Требования предъявляемые к летней одежде. Требования к одежде

В зависимости от назначения одежды, условий ее эксплуа­тации, возраста, пола и социального статуса потребителя к ней предъявляются определенные требования. Их можно подразделить на социальные, функциональные, эргономические, эстетические, надежности и безопасности.


ляющими общественную потребность и возможность реализации одежды.

Общественная потребность оценивается показателями соци­ального адреса и потребительского класса (типажа) изделий. По­казатель социального адреса и потребительского класса одежды характеризует соответствие выпускаемых изделий структуре по­требностей определенной социальной группы потребителей.

В зависимости от ориентации на определенную группу пот­ребителей устанавливают потребительский класс (типаж). Так, потребительский типаж бытовой одежды включает мужские, жен­ские, детские изделия, а среди них изделия, отличающиеся по мо-дельно-конструктивным и размерным признакам.

Социальный адрес одежды отражает семейное, служебное и об­щественное положение человека. Одежда должна соответствовать конкретной обстановке труда и отдыха, образу жизни, возрасту, типу личности, уровню доходов, культурным традициям. В совре­менном мире одежда имеет более утилитарный характер, однако ее социальное значение не уменьшается.

Возможность реализации оценивается по соответствию модели оптимальному ассортименту, сезонности спроса, моральному из­носу и конкурентоспособности. Основной причиной морального износа является изменение потребностей.

Функциональные требования предусматривают соответствие одежды своему назначению и условиям эксплуатации. Требова­ния, предъявляемые к зимней одежде, отличаются от требований к одежде летнего ассортимента.

На степень удовлетворения функциональных требований ока­зывают влияние несколько факторов: структура и свойства мате­риалов, модельно-конструктивные особенности одежды (степень прилегания, степень замкнутости одежды, количество слоев и т. п.), различные виды специальной обработки (водонепроницаемая, фор-моустойчивая и т. п.), цвет и др.

Эстетические требования предполагают соответствие одеж­ды основным направлениям моды, сложившемуся стилевому на­правлению, рациональности ее формы, целостности композиции, совершенству изготовления.



Швейные товары

С помощью одежды человек формирует свой внешний облик, поэтому к художественному оформлению одежды предъявляются высокие требования, а создание моделей одежды относится к об­ласти декоративно-прикладного искусства.

Требования к информационной выразительности отражают способность одежды быть знаковой, оригинальной, соответство­вать моде и стилю.

Под знакоеостью понимают воспроизведение в форме изделий различных эстетических идей и представлений. Наиболее знако­выми являются изделия для детей. Оригинальность изделия харак­теризуется наличием в форме его совокупных признаков, которые обусловливают отличия (непохожесть) от изделий аналогичного назначения по материалам, отделочным деталям, форме карманов, воротника. Одежда должна соответствовать основному направле­нию моды по силуэту, покрою, стилю, применяемым материалам, конструкции, цвету, виду швов и т. п.

Целостность композиции характеризует органичную взаимо­связь элементов и формы, единства частей и целого. Она прояв­ляется в объемно-пространственной структуре, тектоничности, пластичности, упорядоченности графических и изобразительных элементов, колорите и декоративности.

Объемно-пространственная структура характеризуется вза­имным расположением и размерами (объемами) отдельных эле­ментов.

Тектоничностъ выражается во взаимосвязи формы и конструк­ции изделия со свойствами материала. Пластичность формы из­делия выражается в мягкости, текучести, зрительной связности, плавности переходов от одной части формы к другой.

Эстетическое восприятие изделий обусловлено своеобразием их внешнего оформления, которое во многом определяется коло­ритом и декоративностью материала. Колорит характеризуется определенной системой цветовых тонов, их сочетаний, взаимоот­ношений. Колорит является важнейшим средством эмоциональной выразительности изделия, средством воздействия на потребителя. Колорит может быть теплым (в основном красные, желтые и оран-190


жевые тона) и холодным (в основном синие, зеленые и фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым.

Декоративность материала определяется его фактурой, тек­стурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью и др. Например, фактура тканей определяется видом пряжи, ее волок­нистым составом, круткой и т. п.

Рациональность формы характеризует особенность вырази­тельности формы и конструкции изделия и соответствие их функ­циональному назначению. Рациональны такие форма и конструк­ция одежды, посредством которых максимально проявляется ее назначение.

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуют чистоту исполнения конструктив­ных линий, соединения деталей, узлов одежды. Степень соответ­ствия этим требованиям определяют качество выполнения швов и отделки одежды, качество и четкость исполнения маркировки.

Соответствие одежды эргономическим требованиям способ­ствует созданию комфортных условий при носке одежды, при ее надевании, снятии и уходе за нею. Эргономические требования определяют соответствие одежды антропометрическим, гигие­ническим, психофизическим и психофизиологическим, а также психологическим особенностям человека.

Антропометрические требования предъявляются к соразмер­ности одежды и антропометрических характеристик человека. Одежда должна соответствовать форме и размерам тела человека как в статике, так и динамике. Она должна обеспечивать благопри­ятные условия для дыхания, кровообращения, выполнения различ­ных движений, предотвращать утомление. Конструкция одежды должна предусматривать ее удобство в эксплуатации.

Гигиенические требования обеспечивают комфортные условия жизнедеятельности человеческого организма. Это - требования к микроклимату пододежного пространства (температура, влаж­ность, газовый состав, загрязненность и др.), теплозащитные тре­бования, требования электризуемости и т. п.

Регулирование микроклимата одежды и создание комфортных условий для человека обеспечиваются как соответствующими



Швейные товары

свойствами материалов одежды, так и ее конструкцией и обра­боткой. При этом оцениваются такие показатели, как пылеемкость, воздухо- и грязепроницаемость, отстирываем ость, гигроскопич­ность, теплопроводность, электризуемость и пр.

Психофизические и психофизиологические свойства характе­ризуют соответствие одежды силовым, слуховым, зрительным, вкусовым, обонятельным, осязательным возможностям человека. Для удовлетворения этих требований большое значение имеют показатели массы одежды, ее жесткости и величина трения между слоями пакета одежды и кожей человека.

Удовлетворение психофизических и психофизиологических требований особенно актуально для детской одежды, спортивных и специальных изделий.

Психологические свойства характеризуют соответствие изделия навыкам, восприятию, мышлению и памяти человека. Психоло­гические требования выполняются, если одежда приспособлена к особенностям функционирования органов чувств человека, его привычкам! Например, расположение карманов - на вогнутых участках вблизи центра тяжести; направление застежки, не меша­ющее при выполнении движений, - слева направо в мужской одеж­де и справа налево в женской; легкость застегивания. Это объясня­ется наличием у человека устойчивых навыков таких действий.

Требования к надежности одежды. Одежда должна в тече­ние определенного промежутка времени выполнять свои функции, удовлетворяя предъявляемые к ней требования. При этом должны обеспечиваться ее долговечность, сохраняемость, ремонтопригод­ность и безотказность.

Соответствие одежды требованиям долговечности позволяет сохранять ее потребительские свойства до разрушения. Долговеч­ность одежды определяется ее износостойкостью, т. е. способно­стью противостоять действию изнашивающих факторов, резуль­татом которых является износ.

Причиной износа является воздействие физических, хими­ческих, биологических и комбинированных факторов. Степень влияния тех или иных факторов зависит от назначения и условий эксплуатации одежды. Например, решающее влияние на износ


верхней одежды оказывают истирание, действие многократных растяжений и изгибов, инсоляция. Износ же бельевых изделий в большей степени происходит вследствие комплексного воздейст­вия моющих средств и других факторов стирки, глаженья, а также трения белья о другие слои одежды.

Сопротивление одежды действию изнашивающих факторов зависит от свойств материалов, конструкции изделия и техноло­гической обработки (качества выполнения операций соединения, формования и отделки). Уменьшение интенсивности использова­ния одежды (эксплуатация с перерывами для "отдыха"), а также систематический уход за изделиями (отпаривание, глаженье) спо­собствуют увеличению долговечности одежды.

Изнашивание отдельных участков одежды происходит неравно­мерно. В связи с этим различают общий и местный износ одежды. Местами наиболее интенсивного изнашивания являются области колена, локтя, сидения брюк, сгибы низков рукавов, брюк, низа изделий, выпуклые рельефные швы и др. Для увеличения срока службы одежды указанные участки усиливают вторым слоем ма­териала (ластовицы, наколенники и др.) или специальной тесьмой (низки брюк).

Сохраняемость определяется условиями хранения и транс­портирования. При хранении одежды в условиях повышенной влажности может произойти значительная усадка материалов, изменение ее размеров, повреждение микроорганизмами, а при неудовлетворительных условиях транспортирования - искажение формы, механические повреждения.

Ремонтопригодность одежды зависит от ее конструкции и методов обработки. Одежду с большим количеством отрезных деталей сложной формы труднее перекроить и переделать, чем одежду простых форм с небольшим количеством деталей. Изделия с клеевым и сварным соединением деталей и узлов не могут быть перелицованы и переделаны из-за высокой прочности соединений, невозможности удаления следов клея с изнанки материала.

Требования безотказности - это требования к способности одежды сохранять свою работоспособность в течение некоторо­го времени или некоторой наработки. Например, это может быть

1 оваронедение и экспертиза промышленных товаров.



Швейные товары

число чисток, стирок или глажений одежды за определенный пе­риод ее эксплуатации.

Требования безопасности характеризуются сведением к ми­нимуму риска для жизни и здоровья человека при использовании одежды. Требования безопасности строго регламентированы законо­дательными актами и нормативными документами. В зависимости от назначения требования безопасности могут меняться. Наиболее жесткие требования предъявляются к детской одежде, особенно к одежде для новорожденных и детей ясельного возраста.

Требования безопасности одежды распространяются на содер­жание вредных веществ (бензол, толуол, формальдегид, тяжелые металлы и пр.), биологическую безопасность, соответствие раз­меров одежды и т. п.

Потребительная ценность швейных изделий, как и любого товара, определяется комплексом свойств, удовлетворяющих различные требования потребителей. Для потребителя важно, чтобы одежда была прочной, гигиеничной, удобной и красивой. В настоящее время разнообразие выпускаемых материалов и высокоразвитая технология швейного производства позволяют создавать изделия практически с любыми заданными свойствами.

Все требования, предъявляемые к одежде, условно можно разделить на три группы: эстетические, гигиенические и эксплуатационные (определяющие срок службы). Одежда удовлетворяет той или иной группе требований благодаря своим свойствам. Так, одежда удовлетворяет гигиеническим требованиям тогда, когда она имеет хорошие теплоизоляционные свойства, достаточные гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость. Эксплуатационным требованиям одежда отвечает, когда имеет высокую износостойкость, а эстетическим - при выборе удачных материалов, композиции элементов формы, сочетаний цвета и т. д.

Эстетические требования к одежде. Одежда для человека имеет немаловажное значение, она создает определенный его внешний облик. Художественность выполнения в ряде случаев для одежды является основным требованием.

На эстетические требования к одежде большое влияние оказывают современная мода и стиль. Стиль - исторически сложившаяся устойчивая общность системы средств и приемов художественной выразительности в искусстве, архитектуре и оформлении предметов потребления, в том числе и одежды. Художественный стиль охватывает сравнительно длительные этапы развития, человеческого общества и отражает художественный вкус целой эпохи, а поэтому он определяет коренные изменения внешних форм предметов быта и одежды*. Частичные изменения в эстетическом оформлении одежды в пределах данного стиля относятся к моде. Мода в одежде - непродолжительное «господство» в определенной общественной среде тех или иных вкусов по отношению к внешнему оформлению одежды.

* Слово «стиль» применяется иногда и в другом значении, когда дается определение характера композиции изделия, ее эмоциональная оценка - одежда делового стиля, спортивного, романтического, инфантильного, женственно элегантного и др.

Современный внешний вид одежда приобретает благодаря созданию моделей, отвечающих представлениям о красоте ее формы, цветовом решении и композиции на данный период. Объемно-пространственная форма одежды сложна. Она характеризуется линиями, размерами и пропорциями элементов и всего изделия. Общий контур, внешнее очертание изделия создает силуэт изделия. Объемно-пространственную форму одежды наиболее полно характеризуют два силуэта - фронтальный и профильный.

Силуэт характеризуется степенью прилегания изделия к фигуре по линии талии, высотой и шириной плеча, оформлением линии низа и покроем рукава.

По степени прилегания к фигуре по линии талии различают четыре основных силуэта: плотноприлегающий, полуприлегающий, прямой и свободный (рис. 35). Силуэт является одним из важнейших элементов художественного оформления изделия, причем элементом, самым подвижным в отношении моды. Любое сколько-нибудь крупное изменение моды касается прежде всего изменения силуэта, а затем уже более мелких элементов - положения линии талии, высоты плеча, длины изделия, длины рукава и т. д.

Рис. 35. Виды силуэтов: 1-4 - женская одежда полуприлегающего, прямого, свободного (трапеция) и плотнооблегающего силуэтов; 5-6 - мужские пиджак и пальто полуприлегающего и прямого силуэтов.

Впечатление от одежды, т. е. ее эмоциональная оценка, определяется не только ее объемно-пространственной формой, но и тем, как эта форма решена, - ее композицией.

Главное в создании композиции одежды - добиться гармоничного сочетания элементов объема, цвета, материалов, отделки. Композиция создает зрительно воспринимаемый образ одежды и может иметь разный характер - строгий, веселый, деловой, торжественный, праздничный, официальный. Так, для одежды деловой, официальной характерны симметричное расположение деталей, вертикальные или горизонтальные прямые подчеркнутые линии, равномерный ритм в расположении деталей, отделки. Одежда праздничная, нарядная часто имеет плавные асимметричные линии, контрастное расположение объемов, контрастное сочетание цветов.

Все многообразие композиционных решений формы можно объединить в две группы - одежда строгой формы и одежда формы фантази (рис. 36). Для одежды строгих форм характерны прямые, сдержанные линии, минимум отделки, совпадение декоративных линий с конструктивными - линиями середины переда, спинки, бокового шва и проймы.

Рис. 36. Одежда строгой формы и фантази: 1 - куртка мужская строгой формы; 2 - куртка мужская форма фантази (полочки выполнены с подрезами, в которых помещены карманы); 3 - женское платье строгой формы; 4, 5, 6 - женские платья формы фантази; 4 - рукав цельнокроеный, 5 - рельефы - вытачки от проймы, 6 - рукав реглан, декоративные складки и строчки.

Для одежды формы фантази характерны разнообразные оригинальные сечения, асимметрия, различный ритм отделки, наличие декоративных линий, не совпадающих с конструктивными. В пределах одного силуэта форма одежды может быть разработана по-разному - варьируют размеры и формы воротника, лацканов, манжет, выявляются рельефы по контурам деталей, линии талии, меняются формы кокеток, складок. Варианты разнообразных сочетаний линий конструктивных и декоративных неисчерпаемы и меняются с изменением моды Подобная разработка формы называется фасоном .

Гигиенические требования к одежде. Человеческий организм очень чувствителен к изменению условий пододежного микроклимата, а поэтому к швейным изделиям предъявляются высокие гигиенические требования: они должны поддерживать температуру тела на постоянном уровне, выводить в окружающую среду излишнее количество углекислоты и паров воды, не затруднять дыхания и кровообращения, не повреждать кожных покровов, а материалы, из которых они изготовлены, не должны оказывать вредного или неприятного воздействия на кожу и весь организм в целом.

Для того чтобы удовлетворить этим требованиям, одежда должна иметь ряд свойств, основными из которых являются способность к теплоизоляции, проницаемость, сорбционные свойства и электризуемость. Большинство из перечисленных свойств одежды полностью определяется свойствами материалов, из которых она изготовлена (проницаемость для паров воды, воздуха, газов, пыли и света, гигроскопичность, способность адсорбировать твердые и жидкие вещества, электризуемость).

Ряд свойств, например способность к теплоизоляции, зависит как от свойств материалов, так и от конструкции одежды. Количество тепла, уходящего из-под одежды или получаемого человеком извне, будет зависеть при прочих равных условиях от того, из скольких слоев материалов состоит одежда, от величины воздушных прослоек между этими слоями и телом, от наличия преград в виде воротников, шарфов, манжет, поясов или, наоборот, от величины выреза горловины, ширины рукава и т. п.

Создание нормальных условий для дыхания и кровообращения зависит от соответствия изделия форме и размерам тела, что определяется правильным выбором прибавок на свободное облегание, расчетами и построением чертежей при конструировании одежды. При движении форма и размеры мышц тела человека изменяются. Следовательно, если одежда будет рассчитана на форму и размеры тела в состоянии покоя, в котором снимаются измерения, то в условиях эксплуатации такая одежда будет стеснять дыхание, затруднять кровообращение, стягивая тело в отдельных участках.

На гигиеническую оценку одежды оказывают влияние цвет и вес изделия, пылеемкость и электризуемость. Известно, что если белый цвет почти полностью (до 98%) отражает световой поток, то черный - до 99,5% поглощает его, что оказывает большое влияние на процесс теплоизоляции.

Современная теплозащитная одежда представляет собой сложную конструкцию, состоящую из нескольких слоев и обладающую значительным весом. Так, например, комплект мужской зимней одежды 48 размера третьего роста весит 9-10 кг и состоит в среднем из 10 слоев (нижнее белье, сорочка, свитер, костюм и зимнее пальто).

На пылеемкость одежды оказывают влияние характер поверхности ткани, вид волокна и конструкция одежды. Гладкие блестящие ткани меньше задерживают на своей поверхности пыль. Изделия, имеющие минимальное количество швов, рельефов, складок, также меньше запыляются. На загрязнение одежды воздействует и электризуемость тканей: частички пыли, имеющие заряд, противоположный заряду ткани, притягиваются и удерживаются на ее поверхности.

Эксплуатационные требования к одежде. Одним из важных потребительских требований, предъявляемых к одежде, является достаточная продолжительность срока эксплуатации изделия или величина срока его службы. Срок службы зависит от стойкости одежды к физическому износу и ряда других факторов. Физический износ представляет собой видимое разрушение или ухудшение свойств изделия в результате действия различных факторов - механических (трение, изгиб, кручение, растяжение), физико-механических (воздействие солнечного света, окислителей, щелочей, кислот, воды, температуры), биологических (действие микроорганизмов).

Чаще всего физический износ одежды наступает в результате комплексного воздействия нескольких факторов (трение в сочетании с воздействием солнечного света, кислорода воздуха, влаги и т. д.), степень влияния которых зависит от назначения и условий эксплуатации.

Стойкость изделий к физическому износу зависит от свойств материалов, из которых изготовлено изделие, от способов соединения деталей (ниточное, клеевое, сварное), правильности соблюдения технологических режимов обработки, интенсивности пользования, условий носки и ухода за изделием. На срок службы одежды влияет и сохранение изделием формы в процессе эксплуатации. Изделия, объемная форма деталей которых получена путем пластического формования (тепловая обработка увлажненной ткани), чаще теряют форму при воздействии влажности, давления, смятия и труднее восстанавливаются. Объемные формы, полученные путем механического формования (вытачками, рельефами) легко восстанавливаются с помощью обычной утюжки.

На срок службы, кроме стойкости к физическому износу, влияет и удобство пользования одеждой (удобство ее надевать, снимать, застегивать, чистить, гладить, ремонтировать, изменять размеры и т. п.). Удобство надевать, снимать, застегивать определяется длиной и шириной изделия, наличием, формой и расположением застежки, карманов, пояса, хлястиков, манжет и других деталей. Так, для удобства пользования рабочей одеждой карманы должны располагаться в легко доступном месте, а длина прорези входа в карман быть достаточно большой. Одежда для повседневной носки не должна иметь застежек с большим количеством мелких пуговиц и петель. Тяжелую длинную одежду (пальто, шубы) в этих же целях проектируют распашной с застежкой спереди. Длина сорочки или блузки должна быть не менее чем на 20 см ниже линии талии, чтобы при подъеме руки сорочки и блузки не выдергивались из-под пояса юбки или брюк.

Прекращение срока службы может наступить и в том случае, если эстетические свойства изделия на данном этапе времени перестают оцениваться как полноценные. Это происходит при изменении моды, когда меняются критерии оценки объемно-пространственной формы одежды (силуэта, длины, пропорций), цвета и фактуры материалов. В подобном случае наступает так называемый «моральный» износ. Воздействию морального износа больше всего подвержена одежда сложных форм с ярковыраженными модными деталями, особенно женское легкое платье, затем верхняя женская и мужская одежда, меньше - домашняя, спортивная, ведомственная, рабочая и другие виды одежды. Поэтому требования потребителей в отношении срока службы часто сводятся не к максимальному, а оптимальному, когда сроки физического и морального износа совпадают.

Короткая характеристика швейных изделий бытового назначения.

Требования предлагаемы к одежде

Ассортименты одежды

1. Что такое ассортименты одежды, ее признаки.

2. Свойства одежды и требования предъявляемые к ней.

3. Классы на которые подразделяется одежда

4. Бытовая одежда - самый разнообразный вид швейных изделий.

Литература:

Шаршов В.С. «Введение в специальность»

Сборник гостов Москва 1988г.

ТШИ - Першина Л.Ф.

ТШИ - Савостицкий А.В.

В.Зайцев «Этот многоликий мир моды»

Каждый вид одежды имеет разновидность в зависимости от сложности конструкции и трудоемкости обработки, от фасона, обусловленного формой, силуэтом, покроем рукава, воротников и др. деталей. Например: Куртки, пальто, платья, брюки, блузки, юбки и т.д. - это самостоятельные группы одежды. Куртки из лака, плащевой ткани, драпа и т.д. делятся по видам ткани. Значит признаками служат и материалы.

Ассортименты одежды – это одежда, объединенная в самостоятельные группы по определенным признакам.

1. сложность конструкции

2. трудоемкость обработки

4. назначение одежды

5. материалы и т.д.

Одежда должна создавать вокруг тела искусственный микроклимат, который обеспечивает оптимальные условия для поддерживания постоянной температуры тела, украшать человека, т.е. создавать совокупность потребительских и производственный свойств.

Одежда - характеризуется совокупностью потребительских и производственных свойств изделия, определяющих степень пригодности для использования по назначению.

Потребительские свойства - определяются гигиеническими, эксплуатационными и эстетическими требованиями.

Производственные - определяются экономичностью, технологичностью и техничностью изготовления изделий.

Гигиенические требования включают – защиту тела от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, от механических повреждений, обеспечение нормальной жизнедеятельности организма (т.е. кожное дыхание, газообмен, выделение пота); поддержка теплового баланса (стабильную температуру поверхности тела человека) обнаженному человеку при температуре 16-18 0 С – прохладно, при температуре 14,5 0 С – холодно, при 13,5 0 С – очень холодно. При надевании белья температура пододежного воздух повышается на 0,9 0 С. Теплопотери человека, одетого в бельё, снижаются на 24-35 кал./час., человека одетого в костюм – 55-60 кал./час. Зона хорошего самочувствия в одежде наступит при таких метеорологических условиях при которых температура соответствует теплу, вырабатываемому организмом. При многослойной одежде температура воздуха между слоями неодинакова. По данным Института коммунальной гигиены, в многослойной одежде перепады температуры воздуха между нательной и верхней сорочками колеблется от 0,3 до 1,4 0 С в зависимости от температуры внешнего воздуха, между верхней сорочкой и костюмом от 2 до 7,4 0 С. Применение многослойной одежды с воздушными прослойками создает постепенные перепады температуры подадежного воздуха от слоя к слою, а следовательно и более устойчиваю температуру воздуха около тела человека. Поэтому современная теплозащитная одежда состоит из нескольких слоёв - белья, блузки или сорочки, костюма и зимнего пальто, которое имеет дополнительный теплоизоляционный слой. Число слоёв одежды снижает потери тепла, теплопроводность одежды в один слой составляет 10,5, в два слоя – 6,58, в пять, 3,65, в семь – 3,08 ккал/м 2 ч град (при одной и той же температуре внешнего воздуха). Скорость движения воздуха оказывает большое влияние на охлаждение тела человека. Температура кожи человека при температуре воздуха -10 0 С и скорости движения воздуха 6 м/сек снижается в таких же приделах, как при температуре воздуха - 25 0 С и скорости движения воздуха до 1 м/сек следовательно, в одежде для условий низких температур и повышенной скорости движения воздуха должна быть применена ветростойкая прокладка. Теплоотдача может происходить также при испарении влаги с тела человека. Тело человека в состоянии покоя при комнатной температуре выделяет в среднем водяных паров 16г/ч на 1м 2 поверхности тела. При температуре +29 0 С одежда не влияет на теплоотдачу испарением. Увеличение теплоотдачи испарением начинается у одетых людей при температуре +29 0 С, а у неодетых людей при температуре +32 0 С.

При следующем повышении температуры на 1 0 С теплоотдача увеличивается на 15-19%. При этом с момента совпадения температуры кожи и окружающего воздуха, когда теплоотдача осуществляется в основном только испарением, для поддержки нормального микроклимата вокруг тела человека одежда должна иметь хорошую воздухопроницаемость и гигроскопичностью.

Воздухопроницаемость одежды оказывает содействие также вентиляции пододежного слоя воздуха и удаляет углекислоту, содержание которой больше 0,08% вызывает плохое самочувствие человека.

Большое значение имеют эксплуатационные требования, которые обеспечивают соответствие изделий условиям работы или отдыха, прочность и надежность одежды в эксплуатации.

Одежда должна обеспечивать свободу движения и дыхания человека. Удобство пользования особенно важно для повседневной и производственной одежды.

Одежда должна обеспечивать сопротивление усилиям, которые действуют на детали изделия и их соединения при разных движениях человека. т.е. иметь необходимую прочность. Каждое изделие подвергается износу под влиянием разных факторов (светопогоды, многоразовой стирке, механических и физик-механического воздействий). Одежда должна обеспечить не только сопротивление изнашиванию, но также сохранять форму деталей, полученную в процессе обработки. Вместе с тем одежда должна быть гибкой и мягкой, чтобы не создавать неудобства при движении человека.

Эстетические требования – это художественное оформление одежды, подбор материала по цвету, рисунку, обработки, пропорциям частей одежды.

Производственные требования к одежде – это экономия материала и уменьшение трудоемкости обработки изделий, которые являются основными факторами, которые обеспечивают снижение себестоимости изделия. Поэтому изделия массового производства должны быть экономичны и технологичны.

Экономичная модель характеризуется минимальной площадью деталей изделий и минимальных отходов материала при раскрое.

Технологичность изделий означает уменьшение трудоемкости обработки за счет ликвидаций отдельных операций, упрощение способов обработки, создание условий для механизации технологических процессов и повышению производительности труда.

Технические требования – это требования по качеству пошива изделий (количество стежком в 1см, прочность швов, подгон по рисунку и т.д.) и к качеству материала. Изготовление одежды, а также основные показатели физико-механических свойств материалов должны отвечать требованиям стандартов или техническим условиям. Разные материалы в том числе и фурнитура должны сочетаться.

К швейным изделиям относят:

· бытовую и производственную одежду, составляющую наибольшую часть изделий швейной промышленности;

· форменную;

· предметы домашнего обихода;

· технические изделия и снаряжения.

Бытовая одежда - это самый многообразный вид швейных изделий.

Сюда относят:

· нательное бельё;

· легкую и верхнюю одежду;

· одежду для детей.

Нательное бельё - бельевые и корсетные изделия (нижняя сорочка, трусы, кальсоны, грация, пижама, ползунки, пеленки и т. д.)

Легкая одежда - это платье, блузки, халаты. Гигроскопичность должна составлять не менее 7% (фартук тоже)

Верхняя одежда является комплексным многослойным изделием. (пальто, костюмы, жакет, пиджак, шорты, блузка, брюки и т.п.)

Детская одежда - основные факторы - физиология, психология ребенка и местные климатические условия. Учитывать явление акселерации детей - быстрый рост, ускоренное развитие (физиологическое и интеллектуальное). Требования к тканям определяется образом жизни детей. При художественном оформлении тканей необходимо учитывать соответствие колорита и рисунка тканей по возрасту детей. Исходя из научных данных - детскую одежду моделируют по отдельным группам, причем для каждой возрастной группы детей учитываются не только особенности телосложения, но и образ жизни, занятие, интересы (комплекты).

К предметам домашнего быта относятся - постельная и столовая белизна. (простыни, пододеяльники, наволочки, скатерти, салфетки, полотенца и д.г.)

К техническим изделиям и снаряжениям - относятся брезентовые ведра, мешки, автомобильные чехлы, сумки, рюкзаки, палатки и д. г.

В настоящее время большое значение предоставляется потребительским качествам: эластичности, несминаемости, водо- и грязеотталкивающим свойствам, способности сохранять форму, отсутствие необходимости гладить - это требования, которые покупатель предъявляет к материалу и с которыми он сравнивает свое понимание качества. Созданная массовым производством одежда доступная каждому. Индивидуальность проявляется в выборе и комбинации отдельных компонентов одежды.

Грандиозный успех Диора свидетельствует в господствующей роли одаренного тонким интеллектом времени и духу времени создателя мод, ибо у истоков моды все еще стоит портной-модельер с его богатым воображением. Он черпает своё вдохновение везде, где только можно.

Джинсы - как элемент «антимоды», более столетия назад появились как рабочая одежда, а в 60-х годах нашего века, превратившиеся в непременный атрибут нашей жизни. Овеянная сейчас ореолом романтики, история джинсов на самом деле более чем прозаична. В течении многих десятилетий они были дешевой повседневной одеждой трудового люда - шахтеров, фермеров, рыбаков и ковбоев. Выражаясь современным языком - спецодеждой. Родоначальником и своего рода «автором» джинсов стал американский торговец Леви Страусс, основатель всемирно известной сейчас фирмы, который в наши дни принадлежит почти треть продукции в этой области. В середине ХІХ столетия Леви Страусс был всего лишь торговцем средней руки. Он отправился на запад США, который переживал бум своего освоения, со значительной партией брезента. Переселенцам она нужна была для палаток, тентов. Возможно, не были своевременно завезенные кожаные штаны основной одеждой ковбоев, быть может другая причина - существует несколько легенд возникновением джинсов. Леви Страусс весь свой брезент пустил не брюки по покрою имитировавшие ковбойские. Джинсы начали шить не только из брезента но и из хлопчатобумажной ткани. Так и кочевали джинсы - практичная и удобная одежда для труда. В конце 60-х годов они как бы родились во второй раз. После небывалой волны молодежного протеста против норм буржуазной морали, захлеснувшей города Западной Европы и американские студенческие круги - джинсы в которые были олачены бунтари невольно оказались в центре внимания у молодежи и нашли тысячи, а вскоре и миллионы поклонников.

Джинсы, подобно другим атрибутам «антимоды» оборотистыми дельцами были пущены на поток. Правда отныне в них трудно было найти приметы тех брюк, которые носили фермеры и ковбои. На смену джинсам пришел джинсовый стиль.

Под функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Функциональность - соответствие изделия, комплекса изделий назначению, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности.

В повседневной жизни одежда играет огромную роль для человека, т.к. представляет собой предмет первой необходимости .

Основная функция одежды - это защита человека от погодных условий (холод, жара, атмосферные осадки).

Основные функции современной одежды: защитная, информационная, эстетическая.

Информационная функция необходима и имеет значение отличительного признака социальной принадлежности или профессиональной деятельности человека.

Эстетическая функция - это предмет материальной культуры человека, и представляет собой черты исторической эпохи, национального характера или индивидуальные творческие особенности.

Защитная функция. Хоть у одежды и есть прямое назначение, и используется она в потребительских условиях, но она также является и предметом искусства.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.

Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция - эстетическая, удобство в носке и прочность - для повседневной.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Антропометрические требования . Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков. Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике.

Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься. К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность - способность одежды сохранять тепло. На теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность - способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность человека. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей - пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик. Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Эксплуатационные требования. В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит то условий его носки, свойств ткани, ее качества и вида обработки.

Надежность одежды в эксплуатации - важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).

Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды - сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ - это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала - значит, произошел и моральный износ одежды.

Литература: ,.

7. Ассортимент и классификация одежды

В разные периоды жизни и времени дня человек носит не одну вещь, а несколько, и у каждой из них есть определенное предназначение для разных условий: для отдыха, для занятий спортом, для работы.
Именно поэтому (классификация одежды по назначению) одежда делится на: бытовую, производственную и спортивную .

Бытовая одежда - это самая большая категория и подразделяется на нарядную, повседневную и домашнюю.

Производственная одежда делится на ведомственную и специальную одежду (для лесорубов, шахтеров, медсестер, врачей, пожарных).
Наиболее ярко информационную функцию выполняет ведомственная одежда.

Спортивную одежду тоже можно подразделить более узко. Например, одежда для отдельных видов спорта (футбол, теннис, баскетбол).

Существует классификация по временам года: летняя, зимняя, осенне-весенняя или демисезонная.

Еще одним немаловажным фактором в классификации одежды является классификация по поло-возрастному признаку на мужскую, женскую и детскую.

Под ассортиментом швейных изделий понимают перечень их товаров, объединенных в группы по определенным признакам. Ассортимент швейных изделий велик и сложен, включает различные виды и разновидности одежды, головных уборов, а также постельное, столовое белье и др.

Швейные изделия классифицируют на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и др.

Классы швейных товаров: бытовая, спортивная, специальная, национальная, ведомственная одежда. Каждый класс делится на подклассы. Подклассы бытовой одежды: верхняя одежда, легкая, белье нательное, постельное, корсетные изделия, головные уборы. Изделия, входящие в подклассы, делятся на группы, например, группы верхней одежды: пальто, плащи, куртки, костюмы и др.

Группы по половозрастному признаку делятся на подгруппы, например, группа пальто - мужские, женские, для мальчиков и девочек старшего школьного, школьного, дошкольного возрастов.

Швейные изделия различают по видам, отличающимся следующими признаками: видовым наименованием, полом потребителя, его возрастом, сезонностью и временем использования, применяемым материалом, назначением изделия. Виды швейных изделий подразделяются на разновидности, которые характеризуются тремя признаками: наименование изделия, фасон, сложность фасона.

В промышленности принята определенная классификация швейных изделий.

Весь ассортимент по общему назначению делится на пять классов:

1) бытовые изделия;

2) спортивные изделия;

З) спецодежда;

4) ведомственные изделия;

5) национальная одежда.

Каждый класс по условиям эксплуатации подразделяется на пять групп:

1) верхняя одежда;

2) легкое платье;

З) белье и швейная галантерея;

4) головные уборы;

5) инвентарь, снаряжение и другие изделия.

Группы делятся на подгруппы в зависимости от модельно - конструктивных признаков и употребления: пальто, костюмы, платья, блузки, юбки и другие плательные изделия; белье верхнее, нательное, постельное, столовое; полотенечно - платочные изделия; швейная галантерея; головные уборы и др.

Изделия, входящие в подгруппы, делятся по видам, которые характеризуются шестью признаками:

1) видовым наименованием (пальто, бушлат, шинель, плащ и т. д.);

2) полом (мужская, женская одежда);

З) возрастом (пять возрастных детских групп и три возрастные группы взрослого населения);

4) сезонностью (зимние, летние, демисезонные, внесезонные изделия);

5) видом основных тканей и материалов (шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани и др.);

6) назначением (парадная, выходная, повседневная, домашняя, рабочая, специальная одежда).

Бытовая одежда изготовляется различных размеров (номеров) и длин (ростов). Размер определяется обхватом груди, длина – длиной тела человека и модой.

Одежда имеет следующие размеры (в см): для взрослых – 88, 92, 96, 100,..., 120; для детей-подростков – 88, 92; старшего школьного возраста – 76, 80, 84; младшего школьного возраста – 64, 68, 72; дошкольного возраста – 56, 60; ясельного возраста – 48, 52.

Для массового производства одежды разработаны промышленные методы моделирования и конструирования, в которых учитывается современная типология взрослого и детского населения страны. Размерная характеристика типовых фигур человека дается в виде отдельных измерений, называемых размерными признаками. В качестве ведущих размерных признаков приняты: обхват груди и длина тела человека (рост).

В соответствии с требованиями стандартов при маркировке готовой одежды ставят обозначение размеров в сантиметрах в следующем порядке: для мужской одежды – рост, обхват груди, обхват талии (например, 170 – 100 – 88); для женской одежды – рост, обхват груди, обхват бедер (например, 158 – 96 – 104), для мужских сорочек – рост, обхват груди, обхват талии, обхват шеи (170 – 100 – 88 – 41).

Подконструкцией понимается внешний вид и объемно пространственная форма одежды, характер членения ее на конструктивные пояса, конфигурация и размеры составных частей, а также способы их соединения. Конструкция одежды характеризуется внешней формой (силуэт, покрой), конструктивным построением деталей (воротник, карманы, застежка), художественным оформлением и видом соединительных швов.

Детали одежды можно разделить на две группы: определяющие объемно-пространственную форму изделия. к ним относятся полочки, спинки, рукава, передние и задние половинки брюк, полотнища юбок; не определяющие объемно-пространственную форму изделия. они делятся на два вида: детали, имеющие вспомогательные значения (обтачки, детали подкладки, прокладки, кромки и т.д.), и детали, относящиеся к конструктивно-декоративным элементам (карманы, манжеты, планки, пояса, банты и т.д.).

Детали первой группы являются основными, так как они создают форму одежды. Конструкция и объемно-пространственная форма деталей второй группы зависят от конструкции и формы основных деталей.

Конструкцию одежды определяют следующие факторы: вид и функциональное назначение одежды; силуэтная и объемно-пространственная форма, размеры и количество составных частей (деталей кроя); свойства материалов, из которых изготовляется одежда; способы соединения составных частей одежды; строение и расположение конструктивных швов и вытачек; наличие конструктивно-декоративных элементов (складок, драпировок, рельефов, оборок и т.д.).

Основные детали могут состоять из одной или нескольких частей в зависимости от модели, силуэта, формы и вида одежды (рис.2,3). Разнообразие конструкции спинки и полочек, состоящих из одной части, определяется наличием отделочных швов, вытачек.

Рукава изделий могут состоять из одной, двух или трех частей. Кроме того, конструкция рукавов может быть разной в зависимости от конструкции нижних и верхних срезов. Конструкция верхних срезов рукавов (втачные, реглан и рукава, выкроенные вместе с полочкой и спинкой) определяют покрой рукава.

Воротник одежды состоит обычно из двух деталей – верхней и нижней, в женском платье может состоять из одной детали. Нижний воротник верхней одежды придает и удерживает форму воротника изделия, он состоит из двух частей. Верхний воротник состоит из одной части, за исключением отдельных изделий со стойкой.

Подборт служит для оформления и обработки края борта, поэтому по внешнему срезу он соответствует срезу бортов полочек. Пояс в плечевых изделиях является дополнением к фасону, а в поясных изделиях – деталью, обеспечивающей посадку брюк и юбок на фигуре человека.

Контуры деталей называют срезами, они имеют различные названия в зависимости от места расположения в готовом изделии, надетом на фигуру человека (табл.1,2).

Таблица 1

Наименование конструктивных линий мужского пиджака

Рис. 2. Детали кроя мужского пиджака из ткани верха

Таблица 2

Наименование конструктивных линий мужских брюк

Рис. 3. Детали кроя мужских брюк из ткани верха

Каждая деталь должна иметь определенное долевое направление нитей основы ткани для обеспечения устойчивости изделия к растяжению во время носки, а также для лучшего формообразования.

Для удовлетворения запросов потребителей необходимо изготавливать одежду массового и серийного производства с учетом предъявляемых к ней потребительских и промышленных требований (рисунок 1) .

Потребительские требования служат для удовлетворения потребностей в процессах потребления вещи человеком. В состав потребительских требований входят: социальные, функциональные, эстетические, эргономические и эксплуатационные.

Требования к одежде

Промышленные

Потребительские

Рисунок 1 – Классификация требований, предъявляемых к одежде

Социальные – характеризуют соответствие изделия общественным потребностям и конъюнктуре рынка. Эти требования включают в себя:

Соответствие модели спросу потребителей на данный вид ассортимента;

Соответствие размерно-ростовочного ассортимента спросу населения;

Конкурентоспособность модели по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными образцами швейных изделий.

Функциональные – определяют степень соответствия одежды основной целевой функции (т.е. назначению), внешнему облику, психологическим особенностям человека. Для соблюдения функциональных требований одежда должна соответствовать:

Конкретному назначению, т.е. конкретным условиям труда или отдыха;

Сезонным, возрастным и размерным особенностям потребителя.

Эстетические – должны учитывать художественную выразительность, гармонию и стилевое единство формы одежды с функциональным содержанием.

Эстетические требования включают в себя:

Соответствие изделия современному направлению моды по силуэту, пропорциям, форме деталей, материалам и цветовой гамме;

Точность и тщательность технологической обработки и отделки;

Выразительность, привлекательность и оригинальность фирменных знаков, ярлыков маркировки и упаковки.

Эргономические – характеризуют приспособленность изделия к человеку в конкретных условиях его деятельности во взаимосвязи его с промышленными изделиями и окружающей средой.

Эргономические требования предполагают выполнение следующих условий:

Антропометрическое соответствие одежды размерам и форме тела человека в статике и динамике, т.е. удобство и свобода движения конструкции изделия;

Гигиенические требования, обеспечивающие защиту человека от неблагоприятных условий внешней среды (холода, жары, дождя и т.д.), механических и химических повреждений, обеспечение нормальной жизнедеятельности организма. Гигиенические требования достигаются соблюдением следующих условий: тепловой баланс изделия (защита от холода и избытков тепла, солнечной радиации); вентилируемость изделия (обеспечение воздухопроницаемости и паропроницаемости за счет рационального конструктивного решения); защита от внешней (атмосферной) и внутренней (пододежной) влаги.

Психофизиологические требования, предполагают удобство надевания и снятия одежды, удобство пользования отдельными элементами одежды, а также минимальную массу одежды.

Эксплуатационные – заключаются в надежности швейного изделия, предполагающей безотказность, долговечность, стабильность сохранения качества в процессе эксплуатации и возможность ремонта изделия.

Надежность швейного изделия достигается за счет следующих факторов:

Прочность материалов и швов и их устойчивость к разрывным нагрузкам;

Формоустойчивость деталей и краев одежды;

Износостойкость материалов и конструкции деталей в течении срока службы изделия до момента морального или физического износа.

К промышленным требованиям относится обеспечение технико-экономической целесообразности изготовления продукции посредством рационального использования материалов и сокращения трудоемкости изготовления изделий. Рациональное использование материалов – важнейший источник снижения себестоимости швейных изделий, так как в стоимости одежды массового производства себестоимость основных материалов составляет до 90%. Наибольшую часть нормы расхода ткани на изделие составляет площадь деталей (85-90%). Поэтому первостепенное значение при изготовлении одежды массового производства придается конструкции моделей изделия. Экономия ткани на площади деталей отработанной и принятой к изготовлению конструкции изделия не допускается, так как это приводится к снижению качества продукции.

Для обеспечения высокого качества высокого продукции и снижения трудоемкости ее изготовления используют технологичные конструкции, при разработке которых учтена возможность применения наиболее эффективных методов изготовления одежды, нового оборудования и осуществления комплексной механизации и автоматизации швейного производства. Вопросы экономичных и технологичных конструкций швейных изделий детально рассматриваются в курсе «Конструирование швейных изделий».

Соблюдение промышленных требований достигается следующими показателями:

- стандартизации и унификации – сведение всех возможных технологических и конструкторских решений одинакового функционального назначения к минимуму наиболее рациональных вариантов;

- технологичность определяет степень прогрессивности конструкции и технологии с позиции сокращения трудоемкости и материалоемкости, механизации и автоматизации производства, улучшение качества швейных изделий;

- экономичность означает рациональное использование материалов и снижение затрат на проектирование и производство одежды (расход материала на изделие, процент межлекальных потерь), а также потребительских расходов на ее эксплуатацию (стирку, химчистку, ремонт).