Психогимнастика с детьми 3 4 лет занятия. Психогимнастика (интересные игры и упражнения)

1. Игра «Ласковушки» . Дети называют друг друга уменьшительно-ласкательными именами.

2. Игра «Восковая палочка» . Ребенок стоит внутри круга и падает назад, ничего не боится, потому что друзья его поддержат, не дадут упасть.

3. Игра «Улыбка» . «Вы знаете ключ, который открывает все замки в душах людей? Это улыбка. Красиво улыбаться нужно уметь. Повернитесь к своему соседу и подарите ему улыбку».

4. Тренировка по укреплению мышц глаз . Каждый ребенок следит за движением своего указательного пальца влево, вправо, вверх, вниз.

5. Игра «Холодно — жарко» . Дети изображают медвежат. Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щели в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки — греются. Стало жарко. Медвежата расправили плечики. Опять подул северный ветер (повторить 2—3 раза).

6. Игра «Четыре стихии». Упражнение на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Воспитатель произносит слово «земля» — дети должны опустить руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

7. Игра «Как славно!» Воспитатель предлагает сначала мальчикам хором называть имена девочек в группе: «Как славно девочек зовут!» Затем девочки говорят хором имена мальчиков: «Как славно мальчиков зовут!»

8. Игра с мячом «Знакомство». Мяч у одного из игроков. Он кидает мяч тому, с кем хочет познакомиться. Второй игрок ловит мяч, называет свое имя и кидает его тому, с кем хочет познакомиться и т. д.

9. Игра «Тропинка» на развитие зрительного внимания. Дети идут по воображаемой тропинке. Каждый внимательно смотрит, куда ступил предыдущий ребенок, и старается идти след в след. Двигаться надо медленно и тихо.

10. Игра «Полслова за вами» . Дети встают в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-либо слова, тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например: паро-воз, теле-фон.

11. «Назови себя» . Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как он хотел бы, чтобы его называли.

12. «Позови ласково» . Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку другому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.

13. «Волшебный стул». Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

14. «Перевоплощение» . Дети (по очереди) загадывают определенный образ, изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.

КАРТОТЕКА ИГР ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ

для детей 3-4 лет

«Воздушные шарики»

Цель : Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами бу дем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите вообра жаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже пред ставила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы ша рик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

«Корабль и ветер»

Цель : Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Дудочка»

Цель : Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

Все перечисленные упражнения можно выполнять в клас се, сидя или стоя за партами.

« Зайки и слоны»

Цель : Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называ ется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайка ми-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дро жит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать ма леньким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, клас су, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят вол ка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких ми нут.

«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размерен но, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают сло ны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дру жат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изобра жают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Солнечный зайчик»

Игра – релаксация

Цель: Снятие напряжения мышц лица.

Ведущий:

Хотите поиграть с "Солнечным зайчиком"?(Звучит музыка)

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закройих. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот - погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!

Этюды на расслабление мышц

«Штанга 1»

Цель : Расслабить мышцы спины.

Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, припод нимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, от дохните. Попробуем еще раз».

«Штанга 2»

Цель : Расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ре бенку почувствовать себя успешным.

«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы».

Упражнение можно выполнить несколько раз.

«Шалтай-болтай»

Цель : Расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай". Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз».

«С добрым утром»

Пластический этюд с элементами пальчиковой гимнастики

Цель: Учить детей настраиваться на радостное эмоциональное состояние с помощью музыки .

Звучит музыка, дети сидят на стульчиках.

Ведущий: Вы сидите, ваши головы опущены, вы дремлете, спите; вдруг ощущаете, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открываете глаза, потягиваетесь, поднимаетесь, подходите к окну и, открыв его, любуетесь ранним утром. (музыка прекращается)

Вы проснулись?

Указательными пальцами поглаживать глаза
Сделать из пальцев “бинокль” посмотреть в него

С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?

Ладонями поглаживать уши
Приложить ладони к ушам “Чебурашка”

С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?

Поглаживать то одну, то другую ручки
Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?

Поглаживание коленок
Потопать ногами

С добрым утром, солнце!
Я - проснулся! (проснулась)

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце
(посмотреть вверх)

«Летний вечер»

Игра-драматизация

Цель: Развивать фантазию, воображение, навыки сценического перевоплощения.

(Действие выполняется под музыку)

В кресле усталый хозяин молчит.

Кот у него на коленях урчит.

Старая Джекки в зеленом домишке

Кость разгрызает и лает на мышку.

Тихо коровы лежат на лугу,

Дремлет пастух, приютившись в стогу.

Землю покрыла вечерняя тень.

Вот пролетел и еще один день!

«Цветочек»

Этюд – релаксация

Цель: Развивать способность детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию, учить расслаблять мышцы тела.

Солнце стало пригревать. Как жарко! Как хочется пить! Почти завяли цветочки. Плечики опустили. Голову повесили. Листочки-руки как плети висят. Идут медленно, грустно цветочкам.

Но вдруг пошёл прохладный дождик. Цветочки обрадовались, сразу распрямились. Напились водички, устали цветы. Руки разомкнули и повалились на спину. Лежат, отдыхают.

Всё тело расслаблено, руки и ноги расслаблены. Так приятно!

«Зимняя прогулка»

Пластический этюд с элементами пальчиковой гимнастики

Цель: Упражнять детей в разнообразных имитационных движениях и передаче смены эмоциональных состояний

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять.

(Маршируем по кругу)

Бабу снежную лепили,

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,

(По парам едут «На саночках»)

А ещё в снегу валялись.

(падают на ковер)

Все в снегу домой пришли.

(Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Предложить детям под музыку, закрыв глаза, воспроизвести в памяти зимнюю прогулку.

«Веснянка»

Коммуникативная игра

Цель: Расширение эмоциональной сферы ребёнка; развитие умения передавать эмоциональное состояние при помощи интонации, мимики, поз, жестов.

(Поочерёдно выбрасываем руки вверх)

Солнышко, солнышко

(Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)

Золотое донышко!

(2 раза прыжки на двух ногах)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

(Бег на месте)

Побежал в саду ручей,

(Взмахи руками, как крыльями)

Прилетело сто грачей,

(медленно приседаем)

И сугробы тают, тают,

(Ладошки разводим в стороны в форме цветка)

И цветочки вырастают

Позови ласково

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает ребёнку передать мяч (или игрушку) ребёнку, стоящему рядом, ласково назвав его по имени. Ребёнок берёт мяч и передаёт его следующему ребёнку с тем же заданием. После этого дети делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Тёплый дождик

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребёнка, снятие психоэмоционального напряжения.

Воспитатель рассказывает детям: дождик смочил землю, освежил траву и листья. Давайте поиграем с дождевыми каплями.

Вначале дети прячут руки за спину, затем выносим вперёд прямую правую руку ладонью вверх, левая остаётся за спиной. Затем руки меняем местами. Дети пытаются представить, что они чувствуют. Повторить 6 – 8 раз.

Мыльные пузыри

Цель: Развитие воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.

Воспитатель имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полёт этих пузырей. Дети свободно двигаются по всему свободному пространству. После команды «Лопнули», дети ложатся на пол.

Котята

Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка, расслабление мышц, освоение позы покоя

Дети лежат на ковре, свернувшись «клубочком» с закрытыми глазами. Воспитатель говорит слова:

На ковре котята спят. Мур - мур.

Просыпаться не хотят. Мур – мур.

Тихо спят спина к спине

И мурлыкают во сне.

Вот на спинку все легли. Мур – мур. (Дети выполняют)

Лапки вытянули. Мур – мур.

Потянулись и проснулись.

Содержание статьи:

Психогимнастика для детей - это не просто модное нововведение, но и одна из важных составляющих программы многих дошкольных заведений. Проще говоря, данная методика в виде специальных упражнений при использовании невербального общения (движений, мимики) предназначена для общего развития ребенка и разрешения некоторых его психологических проблем.

Что такое психогимнастика?

В начале 60-х годов в практику был введен описываемый термин. Наиболее четко его озвучил чешский специалист Ганя Юнова, которая разработала целую систему, в основу которой легли специальные элементы психодрамы. Ее разработки изначально использовались при работе с детьми, которым была необходима коррекция сознания. Однако затем и старшее поколение заинтересовалось данной методикой, преобразовав ее в тренинги для решения эмоциональных проблем у взрослых.

Психогимнастика - это практическая коррекция сознания у ребенка при общении без слов, направленная на развитие его коммуникативности и умения найти свое место в социуме. Проводится она в четыре этапа, чтобы в итоге добиться максимального результата от занятий.

Первый из них должен быть направлен на развитие искусства пантомимы, мимики, а также памяти и внимания. Второй этап подразумевает проработку отдельных качеств человека. Третья часть занятия включает в себя работу с образами, а также перевоплощение в них. Заключительный этап психогимнастики для дошкольников - это блокировка эмоционального напряжения у детей.

Подобные занятия не занимают много времени: от получаса до 60 минут. Однако при желании подопечных их можно несколько продлить. В идеале в группе не должно быть более 6 детей, и курс психогимнастики нужно ограничивать 20 сеансами. Организовывать их рекомендуется два раза в неделю, чтобы ребенок не потерял интерес к предложенным упражнениям и играм.

Если более детально рассмотреть озвученную методику, то можно выделить следующие ее позитивные стороны:

Прежде всего следует помнить о том, что к ребенку 3-4 лет следует искать совершенно иной подход, чем к воспитаннику старшей и подготовительной группы. Предлагаемые рекомендации пригодятся как для работников детских садов, так и для родителей (при индивидуальной терапии со своим чадом). Следует при этом помнить, что такое занятие должно сопровождаться соответствующей музыкой. Репертуар надо подбирать в зависимости от выполняемого упражнения, отдавая предпочтение все же классике.

Психогимнастика в младшем дошкольном возрасте


Чтобы добиться наибольшего результата при работе с малышами, следует придерживаться следующей тактики проведения занятия:
  1. Приветствие . Детям при этом предлагается изобразить свою особенную улыбку, когда они видят друзей. Даже если ребенок поначалу будет кривляться, то не стоит останавливать его. Инициатива в рамках разумного на таких занятиях только приветствуется.
  2. Разминка . На этом этапе детской психогимнастики рекомендуется привлечь внимание малышей какой-либо эффектной игрушкой и попросить описать ее при помощи жестов и мимики. На первых занятиях необходимо помогать детям словами типа «Как скачет зайчик?» и «Какие у него ушки, лапки и хвостик?». Того, кто лучше изобразил движения животного, при этом обозначать не надо, потому что воспитанники в данном возрасте довольно ревностно относятся к конкуренции.
Упражнения для отработки основных движений:
  • Игра «Сделай, как я» . Это довольное простое задание вызывает море эмоций у детей. Они с удовольствием будут изображать лисичек, медведей, обезьянок и других животных.
  • Игра «Урожай» . Несколько маленьких садовников должны подготовить землю для посадки семян и саженцев: взрыхлить почву и постоянно поливать ее. Задание остальных детей - выбрать себе какой-либо овощ или фрукт и изобразить потом, как он начинает расти.
  • Сценка «Репка» . Предварительно ознакомив детей с содержанием этой сказки, необходимо распределить роли и полностью воспроизвести сюжет действия при помощи декламации педагога. Чтобы игра стала еще более захватывающей, можно заранее приготовить маски с изображением персонажей «Репки». Вполне реально заменить эту сказку «Рукавичкой» или любым другим произведением, которое будет доступно для восприятия малышей.
  • Виртуальный шарик . Игры по психогимнастике для малышей можно разнообразить этой забавой. Детям предлагается представить себе шарик, а затем при помощи рук они должны «перекидывать» его друг другу, сопровождая свои движения улыбкой.
Упражнения для эмоционального общения:
  1. Игра «Покажи меня» . Воспитанники в этом возрасте любят копировать все то, что они видят. Однако следует развивать у них более широкое восприятие окружающего мира. Можно предложить им без слов изобразить, как улыбаются мама, добрая фея и прекрасная принцесса (хмурятся тучки, строгие доктора и волны на море; злятся непослушные или обиженные дети; пугаются трусливые зайцы и кошки при виде собак).
  2. Игра «Изобрази героев» . Для выражения своих чувств ребенок должен научиться их правильно демонстрировать. Своим подопечным необходимо предложить изобразить без слов предоставленные им ситуации. В качестве примера можно привести следующий эпизод из всем известной сказки. Красная Шапочка бежит по лесу к своей бабушке (радость), по пути ей встречается множество лесных жителей (любопытство и улыбка). Вдруг девочка увидела волка (испуг) и т.д. При эмоциональном восприятии сказки дети должны использовать не только мимику, но и двигаться.
Упражнения для наблюдения за поведением и поступками человека:
  • Игра в мяч . Во время данного развлечения необходимо участникам группы предложить такие варианты оценки героя: Баба-Яга - добрая, Колобок - глупый, Лиса - хитрая и т.д. При этом следует помнить, что малыши должны четко знать, о ком идет речь. В случае согласия с утверждением ребенку нужно поймать мяч, показывая при помощи мимики и жестов свою реакцию на озвученный персонаж.
  • Работа над стихами . Во время выполнения этого упражнения детям предлагается в случае хорошего поведения главного героя похлопать в ладоши и покружиться вокруг себя. Если персонаж ведет себя плохо, то эмоции разрешается выражать любым удобным для ребенка способом. За основу лучше всего взять легкие для восприятия малышей четверостишия типа «Зайку бросила хозяйка», «Я люблю свою лошадку» или «Уронили мишку на пол».
  • Прощание . Дети в этом возрасте редко бывают полностью эмоционально закрыты. Под веселую музыку им можно предложить похлопать в ладоши, улыбнуться друг другу и даже обнять своих друзей. На заключительном этапе невербальное общение рекомендуется разнообразить чтением стихотворений или исполнением коллективной песни.
Упражнения по психогимнастике с малышами не должны превратиться в банальный урок физкультуры. Педагогу следует приложить максимум усилий, чтобы заинтересовать своих воспитанников.

Психогимнастика в старшем дошкольном возрасте


В самом начале мероприятия важно создать комфортную для детей обстановку и настроить их на позитив. Ребенку должны быть предложены варианты приветствия от взрослого, а затем дается задание придумать свои импровизации. Хвалить необходимо все озвученные детьми версии, но особенно следует выделить наиболее неожиданные из них. Дети могут поздороваться при помощи любимых игрушек, носами и даже шуточно пободаться, изобразив козликов.

Этюды для развития эмоциональной сферы (на примере сценок из известных сказок):

  • «Снежная королева» . Кай насмехается над владычицей снежных равнин, за что она на него очень сердится (презрение мальчика - гнев Королевы).
  • «Дюймовочка» . Миниатюрной красавице навязывают в мужья жабу, майского жука, а затем крота (отвращение Дюймовочки - ярость и недоумение отвергнутых кавалеров).
  • «Зайкина избушка» . Серого обитателя леса из собственного дома выгоняет хитрая лисица (печаль Длинноухого - агрессия хищницы).
  • «Три поросенка» . Волк разрушает один за другим домики братьев (злость серого бандита - страх трех друзей).
  • «Цветик-семицветик» . Девочка отдает последний лепесток больному мальчику, чтобы он выздоровел (радость Жени - благодарность нового друга).
Упражнения для психомышечной тренировки:
  1. «Почему?» . При проведении этой разминки детям предлагается изобразить любопытного ребенка, который ничего не знает. Выражать свое недоумение они должны при помощи поднятия плеч и бровей «домиком».
  2. «Помощь» . Детям дается задание представить, что их мама вернулась из магазина с тяжелой сумкой. Необходимо отнести виртуальный багаж на кухню, изображая при этом все усилия, приложенные во время озвученной помощи.
  3. «Спящий кот» . Воспитанникам нужно лечь на коврик, свернуться калачиком и имитировать на свой лад повадки хвостатого друга во время сна. Следует показать, как он дышит, зевает и потягивается.
  4. «Движения Петрушки» . Задание этого упражнения заключается в том, чтобы скопировать прыжки данного героя, который передвигается на двух согнутых ногах, с висящими вдоль тела руками и наклоненной вбок/вперед головой.
  5. «Цапля на болоте» . Детям предлагается изобразить стоящую то на одной, то на другой ноге птицу. Время от времени она должна поймать за лапку скачущую мимо лягушку, а затем отпустить ее.
Упражнения для наблюдения за чертами характера человека:
  • Игра «Кто есть кто» . При ее выполнении дети разбиваются на пары. Одному ребенку на ухо озвучивается какой-либо герой или демонстрируется картинка с его изображением. Сказочный персонаж должен быть обязательно знаком детям этой группы. Затем при помощи мимики и жестов получившему задание воспитаннику необходимо показать повадки и черты характера этого героя сказки. Лучше всего выбирать такие образы, как Буратино, Колобок или Кот в сапогах, чтобы не затруднять задачу игроку, который отгадывает пантомиму-головоломку. Следует сразу предупредить детей, что они должны при помощи мимики и жестов не только продемонстрировать внешние данные героя, но и его черты характера.
  • Игра «Кто покажет лучше» . Сначала участникам тренировочной группы по очереди предлагается скопировать манеру поведения злого персонажа (образ выбирает педагог). При этом они могут сдвигать брови, рычать, топать ногами и т.д. Затем им нужно будет таким же образом описать доброго человека, волшебника или фею. В данном случае ничто не помешает детям широко улыбаться, танцевать и прикладывать руки к сердцу. Самого лучшего исполнителя должны выбрать сами маленькие актеры.
  • Игра «Калейдоскоп характеров» . Подобное упражнение очень нравится детям, потому что многие из них узнают в персонажах самих себя. Каждому участнику игры методом жеребьевки предоставляется образ, который он должен продемонстриовать для своих сверстников. За основу берутся так называемые плаксы, нехочухи, злюки, весельчаки, ябеды, скромняги и т.д. Каждый ребенок при помощи жестов и мимики должен максимально раскрыть предложенный ему образ.
  • Прощание . На этом этапе занятия детям необходимо успокоиться после полученного за короткое время общения с педагогом большого количества эмоций. В данном случае можно сесть на коврик и послушать расслабляющую музыку. Затем воспитанникам должно быть предоставлено время, чтобы они самостоятельно и по своему желанию повторили то, что больше всего им понравилось на занятии.
Методы психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста вполне подойдут и для учеников начальных классов. Отдельные их упражнения можно проводить вместо физкультминутки.

Смотрите видео про психогимнастику для детей:


Психогимнастика в детском саду - это коррекционная работа с воспитанниками данного учреждения, которую может организовать любой педагог вне зависимости от квалификации и стажа. Папам и мамам также стоит прислушаться к советам данной статьи, чтобы их ребенок не вырос зажатой и закомплексованной особой, которая не в состоянии управлять своими чувствами. Владение «языком тела» очень важно для подрастающего поколения, что должны помнить воспитатели и родители.

«Психогимнастика» М.И. Чистяковой

Картотека игр и этюдов
1. Этюды и игры на развитие внимания,
памяти, автоматизированной и
выразительной моторики. Этюды для
достижения расслабления у детей.
2. Этюды и игры для выражения
различных эмоциональных
состояний.
3. Этюды и игры с отображением
отдельных черт характера
Составила:
музыкальный руководитель
Михайлова Евгения Витальевна

1. Что слышно?
1-й вариант (для детей 5 - 6 лет):
Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что
происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они
слышали.
2-й вариант (дли детей 7 - 8 лет):
По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на
окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать,
что где происходило.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

2. Будь внимателен! (для детей 4-5 лет)
Дети шагают под «Марш» С.Прокофьева.
Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети
должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы
ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на
одной ноге.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

3. Слушай звуки! (для детей 7-8 лет)
Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет на
фортепьяно клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу
«плакучей ивы», когда верхнего - в позу «тополя».
Затем начинают игру - дети идут по кругу. Звучит низкий
звук-дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч,
руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому
плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу
«тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты
вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

4. Слушай хлопки! (для детей 5-6 лет)
Играющие идут по кругу.
Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны
остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки
в стороны).
Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу
лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны,
руки между ногами на полу).
На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

5. Канон (для детей 7- 8 лет)
Игра идет под музыку Ф. Бургмюллера «Баркарола»
(отрывок). Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах
впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт,
поднимает правую руку вверх первый ребенок, на второйвторой и. т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на
очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую
руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди
опускают руки вниз.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

6. Канон для малышей (для детей 4 -5 лет)
Играющие стоят по кругу. Под хороводную песню
«Селезенюшка» дети по очереди делают следующие
движения: один приседает и встает, другой хлопает в
ладоши, третий приседает и встает и т. д.

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

7. Зеваки (для детей 6 -7 лет)
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу
ведущего останавливаются, делают четыре хлопка,
поворачиваются кругом и продолжают движение.
Направление меняется после каждого сигнала. Не
выполнивший правильно задание выходит из игры.
Музыкальное сопровождение: Э. Жак-Далькроз. «Марш».

Раздел 1. Игры на развитие внимания.

8. «Пишущая машинка» (для детей 8 -9 лет)
Каждому играющему присваивается буква алфавита.
Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех
слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква»
слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово
будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

10. Раздел 1. Игры на развитие внимания.

9. Четыре стихии (для детей 6 -7 лет)
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с
ними, что, если он скажет слово «земля», все должны
опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки
вперед, слово «воздух»-поднять руки вверх, слово
«огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и
локтевых суставах. Кто ошибается, считается
проигравшим.

11. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

10. Повтори за мной (для детей 6 -7 лет)
Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному
ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом:
ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают
исполнение движениями: поднимают вверх большой палец,
если хлопки правильные, и опускают его вниз, если
неправильные.
Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей
структуре

12. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

11. Запомни движения (для детей 5 -6 лет)
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда
они запомнят очередность упражнений, повторяют их в
обратном порядке.

13. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

12. Запомни свое место (для детей 4-5 лет)
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый
должен запомнить свое место. Под музыку И. Дунаевского
«Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки должны
вернуться на свои места.

14. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

13. Запомни свою позу (для детей 4-5 лет)
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен
встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка,
все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои
места и встать в ту же позу. Музыкальное сопровождение: С.
Бодренков. «Игра в горелки».

15. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

14. Слушай и исполняй! (для детей 7-8 лет)
Ведущий называет 1-2 раза несколько различных
движений, не показывая их. Дети должны произвести
движения в той же последовательности, в какой они были
названы ведущим.

16. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

15. Вот так позы! (для детей 5-6 лет)
Играющие принимают различные позы. Водящий,
посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их,
когда все дети вернутся в исходное положение.

17. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

16. Запомни порядок! (для детей 5-6 лет)
4 - 5 играющих выстраиваются друг за другом в
произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей,
должен отвернуться и сказать, кто за кем стоит. Затем
водящим становится другой.

18. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

17. Кто что делал? (для детей 5-6 лет)
Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под музыку
Д. Кабалевского «Веселая сказочка» они по очереди
выполняют различные движения и повторяют их 4 раза.
Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и
повторить их движения.

19. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

18. Художник (для детей 5-6 лет)
Ребенок играет роль художника. Он внимательно
рассматривает того, кого будет рисовать, потом
отворачивается и дает его словесный портрет.

20. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

19. Тень (для детей 5-6 лет)
Звучит музыка А. Петрова «Зов синевы»
(из кинофильма «Синяя птица»).
Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на дватри шага сзади. Второй ребенок-это «тень» первого. «Тень» должна
точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет
цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на
одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

21. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

20. В магазине зеркал (для детей 5- 6 лет)
В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел
человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела
себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки,
и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей
тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал
погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки
топнули ногой. Что бы ни делала обезьянка, все
остальные в точности повторяли ее движения.

22. Раздел 1. Игры на развитие памяти.

21. Разведчики (для детей 5- 6 лет)
1-й вариант (для детей 6 - 7 лет). В комнате в произвольном порядке
расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату,
обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир),
запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем
разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик
прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд
и т.д.
2-й вариант (для детей 6 - 7 лет). Начало игры такое же, как в 1-м
варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел
разведчик, и привести туда, откуда вышел разведчик. Музыкальное
сопровождение: Е. Брусиловский.

23. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

22. Флажок (для детей 4- 5 лет)
Играющие ходят по залу под «Болгарскую песню»
(обработка Т. Ломовой). Когда ведущий поднимет флажок
вверх, все дети должны остановиться, хотя музыка
продолжает звучать.

24. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

23. Запретный номер (для детей 6 - 7 лет)
Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя
произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в
ладоши. Например, запретный номер 5. Игра начинается,
когда первый ребенок скажет: «Один», следующий
продолжает счет, и так до пяти. Пятый ребенок молча
хлопает в ладоши 5 раз. Шестой говорит: «Шесть» и т. д.

25. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

24. Противоположные движения (для детей
5 - 6 лет)
Дети становятся в две шеренги друг против друга. Под
музыку «Канадской народной песни» на начало каждого
такта вторая шеренга выполняет движения,
противоположные цервой.
Если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает.
И т. д.

26. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

25. Стоп! (для детей 5 - 6 лет)
Дети идут под музыку Э. Жака-Далькроза «Марш».
Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в
прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»

27. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

26. Замри! (для детей 6 - 7 лет)
Дети прыгают в такт музыке Д. Кабалевского «Клоуны»
(ноги в стороны - вместе), сопровождая прыжки хлопками
над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается -
играющие должны успеть застыть в позе, на которую
пришлась остановка музыки. Снова звучит музыка-
оставшиеся продолжают игру. Играют до тех пор, пока
останется только один играющий, который признается
победителем.

28. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

27. Пожалуйста! (для детей 7 - 8 лет)
1-й вариант. Все участники игры вместе с ведущим становятся в
круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения
(физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их
повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово
«пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.
2-й вариант. Игра идет так же, как в 1-м варианте, но только тот, кто
ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание,
например улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. п.

29. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

28. Запрещенное движение! (для детей 5 - 6 лет)
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку И. Дунаевского
«До чего же хорошо кругом» на начало каждого такта они
выполняют руками движения, которые показывает
ведущий.
Затем выбирается одно движение, которое повторять
запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение,
выходит из игры.

30. Раздел 1. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

29. Пустой угол (для детей 7- 8 лет)
Три пары играющих детей размещаются в трех углах комнаты, четвертый
угол остается пустым. Под музыку дети парами перемещаются в пустой угол
в определенном порядке: 1-я, 2-я, 3-я пара; 2-я, 3-я и т. д.
Когда действие перемещения становится автоматическим, ведущий
предупреждает, что на слово «еще» пара, которая только что добежала до
пустого угла, должна вернуться обратно, а следующая за ней пара,
собравшаяся перемещаться в их угол, остаться на месте и только на
следующей музыкальной фразе перебегать в новый пустой угол.
Дети заранее не знают, когда ведущий подаст команду «еще», и должны
быть начеку. Если детей меньше шести, то в каком-то углу может стоять один
ребенок, а если больше шести, то допустимо объединение троих детей.

31. Раздел 1. Подвижные игры.

30. ПОССОРИЛИСЬ ДВА ПЕТУШКА (для детей 5 -6 лет)
Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся
на одну ногу и, пока звучит музыка А. Райчева
«Поссорились два петушка», подпрыгивая, пытаются
ударить друг друга резкими движениями плеч вперед.

32. Раздел 1. Подвижные игры.

31. Иголка и нитка. (для детей 4 -5 лет)
Дети становятся друг за другом. Первый ребенок-
иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за
ним, стараясь не отставать. Игру сопровождает
французская народная песня «Горбуны».

33. Раздел 1. Подвижные игры.

32. Дракон кусает свой хвост. (для детей 5-6 лет)
Играющие стоят друг за другом, держась за талию
впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона,
последний - кончик хвоста. Пока звучит музыка Д.
Нурыева «Восточный танец», первый играющий пытается
схватить последнего -дракон ловит свой хвост.
Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если
дракон не поймает свой хвост, то на место головы дракона
встает другой ребенок.

34. Раздел 1. Подвижные игры.

33. Скучно, скучно так сидеть. (для детей 5-6 лет)
Играющие сидят на маленьких стульях.
У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше.
Ведущий говорит: Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать
и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены.
Проигрывает тот, кто остался без стула.

35. Раздел 1. Подвижные игры.

34. Ловишки. (для детей 5-6 лет)
Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись
к стене лицом. Остальные дети у противоположной стены.
Под музыку (И. Гайдн, «Рондо». Отрывок) дети подбегают к
ловишке, хлопают в ладоши и говорят: Раз-два-три,
Раз-два-три.
Скорее нас
лови!
Затем - бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят.
Игра повторяется.
Ловишкой становится тот, кого поймали.

36. Раздел 1. Подвижные игры.

35. Лисонька, ты где? (для детей 5-6 лет)
Дети становятся в круг, ведущий в середине. Затем они
отворачиваются и закрывают глаза. В это время ведущий ходит по
кругу и незаметно для ребят условленным заранее прикосновением
назначает лису, остальные - зайцы.
По сигналу все открывают глаза, но никто не знает; кто же
лиса. Ведущий зовет первый раз: «Лисонька, где ты?» Лиса не должна
выдавать себя ни словом, ни движением, так же и второй раз, а в
третий-лиса отвечает: «Я здесь» - и бросается ловить зайцев. Зайца,
присевшего на корточки, ловить нельзя.
Пойманные зайцы выходят из игры.

37. Раздел 1. Подвижные игры.

36. Сова. (для детей 4-5 лет)
Дети выбирают водящего - сову, которая садится в
гнездо и спит, в это время дети начинают бегать и прыгать.
Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза
и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть.
Кто пошевелится или засмеется, становится совой.
Игра сопровождается музыкой О. Гейльфуса «Балалар».

38. Раздел 1. Подвижные игры.

37. Белые медведи. (для детей 6 -7 лет)
Намечается место, где будут жить белые медведи.
Двое детей, берутся за руки - это белые медведи.
Со словами: «Медведи идут на охоту» - они бегут,
стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих.
Затем снова идут на охоту.
Когда поймают всех играющих, игра кончается.

39. Раздел 1. Подвижные игры.

38. Самый ловкий наездник (для детей 5 -6 лет)
По залу в случайном порядке расставляются стулья.
Наездники садятся на стулья лицом к спинке. Когда
заиграет музыка, все встают со стульев и начинают скакать
по залу, подражая движениям лошади.
В это время ведущий убирает один стул. С
окончанием музыки (Р. Шуман. «Смелый наездник») дети
должны сесть на стулья, но обязательно лицом к спинке.
Оставшийся без стула выходит из игры. Игра
продолжается до тех пор, пока не останется всего один
стул для самого ловкого наездника.

40. Раздел 1. Подвижные игры.

39. Тропинка. (для детей 6 -7 лет)
Дети делятся на две команды с одинаковым количеством участвующих.
В каждой команде дети берутся за руки, образуя два круга, и по сигналу
ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не
прекратится музыка (пауза в музыке через разное количество тактов: (6, 12, 18
и т. д.).
После этого ведущий дает задание, которое выполняется обеими
командами. Бели ведущий говорит: «Тропинка!», участники каждой команды
становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего,
приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит: «Копна!»,
все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в
центре. Если «Кочки!», все участники игры приседают, положив руки на
голову.
Эти задания чередуются ведущим.
Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Игра выполняется под русскую народную песню «Кума».

41. Раздел 1. Подвижные игры.

40. Веретено. (для детей 6 -7 лет)
Играющие делятся на две. группы и становятся друг за
другом. По команде «Начинаем!» дети, стоящие первыми,
должны быстро, как веретено, обернуться вокруг себя.
Потом соседи берут их за талию и оборачиваются
уже вдвоем и т. д., пока не дойдут до последнего в ряду.
Побеждает та группа, дети которой обернулись, быстрее.
Музыкальное сопровождение:
«Лезгинка» (дагестанский народный танец).

42. Раздел 1. Подвижные игры.

41. Реченька. (для детей 5 -6 лет)
В игре участвуют две группы детей. Обозначив на
полу неширокую речку, подходят к ней по одному от
каждой группы и пытаются ее перепрыгнуть.
Кто перепрыгнул, возвращается к своей группе, а кто
нет-должен перейти в соседнюю.
В какой группе под конец игры детей окажется больше,
та и выиграла.
Игра сопровождается азербайджанской народной
танцевальной музыкой в обработке С. Рустамова.

43. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

42. Слушай команду! (для детей 5 -6 лет)
Дети идут под музыку (Р. Газизов. «Марш») в колонне
друг за другом; когда музыка прекращается, все
останавливаются и слушают произнесенную шепотом
команду ведущего и тотчас же ее выполняют.
Команды даются только на выполнение спокойных
движений.
Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо
слушает и точно выполняет задание.

44. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

43. Расставить посты. (для детей 6 -7 лет)



немедленно остановиться.

45. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

44. Смотри на руки! (для детей 5 -6 лет)
Дети маршируют под музыку (Ф. Шуберт! «Марш»)
друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир
хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен
немедленно остановиться.
Так командир расставляет всех детей в задуманном им
порядке (линейка, круг, по углам и т. д.).

46. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

45. Кто за кем? (для детей 5 -6 лет)
По залу расставлены в случайном порядке стулья. В
зале звучит музыка А. Ферро «Гавот». Один ребенок,
которого вызвал ведущий, ходит между стульями и,
услышав остановку в музыке, садится на ближайший стул.
Ведущий вызывает следующего, и тот повторяет
действия предыдущего ребенка. Когда все дети сядут на
стулья, ведущий предлагает детям по очереди вставать и
идти нпрежнее место.
Подниматься они должны в таком порядке, как их вызывал в
начале игры ведущий.
Не спеша…..?????

47. Раздел 1. Игры, способствующие успокоению и организации.

46. Идем за синей птицей (для детей 5 -6 лет)
Дети вдут по залу, взявшись за руки и произнося
многократно под музыку (И. Сад. «Шествие») слова:
Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей.

48. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

47. Это я! Это мое! (для детей 4 -5 лет)
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая,
оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с
бабушкой надо разговаривать при помощи рук:4 ничего-то
бабушка не слышит.
Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя
играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?». И т. п.
Мальчик отвечает жестом. Выразительные движения:
рука согнута в локте, указательный палец направлен
на грудь: «Я!»; прижатая к груди кисть: «Моё,
принадлежит мне!»

49. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

48. Заколдованный ребенок (для детей 5 -6 лет)
Ребенка заколдовали. Он не может говорить.
На вопросы отвечает жестами.
Указательным пальцем он показывает различные предметы
и направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

50. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

49. Сколько звуков. (для детей 5 -6 лет)
Ведущий стучит несколько раз карандашом по столу.
Ребенок должен показать на пальцах, сколько прозвучало
ударов.

51. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

50. Вот он какой! (для детей 5 -6 лет)
Ребенок должен без слов рассказать о размерах и
форме хорошо известных ему предметов.
С помощью жестов он характеризует предмет:
маленький, большой, заостренный, крупный, круглый,
четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

52. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

51. Тише! (для детей 3 -4 лет)
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой
спит котенок. Они то идут на носочках, то
останавливаются и знаками показывают друг другу:
«Тише!».
Этюд выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий
котенок».
Выразительные движения: шею вытянуть вперед,
указательный палец приставить к сжатым губам, брови
поднять вверх.

53. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

52. Отдай! (для детей 4 - 5 лет)
Ребенок требует отдать ему игрушку.

горизонтально ладонями кверху.

54. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

53. Иди ко мне! (для детей 3 - 4 лет)
Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить
самостоятельно.
Выразительные движения: присесть, обе руки
вытянуты навстречу малышу.

55. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

54.Уходи! (для детей 3 - 4 лет)
Ребенок отталкивает обидчика.
Выразительные движения: кисти рук держать
вертикально, ладонями наружу.

56. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

55. До свидания! (для детей 3 - 4 лет)
От пристани отходит огромный белый теплоход.
Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и
пассажиров машут им высоко поднятой рукой:
«До свидания! До встречи!»

57. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

56. Не покажу! (для детей 5 - 6 лет)
Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы
она могла пускать солнечные зайчики. Дети обступили
девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав
ладонями зеркальце к груди и расставив локти, вертится
из стороны в сторону: «Не покажу!»

58. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

57. Я не знаю! (для детей 6 - 7 лет)
Мальчика-незнайку о чем-то спрашивают, а он только
пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не
имею понятия», «Ничего не видел».
Выразительные движения: приподнять брови, опустить
уголки рта, приподнять на миг плечи, руки слегка
развести, ладони раскрыть.

59. Раздел 1. Этюды на выразительность жеста.

58. Игра в снежки (для детей 5 - 6 лет)
Зима. Дети в саду играют в снежки под музыку Г. Струве
«Веселая горка».
Выразительные движения. Нагнуться, схватить двумя руками
снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким
движением, широко раскрывая пальцы.

Конспект по психогимнастике для 3-4 лет «Добро и зло»

Камаева Инна Вячеславовна, методист МАОУДО "ДДЮТ" г.Чебоксары.
Описание : предлагается конспект по психогимнастикке для детей 3-4 лет. Это занятие с легкостью можно провести в дошкольном образовательном учреждении без специальной психологической подготовки.

Цель: развитие невербального общения.
Задачи:
- научить различать добро и зло, дифференцировать эмоциональное состояние по мимике, жестам, пантомимике;
- развить координацию движений;
- воспитывать доброжелательность к сверстникам и окружающим людям.

Материалы: игрушки гномиков – на доброго повязать желтую ленточку, на злого – синюю; листы А4, скамейка, раздаточный материал на задание, карточки желтые и синие, карточки с картинками сказочных персонажей.

Краткая техника безопасности: не бегать, не драться, мелкие предметы в рот/нос/уши не засовывать, карандаши не зрызть, как отпрашиваться в туалет (напоминать на каждом уроке).

Разминка

Ребята, обычно к нам приходят гости (вспомните - кто? Зайчик, ежик, грузовик, котята), а сегодня мы пойдем в гости. Для этого всем надо взяться за ручки и пойти.

Идем – идем по кочкам (разложить листочки А4 – это кочки).
Осторожно, не оступитесь, а то упадете в болото…
Идем-идем по мостикам (использовать скамейку, если есть).
А теперь надо идти гуськом – сверху колючие-колючие ветки.
Пришли, молодцы.

Садимся на свои стульчики.

Знакомство с добром и злом

Ребята, посмотрите, к кому мы пришли в гости? К гномикам. Эта два брата, только один добрый, а другой злой. Сейчас я прочитаю стишки, которые они написали вам и мы постараемся понять – кто добрый гномик, а кто злой. Педагогу необходимо подобрать соответствующую интонацию.

Я с улыбкой не дружу
И лишь обидам рад.
Я гневом, злостью дорожу,
Кусаю всех подряд,
Не пожалею никогда,
Нигде и никого.
Люблю на свете я всегда
Себя лишь одного.

Ребята, какой это гномик? Злой, конечно. Чтобы мы не путались, давайте повяжем ему ленточку. Он всех доводит до слез, поэтому мы повяжем синюю ленточку.

Я слабым помогать готов,
Попавшим вдруг в беду,
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.

А это какой гномик? Добрый. А ему мы повяжем желтую, как солнышко. Когда человек добрый, на него приятно смотреть, как на солнышко.

Затем дети показывают мимикой и жестами злого и доброго гномика.

Где добрый, а где злой гномик?


Обсудить почему (у одного брови нахмурены, наверняка, он злой).

Корзинка с добром и злом

Детям предлагаются карточки со злыми и добрыми «колобками». Необходимо всех добрых «поместить» в «добрую корзинку», а злых – в «мусорную корзину».

Беседа о добрых и злых людях

Кого называют добрым?
-Кого называют злым?
-Как ведут себя добрые люди?
-А как ведут себя злые люди?
-Какие слова говорят добрые люди?
-Какие слова говорят злые люди?
-Кого из родных или знакомых Вы можете назвать добрыми людьми? Почему?

Викторина: «Добрые и злые сказочные персонажи»

Детям предлагаются две карточки: желтая обозначает доброго героя, синяя – злого. Затем педагог показывает карточки сказочных персонажей, например, волк, Чебурашка, кот Леопольд, Дюймовочка и другие, а дети, карточкой обозначают его поведение.


Заключение

Ребята, какие Вы хотите быть – добрыми или злыми? Конечно, будем добрыми-добрыми. Что будем делать? Помогать маме, улыбаться, делиться…
А теперь все улыбнемся широко-широко, как солнышки. Какие все сразу красивые стали. До свидания, ребята.