Художественно-эстетическое развитие дошкольников по фгос. Диагностика освоения старшими дошкольниками изобразительного искусства Педагогическая диагностика по художественно эстетическому развитию

Построению оптимального процесса художественно-эстетического развития детей во многом способствует изучение особенностей художественно-эстетического опыта воспитанников. Это обеспечивает соотнесение поставленных целей, выбранной программы с возможностями детей группы и внесение необходимых корректив в педагогический процесс.

Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстетического развития дошкольников (на материале освоения изобразительного искусства).

Задачи диагностики связаны с выявлением особенностей проявления эстетического отношения у детей дошкольного возраста;

Обоснование задач диагностики. Современные образовательные программы, научные исследования по данному направлению, ориентированы на обсечение условий становления эстетического отношения у детей. Категория «эстетическое отношение» на данный момент имеет ряд различных трактовок и подходов к пониманию его структуры и рассматривается как сложное многокомпонентное образование. В более широком понимании (принятом в современных образовательных программах) эстетическое отношение интегрирует четыре компонента: эмоциональный (эстетические эмоции, чувства, состояния, обеспечивающие эмоционально-чувственное ребенком освоение мира), гносеологический (складывающийся на основе эстетического восприятия, эстетических суждений и представлений, и обеспечивающий эстетическое познание), аксиологический (включающий эстетические оценки, вкусы, идеалы,; составляющий основу эстетических ценностей и определяющих формирование эстетических мотивов, потребностей), деятельностный («эстетические деяния» (Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова), своего рода «проявление в действии»). Данный подход может определять основные направления построения диагностики, критерии, группы и уровни. При этом, художественно-эстетическое развитие обусловлено как «биологическими предпосылками», так и социальными факторами. Это требует сопоставительного изучения особенностей развития сенсорных, эстетических, творческих способностей детей, а также влияния среды на данный процесс (что предусматривает изучение педагогических условий данного процесса).

При этом, ориентируясь на становление у детей эстетического отношения к действительности, а также идеи полихудожественного подхода, при анализе результатов ценно более интегрировано трактовать данные по «родственным» направлениям (во взаимосвязи освоения разных видов и жанров искусства (музыкального, изобразительного, игрового, литературного), овладения художественными деятельностями (изобразительным, музыкальным, литературным творчеством, театрализованными играми). На данный момент развития научных исследований представляется сложным (и ненужным!) подобрать«универсальное задание », которые позволят выделить уровень формирования эстетического отношения у дошкольников (это определено и возрастными возможностями детей – во многом конкретностью осваиваемых представлений, начальным этапом освоения способов создания изображения). Выводы относительно сформированности эстетического отношения целесообразнее формулировать на основе «дифференцированного» изучения (по детским видам продуктивных деятельностей, разным осваиваемым детьми видам и жанрам искусства), но при условии использования сопоставимых показателей (например, проявление самостоятельности, инициативности, творчества; развитие умений создавать выразительный образ (в рисовании, игре, пластическом этюде, сказке) и сопоставимых диагностических заданий (наблюдение творческой игры ребенка и придумывания им пластического этюда, поведение в процесс конструирования и рисования). При этом, наряду с результатами заданий, тестов, на первый план выступают «говорящие мелочи», которые можно заметить преимущественно в процессе повседневного наблюдения за детьми (замечает ли ребенок проявления красоты в повседневных ситуациях, окружающих предметах, как реагирует на эстетические проявления; есть ли эстетических предпочтения и др.).

В исследованиях Н.М. Зубаревой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, Н.П. Сакулиной, Р.М. Чумичевой, Е.М. Торшиловой, Е.А. Флериной и других, представлены интересные диагностические задания, показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально (глубоко, по отдельным направлениями, видам деятельности, представлениям о разных видах искусства) изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. Представленные далее диагностические задания являются возможным вариантом и выступают своего рода ориентирами для исследования детского опыта и построения педагогического процесса. В зависимости от целей, задач, специфики образовательных программ, а также особенностей детей группы, возможно их уточнение, дополнение, использование в сочетании с другими диагностическими методиками.

Обоснование выбора диагностических заданий . В проведении диагностики учитывают следующие моменты:

Ø На «содержательном» уровне в большинстве общеобразовательных и парциальных программ гармонично сочетается содержание, обеспечивающее решение двух взаимосвязанных задач: ознакомление с искусством и развитие собственно изобразительной деятельности детей . В современных программах данные два раздела тесно взаимосвязаны: развитие художественно-эстетического восприятия признается одним из ведущих условий активизации и обогащения детской изобразительной деятельности. Однако, в ряде программ, учитывая неравномерный темп развития восприятия и деятельности, предусматривается как бы «изолированное» освоение искусства и развитие детского творчества. В этой связи следует использовать задания, позволяющие выявить особенности освоения детьми обоих направлений ;

Ø Учитывая особенности возраста – «деятельностное» освоение мира дошкольниками, в осуществлении своеобразной экспресс-диагностики следует, прежде всего, особое внимание уделять развитию детского творчества (освоение видов деятельности).

Ø В выборе критериев, формулировании описаний уровней художественно-эстетического развития детей, больше внимание следует уделять не столько сформированности «конкретных представлений, развития умений», сколько проявлению творчества, инициативности, самостоятельности в создании образа, использовании средств выразительности, освоении способов создания изображения, освоения эстетических категорий, интереса к освоению прекрасного в окружающем и творческого отражения в продуктивной деятельности, самостоятельного использования детьми освоенного художественно-эстетического опыта в разнообразной деятельности, высказывания собственного мнения и проявления индивидуальности (собственное понимания красоты, видение художественных образов).

Ø Для активизации желания детей участвовать в диагностических заданиях необходимо использовать игровых персонажей и создавать интересные игровые ситуации . Вариантами персонажей (для проведения промежуточных и итоговой диагностик) в зависимости от возраста детей и субкультуры, и последующей педагогической работы могут являться:

Малыш-Кисточка , который не умеет рисовать (не знает что такое картины, жанры живописи, не умеет «рассказывать» о картине и т.п.) и предлагает детей научить его. Вначале диагностирования Малыш-Кисточка может быть представлен Палочкой, которая хочет превратиться в Кисточку. Общий мотив – помочь превратиться в Кисточку. После каждого задания у него появляется (рисуется самим ребенком) ворсинка кисти;

Клякса , которая считает себя великим художником, но не умеет рисовать и ничего не знает. Детям предлагается помочь кляксе;

– использование «игрового поля» (лист бумаги с нецветным конкурным изображением различным предметов или сюжета). За каждое выполненное задание ребенок получает карандаш (одного цвета) и право раскрасить часть изображения. Общим мотивом может являться - «помощь Фее Красоты» вернуть краски в Волшебную страну - раскрасить стертую Злодейкой-Резинкой картинку разными цветами.

Ø Проведение диагностических заданий может осуществляться как индивидуально (в этом случае исключена возможность «подсматривания» ребенком выбора предпочитаемого эстетического предмета, темы для работы, средств выразительности у других детей), так и фронтально (на специальном занятии диагностической направленности). В данном случае ценно увидеть «поведение» каждого ребенка (легкость начала выполнения работы, обращение за советом, подсказкой, общение со сверстниками в процессе деятельности и по поводу результатов).

Ø Относительно выявления особенностей эстетического отношения, проявления творчества в изобразительной деятельности ценно не «сиюминутное» изучение (единовременное проведение всех диагностик), а продолжительный процесс наблюдения и фиксации значимых фактов. Так как, творчество носит субъективный и индивидуальный характер, в его процессе выделяют так называемую «латентную» фазу (вынашивание замысла) иногда требуется время для «раскрытия» эмоциональных впечатлений, выбора формы их представления. В связи с этим, не предполагается проведение всех заданий в 1-2 дня. Следует выделить так называемые «диагностические» недели (например, сентябрь–январь–май), в течение которых будет проводиться изучение. При этом часть заданий могут использоваться в «оперативном порядке » (в течение всего года) - например, для изучения особенностей интереса и «принятия» детьми возможности рисования нетрадиционными техниками используется ряд вопросов беседы, а также создание рисунка различными материалами. Это позволит увидеть «проблемные моменты» в освоении нетрадиционных техник (с чего начать, какие технические и изобразительно-выразительные умения необходимо развивать, какой материал более интересен детям).

Ø При определении содержания бесед с детьми, критериев наблюдения, мы сознательно избегали «узких» вопросов, показывающих знание детьми «конкретных» ответов (например, определять отличительные особенности филимоновской и дымковской народной игрушки; назвать авторов-иллюстраторов). Во-первых, содержание образовательных программ несколько варьируется в данном аспекте; во-вторых, учитывая различия в социокультурных традициях в разных регионах страны, а также, стихийном опыте детей принципиальнее выявить понимание (их собственное «видение») детьми «красоты», проявление интереса, развитие умений «откликаться» на интересный выразительный образ, эстетически привлекательный предмет. Ряд вопросов, посвященных выявлению некоторых представлений об искусстве, также носит не «констатирующий» характер («знает - не знает»), сколько ориентировочный («что думает», «как размышляет», «что успел в стихийном опыте заметить»).

Обобщая, можно выделить несколько направлений , по которым рекомендуют проводить диагностику художественно-эстетического развития дошкольников

Иерархия диагностических методов

Возможные задания, позволяющие выявить особенности эстетического отношения у детей дошкольного возраста.

Диагностика уровня творческих способностей у старших дошкольников
Художественное творчество помогает формированию у детей, как общих способностей, так и специальных. Рисование развивает у детей способность создавать образы в своём воображении, руководствуясь принципами красоты. Именно то, как ребёнок отражает воображаемые образы на бумаге, может служить основой для диагностики общего и художественного уровня развития.
Для определения художественно – творческого развития мы использовали адаптированную методику Н.В.Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровня художественно – творческого развития.
Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого развития детей старшего дошкольного возраста

Показатели

Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- - крупнее равных по размерам, но удалённых)

Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства

Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения.

Разработанность содержания изображения

Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов)

Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого

Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла

Эмоциональность созданного образа, предмета, явления

Яркая эмоциональная выразительность.

Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности

Изображение лишено эмоциональной выразительности

Самостоятельность и оригинальность замысла

Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно

Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями

Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности.

Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом

Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём

Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём

Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём

Уровень развития воображения

Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа.

Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа

Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»)

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.
Для определения уровня художественно – творческого развития детям были предложены следующие задания:
1. Дорисуй геометрическую фигуру
2. Нарисуй какой хочешь узор
3. Весёлые картинки
4. Сказочная птица
Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».
Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.
Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей).
Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор»
Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.
Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.
Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра.
Третье задание Весёлые картинки (рисование при помощи открыток).
Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.
Предварительная работа: рассматривание открыток.
Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.
Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Четвёртое задание «Сказочная птица»
Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).
Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.
Диагностика проводится на НОД по рисованию и вне образовательной деятельности.
При разработке занятий в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников мы опирались на следующие источники:
.1.Программа Веракса «От рождения до школы»
2. Комарова. Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.
3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий.
Каждое занятие было направлено на развитие и стимулирование творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. При этом большое значение играла роль воспитателя. Необходима была подготовленность воспитателя к данной работе, которая включает в себя разнообразные методы и приемы, организацию атмосферы творчества и сотрудничества с детьми. Также необходимо было учитывать и уделять внимание мотивации к занятиям, заинтересованности детей, вызвать желание к деятельности.
Соблюдение перечисленных условий способствовало стимулированию творческой деятельности старших дошкольников. В каждое занятие вошли следующие средства стимуляции творческой активности: чтение литературы (сказок, рассказов); слушание музыки; картин, иллюстраций; беседы с детьми; дидактические игры (приложение)
В процессе занятий воспитателем для повышения творческой деятельности старших дошкольников использовались различные педагогические стимулы, в зависимости от уровней проявления творческой активности дошкольниками. На занятии наблюдалась атмосфера сотрудничества с детьми, педагог вызывал положительный настрой к занятию. Наблюдалась заинтересованность детей, желание выполнить задание, довести начатую работу до конца.
На занятиях была создана атмосфера творчества. Ребята чувствовали себя комфортно, свободно. Нами была создана обстановка, которая позволяла каждому ребенку реализовать свой замысел, что немаловажно для развития творчества детей в данном возрасте. Детям в интересной форме сообщалось о теме занятия, детей заинтересовали и настраивали на практическую деятельность. На следующем этапе мы сообщали детям о структуре творческой работы и побуждали детей к составлению плана работы, чтобы была правильно осуществлена их практическая деятельность. После предварительной работы дети выполняли задание самостоятельно. В процессе выполнения задания мы оказывали помощь некоторым детям с низким уровнем сформированности воображения, творчества.
После выполнения задания все работы были анализированы совместно с детьми.
Все занятия были интересны детям. Дошкольники, все без исключения, проявили любознательность при получении знаний. Дети с удовольствием приступали к интересной работе. В процессе занятия дети проявляли большое внимание, заинтересованность, задания выполняли с удовольствием. Все дети были эмоциональны в течение всего занятия.
У детей наблюдалась большая заинтересованность, стремление довести дело до конца. В процессе выполнения заданий повысилась инициативность и самостоятельность детей, радость от процесса деятельности.
Дети были эмоционально восприимчивы и отзывчивы в течение всего занятия и показали неплохие результаты.
Важным фактором стимулирования творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста является взаимосвязь различных видов творческой деятельности в системе обучения детей.
Подводя итоги можно сделать вывод, что на данных занятиях дети учились самостоятельно и с помощью воспитателя придумывать образы, сюжеты и воплощать свой замысел до образа, доводить начатое дело до конца, до желаемого результата.
Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что рисование по замыслу может служить эффективным средством развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста, при использовании разработанного комплекса занятий, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы.
Мы смогли убедиться на практике, что при правильной организации занятий можно добиться улучшения показателей творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

С целью изучения у детей способностей в изобразительном искусстве, а также выявления эффективности разработанного комплекса занятий и упражнений с целью повышения эстетического воспитания старших дошкольников была проведена исследовательская работа на базе Жаманжольской основной школы, миницентра. Для проведения данного эксперимента были изучены две группы: контрольная и экспериментальная.

Целью нашей работы являлось изучение уровня художественно-творческих способностей и эстетических знаний детей старшего дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес и активность к занятиям по изобразительной деятельности направленных на развитие эстетического воспитания, но эпизодически и нерегулярно. Технические навыки у детей данного возраста слабо развиты. Дети предпочитают рисовать карандашом и красками.

При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы : наблюдение, эксперимент, диагностика и тестирование, анализ продуктов деятельности, метод исследования личности.

Задачами исследовательской работы являлись:

Проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте в технике живописи;

Разработка путей, способствующих эстетическому воспитанию в области рисования живописными материалами;

Апробирование инновационных техник в живописи, способствующих эстетическому воспитанию старшего дошкольного возраста.

Были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства. Основными направлениями изучения художественно-творческих способностей данной работы являются:

1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;

2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;

3) способность рационально применять различные техники и рисовать живописными материалами, используя цвет.

Приоритетным направлением в диагностике развития способностей, направленных на эстетическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительного искусства стала способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных техник живописи.

Проводимая исследовательская работа состояла из трех этапов:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) итоговый.

1 –й этап. Констатирующий эксперимент

Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей, направленный на эстетическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

Констатирующий эксперимент был проведен в виде диагностических методик «Нарисуй картинку», «Моя семья», «Дорисовывание кругов», «Дорисуй».

Диагностическая методика «Нарисуй картинку» направлена на изучение изобразительно-творческого мышления детей старшего дошкольного возраста. Оборудование для методики:

А) фигура овальной формы из цветной бумаги. Цвет фигуры может быть любой, но такой насыщенности, чтобы допускалось рисование деталей не только снаружи, но и внутри контура;

Б) чистый лист бумаги; В) клей; Г) цветные карандаши.

Детям дается инструкция: «Вы получили фигуру из цветной бумаги и клей. Придумайте любую картину, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть любой предмет, явление или рассказ. С помощью клея поместите эту фигуру на чистом листе в любом месте, чтобы получилась задуманная вами картина. Дополняйте свой рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из нее как можно более интересную и увлекательную историю. Когда вы закончите рисунок, придумайте к нему название. Сделайте это название как можно более необычным. Используйте его для того, чтобы лучше рассказать придуманную вами историю. Начинайте работу над рисунком, делая его непохожим на другие и сочиняя как можно более сложную и интересную историю».

Критерии оценки методики «Нарисуй картинку»:

Оригинальность. При обработке результатов используется шкала от 0 до 5 баллов, согласно частоте встречаемости одинаковых ответов. Ответы, встречающиеся в 5 % и более случаев, получают 0 баллов. Так же оцениваются и очевидные ответы, вроде «капля», «груша», «яйцо».

При оценке разработки баллы даются за каждую значимую деталь (существенную идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами.

0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.

1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.

2 б. - нос, остров.

3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.

4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.

5 б. - остальные рисунки.

Разработанность: один балл за каждую значимую деталь.

Название:

    обычное название.

1 - простое описание.

2 - описательное название.

3 - релевантное название.

Задание по рисованию направленное на изучение творчества и исполнительства детей старшего дошкольного возраста.

Тема:«Моя семья»

Оборудование:краски с кисточками, карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры.

Выводы: В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественно-образную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Уровни художественного развития:

Высокий уровень(3 балла) - дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Средний уровень(2 балла) - в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.

Низкий уровень(1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

Изучение оригинальности решения задач на воображение на основе упражнения «Дорисуй».

Оборудование: альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.), цветные карандаши, фломастеры, мелки.

Ребенка 5-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.

1. Нулевой тип. Ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

2. Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

3. Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

4. Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

5. Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

6. Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок - голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.)

Оборудование:

Задание на дорисовывание шести кругов, носившее диагностотеский характер, состояло в следующем: детям давался альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность»-количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе. Оценка 3- высокий уровень- ставится тем детям, которые наделяли предмет ориганальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверюшек (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа. Оценка 2 -средний уровень - ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круга, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.). Оценка 1 -низкий балл - ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).

Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в уровне развития творчества детей. При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображений разными детьми. Если тестирование осуществлялось индивидуально, то возможность копирования фактически исключается, и каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным (хотя он и повторяется в рисунках других детей). Результаты выполнения задания оцениваются в двух направлениях:

1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображении);

2) по группе в целом (выводя общее число баллов)

Анализ выполнения детьми задания позволяет получить представления о передаче ряда свойств предметов: формы, цвета; осмыслении образной стороны действительности и др.

Использование цветовой гаммы, ее разнообразие во многом определяются уровнем общего развития ребенка и его личностными психическими особенностями, например, использование цвета в рисунке может ограничиваться одним-двумя цветами, что не оправдано выбором изображенных предметов.

Разный уровень развития мыслительных операций: анализ выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения, то есть операции, способствующих развитию когнитивных структур, определяемых психологами при оценке интеллектуального развития детей, выражается в следующем:

В умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение, образ (это и один из показателей творчества), например, объединение 2-3 кругов в единый предмет (очки, светофор, танк и т. п) или необычный для данного возрастного периода образ: ведро, паутинка, глобус;

В способности активизировать образы-представления, имеющиеся в опыте соотнося их с поставленной задачей;

В готовности увидеть общее в частном и частное в общем (общность формы различных предметов и характерные особенности каждого из этих предметов цвет, детали, дополняющие основную форму и позволяющие отличить общее от частного);

Выполнение детьми диагностического задания и анализ результатов позволяют оценить уровень воспитательно-образовательной работы в группе. В одном и том же учреждении в одинаковых по возрастному составу группах могут быть получены различные результаты, и выше они в той группе, где выше уровень воспитательно-образовательной работы с детьми.

С целью более глубокого анализа полученных результатов выполнения диагностического задания можно ввести дополнительные критерии и усложнить математическую обработку уже выделенных критериев.

Критерий «разработанность образа» образа включает передачу в изображении признаков предмета (объекта), закрашивание изображения. Высшая оценка по этому критерию определяется в 3 балла.

3 балла-рисунок, в котором передавалось более трех характерных признаков предметов и изображение было красиво закрашено.

2 балла- изображение, в котором передавалось 2-3 признака и аккуратно закрашивалось.

1 балл - дорисовывание с передачей 1 признака (или аккуратное закрашивание изображений).

Примечание. К общему баллу добавлялся 1 балл, в случае передачи признаков, наиболее ярко характеризующих созданный образ.

Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента проведенного в экспериментальной и контрольной группах

Анализ рисунков говорит о том, что большинство детей используют воздушную перспективу изображения. Возможно, это объясняется с недостаточным развитием графических способностей детей. Все дети использовали горизонтальное расположение листа. Причина этого кроется, по словам воспитателей, в том, что вертикальное расположение в основном используется при предметном рисовании (цветок, посуда, игрушка). Предполагается, что педагогами в рисовании навязан шаблон, что препятствует развитию творческих способностей детей.

При рисовании все дети имели замысел, то есть знали, что они будут рисовать. Однако некоторые затруднялись в определении путей его реализации. Таким образом, констатируем, что основная часть детей находится на низком уровне владения средствами композиции, как в контрольной группе (65%), так и в экспериментальной группе (80%). Рисунки показали недостаточное развитие образного творчества, характерное одинаковое горизонтальное расположение листа. Представление детей ограничено введением воспитателями шаблона в процессе рисования. Предположительно воспитатели с младших групп часто использовали показ детям готового образца. В результате чего у детей произошло торможение развития комбинаторских способностей воображении. Также дети затрудняются в передаче динамики движения изображаемого, что свидетельствует о недостаточном развитии графических способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности. Слабое владение графическими навыками не позволило некоторым детям отразить в рисунке свои впечатления.

У двоих детей в контрольной группе и одного в экспериментальной наблюдается высокий уровень композиционных навыков (15%). Они владеют умениями построения перспективы, используют яркий цвет героев, ритм, динамику движения героев, изображают объекты по всему листу, придумали оригинальные названия своим рисункам.

Пять человек в контрольной группе (25%) и трое в экспериментальной группе (15%) показали средний уровень развития, все расположили свои композиции по всему листу, придумали оригинальное название, но не смогли придумать и рассказать историю по своему рисунку.

Вывод констатирующего эксперимента : из проведенного эксперимента видно, что увлеченность темой и техникой у детей развита на высоком уровне, способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением некоторых, таких как Настя Р., Юля О., Саша П., Халид К., у которых наиболее высокий уровень развития всех выше перечисленных способностей.

Для методической разработки программы мною выбран раздел «Художественно-эстетическое развитие » (образовательная область «Художественное творчество»)

Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Цель моей работы: Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства.

Программа по художественно-эстетическому развитию предусматривает: развитие интереса к различным видам искусства формирование художественно-образных представлений развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности; развитие сенсорных способностей приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Для решения поставленных задач мы использовали методику изобразительной деятельности Тамары Семеновны Комаровой, но при проведении занятий всегда поражало однообразие техник, предлагаемых для изображения образа. А это не способствует в полной мере решению задачи развития творческих способностей дошкольников. Современному же обществу требуются творчески-активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Поэтому тему своей работы я обозначила как «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием техник нетрадиционного рисования»

В своей работе я использую пособия Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования», журналы «Дошкольное воспитание».

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной.

По мнению педагогов и психологов, (таких как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. А исследователи (Т.С. Комарова, О.В. Радонова, А.О. Куревина, А.А. Волкова, Т.И.Космачева) доказали, что художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребенка.

Нина Павловна Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой, манкой, солью и т.д.) Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в доу, и часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Во время работы мы проводим эксперименты с различными материалами (солью, манкой, мыльной пеной, краской.) А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря. Использование нетрадиционных техник рисования дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения . Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, я специально создаю ситуации, где дети рисуют коллективно, тем самым поощряю детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствует развитию опыта общения между детьми и взрослыми . При этом ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Кроме того, при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.

Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился сработой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию.

Занятия изобразительной деятельностью способствуютформированию изобразительных умений и навыков , так как аккуратность и тщательность выполнения работы во многом зависит от усвоения навыков. Навыки по технике рисования связаны с развитием руки ребенка - координированностью, точностью, плавностью, свободой движений.

В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия искуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение.В работе с детьми я обращалась к сказочным образам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло), а также знакомит с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Ребенок начинает эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, учатся самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Дети любят изображать то, что для них на данный момент интересно – себя, своих друзей, родных и близких, образы окружающего мира, явления природы, и яркие события общественной жизни. Темы рисунков часто дети предлагают сами, исходя из событий своей жизни на данный момент. При этом нетрадиционная техника рисования предлагает детям больше возможностей для воплощения своих фантазий. (рисование по мокрому листу, набрызг, граттаж и тд.). Таким образом, рисование помогает закреплению уребенкапервичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе.

При организации образовательного процесса мы выяснили, что наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями: «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми «Познание» - формирование целостной картины мира «Чтение художественной литературы» - использование худ. произв. для обогащ. «Физическая культура» - развитие мелкой моторики. «Музыка» - использование муз.произв.для обогащения обр. обл. «худ. творчество» «Труд»- формир. труд. умений и навыков в продукт. деятельности.

Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования. Вариант такого планирования представлен на слайде

Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса:

1. Совместная деятельностьпедагога с детьми: здесь мы используем информационно-рецептивные методы.Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)

2. C амостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.

3. Взаимодействие с семьей:

Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия.

При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству» мы используем следующие техники изображения:

1. Рисование пальчиками, ладошкой. 2. Печать листьев. 3. Кляксография. 4.Раздувание краски. 5. Рисование свечой. 6. Монотипия. 7. Рисование по шаблону. 8. Набрызги. 9. Рисование поролоном. 10. Рисование солью. 11. Граттаж.

В работе мы используем такие средства:

2. Поролоновые губки

3. Зубные щетки

4. Ватные палочки и др.

С целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности была проведена диагностика. Для проведения диагностики были использованы тесты, предложенные Э.П. Торренсом.

Тест №1: «Незаконченный рисунок»

Тест №2: «Дорисовывание»

Также с целью выявления уровней творчества детей старшего дошкольного возраста и отнесения их к группам с определенным уровнем сформированности творческой активностью было проведено занятие по изобразительной деятельности «Среди невиданных зверей»

Диагностика проводилась в начале и в середине года в 2 старших группах детского сада.

Результаты диагностики на начало года следующие:

1. высокий уровень развития творческих способностей показали по 1 ребенку в обоих группах -10% 2.Средний уровень творческой деятельности в нашей группе показали семь детей, в другой группе -пять детей (это 40% и 30%) 3. Низкий уровень в нашей группе показали двенадцать детей, в группе «Бабочки» – тринадцать детей.(50% и 60%)

В середине года вновь была проведена диагностика уровня развития творческих способностей, ее результаты такие:

1. высокий уровень развития творческих способностей показали в группе «Почемучки» три ребенка,-15% в группе «Бабочки» два ребенка -10%

2. Улучшили свои результаты, показав средний уровень развития творческих способностей в группе «Почемучки» девять детей,-50%, а в группе «Бабочки» шесть детей-60%.

3. На низком уровне остались восемь человек-35% в одной и одиннадцать в другой группе-50%

Сравнительный анализ данных, позволяет сделать вывод, что уровень творчества детей старшего дошкольного возраста группы «Почемучки» под влиянием использования нетрадиционных техник рисования повысился больше, показатели улучшились.

Показатели эффективности методической разработки: в начале и в середине года был проведен мониторинг формирования интегративных качеств под ред. Ю.А. Афонькиной, который показал

1. более высокий уровень формирования интегративных качеств «способный решать интеллектуальные и личностные задачи», и «овладевший необходимыми умениями и навыками»

Из диаграммы видно, что интегративные качества в старших группах, в основном, развиты в соответствии с возрастом. Превышение по таким интегративным качествам, как «овладевший необходимыми умениями и навыками..» и «умеющий решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» можно выделить в нашей группе. Мы считаем, что такие данные получены за счет сформированных на более высоком уровне изобразительных навыков, а также более высокого уровня творческих способностей.

Сравнительный анализ результатов динамики формирования интегративного качества детей двух групп старшего дошкольного возраста позволяет выделить успешность детей группы «Почемучки» в образовательной области «Художественное творчество», так как лучший результат дети показали в разделах: «Замысел в рисовании», « Преобразование способов решения задач в зависимости от ситуации», которые обеспечивают формирование интегративного качества «способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту», и определяется способностью предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, а также преобразовывать способы решения задач в зависимости от ситуации, рассматривая это как экспериментирование.

2 показатель: оригинальные работы детей с использованием различных техник рисования

3 показатель (для родителей): увеличение числа родителей, участвующих в совместной деятельности с детьми

4 показатель (для педагога): реализация творческого потенциала воспитателя, участие в конкурсах детских работ.

В заключение главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

К работе прилагается презентация, которую можно скачать .