Плюсы и минусы различных стилей супружеских отношений. Типичные модели отношений «родители - дети Самая выгодная модель семейных отношений

Типичные модели отношений «родители - дети»

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но несмотря на все их многообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. В основу анализа положено видоизменение отношений как одной из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и по следствиям негативного влияния на воспитание детей.

1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь, развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться. Поначалу намечается едва ощутимая «трещинка» в душевных связях между родителями и детьми. Фактические данные дают основание обозначить наиболее частые причины этой «трещинки»:

а) некоторые расхождения между характером требований и личным поведением;

б) недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в конкретных ситуациях, недооценка потребностей ребенка быть личностью.

Подчас родители психологически не успеют за динамизмом развития детей. А они уже школьники, подростки, уже старшеклассники, уже имеют свое мнение, уже не соглашаются. В таких случаях родительская отзывчивость должна быть увеличена.

3. Материально-ориентированные семьи, где главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. И заставляют хорошо учиться, но с единственной целью - чтобы поступить в ВУЗ. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова. Отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.

Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают. Но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, обеспечить их на будущее, родители фактически обрекают своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.

Такой вариант отношений возникает и при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у них чувства обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители в душе остаются их искренними доброжелателями.

4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытыми, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь такой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее, правы) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях - с аморальными поступками.

Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправыми, искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте, родителям полезно знать, что существуют психологические барьеры общения: недостаточное знание общающимися друг друга; неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия; различие характеров, противоборствующих желаний; отрицательные эмоции.

5. Антисоциальные семьи. Это, скорее не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативные. В 30% случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

Что происходит в таких семьях, нетрудно понять. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не умеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и к детям. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к сомнительным развлечениям, водке.

Острые конфликты могут возникнуть и из-за эмоциональной глухоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных стремлений, непонятных взрослым. Непонимание и непринятие их переживаний взрослыми ведет к обоюдному отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга.

Можно выделить четыре стиля отношений родителей и детей:

1. Преследователь - этот стиль отношений можно назвать еще «Золушка», «ежовые рукавицы», диктат. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность. Оказываются сломленными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Отсюда вырастают дети безвольные, трусливые, озлобленные, мстительные.

2. Избавитель - этот стиль отношений можно назвать «кумир семьи», «опека», «авторитет любви». Либеральный стиль. Предполагается всепрощение. Источником является чрезмерная родительская любовь. Родители ограждают ребенка от каких-либо забот. У детей еще в раннем детстве импульс «Я сам» уступает место вялому безразличию «пусть мама или папа сделают, решат». В этом случае дети вырастают недисциплинированными, безответственными.

3. Смешанный - этот стиль отношений можно назвать «повышенная моральная ответственность», так как здесь ребенка, с одной стороны, преследуют, в результате чего он все время чувствует себя виноватым («ты должен, должен…»), а с другой - избавляют от ряда трудностей («мы тебе создадим все условия, ты только учись»). Сюда относится и «оранжерейное воспитание». Здесь есть все: музыка, иностранный язык, спорт и т.п. Однако ребенок лишен права выбора. Он очень много усваивает, но оказывается неприспособленным к реальной жизни.

4. Сотрудничество - демократический стиль. Характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Семья с такими взаимоотношениями становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Гендерные отношения между супругами

Проявляются в:

1. Дифференциации ролей мужчин и женщин в семье

2. Иерархичности статусов (проблемы доминирования и власти)

3. Особенности общения (модели отношений в семье)

4. Личностных особенностях супругов (социально-психологические качества супругов).

Дифференциация ролей в семье

Распределение ролей в семье задает тип семьи:

1. Традиционные семьи

2. Эгалитарные семьи

3. Семьи промежуточного типа

(от себя: все это схлопывание размерности жизни, сведение к деньгам или чему-то еще, упрощает манипулирование, что ли? Не пойму, отчего такая одержимость подобной хренью)

Экономические причины ролевой дифференциации в семье

Теория ресурсов. Ресурс семьи - свободное время. Домашняя работа требует вложения свободного времени, женщины менее востребованы на рынке труда и обладают большим ресурсом свободного времени.

Новая домашняя экономика. Ресурс семьи - деньги. Мужчина больше зарабатывает, поэтому вы-годно, чтобы именно жена работала дома (и наоборот, если наоборот).

Теория относительной производительности. Важны заработок и карьерное продвижение - произво-дительность на рынке труда выше у мужчины.

Социально-психологические причины ролевой дифференциации в семье

1. Теория половых ролей Т.Парсонса

2. Теория социализации (опыт первичной социализации не позволяет мужчинам выполнять до-машнюю работу)

3. Теории легитимизации поведенческих образцов (доминирование мужчин в обществе транс-лируется на уровень семьи)

4. Символическое значение распределения ролей (семья как модель проявления заботы и стату-са)

Иерархичность статусов

В системе супружеских отношений муж и жена могут занимать:

Равноправные статусы

Неравноправные статусы

Если в паре у одного из супругов выражена ориентация на доминирование, а у другого на подчине-ние, - комплементарные отношения.

Если для обоих супругов характерна ориентация на доминирование или же подчинение - некомпле-ментарные отношения, характеризующиеся конфликтностью в семье.

Позиция доминирования предполагает принятие социальной ответственности за тех, кто подчиня-ется:

Обеспечение безопасности

Координация действий

Определение перспектив и развитие участников семейных отношений

Показатели доминирования в семье

1. Распоряжается деньгами семьи

2. Организует свободное время

3. Решает хозяйственные вопросы

4. Определяет воспитание ребенка

5. Имеет решающее слово при обсуждении важных для семьи вопросов

Модели отношений в семье

В системе межличностного взаимодействия супругов гендерные отношения находят отражение в двух моделях:


Партнерская модель

Доминантно-зависимая модель

(от себя: мне кажется, если оба принимают зависимо-доминантную модель, то это такое вот парт-нерство)

Партнерская модель отношений в семье

1. Кооперативное использование власти

2. Взаимозаменяемость ролей в семье

3. Конструктивный способ решения конфликтов

4. Уважение и признание ценностей и личных дел другой стороны

5. Восприятие семьи как безопасного убежища

6. Открытость семейной жизни для социума

7. В воспитании - расширение автономности ребенка, признание его права голоса в решении семейных вопросов

Доминантно-зависимая модель семейных отношений

1. Неравное распределение власти

2. Жесткое распределение ролей в семье

3. Деструктивный способ решения конфликтов

4. Отсутствие уважения к личным делам другой стороны

5. Ощущение незащищенности

6. Закрытость семейной жизни для социума

7. Воспитание детей в условиях гиперконтроля и подчиненности

Социально-психологические качества супругов

Самопринятие, самоуважение, адекватная самооценка

Способность учитывать свой прошлый опыт и соотносить его с планами на будущее

Готовность принять ответственность за себя и за близких

Проявлять участие и оказывать помощь супругу

Гуманистические установки в общении (принятие другого, открытость и уважение другого)

Эгалитарные гендерные установки

РОЛЬ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ. «СКРЫТЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН».

ШКОЛА как институт социализации, важный для развития гендерной идентичности

В России существует единая школьная система с едиными общими требованиями к знаниям и пове-дению мальчиков и девочек

Однако существуют значительные различия в предлагаемых в школьной литературе образцах пове-дения для мальчиков и девочек, а также в конкретном отношении педагогов к представителям двух полов.

Школа диктует мужские и женские статусные позиции, определяет гендерную идентичность, пси-хологические и личностные особенности мальчиков и девочек посредством "скрытого учебного плана".

Скрытый учебный план

1. Организация работы самого учебного заведения, включая особенности руководства, отноше-ния на работе, гендерную стратификацию профессии учителя.

2. Стиль преподавания и воспитания (и отношения к школьникам разного пола)

Школа - как образовательное учреждение отражает, как правило, гендерную стратификацию обще-ства и культуры - неравный статус у женщин и мужчин.

Учителя и обслуживающий персонал - женщины (90%). администрация (директор) - мужчина.

Предметы в школе ассоциированы с мужскими и женскими профессиями (спорт, физика, математи-ка - учителя мужчины, язык - учителя женщины)

Исследования, проведенные в школах разных стран, показали, что мальчикам уделяется больше внимания со стороны педагогов. Учителя в среднем отводят девочкам на 20% времени меньше, чем мальчикам: мальчиков чаще привлекают к демонстрации различных опытов в классе, девочек же обычно сажают писать протокол.

Учителя ожидают от мальчиков большего ожидают и более высоко оценивают их работы.

Различны реакции учителей в ситуациях нарушения дисциплины. Известно, что мальчики создают больше проблем с дисциплиной, чем девочки. Даже в нормальной обстановке учителя чаще делают замечания мальчикам.

Однако замечено, что мелкие нарушения дисциплины, допускаемые девочками, вызывают активное неприятие учителей, в том время как мальчикам такое "сходит с рук".

В одном из американских исследований, 4-5 класс. 90% всех поощрений, предназначенных мальчи-кам - это за успешную интеллектуальную деятельность.

Девочки таких поощрений получили меньше 80%. В то же время негативная обратная связь за не-удачи в интеллектуальной деятельности составила 30% у мальчиков и 75% у девочек.

Учителя по-разному объясняют плохие успехи учащихся разного пола: неуспех девочек - отсутстви-ем способностей, неуспех мальчиков - недостатком трудолюбия, усилий.

В статье Л.Поповой и Н.Орешкиной, проанализировавших в 1995 г. российские учебники для начальной школы, был обнаружено:

в подавляющем числе иллюстраций, рассказов...

В математике мужские образы встречаются в 1,8 раза чаще.

В русском языке 4,2 чаще встречаются женские образы.

Таким образом, уже на начальном этапе исследования в содержании учебников была выявлена ген-дерная асимметрия.

За и против раздельного обучения

За раздельное обучение

1. Позволяет учитывать полнее психологические особенности мальчиков и девочек

2. Снижается роль гендерных стереотипов со стороны учителя к ученикам

3. Снижается страх оценки со стороны противоположного пола

4. Совпадение уровней притязаний и уровней возможностей у учеников

Против раздельного обучения

1. Недостаток общения с противоположным полом

2. Ориентация на гендерные автостереотипы

3. Ограниченность в усвоении совмещении мужских и женских ролей

4. Акцентируется неравенство возможностей в обучении

- 25.38 Кб

1.1 Понятие семьи

Поскольку семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества, как важнейший элемент его самоорганизации, необходимо четко определить, какое содержание включается в это понятие, в чем сущность семьи, каково ее глубинное назначение, тем более, что в научной и популярной литературе утвердилось представление, что эта первичная ячейка общества как специфическая форма организации личной жизни, быта и потребления призвана в первую очередь обеспечить воспроизводство населения, а то и детопроизводство. Такой акцент на демографической стороне этого многослойного и многофункционального социального организма уводит от понимания внутренних противоречий его развития, истоков и механизмов кризиса.

Семья - это сложное социокультурное явление. Специфика и уникальность ее в том и состоит, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. В структуре семьи можно условно выделить три взаимосвязанных блока отношений: 1 - природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные; 2-экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности; 3-духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения. Только совокупность названных связей в их единстве создает семью как особое социальное явление, ибо не может считаться семьей естественная близость мужчины и женщины, не закрепленная в правовом отношении и не связанная общностью быта и воспитания детей, поскольку это не что иное, как сожительство. Экономическое сотрудничество и взаимопомощь близких людей, если они не основаны на узах брака и родства, также не являются элементом семейных отношений, а только деловым партнерством. И, наконец, духовная общность мужчины и женщины ограничивается дружбой, если отношения между ними не принимают свойственную семье форму развития.

Как видим, только совокупность названных отношений в рамках единого целого представляет собой семью. Отношения эти очень разнородны, противоречивы, а порой и не совместимы, поскольку выражают духовное и материальное, возвышенное и будничное. В силу этого семья как сложное социокультурное явление заключает в себе как факторы развития, так и источники противоречий, конфликтов, кризисов. В то же время, чем полнее реализуется в семейном союзе совокупность разнородных отношений, чем теснее их взаимосвязь, тем прочнее семья. Всякое же ослабление, свертывание, выпадение одной из подсистем целостного комплекса связей отрицательно сказывается на устойчивости семьи, делает ее более уязвимой для разрушительных тенденций.

И хотя семья с момента своего возникновения, будучи изначально сложным социальным явлением, органически включала в себя и природно-биологические, и нравственные, психологические, и экономические аспекты жизнедеятельности, влияние их на организацию ее жизни на протяжении развития человеческого общества было далеко не однозначно.

В первобытном обществе семья отпочковалась от рода на основе преимущественно заботы о детях, обеспечения их выживания. Период цивилизации порождает патриархальный тип семьи, который можно определить как семью-домохозяйство, в которой доминирует общее ведение хозяйства при сохранении многообразия прочих связей. К средним векам относится возникновение в Европе современного типа супружеской семьи, в которой при всей важности целостного комплекса разнообразных связей в супружеских отношениях ощутимо нарастает роль и значение духовных, нравственно-психологических начал.

Безусловно, изменение это проявляется лишь как тенденция, ибо и для современных молодых людей в основе семейного союза могут лежать разные социально значимые ценности, как и различное понимание сущности и назначения семьи. Она может создаваться на разных ценностных основах: и по расчету, и на романтических побуждениях, и как духовный союз или союз - товарищество, скрепленный единством взглядов, отношениями дружбы и взаимоуважения и т.п.

И все же большая часть молодых людей, как свидетельствуют исследования социологов, заключают браки по любви, отдавая предпочтение нравственно-психологическим и духовным отношениям в семье. Утрата чувств любви при этом рассматривается как достаточное основание для развода.

Однако стремление создать семью, основанную на любви, еще не гарантирует ее от возникновения конфликтов и кризисов. Более того, оно неотвратимо ставит человека перед духовно-нравственным выбором: удовольствия и беспечность или долг и ответственность, эгоцентризм или способность поступиться своими желаниями, интересами, и в конечном итоге стремление обеспечить личную независимость или готовность корректировать свое поведение, привычки, сложившийся уклад жизни в интересах единства семьи. Нередко этот выбор делается не в ее пользу. Статистика показывает, что разводов меньше в семьях, созданных по расчету, а не по любви. Здесь изначально отношения между супругами развиваются на конкретной, приемлемой для обоих основе, лишены непредсказуемости и завышенных требований.

Так что же, любовь не может быть надежным основанием для семьи? Надо сказать, что это специфическое, уникальное чувство всегда завораживало своей загадочностью, непостижимостью рациональным рассудком. Есть разные подходы к его объяснению. Теория "крылатого эроса" А.Коллонтай определяет любовь как неустойчивое чувство, легко приходящее и столь же легко уходящее, "как ветер мая". Создатель русской физиологической школы И.М.Сеченов в книге "Рефлексы головного мозга" исследует любовь с точки зрения физиологии. Он объясняет ее как аффект, страсть, которые не удерживаются длительное время, по крайней мере не более нескольких месяцев. Такие же или подобные точки зрения можно встретить как в современной литературе, так и в практике отношений нынешней молодежи.

Очевидно, что это понимание любви не может быть положено в основу анализа семейных отношений, поскольку вытекает из объяснения природы этого чувства у отдельного его носителя - автономного человека.

Чувства человека нельзя рассматривать изолированно от влияния социума: его традиций, моды, обычаев, нравов и т.п. Человек - существо социальное. Он живет в обществе, которое само состоит из множества сообществ: ассоциаций, социальных институтов, объединений, группировок, больших и малых коллективов, находящихся между собой в определенных взаимоотношениях. Весь этот живой, динамичный социальный фон отражается не только на сознании, но и на характере чувств человека, его поведении, ценностных ориентациях. Он же в значительной степени влияет на "микроклимат" семьи, характер отношений между супругами: может задавать высокий нравственный настрой или же распространять на семью метастазы болезни общества, усиливая ее неустойчивость.

Здесь, на наш взгляд, содержится принципиальный момент, касающийся методологии анализа проблемы: искать ли истоки кризиса семьи в индивидуальных характерах супругов, их личностных качествах или же рассматривать семью как неотъемлемую часть в первую очередь того социального образования, из которого она вырастает и черты которого наследует и несет в себе.

Таким образом, мы вступаем в сложный мир такого практически забытого социального явления, как род. Именно он порождает семью, задает ей ориентиры развития, выпускает в самостоятельную жизнь и в то же время продолжает удерживать ее множеством незримых нитей в сфере своего влияния. Каждая семья на древе рода - это важная почка, которая, развиваясь, приносит в общую копилку рода свой опыт, энергию и знания, комплекс разнообразных качеств и свойств души и тела, которые входят, как говорится, в плоть и кровь рода, в его генетический фонд. При этом сама семья получает необходимую поддержку рода во всех планах бытия: материальном, нравственном, духовном.

Надо иметь в виду, что семья вырастает из двух родов: по мужской и женской линии. Она несет в себе не только их физические качества (цвет волос, глаз, форму носа, пропорции тела и т.п.), но и питается от их духовного источника. Устремленность к высшим идеалам или, напротив, заземленность устремлений, альтруизм или эгоизм, совестливость или душевная черствость у молодых людей часто имеют родовые корни. Чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства родов, их ценностные ориентации, традиции, обычаи, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее.

Сущность и смысл семьи, таким образом, состоит не просто в воспроизводстве населения или детопроизводстве, как считают некоторые социологи, а в продлении рода в самом широком смысле слова. Семья выступает как связующее звено поколений рода во всех планах бытия. Через нее род развивает заложенные в его природе душевно-духовные качества. Через семью род реализует себя, свое назначение, воплощает, выражает и развивает свою физическую, психологическую, духовно-нравственную сущность, материализуется в ее действиях, образе жизни.

При таком подходе каждая конкретная семья перестает восприниматься как социальное явление, имеющее и начало, и неизбежный конец. Она получает еще одну систему координат, отражающую по вертикали глубину и прочность связей с родом (в том числе и на генетическом уровне) как носителем общего социального опыта, мудрости, социальных ориентиров и ценностей, наконец, самого духа рода. В памяти рода, в его вере семья обретает бессмертие. Освещенный светом высших духовных начал, человек в ней поднимается над природно-биологическими инстинктами, преодолевает свой эгоцентризм.

Преимущества этого подхода в том, что он позволяет акцентировать внимание не на частных проявлениях проблемы семьи, а видеть ее в контексте развития того социума, из которого она вырастает.

Семью, ее происхождение, сущность изучают многие науки: социология, политическая социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. В литературе можно найти разные определения семьи.

А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединения людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию. Ее основные признаки:

А) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;

Б) совместное проживание в одном помещении;

В) общий семейный бюджет.

Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием.

И другие признаки не так уж четки: сколько времени надо прожить совместно, какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает весь семейный бюджет и т.д. И это при том, что такие признаки, казалось бы, наиболее фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системе взаимоотношений, которая превращает семью в особое духовное образование.

Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет стержень семьи.

Хорошая семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, ведущее место в нем принадлежит морали. Многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей.

Брак – это историчес ки обусловленная, санкцион ированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям.

Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля. Своеобразным социальным ориентиром для совести вступающих в брак есть нравственные нормы, обобщенные в практике современной семьи:

Регистрация брака соответствующими государственными органами есть не только юридический акт, но и форма принятия моральных обязательств, вытекающих из брака. Есть сотни тысяч семей, не зарегистрированных в органах ЗАГСа. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен подчиняться законам брака:

Морально оправданным есть тот брак, который заключается по взаимной любви;

Решение о вступлении в брак должно принадлежать только вступающим в него;

Необходимо быть социально и психологически подготовленным к вступлению в брак.

Нравственно регулируется не только вступление в брак, но и развод.

Если между супругами исчезли взаимные уважение, дружба, любовь и семья не выполняет свои функции, то расторжение брака есть нравственным. Здесь развод лишь официально фиксирует то, что уже произошло – распад семьи.

В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.

Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов – основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.

Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощ и, разумной требовательности к детям, уважение к труду.

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами.

Соперничество - взаимоотношения между людьми, характеризующиеся состоянием явной или скрытой борьбы за власть, любовь, престиж, признание, материальное преуспевание, реализацию внутреннего потенциала человека.

Тот кто соперничает, стремится воплотить на практике принцип "Выиграл - проиграл". При этом тот, кто соперничает легко может оказаться в ситуации "Проиграл - выиграл" или хуже того "Проиграл - проиграл".


Женские роли:

Домашняя хозяйка

Мужские и женские роли, ясно определенные выше, это не просто обычаи или традиции, но Богом установленный порядок. Именно Бог поставил мужчину главой семьи, сказав Еве: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Мужчина также был предназначен стать защитником, поскольку ему даны сильные мускулы, большая физическая выносливость и мужская смелость. Кроме того, Бог повелел ему обеспечить семью, сказав: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Такое повеление было дано мужчине, а не женщине (Бытие 3:16,19).

У женщины другое предназначение. Она должна быть помощницей, матерью и хозяйкой в доме. В еврейском языке слово помощница означает женщину, стоящую перед ним. Такое значение аннулирует мысль о том, что женщине уготованы лишь второстепенные, незначительные роли. Такое значение словапомощница объясняет, что женщина была создана равной мужчине. В книге «Очарование женственности» мы используем слово помощница для обозначения роли жены в том смысле, что жена понимает, поддерживает, а иногда и помогает своему мужу. Поскольку биологические особенности женщины дают возможность ей вынашивать детей, ее роль матери неоспорима. Роль домашней хозяйки также не вызывает сомнений: она должна воспитывать детей, вести хозяйство, чтобы освободить мужа для выполнения его функций кормильца семьи (Бытие 2:18).

Мужские и женские роли различны по функциям, но равны по значимости. В книге Генри А. Боумена «Брак в современном обществе» автор сравнивает партнерство в браке с такими образами, как ключ и замок, соединенные вместе в функциональном единстве. Он пишет: «Вместе они могут совершить то, что ни один из них отдельно совершить не в состоянии. Задача не будет выполнена, если за дело возьмутся два замка или два ключа. Каждый из партнеров уникален, но никто, отдельно взятый, не совершенен. Их роли нельзя назвать идентичными или взаимозаменяемыми. Никто из них не превосходит другого, поскольку оба необходимы. Каждого нужно судить в соответствии с его функциями, поскольку они дополняют друг друга».


Описание

Поскольку семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества, как важнейший элемент его самоорганизации, необходимо четко определить, какое содержание включается в это понятие, в чем сущность семьи, каково ее глубинное назначение, тем более, что в научной и популярной литературе утвердилось представление, что эта первичная ячейка общества как специфическая форма организации личной жизни, быта и потребления призвана в первую очередь обеспечить воспроизводство населения, а то и детопроизводство.

Нет универсального ответа на вопрос, как достигнуть семейного счастья. Одни супруги постоянно ссорятся из-за мелочей, а потом быстро мирятся. Другие же разводятся, столкнувшись с первыми трудностями в семейной жизни. Как появляется любовь и как она уходит навсегда? Какая модель отношений идеальна для вашей пары? Чего не хватает вашим отношениям? Что изменить, чтобы семейное счастье не скрылось за горизонтом? Послушаем советы профессионального психолога.

Каждый союз между мужчиной и женщиной индивидуален. Здесь сложно что-либо обобщить и выделить какие-либо закономерности. Однако психологи выделяют несколько основных стилей семейных отношений. Может быть, и вы узнаете свою семью в одной из предложенных моделей брачных союзов. В любом случае знакомство с данной классификацией не будет лишним. Вы поймете, как не следует себя вести, и поймете, кто играет главную скрипку в вашей паре.

Первая модель – классическая.

Во многих семьях наших родителей, бабушек и дедушек принято, что мужчина добивается успеха в карьере, а женщина является хранительницей домашнего очага. Как правило, такие союзы очень крепкие, так как партнеры – это не просто муж и жена, но и игроки, которые играют в одной команде.

Такие союзы возникают между людьми с похожими жизненными целями и интересами. Такие люди стараются все делать вместе. Супруги создают традиции и ритуалы, а главной их мечтой является – жить долго и счастливо. Муж и жена обычно исповедают одинаковые жизненные принципы и стараются все свободное время проводить вместе.

Сильные стороны.

В первую очередь, такие союзы отличаются постоянством и стабильностью. Обязанности распределены, семейная жизнь безмятежна и конфликты являются достаточно редким явлением. Супруги умеют находить компромиссы и стараются избегать противоречий.

Минусы.

С течением времени стабильность может приедаться и начинать казаться рутиной. Необходимо уметь освежать отношения и привносить в семейную жизнь толику непредсказуемости.

Совет психолога.

Не бойтесь делать глупые поступки. Помните барона Мюнхгаузена, который говорил, что все самые страшные ошибки совершаются с умным выражением лица. Оставьте мужу записку с признанием любви, пригласите его на свидание, пришлите красивую открытку по e-mail, пополните список семейных традиций новыми ритуалами. Пусть ваша совместная жизнь играет всеми цветами радуги!

Вторая модель – каждый сам за себя.

Бывают союзы, где оба супруга – самодостаточные и уверенные в себе личности. Оба супруга многого добились в жизни. Такие люди склонны воспринимать мужа или жену как равноправных партнеров.

Если вы и ваш муж стремитесь быть самодостаточными личностями и не зависеть друг от друга, возможно, это тип вашего брачного союза. Такая модель брака подходит для людей, которые даже в браке предпочитают сохранять определенную долю самостоятельности и хотят многого достичь в жизни.

Муж и жена в таких союзах не признают распределения обязанностей по половому признаку. Супруги никогда не откажутся от интересной работы ради семьи, оба с удовольствием готовят семейные ужины и не переживают по этому поводу. Супруги часто расстаются на время и нередко отправляются в путешествия поодиночке. И муж, и жена в таком браке уважают личное пространство друг друга.

Сильные стороны.

Вкушая все прелести семейной жизни, супруги не ущемляют и собственные интересы.

Минусы.

Такие люди весьма эгоистичны и превыше всего ценят независимость. Для того чтобы создать гармоничные семейные отношения, необходимо иногда уметь наступать на горло собственной песне и принимать решения, которые будут удовлетворять обе стороны. Нежелание поступиться собственными интересами часто приводит к краху семейных отношений.

Совет психолога.

Для того чтобы семейная жизнь была счастливой и безмятежной нужно учиться жить интересами друг друга. Если жена любит живопись, муж может составить ей компанию. Жена же может сходить со своим супругом на футбольный матч или поиграть с ним в бильярд.

Можно попробовать составить список дел, которые доставляют удовольствие обоим. Раз люди любят друг друга, значит, у них есть много общего. Нужно создавать семейные ритуалы, которые будут радовать и сближать членов семьи.

Третья модель – нет жизни без тебя.

Такой брачный союз соединяет людей, которые не представляют своей жизни друг без друга. Муж и жена живут интересами друг друга и верят, что будут жить счастливо до конца своих дней. Они создают семейный уют, особо не зацикливаясь на деталях, считая, что с любимым и в шалаше – настоящий рай. Смысл жизни для них заключен в заботе о близких, и, в первую очередь, друг о друге. Супруги оберегают свой мирок от внешних вторжений.

Эта модель семейных отношений подходит тем, кто считает самым главным в жизни - достичь спокойствия, укрывшись от жизненных неурядиц в уютной тиши собственного дома.

Партнеры все делают сообща и никогда не спорят о распределении обязанностей. Все бытовые вопросы решаются легко и без ссор. Главными ценностями в таких семьях являются взаимопонимание и любовь. Благосостояние и карьерный рост в данном случае не являются фетишем для мужчины и женщины, вступивших в брак. Гораздо больше удовольствия доставляет совместное времяпрепровождение, чем достижение каких бы то ни было высот вне семьи.

Сильные стороны.

На супруга можно положиться в любом начинании. От близкого человека всегда можно ожидать поддержки, ободрения, понимания. И муж, и жена в подобных союзах готовы пойти на любые жертвы ради счастья партнера.

Минусы.

Не всегда стоит зацикливаться друг на друге. Вокруг масса интересных вещей, знакомство с которыми может доставить удовольствие как всей паре, так и каждому супругу в отдельности. Чтобы не надоесть друг другу, очень важно иметь собственные интересы и увлечения. Растворяясь в партнере, мы нередко теряем себя как личность. С течением времени, когда пылкие чувства отходят на второй план, накопившиеся проблемы в состоянии разрушить даже самые крепкие отношения.

Совет психолога.

Тем, кто относит свои семейные отношения к данному типу, необходимо помнить о необходимости сохранения собственных интересов и устремлений. Проникаясь интересами друг друга, не забывайте о том, что вы – самодостаточная личность. В такой модели отношений как ни в одной другой важна творческая и карьерная реализация супругов. Если карьера не прельщает вас, можно попробовать посещать тренинги личностного роста или найти себе увлечение по душе. Стоит попробовать добиться чего-либо без помощи супруга, и вы увидите, как это приятно - гордиться своими достижениями. Не стоит ревновать друг друга к увлечениям и интересам. Лучшее средство от скуки и однообразия в семейных отношениях – умение находить себе интересные занятия, наслаждаться которыми можно и в одиночестве. Для ощущения счастья в браке просто необходимо одновременно ощущать и собственную личную свободу.

Четвертая модель – равноправные партнеры.

В таком союзе у партнеров есть собственные интересы, которые они ценят превыше всего. Их интересы практически не пересекаются. Со стороны кажется, что они и живут вместе по необходимости. Каждый сам решает свои проблемы, а обсуждаются лишь те вопросы, от решения которых зависит совместная жизнь.

Супруги четко расписывают обязанности по хозяйству, редко устраивают вечеринки, практически никогда не ездят вместе в отпуск.

Сильные стороны.

Сильными сторонами такого брака являются порядок и отсутствие сильных потрясений. Такие союзы отличаются стабильностью и редко распадаются, не смотря на отсутствие сильных чувств. В таком браке сантименты и чувства с успехом заменяются здоровым прагматизмом. Однако стоит отметить, что бывает и так, что партнеры расстаются как только меняется привычный уклад их жизни.

Совет психолога.

Если и мужа и жену устраивают предсказуемость и стабильность в семейных отношениях, возможно и не стоит что-либо менять. “От добра добра не ищут”. Вот если такие отношения приелись и наскучили, наверняка стоит поискать способы для их улучшения.

Такие семьи очень часто живут душа в душу. Нужно лишь уметь взглянуть на своего супруга по-новому, и вызвать у него неподдельный интерес к своей персоне. Попробуйте устроить второй медовый месяц. Продумайте все до мелочей и обольстите собственного мужа. Постарайтесь начать жизнь с чистого листа, забыв прожитые по негласной договоренности годы. Впустите в вашу жизнь романтику и спонтанность.

Пятая модель – муж и жена – одна сатана.

Данная модель является самым гармоничным типом брачных союзов. Партнеры нацелены на долгосрочные отношения, все проблемы решают вместе. Они создают уютное семейное гнездышко, в котором им обоим удобно существовать и развиваться как личностям.

Супруги имеют общие цели в жизни, одинаковые приоритеты и взгляды на жизнь. Сильные стороны такого брака - свобода от стереотипов и отсутствие предсказуемости.

Партнеры в таких браках распределяют обязанности, но часто заменяют друг друга при их исполнении. Правила и традиции существуют, но часто изменяются и усовершенствуются. На первом плане всегда интересы семьи, а уж потом личные цели. Ради общего дела оба супруга готовы поступиться собственными интересами. Супруги, выбирающие подобную модель отношений, как правило, активные и яркие личности. Они часто устраивают вечеринки и торжества по разным поводам.

Сильные стороны.

Эти отношения можно назвать близкими к идеальным. Крепкие семьи строятся именно на стремлении заботиться друг о друге, открытости внешнему миру, способности поддержать партнера в трудную минуту. В таких семьях царят хорошее настроение и положительные эмоции.

Если вы можете отнести свой брак к данной модели супружеского союза, вам можно только позавидовать. Такие семьи очень редко распадаются и не нуждаются практически ни в каких рекомендациях.

Совет психолога.

Посоветовать здесь можно разве что более внимательно присматриваться к друг другу для того, чтобы отношения не стали поверхностными. Не позволяйте активной общественной жизни и светским вечеринкам вытеснить из вашей жизни самое главное – человека, который рядом с вами.

В заключении хочется сказать. Что идеальной модели отношений не существует, как, впрочем, и идеальных людей. Однако это не значит, что не стоит стремиться к идеалу. Пусть он далек и недостижим, но он помогает нам делать отношения с окружающими нас людьми более гармоничными и счастливыми.

Самое главное – стараться найти такую модель отношений, которая устраивала бы обоих супругов. То, что подходит одним, может быть противопоказано другим. Нет универсальных рецептов семейного счастья. Всегда надо искать компромиссные варианты. Избегайте недоговоренностей, обсуждайте все проблемы, достигайте решений конфликтов, которые устраивают обе стороны. Если люди любят друг друга и хотят быть вместе, им нипочем никакие перипетии семейной жизни.

Комплементарный брак – это такой союз, в котором каждый из партнеров занимает то же положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье. Частично комплементарные отношения возникают в том случае, если один или оба партнера в родительской семье имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, из которых по крайней мере один устанавливается с партнером. В некомплементарном браке разногласия и противоречия могут появиться на почве первенства или подчинения в семье.

Концепция дублирования родительских свойств предполагает, что человек учится выполнять мужскую или женскую роль в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношения родителей. Он обучается супружеской роли на основе отождествления себя с родителем того же пола. Отождествление, идентификация – элементарная психологическая реакция, заключающаяся в том, что индивидуум мысленно приравнивает себя к другому человеку (родителю).

Подчас не замечая, он перенимает способ мышления, идеи и ценности, а самое главное – эмоциональные реакции и внутренние состояния, неосознанно или сознательно старается уподобиться родителю, поэтому одобряет его стандарты поведения и приспосабливается к его оценкам. Личность индивидуума и родителя сливаются. В эту схему включается и роль родителя другого пола: формы родительских отношений становятся эталоном.

В супружестве оба партнера пытаются приспособить свои отношения к внутренним схемам-ожиданиям. Под влиянием влюбленности человек некоторое время может проявлять «уступчивость» или, вернее, «близорукость», частично отказываясь от реализации своей программы ради партнера, желая приспособиться к нему. Обычно это вызывает внутреннее противоречие, поэтому появляется стремление вернуться на запрограммированный путь.

Социальное наследование личностных свойств и поведенческих шаблонов определяет и сходство супружеских отношений, которые также наследуются, поэтому мы часто повторяем не только выбор партнера, но и многие ошибки и проблемы родителей. Два важнейших измерения родительских взаимоотношений во многом определяют успешность брака ребенка. Первым важным измерением является доминирование в семье (кто из родителей «командовал», а кто подчинялся), вторым – общее благополучие (уравновешенность и взаимопринятие) взаимоотношений. Сравнение отношений в благополучных и конфликтных супружеских парах показывает, что на уравновешенность отношений существенное влияние оказывают благоприятная модель брака родителей, хорошее отношение отца к матери, счастливое детство. Уравновешенные супруги были спокойными в детстве, их редко наказывали, чаще ласкали.

Различают также брак симметричный, комплементарный и ме-такомплементарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто из них не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или компромисса. В комплементарном браке один распоряжается, дает приказания, другой ожидает совета или инструкции. В метакомплементарном браке ведущего положения достигает тот, кто реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя своим партнером.