Фз о государственном пенсионном обеспечении в российской федерации. Законодательная база российской федерации Федеральный закон 166

Федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» государственная дума приняла, а после опубликовала в Собрании Законодательства в 2001 году 15 декабря, а последние изменения в него были внесены 03 июля 2019 года.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Этот акт регулирует основания возникновения этого права, условия и порядок начисления пенсий по гарантированному государством пенсионному обеспечению. И так, рассмотрим более подробно.

Преамбула

Помимо рассматриваемого закона, регулирующим гос. пенсионное обсечение граждан РФ, существует еще три ФЗ:

  1. Конституция РФ (ст. 39) не один закон государства не может противоречить этому главному и основополагающему закону страны;
  2. ФЗ «О трудовых пенсиях»;
  3. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Эта нормативно-правовая база направлена на работу с государственным пенсионным обеспечением. Она даёт гражданам знания о пенсионной выплате в нашей стране.

Общие положения

Общие положения вышеназванного закона говорят о:

  1. Праве на возникновение пенсионного обеспечения;
  2. Понятиях, применяемых в данном законе;
  3. Лицах, в отношении кого действуют положения закона;
  4. Видах пенсий, положенных данным ФЗ;
  5. Праве человека на одну пенсию по выбору;
  6. Категориях лиц, имеющих возможность получать две пенсии;
  7. Финансовом обеспечении расходов на их выплату.

Условия назначения пенсий

Условия при назначении пенсий разные, и зависят они от категорий граждан, претендующих на ее получение.

  1. Право на возникновение пенсии по гос. обеспечению возникает у таких служащих, при наличии стажа работы на должностях гос. и гражданской службы от 15-ти лет (плюс положения, указанные в Приложении к закону), уволен такой служащий может быть по основаниям, указанным в законе о «Государственной и гражданской службы» и замещать федеральные гос. должности лицо должно 12 полных месяцев;
  2. Граждане из числа космонавтов и их семей. Право на такую пенсию возникает независимо от возраста. Мужчинам нужно иметь 2, а женщинам – 20 лет трудового стажа. Пенсия может быть назначена только при увольнении со службы

Право на пенсию по потере кормильца имеют только лица, прямо указанные в законе:

  • Дети, не достигшие совершеннолетия, либо достигшие, но проходящие обучение по очной форме (до 23 лет максимум);
  • Родители, по достижению пенсионного возраста, либо, родители-инвалиды;
  • Супруг (супруга) погибшего;
  • Еще одним важным условием является наличие у погибшего кормильца звания «Летчик – космонавт СССР» или «Летчик-космонавт РФ»;
  1. Военнослужащие и члены их семей. Следует знать, что под понятие «военнослужащие», относятся лица, указанные в ст. 8, рассматриваемого закона. Право на данную пенсию возникает у человека, проработавшего на таких должностях минимум 20 лет. Для некоторых служащих, указанных в законе существует предельный возраст — 45 лет, при этом общий стаж работы должен составлять 25 лет, включая стаж на занимаемой должности — 12,5 лет.

Право на ‏пенсию по ‏потере ‏кормильца ‏возникает ‏у лиц, ‏состоявших ‏на ‏иждивении ‏военнослужащего, ‏и ‏не ‏имеющих ‏иных ‏доходов возникает ‏в ‏случае гибели ‏ㅤ военнослужащего ‏при ‏ исполнении ‏служебных ‏обязанностей, ‏а ‏ также в ‏течение ‏3-х ‏месяцев со ‏дня ‏увольнения ‏со ‏службы;

  1. Участники ‏ВОВ ‏и ‏лица, ‏награждённые ‏знаком ‏«Житель ‏блокадного ‏Ленинграда». ‏Правом ‏на ‏эту ‏пенсию ‏может ‏воспользоваться ‏лицо, ‏при ‏установлении ‏ㅤ ему ‏инвалидности ‏любой ‏группы ‏и ‏лицо ‏должно ‏быть ‏военнослужащим. ‏Отказом ‏может ‏служить ‏нанесение ‏умышленного ‏увечья ‏или ‏ㅤ иного ‏вреда ‏здоровью;
  2. Граждане, ‏пострадавшие ‏от ‏техногенных ‏и ‏радиационных ‏катастроф. ‏ Лица, ‏имеющие ‏право ‏на ‏эту пенсии ‏указаны ‏в ‏ст. ‏10 ‏. Закона, ‏перечень ‏ㅤ является ‏полным ‏и закрытым. ‏Пенсия ‏по ‏инвалидности ‏при ‏поражении ‏радиацией ‏назначается ‏при ‏наличии ‏соответствующего ‏удостоверения. ‏Пенсия ‏ㅤ по ‏достижении ‏общего ‏пенсионного ‏возраста ‏назначается ‏на ‏5 ‏ лет ‏раньше, ‏установленного ‏общего ‏срока; ‏ㅤ
  3. Нетрудоспособные ‏ㅤ граждане. ‏Условиями ‏для назначения ‏социальной ‏пенсии ‏являются ‏основания, ‏указанные ‏в ‏ст. ‏11 ‏ рассматриваемого ‏закона. ‏ㅤ Это ‏лица ‏с ‏инвалидностью ‏всех ‏групп, ‏дети-инвалиды ‏(при ‏наличии ‏соответствующего ‏медико-социального ‏заключения) ‏дети, ‏потерявшие ‏ㅤ родителей, ‏граждане ‏из ‏малочисленных ‏народов, ‏иностранные граждане, ‏проживающие ‏на территории РФ, ‏как ‏минимум 15 лет. ‏ㅤ

Размеры пенсий

Размер пенсии в большинстве своем зависит от размера социальной пенсии, в процентном соотношении , зависит от

  1. Федеральные государственные служащие. Их зависит от проработанных лет на должности и от заработка. При минимальном стаже службы, пенсии составит 45 % от заработной плюс 3 % за проработанный год минимального размера, но не 75 %. При в районах, эта увеличивается на северного
  2. Военнослужащие. По для этих граждан в от инвалидности (III, II, I) и появления этой При 175, 250 и 300 % соц. При возникшем в военной 150, 200, 250 % от того же В потери – 200 % в травмы, и 150 % в заболевания на нетрудоспособного семьи;
  3. Участники ВОВ и награждённые «Житель Ленинграда». ВОВ из инвалидности устанавливается: 250, 200, 150 %; награжденным «Житель Ленинграда» — 200, 150, 100 %. Размер инвалиду, на которого нетрудоспособные семьи, сумма – пенсия + 1208 руб. 90 коп. на нетрудоспособного семьи. Если в регионе предусмотрены северные или иные коэффициенты, то они прибавляются к указанной сумме;
  4. Граждане, пострадавшие от катастроф. Социальная пенсия из граждан, перенесших болезнь иные заболевания — 250 %, а так же связанные с по на этих 200 % — для лиц, на этих Пенсии по – 250 % от соц. Пенсии по кормильца: 250 % — дети одинокой и обоих и 125 % — при кормильца нетрудоспособных семьи;
  5. Лица из космонавтов и состава. Пенсия при 20 и 25 лет у и в 55 % от за год этого еще + 3 %. Так же надбавки достигшим 80 лет – 200 % от соц. лицам 55 лет, на нетрудоспособного семьи – 32 % на члена 64 % на и 100 % за трех и Пенсия по таким лица 85 % (I и II гр.) от довольствия и 50 % (III

Что второй лиц, то стаж же, как и у при этом 2/3 должны на испытательных пенсия в случае составлять от 800 до 1000 %.

Видео: Комментарии специалиста

Стаж государственной службы, трудовой стаж и среднемесячный заработок

К стажу государственной службы относятся периоды осуществления такой службы на:

  1. Гос. должностях РФ и субъектов;
  2. Гос. должностях федеральных служащих (указанные в соответствующем реестре);
  3. Воинских должностях, включённые в список гос. должностей;
  4. Должностях налоговой полиции, органов по контролю и надзору за оборотом наркотических средств;
  5. Должностях таможенных органов;
  6. Должностях работников прокуратуры РФ;
  7. Муниципальных должностях;
  8. Выборных должностях, включенных в список федеральных должностей.

Под понятием трудовой стаж следует понимать — общий период работы, засчитываемый в страховой стаж.

Все периоды службы складываются в общий период работы, а исчисление трудового стажа происходит в календарном порядке. При службе на воинских должностях расчет происходит: 1 календарный день на военной службе приравнивается к 2 дням работы.

Начисление:

  • Размер пенсии исчисляется из расчета среднего заработка за последние 12 месяцев службы до дня ее прекращения;
  • Размер заработка для пенсии по факту не может быть выше 2,8 должностного оклада (либо, 0,8 денежного довольствия).

Особенности пенсионной системы

Установление, индексация, выплата и доставка пенсий

Пенсия устанавливается только по личному заявлению лица, претендующего на ее получение. Данное обращение может быть осуществлено в любой период после получения такого права. Пенсия – это право, а не обязанность! Об этом стоит не забывать. Органы пенсионного фонда сами не будут ничего никому начислять и выплачивать.

Перерасчет пенсии для лиц инвалидов производится при смене группы инвалидности, причины ее возникновения, количества иждивенцев. Перерасчеты пенсии для других категорий граждан производится по основаниям, указанным в ФЗ № 166.

Индексация пенсий производится для:

  1. Федеральных служащих при общем повышении денежного довольствия для этой категории граждан;
  2. Военнослужащих. Основания указаны в ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  3. Социальных пенсий – каждый год — 1 апреля;
  4. Сстальных категорий граждан, при индексации социальных пенсий.

Выдача пенсий производится при наличии документа, дающего право на ее получение и документа, удостоверяющего личность.

А доставка может производится любым удобным способом, через:

  • Почту России;
  • Банк (при чем, любой);
  • Службу доставки пенсии.

При выборе способа доставки необходимо об этом уведомить органы пенсионного обеспечения, посредством такого заявления. Так же пенсию может получать доверенное лицо, путем составления нотариально удостоверенной доверенности.

Порядок вступления Закона

Данный ФЗ начал свое действие с 01.01.2002 года. Те условия, которые были приняты ранее, и они были в большем размере, то в новом законодательстве они были сохранены в полном объеме. В Российском законодательстве существует правило «не допущение к худшему».
Лицам, имеющим степень инвалидности III, II и I (до 2004 года) применяются правила чтения закона I, II, III группы инвалидности.

Приложение

Приложением к комментируемому закону является — стаж гос. гражданской (иной приравненной к ней службе) при назначении пенсии за выслугу лет. Оно показывает в какие годы, какой размер стажа должен иметь место быть, начиная с 2019 года. В 2019 году – 15,5 лет и так до 2025 года поэтапное увеличение за каждый год по 6 месяцев. С 2026 года и дальше стаж этой службы будет составлять 20 лет.

Что нового в последней редакции

В 2001 году в связи с изменившимся социально-экономическим положением в России возникла острая необходимость проведения пенсионной реформы и создания принципиально новой системы пенсионного обеспечения. Новое было разработано и принято в рекордно короткие сроки - с 1 января 2002 г. уже вступили в действие новые законы, регламентирующие назначение, размеры и порядок начисления пенсий.

Одним из основных законов, входящих в систему пенсионного обеспечения и являющихся составной частью пенсионной реформы, выступает от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Закон). Одновременно с принятием комментируемого Закона были разработаны и приняты от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Эти законы можно образно назвать "столпами", на которых в течение 13 лет (до 2014 года включительно) "стоял" институт пенсионного обеспечения в Российской Федерации, и которые регламентировали основания возникновения права на пенсию и порядок назначения двух видов пенсий - трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

С 1 января 2015 года в рамках совершенствования пенсионной системы России вступили в силу новые законодательные акты - от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ "О страховых пенсиях"), от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (далее - ФЗ "О накопительной пенсии"). Однако внесение изменений в законодательную основу пенсионной системы нельзя назвать новой пенсионной реформой, поскольку она является логическим продолжением развития уже существующих в системе пенсионного обеспечения и пенсионного страхования принципов.

Страховую пенсию по старости (до 1 января 2015 г. - трудовую пенсию по старости) получает основная масса населения пенсионного возраста. Условиями для назначения страховой пенсии по старости являются: достижение установленного законом пенсионного возраста, который в России составляет для мужчин - 60 лет и для женщин - 55 лет, уплата страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования в течение 15 лет, то есть, наличие страхового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, увеличивается постепенно. В 2015 г. она составляет шесть лет. Начиная с 1 января 2016 г., она ежегодно увеличивается на один год. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения законодательно установленного пенсионного возраста.

Пенсионный коэффициент также устанавливается с постепенным увеличением. Так, с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения установленного законом пенсионного возраста, а при назначении страховой пенсии по старости досрочно - на день установления этой страховой пенсии. Необходимо напомнить, что условиями назначения трудовой пенсии по старости ранее, в соответствии с "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" являлись достижение установленного пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет и для женщин - 55 лет) и страховой стаж продолжительностью не менее 5 лет.

Порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Во-первых, это общая норма, устанавливающая, что данный вид пенсии назначается и выплачивается в соответствии с комментируемым . Однако если пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан не регламентировано комментируемым Законом, то оно осуществляется в соответствии с другими законами.

Так, пенсионное обеспечение членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации регламентируется от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) регламентирует пенсионное обеспечение указанных категорий лиц.

Вместе с тем, в ходе совершенствования законодательства, в комментируемом появляются нормы, регламентирующие государственное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, которое ранее устанавливалось иными нормативными актами. Так, пенсионное обеспечение космонавтов ранее осуществлялось в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утвержденном постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 17 мая 1993 г. N 455 "Вопросы материального и пенсионного обеспечения космонавтов". В настоящее время указанное Положение регламентирует только порядок установления периодов, засчитываемых в выслугу лет при назначении пенсии за выслугу лет.

Во-вторых, комментируемым установлено, что изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, осуществляется исключительно путем внесения изменений и дополнений в него. Указанная норма является общепринятой и содержится во всех действующих и вновь принимаемых федеральных законах, касающихся всех областей нормотворческой деятельности, включая и законодательство о пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации. Она является необходимой и оправданной, предотвращает правовые ошибки в применении законодательства и нагромождение законодательных и нормативных актов, упрощает и систематизирует нормотворчество. В период действия комментируемого Закона в него неоднократно был внесен ряд изменений.

2. комментируемой статьи устанавливает приоритет международных договоров в правоотношениях, возникающих по поводу пенсионного обеспечения, в том числе, при назначении государственных пенсий. Данная норма является конституционной, также содержится во всех принятых и действующих федеральных законах во всех областях правовой системы, и основывается на положениях Конституции РФ, которым установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Понятие международного договора дано в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", где международный договор Российской Федерации определен, как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Вопросы пенсионного обеспечения отражены во многих международных договорах. Приведем лишь некоторые и наиболее значимые из них. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) гласит: "Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства". Кроме того, ст. 25 данного документа закрепляет право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:

Граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

2. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5 пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 пунктом 4 (с применением пункта 5 Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей");

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей";

5) гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);

6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных статьей 7.1 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 17.1 настоящего Федерального закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

4. Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".

5. Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

6. Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".

7. Граждане из числа космонавтов при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".

8. Граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

9. Лицам, являющимся инвалидами, пенсия по инвалидности в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.


Судебная практика по статье 3 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ

    Решение № 2-5785/2018 2-5785/2018~М-5896/2018 М-5896/2018 от 26 ноября 2018 г. по делу № 2-5785/2018

    ...312-ФЗ, предусматривающий внесение ряда изменений, в том числе и в ст. 14 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 года № 166-ФЗ военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, ...
  • Решение № 2-831/2018 2-831/2018~М-857/2018 М-857/2018 от 26 ноября 2018 г. по делу № 2-831/2018

    Калачинский городской суд (Омская область) - Гражданские и административные

    В размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом, согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах...

    Решение № 2-4724/2018 2-4724/2018~М-4361/2018 М-4361/2018 от 19 ноября 2018 г. по делу № 2-4724/2018

    Ленинский районный суд г. Новосибирска (Новосибирская область) - Гражданские и административные

    П.2 ст. 3 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001«О государственном пенсионном обеспечении в РФ»). Исключение из этого правила предусмотрено в п. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», который определяет категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий. В соответствии с ч. 4 ст. ...

    Решение № 2-3669/2018 2-3669/2018~М-4174/2018 М-4174/2018 от 19 ноября 2018 г. по делу № 2-3669/2018

    Ленинский районный суд г. Астрахани (Астраханская область) - Гражданские и административные

    Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии...

    Решение № 2-4756/2018 2-4756/2018~М-4746/2018 М-4746/2018 от 14 ноября 2018 г. по делу № 2-4756/2018

    Ленинский районный суд г. Саратова (Саратовская область) - Гражданские и административные

    За ребенком в возрасте до 1,5 лет с 10 апреля 1986 г. по 31 августа 1986 г., в отпуске по уходу за ребенком до 3 - х лет с 31 июля 19990 г. по 30 июля 1992 г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10 апреля 2013 г. по 26 апреля 2013 ...

1) инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;

2) дети-инвалиды;

3) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;

4) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии;

5) граждане Российской Федерации, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста;

6) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.

2. Гражданам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по инвалидности.

3. Гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.

4. Гражданам, указанным в подпунктах 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по старости.

4.1. Гражданам, указанным в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны.

5. Социальная пенсия по старости гражданам, указанным в подпунктах 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

6. Перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 11 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ

    Постановление от 24 декабря 2018 г. по делу № А59-2699/2018

    Арбитражный суд Дальневосточного округа (ФАС ДО)

    Заседании суда кассационной инстанции, сводятся к несогласию с выводами судов о законности оспариваемого ненормативного правового акта. Представитель настаивает, что суды ошибочно сочли договор от 22. 11 . 2008 о закреплении долей квоты добычи водных биологических ресурсов прекратившим своё действие, и необоснованно не применили к спорным правоотношениям ГК РФ, учитывая, что фактически стороны договора, как...

    Постановление № 44Г-30/2018 4Г-729/2018 от 20 декабря 2018 г. по делу № 2-3041/2017

    Верховный Суд Республики Хакасия (Республика Хакасия) - Гражданские и административные

    С таким выводом суда апелляционной инстанции нельзя согласиться, поскольку он постановлен при неправильном применении норм материального права. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют...

    Постановление № 44Г-208/2018 4Г-2448/2018 от 17 декабря 2018 г. по делу № 2-3174/2017

    Хабаровский краевой суд (Хабаровский край) - Гражданское

    Возложить на ответчика обязанность по выплате пенсии по случаю потери кормильца за период с 1 июля 2016 года по 31 августа 2016 года в размере 11 903,64 рублей, взыскать с ответчика в его пользу неправомерно полученные от него в качестве возврата переплаченной пенсии 1 128,01 рублей, возложить на ответчика обязанность по...

    Решение № 2-2952/2018 2-2952/2018~М-3186/2018 М-3186/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 2-2952/2018

    Советский районный суд г.Томска (Томская область) - Гражданское

    03.2018 № С-1356, выданную ОГКУ ЦДНИ ТО о периоде работы на... с 21.01.1977 по 22.08.1977; справку от 12.03.2018 № 11 - 30/48, выданную... о работе на... с 02.09.1977 по 01.09.1978; архивную справку от 12.03.2018 № С-1333, выданную ОГКУ ЦДНИ ТО, о...

    Решение № 2-905/2018 2-905/2018~М-859/2018 М-859/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 2-905/2018

    Ярцевский городской суд (Смоленская область) - Гражданские и административные

    Страховой пенсии, ссылаясь на отсутствие требуемого законом специального стажа. В подсчет ее специального стажа не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 26. 11 . 2001г. по 27.12.2001г., с 27. 11 . 2006г. по 29.12.2006г., с 25.09.2007г. по 25.10.2007г. с 01.04.2008г. по 23....

    Решение № 2-10606/2018 2-10606/2018~М-9581/2018 М-9581/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 2-10606/2018

    Набережночелнинский городской суд (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    Возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства. Изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от... № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме...

    Решение № 2-400/2018 2-400/2018~М-461/2018 М-461/2018 от 28 ноября 2018 г. по делу № 2-400/2018

    Прилузский районный суд (Республика Коми) - Гражданские и административные

    М.Д. обратилась в ГУ УПФР в Прилузском районе РК (межрайонное) за установлением страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Решением ГУ УПФ РФ в Прилузском районе РК (межрайонное) № от 05 ...

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ от 16 декабря 2001 года (в дальнейшем – закон) является одним из системообразующих в пенсионной реформе (рис. 4.1, 4.2). Он вступил в силу с 1 января 2002 года. В соответствии с этим законом назначаю тол пенсии по старости, по инвалидности и за выслугу лет. Распространяется он на более ограниченный круг людей, по сравнению с законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Основной причиной, послужившей основанием для раздробления ранее сосуществующих в едином нормативном акте правовых институтов, стал источник финансирования. Пенсии по закону № 166-ФЗ выплачиваются исключительно за счет средств федерального бюджета , страховые платежи на их финансирование не направляются. Закон 166-ФЗ очертил круг лиц, на который он распространяется (рис. 4.3).

Право на государственное пенсионное обеспечение по закону возникает у сле дующих категорий граждан (рис. 4.4):

1) у федеральных государственных служащих при наличии выслуги определенной продолжительности;

2) пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф при достижении установленного законом возраста, инвалидности или потере кормильца;

3) бывших военнослужащих по призыву (срочной службы), ставших инвалидами в период прохождения службы, а также семей призывников, потерявших кормильца в случае его смерти наступившей в результате выполнения воинского долга. К ним приравнены участники Великой Отечественной войны. Им даже в тех случаях, когда они признаются инвалидами вследствие общего заболевания, пенсия по инвалидности устанавливается по условиям и нормам рассматриваемого закона;

4) не приобретших право на трудовую пенсию, при наступлении престарелого возраста, инвалидности или потерявших кормильца.

Закон не исчерпывает все категории граждан, пользующихся правом на пенсионное обеспечение за счет бюджетных ассигнований. В документе четко указывается, что не предусмотренное им пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами. Так, параллельно с рассматриваемым законом в отношении офицеров, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, будет продолжать действовать закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».


Основами о государственной службе предусмотрено, что государственным служащим назначаются пенсии за выслугу лет. Законом № 166-ФЗ для федеральных служащих установлены пенсии за выслугу лет на тех же условиях, которые применялись при установлении доплаты к пенсии. Это единственный вид пенсии, который не носит самостоятельного характера. Он устанавливается к трудовой пенсии по старости либо по инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней.

Для приобретения права на пенсию по выслуге необходимо соблюдение следующих условий:

· наличие государственной службы не менее 15 лет,

· увольнение с федеральной государственной службы по следующим основаниям: ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также по сокращению штата в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

· увольнение с должностей, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

· достижение предельного возраста для замещения должности федеральной государственной службы;

· несоответствие замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья;

· увольнение по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию.

Если стаж государственной службы составляет 15 лет, то пенсия за выслугу назначается в Размере 45 % среднемесячного заработка федерального государственного служащего. При федеральной госслужбе свыше 15 лет, за каждый полный лишний год службы пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. Но и тогда сумма этой пенсии и двух частей трудовой пенсии не может превысить 75 % заработка.

Пенсия за выслугу лет выплачивается по оставлении государственной службы закон № 166-ФЗ определяет круг лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий. При этом одна пенсия может быть трудовой, а другая – по государственному пенсионному обеспечению, либо две пенсии в рамках закона № 166-ФЗ. Такое право предоставлено:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная Федеральным законом № 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости;

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности по закону № 166-ФЗ и трудовая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за наклонением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться: пенсия по случаю потери кормильца по закону № 166-ФЗ и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);

4) вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 закона № 166-ФЗ (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);

5) семьям ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и (или) техногенных катастроф.


Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).

Особо следует остановиться на пенсионном обеспечении участников Великой Отечественной войны. Согласно закону № 166-ФЗ к ним отнесены граждане, указанные в подпунктах «а» – «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 федерального закона «О ветеранах», как это было в прежнем пенсионном законодательстве и в законе «О трудовых пенсиях в Российском Федерации».

Статьей 2 закона «О ветеранах» статус участника Великой Отечественной войны предоставлен и гражданам, указанным в подпункте «з» – это последний военный призыв, солдаты которого не служили в действующей армии и не участвовали в боевых действиях. Государственная Дума 14 ноября 2001 года приняла федеральный закон, которым по пенсионным льготам приравняла этих военнослужащих в полном объеме к участникам Великой Отечественной войны. Однако Совет Федерации эту инициативу не поддержал. Основания для пенсий военным инвалидам остались прежними.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при установлении инвалидности 1, II или III групп назначаются пенсии по инвалидности. Условия и нормы назначения пенсии различаются по причинам инвалидности (табл. 4.1) вследствие военной травмы или вследствие заболевания, полученного в период военной службы. Пенсии по случаю потери кормильца назначаются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего.

Размер пенсии по инвалидности устанавливается в процентном отношении от базовой части трудовой пенсии по старости, и зависит от группы и причины инвалидности. Пенсии по инвалидности вследствие военной травмы устанавливаются в более высоких размерах.

Таблица 4.1

Размеры пенсий по инвалидности военнослужащих по призыву

Группа инвалидности

Инвалиды

Участники Великой отечественной войны

вследствие военной травмы

вследствие заболевания в период службы

Инвалидам I и II групп, имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, пенсия определяется из расчета соответствующей количеству иждивенцев базовой час м трудовой пенсии. Так, при наличии 1 иждивенца базовая часть составляет 600 рублей и, следовательно, пенсия инвалида 1 группы вследствие военной травмы окажется 1800 рублей, II группы – 1600 рублей и т.д. Многие инвалиды с 1 января за счет нового порядка исчисления получили прибавку.

Закон детально регулирует условия и порядок предоставления пенсий только в отношении лиц (и членов их семей), пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской ABC. Виды и условия назначения пенсии зависят от категории граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, определенной законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЗС» который будет продолжать действовать (c внесением необходимых изменений) и в процессе пенсионной реформы.

Условия назначения пенсий лицам, пострадавшим в результате других радиационных или техногенных катастроф, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер государственной пенсии устанавливается в процентном отношении от базовой части соответствующего вида трудовой пенсии. Круг получателей социальной пенсии совпадает с кругом получателей аналогичных пенсий по прежнему законодательству. Социальные пенсии устанавливаются:

· гражданам, не имеющим права на трудовую или иную государственную пенсию;

· инвалидам 1, II и III групп, в том числе инвалидам с детства;

· детям-инвалидам;

· детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери;

· гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

· гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющим права на трудовую пенсию.

Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы. Размеры пенсий устанавливаются в процентном отношении к базовой части пенсии по старости.