом симбирских тканых изделий, его особенностями и функциями: эстетической, этнической, обереговой.

2. Знакомство с видами орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

3. Дать представление о региональных особенностях народного костюма {расцветка, форма отделки и т.д.}.

Предварительная работа:

Подготовка книжек-раскрасок “Ткачество и вышивка симбирских мастериц”, “Симбирский народный костюм”, “ Симбирские головные уборы”.
- выполнение детьми под руководством взрослого отдельных элементов костюма своей местности для сюжетно-ролевых игр.
- внесение вариативных моделей.
- подготовка необходимого инструментария.
- рассматривание тканых изделий.

- чтение симбирских сказок.

1. Плетение пояса - ручной труд.

Цель: заинтересовать детей техникой плетения на примере плетения с помощью бумажных полос. Формирование потребности создавать изделие по мотивам работ симбирских мастериц.

Методика: загадывание загадок о поясах. Предложение сплести пояс, как симбирские мастерицы. Обсуждение проблемной ситуации: как можно сплести пояс из бумажных полос. Игровая мотивация: пояс для бумажной куклы. Установка на сочетание цветов и оттенков. Самостоятельная деятельность детей - плетение пояса. Рассматривание детских работ. Украшение бумажных кукол.

Обыгрывание - куклы любуются поясами.


- обсуждение с детьми значения пояса в народном костюме.
- дидактическая игра “Плетение ковра”.
- рассматривание репродукции картины Р.А.Тропинина “Пряха”, обмен впечатлениями.

2. Беседа с детьми о лоскутной мозаике.

Цель: познакомить детей с лоскутной мозаикой как старинным видом декоративно- прикладного народного искусства.

Методика: Воспитатель показывает различные образцы лоскутной мозаики: игрушки, одеяльца и другие изделия из лоскутков. Рассматривание, любование изделиями, выполненными в лоскутной технике. Рассказ воспитателя о лоскутной технике.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- конструирование из бросового материала - Рукотворное чудо.
- экскурсия в музей народного творчества.

3. Аппликация “Узоры симбирских мастериц”.

Цель: удивить детей красотой орнамента тканых полотенец. Познакомить с особенностями геометрического орнамента, с элементом симбирского орнамента - “перунов цветок”, его значением и способом вырезывания. Воспитывать интерес к орнаменту, желание использовать его для украшения изделий.

Методика: рассматривание тканых изделий, обсуждение понравившихся. Беседа и рассуждение с детьми об орнаменте и его функциях (украшает, защищает, выражает пожелание). Дидактическая игра “Чтение орнамента”. Рассказ воспитателя об основном элементе орнамента “перунов цветок”, предложение создать свой орнамент из этого элемента.

Показ способа вырезывания элемента - “ перунов цветок ”. Анализ вариативных моделей орнамента из этого элемента. Повторение особенности построения линейного орнамента. Самостоятельная деятельность детей над орнаментацией полотенца. Рассматривание детских работ, определение их индивидуальной выразительности.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- дидактическая игра “Симбирская мозаика”. Составление композиций из элемента “ перунов цветок ” на полосе, квадрате.
- книжка-раскраска “Симбирские полотенца”,
- творческое задание “Придумай свой орнамент”.

4. Изготовление дидактической игры “Симбирская мозаика”.

Цель: составление композиций из элемента “перунов цветок” на полосе, квадрате.

Методика: Рассматривание тканых изделий, вышитых геометрическим орнаментом. Предложение изготовить дидактическую игру, вырезать элементы для составления геометрического орнамента. Анализ вариативных моделей орнамента из этих элементов. Выбор понравившегося орнамента. Самостоятельная деятельность детей. Обмен конвертами с элементами орнамента. Составление орнамента на изделии. Обмен впечатлениями и чтение орнамента.

5. Рассказ детям о разнообразии русского народного костюма.

Цель: познакомить с русским народным костюмом, выделить защитную функцию орнамента в одежде - для оберега от неблагоприятных воздействий.

Методика: Предложение детям отправиться в путешествие по старине и поговорить о том, что носили, во что одевались наши предки в прежние времена. Создание проблемной ситуации - в древние времена магазинов не было. Как же одевались люди в красивые одежды в старину. Какой же была тогда одежда. Рассказ воспитателя с показом элементов народного костюма - рубаха, сарафан, налобник, кокошник, сорока и тд.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- беседа по прослушанному рассказу.
- разгадывание кроссворда о русских головных уборах.

6. Выступает будто пава.

Цель: познакомить с русским народным костюмом Симбирской губернии, выделить защитную функцию орнамента в одежде - для оберега от неблагоприятных воздействий. Побудить детей использовать полученные знания в собственной изобразительной деятельности.

Методика: рассматривание элементов костюма симбирских крестьянок. Определение вместе с детьми понятий “сарафан”, “кокошник”, “рубаха”. Рассказ воспитателя о русском народном костюме Симбирской губернии. Нахождение детьми в украшении костюма знакомых элементов орнамента. Предложение создать свой орнамент из знакомых элементов.

Проблемная ситуация: как можно изобразить перунов цветок с помощью карандаша. Рассматривание динамической таблицы - последовательность рисования элемента “ перунов цветок ”. Определение местонахождения и способа построения орнамента на силуэте. Самостоятельная деятельность детей.

Анализ работ.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- сравнение симбирского народного костюма с костюмами персонажей русских народных сказок. Изготовление бумажных кукол, придумывание им старинных имен, украшение костюма орнаментом.

7. Посещение музея народного творчества.

Цель: обобщить и закрепить у детей знания о русском народном костюме.

Методика: В музее встречает работник музея в народном костюме.

Экскурсовод: Здравствуйте, дети. Пришли вы в музей посидеть, на красоту посмотреть, про старину послушать. Ведь недаром в народе говорят: обед узнают по кушанью, а ум по слушанию. Сегодня я проведу конкурс, и мы узнаем, кто же из вас лучше знает старину. (Делит ребят на две команды).

1. Придумайте названия своим командам.

2. Закончите пословицы и поговорки:

1) Какова пряха,…… такова на ней рубаха.
2) По платью встречают, ……по уму провожают.
3) Береги платье снову,…… а честь смолоду.
4) Не поносишь старого -…….. не носить и нового.
5) Всяк портной на свой …….раскрой.
6) Умеют не от хохота, а от…….жизненного опыта.

Экскурсовод: Молодцы, дети, много знаете пословиц и поговорок. Посмотрите, сколько здесь разных костюмов. Но как мы определим, где здесь костюм Симбирской губернии?

3. Воспитатель: Давайте поиграем в игру. Дети, я буду показывать на рисунках части костюма, а вы говорите, что это за деталь. (Показывает рисунки с разными костюмами - северорусский, южнорусский, симбирский).
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и нашли симбирский костюм.

4. А теперь попробуйте превратиться в ткачей. Каждая команда должна одеть куклу в симбирский народный костюм. Будьте внимательны. А мы посмотрим, какая команда сделает это дружно, быстро и аккуратно.

5. Вопросы 1 команде:
- что в старину на Руси носили женщины? (сарафан)
- от какого корня происходило слово рубаха? (рубить)
- какой длины обычно были рубахи у мужчин?
- круг - символ……солнца.
- чем обычно украшали сарафан? (пуговицами)

Вопросы 2 команде:
- что в старину было основой мужской одежды? (рубаха)
- что означает слово «опростоволоситься»
- какой длины были рубахи у женщин?
- дерево - символ…..жизни.
- что было вышито на поясе у мужчин?

Подведение итогов. Предложение поиграть в симбирскую игру.

Игра «Челноком».

Играющие становятся в пары одна после другой: поднимают руки вверх, чтобы свободно можно было пройти между ними; последняя пара бежит между всех пар и кричит:

Челнок бежит, земля дрожит!
Пройдя все пары, становится впереди первой и тоже поднимает вверх руки. Таким же образом бежит вторая пара, третья и т.д. до последней пары, затем опять начинает бежать первая, и таким образом игра продолжается по желанию без конца.

8. “Украсим дом для куклы”.

Цель: побудить детей украсить интерьер комнаты для кукол, выбрав понравившуюся технику создания изделия по мотивам симбирских мастериц. Развивать желание создавать неповторимую работу, стремление выразить в ней свое творческое начало.

Методика: создание проблемной ситуации: необходимо обустроить дом для куклы. Обсуждение проблемы с детьми, определение объёма работы и её содержание для каждого ребёнка. Самостоятельная деятельность детей. Обыгрывание новоселья.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- игры с обустроенным домом,
- выставка детских работ для сотрудников ДОУ и родителей.

Мелекова Ирина Александровна, МБДОУ Центр развития ребёнка - детский сад № 60 «Незабудка», г. Ульяновск, старший воспитатель.

Чтобы скачать материал или !

Волшебный лоскуток

02.03.2017 1310 220 Кочешкова Юлия Анатольевна

Тема: Волшебный лоскуток.
Цель урока: познакомить учащихся с одним из видов народных ремесел -основами техники лоскутного шитья, выполнить мини-проект «Корпе».
Задачи урока:
Образовательная:
1. Познакомить учащихся с одним из видов народных ремесел, получившего распространение у многих народов мира.
2. Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроке.
3. Проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

Развивающая:
1. Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся.
2.Развивать эстетический вкус.

Воспитательная:
1.Воспитывать уважительное отношение к народным обычаям и традициям.
2.Воспитывать толерантность.
3. Воспитывать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.

Методы обучения: проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.
Формы учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование урока: экран, записи народной музыки, таблицы гармонирующих цветов, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, линейка.

Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствия учащихся (по журналу), проверка готовнос¬ти учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
Девочки, для того, чтобы определить тему урока, поставить его цель и задачи, я хочу предложить вам посмотреть презентацию, которая называется «Что нас объединяет и делает разными?». /Просмотр мотивационной презентации/.
1 слайд. «Что нас объединяет и делает разными?».
2 слайд. Мы – люди, наш общий дом планета Земля.
3,4 слайд. Самое главное в жизни человека это семья.
5-10 слайд. Мы рождаемся, ходим в детский сад, школу, университет, на работу, создаём свою семью.
11 слайд. Мы разной национальности.
12 слайд. У нас разная культура, обычаи, традиции.
13-24 слайд. Каждый народ славится своим ремеслом.
25 слайд. Всё это делает нас индивидуальными.
26слайд. Но всех нас объединяет любовь к творчеству, желание создавать красоту своими руками. Мы любим свою культуру, с уважением относимся к культуре других народов. Мы хотим жить в мире!
Учитель: тема нашего урока «Волшебный лоскуток». (Слайд 27) На уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов – поджаги, пэчворк, или курак, или квилт, или лоскутное шитье. Девочки, а как вы думаете, почему техника лоскутного шитья носит разные названия? /Ответы детей/. Совершенно верно, этот народный промысел был распространен у народов разных национальностей. Это искусство нас объединяет и делает одновременно разными, а почему мы узнаем в течении урока. Ещё вы выполните минипроект «корпе».
Записать в тетради тему урока и ключевые слова: пэчворк, курак, квилт, лоскутное шитье.

III. Изучение нового материала. Актуализация знаний.
Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. (слайд №28). Вероятно везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.
Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники - Patchwork*. (Слайд № 29-31). Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в России, в музее имени А. Кастеева в Казахстане. (Слайд №32-34). По всему миру созданы ассоциации мастеров лоскутного шитья.
В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом, правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно. Так появился Patchwork.
На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию - защищали от холода.
В подготовке этого урока принимала участие творческая группа девочек, которая занималась исследовательской работой. Девочки решили выяснить, как изделия из лоскутов нашли отражение в творчестве поэтов, художников, какие техники лоскутного шитья известны. Давайте предоставим им слово. /Выступление группы девочек. Они демонстрируют презентацию, где на картинах художников запечатлены лоскутные одеяла. Все картины наполнены теплом, уютом, радостью, светом. Также девочки декламируют стихотворения и презентацию о технике лоскутного шитья /.
ОДЕЯЛО
Шила бабушка внучатам
Из лоскутьев одеяло.
В сундучишке небогатом
Разбирала, узнавала:

Вот горошек старой шторки,
Вот остаток покрывала…
Вот кусок от гимнастёрки –
В ней когда-то воевала.

В этом – радостно плясала…
В этом – горько голосила…
В небольшое одеяло
Жизнь нелёгкая вместилась.
Гелия Маура.
Я лоскутное шью одеяло
Из озер, рек, травинок и тучек.
Шью такое, каких не бывало,
Чтобы мир стал нарядней и лучше.
За стежком шью стежок кропотливо.
Солнце – верный помощник мой светит.
Я стараюсь, чтоб было не криво,
И не смог разорвать его ветер.
У природы расцветки, что надо,
Много зелени и голубого.
Есть вкрапленья цветущего сада
И чего-то давно дорогого.

Я лоскутное шью одеяло.
Подмигнули мне с ткани цветочки.
Я в единое ловко спаяла
Слишком разные эти кусочки.
Зинаида Маркина
С полки бабушка достала
Непростое одеяло:
Развернул его я... Ах!
Всё в цветастых лоскутках!
Разлетелись лоскутки,
Точно это мотыльки:
Желтый, красный, полосатый,
Фартук, галстуки, халаты,
Занавески, покрывало -
Что здесь только ни бывало!
Шерстяные и из ситца -
Всё для дела пригодится.
Вот, пришит наискосок
От костюма лоскуток;
Пиджаком была когда-то
Темно-синяя заплата.
Вот, букетик васильков
На одном из лоскутков.
Вот, зеленый, мягкий самый -
Лоскуток от платья мамы!
Рядом с ним (случайно вдруг...)
От моих парадных брюк,
Чтоб я помнил каждый раз,
Что с гвоздем в заборе лаз!..
А вот этот лоскуток
Выцвел вдоль и поперёк,
Он за много-много лет
Потерял свой прежний цвет.
Вот, еще один, большой;
Полюбуйтесь, он какой -
Треугольный, из фланели,
Мой любимый, в самом деле.
Ох, какое одеяло!
Все секреты рассказало;
Лоскуточек к лоскутку,
Уголочек к уголку!
...Подрасту еще чуток
И пришью свой лоскуток!
Мария Федоренкова
Учитель: я тоже хочу прочитать вам стихотворение Татьяны Ковальчук, которое называется «Оберег».
Сошью в подарок детям одеяла,
Укрывшись ими будут сниться только радостные сны-
Ведь каждый шов и яркий лоскуточек
Хранят тепло моей руки, души.
И пусть прослужит рук творенье
Красивый свой лоскутный век,
Согреет самых дорогих мне
С любовью сшитый оберег.
Вот такие замечательные картины и стихи были созданы в честь лоскутных одеял. Слово предоставляется следующей учнице она расскажет нам о техниках лоскутного шитья.
/Записать в тетради техники лоскутного шитья/
Ну а мы продолжаем наш рассказ о лоскутном шитье. Слово предоставляется следующей девочке, она подготовила сообщение о лоскутном шитье в Казахстане.
« Техника пэчворк у казахов называется курак. От тюркского «кура», означающего «сшитый вместе – собранный из отдельных кусков» Из лоскута в старину казахские рукодельницы шили головные уборы, одежду, конские попоны, коврики для сидения – корпе, принадлежности для колыбели, одеяла, подушки, наволочки. (слайд №19, 20). Куракам казахи приписывали магические свойства. Считалось, что чем большее количество лоскута использовано в изделии, тем больше у его хозяина будет детей, скота, богатства. Поэтому кураки часто преподносили в подарок. Чтобы защитить новорожденного ребенка от злых духов, ему шили одеяло из 40 лоскутов, а детям постарше – халатики и тюбетейки. Много кураков заготавливалось и в приданое невесте».
Учитель: Я хочу подробнее рассказать о корпе. /Просмотр презентации 36-46/. Казахские корпе – традиционный вид народного прикладного творчества. Яркие лоскутки собранные вместе напоминают о ярких цветах в весенней казахской степи, о тихой глади озер. В бескрайних степях каждую весну зеленеет трава, расцветают подснежники, красные и желтые тюльпаны, в горах цветут колокольчики и эдельвейсы. Когда смотришь на яркие корпешки, понимаешь, что в них собрана вся красота казахской природы и именно поэтому, они зажигают дом энергией и счастьем.
Несмотря на то, что казахи уже давно не кочуют так, как предки, традиции сохранились, и казахские умелицы так же шьют в приданое своим дочерям как минимум шесть напольных корпе и два больших одеяла. Как правило, все эти корпе складываются в стопку до возникновения надобности, причём, чем выше стопка, тем выше «рейтинг» невесты. И ещё одна интересная особенность: кроме стандартных напольных корпе (в среднем 2,5 м* 0,75м), в приданом невесты обязательно есть шай-корпе (0,75*0,75 м) - это личная вещь невестки-снохи, на которой сидит только она, когда разливает гостям и домочадцам чай. Лоскутные одеяла, корпе, стелили на полу, поверх текемета (казахский ковер ручной работы, сделанной из войлока), рядом с невысоким столиком во время обеда, для того, чтобы было мягче и теплее сидеть за столом. Корпе использовали на кроватях вместо или поверх матраса или, большого размера – в качестве одеяла.
Для изготовления корпе используют шерсть овец или верблюжью шерсть для внутреннего заполнения. Для этого шерсть предварительно очищают от мусора, стирают, сушат, чешут и затем используют для заполнения корпе. Для создания чехлов для корпе используются разные способы: аппликация и вышивка по бархату или плюшу, лоскутное шитье, с мозаичным, растительным, геометрическим, зооморфным орнаментом. Само собирание в лоскутном шитье отдельных частей в единое целое имеет положительный импульс, отличный настрой в будущее, это символ единения. Лоскуты вырезались в форме ромба, квадрата, треугольника, в виде полос и сшивались. У каждой рукодельницы свой орнамент и способ лоскутной техники или вышивки. Изначально предполагалось, что такие корпе не только будут использоваться замужней женщиной в быту, но и будут напоминать об отчем доме и родном крае.
IV. Практическая работа.
Я предлагаю вам выполнить мини – проект «Корпе» из цветной бумаги и выбрать технику «квадрат». Быстро подобрать цвет бумаги, а в дальнейшем ткани для из¬делия из лоскутков, поможет цветовой круг (Слайд №47). Цвет имеет ре¬шающее значение в зрительном восприятии композиции. (Учащимся раздается материал в виде карточек с примерами цветового сочетания.)
Родственное цветовое сочетание имеет общий цветовой тон с раз¬личной насыщенностью. Это цветовое сочетание вызывает в компо¬зиции состояние покоя, равновесия. Контрастное сочетание - не имеют общего цветового тона. Создают яркие, сочные, живые компо¬зиции. Родственно - контрастные сочетания имеют один общий цве¬товой тон и два различных цветовых тона. Вызывают чувство тепла, веселое настроение.
Работа проводится в парах, необходимо сделать эскиз в цвете и наклеить квадраты в соответствии с эскизом. Соблюдайте технику безопасности при работе с клеем. Если клей попал в глаза, необходимо сразу промыть в большом количестве воды.
V. Защита проектов.
Учащиеся демонстрируют свою работу, дают ей название. Рассказывают, какое сочетание цветов и почему использовали, что хотели передать.
VI. Закрепление нового материала. (слайд № 48).
-Какое название получило лоскутное шитьё в Англии? (Пэчворк).
-Как называется лоскутное шитьё в Казахстане? (Курак).
-Какие изделия можно выполнить в технике лоскутного шитья? (Одеяла, подушки, одежда).
-Что такое корпе? (Коврик для сидения на полу за столом).
-Какую ткань используют для изготовления корпе? (Бархат, велюр, ситец).
-Лоскуты какой формы используют мастерицы для корпе? (Квадраты, ромбы, полоски).
VII. Анализ урока.
-Девочки, вам понравился урок?
-Что было интересным?
-Что вызвало затруднение?
- Вы справились с поставленной целью урока?
Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: принести разноцветную ткань для изготовления корпе, картон, швейные принадлежности.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.