Тренировка рабочей памяти. Хорошая память: простые способы для тренировки

Заучивать стихотворение ежедневно - хорошая разминка. Благодаря этому возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению. Важно понимать, что здесь подразумевается не бездумное «зазубривание», а, в первую очередь, понимание смысла запоминаемого.

Этот прием по-разному сказывается на мозге ребенка и взрослого человека. Дошкольникам заучивание стихов позволяет активизировать мышление, создать образные представления - сначала предметы, потом действия и явления, конкретные и абстрактные величины, в конечном счете это ведет к развитию наглядно-образного и логического мышления. Память и внимание выступают в роли посредников - они задействованы в процесс, благодаря им и происходит развитие мышления, поэтому они неизбежно тренируются.

Взрослому человеку стихотворения помогают выстроить новые нейронные связи, но не заменяют комплексной тренировки памяти. Память обладает рядом свойств - объем, скорость запоминания, длительность хранения, скорость воспроизведения и помехоустойчивость. Эти свойства тренируются выборочно при заучивании стихотворений. Увеличивается общий объем хранения информации, скорость запоминания и воспроизведения именно самих стихотворений.

Помимо того, что тренируются не все свойства памяти, заучивание стихотворений затрагивает не все ее виды: развивается долгосрочная и рабочая память, в то время как краткосрочная не затрагивается.

Для комплексного развития памяти необходимо одновременно тренировать все ее свойства и виды. С этой задачей отлично справляются когнитивные тренажеры - задания в игровой форме на развитие внимания, памяти и мышления. Внимание выступает основной «двигательной» функцией мозга, которая активизирует остальные, соответственно, без включения внимания не развить память. В этом, кстати, состоит основная ошибка при заучивании стихотворений - зачастую мы механически зазубриваем последовательность слов (в этом нам помогает ритмичность), но не задействуем внимание.

Когнитивные тренажеры очень удобны тем, что на них можно заниматься онлайн. предлагает 45+ когнитивных тренажеров, из которых 12 направлены на развитие всех свойств памяти. Задания основаны на научных методиках исследования мозга, их более 15, среди которых Задача N-назад, Кривая Эббингауза, Метод Векслера, Методика Вундта, Таблицы Шульте, Методика Корси. Сервис сам подбирает оптимальную программу тренировок на основе вводного теста.

Делать оригинальные замечания, анализировать ситуацию, или же перерабатывать кучу данных в связную и убедительную презентацию? Способность думать и обрабатывать разные куски информации быстро и эффективно – жизненно важный навык. В нашем быстро меняющемся и текучем мире ты должен быть способен использовать информацию в нужное время. И именно рабочая память позволяет это делать.

Когда-то считалось, что ёмкость рабочей памяти — нечто врождённое, однако исследования в области когнитивистики и психологии показывают, что мы на самом деле можем тренировать её, сделать крепче и быстрее.

Если ты готов увеличить свою рабочую память с уровня морских свинок до восьмицилиндрового двигателя, то сегодня твой день. Ниже мы дадим ценные советы о том как можно увеличить её потенциал для того, чтобы быть эффективным даже в сложных ситуациях.

Что такое рабочая память и почему это важно?

Всякий раз, когда мы выполняем задачи, которые требуют рассуждения, понимания и обучения, мы используем нашу рабочую память. Она позволяет нам держать соответствующую информацию в голове в то же время когда мы делаем что-то еще. Это краткосрочный резервуар для хранения мыслей и идей, к которому можно получить доступ в процессе решения проблем, принятия решений, нахождения объяснений, и пути выходов из сложных ситуаций. Думай о ней как о своей гибкой ментальной записной книжке.

Если ты отвечаешь на вопрос экспромтом, рабочая память — это то, что позволяет быстро находить нужные слова, одновременно произнося речь.

Или, предположим, ты пишешь заметку. В ходе работы тебе пришла в голову важная информация, которая касается какого-то общего момента. Тем не менее ты пока не готов записать эту часть, так что держишь её в памяти в то время как продолжаешь работать. Это пример рабочей памяти в действии.

Когда ты читаешь книгу или статью, рабочая память также играет большую роль. Понимание прочитанного требует от вспоминания массы информации, которая была прочитана ранее и соединение её с тем, что будет прочитано позднее.

Рабочая память также играет важную роль в фокусе и внимании. Мало того, что она позволит нам хранить соответствующую информацию в нашем мозгу, когда мы делаем что-то другое, рабочая память также позволяет игнорировать ненужную информацию, в том числе отвлекающие мысли. Как я уже говорил в совместном подкасте с Кэлом Ньюпортом , это очень редкое умение в нашу эпоху экономики знаний, и, следовательно, гораздо более ценное — способность сосредоточиться и погрузиться в задачи проекта на длительные периоды времени. Укрепление рабочей памяти является жизненно важной частью улучшения общей способности выполнять «глубокую работу».

Мало того, что способность оставаться сосредоточенным делает нас более продуктивными, исследования также показывают, что она вносит свой вклад в общее счастье. Сосредоточенный ум — счастливый ум.

Более того, некоторые исследования показывают, что рабочая память играет важную роль в общем развитии интеллекта — способность решать проблемы анализируя информацию, находить паттерны и взаимосвязи между различными элементами. Следует отметить, однако, что доказательства этой связи спорно, поскольку есть и другие исследования, которые показывают, что рабочая память не влияет на интеллект. Тем не менее, даже если улучшение рабочей памяти непосредственно не делает нас «умнее», как уже говорилось выше, она по-прежнему играет важную роль в эффективности повседневного психического функционирования.

Рабочая память особенно важна для тех, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности (attention deficit hyperactivity disorder, ADHD — прим.перев.) (что как раз может быть связано с её нарушениями) и для пожилых людей (с возрастом рабочая память ухудшается), но это жизненно важная вещь для всех, кто хочет оставаться на пике своих умственных способностей.

Есть одна проблема: в нашем быстро меняющемся, сложном, комплексном мире, рабочая память постоянно находится под давлением. Мы все страдаем от информационной перегрузки социальных медиа и новостных сообщений, требующих нашего внимания день и ночь. Мозгу приходиться усердно трудиться чтобы выяснить что из этой информации является важным, а что стоит проигнорировать. Голова постоянно перегружена, и таким образом хуже работает. Беспокойство и стресс, вызванный подобным состоянием, также снижает количество рабочей памяти, которой мы располагаем.

У нас есть два варианта. Первое — уменьшить беспокойство, стресс, отвлекающие факторы и информационную перегрузку. Ценный совет по улучшению жизни по всем фронтам, и телефона .

Но иногда подобное упрощение не представляется возможным или даже желательным. Мы не можем представить чего захочет босс в последнюю минуту перед дедлайном, или когда нашему ребёнку потребуется помощь врача. И, по правде говоря, большинство из нас относятся к информации как к большому и вкусному шведскому столу, растянутому перед нами онлайн. Конечно, большинство из неё — скучная ерунда, мимо которой можно пройти, однако есть много невероятно интересных вещей, которым стоит научиться.

Так что остаётся вариант два: улучшить и укрепить нашу рабочую память, чтобы мы могли справиться с острыми задачами жизни.

Давайте посмотрим как мы можем увеличить объём нашего внутреннего блокнота, чтобы он позволял работать более эффективно и соображать быстрее.

Как натренировать рабочую память.

Играйте в правильные тренирующие мозг игры. В последние несколько лет, подобные игры получили широкое распространение, обещая сделать вас умнее с помощью всего лишь 15 минут в день.

Представьте, что вы слушаете строки букв, которые зачитывают вслух. Вам надо нажимать на кнопку каждый раз, когда вы слышите, что одна буква повторяется подряд дважды. Это 1-back, и это легко. Если вы слышите строку n-a-m-m-a-m , вы нажмёте кнопку, когда услышите вторую m, правильно? Но давайте попробуем 2-back: в этот раз вам надо нажимать кнопку когда вы слышите последнюю букву в серии, так как последняя m соответствовала той, что была ранее (отсюда и 2-back). Если бы вам предложили попробовать 3-back, соответственно, то вам надо было бы нажать кнопку когда вы услышите вторую а , потому что перед ней были бы три буквы. И так далее, к 4-back, 5-back и дальше.

Что делает это упражнение таким сложным так это то, что строка продолжает двигаться — она не является коротким списком из шести букв, который представлен в примере, но продолжающейся, со всё новыми и новыми буквами, за полторы минуты. Таким образом вы постоянно обновляете и отслеживаете позиции из двух, трёх и четырёх букв, которая постоянно меняется, так как к ней добавляется следующий знак. Это требует полной концентрации. Отвлекитесь на мгновение и вы проиграли.

Чтобы сделать это умственное упражнение ещё труднее, предложим ещё одну вводную:

Когда вы слышите случайную последовательность букв, вы также видите точку на экране компьютера, двигающуюся случайным образом по восьми возможным местам во внешних квадратах поля игры крестиков-ноликов. Теперь цель – следить и за буквами и за точками.» Так, например, на уровне 3-back, вам надо нажать кнопку на клавиатуре, если вы помните, что буква прозвучала три знака назад, и в то же время не нужно нажимать другую клавишу, если точка на экране находится в том же месте, как это было три раза назад.

Довольно сложно, да?

Игра dual n-back предназначена для того, чтобы хорошо нагрузить рабочую память. Тебе приходиться следить за несколькими частями информации и в то же время применять её, и это становится всё сложнее и сложнее. Отличная тема для тренировок мозга.

Поднимай тяжести. Мало того, что укрепление рабочей памяти похоже на укрепление физических мышц, но и усиление ваших мышц действительно может укрепить мозг!

Тереза Лю-Амвросий в течение всей своей карьеры исследует связь между физической силой и умом, особенно у пожилых людей. Её исследования показывают, что силовые программы тренировок могут улучшить умственные функции лучше чем аэробные упражнения. В одном из исследований она обнаружила, что пожилые люди, которые регулярно занимались силовыми тренировками, демонстрировали лучшее внимание и рабочую память чем те, кто получал лишь аэробные нагрузки.

Хотя пока неясно почему именно силовые тренировки более полезны для рабочей памяти, другие исследования демонстрируют ту же связь. Так что начните поднимать штанги и гантели, и вы улучшите не только мускулы, но и мозг.

Тем же, кто предпочитает аэробные тренировки, не стоит сильно расстраиваться, от занятий бегом и плаванием есть тоже польза для интеллекта, исследование лишь предполагает, что она не столь велика как та, что сопутствует силовым упражнениям. Так что помимо ваших 5-мильных пробежек не забудьте пару подходов становой тяги и приседаний . Упражнения высокой интенсивности также демонстрируют рост рабочей памяти, поэтому не забывайте пробежать парочку спринтов.

Высыпайтесь. Одно из многих преимуществ хорошего ночного сна — улучшение рабочей памяти. Исследователи обнаружили, что люди, которые получают полные 8 часов сна, на 58 процентов лучше выполняют задачи, связанные с рабочей памятью, чем те, кто спит меньше.

Таким образом, чтобы быть уверенным, что ваша рабочая память действует на максимуме, примите меры чтобы обеспечить себе хороший ночной сон .

Ваша рабочая память — ключевой компонент того как хорошо и быстро вы думаете и насколько гибким остаётся ваш мозг изо дня в день. Максимизируйте её потенциал с помощью этих рекомендаций, и вы будете в состоянии справиться с любыми задачами.

Прочитала на одном дыхании. Вроде и про попаданку и академию. Но не однотипное

фанфик на Чижовского,как по мне достаточно неплохой,если любите почитывать эву.

Каждый оценивает текст по мере своей. Этот мне не понравился по многим причинам.

1. Текст состоит из трех частей, слабо связанных между собой сквозными персонажами, а каждая часть пытается показать читателю отдельную философскую концепцию. В результате появляется довольно странная смесь противостояния богу, вмешательства высших сил в обычную жизнь и поведение разных людей перед лицом неизбежной гибели. Также общей чертой всех сюжетных линий является явный кретинизм исходных условий. Дорогой друг! Ну какое тебе дело до тараканов в соседнем доме? А почему ты думаешь, что какой-то высшей силе есть дело до тебя и твоих дел? Не слишком ли это самонадеянно?

2. Один товарищ с гор, в меру подлый, коварный, из хорошей горской семьи обиделся на божество и решил возродить древнего бога. Да и флаг ему в руки, может даже по примеру многих сам попробовать стать богом. Для этого надо принести кровавую жертву. Очевидно. Да даже чтобы стать простым губернатором некоторые взрывают дом правительства с конкурентами и ничего… Но тут простой старенький учитель говорит, что это нехорошо. Согласен – это не просто нехорошо, это тупость несусветная, горцам глубоко безразлично что говорят бараны на пастбищах. Но авторы уверяют, что так бывает и учитель становится частицей бога…. Ну-ну.

3. Вторая часть настолько примитивна, что не стоит разбора. Представитель нашего времени переносится в эпоху гражданской войны в поисках вечной любви. Ангелы ему в помощь…

4. В последней части два ангела выкатывают городу стандартный ультиматум – или с города 10 праведников или геенна огненная. И все чего-то обеспокоились. Авторы! Идите на хрен! Да у нас в любой момент может начаться геенна, хоть личная, хоть общественная, и без всякого предупреждения. Никто и внимания не обратит на каких-то клоунов.

5. После того, как огонь поглотил город, выяснилось, что жители не пострадали и все это было понарошку. Нет, ребята, умерла так умерла, фарш обратно не провернешь…

6. Короче, очень поганенький фанфик по «Ангелам и демонам» Дэна Брауна.

7. Никогда не считал Олди приличными писателями, но за Валентинова, автора одной из неплохих книжек о гражданской войне «Полуостров», слегка обидно. Выбрать такую убогую опору на классику, как религиозные тексты – это надо исхитриться…

где-то на уровне первой книги,правда мне попался огрызок.платить за это деньги я бы не стал,так на разок прочесть и удалить.третью книгу даже искать не буду,устал я как-то от этих безупречных во всех отношениях валькирий и их лубочных империй.

чтун,надеюсь я опять назвал кошку кошкой? 😉

один большой рояль,вобравший в себя все штампы из миров содружества.но тем не менее — мысли автор излагает связно,пишет занимательно,читается легко.как развлекательное чтиво для любителей жанра вполне пригодно.вот только политику я бы выбросил,не понимаю зачем она в сказочке.правда прочел я пока половину и очень надеюсь,что это не будет очередной «император всея голактико».

Это. Да-да! Ну, и закидайте меня камнями, как в притче про Х.И.

Но IT3 — джентльмен, который называет кошку — кошкой, даже споткнувшись об неё в темноте. да.

Как тренировать память после инсульта

Существует много методов физической реабилитации, которые помогают в решение проблем связанных с моторными функциями и речью, но в настоящее время нет удовлетворительного способа лечения когнитивных проблем.

  • Новое исследование, показало, что пациентам у которых имеется приобретенная травма головного мозга, можно помочь улучшить внимание с помощью программного обеспечения, разработанного для улучшения рабочей памяти на основе программы (Cogmed). Результат показал, что 89% пациентов участвовших в исследовании (Cogmed) меньше отвлекались и реже теряли фокус при чтении.

Проведенное исследование является первым в своем роде, которое наглядно продемонстрировало, что работа и реабилитация когнитивных функций ведет к улучшению повседневной жизни. Стоит отметить, что это первое исследование и проведено оно было на слишком маленькой контрольной группе. Требуются дальнейшие исследования, но уже сейчас можно оптимистично, сказать, что это исследование выявило широкий потенциал обучения рабочей памяти. Если повторное исследование метода еще раз докажет, что он действительно эффективен, то это может принести новую надежду пациентам, которые страдают тяжелыми расстройствами рабочей памяти. Объем рабочей памяти является одной из основных когнитивных способностей, необходимых для восстановления других психических функций.

Ассоциации и зрительные образы

Вы сможете узнать или вспомнить что-то легче, если вы будете ассоциировать новое с чем-то, что вы уже знаете или хорошо помните.

  • Чтобы вспомнить определенную дату, стоит связать ее с другими известным датами или периодами времени (Рождество, день рождения и т.д.)
  • Чтобы помочь себе запомнить новые имена, связывайте новое имя с известным человеком которого вы знаете и помните. Связывайте имя человека с его физическими характеристиками (глаза, уши, вес, размер), создание зрительного образа.
  • Дела, которые вы можете забыть, связываете с делами, которые вы всегда помните, например, если вы пьете чай каждое утро, положите ваши таблетки рядом с чайными пакетиками, чтобы не забыть о них.

Пересматривайте и повторяйте материал, который вам нужно запомнить, как можно чаще. Не стесняйтесь повторять новую информацию несколько раз. Если вы должны помнить, что-то довольно большого объема (история, карта указания и т.д.) Разложите информацию на маленькие кусочки и тщательно, не спеша выучите их, при этом можно использовать ассоциации, как способ запоминания.

Как мудро высказался Конфуций «Даже самые тусклые чернила сильнее лучшей памяти». Заведите себе записную книгу, альбом напоминаний в котором, вы можете записывать все, что вам не обходимо, имена и контакты, телефоны, лекарства и любую дополнительную информацию. Для удобства пользования книгой, информацию можно разделить по цветовой гамме, очень важно — красный, повседневные дела — синий и т.д. Убедитесь, что у вас достаточно много места для хранения ценной информации.

Постоянные тренировки улучшают память, поэтому необходимо постоянно себя тренировать. Взгляните картину или фото в течение нескольких минут, а затем не глядя на нее попробуйте записать все предметы которые вы вспомните, или попытайтесь ее нарисовать. Начинайте с легкого и постепенно увеличивайте сложность.

Тренировка рабочей памяти

Рабочая память - это способность человека удерживать в фокусе внимания и перерабатывать некоторый объем информации, взятой из кратковременной и долговременной памяти. Рабочая память лежит в основе понимания, усвоения и запоминания новой информации. Недостаток рабочей памяти вызывает трудности в обучении особенно математическим дисциплинам, лишает человека возможности работать в многозадачном режиме. Улучшить рабочую память можно с помощью компьютерных тренажеров, представленных на этом сайте.

После 40 незаметно для человека, но наблюдаемо инструментально, мозг становится легче и меньше процентов на 15, теряя нейроны и белое вещество. Падает скорость импульсов в нейронной сети из-за утоньшения миелиновых оболочек, повышается вероятность органических поражений мозга. Уменьшается рабочая память и, как следствие, способность человека обретать новые знания и работать в многозадачном режиме.

Компьютерная тренировка рабочей памяти — один из признанных методов сохранения ментального здоровья на многие годы! Неврологи из Каролинского института в Швеции используя позитронно-эмиссионную и магнитно-резонансную томографию обнаружили, что тренировка рабочей памяти приводит к изменениям в количестве дофаминовых рецепторов, участвующих в механизмах памяти, эмоций и обучения. Регулярно тренируя свой мозг, можно сохранить ясность мышления до глубокой старости.

Источники:
Включите свою рабочую память на полную мощь (fb2)
Включите свою рабочую память на полную мощь читать онлайн. Узнайте, почему сильная рабочая память это лучше, чем высокий IQ Авторами этой книги являются ведущие специалисты в области памяти.
http://coollib.net/b/315930
Как тренировать память после инсульта
Существует много методов физической реабилитации, которые помогают в решение проблем связанных с моторными функциями и речью, но в настоящее время нет удовлетворительного способа лечения
http://medrich.ru/publication_p_2.html?id=330
Тренировка рабочей памяти
Компьютерные тренажеры рабочей памяти
http://workingmemory.ru/

(Visited 2 times, 1 visits today)

Наш мозг - удивительная система, которая постоянно показывает занятные фокусы. Знаком ли вам эффект «красной машины»? Человек покупает красную машину и вдруг начинает все время видеть на улице красные машины. Такое искажение называется «иллюзия частоты» или «феномен Баадера-Майнхоф» и происходит из-за селективного внимания мозга и склонности всегда подтверждать свою точку зрения (confirmation bias).

Мозг не только подвержен когнитивным иллюзиям, но и способен гибко реагировать на внешние раздражители. Можно ли в таком случае «накачать разум», оказывая на него стимулирующее воздействие? Метаанализ Калифорнийского университета показал, что краткосрочные когнитивные тренировки ведут к положительным эффектам в важных когнитивных функциях, измеряемых лабораторными тестами.

Рабочая память способна хранить информацию и обращаться к ней в краткосрочном промежутке времени. Это узкое «бутылочное горлышко интеллекта», влияющее на когнитивные процессы более высокого порядка, включая контролируемое внимание и рассуждения.

Анализ 20 научных исследований показал , что рабочая память не только тренируется, но и влияет на подвижный интеллект.

Подвижный интеллект - это способность мыслить логически, анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта. Подвижный интеллект не зависит от ранее накопленных знаний.

Всего три недели регулярных когнитивных упражнений значительно увеличивает число нейронных соединений. Это приводит к ускорению обмена информацией между разными отделами мозга, улучшает способность к запоминанию новой информации, развивает логическое мышление, умение сопоставлять факты и быстро принимать верные решения.

Когнитивных тренировок существует великое множество. Мы собрали несколько, отличающихся простотой, малым объемом и быстрым результатом (как минимум сразу можно оценить на каком уровне сейчас находится ваша рабочая память).

Тест на долговременную память


Викиум


Викиум предлагает сначала пройти тестирование и определить качество вашего мышления. На основании результатов тестов вы получаете программу тренировок. Курс состоит из ежедневных 15-минутных занятий.

Сервис работает по freemium-модели: пользователи могут приобрести доступ ко всем курсам, специализированным задания, а также возможность соревноваться с другими участниками. Премиум-аккаунт стоит 1990 рублей в год.

На сайте проекта указано, что решение предлагаемых задачек поможет перестать отвлекаться на внешние помехи и раздражители, научит быстро переключаться между разными видами деятельности, концентрироваться на задачах и работать продуктивнее. У компании есть даже игры, которые работают с устройством, считывающим электрическую активность головного мозга (альфа-ритм и бета-ритм) – работать с ними нужно при полной концентрации и в абсолютном спокойствии.

Brain Metrix


А вот это уже настоящая игра, но создана она «по заветам» нейробиологов. Показать высокий результат сможет тот, кто будет хорошо предсказывать точное место, куда отправится мяч.
При игре старайтесь не сосредотачиваться на том, где находится мяч, а пытайтесь предсказать, где он может оказаться.

На сайте вы найдете и другие бесплатные игры против компьютера, которые помогут вашему мозгу лучше оперировать рабочей памятью. В некоторых случаях вам сразу напишут количество очков, после которого продолжать игру не нужно - вы и так достигли совершенства.

Eidetic


Eiedtic использует метод интервального повторения, чтобы помочь вам запомнить что-либо: от важных телефонных номеров до фактов из Википедии. Метод заключается в повторении запомненного учебного материала по определенным, постоянно возрастающим интервалам. Интервальные повторения не предполагают заучивания наизусть.
Работает только под iOS.

Fit Brains


Сервис работает с мозгом по шести направлениям: фокусирование, память, скорость, логика, визуализация и язык. Fit Brains - единственная программа обучения мозга, которая включает в себя тренинг по эмоциональному интеллекту (EQ) в дополнение к упражнениям по развитию когнитивных навыков. Есть как платная подписка, так и бесплатные курсы.

Тренировка мозга включает в себя множество видов обучения: тесты памяти, тесты IQ, подвижный интеллект, рефлекторные действия и креативность. Сочетание различных игр с запланированным графиком тренировки будет стимулировать все основные области мозга, отвечающие за память, и усиливать ваши навыки.

По мере того как мы становимся старше, нам нужно больше тренировать ум, чтобы сохранить и отточить навыки. Даже головоломки, загадки, кроссворды, карточные игры, и, возможно, некоторые компьютерные игры могут помочь стимулировать часть мозга, связанную с когнитивными способностями, логическим решением проблем, хранением памяти и другими умственными способностями.

UPD. Добавлен проект «Викиум».

Теги: Добавить метки

Изучению памяти посвящено множество научных трудов и монографий, но, несмотря на это она по-прежнему во многом остается «вещью в себе» как для специалистов, так и для простых людей. По большому счету нам до сих пор неизвестно, каким образом работает наша "система хранения данных". Еще совсем недавно господствовала теория, что законы функционирования памяти и мозга неизменны. Существовало мнение, что мозг способен к развитию только в детском возрасте, а затем изменяется только в сторону ухудшения. Это убеждение основывалось на трех факторах:

  • чрезвычайно редкие случаи выздоровления пациентов с повреждениями мозга в прошлом;
  • не изученность мозговой деятельности на нейронном уровне;
  • отношении к мозгу, как к механизму, а механизмы, как известно, не меняются и не растут.

Понятно, что у разных людей и в разном возрасте мозг и, соответственно, память может работать и хуже, и лучше. Оценить это можно только одним способом, вычислить соотношение «входной» и «выходной» информации. Но сделать это сложно. Еще более сложно вычислить эффективность воздействия на память и деятельность мозга различных методик и программ. Во-первых, на людей по-разному действует тот или иной способ тренировки. А во-вторых, тест не будет чистым, так как при испытании каждого следующего программного продукта будет накапливаться воздействие, оставленное предыдущими.

Однако сейчас большинство специалистов сходятся в одном, что память способна развиваться при систематической ее тренировке. Это логично и не противоречит главным законам, по которым существует человеческий организм. В подтверждение этому можно привести результаты одного исследования, опубликованные в книге Нормана Дойджа «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга».

Общеизвестно, что у людей преклонного возраста активность мозговой деятельности снижается, а память ухудшается. Один из экспериментов заключался в том, что группа людей в возрасте 60-87 лет занималась 10 недель по 5 часов в неделю по программе улучшения слуховой памяти. После завершения курса, проведенное тестирование показало значительное улучшение этого вида памяти – результаты соответствовали тестам возрастной группы 40-60 лет. Повторный тест, проведенный через три месяца, эти результаты подтвердил.

Как работает память

Плохой памяти у людей не существует «по определению». Количество информации, которую может хранить наш мозг огромно. Просто есть люди, которые умеют пользоваться своей памятью, пусть и на неосознанном уровне, а есть те, которые к этому неспособны. У первых в этом хранилище все классифицировано, разложено по полочкам и предъявляется по первому требованию. А у вторых оно больше похоже на склад случайных вещей, хотя и наполненный «под завязку», но содержащий гораздо меньше полезных данных.

Но, несмотря на такую разницу в организации у всех у нас есть несколько разновидностей памяти, отличающихся временем хранения информации:

  • долговременная;
  • кратковременная;
  • мгновенная.

В долговременной мы храним только то, о чем постоянно думаем и чем регулярно пользуемся. Причем храним десятилетиями. Кратковременная используется для хранения текущей информации, задерживается она там иногда на несколько недель, но потом, если не используется, исчезает. Мозг, как и человек, не очень любит трудиться, когда не мотивирован, слишком много энергии расходуется при этом. Мгновенная память предназначена для работы в течение мгновений и секунд. Работает она, например, при оценке дорожной ситуации, слежении за движущимся объектом. Но стоит нам перевести взгляд или сконцентрироваться на чем-то другом вся информация в ней «обнуляется».

Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную - активный процесс в мозге, требующий значительных затрат энергии. Если перегружать кратковременную память, не давая времени мозгу перевести важную информацию из неё в долговременную, то эффективность запоминания снижается. Поэтому при активной учёбе небольшие периоды отдыха и расслабления необходимы.

Развитие кратковременной и мгновенной составляющей нашей памяти – прямая дорога к увеличению эффективности долговременной, которая в конечном итоге оказывает свое влияние и на наши когнитивные способности (наш интеллект). А развивать их можно, только тренируя и постоянно применяя в повседневной жизни.

Но это не все. Практика показывает, что лучше всего запоминается то, что вызывает интерес, понятно и сопровождается эмоциями. Зазубривание «чего попало» - бесполезная трата времени. А так как интересы у всех разные, то и материал для тренировок должен быть разным. Именно поэтому распространенный и повторяющийся из пособия в пособие совет улучшать память, заучивая стихи, помогает далеко не всем. Что делать тем, кто равнодушен к поэзии?

Собственно, на этих двух принципах: тренировке кратковременной памяти с использованием разнообразной информации и основывается работа многочисленных компьютерных программ. Такая тренировка памяти отличается от обычной лишь тем, что используются изображения предметов, а не сами предметы, что значительно облегчает организацию самого процесса. На компьютере можно смоделировать все, что угодно.

Тренировка мгновенной (рабочей) памяти

Мы уже говорили, что развитие кратковременной и мгновенной памяти – ключ ко всему процессу запоминания. Эта память ценна еще и тем, что она обрабатывает не только внешнюю информацию, но взятую из долговременной и кратковременной памяти. Собственно, многие исследователи считают, что именно в ее работе и заключается процесс мышления.

Большого смысла перечислять существующие компьютерные программы для развития памяти нет. Достаточно сказать две вещи:

  • любой человек может найти среди этого множества программу полезную именно для него;
  • все они, за небольшим исключением, имеют один характерный недостаток – ограниченный набор и однотипность тестов делает невозможной комплексную тренировку памяти.

Выделяется из общего ряда ресурсов, посвященных развитию памяти, персональный сайт Пигарева А.Ю. (Новосибирск) - http://working-memory.ru. На нем есть все, и написанная понятным языком концепция, и методика оценки памяти, и целый комплекс тренажеров, позволяющих ее развить. Пожалуй, единственный недостаток ресурса, - это невозможность пройти тесты без регистрации. Но это преодолимо – достаточно написать письмо владельцу.