Как любить ребенка авторы. Януш Корчак: как любить ребенка − какие шедевры мировой педагогической литературы можно найти в библиотеке? Литературные произведения на русском языке

Есть замечательная книга Януша Корчака «Как любить ребенка». Она не панацея от всей родительских... Только помочь, показывая пути решения, или помешать...

Эрш Хенрик Гольдшмит - врач, польский педагог и писатель. Псевдоним Януш Корчак.

В психологии есть такое понятие «экология поступка». Так вот, оно подразумевает побуждение к действию: не против чего-то, а для чего-то. Другими словами — позволяет раскрывать лучшие качества человека, а не будить в нем «на зло», «вопреки», «наперекор», «если ты со мной так, то и я с тобой эдак, и неизвестно кому будет хуже».

К чему все это? К тому, что все мы – родители – любим своих детей. Любим и знаем, какими они должны быть. А еще, что для них лучше, а что хуже. Решаем: во что они будут одеты, с кем им стоит дружить, а с кем – нет, какие книги и передачи читать, смотреть, слушать… Мы все знаем, потому что мы взрослые – опытные, и любим их – маленьких, несмышлёных. И все, что им нужно – слушаться нас и делать то, что им велят. Это же во благо! Это же и есть любовь: оберегать, заботиться, защищать, предостерегать, ограждать…

Вот только почему дети порой плачут, спорят, а потом и вовсе настойчиво пытаются вырваться и улететь подальше из-под заботливого родительского крыла? Зачем им уходить от такой искренней, глубокой, всепоглощающей любви? Может быть, мы как-то не так их любим? Тогда как же нужно правильно, чтобы всем было хорошо?

Как любить ребенка – без системы о системе ценностей

Есть замечательная книга Януша Корчака «Как любить ребенка». Она не панацея от всей родительских ошибок. Не методичка с предписаниями, задачками и их решениями. Не свод рецептов и готовых формул. Не талмуд или свод законов с безоговорочными непогрешимыми постулатами. Это разговор по душам: прямой, открытый, без иносказаний и недомолвок – с родителями и с теми, кто только-только собирается ими стать в далеком или ближайшем будущем.

Разговор с тем, кто всего себя отдал детям, а они называли его своим королем. Писал Януш Корчак книгу в тот момент, когда все чувства обостряются – на передовой. Его мобилизовали на фронт – военным врачом. Во время боев Хенрик Гольдшмидт (под таким именем его знали те, кто был связан с действенной медицинской практикой) врачевал раны. Сейчас произведение Януша Корчака (это имя писателя и педагога, талант и авторитет которого признан во всем мире) врачует души, не утративши ни своей яркости, ни своей актуальности, ни ценности. «Как любить ребенка» — это, как мудрая и вечная библия. Только родительская:

  • понятная (доступная форма изложения);
  • провоцирующая (отложишь её, а размышления плетут свою нить, внутренний взгляд внимательно вглядывается в твою душу);
  • действенная (вот ситуация, в вот ее следствия – без прикрас и мифических загадок);
  • объясняющая (а не призывающая следовать беспрекословно, решение остается за тобой);
  • анализирующая («не знаю» — повод искать ответ и находить решения).

Это книга-откровение для тех, кто говорит «мой ребенок», претендуя на исключительную собственность. Главный секрет любви от Януша Корчака в том, что каждый без исключения новорождённый – не дитя неразумное, а индивидуальность, личность. В ней есть свой врождённый темперамент, интеллект, дарованный ему природой и родителями, способность самоощущения, самочувствия, принимать информацию, анализировать и делать вывод, получая первые жизненные впечатления. И невозможно заставить, принудить эту личность открыться. Ей можно только помочь, показывая пути решения, или помешать, навязывая их. Выбор – за родителями, жаждущий любить или дарящих любовь, понимая, что через несколько лет дитя будет смотреть и стремиться в будущее, а родившие его – оглядываться назад – в прошлое, соизмеряя, примеряя варианты, используя сослагательное «если бы».

Да-да, именно так, можно подарить крылья ребенку, а можно их подрезать, запеленав любовью по ногам и рукам, чтобы не сделал шаг влево или вправо. Или отрезать напрочь, привязывая подрастающего малыша словами «ты мне жизнью обязан», запрещая искать, экспериментировать, штурмовать новые горизонты. Любить ребенка – расти вместе с ним.

Старый Доктор, Король, педагог-писатель, директор, узник концлагеря

Сын уважаемого варшавского адвоката Януш Корчак (Хирш, Хенрик Гольдшмидт) стал известным в 18 лет, опубликовав свою первую педагогическую статью-размышление. Медицина, публицистика, педагогика – три его основные ипостаси. А еще была активная общественная деятельность, журналистика, обязанности эксперта по вопросам детей… Дети для Корчака были смыслом всей жизни. Для них вел передачи, именуя себя Старым Доктором. Ради них основал и фактически содержал приют «Дом сирот». О них написал множество литературных, публицистических, педагогических трудов. Вместе с ними 13 лет выпускал журнал. Во имя них шагнул в газовую камеру концлагеря Треблинка, хотя мог избежать мучительной казни.

Дети безмерно любили его, называя своим Королем (именно так – с уважительной большой буквы). Фашисты, признавая заслуги польско-еврейского педагога новатора(!), имя которого были известно во всем мире, давали ему «вольную» и возможность не сесть вместе с детьми в вагон, идущим в лагерь смерти.

Писатель Януш Корчак положил свою жизнь ради того, чтобы мы смогли понять, как любить ребенка. Эта книга во всемирном списке педагогической литературы и сегодня значится лидером воспитания человека в человеке. Она пронизана любовью, в основе которой свобода и равенство маленького мыслящего и тонко чувствующего человека — чада. На основе этой любви выведены своеобразные заповеди. Первую их часть можно трактовать примерно так:

  1. любить — любить детей вообще – не только собственного;
  2. наблюдать (методично, последовательно, неустанно) ребенка;
  3. не давить на личностное «я» потомка;
  4. прежде чем требовать честность с чада, будь, прежде всего, честен с самим собой;
  5. познай себя, не пользуясь преимуществом «я взрослый» — ребенок беззащитен.

Вторая – более конкретизирована:

  1. Не рассчитывай, что твое дитя повторит твой путь или станет тобой, в точности с твоими желаниями. Дай ему возможность самореализоваться.
  2. Солнце не требует благодарности от земли за то, что светит на неё. Ты не вправе вымогать платы за сделанное тобой. За подаренную тобой жизнь ребенок отблагодарит рождением новой жизни.
  3. Не хочешь остаться без чашки воды в старости, не срывай злость, обиды и неудовлетворённость на потомке. Что посадил, то и собрал.
  4. У ребенка гораздо меньше опыта, чем у тебя, он только собирает его, так что жизнь его не менее сложна, чем твоя. Его проблемы заслуживают внимания, а не снисходительного пренебрежения.
  5. Не оскорбляй унижением!
  6. Не пропусти важнейшую встречу – встречу с ребенком, нам не дано знать, кого и что мы в них встречаем.
  7. Не имеешь возможности, средств сделать чего-то для малыша– не мучай и не проклинай себя. Мучения заслуживает тот, кто может, но не хочет. Помни, для чада сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок – сосуд, врученный нам на бережное хранения и разжигание в нем пламени познания. Сохрани его душу, не запирая её в клетку «наш», «мой».
  9. Как сам ты мечтаешь и ждешь, чтобы относились к твоему малышу, так относись и к чужому, не делай чужому того, чтобы ты своему не хотел.
  10. Люби ребенка. Без разницы каким: талантливым и обыденным, успешным и потерпевшим поражение — всяким. Просто люби и спеши насладиться радостью общения с подрастающим малышом. К сожалению, этот праздник только временный.

Книга длиною в жизнь

Ребенок родился. Сделал первый вздох. Шаг. Сказал «мама». Пережил первую встречу с реальным миром. Подрос. Вырос. Это краткое содержание книги Януша Корчака. И в каждой её стречке – великолепие раскрытия величайшего чуда природы – ребенка.

Пожалуй, лучшей рецензией книги «Как любить ребенка» стала её долговечная актуальность и неувядающая мудрость. Меняются эпохи. Люди. Но на каждом этапе развития человек становится человеком, познавая себя, переживая периоды становления и роста. Эмоциональные. Психологические. Физиологические. Они неразрывны. Как неразрывна связь любящих родителей и любимых детей, хотя у каждого из них своя жизненная дорога. Так и должно быть. Каждый идет своим путем. Задача любящих родителей не расстилать пуховую перину на выбоинах, чтобы ребенок не поранился, а подать руку, дав возможность преодолеть трудность.


Корчак Януш
Как любить ребенка
Януш Корчак
Как любить ребенка
"Сыном мне стала идея служения детям..."
Перевод с польского Е. Зениной и Э. Тареевой
То, чего нам так не хватает...
А не хватает нам любви к детям. Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. Не хватает сыновней, дочерней любви.
Есть простая поговорка: как аукнется, так и откликнется. Сколько положишь, столько и получишь. Верные вроде бы формулы. Только если следовать лишь им, добьешься одного воспроизводства. Для сеятеля это просто беда, когда зерна он снимет ровно столько же, сколько посеял. Пахарь должен получить прибавок, только тогда он выживет, прокормит свою семью. Так же точно и общество должно бы существовать. Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, "посеянные" их родителями и наставниками. Конечно, прибавок этот есть, но в каких пространствах? В пространстве человеческих знаний, конечно. В области технологий. А как с духовностью? Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье. И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердности. Грубее и жестче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми. Исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям-там человек и обязательнее, и профессиональнее. А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу. Впрочем, имущество порой дороже людей... Что может быть печальней и горше! Давно замечено: и лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда. Януш Корчак не только последние месяцы своего бытия, но всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в ее гуще. Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих стоиков и гуманистов.
Януш Корчак первый из них, но не временем, пусть трагическим, измерено это первенство, а мерой его выбора, мерой честности.
Мера эта-смерть.
Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя. Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление:
как любить детей.
Эта небольшая книжка-своеобычный манифест гуманизма. Нестареющий завет, переданный в наши и грядущие времена из времен как будто от нас удаленных и в то же время совершенно похожих, потому что речь идет о любви к детям, а это ценность постоянная. Духовная комфортность делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят обочь. Каждому рано или поздно воздается по заслугам, но часто-слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм. Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а еще чаще - на краю собственной жизни-нелюбовью и недобротой окружающих.
И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперед-от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадет как к чистому итогу-к этой последней заповеди Януша Корчака.
Альберт Лиханов,
лауреат Международной премии
имени Януша Корчака
Ведь родиться-не то, что воскреснуть: могила отдаст нас, но не взглянет на нас, как мать.
"АНГЕЛ ЛИ"
Ребенок в семье
1.
Как, когда, сколько, почему?
Предчувствую множество вопросов, ждущих ответа, множество сомнений, требующих разрешения. И отвечаю:
- Не знаю.
Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начнешь плести нить собственных размышлений,-книга достигла цели. Если же, в поисках точных указаний и рецептов лихорадочно листая страницы, ты досадуешь на их скудость, знай, что если и есть в этой книге советы и предписания, они появились не по авторской воле, а вопреки ей.
Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители в неизвестных мне условиях могут воспитывать неизвестного мне ребенка, подчеркиваю-могут, а не хотят, могут, а не должны.
"Не знаю". Для науки это туманность, из которой возникают, из которой рождаются новые мысли, все более и более приближающиеся к истине.
"Не знаю"-для ума, не приученного к аналитическому мышлению, это пугающая пустота.
Я хочу, чтоб поняли и полюбили чудесное, полное жизни и ошеломляющих неожиданностей творческое "не знаю" современной науки о ребенке.
Я хочу, чтоб поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда.
Часто можно слышать, что материнство облагораживает женщину, что. только став матерью, она созревает духовно. Действительно, материнство ярким пламенем освещает задачи духовного бытия женщины, но их можно и не заметить, и трусливо откладывать на потом, и обижаться, что нельзя приобрести за деньги готового решения.
Велеть кому-нибудь продуцировать нужные тебе мысли-то же, что поручить сторонней женщине родить твоего ребенка. Существует категория мыслей, которые надо рождать самому, в муках, и они-то и есть самые ценные. Они решают, что ты, мать, дашь ребенку-грудь или вымя, воспитаешь его как человек или как самка, будешь руководить им или силой на вожжах тянуть за собою, будешь играть им, крошечным, и нежностью к нему восполнять ласки равнодушного или немилого мужа, а когда он подрастет, бросишь на произвол судьбы или станешь ломать.
2. Ты говоришь: "Мой ребенок".
Когда, как не во время беременности, имеешь ты наибольшее право на это местоимение? Биение крохотного, как персиковая косточка, сердца-эхо твоего пульса. Твое дыхание дает ему кислород. В вас обоих течет общая кровь, и ни одна красная ее капля не знает, будет она твоей или его, или, вылившись, погибнет, как постоянная
дань тайне зачатия и рождения. Ломоть хлеба, который ты жуешь,строительный материал ног, на которых он будет бегать, кожи, которая будет его покрывать, глаз, которыми он будет видеть, мозга, в котором родится мысль, рук, которые он протянет к тебе, улыбки, с которой воскликнет:
"Мама!"
Вам обоим еще предстоит пережить решающую минуту: вы будете вместе страдать от боли. Удар колокола возвестит:
- Пора.
И сразу он, твой ребенок, объявит: я готов жить своей жизнью, и ты откликнешься: теперь ты можешь жить сам, живи же.
Сильными судорогами будешь ты гнать его из себя в мир, не думая о том, что ему больно, и он будет пробираться вперед, с силой и отвагой, не заботясь о том, что больно тебе.
Жестокий акт.
Нет. И ты, и он, вы вместе произведете сто тысяч невидимых глазу,
мелких, удивительно слаженных движений, чтобы, забирая свою часть из тебя, он не забрал больше, чем положено ему по закону, по вечному, всеобщему закону жизни.
- Мой ребенок.
Нет. Ни в месяцы беременности, ни в часы родов ребенок не бывает твоим.
3.
Ребенок, которого ты родила, весит 10 фунтов.
В нем восемь фунтов воды и горстка угля, кальция, азота, серы, фосфора, калия, железа. Ты родила восемь фунтов воды и два фунта пепла. Каждая капля твоего ребенка была дождинкой, снежинкой, мглой, росой, водой, мутью в городском канале. Каждый атом угля или азота связывался в миллионы разных веществ или разрушал эти соединения. Ты лишь собрала воедино то, что было.
Земля, повисшая в бесконечности.
До ближайшей звезды-Солнца-50 миллионов миль.
Диаметр маленькой нашей Земли 3000 миль огня с тонкой, всего лишь в 10 миль, остывшей оболочкой.
На тонкой скорлупе, заполненной огнем, посреди океанов-островки суши.
На суше, среди деревьев и кустов, мух, птиц, зверья-роятся люди.
Среди миллионов людей и ты произвела на свет нечто. Что же? Стебелек, пылинку-ничто.
Оно такое слабое, что его может убить бактерия, которая, если увеличить ее в 1000 раз, предстанет глазу как точка...
Но это ничто-плоть от плоти морской волны, ветра, молнии, солнца, Млечного Пути. Эта пылинка-в кровном родстве с колосом, травой, дубом, пальмой, птенчиком, львенком, жеребенком, щенком.
В ней заключено то, что чувствует, видит, страдает, радуется, любит, надеется, ненавидит, верит, сомневается, притягивает и отталкивает.
Эта пылинка обнимет мыслью- звезды и океаны, горы и пропасти,
все. Что есть содержание души, как не целая вселенная, только в иных масштабах?
Таково извечное противоречие человеческой натуры, которая возникает из праха и в которой живет Бог.
4.
Ты говоришь: "Мой ребенок".
Нет, это ребенок всех-матери и отца, дедов и прадедов.
Чье-то далекое я, спавшее среди предков, чей-то истлевший, давно забытый голос вдруг зазвенел в твоем ребенке.
Триста лет назад, во время войны или мира, в калейдоскопе перекрещивающихся рас, народов, классов кто-то овладел кем-то-по обоюдному согласию ли, насильно ли, в минуту вожделенья ли, любовного упоения ли, обманул ли, соблазнил ли,-никто не знает кто, когда, как, но Бог записал это в книге судеб, и антрополог уже гадает по форме его черепа или цвету волос.
Иной раз впечатлительный ребенок выдумывает, что он-подкидыш,
чужой в родительском доме. Так и есть: тот. чей образ он повторил, век тому назад умер.
Ребенок-папирус, убористо заполненный мелкими иероглифами, ты сумеешь прочесть лишь часть их, некоторые же тебе удастся стереть либо вычеркнуть и наполнить своим содержанием.
Страшный закон. Нет, прекрасный. В каждом твоем ребенке он кует первое звено в бессмертной цепи поколений. Ищи спящей частицы себя в этом твоем чужом ребенке. Может, ты и найдешь ее, даже, может, сумеешь развить.
Ребенок и бесконечность.
Ребенок и вечность.
Ребенок - пылинка в пространстве.
Ребенок-мгновенье во времени.
5. Ты говоришь:
- Он должен... Я хочу, чтоб он...
И ищешь примера, которому он должен быть подобен, моделируешь жизнь, достойную его.
Ну и что ж, что вокруг-посредственность и обыденность. Ну и что ж, что вокруг-серость.
Люди хлопочут, копошатся, суетятся, - мелкие заботы, ничтожные стремления, пошлые цели...
Обманутые. надежды, иссушающая печаль, вечная тоска...
Несправедливость торжествует.
Холодеешь от ледяного равнодушия, от лицемерия перехватывает дыхание.
Оснащенные иглами и когтями нападают, тихие уходят в себя.
И ведь не только страдают люди, но и мараются...
Каким ему быть?
Борцом или тружеником, вождем или рядовым? А может, пусть будет просто счастливым?
Где счастье, в чем оно? Знаешь ли ты дорогу к нему? И существуют ли те, кто знает?
Справишься ли ты с этим? Можно ли все предвидеть, ото всего защитить?
Твой мотылек над бурлящим потоком жизни. Как придать ему твердости, а не снижать полета, как укрепить его крылья, а не подрезать их?
Собственным примером, помощью, советом, словом?
А если он их отвергнет?
Через 15 лет он будет смотреть в будущее, ты-оглядываться в прошлое.
В тебе-воспоминания и опыт, в нем-непостоянство и дерзкая надежда. Ты колеблешься-он ждет и верит, ты опасаешься-ему все нипочем.
Молодость, если она не насмехается, не отталкивается, не презирает, всегда стремится исправить ошибки прошлого.
Так должно быть.
И все же... Пусть ищет, только бы не заблудился, пусть штурмует вершины, только бы не расшибся, пусть корчует, только бы не поранился, пусть воюет, только осторожно-осторожно...
Он скажет:
- А я думаю иначе. Хватит меня опекать.
Значит, ты не веришь мне?
Значит, я тебе не нужна?
Ты тяготишься моей любовью? Неосторожный ребенок. Бедный, не знающий жизни... Неблагодарный!
6.
Неблагодарный.
Разве земля благодарит солнце за то, что оно светит? Дерево-семечко, из которого оно выросло? А разве соловей посвящает свои трели матери за то, что та когда-то обогревала его собой?
Отдаешь ли ты ребенку то, что сам получил от родителей, или одалживаешь на время, тщательно учитывая и подсчитывая проценты?
Разве любовь-услуга, которую можно оплатить?
"Ворона мечется, как сумасшедшая, садится едва ли не на плечи мальчика, клювом долбит его палку, повисает над ним и бьет головой, как молотком, в пень, отрывает маленькие веточки и каркает хрипло, натужно, сухо, отчаянно. Когда мальчик выбрасывает птенцов, она кидается на землю с волочащимися крыльями, раскрывает клюв, хочет каркнуть,- но голоса нет,
и опять она бьет крыльями и скачет, обезумевшая, смешная, у ног мальчика... Когда убивают всех ее детей, она взлетает на дерево, обшаривает пустые гнезда и, кружась над ними, скорбит о своем". Жеромский.
Материнская любовь-стихия. Люди изменили ее на свой лад. Весь мир, за исключением носителей некоторых цивилизаций, практикует детоубийство. Супруги, у которых двое детей, в то время как их могло бы быть двенадцать, убили те десять, что не родились, среди которых возможно, и был тот единственный, именно "их ребенок". Может, среди неродившихся они убили самого дорогого?..
Так что же делать?
Растить. Не тех детей, которых нет, а тех, которые родились и будут жить.
Самоуверенность незрелости. Я долго не хотел понимать, что необходим расчет и забота о детях, которые должны родиться. В неволе порабощенной Польши, подданный, а не гражданин, я равнодушно упускал, что вместе с детьми должны рождаться школы, места, где можно трудиться, больницы, культурные условия жизни. Бездумную плодовитость теперь я воспринимаю как зло и легкомыслие. Возможно, мы находимся сейчас накануне возникновения нового права, диктуемого евгеникой и демографической политикой.
7. Здоров ли он?
Еще так непривычно, что он- уже сам по себе. Ведь еще совсем недавно, в их сдвоенной жизни, страх за него был отчасти и страхом за себя.
Как она мечтала, чтобы это время кончилось, так хотела, чтобы роковая эта минута осталась позади. Думала, что едва она минует, все страхи и беспокойства рассеются.
А теперь?
Удивительная вещь: раньше ребенок был в ней, больше ей принадлежал. Она была увереннее в его безопасности, лучше его понимала. Полагала, что все знает о нем, что все сумеет. С той поры, когда чужие руки-профессиональные, оплаченные, опытные - приняли опеку над ним на себя, а она отошла на второй план, она потеряла покой.
Мир уже отбирает его у нее.
И в долгие часы бессонницы поневоле появляется множество вопросов:
что я ему дала, как оснастила, чем гарантировала безопасность?
Здоров ли он? Почему же он плачет?
Почему он худой? Почему плохо сосет? Не спит? Спит так много? Почему у него большая головка? кривоватые ножки? сжатые кулачки? красная кожа? белые пупырышки на носу? Почему он косит, икает, чихает, давится, из-за чего охрип?
Так и должно быть? А может, от нее что-то скрывают?
Она вглядывается в свою новорожденную кроху, такую беспомощную, не похожую ни на одного из тех крошечных и беззубых, каких она встречала на улице и в саду.
Неужели и вправду ее ребенок через три-четыре месяца будет таким же, как они?
А может, они ошибаются? Может, не замечают опасности? Мать недоверчиво слушает врача изучает его, старается по его глазам, морщинам на лбу, по тому, как он пожимает плечами и поднимает брови, угадать, все ли он ей говорит, не колеблется ли, достаточно ли внимателен.
8.
"А он красив, твой ребенок?" "Мне это все равно". Так отвечают неискренние матери, желая подчеркнуть серьезность своего отношения к воспитанию.
Между тем красота, обаяние, фигура, приятный голос-это капитал, которым ты одарила своего ребенка, и так же, как здоровье, как ум, он облегчает ему следование по жизненному пути. Не нужно переоценивать значения красоты: при отсутствии других достоинств она может принести вред. Тем большего внимания к ребенку требует она от тебя.
Воспитывать красивого и некрасивого ребенка нужно по-разному. А поскольку нет воспитания без участия ребенка, постольку не следует стыдливо скрывать от него проблем, связанных с красотой,-именно это его испортит.
Это деланное пренебрежение к красоте-средневековый пережиток. Разве может человек, чуткий к красоте цветка, бабочки, пейзажа, оставаться равнодушным к красоте человека?
Ты хочешь скрыть от ребенка, что он красив? Если ему не скажет этого никто из окружающих в доме, ему сообщат об этом чужие на улице, в магазине, в саду, всюду, где бы он ни был, дадут понять восклицанием, улыбкой, взглядом взрослые или сверстники. Ему откроет это пренебрежение к некрасивым и нескладным детям. Он поймет, что красота-привилегия, так же как понимает, что рука-это его рука и ею нужно пользоваться.
Слабый ребенок может развиваться нормально, крепкий-стать жертвой несчастного случая. Так и красивый ребенок может быть несчастным, а ребенок под броней некрасивости, невыразительности, неприметности прожить счастливую жизнь. Ибо ты должна, ты обязана помнить, что
жизнь возжелает купить, выхолостить либо выкрасть любое дополнительное преимущество, едва лишь поймет его значение. На этих чутких весах, учитывающих тысячные доли колебаний, возникают неожиданности, которые озадачивают воспитателей: почему?
- Мне все равно, красив он или нет.
Ты начинаешь с ошибки и обмана.
9, Умен ли он?
Если в самом начале мать с тревогой задает этот вопрос, не за горами час, когда она предъявит ребенку свои требования. Ешь, даже если ты сыт, даже если тебе противна еда. Ступай спать, хоть бы и со слезами, хоть бы тебе пришлось еще час томиться без сна.
Потому что ты должен, потому что я хочу, чтобы ты был здоров.
Не играй с песком, носи облегающие брюки, не трогай волосы, потому что я хочу, чтобы ты был красив.
- Он еще не говорит... Он старше, чем... а все-таки еще не... Он плохо учится...
Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример "удачного ребенка" и перед собственным ребенком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться.
Невозможно, чтобы сын состоятельных родителей стал ремесленником. Лучше пускай будет несчастным школяром и человеком без моральных устоев. Не любовь к ребенку, а эгоизм родителей выходит тут на первое место, не счастье личности, а амбиции семейного сообщества, не поиски своего пути, а железная поступь шаблона.
Ум бывает деятельный и пассивный, живой и вялый, скрытный и капризный, подвижный и упрямый, творческий и эпигонский, поверхностный и глубокий, конкретный и абстрактный, практический и поэтичный, память может быть выдающейся и посредственной. Один ловко пользуется полученной информацией, другой- совестлив и нерешителен. Врожденный деспотизм и рефлекторность и критичность. Встречается преждевременное и замедленное развитие, узкие или разносторонние интересы.
Но кому какое до этого дело?
Пусть хоть четыре класса кончит,-молит родительское смирение.
Предчувствуя замечательное возрождение физического труда, я вижу энтузиастов для него во всех классах и слоях общества. А тем временем продолжается борьба родителей и школы с каждым проявлением исключительного, нетипичного, слабого или неразвитого ума.
Не-умен ли, скорее-какой ум?
Наивно призывать семью добровольно принести тяжелую жертву. Изучение интеллекта и психотехнические испытания, естественно, содержат самолюбивые стремления. Конечно, это песня весьма отдаленного будущего.
10. Хороший ребенок.
Надо поостеречься, чтобы не путать "хороший" с "удобным".
Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный-хороший.
Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит-плохой.
Независимо от самочувствия, новорожденные бывают от рождения наделены большей или меньшей терпеливостью. Одному довольно единицы неприятных ощущений, чтобы отреагировать десятью единицами крика, другой на десять единиц недомогания реагирует единицей плача.
Один сонный, движения ленивые, сосет медленно, крик не энергичен, без надрыва.
Второй легковозбудим, подвижен, спит чутко, сосет взахлеб, кричит до посинения.
Заходится, захлебывается, приходится приводить его в себя, иной раз с трудом возвращается к жизни. Я знаю: это болезнь, мы лечим ее фосфором, безмолочной диетой. Но эта болезнь не мешает младенцу вырасти во взрослого человека, наделенного сильной волей, сокрушительным упорством и гениальным умом. Наполеон в младенчестве, бывало, заходился криком.
Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений.
"Послушный, воспитанный, добрый, удобный..."
И мысли нет о том, что вырастет безвольным и не приспособленным к жизни.
11.
Крик ребенка-неприятная неожиданность, с которой сталкивается молодая мать.
Она знала, конечно, что дети плачут, но, думая о своем ребенке, не принимала это в расчет: ждала от него одних только очаровательных улыбок.
Она будет прислушиваться к его желаниям, она будет воспитывать его разумно, современно, под руководством опытного врача.
Ее ребенок не должен плакать.
Но однажды ночью... Она еще не пришла в себя, еще живо в ней эхо тех страшных часов, которые тянулись веками. Только-только вкусила она сладость беззаботной праздности, наслаждения отдыхом после исполненной работы, после отчаянного усилия, первого в ее утонченно-рафинированной жизни. Только-только пробудилась в ней иллюзия, что все миновало, потому что тот-другое ее я-уже живет сам. Погруженная в безмолвные воспоминания, она способна лишь задавать природе полные таинственного шепота вопросы, не требуя ответа на них.
Как вдруг...
Деспотичный крик ребенка, который чего-то требует, на что-то жалуется, домогается помощи,-а она не понимает.
Вслушайся!
- А если я не могу, не хочу, не знаю?
Этот первый крик при свете ночника-объявление борьбы двух жизней: одна-зрелая, уставшая от уступок, поражений, жертв, защищается;
другая-новая, молодая, завоевывает свои права.
Сегодня ты еще не винишь его: он не понимает, он страдает. Но знай, на циферблате времени есть час, когда ты скажешь: и мне больно, и я страдаю.
12.
Бывают дети, которые плачут мало, что ж, тем лучше. Но есть и такие, у которых от крика набухают жилы на лбу, выпячивается темечко, краснота заливает лицо и голову, синеют губы, дрожит беззубая челюсть, живот надувается, кулачки лихорадочно сжимаются, ноги бьют по воздуху. Вдруг, обессиленный, умолкает с выражением совершенной покорности, "с упреком" глядит на мать, смыкает очи, моля о сне, и, несколько раз вздохнув, снова бросается в подобную или еще более сильную атаку плача.
Могут ли выдержать это крошечные легкие, малюсенькое сердце, едва сформировавшийся мозг?
На помощь врача!
Проходят столетия, прежде чем тот появляется, с пренебрежительной улыбкой выслушивает ее страхи, такой чужой, недоступный, профессионал, для которого ее ребенок - один из тысячи. Он пришел, чтобы через минуту уйти к другим страданиям, выслушивать другие жалобы, пришел теперь, когда день и все кажется веселее: потому что солнце, потому что по улице ходят люди, пришел, когда ребенок, как назло, уснул, окончательно вымотанный многочасовой бессонницей, когда не заметны следы бесконечной страшной ночи.
Мать слушает врача, иногда слушает невнимательно. Ее мечта о враче-друге, наставнике, проводнике в тяжком путешествии рушится.
Она вручает ему гонорар и вновь остается один на один с горьким ощущением, что врач-равнодушный, посторонний человек, который не поймет ее. Да он и сам к тому же ни в чем не уверен, ничего определенного не сказал.
13.
Если бы молодая мать знала, какое значение имеют эти первые дни и недели не столько для здоровья ребенка сегодня, сколько для будущности обоих.
И как легко их испортить!
Вместо того чтобы, поняв это, примириться с мыслью, что она может рассчитывать только на себя и ни на кого больше, что так же, как для врача, ее ребенок представляет интерес только как источник дохода или средство удовлетворения тщеславия, так же и для мира он ничто, что дорог он только ей одной...
Вместо того чтобы примириться с современным состоянием науки, которая исследует, стремится понять, изучает и двигается вперед, оказывает помощь, но не дает гарантий...
Вместо того чтобы мужественно констатировать: воспитание ребенка- не приятная забава, а работа, в которую нужно вложить усилия бессонных ночей, капитал тяжелых переживаний и множество размышлений...
Вместо того чтобы перетопить все это в горниле чувства на трезвое понимание, без ребяческого захлеба и самолюбивых обид,-она способна перевести ребенка вместе с кормилицей в самую дальнюю комнату (она, видите
ли, не в силах смотреть "на страдания малютки", "не в силах слушать" его болезненный крик).
Она будет вновь и вновь вызывать врача, не обогатившись хотя бы крупицей собственного опыта,-уничтоженная, ошеломленная, отупевшая.
Как наивна радость матери, что она понимает первую невнятную речь ребенка, угадывает его сокращенные, невыговариваемые слова.
Только сейчас?..
Только это?..
Не больше?..
А язык плача и смеха, язык взглядов и гримас, речь движений и сосания?
Не отрекайся от этих ночей. Они дают то, чего не даст книжка, чего не даст никакой совет. Потому что ценность их не только в знаниях, но и в глубоком духовном перевороте, который не дает вернуться к бесплодным размышлениям:
что могло бы быть, что должно быть, что было бы хорошо, если бы... но учит действовать в тех условиях, которые есть.
Во время этих ночей может родиться чудесный союзник, ангел-хранитель ребенка-интуиция материнского сердца, предвидение, которое складывается из воли исследователя, мысли наблюдателя, незамутненности чувства.
14. Случалось: вызывает меня мать.
- Малыш в общем-то здоров, ничего у него не болит. Я просто хотела, чтобы вы его осмотрели.
Осматриваю, даю несколько советов, отвечаю на вопросы. Ребенок здоров, мил, весел.
- До свиданья.
И в тот же вечер или назавтра:
- Доктор, у него жар.
Мать заметила то, чего я. врач, не смог вывести из поверхностного осмотра во время короткого визита.
Часами склоненная над ребенком, не владея методикой наблюдения, не зная, что именно она заметила, не веря себе, она не осмеливается признаться в своих неясных подозрениях.
А ведь она заметила, что у ребенка, у которого нет хрипоты, голос какой-то приглушенный, что он лепечет
меньше или тише. Разок вздрогнул во сне сильней, чем обычно. Проснувшись, рассмеялся, но не так звонко, как всегда. Сосал чуть медленнее, может, с более длительными паузами, словно был раздражен чем-то. Вроде бы скривился, когда смеялся, а может, только показалось? Любимую игрушку со злостью отшвырнул, почему?
Сотней признаков, которые заметил ее глаз, ухо, сосок, сотней микрожалоб он ей сказал:
- Мне не по себе. Нездоровится мне сегодня.
Мать не доверилась своим глазам, потому что ни об одном из симптомов не читала в книге.
15.
На бесплатный прием в клинике мать-работница приносит новорожденного-ему несколько недель.
- Не хочет сосать. Только возьмет сосок - и сразу с криком бросает. А из ложечки пьет хорошо. Иногда во сне или когда не спит, вдруг вскрикивает.
Осматриваю рот, горло-ничего.
- Дайте ему грудь.
Ребенок лижет сосок, отпускает его.
- Такой недоверчивый сделался. Наконец я вижу, как он берет грудь, быстро, словно бы в отчаянии, глотает раз, с криком отпускает.
- Посмотрите, у него что-то на десне.
Смотрю еще раз-покраснение, какое-то странное: только на одной десне.
- Вот здесь чернеется что-то, зуб, что ли?
Вижу что-то твердое, желтое, овальное, с черной черточкой на ободке. Дотрагиваюсь-движется, приподнимаю-под ним маленькое красное углубление с кровавыми ободками.
Наконец это "что-то" у меня в руке: семечко.
Над детской колыбелькой висит канареечная клетка. Канарейка бросила семечко, оно упало на губу, скользнуло в рот.
Ход моих мыслей: stomatits catarralis, soor, stom. aphtosa, gingwitis, angina и т. д.
А она: "Болит что-то во рту".
Я два раза осматривал ребенка... А она"?..
16.
Если порой врача поражает точность и доскональность материнских наблюдений. то. с другой стороны, с неменьшим удивлением он констатирует, что зачастую мать не в состоянии не то чтобы понять, но даже заметить самый очевидный симптом.
Ребенок с самого рождения плачет. больше ничего она за ним не замечала. Плачет и плачет!
Начинается ли плач внезапно и сразу достигает кульминации или жалобное хныканье переходит в плач постепенно? Быстро ли успокаивается, сразу же после того, как сработал желудок или помочился, или после рвоты либо срыгивания, или бывает так, что вдруг вскрикнет при одевании, в ванне, когда берут на руки? Похож ли его плач на жалобу-протяжный, без резких переходов? Какие движения делает он при плаче? Трется ли головой о подушку, делает ли губами сосательные
движения? Успокаивается ли, когда его носят, когда его разворачивают, кладут на животик, часто меняют положение? Засыпает ли после плача крепко и надолго или просыпается от малейшего шума? До или после еды плачет, когда плачет больше: с утра, вечером или ночью?
Успокаивается ли во время кормления, надолго ли? Отказывается ли от груди? Как отказывается отпускает ли сосок, едва взяв его губами, или перед тем как глотнуть, вдруг или после какого-то времени? Категорически отказывается или можно все-таки уговорить? Как сосет? Почему не сосет?
Когда он простужен, то как будет сосать? Быстро и с силой, потому что хочет пить, а потом быстро и поверхностно, неровно, с паузами, потому что не хватает дыхания? Добавь боль при глотании, что будет тогда?
Ребенок плачет не только от голода или потому, что "животик болит", но и oi того, что болят губы, десны, язык, горло, нос, пальцы, ухо, кости, поцарапанное клизмой заднепроходное
отверстие, от боли при мочеиспускании, от тошноты, жажды, перегрева, от зуда кожи, на которой еще нет сыпи, но будет через несколько месяцев, плачет из-за жесткой тесемки, складки на пеленке, крошечного комочка ваты, застрявшего в горле, шелухи семечка, выпавшей из канареечной клетки.

Это ознакомительный отрывок книги. Данная книга защищена авторским правом. Для получения полной версии книги обратитесь к нашему партнеру - распространителю легального контента "ЛитРес".

Память

Каждый год 23 марта в Польше и Белоруссии в воздух запускается воздушный змей в память о Януше Корчаке и детях, убитых в гетто.

В начале августа 2011 г. в иерусалимском мемориале Холокоста отметили 69-летие трагической даты депортации Корчака и детей в лагерь смерти. В мемориальной церемонии принял участие и бывший воспитанник Дома сирот, ставший художником и посвятивший своё творчество памяти Корчака, 88-летний Ицхак Бельфер, поделившийся своими воспоминаниями .

5 августа 2012 года в «Яд ва-Шем» прошла церемония памяти в связи 70-летием гибели воспитателей и детей Дома Сирот. На ней присутствовали трое бывших воспитанников Корчака.

С 2004 года в России ежегодно проводится конкурс «Педагогические инновации», лауреатам которого вручаются медали имени Януша Корчака .

Педагогическая деятельность

В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, и т. д.

Корчак читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников, выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио.

Отвлечённо веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится») , Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.

Из БСЭ (1969-1978): «Педагогическая деятельность К[орчака] основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления».

Работы Корчака оказали значительное влияние на известного советского педагога .

Педагогические идеи

  • Принцип любви к ребёнку
  • Педагогика - наука о человеке

Литературное творчество

Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году он взял свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе - «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900-1942 гг., отражают богатый опыт врача и педагога.

Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них - «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).

Сочинения

Художественные произведения

Прижизненные книжные издания на русском языке
  • Весенняя песня; Невеста; Без доказательств; Воспитание; Я разорен; Долой опрятность; Оценщик; Зачем?: [Рассказы]. - СПб.: Изд. М. Г. Корнфельд, 1911. - 64 с. - (Дешевая юморист. б-ка «Сатирикон»; Вып.17.)
  • Мошки, Иоськи и Срули /Пер. с пол. Е.Шведера. - Петроград: Изд. М. И. Семенова, 1915. - 95 с.
  • Рыцари чести: (Слава): Повесть /Пер. с пол. М.Щавинской. - М.: Типо-литогр. Товарищества И. Н. Кушнарев и К°, 1918. - 37 с.
  • Приключение Короля Матюша: Повесть /Пер. с пол. Ю. Н. Райтлер; рис. Б. В. Покровского. - Ленинград: Сектор «Юный Пролетарий» Рабочего Изд-ва «Прибой», 1924. - 250 с.
  • Джек-кооператор. Пер. с польск. и обработала Райтлер Юдифь Наумовна. - М., 1929.

Педагогические произведения

Другие книги

С 1992 г. в Польше издаётся собрание сочинений Корчака в 16 томах (вышло 14 (?)).

Произведения, посвящённые Янушу Корчаку

Памятник Янушу Корчаку в Варшаве

Детский дом Корчака. Продолжает действовать по сей день

Героизм и мученичество Корчака вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения: мемуары сотрудника Корчака И. Неверли (1903-1987), прошедшего, несмотря на своё нееврейское происхождение, через концлагеря-Майданек, Освенцим и др. - «Живые связи» (1966, польский язык), воспоминания участника польского Сопротивления Казимежа Дебницкого «Корчак вблизи» (есть русский перевод), поэма (1898-1973) «Последний путь Януша Корчака» («Януш Корчакс лецтер ганг», 1970?, идиш), драма Э. Сильваниуса «Корчак и дети» (1958, немецкий язык) и другие.

  • Памятник Б. Сакциера (родился в 1942 г.) «Я. Корчак с детьми» (1978) установлен в на территории .
  • Галерея рисунков, живописи, скульптуры И. Бельфера о Холокосте и о Корчаке .
  • Классические иллюстрации польского художника Ежи Сроковского к книге «Король Матиуш Первый» .

Литературные произведения на русском языке

  • Неверли И. Живая связь: Отрывки из кн. Пер. с пол. Э.Гессен //Иностр. лит. - 1978. - № 3. - С.231 - 239.
  • Игорь Неверли. Такой была эта детская газета. Слово о «Малом пшеглёнде» .
  • В 1970 году написал одну из своих лучших поэм « » , посвящённую Янушу Корчаку. В качестве эпиграфа к ней Галич взял (немного изменив текст) слова из Дневника Корчака: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается».
  • Лифтон Б. Дж., «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака» . М.: Рудомино: , 2004. ISBN 5-7516-0479-2
  • Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание , Жерар Кан
  • Памяти Корчака: Сб. ст.: (О враче, педагоге и писателе Я. Корчаке, 1878-1942) / [Отв. ред. О. Р. Медведева]. М.: Рос. о-во Януша Корчака, 1992. ISBN 5-900365-01-8

Фильмы

  • « » (Korczak), режиссёр , сценарий - . Польша-ФРГ-Великобритания. 1990.
  • «Януш Корчак» (Yanush Korchak) , режиссёр , сценарий-Авраам Коэн. Израиль. 2004.

Мультфильмы

  • «„Расскажите сказку, доктор“» - советский мультфильм, © ЭКРАН, 1988 г.

Режиссёр: Аида Зябликова. В мультфильме две сюжетных линии, одна построена по мотивам повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый», другая рассказывает о реальных событиях во время Второй Мировой войны. Януш Корчак добровольно остался со своими воспитанниками и погиб вместе с ними в немецком концлагере. Мультфильм состоит из 3 частей.

Театр

  • Пьеса Джефри Хатчера (Jeffrey Hatcher) «Дети Корчака» (Korczak’s Children )
  • Спектакль «Дорога в небо» (The Road to the Heaven ) - документальная мистерия о доме сирот Януша Корчака.

Автор пьесы и режиссёр - Фёдор Сухов. Премьера состоялась в Театре на набережной в Москве, в 1998 году. Спектакль восстановлен 14 апреля 2012 года к 70-летию со дня депортации в августе 1942 года.

Опера

  • Детская опера-мюзикл «Король Матиуш I» Льва Конова по сказке Януша Корчака. Премьера состоялась в Москве, 1988 г. Звукозапись оперы произведена в 1992 году.
  • Опера «Король Матиуш Первый» в новой редакции 2009 года.
  • Опера «Сироты Корчака» (Korczak’s Orphans). Музыка - Адам Сильверман (Adam Silverman), либретто Сьюзан Губернат (Susan Gubernat)

Песни

  • Песня в исполнении Алексея Терехова «памяти Януша Корчака»
  • Песня-поэма А. Галича «Кадиш» - см. выше, подраздел «Литературные произведения на русском языке».

Примечания

  1. Его отец не сразу оформил метрику, поэтому точный год рождения Корчака неизвестен (1878 или 1879).
  2. Betty Jean Lifton, The King of Children: The Life and Death of Janusz Korczak, St. Martin’s Press, 1997, p. 35 - 40 ISBN 0-312-15560-3
  3. ул. Слиская 51/Сенная 60
  4. во время войны он был переведён в гетто на ул. Хлодну, 33, а позже на ул. Сенную, 16/Слиска, 9
  5. 22 июля 1878 года в Варшаве родился Януш КОРЧАК (настоящее имя Генрик Гольдшмит). Киевский календарь
  6. Слово „э́рец“ буквально означает „земля“, „страна“; здесь: сокращение от „Э́рец-Исраэ́ль“, что означает „ “.
  7. По другим данным - месяц. См.: Бетти Джин Лифтон. Король детей. Гл. 28. - См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  8. работала с Корчаком с 1911 г., в 1914-18 гг. руководила Домом Сирот
  9. Помимо Корчака и Вильчинской, называют ещё 10 имён, иногда добавляя: «и, возможно, другие»; многие из этих воспитателей сами в прошлом были воспитанниками Дома сирот.
  10. Корчак Януш - статья из
  11. Александр ШАРОВ. ЯНУШ КОРЧАК. Послесловие к сборнику «Король Матиуш Первый»
  12. Корчак и его дети
  13. См.: 70 Years Since the Murder of Janusz Korczak and the Children
  14. Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации»
  15. Марина Аромштам. Благая весть Януша Корчака .
  16. На русском языке: Наедине с Господом Богом: Молитвы тех, кто не молится. /Пер. с пол. и послесл. О.Медведевой; ред. А.Верглинский; предисл. И.Гальперина; худож. оформ. В.Романова. Рос. О-во Януша Корчака. - М., 1994. - 80 с.
  17. Подробнее об этом можно прочитать в 15-й главе книги Бетти Джин Лифтон «Король детей». См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  18. Об этом можно прочесть также в: С. Л. Соловейчик. Последняя книга, гл. 53 .
  19. Об этом, как и об упомянутом выше «праве ребёнка на сегодняшний день», можно прочитать в 5-й главе книги Жерара Кана «Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание». См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  20. О том, что взрослые и дети говорят на разных языках и «только делают вид, будто понимают друг друга» пишет (в связи с Корчаком) Бетти Джин Лифтон в 10-й главе книги «Король детей».
  21. О трудностях, с которыми могут столкнуться молодые люди в реальной жизни, если они выросли в «тепличных условиях», пишет (правда, в несколько ином контексте) Бетти Джин Лифтон в 16-й главе книги «Король детей».
  22. См., например: Максакова В. И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Лекция пятая. ВОСПИТАНИЕ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Януш Корчак

Любовь к ребенку

Ребенок в семье

Ведь родиться – не то, что воскреснуть: могила отдаст нас, но не взглянет на нас, как мать.

«Ангелли»

Прошло пятнадцать лет, прибавилось много вопросов, предположений и сомнений, возросло недоверие к установленным истинам.

Истина воспитателя – это субъективная оценка опыта, один лишь, последний, момент размышлений и ощущений. Богатство воспитателя – число и вес тревожащих его проблем.

Вместо того чтобы исправлять и дополнять – правильнее будет обозначать (петитом) то, что изменилось вокруг меня и во мне.

1. Как, когда, сколько, почему?

Я предвижу много вопросов, которые ждут ответа, и сомнений, нуждающихся в разъяснении.

И отвечаю:

– Не знаю.

Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начинаешь раздумывать, книга достигла цели. Если же, быстро листая страницы, ты станешь искать предписания и рецепты, досадуя, что их мало, знай: если и есть тут советы и указания, это вышло не помимо, а вопреки воле автора.

Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизвестных мне условиях воспитывать неизвестного мне ребенка, подчеркиваю – «могут», «хотят», а не «обязаны».

В «не знаю» для науки – первозданный хаос, рождение новых мыслей, все более близких истине. В «не знаю» для ума, не искушенного в научном мышлении, – мучительная пустота.

Я хочу научить понимать и любить это дивное, полное жизни и ярчайших неожиданностей творческое «не знаю» современной науки о ребенке.

Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения.

Часто можно встретить мнение, что материнство облагораживает женщину, что лишь как мать она созревает духовно. Да, материнство ставит огненными буквами вопросы, охватывающие все стороны внешнего и внутреннего мира, но их можно и не заметить, трусливо отодвинуть в далекое будущее или возмущаться, что нельзя купить их решение.

Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли – это поручить другой женщине родить твое дитя. Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то самые ценные. Это они решают, дала ли ты, мать, грудь или вымя, воспитаешь как человек или как самка, станешь руководить или вовлечешь на ремне принуждения, или, пока ребенок мал, будешь играть им, находя в детских ласках дополнение к скупым или немилым ласкам супруга, а потом, чуть подрастет, бросишь без призора или захочешь переламывать.

2. Ты говоришь: «Мой ребенок».

Когда тебе и говорить это, как не во время беременности?

Биение крохотного, словно персиковая косточка, сердца – эхо твоего пульса. Твое дыхание несет кислород и ему. Одна кровь течет и в нем, и в тебе – и ни единая алая капля крови еще не знает, останется она твоей или его или прольется и умрет, как дань, взимаемая таинством зачатия и родов. Кусок хлеба, который ты жуешь, – материал ему на созидание ножек, на которые он встанет и побежит, кожицы, которая их покроет, глаз, которыми он будет смотреть, мозга, в котором вспыхнет мысль, ручонок, которыми он к тебе потянется и, улыбаясь, назовет: «мама».

Вместе вам переживать решающий момент; сообща станете испытывать общую боль. Но пробьет час – знак:

И одновременно он, ребенок, скажет: «Хочу жить своей жизнью», а ты, мать, скажешь: «Живи теперь своей жизнью».

Сильными спазмами ты станешь его выталкивать из своего чрева, не считаясь с его болью; мощно и решительно он станет пробиваться, не считаясь с твоей болью.

Зверский акт.

Нет – и ты, и он подвластны сотне тысяч неуловимых, легких и дивно точных импульсов, дабы, забирая свою долю жизни, вы не взяли больше, чем принадлежит вам по праву, всеобщему и извечному.

«Мой ребенок».

Нет, даже в долгие месяцы тягости и часы родов ребенок не твой.

3. Ребенок, которого ты родила, весит десять фунтов.

В нем восемь фунтов воды и горсть углерода, кальция, азота, серы, фосфора, калия и железа. Ты родила восемь фунтов воды и два – земного праха. А каждая капля этого твоего ребенка была паром облака, кристаллом снега, мглой, росой, родником, мутью городского сточного канала. Каждый атом углерода или азота вступал в миллионы разных соединений.

Ты лишь собрала воедино то, что было…

Земля, повисшая в бесконечности.

Близкий друг земли – солнце – пятьдесят миллионов миль.

Диаметр нашей небольшой планеты – это только три тысячи миль огня в тонкой, остывшей на десять миль коре.

На тонкой, наполненной огнем коре, среди океанов – брошена пригоршня суши.

На суше меж кустов и деревьев, насекомых, птиц и зверей – роятся люди.

Среди миллионов людей ты родила еще одного, одну – что? – былинку, пылинку – ничто.

Уж так-то он хрупок, что его может убить бактерия, которая, и в тысячу раз увеличенная, в поле нашего зрения – только точка…

Но это ничто – кровный брат морской волне, вихрю, молнии, солнцу и млечному пути. Эта пылинка – сестра колосу, траве, дубу, пальме – птенцу, львенку и жеребенку, щенку.

В ней есть то, что чувствует и исследует, страдает и устремляется – радуется, любит, надеется, ненавидит – верит и сомневается, приемлет и отвергает.

Эта пылинка охватывает мыслью все: звезды и океаны, горы и пропасти. И чем является содержание нашей души, как не вселенной – только взятой без протяжений?

Вот противоречие в человеческом существе: прах земной стал обителью Бога.

4. ТЫ говоришь: «Мой ребенок».

Нет, это ребенок общей матери и отца, дедов и прадедов.

Чье-то отдаленное «я», спавшее в веренице предков, – голос истлевшей, давно забытой гробницы вдруг заговорил в твоем ребенке.

Три сотни лет тому назад, в военное или в мирное время, кто– то овладел кем-то (в калейдоскопе скрещивающихся рас, народов, классов) – с согласия или насильно, в минуту ужаса или любовной истомы – изменил или соблазнил. Никто не знает, кто и где, но Бог записал это в книгу судеб, а антрополог пытается разгадать по форме черепа и цвету волос.

Бывает, впечатлительный ребенок фантазирует, что он в доме родителей – подкидыш. Да: тот, кто породил его, умер столетия назад.

Ребенок – это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или только перечеркнуть и вложить свое содержание.

Страшный закон? Нет, прекрасный. В каждом твоем ребенке он видит первое звено бессмертной цепи поколений. Поищи в своем чужом ребенке эту дремлющую свою частицу. Быть может, и разгадаешь, быть может, даже и разовьешь.

Ребенок и беспредельность.

Ребенок и вечность.

Ребенок – пылинка в пространстве.

Ребенок – момент во времени.

5. Ты говоришь: «Он должен… Я хочу, чтобы он…»

И выбираешь для него, кем должен быть – жизнь, какую желала бы.

Ничего, что кругом скудость и заурядность. Ничего, что кругом серость.

Люди суетятся, хлопочут, стараются – мелкие заботы, тусклые стремления, низменные цели…

Несбывшиеся надежды, мучительные сожаления, вечная тоска.

Всюду несправедливость.

Цепенеешь от бездушия, задыхаешься от лицемерия.

Имеющее клыки и когти нападает, тихое уходит в себя.

И не только страдают люди, а и марают душу…

Кем должен быть твой ребенок?

Борцом или только работником? Командующим или рядовым? Или только счастливым?

Где счастье, в чем счастье? Знаешь ли к нему путь? Да и есть ли такие люди, которые знают?

Как любить ребенка Януш Корчак

(Пока оценок нет)

Название: Как любить ребенка
Автор: Януш Корчак
Год: 1920
Жанр: Воспитание детей, Детская психология, Зарубежная образовательная литература, Зарубежная прикладная и научно-популярная литература, Педагогика

О книге «Как любить ребенка» Януш Корчак

Любая женщина знает, насколько тяжело порой бывает с ребенком. И все вроде бы под контролем, и даришь любовь, ухаживаешь, а в итоге получаются конфликтные ситуации, и руки просто опускаются. К сожалению (или к счастью), сегодня дети не такие, какими они были раньше. Новое поколение быстрее схватывает информацию, быстрее учится, но и проблем при этом становится куда больше.

Чтобы не упустить момент во время воспитания ребенка, чтобы понять, что именно ему нужно, чтобы найти общий язык родителям и детям в целом, важно прочитать книгу Януша Корчака «Как любить ребенка». В ней автор ответит на главный вопрос — как правильно любить ребенка? Любовь родителей к своему ребенку может быть настолько безграничной и всепоглощающей, что ее переизбыток приводит к весьма печальным последствиям. Но и недостаток любви не приведет ни к чему хорошему.

Януш Корчак пытается донести до всех родителей одну простую истину: ребенок — это, в первую очередь, человек. Также он является личностью. Еще совсем недавно, примерно сто лет назад, психологи со всего мира рассуждало о том, что ребенок — это пустой сосуд, который полностью зависит от взрослых. Его должны выучить, научить общаться, жить в обществе, донести до него определенные знания, умения и навыки. И только после всего этого он может считаться личностью. По сути, ребенок — это бесправное существо, которое должно до определенного возраста подчиняться взрослым. С одной стороны, так оно и есть, но с другой — каждый ребенок индивидуален, у него есть чувства, эмоции. Он уже родился личностью, не такой, как все остальные.

Родители допускают ошибки при воспитании детей. Этого не избежать, никто не может знать всего. Но при этом есть серьезные ошибки, которые ломают психику детей, делая их закомплексованными, неуверенными в себе и в своих силах. Януш Корчак в книге «Как любить ребенка» также поднимает тему физического наказания. С ребенком можно договориться. Более того, с ним нужно договариваться, обсуждать серьезные темы. Тогда он будет расти и рассуждать о том, поступает ли он правильно или делает что-то не так.

В книге «Как любить ребенка» говорится о том, что ребенок должен слушаться родителей, но при этом он должен иметь достаточно свободы, чтобы самостоятельно развиваться, изучать мир, делать свои ошибки, узнавать что-то новое. Ребенок не должен чувствовать себя рабом, подчиняющимся только воле старших. Он должен быть самодостаточным человеком, способным решать свои (пусть мелкие и детские) проблемы самостоятельно, делать выбор, разбираться в ситуациях.

Книга Януша Корчака ломает все ранее принятые правила по воспитанию детей. Когда вы прочитаете эту книгу, вы поймете, что дети — это те же взрослые. Если вы не хотите, чтобы ребенок имел комплексы, хотите, чтобы он достиг в своей жизни больших высот, вы должны правильно подойти к его воспитанию. К сожалению, наши родители жили в другом времени и это порой сказывается на нас самих, но мир меняется, и дальше будет уже совсем не то что есть даже сейчас. Следовательно, дети тоже другие и воспитывать их нужно по-другому. В этом вам поможет книга «Как любить ребенка», которая помогает в сложные моменты и раскрывает перед родителями и детьми новые горизонты и возможности.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Как любить ребенка» Януш Корчак в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Как любить ребенка» Януш Корчак

Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начнешь плести нить собственных размышлений, - книга достигла цели.

Мы больны бессмертием. Кто не дорос до памятника на площади, мечтает хотя бы об улице, названной его именем, хотя бы о мемориальной доске.

Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизвестных мне условиях воспитывать неизвестного мне ребенка, подчеркиваю – «могут», а не «хотят», а не «обязаны».
В «не знаю» для науки – первозданный хаос, рождение новых мыслей, все более близких истине. В «не знаю» для ума, не искушенного в научном мышлении, – мучительная пустота.

Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого - подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет - есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…

Когда ребенок должен ходить и говорить? - Когда ходит и говорит. Когда должны резаться зубы? - Именно тогда, когда режутся. И темечко должно зарастать только тогда, когда оно зарастает. И спать ребенок должен столько, сколько ему нужно, чтобы выспаться.
Но ведь нам известны эти нормы. В любой популярной брошюре переписаны из справочников эти мелкие истины для всех детей разом и враки - для твоего одного.

Люди хлопочут, копошатся, суетятся, - мелкие заботы, ничтожные стремления, пошлые цели… Обманутые надежды, иссушающая печаль, вечная тоска… Несправедливость торжествует.

Это деланное пренебрежение к красоте - средневековый пережиток. Разве может человек, чуткий к красоте цветка, бабочки, пейзажа, оставаться равнодушным к красоте человека?

Скачать бесплатно книгу «Как любить ребенка» Януш Корчак

(Фрагмент)


В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :