Составление рассказа по картине «Не боимся мороза. Рассказывание по картине «Таня не боится мороза Составление рассказа таня не боится мороза

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза!»

Задачи:
Учить составлять небольшой (из 2-3 предложений) рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем; учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки; продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук; закреплять умение отгадывать загадки.
Материал: картина "Не боимся мороза".

Ход занятия:
Организационный момент.

1.Чтение стихотворения.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Е. Трутневой «Первый снег»
«Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром
Самый первый, самый белый…»

2.Беседа о зиме.

Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята. Зима любимое время года всех детей. Зимой холодно. А что происходит с природой в это время года?

Ответы детей: На улице мороз. Дует сильный ветер, идёт снег, и поэтому мы с вами надеваем тёплую одежду.

Воспитатель выставляет картину.
Ребята, посмотрите на картину.
Вопросы:
- Кто нарисован на этой картине? (дети)
- Где гуляют дети? (на улице)
- Что они делают? (играют в снежки, катаются на санках с горки, лепят снежную бабу, катаются на коньках и лыжах)
- Какое время года изображено на картине?
- Почему вы думаете, что это зима? (лежит снег на земле, деревьях, люди одеты в теплую одежду)
- Посмотрите на снег и скажите, какой он? (пушистый, холодный, мягкий, белый, чистый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий)
- А как можно сказать про зиму, какая она? (белая, снежная, холодная, красивая, колючая, пушистая, искрящаяся, серебряная, волшебная)

3. Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение- загадку Е. Благининой

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке.

(Снежинки)

О чем это стихотворение? (о снежинке)

Какими словами сказано про снежинки, какие они?

Какие еще слова можно сказать про снежинку? (колючая, холодная, нежная, резная, легкая).

4.А вам ребята нравятся зимние развлечения? Давайте поиграем. Физкультминутка

Мы с тобой снежок слепили! (лепим снежок)

Круглый, гладкий, очень крепкий!

И совсем, совсем не сладкий! (грозим пальчиком)

Раз- подбросим, (смотрим наверх)

Два- поймаем, (ловим)

Три уроним, (смотрим вниз)

И сломаем! (топаем ногами)

Давайте назовем девочку в синей шапке Таней, и расскажем о ней. Слушайте.

5. Дети рассказывают совместно с воспитателем.
"В морозный зимний день Таня... вышла гулять. Взяла она с собой... санки, лопатку, ведро. Оделась Таня тепло, на ней... меховая шапочка, зимнее пальто. На рукавичке у Тани... снежинки... узорные, белые, красивые. На улице холодно, но Таня... не боится мороза".
- А сейчас расскажите про Таню без моей помощи. Кто хочет рассказать?

6.Физкультминутка
Воспитатель распределяет детей на две подгруппы. Одна изображает ветерок (мальчики), другая – снежинок (девочки). Ветерок дует, снежинки кружатся. Затем дети меняются ролями. Подул ветерок, полетели снежинки.

С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки,
Белые... (снежинки)

О чем эта загадка?
- Правильно, это снежинки. Ребята, сели на стульчики. Как красиво про них сказано: "легкие пушинки". Вам понравилось?
- Повторим все вместе эту загадку (хоровые ответы детей)
- Когда пойдем на прогулку - рассмотрите снежинки, полюбуйтесь ими.

7.Рефлексия

Молодцы, вы сегодня очень хорошо позанимались. Что вам больше всего понравилось? И мне очень понравилось, какие вы были внимательные, как хорошо выполнили все задания, отгадывали загадки, рассказали рассказ про девочку Таню.

Конспект НОД в средней группе
Тема: Составление рассказа по картине "Не боимся мороза".
Задачи:
связная речь: учить составлять небольшой (из 2-3 предложений) рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем;
словарь и грамматика: учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки;
звуковая культура речи: продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук;
развивать интерес к речевой деятельности; психические процессы: память, мышление, внимание;
воспитывать культуру поведения, дружелюбие.
Материал: картина "Не боимся мороза"; бумажные снежинки на ниточках.

Ход НОД:
Воспитатель предлагает послушать стихотворение "Зима".
Зима.
Вот зима, кругом бело:Много снега намело,Утром Ваня санки взял,По дорожке побежал.
А в саду у нас гора,Все катаются с утра.Крикнул Ваня: "Берегись!" -Покатился с горки вниз.
Воспитатель спрашивает, о каком времени года говорится в стихотворении. Выставляет картину. Дети рассматривают ее, отвечают на следующие вопросы.
Вопросы:
- Кто нарисован на этой картине?
- Где гуляют дети?
- Что они делают?
- Какое время года изображено на картине?
- Почему вы думаете, что это зима?
- Посмотрите на снег и скажите, какой он пушистый, холодный, мягкий.
- А как можно сказать про зиму, какая она?
- Еще раз посмотрите на картину внимательно и расскажите, где гуляют дети, что они делают, во что играют.
Заслушиваются 2-3 рассказа.
Воспитатель загадывает детям загадку.
В гости прилетелаЗвёздочка хрустальная.На ладошку села - От тепла растаяла. (Снежинка)
- Какими словами сказано про снежинку, какая она? (дети отвечают)
- Какие еще слова можно сказать про снежинку? (колючая, холодная, нежная, резная, легкая)
- Давайте назовем девочку в синей шапке Таней и расскажем о ней.
Дети рассказывают совместно с воспитателем.
"В морозный зимний день Таня... вышла гулять. Взяла она с собой... санки, лопатку, ведро. Оделась Таня тепло, на ней... меховая шапочка, зимнее пальто. На рукавичке у Тани... снежинка... узорная, белая, красивая. На улице холодно, но Таня... не боится мороза".
- А сейчас расскажите про Таню без моей помощи. Кто хочет рассказать?
Оценивая рассказы, воспитатель хвалит тех детей, которые включили в свой рассказ определения белый, пушистый (снег), снежная, холодная (зима).
Физкультминутка
Воспитатель распределяет детей на две подгруппы. Одна изображает ветерок, другая - снежинок. Ветерок дует, снежинки кружатся. Затем дети меняются ролями.
- Послушайте загадку и скажите отгадку:
С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки,
Белые... (снежинки)
- Правильно, это снежинки. Как красиво про них сказано: "легкие пушинки". Вам понравилось?
- Повторим все вместе эту загадку (хоровые ответы детей)
- Вот у меня на столе разные снежинки. Расскажите про них, какие они. (дети рассказывают)
- Послушайте слова: с-с-снег, с-с-снежинки, с-с-снежок, с-с-снего-вик. Какой звук слышится в этих словах?
- Какие еще есть слова со звуком [с]? (снегурочка, сосулька, сетки, снегирь, синичка.) Звук [с] есть в слове лес. (Лес, лесной, лесок, лесник, старичок-лесовичок.)
- Очень много слов со звуком [с] мы вспомнили: лес, снег, снегурочка, снежинки, снежный.
- Когда пойдем на прогулку - рассмотрите снежинки, полюбуйтесь ими.
Воспитатель подводит итог, хвалит детей за их речевую активность.

Текущая страница: 5 (всего у книги 8 страниц)

Занятие 1. Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»

Цель. Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова).

Ход занятия

Воспитатель просит детей назвать русские народные сказки.

Затем проводит мини-викторину:

– показывает обложки (или иллюстрации) сказок «Колобок», «Гуси-лебеди» и просит угадать названия произведений;

– зачитывает отрывок из сказки «Лиса и заяц» и предлагает назвать произведение: «Лисе зимою все было хорошо, а как пришла весна по зиму, да стала снег сгонять, землю пригревать, тут Лискин дворец и растаял да водою под гору сбежал»;

– поет песенку лисы из сказки «Кот, петух и лиса»:


Петушок, петушок ,
Золотой гребешок ,
Выгляни в окошко -
Дам тебе горошку .

«Как много слов со звуком ш в этой песенке, – говорит воспитатель. – Спойте песенку вместе со мной, а потом назовите четыре слова, в которых есть звук ш ».

Педагог ставит на свой стол четыре подсказки – пирамидки, грибки и т.п. Ребенок (дети) называют слово, воспитатель убирает предмет и повторяет песенку.

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они познакомятся с новой сказкой – «Зимовье». Педагог уточняет, что такое зимовье. Выслушивает ответы детей, но пока ничего им не объясняет.

Затем читает сказку.

Воспитатель просит ребят подумать, почему семь очень-очень голодных волков, которые запросто могли съесть хозяев зимовья, ушли ни с чем и что же это за зимовье такое.

Примечание. Вне занятий, помогая детям вспомнить сказку, следует выяснить, из чего звери зимовье строили, чем крышу крыли, из чего печь сложили, что между бревен прокладывали.

Педагог объясняет, что такое бревно, щепа, кирпич и мох.

Эту работу легче осуществить, если рассмотреть с детьми рисунки к сказке.

Занятие 2. Звуковая культуры речи: звук ж

Цель. Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж .

Ход занятия

«Сидел Язычок в домике, – начинает занятие педагог. – Слышит: кто-то поет песенку: „Ж-ж-ж-ж“. – „Я не умею так петь, – огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: „Ж-ж-ж-ж“.

Ж-ж-ж – это песня жука, – объясняет педагог. – Она поется так же, как песня гуся (ш-ш-ш) , но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: „Ж-ж-ж“. Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню.) A теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поет горло?

Давайте поучимся петь песенку жука. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: „Ж-ж-ж-ж“».

Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука.

Далее педагог проводит подвижную игру «Жуки». Ребята берутся за руки и образуют круг. Воспитатель выводит за его пределы 6–7 детей. Они изображают жуков. (Желательно, чтобы среди них были те дети, которые нечетко произносят звук ж .)

«Круг – это большая комната со множеством окон, – объясняет педагог. – Люди ушли, а окна в комнате не закрыли. (Дети опускают, расцепляют руки.) В комнату влетели жуки и загудели: „Ж-ж-ж“. Они стали летать по всей комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись. Жуки полетели к окнам, не увидели стекол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам – перевернем их на брюшко и, открыв окна, выпустим на волю. Пусть летают».

Игра повторяется.

«А сейчас, – говорит педагог, – я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Почему букет поет?»


Жук в рубашке полосатой
Прилетел играть к ребятам,
На цветок лиловый сел -
Песню звонкую запел,
Сока сладкого хлебнул,
В колокольчике заснул,
Да попал в букет к Маринке
И жужжит, жужжит в корзинке!
А Марина не поймет:
Почему букет поет?

Н. Головина

«Почему же пел букет? – спрашивает педагог. – Хотите послушать рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался? Я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу, помогайте».

Воспитатель читает отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:

...

Летел жук по своим делам, жужжал: «Жжжуть как пить хочется». (О чем и как жужжал жук? (Хоровой и индивидуальные ответы.))

Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»

Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» – запел жук. (О чем он запел?)

Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)

«Вы хорошо сегодня работали, и я порадую вас новыми загадками, – завершает занятие педагог.


Лежал, лежал, да в речку побежал.
(Снег)

Есть в загадке слова со звуком ж ? Назовите их.


Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.
(Дорога)

Запомните загадки и загадайте их дома родителям».

Занятие 3. Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»

Цель. Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что очень хочет познакомить их с Таней, которая вышла на прогулку: «Хотите посмотреть на девочку, которая мне нравится?»

«Можно рассказать о том, чем занята девочка, а также о том, как красиво вокруг. С чего начнем? – интересуется педагог. – Давайте начнем рассказ с описания одежды. Зимой холодно, и Таня тепло одета. На ней… (пальто, валенки, шапка, шарф, варежки). Вам нравится Танино зимнее пальто? Оно… (зеленое, с коричневым воротником). Отделано ли пальто мехом? (На карманах, рукавах пальто отделка из меха.) А из чего сшита Танина шапка? (Она тоже сшита из коричневого меха.) Кто хочет рассказать, в какой одежде Таня вышла гулять? (1–2 ответа).

Дети, что делает Таня? (Выслушивает ответы, обобщает их.) Да, Таня синей лопаткой насыпает снег в зеленое ведерко.

Посмотрите, ребята, какие красивые деревья зимой! На них… (снег) . На березе маленьких веточек даже не видно – спрятались в снежинках. И на зеленой елочке тоже снег. Посмотрите, как лежит снег на этой елочке, будто белые платочки разбросаны по веткам. Что разбросано по веткам? (Платочки. Вот платочек и вот. Вот еще один.)

Кто еще хочет рассказать о том, как красиво вокруг? Может быть, мы чего-нибудь не заметили? (На березе сидит ворона, за деревьями – дома и т. д.)

Хотите, я расскажу вам про эту картину? Слушайте. На улице зима. Таня взяла санки и пошла гулять. Зимой морозно, но Танюше не холодно. На ней зимнее пальто и меховая шапка. Пальто теплое и красивое. Оно зеленое с коричневым меховым воротником. На рукавах и карманах пальто – отделка из меха. Танюша в черных валенках. Она не забыла надеть шарф и варежки.

Таня трудится. Она синей лопаткой насыпает снег в зеленое ведерко.

А кругом белым-бело. Всюду снег: на земле, на скамейке, на деревьях. У березы и веток не видно – снежинками укрылись. Только елка зеленеет. Но и на ней лежит снег. Будто кто-то белые платочки на зеленые иголки повесил».

Педагог просит ребенка рассказать о содержании картины. Оценивает рассказ (обо всем ли рассказал в определенной последовательности).

Затем воспитатель предлагает детям назвать картину. Отмечает наиболее удачные названия. Сообщает авторское название: «Таня не боится мороза».

Занятие 4. Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

Цель. Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение.

Предварительная работа. Подготовить прозрачные пластиковые пластины зеленого цвета. Дать детям возможность увидеть окружающий мир в зеленом цвете. Попросить ребят прочитать любимые стихотворения.

Ход занятия

Воспитатель напоминает, что накануне (уточняет значение этого слова) дети читали свои любимые стихи и очень его порадовали. «Со всеми пообщаться я не успела, – говорит педагог, – поэтому обязательно послушаю ваши любимые стихи сегодня».

Дети (3–4 человека) читают стихи, в том числе «Почему медведь спит зимой» В. Орлова, «Не ветер бушует над бором…» Н. Некрасова, «Тень-тень-потетень».

Педагог читает первые строчки стихотворений А. Барто (2–3 стихотворения из цикла «Игрушки»), интересуется, знают ли дети произведения и кто их написал.

Воспитатель рассказывает о том, что у А. Барто много замечательных стихов для маленьких детей и детей постарше. «А вы себя к каким детям относите? – интересуется педагог. Коль вы уже большие, придется вам и серьезное стихотворение Агнии Барто прочитать. – Но сначала ответьте, по лету соскучились? Агния Барто нашла способ, как порадовать себя, как зимой лето вернуть. Ее совет мне очень понравился. Послушайте».

Воспитатель читает стихотворение несколько раз. Затем вместе с детьми негромко проговаривает первую часть стихотворения, а вторую часть читает ребенок, который смотрит на окружающих через пластину зеленого цвета.


Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.

«А ты знаешь? – спрашивает педагог у ребенка. (Знаю.)


Смотрю я в стекляшку
Зеленого цвета,
И сразу зима
Превращается в лето.

Чтение в лицах повторяется.

Занятие 1. Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе»

Цель. Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».

Ход занятия

Воспитатель показывает обложки книг или иллюстрации к сказкам К. Чуковского, читает отрывки из произведений и помогает вспомнить, как называется та или иная сказка и чем она завершается. Например:


Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют
косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка,
за солнышко».
(Краденое солнце)


Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили…
(Путаница)


Прибегали светляки,
Зажигали огоньки -
То-то стало весело,
То-то хорошо!
(Муха-Цокотуха)

Воспитатель напоминает детям, что все эти замечательные сказки написал Корней Иванович Чуковский. И сказку «Федорино горе» тоже написал дедушка Корней.

Педагог читает сказку. Дает детям возможность обменяться впечатлениями. Затем спрашивает, кому что в этой сказке показалось особенно смешным. Воспитатель зачитывает детям понравившиеся отрывки, в том числе эпизод, который приглянулся самому педагогу.

Примечание. Вне занятий целесообразно послушать сказки К. Чуковского в записи.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звук ч

Цель. Объяснить детям, как правильно произносится звук ч , упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.

Ход занятия

«Сегодня, – говорит педагог, – мы будем учиться петь новую песенку. Что это за песенка, вы должны догадаться сами. Слушайте.

Пошел Язычок погулять и пришел к железной дороге. Там стоял большой паровоз. Он громко пел: „Ч-ч-ч“. Язычок стал учить песню паровоза. Он поднял кончик языка, будто собрался запеть: „Ш-ш-ш“, но сделал шаг назад в своем домике. Покажите, как Язычок сделал шаг назад. Закройте рот, дайте вашим язычкам отдохнуть. Теперь пусть язычки снова поднимут кончики, сделают шаг назад и постучат ими в потолок: „Ть-ть-ть“.

А теперь постучите кончиком языка в потолок, пустите на ладонь (сделайте заборчик перед ртом) теплый ветерок и спойте: „Ч-ч-ч“. (Дети повторяют упражнение несколько раз.) Какую песню мы сегодня узнали? Чья это песня?

Язычку очень понравилось играть в паровоз. Паровоз шел быстро: „Ч-ч-ч-ч“, потом еще быстрее… Когда паровоз шел медленнее, его песня затихала. Послушайте теперь, как поет песню Олин паровоз. (Спрашивает 3–4 детей, которые нечетко произносят звук ч .)

Стал Язычок сочинять и петь, – продолжает занятие воспитатель, – разные песни, похожие на песню паровоза:


Чу-чу-чу – стоять не хочу,
Стоять не хочу – чу-чу-чу ;
Ча-ча-ча, чи-чи-чи, чо-чо-чо.
Ач-ач-ач – испекли калач.
Оч-оч-оч – наступила ночь.
Чок-чок – каблучок.

Дети повторяют слоги и чистоговорки вслед за воспитателем. Педагог читает детям стихотворение «Трое гуляк» (из французской народной поэзии, перевод Н. Гернет и С. Гиппиус):


В поле гуляли трое гуляк,
После прогулки делали так:
Апчхи!
Апчхи!
Чхи!

Воспитатель читает первые две строчки, а «трое гуляк», которые выбраны педагогом, поочередно чихают.

Чтение в лицах повторяется.

Затем педагог предлагает поиграть: «Я буду произносить слова. Когда услышите слова со звуком ч , хлопните в ладоши. Будьте внимательны. Работайте самостоятельно.

Чай… чародей… волшебник… чаща… чертенок… озорной… чижик… воробей… кашлять… чихать ».

В конце игры воспитатель отмечает, кто допустил ошибки.

Заканчивая занятие, педагог дарит детям новую загадку:


Белая бочка,
Нет в ней ни сучочка.
(Яйцо)

Примечание. Вне занятий для индивидуальной работы с детьми целесообразно использовать рабочую тетрадь.

Занятие 3. Составление рассказов по картине «На полянке»

Цель. Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.

Ход занятия

«Когда на улице холодно, хмуро или слякотно, так хочется, чтобы скорее наступило лето, – начинает занятие воспитатель. – Так хочется оказаться на опушке леса у реки, как вот эта семья».

Педагог показывает детям картину, дает возможность обменяться впечатлениями. Затем напоминает: чтобы составить красивый рассказ по картине, надо рассматривать ее… (в определенной последовательности) .

«Сначала давайте рассмотрим, что происходит около палатки. Симпатичная мама в синей кепочке и ее очаровательная дочка, сидя на чурбачках, чистят картошку.

Горит костер. В казане – вот он как выглядит – закипает вода. За спиной у мамы лежат собранные сухие ветки. Еще охапку веток несет мальчик в красной шапочке. Не работает только кот по кличке Кис. Лежит он, на коврике, как человек, положив ногу на ногу. Впрочем, котам положено спать днем. А уж сказочным котам тем более.

Итак, эту часть картины под названием „Около палатки“ мы рассмотрели. Остается кому-нибудь из вас объединить все сказанное в рассказ».

Воспитатель выслушивает рассказ одного-двух детей.

«Теперь рассмотрим, что происходит недалеко от палатки – продолжает разговор педагог. – Там… Папа закапывает в яму консервные банки, чтобы на месте стоянки туристов не осталось мусора. Правильно он поступает?»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину и рассказать о том, как красиво вокруг. (Рядом речка и опушка леса с березками и маленькими елочками. Зеленая травка. Кругом цветут мелкие яркие цветочки.)

«А теперь я составлю рассказ о всей картине, – говорит воспитатель. – Выдался хороший теплый день. Мама с дочкой сидят на чурбачках, чистят картошку и о чем-то беседуют.

Красавец кот по кличке Кис лежит рядом на полосатом коврике, отдыхает. Он ночью будет трудиться, палатку и продукты от мышей охранять.

Папа глубокую яму копает, консервные банки и мусор закапывает.

А кругом красота! Под ногами зеленый ковер с яркими цветочками, рядом речка и лес с белоснежными березками и малюсенькими елочками».

Примечание. В последующие дни педагог еще раз показывает картину, чтобы послушать рассказы детей.

Занятие 4. Урок вежливости

Цель. Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал.

Ход занятия

«Однажды, после завтрака в среднюю группу вошла незнакомая женщина, – начинает рассказ воспитатель. – „Здравствуйте, дети!“ – сказала она. Ребята, хотя и были очень-очень заняты – они играли, – приветливо ответили: „Добрый день“. Что ответили дети? Как они ответили?

Нашу гостью зовут Людмила Ивановна, – представил ее педагог. – Она попросила разрешения присутствовать на нашем занятии.

Во время этого разговора Наташа (вот умница!) принесла гостье стул и спросила: „Где вам удобнее сесть?“ С какими словами Наташа обратилась к гостье?

Людмила Ивановна поблагодарила Наташу.

„Хотите посмотреть, как зацвел наш цикламен?“ – предложил гостье Павлик. Что предложил Павлик? Как он это сказал?

„А хотите, я покажу вам нашу свинку?“ – спросила Алена. Что и как она спросила?

„Я могу показать вам интересные книжки“, – вступил в разговор Игорек.

„А я сварю вам вкусный кофе“, – улыбнулась Машенька и заспешила к плите.

„А я…“, „А я…“ – неслось со всех сторон, так как все дети хотели что-нибудь показать, рассказать гостье, чтобы ей понравилось у них в гостях, чтобы она не заскучала.

„Какие милые, приветливые малыши“, – подумала Людмила Ивановна. А когда вернулась домой, рассказала о своей встрече с детьми своим друзьям и знакомым. Ее рассказ услышал рыжий медвежонок. Он тоже решил отправиться в среднюю группу. Захотелось рыжему мишке собственными глазами-пуговками посмотреть на гостеприимных детей. Каких детей?

Пора бы мишке уже добраться до нашей группы. Сбегайте к окну, посмотрите, не идет ли медведь. (Физкультурная пауза.) Не видно? Тогда я пойду, посмотрю в коридоре. А вы тихонько посоветуйтесь, что можно показать медвежонку, о чем ему рассказать».

Воспитатель вносит в группу медвежонка. После того как дети ответили на приветствие медведя и пригласили его сесть, педагог предлагает показать мишке самое интересное, что есть в группе. Воспитатель обращает внимание детей на то, как ребенок предлагает медвежонку посмотреть (показать) что-то. Например: «Я хочу показать медведю наших рыбок», – говорит Саша.

«Думаю, что это будет интересно нашему гостю, – одобряет воспитатель. – Иди предложи мишке посмотреть рыбок».

«Хочешь, мишенька, посмотреть рыбок?» – спрашивает у медвежонка Саша.

Дети показывают медвежонку животных, растения, книжки, любимые игрушки, знакомят с помощником воспитателя. Медвежонок «благодарит» детей за гостеприимство.

В заключение дети читают медвежонку стихотворение В. Орлова «Почему медведь спит зимой».

Март – апрель – май

В весенние месяцы при каждом удобном случае следует, используя заклички, предлагать дошкольникам звать весну («Иди, весна, иди, красна…»), просить выглянуть солнышко («Солнышко-ведрышко…»).


В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит.

Перед выходом на прогулку в самый раз напомнить детям стихотворение Д. Хармса «Очень страшная история»:


Все окончилось прекрасно,
Братьям сразу стало ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою… (булку) .

После самостоятельной деятельности детей в группе иногда полезно прочитать «Разгром» Э. Успенского, а после коллективного труда нерадивому ребенку подарить татарскую народную песенку «Мешок» (перевод Р. Ягафарова, пересказ Л. Кузьмина).

Перед сном можно прочитать детям сказку «Бременские музыканты» (бр. Гримм, пер. с немец. В. Введенского, под ред. С. Маршака), рассказы «Подкидыш» В. Бианки и «Неслух» Н. Сладкова, главы из книги Э. Хогарта «Мафин и его веселые друзья» (пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько), а также произведения из литературного репертуара для детей 3–4 лет.

Для того чтобы создать хорошее настроение у проснувшихся детей, полезно прочитать им потешку «Идет лисичка по мосту…» (из русского народного фольклора).

Необходимо продолжать периодически рассматривать с дошкольниками иллюстрированные издания программных произведений. Интересоваться, кому какой рисунок понравился и почему. Рассказывать о том важном, на что дети не обратили внимание. (Например: «Одинаковое ли выражения лица у героя сказки на этих рисунках?»)

Следует очень доброжелательно относиться к детским фантазиям.

Нужно выделять время для работы с теми детьми, у которых проблемы со звукопроизношением или с фонематическим слухом. (Приемы работы и дополнительный речевой материал представлены в конспектах занятий.)

В весенние и летние месяцы, вне занятий следует начинать учить детей работать с картиной-матрицей. Методика описана в разделе «Развитие связной речи».

Для работы с картиной-матрицей можно использовать пособие для детей среднего дошкольного возраста «Учусь говорить». – М., Просвещение (любой год издания.)

Восьмого марта следует поздравить педагогов, с которыми дети общаются постоянно, закрепляя умения, полученные на занятиях. Желательно вручить взрослым коллективную детскую работу – рисунок, аппликацию, поделку из природного материала и т.п.


Мама, так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «Мама».

Я. Аким



Вот подснежник, на полянке
Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.

Перевод с молдав. Я. Акима Т. Виеру

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»

Программное содержание:

Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами.

Учить детей составлять небольшой рассказ, состоящий из нескольких предложений, отражающий содержание картины.

Продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-определения и слова-действия к словам: снег, зима, мороз, снежинка.

Закрепить названия зимней одежды.

Развивать у детей внимание, память, логическое мышление, творческое воображение.

Закреплять умение отгадывать загадки.

Развивать моторику рук, чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам.

Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

Активизировать словарь.

Материал: Картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня», автор О.И. Соловьева); кукла в зимней одежде; снежинки, вырезанные из бумаги; «Зимние картинки» (снежинки, снег, снеговик, санки, варежки, валенки и т.д.).

Ход занятия

Воспитатель: - Дети, к нам в гости пришла кукла Таня.

Чтение отрывка из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок».

Познакомьтесь с нашей Таней –

Ей пошел четвертый год.

Таня рано утром встанет,

И гулять она пойдет.

Воспитатель: - Наша Таня собирается на улицу. Что ей надо надеть, чтобы не замерзнуть? Дети называют предметы одежды, воспитатель демонстрирует называемые вещи и задает вопросы:

Какое это пальто? (зимнее, теплое, меховое). Какого цвета? - Какая шапочка? Какая кофта (свитер)? Какой шарф? и т.д. - Про что мы скажем – пушистый, меховой, мягкий? (воротник).

Зимнее теплое…(пальто). Желтая вязаная…(шапочка). Красная вязаная теплая шерстяная…(кофта).

Для чего нужен шарф? (чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть).

Наша кукла Таня тепло оделась и собралась на улицу кататься на санках.

Давайте покажем ей, как вы умеете кататься на санках, лыжах и коньках.

Пальчиковая гимнастика (2 раза)

Санки, (Обе ладони рядом, руки вперед-назад перед собой)

Лыжи (Ладони – противоходом)

И коньки (Ладони ребром – противоходом)

Мчатся наперегонки (Ладонь – кулак)

Воспитатель выставляет картину. Дети рассматривают ее, отвечают на вопросы.

Кто нарисован на этой картине? (Девочка Таня). - Где гуляет Таня? Что она делает? (Ответы детей). - Какое время года изображено на картине? Почему вы думаете, что это зима? Посмотрите на снег и скажите, какой он (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, чистый). А как можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная, холодная). А как Таня одета? (Тепло). На ней…(пальто, шапка, шарф, варежки, валенки). Дети описывают одежду.

Еще раз посмотрите на картину внимательно и расскажите, где гуляет Таня, что она делает, во что играет (Ответы детей).

Воспитатель читает стихотворение-загадку Е. Благининой:

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке (снежинки).

О чем это стихотворение? Какими словами сказано про снежинки, какие они? Какие еще можно слова сказать про снежинку, какая она? (Ответы детей).

Давайте еще раз расскажем про Таню.

В морозный зимний день Таня …(вышла гулять). Взяла она с собой…(санки, лопатку, ведро). Оделась Таня тепло. На ней…(меховая шапочка, зимнее пальто, валенки). На рукавичку Тане упала (снежинка - легкая, белая, красивая). На улице холодно, но Таня…(не боится мороза).

А сейчас расскажите про Таню без моей помощи. Кто хочет рассказать? (Ответы детей).

Оценивая рассказы, воспитатель хвалит тех детей, которые включили в свой рассказ определения: белый, пушистый (снег), снежная, холодная (зима).

- А сейчас мы все тепло оденемся и вместе с куклой Таней пойдем на прогулку (имитация: надевают верхнюю одежду, затем выходят на ковер).

Физкультминутка «Прогулка»

На дворе мороз и ветер,

Во дворе гуляют дети Шагают по кругу

Ручки потирают,

Ручки согревают Потирают рукой об руку

Чтоб не зябли ножки, потопаем немножко Топают

Нам мороз не страшен, Весело мы пляшем похлопать, покружиться.

Воспитатель делит детей на две группы. Одна изображает ветерок, другая – снежинок. Ветерок дует, снежинки кружатся. Затем дети меняются ролями.

Дидактические игры «Отгадай, сколько», «Не ошибись»

Отгадайте загадку:

С неба падают зимой

И кружатся над землей

Легкие пушинки,

Белые…(снежинки).

Правильно, это снежинки. Как красиво про них сказано: «легкие пушинки». Вам понравилось? У нас на столе лежат разные снежинки. Расскажите, какие они? (Ответы детей). Давайте их посчитаем: «Одна снежинка, две снежинки,…пять снежинок»; «Покажи первую снежинку,.. третью…и т.д.»

Дети, давайте покажем кукле Тане, как вы умеете отгадывать «зимние» загадки и подбирать слова-определения и слова-действия к отгадкам (воспитатель загадывает загадки о снеге, зиме, морозе, а дети отгадывают).

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки».

Зима какая? (холодная, морозная, снежная, веселая)

Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый, блестящий).

Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый).

Снежинка какая? (легкая, колючая, нежная, холодная, белая, красивая, узорчатая, резная)

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери действия».

Снег что делает? (идет, падает, кружится, летит, скрипит).

Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует).

Снежинка что делает? (летит, опускается, падает, кружится, тает).

Дидактическая игра «Что изменилось?» (с картинками).

ИТОГ

В конце занятия кукла Таня благодарит детей за интересные рассказы, хвалит их за то, что дети хорошо занимались. Воспитатель предлагает детям после занятий тепло одеться, взять куклу Таню с собой на прогулку и покатать ее на санках.

Занятие по развитию речи в средней группе.

Тема: «Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза».

Программное содержание: 1 . Овладение приемами работы с мнемотаблицами для запоминания, сохранения и восстановления информации о зимних явлениях природы.

2. Продолжать развивать умения детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, составлять рассказ по картине совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно.

3. Воспитывать умение выслушивать рассказы своих сверстников.

Материал к занятию: 1. Игрушка Снеговик.

2. Мнемотаблица «Зима».

3. Картина «Таня не боится мороза».

4. Флажки желтого, черного цвета, прозрачный флажок.

5. Оформление зимней поляны.

Предварительная работа: наблюдения за явлениями природы.

Ознакомление с пословицами, поговорками, заучивание стихов.

Описание игрушек, рассматривание иллюстраций, картин.

Словарная работа: белый, пушистый, серебристый, искристый, липкий, холодный, зимушка, морозная, снежная, волшебная, холодная, лютая, хрустальная, морозная.

Ход занятия:

Дети входят в группу, обращают внимание на гостей, здороваются с ними.

Здравствуйте!

Добрый день!

Мы рады видеть вас!

Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать?

Да!

Воспитатель: - Давайте мы сегодня с вами вновь отправимся в увлекательное путешествие на поезде. (становятся друг за другом, воспитатель – паровоз)

Поехали!

Едут смотрят по сторонам, видят флажок желтого цвета, вспоминают какую они проезжают станцию.

Солнечную!

Воспитатель: - Давайте ребята остановимся, отдохнем. (останавливаются, видят лес, поляна).

Какая чудная поляна! Кругом снег. Деревья стоят в серебре. Ой ребята, я кажется кого-то вижу под деревом? Интересно кто это?

Дети: - Снеговик!

Воспитатель: - Действительно Снеговик! Только он грустный, давайте у него спросим, что случилось?

Дети: - Добрый день, Снеговичок! Почему ты такой грустный, может тебе нужна наша помощь!

Снеговик: - Здравствуйте ребята, Снежная Королева прислала мне письмо в котором картина-загадка, а я не могу ее разгадать. Помогите мне ребята!

Воспитатель: -Ну что ребята, поможем Снеговику? (достаем из конверта мнемотаблицу «Зима»)

Дети высказывают свои суждения. Например: -На этой картине изображена зима. Потому что, зимой небо часто затянуто тучами и из них идет снег. (продолжают другие дети) Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

Воспитатель: - Вот что Снеговик изображено на твоей картинке-загадке.

Снеговик: -Спасибо вам ребята за то, что вы мне помогли, а вы знаете какая бывает зима?

Дети: -Снежная, волшебная, морозная, холодная, хрустящая, сказочная, лютая и т.д.

Снеговик: - А вам ребята нравятся зимние развлечения? Давайте поиграем.

1, 2, 3, 4

Мы с тобой снежок слепили! (лепим снежок)

Круглый, гладкий, очень крепкий!

И совсем, совсем не сладкий! (грозим пальчиком)

Раз-подбросим, (смотрим наверх)

Два-поймаем, (ловим)

Три уроним, (смотрим вниз)

И сломаем! (топаем ногами)

Снеговик: -Как весело! Мне нравится не только играть, но и слушать рассказы про зиму.

Воспитатель: -Ребята, порадуем Снеговика и расскажем ему о зиме.

Дети: -Да!

Воспитатель: - Снеговик, поехали с нами в детский сад, у нас есть там зимняя картина.

Возвращаемся в д\сад, усаживаемся на места. Обращаем внимание на картину.

Воспитатель: Ребята, давайте внимательно рассмотрим картину.

Вопросы по картине: Какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете? Кого вы видите на картине? Как мы назовем девочку? Как она одета? Почему она так одета? Какое у нее настроение? Куда она собралась? Что она с собой взяла? Чем можно заниматься зимой на прогулке?

Воспитатель Снеговику: -А теперь Снеговик послушай рассказы, которые составят дети. После установки 2-3 ребенка составляют рассказы по картине. После каждого составленного рассказа ребенком, Снеговик делает небольшой анализ.

Рефлексия.